Жуков общество как источник государства и права

Обновлено: 27.04.2024

Право неразрывно связано с государством. Оно принадлежит к классу столь же сложных понятий, что и государство, общество, человек, нравственность. Представления о праве, подобно представлениям о государстве, зависят от научных и идеологических позиций исследователей. Для марксистов право – это возведенная в закон воля господствующего класса. Для верующих – промысел Божий. Для рационалистов – сравнительно эффективное орудие регулирования общественных отношений.

Право – универсальный регулятор общественных отношений. В этом его основная сущность и главное предназначение. Право представляет собой единую, целостную систему. Оно является совокупностью обязательных к исполнению правил (норм), установленных государством. Государство не только устанавливает определенные нормы права, но и обеспечивает их исполнение, наказывает за нарушение, принуждает к соблюдению. Формой выражения и закрепления норм права является законодательство.

Таким образом, под системой права понимается внутренняя организация права, упорядоченная совокупность правовых норм, которая является результатом общественного развития. Строение системы права можно рассматривать по вертикали и по горизонтали.

В вертикальном строении права обычно выделяют три основных уровня: отрасль права, институт права, норма права.

Отрасль права – это обособленная группа правовых норм и институтов, объединенных общностью социальных отношений, которые они регулируют. У каждой отрасли права есть свой предмет регулирования, свой вид общественных отношений, имеющих очевидную специфику. Основными отраслями права являются конституционное (государственное), гражданское, трудовое, семейное, административное, финансовое, бюджетное, уголовное, процессуальное (гражданский, уголовный, арбитражный процесс) и др.

Институты права – это обособленные группы правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения, но более мелкие, чем отрасли. Они входят в соответствующие отрасли права. Таковы, например, институт гражданства или институт прав человека, входящие в отрасль конституционного права; институт наследования, образованный нормами гражданского права.


Правовая норма (норма права) – это общее правило поведения, установленное государством, регулирующим посредством его общественные отношения. Нормы права имеют структуру и подразделяются на виды. Структура правовой нормы включает в себя гипотезу, диспозицию и санкцию. В гипотезе указываются круг лиц, которым адресована норма, а также обстоятельства, при которых она реализуется. Диспозиция – это само правило поведения, в котором устанавливаются права и обязанности лиц. В санкции приводятся меры государственного принуждения, которые применяются к правонарушителям.

По видам нормы права подразделяются на управомочивающие (предоставляют гражданам возможность действовать соответствующим образом), обязывающие (требуют должного поведения) и запрещающие (устанавливают запреты на совершение определенных действий).

Горизонтальное строение права позволяет провести его классификацию по отраслям.

Признаками права являются:

• нормативный характер (наличие определенных норм, правил поведения);

• обязательность исполнения норм права всеми участниками общественной жизни;

• утверждение и гарантированность норм права государством;

Функции права разнообразны. Право:

• является регулятором общественных отношений;

• активно воздействует на общество и государство путем установления общеобязательных правил поведения;

• закрепляет сложившиеся в обществе экономические, общественные и другие отношения, а также существующий государственный и общественный строй.

Словом, оно устанавливает определенный порядок в обществе и государстве.

Существуют определенные тонкости в употреблении понятия «право». Под правом понимают не только универсальный регулятор общественных отношений, но и обеспеченную законом возможность что-либо делать, иметь и т. п. В этом случае говорят о праве на свободу совести, религии, на информацию, на образование, на пользование достижениями культуры и др. Это субъективное право. Слово «право» часто используют в обыденном, не юридическом смысле: говорят о праве на уважение или о праве на внимание со стороны окружающих.

Не следует забывать еще об одном значении понятия «право». Право является одной из важных духовных ценностей, позитивный смысл которых очевиден, как очевиден смысл добра, отечества, совести и др. В основе права лежит справедливость как его изначальная, идеальная сущность. Поэтому право и закон не тождественны. Закон может быть несправедливым, а значит, неправовым (вспомните «закон о пяти колосках»).

Именно естественное правосознание, как предметное знание о «самом настоящем», едином праве, должно лежать в основании всякого суждения о «праве» и всякого правового и судебного решения, а потому и в основании тех «законов», которые устанавливаются в различных общинах и государствах уполномоченными людьми, под названием «положительного права». Чем развитее, зрелее и глубже естественное правосознание, тем совершеннее будет в таком случае и «положительное право», и руководимая им внешняя жизнь людей.

И. Ильин, российский философ и правовед

Право реализуется в следующих формах: нормативных актах, прецедентах, правовых обычаях и правовых договорах. Это – источники права.

Нормативные акты делятся на законы (конституционные и обычные) и подзаконные акты (указы, постановления, инструкции, приказы и т. д.). Юридические прецеденты (образцы поведения, действий в определенных ситуациях) бывают судебными и административными. Обычаи представляют собой сложившиеся в обществе правила поведения, которые государство берет под свою защиту, придает им силу правовых норм. Договоры порождают правовые отношения (обязательства), которые исчезают после выполнения условий договора.

В России источниками права являются законы, подзаконные акты и договоры. В Великобритании, США, других странах, на становление правовой системы которых большое влияние оказало английское право, большую роль играют прецеденты. В России их применяют крайне редко. В странах с прочными патриархальными традициями значительную роль играют обычаи.


Остается рассмотреть вопрос о взаимосвязях государства, права и общества. Самое широкое явление здесь – общество. Общество на определенном этапе развития порождает государство. Государство формулирует право, но и право направляет и совершенствует государство. Под влиянием государства и права изменяется в ту или иную сторону общество. Право общеобязательно как для государства, так и для общества.

Государство и общество взаимосвязаны, но не равнозначны. Государство не сводится к обществу, а общество к государству. Чем совершеннее социально-политические отношения в стране, тем четче разделены функции общества и государства. Велика, например, относительная независимость гражданского общества от правового государства. Многие проблемы социальной и экономической жизни общество решает без помощи и вмешательства государства. Правовое государство не испытывает потребности устанавливать мелочную опеку над гражданским обществом и его отдельными членами. Гражданское общество самоуправляемо и способно оказывать решающее влияние на политику правового государства, на развитие права. О правовом государстве речь пойдет в следующем параграфе.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое право? Каковы основные значения этого понятия?

2. Из каких элементов состоит система права?

3. Что представляют собой источники права?

4. Что такое правовая норма и какова ее структура?

5. Каких видов бывают правовые нормы?

Сила закона состоит в том, чтобы приказывать, запрещать, разрешать, наказывать (латинское изречение).

Вопреки устоявшемуся в советской юриспруденции убеждению, юридические нормы становятся общеобязательными не потому, что обеспечиваются государством. Наоборот, они привлекают к себе внимание государства и охраняются им потому, что являются объективно общеобязательными, ибо их нарушение дестабилизирует рынок, деформирует обменные связи, ведет к хаосу и в конечном счете к гибели всего общественного организма (Л. Спиридонов, правовед).

Учимся защищать свои права. Информация к размышлению и действию

В любом ЖЭКе тебе могут дать почитать инструкцию, подписанную начальником ЖЭКа, и сказать, что никаких других законов они знать не знают, а про Конституцию вообще не слышали. В этих случаях всегда надо помнить одно: каждый подзаконный акт – а все эти «указики» называются именно так, – так вот, каждый этот акт не может противоречить ни Конституции, ни законам России, ни указам Президента. А если противоречит, то он не имеет юридической силы и не должен применяться. Если уверен, что закон на твоей стороне, – стой на своем. Вплоть до суда, который защищает все же тебя и закон, а не инструкцию (Л. Семина, общественный деятель).

Право охватывает все важнейшие сферы общественной жизни. Оно закрепляет отношения собственности, выступает как регулятор меры и формы распределения труда и продуктов между членами общества (гражданское право, трудовое право); регламентирует организацию и деятельность государственного механизма (государственное, конституционное, административное право); определяет меры борьбы с посягательствами на существующие общественные отношения и процедуру решения конфликтов (уголовное, процессуальное право); воздействует на многие формы межличностных отношений (семейное право). Особой ролью и спецификой обладает международное право, создаваемое путем соглашений между государствами и регламентирующее отношения между ними (В. А. Туманов, правовед).

Темы для проектов, рефератов и обсуждения

1. Право и закон: общее и особенное.

2. Понятие «право» в русском языке: в чем причины его многозначности?

3. Особенности системы российского права.

4. Нормативно-правовой акт как источник права в России.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

29. Понятие и источники права международной безопасности

29. Понятие и источники права международной безопасности Право международной безопасности – это совокупность правовых норм и принципов, регулирующих военно-политические отношения между государствами и другими субъектами международного права.Право международной

Понятие нормы права и ее источники (формы выражения)

Понятие нормы права и ее источники (формы выражения) Норма права – это общеобязательное формально-определенное правило поведения, установленное и обеспеченное государством и направленное на урегулирование общественных отношений путем определения прав и обязанностей

Понятие трудового права. Основные источники трудового права РФ

Понятие трудового права. Основные источники трудового права РФ Трудовое право – это отрасль права, нормы которой регулируют отношения между людьми в процессе их совместной трудовой деятельности.Трудовые правоотношения не следует путать с такими гражданско-правовыми

6. Понятие, признаки и принципы права. Источники права

6. Понятие, признаки и принципы права. Источники права Право – это система общеобязательных, формально определенных правил поведения, установленных государством, выражающих необходимое соотношение общественных и личных интересов, определяющих виды возможного и

9. Норма права. Структура нормы права

9. Норма права. Структура нормы права Норма права – это установленное государством общеобязательное, формально определенное правило поведения, предоставляющее субъектам регулируемого правоотношения права и возлагающее на них юридические обязанности.Признаки

83. ПОНЯТИЕ И ИСТОЧНИКИ МЕЖДУНАРОДНОГО ЯДЕРНОГО ПРАВА

83. ПОНЯТИЕ И ИСТОЧНИКИ МЕЖДУНАРОДНОГО ЯДЕРНОГО ПРАВА Возникновение нового источника энергии – энергии атома – обусловило создание новой сферы человеческой деятельности, а также необходимость в координации усилий государств по использованию ядерной атомной энергии

ПРАВОВАЯ ПРИРОДА БЮДЖЕТА И ИСТОЧНИКИ БЮДЖЕТНОГО ПРАВА

ПРАВОВАЯ ПРИРОДА БЮДЖЕТА И ИСТОЧНИКИ БЮДЖЕТНОГО ПРАВА Бюджет ЕС представляет собой правовой акт, посредством которого планируются и утверждаются все необходимые доходы и расходы ЕС в каждом бюджетном году. В Договоре о ЕС правовая природа бюджета и его соотношение с

6. НОРМА ПРАВА, ЗАКОН И ПОДЗАКОННЫЕ АКТЫ, КОНСТИТУЦИЯ, ОТРАСЛИ ПРАВА

6. НОРМА ПРАВА, ЗАКОН И ПОДЗАКОННЫЕ АКТЫ, КОНСТИТУЦИЯ, ОТРАСЛИ ПРАВА Норма права – установленное государством, обеспеченное его защитой, общеобязательное, формально определенное правило поведения, выступающее регулятором общественных отношений путем установления

§ 39. Понятие и источники гражданского права

§ 39. Понятие и источники гражданского права Самыми массовыми, повторяющимися правовыми отношениями, в которые вступает человек, являются отношения по поводу имущества.Гражданское право – это важнейшая отрасль права, нормы которой регулируют имущественные, а также

§ 51. Понятие и источники семейного права

§ 51. Понятие и источники семейного права Семейное право – отрасль права, нормы которой регулируют личные и имущественные отношения, вытекающие из брака и принадлежности к семье. Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных

§ 55. Понятие и источники трудового права

§ 55. Понятие и источники трудового права Трудовое право – отрасль права, нормы которой регулируют общественно-трудовые отношения, а сами общественно-трудовые отношения выступают в этом случае как трудовые правоотношения. Содержание трудовых правоотношений составляют

§ 60. Понятие и источники административного права. Административные правонарушения

§ 60. Понятие и источники административного права. Административные правонарушения Когда речь заходит об административном праве, первое, что приходит на ум неискушенному в юриспруденции человеку, – это словосочетания «административное правонарушение»,

§ 62. Понятие и источники уголовного права

§ 62. Понятие и источники уголовного права Уголовное право – одна из важнейших отраслей права. Оно представляет собой совокупность юридических норм, определяющих преступность и наказуемость деяний, опасных для данной системы общественных отношений. Уголовное

Глава 23. НОРМА ПРАВА: ПОНЯТИЕ, ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ

Глава 23. НОРМА ПРАВА: ПОНЯТИЕ, ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ 1. Норма права. Отправные моменты ее характеристики.2. Юридическая норма и специализация права.3. Норма-предписание.4. Логическая норма.5. Норма права и индивидуальное государственно-властное предписание.

Госдума приняла закон о праве наследников оспаривать отцовство

Во втором и третьем чтении на пленарном заседании в Госдуме был принят законопроект, предоставляющий наследникам право оспаривать отцовство в суде.

Запись об отце ребенка в книге записей рождений может быть оспорена в судебном порядке по требованию наследника лица, записанного в качестве отца ребенка. Речь идет о случае, когда родители не состоят в браке между собой. Запись о матери производится по ее заявлению, а запись об отце – по их совместном заявлению, по заявлению отца или согласно решению суда.

В документе сказано, что требование может быть удовлетворено в случае нарушения этих условий: в том числе, если запись была произведена на основании подложных документов или без свободного волеизъявления лица, признанного отцом.


НЭП 2.0: пять шагов к росту

Импортозамещение как новая индустриализация: формула экономического чуда в кредитовании

Большие восточные перспективы: названы драйверы развития регионов России

Единая валюта ЕАЭС: защитит ли новая платежная единица от санкций?

Что еще почитать

Артист МХТ им

Перед отъездом из России актер Анатолий Белый запирался ото всех в гримерке

Стали известны любопытные подробности биографии грузчика из аэропорта Шереметьево, который украл 21 миллион рублей из багажа при его загрузке на борт

Укравший 21 миллион грузчик из «Шереметьево» жил на широкую ногу

Конец сезона

Ведущие артисты «Ленкома» восстали против выпадов Александры Захаровой

Глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин готовится покинуть свой пост в ближайшее время

Об отставке Рогозина могут объявить в ближайшие часы

Первая жена экс-президента США Дональда и мать троих его детей Ивана умерла в возрасте 73 лет

Смерть Иваны: умерла мать троих детей Дональда Трампа

В регионах

Эксперты из Архангельского клуба считают, что «день тишины» пора отменить

В повестке экспертного клуба Архангельской области, входящего в состав проекта «Экспертные клубы России», два вопроса: федеральный – «Отмена «дня тишины» при многодневном дне голосования» и региональный – «Площадь Дружбы народов

«Дряни и нахалы»: подробности громкого дела об увольнении псковского учителя

В июне в Пскове разразился большой скандал – за оскорбление учеников инженерно-лингвистической гимназии уволили учителя младших классов

Германия: Дополнительные выплаты на детей в июле - когда и сколько денег получат родители

Германия: Кто имеет право на бесплатный корона тест с 1 июля

В Судаке неизвестные напали на военного в форме с буквой Z

Борис Щербаков рассказал, чем его шокируют современные театры

Эксперты объяснили, как комары выбирают свою жертву

Газ в Европе подешевел на 7,3%

В Москве в СК доставлен Леонид Гозман

Министр обороны Украины сообщил о прибытии первых британских РСЗО M270

Путин отменил ковидные выплаты для медработников

Белая медведица из Санкт-Петербурга познакомилась с детьми Донбасса

Самое читаемое

Путин вынес последнее предупреждение Западу и начал сносить «пятую колонну»

Кто-то, конечно, может сказать о текущей ситуации — ломать не строить

Сюжет Видео 196135

Приказав отбить у России юг Украины, Зеленский дерзко ответил Путину

Не грози Южному централу, попивая сок в своем квартале

Путин и Зеленский издали документы о путях раздела Украины

Очевидно, что после прекращения боевых действий происходит некое «юридическое» закрепление результатов

Автовзгляд

АВТОВАЗ рассказал, как купить новую LADA Granta всего за полмиллиона рублей


Главные ошибки, которые совершают дачники, впервые покупая прицеп


Почему балансировка колес — бесполезная процедура


Womanhit

Кадры недели: Серебряков вывел в свет приемную дочь, Дайнеко — нового избранника


Зато человек хороший! 5 знаменитых женщин, которые содержат своих мужей


Жасмин: «Его звали Андрей, и он решил в конце концов плюнуть мне в лицо»


Охотники.ру

Русская псовая борзая – послезавтра


Хитрости енотовидной собаки


Птица высокого полета


Московский Комсомолец

Читателям

Рекламодателям

Для читателей: В России признаны экстремистскими и запрещены организации ФБК (Фонд борьбы с коррупцией, признан иноагентом), Штабы Навального, «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля», АУЕ, батальоны «Азов» и Айдар″. Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Сеть», «Колумбайн». В РФ признана нежелательной деятельность «Открытой России», издания «Проект Медиа». СМИ-иноагентами признаны: телеканал «Дождь», «Медуза», «Важные истории», «Голос Америки», радио «Свобода», The Insider, «Медиазона», ОВД-инфо. Иноагентами признаны общество/центр «Мемориал», «Аналитический Центр Юрия Левады», Сахаровский центр. Instagram и Facebook (Metа) запрещены в РФ за экстремизм

Глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин готовится покинуть свой пост в ближайшее время. Об этом стало известно «МК» из источников, близких к ВПК. Его место может занять нынешний вице-премьер правительства Юрий Борисов.

Возможно, он займется вопросами спецоперации на Украине

Фото: Global Look Press

О смене главы госкорпорации слухи ходили давно. По данным СМИ, Юрия Борисова, курирующего оборонно-промышленный комплекс, прочили на место главы «крупного промышленного актива». По всей видимости, сегодня, накануне ожидаемого заседания в Госдуме, слухи эти обрели более конкретный характер, и «крупным промышленным активом», похоже, будет объявлен Роскосмос.

Место его главы некоторые называют «расстрельным» из-за больших проблем, которые накопились в отрасли, из-за отставания от ведущих космических держав в плане освоения Луны и Марса. На днях, кстати, было вновь объявлено о сдвиге «вправо» пилотируемой лунной программы.

Впрочем, у руководства страны наверняка есть надежда, что Юрий Борисов справится с непростой миссией. Ведь сфера науки и промышленности ему не чужда: он специалист в сфере радиоэлектроники ПВО, много лет занимал руководящие посты в Федеральном агентстве по промышленности, был заместителем министра промышленности и торговли, заместителем председателя Военно-промышленной комиссии при правительстве, заместителем министра обороны, зампредседателя Правительства Российской Федерации.

Однако и Дмитрий Рогозин не окажется не у дел. По информации, которая есть у «МК», он будет переброшен на решение вопросов, связанных со спецоперацией на Украине, – может быть, займет руководящий пост на одной из освобожденных территорий.

Напомним, что ранее Госдуму экстренно вернули с каникул, а в нижнюю палату внесли кандидатуру Дениса Мантурова на пост вице-премьера.

Прощание с Рогозиным: самые странные кадры экс-главы "Роскосмоса"

Прощание с Рогозиным: самые странные кадры экс-главы

Смотрите фотогалерею по теме


НЭП 2.0: пять шагов к росту

Импортозамещение как новая индустриализация: формула экономического чуда в кредитовании

Большие восточные перспективы: названы драйверы развития регионов России

Единая валюта ЕАЭС: защитит ли новая платежная единица от санкций?

Что еще почитать

Артист МХТ им

Перед отъездом из России актер Анатолий Белый запирался ото всех в гримерке

Стали известны любопытные подробности биографии грузчика из аэропорта Шереметьево, который украл 21 миллион рублей из багажа при его загрузке на борт

Укравший 21 миллион грузчик из «Шереметьево» жил на широкую ногу

Конец сезона

Ведущие артисты «Ленкома» восстали против выпадов Александры Захаровой

Глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин готовится покинуть свой пост в ближайшее время

Об отставке Рогозина могут объявить в ближайшие часы

Первая жена экс-президента США Дональда и мать троих его детей Ивана умерла в возрасте 73 лет

Смерть Иваны: умерла мать троих детей Дональда Трампа

В регионах

Эксперты из Архангельского клуба считают, что «день тишины» пора отменить

В повестке экспертного клуба Архангельской области, входящего в состав проекта «Экспертные клубы России», два вопроса: федеральный – «Отмена «дня тишины» при многодневном дне голосования» и региональный – «Площадь Дружбы народов

«Дряни и нахалы»: подробности громкого дела об увольнении псковского учителя

В июне в Пскове разразился большой скандал – за оскорбление учеников инженерно-лингвистической гимназии уволили учителя младших классов

Германия: Дополнительные выплаты на детей в июле - когда и сколько денег получат родители

Германия: Кто имеет право на бесплатный корона тест с 1 июля

В Судаке неизвестные напали на военного в форме с буквой Z

Борис Щербаков рассказал, чем его шокируют современные театры

Эксперты объяснили, как комары выбирают свою жертву

Газ в Европе подешевел на 7,3%

В Москве в СК доставлен Леонид Гозман

Министр обороны Украины сообщил о прибытии первых британских РСЗО M270

Путин отменил ковидные выплаты для медработников

Белая медведица из Санкт-Петербурга познакомилась с детьми Донбасса

Самое читаемое

Путин вынес последнее предупреждение Западу и начал сносить «пятую колонну»

Кто-то, конечно, может сказать о текущей ситуации — ломать не строить

Сюжет Видео 196135

Приказав отбить у России юг Украины, Зеленский дерзко ответил Путину

Не грози Южному централу, попивая сок в своем квартале

Путин и Зеленский издали документы о путях раздела Украины

Очевидно, что после прекращения боевых действий происходит некое «юридическое» закрепление результатов

Автовзгляд

АВТОВАЗ рассказал, как купить новую LADA Granta всего за полмиллиона рублей


Главные ошибки, которые совершают дачники, впервые покупая прицеп


Почему балансировка колес — бесполезная процедура


Womanhit

Кадры недели: Серебряков вывел в свет приемную дочь, Дайнеко — нового избранника


Зато человек хороший! 5 знаменитых женщин, которые содержат своих мужей


Жасмин: «Его звали Андрей, и он решил в конце концов плюнуть мне в лицо»


Охотники.ру

Русская псовая борзая – послезавтра


Хитрости енотовидной собаки


Птица высокого полета


Московский Комсомолец

Читателям

Рекламодателям

Для читателей: В России признаны экстремистскими и запрещены организации ФБК (Фонд борьбы с коррупцией, признан иноагентом), Штабы Навального, «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля», АУЕ, батальоны «Азов» и Айдар″. Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Сеть», «Колумбайн». В РФ признана нежелательной деятельность «Открытой России», издания «Проект Медиа». СМИ-иноагентами признаны: телеканал «Дождь», «Медуза», «Важные истории», «Голос Америки», радио «Свобода», The Insider, «Медиазона», ОВД-инфо. Иноагентами признаны общество/центр «Мемориал», «Аналитический Центр Юрия Левады», Сахаровский центр. Instagram и Facebook (Metа) запрещены в РФ за экстремизм

ГОСУДАРСТВО КАК ЦЕННОСТЬ - тема научной статьи по государству и праву, юридическим наукам из журнала Государство и право

Текст научной статьи на тему «ГОСУДАРСТВО КАК ЦЕННОСТЬ»

ГОСУДАРСТВО И ПРАВО, 2009, № 9, с. 14-26

ГОСУДАРСТВО КАК ЦЕННОСТЬ © 2009 г. В.Н. Жуков1

Любая вещь, входящая в состав субъект-объектного отношения, становится ценностью. Субъект-объектное отношение возникает в рамках какого-либо вида деятельности, целепола-гающего освоения человеком действительности. Речь может идти о хозяйственной, этической, эстетической, религиозной, философской, научной, юридической и других сферах деятельности. Принципиально здесь то, что ценностно значимая вещь поворачивается к человеку той стороной, которая его интересует в ходе того или иного вида деятельности. В частности,государство в контексте религиозного сознания предстает религиозной ценно стью, в контексте морального сознания - этической ценностью, в контексте правового сознания - юридической ценностью, в контексте эстетического сознания - эстетической ценностью2.

Рассмотрим государство в данных четырех ценностных измерениях.

Государство как религиозная ценность

Проанализировать государство как религиозную ценность означает показать восприятие государства в свете религиозного сознания. Религия задает тот угол зрения, под которым оценивается государство в его позитивном и негативном проявлениях. Различия между религиозными (религиозно-мифологическими) системами влияют, конечно, на характер восприятия политико-правовой реальности, но при этом сохраняется главное: в контексте религиозного мировоззрения государство всегда предстает как элемент теоцентрической картины мира.

Следует помнить, что на всем протяжении развития человечества религия была господствующей формой общественного сознания. Только в Новое время в отдельных регионах мира появляются общества, где устанавливается относительный предел влияния (фактический и юридический)

1 Профессор кафедры теории государства и права и политологии юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, доктор философских наук.

2 См. подробнее: Жуков В.Н. Введение в юридическую аксиологию (Вопросы методологии) // Гос. и право. 2009.

религии и религиозных объединений. Объяснить такую грандиозную живучесть религиозного сознания нетрудно: у человечества не было, нет и, видимо, никогда не будет средства предотвратить смерть - феномен, вносящий неизживаемый, неизбежный трагизм в жизнь отдельного человека и целых народов. Ни наука, ни техника, ни самые совершенные социальные институты не могут изменить трагический ход вещей: человек, родившись, движется по направлению к своей смерти. В условиях такой "логики абсурда", такого всеобщего бессилия человечества перед смертью религия дает хоть какую-то надежду на жизнь после смерти. Есть закономерность в том, что влиятельные религии возникали в обстановке социальных катастроф, когда вокруг рушились все социальные институты и нормы, и появлялась потребность в некоей абсолютной, незыблемой основе.

Огромный массив источников, где государство раскрывается как религиозная ценность, предоставляет христианство. Для религиозного мыслителя или богослова вопросы государства, политики и права всегда локальны, имеют относительную ценность перед ценностью абсолютной, т.е. Богом. С точки зрения христианства, государство входит в божественное мироустройство как его составная часть, подчиненная законам, установленных Богом. Человеческая история рассматривается как отрезок между двумя крайними точками: актом творения мира и человека и вторым пришествием Иисуса Христа, знаменующего собой конец мира и наступление Страшного суда. В такой картине мира государству и праву, культуре в целом отводится весьма скромное место, религия и церковь, напротив, носят всепоглощающий характер. Естественная логика христианства направлена на подчинение всех нецерковных элементов общественной жизни церкви, что, в частности, нашло свое отражение в идеи воцерковления: культура (а с ней государство и право) только тогда обретает свой подлинный смысл, только тогда выполняет свое предназначение, когда входит в состав церкви, подчиняется ее канонам. Если за последние 500 лет (начиная с эпохи Реформации) культура постепенно вышла из-под влияния церкви, то не

вследствие принципиального изменения христианского мировоззрения, а под давлением внешних обстоятельств.

Как всякая религия, христианство предлагает строго иерархическую картину мира, где Бог и человек, Бог и тварный мир бесконечно удалены друг от друга. Установление такой дистанции вольно или невольно формирует в сознании и психологии человека стереотип властеотношений, где человек испытывает мистический ужас перед Абсолютом, считает себя находящимся в его полной власти. Сила данного стереотипа настолько велика, настолько глубоко он входит в подсознание человека, что иерархия земных, межчеловеческих отношений воспринимается как изначально данная, как освященная Богом, а стоящие у власти люди носят титул помазанников Божьих. По мнению русского религиозного философа и богослова С.Н. Булгакова, основой отношения Бога к миру и человеку является всемогущество Творца, его абсолютная власть, которая и структурирует миропорядок по принципу иерархичности. Власть, идущая от Бога, создаёт религиозную норму иерархического построения мира в виде властеотношений. Общество, будучи элементом мироздания, также существует на иерархических началах. Власть в обществе становится таковой потому, что она представляет собой образ и символ всемогущества Бога, а также потому, что только Бог даёт человеку силу власти. Библия далеко не случайно, отмечает он, определяет и "град небесный", и "град земной" как царства (т.е. систему властеотношений), а Иисуса Христа называет "Царём царствующих" и "Господом господствующих"3.

Начиная с Августина, в христианской литературе была заложена традиция рассматривать государство как феномен глубоко антиномичный, имеющий и негативную, и позитивную ценность. С точки зрения этого теолога, вследствие грехопадения Адама и Евы весь тварный мир (включая людей) погружается во зло, мироздание как бы рассекается на две части - божественную и дьявольскую. Сами прародители человечества становятся ареной борьбы Бога и дьявола, что предопределяет возникновение государства: оно появляется потому, что человек, отпавший от Бога, оказывается неспособным организовать свою жизнь без внешней принудительной силы, направленной на подавление дьявольского начала в человеке. Но появление государства есть своего рода знак попечения Бога о человеке, поскольку власть выступает средством борьбы со злом и поддерживает в человеке образ и подобие Божие. Таким образом,

3 Булгаков С.Н. Свет невечерний. Созерцания и умозрения. М., 1994. С. 336.

государство выступает, с одной стороны, как следствие греха, с другой - как орудие борьбы с ним. Непосредственный факт рождения государства -акт братоубийства, совершенный Каином в отношении Авеля. Пролитая здесь кровь и есть та подлинная основа, на которой возникает и существует государство. Посредством такой трактовки библейской истории Августин хочет высказать простую и в целом верную мысль о том, что сущность любого государства - грубая сила, насилие (хотя это и необходимо для установления порядка).

Государство, находясь в эпицентре борьбы между Богом и дьяволом и отражая эту борьбу в своей деятельности, вносит трагический разлад в жизнь народов и отдельного человека, христианское правосознание как бы разрывается между полярными оценками государства. Стремление преодолеть антиномизм земной власти находит свой естественный выход в эсхатологизме - учении о конце света: человечество в своем движении к концу земной истории, к Царству Божьему должно изжить государство и прийти к боговла-стию, Божественной теократии. Земная власть, государство как источник насилия над человеком должны исчезнуть, но произойти это может лишь после гибели человечества и его воскресения в Царстве Божьем. Здесь опять-таки в мистифицированной форме высказывается простая и мудрая мысль: государство как орудие насилия есть неиз-живаемое бремя, которое человечество обречено нести на всем протяжении своего существования. Государство - это тень, которую отбрасывает человек, несовершенство государства есть отражение несовершенства человека. Государство необходимо потому, что несовершенен человек, и чем более он несовершенен, тем более свирепым и жестоким будет государство. Как нельзя изменить звериную (по терминологии Библии, зверь - это дьявол), животную природу человека в границах земного эмпирического мира, так невозможно в пределах земной человеческой истории изжить государство.

Эсхатологизм - нерв, ядро христианства, но в разных конфессиях, разных национальных культурах, у разных богословов он имеет большее или меньшее значение. Так, в православии (особенно в русском православии) уровень эсхатологизма наиболее высок, в католичестве и протестантизме - заметно снижен. Апокалиптическое хри-стианство4, отличающееся максимально высокой

4 Под апокалиптическим христианством обычно понимают

те настроения внутри христианских конфессий, которые проникнуты идеей близкого конца света, заданной Откровением Иоанна Богослова (апокалипсис - от греч. арока1урз1з - откровение).

степенью эсхатологической напряженности, резко снижает ценность политики, государства и права, придает им ярко выраженный падший, греховный характер. Например, русский религиозный философ Н.А. Бердяев, представитель апокалиптического христианства, не жалеет черной краски для характеристики государства как "оплота греха": "Государство не могло до сих пор жить без шпиона и палача, шпиона и палача верными своими слугами почитало, особенно их награждало, хотя нельзя человеку пасть ниже, чем пали эти полезные орудия государства, нельзя более нарушить заветов Божеских и человеческих. В общечеловеческом, здоровом сознании последний разбойник почитается выше шпиона или палача, даже в злодеях, разрушающих жизнь, больше сохранилось чести человеческой, чем у этих слуг государства. Государственное начало, взятое в обожествлённом виде, не знает не только человечности и доброты, но и чести и честности; оно живёт законами самодовлеющими, своими собственными. Бюро

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Жукова-Василевская Д.В., адъюнкт кафедры теории государства и права Московского университета МВД России, капитан юстиции.

Понятие "источник права" является одним из самых дискуссионных в юридической науке. Впервые понятие "источник права" было введено Титом Ливием в "Римской истории". Он назвал Законы XII таблиц "источником всего публичного и частного права", имея в виду, что эти законы считались не только основой действующего права, как на сегодняшний момент, но и то, что согласно римской религии источник был тем местом, где соединялись два мира: наземный, где жили люди и подземный, где жили боги. По мнению Тита Ливия, Законы XII таблиц являлись связывающим звеном между земным миром и миром богов.

Самостоятельное изучение проблемы источников права началось лишь в XIX в. как результат столкновения различных правовых идей. Однако различные аспекты источников права рассматривались и в Древнем мире, но происходило это обычно в рамках иных юридических проблем.

Мыслители Древнего мира чаще подразумевали под источником права природу его происхождения. В свою очередь, природу права они нередко отождествляли с сущностью права.

Цицерон считал, что источником права является справедливость, заложенная в природе самого человека, в его естественном праве: "Вы можете быть уверены, что ни в одном виде рассуждений нельзя лучше выявить, что именно природа дала человеку; сколь велика сила наилучших качеств человеческого ума; какова задача, для выполнения и завершения которой мы родились и появились на свет; какова связь между людьми и каково естественное объединение между ними. Когда все это будет разъяснено, станет возможным найти источник законов и права. Ведь мы должны разъяснить природу права, а ее следует искать в природе человека".

"На все народы в любое время будет распространяться один извечный и неизменный закон, причем будет один общий как бы наставник и повелитель всех людей - бог, создатель, судья, автор закона. Будем же при обосновании права исходить из того высшего закона, который, будучи общим для всех веков, возник раньше, чем какой бы то ни было писаный закон, вернее, раньше, чем какое-либо государство вообще было основано. Это учение приводит к тому, что, если справедливость не проистекает из природы, то ее вообще не существует, а та, которая устанавливается в расчете на выгоду, уничтожается из соображений выгоды для других. . Мы можем отличить благой закон от дурного только на основании мерила, данного природой. Руководствуясь природой, отличают не только право от бесправия, но и вообще все честное от всего позорного. " .

Цицерон. Диалоги. О государстве. О законах. М., 1994. С. 102 - 103.

Аристотель, например, делил право на волеустановленное и естественное право. Источником естественного права он считал природу, ее законы, которые действуют везде одинаково и не зависят от воли человека. А волеустановленное право, по его мнению, было результатом договоренности и обусловленности. Он считал, что лучшим из человеческих законов является закон, соответствующий закону природы .

Аристотель. Никомахова этика // Соч. В 4 т. М., 1983. С. 160.

Фома Аквинский в своей теории закона считал, что существует вечный закон, который заключен в Боге, и он стоит на вершине всех законов. Этот вечный закон является источником естественного закона, а законы, установленные людьми, становятся его конкретизацией. "Право - это сфера правды и справедливости. Установленный людьми закон является правовым, если соответствует естественному праву" .

Правовая мысль: Антология / Автор-составитель В.П. Малахов. М., 2003. С. 141.

Г. Гроций разделял право на право естественное и право волеустановленное. Г. Гроций понимал под источником права его природу, обоснование его происхождения, что являлось основой разделения права на естественное и волеустановленное: ". Соблюдение [правил] общежития. присущее человеческому разуму, есть источник так называемого права в собственном смысле. Естественное право, с другой стороны, столь незыблемо, что не может быть изменено даже самим богом. Действительно, подобно тому как бог не может сделать, чтобы дважды два не равнялось четырем, так точно он не может зло по внутреннему смыслу обратить в добро. Другой вид права мы назвали волеустановленным, потому что оно имеет своим источником волю. Такое право бывает или человеческое, или божественное" .

Гроций Г. О праве войны и мира. Три книги, в которых объясняются естественное право и право народов, а также принципы публичного права. М., 1994. С. 75.

Г. Гроций делит законы на писаные и неписаные. Писаными он считает законы, которые требуют словесного, не обязательно письменного выражения, к ним он относит гражданские законы: "Писаный закон я понимаю как такой, которому для того, чтобы стать законом, необходимо либо слово, либо какой-то иной знак, указывающий на волю законодателя. Ведь законы вообще, и по своей сущности, и по времени, возникают одновременно с самим родом человеческим и поэтому старше и изобретения букв, и искусства письма. Следовательно, для писаного закона не обязательна письменность, но обязательно слово; только оно имеет отношение к сущности закона, запись же есть лишь способ запоминания закона. " .

Там же. С. 420.

По поводу естественного права Г. Гроций писал, что естественное право является "свободой всякого человека использовать собственные силы по своему усмотрению для сохранения своей собственной природы", и противопоставлял этой свободе "положительный" писаный закон, нечто ограничивающее свободу и выступающее в качестве обязанности: ". Гражданский же закон есть обязательство. и отнимает у нас ту свободу, которую предоставляет нам естественный закон. Таким образом, между lex и jus существует такое же различие, как между обязательством и свободой" .

Там же. С. 224.

Из вышесказанного следует, что в учении Г. Гроция мы встречаем упоминание о форме внешнего выражения права. В форме внешнего выражения права нуждается лишь гражданский (писаный) закон, но не естественный. Однако Г. Гроций вовсе не считает источником словесное или письменное выражение правовых норм. Это лишь форма, в которую облечена воля законодателя гражданского закона, производная, имеющая своим источником "право естественное, не оскорбительное для Бога".

Б. Спиноза считал, что потребность каждого действовать определенным образом зависит от естественной необходимости и человеческого волеизъявления. В этой потребности он видел истоки закона: "Естественное право каждого человека определяется не здравым рассудком, но желанием и мощью. Из этого следует, что право и установление природы, под которым все рождаются и большая часть живет, запрещает только то, чего никто не желает и чего никто не может. " .

Спиноза Б. Богословско-политический трактат // Трактаты. М., 1998. С. 58.

По поводу права государства Б. Спиноза пишет: ". Право верховной власти есть не что иное, как естественное право, но определяемое не мощью каждого в отдельности, а мощью народа, руководимого как бы единым духом, т.е. как отдельный человек в естественном состоянии, точно так же тело и дух всей верховной власти имеют столько права, сколько мощи. А потому каждый отдельный гражданин или подданный имеет тем меньше права, чем само государство могущественнее его, и, следовательно, каждый гражданин только тогда действует по праву и по праву обладает чем-либо, когда может защищать это с общего решения государства" . Таким образом, в правовом учении Б. Спинозы источником права, который устанавливается государством, становится мощь народа, обладающего единым духом.

Там же. С. 275.

Т. Гоббс проводит классификацию права и видит различие между видами права (он считает их законами) в соответствии с источниками, то есть их происхождением: "Естественный закон - это тот, который Бог объявил всем людям в своем бессмертном слове, рожденном им, то есть через естественный разум. Это и есть тот закон, который я пытаюсь разъяснить всей этой книгой. Установленный же закон есть тот, который Бог раскрыл нам в пророческом слове, с которым он обращался к людям в образе человека. Всякий человеческий закон есть закон гражданский. В государстве же только само государство, то есть человек или собрание, которым поручена верховная власть в государстве, является законодателем, и тем самым законы государства есть законы гражданские. Естественный закон повелевает соблюдать все законы гражданские. Не может существовать ни одного гражданского закона, противоречащего закону естественному, который бы не оскорблял Бога, по отношению к которому сами государства не обладают никаким собственным правом и не могут устанавливать законов" .

Гоббс Т. Основы философии. Часть третья. О гражданине // Соч. В 2 т. М., 1989. Т. 1. С. 417.

Ш.Л. Монтескье делил законы на божественные (естественные) и человеческие. Под источниками божественных и человеческих законов он понимал различные природу и происхождение права: "Эти два рода законов отличаются один от другого своим происхождением, своей целью и своей природой" .

Монтескье Ш.Л. О духе законов // Избр. произв. М., 1955. С. 559.

В свою очередь Ж.-Ж. Руссо утверждал: "Всякая справедливость - от Бога. Он один - ее источник; но если бы мы умели получать ее с такой высоты, мы бы не нуждались ни в правительстве, ни в законах". Также Руссо считал, что происхождение закона зависит от общей воли граждан, а не от одного конкретного человека: ". раз в Законе должны сочетаться всеобщий характер воли и таковой же ее предмета, то все распоряжения, которые самовластно делает какой-либо частный человек, кем бы он ни был, никоим образом законами не являются" . Руссо видит сущность закона в общей народной воле, а сам закон является лишь записью воли народа. И именно эта записанная "воля" требует всеобщего подчинения.

Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре, или принципы политического права // Трактаты. М., 1969. С. 177.

В философском учении Г.В.Ф. Гегеля право употребляется в нескольких значениях: 1) право как свобода (идея права); 2) право как определенная форма и ступень свободы (особое право); 3) право как закон (позитивное право). "Почвой права является вообще духовное, и его ближайшим местом и исходной точкой - воля, которая свободна. " .

Гегель Г.В.Ф. Философия права. М., 1990. С. 15 - 16.

В своем делении на право естественное (философское) и позитивное (высказанное) Гегель видит необходимость применения естественного права. Естественное право, по мнению Гегеля, не противоречит позитивному праву, а является общей частью права, системой его принципов, которым должно соответствовать позитивное право.

Отметим, что Гегель не разделяет источники права позитивного и права естественного. И для естественного права, и для позитивного права один источник - свободная воля, что позволяет ему говорить о системе права как "царстве осуществленной свободы" . Позитивное право выступает лишь как способ реализации естественного права. Из этого следует, что Гегель не считает источниками позитивного права акты, в которых выражены нормы права.

Там же. С. 68.

Представители исторической школы права считают источниками права народный дух. Г.Ф. Пухта отмечал: "Человеческое право предполагает своим источником общее сознание. Оно становится юридическим положением потому, что последнее признается таковым общим убеждением всех тех, для которых оно имеет значение. Право есть общая воля всех членов правового общества. " . Г.Ф. Пухта не считал государство источником права. Он считает государство инструментом для реализации права, его гарантом. И этот инструмент создается общественной, народной волей. "Право создается впервые не государством, напротив, последнее предполагает уже правовое сознание, право, в охранении которого состоит главная задача государства. От заблуждения считать государство источником права не свободна большая часть политиков; одни из них выводят право из верховной власти, другие от народа в политическом смысле слова, от управляемых в противоположность управляющим. Оба взгляда неверны. Начало права лежит вне государства, причем имеется в виду не только сверхъестественное его происхождение - путем заповедей Божьих, но также и естественное - путем национальной воли. Эта воля не есть воля народа как составной части государства, но народа как естественного союза, составляющего фундамент государства" .

Пухта Г.Ф. Энциклопедия права. Ярославль, 1872. С. 22.
Там же. С. 25.

Рассмотрев основные теории правопонимания, мы видим, что вплоть до XIX в. в основных теориях под источником права понимали исходное начало права, определяющее его природу и сущность. Для обозначения источника права использовались различные слова: "истоки", "основания", "корни" и т.д. То есть источник права - это то, что дает начало праву, факторы, идеи, которые лежат в основе права и являются правообразующими.

Даже признавая достаточно обособленную часть права - позитивное право, которое было записано в официальных актах и законах, мыслители Древнего мира не считали их источниками права.

Такой подход в рассмотрении источников права характерен для философско-правовых доктрин, стремящихся постичь сущность права, его основные качества, объяснить социальную роль права и его значение для социализации человека и гуманизации общества. Он расширяет исследовательские возможности, позволяет взглянуть на проблему с учетом научных достижений многих других областей знаний. Такая трактовка отличается не только более высокой степенью абстрактности философского понятия источников права, но и выходом за границы юридической проблематики, привлечением для изучения права понятий и категорий социологии, психологии, политэкономии, культурологии и других наук.

Но чтобы постичь сущность права в ее конкретности, необходимо иметь понятие о праве, т.е. знание того, чем оно является в действительности и в мысли. Самый верный способ сформировать понятие о праве - это обратиться к вопросу о природе права. Понятие природы права имеет два контекста: природа права как внутренний движитель его саморазвертывания и природа права как источник его появления (происхождения) и генезиса. Это позволяет обосновать ряду авторов теорию правопонимания, в основе которой человек (правовое существо) рассматривается как единственный источник права.

Следует обратить внимание, что даже при признании мыслителями достаточно обособленной части права - позитивного права, права, записанного в законах и других официальных актах государства, последние не признавались источниками права. Вопрос о способах выражения позитивного права, выявление особенностей отдельных видов (способов) словесно-письменного выражения норм права оставался без внимания. По-видимому, в силу своей малозначительности и непринципиальности на философско-правовом уровне.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: