Роль арбитражного суда в осуществлении процедур несостоятельности

Обновлено: 04.05.2024

Дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным АПК, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства) (ст. 223 АПК).

Особенностью рассмотрения данной категории дел является то, что:

- дела рассматриваются судьей единолично, если иное не предусмотрено ст. 17 АПК;

- к рассмотрению таких дел не могут привлекаться арбитражные заседатели;

- дело о банкротстве не может быть передано на рассмотрение в третейский суд (ст. 33 Закона о банкротстве);

- судебные акты арбитражного суда подлежат немедленному исполнению, если иное не установлено законом (ст. 52 Закона о банкротстве);

- определения суда, которые приняты в рамках дела о банкротстве, могут быть обжалованы в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение 10 дней со дня их вынесения определения суда, не предусмотренные АПК, могут быть обжалованы в апелляционном порядке не позднее чем через 14 дней со дня их принятия (ст. 223 АПК);

- дело должно быть рассмотрено в срок, не превышающий 7 месяцев с даты поступления заявления о признании должника банкротом в арбитражный суд (ст. 51 Закона о банкротстве).

С заявлением о признании должника банкротом в арбитражный суд по месту нахождения должника вправе обратиться должник, кредиторы и иные заинтересованные лица в соответствии с федеральным законом, регулирующим вопросы несостоятельности (банкротства) (ст. 224 АПК). По делам о несостоятельности (банкротстве) может быть заключено мировое соглашение в соответствии с федеральным законом, а также допускаются иные примирительные процедуры, предусмотренные гл. 15 АПК и другими федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства) (ст. 225 АПК).

Дела о банкротстве юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, рассматривает арбитражный суд по месту нахождения должника – юридического лица или по месту жительства гражданина (ст. 33 Закона о банкротстве). Заявление о признании должника банкротом принимается арбитражным судом, если требования к должнику – юридическому лицу в совокупности составляют не менее чем 100 тыс. рублей, к должнику-гражданину – не менее чем 10 тыс. рублей и указанные требования не исполнены в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, если иное не предусмотрено законом.

Лицами, участвующими в деле о банкротстве, являются (ст. 34 Закона о банкротстве):

- федеральные органы исполнительной власти, а также органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления по месту нахождения должника в случаях, предусмотренных Законом о банкротстве;

- лицо, предоставившее обеспечение для проведения финансового оздоровления.

В арбитражном процессе по делу о банкротстве участвуют (ст. 35 Закона о банкротстве):

- представитель работников должника;

- представитель собственника имущества должника – унитарного предприятия;

- представитель учредителей (участников) должника;

- представитель собрания кредиторов или представитель комитета кредиторов;

- представитель федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности в случае, если исполнение полномочий арбитражного управляющего связано с доступом к сведениям, составляющим государственную тайну;

- уполномоченные на представление в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, интересов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований соответственно органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления по месту нахождения должника;

- иные лица в случаях, предусмотренных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и Законом о банкротстве.

В арбитражном процессе по делу о банкротстве вправе участвовать:

- саморегулируемая организация арбитражных управляющих, которая представляет кандидатуры арбитражных управляющих для утверждения их в деле о банкротстве или член которой утвержден арбитражным управляющим в деле о банкротстве, при рассмотрении вопросов, связанных с утверждением, освобождением, отстранением арбитражных управляющих, а также жалоб на действия арбитражных управляющих;

- орган по контролю (надзору) при рассмотрении вопросов, связанных с утверждением арбитражных управляющих;

- кредиторы по текущим платежам при рассмотрении вопросов, связанных с нарушением прав кредиторов по текущим платежам.

Указанные лица имеют право знакомиться с материалами дела о банкротстве, делать выписки из них, снимать с них копии.

По результатам рассмотрения обоснованности заявления о признании должника банкротом арбитражный суд выносит одно из следующих определений:

- о признании требований заявителя обоснованными и введении наблюдения;

- об отказе во введении наблюдения и оставлении такого заявления без рассмотрения;

- об отказе во введении наблюдения и о прекращении производства по делу о банкротстве.

Указанные определения могут быть обжалованы.

Определение о признании требований заявителя обоснованными и введении наблюдения выносится в случае, если требование заявителя соответствует условиям, установленным пунктом 2 ст. 33 Закона о банкротстве, признано обоснованным и не удовлетворено должником на дату заседания арбитражного суда или заявление должника соответствует требованиям статьи 8 или 9 Закона о банкротстве.

По результатам рассмотрения дела о банкротстве арбитражный суд принимает один из следующих судебных актов (ст. 52 Закона о банкротстве):

- решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;

- решение об отказе в признании должника банкротом;

- определение о введении финансового оздоровления;

- определение о введении внешнего управления;

- определение о прекращении производства по делу о банкротстве;

- определение об оставлении заявления о признании должника банкротом без рассмотрения;

- определение об утверждении мирового соглашения.

Принятие арбитражным судом решения об отказе в признании должника банкротом является основанием для прекращения действия всех ограничений, предусмотренных Законом о банкротстве и являющихся последствиями принятия заявления о признании должника банкротом и (или) введения наблюдения (ст. 56 Закона о банкротстве).

Арбитражный суд прекращает производство по делу о банкротстве в случаях (ст. 57 Закона о банкротстве):

- восстановления платежеспособности должника в ходе финансового оздоровления;

- восстановления платежеспособности должника в ходе внешнего управления;

- заключения мирового соглашения;

- признания в ходе наблюдения необоснованными требований заявителя, послуживших основанием для возбуждения производства по делу о банкротстве, при отсутствии заявленных и признанных в порядке, установленном Законом о банкротстве, иных соответствующих положениям ст. 6 Закона о банкротстве требований кредиторов;

- отказа всех кредиторов, участвующих в деле о банкротстве, от заявленных требований или требования о признании должника банкротом;

- удовлетворения всех требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, в ходе любой процедуры, применяемой в деле о банкротстве;

- отсутствия средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, в том числе расходов на выплату вознаграждения арбитражному управляющему;

- в иных предусмотренных Законом о банкротствеслучаях.

Производство по делу о банкротстве может быть приостановлено по ходатайству лица, участвующего в деле о банкротстве, в случаях (ст. 58 Закона о банкротстве):

- обжалования судебных актов, предусмотренных ст. 52 Закона о банкротстве;

- обжалования решений собрания кредиторов (комитета кредиторов);

- в иных предусмотренных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и Законом о банкротствеслучаях.

Вопрос 120. Особенности рассмотрения и разрешения дел о признании завещания недействительным.

Вопрос 120. Особенности рассмотрения и разрешения дел о признании завещания недействительным. Завещание – этодокумент, выражающий волю умершего относительно его имущества.При нарушении положений ГК, влекущих за собой недействительность завещания, в зависимости от

Вопрос 134. Порядок рассмотрения трудовых споров судом. Подсудность трудовых споров. Особенности рассмотрения трудовых споров о восстановлении на работе.

Вопрос 134. Порядок рассмотрения трудовых споров судом. Подсудность трудовых споров. Особенности рассмотрения трудовых споров о восстановлении на работе. Подсудность трудовых споров. Особенности рассмотрения трудовых споров о восстановлении на работеВ судах

Вопрос 149. Особенности рассмотрения споров о признании договоров купли-продажи, дарения, мены жилых помещений недействительными.

Вопрос 149. Особенности рассмотрения споров о признании договоров купли-продажи, дарения, мены жилых помещений недействительными. Договоры купли-продажи, дарения, мены жилых помещений могут быть признаны недействительными по общим основаниям, предусмотренным в ГК для

Вопрос 250. Формы окончания арбитражным судом дела без вынесения решения: прекращение производства по делу и оставление заявления без рассмотрения (основания, порядок применения, последствия).

Вопрос 250. Формы окончания арбитражным судом дела без вынесения решения: прекращение производства по делу и оставление заявления без рассмотрения (основания, порядок применения, последствия). Арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если после его

Вопрос 258. Особенности рассмотрения арбитражным судом дел по корпоративным спорам.

Вопрос 258. Особенности рассмотрения арбитражным судом дел по корпоративным спорам. Арбитражные суды рассматривают дела по спорам, связанным с созданием юридического лица, управлением им или участием в юридическом лице, являющемся коммерческой организацией, а также в

Вопрос 264. Порядок рассмотрения дела арбитражным судом апелляционной инстанции. Полномочия апелляционной инстанции. Основания для отмены или изменения судебных актов. Содержание постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Вопрос 264. Порядок рассмотрения дела арбитражным судом апелляционной инстанции. Полномочия апелляционной инстанции. Основания для отмены или изменения судебных актов. Содержание постановления арбитражного суда апелляционной инстанции. Арбитражный суд апелляционной

Статья 266. Порядок рассмотрения дела арбитражным судом апелляционной инстанции

Статья 266. Порядок рассмотрения дела арбитражным судом апелляционной инстанции 1. Арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дело в судебном заседании коллегиальным составом судей по правилам рассмотрения дела арбитражным судом первой инстанции с

Статья 268. Пределы рассмотрения дела арбитражным судом апелляционной инстанции

Статья 268. Пределы рассмотрения дела арбитражным судом апелляционной инстанции 1. При рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает

Статья 284. Порядок рассмотрения дела арбитражным судом кассационной инстанции

Статья 284. Порядок рассмотрения дела арбитражным судом кассационной инстанции 1. Арбитражный суд кассационной инстанции рассматривает дело в судебном заседании коллегиальным составом судей по правилам рассмотрения дела арбитражным судом первой инстанции,

Статья 56. Последствия принятия арбитражным судом решения об отказе в признании должника банкротом

Статья 56. Последствия принятия арбитражным судом решения об отказе в признании должника банкротом Принятие арбитражным судом решения об отказе в признании должника банкротом является основанием для прекращения действия всех ограничений, предусмотренных настоящим

Статья 227. Особенности подачи заявления о признании отсутствующего должника банкротом

Статья 227. Особенности подачи заявления о признании отсутствующего должника банкротом 1. В случаях, если гражданин – должник или руководитель должника – юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность, отсутствует или установить место их нахождения не

Статья 266. Порядок рассмотрения дела арбитражным судом апелляционной инстанции

Статья 266. Порядок рассмотрения дела арбитражным судом апелляционной инстанции 1. Рассмотрение дел арбитражным судом апелляционной инстанции предусмотрено только в коллегиальном составе. По общему правилу коллегиальный состав суда, занятый рассмотрением дела,

Статья 268. Пределы рассмотрения дела арбитражным судом апелляционной инстанции

Статья 268. Пределы рассмотрения дела арбитражным судом апелляционной инстанции 1. Повторное рассмотрение дела судом апелляционной инстанции предполагает, по общему правилу, проверку законности и обоснованности (вопросы права и факта) обжалованных судебных актов первой

Статья 284. Порядок рассмотрения дела арбитражным судом кассационной инстанции

Статья 284. Порядок рассмотрения дела арбитражным судом кассационной инстанции 1. Рассмотрение существа дела в порядке проверки законности обжалованного судебного акта арбитражным судом кассационной инстанции производится всегда в коллегиальном составе.Для суда

Статья 266. Порядок рассмотрения дела арбитражным судом апелляционной инстанции

Статья 266. Порядок рассмотрения дела арбитражным судом апелляционной инстанции 1. Арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дело в судебном заседании коллегиальным составом судей по правилам рассмотрения дела арбитражным судом первой инстанции с

Статья 268. Пределы рассмотрения дела арбитражным судом апелляционной инстанции

Статья 268. Пределы рассмотрения дела арбитражным судом апелляционной инстанции 1. При рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.2.

Анализируя положение арбитражного суда в конкурсном процессе, следует признать, что суд в соответствии с действующим законодательством наделен реальными возможностями для достижения целей и задач процесса о несостоятельности, главной из которых является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, участвующих в деле о банкротстве (ст. 2 АПК РФ).

Законодатель наделяет суд достаточно широким кругом полномо­чий, среди которых можно выделить полномочия организационного и контрольного характера.

Полномочия организационного характера представляют собой сово­купность действий арбитражного суда, осуществляемых в рамках под­готовки и проведения судебного разбирательства.

В частности, арбитражный суд принимает заявление о признании должника банкротом при соблюдении требований, предусмотренных АПК РФ и Законом о банкротстве 2002 г., отказывает в принятии заяв­ления, если нарушено хотя бы одно из условий, предусмотренных п. 2 ст. 33 Закона о банкротстве 2002 г.

В рамках подготовительных мероприятий арбитражный суд рассмат­ривает заявления, жалобы и ходатайства лиц, участвующих в деле о бан­кротстве, устанавливает обоснованность требований кредиторов. Судеб­ное заседание по проверке обоснованности требований заявителя к должнику проводится не менее чем через 15 дней и не более чем через 30 дней с даты вынесения определения о принятии заявления о призна­нии должника банкротом.

При подготовке дела к судебному разбирательству арбитражный суд вправе по ходатайству лица, участвующего в деле о банкротстве, при­нять меры по обеспечению требований кредиторов, как то: наложение ареста на имущество, запрещение должнику и другим лицам совершать определенные действия и т.д.

Одной из мер по обеспечению требований кредиторов является пра­во арбитражного суда обязать должника передать ценные бумаги, валют­ные ценности, иное имущество должника на хранение третьим лицам.

Одним из полномочий арбитражного суда организационного харак­тера является также принятие мер для примирения сторон, что одно­временно не может служить основанием для приостановления произ­водства по делу о банкротстве.

В ходе всего судебного разбирательства арбитражный суд не должен допускать недобросовестных действий сторон в ущерб интересам друг друга. В связи с этим Закон о банкротстве 2002 г. наделяет арбитражный суд существенными полномочиями по осуществлению контроля за за­конностью действий участников процесса о несостоятельности. Так, ар­битражный суд проверяет обоснованность возражений должника по требованиям кредиторов (ст. 47 Закона о банкротстве 2002 г.), освобож­дает внешнего управляющего от исполнения обязанностей (ст. 97), при­знает недействительными определенные сделки должника (ст. 103) и т.д.

Помимо этого, арбитражный суд рассматривает заявления арбитраж­ных управляющих и жалобы кредиторов, а также разрешает разногла­сия между ними. В частности, арбитражный управляющий вправе об­ратиться в арбитражный суд с ходатайством о принятии дополнитель­ных мер по обеспечению сохранности имущества должника, об отстранении руководителя должника от должности (ст. 66 Закона о бан­кротстве 2002 г.).

Таким образом, практически все действия, совершаемые участника­ми процесса, подконтрольны рассматривающему дело арбитражному суду, а некоторые из действий приобретают юридическую силу только после соответствующего «одобрения» суда (например, утверждение мирового соглашения, утверждение арбитражного управляющего и т.д.).

Более того, подведомственность арбитражным судам дел о несостоятельности носит исключительный характер: дела о банкротстве не могут передаваться на рассмотрение третейских судов.

Анализируя положение арбитражного суда в конкурсном процессе, следует признать, что суд в соответствии с действующим законодательством наделен реальными возможностями для достижения целей и задач процесса о несостоятельности, главной из которых является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, участвующих в деле о банкротстве (ст. 2 АПК РФ).

Законодатель наделяет суд достаточно широким кругом полномочий, среди которых можно выделить полномочия организационного и контрольного характера.

Полномочия организационного характера представляют собой совокупность действий арбитражного суда, осуществляемых в рамках подготовки и проведения судебного разбирательства.

В частности, арбитражный суд принимает заявление о признании должника банкротом при соблюдении требований, предусмотренных АПК РФ и Законом о банкротстве 2002 г., отказывает в принятии заявления, если нарушено хотя бы одно из условий, предусмотренных п. 2 ст. 33 Закона о банкротстве 2002 г.

В рамках подготовительных мероприятий арбитражный суд рассматривает заявления, жалобы и ходатайства лиц, участвующих в деле о банкротстве, устанавливает обоснованность требований кредиторов. Судебное заседание по проверке обоснованности требований заявителя к должнику проводится не менее чем через 15 дней и не более чем через 30 дней с даты вынесения определения о принятии заявления о признании должника банкротом.

При подготовке дела к судебному разбирательству арбитражный суд вправе по ходатайству лица, участвующего в деле о банкротстве, принять меры по обеспечению требований кредиторов, как то: наложение ареста на имущество, запрещение должнику и другим лицам совершать определенные действия и т.д.

Одной из мер по обеспечению требований кредиторов является право арбитражного суда обязать должника передать ценные бумаги, валютные ценности, иное имущество должника на хранение третьим лицам.

Одним из полномочий арбитражного суда организационного характера является также принятие мер для примирения сторон, что одновременно не может служить основанием для приостановления производства по делу о банкротстве.

В ходе всего судебного разбирательства арбитражный суд не должен допускать недобросовестных действий сторон в ущерб интересам друг друга. В связи с этим Закон о банкротстве 2002 г. наделяет арбитражный суд существенными полномочиями по осуществлению контроля за законностью действий участников процесса о несостоятельности. Так, арбитражный суд проверяет обоснованность возражений должника по требованиям кредиторов (ст. 47 Закона о банкротстве 2002 г.), освобождает внешнего управляющего от исполнения обязанностей (ст. 97), признает недействительными определенные сделки должника (ст. 103) и т.д.

Помимо этого, арбитражный суд рассматривает заявления арбитражных управляющих и жалобы кредиторов, а также разрешает разногласия между ними. В частности, арбитражный управляющий вправе обратиться в арбитражный суд с ходатайством о принятии дополнительных мер по обеспечению сохранности имущества должника, об отстранении руководителя должника от должности (ст. 66 Закона о банкротстве 2002 г.).

Таким образом, практически все действия, совершаемые участниками процесса, подконтрольны рассматривающему дело арбитражному суду, а некоторые из действий приобретают юридическую силу только после соответствующего "одобрения" суда (например, утверждение мирового соглашения, утверждение арбитражного управляющего и т.д.).

Понятие процедуры банкротства юридических лиц. Общие положения рассмотрения арбитражными судами дел о банкротстве. Функции арбитражного суда при осуществлении конкурсного производства, финансового оздоровления, внешнего управления и мирового соглашения.

Подобные документы

Изучение правовых аспектов несостоятельности. Понятие банкротства, его признаки. Характеристика процедуры его признания для юридических лиц. Методика наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления, конкурсного производства, мирового соглашения.

курсовая работа, добавлен 11.04.2016

Соглашения о выборе арбитража: понятие, значение и применимое право. Исполнимость арбитражного соглашения при банкротстве стороны спора. Трансграничный эффект банкротства в отношении арбитражного соглашения. Природа автономии воли сторон в практике.

диссертация, добавлен 18.07.2020

Практика применения норм законодательства о банкротстве в период окончания конкурсного производства и ликвидации должника. Борьба кредиторов с несостоятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Внесение записи о ликвидации должника.

статья, добавлен 25.04.2019

Анализ процедуры банкротства как одного из распространенных способов удовлетворения кредитором своих требований к должнику. Анализ роли арбитражного суда, осуществляющего контроль за процедурой банкротства, в погашении задолженности перед кредиторами.

статья, добавлен 29.03.2021

Анализ правил Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Понятие и значение решения арбитражного суда, его существенные признаки. Теоретические аспекты понятий определение и постановление арбитражного суда, их краткая характеристика.

реферат, добавлен 25.10.2010

Система арбитражных судов РФ. Роль Высшего Арбитражного Суда России в осуществлении задач арбитражных судов. Проведение совместных заседаний пленума Верховного суда РФ и Высшего Арбитражного суда РФ. Основы правового статуса Высшего Арбитражного суда.

курсовая работа, добавлен 23.10.2008

Законодательная база института несостоятельности (банкротства) и арбитражного управления. Судебное разбирательство по делу о банкротстве, роль и место в нем арбитражного управления. Роль и статус арбитражного управляющего, наблюдение, оздоровление.

курсовая работа, добавлен 23.12.2009

Надзорное производство как самостоятельная стадия арбитражного процесса, его основные задачи. Поэтапный порядок рассмотрения дела в Президиуме Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Примеры действий арбитражного суда в различных ситуациях.

контрольная работа, добавлен 04.03.2011

Порядок рассмотрения дел о банкротстве должника. Определение размера компенсации и сроков выплаты кредиторам. Анализ способов восстановления платежеспособности фирмы. Проведение процедуры санации и финансового оздоровления. Введение внешнего управления.

реферат, добавлен 16.12.2017

Понятие арбитражного суда, его сущность и особенности, предмет и методы, история зарождения и развития в России. Законодательная база деятельности Высшего Арбитражного суда РФ, объекты его рассмотрения. Правовое поле и ответственность Федерального суда.

Понятие процедуры банкротства юридических лиц. Общие положения рассмотрения арбитражными судами дел о банкротстве. Функции арбитражного суда при осуществлении конкурсного производства, финансового оздоровления, внешнего управления и мирового соглашения.

Рубрика Государство и право
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 13.11.2017
Размер файла 42,6 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

мировое соглашение может быть заключено и утверждено судом на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве (в ходе подготовки дела к судебному разбирательству, наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления и конкурсного производства) (п. 1 ст. 150 Закона);

мировое соглашение вступает в силу только после утверждения его арбитражным судом (п. 4 ст. 150 Закона);

мировое соглашение может быть утверждено судом только при условии погашения задолженности по требованиям кредиторов первой и второй очереди (п. 1 ст. 158 Закона);

определение об утверждении мирового соглашения вступает в силу с момента принятия (п. 5 ст. 150 Закона);

мировое соглашение утверждается в отдельном заседании арбитражного суда, которое проводится по правилам, установленным АПК, с обязательным извещением всех лиц, участвующих в деле о банкротстве, о времени и месте судебного разбирательства (п. 4 ст. 158 Закона);

последствием утверждения арбитражным судом мирового соглашения является прекращение производства по делу (п. 1 ст. 159 Закона). При этом не подлежат исполнению ранее принятые арбитражным судом судебные акты: решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, о введении наблюдения, финансового оздоровления или внешнего управления. Прекращаются полномочия арбитражного управляющего.

Таким образом, утверждение мирового соглашения можно назвать своеобразной формой пересмотра судебных актов, принятых при рассмотрении дела о банкротстве.

Особенности мирового соглашения как процедуры состоят в следующем:

мировое соглашение в деле о банкротстве является одновременно гражданско- правовой сделкой, «освященной» судебным актом арбитражного суда, т.е. примирительной процедурой и процедурой банкротства, т.е. одним из способов реализации механизма банкротства (ст. 27 Закона);

после утверждения судом мирового соглашения полностью восстанавливается дееспособность должника: полномочия арбитражного управляющего прекращаются, управление делами юридического лица осуществляют его органы в соответствии с уставом, должник вправе совершать любые сделки, в том числе направленные на отчуждение имущества, без ограничений (ст. 159 Закона);

в ходе осуществления этой процедуры прекращаются какие-либо процессуальные действия и контроль за должником со стороны арбитражного суда, поскольку производство по делу о банкротстве после утверждения мирового соглашения прекращается (ст. 159 Закона);

основным содержанием мирового соглашения как процедуры банкротства является исполнение должником условий соглашения в порядке и сроки, которые им установлены;

конкретный календарный срок окончания процедуры законом не установлен. Мировое соглашение как процедура банкротства заканчивается в момент полного исполнения должником условий мирового соглашения;

контроль за исполнением условий мирового соглашения осуществляется прежде всего самим должником (органами должника - юридического лица). Кредиторы как контрагенты должника в гражданско-правовом обязательстве и налоговых отношениях осуществляют гражданско-правовой и административный (налоговый) контроль;

в случае расторжения мирового соглашения в отношении всех кредиторов, голосовавших за его заключение, определением арбитражного суда (ст. 165 Закона) производство по делу о банкротстве возобновляется, в отношении должника вводится та процедура банкротства (наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление или конкурсное производство), в ходе осуществления которой было заключено мировое соглашение (ст. 166 Закона);

одной из форм контроля со стороны кредиторов за исполнением должником условий мирового соглашения является возможность предъявления ими своих требований к должнику в общем порядке (путем предъявления иска) в случае неисполнения должником мирового соглашения, например, при нарушении графика уплаты долга (ст. 167 Закона). В соответствии со ст. 225 АПК РФ по делам о банкротстве допускаются иные примирительные процедуры. К числу таких процедур может быть отнесено посредничество, которое вполне применимо при банкротстве должника, имеющего незначительное (до 10, к примеру) число кредиторов. Целью посредничества может быть заключение мирового соглашения или отказ всех кредиторов от заявленных требований

Мы рассмотрели институт банкротства (несостоятельности) юридических лиц, определили понятие банкротства (несостоятельности) юридических лиц и выяснили значение института банкротства (несостоятельности) юридических лиц и роль арбитражного суда в осуществлении процедур в банкротстве юридических лиц, раскрыли признаки банкротства. Несостоятельность юридических лиц затрагивает различные стороны деятельности, и не следует забывать, что ответы на вопросы, связанные с банкротством, разрешаются не только Законом о несостоятельности, но и иными отраслями права. Так, видна тесная связь с законодательством о собственности, залоге, управлении, корпоративным, трудовым, финансовым правом, и иных отраслей частного права. В части наказаний, законодательство о несостоятельности корреспондирует с уголовным и административным правом.

1. На основе анализа законодательства и судебной практики в курсовой работе сформулировано понятие «процедура банкротства» следующим образом: под процедурой банкротства юридического лица понимается официально установленная законодательством о несостоятельности (банкротстве) последовательность действий, применяемых к должнику - юридическому лицу, имеющему признаки банкротства или официально объявленному несостоятельным, с целью удовлетворения требований кредиторов и вывода организации из экономического кризиса.

2. Необходимо в период до введения наблюдения сократить время проведения судебного заседания по проверке требований заявителя к должнику до нескольких дней, и доказывается целесообразность распространения на указанный период ограничений, существующих для органов управления должника во время проведения наблюдения, с тем, чтобы не допустить передачи имущества юридического лица в другие структуры.

3. В связи с введением в законодательство о несостоятельности - финансового оздоровления, нами предлагается в целях устранения многозначности применяемого в наименовании указанной процедуры понятия использовать термин «административное управление». Кроме того, необходимо осуществлять более чёткую правовую регламентацию данной судебной процедуры. В частности, в целях устранения пробелов применительно к плану финансового оздоровления рекомендуется осуществлять субсидиарное применение положений, регламентирующих содержание плана внешнего управления, поскольку внешнее управление как реабилитационная процедура также предусматривает в качестве основной цели восстановление платёжеспособности должника.

4. По окончании процедуры финансового оздоровления нецелесообразно осуществлять переход к внешнему управлению, так как такой переход возможен в случае установления реальной возможности восстановления платёжеспособности должника, что, в свою очередь, является основанием введения финансового оздоровления.

5. В целях защиты интересов должников в период осуществления внешнего управления предлагается во время действия моратория устранить возможность начисления процентов на сумму требований конкурсных кредиторов и уполномоченных органов к должнику. Такие меры в случае восстановления платёжеспособности позволят должнику эффективно функционировать в рыночных условиях.

6. Мировое соглашение является гражданско-правовой сделкой по содержанию, а порядок его совершения определяется нормами процессуального права. Также в связи с подходом к мировому соглашению как к сделке решается проблема о соблюдении прав меньшинства, не принимавших участия в голосовании или голосовавших против заключения мирового соглашения.

1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993: офиц. текст // Российская газета. - 1993. - № 237.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): [федер. закон № 51- ФЗ: принят 30.11.1994, по сост. 26.06.2007] // СЗ РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая): [федер. закон № 14-ФЗ: принят 26.01.1996, по сост. 26.06.2007] // СЗ РФ. - 1996. - № 5. - Ст. 410.

4. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ // СЗ РФ. 2002. №43. - Ст. 4190

5. Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса: [федер. закон № 122-ФЗ: принят 24.06.1999, по сост. 08.11.2007] // СЗ РФ.-1999.- №26.- Ст. 3179.

6. О государственных муниципальных унитарных предприятиях: [федер. закон № 161-ФЗ: принят 14.11.2002, по сост. 01.12.2007] // СЗ РФ.- 2002.- № 48.- Ст. 4746.

7. О регулирующем органе, осуществляющем контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих: [пост. Правительства № 52: принято 03.02.2005] //СЗ РФ.-2005.- № 6.- Ст. 464.

8. Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства: [пост. Правительства № 52: принято 29.05.2004, по сост. на 22.05.2006] // СЗ РФ. - 2004.- № 23.- Ст. 2310.

9. О требованиях к кандидатуре арбитражного управляющего в деле о банкротстве стратегического предприятия или организации: [пост. Правитель-ства № 586: принято 19.09.2003]//Собрание законодательства РФ.- 2003.- № 39.- ст. 3769.

10. О порядке и условиях финансирования процедур банкротства отсутствующего должника: [пост. Правительства № 573: принято 21.10.2004] //Собрание законодательства РФ.- 2004.- № 44.- ст. 4347.

Научная и учебная литература

1. Белых В.С., Дубинчин А.А. Реформа законодательства о банкротстве: три года спустя // Российский юридический журнал.- 2008. - №1. - С.35-37

2. Беркович Н.В. Реформа законодательства о банкротстве: итоги, проблемы, решения // Безопасность бизнеса.-2008.-№ 1.-С.11-12.

3. Борисенкова Т.В. Реализация права на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом: сочетание частных и публичных интересов // Адвокатская практика.- 2005.-№ 5.-С.10-13.

4. Дедов Д. Признаки несостоятельности как критерий эффективности нового закона о банкротстве // Хозяйство и право.- 1999. - №8. - С.З2-34.

5. Дорохина Е.Г. Государственное регулирование в сфере банкротства //Право и экономика.-2008.-№ 2.-С.29-30.

6. Калнан Р. Процедура наблюдения // Вестник ВАС РФ.- 2001. - №3. - С. 69-71.

7. Конев Ф.Ф. Некоторые аспекты законодательства о банкротстве [Текст] // Российский судья.-2005.-№ 9.-С.14-16.

8. Кораев К.Б. Соотношение вещных и обязательственных правоотношений при проведении банкротства // Юрист.- 2008.- № 3.- С.19-21.

9. Крутиков Р.Н. К вопросу о понятии и признаках несостоятельности //Юрист.-2005. - № 6.-С.10-13.

10. Кулагин М.И. Избранные труды. М.: Статут, 1997. - С. 444-446

11. Магомедова М.А. Общие и специальные нормы в арбитражно-процессуальном праве и их роль в рассмотрении дел о несостоятельности (банкротстве). // Государство и право на рубеже веков. Материалы Все-российской конференции. М.: Институт гос. и права РАН, 2001. - С. 166-168.

12. Масевич М.Г., Орловский Ю.П., Павлодский Е.А. Комментарий к ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». М.: Филинъ, Юстиц - информ, 1998. - С. 143-145.

13. Муравьев С., Завойкина Н. Банкротство без двусмысленности//ЭЖ-Юрист.-2008.-№ 1.-С.13-15

14. Палаткин В. Восстановительные процедуры при банкротстве сельхозорганизаций, или О том, что надо знать о законе // Экономика и управление.- 2000. - №1. - С.71; Анохин В. Предупреждение банкротства и восстановление платежеспособности несостоятельного должника // Хозяйство и право.-2008.-№ 1.- С.12-14.

15. Постатейный комментарий к Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)» / Под общ. ред. Витрянского В.В. М.: Статут, 2001. - С.37-39.

16. Постатейный комментарий к Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)» / Под общ. ред. Витрянского В.В. М.: Статут, 2001. - С. 269-271.

17. Практическое пособие по осуществлению конкурсного производства. / Гребнев А.А. и др. М.: ИПК Госслужбы, 1999. - С. 29-31.

18. Свит Ю. Восстановительные процедуры - способ предотвращения банкротства // Российская юстиция.- 2007. - №3. - С. 16-17.

19. Степанов В.В. Несостоятельность (банкротство) в России, Франции, Англии, Германии. М.: Статут, 1999. - С. 189-191.

20. Теория и практика антикризисного управления. / Под ред. Беляева С.Г., Кошкина В.И. М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1996. -С. 154-157.

21. Черных Л.С. Актуальные проблемы дифференциации условий для объявления юридического лица банкротом // Адвокатская практика.-2008.-№ 3. - С.21-23.

22. Шатохина К.А. Банкротство предприятий // Безопасность бизнеса.-2008. - № 1.-С.13-16.

23. Ярков В.В. Правовая природа и источники конкурсного производства // Арбитражный и гражданский процесс.- 2002. - №11. - С. 15-18.

Материалы юридической практики

1. О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Феде-рального закона «О несостоятельности (банкротстве)»: [пост. Пленума ВАС РФ № 4: принято 08.04.2003] // Вестник ВАС РФ.- 2003.- № 6.- С.15.

2. О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»: [пост. Пленума ВАС РФ № 29: принято 15. 12.2004] // Специальное приложение к Вестнику ВАС РФ.- 2005.- № 12. - С.34.

3. Об отдельных особенностях рассмотрения дел о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций: [инфор. Письмо ВАС РФ № 74: принято 15.08.2003] // Вестник ВАС РФ.-2003.- № 10. - С.44.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: