Особенности рассмотрения уголовных дел в судах первой апелляционной и кассационной инстанций

Обновлено: 24.04.2024

Конституцией Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Как указано в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 8 июля 2004 г. № 237-О, право на судебную защиту, закрепленное нормами статьи 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, предполагает наличие конкретных гарантий, которые позволяли бы обеспечить эффективное восстановление в правах посредством правосудия, отвечающего требованиям справедливости. Одной из таких гарантий является право обжалования в суд решений и действий (бездействия) органов государственной власти, в том числе судов, чем предопределяется предоставление заинтересованным лицам возможности добиваться исправления допущенных судами ошибок и создание в этих целях процедур проверки вышестоящими судами законности и обоснованности решений, вынесенных нижестоящими судебными инстанциями.

Органы законодательной и исполнительной власти не осуществляют проверочные функции в отношении судебных актов, в связи с чем судебные акты могут подвергаться предметной оценке только вышестоящими судебными инстанциями, а именно, апелляционной, кассационной и надзорной.

Одним из видов обжалования в вышестоящую судебную инстанцию решений, приговоров, определений и постановлений суда, не вступивших в законную силу, является апелляция (от лат. appellatio - «обращение»), также именуемая второй инстанцией.

В Российской Федерации апелляция как форма обжалования восстановлена (после отмены в 1917 году) с принятием Арбитражно-процессуального кодекса Российской Федерации в 1995 году.

Принцип инстанционности, к примеру, отражен в статье 323 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ), в соответствии с которым приговор, постановление мирового судьи о прекращении уголовного дела и иные его постановления могут быть обжалованы в районный суд для рассмотрения в апелляционном порядке.

При этом в отдельных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, итоговый судебный акт может быть отменен судом, его вынесшим. Например, статья 129 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) регулирует такой порядок в отношении судебного приказа. Так, судебный приказ может быть отменен мировым судьей, который ранее его и постановил, если от должника в установленный срок поступят возражения. В настоящее время такой срок составляет десять дней со дня вручения должнику данного судебного акта (статья 128 ГПК РФ).

На современном этапе становления процессуального права апелляцию принято различать на полную и неполную.

При полной апелляции рассмотрение дела состоит в новом разбирательстве дела по существу, то есть стороны вправе представлять суду апелляционной инстанции новые доказательства в подтверждение своей позиции, при этом суд апелляционной инстанции не ограничивается только проверкой правильности обжалуемого судебного акта, а вновь рассматривает дело на тех же началах, что и суд первой инстанции. К примеру, в дореволюционной России была полная апелляция.

При неполной апелляции процесс доказывания сконцентрирован в суде первой инстанции, то есть представление новых доказательств в суд апелляционной инстанции либо недопустимо (как правило), либо допускается в определенных законом случаях, например, если у сторон имеются «уважительные причины» непредставления ранее таких доказательств в суд первой инстанции.

На сегодняшний день в Российской Федерации в большей степени преобладает модель смешанной апелляции, которая, в свою очередь, сочетает в себе признаки полной и неполной апелляции.

Между тем третьей по иерархии инстанцией судоустройства и второй по обжалованию судебных актов (приговоров, определений и решений судов), вступивших в законную силу, является кассация (от лат. quasso - «разрушаю, разбиваю»).

В порядке кассационного производства подлежат проверке не факты, а соблюдение судом первой и второй инстанций норм права. Такая форма обжалования в правовой среде получила название «чистая» или «формальная» кассация.

Последней, четвертой инстанцией, рассматривающий дело в порядке надзора и именуемой как надзорное производство, является Президиум Верховного Суда Российской Федерации.

Надзорное производство представляет собой исключительную стадию судопроизводства, где проверяется законность и обоснованность решений нижестоящих судов, вступивших в законную силу.

Основаниями для отмены или изменения судебных актов в порядке надзора служат только фундаментальные нарушения норм права нижестоящими судами. Это могут быть право на доступ к правосудию, на справедливое судебное разбирательство. К фундаментальным нарушениям норм права также следует относить нарушения единообразия толкования и применения судами норм права.

Помимо вышеуказанных видов обжалования существует так называемый и четвертый вид обжалования - пересмотр по вновь открывшимся или новым обстоятельствам судебных актов, вступивших в законную силу.

В соответствии с ГПК РФ ко вновь открывшимся обстоятельствам относятся, к примеру, существенные для дела обстоятельства, которые не были и не могли быть известны заявителю. К новым обстоятельствам ГПК РФ относит в том числе отмену судебного акта суда общей юрисдикции или арбитражного суда либо постановления государственного органа или органа местного самоуправления, послуживших основанием для принятия судебного решения по данному делу.

В свете вышеизложенного прежде всего обращает на себя внимание тот факт, что 2018 год запомнился для судебной системы нашей страны двумя принятыми важнейшими нормативными правовыми актами, а именно, подписанные Президентом Российской Федерации Федеральный конституционный закон от 29 июля 2018 г. № 1-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» и отдельные федеральные конституционные законы в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции» и Федеральный закон от 28 ноября 2018 г. № 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Первый документ вступил в силу 30 июля 2018 года и действует за исключением ряда положений, вступающих в силу в иные сроки, второй нормативный документ вступает в силу не позднее 1 октября 2019 года с момента принятия решения Пленума Верховного Суда Российской Федерации.

Данное событие дает основания полагать, что в Санкт-Петербурге не позднее осени 2019 года должны начать свою работу Второй апелляционный суд общей юрисдикции и соответственно Третий кассационный суд общей юрисдикции.

По информации, размещенной на официальных сайтах указанных судов, Второй апелляционный суд общей юрисдикции будет расположен по адресу: Санкт-Петербург, ул. Пестеля, д. 9, лит. А, а Третий кассационный суд общей юрисдикции - по адресу: Санкт-Петербург, ул. Садовая, д. 26.

Таким образом, апелляционные и кассационные жалобы на решения Санкт-Петербургского городского суда и Ленинградского областного суда будут рассматриваться на территории Санкт-Петербурга.

Во Втором апелляционном суде общей юрисдикции будут обжаловаться судебные акты Верховного Суда Республики Карелия, Верховного Суда Республики Коми, Архангельского областного суда, Вологодского областного суда, Курганского областного суда, Ленинградского областного суда, Мурманского областного суда, Свердловского областного суда, Тюменского областного суда, Челябинского областного суда, Санкт-Петербургского городского суда, суда Ненецкого автономного округа, суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, суда Ямало-Ненецкого автономного округа.

В Третий кассационный суд общей юрисдикции подлежат обжалованию судебные акты судов Республики Карелия, Республики Коми, Архангельской области, Вологодской области, Калининградской области, Ленинградской области, Мурманской области, Новгородской области, Псковской области, города Санкт-Петербурга, Ненецкого автономного округа, а также судебные акты апелляционных судов общей юрисдикции, принятых по жалобам и представлениям на судебные акты указанных судов.

В результате, новые апелляционные суды общей юрисдикции будут рассматривать дела в качестве суда апелляционной инстанции по жалобам, представлениям на судебные акты верховного суда республики, краевого, областного судов, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, принятые ими в качестве суда первой инстанции и не вступившие в законную силу. Также в их компетенцию будут входить дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

Кассационные суды общей юрисдикции будут рассматривать дела в качестве суда кассационной инстанции по жалобам и представлениям на вступившие в законную силу судебные акты, а также дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

По судебным актам первой инстанции - мирового судьи и районного суда апелляционная инстанция останется прежней: судебные акты мирового судьи подлежат обжалованию в районном суде, а судебные акты районного суда обжалуются в городской, областной или равные им суды.

В последующем жалобу можно будет подать в кассационный суд общей юрисдикции (первая кассация), а после этого обжаловать судебный акт в профильную коллегию Верховного Суда Российской Федерации (вторая кассация).

В случае, если дело по первой инстанции рассматривал городской, областной или равные им суды, то апелляционную жалобу нужно будет подать в новый апелляционный суд общей юрисдикции, а кассационную жалобу - в кассационный суд общей юрисдикции.

Последней судебной инстанцией для всех дел, как и ранее, остается Президиум Верховного Суда Российской Федерации.

Также, исходя из особенностей вносимых изменений в федеральное законодательство, целесообразно обозначить и то, что в гражданском и административном процессах вводится принцип «сплошной кассации», когда судья должен будет принять к своему производству любую жалобу, которая формально соответствует требованиям закона.

Срок обращения с жалобой в кассационный суд общей юрисдикции будет составлять три месяца со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного акта вместо шести, как принято в настоящее время.

Кассационную жалобу необходимо будет подавать через суд первой инстанции. Сейчас жалоба направляется непосредственно в суд кассационной инстанции.

В гражданском судопроизводстве представителями в суде, за исключением дел, рассматриваемых мировыми судьями и районными судами, могут выступать адвокаты и иные оказывающие юридическую помощь лица, имеющие высшее юридическое образование либо ученую степень по юридической специальности.

В арбитражном судопроизводстве представителями граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и организаций могут выступать адвокаты и иные оказывающие юридическую помощь лица, имеющие высшее юридическое образование либо ученую степень по юридической специальности. Требования, предъявляемые к указанным представителям, не распространяются на патентных поверенных по спорам, связанным с правовой охраной результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, арбитражных управляющих при исполнении возложенных на них обязанностей в деле о банкротстве, а также иных лиц, перечисленных в федеральном законе.

В целом, за основу модели функционирования новых созданных в Российской Федерации пяти апелляционных и девяти кассационных судов общей юрисдикции взята система арбитражных судов, которая, как отмечают некоторые специалисты в области процессуального права, зарекомендовывала себя с положительной стороны.

Кроме того, до начала деятельности новых судов апелляционные и кассационные жалобы, а также представления будут рассматриваться теми же судами, что и в настоящее время.

Таким образом, в ходе проведенной реформы будет исключена ситуация, когда проверка судебного акта осуществляется в том же суде, в котором дело рассматривалось в качестве суда первой инстанции.

Подводя итог, следует сделать некоторые теоретические обобщения:

во-первых, возможность обжалования в суд решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, в том числе процессуальных актов судебных органов, является залогом и гарантией эффективной судебной защиты нарушенных прав и свобод;

во-вторых, нововведения, внесенные в федеральное законодательство Российской Федерации, будут способствовать оптимизации судебной нагрузки, что в целом положительно отразится на совершенствовании судебной системы;

в-третьих, унификация судебных инстанций как фактор эффективности правосудия должна качественно повлиять на противодействие коррупции в органах судебной власти.

Но в то же время в той или иной инстанции правосудие должно заканчиваться. Завершение судебного процесса с вынесением итогового судебного акта еще не означает полное восстановление нарушенных прав и свобод, если вступившее в законную силу решение суда не исполняется.

В связи с чем и сегодня, как и более двух тысяч лет назад актуальны высказывания Аристотеля о том, что «не было бы никакой пользы в правосудии, если бы решения суда не приводились в исполнение…».

Судом I инстанции называется суд, рассматривающий и разрешающий дело по существу.

В роли суда I инстанции может оказаться любой из судов общ.юрисдикции. В зависимости от характера дела и предписаний процессуального закона, суд I инстанции может действовать или в составе судьи, единолично рассматривающего дело, или в коллегиальном составе (3 проф.судьи, или судья и 12 присяжных заседателей).

Апелляционная инстанция судов общ.юрисдикции проверяет законность и обоснованность решения, не вступившего в законную силу, вынесенного мировым судьей. Суд апелляционной инстанции (районный суд) рассматривает жалобы судьей единолично.

Кассационной инстанцией в подсистеме судов общ.юрисдикции называется суд, проверяющий не вступившие в законную силу решения, вынесенные федеральными судами в качестве суда I инстанции, а также решения апелляционной инстанции. Кассационная инстанция действует в составе трех проф.судей.

Надзорная инстанция – это судебный орган вышестоящего суда, правомочный проверять решения нижестоящих судов (I, апелляционной, кассационной и нижестоящей надзорной инстанции), вступившие в законную силу. В подсистеме судов общей юрисдикции такими полномочиями наделяются президиумы судов субъектов РФ и военных окружных (флотских) судов, судебные коллегии ВС РФ, Президиум ВС РФ. Согласно УПК РФ на суде докладывает судья-член президиума, решение выносит прокурор.

18. Организация суда присяжных: состав, общий порядок комплектования. Участие присяжных заседателей в осуществлении правосудия.

Граждане РФ имеют право участвовать в осуществлении правосудия. Участие в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей граждан, включенных в списки кандидатов в присяжные заседатели, является их гражданским долгом.

Присяжные заседатели - это лица, призванные в установленном законом порядке к осуществлению правосудия при рассмотрении по первой инстанции уголовных дел в областных и соответствующих судах и окружных (флотских) военных судах.

Присяжными заседателями могут быть: граждане РФ, достигшие 25 лет, включенные в списки кандидатов в присяжные заседатели.

Не могут быть присяжными заседателями и кандидатами в присяжные заседатели, следующие лица:

1)имеющие непогашенную или неснятую судимость;

2)признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными;

3)состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере.

К участию в рассмотрении судом конкретного уголовного дела в качестве

присяжных заседателей не допускаются также лица:

1)подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений;

2)не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство;

3)имеющие физические или психические недостатки, препятствующие полноценному участию в судебном процессе.

Списки кандидатов в присяжные заседатели составляются 1 раз в 4 года исполнительно-распорядительными органами муниципальных образований отдельно по каждому муниципальному образованию субъекта РФ на основе списков избирателей путем случайной выборки.

Затем на основе этих списков высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ составляет общий список кандидатов в присяжные заседатели субъекта РФ

Эти списки публикуются в средствах массовой информации соответствующего муниципального образования.

Некоторым категориям граждан, предоставлено право подать письменное заявление об 'исключении их из списков кандидатов в присяжные заседатели. К ним относятся:

а)лица, не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство;

б)лица, не способные исполнять обязанности присяжного заседателя по состоянию здоровья,

в)лица, достигшие 65 лет;

г)лица, замещающие государственные должности или выборные должности в органах местного самоуправления;

е)граждане, уволенные с военной службы по контракту из органов федеральной службы безопасности, федеральных органов государственной охраны или органов внешней разведки. - в течение 5-ти лет со дня увольнения:

ж)судьи, прокуроры, следователи, дознаватели, адвокаты, нотариусы, должностные лица службы судебных приставов или частные детективы - в период осуществления профессиональной деятельности и в течение 5-ти лет со дня ее прекращения:

з)имеющие специальное звание сотрудника органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов или органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, а также граждане, уволенные со службы в указанных органах и учреждениях, - в течение 5-ти лет со дня увольнения;

Уточненные списки направляются в соответствующий суд.

Слушание дела с участием присяжных заседателей осуществляется по ходатайству обвиняемого, заявленному до направления дела в суд.

Секретарь судебного заседания или помощник судьи из имеющихся в суде списков кандидатов в присяжные заседатели путем случайной выборки производит отбор не менее 20 человек, составляя предварительный список кандидатов в присяжные заседатели, по конкретному делу. Этим лицам не позднее, чем за 7 суток до начала судебного разбирательства вручаются извещения с указанием даты и времени их прибытия в суд.

Явившиеся в судебное заседание кандидаты в присяжные заседатели, могут заявить ходатайство об освобождении их от участия в рассмотрении дела по уважительным причинам. Стороны обвинения и защиты могут заявить им мотивированные и немотивированные отводы.

После всех этих процедур составляется список оставшихся кандидатов в присяжные заседатели. Первые 12 человек в этом списке образуют коллегию присяжных заседателей, а 2 следующих являются запасными присяжными заседателями.

Судья и 12 присяжных заседателей при рассмотрении дела единой коллегии не образуют и решают разные вопросы.

Коллегия присяжных заседателей после исследования доказательств и выслушивания речей обвинителя и защитника, удаляются в совещательную комнату для вынесения вердикта по вопросам:

1.доказано ли, что деяние имело место

2.доказано, ли, что это деяние совершил подсудимый

3.виновен ли подсудимый в этом деянии и если виновен, то заслуживает ли снисхождения.

Если присяжные вынесли оправдательный вердикт, то судья обязан вывести оправдательный приговор. Если вердикт присяжных обвинительный, то судья, вынося обвинительный приговор, самостоятельно решает вопросы о квалификации преступления, о виде и размере наказания и другие правовые вопросы.

За участие в судебном процессе присяжным заседателям выплачивается за счет средств федерального бюджета вознаграждение, в размере, установленном законом, а также возмещаются командировочные и транспортные расходы на проезд к месту нахождения суда и обратно.

Судебная система – совокупность судов, построенная в соответствии с их компетенцией и поставленными перед ними задачами и целями.


Звено судебной системы – суды, занимающие одинаковое положение в судебной системе. Это понятие является одной из важнейших характеристик судебной системы.

Гражданские суды общей юрисдикции подразделяются на суды трех звеньев:

· Основное звено – районные суды;

· Среднее звено - верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов, федерального значения, суд автономной области и автономных округов;

· Высшее звено – Верховный Суд РФ.

Военные суды:

· Основное звено – гарнизонные военные суды;

· Среднее звено – окружные (флотские) военные суды;

· Высшее звено – Военная коллегия Верховного Суда РФ.

Подсистема арбитражных судов:

· Основное звено – арбитражные суды субъектов РФ;

· Среднее звено – Арбитражный апелляционный суд.

· Среднее звено – федеральные арбитражные суды округов (10);

· Высшее звено – Высший Арбитражный Суд РФ.

Инстанционность -построение судебной системы в зависимости от судебной инстанции( в связи с этим выделяют суд первой инстанции, апелляционный, кассационный , надзорный)

Суд первой инстанции - суд, который уполномочен принимать решение по существу тех вопросов, которые являются основными для данного дела. В качестве суда первой инстанции может выступать любой суд, в том числе высшие суды.

Суд второй (апелляционной, кассационной инстанции )призван проверять законность и обоснованность приговоров и других судебных решений, не вступивших в законную силу. В системе общих и военных судов в этом качестве могут выступать все суды, кроме судов основного звена.

Апелляция и кассация, имея некоторые общие черты, в то же время существенно различаются между собой. Апелляция отличается от кассации тем, что при апелляционном рассмотрении дела решение принимается не только по письменным материалам дела, а на основе нового, полного или частичного исследования доказательств, бывших предметом рассмотрения судом первой инстанции или вновь представленных сторонами. Существенно отличается и сама процедура рассмотрения дел в суде апелляционной инстанции, которая осуществляется по правилам производства в суде первой инстанции с изъятиями, установленными главой 44 УПК. В отличие от кассации, апелляционное производство может завершаться постановлением приговора, полностью заменяющего приговор мирового судьи

Надзорная инстанция - суды наделенные правом проверять законность и обоснованность приговоров и иных судебных решений, вступивших в законную силу. В системе общих судов в этом качестве могут выступать Президиумы судов среднего звена, а также коллегии и Президиум Верховного Суда РФ, в арбитражных судах - Высший арбитражный суд.

Обширные полномочия судов апелляционной и кассационной инстанций (ст. 367 и 378 УПК).

Суд апелляционной инстанции по результатам рассмотрения уголовного дела принимает одно из следующих решений:

1) об оставлении приговора суда первой инстанции - мирового судьи или его постановления о прекращении дела без изменений, а апелляционных жалоб или представлений без удовлетворения;

2) об отмене обвинительного приговора суда первой инстанции и оправдании подсудимого или о прекращении уголовного дела;

3) об отмене оправдательного приговора суда первой инстанции и о вынесении обвинительного приговора;

4) об изменении приговора суда первой инстанции.

В случае, предусмотренном п. 1 ч. 3 ст. 367 УПК, суд апелляционной инстанции выносит постановление. Во всех других случаях (п. 2 - 4 ч. 3 ст. 367 УПК) данный суд постановляет приговор.

Суд кассационной инстанции принимает одно из следующих решений:

1) об оставлении приговора или иного обжалуемого решения без изменения, а кассационные жалобы или представление без удовлетворения;

2) об отмене приговора и о прекращении уголовного дела;

3) об отмене приговора или иного обжалуемого судебного решения и направлении уголовного дела на новое разбирательство в суды первой или апелляционной инстанций:

а) с момента предварительного слушания;

б) со стадии судебного разбирательства;

в) с момента обсуждения последствий вердикта присяжных заседателей;

4) об изменении приговора или иного обжалуемого судебного решения. Решение суда кассационной инстанции оформляется в виде определения (ст. 388 УПК).

Таким образом, решения суда кассационной инстанции отличаются по существу от решений суда апелляционной инстанции только тем, что они касаются не только решений суда первой, но и апелляционной инстанций.

Единые практические основания к отмене или изменению судебных решений нижестоящих судов (ст. 369 и 379 УПК). Поскольку эти основания играют значительную, определяющую роль в деятельности не только судов апелляционной и кассационной инстанций, но и судов, рассматривающих уголовное дело в порядке судебного надзора, они будут предметом самостоятельного рассмотрения в отдельном параграфе настоящей темы учебника.

Несмотря на наличие многочисленных общих черт, апелляция и кассация не являются тождественными формами производства в судах второй инстанции. Они различаются:

1) судебными учреждениями, рассматривающими уголовное дело в порядке апелляции и кассации (ст. 355 УПК);

2) сроками рассмотрения апелляционных и кассационных жалоб и представлений (ст. 362 и 374 УПК);

3) структурой и процессуальным порядком судебных заседаний в судах апелляционной и кассационной инстанций (ст. 365 и 377 УПК);

4) характером взаимоотношений с нижестоящими судами (ст. 367 и 386 УПК);

5) содержанием и формой решений, принимаемых судами апелляционной и кассационной инстанций (ст. 367 и 378, 388 УПК), и некоторыми иными чертами.

В 2013 г. был введен единый апелляционный порядок проверки не вступивших в силу актов для всех судов общей юрисдикции. В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 28.01.2014 г. №2 разъяснены вопросы, касающиеся сроков кассационного обжалования.

Так, правом на обжалование судебного решения обладают, в том числе, лица, не признанные в установленном законом порядке участниками процесса, но нуждающиеся в судебной защите исходя из своего фактического положения (например, заявитель, которому отказано в возбуждении уголовного дела).

Вступившие в законную силу судебные решения, вынесенные в ходе досудебного производства, могут быть по общему правилу пересмотрены в кассационном порядке лишь до передачи дела в суд первой инстанции для рассмотрения по существу.

В кассационном порядке не подлежат рассмотрению доводы кассационной жалобы, представления, если в них оспаривается правильность установленных судом фактических обстоятельств дела (вопросы факта).

Уголовное дело должно быть истребовано в каждом случае, когда у судьи возникают обоснованные сомнения в законности обжалуемого судебного решения.

Приведены некоторые нюансы, связанные с исчислением срока для кассационного обжалования, его восстановления в случае пропуска по уважительным причинам.

Предусмотренный частью 3 статьи 401.2 Уголовно-процессуального кодекса РФ годичный срок для кассационного обжалования исчисляется, начиная со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного решения. При исчислении этого срока время рассмотрения судьями, указанными в статье 401.7 УПК РФ, кассационных жалобы, представления, в том числе и время на истребование уголовного дела, в общем сроке не учитывается. Если уголовное дело являлось предметом рассмотрения президиума верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, то указанный срок исчисляется со дня вступления в законную силу постановления президиума соответствующего суда.

Отзыв кассационной жалобы, представления не препятствует тому же лицу в течение срока, указанного в части 3 статьи 401.2 УПК РФ, повторно обратиться в тот же суд кассационной инстанции с жалобой или представлением по тем же или иным правовым основаниям.

Пропущенный при подаче кассационных жалобы, представления предусмотренный статьей 401.6 УПК РФ годичный срок, в течение которого допускается поворот к худшему при пересмотре судебного решения в кассационном порядке, восстановлению не подлежит вне зависимости от уважительности причины его пропуска. В таком случае ходатайство о восстановлении пропущенного срока возвращается заявителю без рассмотрения.

Решение о повороте к худшему не может быть принято судом кассационной инстанции по истечении годичного срока и в тех случаях, когда постановление о передаче кассационных жалобы, представления на рассмотрение суда кассационной инстанции было вынесено до его истечения. При этом суд кассационной инстанции оставляет жалобу, представление без удовлетворения.

Прокуратура
Тамбовской области

Прокуратура Тамбовской области

27 марта 2013, 16:18

Особенности рассмотрения уголовных дел в суде кассационной инстанции

В 2013 г. был введен единый апелляционный порядок проверки не вступивших в силу актов для всех судов общей юрисдикции. В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 28.01.2014 г. №2 разъяснены вопросы, касающиеся сроков кассационного обжалования.

Так, правом на обжалование судебного решения обладают, в том числе, лица, не признанные в установленном законом порядке участниками процесса, но нуждающиеся в судебной защите исходя из своего фактического положения (например, заявитель, которому отказано в возбуждении уголовного дела).

Вступившие в законную силу судебные решения, вынесенные в ходе досудебного производства, могут быть по общему правилу пересмотрены в кассационном порядке лишь до передачи дела в суд первой инстанции для рассмотрения по существу.

В кассационном порядке не подлежат рассмотрению доводы кассационной жалобы, представления, если в них оспаривается правильность установленных судом фактических обстоятельств дела (вопросы факта).

Уголовное дело должно быть истребовано в каждом случае, когда у судьи возникают обоснованные сомнения в законности обжалуемого судебного решения.

Приведены некоторые нюансы, связанные с исчислением срока для кассационного обжалования, его восстановления в случае пропуска по уважительным причинам.

Предусмотренный частью 3 статьи 401.2 Уголовно-процессуального кодекса РФ годичный срок для кассационного обжалования исчисляется, начиная со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного решения. При исчислении этого срока время рассмотрения судьями, указанными в статье 401.7 УПК РФ, кассационных жалобы, представления, в том числе и время на истребование уголовного дела, в общем сроке не учитывается. Если уголовное дело являлось предметом рассмотрения президиума верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, то указанный срок исчисляется со дня вступления в законную силу постановления президиума соответствующего суда.

Отзыв кассационной жалобы, представления не препятствует тому же лицу в течение срока, указанного в части 3 статьи 401.2 УПК РФ, повторно обратиться в тот же суд кассационной инстанции с жалобой или представлением по тем же или иным правовым основаниям.

Пропущенный при подаче кассационных жалобы, представления предусмотренный статьей 401.6 УПК РФ годичный срок, в течение которого допускается поворот к худшему при пересмотре судебного решения в кассационном порядке, восстановлению не подлежит вне зависимости от уважительности причины его пропуска. В таком случае ходатайство о восстановлении пропущенного срока возвращается заявителю без рассмотрения.

Решение о повороте к худшему не может быть принято судом кассационной инстанции по истечении годичного срока и в тех случаях, когда постановление о передаче кассационных жалобы, представления на рассмотрение суда кассационной инстанции было вынесено до его истечения. При этом суд кассационной инстанции оставляет жалобу, представление без удовлетворения.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: