Защита прав и свобод человека и гражданина в порядке гражданского судопроизводства

Обновлено: 01.05.2024

3. Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.».

Статья 47 Конституции РФ провозглашает:

«1. Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

2.Обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом.».

1. Конституция РФ провозгласила права и свободы человека и гражданина высшей ценностью, обеспечиваемой правосудием, и возложила на государство обязанность признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Это свидетельствует о том, что Российская Федерация не только признает основные права и свободы человека, но и декларирует защиту прав и свобод своих граждан в качестве одной из приоритетных государственных функций.

Дело в том, что судебная защита является одним из видов государственной защиты прав и свобод человека и гражданина и представляет собой механизм принудительного обеспечения гарантий прав и свобод человека и гражданина, установленный государством через систему специализированных государственных органов - судов.

Правом на судебную защиту обладают не только граждане, но и их объединения. Таким образом, судебная защита распространяется на неограниченный круг лиц и отсутствуют какие-либо формализованные ограничения на использование этого способа защиты субъективного права и законного интереса. Суды выносят решения от имени государства, и государство обеспечивает исполнение этих решений. При этом право на судебную защиту гарантируется не только гражданам России, но и иностранцам, а также не имеющим гражданства лицам.

Судебной защите подлежат все без исключения права и свободы, как принадлежащие индивиду в силу прямого указания Конституции РФ и иных законов, так и не имеющие нормативного закрепления, но не противоречащие закону. Право на судебную защиту как закрепленное законом, имеющим высшую юридическую силу, является непосредственно действующим вне зависимости от наличия соответствующей процедуры его реализации.

Судебная защита относится к числу прав, которые не подлежат ограничению, поскольку ограничение этого права ни при каких условиях не может быть обусловлено необходимостью достижения признаваемых Конституцией РФ целей: защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Право на судебную защиту обеспечивает реализацию прав и свобод граждан, потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью, которым государство обеспечивает доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба, возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти. В рамках судебной защиты реализуется право на получение квалифицированной юридической помощи, на обжалование незаконных действий и решений государственных органов и должностных лиц.

2. Весьма важное значение в сфере усиления защиты прав и свобод личности принадлежит положению Конституции РФ о возможности обжалования в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (ч. 2 ст. 46 Конституции).

На суд как орган правосудия кроме защиты субъективных прав посредством рассмотрения дел об уголовных и административных правонарушениях, разрешения споров между участниками частноправовых отношений возлагается конституционная обязанность контролировать деятельность публичной власти в сфере признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина. Поэтому в судебном порядке могут быть обжалованы нормативные и ненормативные акты, действия или бездействие органов государственной власти и местного самоуправления, а также их должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Граждане вправе обжаловать как сами решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, так и послужившую основанием совершения этих действий (решений) информацию либо то и другое одновременно. При этом граждане освобождены от обязанности доказывать незаконность обжалуемых действий (бездействия), однако должны доказать факт нарушения этими действиями (бездействием) своих прав и свобод. Процессуальная обязанность документально доказать законность обжалуемых действий возлагается на органы и лица, действия (бездействие) которых обжалуются.

В зависимости от вида оспариваемых актов, содержания публично-правового спора, его субъектного состава и характера обжалуемых действий таким судом может быть Конституционный Суд РФ или конституционный (уставной) суд субъекта РФ, Верховный Суд РФ и другие суды общей юрисдикции, суды арбитражной юрисдикции.

Конституционный Суд РФ обеспечивает реализацию права граждан и их объединений на судебную защиту посредством проверки конституционности федерального закона или закона субъекта Федерации, примененного в конкретном деле, осуществляемой по их жалобам на нарушение конституционных прав и свобод.

3. Среди межгосударственных органов по защите прав и свобод человека и гражданина наиболее востребованным у российских граждан является Европейский суд по правам человека, куда они получили возможность обращаться с 5 мая 1998 года после ратификации Российской Федерацией Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Свою деятельность он осуществляет на основе принципа субсидиарности, подключаясь к вопросу реализации конвенционных положений, являющихся составной частью российской правовой системы, лишь в спорных ситуациях после исчерпания всех внутригосударственных средств правовой защиты.

Федеральным законом о ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод предусмотрено, что Российская Федерация признает в силу самого факта и без специального соглашения юрисдикцию Европейского суда по правам человека обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней в случае предполагаемого нарушения Российской Федерацией этих договорных актов. Следовательно, обязательный характер на территории страны имеют и постановления Суда, принятые в отношении Российской Федерации, что непосредственно влияет на уровень судебной защиты, осуществляемой российскими судами.

4. Статьи 7, 8 и 10 Всеобщей декларации прав человека, статья 14 Международного пакта о гражданских и политических правах и статья 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод устанавливают, что все равны перед законом и судом и что каждый при определении его гражданских прав и обязанностей имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок компетентным, независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона. По смыслу этих положений право каждого на судебную защиту посредством независимого и беспристрастного суда, компетенция которого установлена законом, означает, что рассмотрение дел должно осуществляться законно установленным, а не произвольно выбранным составом суда. Соответственно часть 1 статьи 47 Конституции РФ гарантирует, что никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

Для организации судопроизводства важным является определение подсудности рассматриваемых дел в качестве суда первой инстанции, которая закреплена процессуальным законодательством. Гражданский процессуальный кодекс РФ устанавливает подсудность гражданских дел мировому судье (ст. 23), районному суду (ст. 24), военным и иным специализированным судам (ст. 25), судам субъектов Российской Федерации (ст. 26), Верховному Суду Российской Федерации (ст. 27). В каждой из этих статей приводится перечень дел, подлежащих рассмотрению в соответствующем суде по первой инстанции.

Подсудность дел арбитражным судам регламентируется статьей 34 Арбитражного процессуального кодекса РФ. Дела, подведомственные арбитражным судам, рассматриваются в первой инстанции судами субъектов Российской Федерации, суда по интеллектуальным правам Российской Федерации и федеральных арбитражных судов округов.

Правовой институт подсудности позволяет установить компетенцию конкретного суда судебной системы на разрешение конкретного дела в качестве суда первой инстанции, что оказывается весьма важным в условиях существования двух параллельных судебных систем судебной власти.

Объединение двух действующих высших судебных органов позволит исключить не только конкуренцию судов двух параллельных ветвей судебной власти при принятии подсудных дел, поскольку вся судебная система станет замыкаться на один Верховный Суд Российской Федерации, но и конкуренцию судебных решений и постановлений высших судебных органов по вопросам правоприменения.

5. В части 2 статьи 47 Конституции РФ гарантируется право обвиняемого в совершении преступления на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом, причем исключительная мера наказания - смертная казнь - может быть назначена только при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей (ч. 2 ст. 20).

Значение конституционного права обвиняемого на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей заключается в том, что процессуальная форма суда присяжных обеспечивает более надежную защиту прав и свобод человека и гражданина от незаконного и необоснованного обвинения и уголовного наказания, уменьшает риск судебной ошибки и произвольного осуждения подсудимого. Функционирование суда присяжных имеет важное общественно-политическое значение, заключающееся в предъявлении повышенных требований к качеству предварительного расследования и судебного разбирательства, профессионализму органов дознания, следователей, прокуроров, адвокатов и судей, соблюдению ими как своих профессиональных обязанностей, так и требований Конституции РФ и уголовно-процессуального законодательства.

Согласно статье 1 Федерального закона от 20.08.2004 №113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» рассмотрение уголовных дел с участием присяжных заседателей федеральных судов общей юрисдикции проводится в Верховном Суде РФ, верховных судах республик, краевых, областных судах, судах городов федерального значения, автономной области и автономных округов, окружных (флотских) военных судах.

В суде присяжных полномочия в решении вопросов уголовного дела разделены между коллегией присяжных заседателей и профессиональным судьей (председательствующим). Коллегия присяжных выносит вердикт, т.е. решение по поставленным перед ней вопросам, включая основной вопрос о виновности подсудимого. Присяжные могут вынести обвинительный или оправдательный вердикт. Вынося обвинительный вердикт, коллегия присяжных заседателей отвечает на вопрос о том, заслуживает ли подсудимый снисхождения или особого снисхождения.

Процессуальная форма суда присяжных содержит двойной процессуальный механизм защиты невиновного человека от ошибок, обвинительного уклона профессиональных и непрофессиональных судей. Благодаря этому механизму суд присяжных по своему правозащитному потенциалу не имеет себе равных.

Эта форма судопроизводства зарекомендовала себя положительно и может быть с полным основанием отнесена к достижению судебной реформы.


Дата публикации: 12.01.2015 г.
Дата изменения: 14.12.2016 г.

Судебная власть в области гражданского судопроизвод­ства реализуется путем осуществления правосудия по граждан­ским делам применительно ко всем видам производства, суще­ствующим в гражданском процессе, — исковому; производству, возникающему из публичных правоотношений; особому произ­водству, а также другим дифференцированным судебным проце­дурам.

Действующим гражданским процессуаль­ным законодательством, а это прежде всего ГПК РФ (14 ноября 2002 г.), вырабо­тана система гражданских процессуальных норм, позволяющих осуществлять функцию защиты прав и законных интересов гра­ждан, исходя при этом из принципа равенства всех перед зако­ном, права на справедливое и гласное судебное разбирательство компетентным и независимым судом, учрежденным в соответ­ствии с законом. Гражданское процессуальное законодатель­ство определяет компетенцию судов общей юрисдикции по рассмотрению гражданских дел, дифференцирует правила за­щиты различных гражданских прав, устанавливает нормы, обеспечивающие нормальное, незатяжное развитие процесса по гражданскому делу.

Облегчает доступность к правосудию сформулированное в ч. 4 ст. 1 ГПК РФ новое правило о допустимости использования в гражданском судопроизводстве аналогии закона и аналогии права. С принятием этой нормы появилась возможность доста­точно оперативно преодолевать пробелы в гражданском процес­суальном праве, не дожидаясь внесения соответствующих изме­нений в законодательство и устраняя препятствия к получению судебной защиты.

ГПК РФ отказался от жесткого судебного контроля за всеми распорядительными действиями сторон и освободил суд от обязанности по сбору доказательств. Вместе с тем, по просьбе сторон суд должен оказывать им содействие в собирании дока­зательств, в известных пределах осуществлять контроль за рас­порядительными действиями участвующих в деле лиц. Надле­жащая защита прав невозможна без оптимального баланса со­четания активности суда с активностью сторон.

Применительно к реализации прав граждан на судебную за­щиту важное значение имеет отнесение значительного количе­ства дел к подсудности мировых судей (ст. 23 ГПК РФ). Такое решение вопроса позволяет максимально приблизить суд к ме­стному населению, а также разгрузить федеральных судей рай­онных судов и тем самым способствовать ускорению рассмотре­ния дел в судах.

Дифференциация видов производств в гражданском процессе. Ныне действующий ГПК РФ сохранил три классических вида производств, известных гражданскому процессуальному законодательству: 1)исковое; 2)по делам, возникающим из публичных правоотношений; 1) особое производство. В настоящее время разработана более детальная дифференциация судебных процедур, позволивших учесть их особенности и обособить друг от друга.

Так, в ГПК РФ для облегчения защиты прав граждан преду­смотрен ускоренный и упрощенный порядок разрешения ряда прямо перечисленных в Кодексе требований путем выдачи ми­ровым судьей судебного приказа — приказное производство (гл. 11). Все требования заинтересованных лиц в этих случаях подтверждаются документально, по существу, носят бесспор­ный характер и поэтому не возникает надобности в судебном разбирательстве дела. На основании судебного приказа, являю­щегося исполнительным документом, при отсутствии возраже­ний со стороны обязанного лица с него производится взыска­ние денежных сумм или движимого имущества по правилам ис­полнительного производства.

Суд наделен правом рассматривать дело по существу на ос­новании имеющихся доказательств в отсутствие ответчика, над­лежащим образом извещенного о дне слушания дела, и при от­сутствии возражений со стороны истца — заочное производство (гл. 22). Возможность использования данного вида производст­ва мобилизует стороны к более активной защите своих прав и содействует реализации правил процессуальной экономии.

В качестве самостоятельного выделено производство по де­лам с участием иностранных лиц (разд. V), где сконцентрирова­ны, в частности, положения, регулирующие порядок примене­ния норм к иностранным гражданам и лицам без гражданства; предусмотрен порядок исполнения судебных поручений судеб­ными органами других государств, а также признание и испол­нение решений иностранных судов.

В ныне действующем ГПК РФ более полно, а в ряде случаев несколько по-иному, чем это было ранее, урегулировано произ­водство по делам, возникающим из публичных правоотноше­ний. Кодекс четко обозначил три разновидности дел, относя­щихся к этому виду производств — оспаривание нормативных правовых актов; оспаривание решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправле­ния, должностных лиц, государственных и муниципальных слу­жащих; рассмотрение заявлений граждан о защите избиратель­ных прав и права на участие в референдуме. Вместе с тем, пере­чень этот не является исчерпывающим, так как федеральным законом к ведению суда могут быть отнесены и другие дела, воз­никающие из публичных правоотношений (ст. 245 ГПК РФ).

При рассмотрении дел, возникающих из публичных отно­шений, в ГПК РФ закреплены следующие особенности:

1) не применяются правила заочного производства (ч. 2ст. 246);

2) суд не связан основаниями и доводами заявленных требо­ваний (ч. 3 ст. 246);

3) суд проявляет активность в выяснении имеющих значе­ние для дела обстоятельств, в связи с чем он вправе истребо­вать доказательства по собственной инициативе (ч. 2 ст. 249);

4) особые правила предусмотрены для распределения обязан­ностей по доказыванию, когда бремя доказывания законности принятого нормативного правового акта, совершенного дейст­вия лежит соответственно на органе и лицах, действия которых оспариваются (ч. 1 ст. 249);

5) обязательность решения, вступившего в законную силу, по рассматриваемому виду производства распространяется так­же на лиц, не участвовавших в деле, в связи с чем они не могут заявлять в суд те же требования и приводить те же основания, которые были предметом рассмотрения по заявлению другого лица и по которому было вынесено решение (ст. 250);

6) отказ лица, обратившегося в суд, от своего требования, не влечет за собой прекращение производства по делу и, следовательно, обязывает суд вынести решение по существу (ч. 3 ст. 252);

7) необязательным для суда является и признание требова­ния органом государственной власти, органом местного само­управления или должностным лицом, принявшим оспаривае­мый нормативный правовой акт (ч. 3 ст. 252).

Из сказанного следует, что по делам, возникающим из пуб­личных правоотношений, ограниченно используются правила распорядительного характера, а также предусматривается ак­тивная роль суда в процессе.

Способы пересмотра судебных постановлений.Для надлежа­щей защиты прав граждан гражданское судопроизводство пре­дусматривает четыре способа проверки правильности вынесен­ных судебных постановлений, которыми могут воспользоваться участвующие в деле лица.

Для проверки судебных постановлений, не вступивших в за­конную силу, существует два вида производства: а) апелляци­онное производство для решений и определений мировых су­дей; б) кассационное производство для решений и определений федеральных судов.

Проверка судебных актов в апелляционном и кассационном порядке является важнейшей гарантией охраны прав сторон и других участвующих в деле лиц, позволяя оперативно устранять допущенные судом ошибки. Осуществление права на апелляци­онное (кассационное) обжалование зависит от самих участвую­щих в деле лиц, являясь их субъективным правом. Подача апел­ляционной (кассационной) жалобы с соблюдением установлен­ных ГПК РФ порядка и срока влечет обязательное рассмотрение дела в суде второй инстанции.

Надзорное производство. Ныне действующий ГПК РФ суще­ственным образом изменил надзорное производство, отказав­шись, прежде всего, от принесения протестов определенным кру­гом должностных лиц суда и прокуратуры. Теперь правом обжа­лования вступивших в законную силу судебных постановлений пользуются все лица, участвующие в деле, другие лица, если их права и законные интересы нарушены судебными постановле­ниями, а также прокурор имеет право на подачу представления в надзорную инстанцию, если он участвовал в рассмотрении де­ла (ст. 376 ГПК РФ). Лишь в единственном случае ст. 389 ГПК РФ позволяет Председателю Верховного Суда РФ или его заместителю обратиться с мотивированным представлением в Президиум Верховного Суда РФ о пересмотре судебных постановлений в порядке надзора в целях обеспечения единства су­дебной практики и законности.

Таким образом, у граждан появилась возможность самим инициировать надзорное производство и, тем самым, можно говорить о расширении доступа к правосудию. Существовав­ший ранее порядок в известной мере носил административный характер и не учитывал в полном объеме принципы диспозитивности и состязательности, что давало основания Европей­скому Суду по правам человека рассматривать кассационную инстанцию в качестве суда, которым исчерпываются в России национальные средства судебной защиты.

Функции суда в сфере исполнения судебных постановлений. Исполнение судебных решений и определений (а также поста­новлений иных органов) регулируется федеральными законами от 21 июля 1997 г. «Об исполнительном производстве» и «О су­дебных приставах». Однако существование федерального зако­нодательства об исполнительном производстве не означает, что исполнение решений перестает быть стадией гражданского процесса. Эффективность судебной защиты во многом зависит от максимального обеспечения реального исполнения судебных постановлений. Целый ряд функций, связанных с испол­нением судебных актов, осуществляется не судебными приста­вами-исполнителями, а судом. Поэтому нормы, регулирующие эти отношения, нашли свое место в гражданском судопроиз­водстве.

Действующий ГПК РФ содержит самостоятельный разд. VII, регламентирующий производство, связанное с исполнени­ем судебных постановлений. Здесь закреплены нормы, направ­ленные на исполнение судебных постановлений, если они не­посредственно касаются компетенции самого суда. К их числу, например, отнесены: нормы о выдаче исполнительных листов, их дубликатов, об установлении сроков давности исполнения, их перерыве, восстановлении, об отсрочке, рассрочке, измене­нии способа и порядка исполнения, о повороте исполнения ре­шения, об ответственности за неисполнение актов суда, о при­остановлении и прекращении исполнительного производства, об обжаловании действий (бездействия) судебного пристава-ис­полнителя.

Существенное значение для социально-экономической за­щиты прав граждан имеет закрепленный в ст. 446 ГПК РФ Пе­речень имущества, принадлежащего гражданину-должнику на праве собственности, на которое не может быть обращено взы­скание по исполнительным документам. Перечень носит ис­черпывающий характер, гарантируя должнику и находящимся на его иждивении лицам необходимые условия для их сущест­вования и деятельности. Так, например, не может быть обра­щено взыскание на жилое помещение, если для гражданина-должника (членов его семьи, совместно с ним проживающих) оно является единственным пригодным для постоянного про­живания помещением, на земельный участок, на котором оно расположено. Исключение составляют лишь случаи, когда ука­занное имущество является предметом ипотеки и на него в со­ответствии с законодательством об ипотеке может быть обра­щено взыскание. Такого рода дополнения были внесены в ст. 446 ГПК РФ Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. № 194-ФЗ.

В статье 2 Конституции РФ, положения которой входят в основы конституционного строя, закрепляется, что обязанностью государства является защита прав и свобод человека и гражданина.Данное положение конкретизируется ст. 45 Конституции РФ, которая устанавливает: " 1. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. 2. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом".

Ведущую роль в государственно-правовой защите прав и свобод согласно Конституции РФ призван играть суд. Как подчеркивается в ст. 46 Конституции РФ, "каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод". В Конституции определен круг действий, которые могут быть обжалованы в суде. Согласно ст. 46 п. 2 Конституции РФ "решение и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суде".

Процедура судебной защиты права на обжалование в суде регулируется Законом об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан от 27 апреля 1993 года(редакция 2009 года ).

Конституция РФ дополнительно гарантирует каждому человеку право на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом (ст. 47 Конституции РФ). В данной статье установлено также, что обвиняемый в совершение преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Согласно ст. 48 Конституции РФ каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения.

В статье 49 Конституции РФ указывается, чтообвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого.

Конституция устанавливает право каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или должностных лиц.

В Конституции РФ установлен также важный правовой принцип, суть которого состоит в том, что закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.

Статья 47 Конституции устанавливает, что никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом. Эта норма направлена на исключение возможности произвольного решения компетентными органами вопроса о передаче дела в суд по своему выбору. Закрепляется также право обвиняемого в совершении преступления на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом.

недопустимость повторного осуждения лица за одно и то же преступление;

недопустимость использования доказательств, полученных с нарушением федерального закона;

недопустимость возложения на лицо обязанности свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом, а также давать свидетельские показания в иных случаях, установленных федеральным законом (ст. 50, 51).

никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением.

Если же после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, то применяется новый закон (ст. 54 Конституции)

Правом на обращение в КС РФ с индивидуальной или коллективной жалобой на нарушение конституционных прав и свобод обладают граждане (объединения граждан), чьи права и свободы нарушаются законом, примененным в конкретном деле.ст. 96 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, его функции, порядок назначения, статус, полномочия.

ФКЗ от 25 декабря 1996 г. «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации».

Рассматривает жалобы граждан. Жалоба должна быть подана Уполномоченному не позднее истечения года со дня нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении.

Дополняет уже существующие средства защиты прав, не отменяет и не пересматривает решения государственных органов

В настоящее время эту должность занимает Владимир Петрович Лукин

Должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации (далее - Уполномоченный) учреждается в соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

. Уполномоченный назначается на должность и освобождается от должности Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.

Средствами, указанными в настоящем Федеральном конституционном законе, Уполномоченный способствует восстановлению нарушенных прав, совершенствованию законодательства Российской Федерации о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, развитию международного сотрудничества в области прав человека, правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.

Уполномоченный при осуществлении своих полномочий независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам.

В соответствии с конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации может учреждаться должность Уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации.

. Финансирование деятельности Уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации и его аппарата осуществляется из средств бюджета субъекта Российской Федерации.

На должность Уполномоченного назначается лицо, являющееся гражданином Российской Федерации, не моложе 35 лет, имеющее познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты.

Предложения о кандидатах на должность Уполномоченного могут вноситься в Государственную Думу Президентом Российской Федерации, Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатами Государственной Думы и депутатскими объединениями в Государственной Думе.

Предложения о кандидатах на должность Уполномоченного вносятся в Государственную Думу в течение месяца до окончания срока полномочий предыдущего Уполномоченного.

Уполномоченный назначается на должность сроком на 5 лет, считая с момента принесения присяги. Его полномочия прекращаются с момента принесения присяги вновь назначенным Уполномоченным.

Одно и то же лицо не может быть назначено на должность Уполномоченного более чем на два срока подряд.

1. Уполномоченный не может являться депутатом Государственной Думы, членом Совета Федерации или депутатом законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации, находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой или неоплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной либо иной творческой деятельности.

Уполномоченный обладает неприкосновенностью в течение всего срока его полномочий.

Для обеспечения деятельности Уполномоченного создается рабочий аппарат.

Рабочий аппарат Уполномоченного осуществляет юридическое, организационное, научно-аналитическое, информационно-справочное и иное обеспечение деятельности Уполномоченного.

Уполномоченный и его рабочий аппарат являются государственным органом с правом юридического лица, имеющим расчетный и иные счета, печать и бланки со своим наименованием и с изображением Государственного герба Российской Федерации.

Финансирование деятельности Уполномоченного и его рабочего аппарата осуществляется из средств федерального бюджета.

Подборка наиболее важных документов по запросу Судебная защита прав и свобод человека (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика: Судебная защита прав и свобод человека

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 302 "Виды приговоров" УПК РФ "Таким образом, осуществляя правовое регулирование института освобождения от уголовной ответственности ввиду истечения сроков давности, федеральный законодатель, будучи связанным конституционными требованиями о судебной защите прав и свобод человека и гражданина и одновременно наделенный дискреционными полномочиями по определению ее способов и процедур, исходил из того, что положения части восьмой статьи 302 УПК Российской Федерации распространяются исключительно на случаи, когда прекращение уголовного дела в связи с истечением сроков давности в порядке статьи 254 данного Кодекса невозможно в силу части второй его статьи 27, не допускающей прекращение уголовного преследования по данному основанию, если обвиняемый (подсудимый) против этого возражает; применение части восьмой статьи 302 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации может иметь место, если обвиняемый (подсудимый) настаивает на продолжении производства по уголовному делу, что предполагает проведение полноценного судебного разбирательства, завершающегося постановлением приговора как акта правосудия."

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2020 год: Статья 302 "Виды приговоров" УПК РФ "Таким образом, осуществляя правовое регулирование института освобождения от уголовной ответственности ввиду истечения сроков давности, федеральный законодатель, будучи связанным конституционными требованиями о судебной защите прав и свобод человека и гражданина и одновременно наделенный дискреционными полномочиями по определению ее способов и процедур, исходил из того, что положения части восьмой статьи 302 УПК Российской Федерации распространяются исключительно на случаи, когда прекращение уголовного дела в связи с истечением сроков давности в порядке статьи 254 данного Кодекса невозможно в силу части второй его статьи 27, не допускающей прекращение уголовного преследования по данному основанию, если обвиняемый (подсудимый) против этого возражает; применение части восьмой статьи 302 УПК Российской Федерации может иметь место, если обвиняемый (подсудимый) настаивает на продолжении производства по уголовному делу, что предполагает проведение полноценного судебного разбирательства, завершающегося постановлением приговора как акта правосудия."

1. Право на судебную защиту признается и гарантируется Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации и включает в себя в том числе право на судопроизводство в разумный срок и право на исполнение судебного акта в разумный срок, которые реализуются посредством создания государством процессуальных условий для эффективного и справедливого рассмотрения дела, а также организации и обеспечения своевременного и эффективного исполнения судебных актов (статья 46 Конституции Российской Федерации, статья 14 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года, пункт 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года).

Компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок и права на исполнение судебного акта в разумный срок (далее - компенсация), как мера ответственности государства, имеет целью возмещение причиненного неимущественного вреда фактом нарушения процедурных условий, обеспечивающих реализацию данных прав в разумный срок, независимо от наличия или отсутствия вины суда, органов уголовного преследования, органов, на которые возложена обязанность по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.

Данная компенсация не направлена на восполнение имущественных потерь заинтересованного лица и не заменяет собой возмещения имущественного вреда, причиненного ему незаконными действиями (бездействием) государственных органов, в том числе судов. При этом присуждение компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок лишает заинтересованное лицо права на компенсацию морального вреда за указанные нарушения (часть 4 статьи 1 Закона о компенсации, статьи 151, 1069, 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).

Порядок производства по делам о присуждении компенсации регламентирован процессуальными кодексами (глава 26 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), глава 27.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

2. Закон о компенсации, согласно взаимосвязанным положениям его части 1 статьи 1 и статьи 3, распространяется на случаи:

а) нарушения разумных сроков судопроизводства по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции и арбитражными судами (далее также - суды) в соответствии с установленными процессуальным законодательством правилами подведомственности и подсудности;

б) нарушения разумных сроков исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с действующим на момент возникновения данных правоотношений законодательством, в том числе:

по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию (далее - публично-правовое образование) о возмещении вреда, причиненного физическому или юридическому лицу незаконными действиями (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления либо их должностных лиц,

по административным исковым заявлениям, заявлениям о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования,

по искам о взыскании денежных средств за счет казны публично-правового образования, в том числе в порядке субсидиарной ответственности (далее - иск к публично-правовому образованию);

возлагающих обязанности на органы государственной власти, органы местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих произвести выплаты за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета (далее - иск о возложении обязанности на органы государственной власти, органы местного самоуправления, их должностных лиц);

по денежным обязательствам казенного учреждения, органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления.

Под денежным обязательством согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) понимается обязанность получателя бюджетных средств уплатить бюджету, физическому лицу и юридическому лицу за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его бюджетных полномочий, или в соответствии с положениями закона, иного правового акта, условиями договора или соглашения.

Следует иметь в виду, что действие Закона о компенсации не распространяется на требования о присуждении компенсации в случаях нарушения срока исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на денежные средства граждан, а также организаций, не являющихся получателями бюджетных средств, в том числе бюджетных учреждений. Однако это не исключает возможности взыскания вреда в общем порядке за виновное неисполнение в принудительном порядке всех других судебных актов, в том числе вынесенных против публично-правовых образований;

в) нарушения разумных сроков исполнения судебных актов, возлагающих на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера (неденежные) и (или) требования неимущественного характера (например, соответственно нарушение разумных сроков исполнения судебных актов, предусматривающих возложение на публично-правовое образование обязанности по передаче имущества в натуре или возложение на указанных выше субъектов обязанностей по совершению определенных юридически значимых действий);

(пп. "в" введен Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 29.06.2021 N 23)

г) нарушения разумных сроков в ходе досудебного производства по уголовным делам, по которым:

установлен подозреваемый или обвиняемый;

вынесено постановление о приостановлении предварительного расследования в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого;

применена мера процессуального принуждения в виде наложения ареста на имущество (в том числе исключительные права) лица, не являющегося подозреваемым, обвиняемым или лицом, несущим по закону материальную ответственность за их действия (далее - лицо, на имущество которого наложен арест).

3. Закон о компенсации также распространяется на случаи присуждения компенсации за нарушение права на уголовное судопроизводство в разумный срок при наличии оснований и соблюдении условий, указанных в частях 6 - 7.3 статьи 3 Закона о компенсации.

(п. 3 в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.06.2021 N 23)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. По смыслу статьи 6.1 УПК РФ, статьи 3 Закона о компенсации, действие данного Закона не распространяется, в частности, на требования о присуждении компенсации за нарушение сроков рассмотрения жалоб в порядке статьи 125 УПК РФ, а также на рассмотрение вопросов, связанных с исполнением приговора (например, ходатайств об условно-досрочном освобождении).

5. К лицам, имеющим право на обращение в суд с заявлением, административным исковым заявлением о присуждении компенсации (далее - заявление о компенсации), относятся граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, российские, иностранные и международные организации, полагающие, что их право нарушено, являющиеся согласно процессуальному законодательству:

в гражданском и административном судопроизводстве - сторонами, заявителями, заинтересованными лицами, третьими лицами, заявляющими самостоятельные требования относительно предмета спора, взыскателями и должниками;

в уголовном судопроизводстве - подозреваемыми, обвиняемыми, подсудимыми, осужденными, оправданными (далее - подозреваемый и обвиняемый), потерпевшими или иными заинтересованными лицами, которым деянием, запрещенным уголовным законом, причинен вред, гражданскими истцами, гражданскими ответчиками, а также лицами, на имущество которых наложен арест (часть 1 статьи 1 Закона о компенсации, статья 250 КАС РФ, часть 1 статьи 222.1 АПК РФ).

По смыслу части 1 статьи 1 Закона о компенсации, по делу об административном правонарушении лицо, в отношении которого велось (ведется) производство по такому делу, а также потерпевший вправе обратиться в суд с заявлением о компенсации в случае нарушения разумного срока судопроизводства.

В предусмотренных федеральным законом случаях с заявлением о компенсации могут обратиться в суд и иные лица при нарушении их права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок (часть 1 статьи 1 Закона о компенсации).

6. Согласно части 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением о компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок в защиту интересов гражданина, который относится к числу лиц, имеющих право требовать присуждения компенсации, и по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд с таким заявлением.

7. Право на судопроизводство в разумный срок и право на исполнение судебного акта в разумный срок являются неотчуждаемыми и непередаваемыми, в том числе в порядке перехода прав кредитора другому лицу по сделке (уступка требования).

В связи с изложенным право на компенсацию имеет только лицо, участвовавшее в судебном разбирательстве, или лицо, в пользу которого выдан исполнительный документ.

В случае процессуальной замены лица его правопреемником в спорном материальном правоотношении обстоятельства, связанные с нарушением права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок, имевшие место до перехода прав к правопреемнику, не могут являться основанием для удовлетворения его требования о компенсации.

8. Дела о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок (далее - дело о компенсации) подсудны Верховному Суду Российской Федерации, судам общей юрисдикции в случае, если требование о присуждении компенсации вызвано длительным сроком судопроизводства по делу в суде общей юрисдикции или длительным неисполнением судебного акта суда общей юрисдикции, а также длительным досудебным производством по уголовному делу (пункт 1 части 1 и пункт 1 части 2 статьи 3 Закона о компенсации).

(в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.06.2021 N 23)

(см. текст в предыдущей редакции)

Дела о компенсации подсудны Верховному Суду Российской Федерации, арбитражным судам в случае, если требование о присуждении компенсации вызвано длительным сроком судопроизводства по делу в арбитражном суде или длительным неисполнением судебного акта арбитражного суда (пункт 2 части 1 и пункт 2 части 2 статьи 3 Закона о компенсации).

(в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.06.2021 N 23)

(см. текст в предыдущей редакции)

Исходя из взаимосвязанных положений статей 26 и 43.2 Федерального конституционного закона от 28 апреля 1995 года N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации", Суд по интеллектуальным правам рассматривает в качестве суда первой инстанции заявления о компенсации по делам, отнесенным к его подсудности в качестве суда первой инстанции, а также по рассмотренным арбитражными судами делам по спорам о защите интеллектуальных прав.

Если спор, в связи с которым возникли основания для подачи заявления о компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, рассматривался судом общей юрисдикции и арбитражным судом, подсудность дела о компенсации определяется в зависимости от того, в каком из названных судов вынесен последний судебный акт либо находится дело, производство по которому не окончено.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: