Наблюдение и анкетирование в методологии государства и права относятся к методу

Обновлено: 27.04.2024

Теория государства и права, как и все другие науки, имеет не только свой предмет, но и методы, которые указывают на то, каким образом исследуется предмет. Совокупность же методов научного познания действительности формирует методологию исследования.

Методология теории государства и права – это система методов (особых приемов, принципов, способов) изучения общих закономерностей возникновения, становления и развития государственно-право­вых явлений, точнее предмета теории государства и права.

Система методов теории государства и права. Теория государства и права использует следующие виды методов:

Особенности философского метода . Данный метод отличает всеобщий характер. Он:

– используется во всех конкретных науках, на всех стадиях (этапах) научного познания;

– содержит всеобщие универсальные принципы мышления, познания и дает ключ к познанию всех областей природы, общества, мышления, а не отдельных областей;

– определяет мировоззренческие подходы исследования (раскрывает смысл человеческого, определяет отношения человека к миру, вырабатывает модели развития общества).

Подход не содержит специфических правил, принципов познания государства и права, поэтому применяется в тесном единстве с общенаучными и частнонаучными методами. Он имеет два направления – материалистическое и идеалистическое.

Общенаучные методы . Их особенности состоят в следующем:

1) они используются во всех конкретных науках;

2) но сфера их применения ограничена решением определенных задач;

3) они не охватывают всех стадий научного познания;

4) применяются на основе философского метода, взаимодействуют с ним;

5) представляют собой рабочие механизмы, которые доказывают и проверяют истинную объективность теории.

К общенаучным методам относят:

– анализ (условное разделение сложного государственно-правового явления на отдельные части);

– синтез (изучение явления путем условного объединения его составных частей)

– системный подход (ориентирует на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов связей в нем);

– функциональный подход (ориентирует на выявление одних социальных явлений по отношению к другим) и др.

Частнонаучные методы . Частнонаучные методы исследования – это правила, приемы, способы непосредственного получения конкретного знания. Они многообразны и зависят от уровня и направленности процесса исследования. В некоторых работах их называют специальными методами. Есть учебная литература, в которой специальные и частнонаучные методы рассматриваются как самостоятельные группы.

Особенности частнонаучных методов. Данная группа методов характеризуется следующим:

1) это конкретные способы получения знания (опрос, наблюдение, эксперимент, сравнение и т. д.);

2) они свойственны некоторой группе наук или присущи одной конкретной науке (специальной).

К частнонаучным методам относят:

– конкретно-социологический (позволяет с помощью анкетирования, интервьюирования, наблюдения и других приемов получать данные о фактическом поведении субъектов в государственно-правовой сфере);

– статистический (позволяет получать количественные показатели того или иного государственно-правового явления);

– кибернетический (позволяет с помощью системы понятий, законов и технических средств кибернетики познать государственно-пра­вовые явления);

– формально-юридический (позволяет определить юридические понятия, выявлять их признаки, проводить классификацию, толковать содержание правовых предписаний и т. п.);

– сравнительно-правовой (позволяет сопоставлять различные правовые системы либо их отдельные элементы – законы, юридическую практику и т. д. в целях выявления их общих и особенных свойств).

Учебная литература предлагает и другие варианты системы методов:

1) общенаучные методы (формально-логический, социологический, системный, структурно-функциональный, конкретно-историче­ский, статистический и т. п.); общелогические методы теоретического анализа (анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование, аналогия, моделирование); частнонаучные методы (сравнительного правоведения, технико-юридического анализа, конкретизации, толкования и т. п.) (С.А. Комаров. Теория государства и права. – М., 1995. – С. 18);

2) общенаучные методы и основные подходы (материалистический, идеалистический, вероятностный, исторический, логический, рациональный); междисциплинарные, или частные, методы (системный, сравнительный, статистический, психологический, эксперимент); специальные, или специфические, методы: формально-юридический, сравнительно-правовой, правовое моделирование, судебной статистики, правовой эксперимент) (Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. – М., 1999. – С. 37).

Государственной территорией принято считать …
A. территорию, которая находится под юрисдикцией определенного государства.
B. территорию в пределах государственных границ.
C. фактическую территорию государства.
D. территорию, состоящую из суши с ее недрами, внутренних вод и прибрежной зоны, воздушного пространства над землей и водами.

К элементам механизма государства относятся …
A. совокупность органов, а также должностных лиц, с помощью которых осуществляются управленческие функции государства.
B. государственный аппарат и общественные организации.
C. органы законодательной, исполнительной, судебной власти, глава государства и контрольно-надзорные органы.
D. государственный аппарат, государственные учреждения, предприятия и иные организации участвующие в процессе реализации функций государства.

Сущность теории конвергенции в развитии будущей государственности заключается в …
A. отвержении опыта буржуазных государств.
B. заимствовании лучших черт буржуазного и социалистического государств.
C. отвержении опыта социалистических государств.
D. заимствовании опыта только буржуазных государств.

Современное понимание прогресса государственности проявляется в становлении …
A. либерально-демократического государства.
B. федеративного государства.
C. промышленного государства.
D. государства в «человеческом измерении».

Наблюдение и анкетирование в методологии государства и права относятся к .
A. сравнительно-правовуму методу.
B. сравнительному методу.
C. конкретно-социологическому методу.
D. общенаучному методу.

Основа ирригационной теории происхождения государства состоит в том, что государство возникло.
A. для обеспечения работы и охраны ирригационных систем.
B. с целью получения ренты за пользование ирригационными системами.
C. вследствие необходимости организации строительства ирригационных систем.
D. с целью захвата ирригационных систем в собственность.

Какая из перечисленных теорий (школ) происхождения права НЕ признается теорией государства и права?
A. нормативистская школа права.
B. историческая школа права.
C. теория насильственного происхождения права.
D. реалистическая школа права.

Основным признаком парламентарной монархии является.
A. наличие в государстве правительства, подчиненного монарху.
B. наличие в государстве парламента наряду с монархом.
C. возможность низложения монарха парламентом.
D. возможность роспуска парламента правительством.

Термин "диктатура" означает.
A. неограниченную законом власть.
B. тираническую власть.
C. монархическая власть.
D. деспотическую власть.

Функции государства по политической направленности подразделяются на.
A. классовые и общесоциальные.
B. сохранения природы и воспроизводства ресурсов.
C. укрепления оборонной мощи и охраны государственных границ.
D. внутренние и внешние.

В теории государства и права государственная власть отождествляется с политической властью потому, что.
A. государственная власть превалирует над обществом.
B. все ветви государственной власти занимаются политикой.
C. классовые интересы считаются выше личных интересов.
D. государственная власть призвана организовывать руководство обществом.

Государственная власть в своей деятельности вправе применять только методы.
A. общественного воздействия.
B. пресечения нарушений.
C. убеждения и принуждения.
D. предупреждения нарушений.

Форма правления при которой глава государства является выборным и сменямым, его власть считается производной от представительного органа или избирателей, называется .
A. демократией
B. республикой
C. конституционной монархией
D. деспотией

Тип и форма государства соотносятся как .
A. причина и следствие
B. содержание и форма
C. общее и частное
D. часть и целое

На основе формационного подхода к типологии государства выделяют . тип политической системы.
A. традиционный
B. капиталистический
C. смешанный
D. цивилизационный

Сущностью явления называется .
A. совокупность средств, с помощью которых достигается регулятивное воздействие права на общественные отношения
B. совокупность устойчивых, повторяющихся признаков, свойств, присущих явлениям и процессам
C. совокупность приемов, средств и способов познания правовой действительности
D. объективный закон

Теория государства и права является общетеоретической наукой, поскольку она.
A. выявляет и изучает закономерности всех отраслей права.
B. изучает и объясняет закономерности развития всех государств мира.
C. изучает систему общих закономерностей возникновения, развития и функционирования государственно-правовых явлений.
D. изучает общественные явления , касающинся государства и права.

Наблюдение ианкетирование в методологии государства и права относятся к.
A. сравнительно-правовуму методу.
B. методу моделирования.
C. методу конкретно-социологических исследований.
D. общенаучному методу.

Основа ирригационной теории происхождения государтства состоит в том, что государство возникло .
A. для обеспечения работы и охраны ирригационных систем.
B. с целью получения ренты за пользование ирригационными системами.
C. вследствие необходимости организации строительства ирригационных систем.
D. с целью захвата ирригационных систем в собственность.

Какая из перечисленных теорий (школ) происхождения права не признается теорией государства и права?
A. Нормативистская школа права.
B. историческая школа права.
C. Теория насильственного происхождения права.
D. Реалистическая школа права.

Теория государства и права - это .
A. прикладная наука правоведения
B. специальная наука о государстве и праве
C. фундаментальная юридическая наука
D. отраслевая наука юриспруденции

Форма государственного правления - это .
A. организация и устройство государственной власти и органов государства.
B. характер взаимоотношений между государством и обществом.
C. форма отношений между территориальными частями государства.
D. характер взаимоотношений между государством и его частями.

В первобытном обществе отношения между людьми регулировали .
B. мононормы

Практически все древние восточные государства были .
B. деспотиями

Для выявления фактов сходства и различия, присущих законодательству разных стран используется . метод.
D. сравнительный

Функция обороны страны относится к . функциям государства.
D. внешним

Категории сущности, формы и содержания заимствованы теорией государства и права из .
C. философии

Форма правления при которой глава государства является выборным и сменямым, его власть считается производной от представительного органа или избирателей, называется .
A. демократией

Тип и форма государства соотносятся как .
B. содержание и форма

На основе формационного подхода к типологии государства выделяют . тип политической системы.
B. капиталистический

Сущностью явления называется .
B. совокупность устойчивых, повторяющихся признаков, свойств, присущих явлениям и процессам

Теория государства и права является общетеоретической наукой, поскольку она.. .
C. изучает систему общих закономерностей возникновения, развития и функционирования государственно-правовых явлений.

Наблюдение ианкетирование в методологии государства и права относятся к.. .
C. методу конкретно-социологических исследований.

Основа ирригационной теории происхождения государтства состоит в том, что государство возникло .
C. вследствие необходимости организации строительства ирригационных систем.

Какая из перечисленных теорий (школ) происхождения права не признается теорией государства и права?
C. Теория насильственного происхождения права.
( но вообще-то - ХЗ)

Теория государства и права - это .
C. фундаментальная юридическая наука

Форма государственного правления - это .
B. характер взаимоотношений между государством и обществом.

1.Что является предметом Теории государства и права как науки?
а) Общественные отношения, урегулированные правом;
б) общие закономерности возникновения, развития и функ¬ционирования государства и права в обществе;
в) государствои право;
г) все ответы правильные.
2.Предмет и метод Теории государства и права соотносятся следующим образом:
а) предмет определяет методы его исследования;
б) методы определяет исследователь независимо от предме¬та исследования;
в) предмет и метод существуют независимо друг от друга;
г) ориентируясь на соответствующие методы, ученые опре¬деляют предмет теории государства и права.
3.Кто из студентов прав, отвечая на вопрос о системе юри¬дических наук?
а) Студент Иванов, отнесший Криминологию к отраслевой юридической науке, а Теорию уголовного права — к специаль¬ной юридической науке;
б) студент Петров, отнесший Теорию государства и права к историко-теоретической группе юридических наук, а Теорию гражданского права — к отраслевой юридической науке;
в) студент Сидоров, отнесший Криминалистику к специаль¬ной юридической науке, а Теорию государства и права — к от¬раслевой юридической науке;
г) все ответы правильные.
4.Методологический подход, в рамках которого раскрыва¬ется содержание основных политико-правовых ценностей, таких как правопорядок, законность, легитимность и др., называется:
а) синергетическим;
б) аксиологическим;
в) семиотическим;
г) психологическим.

5.Общая теория государства и права выполняет следующие функции:
а) регулятивную, охранительную, социального контроля;
б) воспитательную, историческую, политическую;
в) познавательную, онтологическую, методологическую, практически-организаторскую;
г) стабилизирующую, интегрирующую, социально-экономи¬ческую.
6.Правовой эксперимент необходим:
а) для развития юридической науки;
б) для того чтобы определить эффективность правовой нор¬мы в ограниченном масштабе и не распространять ее недостатки на всю территорию государства;
в) для совершенствования правоприменительной деятельности;
г) для совершенствования педагогической деятельности в области правового образования.
7.Для сопоставления и противопоставления, выявления сходства и различия, классификации различных правовых сис¬тем плодотворно применяется:
а) метод анализа и синтеза;
б) кибернетический метод;
в) статистическийметод;
г) сравнительно-правовой (компаративистский) метод.
8.Систему средств, набор способов изучения возникнове¬ния, функционирования и развития права и государства, а также принципы, лежащие в основе такого изучения, определяет:
а) методология;
б) концепция;
в) парадигма;
г) практика.

9.Специальные научные методы — это:
а) методы, которые используются во всех конкретных науках;
б) методы, которые используются в нескольких, но не во всех конкретных науках;
в) методы, которые разработаны конкретными науками и используются для познания государственно-правовых явлений;
г) методы, разрабатывающиеся в рамках различных фило¬софских школ и направлений для познания окружающего мира.
10.Определите, к какой группе юридических наук относят¬ся следующие науки: Конституционное право (а), Хозяйствен¬ное право (б), Теория государства и права (в), Уголовное право (г), Криминалистика (д), Международное частное право (е), Ис¬тория учений о праве и государстве (ж), Судебная бухгалте¬рия (з), История государства и права (и), Гражданское право (к), Международное публичное право (л), Административное право (м).
а) историко-теоретические — это:
б) межотраслевые — это:
в) отраслевые — это:
г) прикладные — это:
д) международные — это:

1. б
2. а, в
3. б
4. б
5. в
6. б
7. г
8. а
9. в
10( о этот вопрос, как долго я в нем плавала): а - в, ж, и; б - б; в - а, г, к, м; г - д, з; д - л, е.
11. а
12. в
(ЭТО БЫЛО СЛОЖНО!)

Цикла ОПД ГОС ВПО. По специальности: 030501.65 – Юриспруденция.

Всего заданий 60

Время выполнения 80 минут

1. выявляет и изучает закономерности всех, отраслей права

2. изучает и объясняет закономерности развития всех государств мира

3. выявляет и объясняет общие закономерности развития государства и права

4. изучает общественные явления, касающиеся государства и права

1. применения гуманитарного принципа в исследовательской работе

2. развития политической системы общества

3. развития человеческого общества в целом

4. государственно-правового развития человечества

1. сравнительно-правовому методу

2. сравнительному методу

3. конкретно-социологическому методу

4. общенаучному методу

1. для обеспечения работы и охраны ирригационных систем

2. с целью получения ренты за пользование ирригационными системами

3. вследствие необходимости организации строительства ирригационных систем

4. с целью захвата ирригационных систем в собственность

5. Какая из перечисленных теорий (школ) происхождения права НЕ признается теорией государства и права?

1. нормативистская школа права

2. историческая школа права

3. теория насильственного происхождения права

4. реалистическая школа права

1. организация и устройство государственной власти и органов государства

2. характер взаимоотношений между государством и обществом

3. форма отношений между территориальными частями государства

4. характер взаимоотношений между государством и его частями

1. наличие в государстве, правительства, подчиненного монарху

2. наличие в государстве парламента наряду с монархом

3. возможность низложения монарха парламентом

4. возможность роспуска; парламента правительством

8. Термин "диктатура" означает.

1. неограниченную законом власть

2. тираническую власть

3. монархическая власть

4. деспотическую власть

1. формы выражения права

2. нормы, принятые обществом

3. законы и подзаконные акты

4. основные законы

10. К числу первичных относятся государственные органы.

1. возникающие в порядке наследования и избранные народом

2. созданные в государстве впервые

3. федеральные значения.

4. отнесенные к таковым Президентам страны

1. нормативные указы Президента

2. правовые нормативные обычаи

3. правовые нормативные договоры

4. индивидуальные нормативные акты


12. Публичное право - это совокупность правовых норм, регулирующих.

1. отношения между ветвями государственной власти

2. общественные отношения между юридическими лицами

3. отношения между обществом и его частями

4. общественные отношения, возникающие между государством и
другими субъектами права

1. отменяются устаревшие правовые нормы

2. принимаются новые нормы права

3. нормативное содержание актов не меняется

4. меняемся нормативное содержание актов

1. классовые и общесоциальные

2. сохранения природы и воспроизводства ресурсов

3. укрепления оборонной мощи и охраны государственных

4. внутренние и внешние

1. общечеловеческим нормам и ценностям

2. интересам государства

3. интересам каждого человека

4. классовым интересам

1. следует искать в примечаниях этих же статей

2. находятся в других статьях данного нормативного правового акта

3. встречаются повторно в том же нормативном правовом акте

4. находятся в других нормативных правовых актах

1. условия, когда норма, права действует

2. формулировка правила поведения, охраняемого государством

3. разрешение на применение нормы права

4. запрещение применение правовой нормы

1. общественными организациями

2. руководи гелями учреждений, организаций, предприятий

3. органами субъектов Федерации

4. министрами РФ

1. государственная власть превалирует над обществом

2. все ветви государственной власти занимаются политикой

3. классовые интересы считаются выше личных интересов

4. государственная власть призвано организовывать руководство обществом

20.Государственная власть в своей деятельности вправе применять только методы.

1. общественного воздействия

2. пресечения нарушений

3. убеждения и принуждения

4. предупреждения нарушений

1. принцип "кто не работает, тот не ест"

2. принцип "от каждого по способности, каждому по потребности

3. принцип "труд обязателен"

4. недопущение принудительного труда

1. закон имеет приоритет перед моралью

2. для принятия закона требуется квалифицированное большинство голосов депутатов парламента

3. государство и граждане живут строго по законам страны

4. в стране имеется конституция, принятая всенародным голосованием

1. направление своих представителей во все структуры политической системы

2. разрешение противоречий, возникающих в обществе

3. осуществление контроля за деятельностью общественных объединений

4. контроль за обществом

1. нарушение нормативных правовых актов

2. отрицание и недоверие правовой действительности данного государства

3. недовольство деятельностью правоприменительных органов

4. критика правовых принципов

1. способность человека действовать в своих интересах

2. предоставленная человеку возможность поступать так, как он желает

3. способность человека действовать в соответствии со своими интересами с учетом интересов других людей

4. определенный государством круг действий, обязательных для выполнения каждым человеком

1. представление о праве отдельных социальных групп, слоев общества

2. чувства и Представления о праве конкретной личности

3. представление людей о праве, основанное наличных эмоциональных переживаниях

4. массовое представление людей о праве, возникающее из практического общественного опыта

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: