Звено судебной системы это группа судов одного уровня для которых установлена

Обновлено: 25.04.2024

Суды в РФ в соответствии с Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" функционируют в рамках единой судебной системы.

Единство судебной системы предусматривает многообразие внутренних отношений между судами, определяемых:

функциональными связями между судами.

Организационные связи между судами:

  • регулируются законодательством о судоустройстве.

Судоустройство - система судебных органов государства, их структура и состав.

Функциональные связи между судами:

Судопроизводство – это порядок действий суда при рассмотрении судебного дела.

С точки зрения организационных связей систему судов принято делить на звенья судебной системы (судебные звенья), которые представляют собой элементы судебной системы.

Под судебными звеньями понимаются:

суды, идентичных территориальных образований,

которые наделены одинаковой компетенцией.

Звенья судебной системы определяют однотипность некоторой части судов, значение и место их в судебной системе.

Под компетенцией судов понимается:

территориальная подсудность - все категории судебных дел рассматривает только суд этого звена судебной системы и

судебные инстанции – полномочия судов.

Общее правило гласит:

  • чем выше место суда в судебной иерархии, тем более сложные виды судебных дел он может рассматривать.

Например:

мировые судьи рассматривают уголовные дела, которые предусматривают до 3 лет лишения свободы;

районные суды рассматривают судебные дела о преступлениях, для которых характерна средняя степень тяжести,

а областные и соответствующие суды - судебные дела о тяжких и особенно тяжелых преступлениях.

В любой стране судебная система включает несколько судебных звеньев:

это дает возможность оспаривать решения нижестоящих судов в вышестоящих судах;

суды отличаются от других государственных органов тем, что не имеют отношений подчинения.

Так, мировые судьи не должны подчиняться районному суду. Районный суд, в свою очередь, не должен подчиняться областному, краевому и верховному суду республики.

С точки зрения организационных связей вся судебная система разделяется на три судебных звена:

основное судебное звено,

среднее судебное звено и

высшее судебное звено.

Разные виды судов по-разному делятся на судебные звенья.

Применительно к территориальным судам общей юрисдикции:

основное судебное звено – районные суды;

среднее судебное звено – верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов;

высшее судебное звено – Верховный Суд РФ.

Военные суды:

основное судебное звено – гарнизонные военные суды;

среднее судебное звено – окружные (флотские) военные суды;

высшее судебное звено – Верховный Суд РФ (Военная коллегия Верховного Суда).

Арбитражные суды:

основное судебное звено – арбитражные суды субъектов РФ;

среднее судебное звено – окружные арбитражные суды;

высшее судебное звено – Высший Арбитражный Суд РФ.

Конституционные и уставные суды - действуют независимо друг от друга и не образуют единую судебную систему.

Каждое судебное дело попадает в то или иное судебное звено судебной системы. Это явление называют «родовой подсудностью».

Родовая подсудность определяет уровень суда, который должен заниматься рассмотрением конкретного судебного гражданского дела и делит их на:

  • мировой суд;
  • районный суд;
  • суд субъекта РФ и военные суды РФ;
  • верховный суд РФ.

Глава 3 «Подсудность» ГПК РФ

Инстанции судов в судебной системе

Инстанция судов:

это определённая стадия судопроизводства, а также

суд, который разбирает судебное дело на этой стадии.

Судебная система РФ в настоящее время представлена судами 4-х инстанций:

суды первой инстанции – рассмотрение судебного дела и принятие судебного решения по существу дела;

суды второй инстанции – суды апелляционной инстанции (апелляционные суды), пересматривающие не вступившие в силу судебные акты;

суды третьей инстанции – суды кассационной инстанции (кассационные суды), пересматривающие судебные акты, вступившие в силу;

суды четвертой инстанции – суды надзорной инстанции, пересматривающие судебные акты, принятые судами первой, апелляционной и/или кассационной инстанции при наличии исключительных для этого оснований.

Иногда на практике в качестве отдельной инстанции выделяют также суды, уполномоченные рассматривать дела по вновь открывшимся (новым) обстоятельствам:

однако такие суды не образуют какую-либо специальную судебную категорию и не представлены особыми структурными подразделениями;

судебные дела по вновь открывшимся обстоятельствам пересматривает тот же самый суд, который принял или изменил подлежащий пересмотру судебный акт, то есть, в данном случае судебное дело, по сути, рассматривается заново прежним судом.

Вышеперечисленные инстанции судов есть практически во всех видах судопроизводств:

гражданском судопроизводстве - Гражданский процессуальный кодекс РФ (ГПК РФ),

арбитражном судопроизводстве - Арбитражный процессуальный кодекс РФ (АПК РФ),

административном судопроизводстве - Кодекс административного судопроизводства РФ (КАС РФ) и

уголовном судопроизводстве - Уголовно-процессуальный кодекс РФ (УПК РФ).

Исключением является:

рассмотрение судебных дел об административных правонарушениях (КоАП) и

обращений в Конституционный суд РФ (КС РФ).

При рассмотрении судебных дел об административных правонарушениях (КоАП):

  • обжалование и пересмотр судебных решений также возможны, но при этом не выделяется как таковых апелляционной, кассационной и надзорной инстанций.

В случае с Конституционным судом:

  • отсутствие инстанций судов объясняется особым статусом и специальным судопроизводством – решения КС РФ являются окончательными и не подлежат обжалованию.

Суды играют роль одной из судебных инстанций:

  • например, суды первой инстанции - воинский суд, арбитражный суд в субъектах РФ, мировой судья.

Также суды имеют иногда значение нескольких судебных инстанций:

районные суды представлены первой и апелляционной инстанцией,

областные суды включают апелляционную и кассационную инстанцию,

Верховный Суд представлен всеми четырьмя инстанциями.

Инстанции судов обладают определенными особенностями, которые касаются:

перечня организаций, имеющих судебные полномочия;

для них характерны судебные составы компетенции и соответствующие процедуры рассмотрения судебных дел.

Особенности судов первой инстанции

Любое судебное разбирательство начинается с обращения в суд первой инстанции:

суд первой инстанции первично рассматривает судебное дело и принимает решение по существу поступившего обращения в суд;

суд первой инстанции – основной уровень судебной системы.

Подавляющее большинство гражданских, административных и уголовных судебных дел в первой судебной инстанции:

это судебные дела, рассматриваемые на уровне мировых судей и районных судов;

в системе арбитражного судопроизводства им соответствуют - суды субъектов федерации (на местном уровне арбитражных судов нет);

процессуальное законодательство предусматривает также ситуации, когда первой судебной инстанцией являются суды более высокого уровня.

Подсудность гражданских судебных дел, рассматриваемых в судах первой инстанции, определяется по правилам Главы 3 «Подсудность» ГПК РФ:

мировые судьи – статья 23 «Гражданские дела, подсудные мировому судье» ГПК РФ;

районные суды – статья 24 «Гражданские дела, подсудные районному суду» ГПК РФ;

военные суды – статья 25 «Гражданские дела, подсудные военным судам и иным специализированным судам» ГПК РФ;

суд субъекта федерации – статья 26 «Гражданские дела, подсудные верховному суду республики, краевому, областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области и суду автономного округа» ГПК РФ;

Верховный суд – статья 27 «Дела, подсудные Верховному Суду Российской Федерации» ГПК РФ.

Подсудность уголовных дел, рассматриваемых в судах первой инстанции, определяется статьей 31 «Подсудность уголовных дел» УПК РФ:

мировые судьи - как правило, осуществляют судопроизводство по преступлениям небольшой тяжести;

районные суды - считаются основным уровнем рассмотрения уголовных дел;

на уровне судов субъектов федерации - ведется разбирательство по особо тяжким преступлениям, по делам, связанным с гостайной, а также в связи с уголовным преследованием лиц, обладающих особым статусом (депутат Госдумы, член Совфеда, судья);

для рассмотрения судебных дел о военных преступлениях и преступлениях, совершенных военнослужащими, предусмотрена своя специальная система военных судов.

Подсудность по административным делам, которые рассматриваются в соответствии с КАС РФ (публичные правоотношения), определяется Главой 2 «Подведомственность и подсудность административных дел судам» КАС РФ:

мировые судьи – статья 17.1 «Административные дела, подсудные мировым судьям» КАС РФ;

районные суды – статья 19 «Административные дела, подсудные районному суду» КАС РФ;

военные суды – статья 18 «Административные дела, подсудные военным судам» КАС РФ;

суд субъекта федерации – статья 20 «Административные дела, подсудные верховному суду республики, краевому, областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области и суду автономного округа» КАС РФ;

Верховный суд РФ – статья 21 «Административные дела, подсудные Верховному Суду Российской Федерации» КАС РФ.

По иным административным делам, рассматриваемым по правилам КоАП РФ, устанавливается:

во-первых, подведомственность, при этом далеко не все дела разбираются в судах и,

во-вторых, подсудность судебного дела.

Кто именно уполномочен рассматривать то или иное административное дело, определяется:

в соответствии с положениями главы 22 «Общие положения» и главы 23 «Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях» КоАП РФ;

подсудность дел установлена статьей 23.1 «Судьи» КоАП РФ.

В статье 23.1 «Судьи» КоАП РФ:

перечисляются все правонарушения, которые рассматриваются судьями,

а также определяется подсудность дел по таким правонарушениям – мировые судьи, районные, военные, арбитражные суды.

Суд первой инстанции должен рассмотреть дело, изучить документы, выслушать стороны и свидетелей и вынести судебное решение.

Поле этого сторонам судебного процесса дается срок на обжалование:

  • например, 1 месяц по гражданским судебным делам

ч. 2 статьи 321 «Порядок и срок подачи апелляционных жалобы, представления» ГПК РФ

  • либо 10 дней по уголовным судебным делам.

ч. 1 статьи 389.4 «Сроки апелляционного обжалования приговоров или иных судебных решений» УПК РФ

Если никто судебное решение не обжалует, оно вступает в законную силу:

это значит, что его необходимо исполнять;

например, взыскивать деньги с должника или отправлять осуждённого в места заключения.

Особенности судов второй (апелляционной) инстанции (апелляционных судов)

В том случае, когда кого-то из участников судебного дела не устраивает судебное решение, он в течение указанного выше срока может подать апелляционную жалобу в апелляционный суд. Тогда вступление в законную силу судебного решения откладывается и судебное дело попадает в суд апелляционной инстанции.

Задача апелляционных судов:

проверить судебное решение, не вступившее в законную силу, как с фактической, так и с правовой точки зрения;

то есть суд апелляционной инстанции должен определить, насколько верно суд первой инстанции установил все факты и правильно применил судебное законодательство.

В итоге апелляционный суд:

может вынести своё судебное решение

либо оставить в силе решение суда первой инстанции.

Если суд апелляционной инстанции принял судебное решение, оно сразу вступает в законную силу и его необходимо исполнять.

Апелляционная инстанция – это апелляционный суд, который в судебной иерархии стоит выше, чем суд, судебное решение которого необходимо обжаловать.

Свои апелляционные инстанции (апелляционные суды) предусмотрены для пересмотра судебных решений:

по уголовным судебным делам - процедура установлена УПК РФ;

по гражданским судебным делам - процедура установлена ГПК РФ;

по арбитражным судебным делам - процедура установлена АПК РФ;

по административным делам, вытекающим из публичных правоотношений - процедура установлена КАС РФ.

Для рассмотрения судебных дел в апелляционном порядке в зависимости от судебного процесса предусмотрены:

либо специальные апелляционные суды - в системе арбитражных судов,

либо специальные структурные подразделения судов, которые уполномочены, среди прочего, рассматривать апелляционные жалобы - во всех остальных судах.

Куда подается апелляционная жалоба (апелляционное представление):

  • в системе арбитражного судопроизводства действуют специальные апелляционные суды, работающие по окружному (территориальному) принципу;

Статья 33.1 «Арбитражные апелляционные суды» Федерального конституционного закона от 28.04.1995 года №1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации»

по гражданским делам суд апелляционной инстанции определяется в соответствии со статьей 320.1 «Суды, рассматривающие апелляционные жалобы, представления» ГПК РФ;

по уголовным делам инстанция для подачи апелляционной жалобы (апелляционного представления прокурора) устанавливается по правилам, предусмотренным статьей 389.3 «Порядок принесения апелляционных жалобы, представления» УПК РФ;

суды, рассматривающие апелляционные жалобы или апелляционные представления по административным делам, вытекающим из публичных правоотношений, определяются согласно статье 296 «Суды, рассматривающие апелляционные жалобы, представления» КАС РФ.

По делам об административных правонарушениях, которые рассматриваются в порядке, предусмотренном КоАП РФ, судов апелляционной и кассационной инстанций нет.

Однако возможность обжалования судебного решения все-таки предусмотрена:

в соответствии со статьей 30.1 «Право на обжалование постановления по делу об административном правонарушении» КоАП РФ, жалоба на постановление суда подается в вышестоящий суд:

на решение мирового судьи – в районный суд,

на решение районного суда – в суд субъекта федерации,

на решение арбитражного суда – в окружной суд.

В судах апелляционной инстанции обжалуются судебные акты, которые не вступили в законную силу. Если апелляция в апелляционные суды не дала нужного результата либо привела к негативному результату, далее возможно кассационное обжалование в кассационном суде.

Особенности судов третьей (кассационной) инстанции (кассационных судов)

В кассационном порядке в кассационных судах:

можно обжаловать судебные акты, которые уже вступили в силу;

как правило, обращение в суды кассационной инстанции возможно только при условии, что уже был пройден апелляционный этап.

Суд кассационной инстанции (кассационный суд):

это вышестоящий суд или вышестоящее структурное подразделение суда по отношению к суду, решение которого обжалуется, в том числе по отношению к суду апелляционной инстанции;

кассационный суд проверяет судебные решения, вступившие в законную силу, исключительно с правовой точки зрения.

Кассационная инстанция не проверяет, насколько правильно предыдущие судьи установили факты судебного дела, пересмотреть эти факты уже нельзя. Можно обжаловать лишь правовую сторону дела, например, возможность применения другой статьи закона.

Суд кассационной инстанции (кассационный суд) определяется:

по арбитражным делам – в соответствии со статьей 274 «Арбитражный суд кассационной инстанции» АПК РФ и статьей 24 «Арбитражные суды округов» Федерального конституционного закона от 28.04.1995 года №1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации»;

по гражданским делам – в соответствии со статьей 377 «Порядок подачи кассационных жалобы, представления» ГПК РФ;

по уголовным делам – в соответствии со статьей 401.3 «Порядок подачи кассационных жалобы, представления» УПК РФ;

по административным делам, вытекающим из публичных правоотношений – в соответствии со статьей 319 «Порядок подачи кассационных жалобы, представления» КАС РФ.

В большинстве стран процесс обжалования ограничивается судами апелляционной и кассационной инстанцией.

В РФ, однако, есть ещё две судебные инстанции:

вторая кассационная инстанция и

четвертая (надзорная) судебная инстанция – Верховный суд РФ (Президиум).

Однако эти судебные инстанции практически не доступны для простых граждан.

Суды общей юрисдикции подразделяются на звенья. Под звеном принято понимать совокупность судов, обладающих равной компетенцией. Звено – суды (группа судов) одного уровня. Система судов общей юрисдикции состоит из четырех звеньев. Нумерация звеньев условна. Понятие «звено» в законе не используется. Оно сформулировано в научных и учебных целях в теории судоустройства. Решающее значение имеет не счет, а группирование судов, отнесение того или иного судебного органа к определенному звену. Тем не менее, первым звеном принято называть совокупность нижестоящих судов.

Таким образом, первое звено в системе судов общей юрисдикции – мировые судьи. Второе – районные (межрайонные, городские) суды. Третье звено объединяет верховные суды республик в составе Российской Федерации, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономных округов, суд автономной области. Верховный Суд РФ представляет собой четвертое звено. Поскольку Верховный Суд РФ один, то вышеназванное понятие звена как совокупности судов к нему относится с определенной оговоркой. Военные суды имеют самостоятельную систему звеньев.

Приведенная градация судов по звеньям относится ко всей системе судов общей юрисдикции, включая федеральные суды и мировых судей. Если же рассматривать отдельно только федеральные суды, то уместно сказать, например, что районные суды являются первым звеном в системе федеральных судов общей юрисдикции. И далее обозначить звенья в порядке возрастания.

Отнесение судов к одному звену означает, что все они равны по своей компетенции. В каком бы субъекте федерации не находился районный суд, он имеет те же самые полномочия по отправлению правосудия, что и любой другой суд этого уровня. Московский городской суд равен по компетенции верховному суду Татарстана, равно как и любому краевому или областному суду. Одинаковы полномочия у каждого из мировых судей.

Понятие «звено судебной системы» является судоустройственным. Оно не раскрывает порядок действий суда по осуществлению правосудия, а лишь обозначает его место в системе судов.

От данного понятия необходимо отличать понятие «судебная инстанция», которое является преимущественно судопроизводственным понятием и характеризует в первую очередь порядок осуществления правосудия. Законодательно различается рассмотрение дела по первой инстанции, во второй инстанции (т.е. в апелляционном порядке), а также в кассационной и надзорной инстанциях. В качестве самостоятельного вида судопроизводства предусмотрено производство ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств, но в силу исключительности этой процедуры оно традиционно не относится к разновидности инстанций.

Подчеркивая, что судебная инстанция – это порядок рассмотрения дела[16], следует заметить, что под инстанцией понимается также и суд, который вправе осуществить рассмотрение дела в порядке первой, апелляционной, кассационной или надзорной инстанции. Именно в этом значении даны определения инстанций в ст. 5 УПК РФ. Так, согласно п. 52 суд первой инстанции – суд, рассматривающий уголовное дело по существу и правомочный выносить приговор, а также принимать решения в ходе досудебного производства по уголовному делу. К этой характеристике следовало бы добавить такой существенный признак как непосредственное исследование доказательств, поскольку непосредственность восприятия судом доказательственных сведений является важнейшей предпосылкой постановления приговора. По существу, т.е. в целях разрешения основного вопроса уголовного дела – вопроса о виновности подсудимого, дело рассматривается в каждой из инстанций. Поэтому это скорее общий для всех инстанций признак, чем характерная особенность производства по первой инстанции.

При усвоении понятий «суд первой инстанции», «рассмотрение дела по первой инстанции» нужно помнить, что слово «первая» («первой») не должны ассоциироваться с количеством рассмотрений дела. Например, неправильно, полагать, что по первой инстанции дело может быть рассмотрено только один раз. По общему правилу с введением апелляции это так и происходит, поскольку апелляция имеет право окончательно разрешить дело с вынесением нового приговора. Однако имеются предусмотренные законом основания для возвращения дела в суд, принявший отмененное решение, для повторного рассмотрения дела в первой инстанции (в порядке, предусмотренном для первой инстанции). Таким образом, первая инстанция – это не уровень суда и не очередность, а порядок рассмотрения дела.

Согласно п. 53 ст. 5 УПК РФ[17] «суд второй инстанции – суд апелляционной инстанции». Апелляционная инстанция – суд, рассматривающий в апелляционном порядке уголовные дела по жалобам и представлениям на не вступившие в законную силу приговоры, определения и постановления суда (п. 2 ст. 5 УПК РФ).

Очевидно, что законодательное разъяснение рассматриваемых понятий не очень информативно и не позволяет составить представление об общих и специфических признаках производства в апелляционной инстанции. Рассмотрим их детальнее в соответствии с положениями главы 45 1 УПК РФ.

Апелляционной инстанцией выступает суд, вышестоящий по отношению к суду, вынесшему приговор или иное решение. Заинтересованные участники процесса вправе подать апелляционную жалобу через суд, принявший решение, в течение 10 суток. Судья суда апелляционной инстанции, изучив поступившее дело, выносит постановление о назначении судебного заседания. Производство по делу в суде апелляционной инстанции осуществляется по правилам производства в суде первой инстанции, за исключением специфичных процедур, специально предусмотренных для повторного рассмотрения дела. Структура судебного заседания в апелляционной инстанции та же, что и в первой. Апелляционный суд, проверяя доводы жалобы, вправе опираться на доказательства, полученные первой инстанцией, и по ходатайству сторон непосредственно провести судебные действия, направленные на установление обстоятельств дела: заслушать свидетелей, потерпевших и других участников, назначить экспертизы и т.д. Вновь полученные сведения могут привести к отмене обжалованного решения, в т.ч. приговора и вынесению нового постановления или приговора. Апелляционная инстанция при этом вправе применить закон о более тяжком преступлении (в пределах предъявленного обвинения) и усилить наказание. Преимущество апелляции, по сравнению с практиковавшимся многие десятилетия кассационным пересмотром не вступивших в законную силу решений в том, что здесь, как правило, все вопросы разрешаются в самой второй инстанции, без возвращения дела в суд первой инстанции. Именно для этих целей предусмотрено непосредственное исследование апелляционной инстанцией доказательств[18]. Данная инстанция проверяет не только законность вынесенного нижестоящим судом решения, но и его обоснованность и справедливость. В этом производстве суд интересует не только формальная (юридическая) чистота решения, но и его соответствие фактическим обстоятельствам исследуемого события, что принято называть обоснованностью решения.

Апелляционное производство предусмотрено также арбитражным процессуальным законодательством. В системе арбитражных судов выделено самостоятельное звено судов, занимающихся проверкой в апелляционном порядке решений нижестоящих судов – звено апелляционных арбитражных судов.

Пункты 14 и 16 ст. 5 УПК РФ[19] дают соответственно разъяснение понятий «кассационная инстанция» и «надзорная инстанция». Кассационная инстанция – суд, рассматривающий в кассационном порядке уголовные дела по жалобам и представлениям на вступившие в законную силу приговоры, определения и постановления судов. Надзорная инстанция – Президиум Верховного Суда Российской Федерации, рассматривающий в порядке надзора уголовные дела по надзорным жалобам и представлениям на вступившие в законную силу приговоры, определения и постановления судов.

Из содержания данных норм следует, что пересмотр вступивших в законную силу решений осуществляется в кассационной и надзорной инстанциях. Детальное изучение кассационного и надзорного производств входит в предмет самостоятельной учебной дисциплины – «Уголовно-процессуальное право (уголовный процесс)». Для уяснения смысла понятий «кассационная инстанция» и «надзорная инстанция» следует иметь в виду следующее. Трактовка данных понятий является для современных условий новой, возникшей с внесением изменений в Гражданский процессуальный и Уголовно-процессуальный кодексы, вступивших в силу соответственно с 1 января 2012 г. и 1 января 2013 г. До революции термин «кассационное производство» использовался для обозначения пересмотра судебных решений, вступивших в законную силу. Понятие «надзорное производство» применительно к судебной инстанции не употреблялось. Зародившаяся советская власть, как уже отмечалось, отказалась от апелляционного порядка пересмотра не вступивших в законную силу судебных решений, заменив его на кассационный порядок, т. е. термин, использовавшийся по Уставу уголовного судопроизводства для пересмотра вступивших в силу решений, применен («перенесен») к пересмотру не вступивших в силу решений. При этом законодатель, как подчеркивалось, в частности, в советской теории уголовного процесса, создал советскую кассацию, принципиально отличающуюся от кассации буржуазной. Делался акцент на том, что советская кассация имеет целью проверку не только законности судебного решения, но и его обоснованности, т.е. исследует как формально-юридическую, так и содержательную стороны дела. Пересмотр вступивших в законную силу судебных решений получил наименование «надзорное производство». Теперь мы возвратились к истокам и общемировой практике.

Требует ответа вопрос, почему для пересмотра вступивших в законную силу предусмотрены две инстанции – кассационная и надзорная. Для изучающих дисциплину «Правоохранительные органы» поясним кратко, что по процедуре (порядку деятельности) кассационное и надзорное производства практически идентичны. В Уголовно-процессуальном кодексе РФ они регламентированы главами 47 1 и 48 1 . Сравнение норм этих глав подтверждает, что процедурно регламентированная ими деятельность в главном совпадает. Функцию судов кассационных инстанций выполняют президиумы судов уровня субъектов РФ (областные, краевые и равные им) (п. 1 ч. 3 ст. 26 ФКЗ «О судах общей юрисдикции в РФ»; п. 1 ч. 2 ст. 401 3 УПК РФ) и Судебная коллегии (по административным, гражданским, уголовным делам, Военная коллегия) Верховного Суда РФ (п. 2 ст. 20 ФКЗ «О судах общей юрисдикции в РФ»; пп. 2, 3 ч. 2 ст. 401 3 УПК РФ). В системе судов общей юрисдикции, таким образом, созданы и функционируют две кассационные инстанции.

Надзорной инстанцией выступает Президиум Верховного Суда РФ (п. 1 ч. 1 ст. 16 ФКЗ «О судах общей юрисдикции в РФ»; п. 16 ст. 5, ч. 1 ст. 412 1 УПК РФ). Сохранение за Президиумом Верховного Суда названия надзорная инстанция, можно предположить, связано с тем, что по Конституции РФ (ст. 126) данный высший судебный орган осуществляет судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции.

Применительно к кассационному и надзорному производству существует понятие «инстанционность», означающее, что дело не может быть рассмотрено в вышестоящей кассационной инстанции, если оно отнесено к компетенции нижестоящей кассационной инстанции. Если дело не получило надлежащего разрешения в нижестоящей кассационной инстанции, оно может стать предметом рассмотрения вышестоящей инстанции. Каждое дело последовательно может быть пересмотрено в двух кассационных инстанциях. При определенных условиях оно может стать предметом рассмотрения Президиума Верховного Суда РФ, т.е. надзорной инстанции.

В отличие от апелляционной проверки приговоров и решений, которая осуществляется в каждом случае подачи жалобы, кассационный и надзорный порядки предполагают предварительный анализ жалобы судьей. Судья вправе передать жалобу на рассмотрение соответственно кассационной или надзорной инстанции или отказать в этом. Такой предварительный судебный анализ жалобы предопределен тем, что приговор или решение вступили в законную силу и обладают свойством общеобязательности. Опровергнуть вступившее в законную силу решение суда можно при наличии достаточных оснований.

Производство в кассационной и надзорной инстанциях имеет черты сходства с пересмотром дел ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств (в гражданском процессе – по вновь открывшимся обстоятельствам). В том и другом случаях приговор или решение вступили в законную силу. Однако если предметом исследования суда кассационной или надзорной инстанции являются те же самые обстоятельства и сведения, которые исследовались судом первой инстанции, то при возобновлении дел суд принимает во внимание вновь возникшие или новые обстоятельства, не бывшие известными суду при рассмотрении дела.

Таким образом, принято различать производство в первой, второй (апелляционной), кассационной и надзорной инстанциях. Суд любого звена системы судов общей юрисдикции может рассмотреть подсудное ему дело по первой (в порядке первой) инстанции. Апелляционной инстанцией является вышестоящий суд по отношению к суду, разрешившему дело. В качестве суда кассационной инстанции выступают строго определенные подразделения судов. Надзорная инстанция одна – Президиум Верховного Суда РФ.

Судебная компетенция – это совокупность полномочий суда, определяющих характер и степень его участия в осуществлении правосудия. В дальнейшем при характеристике каждого из органов судебной власти будут названы конкретные их полномочия в сфере уголовного, гражданского судопроизводства и судопроизводства по делам об административных правонарушениях. Определить компетенцию суда в целом или отдельных его подразделений, значит – указать какие категории дел он рассматривает по первой инстанции, в апелляционном, кассационном, надзорном порядке и по вновь открывшимся обстоятельствам. К компетенции районных и гарнизонных военных судов относятся полномочия по осуществлению судебного контроля за досудебным производством, а вышестоящих судов – пересмотр постановлений принятых нижестоящими судами в порядке осуществления судебного контроля.

Частью понятия «судебная компетенция» является понятие «подсудность». Подсудностью называется отнесение законом того или иного уголовного или гражданского дела к компетенции конкретного суда первой инстанции. Подсудность определяется на основе фактических обстоятельств преступления или гражданско-правовых отношений, на основе которых закон определяет, какой суд первой инстанции должен это дело рассматривать. Статья 47 Конституции РФ предусматривает, что никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом. Среди юристов это положение получило наименование «право на своего судью» или принцип законного суда.

Указанное конституционное положение конкретизируется в отраслевом законодательстве. В главе 5 УПК РФ определены предметная, территориальная и персональная виды подсудности.

Предметная подсудность устанавливает какие составы преступлений отнесены к компетенции того или иного суда, управомоченного рассматривать дела об этих преступлениях по первой инстанции. Мировому судье подсудны уголовные дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы, за исключением уголовных дел о преступлениях прямо перечисленных в законе (ч. 1 ст. 31 УПК РФ). Районному суду подсудны уголовные дела о всех преступлениях, за исключением уголовных дел, подсудных мировым судам и судам субъектов федерации (ч. 2 ст. 31 УПК РФ).

Судам субъектов федерации (верховному суду республики, краевому или областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области и суду автономного округа) подсудны уголовные дела, перечень которых (в некоторых случаях дополнительные условия) предусмотрены п. 1 ч. 3 ст. 31 УПК РФ. Кроме того, к их подсудности отнесены все уголовные дела в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, судьи Конституционного Суда РФ, судьи федерального суда общей юрисдикции или федерального арбитражного суда, мирового судьи, судьи конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации по их ходатайству, заявленному до начала судебного разбирательства (п. 2 ч. 3 ст. 31), а также дела, в материалах которых содержатся сведения, содержащие государственную тайну (п. 3 ч. 3 ст. 31 УПК РФ). Верховный Суд РФ не рассматривает уголовные дела в качестве суда первой инстанции, поэтому его предметная подсудность законом не определяется.

В УПК РФ определена также предметная подсудность военных судов, которая имеет некоторую специфику.

Общий принцип, лежащий в основе территориальной подсудности, состоит в том, что уголовное дело подлежит рассмотрению в суде по месту совершения преступления. Если преступления совершены в разных местах, то уголовное дело рассматривается судом, юрисдикция которого распространяется на то место, где совершено большинство расследованных по данному уголовному делу преступлений или совершено наиболее тяжкое из них (ч. 1, 3 ст. 32 УПК РФ). Изменение территориальной подсудности допускается в строго установленных законом случаях по решению судьи вышестоящего суда, принятому в процессуальном порядке с участием сторон (ст. 35 УПК РФ).

Термин «персональная» подсудность исходит от слова «персона». Речь идет, в частности, о случаях, когда преступление совершено военнослужащим. Все дела о преступлениях военнослужащих и лиц, проходящих военные сборы, подсудны военным судам[20].

Разновидностью персональной подсудности выступает норма п. 2 ч. 3 ст. 31 УПК РФ, согласно котором уголовные дела в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, судьи федерального суда, мирового судьи по их ходатайству, заявленному до начала судебного разбирательства, рассматривается судами уровня субъекта федерации (областными, краевыми и приравненными к ним). Иногда это правило именуют исключительной подсудностью.

В гражданском судопроизводстве, в силу специфики предмета исковых требований или действия принципа диспозитивности, подсудность определяется более гибко. Предусмотрена подсудность по выбору истца, исключительная, договорная (ст.ст. 29, 30, 32 ГПК РФ).

Все предусмотренные виды подсудности применяются одновременно. Нарушение правил о подсудности недопустимо. Поскольку при несоблюдении норм о подсудности происходит произвольное ограничение конституционных прав граждан, всякое нарушение подсудности является безусловным основанием для отмены приговора или решения.

Звеном судебной системы можно считать суды, занимающие одинаковое положение в судебной системе.

С учетом этого гражданские суды общей юрисдикции подразделяются на суды трех звеньев (уровней);

—основное звено— районные суды;

—среднее звено— верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов;

—высшее звено— Верховный Суд РФ.

—Подобным образом организованы и военные суды:

—основное звено— гарнизонные военные суды;

—среднее звено— окружные (флотские) военные суды;

—высшее звено— Военная коллегия Верховного суда РФ.

Судебной инстанциейсчитается суд (или его структурное подразделение), выполняющий (или выполняющее) конкретную судебную функцию, связанную с разрешением судебных дел (принятие решения по существу дела, проверка законности и обоснованности решения, вступившего или не вступившего в законную силу).

Судом первой инстанции называют суд, который уполномочен принимать решение по существу тех вопросов, которые являются основными для данного дела. По уголовным делам — это вопросы о виновности или невиновности подсудимого в совершении преступления, а в случае признания виновным— и о применении или неприменении уголовного наказания, конкретной его меры. По гражданским делам существо дела обычно составляет вопрос о доказанности или не доказанности предъявленного иска и о тех юридических последствиях, которые должны наступить. В отношении гражданских и уголовных дел судами первой инстанции могут быть почти все суды в пределах предоставленных им полномочий, которые более или менее четко определены в законе. Исключение составляют федеральные арбитражные суды округов: им не дано право быть судами первой инстанции.

Суд второй (кассационной) инстанции призван проверять законность и обоснованность приговоров и других судебных решений, как правило, не вступивших в законную силу. В систе­ме судов общей юрисдикции (гражданских и военных) в этом каче­стве могут выступать все суды, кроме гарнизонных военных судов. В подсистеме арбитражных судов функции кассационных инстанций выполняют федеральные арбитражные суды округов (как бу­дет показано ниже в гл. IX учебника, данная функция этих судов отличается существенным своеобразием). В общих (гражданских) судах среднего уровня и Верховном Суде РФ образуются коллегии, одной из задач которых является проверка законности и обоснован­ности не вступивших в законную силу приговоров и иных судебных решений нижестоящих судов. Такую проверку приговоров, вынесен­ных с участием присяжных заседателей, осуществляет кассационная палата, образуемая в составе Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ.

Широкое признание получил термин "надзорная инстанция". В системе гражданских и военных судов общей юрисдикции в таком качестве могут выступать президиумы судов среднего звена, а так­же судебные коллегии по гражданским и уголовным делам. Военная коллегия и Президиум Верховного Суда РФ, а в системе арбитраж­ных судов — Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ. Основная задача этих инстанций — проверка законности и обоснованно­сти всех видов судебных решений, вступивших в законную силу с соблюдением особого порядка производства — надзорного.

Эти же инстанции в гражданских судах общей юрисдикции проверяют законность и обоснованность вступивших в законную силу приговоров и иных судебных решений по уголовным деламв порядке, который называется производством по вновь открывшимся обсто­ятельствам. Что касается вступивших в законную силу решений по гражданским (обычным и арбитражным)делам, а также, по уголовным делам, рассмотренным военными судами, то их закон­ность и обоснованность по вновь открывшимся обстоятельствам мо­жет проверяться теми же судами, которые вынесли проверяемые решения.

С принятием Закона об арбитражных судах от 28 апреля 1995г. российской судебной системе вновь (почти после семидесятилетне­го перерыва) стал известен термин "апелляционная инстанция". Пока что такого рода инстанции есть в подсистеме арбитражных судов. По закону под ними понимаются суды, уполномоченные повторно и в полном объеме рассматривать дела, по кото­рым решение еще не вступило в законную силу, а какая-то из сто­рон не согласна с ним и подала апелляционную жалобу. В подобных случаях происходит новое разбирательство дела по существу и по его итогам выносится новое решение.

Вышестоящей инстанциейили вышестоящим судом обычно называют суды или их структурные подразделения, закипающие более высокую ступень. Как отмечено в ч. 2 ст. 36 Закона о судебной системе, " суды, рассматривающие дела в апелляционном или кассационном порядке, считаются вышестоящими по отношению к судам инстанции. Суды, рассматривающие дела в порядке надзора, считаются вышестоящими по отношению к судам, принимавшим решения по делу".

Пользуются также весьма созвучным термином "высшая судебная инстанция". Этот термин является синонимом наименований Верховного Суда РФ а иногда— и Конституционного Суда РФ. Более подробно полномочия судов, входящих в судебную систему, и их организация освещаются в гл. V—XI учебника.

Звено судебной системы - это группа однородных судов, действующих на равнозначных территориях и наделенных равнозначными полномочиями. Количество звеньев различно в разных подсистемах. Конституционный Суд РФ - единственный, и его полномочия распространяются на всю территорию России. Вопросы, отнесенные к его ведению, указанный суд рассматривает и разрешает независимо от того, где территориально возник этот вопрос (ст. 3 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»).

В судах общей юрисдикции построение по звеньям различается для территориальных судов и для военных судов. Территориальные суды общей юрисдикции включают следующие звенья судебной системы: 1-е звено - мировые судьи; 2-е звено - районные суды; З-е звено - суды в субъектах РФ; 4-е звено - Верховный Суд РФ.

В военных судах 1 звено образуют гарнизонные суды; 2 звено - окружные (флотские) военные суды; третьим звеном для военных судов является военная коллегия Верховного Суда РФ (ст. 8 Закона о военных судах).

В арбитражных судах 1-е звено образуют арбитражные суды в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах, которые образуют группу арбитражных судов субъектов РФ; 2-е звено в системе арбитражных судов образуют арбитражные апелляционные суды; З-е звено, составляют федеральные арбитражные суды округов. Высшим, четвертым звеном системы арбитражных судов является Высший Арбитражный Суд РФ.

Судебная инстанция – это группа судебных органов, обладающих равнозначными процессуальными полномочиями при производстве по конкретному делу.

Судом I инстанции называется суд, рассматривающий и разрешающий дело по существу. В роли суда I инстанции может оказаться любой из судов общ.юрисдикции. Судом II инстанции называется суд, проверяющий решения нижестоящего суда, не вступившие в законную силу.

Производство во II инстанции для судов общ.юрисдикции различается в зависимости от порядка проверки на две самостоятельные процедуры и может осуществляться в апелляционном или в кассационном порядке.

Апелляционная инстанция судов общ.юрисдикции проверяет законность и обоснованность решения, не вступившего в законную силу, вынесенного мировым судьей. Для арбитражных судов апелляционный порядок проверки установлен для решения суда субъекта РФ, не вступивших в законную силу.

Кассационной инстанцией в подсистеме судов общ.юрисдикции называется суд, проверяющий не вступившие в законную силу решения, вынесенные федеральными судами в качестве суда I инстанции, а также решения апелляционной инстанции. Кассационная инстанция в подсистеме арбитражных судов – это судебный орган, проверяющий решения арбитражных судов субъектов РФ, вступившие в законную силу, и решения апелляционных судов.

Надзорная инстанция – это судебный орган вышестоящего суда, правомочный проверять решения нижестоящих судов (I, апелляционной, кассационной и нижестоящей надзорной инстанции), вступившие в законную силу. Такими полномочиями наделяются президиумы судов субъектов РФ и военных окружных (флотских) судов, судебные коллегии ВС РФ, Президиум ВС РФ. В подсистеме арбитражных судов надзорной инстанцией может быть единственный судебный орган – Президиум ВАС РФ.

Звенья судебной системы нужны и соподчиняются (от основного звена к высшему) для административной организации судов - судоустройство. Инстанции судебной системы не подчинены. Судья второй инстанции не отменяет решение первой, а пересматривает его - судопроизводство.

Суды работают в рамках единой судебной системы, поэтому они имеют организационную и функциональную связь.

Любые организационные связи относятся к понятию «судебное звено», которое представляет собой элемент судебной системы. В нее включены суды идентичных территориальных образований, которые обладают равной компетенцией. Категория «звено» судоустройственная. С ее помощью определяется однотипность некоторой части судов, значение и место в судебной системе.

Что касается однотипности, судов одного звена, то она заключается в равной территориальной дислокации, структуре, компетенциях и составе. Компетенция здесь представляет собой территориальную подсудность (все категории дел рассматривает только суд этого звена) и судебные инстанции (полномочия).

Общее правило гласит, что, чем выше «располагается» суд в судебной иерархии, тем более сложные виды дел он может рассматривать.

Мировые судьи занимаются решением уголовных дел, которые предусматривают до 3 лет лишения свободы). Районными судами решаются дела о преступных деяниях, для которых характерна средняя степень тяжести, а областными и соответствующими судами дела о тяжких и особенно тяжелых преступных деяниях.

В любой стране судебная система включает несколько звеньев. Это дает возможность оспаривать решения нижестоящих судов в вышестоящих судах.

Суды отличаются от других органов страны тем, что не имеют отношений подчинения. Так, мировые судьи не должны подчиняться районному суду. Он же, в свою очередь, не должен подчиняться областному, краевому и верховному суду республики.

Понятие и особенности судебной инстанции

При рассмотрении функциональных (процессуальных) связей судов, отметим, что они характеризуются взаимодействием судебных инстанций.

Сущность функциональных связей любого суда состоит в возможности обжаловать постановление нижестоящего суда в порядке закона в вышестоящий суд.

Судебная инстанция — это суд, который осуществляет соответствующий вид судебной деятельности. Она обладает определенными судебными полномочиями. Понятие считается судопроизводственным, поскольку характеризует процессуальные взаимоотношения, проявляющиеся между судами.

Сегодня в нашей стране предусмотрены суды нескольких инстанций:

  • первая,
  • апелляционная,
  • надзорная,
  • кассационная.

Суды играют роль одной судебной инстанции (суды, находящиеся на первом звене: воинский суд, арбитражный суд в субъектах РФ, мировой судья). Также они имеют иногда значение нескольких инстанций (районные суды представлены первой и апелляционной, областные суды включают апелляционную и кассационную, Верховный Суд представлен всеми четырьмя инстанциями).

Инстанции судов обладают особенностями, которые касаются перечня организаций, имеющих судебные полномочия. Для них характерны судебные составы компетенции и соответствующие процедуры рассмотрения дел.

Суд первой инстанции представлен судебным органом. Он занимается рассмотрением дела по существу. Его цель представляет собой назначение наказания для виновных субъектов, оправдание (реабилитация) для не виновного субъекта. Если суд рассматривает гражданские дела, то цель представлена разрешением гражданско-правовых споров.

Такие суды представлены всеми судами, наделенными общей юрисдикцией, арбитражами, федеральными арбитражными судами в округах, специализированными арбитражами.

Если суд на этой инстанции занимается уголовным и гражданским судопроизводством, то для этого присуще несколько особенностей.

  1. доказано ли, что было совершено деяние, которое должно рассматриваться в уголовном судопроизводстве;
  2. есть ли доказательства, что подсудимый совершил уголовное преступное деяние;
  3. виновность подсудимого лица.

Когда суд рассматривает дело по существу, он должен выслушать доводы всех сторон, включая обвинение и защиту. Далее доказательства должны быть оценены в зависимости от внутреннего убеждения судьи, который в этом процессе руководствуется знанием законов и совестью.

После изучения и анализа совокупности доказательств, судья выносит оправдательный, обвинительный приговор (определяет, назначить наказание или нет). Также он может прекратить дело в соответствии с основаниями, которые есть в действующих законах.

В ходе гражданского судопроизводства происходит установка фактических обстоятельств, выслушиваются мнения сторон, представленных истцом и ответчиком. Далее суд может определить окончательное решение, а иск может быть удовлетворен частично или в полной мере. В удовлетворении иска может быть отказано.

Для рассматриваемого суда характерен следующий состав:

  • мировые судьи (судьи федерального суда);
  • судья федерального суда и коллегия, которая включает 12 присяжных заседателей (необходимо ходатайство обвиняемого субъекта, касающееся дел о тяжких преступлениях);
  • коллегия, включающая трех судей федерального суда;
  • коллегия, которая состоит из судьи и 2 арбитражных заседателей.

Жалобы или представления на любой судебный приговор формируются в течение 10 дней. Если они подаются на решения по гражданскому процессу, который проходил в судах общей юрисдикции и в арбитражных судах субъекта, то срок составляет 1 месяц с того времени, когда они были приняты.

Важно отметить, что суды первой инстанции работают с судебными актами, не вступившими в законную силу. Тем не менее, есть возможность их обжалования в ходе апелляционной инстанции в суде.

Суды апелляционной и кассационной инстанций

Суд апелляционной инстанции производит проверку степени законности, обоснованности постановлений, которые вынес суд первой инстанции. Они не вступили в законную силу. Это производится посредством повторного рассмотрения дела по существу.. По уголовным делам происходит также проверка справедливости

В качестве основания для рассмотрения дел в суде апелляционной инстанции выступает апелляционная жалоба участников судебного процесса. Также это может быть апелляционное представление прокурора, подаваемое через суд, который принял решение.

Еще недавно в Российской Федерации апелляционный порядок осуществления проверки судебных актов был доступен только для приговоров, решений и иных судебных актов мировых судей. В рамках подсистемы арбитражных судов это было возможно только в отношении судебных актов арбитражных судов субъектов.

Сейчас судами апелляционной инстанции могут являться:

  • районный суд по части приговоров и решений мировых судей;
  • верховный суд, работающий в краях и республиках, по части приговоров и решений районных судов;
  • окружной (флотский) военный суд по части приговоров и решений гарнизонного военного суда;
  • судебная коллегия Верховного Суда РФ в области актов верховного суда, работающего в республиках, областях, краях, включая соответствующие суды, принимаемые по первой инстанции;
  • Судебная коллегия по делам военнослужащих, работающая в рамках Верховного Суда по части актов флотских и окружных военных судов, принимаемых в системе первой инстанции;
  • Апелляционная коллегия Верховного Суда по части его решений, которые принимались в рамках первой инстанции.

В соответствии с результатами рассмотрения дел суды апелляционной инстанции вправе осуществлять следующие полномочия:

  • приговор остается не измененным;
  • происходит отмена обвинения в виде приговора, в дальнейшем выносится оправдательный приговор;
  • отменяется оправдательный приговор и назначается обвинение;
  • приговор отменяется полностью, а дело передается с целью начала нового разбирательства в суд первой инстанции (дело возвращается прокурору;
  • уголовное дело прекращается, приговор отменяется;
  • происходит изменение приговора.

Если рассмотрению подлежат гражданские дела, то суд апелляционной инстанции имеет полномочия на отмену или изменение решений судов первой инстанции. Он вправе принять новое решение или изменить старое.

Апелляционной инстанцией производится проверка судебных постановлений при использовании непосредственного исследования доказательств. По этой причине законом не предусмотрен возврат дела для нового разбирательства в суд первой инстанции в случае отмены судебного акта.

Апелляционные суды также имеют полномочия самостоятельного исправления любых ошибок, которые допускаются в процессе рассмотрения дел в судах первой инстанции.

Рассмотрение дел в суде апелляционной инстанции завершается вынесением апелляционного приговора (решений, определений или постановлений).

После того, как была произведена проверка судебного акта в апелляционной инстанции, судебные постановления, вступившие в силу, можно обжаловать в суд кассационной инстанции (исключения представлены судебными постановлениями Верховного Суда РФ).

Суд кассационной инстанции представляет собой суд, который осуществляет, в первую очередь, документальную проверку степени законности, обоснованности (справедливости по уголовным делам) судебных актов, которые вынесли суды первой и апелляционной инстанций.

В качестве основания для рассмотрения дел в таких судах выступает кассационная жалоба участника одного из судебных процессов. Также это может быть кассационное представление прокурора.

Как представление, так и жалобы в рамках кассационной инстанции может быть подано непосредственно в следующие органы:

  • верховный суд;
  • окружной (флотский) военный суд;
  • Верховный Суд РФ;
  • арбитражный суд округа (Судебная коллегия, рассматривающая споры, которые возникают из гражданских правоотношений; Судебная коллегия, решающая споры в области административных правоотношений).

В целом кассационная инстанция проводит документальную проверку. Она проверяет, правильно ли принято нижестоящим судом постановление, но не исследует непосредственно доказательства. Суд, как правило, не принимает новые доказательства.

Суд кассационной инстанции по уголовным делам характеризуется использованием принципа недопущения поворота к худшему в отношении осужденных лиц. Это выражено тем, что в ходе пересмотра дел здесь нельзя усилить наказание или использовать закон о более тяжком преступлении.

Доклад кассационной жалобы, представления, которые рассматриваются в соответствии с кассационным порядком в президиуме соответствующих судов, производят председатели суда, его заместители или иные члены президиума (другие судьи этого суда) по их поручению. Ранее они не должны были принимать участие в рассмотрении дела.

Судья-докладчик осуществляет изложение обстоятельств дела, содержание судебного постановления, которое было принято ранее. Он же приводит доводы кассационной жалобы или представления.

При рассмотрении дела суды кассационной инстанции могут принимать следующие виды решений:

  • оставление судебного постановления без изменения;
  • отмена постановления (дело передается для рассмотрения в нижестоящие суды или возвращается прокурору в случае уголовного судопроизводства);
  • в приговор или определение вносятся изменения;
  • принимается другое постановление (гражданские дела), при этом дело не может быть передано на новое рассмотрение (например, ошибки в использовании и толковании материальных норм права);
  • отмена судебного постановления (производство по делу прекращается).

Суд кассационной инстанции в ходе уголовного судопроизводства вправе облегчить наказание, которое назначено осужденному. Также он вправе использовать закон о менее тяжком преступлении.

Суд может не обращать внимание на доводы, приведенные в кассационной жалобе (представлении). Он имеет право провести проверку производства в полном объеме.

В области гражданских дел в кассационном порядке суды проверяют правильность толкования и использования правовых норм материального и процессуального права судами, которые ранее рассматривали дело. Это производится в рамках доводов, которые указаны в представлении или жалобе. При наличии интересов законности суды кассационной инстанции могут выходить за их рамки.

Сегодня для судов общей юрисдикции предусмотрено 2 уровня, на которые происходит проверка актов. Ее проводит кассационная инстанция в составе:

  • президиумов судебных органов, находящихся в субъектах России; военных судов округов (флота);
  • судебной коллегии Верховного Суда России.

Судебные акты в этой сфере могут становиться законными с того времени, как были провозглашены. Они также проходят проверку в судах надзорной инстанции.

Суд надзорной инстанции представлен судом, который осуществляет пересмотр определений, приговоров и решений, которые вступили в силу закона и составлены нижестоящими судебными органами.

В настоящее время в состав судов надзорной инстанции включен лишь Президиум Верховного Суда РФ.

В нем в качестве судебного надзора могут быть обжалованы:

  1. принятые на первой инстанции постановления верховных судов областей, республик, краев; окружных (флотских) судов. Это предусмотрено для ситуаций, когда они представляют собой предмет апелляционного рассмотрения Верховного Суда;
  2. выступающие в качестве предмета апелляционного рассмотрения и принятые на первой инстанции судебные постановления Верховного Суда;
  3. определения, принятые Апелляционной коллегией в рамках Верховного Суда;
  4. определения, которые выносятся как апелляция и кассация, которые приняла судебная коллегия Верховного Суда РФ;
  5. действующие акты, принимаемые арбитражными органами.

Президиум Высшего Арбитражного Суда принимает к рассмотрению жалобы на судебные акты арбитражных судов, которые уже вступили в законную силу

Основанием, по которому суд надзорной инстанции начинает рассмотрение дела, являются надзорные жалобы. Их подачу производят субъекты процесса и другие субъекты в тех случаях, когда их права, свободы и законные интересы нарушаются действием этих постановлений.

Наделены правом обращаться в Президиум Верховного Суда РФ Генеральный прокурор, включая его заместителей (должно быть представление о пересмотре судебных постановлений).

Подача надзорных жалоб, представлений осуществляется напрямую в Верховный Суд РФ, при этом его судья должен изучить надзорную жалобу, представление и вынести определение, касающееся отказа или передачи их для рассмотрения Президиумом Верховного Суда РФ (передачи на рассмотрение в порядке судебного надзора).

Как и в судах кассационной инстанции, дела здесь рассматриваются, главным образом, на основе представленной документации. Если лица, участвующие в деле и извещенные необходимым образом о времени и месте рассмотрения дела, не явились, то это не должно создавать препятствий рассмотрению дела в порядке надзора.

Здесь судьей-докладчиком оглашаются обстоятельства дела, состав сделанных постановлений, которые уже принимались по делу. Также приводиться должны доводы, касающиеся жалоб и представлений.

После того, как Президиум Верховного Суда РФ рассмотрел определенное дело, он принимает соответствующее постановление.

Рассматривая надзорные жалобы и кассационные жалобы, Президиум вправе принять решение с помощью большинства голосов. При наличии равного числа голосов, которые поданы за и против пересмотра дела, надзорную жалобу (представление) считают отклоненной.

Президиум при рассмотрении надзорной жалобы (представлений) в порядке надзора, имеет право на:

  • оставление постановлений судов первой, апелляционной или кассационной инстанции без изменений (надзорной жалобы без удовлетворения);
  • отмену постановлений судов первой, апелляционной или кассационной инстанции (частично или полностью), направление дела для нового рассмотрения в соответствующие суды;
  • отмену судебного постановления и прекращение производства по делу;
  • оставление в силе одного из судебных постановлений, которое было принято;
  • принятие нового судебного постановления, без передачи дела для еще одного рассмотрения в случае, когда допущена ошибка в использовании (толковании) норм материального права.

Для соблюдения интересов законности Президиум может выходить за рамки доводов надзорных жалоб и представлений, но он не вправе осуществлять проверку законности судебных постановлений по той части, в которой их нельзя обжаловать. Также он подвергает проверке законность судебных постановлений, которые еще не подлежали обжалованию.

Рассматривая дела в надзорном порядке, он не может установить или считать доказанными не установленные обстоятельства, которые отвергли другие судебные инстанции.

Что касается постановлений Президиума, то с момента принятия они вступают в законную силу и не могут быть обжалованы.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: