Обзор практики верховного суда рф по спорам о предоставлении жилья очередникам за 2020 год

Обновлено: 01.05.2024


Обзор практики Верховного суда РФ по спорам о предоставлении жилья очередникам за вторую половину 2020 г.

1. Признана незаконной практика учёта жилья всех прописанных в квартире лиц независимо от того, являются ли они очередниками и относятся ли к членам семьи очередников.

2. Непредставление сведений об обеспеченности жильём прописанного, но проживающего отдельно родственника, не считается предоставлением недостоверных сведений при принятии в очередь на жильё

При постановке на жилищный учёт заявитель не сообщил сведений о наличии жилья у брата, прописанного с заявителем, но проживающего отдельно. Выявив этот факт, и на этом основании местная администрация сняла семью заявителя с жилищного учёта.

Суды трёх инстанций согласились с законностью отказа, сославшись на то, что брат является членом семьи заявителя, раз уж с ними прописан. То есть согласие на прописку от всех проживающих означает вселение, да ещё и как члена семьи.

Верховный суд РФ признал такое толкование незаконным по следующим основаниям:

Выявление недостоверных сведений, послуживших основанием принятия на учёт, является одним из оснований снятия с него (пункту 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ).

Под недостоверными сведениями понимаются не любые сведения, а лишь те, которые касаются существенных обстоятельств и были определяющими при принятии решения о постановке в очередь.

К членам семьи собственника относятся проживающие с ним супруг, дети и родители. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если вселены собственником в качестве членов своей семьи (часть 1 ст. 31 ЖК РФ).

Таким образом, для признания других родственников членами семьи собственника жилищный орган обязан доказать факт их вселения собственником как членов своей семьи (пункты 11, 13 постановления Пленума Верховного суда РФ от 2 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении ЖК РФ»).

На жилищный учёт вставал муж заявителя, указав, что относится к категории граждан «молодая семья», членами которой являются также его супруга и несовершеннолетняя дочь. В это время малолетний брат заявителя, не претендующий на улучшение жилищных условий совместно с сестрой, с рождения проживал у матери.

При таком положении брат заявителя не был членом её семьи. Сам по себе факт родства не подтверждает принадлежность к одной семье, а площадь принадлежащего брату жилья не должна была учитываться в уровне жилищной обеспеченности семьи заявителя.

Позиция местной администрации о безусловном учёте площади жилья, принадлежащего прописанному с очередниками родственнику, ошибочна.

Таким образом, признана незаконной практика учёта жилья всех прописанных в квартире лиц независимо от того, являются ли они очередниками и членами семьи очередников ( определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ от 11 ноября 2020 г. № 33-КАД20-3-К3).

3. Установление брачным договором иного режима собственности супругов не позволяет учитывать это имущество в собственности супруга очередника

При заключении брака супруги заключили брачный договор, которым определили режим раздельной собственности на совместно нажитое имущество, признав право собственности на жилой дом за супругой, и она зарегистрировала его в ЕГРН.

Поскольку муж состоял в очереди на жильё в Минобороны, Департамент жилищного обеспечения МО РФ снял его с учёта, посчитав обеспеченным жильём за счёт дома супруги.

Отменяя решение жилищного органа, суд первой инстанции сослался на изменение брачным договором режима общей совместной собственности (ст. 42 СК РФ), не позволяющее учитывать дом супруги в уровне жилищной обеспеченности истца.

Апелляционный и кассационный суды решение отменили и отказали в восстановлении в очереди на жильё.

Отменяя постановления судов 2 и 3 инстанций, Верховный суд РФ подтвердил правильность позиции суда 1 инстанции, что брачный договор исключил возможность учёта дома в уровне жилищной обеспеченности супруга – его несобственника ( определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ от 3 декабря 2020 г. № 222-КА20-20-К10).

4. Для принятия в очередь на предоставление жилья вне очереди больному хроническим заболеванием из Перечня Минздрава № 987н не обязательно проживать в коммуналке и быть обеспеченным жильём менее учётной нормы

Согласно п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди предоставляется жильё гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в Перечне Минздрава от 29.11.2012 г. № 987н.

Основания их принятия на жилищный учёт указаны в п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ. Перечисление разных оснований через запятую порождает противоречивое применение этой статьи.

Буквально толкуя фразу о «проживании в квартире, занятой разными семьями», суды удовлетворяют иски жителей лишь если они проживают в коммуналке, т.е. имеют разные договоры соцнайма.

Такими доказательствами могут быть разделение лицевых счетов (в целях оплаты ЖКУ), раздельное ведение хозяйства, самостоятельные расходы на приобретение продуктов питания, жалобы участковому об урегулировании семейных конфликтов и др.

Более того, на больных хроническими заболеваниями из Перечня № 987н не распространяется и требование, чтобы площадь занимаемого жилья была менее учетной нормы. И это правильно, т.к. оно предусмотрено другим пунктом статьи - пунктом 2 (а не 4) части 1 ст. 51 ЖК РФ (см. это же решение и определения ВС РФ из п. 3 подготовленного нами Обзора практики Верховного и Конституционного Судов РФ по спорам о предоставлении жилья очередникам 2018 г.)

5. Для подтверждения невозможности проживания сироты в ранее занимаемом им помещении (в целях предоставления другого жилья), в котором проживает тяжелобольной заболеванием из Перечня № 987н, не требуется фактического совместного проживания с ним

По закону о дополнительных гарантиях социальной поддержки сирот от 21 декабря 1996 г. № 259-ФЗ сиротам должно предоставляться другое жильё в случае невозможности вселения в ранее за ними закреплённое (пункт 4 статьи 8).

Местная администрация отказала сироте в предоставлении жилья, сославшись на непроживание тяжелобольной сестры в квартире, в которой они обои прописаны. То есть сирота жильём обеспечена.

Суды признали отказ законным.

Высшая судебная инстанция с этим подходом не согласилась, указав, что пп. 4 п. 1 ст. 51 ЖК РФ не требует фактического совместного проживания сироты и тяжелобольного родственника для предоставления сироте другого жилья в связи с непригодностью занимаемого ( определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ от 17 июня 2020 г. № 47-КА20-1).

6. Непрописанный и невселявшийся в квартиру очередников родственник не является членом семьи очередников, и его жильё не учитывается в уровне их жилищной обеспеченности.

При принятии в очередь на жильё и при его получении учитывается площадь жилья, находящегося в собственности у очередников (при предоставлении квартиры в дополнение к имеющейся).

ЖК РФ признаёт членами семьи только совместно проживающих супруга, детей и родителей. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и остальные домочадцы могут быть признаны членами семьи в случае вселения в качестве членов семьи и ведении общего хозяйства.

Таким образом, даже в случае регистрации родственника в квартире очередников по месту жительства, но при раздельном проживании закон не признаёт его членом семьи очередников. И его жильё не учитывается в жилищной обеспеченности семьи очередников.

- у состоящей в очереди на жильё супруги нельзя учитывать квартиру супруга, невселявшегося к ней и непрописанного в её квартире ( определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ от 24 ноября 2020 г. № 33-КАД20-1-К3 );

8. Основанием снятия с жилищного учёта является обеспеченность жилым помещением по норме предоставления, а не по учётной норме

Жилое помещение предоставляется очередникам по норме предоставления (ч. 1 ст. 50 ЖК РФ). В Москве это от 18 кв. м на чел.

Для принятия в очередь на жильё используется учётная норма – это площадь жилья в собственности или по соцнайму каждого из очередников для их принятия на жилищный учёт (ч. 4 ст. 50 ЖК РФ). В Москве это до 10 кв. м на чел. (в коммуналках и общежитиях до 15 кв. м).

Обе нормы устанавливаются местной администрацией (в Москве – Мосгордумой).

В силу положений ЖК РФ под улучшением жилищных условий следует понимать достижение гражданином уровня обеспеченности площадью жилья по норме предоставления, а не по учётной норме.

Таким образом, снять с очереди на квартиру можно только в случае, если площадь имеющегося жилья превысит норму предоставления, а не учётную норму ( определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ от 27 мая 2020 г. № 33-КА20-3).

9. Отказ от участия в приватизации (приобретении доли в праве собственности) не свидетельствует о распоряжении этим жильём (т.е. его площадь не учитывается в уровне жилищной обеспеченности).

10. Закон о статусе военнослужащих не исключает повторного предоставления жилья, если право на первое утрачено по объективным основаниям и уволенный военнослужащий в нём не проживает

Заявителю – уволенной с военной службе по выслуге лет, жилищная комиссия Федеральной службы войск нац.гвардии отказала в принятии на жилищный учёт со ссылкой на предоставление более 20 лет назад от государства двухкомнатной квартиры по договору соцнайма её мужу с учётом её самой. То есть право на однократное жилищное обеспечение за счёт государства ею реализовано.

Кроме того, заявитель отказалась от участия в приватизации этой квартиры (приобретении на себя доли в праве собственности), что расценено как распоряжение этим жильём.

Суды согласились с законностью отказа.

Верховный суд РФ признал эту позицию незаконной по следующим основаниям.

Заявитель развелась с бывшим супругом, оставшимся проживать в этой квартире, более 19 лет назад, выписалась из неё, вступила в новый брак и после этого служила в другом субъекте РФ, членом семьи бывшего мужа давно не является.

Кроме того, суды не дали правовой оценки предусмотренным ст. 83 ЖК РФ и п. 32 постановления Пленума Верховного суда РФ от 2 июля 2009 г. № 14 обстоятельствам её постоянного, а не временного выезда из старой квартиры, что подтверждает прекращение ею права на ранее предоставленное жильё ( определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ от 23 декабря 2020 г. № 14-КАД20-9–К1 .


Обзор практики Верховного Суда РФ по спорам о предоставлении жилья очередникам за 2020 год (январь - август)

1. Основанием снятия с жилищного учёта является обеспеченность жилым помещением по норме предоставления, а не по учётной норме

Суд апелляционной инстанции отменил решение районного суда об отказе в признании незаконным постановления местной администрации о снятии семьи очередника с жилищного учёта в связи с их обеспеченностью жильём более учётной нормы на человека.

Президиум областного суда отменил апелляционное определение и оставил в силе решение районного суда, сославшись на то, что для снятия с очереди на жильё достаточно обеспеченности им по учетной норме.

В силу положений ЖК РФ под улучшением жилищных условий следует понимать достижение гражданином уровня обеспеченности площадью жилья по норме предоставления, а не по учётной норме. При этом сама норма предоставления должна определяться в соответствии с действующим законодательством.

По этим основаниям определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 27 мая 2020 г. № 33-КА20-3 постановление президиума отменено и оставлено в силе апелляционное определение.

2. Если жилое помещение, занимаемое по договору соцнайма, уничтожено пожаром, то для предоставления другого семье не обязательно стоять на жилищном учёте, но требуется иметь объективную нуждаемость в жилье (ч. 2 ст. 49, 52 ЖК РФ), включая наличие статуса малоимущего

В 1980 г. семье очередников был предоставлен по договору соцнайма жилой дом (Волгоградская обл.).

В связи с непроведением капремонта его износ к 2007 г. составил 100 %.

В результате двух пожаров в 2007 и 2013 гг. дом сгорел и в 2017 г. был признан непригодным для проживания.

Наниматель обратился в суд с иском к местной администрации о предоставлении семье вне очереди другого жилья по договору соцнайма взамен разваливающегося по вине наймодателя дома, из которого они, будучи многодетными, были вынуждены съехать и проживать у родственников. Администрация, в свою очередь, обратилась к ним со встречным иском о признании нанимателя с членами семьи утратившими право пользования, выселении и снятии с регистрационного учёта.

Наниматель ссылался на пункт 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ об обязанности наймодателя предоставить другое жильё взамен сгоревшего. Администрация - на прекращение договора соцнайма добровольным выездом нанимателей ещё до 2007 г. (часть 3 ст. 83 ЖК РФ), на заселение и многолетнее проживание бомжей, которые дважды и сожгли дом.

Районный и областной суды в иске о предоставлении жилья отказали со ссылкой на отсутствие у нанимателей статуса малоимущих и несостояние на жилищном учёте и удовлетворили встречный иск, признав жителей добровольно утратившими право пользования этим домом, выселив и выписав.

Верховный Суд РФ с такой позицией не согласился.

Со ссылкой на ст. 71 ЖК РФ и п. 32 постановления Пленума Верховного Суда РФ о применении судами ЖК РФ от 2 июля 2009 г. № 14 он признал временным непроживание нанимателей, не имеющих другого жилья, т.к. их вынужденный выезд был обусловлен непроведением наймодателем капремонта изношенного дома с разрушениями конструкций и несущих стен.

Судом установлено, что несмотря на ряд обращений нанимателя, наймодатель не отремонтировал дом даже после первого пожара в 2007 г., хотя обследовал дом и составлял смету на ремонт

В итоге Верховный Суд РФ вновь подтвердил свою позицию, что для внеочередного предоставления другого жилья взамен сгоревшего, занимаемого по договору соцнайма, погорельцам не обязательно стоять на жилищном учёте, но надо иметь статус малоимущего и объективную нуждаемость в жилье.

Аналогичного мнения придерживается и Конституционный Суд РФ. В определении от 5 марта 2009 г. № 376-О-П он указал, что пункт 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ не исключает возможность предоставления жилых помещений малоимущим гражданам, лишившимся жилища в результате пожара, по договорам социального найма во внеочередном порядке, если на момент утраты жилища они не состояли на учете в качестве нуждающихся - определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 21 апреля 2020 г. № 16-КГ20-3

3. В уровне обеспеченности площадью жилого помещения нельзя учитывать жильё совместно проживающего родственника, на которое не имеет права никто из очередников

В кассационной жалобе очередник ссылался на то, что приобретение квартиры сестрой со своим супругом не повлияло на уровень его жилищной обеспеченности, т.к. права пользования им он не приобрёл.

Верховный Суд РФ согласился с его доводами и определением Судебной коллегии по гражданским делам от 27 мая 2020 г. № 33-КА20-3 отменил незаконные постановления по этому основанию

4. Ухудшение в течение предшествующих 5 лет жилищных условий очередниками социальной выплаты на приобретение жилья из районов Крайнего Севера является основанием снижения размера субсидии, а не снятия с очереди на неё

Местная администрация (Эвенкийский район Красноярского края) сняла семью с учёта граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья переселяющимся из районов Крайнего Севера.

Основанием послужило унаследование одним из нанимателей доли квартиры в населённом пункте, расположенном за пределами районов Крайнего Севера.

Поскольку наниматель не уведомил администрацию о появлении другого жилья и более того, его продал, тем самым, по мнению администрации, семья намеренно ухудшила свои жилищные условия. В связи с этим снята с учёта с возможностью повторного принятия лишь через 5 лет со дня совершения сделки.

Суды трёх инстанций согласились с законностью исключения из очереди на жилищную субсидию.

В соответствии с частью 4 ст. 6 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" от 25 октября 2002 г. № 125-ФЗ ухудшение в течение предшествующих 5 лет жилищных условий очередниками - северянами является основанием снижения размера субсидии, а не снятия с очереди на неё.

По этому основанию Верховный Суд РФ отменил судебные постановления и удовлетворил иск очередников, обязав администрацию восстановить их на учёте нуждающихся в получении вышеназванной социальный выплаты - определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 5 июня 2020 г. № 53-КА20-4

5. Ребёнок, родившийся в течение 300 дней после смерти отца - сотрудника органов внутренних дел, состоящего в очереди на получение единой социальной выплаты на приобретение или строительство жилья, учитывается в составе членов его семьи, подлежащих обеспечению жильём, и подтверждать его совместное проживание не требуется

Сотрудник отдела госнаркоконтроля областного ГУВД (Оренбургская обл.) погиб при исполнении служебных обязанностей. У него остались супруга и несовершеннолетняя дочь, вторая дочь родилась вскоре после его смерти.

Областное ГУВД отказало вдове в установлении факта совместного проживания и признании права на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилья с учётом в т.ч. второй дочери.

Районный суд признал незаконным отказ в признании второй дочери членом семьи погибшего отца, как и абсурдное требование о подтверждении совместного проживания с ним.

Апелляционный суд решение отменил и сослался как на отсутствие права на получение ЕСВ у ребёнка, родившегося после смерти служащего, так и на требование подзаконного акта о необходимости документального подтверждения совместного проживания всех членов семьи.

Условия и основания получения сотрудниками ОВД единой социальной выплаты на приобретение или строительство жилья определены в Федеральном законе "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ.

В силу пункта 1 ч. 2 ст. 12 данного закона право на предоставленные этим законом гарантии сохраняется у находившихся на иждивении сотрудника лиц, в случае его гибели или повреждения здоровья в период прохождения службы.

Права и обязанности родителей и детей основываются на происхождении детей, удостоверенном в установленном законом порядке (ст. 47 Семейного кодекса РФ).

Согласно пункту 2 ст. 48 СК РФ если ребёнок родился от лиц, состоящих в браке между собой, а также в течение 300 дней с момента расторжения брака, признания его недействительным или с момента смерти супруга матери ребёнка, отцом ребёнка признается супруг (бывший супруг) матери, если не доказано иное (ст. 52 СК РФ). Отцовство супруга матери ребёнка удостоверяется записью об их браке.

Следовательно, ребёнок, родившийся после смерти погибшего при исполнении служебных обязанностей сотрудника органов внутренних дел, является членом его семьи и подлежит учёту при предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, и подтверждения его совместного проживания не требуется - определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 2 марта 2020 г. № 47-КГ19-10

6. Без предоставления мер государственной поддержки по обеспечению жильём не допускается выселение очередника из служебного жилья даже по решению суда

В 1991 г. истец поступил на военную службу в МВД России, в 2011 г. семье была предоставлена служебная квартира на время службы в г.Москве. Награждён орденом "За заслуги перед Отечеством" 2 степени, в 2017 г. признан инвалидом II гр. по военной травме и уволен на пенсию по состоянию здоровья после 29 лет службы.

Тогда же районный суд отказал семье уволенного военнослужащего в признании права пользования служебной квартирой и удовлетворил встречный иск жилищного департамента о выселении. Вышестоящие суды оставили решение в силе.

Затем другой районный суд отказал ветерану в предоставлении жилья в собственность как очереднику системы МВД со ссылкой на отсутствие жилья в оперативном управлении ГУВД субъекта РФ. Апелляционный и кассационный суды с этим тоже согласились.

Верховный Суд РФ отменил "абстрактные и немотивированные" постановления по второму делу в связи с невыяснением судами следующих обстоятельств:

- на каком правовом основании семье очередников было отказано в предоставлении жилья и уполномоченными ли лицами было принято это решение,

- почему суды не учли наличие вступившего в силу решения о выселении из служебного жилья как и отсутствие у Уваровых другого жилья - определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 10 августа 2020 г. по делу № 5-КГ20-64-К2

7. Незаконность снятия семьи военнослужащего с учёта нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, в связи с ошибочным учётом жилья отца, приобрётшего его по государственному жилищному сертификату, в которое никто из очередников не вселялся

Проживающий в служебном жилье и имеющий более чем 20-летнюю выслугу лет военнослужащий, обладающий правом на получение постоянного жилья по избранному месту жительства и состоящий на соответствующем учёте нуждающихся, был с него снят с членами семьи из 5 чел.

Причиной послужило наличие жилья у его отца, приобретённого на средства государственного жилищного сертификата, предоставленного на отца и этого военнослужащего за 18 лет до этого.

По мнению жилищного органа Минобороны России государство выполнило обязанность по жилищному обустройству семьи его и его отца.

Между тем, в силу пункта 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ за военнослужащими, обеспечиваемыми служебными жилыми помещениями, сохраняются жилые помещения, в которых они проживали до поступления на службу по контракту или до поступления в военно-учебные заведения, лишь на первые 5 лет военной службы.

Поскольку военнослужащий не вселялся в эту квартиру ни в период учебы в военно-учебном заведении, ни по истечении пятилетнего срока после его окончания, спустя 18 лет после предоставления отсутствовали основания для снятия семьи с учёта в связи с наличием этого жилья - определение Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда РФ от 16 июля 2020 г. № 222-КА20-10

8. При смене места жительства ребёнка - сироты обязанность по его обеспечению жильём возлагается на муниципальное образование по новому месту жительства

Ребёнок, оставшийся без попечения родителей, был включён в список подлежащих обеспечению жильём из спецжилфонда по прежнему месту жительства (Оренбургская обл.).

В связи с изменением места жительства (поступлением в вуз в Москве и регистрацией по месту жительства в Московской области) по собственному заявлению был исключен из списка подлежащих обеспечению жильём детей-сирот по прежнему месту жительства.

Во включении в список подлежащих обеспечению жильём детей-сирот по новому месту жительства ему было отказано со ссылкой на неправомерность исключения из списка по предыдущему месту жительства.

По мнению должностных лиц Миноборазования Московской области закон сохраняет обязательства по жилищному обеспечению сироты за субъектом РФ, где он был принят на учёт, независимо от изменения места жительства (смены регистрации по месту жительства).

Городской суд удовлетворил иск подростка, признав отказ в его включении в список подмосковных очередников - сирот незаконным.

Областной суд решение отменил и в иске отказал, сославшись на правильность толкования законодательства органом опеки.

Кассационный суд оставил определение областного суда в силе.

Верховный Суд РФ с такой позицией не согласился, апелляционное определение отменил оставил в силе решение городского суда.

Сославшись на положение части 1 ст. 20 ГК РФ и на Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением жильём сирот от 20 ноября 2013 г., Верховный Суд РФ вновь подтвердил, что единственным критерием места предоставления жилья сиротам является их место жительства. В данном случае, Московская область является местом и фактического проживания сироты, и регистрации по месту жительства - определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 11 августа 2020 г. № 4-КГ20-25-К1


Обзор практики Верховного суда РФ по спорам о предоставлении жилья очередникам за вторую половину 2020 г.

1. Признана незаконной практика учёта жилья всех прописанных в квартире лиц независимо от того, являются ли они очередниками и относятся ли к членам семьи очередников.

2. Непредставление сведений об обеспеченности жильём прописанного, но проживающего отдельно родственника, не считается предоставлением недостоверных сведений при принятии в очередь на жильё

При постановке на жилищный учёт заявитель не сообщил сведений о наличии жилья у брата, прописанного с заявителем, но проживающего отдельно. Выявив этот факт, и на этом основании местная администрация сняла семью заявителя с жилищного учёта.

Суды трёх инстанций согласились с законностью отказа, сославшись на то, что брат является членом семьи заявителя, раз уж с ними прописан. То есть согласие на прописку от всех проживающих означает вселение, да ещё и как члена семьи.

Верховный суд РФ признал такое толкование незаконным по следующим основаниям:


Выявление недостоверных сведений, послуживших основанием принятия на учёт, является одним из оснований снятия с него (пункту 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ).

Под недостоверными сведениями понимаются не любые сведения, а лишь те, которые касаются существенных обстоятельств и были определяющими при принятии решения о постановке в очередь.

К членам семьи собственника относятся проживающие с ним супруг, дети и родители. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если вселены собственником в качестве членов своей семьи (часть 1 ст. 31 ЖК РФ).

Таким образом, для признания других родственников членами семьи собственника жилищный орган обязан доказать факт их вселения собственником как членов своей семьи (пункты 11, 13 постановления Пленума Верховного суда РФ от 2 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении ЖК РФ»).

На жилищный учёт вставал муж заявителя, указав, что относится к категории граждан «молодая семья», членами которой являются также его супруга и несовершеннолетняя дочь. В это время малолетний брат заявителя, не претендующий на улучшение жилищных условий совместно с сестрой, с рождения проживал у матери.

При таком положении брат заявителя не был членом её семьи. Сам по себе факт родства не подтверждает принадлежность к одной семье, а площадь принадлежащего брату жилья не должна была учитываться в уровне жилищной обеспеченности семьи заявителя.

Позиция местной администрации о безусловном учёте площади жилья, принадлежащего прописанному с очередниками родственнику, ошибочна.

Таким образом, признана незаконной практика учёта жилья всех прописанных в квартире лиц независимо от того, являются ли они очередниками и членами семьи очередников ( определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда от 11 ноября 2020 г. № 33-КАД20-3-К3).

3. Установление брачным договором иного режима собственности супругов не позволяет учитывать это имущество в собственности супруга очередника

При заключении брака супруги заключили брачный договор, которым определили режим раздельной собственности на совместно нажитое имущество, признав право собственности на жилой дом за супругой, и она зарегистрировала его в ЕГРН.


Поскольку муж состоял в очереди на жильё в Минобороны, Департамент жилищного обеспечения МО РФ снял его с учёта, посчитав обеспеченным жильём за счёт дома супруги.

Отменяя решение жилищного органа, суд первой инстанции сослался на изменение брачным договором режима общей совместной собственности (ст. 42 СК РФ), не позволяющее учитывать дом супруги в уровне жилищной обеспеченности истца.

Апелляционный и кассационный суды решение отменили и отказали в восстановлении в очереди на жильё.

Отменяя постановления судов 2 и 3 инстанций, Верховный суд РФ подтвердил правильность позиции суда 1 инстанции, что брачный договор исключил возможность учёта дома в уровне жилищной обеспеченности супруга – его несобственника ( определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда от 3 декабря 2020 г. № 222-КА20-20-К10).

4. Для принятия в очередь на предоставление жилья вне очереди больному хроническим заболеванием из Перечня Минздрава № 987н не обязательно проживать в коммуналке и быть обеспеченным жильём менее учётной нормы

Согласно ч. 3 ст. 57 ЖК РФ вне очереди предоставляется жильё гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в Перечне Минздрава от 29.11.2012 г. № 987н.

Основания их принятия на жилищный учёт указаны в п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ. Перечисление разных оснований через запятую порождает противоречивое применение этой статьи.

Буквально толкуя фразу о «проживании в квартире, занятой разными семьями», суды удовлетворяют иски жителей лишь если они проживают в коммуналке, т.е. имеют разные договоры соцнайма.

Такими доказательствами могут быть разделение лицевых счетов (в целях оплаты ЖКУ), раздельное ведение хозяйства, самостоятельные расходы на приобретение продуктов питания, жалобы участковому об урегулировании семейных конфликтов и др.

Более того, на больных хроническими заболеваниями из Перечня № 987н не распространяется и требование, чтобы площадь занимаемого жилья была менее учетной нормы. И это правильно, т.к. оно предусмотрено другим пунктом статьи - пунктом 2 (а не 4) части 1 ст. 51 ЖК РФ (см. эти же решения ВС РФ).

5. Для подтверждения невозможности проживания сироты в ранее занимаемом им помещении (в целях предоставления другого жилья), в котором проживает тяжелобольной заболеванием из Перечня № 987н, не требуется фактического совместного проживания с ним


По закону о дополнительных гарантиях социальной поддержки сирот от 21 декабря 1996 г. № 259-ФЗ сиротам должно предоставляться другое жильё в случае невозможности вселения в ранее за ними закреплённое (пункт 4 статьи 8).

Местная администрация отказала сироте в предоставлении жилья, сославшись на непроживание тяжелобольной сестры в квартире, в которой они обои прописаны. То есть сирота жильём обеспечена.

Суды признали отказ законным.

Высшая судебная инстанция с этим подходом не согласилась, указав, что пп. 4 п. 1 ст. 51 ЖК РФ не требует фактического совместного проживания сироты и тяжелобольного родственника для предоставления сироте другого жилья в связи с непригодностью занимаемого ( определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда от 17 июня 2020 г. № 47-КА20-1).

6. Непрописанный и невселявшийся в квартиру очередников родственник не является членом семьи очередников, и его жильё не учитывается в уровне их жилищной обеспеченности

При принятии в очередь на жильё и при его получении учитывается площадь жилья, находящегося в собственности у очередников (при предоставлении квартиры в дополнение к имеющейся).

ЖК РФ признаёт членами семьи только совместно проживающих супруга, детей и родителей. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и остальные домочадцы могут быть признаны членами семьи в случае вселения в качестве членов семьи и ведении общего хозяйства.

Таким образом, даже в случае регистрации родственника в квартире очередников по месту жительства, но при раздельном проживании закон не признаёт его членом семьи очередников. И его жильё не учитывается в жилищной обеспеченности семьи очередников.


- у состоящей в очереди на жильё супруги нельзя учитывать квартиру супруга, не вселявшегося к ней и непрописанного в её квартире ( определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда от 24 ноября 2020 г. № 33-КАД20-1-К3 );

8. Основанием снятия с жилищного учёта является обеспеченность жилым помещением по норме предоставления, а не по учётной норме

Жилое помещение предоставляется очередникам по норме предоставления (ч. 1 ст. 50 ЖК РФ). В Москве это от 18 кв. м на чел.

Для принятия в очередь на жильё используется учётная норма – это площадь жилья в собственности или по соцнайму каждого из очередников для их принятия на жилищный учёт (ч. 4 ст. 50 ЖК РФ). В Москве это до 10 кв. м на чел. (в коммуналках и общежитиях до 15 кв. м).

Обе нормы устанавливаются местной администрацией (в Москве – Мосгордумой).

В силу положений ЖК РФ под улучшением жилищных условий следует понимать достижение гражданином уровня обеспеченности площадью жилья по норме предоставления, а не по учётной норме.

Таким образом, снять с очереди на квартиру можно только в случае, если площадь имеющегося жилья превысит норму предоставления, а не учётную норму ( определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда от 27 мая 2020 г. № 33-КА20-3).

9. Отказ от участия в приватизации (приобретении доли в праве собственности) не свидетельствует о распоряжении этим жильём (т.е. его площадь не учитывается в уровне жилищной обеспеченности).

10. Закон о статусе военнослужащих не исключает повторного предоставления жилья, если право на первое утрачено по объективным основаниям и уволенный военнослужащий в нём не проживает

Заявителю – уволенной с военной службе по выслуге лет, жилищная комиссия Федеральной службы войск нац.гвардии отказала в принятии на жилищный учёт со ссылкой на предоставление более 20 лет назад от государства двухкомнатной квартиры по договору соцнайма её мужу с учётом её самой. То есть право на однократное жилищное обеспечение за счёт государства ею реализовано.

Кроме того, заявитель отказалась от участия в приватизации этой квартиры (приобретении на себя доли в праве собственности), что расценено как распоряжение этим жильём.

Суды согласились с законностью отказа.

Суд высшей инстанции признал эту позицию незаконной по следующим основаниям.

Заявитель развелась с бывшим супругом, оставшимся проживать в этой квартире, более 19 лет назад, выписалась из неё, вступила в новый брак и после этого служила в другом субъекте РФ, членом семьи бывшего мужа давно не является.

Кроме того, суды не дали правовой оценки предусмотренным ст. 83 ЖК РФ и п. 32 постановления Пленума Верховного суда от 2 июля 2009 г. № 14 обстоятельствам её постоянного, а не временного выезда из старой квартиры, что подтверждает прекращение ею права на ранее предоставленное жильё. См. определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда от 23 декабря 2020 г. № 14-КАД20-9–К1.


1. Пропуск жилищным органом установленного законом срока в 30 рабочих дней со дня выявления основания снятия с учета и немотивированность решения обязывают восстановить на учете

Частью 2 ст. 56 ЖК РФ установлено, что решение о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях может быть принято жилищным органом не позднее чем в течение 30 рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием снятия с учета. Причем этот срок является пресекательным и не может быть восстановлен.

Кроме того, распоряжение должно содержать основания снятия с жилищного учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 ст. 56 ЖК РФ, а именно:

1) подачи заявления о снятии с учета;

2) утраты оснований для получения жилья по договору соцнайма;

3) выезда на место жительства в другое муниципальное образование (кроме Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя);

4) получения государственной или муниципальной субсидии на приобретение или строительство квартиры;

5) предоставления земельного участка (кроме садового) для строительства жилого дома, за исключением многодетных семей;

6) выявления недостоверных сведений в документах, послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц жилищного органа при принятии на учет.

2. Гражданину, страдающему тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, другое жилье должно предоставляться немедленно после возникновения права на его получение

Для внеочередного предоставления жилья лицу, страдающему тяжелым хроническим заболеванием, указанным в Перечне Минздрава России № 987н от 29 ноября 2012 г. (далее - Перечень № 987н), как и прежде, необходимо наличие соответствующего заболевания и принятие семьи на жилищный учет. Другое жилое помещение им должно предоставляться немедленно после возникновения права (Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за 2018 год № 4, вопрос 10).

3. Требуется подтверждать статус малоимущих семьям очередников, принятых на учёт после 1 марта 2005 г., и семьям инвалидов, чье жилье признано непригодным для проживания на основании п. 54 Положения № 47 о непригодности жилья для проживания

Признание малоимущим также требуется нуждающемуся в технических средствах реабилитации инвалиду, чье жилое помещение признано непригодным для проживания на основании п. 54 Положения о пригодности жилья для проживания, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. № 47. Этот пункт позволяет признавать непригодным для проживания жилое помещение, которое (а также подъезд в доме) нельзя приспособить для конкретного инвалида-колясочника. И, соответственно, предоставлять специально приспособленную под потребности инвалида другую квартиру (с оборудованным просторным санузлом, расширенными дверными проемами и др.).

4. Нелепые основания отказа в предоставлении жилья внеочередникам

В многочисленной практике дел по этой категории Верховный Суд РФ признавал незаконными следующие основания отказа в немедленном предоставлении жилья тяжелобольным внеочередникам, включая явно экзотические:

Встречаются и явно абсурдные мотивировки решений нижестоящих судов.

По одному из дел, отказывая прокурору в иске о восстановлении тяжелобольного очередника на жилищном учете, помимо ссылок на все перечисленные выше основания, Верховный суд Республики Тыва сослался на следующее: «для возникновения у ответчика /администрации г. Кызыл/ обязанности по предоставлению жилого помещения из муниципального жилищного фонда гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, необходимо наделение органа местного самоуправления государственными полномочиями на обеспечение указанной категории граждан жилыми помещениями. Такой нормативно-правовой акт органом государственной власти Республики Тыва в настоящее время не принят».

По другому делу отказ в иске о внеочередном предоставлении жилья как лицу, страдающему заболеванием по Перечню № 987н, суды Республики Дагестан двух инстанций мотивировали какой-то фантастикой: «Законодательной возможности предоставления гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, …, жилого помещения жилищного фонда Республики Дагестан по договору социального найма, с учетом положений статьи 2 Закона Республики Дагестан от 3 февраля 2006 г. № 4 «О категориях граждан, имеющих право на получение жилого помещения из жилищного фонда Республики Дагестан по договору социального найма и порядка его предоставления данным категориям граждан» не имеется, т.к. указанным Законом установлено, что уполномоченный орган составляет сводные списки граждан и по мере введения в эксплуатацию, приобретения, освобождения жилых помещений из жилищного фонда Республики Дагестан принимает решение о предоставлении их гражданам, принятым на учет».

5. Нуждающемуся в постоянном постороннем уходе внеочереднику, страдающему заболеванием, при котором совместное проживание с ним невозможно, должна предоставляться дополнительная площадь, по крайней мере, ещё на одного члена семьи – для ухода за ним

По нашему мнению, правовая позиция из указанного постановления Конституционного Суда РФ применима и ко всем другим случаям нуждаемости внеочередника в постоянном постороннем уходе (по заключению Бюро МСЭ).

6. Неважно, являются ли очередники разными семьями и признается ли их квартира коммунальной

В нескольких делах данной тематики суды отказали во внеочередном предоставлении жилья семьям, проживающим не в коммунальной квартире, а в отдельном жилье (изолированной комнате). Такие решения мотивировались ссылкой на пункт 4 части 1 ст. 51 ЖК РФ: «…проживающими в квартире, занятыми несколькими семьями». То есть возможность немедленного получения жилья предоставлялась лишь тем внеочередникам, кто проживает в коммуналке.

Впрочем, это нелогичное основание скоро будет отменено.

5 декабря 2018 г. председателем профильного комитета Госдумы Г.Хованской внесен разработанный с нашим участием законопроект № 601359-7 об обеспечении жилищных прав очередников, включая тяжелобольных. И не имеющих другого жилья граждан, страдающих тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ними в одной квартире невозможно, без проблем должны будут принимать на жилищный учёт независимо от того, является ли их квартира коммунальной.

По другому делу со ссылкой на это же основание суды пришли к выводу о том, что семья тяжелобольного очередника в составе матери и ребенка, проживая в квартире, находящейся в собственности её матери и сестры с дочерью, являются с ними одной семьей. И соответственно эта квартира - не коммунальная.

7. О чередникам нельзя приписывать долю в праве на места общего пользования коридоров и других вспомогательных помещений в искусственно созданных в бывших рабочих общежитиях мегакоммуналках

8. Отодвигается на 5 лет срок принятия на жилучет или предоставления жилья в случае ухудшения жилищного, а не материального положения семьи очередников

По одному из дел, рассмотренному в Тюменской области, семье было отказано в принятии на жилищный учёт со ссылкой на недавнюю продажу 4 собственных автомашин, что было расценено как намеренное ухудшение имущественного положения, не позволяющее им получить статус малоимущего, и затем претендовать на принятие на жилучет.

Признавая распоряжение об отказе в принятии на учет незаконным, суд первой инстанции сослался на возможность отложения на 5 лет срока принятия на жилучет (или предоставления жилья при подходе очереди) в случае ухудшения жилищного, а не материального положения семьи очередников. Как они не имели никакого жилья, так и не приобрели. А продажа движимых вещей не приводит к состоянию, требующему участия органов власти в обеспечении семьи другим жильем.

Отменяя это решение и отказывая в иске, апелляционный суд неправильно истолковал ст. 53 ЖК РФ, регулирующую указанные правоотношения.

9. Внеочереднику, страдающему тяжелой формой хронического заболевания с невозможностью совместного с ним проживания, принятому на жилучет после 1 января 2005 г., другое жилье предоставляется местной, а не областной администрацией

Городской суд удовлетворил иск прокурора, поданный в защиту больного тяжелым хроническим заболеванием с невозможностью совместного с ним проживания, к местной администрации о предоставлении вне очереди другого жилья.

Верховный суд республики решение отменил, указав об отнесении полномочий по предоставлению жилья инвалидам к полномочиям республиканской власти.

Верховный Суд РФ отменил это апелляционное определение и оставил первое решение в силе, сославшись на ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ, ч. 2 ст. 49, ч. 3 ст. 52 ЖК РФ и положения Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г., согласно которым полномочие по предоставлению жилья внеочередникам отнесено к вопросам местного значения (определение Судебной коллегии по гражданским делам от 10 октября 2017 г. № 21-КГ17-19, Обзор судебной практики Верховного Суда РФ 2018 г. № 2 вопрос 11).

10. Нереализованное право на внеочередное обеспечение другим жильем по заболеванию, входившему в Перечень Правительства РФ № 378, подлежит защите, даже если это заболевание не входит в Перечень Минтруда № 987н от 30 ноября 2017 г.

Этот вывод мотивирован ссылкой на часть 1 ст. 6 ЖК РФ о применении акта жилищного законодательства к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие. То есть судам следовало применить Перечень № 378, действовавший на день отказа во внеочередном предоставлении жилья.


1. Основанием снятия с жилищного учёта является обеспеченность жилым помещением по норме предоставления, а не по учётной норме

Суд апелляционной инстанции отменил решение районного суда об отказе в признании незаконным постановления местной администрации о снятии семьи очередника с жилищного учёта в связи с их обеспеченностью жильём более учётной нормы на человека.

Президиум областного суда отменил апелляционное определение и оставил в силе решение районного суда, сославшись на то, что для снятия с очереди на жильё достаточно обеспеченности им по учетной норме.

В силу положений ЖК РФ под улучшением жилищных условий следует понимать достижение гражданином уровня обеспеченности площадью жилья по норме предоставления, а не по учётной норме. При этом сама норма предоставления должна определяться в соответствии с действующим законодательством.

По этим основаниям определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 27 мая 2020 г. № 33-КА20-3 постановление президиума отменено и оставлено в силе апелляционное определение.

2. Если жилое помещение, занимаемое по договору соцнайма, уничтожено пожаром, то для предоставления другого семье не обязательно стоять на жилищном учёте, но требуется иметь объективную нуждаемость в жилье (ч. 2 ст. 49, 52 ЖК РФ), включая наличие статуса малоимущего

В 1980 г. семье очередников был предоставлен по договору соцнайма жилой дом (Волгоградская обл.).

В связи с непроведением капремонта его износ к 2007 г. составил 100 %.

В результате двух пожаров в 2007 и 2013 гг. дом сгорел и в 2017 г. был признан непригодным для проживания.

Наниматель обратился в суд с иском к местной администрации о предоставлении семье вне очереди другого жилья по договору соцнайма взамен разваливающегося по вине наймодателя дома, из которого они, будучи многодетными, были вынуждены съехать и проживать у родственников. Администрация, в свою очередь, обратилась к ним со встречным иском о признании нанимателя с членами семьи утратившими право пользования, выселении и снятии с регистрационного учёта.

Наниматель ссылался на пункт 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ об обязанности наймодателя предоставить другое жильё взамен сгоревшего. Администрация - на прекращение договора соцнайма добровольным выездом нанимателей ещё до 2007 г. (часть 3 ст. 83 ЖК РФ), на заселение и многолетнее проживание бомжей, которые дважды и сожгли дом.

Районный и областной суды в иске о предоставлении жилья отказали со ссылкой на отсутствие у нанимателей статуса малоимущих и несостояние на жилищном учёте и удовлетворили встречный иск, признав жителей добровольно утратившими право пользования этим домом, выселив и выписав.

Верховный Суд РФ с такой позицией не согласился.

Со ссылкой на ст. 71 ЖК РФ и п. 32 постановления Пленума Верховного Суда РФ о применении судами ЖК РФ от 2 июля 2009 г. № 14 он признал временным непроживание нанимателей, не имеющих другого жилья, т.к. их вынужденный выезд был обусловлен непроведением наймодателем капремонта изношенного дома с разрушениями конструкций и несущих стен.

Судом установлено, что несмотря на ряд обращений нанимателя, наймодатель не отремонтировал дом даже после первого пожара в 2007 г., хотя обследовал дом и составлял смету на ремонт

В итоге Верховный Суд РФ вновь подтвердил свою позицию, что для внеочередного предоставления другого жилья взамен сгоревшего, занимаемого по договору соцнайма, погорельцам не обязательно стоять на жилищном учёте, но надо иметь статус малоимущего и объективную нуждаемость в жилье.

Аналогичного мнения придерживается и Конституционный Суд РФ. В определении от 5 марта 2009 г. № 376-О-П он указал, что пункт 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ не исключает возможность предоставления жилых помещений малоимущим гражданам, лишившимся жилища в результате пожара, по договорам социального найма во внеочередном порядке, если на момент утраты жилища они не состояли на учете в качестве нуждающихся.

3. В уровне обеспеченности площадью жилого помещения нельзя учитывать жильё совместно проживающего родственника, на которое не имеет права никто из очередников

В кассационной жалобе очередник ссылался на то, что приобретение квартиры сестрой со своим супругом не повлияло на уровень его жилищной обеспеченности, т.к. права пользования им он не приобрёл.

Верховный Суд РФ согласился с его доводами и определением Судебной коллегии по гражданским делам от 27 мая 2020 г. № 33-КА20-3 отменил незаконные постановления по этому основанию.

4. Ухудшение в течение предшествующих 5 лет жилищных условий очередниками социальной выплаты на приобретение жилья из районов Крайнего Севера является основанием снижения размера субсидии, а не снятия с очереди на неё

Местная администрация (Эвенкийский район Красноярского края) сняла семью с учёта граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья переселяющимся из районов Крайнего Севера.

Основанием послужило унаследование одним из нанимателей доли квартиры в населённом пункте, расположенном за пределами районов Крайнего Севера.

Поскольку наниматель не уведомил администрацию о появлении другого жилья и более того, его продал, тем самым, по мнению администрации, семья намеренно ухудшила свои жилищные условия. В связи с этим снята с учёта с возможностью повторного принятия лишь через 5 лет со дня совершения сделки.

Суды трёх инстанций согласились с законностью исключения из очереди на жилищную субсидию.

В соответствии с частью 4 ст. 6 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" от 25 октября 2002 г. № 125-ФЗ ухудшение в течение предшествующих 5 лет жилищных условий очередниками - северянами является основанием снижения размера субсидии, а не снятия с очереди на неё.

По этому основанию Верховный Суд РФ отменил судебные постановления и удовлетворил иск очередников, обязав администрацию восстановить их на учёте нуждающихся в получении вышеназванной социальный выплаты.

5. Ребёнок, родившийся в течение 300 дней после смерти отца - сотрудника органов внутренних дел, состоящего в очереди на получение единой социальной выплаты на приобретение или строительство жилья, учитывается в составе членов его семьи, подлежащих обеспечению жильём, и подтверждать его совместное проживание не требуется

Сотрудник отдела госнаркоконтроля областного ГУВД (Оренбургская обл.) погиб при исполнении служебных обязанностей. У него остались супруга и несовершеннолетняя дочь, вторая дочь родилась вскоре после его смерти.

Областное ГУВД отказало вдове в установлении факта совместного проживания и признании права на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилья с учётом в т.ч. второй дочери.

Районный суд признал незаконным отказ в признании второй дочери членом семьи погибшего отца, как и абсурдное требование о подтверждении совместного проживания с ним.

Апелляционный суд решение отменил и сослался как на отсутствие права на получение ЕСВ у ребёнка, родившегося после смерти служащего, так и на требование подзаконного акта о необходимости документального подтверждения совместного проживания всех членов семьи.

Условия и основания получения сотрудниками ОВД единой социальной выплаты на приобретение или строительство жилья определены в Федеральном законе "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ.

В силу пункта 1 ч. 2 ст. 12 данного закона право на предоставленные этим законом гарантии сохраняется у находившихся на иждивении сотрудника лиц, в случае его гибели или повреждения здоровья в период прохождения службы.

Права и обязанности родителей и детей основываются на происхождении детей, удостоверенном в установленном законом порядке (ст. 47 Семейного кодекса РФ).

Согласно пункту 2 ст. 48 СК РФ если ребёнок родился от лиц, состоящих в браке между собой, а также в течение 300 дней с момента расторжения брака, признания его недействительным или с момента смерти супруга матери ребёнка, отцом ребёнка признается супруг (бывший супруг) матери, если не доказано иное (ст. 52 СК РФ). Отцовство супруга матери ребёнка удостоверяется записью об их браке.

Следовательно, ребёнок, родившийся после смерти погибшего при исполнении служебных обязанностей сотрудника органов внутренних дел, является членом его семьи и подлежит учёту при предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, и подтверждения его совместного проживания не требуется.

6. Без предоставления мер государственной поддержки по обеспечению жильём не допускается выселение очередника из служебного жилья даже по решению суда

В 1991 г. истец поступил на военную службу в МВД России, в 2011 г. семье была предоставлена служебная квартира на время службы в г.Москве. Награждён орденом "За заслуги перед Отечеством" 2 степени, в 2017 г. признан инвалидом II гр. по военной травме и уволен на пенсию по состоянию здоровья после 29 лет службы.

Тогда же районный суд отказал семье уволенного военнослужащего в признании права пользования служебной квартирой и удовлетворил встречный иск жилищного департамента о выселении. Вышестоящие суды оставили решение в силе.

Затем другой районный суд отказал ветерану в предоставлении жилья в собственность как очереднику системы МВД со ссылкой на отсутствие жилья в оперативном управлении ГУВД субъекта РФ. Апелляционный и кассационный суды с этим тоже согласились.

Верховный Суд РФ отменил "абстрактные и немотивированные" постановления по второму делу в связи с невыяснением судами следующих обстоятельств:

- на каком правовом основании семье очередников было отказано в предоставлении жилья и уполномоченными ли лицами было принято это решение,

- почему суды не учли наличие вступившего в силу решения о выселении из служебного жилья как и отсутствие у Уваровых другого жилья.

7. Незаконность снятия семьи военнослужащего с учёта нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, в связи с ошибочным учётом жилья отца, приобрётшего его по государственному жилищному сертификату, в которое никто из очередников не вселялся

Проживающий в служебном жилье и имеющий более чем 20-летнюю выслугу лет военнослужащий, обладающий правом на получение постоянного жилья по избранному месту жительства и состоящий на соответствующем учёте нуждающихся, был с него снят с членами семьи из 5 чел.

Причиной послужило наличие жилья у его отца, приобретённого на средства государственного жилищного сертификата, предоставленного на отца и этого военнослужащего за 18 лет до этого.

По мнению жилищного органа Минобороны России государство выполнило обязанность по жилищному обустройству семьи его и его отца.

Между тем, в силу пункта 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ за военнослужащими, обеспечиваемыми служебными жилыми помещениями, сохраняются жилые помещения, в которых они проживали до поступления на службу по контракту или до поступления в военно-учебные заведения, лишь на первые 5 лет военной службы.

Поскольку военнослужащий не вселялся в эту квартиру ни в период учебы в военно-учебном заведении, ни по истечении пятилетнего срока после его окончания, спустя 18 лет после предоставления отсутствовали основания для снятия семьи с учёта в связи с наличием этого жилья.

Определение Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда РФ от 16 июля 2020 г. № 222-КА20-10 .

8. При смене места жительства ребёнка - сироты обязанность по его обеспечению жильём возлагается на муниципальное образование по новому месту жительства

Ребёнок, оставшийся без попечения родителей, был включён в список подлежащих обеспечению жильём из спецжилфонда по прежнему месту жительства (Оренбургская обл.).

В связи с изменением места жительства (поступлением в вуз в Москве и регистрацией по месту жительства в Московской области) по собственному заявлению был исключен из списка подлежащих обеспечению жильём детей-сирот по прежнему месту жительства.

Во включении в список подлежащих обеспечению жильём детей-сирот по новому месту жительства ему было отказано со ссылкой на неправомерность исключения из списка по предыдущему месту жительства.

По мнению должностных лиц Миноборазования Московской области закон сохраняет обязательства по жилищному обеспечению сироты за субъектом РФ, где он был принят на учёт, независимо от изменения места жительства (смены регистрации по месту жительства).

Городской суд удовлетворил иск подростка, признав отказ в его включении в список подмосковных очередников - сирот незаконным.

Областной суд решение отменил и в иске отказал, сославшись на правильность толкования законодательства органом опеки.

Кассационный суд оставил определение областного суда в силе.

Верховный Суд РФ с такой позицией не согласился, апелляционное определение отменил оставил в силе решение городского суда.

Сославшись на положение части 1 ст. 20 ГК РФ и на Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением жильём сирот от 20 ноября 2013 г., Верховный Суд РФ вновь подтвердил, что единственным критерием места предоставления жилья сиротам является их место жительства. В данном случае, Московская область является местом и фактического проживания сироты, и регистрации по месту жительства.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: