Особенности судебно психиатрической экспертизы несовершеннолетних доклад

Обновлено: 01.05.2024

Эксперт обратил внимание на необходимость учитывать особенности психического развития ребенка, обозначил ряд организационно-правовых ошибок при проведении экспертизы, выделил типичные ошибки психологической части экспертного заключения.

Как сообщает пресс-служба ФПА, 26 мая в ходе очередного образовательного вебинара Федеральной палаты адвокатов с лекцией на тему «Актуальные аспекты комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы несовершеннолетних» выступил старший научный сотрудник лаборатории детского и подросткового возраста отдела социальных и судебно-психиатрических проблем несовершеннолетних, доцент Национального медицинского исследовательского центра психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского, к.п.н. Дмитрий Ошевский.

В начале своего выступления лектор отметил, что даже в случае обращения к психологу по поводу каких-либо частных проблем необходимость широкого психологического исследования особенностей психического развития диктуется целостным характером процесса развития, а следовательно, невозможностью существования изолированных проблем и необходимостью принятия во внимание множественности их возможных источников. Поэтому вопрос об особенностях психического развития является обязательным при экспертизе несовершеннолетних, уточнил он.

Дмитрий Ошевский напомнил, что юридическими основаниями производства комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы являются постановление лица, производящего дознание, следователя, прокурора или судьи либо определение суда (судьи и двух народных заседателей). Иные письменные документы или устные распоряжения не могут служить основаниями производства экспертизы.

Он обозначил ряд организационно-правовых ошибок при проведении КСППЭ несовершеннолетних. Это случаи, когда экспертиза проводится без постановления; на доследственном этапе; когда собрано недостаточно сведений, а процессуальное положение обследуемого не определено. Кроме того, когда эксперт отвечает на вопросы, не входящие в пределы его профессиональной компетенции, не анализирует в полном объеме предоставленные материалы, а также не отвечает на все поставленные вопросы, входящие в пределы его профессиональной компетенции.

Дмитрий Ошевский подробно остановился на одном предметном виде КСППЭ несовершеннолетних в уголовном процессе – экспертизе способности несовершеннолетнего обвиняемого с отставанием в психическом развитии, не связанным с психическим расстройством, в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими. Решение этого вопроса, как пояснил спикер, значимо для возможности правоприменения ч. 3 ст. 20 Уголовного кодекса РФ.

В рамках данной экспертизы психологу-эксперту обязательно должны быть заданы одновременно два вопроса, подчеркнул лектор. Первый – имеются ли у несовершеннолетнего признаки отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством. Второй вопрос – при наличии у несовершеннолетнего отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, можно ли заключить, что во время совершения общественно опасного деяния он не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими.

Лектор обратил внимание на методологически неверные вопросы экспертам, противоречащие принципам развития психики несовершеннолетнего. Например, каков паспортный возраст несовершеннолетнего; соответствует ли несовершеннолетний своему биологическому возрасту; соответствует ли психическое развитие несовершеннолетнего его паспортному возрасту и другие.

Кроме того, он выделил типичные ошибки психологической части заключения КСППЭ несовершеннолетних. В частности, когда используются необоснованные и неапробированные методы и методики, недостаточный набор методов и методик; без приведения конкретных (качественных и количественных) данных дается квалификация функционирования различных сфер психической деятельности; необоснованно квалифицируются экспертные феномены – аффект, отставание в психическом развитии и другие.


В статье анализируются особенности назначения и проведения судебно-психологической экспертизы несовершеннолетних подозреваемых; рассматриваются последствия, которые могут возникнуть в случае необходимого ее проведения.

Ключевые слова: судебная экспертиза, несовершеннолетний, подозреваемый, эксперт-психолог, заключение эксперта.

Судебно-психологическая экспертиза как один из основных видов судебных экспертиз, применяется в следственно-судебной практике для проведения исследований с привлечением специалистов в области психологии и психиатрии, с целью составления заключения, которое будет выступать в качестве доказательств по уголовному делу с участием несовершеннолетних подозреваемых.

Производство судебно-психологической экспертизы осуществляется в пределах ее научной компетенции и в соответствии с требованиями действующего уголовно-процессуального законодательства.

В соответствии с п. 3 ч.1 ст. 196 УПК РФ назначение и производство судебной экспертизы обязательно, если необходимо установить «… психическое или физическое состояние подозреваемого, обвиняемого, когда возникает сомнение в его вменяемости или способности самостоятельно защищать свои права и законные интересы в уголовном судопроизводстве».

Основная задача судебно-психологической экспертизы несовершеннолетних подозреваемых состоит в исследовании способности подростков, имеющих признаки умственной отсталости, не связанной с душевными заболеваниями, полностью сознавать значение своих действий и руководить ими.

Поэтому проблема возрастной специфики психических заболеваний актуальна как для общей, так и для судебной психиатрии [3, c. 3, 9].

Основным принципом судебно-психологической экспертизы является направленность исследования на анализ содержания и структуры конкретных поступков несовершеннолетних подозреваемых или отражения явлений действительности. Всестороннее и полное расследование и судебное разбирательство уголовных дел включает в себя изучение и анализ психологических механизмов поведения людей, в частности, степени его осознанности. Если же психологические вопросы не могут быть решены на основе профессионального и жизненного опыта следователя, то возникает потребность в проведении судебно-психологической экспертизы.

Изучение особенностей психических расстройств в детском возрасте, начавшееся в конце прошлого столетия, привело к оформлению детской психиатрии в самостоятельную научную дисциплину, способствовало разрешению ряда основных клинических, организационных и лечебно-профилактических вопросов.

Одной из таких проблем на сегодня является психиатрия подростково-юношеского возраста, которой до недавнего времени уделялось незаслуженно мало внимания.

Для экспертной оценки способности несовершеннолетних подозреваемых полностью сознавать значение своих действий и руководить ими, необходимо исследовать состояния их интеллектуального (умственного) развития. Задержка в развитии психиатрии подростково-юношеского возраста, остро ощутимая в настоящее время в связи с потребностями практики, связана с рядом обстоятельств, основное место среди которых занимают чрезвычайная сложность, психопатология, чистота поведенческих нарушений и трудности работы с этим контингентом.

Для следственной, судебной и экспертной практики важно, что в основе отставания подростка в психическом развитии лежат различные причины, ни одна из которых не определяет отставание как обязательный результат, но и не должна оставаться без внимания при оценке процесса и состояния психического развития несовершеннолетнего.

В тех случаях, когда в распоряжении следователя имеются данные о том, что подросток перестал учиться в школе или вообще не посещал ее, неоднократно оставался на второй год, можно предположить, что он отстает от сверстников в психическом развитии. В этом случае рекомендуется назначить судебно-психологическую экспертизу и проведенная ранее судебно-психиатрическая экспертиза признала подростка психически здоровым [4, c. 152].

Самый первый опыт проведения судебно-психологической экспертизы в России был в 1883 году и назывался экспертизой чувств и впечатлений, автором, которого был известный юрист и общественный деятель А. Ф. Кони [5].

Объектом исследования судебно-психологической экспертизы являются психические проявления несовершеннолетнего подозреваемого, которые выходят за пределы нормального поведения. С помощью указанной экспертизы можно получить данные, которые позволяют понять и оценить особенности психической деятельности и проявления подростка, которые имеют значение для выводов правового характера и способствуют правильной оценке показаний подозреваемых и обвиняемых в случаях, когда они вызывают сомнение в своей достоверности.

В качестве предмета судебно-психологической экспертизы рассматриваются возможности допрашиваемого несовершеннолетнего лица воспринимать, сохранять в памяти и воспроизводить сведения о фактах, которые подлежат доказыванию.

На практике следователь часто сталкивается с тем, что несовершеннолетние искажают или изменяют показания, что приводит к определенным трудностям в процессе расследования преступлений. В таких случаях заключения экспертов-психологов используются для оценки показаний.

Отказ от проведения подобной экспертизы может привести к утрате доказательств и к тому, что преступление будет не раскрыто, а виновные лица не будут наказаны.

Не редко следователь сталкивается с личностной незрелостью несовершеннолетних, что затрудняет решение вопроса о способности несовершеннолетнего полностью сознавать значение своих действий и руководить ими.

При этом поводами для назначения судебно-психологической экспертизы могут служить данные о неблагоприятных условиях воспитания несовершеннолетнего или сомнения в его достаточной личностной зрелости, основанное на анализе целей, мотивов, обстоятельств совершения преступления.

Так, например, при расследовании наркопреступлений, совершаемых в молодежной и подростковой среде, подлежат установлению уровень психического развития несовершеннолетнего, наличие либо отсутствие у него отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, а также способность подростка в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими [6, c. 146; 7, с. 24]

При расследовании преступлений, участниками которых являются несовершеннолетние, следователь ставит на разрешение судебно-психологической экспертизы следующие вопросы:

1) имеются ли у несовершеннолетнего признаки отставания в психическом развитии, и если да, то в чем они выражаются?

2) учитывая особенности психического развития несовершеннолетнего, мог ли он полностью сознавать значение своих действий?

3) учитывая особенности психического развития несовершеннолетнего, в какой мере он мог руководить своими действиями?

Проведение судебно-психологической экспертизы в отношении несовершеннолетнего подозреваемого направлено не на установление общей способности или неспособности сознавать значение своих действий и руководить ими, а на установление конкретных действий, совершаемых в конкретных условиях [8, c. 7; 9, с. 169].

Обязательной составляющей экспертного исследования является сопоставление данных о состоянии и особенностях психического развития подростка с результатами анализа ситуации и поведения испытуемого подростка.

Проводя исследование, эксперт должен сформулировать окончательные выводы по каждому вопросу, точно придерживаясь их содержания. Ответ на вопрос «Имеются ли у несовершеннолетних признаки отставания в психическом развитии, и если да, то в чем они выражаются?» должен содержать утверждение или отрицание наличия признаков отставания в психическом развитии у несовершеннолетнего. При ответе на второй вопрос тоже должен быть только положительный или отрицательный ответ. Эксперт-психолог должен сделать вывод о том, мог ли подросток полностью сознавать значение своих действий. При ответе на третий вопрос, эксперт должен установить, в какой мере несовершеннолетний мог руководить своими действиями:

 мог руководить своими действиями в полной мере;

 мог руководить своими действиями не в полной мере;

 не мог руководить своими действиями.

Таким образом, судебно-психологическая экспертиза несовершеннолетнего подозреваемого представляет собой один из наиболее сложных видов экспертного исследования, для стандартизации и выработки единых общепринятых критериев которого необходима серьезная работа. Вместе с тем, развитие правовой политики по отношению к несовершеннолетним позволяет надеяться на введение в России, системы ювенальной юстиции, которая предусматривает использование не только принципа разумения, но и принципа воспитуемости. А это повлечет за собой постановку новых вопросов к экспертам-психологам и необходимость новых методологических разработок.

Основные термины (генерируются автоматически): судебно-психологическая экспертиза, психическое развитие, действие, подозреваемый, полная мера, какая мера, подростково-юношеский возраст, проведение, Россия, судебная экспертиза.


Ключевые слова: судебно-психологическая экспертиза, сексуальное насилие, психическое развитие, психическое расстройство.

Судебно-психологическая экспертиза (далее — СПЭ) как один из видов судебных экспертиз, применяется в следственно-судебной практике для проведения исследований с привлечением специалистов-психологов с целью выработки заключения, которое могло бы являться одним из доказательств по уголовному делу. Из-за возрастных особенностей несовершеннолетнего, а именно в период глубоких переживаний, происходящих на фоне личностных конфликтов, физиологических изменений следует учитывать личностные особенности несовершеннолетнего, особенности воспитания и т. д. Отказ от проведения экспертизы может привести к утрате доказательств, к тому, что преступление будет не раскрыто, виновные лица освободятся от наказания.

Одним из следствий негативных социальных феноменов является повышение уровня виктимизации населения, детей и подростков. Дети нередко становятся жертвами преступлений, жестокого обращения и насилия. И только судебно-психологическая экспертиза может устанавливать особенности психической деятельности и их проявления в поведении несовершеннолетних.

Согласно Д. В. Ривману, предмет изучения виктимологии «есть лица, которым преступлением причинен физический, моральный или материальный ущерб, в том числе и преступники; их поведение находилось в связи с совершенным преступлением…» [3, С.56]. Таким образом, из широкого спектра проблем можно выделить следующие:

− характеристика жертв потерпевших от преступлений;

− отношения, которые связывают жертву и преступника;

− ситуация, предшествующая преступлению и во время его совершения;

− процесс превращения лица в жертву (виктимизация);

− превращения лица в жертву;

− прогнозирование виктимности отдельных лиц и групп населения;

− посткриминальное поведение жертвы;

− система защиты потенциальных жертв и реальных потерпевших;

− пути, возможности, способы возмещения причиненного вреда [4].

По мнению Д. В. Ривмана, определенное поведение, социальная роль, статус, являются составляющими «индивидуальной виктимности». Риск стать жертвой сексуального насилия у детей подросткового возраста обусловлен их возрастными особенностями психики (незрелость, подчинение авторитету взрослого, доверчивость, недостаточность жизненного опыта и осведомленности в вопросах половых отношений, неумение оценивать сложившуюся ситуацию и прогнозировать возможные действия других лиц).

Так, например, в заключение эксперта, согласно которому потерпевшая Р. психическим расстройством не страдает, указано, что у потерпевшей не обнаружена склонность к патологическому фантазированию, повышенной внушаемости и подчиняемости, качества внушаемость и подчиняемость находятся в границах возрастной нормы. Несформированность в силу малолетнего возраста представлений о сущности половых отношений и их нормативных проявлений лишила ее способности правильно понимать характер и значение совершаемых с ней действий и оказывать сопротивление, что свидетельствует о ее беспомощном состоянии.

Большое значение в процессе виктимизации имеют индивидуально-психологические особенности, особенности поведения и психоэмоциональные состояния подростка как потенциальной жертвы, без выяснения которых не могут быть раскрыты полностью ни конкретные обстоятельства, ни причины и условия подростковой виктимизации [7]. Согласно заключение психиатрической судебной экспертизы, потерпевшая Ю. психическим расстройством не страдала и не страдает в настоящее время, она способна правильно воспринимать обстоятельства. Потерпевшая обладает особенностями как замкнутость, пассивность, уважение к требованиям взрослых, склонность к избеганию агрессии и конфликтов, невозможность самостоятельно выйти из трудной ситуации и просить помощи у окружающих, склонность к прощению и аутоагрессии. Во время совершения в отношении потерпевшей насильственных действий она не находилась в беспомощном состоянии, однако способность оказывать сопротивление была ограничена.

До сих пор не выделено никаких демографических или семейных характеристик, которые исключали бы возможность того, что ребенок подвергается сексуальному насилию. Среди факторов, которые делают ребенка уязвимым для сексуального насилия — половая принадлежность и возраст. Американский психолог Б. Крейхи считает: сексуальное насилие связано с неравенством во власти, которой обладают жертва и обидчик, что позволяет последнему использовать свой возраст, авторитет, жизненный опыт, или прибегать к применению силы и хитрости. В заключении экспертов установлено, что потерпевшая Я. психическим расстройством не страдает и не страдала им в момент совершения в отношении нее преступного деяния. По своему психическому состоянию, с учетом возраста, она способна правильно воспринимать внешнюю сторону обстоятельств. Для подэкспертной характерны оптимистичность, эмоциональная неустойчивость, экзальтированность, неустойчивость самооценки, зависимость от средовых воздействий. При этом в силу естественных возрастных особенностей, ограниченности жизненного опыта и общей осведомленности в сфере нарушенных прав, потерпевшая находилась в беспомощном состоянии и не могла оказывать сопротивление.

Как показал психологический анализ уголовных дел (по результатам исследований В. Е. Христенко), существенную роль в определении форм поведения жертвы играет социальная среда, в которой происходило формирование стереотипов поведенческого реагирования потерпевшего. Таким образом, виктимность проявляется при совпадении ситуативно-агресиологичного и личностного факторов в поведении жертвы [3, С. 58].

На сегодняшний день распространение получила классификация поведения жертв до совершения преступления. Часто встречается подчиняющийся (40 %) тип поведения, который характеризуется снижением двигательной активности, пассивным подчинением и выполнении всех требований обидчика. Псевдопровоцирующий тип (25 %) внешне похож на провоцирующее поведение взрослых пострадавших, характеризуется повышением двигательной активности, стремлением к взаимодействию с преступником, установлением с ним контакта, кокетства, проявлением интереса сексуального характера, а также совместным употреблением алкогольных напитков. Неустойчивому типу (35 %) свойственны отсутствие четкой линии поведения, изменчивость поступков и высказываний, противоречивость действий, смена поведения [3, С. 60].

Сложность выявления сексуального насилия, особенно внутрисемейного, заключается в том, что оно зачастую скрыто. Взрослые, зная, что нарушают закон, держат все в тайне, не допуская вторжения посторонних в мир семьи. Травматические переживания детей, возникающие в результате действий лиц, которым они доверяют и от которых зависят, могут оказывать длительное пагубное влияние на их физическое, интеллектуальное, эмоциональное и социальное развитие, а также повышать вероятность снова стать жертвой в будущем.

Отличием сексуальных преступлений от других является то, что в момент совершения преступления основную роль играет психофизическая защищенность потерпевшего. Именно в момент борьбы между преступником и жертвой происходит переход различных состояний эмоционального напряжения. Осознание того, что помощи ждать неоткуда и сейчас обращаться к закону бесполезно, накладывает психологическую нагрузку на жертву преступления. [3, С. 61]. Дети и подростки, в отношении которых проводится судебно-психологическая экспертиза, представляют собой в совокупности уникальный материал, своего рода «чистую выборку», по которой можно достаточно четко судить о распространенности типов сексуального злоупотребления в нашей стране [3, С. 61].

Основная задача СПЭ несовершеннолетних обвиняемых состоит в исследовании способности подростков, имеющих признаки умственной отсталости, не связанной с душевными заболеваниями, полностью сознавать значение своих действий и руководить ими [6, С. 190]. Законодатель, устанавливая возраст уголовной ответственности, исходит из того, что к 14 годам человек достигает, как правило, такого уровня психического развития, когда он может сознательно регулировать свое поведение. Вместе с тем, в законе предусмотрены случаи отставания части подростков в психическом развитии и специально подчеркивается, что отставание ϶ᴛᴏ может не иметь психопатологической природы.

Согласно заключению амбулаторной комплексной психолого-психиатрической судебной экспертизы № 3122 от 21.12.2012, обвиняемый Д. страдает социализированным расстройством поведения (по МКБ-10). На это указывают сведения из жизни, результаты настоящего обследования, устанавливающие наличие с детско-подросткового возраста стойких и выраженных изменений характера и поведения в виде расторможенности влечений, склонности к совершению противоправных действий при достаточной адаптации в привычной уличной подростковой микросреде. Психические недостатки по своей выраженности не достигают степени психоза или слабоумия и не лишают его способности осознавать свои действия либо руководить ими. В момент совершения инкриминируемых ему деяний он, как это видно из материалов уголовного дела, каких-либо болезненных расстройств психической деятельности, в том числе временного характера, также не обнаруживал, а находился в состоянии простого алкогольного опьянения и мог осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими. В применении к нему принудительных мер медицинского характера не нуждается.

Рассмотрим основные вопросы, которые могут быть поставлены перед данным видом СПЭ.

Имеются ли у несовершеннолетнего испытуемого признаки отставания в психическом развитии, не связанного с психическим заболеванием, или иных аномалий психического развития неболезненного характера, и если имеются, то в чем конкретно они выражаются?

Учитывая уровень психического развития несовершеннолетнего и особенности исследуемой ситуации, был ли он в состоянии полностью сознавать значение своих действий?

Учитывая уровень психического развития несовершеннолетнего и особенности исследуемой ситуации, в какой мере он был способен руководить своими действиями? [5]

Следует отметить, что вступивший в силу с 1 января 1997 года УК РФ впервые в российском уголовном законодательстве вводит понятие собственно уменьшенной (ограниченной) вменяемости в тех случаях, когда «вменяемое лицо, которое во время совершения преступления в силу психического расстройства не могло в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействий) либо руководить ими». Так, обусловить уменьшенную вменяемость могут пограничные дефекты психики, такие как олигофрения в степени дебильности, психопатии различной степени, хронический алкоголизм и т. д. (ст.22 УК РФ). В то же время не следует упускать из виду, что в ряде случаев возможен вывод о неспособности испытуемого осознавать значение своих действий и руководить ими и при отсутствии психического заболевания [6, С. 192].

Согласно заключению амбулаторной комплексной психолого-психиатрической судебной экспертизы № 435 от 21.02.2013, у обвиняемого С. обнаруживаются признаки социализированного расстройства поведения (формирующегося расстройства личности) на фоне раннего органического поражения головного мозга. Психические отклонения по степени выраженности не достигают хронического психического расстройства или слабоумия и не лишают его в настоящее время способности осознавать фактически характер своих действий и руководить ими. В момент совершения инкриминируемого деяния он не обнаруживал признаков какого-либо временного психического расстройства, а находился в состоянии простого алкогольного опьянения, и мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими. В применении принудительных мер медицинского характера не нуждается. У обвиняемого не имеется отставания в психическом развитии, не связного с психическим расстройством. Уровень его психического развития в целом соответствует норам подросткового возрастного периода.

Судебно-психологическая экспертиза позволяет при расследовании уголовных дел с объективной точки зрения рассмотреть степень и способность подростка понимать значение своих действий и подойти к нему с более глубокой научной точки зрения, чем другие виды экспертиз. Потребность в применении такой экспертизы при расследовании и рассмотрении в суде уголовных дел с участием несовершеннолетних обусловливается необходимостью совершенствования уголовно-процессуального законодательства, разработки положений, регулирующих вопросы назначения и производства данного вида экспертного исследования.

Таким образом, фокус на психике ребенка в юридически значимой ситуации, во-первых, базируется на особых правовых и процессуальных подходах при защите прав детей различного процессуального статуса; во-вторых, позволяет концентрировать усилия на разработке универсальных (для различных видов процесса) методических подходов, конкретных методов экспертного исследования ребенка, с учетом особого предмета экспертизы; в-третьих, требует разработки программы подготовки и самой подготовки экспертов, специализирующихся на экспертном исследовании детей и несовершеннолетних, нуждающихся в защите их прав.

Экспертное психологическое исследование всегда направлено не на установление общей, постоянно проявляющейся как свойство личности способности или неспособности сознавать значение своих действий и руководить ими; оно касается сугубо-конкретных действий, совершенных в конкретных условиях. Поэтому судебно-психологической экспертизой поведение подэкспертного должно рассматриваться в неразрывном единстве с ситуацией, в кᴏᴛᴏрой были совершены противоправные поступки.

1. Уголовно-процессуальный Кодекс РФ

2. Федеральный закон «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» от 31.05.2001 г. № 73-ФЗ

3. Герасименко О. А. Исследование виктимности несовершеннолетних при проведении судебно-психологических экспертиз по делам об изнасиловании. Вопросы криминологии, криминалистики и судебной экспертизы. Изд-во: Научно-практический центр Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь (Минск), 2018. С. 56–61.

4. Грошев А. В., д.ю.н., профессор. Актуальные проблемы криминологии. Краткий курс лекций. Краснодар 2014.

5. Енгалычев В. Ф., Шипшин С. С. Судебно-психологическая экспертиза. Методическое руководство. Калуга, 1997.

6. Несват В. А. К вопросу о судебно-психологической экспертизы несовершеннолетних обвиняемых. Новая наука: проблемы и перспективы. — Изд-во: ООО «Агентство международных исследований» (Уфа), 2016. С. 190–193.

7. Основы виктимологии: Учебно-методическое пособие./ Сост. Л. Е. Тарасова. — Саратов, 2014. — 173с.

Основные термины (генерируются автоматически): психическое развитие, психическое расстройство, сексуальное насилие, судебно-психологическая экспертиза, действие, беспомощное состояние, жизненный опыт, момент совершения, общественная опасность, фактический характер.

Согласно УК РФ, подростки, не достигшие 14-летнего возраста, не могут быть привлечены к уголовной ответственности. В возрасте 14 – 16 лет они привлекаются лишь за определенные виды преступлений, предусмотренные ст. 20 УК РФ (убийство, изнасилование, умышленное нанесение тяжкого вреда здоровью и др.). Полная уголовная ответственность начинается после исполнения 16 лет.

Особенности психических расстройств у подростков

Выделение экспертизы несовершеннолетних в самостоятельный раздел судебной психиатрии диктуется особым правовым положением подростков, связанным с возрастными особенностями их психики. Возраст 14 – 18 лет, в течение которого происходит половое и психическое созревание, обозначается как пубертатный (переходный). Большое значение имеет темп нарастания и обилие проявлений пубертатного периода. Выделяют ускоренное созревание (акселерация) и замедленное (ретардация). Но наибольшее значение имеет дисгармония развития, при которой половое, психическое и физическое созревание происходит неравномерно, диссоциированно.

Основной особенностью психических расстройств у подростков является сочетание аффективных нарушений с возрастными реакциями протеста, отказа, расстройств поведения, а также специфическими психопатологическими синдромами.

Синдром психического инфантилизма характеризуется задержкой созревания всех сфер психики, выраженной внушаемостью и подражательностью, несформированностью мотивации, нарушением способности к прогнозированию и критике, неуправляемостью поведения.

Синдром фантазирования тесно связан с психической незрелостью, отражает стремление подростка к самоутверждению.

Синдром сверхценных образований, среди которых наиболее часто встречаются сверхценная неприязнь и привязанность, сверхценные идеи мести, сверхценные увлечения, идеи своей неполноценности или переоценки.

Гебоидный синдром характеризуется расторможенностью или извращением влечений, ослаблением или искажением нравственных установок, эмоциональным притуплением, нарастанием жестокости и появлением садистских наклонностей.

Особенности судебно-психиатрической экспертизы несовершеннолетних

Организация судебно-психиатрической экспертизы несовершен-нолетних – это проведение широкого круга мероприятий, направленных на обеспечение социально-правовой и медицинской защиты подростка, совершившего правонарушение. Условия проведения экспертизы:

· Обоснованность направления несовершеннолетнего на экспертизу.

· Адекватность выбора вида экспертизы.

· Квалифицированность специалистов, участвующих в производстве экспертизы.

· Использование надежных критериев диагностики и судебно-психиатрической оценки.

· Адекватность рекомендуемых медицинских мер.

Судебно-психиатрическую экспертизу несовершеннолетних вправе проводить лишь психиатры, имеющие специальную подготовку в области подростковой судебной психиатрии. Экспертиза подростков должна быть: преимущественно комплексной с широким привлечением подростковых специалистов (сексопатолога, эндокринолога, педагога и др.); стационарной – для подследственных и осужденных; амбулаторной – для потерпевших и свидетелей.

Принудительные меры медицинского характера применяются к следующим категориям подростков: 1) совершившим правонарушение в состоянии невменяемости; 2) признанным вменяемым в отношении совершенного преступления, если после его совершения у них наступило психическое расстройство; 3) совершившим преступление и страдающим психическими расстройствами, не исключающими вменяемости; 4) совершившим преступление и признанным нуждающимися в лечении от алкоголизма или наркомании. Несовершеннолетние больные, находящиеся на принудительном лечении, должны регулярно (1 раз в полгода) освидетельствоваться врачебной комиссией.

Таким образом, пубертатный период является наиболее значительным для формирования личности. Именно в этот период начинаются или обостряются хронические психические болезни, происходит бурное формирование психопатий, учащение психогенных реакций и других нарушений. Особенности психического, эндокринного и неврологического развития подростков необходимо знать юристам и учитывать при назначении судебно-психиатрической экспертизы.

Симуляция психических расстройств

Симуляция психических заболеваний – это притворное поведение человека, заключающееся в изображении не существующей у данного лица психической патологии, с целью уклонения от наказания за содеянное преступление. В судебной психиатрии выделяют истинную симуляцию и симуляцию на психопатологической почве.

Истинная симуляция

Диагностика симуляции психического заболевания сложна. В таких случаях в судебной психиатрии при обследовании используют различные методы. К ним относятся:

Клинический метод. Сущность его заключается в том, что изучается не только психическое состояние подэкспертного, но и делается сопоставление его с данными анамнеза, анализируется структура психопатологических синдромов и последовательная их смена в динамике заболевания. При этом выделяются нетипичность и несовместимость симптомов – синдромов.

Экспериментально-психологические методики. Основаны на изучении нарочитых ошибок, производимых симулянтами в ходе исследований.

Постоянное медицинское наблюдение (в т.ч. и скрытое) в условиях стационара. Это позволяет обнаруживать промахи и непоследовательность в клиническом изображении симптомов.

Выявление и диагностика психопатологических симптомов, не сочетающихся друг с другом (отказывается от речевого контакта с врачом, но разговаривает с окружающими больными).

Инструментальные и лабораторные исследования (анализы крови и спинномозговой жидкости, электроэнцефалографическая диагностика, например, при симуляции эпилепсии или других судорожных состояний).

Симуляция на психопатологической почве

Такой вид симуляции в судебно-следственной практике встречается в виде аггравации, метасимуляции и сюрсимуляции.

Аггравация заключается в умышленном преувеличении остроты психопатологических симптомов действительно имеющегося психического заболевания или остаточных явлений перенесенного расстройства. Она чрезвычайно распространена среди испытуемых, но чаще встречается у лиц с органическими поражениями головного мозга, у страдающих дебильностью и проявляется в нарочитом преувеличении имеющейся у них интеллектуальной недостаточности, в жалобах на снижение памяти. Притворное поведение у них носит примитивный характер.

Метасимуляция – это сознательное «продление заболевания» или изображение симптомов «перенесенного острого психического заболевания». Довольно часто она встречается в судебно-психиатрической практике при содержании лиц с психической патологией в следственных изоляторах. Метасимуляцию судебные психиатры чаще фиксируют у лиц, перенесших реактивные или алкогольные психозы. При этом испытуемые способны изображать не в целом динамику течения психической болезни, а лишь отдельные ее эпизоды.

Сюрсимуляция диагностируется у лиц с психическими нарушениями, которые пытаются изобразить психопатологические симптомы, не свойственные симулируемому заболеванию. Обычно это больные с довольно выраженным психическим дефектом и грубыми изменениями личности, при отсутствии осознания своей болезни. Изображаемые симптомы являются нехарактерными для клинической картины психического заболевания, имеющегося у таких лиц, что в определенной степени и способствует их распознаванию.

Таким образом, при выявлении симулятивных проявлений у лиц, привлекаемых к уголовной ответственности за инкриминируемые деяния, судебно-психиатрическая оценка такова: при истинной симуляции психических расстройств – они вменяемы; в случае симуляции, возникшей на психопатологической почве, – подход строго индивидуальный с учетом особенностей имеющегося заболевания.

Контрольные вопросы:

1. Особенности судебно-психиатрической экспертизы несовершеннолетних.

2. Судебно-психиатрическая оценка психических нарушений у подростков.

3. Определение понятия «симуляция психических расстройств».

4. Виды и способы симуляции.

5. Методы распознавания симуляции психических расстройств.

Тестовые задания

раздел 2. Психиатрия

Задание 1. Поводы для назначения судебно-психиатрической экспертизы:

a) особая жестокость и безмотивность преступления;

b) частота психических заболеваний среди родственников;

c) попытки самоубийства;

d) перенесенные в прошлом заболевания головного мозга и травмы черепа;

e) странность поведения.

Задание 2. Задачи судебно-психиатрической экспертизы:

a) освидетельствование подозреваемых, обвиняемых, подсудимых по оценке их вменяемости-невменяемости;

b) освидетельствование потерпевших и свидетелей при сомнениях в возможности давать правильные показания;

c) дать рекомендации правоохранительным органам по мерам медицинского характера в отношении подэкспертных;

d) оформление экспертных документов для правоохранительных органов.

Задание 3. Виды судебно-психиатрической экспертизы:

b) в судебном заседании:

e) в кабинете следователя;

Задание 4. Кто проводит судебно-психиатрическую экспертизу:

b) главный врач больницы;

d) врачи, входящие в СПЭК.

Задание 5. Критерии невменяемости:

Задание 6. Медицинский критерий невменяемости включает в себя:

a) хронические душевные болезни;

b) временные расстройства душевной деятельности;

d) иные болезненные состояния.

Задание 7. Юридический критерий невменяемости включает в себя признаки:

Задание 8. Критерии недееспособности:

Задание 9. Юридический критерий недееспособности включает в себя все перечисленное, кроме:

a) неспособности понимать значение своих действий;

b) неспособности руководить своими действиями;

c) невозможности самостоятельного осуществления своих гражданских прав и обязанностей;

d) наличия слабоумия.

Задание 10. Расстройства мышления характеризуются наличием:

b) поверхностных умозаключений;

c) обыденностью представлений;

d) бредовых идей;

e) всего перечисленного;

f) ничего из перечисленного.

Задание 11. Бредовые идеи характеризуются всем перечисленным, кроме:

a) несоответствием действительности;

b) искаженным отражением действительности;

c) невозможностью исправления, несмотря на явное противоречие с действительностью;

d) возможности устранения путем убеждения.

Задание 12. Для галлюцинаций характерно:

a) восприятие несуществующего;

b) возникновение существующего без реального объекта;

c) наличие непроизвольно возникающих представлений;

d) все перечисленное;

e) ничего из перечисленного.

Задание 13. Врожденное слабоумие (олигофрения) проявляется:

d) всем перечисленным;

e) ничем из перечисленного.

Задание 14. Приобретенное слабоумие (деменция) может быть результатом:

a) органического поражения головного мозга;

b) черепно-мозговой травмы;

e) всего перечисленного;

f) ничего из перечисленного.

Задание 15. Расстройства памяти характеризуются наличием:

e) всего перечисленного;

f) ничего из перечисленного.

Задание 16. Расстройства сознания (помрачение сознания) проявляется:

a) внезапной, чаще кратковременной утратой ясности сознания;

b) полной отрешенностью от окружающего;

c) иногда возможностью отрывчатого и искаженного восприятия окружающего при сохранении привычек автоматизированных действий;

d) всем перечисленным;

e) ничем из перечисленного.

Задание 17. Для шизофрении характерны все перечисленные расстройства, кроме:

b) галлюцинаций и бреда;

c) эмоционального обеднения;

d) нарушения мышления в виде непродуктивности, резонерства и др.;

e) все перечисленное.

Задание 18. Что понимается под шизофреническим дефектом личности:

a) эмоциональная выхолощенность;

b) снижение энергетического потенциала;

c) утрата социальных контактов;

d) все перечисленное;

e) ничего из перечисленного.

Задание 19. Когда больные шизофренией признаются вменяемыми:

a) при многолетнем характере ремиссии (улучшения);

b) при отсутствии выраженных изменений личности;

c) при полной трудовой адаптации;

d) при всем перечисленном;

e) ни при чем из перечисленного.

Задание 20. Когда больные шизофренией признаются невменяемыми:

a) если болезнь протекает в форме психоза;

b) при наличии выраженных изменений личности;

c) при наличии стойкой ремиссии (улучшения) без выраженных изменений личности;

d) при всем перечисленном.

Задание 21. От чего зависит судебно-психиатрическая оценка дееспособности больных шизофренией:

a) от характера психического состояния в момент совершения юридического акта (психоз, грубые изменения личности);

b) от частоты и характера приступов в течении болезни;

c) от наличия трудовой и социальной адаптации больных;

d) от всего перечисленного.

Задание 22. Эпилепсия – хроническое заболевание, характеризуется:

a) кратковременными судорожными и бессудорожными припадочными состояниями;

b) острыми, затяжными и хроническими психозами;

c) изменением личности и слабоумием;

d) всем перечисленным;

e) ничем из перечисленного.

Задание 23. Что понимается под понятием «психический эквивалент»:

a) эпилептическое расстройство настроения (дисфории);

b) сумеречное помрачение сознания с аффектом страха, галлюцинациями и бредом;

c) сомнамбулизм (лунатизм);

d) все перечисленное;

e) ничего из перечисленного.

Задание 24. Чем характеризуются изменения личности при эпилепсии:

d) полярность психических нарушений (когда подобстрастие контрастирует со злобностью и т.д.);

e) все перечисленное;

f) ничего из перечисленного.

Задание 25. Когда больные эпилепсией признаются невменяемыми:

a) в сумеречном помрачении сознания;

c) при эпилептических психозах;

d) в бессудорожных припадках;

e) во всех перечисленных состояниях;

f) ничего из перечисленного.

Задание 26. Термин «наркотическое средство» включает в себя следующие критерии:

d) все перечисленные.

Задание 27. Термин «наркотик» применим:

a) к тем веществам или лекарственным средствам, которые признаны законом наркотическими;

b) ко всем веществам или лекарственным средствам, способным вызывать зависимость;

c) и к тем и к другим;

d) ни к тем, ни к другим.

Задание 28. Чаще всего наркомания формируется у лиц :

a) с дефектами воспитания;

b) с отклонениями личности;

c) с нарушениями социальной адаптации;

d) со всем перечисленным;

e) ни с чем из перечисленного.

Задание 29. Внешними проявлениями хронической интоксикации опиатами (морфином, героином и др.) являются все перечисленные признаки, кроме:

C лекцией на вебинаре ФПА выступила старший научный сотрудник Национального медицинского исследовательского центра психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского судебно-психиатрический эксперт Ирина Чибисова


В своем выступлении она описала предмет и задачи экспертизы, а также перечислила типичные ошибки при ее проведении.

19 мая в ходе вебинара ФПА РФ по повышению квалификации адвокатов кандидат медицинских наук, старший научный сотрудник ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского» Министерства здравоохранения РФ, психиатр, судебно-психиатрический эксперт Ирина Чибисова прочитала лекцию на тему «Актуальные вопросы комплексной судебно-психиатрической экспертизы несовершеннолетних потерпевших».

Как пишет пресс-служба ФПА, в начале онлайн-лекции Ирина Чибисова привела статистические данные о росте числа преступлений, направленных на половую неприкосновенность несовершеннолетних. По данным ВОЗ, в европейских странах проживают 190 млн детей до 18 лет. При этом 18 млн сталкивались с сексуальным насилием, 44 млн – с физическим, а 55 млн – с психологическим насилием. Ежегодно в результате жестокого обращения погибают 850 детей в возрасте до 15 лет. Однако ученые считают, что эта проблема похожа на айсберг, поскольку приведенные данные не охватывают все случаи насилия. Не случайно четверть всех взрослых сообщают о том, что в детстве они подвергались физическому насилию, а 1/5 женщин и 1/13 мужчин – сексуальному надругательству.

По данным МВД России, в нашей стране число преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних выросло за последние 5 лет на 42%. При этом каждое шестое преступление совершается в семье, каждое двенадцатое – родителями. Только в 2018 г. жертвами 14 тыс. преступлений против половой неприкосновенности стали 11 тыс. детей.

Лектор описала предмет и задачи, а также порядок назначения судебно-психиатрической экспертизы потерпевших, с примерами постановки вопросов экспертам. Так, при определении характера и степени вреда, причиненного здоровью, нужно, в частности, определить психическое и физическое состояние потерпевшего. Его согласие на такую экспертизу требуется не во всех случаях.

Ирина Чибисова подробно остановилась на составляющих «беспомощного состояния», оценке понимания характера и значения противоправных действий потерпевшими, а также их способности оказывать сопротивление. Неспособность потерпевшего понимать характер и значение совершаемых с ним действий может быть вызвана различными причинами, в том числе психологическими, эмоциональными, а также состоянием опьянения.

Эксперт разграничила юридические и медицинские критерии состояния потерпевшего, не позволяющего ему понимать, что с ним делают, и оказывать сопротивление обвиняемому. Она назвала четыре уровня понимания потерпевшими «характера и значения» действий обвиняемого, которые зависят от созревания базовых личностных структур и информированности о различных аспектах половых взаимоотношений.

Лектор напомнила, что в 2012 г. были приняты поправки в УК и иные законодательные акты, направленные на усиление ответственности за преступления сексуального характера, совершенные в отношении несовершеннолетних. Законом предусматривается пожизненное лишение свободы за совершение особо тяжких преступлений в отношении несовершеннолетних, не достигших возраста 14 лет.

Ирина Чибисова описала предмет Комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы и отметила, что такая экспертиза должна производиться с обязательным участием врача-психиатра.

В ходе выступления были представлены данные о критериях оценки процессуальной дееспособности несовершеннолетних потерпевших, их принципиальной возможности давать показания. Определение достоверности и правдивости этих показаний относится к компетенции суда. Лектор отметила, что эксперту также необходимо различать фактическую (внешнюю) и внутреннюю (содержательную) оценку событий. Считается, что дети старше 3–3,5 лет имеют право давать показания, однако эта нижняя возрастная граница законодательно не установлена. Но давать как внешнюю, так и внутреннюю оценку событий способны только подростки. Следует учитывать внушаемость как нормативное свойство детей дошкольного и отчасти младшего школьного возраста, а также склонность к фантазированию. Ирина Чибисова привела ряд примеров, свидетельствующих о недопустимости учитывать показания несовершеннолетних, склонных к патологическому фантазированию.

Одна из важных задач КСППЭ – выявить причинно-следственную связь психического расстройства с непосредственным психогенным травмирующим воздействием на потерпевшего. Причинно-следственная связь может быть как прямой, наблюдаемой в клинике самого расстройства, так и косвенной, отражающей сексуальную психотравму в содержании психопатологической симптоматики и развивающей «расстройство адаптации» в посткриминальном (следственном, судебном) периоде.

Спикер рассмотрела неоднозначный, с точки зрения законодательства, вопрос о квалификации тяжести вреда здоровья при установлении психического расстройства у потерпевших. В частности, по ее словам, ст. 111 УК РФ устанавливает наказание за «умышленное причинение тяжкого вреда здоровью», в том числе и психическому здоровью. Однако в ст. 112 и 115 УК РФ, где говорится о среднем и легком вреде здоровью, упоминание о возможном психическом расстройстве вообще отсутствует, хотя и в этих случаях психическому здоровью может быть нанесен тяжкий вред.

В заключительной части лекции были проанализированы типичные ошибки при проведении КСППЭ несовершеннолетних потерпевших.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: