Органы лесного хозяйства предъявили в арбитражном суде иск о возмещении вреда причиненного

Обновлено: 15.04.2024

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО.
ЗАДАЧИ.
1. Россельхознадзор обратился с иском к отдельным сельскохозяйственным организациям района о возмещении ущерба, причиненного гибелью животных во время сенокосных и уборочных работ. Суд отказал в приеме искового заявления, сославшись на то, что в действующем законодательстве нет конкретных норм, предусматривающих материальную ответственность сельскохозяйственной организации или гражданина за гибель молодняка зверей и птиц, а также других диких животных во время выполнения ими полевых работ на угодьях, находящихся в его собственности или пользовании.
Решите дело.
Охарактеризуйте порядок компенсации вреда, причиненного гибелью объектов животного мира применительно к конкретной ситуации.

2. Органы лесного хозяйства предъявили в арбитражном суде иск о возмещении вреда, причиненного усыханием леса на площади 10000 га в результате его загрязнения отходами химического комбината.
Администрация комбината иск не признала, заявив, что загрязнение лесов происходит не по его вине, а из-за несовершенства очистных сооружений по вине проектной организации. Проектная организация, привлеченная к делу, сослалась на дефекты, с которыми выпускаются очистные сооружения заводом- изготовителем.
В чем выражается вред экономический и вред экологический при усыхании и гибели лесов?
Охарактеризуйте порядок его компенсации.
В чем заключаются особенности возмещения вреда окружающей среде при наличии нескольких сопричинителей?

3. В декабре 1992 г. Совет Министров ( Правительство РФ ) принял постановление № 1026 « Вопросы строительства атомных электростанций на территории Российской Федерации», которое предусматривало мероприятия по развитию атомной энергетики. Члены общественного объединения «Юристы за экологию» обратились в Бауманский районный суд Москвы с иском об отмене данного решения. Но ни районный, ни городской суды этот иск к рассмотрению, ссылаясь на то, что суд не может обсуждать решения Правительства.
Ваше мнение?
Какие права имеют общественные организации ( объединения ) в области охраны окружающей природной среды?

Органы лесного хозяйства предъявили в арбитражном суде иск о возмещении вреда, причиненного усыханием леса на площади около двух тысяч гектаров в результате загрязнения леса отходами металлургического комбината. Администрация металлургического комбината иска не признала. Она заявила, что загрязнение леса происходит по вине проектной организации и завода-изготовителя очистных сооружений, которые были запроектированы и установлены на момент приемки завода в эксплуатацию. Решите дело.

В отличие от уголовного права в гражданском праве экологам достаточно доказать, что со стороны комбината имело место нарушение и что оно вызвало убытки. Вы если желаете освободиться от ответственности должны доказать, что не виновны в нарушении, т. е. приныли все зависящие от вас меры для недопущения нарушения.

Статья 247. Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов

Производство запрещенных видов опасных отходов, транспортировка, хранение, захоронение, использование или иное обращение радиоактивных, бактериологических, химических веществ и отходов с нарушением установленных правил, если эти деяния создали угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде, - наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Те же деяния, повлекшие загрязнение, отравление или заражение окружающей среды, причинение вреда здоровью человека либо массовую гибель животных, а равно совершенные в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, - наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека либо массовое заболевание людей, - наказываются лишением свободы на срок до восьми лет.

Статья 250. Загрязнение вод.

Загрязнение, засорение, истощение поверхностных или подземных вод, источников питьевого водоснабжения либо иное изменение их природных свойств, если эти деяния повлекли причинение существенного вреда животному или растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству, - наказываются штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев.

Те же деяния, повлекшие причинение вреда здоровью человека или массовую гибель животных, а равно совершенные на территории заповедника или заказника либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, - наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека, - наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок.

Ходатайствовать о проведении экспертизы, которая установит в следствие чего был причинен вред

Металлургический комбинат осуществляет деятельность, связанную с повышенной опасностью для окружающих и должен возмещать вред вне зависимости от наличия вины. Поэтому иск подлежит удовлетворению. К производителю очистных сооружений иск предъявит металлургический комбинат в порядке регресса.

Порядок возмещения ущерба, причиненного гибелью животных во время сенокосных уборочных работ. Особенности возмещения вреда окружающей среде при усыхании и гибели лесов. Права общественных организаций (обледенения) в области охраны природной среды.

Рубрика Государство и право
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 29.09.2013
Размер файла 21,1 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Госсельхознадзор обратился с иском к отдельным сельскохозяйственным организациям района о возмещении ущерба, причинённого гибелью животных во время сенокосных уборочных работ. Суд отказал в приеме искового заявления, сославшись на то, что в действующем законодательстве нет конкретных норм, предусматривающих материальную ответственность сельскохозяйственной организации или гражданина за гибель молодняка зверей и птиц, а также других диких животных во время выполнения ими полевых работ на угодьях, находящихся в его собственности или пользовании.

Охарактеризуйте порядок компенсации вреда, причинённого гибелью объектов животного мира применительно к конкретной ситуации.

Согласно ст. 57 Федерального закона от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире Федеральный закон от 24.04.1995 N 52-ФЗ(ред. от 21.11.2011) "О животном мире". (далее - Закон) споры по вопросам охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания, предоставления животного мира в пользование разрешаются судом или арбитражным судом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч.3ст. 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 28.07.2012) (с изм. и доп., вступающими в силу с 10.08.2012). (далее - КоАП РФ), нарушение правил пользования объектами животного мира, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей с конфискацией орудий добывания животных или без таковой; на должностных лиц - от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей с конфискацией орудий добывания животных или без таковой; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией орудий добывания животных или без таковой.

Отказ суда в приеме искового заявления следует обжаловать в вышестоящий суд.

Согласно ст.56 Закона, Юридические лица и граждане, причинившие вред объектам животного мира и среде их обитания, возмещают нанесенный ущерб добровольно либо по решению суда или арбитражного суда в соответствии с таксами и методиками исчисления ущерба животному миру, а при их отсутствии - по фактическим затратам на компенсацию ущерба, нанесенного объектам животного мира и среде их обитания, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

В случае невозможности предотвратить ущерб, нанесенный в результате жизнедеятельности объектов животного мира сельскому, водному и лесному хозяйству, убытки возмещаются из фондов экологического страхования, если пользователь животным миром является членом такого фонда.

Ущерб должен быть взыскан с пользователей животным миром, если они не приняли реальных и необходимых мер по предотвращению или уменьшению ущерба на закрепленных за ними территориях, акваториях. В случаях, если специально уполномоченные государственные органы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания необоснованно ограничивают пользователей животным миром в изъятии объектов животного мира, наносящих ущерб сельскому, водному и лесному хозяйству, ответственность за нанесенный ущерб несут должностные лица соответствующего специально уполномоченного государственного органа по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.

Органы лесного хозяйства предъявили в арбитражном суде иск о возмещении вреда, причинённого усыханием леса на площади 10000 га в результате его загрязнения отходами химического комбината.

Администрация комбината иск не признала, заявив, что загрязнение лесов происходит не по его вине, а из-за несовершенства очистных сооружений по вине проектной организации. Проектная организация, привлеченная к делу, сослалась на дефекты, с которыми выпускаются очистные сооружения заводом-изготовителем.

В чем выражается вред экономический и вред экологический при усыхании и гибели лесов? Охарактеризуйте порядок его компенсации. В чем заключается особенности возмещения вреда окружающей природой среде при наличии нескольких сопричинителей?

Какое решение должен принять арбитражный суд?

В соответствии с Конституцией Российской Федерации «каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическими правонарушениями».

Ущерб, наносимый природе, принято подразделять на экологический и экономический.

Экологический ущерб - это вред, причиненный не конкретному природопользователю (организации, предприятию), а природной среде, который отражается на качественном состоянии природы и на здоровье человека. Этот вид ущерба возникает в результате антропогенного воздействия на природную среду. Вид ущерба состоит из двух частей - потерь в результате выключения из природного процесса отдельных элементов. Потери не поддаются точной экономической (денежной) оценке, и ущерб носит не компенсационный характер, а карательный, то есть это нарушения в области противозаконных действий или бездействия должностных лиц в выполнении природоохранных мероприятий, невыполнение запретов, которые установлены с целью охраны природы.

Экономический ущерб - имущественный вред, причиненный природопользователю, - гибель урожая, лесов, животных вследствие загрязнения природной среды. Ущерб возмещается в виде денежной компенсации.

В соответствии со ст.99 Лесного кодекса РФ "Лесной кодекс Российской Федерации" от 04.12.2006 N 200-ФЗ (ред. от 28.07.2012)., лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Привлечение к ответственности за нарушение лесного законодательства не освобождает виновных лиц от обязанности устранить выявленное нарушение и возместить причиненный этими лицами вред.

Согласно ст.100 Лесного кодекса РФ, лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке.

Таксы и методики исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, утверждаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии со ст.77 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 25.06.2012) "Об охране окружающей среды".", Юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, в том числе на проект которой имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы, включая деятельность по изъятию компонентов природной среды, подлежит возмещению заказчиком и (или) субъектом хозяйственной и иной деятельности.

Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Также, согласно ст.78 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей средыФедеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 25.06.2012) "Об охране окружающей среды". ", компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.

Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

На основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.

Иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет.

Считаю, что суд должен принять решение в пользу органов лесного хозяйства, а к ответственности необходимо привлечь комбинат, который в последствии в порядке регресса сможет предъявить требования к проектной организации и/или заводу-изготовителю.

возмещение ущерб охрана природа

В декабре 1992 г. Совет Министров (Правительство РФ) принял постановление № 1026 «Вопросы строительства атомных электростанций на территории Российской Федерации», которое предусматривало мероприятия по развитию атомной энергетики. Члены общественного объединения «Юристы за экологию» обратились в Бауманский районный суд Москвы с иском об отмене данного решения. Но, ни районный, ни городской суды Москвы не приняли этот иск к рассмотрению, ссылаясь на то, что суд не может обсуждать решения Правительства.

Какие права имеют общественные организации (объединения) в области охраны окружающей природной среды?

В соответствии со статьей 46 Конституции РФ любое заинтересованное лицо вправе обратиться в суд в целях обжалования решений и действий (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц. Подобное право является одним из основных способов контроля за соответствием нормативных правовых актов государства более высоким по юридической силе. Под правом на судебное обжалование следует понимать право физических и юридических лиц на обращение в суд с жалобой о признании недействительным и не порождающим никаких правовых последствий акта (нормативного правового акта, решения, действия, бездействие) органа государственной власти, местного самоуправления, должностного лица, если подобный акт противоречит Конституции, законодательству России или иному правовому акту, обладающему более высокой, чем обжалуемый акт, юридической силой.

В соответствии со ст.12 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", общественные и иные некоммерческие объединения, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды, имеют право:

разрабатывать, пропагандировать и реализовывать в установленном порядке программы в области охраны окружающей среды, защищать права и законные интересы граждан в области охраны окружающей среды, привлекать на добровольной основе граждан к осуществлению деятельности в области охраны окружающей среды;

за счет собственных и привлеченных средств осуществлять и пропагандировать деятельность в области охраны окружающей среды, воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности;

оказывать содействие органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды;

организовывать собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование, сбор подписей под петициями и принимать участие в указанных мероприятиях в соответствии с законодательством Российской Федерации, вносить предложения о проведении референдумов по вопросам охраны окружающей среды и об обсуждении проектов, касающихся охраны окружающей среды;

обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные организации и к должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, о мерах по ее охране, об обстоятельствах и о фактах хозяйственной и иной деятельности, создающих угрозу окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу граждан;

участвовать в установленном порядке в принятии хозяйственных и иных решений, реализация которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду, жизнь, здоровье и имущество граждан;

обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями, исками и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы;

организовывать и проводить в установленном порядке слушания по вопросам проектирования, размещения объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может нанести вред окружающей среде, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан;

организовывать и проводить в установленном порядке общественную экологическую экспертизу;

рекомендовать своих представителей для участия в проведении государственной экологической экспертизы;

подавать в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, суд обращения об отмене решений о проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, об эксплуатации объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду, об ограничении, о приостановлении и прекращении хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду;

предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде;

осуществлять другие предусмотренные законодательством права

Общественные и иные некоммерческие объединения при осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды обязаны соблюдать требования в области охраны окружающей среды.

1) "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ).

2) "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 28.07.2012) (с изм. и доп., вступающими в силу с 10.08.2012).

3) "Лесной кодекс Российской Федерации" от 04.12.2006 N 200-ФЗ (ред. от 28.07.2012).

4) Федеральный закон от 24.04.1995 N 52-ФЗ(ред. от 21.11.2011) "О животном мире".

5) Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 25.06.2012) "Об охране окружающей среды".

Подобные документы

Понятие вреда, причиненного окружающей среде. Виды ответственности за экологическое правонарушение. Административный и судебный порядок возмещения экологического вреда. Исчисление размеров ущерба, причиненного экологическим правонарушением, его формы.

курсовая работа [60,0 K], добавлен 06.09.2014

Понятие, сущность и основные виды экологического вреда. Характеристика основных принципов возмещения вреда в области охраны окружающей среды. Внесудебный и судебный порядок возмещения экологического вреда, причиненного экологическим правонарушением.

реферат [37,2 K], добавлен 20.01.2013

Рассмотрение проблемы возмещения вреда, причиненного экологическим правонарушением. Порядок и правила использования, охраны окружающей природной среды и отдельных природных объектов, установленных в экологических законах, правовых и нормативных актах.

курсовая работа [37,7 K], добавлен 04.09.2014

Защита личных прав и законных интересов военнослужащих. История становления института возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью военнослужащих. Функции, порядок, основания и условия возмещения вреда. Размер, объем и характера возмещения.

дипломная работа [90,6 K], добавлен 28.03.2011

Общая характеристка экологического правонарушения, экологического вреда и юридической ответственности за его причинение. Внесудебный, судебный и административный порядок возмещения экологического вреда. Натуральные и стоимостные формы возмещения вреда.

Правовые основания для признания водных объектов в качестве государственной, муниципальной, частной собственности в Российской Федерации. Упущенная выгода - недополучение доходов от использования лесов в результате нарушения лесного законодательства.

Рубрика Государство и право
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 15.05.2015
Размер файла 10,8 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

1. Верховный совет республики Горный Алтай объявил своим постановлением собственностью республики реку Катунь и сооружения гидроэлектростанции, которые на ней расположены. Финансирование строительства решено проводить за счет местного бюджета республики.

Минэнерго не согласилось с подобным решением и обратилось в правительство с просьбой об отмене данного постановления.

По каким основаниям водные объекты становятся государственной собственностью (Российской Федерации и субъектов РФ), муниципальной, частной собственностью?

Обоснуйте ответ со ссылками на законодательство

В данной ситуации согласно Водному кодексу РФ от 03.06.2006 № 74 - ФЗ, река Катунь является водным объектом.

Согласно ст. 7 ЗК РФ Водные объекты являются землями водного фонда.

Обосную, по каким основаниям водные объекты становятся государственной муниципальной, частной собственностью.

Согласно ст. 15 ЗК РФ частной собственностью являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с ЗК РФ, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Согласно ст. 17 ЗК РФ В федеральной собственности находятся земельные участки:

- которые признаны таковыми федеральными законами;

- право собственности Российской Федерации, на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;

- которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

Согласно ст. 18 ЗК РФ в собственности субъектов Российской Федерации находятся земельные участки:

- которые признаны таковыми федеральными законами;

- право собственности субъектов Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;

- которые приобретены субъектами Российской Федерации по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

Согласно ст. 19 ЗК РФ в муниципальной собственности находятся земельные участки:

- которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации;

- право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;

- которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством.

Собственность муниципальных образований для обеспечения их развития могут безвозмездно передаваться земли, находящиеся в государственной собственности, в том числе за пределами границ муниципальных образований.

2. Органы лесного хозяйства предъявили в арбитражном суде иск о возмещении вреда, причиненного усыханием леса на площади 10000 га в результате загрязнения отходами химического комбината.

Администрация комбината иск не признала, заявив, что загрязнение лесов происходит не по его вине, а из-за несовершенства очистных сооружений по вине проектной организации. Проектная организация, привлеченная к делу, сослалась на дефекты, с которыми выпускаются очистные сооружения заводом - изготовителем.

В чем выражается вред экономический и вред экологический при усыхании и гибели лесов? Охарактеризуйте порядок его компенсации.

Какое решение должен принять арбитражный суд?

В данной ситуации было нарушено лесное законодательство.

Статья 99 Лесного кодекса РФ от 04.12.2006, гласит, что лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Лесу был причинен экологический и экономический вред.

Под экономическим вредом понимается ущерб и упущенная выгода.

Упущенная выгода понимается в неполучении в результате нарушения лесного законодательства доходов от использования лесов.

Ущербом является уничтожении или повреждении деревьев вследствие воздействия химических, вредных веществ, предотвращающих вредное воздействие, в состав ущерба включаются расходы, связанные с приведением соответствующей территории в состояние, пригодное для дальнейшего использования.

Экологический вред выражается в нарушении правил охраны окружающей среды при производстве работ, в следствие чего произошло загрязнения леса отходами химического комбината, что повлекло усыхание леса.

В ст. 78 ФЗ «Об охране окружающей природной среды» говорится о порядке компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды.

Ст. 79 ФЗ «Об охране окружающей природной среды» устанавливается, что вред, причиненный окружающей среде, подлежит возмещению в полном объеме в соответствии с действующим законодательством.

Таким образом определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

На основании решения арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.

Администрацию комбината понесет уголовную ответственность по ст. 261 УК РФ в виде лишением свободы на срок от трех до восьми лет.

Проектная организация понесет уголовную ответственности за нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ по ст. 246 УК РФ.

3. В свое время для предотвращения снижения уровня Каспийского моря и наступления в связи с этим экологического и экономического ущерба, был разработан и реализован проект дамбы, перекрывающей залив Кара - Богаз, где шел процесс интенсивного испарения вод, от основной водной акватории Каспийского моря.

Однако последующая практика показала, что проект не достиг своей цели. Более того, его реализация принесла большой экономический ущерб: прекратилась добыча и поставка важного сырья (глауберовой соли), без которого не может работать промышленность, солевая пыль со дна высохшего залива загрязняла окружающие земли на многие километры.

Общественность через средства массовой информации обратилась в органы прокуратуры с просьбой о возбуждении уголовного дела.

Содержаться ли в действиях разработчиков и реализаторов проекта признаки состава экологического преступления с точки зрения действующего законодательства?

правовой лесной водный муниципальный

В действиях разработчиков и реализаторов, содержатся признаки экологического преступления предусмотренного ст. 246 УК РФ «Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ».

Рассматриваемое преступление имеет общий характер и предусматривает ответственность за деяния, не охватываемые конкретными составами преступлений.

Объективная сторона данного преступления охватывает собой действия либо бездействие, состоящие в нарушении правил при производстве работ, предусмотренных диспозицией ст. 246 УК РФ, последствия и причинную связь между ними.

Общественная опасность преступления состоит в причинении вреда отношениям в сфере обеспечения экологической безопасности посредством ухудшения качества природной среды. Преступление характеризуется как действием, так и бездействием.

В данной ситуации, нарушение правил охраны окружающей среды повлекло загрязнение окружающей среды земли.

Субъективная сторона преступления характеризуется умышленным или неосторожным нарушением правил охраны окружающей среды и, как правило, неосторожностью к последствиям.

Субъект преступления специальный -- лицо, ответственное за соблюдение указанных правил.

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 // Российская газета. 1993. № 237. 25 декабря.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.94г. №51-ФЗ (в ред. федерального закона от 15.05.2001г. №54-ФЗ) // СЗ РФ. - 1994. - №32. - Ст. 3301.

4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996г. №14-ФЗ (в ред. федерального закона от 26.03.2003г. №37-ФЗ).// СЗ РФ. - 1996. - №5. - Ст.410.

5. Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001 г. // СЗ РФ. - 2001.№ 44. Ст. 4197.

6. Лесной кодекс РФ от 04 декабря 2006 г. // СЗ РФ - 2006, № 50, ст. 5278.

7. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

8. Водный кодекс от 03.06.2006 // СЗ РФ № 73-ФЗ.

Подобные документы

Владение, пользование и распоряжение как содержание права собственности. Разграничение объектов частной и государственной (муниципальной) собственности. Взаимосвязь между типами и формами собственности. Реформирование отношений собственности в России.

реферат [42,0 K], добавлен 25.08.2014

Право муниципальной собственности, как институт муниципального права. Исследование вопросов соотношения муниципальной собственности с государственной и частной. Полномочия органов местного самоуправления в сфере управления муниципальной собственностью.

реферат [30,6 K], добавлен 18.08.2011

Понятие и состав муниципальной собственности. История и способы ее формирования в Российской Федерации. Субъекты и объекты права муниципальной собственности. Основания для его возникновения и прекращения. Методы управления муниципальным имуществом.

дипломная работа [72,7 K], добавлен 15.06.2010

Юридическая ответственность в сфере рационального использования природных ресурсов. Сохранение благоприятных для человека условий окружающей среды. Уголовно-правовые средства охраны лесов и водных ресурсов. Надзор за исполнением лесного законодательства.

курсовая работа [36,7 K], добавлен 13.03.2014

Правовое понятие "лес". Объекты и субъекты лесных отношений. Право собственности на лесные участки. Охрана и защита лесов от пожаров. Защита лесов и лесных насаждений от незаконной вырубки. Рациональное использование лесов и земель лесного фонда.

Уральский учитель

Уральский учитель

Уральский учитель запись закреплена

Анализ конкретных ситуаций (кейс-метод)
Задача 1. Органы лесного хозяйства предъявили в арбитражном суде иск о возмещении вреда, причиненного усыханием леса на площади около двух тысяч гектаров в результате загрязнения леса отхода¬ми металлургического комбината.
Администрация металлургического комбината иска не признала. Она заявила, что загрязнение леса происходит по вине проектной организации и завода — изготовителя очистных сооружений, которые были запроектированы и установлены на момент приемки завода в эксплуатацию.
Решите дело.
Задача 2. У руководителя хозяйственного общества возникло намерение осуществлять:
— разработка проектов нормативов предельно допустимых и временно согласованных выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (включая радиоактивные) и сбросов в водные объекты;
нормативов вибрационного, шумового и иных видов физического воздействия на окружающую среду; лимитов размещения отходов производства и потребления;
— проведение оценки воздействия на окружающую среду при разработке проектной документации производственных, хозяйственных и иных объектов и комплексов;
— разработка экологических обоснований на ведение (расширение, изменение) хозяйственной и иной деятельности;
проведение замеров, измерений, выполнение анализов в области экоаналитического контроля, за исключением радиационного;
— проведение исследований состояния компонентов окружающей среды и природных объектов;
— оценка экологической безопасности материалов, веществ, технологий, оборудования;
— работы и услуги по ликвидации экологических последствий, вызванных чрезвычайными ситуациями техногенного и природного характера;
— проведение работ по восстановлению плодородия рекультивируемых земель, осуществлению противоэрозионных мероприятий;
— проведение работ по озеленению территорий;
— проведение работ по благоустройству и реконструкции водных объектов, проведение дноуглубительных и иных работ на водных объектах, извлечение затонувшей древесины и других предметов;
— установка приборов, средств измерений, устройств природоохранного назначения;
— пусконаладочные работы и эксплуатация оборудования природоохранного назначения;
— установка и эксплуатация приборов и средств измерений для контроля за состоянием окружающей среды;
— экологический консалтинг.
При обсуждении этих видов деятельности на совещании возник вопрос, необходимо ли получение лицензии для осуществления этих видов деятельности. Юрисконсульт общества считал, что поскольку эти виды деятельности не перечислены в ст. 17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», они не подлежат лицензированию. Вместе с тем было решено обратиться для разъяснения в Москомприроду.
В Москомприроде был получен ответ, что перечисленные виды деятельности входят в перечень видов деятельности в области охраны окружающей среды, подлежащих лицензированию, который содержится в Порядке лицензирования отдельных видов деятельности в об¬ласти охраны окружающей среды в г. Москве, утвержденном приказом Москомприроды от 27 января 2000 г. №24, следовательно, они лицен¬зируемые.
Является ли разъяснение Москомприроды законным и обоснованным?
Задача 3. Управление по технологическому и экологическому надзору провело проверку соблюдения Администрацией Нского района города Приволжск природоохранного законодательства. По результатам проверки Управлением составлен акт от 30.08.2007 N 75, в котором указано, что Администрация использует в своей деятельности 3 легковых автомобиля; в результате деятельности Администрации образуются отходы потребления (мусор от бытовых помещений несортированный, отработанные нефтепродукты, аккумуляторные батареи, отходы бумаги незагрязненные). По договору от 25.12.2006 N 526 муниципальное унитарное предприятие по благоустройству (далее Предприятие) вывозит мусор, образовавшийся от деятельности Администрации. Согласно справке Предприятия от 20.08.2007 за 2006 год было вывезено 72 куб.м мусора, согласно справке Администрации от 20.08.2007 за I полугодие 2007 года вывезено 33 куб.м отходов.
В связи с тем, что Администрация не вносила плату за негативное воздействие (выбросы выхлопных газов автомобилей в атмосферный воздух, размещение отходов потребления) на окружающую среду за 4 квартал 2006 года и за I, II кварталы 2007 года, Управление составило в отношении Администрации протокол об административном правонарушении от 17.09.2007 № 25/ЭК07 и вынесло постановление от 01.10.2007 № 67/ЭК07 опривлеченииАдминистрации к административной ответственности по статье 8.41 КоАП РФ в виде 70 000 руб. штрафа.
Полагая названное постановление незаконным, Администрация оспорила его в арбитражный суд.
Дайте оценку квалификации действий Администрации.
Задача 4. В апреле 1993 г. гражданин Рябчихин обратился с исковым заявлением в Дзержинский районный суд Санкт-Петербурга о признании незаконными действий ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» в части строительства и эксплуатации Северного полигона по захоронению и переработке осадков сточных вод Северной станции аэрации и о вынесении решения о прекращении строительства и эксплуатации этого объекта.
Кроме того, гражданин Рябчихин в своем исковом заявлении просил суд обязать ответчика предпринять меры по обеспечению безопасного хранения токсичных отходов на полигоне. Полигон расположен в зеленой зоне города и, кроме того, па территории государственного охотничьего заказника. Захоронение осадков сточных вод, производимое с грубым нарушением установленных норм и стандартов, создает опасность проникновения их в подземные воды. Таким образом, действия ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» нарушают законные права на благоприятную среду обитания и наносят значительный ущерб природе.
Решите дело.
Задача 5. В сентябре 1990 г. работники совхоза «Пушкинский», выполняя работы по укреплению плотины через р. Мечетку, при снятии бульдозером грунта в охранной зоне нефтепровода допустили разрыв нефтепровода. В результате аварии была загрязнена земля сельскохозяйственного назначения и воды реки (с превышением норматива ПДК в 409 раз).
В феврале 1992 г. Саратовский областной комитет по охране природы направил в арбитражный суд Саратовской области исковое заявление, требуя взыскать 235 942 руб. с Заволжского нефтегазодобывающего управления и совхоза «Пушкинский» в возмещение убытков, причиненных загрязнением земель. В материалах дела факт загрязнения земель документально не подтвержден, речь идет только о загрязнении водного объекта.
Решите дело.

3.Коллоквиум.
Вопросы выносимые на коллоквиум:
Основные проблемы охраны окружающей среды в промышленности.
Экологические требования при размещении и строительстве промышленных объектов.
Экологические требования, предъявляемые в процессе эксплуатации промышленных объектов.
Экологическая паспортизация промышленных предприятий.
Правовое регулирование деятельности в области обращения с отходами производства и потребления.
Понятие и виды отходов производства и потребления.
Требования в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления.
Паспортизация опасных отходов.
Правовые требования обращения с радиоактивными веществами и радиоактивными отходами.
Экологические требования к размещению и эксплуатации энергетических объектов.
Правовые меры охраны окружающей среды и здоровья человека при использовании радиоактивных веществ и материалов.
Экологические требования, предъявляемые к военным и оборонным объектам и военной технике.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 14

для очной формы обучения
для заочной формы обучения

Тема: «Правовая охрана окружающей среды в сельском хозяйстве»
Основные направления охраны окружающей среды в процессе сельскохозяйственного производства.
Правовые меры охраны земель сельскохозяйственного назначения от загрязнения, истощения, нерационального использования.
Назначение и организация рекультивации земель.
Правовые основы мелиорации земель. Типы мелиорации земель. Экологические требования при проведении мелиоративных работ.
Особое место пестицидов и агрохимикатов среди химических веществ, используемых в сельском хозяйстве. Гигиенические требования к хранению, применению и транспортировке пестицидов и агрохимикатов.
Организация использования химических веществ.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: