Значение правосудия и судебной процедуры в механизме действия права

Обновлено: 26.04.2024

Анализ основных концепций деления права на материальное и процессуальное показывает, что такое разграничение права является условным. Механически разделить правовые нормы на материальные и процессуальные невозможно. Таким образом, полагаем, что юридический процесс и правовая процедура - явления, тесно связанные между собой, но не совпадающие.

К определению понятия правовой процедуры и ее соотношения с юридическим процессом существуют различные подходы. Так, В.О. Лучин утверждает, что "процесс" практически равнозначен "процедуре", между ними невозможно провести какую-нибудь разделительную грань" . Б.М. Лазарев полагает, что недопустимо отожествление терминов "процедура" и "процесс". Он писал: "Правовые нормы, которые закрепляют или устанавливают процедуры, а следовательно, и содержат в себе идеальные модели процесса, являются процедурными, а тем самым и процессуальными" .

Лучин В.О. Процессуальные нормы в советском государственном праве. М., 1976. С. 25.
Лазарев Б.М. Понятие и виды управленческих процедур. Их роль в механизме государственного управления // Управленческие процедуры / Под ред. Б.М. Лазарева. М., 1988. С. 5.

По мнению А.А. Демина, принятие и исполнение правовой нормы-процедуры, принуждение к ее исполнению - производство, а разрешение спора о праве - процесс .

См.: Демин А.А. Понятие административного процесса и кодификация административного и процессуального законодательства Российской Федерации // Государство и право. 2000. N 11. С. 6.

Широкое распространение в юридической литературе получила концепция широкого понимания процесса. Отличительной особенностью данного подхода являются доведение до границ правоприменения юридического процесса и отожествление его с процедурой. Так, В.С. Основин отмечает, что процесс - это форма жизни любого явления. "Рождение" любого закона, его применение, порядок осуществления компетенции - тоже процессы. Вот почему "узкое понимание процесса представляется противоречащим фактом объективной действительности и философскому смыслу самого понятия "процесс" . Далее, представители широкого понимания процесса (В.М. Горшенев, В.Г. Крупин, Ю.И. Мельников, П.Е. Недбайло и др.) считают, что любые попытки противопоставить процедуру и процесс как в понятийном, так и в реальном плане бесперспективны, поскольку в сфере общественного мнения эти понятия совпадают и вряд ли удастся достигнуть их иного толкования . В связи с широким пониманием назначения процессуальной формы Ю.И. Мельников не разделяет мнения С.С. Алексеева о необходимости утверждения в теории права наряду с понятием "юридический процесс" еще и особой процедуры, являющейся выражением специфических юридических режимов применения права, такого понятия, как "юридическая процедура", охватывающего все виды правовой регламентации длящихся во времени юридических действий . Он отмечает, что и "процесс", и "процедура" ассоциируются с представлением именно о какой-то совершающейся деятельности, подчиненной определенному порядку. Поэтому трудно объяснить, почему в одних случаях об определенном порядке деятельности по применению норм материального права следует говорить как о "юридическом процессе", а в другом - как о "юридической процедуре". Поскольку и "процесс", и "процедура" - понятия юридические, определяющие порядок деятельности по применению норм материального права, постольку "процесс" практически тождествен, равнозначен "процедуре" .

Основин В.С. Процессуальные нормы и отношения в отдельных отраслях советского права // Процессуальные нормы и отношения в советском праве (в "непроцессуальных" отраслях). Воронеж, 1985. С. 95.
См.: Теория юридического процесса / Под ред. В.М. Горшенева. Харьков, 1985. С. 11; Горшенев В.М., Недбайло П.Е. Процессуальная форма и ее социально-юридические возможности в социалистическом обществе // Юридическая процессуальная форма: теория и практика / Под ред. П.Е. Недбайло, В.М. Горшенева. М., 1976. С. 9.
См.: Алексеев С.С. Социальная ценность права в советском обществе. М., 1971. С. 122 - 123; Он же. Структура советского права. М., 1975. С. 237.
См.: Мельников Ю.И. Природа и содержание норм процессуального права в социалистическом обществе: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 1976. С. 7 - 8; Он же. К вопросу о соотношении "юридического процесса" и "юридической процедуры" // Актуальные проблемы юридического процесса в общенародном государстве / Под ред. В.М. Горшенева. Ярославль, 1979. С. 13.

С концепцией широкого понимания юридического процесса не согласны представители традиционных процессуальных наук. "Разногласие между сторонниками узкого и широкого понятия административного процесса, - полагает Н.Г. Салищева, - состоит в том, что первые понимают процесс как урегулированный правом порядок юрисдикционной деятельности при рассмотрении индивидуальных дел, а вторые как вообще процесс применения норм материального административного права" . Итак, юридический процесс сводится, по существу, к юрисдикционной процедуре, направленной на решение споров о праве и осуществление правового принуждения.

Салищева Н.Г. Административный процесс в СССР. М., 1964. С. 9, 16.

В юридической литературе имеет место понимание юридического процесса в более узком смысле, чем традиционное. Сторонники теории судебно-процессуального права (Н.П. Полянский, М.С. Строгович, В.М. Савицкий, А.А. Мельников) считают, что "процессуальное право - это судебное процессуальное право, юридический процесс - это судебный процесс, судопроизводство" . Действительно, концепция судебного права связала три (главных) процесса в одно целое и провозгласила единство науки процесса, не вдаваясь в дискуссию . Заметим лишь, что природа юридического процесса не определяется только природой компетентного органа. В этой связи интересной является концепция И.М. Зайцева, включающего в юридический процесс как различные правовые процедуры, так и судебные процессы (судопроизводства). Он полагает, что судопроизводство - это установленный законом порядок деятельности суда и участников процесса, правовая форма судебной юрисдикции по применению санкций соответствующих юридических норм для защиты и охраны субъективных прав граждан и организаций, а также для раскрытия преступления, изобличения и наказания виновных либо осуществления конституционного контроля за нормативными актами и правоприменительной практикой . Судебная власть как одна из ветвей государственной власти осуществляется через судопроизводство процессуальными средствами.

Проблемы судебного права / Под ред. В.М. Савицкого. М., 1983. С. 28.
Рязановский В.А. Единство процесса. М., 1996. С. 4, 9.
Зайцев И.М. Юридический процесс // Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М., 1997. С. 405 - 406.

По мнению И.М. Зайцева и Н.А. Рассахатской, в современном праве, исходя из ч. 2 ст. 118 Конституции РФ, есть четыре процессуальные формы, а иные порядки юридической деятельности - не процессы, а процедуры . Общей чертой процедуры и процессуальной формы выступает их "организующая роль относительно конкретного результата, достижению которого они служат, а также обеспеченность правовыми санкциями" . Однако между названными понятиями существуют различия. Если процессуальная форма создана для упорядочения деятельности суда по применению норм материального и процессуального права, то юридические процедуры регламентируются "материально-правовыми нормами в отличие от процессов, регламентирующихся нормами процессуальных отраслей права" .

См.: Зайцев И.М. Указ соч. С. 400; Рассахатская Н.А. Гражданская процессуальная форма: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. Саратов, 1995. С. 16.
Рассахатская Н.А. Указ. соч. С. 16.
Рассахатская Н.А. Указ. соч. С. 16.

В этой связи полагаем, что судебные процедуры (в отличие от судебных процессов) регламентированы материальными нормами, закрепляющими правила реализации права гражданина на судебную защиту своих прав, а также коллектива граждан. Судебные процедуры прежде всего направлены на упорядочение действий граждан, осуществляющих восстановление своего нарушения права с помощью судебных органов.

На наш взгляд, судебные процессы - это несколько иное. Они направлены на упорядочение действий суда (судьи) по рассмотрению конкретных споров.

Судебные процессы и процедуры имеют свои характерные черты. Как правило, судебные процедуры, упорядочивающие действия граждан, носят диспозитивный характер. Судебные процессы же в основном можно охарактеризовать как императивные.

Гражданин имеет право, но не обязан обратиться в суд с исковым заявлением, отказаться от иска, подать жалобу на судебное решение и т.д. Суд же, рассматривая возникший спор, лишен возможности альтернативных действий, вынести процессуальный документ или нет. Каждое действие судьи сопровождается вынесением процессуального документа, которое он обязан выносить независимо от его желания.

Таким образом, различие судебных процедур и судебных процессов можно провести не только по субъектам их применения, но и по характеру действия.

Такое разграничение имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Полагаем, что разработка перспектив развития процессуального законодательства должна происходить с учетом указанных особенностей в направлении более четкой регламентации судебных процессов для судов (судей) и расширения диспозитивных принципов судебных процедур для граждан, участников процесса. Например, в гражданском процессе можно было бы предусмотреть обращение в суд или обжалование судебного решения не только непосредственно, но и по электронным средствам связи и электронной почте.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Правосудие - это особый вид государственной деятельности, реализуемый в рамках строгих процессуальных правил, предусмотренных законодательством, заключающийся в рассмотрении гражданских, административных и уголовных дел и направленный на защиту интересов личности и государства.

Правосудие обладает рядом отличительных признаков:

1. Сущность правосудия заключается в том, что оно фактически представляет собой форму осуществления судебной власти. Согласно статье 118 Конституции РФ, правосудие в РФ осуществляется только судом. В статье 3 федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе РФ» (далее: ФКЗ «О судебной системе РФ») закреплено, что на территории России обеспечивается единство судебной системы.

2. Цель правосудия – защита интересов личности и государства. Согласно статье 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

3. Содержание правосудия. Рассмотрение дел в суде осуществляется благодаря процедуре судоговорения.

4. Правосудие осуществляется в соответствии с точно установленной законом процедурой. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства (ст. 118 Конституции РФ). Для каждого дела предусмотрена своя статья закона.

5. Предметом правосудия выступают уголовные, гражданские, административные дела, арбитражные споры, споры в Конституционном Суде.

6. Результатом осуществления правосудия всегда является принятие судом определенного судебного акта: решения; приговора; постановления; определения; заключения. Итоговое судебное решение должно вступить в законную силу, тем самым приобретает свойство общеобязательности. В случае неисполнения решения к нарушителю применяются меры государственного принуждения. Правосудие осуществляется на основе определённых правил – принципов. Принцип обладает следующими свойствами: нормативность (всегда закреплён в виде отдельного правового предписания); регулятивность (регулирует правоотношения); аксиоматичность (правило, не требующее подтверждения, не могут быть оспорены или поставлены под сомнение), универсальность (всеобщность), ненарушимость (отступление от принципа делает акт недействительным).

1. Уголовное правосудие - представляет собой правовые отношения, нормы которых урегулированы нормами УПК РФ (обвиняемый, защитник и т.д.), эти правоотношения возникают с момента возбуждения уголовного дела. Присутствуют досудебные стадии.

2. Гражданское правосудие - правовые отношения, урегулированные нормами ГПК РФ, связанные с участниками споров гражданских, семейных, трудовых, жилищных и иных правоотношений. Нет досудебных стадий.

3. Арбитражное правосудие - осуществляется в стенах арбитражных судов. Дела по особым видам споров: экономические споры и т.д., но участникуи либо юридические лица, либо индивидуальные предприниматели. Особенность в том, что нет досудебных стадий.

4. Конституционное правосудие – в Конституционных Судах, соответственно процедура урегулирована законом «О Конституционном Суде». Неопределённость в соответствии с Конституцией других нормативно-правовых

Принципы осуществления правосудия – это правила, по которым протекает деятельность по рассмотрению уголовных, гражданских и иных дел.

Принципы осуществления правосудия: - конституционные (наиболее общие правила, которые применяются в любом деле); - отраслевые (по своему содержанию более конкретные правила, устанавливают порядок рассмотрения различных дел).

1. Законность – с точки зрения формально-юридического подхода – это требование обязательного соблюдения закона. Законность - универсальный правовой принцип, который нашел свое нормативное воплощение в многочисленных статьях действующей Конституции РФ. Часть 2 ст. 4 устанавливает верховенство Конституции и федеральных законов на всей территории России. Исходные положения принципа законности, выраженные в ч. 2 ст. 15 Конституции, их суть выражена в общем требовании ко всем субъектам правоотношений соблюдать Конституцию РФ и законы.

2. Осуществление правосудия только судом. Никакой иной орган публичной власти не вправе реализовать основную функцию суда – отправление правосудия. Создание чрезвычайных судов на территории РФ не допускается (ч.3 ст. 118 Конституции РФ)

3. Принцип независимости судей. В статье 10 Конституции РФ прописано: «государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны». Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону (ст. 120 Конституции РФ). Судебная власть в РФ осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия. Судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей (ст. 1 федерального конституционного закона «О судебной системе РФ»). Значение данного принципа правосудия состоит в создании для судей таких условий осуществления их деятельности, при которых они могли бы рассматривать дела и принимать по ним решения на основе Конституции и других за- 13 конов, руководствуясь исключительно своим внутренним убеждением. Независимость - это исключение любого воздействия на судей со стороны других лиц и организаций при рассмотрении судом конкретных дел. Независимость судьи обеспечивается: 1) предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия 2) запретом, под угрозой ответственности, чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия 3) равенством прав судей; 4) правом суда самостоятельно формировать свой вспомогательный аппарат; 5) установленным порядком приостановления и прекращения полномочий судьи; 6) правом судьи на отставку; 7) неприкосновенностью судьи; 8) системой органов судейского сообщества; 9) предоставлением судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу; 10) гарантиям безопасности.

4. Право граждан на судебную защиту. Гарантируя каждому судебную защиту прав и свобод, Конституция РФ (ст. 46) тем самым подтвердила на высшем законодательном уровне приверженность России общепризнанным международно-правовым стандартам прав человека и гражданина. Развивая установленное ею общее положение о признании общепризнанных принципов и норм международного права (ч. 4 ст. 15), Конституция формулирует четкое правовое положение: решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Статья 46 Конституции РФ гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод. Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба (статья 52 Конституции РФ). Статья 6 ФКЗ «О судебной системе РФ» закрепляет обязательность судебных постановлений.

5. Принцип осуществления правосудия на началах равенства граждан перед законом и судом. Все равны перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности (статья 19 Конституции РФ). Суды не отдают предпочтения каким-либо органам, лицам, участвующим в процессе сто- 14 ронам (статья 7 ФКЗ «О судебной системе РФ».

6. Назначаемость и несменяемость судей. В статье 13 ФКЗ «О судебной системе РФ» закреплен порядок наделения полномочиями судей. Особо регламентируется порядок назначения судей высших судебных органов (статьи 126, 127, 128 Конституции РФ). Два способа наделения судей полномочиями: - избрание судей (мировые судьи в случаях, предусмотренных законодательством субъекта РФ); - назначение • Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ (судьи Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, Конституционного Суда РФ); • законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ (мировые судьи и судьи Конституционного (уставного) суда субъекта РФ); • Президентом РФ по представлению председателя Верховного Суда РФ или Высшего Арбитражного Суда РФ (все остальные). Правила о несменяемости закреплено в статье 15 ФКЗ «О судебной системе РФ». Судья несменяем. Он не может быть назначен (избран) на другую должность или в другой суд без его согласия. Полномочия судьи прекращаются или приостанавливаются по решению соответствующей квалификационной коллегии судей, за исключением случаев прекращения полномочий судьи в связи с истечением их срока или достижения им предельного возраста пребывания в должности судьи.

7. Привлечение представителей народа к осуществлению правосудия, выражается в привлечении гражданина в качестве присяжного либо арбитражного заседателя.

8. Гласность судебного разбирательства. Разбирательство во всех судах производится открыто (ст. 123 Конституции РФ). Аналогичное положение содержит ст. 9 Закона о судебной системе. Заметим, что, вопервых, принцип гласности устанавливается для всех судов, причем при рассмотрении как уголовных, так и гражданских дел. Во-вторых, принцип гласности Конституция рассматривает в качестве правила, а закрытое судебное разбирательство - как изъятие из этого правила, причем только в случаях, предусмотренных федеральным законом. Гласность судебного разбирательства - один из показателей демократизма судопроизводства. Такой порядок обеспечивает гражданам право присутствовать в зале судебного заседания, следить за ходом производства по делу, распространять сведения об увиденном и услышанном в судебном заседании в средствах массовой информации или другим доступным им способом. Тем самым осуществляется одна из форм контроля народа за деятельностью судебной власти. Слушание дела в закрытом заседании допускается на основании определения или постановления суда, когда: 1) разбирательство уголовного дела в суде может привести к разглаше- 15 нию государственной или иной охраняемой федеральным законом тайны; 2) рассматриваются уголовные дела о преступлениях, совершенных лицами, не достигшими возраста 16 лет; 3) рассмотрение уголовных дел о преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы личности и других преступлениях может привести к разглашению сведений об интимных сторонах жизни участников уголовного судопроизводства либо сведений, унижающих их честь и достоинство; 4) этого требуют интересы обеспечения безопасности участников судебного разбирательства, их близких родственников, родственников или близких лиц.

9. Национальный язык судопроизводства. Судопроизводство и делопроизводство в Конституционном Суде РФ, Верховном Суде РФ, Высшем Арбитражном Суде РФ, других федеральных арбитражных судах, военных судах, а также делопроизводство в правоохранительных органах РФ ведется на государственном языке РФ. Государственным языком в РФ является русский. Судопроизводство и делопроизводство в других федеральных судах общей юрисдикции могут вестись также на государственном языке республики, на территории которой находится соответствующий суд. Судопроизводство и делопроизводство у мировых судей и в других судах субъектов РФ, а также делопроизводство в правоохранительных органах субъектов РФ ведется на государственном языке РФ или на государственном языке республики, на территории которой находится соответствующий суд.

10. Состязательность и равноправие сторон. Уголовное судопроизводство осуществляется на основе состязательности сторон. Функции обвинения, защиты и разрешения уголовного дела отделены друг от друга и не могут быть возложены на один и тот же орган или одно и то же должностное лицо. Стороны обвинения и защиты равны перед судом.

1.Обеспечение подозреваемому, обвиняемому или подсудимому права на защиту. Каждому человеку гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В соответствии со ст. 48 Конституции РФ, «Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи». И далее: «Каждый задержанный, заключенный под стражу или обвиняемый имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) соответственно с момента задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения». Конкретизирует данное положение ст. 16 УПК РФ, закрепляющая отдельные процессуальные гарантии данного принципа: 1) обязанность суда, прокурора, следователя и дознавателя а) разъяснить подозреваемому и обвиняемому их права; б) обеспечить им возможность защищаться всеми не запрещенными законом способами; в) обеспечить участие защитника в деле;

2) возможность пользоваться помощью защитника бесплатно (ч.5 ст. 50 УПК)- в случаях участия защитника по назначению. Следует отметить, что право обвиняемого на защиту не исчерпывается правом иметь защитника. Оно действует и при отсутствии защитника. Защита может осуществляться обвиняемым, подозреваемым лично (путем дачи показаний, представления доказательств, обращения с заявлениями, ходатайствами, жалобами и т.д.). Среди элементов данного принципа можно выделить: 1) право подозреваемых, обвиняемых в совершении преступлении самостоятельно осуществлять защиту своих конституционных право посредством получения информации о том, в чем их подозревают (обвиняют); 2) право давать объяснения и показания по делу либо отказаться от дачи объяснений и показаний; 3) право пользоваться помощью защитника (в том числе пользоваться помощью защитника и иметь с ним свидание наедине и конфиденциально до первого допроса подозреваемого); 4) право представлять доказательства; 5) право заявлять ходатайства и отводы; 6) право ознакомления с материалами по делу; 7) право участвовать с разрешения следователя или дознавателя в следственных действиях, производимых по его ходатайству, ходатайству его защитника либо законного представителя; 8) право обжалования в вышестоящей судебной инстанции вынесенного в отношении его приговора и др.

Презумпция невиновности. Согласно статье 49 Конституции РФ: «Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого. В УПК установлено: 1. Обвиняемый считается невиновным, пока его виновность в совершении преступления не будет доказана в предусмотренном настоящим Кодексом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. 2. Подозреваемый или обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Бремя доказывания обвинения и опровержения доводов, приводимых в защиту подозреваемого или обвиняемого, лежит на стороне обвинения. 3. Все сомнения в виновности обвиняемого, которые не могут быть устранены в порядке, установленном настоящим Кодексом, толкуются в пользу обвиняемого. 4. Обвинительный приговор не может быть основан на предположениях (ст. 14 УПК РФ).

Правосудие – совершаемая в процессуальном порядке правоприменительная деятельность суда по рассмотрению и разрешению гражданских и уголовных дел, а также экономических споров в целях охраны прав и интересов граждан, организаций и государств.

Отсюда следуют основные признаки правосудия:

Осуществление только судом (ч.1 ст.118 Конституции РФ).

Рассмотрение дел в определённой форме, в соответствии с установленными законом правилами.

Осуществляется только определёнными законом способами (путём рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях в установленном законом порядке).

Осуществляется только с соблюдением определённого порядка (процедуры), детально определённой процессуальным кодексом.

Система принципов правосудия

Законности (универсальный принцип, который относится к любой сфере правовой деятельности. Принцип законности означает, что при отправлении правосудия соблюдается верховенство закона. Закон здесь обозначает все правовые акты, составляющие нормативную базу деятельности правоохранительных органов);

осуществления правосудия только судом (принцип означает, что правосудие осуществляется только специальными государственными органами – судами. Никакие другие государственные органы не вправе вершить правосудие);

независимости судей (судьи должны принимать решения только на основе закона, своего внутреннего убеждения и совести);

осуществления правосудия на началах равенства всех перед законом и судом (этот принцип установлен в ст. 19 Конституции, равенство всех перед законом означает, что правосудие осуществляется на основе одного для всех законодательства);

обеспечения права на судебную защиту (принцип закреплен в ст. 46 Конституции, каждому гражданину гарантируется судебная защита его прав и свобод. Согласно ст. 47 Конституции никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом);

участия граждан в осуществлении правосудия (согласно ст. 32 Конституции граждане РФ имеют право участвовать в отправлении правосудия. Формы подобного участия различны. В настоящее время граждане участвуют в осуществлении правосудия как присяжные или арбитражные заседатели);

гласности правосудия (открытости судебного разбирательства) - согласно Конституции разбирательство дел во всех судах должно происходить открыто. Слушание дела в закрытых судах допускается только в случаях, прямо предусмотренных законом);

защиты законных интересов личности (важнейшей составляющей указанного принципа является презумпция невиновности. В соответствии со ст. 49 Конституции каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его вина не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда;

состязательности и равноправия сторон при рассмотрении дела в суде (провозглашен Конституцией (ст. 123). Согласно ст. 15 УПК уголовное судопроизводство осуществляется на основе состязательности сторон. Функции обвинения, защиты и разрешения уголовного дела отделены друг от друга и не могут быть возложены на один и тот же орган или одно и то же должностное лицо. Суд не является органом уголовного преследования, не выступает на стороне обвинения или защиты. Суд создает необходимые условия для исполнения сторонами их процессуальных обязанностей и осуществления предоставленных им прав. Стороны обвинения и защиты равноправны перед судом. Идея состязательности присуща также гражданскому процессу (ст. 12 ГПК) и арбитражному процессу (ст. 6 Закона об арбитражных судах);

родного (национального) языка судопроизводства (судопроизводство ведется на русском языке, а также на языках республик, входящих в Российскую Федерацию. В Верховном Суде РФ, военных судах производство по делам ведется на русском языке).

Судопроизводство – порядок рассмотрения различных дел в судах (3 признак правосудия).

Согласно ч.2ст.118 Конституции РФ предусмотрено 4 вида судопроизводства:

1.Конституционное судопроизводство, связанное с рассмотрением дел отнесенных к компетенции конституционных судов РФ.

2.Гражданское судопроизводство, связанное с рассмотрением дел отнесенных к компетенции судов общей юрисдикции и арбитражных судов.

3.Административное судопроизводство, связанное с рассмотрением дел отнесенных к компетенции судов общей юрисдикции и арбитражных судов.

4.Уголовное судопроизводство, связанное с рассмотрением дел отнесенных к компетенции судов общей юрисдикции.

Соотношение понятий судопроизводство и правосудие.

Правосудием является «обобщенный образ» любого разбирательства дела органом судебной власти в пределах своей компетенции. Правосудие и судопроизводство можно рассматривать как цель и средство. Правосудие осуществляется через и посредством судопроизводства.

Понятие правосудие и судопроизводство соотносится как общее с частным. Понятие судопроизводства, как процесса рассмотрения дел судами относится к объему понятия правосудие и является его составной частью.

Анализ основных концепций деления права на материальное и процессуальное показывает, что такое разграничение права является условным. Механически разделить правовые нормы на материальные и процессуальные невозможно. Таким образом, полагаем, что юридический процесс и правовая процедура - явления, тесно связанные между собой, но не совпадающие.

К определению понятия правовой процедуры и ее соотношения с юридическим процессом существуют различные подходы. Так, В.О. Лучин утверждает, что "процесс" практически равнозначен "процедуре", между ними невозможно провести какую-нибудь разделительную грань" . Б.М. Лазарев полагает, что недопустимо отожествление терминов "процедура" и "процесс". Он писал: "Правовые нормы, которые закрепляют или устанавливают процедуры, а следовательно, и содержат в себе идеальные модели процесса, являются процедурными, а тем самым и процессуальными" .

Лучин В.О. Процессуальные нормы в советском государственном праве. М., 1976. С. 25.
Лазарев Б.М. Понятие и виды управленческих процедур. Их роль в механизме государственного управления // Управленческие процедуры / Под ред. Б.М. Лазарева. М., 1988. С. 5.

По мнению А.А. Демина, принятие и исполнение правовой нормы-процедуры, принуждение к ее исполнению - производство, а разрешение спора о праве - процесс .

См.: Демин А.А. Понятие административного процесса и кодификация административного и процессуального законодательства Российской Федерации // Государство и право. 2000. N 11. С. 6.

Широкое распространение в юридической литературе получила концепция широкого понимания процесса. Отличительной особенностью данного подхода являются доведение до границ правоприменения юридического процесса и отожествление его с процедурой. Так, В.С. Основин отмечает, что процесс - это форма жизни любого явления. "Рождение" любого закона, его применение, порядок осуществления компетенции - тоже процессы. Вот почему "узкое понимание процесса представляется противоречащим фактом объективной действительности и философскому смыслу самого понятия "процесс" . Далее, представители широкого понимания процесса (В.М. Горшенев, В.Г. Крупин, Ю.И. Мельников, П.Е. Недбайло и др.) считают, что любые попытки противопоставить процедуру и процесс как в понятийном, так и в реальном плане бесперспективны, поскольку в сфере общественного мнения эти понятия совпадают и вряд ли удастся достигнуть их иного толкования . В связи с широким пониманием назначения процессуальной формы Ю.И. Мельников не разделяет мнения С.С. Алексеева о необходимости утверждения в теории права наряду с понятием "юридический процесс" еще и особой процедуры, являющейся выражением специфических юридических режимов применения права, такого понятия, как "юридическая процедура", охватывающего все виды правовой регламентации длящихся во времени юридических действий . Он отмечает, что и "процесс", и "процедура" ассоциируются с представлением именно о какой-то совершающейся деятельности, подчиненной определенному порядку. Поэтому трудно объяснить, почему в одних случаях об определенном порядке деятельности по применению норм материального права следует говорить как о "юридическом процессе", а в другом - как о "юридической процедуре". Поскольку и "процесс", и "процедура" - понятия юридические, определяющие порядок деятельности по применению норм материального права, постольку "процесс" практически тождествен, равнозначен "процедуре" .

Основин В.С. Процессуальные нормы и отношения в отдельных отраслях советского права // Процессуальные нормы и отношения в советском праве (в "непроцессуальных" отраслях). Воронеж, 1985. С. 95.
См.: Теория юридического процесса / Под ред. В.М. Горшенева. Харьков, 1985. С. 11; Горшенев В.М., Недбайло П.Е. Процессуальная форма и ее социально-юридические возможности в социалистическом обществе // Юридическая процессуальная форма: теория и практика / Под ред. П.Е. Недбайло, В.М. Горшенева. М., 1976. С. 9.
См.: Алексеев С.С. Социальная ценность права в советском обществе. М., 1971. С. 122 - 123; Он же. Структура советского права. М., 1975. С. 237.
См.: Мельников Ю.И. Природа и содержание норм процессуального права в социалистическом обществе: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 1976. С. 7 - 8; Он же. К вопросу о соотношении "юридического процесса" и "юридической процедуры" // Актуальные проблемы юридического процесса в общенародном государстве / Под ред. В.М. Горшенева. Ярославль, 1979. С. 13.

С концепцией широкого понимания юридического процесса не согласны представители традиционных процессуальных наук. "Разногласие между сторонниками узкого и широкого понятия административного процесса, - полагает Н.Г. Салищева, - состоит в том, что первые понимают процесс как урегулированный правом порядок юрисдикционной деятельности при рассмотрении индивидуальных дел, а вторые как вообще процесс применения норм материального административного права" . Итак, юридический процесс сводится, по существу, к юрисдикционной процедуре, направленной на решение споров о праве и осуществление правового принуждения.

Салищева Н.Г. Административный процесс в СССР. М., 1964. С. 9, 16.

В юридической литературе имеет место понимание юридического процесса в более узком смысле, чем традиционное. Сторонники теории судебно-процессуального права (Н.П. Полянский, М.С. Строгович, В.М. Савицкий, А.А. Мельников) считают, что "процессуальное право - это судебное процессуальное право, юридический процесс - это судебный процесс, судопроизводство" . Действительно, концепция судебного права связала три (главных) процесса в одно целое и провозгласила единство науки процесса, не вдаваясь в дискуссию . Заметим лишь, что природа юридического процесса не определяется только природой компетентного органа. В этой связи интересной является концепция И.М. Зайцева, включающего в юридический процесс как различные правовые процедуры, так и судебные процессы (судопроизводства). Он полагает, что судопроизводство - это установленный законом порядок деятельности суда и участников процесса, правовая форма судебной юрисдикции по применению санкций соответствующих юридических норм для защиты и охраны субъективных прав граждан и организаций, а также для раскрытия преступления, изобличения и наказания виновных либо осуществления конституционного контроля за нормативными актами и правоприменительной практикой . Судебная власть как одна из ветвей государственной власти осуществляется через судопроизводство процессуальными средствами.

Проблемы судебного права / Под ред. В.М. Савицкого. М., 1983. С. 28.
Рязановский В.А. Единство процесса. М., 1996. С. 4, 9.
Зайцев И.М. Юридический процесс // Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М., 1997. С. 405 - 406.

По мнению И.М. Зайцева и Н.А. Рассахатской, в современном праве, исходя из ч. 2 ст. 118 Конституции РФ, есть четыре процессуальные формы, а иные порядки юридической деятельности - не процессы, а процедуры . Общей чертой процедуры и процессуальной формы выступает их "организующая роль относительно конкретного результата, достижению которого они служат, а также обеспеченность правовыми санкциями" . Однако между названными понятиями существуют различия. Если процессуальная форма создана для упорядочения деятельности суда по применению норм материального и процессуального права, то юридические процедуры регламентируются "материально-правовыми нормами в отличие от процессов, регламентирующихся нормами процессуальных отраслей права" .

См.: Зайцев И.М. Указ соч. С. 400; Рассахатская Н.А. Гражданская процессуальная форма: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. Саратов, 1995. С. 16.
Рассахатская Н.А. Указ. соч. С. 16.
Рассахатская Н.А. Указ. соч. С. 16.

В этой связи полагаем, что судебные процедуры (в отличие от судебных процессов) регламентированы материальными нормами, закрепляющими правила реализации права гражданина на судебную защиту своих прав, а также коллектива граждан. Судебные процедуры прежде всего направлены на упорядочение действий граждан, осуществляющих восстановление своего нарушения права с помощью судебных органов.

На наш взгляд, судебные процессы - это несколько иное. Они направлены на упорядочение действий суда (судьи) по рассмотрению конкретных споров.

Судебные процессы и процедуры имеют свои характерные черты. Как правило, судебные процедуры, упорядочивающие действия граждан, носят диспозитивный характер. Судебные процессы же в основном можно охарактеризовать как императивные.

Гражданин имеет право, но не обязан обратиться в суд с исковым заявлением, отказаться от иска, подать жалобу на судебное решение и т.д. Суд же, рассматривая возникший спор, лишен возможности альтернативных действий, вынести процессуальный документ или нет. Каждое действие судьи сопровождается вынесением процессуального документа, которое он обязан выносить независимо от его желания.

Таким образом, различие судебных процедур и судебных процессов можно провести не только по субъектам их применения, но и по характеру действия.

Такое разграничение имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Полагаем, что разработка перспектив развития процессуального законодательства должна происходить с учетом указанных особенностей в направлении более четкой регламентации судебных процессов для судов (судей) и расширения диспозитивных принципов судебных процедур для граждан, участников процесса. Например, в гражданском процессе можно было бы предусмотреть обращение в суд или обжалование судебного решения не только непосредственно, но и по электронным средствам связи и электронной почте.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Понятие правосудия, его признаки и особенности. Анализ демократических основ правосудия. Характеристика судебной власти, осуществляющей правосудие. Взаимодействие органов внутренних дел с органами правосудия. Основные принципы осуществления правосудия.

Рубрика Государство и право
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 20.02.2016
Размер файла 20,0 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ Г.В. ПЛЕХАНОВА»

КЕМЕРОВСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

Кафедра уголовного права и процесса

По дисциплине: «Правоохранительные органы»

На тему: «Понятие правосудия и принципы его осуществления»

Студентка группы ЮУПз-151

Заочной формы обучения

Введение

Любой юрист обязан хорошо знать, как построены и действуют органы, активно участвующие в реализации правовых предписаний. Эти органы - основное звено механизма правоприменения, без которого не может существовать современное государство. Правосудие - одно из направлений государственной деятельности правоохранительных органов. Оно также относится к числу важнейших полномочий, осуществление которых связано с функционированием судебной власти. И в системе правоохранительной деятельности, и в составе полномочий судебной власти оно занимает центральное место.

Наличие в судебной системе трех видов правосудия: конституционного, арбитражного и системы судов общей юрисдикции, отличающихся по структуре и специфике деятельности, порождает особые формы разграничения компетенции между судами разных уровней.

Президент России также обращает внимание на проблемы доступности и качества правосудия, перегруженности судей, длительности рассмотрения дел в судах, оказания юридической помощи малоимущим гражданам, повышения правовой культуры.

Цель реферата является в изучение понятия правосудия, его общей характеристики, анализ его демократических основ. В последние годы в юридической литературе уделяется значительное внимание проблемам правового государства, разделения властей и становления судебной власти.

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Провести анализ понятия правосудия, сложившегося в юридической науке на настоящий день, раскрыть взаимосвязь понятий «правосудие».

2. Определить признаки, присущие правосудию, позволяющие отличать его от других видов государственной деятельности;

3. На основе понятия правосудия, а также действующего законодательства, сформулировать основные принципы правосудия.

В завершение настоящего введения хочется заметить, что наряду с существующими и лишь частично обозначенными в настоящей работе проблемами в исследуемой сфере, в последнее время наметилась и положительная тенденция, свидетельствующая, что новая судебная политика России призвана на деле обеспечить решительный поворот суда к нуждам граждан, нацеленность всех звеньев судебной системы на ограждение законных интересов каждого индивидуума, а также коллективов и общества в целом от любых видов недозволенных действий и преступных посягательств, в том числе и со стороны властных структур.

правосудие власть орган судебный

1. Понятие правосудия. Взаимодействие органов внутренних дел с органами правосудия

В науке принято определять правосудие как деятельность суда по разрешению конкретных дел и правовых вопросов в процессуальном порядке путем применения правовых норм к фактам и отношениям. У разных авторов на этот счет есть свои дополнительные свойства и характеристики, которые, на их взгляд, присущи правосудию. М.С. Строгович указывал, что правосудие -- это государственная деятельность, осуществляемая судом, заключающаяся в том, что суд путем разбирательства и разрешения уголовных и гражданских дел в установленных законом правовых (процессуальных) формах защищает от всяких посягательств государство, права и законные интересы граждан, учреждений, организаций, обеспечивает законность в деятельности учреждений, организаций, должностных лиц, в поведении граждан.

По определению В. И. Даля, «правосудие» -- «правый суд, решение по закону, по совести, … правда.»

С. И. Ожегов определил правосудие более ограничительно как «деятельность судебных органов.»

В теории права и в законодательстве правосудие нередко трактуется широко, и подразумевает всю сферу юстиции, включая процессуальную и исполнительную деятельность. Например, в уголовном праве России в понятии субинститута преступлений против правосудия термин правосудие охватывает как досудебную (дознание и предварительное следствие), так и судебную процессуальную деятельность, а также исполнение судебных решений. Это понимание правосудия в широком смысле.

Поэтому в содержание понятия «правосудие» в законодательстве часто включается только судебная деятельность по рассмотрению и разрешению различных категорий дел. Это понимание правосудия в узком смысле.

Говоря о правосудии, его сущности и признаках, необходимо дать характеристику судебной власти, призванной осуществлять правосудие. По определению О. А. Галустьяна, судебная власть - это вид государственной деятельности, осуществляемой специально уполномоченными органами государства (суд, судья), содержание которой составляют полномочия по рассмотрению и разрешению уголовных, гражданских, административных дел и экономических споров, а также иные полномочия, осуществляемые путем конституционного, гражданского, уголовного, административного и арбитражного судопроизводства.

Судебная власть, будучи самостоятельной ветвью государственной власти, имеет прямое отношение к деятельности иных правоохранительных органов. Обеспечивая права и законные интересы граждан, государственных и иных публичных органов, общественных объединений, хозяйственных организаций, суд в конечном итоге дает оценку правоправности их деятельности, в том числе и деятельности всех других правоохранительных органов. Немаловажное значение взаимодействия на условиях сотрудничества в рамках судейского сообщества имеет формирование у судей высоконравственных убеждений, взглядов, развитие положительных черт характера и т.п. Вместе с тем, ограничение взаимодействия судей только пределами своего судейского сообщества, формирует у судей стремление к замкнутости системы, к защите корпоративного, ведомственного интереса, порой воспитывает некритичность восприятия мнений других участников судебных процессов, а в некоторых случаях приводит и к коррупции, о которой нередко упоминается в средствах массовой информации.

На формирование судейского решения значительное влияние оказывает взаимодействие суда с другими правоприменительными органами, то есть органами внутренних дел. Как известно, одной из общих целей для всех органов, осуществляющих правоприменение в правоохранительной сфере, будь то суд, прокуратура или органы внутренних дел, таможенные органы, является правильное рассмотрение и разрешение дела о правонарушении, принятие законного и обоснованного решения.

Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью осуществляется на основе:

- равенства всех участников координационной деятельности при постановке вопросов, внесении предложений, разработке рекомендаций и мероприятий;

- самостоятельности каждого правоохранительного органа в пределах предоставленных ему законодательством Российской Федерации полномочий при выполнении согласованных решений, рекомендаций и проведении мероприятий;

- гласности в той мере, в какой она не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации о защите прав и свобод человека и гражданина, о государственной и иной охраняемой законом тайне;

- ответственности руководителя каждого правоохранительного органа за выполнение согласованных решений.

Взаимодействие с судами и органами юстиции может проводиться в следующих согласованных формах:

- взаимное информирование о состоянии преступности и судимости;

- использование данных судебной статистики и материалов судебной практики при разработке мер по усилению борьбы с преступностью;

- совместная работа по подготовке законопроектов о борьбе с преступностью;

- проведение совместных семинаров и конференций, участие соответствующих специалистов в работе по повышению квалификации работников правоохранительных органов;

- направление совместных информационных писем, справок, обзоров;

- участие в подготовке постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Таким образом, правосудие представляет собой основное полномочие и цель судебной власти, выражающееся в осуществлении судом подзаконной правоохранительной и правозащитной деятельности по рассмотрению и разрешению в судебных заседаниях гражданских и уголовных дел на основе неуклонного соблюдения требований закона и установленного им процессуального порядка, обеспечивающих законность, обоснованность, объективность, справедливость и общеобязательность судебных решений.

2. Принципы осуществления правосудия

Принципы правосудия -- это общие руководящие, исходные положения, определяющие наиболее существенные стороны данного вида государственной деятельности. Эти положения пронизывают все законодательство, материальное и процессуальное, в области судебной деятельности, на них строится работа всех звеньев судебной системы.

Опираясь, прежде всего, на действующую Конституцию, можно выделить следующие принципы правосудия:

1. Законность. В соответствии с положениями ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. Принцип законности -- универсальный правовой принцип, относящийся не только к правосудию, но и к деятельности всех правоохранительных органов.

2. Единство судебной системы. Основным принципом построения судебной системы России является ее единство. Государством устанавливаются правовые гарантии реализации и соблюдения этого принципа. Утверждение принципа единства необходимо для исключения отступлений в судоустройственном нормотворчестве от общих установлений Конституции РФ и федерального конституционного законодательства в сфере правового регулирования организации судебной власти в Российской Федерации.

3. Самостоятельность правосудия означает, что отношения между всеми ветвями власти должны строиться только на основании и в рамках закона. Ни Президент, ни законодательная, ни исполнительная власти не вправе в обход утверждённой законом процедуры изменять статус судей в категориях заработной платы, должностного положения и т.д.

4. Принцип независимости правосудия тесно связан с предыдущим принципом самостоятельности и означает не вмешательство кого-либо в принятие решений по любым делам, которые рассматриваются в судах. «Однако на деле суды, равно как прокуроры и следователи, часто оказываются под давлением преступников, их родственников или оставшихся на свободе сообщников, а также участвующих в гражданском процессе сторон…

5. Принцип равенства всех перед законом и судом закреплен в ст. 19 Конституции РФ. В соответствии с ним государство гарантирует равенство прав и свобод человека независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

6. Принцип права граждан на судебную защиту . Был провозглашен в 1948 г. «Всеобщей декларацией прав и свобод человека». Ст. 10 этого документа гласит: «Каждый человек для определения его прав и обязанностей и для установления обоснованности предъявленного ему уголовного обвинения имеет право, на основе полного равенства, на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением всех требований справедливости и беспристрастным судом.

7. Принцип презумпции невиновности. Презумпция невиновности -- это правовое положение, согласно которому обвиняемый признается (презюмируется) невиновным, пока его виновность не будет установлена приговором суда, вступившим в законную силу. Принцип презумпции невиновности содержится в ст. 49 Конституции РФ и ст. 14 УПК РФ.

8. Принцип обеспечения обвиняемому или подозреваемому права на защиту. Право на защиту закреплено в ст. 48 Конституции РФ, которая провозглашает, что каждый имеет право на получение квалифицированной юридической помощи, в том числе и бесплатной, в случаях, установленных законом.

9. Принцип гласности судопроизводства закреплен в ст. 123 Конституции РФ, а также в ФЗ «О судебной системе РФ» и других актах. Сущность данного принципа заключается в реализации контроля со стороны общественности за работой судебных органов.

10. Принцип охраны чести и достоинства личности. Согласно принципу охраны чести и достоинства личности (ст. 21 Конституции РФ), «достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления». Достоинство, свобода, неприкосновенность и другие личные права являются правами человека.

11. Принцип состязательности и равноправия сторон. В соответствии с ч. 3 ст. 123 Конституции РФ судопроизводство осуществляется на основе принципа состязательности и равноправия сторон. Состязательность судебного процесса означает такое его построение, при котором функция суда по разрешению дела отделена от функции обвинения и функции защиты, причем функцию обвинения осуществляет одна сторона, а функцию защиты -- другая.

12. Принцип национального языка судопроизводства. Согласно этому принципу (ст. 26 Конституции РФ) каждый гражданин имеет право пользоваться родным языком.

13. Принцип непосредственности и устности судебного разбирательства. Согласно данному принципу, суд все свои выводы, содержащиеся в приговоре, обязан делать только на основании доказательств, исследованных самим судом в судебном заседании (допрос подсудимого, потерпевшего, свидетеля, осмотр вещественных доказательств и т.д.).

Заключение

Подводя итоги настоящего исследования, необходимо отметить, что процесс осуществления правосудия в нашей стране - явление не одномоментное и не столько связанное с рассмотрением конкретных судебных дел, сколько с общим социально-правовым состоянием государства и общества. Многоплановость правосудия определяет постоянное развитие его принципов, обмен положительным опытом с другими государствами, неиссякаемое стремление исследования его сущности.

Итак, правосудие представляет собой основное полномочие и цель судебной власти, выражающееся в осуществлении судом подзаконной правоохранительной и правозащитной деятельности по рассмотрению и разрешению в судебных заседаниях гражданских и уголовных дел на основе неуклонного соблюдения требований закона и установленного им процессуального порядка, обеспечивающих законность, обоснованность, объективность, справедливость и общеобязательность судебных решений.

Судебная власть - самостоятельная и независимая сфера публичной власти, представляющая собой совокупность полномочий по осуществлению правосудия, а также систему государственных органов, осуществляющих данные полномочия.

Судебная система - совокупность всех судов данного государства, имеющих общие задачи, связанных между собою отношениями по осуществлению правосудия.

В заключение хочется отметить, что Правосудие -- важнейшая функция правового государства. От его эффективности зависит реализация права, а следовательно, осуществление политики государства, выраженной в законе.

Список литературы:

1. Правоохранительные органы в России: учебное пособие / Л.В. Петракова. - Кемерово: КемИ РГТЭУ., 2010-168с.

2. Правоохранительные органы Российской Федерации: учебник / под редакцией В.П. Божьева.- М: Спарк, 2010-336с.

3. Правоохранительные органы РФ: учебник / Ю. А. Дмитриев, М. А. Шапкин. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.; Эксмо, 2010-378с.

6. Уголовное право России. Части Общая и Особенная: учебник. Под ред. А.В. Бриллиантова. М.: Проспект, 2010 - 1232 с.

Подобные документы

Понятие, признаки, функции и принципы судебной власти, формы ее осуществления: отправление правосудия, судебный контроль. Характеристика конституционных принципов правосудия. Основные положения статуса судей как носителей судебной власти в России.

курсовая работа [37,4 K], добавлен 22.06.2010

Понятие и признаки судебной власти; принципы осуществления правосудия; органы судейского сообщества России. Потребность в суде как социальном институте защиты, разрешение социальных конфликтов. Реформы судебной власти, реализации прав и свобод человека.

реферат [27,8 K], добавлен 15.12.2008

Судебная власть, система ее органов. Понятие, отличительные черты судебной власти. Понятие, признаки правосудия. Характеристика отдельных принципов правосудия. Сущность правосудия. Статус судей. Органы судейского сообщества. Осуществление правосудия.

курсовая работа [31,8 K], добавлен 05.10.2008

Преступления в сфере: обеспечения независимости судей, правильности отправления правосудия должностными лицами органов правосудия, выполнения гражданами обязанности содействовать правосудию, исполнения приговоров, решений идругих актов правосудия.

курсовая работа [71,0 K], добавлен 15.12.2007

Деятельность судебной власти, осуществляемая от имени государства, по разрешению гражданских, административных, уголовных и прочих дел. Компетенция правосудия. Проблематика дефиниции сущности правосудия.

реферат [15,8 K], добавлен 03.10.2006

Понятие, сущность и значение российского уголовного правосудия. Отличительные особенности судовой системы страны. Содержание и характеристика законодательных гарантий правосудия. Проблемы конституционного обеспечения правозащитной функции судебной власти.

курсовая работа [47,8 K], добавлен 15.12.2010

Характеристика и основные задачи конституционного правосудия и контроля. История развития конституционного правосудия в Российской Федерации и США. Сравнительная характеристика всех органов конституционного правосудия в Российской Федерации и США.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: