Социально правовой модус судьи это

Обновлено: 16.04.2024

Правовые нормы, определяющие статус судьи, можно разделить на четыре группы: нормы, определяющие права и обязанности судьи как носителя судебной власти в его процессуальной деятельности по осуществлению правосудия (профессиональный модус судьи); нормы, определяющие права и обязанности судьи как лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации (служебный модус); нормы, определяющие права и обязанности судьи как члена судейского сообщества, а также полномочия органов судейского сообщества (корпоративный модус судьи); нормы, определяющие права, обязанности и ограничения гражданина, наделенного судейскими полномочиями и занимающего обособленное положение в обществе (социально-правовой модус судьи).

Профессиональный модус судьи- это установленные законом профессиональные права и обязанности судьи в процедуре осуществления правосудия; запрет под угрозой ответственности чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия; не подотчетность судьи непосредственно при осуществлении им правосудия и др.

Профессиональный модус судьи (процессуальная составляющая статуса судьи) ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», Гражданским процессуальным кодексом РФ, Арбитражным процессуальным кодексом РФ и Уголовно-процессуальным кодексом РФ, Кодексом об административных правонарушениях. В учебном процессе эта составляющая статуса судьи рассматривается при изучении конституционного, гражданского, арбитражного, уголовного и административного процессов и поэтому в рамках учебного курса «Правоохранительные и судебные органы России» не изучается.

Служебный модус судьи – это установленные законом права и обязанности судьи как лица, замещающего государственную должность РФ (субъекта РФ): порядок отбора кандидатов в судьи, гарантии обеспечения независимости, несменяемости, неприкосновенности судьи, продвижения по службе (судейская карьера), присвоения квалификационных классов, особый усложненный порядок привлечения судьи к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности, а также применения в отношении судьи оперативно-розыскных мер, приостановления и прекращения полномочий судьи и т.д.

Корпоративный модус судьи -это установленные законом права и обязанности судьи как члена судейского сообщества: право избирать и быть избранным в органы судейского сообщества, обязанность соблюдать нормы корпоративной этики.

Корпоративный модус судьи неразрывно связан с полномочиями органов судейского сообщества. Органы судейского сообщества законодательно наделены полномочиями по самоорганизации судебной власти: по формированию судейского корпуса, по контролю за качеством кадрового состава судейского корпуса, по оценке профессионального уровня судей, по привлечению судей к ответственности, по обеспечению финансовой самостоятельности судебной власти и т.д.[49] Социально-правовой модус судьи – это установленные законом ограничения гражданских прав и свобод гражданина, наделенного судейскими полномочиями, а также льготы и преференции, предоставляемые государством судье в порядке компенсации этих ограничений.

Все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями и компетенцией. Особенности правового положения отдельных категорий судей определяются федеральными законами, а в случаях, ими предусмотренных, - также и законами субъектов Российской Федерации (ст. 12 ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", ст. 2 Закона РФ « О статусе судей в РФ»).

Основой судебной власти является судья. Судья является носителем судебной власти, лично и непосредственно осуществляя правосудие от имени государства Российской Федерации (или субъекта Российской Федерации).

Судьями являются лица: наделенные в порядке, определенном Конституцией РФ и законодательством, полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе ( ч.3 Закона РФ « О статусе судей в РФ», ч.1 ст.11 ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации")

Судьи федеральных судов всех видов и уровней, а также судьи судов субъектов Российской Федерации, составляющих судебную систему Российской Федерации, образуют судейское сообщество в Российской Федерации и входят в него с момента принесения ими присяги судьи и до момента вступления в силу решения о прекращении полномочий судьи, за исключением случая прекращения полномочий в связи с почетным уходом или почетным удалением судьи в отставку.

Статус судьи – это совокупность требований, предъявляемых к претенденту на должность судьи, правил отбора кандидатов в судьи, права, обязанности и ограничения, накладываемые на гражданина, наделяемого судейскими полномочиями, его гарантии и ответственность.

Конституционно-правовые основы статуса судьи Российской Федерации устанавливаются Конституцией РФ и федеральными конституционными законами, а конкретизируются и развиваются Законом РФ от 26. 06. 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации", рядом статей иных федеральных законов [48] , подзаконными нормативными правовыми актами, принимаемыми Президентом РФ, Судебным департаментом при Верховном Суде РФ и другими субъектами правотворческой деятельности в этой сфере.

В Конституции РФ закреплено: «Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону» (ст. 120), «Судьи несменяемы. Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом» (ст. 121), «Судьи неприкосновенны. Судья не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным законом» (ст. 122).

Каждое из этих конституционных положений получило развернутую регламентацию в законодательстве о судебной власти. Особенности правового положения некоторых категорий судей, включая судей военных судов, определяются федеральными законами, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, в частности ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации», также законами субъектов РФ. Особенности правового положения судей Конституционного Суда РФ определяются ФЗ о Конституционном Суде РФ.

Сущностью статуса судьи является гарантирование независимости, несменяемости, неприкосновенности личности, осуществляющей правосудие, наделяемой судейскими полномочиями, в целях обеспечения конституционного права каждого на судебную защиту его прав и свобод, на справедливое судебное разбирательство.

Государство устанавливает конституционно-правовой статус судьи с целью поддержать и развить у конкретной личности чувство независимости, способность осуществлять правосудие независимо от любых попыток воздействия со стороны участников судебного процесса, политических, экономических, криминальных кругов, подчиняясь только Конституции РФ и федеральному закону, обеспечивает защиту его личности во всех сферах жизнедеятельности от политического, экономического, административного и криминального воздействия, гарантирует надлежащие условия жизни, работы и отдыха, соответствующие конституционному уровню судьи в иерархии государственных должностей и степени его ответственности.

Независимость судьи - это способность личности соблюдать клятву судьи: «честно и добросовестно исполнять свои обязанности, осуществлять правосудие, подчиняясь только закону, быть беспристрастным и справедливым, как велят долг судьи и совесть», главный элемент особого правового статуса судьи, основное условие деятельности самостоятельной и авторитетной судебной власти по защите прав и законных интересов личности.

Статус судьи как личности, наделяемой судейскими правомочиями, представляет собой функциональное единство взаимодействия и взаимосвязи четырех модусов (специальных правовых статусов, особых правовых состояний личности, обусловленных ее социальной ролью). См. схему 13.

Судья, статус судьи, долг судьи. профессиональная обязанность судьи, несменяемость судей, неприкосновенность судей, квалификационная аттестация судьи. дисциплинарная ответственность судьи, отставка судьи.

ЛЕКЦИЯ 6. ПРАВОВОЙ И СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС СУДЬИ, НАРОДНЫХ И ПРИСЯЖНЫХ ЗАСЕДАТЕЛЕЙ

Основные понятия:

Судья – носитель судебной власти, главное действующее лицо любой судебной системы. Именно он единолично или в составе судей коллегиально принимает окончательные решения по юридическим делам, отнесенным к судебной юрисдикции.

Важно также отметить, что судья – это ответственное должностное лицо, которое в конституционном порядке наделено правами по отправлению правосудия и исполнению других своих служебных обязанностей на профессиональной основе. Тем самым будет подчеркнуто его отличие от временных судей – представителей общественности, народа, которые осуществляют правосудие на непрофессиональной основе в качестве народных или присяжных заседателей.

Поскольку судья облечен высокой и почетной обязанностью от имени государства разрешать правовые споры и конфликты, судья – не рядовой чиновник, а судебный деятель, служитель правосудия, носитель судебной власти. Отсюда особое внимание уделяется определению его правового и социального статуса.

Под статусом судьи подразумевается его правовое и социальное положение, его права, обязанности, ответственность, материальное и социальное обеспечение, правовая и социальная защита.

В советский период многие десятилетия правовой статус судьи определялся в самых общих чертах, что отражало непрестижное, приниженное положение суда и соответственно судьи в государстве и обществе, превращение суда в рядовое государственное учреждение, а судьи в обычного заурядного государственного служащего.

Теперь главное претворить закрепленные правоположения о статусе судей в жизнь. На это обратил внимание в своей резолюции и первый съезд судей нашей республики.

Следует отметить, что в России, на Украине и в некоторых других странах СНГ приняты отдельные законы о статусе судей. В Беларуси – комплексный Закон о судоустройстве и статусе судей.

Летом 1998 г. Советом Европы в г. Страсбурге единогласно принята Европейская Хартия о статусе судей, предназначенная для судей, юристов, политических деятелей, заинтересованных в развитии институтов правового государства и демократии. Она устанавливает европейские стандарты статуса судей, на которые следует ориентироваться европейским государствам.

Требования, предъявляемые к кандидатам в судьи.

Отбор кандидатов на судебные должности

Многие десятилетия требования к кандидатам в судьи существенно занижались, что отрицательно сказывалось на качестве судебного рассмотрения дел, авторитете суда. Но это была объективная необходимость, отражавшая ту кадровую политику, которая проводилась в те годы. Как известно, старые дореволюционные кадры юристов, как правило, не допускались к судебной деятельности. В связи с чем ощущался острый дефицит специалистов с юридическим образованием. К осуществлению правосудия, как и к другим видам государственной работы, привлекались представители рабоче-крестьянских масс, нередко с начальным образованием.

Поэтому действовавшие тогда нормативно-правовые акты о судебной организации устанавливали минимальные требования к кандидатам в судьи: наличие избирательного права и опыта работы в партийных и советских организациях. В 1949 г. возраст для судей был установлен 23 года, а позже с1958 г. – 25 лет. Такое положение с требованиями к кандидатам в судьи сохранялось до конца 80-х годов. Они были повышены Законом СССР “О статусе судей в СССР” 1989 г.. В частности, в соответствии со ст. 8 этого закона в качестве обязательного требования впервые за годы советского государства устанавливалось требование наличия высшего юридического образования и сдача квалификационного экзамена.

Следующий шаг в повышении требований к кандидатам в судьи был сделан Законом о судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь. Согласно ст. 62 этого закона судьей может быть гражданин Республики Беларусь, достигший возраста 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, не совершивший порочащих его поступков, имеющий стаж работы по юридической специальности не менее двух лет или прошедший в установленном порядке стажировку на протяжении двух лет и сдавший квалификационный экзамен.

Кроме того, кандидаты на должность: судьи областного, Минского городского судов, Белорусского военного суда должны иметь стаж работы в качестве судьи не менее трех лет; судьи Верховного Суда Республики Беларусь должны иметь стаж работы в качестве судьи не менее пяти лет.

Судьей по административным делам и исполнительным производствам может быть гражданин Республики Беларусь, достигший возраста 23 лет, имеющий высшее юридическое образование и не совершивший порочащих его поступков.

Таким образом, действующий закон о судоустройстве не только сформулировал общие требования к кандидатам в судьи, но и дифференцировал их применительно к судьям различных категорий, т.е. установил повышенные требования к кандидатам на судебные должности в вышестоящие суды и пониженные к кандидатам на должность судей по административным делам и исполнительным производствам.

Законом от 9 июля 1998 № 184-3 внесены изменения и дополнения в ст.62 Закона о судоустройстве и статусе судей в части, касающейся требований к кандидатам на должности судей судебной коллегии по патентным делам Верховного Суда Республики Беларусь. В частности, установлено, что судьями указанной Судебной коллегии могут быть лица, имеющие как высшее юридическое, так и высшее техническое или естественнонаучное образование. Кроме того, на них не распространяется требование, касающееся стажа работы по юридической специальности или прохождения стажировки и сдачи квалификационного экзамена. При этом судьи данной судебной коллегии, не имеющие высшего юридического образования, должны иметь стаж работы в области патентоведения не менее трех лет.

Требования к кандидатам в судьи хозяйственного суда в принципе такие же, как и к кандидатам в судьи общих судов. “Судьей хозяйственного суда, – гласит ст. 6 Закона Республики Беларусь о хозяйственных судах от 9 декабря 1998 г., – может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 25-летнего возраста, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической специальности не менее двух лет или прошедший в установленном порядке стажировку на протяжении двух лет, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей хозяйственных судов”. При этом судьей Высшего Хозяйственного Суда может быть гражданин Республики Беларусь, имеющий стаж работы по юридической специальности не менее пяти лет. (Судьи Верховного Суда, как ранее указывалось, должны иметь стаж судебной работы не менее пяти лет). Это позволяет привлекать на работу в Высший Хозяйственный Суд высококвалифицированных специалистов из разных сфер юридической деятельности, имеющих практический опыт в области экономических отношений.

Высокие требования предъявляются к кандидатам на должность судей Конституционного Суда Республики Беларусь. Статья 116 Конституции нашей страны устанавливает, что на эту должность могут быть назначены (избраны) высококвалифицированных специалисты в области права, имеющие, как правило, ученую степень. Для этой категории судей определен повышенный предельный возраст – 70 лет. Для судей остальных судов предполагается общепенсионный предельный возраст, хотя по нашему мнению, было бы более правильно решать этот вопрос индивидуально, как это было предусмотрено Судебными Уставами 1864 г., установившими такой возраст только для присяжных заседателей.

В ст. 10 Основных принципов, касающихся независимости судебных органов, принятых ООН в 1985 г., указывается на то, что “Лица, отобранные на судебные должности, должны иметь высокие моральные качества и способности, а также соответственную подготовку и квалификацию в области права”. Как видим, моральные качества претендента на должность судьи ставятся на первое место. И это правильно. Чтобы судить других, нужно самому быть нравственно безупречным, как того требуют высокая ответственность и высокое положение судьи.

В действующем белорусском судоустройственном законодательстве кандидат в судьи должен быть “не совершившим порочащих его поступков” (ст. 62 Закона о судоустройстве и статусе судей).

Такая же редакция этой нормы и в РФ. Однако, следует отдать предпочтение формулировке закона, где говорится о безупречной репутации кандидата в судьи или о его безукоризненном гражданском и нравственном поведении (Казахстан, Италия).

Подбор, подготовку кандидатов в судьи, повышение их квалификации осуществляют органы юстиции с участием соответствующих судов (ст.15 Закона о судоустройстве и статусе судей).

В Законе о хозяйственных судах 1998 г. в ст. 7 указывается, что отбор кандидатов на должность судьи хозяйственного суда осуществляется на конкурсной основе. Каждый гражданин Республики Беларусь, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической специальности и достигший 25-летнего возраста, в соответствии со ст. 6 названного Закона имеет право быть допущенным к сдаче квалификационного экзамена на указанную должность. Квалификационный экзамен принимает действующая при Высшем Хозяйственном Суде экзаменационная комиссия, персональный состав которой утверждается квалификационной коллегией судей хозяйственных судов.

Результаты этого экзамена действительны в течение года с момента его сдачи и на протяжении всего времени работы в должности судьи хозяйственного суда. Сдавший квалификационный экзамен и отвечающий требованиям на должность судьи хозяйственного суда вправе обратиться в квалификационную коллегию судей хозяйственных судов с заявлением о рекомендации на эту должность, которая и решает этот вопрос. При отказе в такой рекомендации повторное обращение в квалификационную коллегию, допускается не ранее чем через год со дня дачи заключения.

Квалификационная коллегия судей хозяйственных судов представляет Председателю Высшего Хозяйственного Суда заключение на каждого из рекомендуемых кандидатов. В случае несогласия с заключением коллегии судей Председатель данного суда возвращает его для повторного рассмотрения. Повторное заключение квалификационной коллегии на рекомендуемого кандидата является окончательным.

Наделение судей полномочиями осуществляется в порядке, установленном Основным законом государства (см. Гл. II § 3; гл. Ш § 12).

Впервые избранные или назначенные на должность судьи приносят присягу, текст которой установлен ст. 66 Закона о судоустройстве и статусе судей. Порядок принесения присяги судьями определяется законодательством Республики Беларусь. Она приносится в торжественной обстановке в присутствии судей, соответствующего суда или на конференции судей и представителей власти перед государственным флагом Республики Беларусь. Ее текст следующего содержания; “Торжественно присягаю добросовестно исполнять свои обязанности, осуществлять правосудие, подчиняясь только закону, быть беспристрастным и справедливым, как велят мне долг судьи и моя совесть”.


В статье рассматривается содержание конституционно-правового статуса судьи как научной категории. Обосновывается понимание конституционно-правового статуса судьи как совокупности четырех модусов судьи (профессиональный, служебный, корпоративный и модус гражданина, ограниченного в конституционных правах законодательством о статусе судьи) в свете их функционального взаимодействия и взаимосвязи. Даются определения профессионального модуса судьи как лица, являющегося носителем судебной власти; служебного модуса судьи как лица, проходящего государственную службу на государственной должности Российской Федерации (на государственной должности субъекта Российской Федерации); корпоративного модуса судьи как члена судейского сообщества, что определяет его особое положение в системе государственной службы, находящегося одновременно в системе государственной власти и над ней; модуса гражданина с особым гражданско-правовым статусом лица, ограниченного в своих гражданских правах и деятельности законодательством о статусе судей, занимающего обособленное положение в обществе.

Ключевые слова: правовой статус судьи, судья, должность судьи, независимость судьи, судебная власть.

В юридической энциклопедии под «правовым статусом» понимается совокупность общих прав, определяющих правоспособность, и основных прав, и обязанностей, неотделимых от лиц, органов, организаций, юридических лиц. Понятие «статус судьи» по-разному понимается в юридической литературе. Рассматривая правовой статус судьи, М. И. Клеандров отмечает, что статус судьи состоит из многих взаимодополняющих друг друга компонентов (правового, морального, этического, психического, физиологического, социального и иных компонентов), обеспечивающих возможность судье осуществлять независимое, непредвзятое и справедливое правосудие. Е. Б. Абросимова считает, что понятие правового статуса публичного субъекта охватывает несколько элементов: порядок назначения или избрания, порядок прекращения деятельности, компетенцию субъекта, порядок и способ ее реализации, особенности правового положения данного субъекта, отличающие его от других публичных субъектов публичной власти. Содержание правового статуса судьи, по мнению О. Н. Бабаевой, включает такие элементы, как: правоспособность и дееспособность судьи; права и обязанности, закрепленные за ним законодательством; гарантии этих прав и обязанностей; ответственность за надлежащее исполнение возложенных на него обязанностей. Г. Т. Ермошин в статусе судьи выделяет две составляющие: во-первых, процессуальная составляющая статуса судьи, т. е. права и обязанности судьи как лица, замещающего должность государственной службы, которые определяются процессуальным законодательством; во-вторых, права и обязанности судьи, которые определяют его особое положение в обществе как гражданина.

Таким образом, правовой статус судьи представляет собой определяемое Конституцией РФ и федеральными законами правовое положение судьи, гарантии деятельности, основания и порядок назначения на должность, его компетенцию, а также ответственность. В Российской Федерации правовой статус судьи регулируется непосредственно положениями Конституции Российской Федерации, нормами международного права, прежде всего Европейской хартией о статусе судей и некоторыми иными, в частности Рекомендацией № R(94)12 Комитета министров государств — членов Совета Европы о независимости, эффективности и роли судей от 13 октября 1994 г., федеральным законодательством, а также законами субъектов РФ, определяющими статус мировых судей и статус судей конституционных (уставных) судов субъектов РФ, актами органов судейского сообщества и судебными актами высших судебных органов страны.

В соответствии с высоким статусом судей к ним предъявляются определенные требования. Судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет. Соответственно конституционно установлены лишь минимальные, но обязательные требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи. Конституционные требования распространяются на судей, как федеральных судов, так и судов субъектов РФ. При этом федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации. Порядок формирования судейского корпуса одна из организационных основ правового статуса судей, которая является одним из самых актуальных вопросов в настоящее время, имеющим особое значение для дальнейшего функционирования судебной власти, способствуя реализации принципа независимости судей в России.

Е. В. Васьковский выделял четыре способа замещения судейской должности с возможностью их комбинирования: выборная, самовосполнение судов, именуемой в доктрине системой кооптации, назначение правительством по его усмотрению и назначение правительством по конкурсу. По мнению Е. В. Васьковского, наиболее целесообразным способом замещения судей является назначение судей правительством или иным органом центральной власти на конкурсной основе. Е. В. Бурдина отмечает, что «каждый тип формирования судейского корпуса имеет как свои сильные стороны, так и слабые. Наиболее предпочтительной видится такая система отбора кандидатов, которая бы позволяла сочетать отдельные элементы упомянутых традиционных способов, с тем, чтобы усиливать их сильные стороны и, напротив, свести к минимуму их недостатки». Коллектив авторов Т. Н. Нешатаева, Е. А. Куделич, Н. В. Павлова, В. В. Старженецкий, В. Л. Толстых сошлись во мнении относительно моделей отбора кандидатов на должность судьи, определив её следующим образом: назначение судебной властью непосредственно, назначение юридическим сообществом (которое может включать представителей судебной системы), назначение судей политическими институтами, отбор судей на основе выборов.

В России, как и в большинстве стран, применяется модель формирования судейского корпуса политическими институтами. В формировании состава мировых судей принимают непосредственное участие законодательные (представительные) органы государственной власти, что, нарушает независимость и самостоятельность судебной власти. В связи с этим необходимо формирование мировых судей сосредоточить в руках органов судейского сообщества — квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации и Президента Российской Федерации, поскольку он не относится ни к одной ветви власти. Сущностным элементом правового статуса судьи является независимость. Независимость представляет собой ключевое качество судебной власти, в отсутствие которого теряют смысл едва ли не все современные процессуальные механизмы. Независимость судебной власти в настоящее время стала главной задачей современной судебной реформы, провозглашенной в Распоряжении Правительства РФ «Об утверждении Концепции федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013–2020 годы» 20 сентября 2012 г. Согласно статье 120 Конституции РФ и статье 1 Закона «О статусе судей в РФ» судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.

Независимость судьи как конституционный принцип правосудия в демократических государствах, означает, что судья разрешает любое судебное дело только на основе закона, в условиях, исключающих всякое воздействие на него. В соответствии с нормами действующего законодательства независимость судьи определяется совокупностью правовых условий и гарантий его деятельности. Всякое вмешательство в деятельность судьи по разрешению дел недопустимо. Независимость судьи обеспечивается предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия и запретом под угрозой ответственности чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия. Несменяемость судей также является одной из основных гарантий их независимости от исполнительной и законодательной власти, предусмотренной ст. 121 Конституции РФ. Несменяемость судей означает, что после наделения судьи полномочиями в установленном законом порядке действительность полномочий судьи в Российской Федерации не ограничена определенным сроком. Исключения из этого общего правила должны специально оговариваться законом. Как отмечал Конституционный Суд РФ в Определении от 15 февраля 2005 г. № 1-О28, из принципа несменяемости судей не вытекает право на пожизненное занятие должности судьи, т. е. несменяемость судьи не тождественна бессрочности пребывания в должности судьи. В соответствии с п. 2 ст. 121 Конституции РФ полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом. Порядок и основания приостановления и прекращения полномочий судьи закреплены в ст. 13 и 14 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации».

В статье 122 Конституции РФ закреплено, что судьи неприкосновенны. Неприкосновенность — важная гарантия независимости судьи. Она распространяется на его личность, занимаемые им жилые и служебные помещения, используемые им средства связи и транспорта, принадлежащее ему имущество и документы. Судья не может быть задержан или доставлен в государственный орган в порядке производства по делам об административных правонарушениях. Судья, задержанный по подозрению в совершении преступления или в порядке производства по делам об административных правонарушениях, по установлении его личности должен быть немедленно освобожден. Важное место в правовом статусе судьи занимает ответственность. Статья 122 Конституции РФ, закрепляя принцип неприкосновенности судей, упомянула лишь об иммунитете судей от уголовной ответственности как от наиболее серьезного вида ответственности, связанного с существенным ограничением прав и свобод человека, и отнесла установление порядка привлечения к такому виду ответственности к федеральному законодательству. Принятие Федерального конституционного закона от 09 ноября 2009 года N 4-ФКЗ «О Дисциплинарном судебном присутствии» и Федерального конституционного закона от 07 февраля 2011 № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации», является новым этапом совершенствования механизма ответственности судей. Анализ законодательства позволяет сделать вывод о наличии следующих видов ответственности: гражданско-правовую, административную, дисциплинарную и уголовную.

Гражданско-правовая ответственность судьи базируется на соответствующих нормах ГК РФ и п. 5.2 Европейской хартии о статусе судей, предусматривающих, что возмещение ущерба, понесенного на незаконной основе вследствие решения или поведения судьи при исполнении им полномочий, обеспечивается государством. В связи с возникшей необходимостью «привести всех судей к единому статусу» [10] Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 169-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» была вновь введена административная ответственность судей. Вместе с тем в литературе указывается, что практики применения административной ответственности просто нет, поскольку законодатель установил слишком сложный порядок привлечения судей к ней. Дисциплинарная ответственность судей регулируется ст. 12.1 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации», в которой указывается, что дисциплинарное взыскание может быть наложено за совершение дисциплинарного проступка (нарушение норм закона о статусе судей или положений Кодекса судейской этики). За совершение дисциплинарного проступка на судью может быть наложено дисциплинарное взыскание в виде предупреждения и досрочного прекращения полномочий судьи. По мнению И. Л. Черкашиной, действующий механизм привлечения к дисциплинарной ответственности достаточно эффективен, поскольку предусмотренная решениями квалификационных коллегий ответственность для судей имеет серьезные последствия.

Конституционное закрепление положения о невозможности привлечения судьи к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным законом, т. е. выведение на конституционный уровень судейского иммунитета и уголовной ответственности судей как вида юридической ответственности по отношению к иным ее видам, обусловлено тем, что уголовная ответственность наступает за совершение преступлений. Судья как человек и как ответственное должностное лицо в принципе может быть привлечен к уголовной ответственности по широкому спектру составов уголовно наказуемых деяний. Вместе с тем Уголовным кодексом РФ предусмотрена уголовная ответственность судей за совершение ими уголовно наказуемых деяний при осуществлении правосудия. Статус судей является одним из самых актуальных вопросов в настоящее время, имеющим особое значение для дальнейшего функционирования судебной власти, способствуя реализации принципа независимости судей в России. От того, кто призван осуществлять судебную власть в России, и зависит ее качество и доступность, ведь именно судья является независимой ни от кого «ключевой фигурой правосудия», носителем судебной власти. Без качественного и реально независимого судейского корпуса нельзя говорить о правовом государстве и демократии.

Обозначенные в статье особенности правового статуса судей взаимосвязаны и требуют комплексного анализа. Уяснение структуры и элементов правового статуса направлено на решение задач по соблюдению и обеспечению прав и законных интересов граждан, совершенствованию правосудия. Анализ законодательства позволяет сделать вывод, что проблем правового статуса судей в реальной действительности существует достаточно много. Например, к их числу можно отнести: отсутствие четкой регламентации критериев отбора кандидатов в судьи, длительность самого порядка формирования судейского корпуса, отсутствие специальной подготовки кандидатов в судьи к сдаче квалификационного экзамена на должность судьи, отсутствие четкой регламентации форм и порядка сдачи такого экзамена, отсутствие единой для всех регионов методики оценки знаний кандидатов в судьи при сдаче квалификационного экзамена на судейскую должность, непрозрачность механизма формирования судейского корпуса, а также неполная реализация принципа независимости судебной власти при формировании корпуса мировых судей. Решать данные проблемы надо общими усилиями руководства высших судебных органов, законодательных органов и органов судейского сообщества.

  1. Абросимова Е. Б. Суд в системе разделения властей: российская модель (конституционно-теоретические аспекты): учеб. пособие. М., 2016. — С. 318.
  2. Бабаева О. Н. Проблемные вопросы статуса мировых судей Российской Федерации // Вестн. Воронеж. гос. ун-та. Сер.: Право. 2017. № 1(2) — С. 96.
  3. Бурдина Е. В. Судебная власть в Российской Федерации: учебник / Е. В. Бурдина. — Саранск: Мордовское книжное издательство, 2016 — С. 298.
  4. Васьковский Е. В. Учебник гражданского процесса / под. ред. В. А. Томсинова. — М.: Издательство «Зерцала», 2018 — С. 405.
  5. Головко Л. В. Порядок формирования судейского корпуса как одна из организационных основ независимости судебной власти, 2017 — С. 246.
  6. Ермошин Г. Т. Правовой статус судьи Российской Федерации: учеб. пособие. М., 2014 — С. 116.
  7. Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» от 26 июня 1992 г. № 3132 — I // Правовая система «Гарант».
  8. Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации» от 26 июня 1992 г.
  9. Клеандров М. И. Статус судьи: правовой и смежные компоненты. М., 2018. Всероссийский научно-практический журнал «История, философия, экономика и право» — 4/2018 — С. 43.
  10. Козак Д. Н. Суд в современном мире: проблемы и перспективы // Рос. судья. 2016. № 10 — С. 36.
  11. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. — 1993. — 25 декабря. — № 237.
  12. Нешатаева Т. В. отв.ред./ Модернизация статуса судьи: современные международные подходы — М.: Норма: ИНФРА-М, 2019 — С. 192.
  13. Распоряжение Правительства РФ «Об утверждении Концепции федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013–2020 годы» 20 сентября 2012 г. № 1735-р // Собрание законодательства РФ. — 2012. — 1 октября. — № 40.
  14. Тропинин Б. Н. отв.ред./Юридическая энциклопедия — М., 2019. С. 142.

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, статус судей, судебная власть, правовой статус судьи, Конституция РФ, должность судьи, независимость судьи, Россия, статус судьи, уголовная ответственность.


Based on the analysis of the opinions of scientists, the article substantiates the need to use a modus approach to study the essence of the legal status of a judge of a military court. Based on the proposed approach, the modes of the status of a judge of a military court are presented.

Keywords: military court, the legal status of a judge, a judge of a military court.

Судья, как лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, находясь в системе государственной власти, одновременно как носитель самостоятельной судебной власти осуществляет функцию судебного контроля по отношению к другим государственным институтам, что должно служить гарантией его независимости при осуществлении правосудия и реализации властных правомочий, которыми суд наделен по отношению и к государству, и к другим субъектам права.

Исследование статуса судей военных судов и кадрового обеспечения военных судов позволило выявить два сложившихся направления в области статуса судей. В первую группу входят определения статуса судьи как статуса должности. Тем самым понятие статуса судьи, его правовое положение сводится к совокупности прав и обязанностей, которые появились у него в силу должностного положения лица, приобретаемого при наделении судейскими полномочиями. Вторая группа научных взглядов отличается принципиально другим подходом, согласно которого статус судьи определяется не статусом должности, а статусом личности, назначенной на должность судьи [2, с. 263].

Данные подходы и характеризуют основную проблему правового регулирования статуса судьи, и поиск баланса между положением судьи как носителя судебной власти и судьи как личности.

Применение модусного подхода направлено на совершенствование правового регулирования статуса судьи и конкретизации правого статуса судьи военного суда.

Модусный подход подразумевает, вся совокупность правовых норм, регулирующих права, обязанности, ответственность и гарантии деятельности судьи военного суда, как личности, наделенной судейскими полномочиями, включает в себя четыре группы:

1) правовые нормы, регулирующие правовое положение судьи как носителя судебной власти (профессиональный модус судьи);

2) правовое положение судьи как лица, замещающего государственную должность (должностной или служебный модус судьи);

3) правовое положение судьи как члена судейского сообщества (корпоративный модус судьи);

4) правовое положение судьи как личности, ограниченной в конституционных правах (модус судьи как личности с ограниченным режимом реализации конституционных прав).

Несмотря на то, что каждый модус исследуется отдельно, он находится в тесной взаимосвязи с другими модусами.

Исходя из предложенного подхода, статус судьи военного суда включает в себя следующие взаимосвязанные модусы:

— профессиональный модус лица, являющегося носителем судебной власти, осуществляющего правосудие, основная задача которого — защита и обеспечение законных прав и интересов военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, граждан, проходящих военные сборы. Профессиональный модус представляет собой совокупность процессуальных прав и обязанностей лица, наделенного судейскими полномочиями;

— должностной (служебный) модус лица, замещающего государственную должность, включающий в себя следующие составляющие: особый порядок назначения на должность, включая особые требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи военного суда [1], специфику профессиональной деятельности, особенности продвижения по службе, привлечения к ответственности, прекращения полномочий, пребывания в отставке;

— корпоративный модус судьи–члена судейского сообщества. Выделение данного модуса в отдельный блок обусловлено тем, что возможность допуска к государственной должности судьи определяется только органами судейского сообщества. Кроме того, только органы судейского сообщества могут дать правовую оценку профессиональной деятельности судьи, в том числе оценку условий пребывания на должности;

— модус личности с особым режимом реализации конституционных прав. Данный модус включает совокупность особого режима предоставления льгот и привилегий, а также мер государственной защиты судьи и членов его семьи.

Таким образом, определение правового статуса судьи военного суда через призму модусного подхода позволит более детально, с учетом специфики деятельности военных судов, определить статус судьи военного суда.

  1. О военных судах Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 23.06.1999 № 1-ФКЗ (ред. от 16.04.2022) // СЗ РФРФ. 1999. № 26. Ст. 3170; 2020. № 50 (часть I). Ст. 8029.
  2. Ермошин Г. Т. Статус судьи в Российской Федерации: диссертация. доктора юридических наук: 12.00.11: Рос.гос. ун-т правосудия. — М., 2016.

Основные термины (генерируются автоматически): военный суд, правовое положение судьи, статус судьи, судейское сообщество, государственная должность, судебная власть, должность судьи, корпоративный модус судьи, правовое регулирование статуса судьи, Российская Федерация.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: