Защита прав граждан в сфере социального обеспечения с помощью внесудебного порядка разрешения споров

Обновлено: 25.04.2024

Конституция РФ в ст. 39 закрепляет за каждым гражданином право на социальное обеспечение в старости, при временной нетрудоспособности, инвалидности, безработице, в случае рождения и воспитания детей, государство обязано создавать условия для беспрепятственного осуществления права.

Право на социальное обеспечение признается в России, а международном уровне. Однако международное признание права на социальное обеспечение, к сожалению, не дает гарантии на соблюдение его без нарушений. Нередко право выступает объектом нарушений со стороны органов, должны обеспечивать его исполнение.

Согласно ч. 1 ст. 46 Конституции РФ, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Судебная защита является наиболее эффективной формой защиты нарушенных или оспариваемых прав граждан на социальное обеспечение. Неукоснительное соблюдение материальных и процессуальных норм является важнейшим фактором судебной защиты прав граждан на социальное обеспечение, гарантирующем законность и обоснованность судебных решений.

Именно суд может обязать государство и его органы исполнить свои социальные обязательства перед гражданином и возместить причиненный ему ущерб. Суды не восстанавливают нарушенные права, но и выявляют причины нарушений, проводят профилактическую работу по их недопущению в дальнейшем.

В нашей стране судебная защита права гражданина на социальное обеспечение появилась сравнительно недавно. Для разрешения споров, возникших

по вопросам пенсионного обеспечения, данное правомочие было введено Законом РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в РФ». В настоящее время в суд могут обжаловаться решения и действия (бездействие) госорганов, их должностных лиц.

Ответчиками по данным делам выступают уполномоченные органы, обязанные назначить или предоставить обеспечение и не выполнившие либо выполнившие

ненадлежащим образом обязанность - управления. Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования, отделы социальной защиты населения.

Конституционный Суд РФ содействует реализации социальной политики государства путем исправления недостатков действующего социального законодательства, тем самым обеспечивая конституционную защиту социальных

прав гражданина. Конституционного Суда РФ оказывают влияние на разрешение других дел и способствуют совершенствованию социального законодательства в направлении обеспечения прав и интересов граждан.

Для защиты нарушенного права на социальное обеспечение граждане обращаются в суды общей юрисдикции. Также данная защита осуществляется по заявлениям прокуроров. Прокурорский надзор в сфере является особо востребованным, поскольку социально незащищенные слои населения не всегда имеют возможность самостоятельно отстаивать свои права интересы.

Анализ практики защиты судами права на социальное

обеспечение позволяет сделать вывод, что, непосредственное

применение Конституции РФ судами в большей степени обеспечивают надлежащий уровень защиты этого права.

Для современного законодательства, регулирующего отношения по социальному обеспечению граждан, характерны нестабильность, несоблюдение принципа юридического равенства, сложность для восприятия, излишняя казуистичность, отсылочный характер норм права, несогласованность между положений законов.
В условиях, когда социальное законодательство содержит большое количество противоречий и трудно для понимания, особую важность в деле осуществления социальных прав приобретает именно судебная власть. В смысле суды при разрешении споров фактически восполняют пробелы, имеющиеся в законодательстве, формируют единообразную правоприменительную практику.
Кроме того, осуществляя мониторинг правового регулирования отношений в области социального обеспечения, судебная практика позволяет выявлять регулярные нарушения прав граждан уполномоченными органами, в чью компетенцию входит решение вопросов по социальному обеспечению. Пенсия и пособие часто являются у российских граждан единственным источником дохода, подобные нарушения носят массовый характер.
Однако некоторые судебные постановления Верховного Суда РФ по вопросам социального обеспечения отличаются противоречивостью.
Полагаем, данная позиция не учитывает, что содержание правоотношений по социальному обеспечению включает право гражданина требовать предоставить путевку, соответствует обязанность определенного органа, при
наличии оснований, принять решение о предоставлении санаторно-курортного лечения. При этом постановка на учет сама по себе не означает реализацию предусмотренного законом права, должно быть предоставлено нуждающемуся лицу по закону в течение календарного года.

Если гражданин в порядке, установленном законом, подал заявление о предоставлении путевки, подтвердив свое право на ее получение, но в течение года не был обеспечен путевкой, то услуга не является оказанной. Инвалид сохраняет за собой право на ее получение с учетом содержания и сроков реализации индивидуальной программы реабилитации.

Отложение срока предоставления путевки на другой год с учетом действующего финансирования является невыполнением ФСС возложенной на него по закону обязанности.

Таким образом, в целях недопущения неоднозначного и толкования судами норм и противоречивости судебной практики, влекущих практические проблемы в реализации прав граждан на социальное обеспечение, следует обеспечить единообразное применение судами законодательства.

Несмотря на то, что судебный прецедент в российской правовой системе не является источником права, решения вышестоящих судебных органов являются ориентирами для нижестоящих судов по аналогичным делам.

Следует упомянуть проблему, в связи гражданам на протяжении длительного времени приходится обращаться в суд с исками к органам пенсионного обеспечения, отказавшим в предоставлении социального обеспечения, о включении в страховой стаж, для получения пенсии, времени нахождения работников в учебных отпусках, на курсах повышения квалификации.
Суды подобные требования, как правило, удовлетворяют, однако органы Пенсионного фонда РФ до сих пор продолжают отказывать заявителям во включении периодов в специальный страховой стаж и предоставлении пенсионного обеспечения. В связи с этим граждане, чтобы подтвердить свое право на социальное обеспечение, вынуждены тратить в суде большое количество времени, сил и средств.
Данная ситуация является явно ненормальной и обусловливает необходимость корректировки нормативного регулирования. Суды общей юрисдикции обладают правомочием направлять уполномоченным органам, предоставляющим социальное обеспечение, частные определения о нарушении прав граждан и требований закона. Регулярное внесение определений судами, полагаем, будет иметь профилактическое значение с целью недопущения подобных нарушений со стороны соответствующих органов.

Современные законы России не содержат четкого указания о распространении норм Гражданского процессуального кодекса РФ на процесс рассмотрения исков в случае нарушения прав граждан на социальное обеспечение. В п.п. 1 ч. 1 ст. 22 ГПК РФ необходимо добавить норму о том, что суды рассматривают дела о защите нарушенных прав и интересов граждан по вопросам их социального обеспечения.

Итак, судебная практика способствует устранению пробелов и коллизий в законодательстве, конкретизирует многие термины, вырабатывает правовые позиции, которые могут быть учтены при совершенствовании законодательства.

Для реализации закрепленных в законе социальных прав граждан надежный и эффективный государственно-правовой механизм защиты нарушенных прав, в котором ключевая роль принадлежит судебной власти.

Основа социальной защиты в области соцобеспечения пенсией

В ходе реализации гражданами собственных прав, касающихся отдельных видов социального обеспечения, проявляются различные разногласия (споры) между гражданами, муниципальными органами и государством, организациями, предприятиями, учреждениями, которые предоставляют обеспечение. Они могут возникнуть в правоотношениях, устанавливающих факты, которые имеют юридическое значение и касаются предоставления соответствующих видов социального обеспечения, включая материальные правоотношения по социальному обеспечению.

Правоотношения в области установления фактов, которые имеют юридическое значение, в качестве основы спора предусматривают отказ в установке инвалидности, неудовлетворенность граждан предоставленной группой инвалидности, причиной инвалидности, и т.д., отказ в установке факта иждивенства и др.

В случае обращения за назначением пенсии, спор часто касается задержки в оформлении документации по вине работодателей или задержки по вине территориальных органов пенсионного фонда, органа военного управления, правоохранительных органов. Помимо этого, спор возникает по поводу отказа в назначении пенсии, включая несогласие человека с ее суммой и сроком назначения.

Спор также может может возникнуть на этапе выплаты пенсий, где предмет спора состоит в задержках выплаты, выплаты в меньшем размере, чем было назначено.

Проявление спорных вопросов между гражданами, с одной стороны, территориальными органами ПФР или пенсионным подразделением органов военного управления, правоохранительным органом, с другой стороны, споры могут касаться нескольких вопросов:

  • назначения пенсий,
  • расчет стажа,
  • определение суммы и выплата пенсий,
  • перерасчет, индексация, перевод с одного вида пенсии на другой,
  • расчет сумм удержаний из пенсий,
  • приостановка и прекращение выплат пенсий и др.

Защита прав граждан в области соц. обеспечения

Споры в сфере назначения гражданам пособий связаны с различными вопросами и возникают между гражданами и соответствующими органами, учреждениями и предприятиями.

В случае назначения пособия по временной нетрудоспособности, включая пособия, назначенные по причине беременности и родов, граждане должны вступить в отношения с мед. организациями для того, чтобы установить факт временной нетрудоспособности, со страхователем (работодателем) для назначения и выплаты пособия. Подобные споры появляются по причине отказа в выдаче листка нетрудоспособности, включая срок, на который он выдан, отказа в назначении пособий, несогласия человека с суммой пособий и сроком их выплат, задержкой выплат со стороны страхователей (работодателей).

Разногласия между страхователями и застрахованными лицами также могут возникнуть в случае расчета страхового стажа, назначения и выплаты ежемесячных пособий на период отпуска по уходу за детьми до 1,5 лет и др.

Споры, касающиеся ежемесячных пособий на детей, возникают между гражданином и органами соц. защиты населения субъектов РФ по отказу в назначении пособия, расчету среднедушевого дохода семьи, суммы пособий, задержек в их выплате.

Споры, которые касаются предоставления социальной помощи со стороны государства, могут возникать между малоимущим гражданином (семьей) и органом соц. защиты населения субъектов государства. Они могут быть связаны с отказом предоставить помощь, исчислением средней суммы дохода на душу, суммой и видом помощи, задержкой в предоставлении и др.

Существует целая группа споров, возникающих между гражданами и органами, учреждения и предприятиями. Они связаны с вопросами социальной поддержки. Здесь можно говорить о ежемесячных денежных выплатах, системе социальных услуг, включая дополнительную медицинскую помощь, санаторном и курортном лечении, обеспечении лекарствами, проезде на транспорте.

Существуют споры и по другим вопросам социального обеспечения, включая социальное обслуживание, медицинскую помощь, дополнительное социальное обеспечение и др.

В нашей стране конституционно закреплена обязанность государства в соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина. В соответствии с ч. 1 ст. 45 Конституции, государственную защиту прав и свобод, которая предусмотрена для человека и гражданина в Российской Федерации, гарантирует закон. Он гласит, что каждое лицо имеет право на защиту своих прав и свобод любым способом, который не вступает в противоречие с законом, то есть граждане, права которых нарушены в области социального обеспечения, вправе отстаивать их в рамках законодательства и по собственному усмотрению.

Юридические гарантии защиты прав для граждан более конкретно устанавливают другие статьи Конституции РФ.

Внесудебная защита прав граждан в сфере социального обеспечения рассматривается 33 статьей, в соответствии с которой граждане РФ имеют право личного обращения, направления индивидуальных и коллективных обращений в органы государства и органы местного самоуправления.

Реализация гражданских прав тесно взаимосвязана с их защитой, которая представляет собой деятельность в сфере устранения препятствий при исполнении субъективных нрав. В этом процессе принимают участие граждане, государственные и муниципальные органы и прочие субъекты.

Если принимать более широкий подход, то можно выделить правовой механизм защиты, предусмотренный для субъективных прав и интересов, которые охраняются законом. Он состоит в системе правовых средств, посредством которых происходит обеспечение восстановления нарушенных субъективных прав, защита интересов, решение споров и устранение прочих препятствий в ходе реализации субъективного права.

Рассмотрение формы, средств и способов защиты

Юридическая литература содержит формы защиты прав, меры, средства и способы защиты.

Форма защиты является видом юридической деятельности, в ходе которой происходят охранительные правоотношения. Можно выделить непосредственную, общественную, управленческую, судебную и международную форму защиты гражданских прав.

Форму защиты можно характеризовать разрешением спорных вопросов, которые осуществляют заинтересованные субъекты (граждане и работодатели, гражданине и органы или учреждения, куда он обращается для того, чтобы установить юридический факт, представить обеспечение).

В случае общественной формы защиты прав, ее осуществляют специально сформированным правозащитным органом. Сфера социального обеспечения в качестве такого органа предусматривает работу комиссии (уполномоченного) по социальному страхованию.

Форма управления для защиты прав состоит в работе органов публичной власти (государственные органы, органы местного самоуправления, Уполномоченный по правам человека в РФ, Уполномоченные по правам человека в субъектах РФ, по правам ребенка в РФ, в субъектах РФ).

Все указанные формы защиты прав граждан можно считать внесудебной формой в отличие от судебной, которая включает деятельность судов общей юрисдикции, Конституционного Суда РФ, конституционных, уставных судов субъектов РФ.

Международную защиту прав граждан осуществляют специально созданные международные компетентные органы, включая Совет по правам человека, МОТ, Суд по правам человека в Европе (Страсбург), Экономический суд СНГ и др.

Предусмотрена и более крупная классификация для форм защиты прав: юрисдикционная и неюрисдикционная. Такая классификация относит к юрисдикционным формам общественную, управленческую, судебную и международную форму.

Если рассматривать неюрисдикционную форму, то в системе социального обеспечения ее не используют. Это обусловлено тем, что реализация гражданских прав в этой области не осуществляется без участия органов государства, органов местного самоуправления, предприятий.

Неюрисдикционная форма включает процедуру медиации, применяя которую происходит урегулирование споров, которые возникают из гражданских правоотношений, включая те, которые связаны с предпринимательской и иной экономической деятельностью, с трудовыми и семейными правоотношениями. В соответствии с вышеизложенным, споры, которые возникают из правоотношений в области социального обеспечения, не могут быть урегулированы посредством процедуры медиации.

Понятие «способы защиты прав» литература трактует по-разному. М. Н. Малеина и Т. Ю. Барышникова полагали, что они представляют собой действия, непосредственно направленные на защиту прав. В соответствии с подобным пониманием, во-первых, происходит отождествление способов и мероприятий защиты. Во-вторых, признак «непосредственно направлены» не может являться квалифицирующим. В-третьих, не совсем ясно, кому принадлежат подобные действия: только гражданам, гражданам и органам, учреждениям и предприятиям, которые нарушили гражданские права или права третьих лиц, включая вышестоящие органы, прокуратуру и др.

Исследуя понятие «способы защиты прав», необходимо взять за основу ч. 2 ст. 45 Конституции РФ, в соответствии с которой любое лицо имеет право на защиту своих прав и свобод любым способом, который не запрещается законодательно.

Способы защиты могут быть выбраны гражданином, права которого нарушены. Они заключаются в действиях, которые не запрещает законодательство. Подобные действия выражаются направлением жалоб и заявлений в органы государства, органы местного самоуправления, предприятия, а также в СМИ, устных обращений.

Способы правовой защиты исходят и от органов государства различного уровня. Так, при нарушении гражданами собственных обязанностей в правоотношениях, касающихся социального обеспечения, может приниматься решение о прекращении выплат пенсий, пособий, об удержании из пенсии, пособия, приостановлении выплаты органами государства, органами местного самоуправления, учреждениями, предприятиями и др.

Мероприятия защиты отличаются от способов защиты тем, что представляют собой действия компетентного органа, учреждения, предприятия или должностного лица. Они используются как ответ на обращение гражданина, права которого были нарушены, или по инициативе органа, учреждения, организации и должностного лица. Система мер зависит от нескольких факторов:

  • форма правовой защиты;
  • вид нарушенного права;
  • характер нарушения прав;
  • полномочия компетентных органов, предприятий, учреждений, должностных лиц, которые применяют меры защиты;
  • статус органа, учреждения, организации, должностных лиц, которые нарушают гражданские права;
  • содержание нормативных правовых актов.

В число мер защиты включено признание прав, признание недействительными актов органов государства различных уровней, возмещение убытков, компенсация морального вреда, прекращение (изменение) правоотношений и др.

Признание права может проводится посредством любого компетентного органа (учреждения), включая суд, признание недействительным актов государственных органов, органа местного самоуправления осуществляется только судом; который, как правило, выносит решение о возмещении убытков и компенсации морального вреда.

Средства защиты включают действия граждан, органов, учреждений, предприятий и должностных лиц. Они обладают внешним оформлением. Суд выносит решение, постановление и определение. Граждане могут подать обращение, иск. Государственные органы, органы местного самоуправления, предприятия, должностные лица должны реагировать на обращения граждан с помощью оформления протокола, издания постановления, предписания, предостережения, протеста, представления и др.

В качестве субъекта охранительных правоотношений могут выступать гражданин; орган, организация или учреждение, которые предоставляют обеспечение; юрисдикционный орган.

Граждане имеют правомочия требований восстановить нарушенные права и возместить причиненный ущерб. Юрисдикционные органы, в свою очередь, должны удовлетворять законные требования граждан, требуя от виновных граждан, предприятий и учреждений восстановления этих прав, возмещения причиненного ущерба.

Обязанность органов, предприятий и учреждений состоит в том, чтобы выполнять решения, которые вынесены юрисдикционным органом.

Существенную роль играет проблема момента возникновения охранительных правоотношений, который зависит от времени возникновения нарушения прав граждан и места обращения граждан за защитой их прав. В одной ситуации это происходит на этапе подготовки к обращению за обеспечением, в другой — за обеспечением, то есть в ходе процедурных правоотношений. Также существуют ситуации, когда граждане обращаются за защитой своих прав в области материальных правоотношений. Тогда и происходит проявление охранительных правоотношений, которые существуют наряду с процедурными и материальными правоотношениями, но и без них.

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПРИМОРСКОГО КРАЯ КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Лекция на тему:
«Формы и способы защиты прав граждан в сфере социального обеспечения»
МДК 01.01 Право социального обеспечения
Преподаватель
Халтурина М.А.

1. Право на социальное обеспечение в системе прав человека и гражданина, его сущность и значение

Право гражданина – это охраняемая законом мера юридически возможного поведения, направленная на удовлетворение интересов человека, который находится в устойчивой правовой связи с конкретным государством

Право на социальное обеспечение относится к группе социально-экономических прав человека и гражданина
Значение этого права обусловлено тем, что в каждом государстве есть люди, которые в силу болезни, возраста, а также по причине других объективных обстоятельств лишены способности или возможности трудиться, или не в состоянии обеспечить свое существование сами

Статья 7 Конституции РФ
Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Статья 39 Конституции РФ
Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Социальное обеспечение – это форма распределения, гарантирующая гражданам при наступлении неблагоприятных социальных ситуаций государственную поддержку в виде пенсий, пособий и социальных услуг
Социальная защита – это деятельность федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, специализированных структур (негосударственных пенсионных фондов) по оказанию помощи семье, материнству, отцовству и детству, обслуживанию нетрудоспособных, созданию благоприятной окружающей среды, охране здоровья, по охране труда, заработной плате

Право на социальное обеспечение является одним из важнейших прав человека и гражданина, относится к группе социально-экономических прав, закреплено в ряде статей Конституции РФ в соответствии с нормами международного права
Успешная деятельность государства в социальной сфере является одним из условий эффективной реализации основных направлений политики государства

2. Формы защиты прав граждан в сфере социального обеспечения: понятие, сущность, характеристика форм

Под формой защиты понимается комплекс внутренне согласованных организационных мероприятий по защите субъективных прав и охраняемых законом интересов

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ЗАЩИТЫ
представляет собой деятельность уполномоченных государством органов по защите нарушенных и оспариваемых субъективных прав
Юрисдикционная
Неюрисдикционная
охватывает собой действия граждан по защите субъективных прав, которые совершаются ими самостоятельно, без обращения за помощью к государственным и иным компетентным органам

В сфере социального обеспечения применяется только
юрисдикционная форма защиты прав

3. Понятие, сущность, правовые гарантии и способы защиты прав граждан в сфере социального обеспечения

Одной из гарантий надлежащей реализации права на социальное обеспечение является его защита, которая осуществляется способами, установленными законом, либо способами, не противоречащими закону
Защита субъективного права – это деятельность по устранению препятствий, возникающих на пути его осуществления

признание права
в сфере социального обеспечения, в основном,
применяются способы защиты:
Перечень способов защиты прав граждан
установлен ст. 12 ГК РФ
восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения
признание сделки недействительной и применение последствий ее недействительности
признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления
присуждение к исполнению обязанности в натуре
возмещение убытков
взыскание неустойки
компенсация морального вреда

Способы защиты прав граждан в сфере социального обеспечения реализуются через административный и судебный порядок защиты

4. Способы защиты прав граждан в сфере социального обеспечения, реализуемые в административном порядке

Административный порядок защиты прав граждан в сфере социального обеспечения связан с обжалованием незаконных действий и решений органов государственной власти и управления
Основополагающим нормативным актом является Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»

Работа с обращениями состоит из нескольких этапов:
Прием и регистрация обращения
Рассмотрение обращения по существу, его анализ
Подготовка проекта ответа на обращение
Направление ответа заявителю
По общему правилу письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения

Обращения граждан выполняют несколько функций
это одна из форм участия граждан в управлении делами государства
это один из способов восстановления нарушенного права
это один из источников информации для органов государственной власти и местного самоуправления
это один из способов устранения нарушений законности и предотвращения правонарушений

признание права
В административном порядке реализуются следующие способы защиты в сфере социального обеспечения:
восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения
отмена акта нижестоящего государственного органа или органа местного самоуправления
возмещение убытков
взыскание неустойки

Административный порядок предоставляет несколько меньшие возможности по защите прав граждан в сфере социального обеспечения, но, вместе с тем, он все равно объективно необходим, причем он ни в коей мере не снижает значимости судебной защиты прав и свобод, тем более что человек вправе сам избрать судебный или внесудебный способ рассмотрения его административно-правового спора с органом социального обеспечения

5. Способы защиты прав граждан в сфере социального обеспечения, реализуемые в судебном порядке

В соответствии со ст. 46 Конституции РФ гарантируется право на судебную защиту прав и свобод человека и гражданина
Судебная защита является одной из важнейших и самостоятельных функций государства
В настоящее время эффективное функционирование института судебной защиты прав и свобод человека и гражданина рассматривается как основной показатель места судебной власти в обществе, показатель демократичности самого общества

Право гражданина на судебную защиту в области социального обеспечения – это элемент правового статуса физического лица, гарантирующий возможность в случае непредоставления медицинской помощи, пенсий, пособий и других видов обеспечения при наступлении социальных рисков либо при представлении социального обеспечения ненадлежащего качества или объема обращаться в суд с требованием о полном восстановлении нарушенного права на социальное обеспечение, включая компенсацию морального вреда

Судебный порядок защиты прав граждан в сфере социального обеспечения является самым эффективным порядком защиты
Основную массу споров, возникающих из правоотношений по социальному обеспечению, рассматривает районный суд в соответствии с ГПК РФ
Подача искового заявления
Подготовка дела к судебному разбирательству
Судебное разбирательство

Защита прав граждан в сфере социального обеспечения, как в административном, так и в судебном порядке с помощью различных способов в ряде случаев является необходимым средством для последующей реализации этих прав

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

МОСКВА, 12 февраля. /ТАСС/. Председатель Верховного суда России Вячеслав Лебедев сориентировал суды на защиту социальных прав граждан. Об этом говорится в полном тексте выступления главы ВС РФ на совещании судей, распространенного пресс-службой в среду.

Лебедев напомнил судьям, что в соответствие со ст. 7 Конституции Российская Федерация "является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охрану жилищных, трудовых, пенсионных прав граждан, охрану их жизни и здоровья".

При этом он подчеркнул, что "судебная практика и правовые позиции Верховного суда РФ по этим категориям дел характеризуются высокой социальной ориентированностью правосудия". Так, по 290 тыс. рассмотренных в 2019 году судами дел о взыскании невыплаченной зарплаты суды удовлетворили требования по 97% дел на общую сумму 13 млрд рублей. Кроме того, суды удовлетворили требования граждан по 45% жалоб о признании увольнения незаконным, 76% требований о возмещении ущерба, причиненного при исполнении трудовых обязанностей, 88% требований о предоставлении гарантий и компенсаций, предусмотренных трудовым законодательством, 92% требований, связанных со страхованием жизни и здоровья, и 92% - о компенсации морального вреда, связанного с причинением вреда жизни и здоровью.

"Верховный суд РФ обратил внимание судов на то, что право на компенсацию морального вреда в связи с врачебной ошибкой имеет не только пациент, но и его супруг, а также близкие родственники", - отметил Лебедев. Суды общей юрисдикции, рассмотрев 2 тыс. дел о защите интеллектуальной собственности, в 89% поддержали требования правообладателей, арбитражные суды, рассмотрев 21 тыс. таких споров, поддержали требования правообладателей в 75% случаев.

Инвалиды и пенсионеры

Лебедев подчеркнул, что суды "также учитывают гарантии трудоустройства людей с ограниченными возможностями, для которых работодатель обязан не только создать квотируемые рабочие места, но и обеспечить фактическое заполнение этих рабочих мест". А отказ в заключении трудового договора женщинам в связи с беременностью или наличием детей запрещен. За год рассмотрены 70 тыс. исков граждан к Пенсионному фонду РФ и негосударственным пенсионным фондам, удовлетворены 77% требований.

Отдельно Лебедев напомнил о правовой позиции Верховного суда, согласно которой пенсионеры имеют льготу в виде освобождения от уплаты госпошлины по искам к пенсионным фондам не только при подаче иска, но и на всех стадиях рассмотрения дела (в вышестоящих судах).

Споры с госорганами

В порядке административного судопроизводства в 2019 году суды при рассмотрении споров граждан с госорганами и должностными лицами удовлетворили 55% исков граждан о защите жилищных прав, 81% требований в сфере социального обеспечения и социального страхования, 64% требований в сфере здравоохранения.

Из 146 тыс. дел об оспаривании решений, действий и бездействия государственных и муниципальных органов и должностных лиц удовлетворено 45% требований. Из 2,9 тыс. дел, связанных с защитой избирательных прав граждан, удовлетворены 30% требований.

А чаще всего судьи выносят решения в пользу заявителей по жалобам об оспаривании кадастровой стоимости земельных участков (в 98% случаев).

Военнослужащие

Военные суды при рассмотрении споров о защите социальных прав военнослужащих удовлетворили 74% требований, направленных на обеспечение положенными видами довольствия, и 45% - о защите жилищных прав военнослужащих.

В 47% случав военные суды признавали правоту военнослужащих, оспаривавших действия, бездействие или решения воинских должностных лиц и органов военного управления, затрагивавших их права. За минувший год военные судьи рассмотрели 9,5 тыс. таких споров.

Кредиты и банкротства

Говоря о самой массовой категории исков в судах - о взыскании долгов по кредитам (7 млн из 19,6 млн всех гражданских дел) Лебедев заметил, что одной из причин такого числа споров по выплатам кредитов является неполнота информации, предоставляемой гражданам обо всех условиях кредита и его погашения. Он отметил, что с 1 сентября вступят в силу изменения в законе, устанавливающие перечень сведений, которые должны предоставляться, и предусматривающие частичный возврат страховой премии при досрочном погашении кредита.

Кроме того, он добавил, что с 1 января 2021 года уполномоченный по правам потребителей финансовых услуг начнет рассматривать требования граждан к кредитной организации в досудебном порядке. Введенное с 1 июня прошлого года досудебное рассмотрение уполномоченным требований граждан в сфере ОСАГО сократило число споров граждан со страховщиками по ОСАГО в судах на 40% (на 108 тыс.), пояснил Лебедев.

Кроме того, в этом году Верховный суд подготовит постановление пленума по вопросам применения к гражданам закона о банкротстве и обзор судебной практики по спорам, связанным с установлением требований к проходящему процедуру банкротства. Лебедев подчеркнул, что процедура банкротства граждан является социально значимой, потому что "позволяет должнику восстановить социально-экономические связи" после аннулирования прежних долгов. "Верховный суд неоднократно обращал внимание судов на недопустимость формального подхода к рассмотрению этой категории дел", - сказал Лебедев.

В частности, высшая судебная инстанция указала, что банк не вправе ссылаться на неразумность действий заемщика, не рассчитавшего свои возможности по выплате кредита, если кредит был выдан на основании достоверной информации, предоставленной заемщиком (признание неразумности действий заемщика приравнивало его действия к недобросовестным и лишало возможности быть получить признание банкротом со списанием всех долгов, которые он не в состоянии выплатить - прим. ТАСС).

Совещание судей судов общей юрисдикции и арбитражных судов РФ проходило по видео-конференц-связи из Верховного суда РФ с 230 зданиями судов, что позволило судьям по всей стране в режиме реального времени увидеть выступление руководства Верховного суда.

Способы защиты прав граждан в сфере социального обеспечения

Защита прав граждан в сфере социального обеспечения – это правомерная деятельность по защите законных интересов различных субъектов права, важнейшая область правового регулирования общественных отношений.

Право на социальное обеспечение действенно только в ситуациях, когда обеспечено возможностью защиты этого права. Защиту права можно рассматривать, как государственно-принудительную деятельность, которая направлена на обеспечение реализации юридической обязанности и восстановление нарушенного права.

Защита права неразрывно связана с юридической ответственностью, главным элементом которой выступает использование государственно-принудительного механизма для восстановления нарушенных прав. При юридической ответственности между государством (в виде его специальных органов) и правонарушителем возникает особый вид правоотношений. На правонарушителя возлагается обязанность претерпевать неблагоприятные последствия и соответствующие лишения за нарушение содержащихся в нормах права требований и за совершенное правонарушение.

Защита права – это различные меры защиты граждан, подразумевающие нормы разных отраслей права (права трудового, социального, гражданского, экологического, жилищного и т.д.), и реализуемые с помощью разных способов и форм, предусмотренных национальным и международным законодательством о защите прав граждан.

Защита права на социальное обеспечение является одним из вариантов реализации права в специфичной форме. Защита происходит благодаря правомерной деятельности государственных компетентных органов, управомоченных лиц, направленной на восстановление права и устранение препятствий для его осуществления.

Способы и формы защиты устанавливаются отраслевым законодательством. Они образуют необходимый состав, с помощью которого потерпевший добивается необходимого юридического результата для восстановления нарушенного права.

Способы защиты права на социальное обеспечение:

  • пресечение противоправных действий;
  • восстановление нарушенного права;
  • признание права гражданина;
  • понуждение к исполнению обязанности реализации и соблюдения социальных прав;
  • признание акта нормотворчества не подлежащим применению;
  • возмещение убытков;
  • компенсация морального вреда;
  • взыскание неустойки.

Готовые работы на аналогичную тему

Способы защиты права на социальное обеспечение – это законодательно закрепленные материально-правовые меры, носящие принудительный характер, с помощью которых производится признание (восстановление) оспариваемых (нарушенных) прав, воздействие на правонарушителя.

К основным способам защиты трудовых прав и свобод относятся:

  • защита профессиональными союзами;
  • самозащита;
  • государственный контроль за соблюдением нормативно-правовых актов;
  • судебная защита.

Самозащита права – это какие-либо действия лица, имеющего субъективное право, связанное с защитой этого права от нарушения. Самозащита может применяться при следующих условиях: способ защиты должен соразмеряться нарушению; лицо, осуществляющее защиту собственного права, должно быть бесспорным по отношению к его обладателю; самозащита не должна выходить за пределы необходимых для защиты действий.

Самозащита может применяться только при нарушении или после нарушения права. Во время самозащиты лицо к компетентным органам по поводу защиты обратиться не может. В тоже время, если обращение к таким органам возможно, то необходимо исходить из того, что именно в данной ситуации применение самозащиты является наиболее действенным и оперативным. Осуществление самозащиты происходит благодаря силам самого потерпевшего.

Самозащиту можно рассматривать, как возможность контролировать, инициировать, воздействовать на процесс защиты от начала до конца, осуществляя взаимодействие с органами государственной власти. Органы власти играют большую роль при реализации самозащиты социальных прав граждан. Самозащиту социальных прав можно реализовывать через органы исполнительной, законодательной, судебной власти, через органы местного самоуправления.

Формы защиты прав граждан в сфере социального обеспечения

Формы правовой защиты социального обеспечения По данной теме мы уже выполнили дипломную работу организационно-правовые формы социального обеспечения подробнее представляют собой порядок реализации уполномоченным лицом деятельности, совокупность внутренне согласованных организационных действий по защите охраняемых законом интересов и прав, осуществляемых в рамках одного правового режима.

Любая форма защиты объединяет характерные и конкретные способы и соответствующие органы защиты.

Все формы защиты прав на социальное обеспечение подразделяются на 2 группы:

  1. Юрисдикционная форма. Деятельность общественных организаций и государственных органов по защите охраняемых законом интересов и прав (защита прав уполномоченными государством или государственными органами, обладающими правомочными полномочиями). Наиболее характерна для защиты прав социального обеспечения.
  2. Неюрисдикционная форма. Применение мер защиты самостоятельно управомоченным субъектом, без обращения к отдельному органу.

Индивидуальная форма защиты интересов наиболее часто используется в пенсионном обеспечении, так как инициирует все возможные варианты защиты законных интересов.

Формы защиты права на социальное обеспечение могут быть правовыми (защита осуществляется в административном или судебном порядке) и неправовыми (осуществляется в зависимости от того, какие организации (органы) обладают законно закрепленным правом защищать права и интересы граждан на получение социального обеспечения.

Неправовая форма защиты четких процедурных форм не имеет, может осуществляться через переговоры или специальные обращения общественных организаций в органы государственной власти, принимающие соответствующие решения для защиты законных прав и интересов граждан.

Если обращение граждан в общественные или государственные организации (органы) инициирует правовой механизм защиты прав граждан, можно рассматривать смешанное (совокупное) применение юрисдикционной и неюрисдикцинной форм защиты прав.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: