Обязательно ли участие сторон при проведении судом осмотра местности

Обновлено: 22.04.2024

Разъясняет помощник прокурора Орджоникидзевского района г.Екатеринбурга Нечаева Ю.С.

Оперативно – розыскное мероприятие - обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств предусмотрено статьей 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» (от 12.08.1995 № 144-ФЗ).

Проверяющие сотрудники обязаны предъявить служебные удостоверения и документ, на основании которого проводится ОРМ. Проведение данного оперативно – розыскного мероприятия в жилище допускается только на основании судебного решения (часть 2 статьи 8 Закона). Вместе с тем, необходимо иметь ввиду, что в случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению тяжкого или особо тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации, на основании мотивированного постановления одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, допускается проведение вышеуказанного оперативно-розыскного мероприятия с обязательным уведомлением суда (судьи) в течение 24 часов. В течение 48 часов с момента начала проведения оперативно-розыскного мероприятия орган, его осуществляющий, обязан получить судебное решение о проведении такого оперативно-розыскного мероприятия либо прекратить его проведение (часть 3 статьи 8 Закона).

Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств (за исключением жилых помещений) проводится на основании распоряжения должностного лица органа внутренних дел.

Копия распоряжения должна быть вручена под роспись гражданину либо представителю организации, по месту нахождения которой проводится ОРМ. При обследовании не допускаются изъятие личных вещей, а также запрет на передвижение сотрудников организации, их общение, возможность покинуть помещение во время проведения обследования.

Для удостоверения факта, содержания, хода проведения данного оперативно – розыскного мероприятия и результатов изъятия предметов и документов должны быть привлечены с их согласия не менее двух дееспособных граждан, достигших возраста восемнадцати лет, не заинтересованных в результатах изъятия, не состоящих с лицами, проводящими изъятие, в родстве или свойстве, не подчиненных и не подконтрольных указанным лицам, а также не являющихся работниками органов исполнительной власти, наделенными в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности и (или) предварительного расследования.

Результаты изъятия предметов и документов оформляются протоколом.

В случае нарушений закона со стороны сотрудников, проводящих ОРМ, их действия гражданин вправе обжаловать в порядке ст.124 УПК РФ в прокуратуру или в суд в порядке ст.125 УПК РФ.

Прокуратура Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга

Прокуратура
Свердловской области

Прокуратура Свердловской области

1 ноября 2019, 14:39

Что важно знать гражданину при проведении оперативно – розыскного мероприятия – обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств

Разъясняет помощник прокурора Орджоникидзевского района г.Екатеринбурга Нечаева Ю.С.

Оперативно – розыскное мероприятие - обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств предусмотрено статьей 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» (от 12.08.1995 № 144-ФЗ).

Проверяющие сотрудники обязаны предъявить служебные удостоверения и документ, на основании которого проводится ОРМ. Проведение данного оперативно – розыскного мероприятия в жилище допускается только на основании судебного решения (часть 2 статьи 8 Закона). Вместе с тем, необходимо иметь ввиду, что в случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению тяжкого или особо тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации, на основании мотивированного постановления одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, допускается проведение вышеуказанного оперативно-розыскного мероприятия с обязательным уведомлением суда (судьи) в течение 24 часов. В течение 48 часов с момента начала проведения оперативно-розыскного мероприятия орган, его осуществляющий, обязан получить судебное решение о проведении такого оперативно-розыскного мероприятия либо прекратить его проведение (часть 3 статьи 8 Закона).

Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств (за исключением жилых помещений) проводится на основании распоряжения должностного лица органа внутренних дел.

Копия распоряжения должна быть вручена под роспись гражданину либо представителю организации, по месту нахождения которой проводится ОРМ. При обследовании не допускаются изъятие личных вещей, а также запрет на передвижение сотрудников организации, их общение, возможность покинуть помещение во время проведения обследования.

Для удостоверения факта, содержания, хода проведения данного оперативно – розыскного мероприятия и результатов изъятия предметов и документов должны быть привлечены с их согласия не менее двух дееспособных граждан, достигших возраста восемнадцати лет, не заинтересованных в результатах изъятия, не состоящих с лицами, проводящими изъятие, в родстве или свойстве, не подчиненных и не подконтрольных указанным лицам, а также не являющихся работниками органов исполнительной власти, наделенными в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности и (или) предварительного расследования.

Результаты изъятия предметов и документов оформляются протоколом.

В случае нарушений закона со стороны сотрудников, проводящих ОРМ, их действия гражданин вправе обжаловать в порядке ст.124 УПК РФ в прокуратуру или в суд в порядке ст.125 УПК РФ.

В судебном заседании по делу Антропова, обвинявшегося в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.105 УК, возникла необходимость произвести осмотр местности, в частности - участка леса, где было совершено данное преступление.

С учетом трудностей, связанных с транспортировкой суда, обвинителя, подсудимого, защитника, потерпевшего и его представителя, а также свидетелей, суд принял решение самостоятельно произвести осмотр местности в выездном заседании, а результаты его огласить в зале суда.

Анна добрый день!

Осмотр местности регламентирован ст. 287 УПК РФ.

В данной статье указывается, что при необходимости в ходе судебного следствия производится осмотр местности и помещения, на котором совершено противоправное деяния.

Норма данной статьи регламентирует, что осмотр местности производиться судом только в присутствии и при непосредственном участии сторон судебного разбирательства, при необходимости к осмотру местности привлекается эксперт или специалист.

Осмотр местности судом производиться с соблюдением большинства правил следственного осмотра регламентированного ст. 176-177 УПК РФ, но есть и отдельные особенности, так судебный осмотр происходит без участия понятых, но при осуществлении данного действия обязательно присутствие участников судебного разбирательства.

Ход проведения и все результаты судебного осмотра фиксируются в протоколе судебного заседания. В ходе осмотра местности помимо самого факта осмотра местности проходит параллельный допрос лиц участвующих в деле.

По прибытию к месту осмотра судья объявляет о продолжении судебного заседания, соответственно судебное разбирательство не прерывается. После возобновления судебного заседания суд начинает осмотр местности. В ходе осуществления осмотра местности суд имеет право задавать вопросы лицам, участвующим в производстве по данному уголовному делу, а так же специалисту или эксперту.

Данное судебное действие, как и большинство судебных разбирательств, происходит в открытой форме, соответственно в ходе проведения следственного осмотра могут присутствовать все желающие лица, начиная с шестнадцатилетнего возраста.

Соответственно, данное решение суда неправомерно, так как противоречит ст. 287 УПК РФ и суд не может принять решение и самостоятельно произвести осмотр местности в выездном заседании.

Позавчера в моей квартире проводилось ОРМ "Обследование жилища..".

при проведении данного мероприятия, сотрудники проводили фактически полноценный обыск. Поясните, кто именно должен доставать, вскрывать, открывать различные предметы, ящики коробки и прочее? Я лично по их требованию или непосредственно сами сотрудники полиции своими руками? Могу ли я лично проводить видеосъемку и обращать внимание привлекаемых лиц (по-сути, "понятых") на очевидные нарушения со стороны сотрудников полиции?

Если я не даю согласие на проведение гласного ОРМ ("Обследование.."), возможно ли его проведение против моей воли и как это зафиксировать перед началом проведения документально?

Федеральный закон от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее — ФЗ об ОРД) в п. 8 ч. 1 ст. 6 предусматривает проведение оперативными подразделениями оперативно-розыскных органов оперативно-розыскного мероприятия «Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств», заключающегося в непосредственном или опосредованном (с использованием технических средств) непроцессуальном осмотре и изучении указанных объектов в целях обнаружения следов преступной деятельности, орудий совершения преступления, похищенного имущества, разыскиваемых лиц, а также получения иной информации, необходимой для решения задач оперативно-розыскной деятельности

Во время проведения обследования Вы вправе проводить видеозапись, оставлять замечания в протоколе либо требовать внесения в протокол замечаний, должны обращать внимание понятых иных присутствующих лиц на нарушения сотрудников полиции.

Статья 29 УПК РФ. Полномочия суда

2. Только суд, в том числе в ходе досудебного производства, правомочен принимать решения:

4) о производстве осмотра жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц;
5) о производстве обыска и (или) выемки в жилище;

Квартира является жилищем. Было ли такое разрешение суда на производство осмотра? Если нет и вы не давали согласие на проведение осмотра, то все действия проведенные в вашей квартире незаконны.

Осмотр и обыск разные следственные действия и отличаются они тем, что осмотр это визуальное наблюдение за объектом и фиксирование в соответствующем протоколе.

При осмотре не может сотрудник полиции открывать, вскрывать, что либо без разрешения владельца квартиры.

Поясните, кто именно должен доставать, вскрывать, открывать различные предметы, ящики коробки и прочее? Я лично по их требованию или непосредственно сами сотрудники полиции своими руками?
Андрей Сергеевич

Такие требования сотрудников полиции незаконны, как выше было сказано, осмотр это не обыск. Вас могут попросить, а вы можете отказать.

Могу ли я лично проводить видеосъемку и обращать внимание привлекаемых лиц (по-сути, «понятых») на очевидные нарушения со стороны сотрудников полиции?
Андрей Сергеевич

Можете проводить видео съемку, также можете указать это и замечания к протоколу осмотра в письменно виде, когда будете подписывать его.

Если я не даю согласие на проведение гласного ОРМ («Обследование..»), возможно ли его проведение против моей воли и как это зафиксировать перед началом проведения документально?
Андрей Сергеевич

Выразить свое отношение, указать нарушения допущенные при осмотре нужно в протоколе осмотра. Иного законом не предусмотрено.

Кроме того, вам обязаны выдать копию данного документа, а также постановления на основании которого производился осмотр. Если возможности для копирования нет на месте осмотра данные документы обязаны выдать вам в течении 5 суток.

Более подробно получить информацию о законности проведения осмотра можно после изучения указанных выше документов, возможно беседы с понятыми.

«В Консультанте и на других сайта, я так и не нашел инструкции или иного нормативного акт регламентирующего порядок проведения обследования»

Я Вам изложил те же принципы, которыми руководствуются при проведении оперативно-розыскного мероприятия, предусмотренного ст.6 ФЗ «Об ОРД»

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ от 1 апреля 2014 г. N 199 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ
О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ СОТРУДНИКАМИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ
ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГЛАСНОГО ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОГО
МЕРОПРИЯТИЯ ОБСЛЕДОВАНИЕ ПОМЕЩЕНИЙ, ЗДАНИЙ, СООРУЖЕНИЙ,
УЧАСТКОВ МЕСТНОСТИ И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ И ПЕРЕЧНЯ
ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ, УПОЛНОМОЧЕННЫХ ИЗДАВАТЬ РАСПОРЯЖЕНИЯ
О ПРОВЕДЕНИИ ГЛАСНОГО ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
ОБСЛЕДОВАНИЕ ПОМЕЩЕНИЙ, ЗДАНИЙ
, СООРУЖЕНИЙ, УЧАСТКОВ
МЕСТНОСТИ И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Весь текст большой, но если прочитаете поймете, что существенного различия между осмотром, как процессуальным действием и обследованием жилища нет.

I. Общие положения

1. Настоящая Инструкция определяет порядок проведения сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств . Действие настоящей Инструкции не распространяется на обследование жилых помещений.
— Далее — «обследование».

2. Проведение обследования с учетом территориальной компетенции (обслуживаемой территории) назначает должностное лицо органа внутренних дел, указанное в Перечне должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации, уполномоченных издавать распоряжения о проведении гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств путем издания (подписания) распоряжения о проведении гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств (приложение N 1) .
— Далее — «руководитель».
Далее — «распоряжение».

II. Подготовка к проведению обследования

4. В рапорте должны быть изложены:
4.1. Сведения о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
4.2. Полученная в результате проведения предшествовавших оперативно-розыскных мероприятий информация, относящаяся к объекту обследования.
4.3. Соответствующее основание для проведения оперативно-розыскного мероприятия из числа указанных в статье 7 Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» .
— Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 33, ст. 3349; 1997, N 29, ст. 3502; 1998, N 30, ст. 3613; 1999, N 2, ст. 233; 2000, N 1, ст. 8; 2001, N 13, ст. 1140; 2003, N 2, ст. 167, N 27, ст. 2700; 2004, N 27, ст. 2711, N 35, ст. 3607; 2005, N 49, ст. 5128; 2007, N 31, ст. 4008, ст. 4011; 2008, N 18, ст. 1941, N 52, ст. 6227, ст. 6235, ст. 6248; 2011, N 1, ст. 16, N 48, ст. 6730, N 50, ст. 7366; 2012, N 29, ст. 3994, N 49, ст. 6752; 2013, N 14, ст. 1661, N 26, ст. 3207, N 44, ст. 5641, N 51, ст. 6689.

4.4. Сведения, указывающие на возможность получения достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела посредством проведения обследования.
4.5. Дата, время и место предлагаемого проведения обследования.
4.6. Сведения о лицах, которых предлагается привлечь к проведению обследования.
4.7. Информация о наличии в месте проведения обследования предметов, документов и материалов , содержащих сведения, составляющие охраняемую федеральным законом тайну.
— Далее — «предметы и документы».

5. Подписанное распоряжение регистрируется в журнале учета распоряжений о проведении гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств (приложение N 2). Распоряжение, подготовленное сотрудником структурного подразделения Регионального управления собственной безопасности Главного управления собственной безопасности Министерства внутренних дел Российской Федерации и подписанное в порядке, определенном пунктом 7 настоящей Инструкции, регистрируется в соответствующем структурном подразделении Регионального управления собственной безопасности ГУСБ МВД России по месту дислокации.
(в ред. Приказа МВД России от 17.03.2015 N 341)
— Далее — «ГУСБ МВД России».

III. Общие условия проведения обследования

9. Проведение обследования в ночное время допускается лишь в случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к сокрытию фактов преступной деятельности, а также при наличии данных о событиях и действиях (бездействии), создающих угрозу экономической или экологической безопасности Российской Федерации.
10. Перед началом обследования представителю юридического лица либо физическому лицу предъявляется для ознакомления распоряжение о проведении обследования, копия которого вручается ему под роспись.
11. В случае применения в ходе обследования технических средств участвующие в обследовании лица предупреждаются об этом до начала его проведения.

IV. Основания и порядок изъятия предметов и документов

12. При проведении обследования подлежат изъятию обнаруженные документы, имеющие признаки подделки, а также вещи, изъятые из гражданского оборота или ограниченно оборотоспособные, находящиеся у лиц без специального разрешения .
— Пункт 37 части 1 статьи 12 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции». Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 7, ст. 900.

13. При проведении обследования могут быть изъяты предметы и документы в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 15 Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» .
— Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 33, ст. 3349; 2013, N 51, ст. 6689.

14. Для удостоверения факта, содержания, хода проведения и результатов изъятия к участию в изъятии привлекаются с их согласия не менее двух дееспособных граждан, достигших возраста восемнадцати лет, не заинтересованных в результатах изъятия, не состоящих с лицами, проводящими изъятие, в родстве или свойстве, не подчиненных и не подконтрольных указанным лицам, а также не являющихся работниками органов исполнительной власти, наделенными в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности и (или) предварительного расследования.
15. При изъятии документов сотрудником, осуществляющим изъятие, с них изготавливаются копии, которые им заверяются и передаются лицу, у которого они были изъяты, о чем делается запись в протоколе изъятия, составляемом в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации .
— Далее — «протокол».

16. Сотрудник, осуществляющий изъятие, обеспечивает условия копирования документов и (или) информации, содержащейся на изымаемых электронных носителях информации, исключающие возможность их утраты или изменения.
17. Не допускается копирование документов и (или) информации, содержащейся на изымаемых электронных носителях информации, если это может воспрепятствовать осуществлению оперативно-розыскной деятельности .
— Абзац третий пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».

18. В случае, если по истечении пяти дней после изъятия документов заверенные копии документов не были переданы лицу, у которого изъяты документы, заверенные копии документов в течение трех дней должны быть направлены по почте заказным почтовым отправлением, о чем делается запись в протоколе с указанием номера почтового отправления.
19. Копии документов направляются по адресу места нахождения юридического лица или адресу места жительства физического лица, указанному в протоколе.
20. При изъятии электронных носителей информации сотрудником, осуществляющим изъятие, организуется изготовление их копий, которые заверяются им, и (или) по ходатайству законного владельца изъятых электронных носителей информации или обладателя содержащейся на них информации информация, содержащаяся на изъятых электронных носителях, копируется сотрудником, осуществляющим изъятие (либо специалистом, привлеченным к участию в проведении обследования), на другие электронные носители информации, предоставленные ему законным владельцем изъятых электронных носителей информации или обладателем содержащейся на них информации.
21. Электронные носители информации, содержащие копию изъятой информации, передаются лицу, у которого они были изъяты, или законному владельцу изъятых электронных носителей информации или обладателю содержащейся на них информации, о чем делается запись в протоколе.
22. В случае, если на месте проведения обследования невозможно изготовить копии документов и (или) скопировать информацию с электронных носителей информации или передать их одновременно с изъятием документов и (или) электронных носителей информации, сотрудник, осуществляющий изъятие, передает заверенные копии документов и (или) электронные носители информации, содержащие копии изъятой информации, лицу, у которого были изъяты эти документы, и (или) законному владельцу изъятых электронных носителей информации или обладателю содержащейся на них информации в течение пяти рабочих дней после изъятия, о чем делается запись в протоколе.
23. Результаты изъятия предметов и документов, а также обнаруженных документов, имеющих признаки подделки, вещей, изъятых из гражданского оборота или ограниченно оборотоспособных, находящихся у лиц без специального разрешения, оформляются протоколом.
24. Протокол может быть написан от руки или изготовлен с помощью технических средств.
25. В протоколе указываются:
25.1. Место и дата проведения обследования, в ходе которого проводилось изъятие, время его начала и окончания с точностью до минуты.
25.2. Должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол.
25.3. Фамилия, имя и отчество каждого лица, участвовавшего в обследовании, а в необходимых случаях его адрес и другие данные о его личности.
25.4. Перечень изъятых предметов и документов, а также обнаруженных документов, имеющих признаки подделки, вещей, изъятых из гражданского оборота или ограниченно оборотоспособных, находящихся у лиц без специального разрешения, с указанием их количества и индивидуальных признаков.
25.5. Сведения о технических средствах, использованных при проведении обследования, объекты, к которым эти средства были применены, общее время аудио-, видеозаписи.
26. Протокол предъявляется для ознакомления всем лицам, участвовавшим в обследовании. При этом указанным лицам разъясняется их право делать подлежащие внесению в протокол замечания о его дополнении и уточнении, в том числе и собственноручно.
27. Все внесенные замечания о дополнении и уточнении протокола удостоверяются подписями этих лиц.
28. Протокол подписывается лицом, составившим его, и лицами, участвовавшими в обследовании.
29. Если лицо, участвующее в обследовании, отказалось подписать протокол, сотрудник, проводивший обследование, вносит в него соответствующую запись, которая удостоверяется его подписью, а также подписями лиц, приглашенных для удостоверения факта, содержания, хода проведения и результатов обследования.
30. Лицу, отказавшемуся подписать протокол, должна быть предоставлена возможность дать объяснение причин отказа, которое подлежит обязательному занесению в протокол, в том числе по его желанию собственноручно.
31. После подписания протокола изготавливается его копия, которая передается юридическому лицу либо физическому лицу, указанному в протоколе, о чем в нем делается запись. При невозможности изготовления копии протокол составляется в двух экземплярах.
32. В случае отказа от получения, а также при невозможности вручить копию протокола по иным обстоятельствам об этом делаются отметки в протоколе и в его копии (втором экземпляре), удостоверенные подписью сотрудника, проводившего обследование, а также подписями лиц, приглашенных для удостоверения факта, содержания, хода проведения и результатов обследования.
33. Копия протокола (второй экземпляр) направляется юридическому лицу либо физическому лицу, указанному в протоколе, по почте заказным письмом не позднее рабочего дня, следующего за днем окончания обследования.

V. Ведомственный контроль за соблюдением законности при проведении обследования

34. О результатах проведенного обследования сотрудник докладывает рапортом руководителю.
35. В рапорте описываются действия в том порядке, в каком они производились в ходе проведения обследования.
36. В случае изъятия в ходе проведения обследования предметов и документов, а также документов, имеющих признаки подделки, вещей, изъятых из гражданского оборота или ограниченно оборотоспособных, находящихся у лиц без специального разрешения, к рапорту прилагается соответствующий протокол.
37. В случае использования в ходе проведения обследования аудио- и видеозаписи материальные носители, содержащие результаты аудио- и видеозаписи, прилагаются к рапорту.
38. На основе представленных документов, содержащих результаты обследования, руководитель принимает необходимые решения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
39. Изъятые в ходе обследования предметы и документы, подлежащие последующему использованию в уголовном судопроизводстве, учитываются и хранятся в порядке, предусмотренном для учета и хранения вещественных доказательств.
40. Изъятые электронные носители информации хранятся в опечатанном виде в условиях, исключающих возможность ознакомления посторонних лиц с содержащейся на них информацией и обеспечивающих их сохранность и сохранность указанной информации, а после их исследования, если это возможно без ущерба для выполнения задач оперативно-розыскной деятельности, возвращаются их законному владельцу.

ОРМ не могут подменять следственные действия. В частности, обследование жилых помещений не должно подменять осмотр и обыск.

Такова позиция ВС РФ. Так по одному из уголовных дел Судебная коллегия по уголовным делам отменила приговор Свердловского областного суда по уголовному делу о незаконном обороте наркотиков из материалов которого следовало, что оперативные сотрудники провели обследование жилых помещений у двух граждан. Это ОРМ проводилось при участии понятых и с составлением процессуальных документов по его результатам. В ходе ОРМ было обнаружено и изъято 2,99 г маковой соломы.

В тот же день и в том же порядке сотрудники УФСКН провели обследование жилого помещения других граждан и в квартире было обнаружено и изъято 31 г маковой соломы.

В нарушение ст.2 п.8 ч.1 ст.6 ФЗ « Об ОРД», согласия на проникновение в жилище от лиц проживавших в помещениях получено не было. Во взаимосвязи со ст. 9 этого закона обследование жилища осуществляется негласно и не может быть направлено на обнаружение и изъятие доказательств по уголовному делу. Отсюда, фактически в жилых помещениях указанных граждан . были проведены обыски до возбуждения уголовных дел и с нарушением требований, установленных ст. 182 УПК РФ. Полученные в результате этих ОРМ доказательства Верховный Суд признал недопустимыми (определение от 09.01.2013 № 45-012-77).

Следователь можно говорить, что по данному уголовному делу Верховный Суд РФ признал, что фактическая подмена уголовно-процессуальной формы оперативно-розыскной деятельностью недопустима. Нельзя проводить следственные действия под видом оперативно-розыскного обследования жилища. Сведения необходимо получать именно из уголовно-процессуальных источников.

Как известно, сами по себе материалы ОРД не являются источником доказательств. Они выступают лишь материальными носителями информации об обстоятельствах преступления и лицах, его совершивших. Содержащиеся в материалах ОРД сведения, имеющие значение для дела, нужно закреплять и приобщать к делу в установленном УПК РФ порядке.

Отличия обследования жилых помещений от обыска

Различающиеся по правовой природе ОРМ и следственные действия имеют совпадающие цели и схожие наименования. Обследованию жилища соответствует обыск жилища.

Обыск проводится, если у следствия есть данные о том, что в конкретном месте могут находиться наркотики, иные предметы, которые имеют значение для дела, но неизвестно, где именно они лежат. То есть цель обыска — поиск объектов, подлежащих изъятию.

Обследование жилых помещений определяется как их оперативный осмотр. Проводится он, в отличие от следственного осмотра, либо втайне от владельцев помещений и заинтересованных лиц, либо с сокрытием от них его истинных целей. А основная цель этого ОРМ — обнаружить следы преступной деятельности и установить лицо, подозреваемое в совершении преступления.

В ОРД правоотношения между государственными органами и гражданами не получили той степени развития, которая присуща уголовному судопроизводству2. Даже в случае проведения его гласно участники юридически не наделяются комплексом прав, позволяющим активно отстаивать свои интересы.

Результаты негласного обследования жилых помещений оформляют справкой оперативного работника. В ней отмечается, что удалось обнаружить при обследовании — зафиксированные с помощью оперативно-технических средств признаки или явные следы преступления и другие обстоятельства, имеющие значение для раскрытия преступления. Саму справку нельзя использовать в уголовно-процессуальном доказывании как иной документ в том значении, которое придает этому понятию ст. 84 УПК РФ. Возможность использования результатов обследования жилища в доказывании появляется только в случае изъятия предметов или документов.

Оперативные сотрудники не нарушают неприкосновенность жилища, если входят туда при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, либо при наличии достаточных данных полагать, что там совершено или совершается преступление (ст. 15 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции»4 (далее — Закон о полиции), Но если они проникают в жилище против воли проживающих в нем лиц, то должны в течение 24 часов уведомить об этом прокурора.

Если во время негласного проведения ОРМ оперативные сотрудники обнаружили предметы и вещества, изъятые из гражданского оборота, они принимают меры к их сохранности до проведения гласных мероприятий по их изъятию либо негласному контролю за их перемещением, распространением. При необходимости они могут изымать образцы (пробы) обнаруженных предметов, средств или веществ.

Определенные возможности для проведения обследования предоставляет Закон о полиции. В соответствии со ст. 15 этого закона сотрудники полиции могут проникать в жилое помещение в случаях, предусмотренных законодательством РФ, а также для задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления, и для пресечения преступления. При необходимости они могут взламывать (разрушать) запирающие устройства, элементы и конструкции, препятствующие проникновению в жилые помещения.

Позиция конституционного суда

Правовую позицию по вопросам обследования жилого помещения в рамках ОРД Конституционный Суд высказал в определении от 19.02.2009 № 114-О-О8. В нем КС указал, что ст. 8 Закона об ОРД определяет лишь условия проведения ОРМ и не затрагивает вопросы изъятия личного имущества граждан. Эти вопросы регулируются другими законодательными актами. Таким образом, гласное обследование не следует смешивать с уголовно-процессуальным обыском либо административным досмотром. Они имеют свои основания, процедуру и порядок фиксации.

В определении от 20.11.2014 № 2557-О9 КС РФ вновь констатировал, что Закон об ОРД не регламентирует уголовно-процессуальные правоотношения, а потому и отношения, связанные с получением, проверкой и оценкой доказательств. Сами по себе материалы ОРД не являются процессуальным источником доказательств. Они выступают лишь материальными носителями информации об обстоятельствах преступления и лицах его совершивших.

Поскольку сведения должны быть получены именно из уголовно-процессуальных источников, нельзя признавать таковыми сведения, добытые в результате оперативно-розыскных мероприятий. После проведения ОРМ орган дознания, помимо составления актов ОРМ, обязан немедленно возбудить уголовное дело. Затем, вместо составления и представления в качестве доказательств актов обследования помещений или оперативного сбора образцов для сравнительного исследования, орган дознания должен провести неотложные следственные действия: обыск либо осмотр места происшествия, а также получить образцы для сравнительного исследования .

Обжалование решений о проведении обследования помещения

Лицо, в квартире которого проведено обследование, может обратиться в суд за защитой своих прав. Правда, перспективы такого обжалования нельзя оценить однозначно.

Европейский Суд по правам человека в постановлении от 18.09.2014 по делу «Аванесян против России» (жалоба № 41152/06) 11 отметил, что судебное решение на право проведения ОРМ не подлежит пересмотру даже после того, как отпала необходимость хранить его в тайне .

22.03.2006 по ходатайству начальника ОВД судья Георгиевского городского суда Ставропольского края вынес постановление о разрешении обследования жилища. Из него следовало, что у Аванесяна могли находиться вещи и предметы, запрещенные к обращению. Для их обнаружения и изъятия необходимо было провести ОРМ. В тот же день в дом Аванесяна пришли двое сотрудников ОВД и обследовали жилые помещения. Хозяина дома не было, и сотрудники милиции показали решение его отцу. У того случился сердечный приступ, и он скончался до прибытия «скорой помощи». Согласно акту о результатах обследования каких-либо предметов обнаружено или изъято не было.

Попытки заявителя обжаловать постановление суда о санкционировании обследования в вышестоящий суд оказались безуспешными. 20.06.2006 и 20.10.2006 два судьи Ставропольского краевого суда вернули заявителю надзорные жалобы без рассмотрения. В сопроводительных письмах они указали, что судебные акты, принятые в рамках Закона об ОРД, не подлежат пересмотру в порядке надзора.

Статья 5 Закона об ОРД предусматривает, что лицо, чьи права были нарушены проведенными в отношении него ОРМ, вправе обжаловать действия органов, осуществляющих ОРД, в вышестоящий орган, прокуратуру или суд. Однако, как заключил ЕСПЧ, в этом случае предмет рассмотрения — только действия должностных лиц. То есть суд проверяет, были ли при производстве обыска соблюдены требования закона и судебного решения на право проведения ОРМ. Вопросы о наличии надлежащих и достаточных оснований для принятия решения о проведении ОРМ и о его соответствии требованиям закона остаются за рамками рассмотрения.

КС РФ в определении от 15.07.2008 года № 460-О-О13 указал, что лицо, в отношении которого проводятся ОРМ, ограничивающие его конституционные права, вправе обжаловать не только действия оперативников, но и судебное решение о разрешении указанных мероприятий.

Постановление судьи можно обжаловать в вышестоящий суд в кассационном порядке. В том же порядке на судебное решение может быть подано кассационное представление прокурора.

Несмотря на то, что КС РФ однозначно высказался о возможности обжалования судебного решения о проведении ОРМ, есть необходимость закрепить это право и процедуру обжалования в в Законе об ОРД.

Согласно ч. 1 ст. 284 УПК РФ осмотр вещественных доказательств проводится в любой момент судебного следствия по ходатайству сторон.

Осмотр вещественных доказательств может проводиться судом по месту их нахождения (ч. 2 ст. 284 УПК РФ).

В силу ч. 1 ст. 287 УПК РФ осмотр местности и помещения проводится судом с участием сторон, а при необходимости и с участием свидетелей, лиц, в отношении которых уголовные дела выделены в отдельное производство в связи с заключением с ними досудебного соглашения о сотрудничестве, эксперта и специалиста.

Осмотр помещения проводится на основании определения или постановления суда.

По прибытии на место осмотра председательствующий объявляет о продолжении судебного заседания и суд приступает к осмотру, при этом подсудимому, потерпевшему, свидетелям, лицам, в отношении которых уголовные дела выделены в отдельное производство в связи с заключением с ними досудебного соглашения о сотрудничестве, эксперту и специалисту могут быть заданы вопросы в связи с осмотром (ч. 2 ст. 287 УПК РФ).

Порядок назначения судебного заседания регламентирован ст. 231 УПК РФ.

Так, в постановлении о назначении судебного заседания разрешается вопрос о месте, дате и времени судебного заседания.

Соответственно, при установлении необходимости проведения выездного судебного заседания суд в обязательном порядке указывает на проведение заседания в такой форме в постановлении о назначении судебного заседания.

Стороны должны быть извещены о месте, дате и времени судебного заседания не менее чем за 5 суток до его начала (ч. 4 ст. 231 УПК РФ).

Согласно ст. 232 УПК РФ судья дает распоряжение о вызове в судебное заседание лиц, указанных в его постановлении, а также принимает иные меры по подготовке судебного заседания.

К иным мерам по подготовке судебного заседания, которые судья принимает в соответствии со ст. 232 УПК РФ, следует относить в том числе распоряжение о подготовке зала судебного заседания, направление службе судебных приставов поручения об обеспечении мер безопасности и создании условий для их применения, решение вопросов, связанных с присутствием в зале судебного заседания представителей средств массовой информации.

Указанные разъяснения приведены в п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.12.2009 № 28 «О применении судами норм уголовно-процессуального законодательства, регулирующих подготовку уголовного дела к судебному разбирательству».

Соответственно, в процессе организации проведения выездного судебного заседания судья, в производстве которого находится уголовное дело, согласовывает все организационные мероприятия с представителями руководства учреждения, где планируется проведение судебного процесса.

При проведении выездного судебного заседания соблюдаются требования, предъявляемые к регламенту судебного заседания, установленные ст. 257 УПК РФ.

Приговор по уголовному делу в соответствии с требованиями ст. 298 УПК РФ должен быть постановлен судом в совещательной комнате, соответственно, в ходе выездного судебного заседания рассмотрение дела по существу не может быть произведено.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: