Завьялов ю с тоталитаризм как разновидность политического режима государство и право 2010 5

Обновлено: 25.04.2024

Оглавление
Введение
Глава 1. Политические правовые идеи XX века
1.1. Основные политико-правовые идеи XX века
1.2. Политико-правовые идеи и концепции правового государства
Глава 2. Понятие и признаки тоталитарного правового режима (тоталитаризма)
2.1. История возникновения, идейные истоки тоталитаризма
2.2. Определение тоталитарного правового режима, признаки и особенности тоталитаризма XX века
Глава 3. Роль внутренних войск в поддержании тоталитарного режима СССР
3.1. ВЧК в механизме формирования тоталитарного режима в СССР в первые годы советской власти
3.2. ВЧК-ГПУ-ОГПУ в ходе эволюции политической системы в тоталитарную в годы нэпа
3.3. Роль ОГПУ-НКВД в укреплении тоталитарного режима
3.4. Деятельность военных трибуналов войск НКВД СССР в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
Заключение
Список использованных источников

Фрагмент работы для ознакомления

Параллельно с созданием правовой базы массовых репрессий расширяются карательные функции НКВД: усовершенствуется процедура внесудебных репрессий; шире используются методы провокаций; повсеместное распространение получили пытки. Возрастает численность аппарата НКВД, повышается статус его сотрудников. Превращению сотрудников органов НКВД и их руководителей в нерассуждающее орудие террора служили массовые репрессии против самих сотрудников НКВД. Их массовыми репрессиями Сталин добился своего. Любое слово вождя стало абсолютной истиной и любое его желание беспрекословно выполнялось органами НКВД. Страх заставлял их сотрудников идти на любой подлог, на любое преступление.
В ходе формирования соответствующей «культу личности» системы управления общественными процессами важное значение придавалось психологической обработке людей. Периодические издания были переполнены «народным гневом» против «врагов социализма».
Простым людям трудно было разобраться в обстановке. Невысокий уровень культуры, малый политический опыт, тотальное оболванивание советских граждан господствующей официальной пропагандой приучали их к мысли, что у СССР много врагов, как внешних, так и внутренних.
Конечно, был вполне реальный шпионаж капиталистических государств, были реальные заговоры против существующего режима. И. Сталин, и его окружение использовали это обстоятельство для борьбы с любым инакомыслием. Существенное значение в умонастроении масс, поверивших во «врагов народа», имел комплекс антиинтеллигентских настроений, распространенный в России (интеллигенция зачастую отождествлялась с дворянами). Таким образом, сталинская идеология формировала соответствующее умонастроение широких масс – мы в осажденной крепости, кругом враги, внутри страны полно их агентуры. Все это облегчало сталинскому руководству осуществлять политику «большого террора».
Проанализировав политику «большого террора», можно сделать вывод о том, что она укрепила политический строй, при котором государственная власть в обществе была сосредоточена в руках Сталина и его ближайшего окружения. Этот политический режим уничтожил в стране политические свободы и возможность возникновения политической оппозиции. В стране установился тотальный контроль со стороны органов государственной власти над всеми сферами жизнедеятельности общества. Несмотря на принятие новой Конституции (1936 г.), конституционные свободы и права были фактически ликвидированы.
Внутренние же войска являлись основными и непосредственными исполнителями поддержания тоталитарного режима в СССР.
3.4. Деятельность военных трибуналов войск НКВД СССР в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
Накануне Великой Отечественной войны в состав НКВД СССР наряду с пограничными войсками входили войска по охране железнодорожных сооружений и особо важных предприятий промышленности, конвойные войска и оперативные войска.
Задачей пограничных войск НКВД были охрана государственной границы Советского Союза, борьба с диверсантами и выявление нарушителей пограничного режима. Задачей оперативных войск НКВД была борьба с бандитизмом: обнаружение, блокирование, преследование и уничтожение бандформирований. Задачами железнодорожных войск НКВД были как охрана, так и оборона объектов, для чего они располагали, в частности, бронепоездами. Служба войск НКВД по охране особо важных объектов промышленности велась теми же методами, что и охрана государственной границы. Задачей конвойных войск НКВД были конвоирование осужденных, военнопленных и депортируемых, охрана лагерей военнопленных, тюрем и объектов, на которых использовался труд заключенных.
Значительную роль в формировании частей Красной Армии (РККА), особенно в первый год Великой Отечественной войны, сыграл ГУЛАГ. По ходатайству руководства НКВД Президиум Верховного Совета СССР дважды, 12 июля и 24 ноября 1941 года, принимал указы об амнистии и освобождении заключенных. По этим двум указам до конца 1941 года для укомплектования РККА было направлено около 420 000 амнистированных, что равнялось 29 дивизиям. Всего же за годы войны в ряды вооруженных сил было направлено около 975 000 амнистированных, за счет которых было укомплектовано 67 дивизий.
НКВД вело борьбу с бандитизмом и осуществляло контрразведывательные операции.
В связи с упразднением органов внесудебной репрессии НКВД – троек, учреждением пограничных и внутренних войск НКВД СССР в качестве самостоятельного элемента Вооруженных Сил СССР и возрастанием роли судебных органов в связи с принятием Закона о судоустройстве 1938 г. была организована выделенная, самостоятельная ветвь военных трибуналов войск НКВД СССР. Военные трибуналы войск НКВД СССР в рассматриваемый исторический период являлись специфической частью судебной системы Советского государства, поскольку их организация в значительной мере регламентировалась ведомственными нормативно-правовыми актами. В отличие от военных трибуналов РККА и ВМФ, обслуживающих только войсковые формирования, в их компетенцию входило рассмотрение дел о наиболее опасных государственных преступлениях граждан, сотрудников органов внутренних дел, государственной безопасности, уголовно-исполнительной системы, конвойных, пограничных, внутренних войск и других войсковых формирований НКВД.
Характерной особенностью военных трибуналов войск НКВД была их общая организация. В противоречие действующему Положению «О военных трибуналах и военной прокуратуре» 1926 г., система военных трибуналов войск НКВД СССР в предвоенные годы организационно была привязана не к войсковым формированиям и военным округам, а к административно-территориальной структуре страны в связи с тем, что основной категорией подсудных им субъектов были граждане. Военные трибуналы войск НКВД состояли при краях, областях, союзных и автономных республиках, округах войск НКВД, исправительно-трудовых лагерях и специальных строительствах НКВД СССР. Всего в предвоенные годы было создано 76 военных трибуналов войск НКВД.
Подготовка системы военных трибуналов к действиям в обстановке военного времени на нормативном уровне проводилась еще накануне Великой Отечественной войны. С началом Великой Отечественной войны система военных трибуналов войск НКВД была реорганизована применительно к условиям военного времени в соответствии с Положением «О военных трибуналах в местностях, объявленных на военном положении, и в районах военных действий» от 22 июня 1941 г. Были созданы новые, не существовавшие в мирное время военные трибуналы войск НКВД охраны тыла фронтов, а также при дивизиях войск НКВД. Численность военных трибуналов войск НКВД в годы войны значительно увеличилась и составила 152 трибунала.
Компетенция военных трибуналов войск НКВД в годы Великой Отечественной войны интенсивно развивалась. К их подсудности, стали относиться дела о дезертирствах с предприятий оборонной промышленности; уклонении от трудовой повинности; распространении ложных слухов, возбуждающих тревогу среди населения; о пособничестве немецко-фашистским оккупантам и т.п. Возрастала компетенция и по подсудным им субъектам. В годы войны военные трибуналы войск НКВД рассматривали дела о преступлениях граждан, состоящих в частях народного ополчения, истребительных батальонах НКВД, строительных колоннах НКВД, членах семей изменников Родине, участниках антисоветских националистических организаций. С выходом войск НКВД охраны тыла за пределы СССР в связи с приближением окончанием войны, военные трибуналы войск НКВД охраны тыла фронтов занимались отправлением правосудия на территориях иностранных государств, в том числе по делам о преступлениях иностранных военнопленных и местных жителей – граждан этих государств.
Основными особенностями судопроизводства военных трибуналов войск НКВД в годы войны являлись: рассмотрение дел без участия сторон преимущественно в закрытых судебных заседаниях; сокращенные сроки судопроизводства; предоставление дополнительных полномочий командованию войсковых подразделений в уголовном судопроизводстве; недопустимость кассационного обжалования приговоров; подчинение деятельности всех военно-судебных органов выполнению главной задачи обеспечения победы над врагом.
В годы войны приговоры к высшей мере наказания – расстрелу применялись военными трибуналами в качестве исключительной меры в основном по делам о государственных и наиболее опасных общеуголовных преступлениях. По понятным причинам количество таких приговоров было больше, чем в предвоенные годы. Но в период военного времени военные трибуналы войск НКВД СССР широко применяли отсрочку исполнения приговора с направлением в штрафные части, что создавало возможность достижения целей наказания с целесообразным использованием людских контингентов Вооруженных Сил СССР.
Опыт деятельности военных трибуналов войск НКВД в годы войны позволяет сделать вывод, что в условиях военного времени необходимо устанавливать особый, чрезвычайный порядок рассмотрения уголовных дел военными и специальными судами, поскольку эффективное осуществление правосудия ими в боевой обстановке не возможно на правовой базе мирного времени. Эффективность деятельности военных трибуналов войск НКВД СССР как в условиях мирного, так и военного времени обеспечивалась проведением своевременных и оперативных организационно-правовых изменений, централизованным руководством ими со стороны руководящих и директивных органов. Военным трибуналам системы НКВД СССР была отведена особая роль в чрезвычайных условиях, в боевой обстановке, в решении сложных внутриполитических задач.
Эффективное осуществление правосудия в условиях военного времени или чрезвычайного положения, возможно только при предварительном нормативном разрешении вопросов организации и деятельности судебных органов, а также вопросов, связанных с подготовкой кадров, повышением их профессиональной квалификации и мобилизационной готовности. Разработка нормативно-правовых актов и их претворение в жизнь должны осуществляться с учетом богатого исторического опыта работы советских военно-судебных органов, в частности, организации и деятельности военных трибуналов войск НКВД СССР, объективной оценки криминогенной ситуации в стране.
Подводя итоги Главы 3, можно сделать следующие выводы.
В механизме формирования и функционирования тоталитарной системы СССР важную роль играли чекистские органы: ВЧК-ГПУ-ОГПУ-НКВД. Она заключалась в осуществлении карательной функции по отношению к инакомыслящим на всех этапах формирования и развития тоталитаризма в СССР.
Слияние в одном государственном органе функций правосудия, обеспечения безопасности и правоохранительной деятельности одновременно с прямым подчинением партийному руководству и лично И. Сталину в условиях тоталитаризма привели к образованию идеального механизма для устрашения населения и проведения репрессий.
Однако абсолютный отказ от государственной службы безопасности – не способ избежать совершенных ошибок. Службы безопасности имеются в политической системе всех стран. Нужны они и демократической России.
Из трагических событий исследуемого периода следует, что органы безопасности должны подчиняться не какой-то политической партии, не какой-то личности, а закону, соответствующим государственным учреждениям, которые осуществляют руководство и контроль над их деятельностью.
Государственно-правовой статус органов безопасности должен быть четко определен. Это будет способствовать созданию условий, которые не позволят органам государственной безопасности выйти из-под контроля общества и обеспечат более эффективное решение ими своих задач.

Заключение
Среди множества политико-правовых идей, возникших или развившихся в XX веке на Западе, в качестве основных можно выделить следующие: аналитическую юриспруденцию, позитивистский нормативизм Кельзена, прагматический позитивизм, политико-правовые идеи солидаризма и институционализма, социологическую юриспруденцию, психологическую теорию права Л.И. Петражицкого, политико-правовую идеологию национал-социализма, возрожденное естественное право, интегративную юриспруденцию, теории элит, бюрократии и технократии.
Таким образом, основные тенденции философско-правового мышления на Западе можно охарактеризовать следующим: концептуальный образ мира права (правовой реальности) предстает в единстве внутреннего и внешнего опыта права, его смыслового и предметного аспектов; расширяются подходы к рассмотрению права «изнутри» как способа человеческого бытия, основанного на сосуществовании субъектов.
История правовой и политической мысли советского периода – это история борьбы против государственности и права в их некоммунистическом смысле и значении, против юридического мировоззрения как сугубо буржуазного мировоззрения, история замены правовой идеологии идеологией пролетарской, коммунистической, марксистско-ленинской, история интерпретации учреждений и установлении тоталитарной диктатуры как принципиально нового государства и права, необходимых для движения к коммунизму и вместе с тем отмирающих по мере такого продвижения к обещанному будущему.
В идее правового государства, существующей как антипод идеи государства тоталитарного, можно выделить два главных аспекта: свободу человека, наиболее полное обеспечение его прав; ограничение правом государственной власти.
Правовое государство – это организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права государственной власти в целях недопущения злоупотреблений.
Тоталитаризм – это специфическое политико-правовое явление XX века, отличное от авторитаризма. Его можно определить как особую форму современной диктатуры; как разновидность недемократической общественно-политической системы и политико-правового режима, характеризующегося стремлением полностью подчиненных главе государства органов власти и управления, в условиях партийного и идеологического монизма, посредством системы государственно-организованного насилия (террора), к установлению полного (тотального) контроля над всеми сторонами общественной жизни и игнорированием прав и свобод отдельной личности.
Анализируя историю возникновения и современное состояние теории тоталитаризма, можно прийти к выводу, что на сегодняшний день она носит поверхностный и узкий характер, не развиваясь и не отражая современные реалии.
Применительно к современному миру имеется достаточно оснований утверждать, что тоталитаризм как общественная реальность и отображающие и предвосхищающие ее идеи и концепции не утрачивают своей актуальности.
Тоталитаризм можно разделить на виды: религиозный, информационный и политический.
Основными типами политического тоталитаризма выступают фашистский (правый), реализованный в Германии, и коммунистический (левый), воплощенный в СССР.
В механизме формирования и функционирования тоталитарной системы в СССР важную роль играли чекистские органы: ВЧК-ГПУ-ОГПУ-НКВД. Она заключалась в осуществлении карательной функции по отношению к инакомыслящим на всех этапах формирования и развития тоталитаризма в СССР.
Слияние в одном государственном органе функций правосудия, обеспечения безопасности и правоохранительной деятельности одновременно с прямым подчинением партийному руководству и лично И. Сталину в условиях тоталитаризма привели к образованию идеального механизма для устрашения населения и проведения репрессий.
Из анализа событий исследуемого периода следует, что органы безопасности должны подчиняться не какой-то политической партии, не какой-то личности, а закону, соответствующим государственным учреждениям, которые осуществляют руководство и контроль над их деятельностью.
Государственно-правовой статус органов безопасности должен быть четко определен. Это будет способствовать созданию условий, которые не позволят органам государственной безопасности выйти из-под контроля общества и обеспечат более эффективное решение ими своих задач.
Исходя из проведенного исследования, нами сформулирован ряд предложений:
Задачи дальнейшей демократизации общества диктуют необходимость усиления связи органов безопасности с массами, общественными организациями. Большое значение приобретает проблема информированности населения.
Нельзя допустить создание правоохранительного ведомства, в котором были бы соединены функции органов безопасности и Министерства внутренних дел.
В условиях военного времени необходимо устанавливать особый, чрезвычайный порядок рассмотрения уголовных дел военными и специальными судами, поскольку эффективное осуществление правосудия ими в боевой обстановке не возможно на правовой базе мирного времени.

Список литературы [ всего 57]

Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.

* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.

ТОТАЛИТАРИЗМ КАК РАЗНОВИДНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕЖИМА - тема научной статьи по государству и праву, юридическим наукам из журнала Государство и право

Текст научной статьи на тему «ТОТАЛИТАРИЗМ КАК РАЗНОВИДНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕЖИМА»

ГОСУДАРСТВО И ПРАВО, 2010, № 5, с. 76-80

ПРАВОВАЯ, ПОЛИТИЧЕСКАЯ И РЕЛИГИОЗНАЯ МЫСЛЬ

ТОТАЛИТАРИЗМ КАК РАЗНОВИДНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕЖИМА

© 2010 г. Ю.С. Завьялов1

Вместо введения. Многие исследователи полагают, что нельзя объединять под одной тоталитарной шапкой такие политические режимы, как советский и фашистский, хотя бы потому, что они различаются по целям и по формам собственности, на которых вырастают. Сразу же заметим, что, с нашей точки зрения, цели не являются достаточными основаниями для противопоставления названных политических режимов. Так, в связи с этим не лишним будет вспомнить, что, например, Н. Макиавелли считал: ради упрочения государства допустимы любые средства сильной власти, в том числе пренебрежение нормами морали. Это, во-первых. Во-вторых, отметим: что касается средств, то ими в равной степени могут воспользоваться как праведники, так и грешники. Думается, что нет веских убедительных аргументов, против того, чтобы поставить в один ряд тоталитарные социалистические режимы социалистического советского и национал-социалистского германского государства. Вместе с тем автор далек от отождествления фашизма и коммунизма. Очевидно, что это - две принципиально отличающиеся друг от друга социальные системы.

Как видим, имеются по крайней мере две точки зрения по данному вопросу. С реальностью такого социального феномена, как тоталитаризм, согласны все. Возражения возникают, когда начинаются иллюстрации этого феномена и в одной строке располагают, скажем, советское и фашистское общества, называя их режимы тоталитарными.

В общественных науках вообще трудно достичь согласия по ряду вопросов и определить окончательные истины, которые в значительной степени носят конвенциалистский характер. Следует откровенно признать, что человеческий интеллект не способен дать окончательные ответы на очень важные для людей общественные вопросы. В широком спектре противоречащих друг другу суждений одной из немногих объединяющих сил является стремление основывать наши

1 Профессор кафедры теории государства и права Московской государственной юридической академии им. О.Е. Ку-тафина, кандидат юридических наук.

убеждения на наблюдениях и выводах столь неличных и эмоциональных и настолько лишенных различных пристрастий, насколько это возможно для человеческого существа. В целом относительно любых идей можно поставить следующие вопросы. Являются ли они внутренне последовательными и логичными? Созвучны ли они современным этическим представлениям и чувствам? Если ответ на первый вопрос будет отрицательным, то это означает, что идеи, о которых идет речь, содержат какую-то ошибку в логических построениях. Если ответ на второй вопрос будет отрицательным, мы не имеем права сказать, что идея ошибочна; у нас есть право лишь сказать, что эта идея нам не нравится.

Общей научной основой любого историко-тео-ретико-социального исследования может быть только одна: анализ закономерностей, с какой каждая общественная система и каждое развивающееся в её границах общество порождали именно те явления, о которых идет речь. Руководствуясь этим принципом, перейдем к сути вопроса. Она, напомним, состоит в следующем: возможно ли характеризовать советский политический режим как тоталитарный, во многом совпадающий с фашистско-национал-социалистским режимом?

Общее понятие тоталитаризма. Примечательно место, на котором располагается тоталитаризм в учебной (преимущественно) и монографической юридической литературе. Некоторые авторы все режимы делят на два вида: авторитарные и демократические. К авторитарным относят деспотический, тиранический, тоталитарный, фашистский и т.д.2 В классическом университетском учебнике по теории государства и права режимы также делятся на авторитарные (антидемократические) и демократические (либеральные). Утверждается, что логически завершенной (?) и наиболее опасной формой авторитарного режима является фашизм3. Как видим, здесь тоталитариз-

2 См.: Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права. М., 2001. С. 103.

3 См.: Теория государства и права. Учебник / Под ред. М.Н. Марченко. М., 2004. С. 214.

му места не нашлось. Ещё один источник, в котором в ряду антидемократических режимов названы тоталитарный, авторитарный, фашистский, деспотический и т.д.4 «При капитализме, - утверждает другой автор, - существуют либеральный, буржуазно-демократический, или конституционный, бонапартистский, военно-полицейский, фашистский, "фашизмоподобный" (?) и другие. Опыт социализма свидетельствует о возможности появления народно-демократических, общенародных политических режимов, но одновременно и авторитарных, тоталитарных режимов, режима "рабоче-крестьянской диктатуры"»5. Как видим, в юридической науке, а тем более в общественном правосознании пока не выработано однозначных подходов к оценке различных политических режимов, к их классификации. Не вторгаясь в автономность мышления различных авторов, предположим, что общей основой классификации политических режимов сознательно или интуитивно выбирается так называемый формационный подход. И в соответствии с этим фашизм и тоталитаризм зачастую рассматриваются как продукты капиталистического общества и не принимаются во внимание никакие иные факторы, которые могли бы привести к тоталитаризму в иных социально-экономических конкретно-исторических условиях.

Сторонники тоталитарной концепции к числу основных признаков тоталитаризма относят: тенденцию к централизации, унификации и регламентированию всей политической и духовной жизни общества; уничтожение сущности человека и превращение его в объект манипулирования; систему политического, террористического контроля над гражданами и др. "В общем и целом тоталитаризм - это система, при которой централизованное руководство осуществляет с помощью технически усовершенствованных средств неограниченную политическую власть с целью проведения всеобщей социальной революции, включая перестройку человека на базе провозглашенных руководством в обстановке вынужденного единодушия населения страны известных произвольных, идеологических принципов"6.

"Тоталитарной политической системой является такая, в которой вся деятельность людей

4 См.: Теория государства и права. Учебник для вузов / Под общ. ред. О.В. Мартышина. М., 2007. С. 158.

5 Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. М., 1994. С. 267-268.

6 Brzezinski Z. The Permanent Purge-Politics in Soviet Totaliata-

Brzezinski Z. Ideology and Power in Soviet Politics. London, 1962. Р. 15, 19.

подчиняется всем политическим задачам и все человеческие взаимоотношения организуются и планируются"7.

"Тоталитарное государство характеризуется стремлением пронизать всё общество и подчинить его отдельные части всеобъемлющему контролю и планированию со стороны партийного руководства"8.

В настоящее время в юридической литературе основными чертами, характеризующими тоталитаризм, как правило, называют: 1) наличие в обществе одной официальной идеологии; 2) существование одной правящей партии; 3) вождизм, культ личности; 4) слияние партийных верхов с государственными; 5) подчиненность интересов личности интересам общества и государства (кто их формулирует); 6) ориентация, добавим сюда всех членов общества или граждан государства на достижение целей, сформулированных правящей партией; 7) перманентный террор, осуществляемый в самых разных формах. С нашей точки зрения, тоталитаризм вообще без этого обстоятельства существовать не может. По нашему мнению, некоторые признаки, призванные дать характеристику тоталитаризму, могут быть обнаружены и в современных политических системах, на первый взгляд весьма далеких от классического тоталитаризма. Например, слияние партийных и государственных верхов, апологетика авторитаризма - прямая или косвенная. Когда говорят о тоталитаризме и в качестве примера приводят гитлеровский фашизм и сталинизм, то возражения проистекают из того, что фашизм возник в капиталистическом обществе, а сталинизм -в социалистическом, и уже одно это обстоятельство якобы не позволяет их объединить.

Предпосылки. А. Социально-экономические. Отметим одно немаловажное, с нашей точки зрения, обстоятельство, не учитываемое до сих пор при объяснении тоталитаризма, обстоятельство, оказывающее или выступающее своеобразным общим полем, общими историческими рамками, на котором и в пределах которых возникает тоталитаризм. Это - мировой экономический кризис и исторический период между двумя мировыми войнами. В России он привел вначале к февральской революции, а позднее - к пролетарской, социалистической, октябрьской (кому как нравится) революциям. Поскольку В.И. Ленину

7 Meyer Ä. The Soviet Political System. New York, 1965. P. 175.

8 Meissner B. Sowietgesellschaft im Wandel Stuttgart. 1966. S. 121; Friedrich C. Totaliatarianism. Harvard University Press, 1959. P. 53.

действительно удалось осуществить пролетарскую революцию, то можно было бы сказать, что история доказала его правоту. Однако, захватив власть, большевики не смогли обеспечить достаточно широкие демократические права и методы работы в стране. В чем же причина? Существует ли нечто в марксизме или ленинизме как теории, что делает трудной эту демократизацию (например, централизм как принцип организации деятельности партии)? Или же имеется некий чисто социологический механизм, благодаря которому люди, обладающие властью, не хотят с ней расставаться? А может быть, причина заключается в том, что Россия никогда не была привержена либеральным, буржуазным ценностям? В ней отсутствовали условия не только для всестороннего развития капиталистического способа производства, но и для укоренения политических идеалов буржуазного общества, подобных парламентской демократии и правам человека (например, свобода слова и свобода совести и вероисповедания). В соответствии с марксизмом государство должно отмереть. Государство понимается как используемое правящим классом средство для того, чтобы держать в повиновении низшие классы. Ленин полностью соглашался с тем, что полиция, армия, юстиция есть

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Введение 3 Глава 1. Теоретические проблемы тоталитарного государственно-правового режима 5 § 1. Понятие тоталитарного государственно-правового режима. 5 § 2. Основные черты тоталитаризма 9 Глава 2. Особенности тоталитаризма в различных государствах 13 § 1. Тоталитарный режим в СССР 13 § 2. Тоталитарный режим в Германии. 16 Список литературы: 22

Актуальность. Тоталитаризм как явление не перестает привлекать внимание как отечественных, так и зарубежных ученых. Но, несмотря на огромное количество научных исследований, в проблематике тоталитаризма присутствуют дискуссионные вопросы, которые требуют более глубокого анализа.

Work5 возьмёт на себя выполнение рефератов на заказ в Кемерово , а вы сможете отдохнуть от учёбы.

. Это касается самого понятия «тоталитаризм, его характерных признаков. Кроме того, возникает вопрос, в каких именно государствах был тоталитарный режим. В отношении России данная проблема имеет практический интерес, поскольку целая эпоха из истории СССР является периодом тоталитаризма. В современной России идет процесс становления правового, демократического государства. Понимание сущности феномена тоталитаризма необходимо, чтобы выработать действенные механизмы, которые воспрепятствуют возврату к тоталитарным порядкам. Кроме того, многие трудности, возникающие на пути России к правовому, демократическому государству – корнями уходят в тоталитарное прошлое. Целью работы является: всесторонняя характеристика тоталитарного государственно-правового режима. Цель предполагает решение ряда исследовательских задач: –разобрать теоретические проблемы тоталитаризма, а именно дать понятие термину «тоталитаризм», выяснить его основные черты; – рассмотреть феномен тоталитаризма на конкретных примерах, в реально существующих государствах: СССР и Германия. Историография. Термин «тоталитаризм» появился в 20-е гг. XX в. в Италии, и впервые был употреблен в работах Д. Джентиле, Д. Амендола, Б. Муссолини и имел некий позитивный смысл. В 30е гг. о тоталитаризме говорили отечественными и западными исследователи, например, П.Б. Струве, Н.А. Бердяев, П.А. Сорокин, С. Франк, Ф. Боркенау. В 40-е гг. появились такие труды как «Путь к рабству» Ф. Хайека, «Открытое общество и его враги» К. Поппера. В 50-70-е гг. появляются работы X. Арендт «Истоки тоталитаризма», К. Фридриха и 3. Бжезинского «Тоталитарная диктатура и автократия», Р. Арона «Демократия и тоталитаризм», Л. Шапиро «Тоталитаризм». В 80-х - начале 90-х гг. вопросами тоталитаризма стали заниматься в России И.М. Клямкин, Ю.Н. Дaвыдoв, Я.И. Гилинский, К.С. Гaджиев, Э.Я. Бaтaлoв, А.В. Гoлубeв, Г.Ю. П.Е. Студников, Ю.Г. Сумбатян и др. Среди современных исследователей можно выделить таких как Завьялов Ю.С., Курскова Г.Ю., Лоскутов В. А., Лутфуллин P.P., Жилицына О.В., Мачкув Е., Раевский П.Н., Юдина Т.Ф., Мажирина А.А. и др. Методология исследования. Настоящая работа выполнена на основе использования общенаучных методов познания: диалектического, функционального, системно-структурного, анализа, синтеза, индукции, дедукции, сравнения, абстрагирования и др.; а также частно - научных или специальных методов: сравнительно-исторического метода, формально-логического метода, метода правового моделирования, метода периодизации и других исторических и юридических методов. Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав и заключения. В первой главе автор рассмотрел теоретические проблемы тоталитарного государственно-правового режима, включая вопросы связанные с понятием тоталитарного государственно-правового режима и его основными чертами. Во второй главе - особенности тоталитаризма в различных государствах, на примере СССР времен И.В. Сталина и Германии времен А. Гитлера.

Таким образом, автором исследования были решены все предполагаемые задачи, а именно: были разобраны теоретические проблемы тоталитаризма, даны различные точки зрения к понятию «тоталитаризм», выяснены и раскрыты его основные черты; феномен тоталитаризма был рассмотрен на конкретных примерах, в реально существующих государствах: СССР и Германия. Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что цель работы была полностью достигнута: дана полная и всесторонняя характеристика тоталитарного государственно-правового режима, подкрепленная множеством мнений историков, юристов и политиков начиная с 30-х гг. XX века, заканчивая сегодняшним днем. Автор пришел к выводу, что тоталитаризм — это специфический политико-правовой феномен XX века. Понятие «тоталитаризм» применяется для обозначения одной из форм государственно-правовых режимов, где, в первую очередь государству принадлежит главенствующая роль и ему подчинены все сферы жизни человека и общества. Но констатировать наличие тоталитаризма можно лишь с учетом его определенных черт: монополия одной политической партии на власть; господство официальной идеологии; культ личности вождя - лидера партии и государства; жесткий контроль за экономикой; стремление государства к тотальному контролю над всем обществом и отдельной личностью; господство государства над правом, отсутствие реальных прав и свобод населения, система физического и психологического террора. В основе появления тоталитаризма лежит комплекс причин, к числу которых следует отнести социально-экономические, политические и психологические факторы. Нельзя упускать из виду, что утверждение тоталитарных порядков в Германии и СССР имело свои особенности, обусловленные особенностями исторической обстановки этих стран, уровнем их экономического, политического и культурного развития.

1. Borkenau F. The Totalitarian Enemy. - London, 1939. – 354 с. 2. Арендт Х. Истоки тоталитаризма. – М., 2012. – 423 с. 3. Арон Р. Демократия и тоталитаризм – М., 2010. – 248 с. 4. Белов Г.А. Политология. – М., 2007. – 193 с. 5. Большая советская энциклопедия. – М., 1977. – 723 с. 6. Большой юридический словарь / Под ред. проф. А. Я. Сухарева. – М., 2009. – 451 с. 7. Борозинец Ю.О., Цечоев В.К. Советский Суд послевоенного времени 1945-1953 гг. в период апогея сталинского тоталитаризма // Власть и право в меняющейся России: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 15-16 ноября 2010 г. – Тамбов, 2010 . – С. 356-361. 8. Венгеров. Теория государства и права. – М., 2013. – 356 с. 9. Власенко Н.А. Теория государства и права. – М., 2013. – 239 с. 10. Гитлер А. Моя борьба. – М., 2012. – 266 с. 11. Джентиле Д. Происхождение и доктрина фашизма. – М., 2010. – 365 с. 12. Завьялов Ю. С. Тоталитаризм как разновидность политического режима // Государство и право. – № 5. – 2010. - С. 76-80 13. Завьялов Ю. С. Тоталитаризм как разновидность политического режима //Государство и право. - № 5. - 2010. – С. 76-80. 14. Захарчук О. С. Правовая концепция нацизма (Германия 1933–1939 гг.) // Право: Теория и Практика. – №2. – М., 2010. – С. 23- 31. 15. Ильин И.А. О тоталитарном режиме // О грядущей России: избр. статьи. - М., 1991. – С. 54-61. 16. Клюкина Е. А. Тоталитарный политический режим: подходы к пониманию //Современное право. - № 10. - 2012. - С. 15-18. 17. Ковалев В. Что такое фашизм?. – М., 1996. – С.126-131. 18. Конституция 1936 г. – М., 2010. – 126 с. 19. Курскова Г.Ю. Тоталитаризм на перекрестке мнений: (Краткий историографический очерк) //Социально-гуманитарные знания. - № 1. - 1999. - С.191-209. 20. Лоскутов В. А. Истоки советского тоталитаризма. М., 2003. – 228 с. 21. Лутфуллин P.Р. Идеология тоталитаризма // Вестник научных трудов Нижнекамского филиала Московского гуманитарно-экономического института, 2011. – С. 189-191. 22. Любин В. П. Тоталитаризм в Германии, Италии и СССР: Споры историков /Преподавание истории в школе. - № 1. - 2013. - С. 30 – 39. 23. Малько А.В. Теория государства и права. – М., 2012. – 349 с. 24. Муссолини Б. Доктрина фашизма. – М., 2013. – 215 с. 25. Поппер К. Открытое общество и его враги. – М., 2010. – 461 с. 26. Студников П.Е. Тоталитаризм: исторические типы и социально-политическая практика. – М., 2000. – 226 с. 27. Тоталитаризм в Европе XX века: Из истории идеологий, движений, режимов и их преодоления. - М., 1996. – С. 456-488. 28. Тоталитаризм как исторический феномен: Сборник статей. - М., 1989. – 865 с. 29. Федоров В.В. Политический словарь нашего времени. - М., 2012. – 269 с. 30. Фридрих К., Бзежинский З. Тоталитарная диктатура и автократия. – М., 2012. – 531 с. 31. Хайек Ф. Дорога к рабству. – М., 2005. – 264 с. 32. Хлевнюк О. В. Хозяин. Сталин и утверждение сталинской диктатуры. – М., 2012. - С. 249. 33. Сахибгоряев В.Х. Генезис мифологии о сталинизме//Северо-Восточный научный журнал. - №2. – Магадан, 2008. – С. 4-7. 34. Шапиро Л. Тоталитаризм – М., 2014. – 345 с.

ВВЕДЕНИЕ3 1. СУЩНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКОГО (ГОСУДАРСТВЕННОГО) РЕЖИМА5 1.1. Понятие политического (государственного) режима5 1.2. Типология политических режимов9 2. ТОТАЛИТАРНЫЙ РЕЖИМ В СИСТЕМЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ13 2.1. Сущность и признаки и формы проявления тоталитарного политического режима13 2.2. Анализ права в тоталитарном государстве18 ЗАКЛЮЧЕНИЕ25 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ27

В рамках обыденного мышления, в публицистике и других околонаучных трактовках сложился определенный стереотип понимания политического режима как чего-то, что имеет явно оценочный характер. То есть, если говорят о чем-либо позитивном в политической реальности, например, о политической системе, которую необходимо преподнести читателю (слушателю) позитивно, как правило, в контексте употребляют понятие политической системы. И другой подход, при описаниях политических реалий с заданно негативным отношением, используется категория политический режим. Этот взгляд совершенно ошибочен, он не имеет ничего общего с научным подходом к политологическому анализу. Дело в том, что современная политическая наука трактует политическую систему в двух значениях. В рамках одного из них политическая система представляет собой реально существующий механизм реализации власти в том или ином государстве, на том или ином уровне. Понятие и виды тоталитаризма определены многими известными политологами и философами, в частности Карлом Поппером и Ханой Арендт. Имея все признаки авторитарного режима, тоталитаризм отличается прежде всего склонностью к уничтожению остальных политических партий и движений, сращиванию правящей партии с государством (партократия), во главе которого наблюдается одна и та же группа лиц. При этом возникает культ вождя, часто наделяемого сверхъестественными особенностями.

Курсовая работа по экономике предприятия на заказ - это то, что нужно для уставшего студента. Если не хотите писать работу самостоятельно, оставляйте заказ у нас на сайте и мы обязательно вам поможем!

. Возникает тоталитарная идеология, превращающая личность в элемент системы, и приводящая к унификации и тотальной политизации всех форм общественной жизни. Фактически, в тоталитарном обществе, всякий, кто уклоняется от политики, должен быть уничтожен. Такой вид «левых» и «правых» политических режимов существовал в СССР, Китае и «странах соцлагеря», нацистской Германии, фашистских Италии и Испании, Кампучии «красных кхмеров» и других странах. Целью работы является уточнение сущности тоталитарных форм государства и права в тоталитарном государстве. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач: 1) рассмотреть политический (государственного) режим как элемент формы государства; 2) раскрыть характеристику тоталитарных форм государства. Объект исследования – система отношений связанных с различными государственными режимами. Предметом исследования являются особенности тоталитарных форм государства. Теоретико-методологическую и информационную основу исследования составили работы отечественных и зарубежных ученых по вопросам сущности тоталитарных форм государства и права в тоталитарном государстве. Автор использовал такие научные методы как анализ, синтез, обобщение. Структурно работа включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы.

Говоря о тоталитаризме как о явлении общественной и политической жизни страны, всегда справедливо утверждение о том, что личность в таком государстве представляется второстепенной фигурой. На передний план выходят нужды государственного аппарата и его должностных лиц, что в принципе объяснимо, т.к. в самом названии содержится суть – «всё для государства». Но чтобы понять, в чем это выражается, следует рассмотреть основные черты исследуемого явления. Признаки тоталитарного государства представлены следующими типичными только для него характеристиками: 1. способ возникновения и установления всегда связан с насилием. Наглядно это продемонстрировано в истории Советского союза, более завуалировано поступали национал-социалисты; 2. наличие политического плюрализма отвергается полностью. В данном случае речь идет о запрещении на легальном уровне всех иных партий, кроме правящей; 3. логично вытекает из предыдущего признака следующий. Тоталитарное государство опровергает принцип разделения властей и возможность участия народа в управлении страной; 4. использование террора как инструмента подавления недовольства общества и устранения неугодных режиму лиц; 5. создание специального законодательства, которое направлено на удержание власти и придание действующей силе статуса легитимной; 6. наличие единой, обязательной для всех идеологии, отклонение от которой наказывается на уровне особо тяжких преступлений; 7. создание мощного военного аппарата, направленного как на внешнего врага (в большинстве случаев это все же ведение захватнических войн), так и на подавление мятежей и гражданских волнений; 8. главенствующая роль лидера правящей партии и его ближайших сторонников в определении путей развития государства. 9. «декоративный» характер судебной системы, обязанной принимать легальные, но не легитимные решения. Тоталитарное государство как таковое отрицает возможность развития человека как личности, чьи права и свободы являются ценностью. Такого рода политический режим всегда будет подчинять индивидуума действующей системе. Остается лишь отметить, что тоталитарное государство, как показала история, - это нежизнеспособный вариант функционирования общества. И связано такое утверждение, прежде всего, с тем, что отрицание роли человека как гражданина и активно действующей единицы общества может привести к свержению рассмотренного режима.

1. Аврутин Е. Ю. Государство и право: теория и практика: Учебное пособие. М.: ЮНИТИ, 2009. 2. Борисенков А.А. Политический режим - способ политического влияния // Политика и общество, 2011. № 5. 3. Венгеров А. Б. Теория государства и права: учебник для юридических вузов. М.: Омега-Л, 2013. 4. Власенко Н.А. Теория государства и права. М.: 2011. 5. Головистикова А. Н., Пиголкин А. С., Дмитриев Ю. А. Теория государства и права. Учебник для бакалавров. М.: Юрайт-Издат, 2013. 6. Григорьева И.В. Теория государства и права. Тамбов: ТГТУ, 2009. 7. Жирнов Н.Ф. Политический режим и цели государства. // Вестник Поволжской академии государственной службы, 2012. № 1. 8. Завьялов Ю.С. Тоталитаризм как разновидность политического режима. // Государство и право, 2010. № 5. 9. Занфира В.М. Государства: к вопросу о типологии политических режимов и форм правления. // Личность. Культура. Общество, 2010. Т. 12. № 2. 10. Карасев А.Т., Карпов А.И. Политический режим в Российской Федерации: особенности конституционно-правового закрепления и реализации. // Вестник Челябинского государственного университета, 2011. № 35. 11. Малько А.В. Теория государства и права в схемах, определениях и комментариях. М.: Проспект, 2010. 12. Малько А. В., Матузов Н. Теория государства и права. Учебник. М.: Дело, 2013. 13. Марченко М. Н. Теория государства и права: учебник. М.: Проспект, 2013. 14. Мороз Е.В. Некоторые проблемы эволюции учения о тоталитарном государстве. // Право и образование, 2010. № 8. 15. Мороз Е.В. Право и власть в тоталитарном государстве. // Право и образование, 2009. № 9. 16. Осавелюк А.М. Государственный режим и политический режим: допустимо ли отождествление? // Вестник Московского университета МВД России, 2012. - № 4. 17. Парасюк Е.А. Теорико-правовое исследование понятия «механизм государства». // Российская юстиция, 2009. № 11. 18. Петренко А.В. Теория государства и права. Конспект лекций. М.: 2010. 19. Радько Т. Н. Теория государства и права. М.: Проспект, 2012. 20. Рассолов М. М. Актуальные проблемы теории государства и права: Учебное пособие. М.: ЮНИТИ, 2010. 21. Скорнякова С.С. Политический режим и его эволюция в современной России. // Социология и право, 2012. № 2. 22. Смоленский М. Б.Теория государства и права для студентов ВУЗов. М.: Феникс, 2012. 23. Тирских М.Г. Право тоталитарного государства. // Сибирский юридический вестник, 2010. № 2. 24. Хоменко С.М. Политический режим как элемент формы государства: теоретико-правовые и методологические особенности исследования. // Юристъ – Правоведъ, 2010. № 4. 25. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. 3-е изд., дополн. и испр. М.: 2008.. 26. Шевчук Д.А. Теория государства и права. Конспект лекций. М.: Эксмо, 2009.

ВВЕДЕНИЕ3 1. СУЩНОСТЬ ТИПОЛОГИИ ПОЛИТИЧЕСКОГО (ГОСУДАРСТВЕННОГО) РЕЖИМА5 1.1. Общие положения о видах политических режимов5 1.2. Демократические и антидемократические политические режимы8 2. СУЩНОСТЬ И ПРИЗНАКИ И ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ ТОТАЛИТАРНОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕЖИМА11 2.1. Понятие тоталитарного политического режима11 2.2. Признаки тоталитарного политического режима12 2.3. Характеристика форм проявления тоталитаризма14 ЗАКЛЮЧЕНИЕ17 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ19

В рамках обыденного мышления, в публицистике и других околонаучных трактовках сложился определенный стереотип понимания политического режима как чего-то, что имеет явно оценочный характер. То есть, если говорят о чем-либо позитивном в политической реальности, например, о политической системе, которую необходимо преподнести читателю (слушателю) позитивно, как правило, в контексте употребляют понятие политической системы. И другой подход, при описаниях политических реалий с заданно негативным отношением, используется категория политический режим. Этот взгляд совершенно ошибочен, он не имеет ничего общего с научным подходом к политологическому анализу. Дело в том, что современная политическая наука трактует политическую систему в двух значениях. В рамках одного из них политическая система представляет собой реально существующий механизм реализации власти в том или ином государстве, на том или ином уровне. Понятие и виды тоталитаризма определены многими известными политологами и философами, в частности Карлом Поппером и Ханой Арендт.

Если ищете срочно курсовые на заказ в спб ? Сервис Work5 поможет.

. Имея все признаки авторитарного режима, тоталитаризм отличается прежде всего склонностью к уничтожению остальных политических партий и движений, сращиванию правящей партии с государством (партократия), во главе которого наблюдается одна и та же группа лиц. При этом возникает культ вождя, часто наделяемого сверхъестественными особенностями. Возникает тоталитарная идеология, превращающая личность в элемент системы, и приводящая к унификации и тотальной политизации всех форм общественной жизни. Фактически, в тоталитарном обществе, всякий, кто уклоняется от политики, должен быть уничтожен. Такой вид «левых» и «правых» политических режимов существовал в СССР, Китае и «странах соцлагеря», нацистской Германии, фашистских Италии и Испании, Кампучии «красных кхмеров» и других странах. Целью работы является уточнение сущности тоталитарных форм государства. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач: 1) рассмотреть политический (государственного) режим как элемент формы государства; 2) раскрыть характеристику тоталитарных форм государства. Объект исследования – система отношений связанных с различными государственными режимами. Предметом исследования являются особенности тоталитарных форм государства. Теоретико-методологическую и информационную основу исследования составили работы отечественных и зарубежных ученых по вопросам сущности тоталитарных форм государства. Автор использовал такие научные методы как анализ, синтез, обобщение. Структурно работа включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы.

Говоря о тоталитаризме как о явлении общественной и политической жизни страны, всегда справедливо утверждение о том, что личность в таком государстве представляется второстепенной фигурой. На передний план выходят нужды государственного аппарата и его должностных лиц, что в принципе объяснимо, т.к. в самом названии содержится суть – «всё для государства». Но чтобы понять, в чем это выражается, следует рассмотреть основные черты исследуемого явления. Признаки тоталитарного государства представлены следующими типичными только для него характеристиками: способ возникновения и установления всегда связан с насилием. Наглядно это продемонстрировано в истории Советского союза, более завуалировано поступали национал-социалисты; наличие политического плюрализма отвергается полностью. В данном случае речь идет о запрещении на легальном уровне всех иных партий, кроме правящей; логично вытекает из предыдущего признака следующий. Тоталитарное государство опровергает принцип разделения властей и возможность участия народа в управлении страной; использование террора как инструмента подавления недовольства общества и устранения неугодных режиму лиц; создание специального законодательства, которое направлено на удержание власти и придание действующей силе статуса легитимной; наличие единой, обязательной для всех идеологии, отклонение от которой наказывается на уровне особо тяжких преступлений; создание мощного военного аппарата, направленного как на внешнего врага (в большинстве случаев это все же ведение захватнических войн), так и на подавление мятежей и гражданских волнений; главенствующая роль лидера правящей партии и его ближайших сторонников в определении путей развития государства. «декоративный» характер судебной системы, обязанной принимать легальные, но не легитимные решения. Тоталитарное государство как таковое отрицает возможность развития человека как личности, чьи права и свободы являются ценностью. Такого рода политический режим всегда будет подчинять индивидуума действующей системе. Остается лишь отметить, что тоталитарное государство, как показала история, - это нежизнеспособный вариант функционирования общества. И связано такое утверждение, прежде всего, с тем, что отрицание роли человека как гражданина и активно действующей единицы общества может привести к свержению рассмотренного режима.

1. Аврутин Е. Ю. Государство и право: теория и практика: Учебное пособие. М.: ЮНИТИ, 2009. 2. Борисенков А.А. Политический режим - способ политического влияния // Политика и общество, 2011. № 5. 3. Венгеров А. Б. Теория государства и права: учебник для юридических вузов. М.: Омега-Л, 2013. 4. Жирнов Н.Ф. Политический режим и цели государства. // Вестник Поволжской академии государственной службы, 2012. № 1. 5. Завьялов Ю.С. Тоталитаризм как разновидность политического режима. // Государство и право, 2010. № 5. 6. Занфира В.М. Государства: к вопросу о типологии политических режимов и форм правления. // Личность. Культура. Общество, 2010. Т. 12. № 2. 7. Карасев А.Т., Карпов А.И. Политический режим в Российской Федерации: особенности конституционно-правового закрепления и реализации. // Вестник Челябинского государственного университета, 2011. № 35. 8. Мороз Е.В. Некоторые проблемы эволюции учения о тоталитарном государстве. // Право и образование, 2010. № 8. 9. Мороз Е.В. Право и власть в тоталитарном государстве. // Право и образование, 2009. № 9. 10. Осавелюк А.М. Государственный режим и политический режим: допустимо ли отождествление? // Вестник Московского университета МВД России, 2012. - № 4. 11. Парасюк Е.А. Теорико-правовое исследование понятия «механизм государства». // Российская юстиция, 2009. № 11. 12. Рассолов М. М. Актуальные проблемы теории государства и права: Учебное пособие. М.: ЮНИТИ, 2010. 13. Скорнякова С.С. Политический режим и его эволюция в современной России. // Социология и право, 2012. № 2. 14. Тирских М.Г. Право тоталитарного государства. // Сибирский юридический вестник, 2010. № 2. 15. Хоменко С.М. Политический режим как элемент формы государства: теоретико-правовые и методологические особенности исследования. // Юристъ – Правоведъ, 2010. № 4.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: