Конституционно правовая ответственность это отрицательная оценка государством

Обновлено: 26.04.2024

Юридическая ответственность – важнейший институт любой правовой системы, один из сущностных признаков права, необходимый элемент механизма его действия. В силу этого проблема юридической ответственности занимает одно из центральных мест как в общей теории права, так и в отраслевых юридических науках, включая и конституционное право.

Господствующей в литературе о юридической ответственности является ее трактовка как меры государственного принуждения, основанной на юридическом и общественном осуждении правонарушения и выражающейся в установлении для правонарушителя определенных отрицательных последствий в форме ограничений (лишений) личного или имущественного порядка.

Поскольку юридическая ответственность является одним из важнейших средств организации правильного (должного) исполнения предписаний правовых актов, предупреждения и пресечения нежелательного с точки зрения закона поведения субъектов общественных отношений, она является категорией, свойственной всем отраслям права, включая и конституционное.

Будучи одним из видов юридической ответственности, конституционно-правовая ответственность обладает всеми общими признаками, которые выделяют юридическую ответственность среди других социальных явлений. Она, как и любая другая юридическая ответственность, является мерой государственного принуждения, основанной на юридическом и общественном осуждении правонарушения и выражающейся в установлении для правонарушителя определенных отрицательных последствий.

Принуждение как общий признак юридической ответственности является государственно-властным способом подавления отрицательных волевых устремлений отдельных субъектов для обеспечения их подчинения нормам права. В праве используются самые разнообразные способы принуждения, объективно обусловленные основаниями и целями их применения. Используя принуждение, государство не только воздействует на правонарушителей, но и осуществляет меры, направленные на предупреждение правонарушений.

Другим общим признаком юридической ответственности является установление для правонарушителя определенных отрицательных последствий, т. е. мер принуждения (санкций), которые применяются государством в случае нарушения нормы права.

В конституционном праве предусмотрена возможность применения мер принуждения, а также мер воздействия за определенные нарушения. Например, согласно Конституции РФ (ч. 3 ст. 115) постановления и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ могут быть отменены Президентом. Отмена акта является принудительным воздействием со стороны Президента РФ, которое прекращает возникшее правоотношение и предупреждает наступление вредных последствий издания неправомерного акта. Вместе с тем эта отмена является конституционно-правовой санкцией, выражающей в правовой форме последствия несоблюдения норм конституционного права. Эти последствия носят неблагоприятный для правонарушителя характер.

Таким образом, конституционно-правовой ответственности, как и всякой другой юридической ответственности, присущи элементы кары как претерпевания неблагоприятных для правонарушителя последствий за нарушение норм конституционного права. Эта кара всегда имеет государственно-властную, принудительную природу.

Однако в конституционно-правовой ответственности кара имеет свои особенности, отличающие ее от кары в других видах юридической ответственности. Если, например, уголовное наказание заключается в лишениях личного и имущественного свойства, то правовые последствия реализации конституционно-правовой ответственности имеют иной характер. Отсутствуют в конституционно-правовой ответственности и такие меры государственного принуждения, как штраф и т. п.

Вместе с тем конституционно-правовая ответственность – это не только кара за нарушение правовых норм. Здесь на первый план выступает правовосстановительная функция ответственности. Но если, например, в гражданском праве восстановление выражается в возвращении в первоначальное состояние, возмещении (компенсации) понесенных убытков и т. п., то в конституционном праве оно связано с устранением нарушений закона и принятием мер по обеспечению нормального функционирования государственного аппарата, деятельности депутатов, должностных лиц, осуществлению конституционных прав, свобод и обязанностей граждан.

Необходимым элементом основания конституционно-правовой ответственности является наличие вины. Однако здесь требуется правильное понимание таких ее психологических форм, как умысел и неосторожность. Используя в конституционном праве эти категории, конечно, противоестественно говорить, например, о «неосторожном» неудовлетворении требований, предъявляемых к деятельности должностного лица, о «неосторожном» отсутствии контроля и т. п. Однако вполне естественно было бы сказать о неполноценности или нерадивости должностного лица, которое неумышленно допустило в своей деятельности очевидные нарушения, т. е. совершило действия или бездействие, которые в других отраслях права как раз и признаются неосторожными.

Таким образом, конституционно-правовая ответственность – это прежде всего отрицательная оценка государством деятельности граждан, государственного органа, должностного лица и т. д., а также мера принуждения, реализация санкции правовой нормы.

Наряду с общими признаками, свойственными всем другим видам ответственности, конституционно-правовая ответственность имеет свои особенности, не свойственные ни одному другому виду юридической ответственности. Эти особенности обусловлены специфическими свойствами предмета конституционного права.

Конституционное право регулирует основополагающие отношения, определяющие содержание всех других общественных отношений во всех сферах жизнедеятельности общества. Оно устанавливает не только принцип безусловной наказуемости всех деяний, нарушающих общественные отношения, но и общие запреты на совершение тех или иных деяний.

Так, согласно Конституции РФ (ч. 4 ст. 3) никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону. В ч. 4 ст. 13 Конституции РФ указывается: «Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни».

Такого рода запреты на совершение тех или иных деяний требуют установления юридической ответственности в различных отраслях права. Они детализируются в Уголовном кодексе РФ и других нормативных актах. Поэтому противоправное деяние, нарушающее эти запреты, нарушает одновременно два вида правоотношений: конституционно-правовое и конкретное правоотношение другой отрасли права, детализирующее конституционно-правовое отношение. Однако эти нарушения влекут за собой применение той меры ответственности, которая установлена законодательством. Такая мера всегда определяется той отраслью права, которая конкретизирует конституционно-правовой запрет. Что же касается самого запрета, то он лишь указывает на безусловную необходимость правовой реакции государства, привлечения виновного субъекта к правовой ответственности.

Все это, разумеется, не означает, что конституционно-правовая ответственность всегда обеспечивается только каким-либо иным видом ответственности.

Особенность предмета конституционного права, как отмечалось ранее, состоит в том, что конституционно-правовое регулирование общественных отношений в различных сферах жизни, охватываемых этой отраслью, неодинаково. В одних сферах жизни общества нормы конституционного права регулируют лишь основополагающие отношения. Во всем объеме их регулирование осуществляется другими отраслями права. В других сферах жизни общества предметом конституционного права охватывается весь комплекс общественных отношений. Именно в этих сферах общественной жизни конституционно-правовая ответственность и применяется, так сказать, в чистом виде, как особый вид юридической ответственности.

Правда, и здесь не исключено положение, когда государство вынуждено для защиты определенных общественных отношений прибегать к мерам не только конституционно-правовой, но и иных видов юридической ответственности.

Использование иных видов юридической ответственности в этих случаях связано с тем, что все общественные отношения, составляющие предмет конституционного права, являются базовыми, основополагающими. Поэтому государство использует все средства их защиты, все виды юридической ответственности.

Необходимость использования всех видов юридической ответственности для защиты конституционно-правовых отношений определяется также спецификой санкций конституционно-правовой ответственности, которые, как правило, сами по себе не носят ни карательного в прямом смысле этого слова, ни компенсирующего характера.

Итак, конституционно-правовая ответственность может наступать за нарушение норм конституционного права. Однако не всякая ответственность за нарушение этих норм является конституционно-правовой. В нормах конституционного права могут закрепляться и иные виды ответственности. Например, согласно ст. 20 Конституции РФ за особо тяжкие преступления может применяться в качестве исключительной меры наказания смертная казнь впредь до ее отмены. Таким образом, в этой статье Конституции речь идет не о конституционно-правовой ответственности, а об уголовной.

Говоря о соотношении конституционно-правовой и других видов юридической ответственности, можно выделить несколько вариантов их раздельного или совместного применения.

В одних случаях применение того или иного вида ответственности может исключить конституционно-правовую ответственность. Например, лица, захватившие власть или присвоившие властные полномочия, привлекаются к уголовной ответственности.

В других случаях применение конституционно-правовой ответственности может исключить необходимость использования какой-либо иной ответственности. Например, отставка министра в связи с его плохой работой, как правило, снимает вопрос о применении к нему мер дисциплинарной ответственности.

Иногда конституционно-правовая ответственность применяется независимо от того, использована ли другая ответственность. Например, нарушение порядка подсчета голосов влечет аннулирование результатов выборов по избирательному округу независимо от того, понесли ли виновные уголовную ответственность.

Наконец, применение другой ответственности в ряде случаев обязательно влечет и конституционно-правовую ответственность. Например, в связи с вступлением в законную силу обвинительного приговора суда в отношении лица, являющегося депутатом, соответствующий законодательный (представительный) орган принимает решение о досрочном прекращении его депутатских полномочий.

Конституционно-правовая ответственность часто носит ярко выраженный политический характер и тесно соприкасается или даже сочетается с политической ответственностью. Например, отставка правительства может быть как мерой конституционно-правовой ответственности, когда она наступает в результате ненадлежащего исполнения правительством своих обязанностей, так и мерой политической, когда правительство увольняется с целью разрешения сложившегося в стране политического кризиса. Не исключено также, что такая отставка может быть одновременно и мерой политической, и мерой конституционно-правовой ответственности. Однако при этом важно учитывать, что основанием конституционно-правовой ответственности для высших должностных лиц является нарушение их конституционных обязанностей, тогда как политическая ответственность означает только то, что занимающее высшую государственную должность лицо может лишиться политической поддержки в силу той или иной причины.

Характерной для конституционно-правовой ответственности особенностью является то, что не существует единой процедурной формы ее применения. Почти каждой мере конституционно-правовой ответственности соответствует свой особый порядок ее назначения и исполнения. Например, порядок отрешения Президента РФ от должности иной, чем, скажем, порядок отмены незаконного акта или досрочного роспуска того или иного государственного органа и т. д.

§ 2. Санкции как форма выражения конституционно-правовой ответственности

Характерной чертой конституционно-правовой ответственности, отличающей ее от других видов юридической ответственности, является своеобразие ее санкций.

Санкция является обязательным атрибутом юридической ответственности в конституционном праве. Юридическая ответственность – это и есть реализация санкции, указанной в юридической норме. Именно санкция указывает на те неблагоприятные последствия, которые применяются к нарушителю конституционно-правовой нормы. Таким образом, ответственность выступает в качестве формы реализации соответствующих санкций, а санкция – мерой этой ответственности.

В настоящее время государством используется широкий круг мер конституционно-правовой ответственности. В их число входят прежде всего отмена или приостановление действия актов государственных органов или их отдельных положений.

Значение этой формы государственного воздействия состоит в том, что посредством ее применения осуществляется принудительная ликвидация незаконно возникших правоотношений и восстановление нарушенного правопорядка. Решение об отмене или приостановлении акта содержит в себе отрицательную оценку противоправных действий, приведших к изданию противоречащего закону акта, и служит предупреждению подобных правонарушений. Отмена содержит жесткий, категоричный императив и лишает акт всех его юридических потенций, в том числе ретроспективно. Она может устранять все правовые последствия действия такого акта с момента его принятия. Отмена и приостановление – близкие, но не совпадающие меры ответственности. Приостановление – это та же отмена, но под условием, ограниченная во времени, не решающая окончательную судьбу акта и не аннулирующая его действия в предшествующий период.

Конституционное право России. Учебник. 5-е издание

В учебнике раскрыты содержание и сущность основных конституционно-правовых институтов, охватываемых отраслью конституционного права Российской Федерации, охарактеризовано их историческое разви- тие, обоснованы новые концепции действующей Конституции РФ, дан анализ современных тенденций развития конституционно-правового законодательства, проблем его реализации. Для студентов, бакалавров, специалистов, аспирантов, преподавателей юридических вузов, депутатов, практикующих юристов, членов общественных объединений, деятельность которых требует понимания конституционных прав и свобод личности с целью их защиты.

Читать фрагмент.

 Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. Учебник. 5-е издание

Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. Учебник. 5-е издание

Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. Учебник. 5-е издание

В учебнике раскрыты содержание и сущность основных конституционно-правовых институтов, охватываемых отраслью конституционного права Российской Федерации, охарактеризовано их историческое разви- тие, обоснованы новые концепции действующей Конституции РФ, дан анализ современных тенденций развития конституционно-правового законодательства, проблем его реализации. Для студентов, бакалавров, специалистов, аспирантов, преподавателей юридических вузов, депутатов, практикующих юристов, членов общественных объединений, деятельность которых требует понимания конституционных прав и свобод личности с целью их защиты.

Читать фрагмент.

Внимание! Авторские права на книгу "Конституционное право России. Учебник. 5-е издание" (Козлова Е.И., Кутафин О.Е.) охраняются законодательством!

Конституционно-правовая ответственность как вид юридической ответственности - отрицательная оценка государством деятельности граждан, государственного органа, должностного лица и т.д., а также мера принуждения, реализация санкции правовой нормы.

* В литературе по конституционному праву нет единого мнения относительно конституционно-правовой ответственности как разновидности юридической ответственности. Однако существование в конституционном законодательстве мер ответственности, которая не может быть отнесена к другим известным ее видам (уголовной, административной, дисциплинарной, гражданско-правовой, материальной), позволяет говорить о наличии такого вида ответственности.

Основания: (основанием применения конституционной ответственности является действие или бездействие, которые причинили или могли причинить ущерб обществу или государству, независимо от того, были ли нарушены нормы конституционного права или нет).

Нормативное основание - это норма конституционного права, предусматривающая ответственность.

Фактическое основание - это, во-первых, правонарушение, характеризующееся набором признаков, образующих состав правонарушения, и, во-вторых, правоприменительный акт- применение к правонарушителю мер государственного принуждения.

Основанием конституционно-правовой ответственности является конституционное правонарушение - виновное деяние, противоречащее требованиям конституционно-правовых норм и влекущее специальную конституционно-правовую ответственность. За нарушение норм конституционного права наступает не только конституционно-правовая, но и иная - уголовная и административная ответственность: за нарушение конституционных обязанностей ее несут граждане. Поэтому конституционно-правовая ответственность отличается от иных видов ответственности именно спецификой своих мер (форм).

Конституционное право содержит несколько конкретных определений составов конституционных правонарушений. Например, приобретение гражданства России на основании заведомо ложных сведений и фальшивых документов может повлечь за собой ответственность в форме отмены решения о приеме в российское гражданство в отношении лица. Совершение Президентом РФ государственной измены или иного тяжкого преступления влечет при соблюдении процессуального порядка отрешение Президента РФ от должности. Деятельность общественного объединения в целях, запрещенных законом, или виновное нарушение им прав и свобод человека может повлечь его ликвидацию.

Субъекты конституционно-правовой ответственности:

1) государство в целом как субъект, возмещающий вред, причиненный гражданам незаконными действиями органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53 Конституции РФ); это относится также к субъектам Российской Федерации;

2) государственные органы, органы местного самоуправления и должностные лица, в том числе выборные (Президент РФ, главы субъектов Федерации, депутаты законодательных органов, Генеральный прокурор. Уполномоченный по правам человека и др.);

3) общественные и религиозные объединения;

Меры конституционно-правовой ответственности различны в зависимости от субъектов ответственности, но все они вносят определенное изменение в конституционно-правовой статус субъекта ответственности *:

1) возмещение вреда, причиненного действиями органов государственной власти или их должностных лиц (субъект этой меры ответственности - государство);

2) отрешение от должности Президента РФ, досрочное освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, других высших должностных лиц, отзыв депутатов представительных органов субъектов Федерации и органов местного самоуправления, а также глав субъектов Федерации и глав местного самоуправления, принудительное досрочное расформирование избирательных комиссий (субъекты - государственные органы, органы местного самоуправления и должностные лица);

3)отмена или приостановление действия актов государственных органов или их отдельных положений

4) ограничение или приостановление некоторых основных прав граждан (н-р избирать осужденным)

5) отмена решения о приобретении или прекращении гражданства РФ (субъекты - граждане).

4) приостановление и принудительная ликвидация общественных объединений, ликвидация и запрет деятельности религиозных объединений (субъекты - общественные и религиозные объединения);

Конституционное Право предусматривает несколько способов привлечения к констуционно - правовой ответственности : как общих для всех видов ответственности, так и специфических для конституционно-правовой ответственности:

1) судебный порядок. В этом порядке государством возмещается вред, причиненный его органами и должностными лицами, расформировываются избирательные комиссии, ликвидируются общественные и религиозные объединения, приостанавливается их деятельность;

2) принятие решения (постановления) компетентным государственным органом (не судебным). В таком порядке принимается решение об отмене решения о принятии в российское гражданство, освобождаются от должности должностные лица органов государственной власти и местного самоуправления. Усложненный порядок предусмотрен для отрешения от должности Президента РФ. Решение об этом принимается Советом Федерации, но принятию такого решения должно предшествовать выдвижение обвинения Государственной Думой, а также предоставление заключений Верховным Судом и Конституционным Судом Российской Федерации;

3) привлечение к ответственности путем использования форм непосредственной демократии. Отзыв депутата или иного выборного должностного лица как форма непосредственной демократии используется в качестве процессуального порядка реализации ответственности за нарушение ими Конституции РФ и законов, утрату доверия населения.

Конституционно-правовая ответственность – это имеющая наказательный характер, итоговая и негативная государственно-правовая оценка за совершённое конституционное правонарушение, выражающаяся в поражении конституционного статуса.

Признаки конституционно-правовой ответственности:

1. Конституционно-правовая ответственность является отраслевой разновидностью и выделяется наряду с уголовной, административной и гражданской ответственностью.

2. Конституционно-правовая ответственность является одной из форм конституционно-правового принуждения.

3. Основанием конституционно-правовой ответственности является совершение конституционного правонарушения.

4. Конституционно-правовая ответственность ориентирована отличительно на конституционный статус субъекта правонарушения.

5. Конституционно-правовая ответственность применяется в особом конституционном порядке.

6. Основными субъектами конституционно-правовой ответственности являются государственные органы и участники избирательного процесса.

7. Конституционно-правовая ответственность устанавливается специальным законодательством, конкретизирующим конституционные положения, а не самой Конституцией РФ, так как она не содержит каких-либо видов ответственности (санкций) за нарушение конституционного законодательства.

Меры конституционно-правовой ответственности различны в зависимости от субъектов ответственности, но все они вносят определенное изменение в конституционно-правовой статус субъекта ответственности :

1) возмещение вреда, причиненного действиями органов государственной власти или их должностных лиц (субъект этой меры ответственности - государство);

2) отрешение от должности Президента РФ, досрочное освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, других высших должностных лиц, отзыв депутатов представительных органов субъектов Федерации и органов местного самоуправления, а также глав субъектов Федерации и глав местного самоуправления, принудительное досрочное расформирование избирательных комиссий (субъекты - государственные органы, органы местного самоуправления и должностные лица);

3) отмена регистрации кандидатов на выборные должности в органах государственной власти и местного самоуправления (субъекты - участники избирательного процесса);

4) приостановление и принудительная ликвидация общественных объединений, ликвидация и запрет деятельности религиозных объединений (субъекты - общественные и религиозные объединения);

5) отмена решения о приеме в гражданство Российской Федерации (субъекты - граждане).

В юридической науке долгое время выделяли такие виды юридической ответственности: уголовная, административная, гражданско- правовая, материальная и дисциплинарная.

В середине XX столетия активно стали обсуждать еще один вид юридической ответственности- конституционно-правовую.

Конституционно- правовая ответственность существует для обеспечения конституционного стоя, применения мер государственного принуждения (воздействия) в случае неисполнения возложенных на субъекта конституционного права обязанностей.

Конституционно- правовая ответственность — это закрепленная нормами конституционного права обязанность субъекта конституционно- правового отношения отвечать за свое юридически значимое поведение в установленном порядке, а в случае отклонения претерпеть меры государственного воздействия.

Конституционная ответственность стала одним их элементом конституционного строя России. Применительно к институтам конституционного права конституционная ответственность становится элементом статуса субъекта конституционно-правовых отношений ( властеотношений , избирательных , федеративных и.т.д.)

В действующей Конституции России термин « ответственность» содержится в преамбуле , ст.41, 51,122 и разделе втором «Заключительные и переходные положения», где речь идет об ответственности Правительства РФ. Статья 122 посвящена исключительно уголовной ответственности в Российской Федерации еще нет, и это существенный пробел.

В науке различают позитивный и ретроспективный аспект конституционной ответственности.

Когда речь идет о позитивной конституционной ответственности, то в данном случае имеется в виду активная позиция государства, всех ветвей публичной власти и должностных лиц по соблюдению принципов верховенства и высшей юридической силы Конституции РФ, ее непосредственного действия, реализации конституционных установлений- целей, принципов, норм в текущей законодательстве в конституционно-правовой правоприменительной практике.

Этот аспект ответственности имеет своим основанием Конституцию РФ, следовательно имеет нормативное закрепление, а также прямое действие.

Это означает, что Конституции РФ предусмотрена модель правового государства, которое несет прямую конституционность ответственность перед личностью, обществом за правомерное поведение всех субъектов права. Она отражает объективный характер взаимоотношений государства и человека, граждан между собой и остальными различными структурами гражданского общества, которые находят правовое выражение в форме юридических обязанностей.

Позитивная ответственность - это постоянная, добровольная ответственность за свое поведение в настоящем будущем, соответствующая закону, за его исполнение. Это осознание личностью своих поступила в соответствии со своим правами и обязанностями в настоящем и будущем поведении.

Ретроспективный ( негативный) аспект конституционной ответственности наступает за ранее, то есть в прошлом , совершенные действия. Эти действия, как правило, является либо прямым нарушение конституционных запретом, либо невыполнением конституционных обязанностей государственных органов и их должностных лиц, либо превышением ( злоупотреблением) ими своих полномочий.

Ретроспективная конституционная ответственность- это отрицательная государственно правовая оценка конституционного правонарушения, влекущая применение к данному субъекту мер репрессивно- карательных или восстановительно- компенсационных.

Основаниями конституционно- правовой ответственности являются конституционных деликты, то есть деяние, не соответствующие должному поведению, предусмотрен носу нормами конституционного права. Конституционный деликт- это может быть действие или бездействие. Спорным является вопрос о наличии вины при наступлении конституционно-правовой ответственности.

Выделяют следующие виды конституционно-правовой ответственности: признание Конституционным Судом РФ акта или его отдельных положений неконституционными; выражение Государственной Думе недоверия Правительству РФ; роспуск Президентом РФ Государственной Думе в случаях, предусмотренных ч. 4ст. 111 и ч.4ст 117 Конституции РФ; отрешение от должности Президента РФ в соответствие со ст.93 Конституции РФ; отмена итогов голосования, результатов выборов и референдума.


Вопрос о понятии конституционно-правовой ответственности является весьма актуальным, в силу того, что в настоящее время в силу специфики правового регулирования конституционно-правовые отношения нуждаются в особой защите,- которой и выступает в некотором свойстве конституционно-правовая ответственность.

Наличие конституционно-правовой ответственности ученые-конституционалисты стали выделять недавно. В качестве самостоятельного вида ответственности, конституционно-правовую ответственность попытались изучить и изложили результаты в своих работах такие ученые как Б. М. Лазарев, Ю. Н. Еременко, Ф. М. Рудинский, С. А. Авакьян, Г. В. Барабашева. Наиболее подробнее вопросы относительно данной ответственности рассматриваются в трудах Н. М. Колосовой, В. О. Лучина, Т. Д. Зражевской, Н. А. Бобровой, В. А. Виноградова.

Стоит отметить, что, несмотря на значительное количество научных трудов, в научной литературе нет единого мнения о том, что можно понимать под конституционно-правовой ответственностью, источниках, основаниях и мерах конституционно-правовой ответственности.

М. П. Авдеенкова понимает под конституционно-правовой ответственностью особый вид ответственности за ненадлежащее осуществление публичной власти должностными лицами и органами публичной власти [1, c.103].

И. А. Конюхова считает, что конституционно-правовая ответственность — это вид позитивной ответственности, выражающаяся в обязанности обеспечивать действие норм конституционного права, а также посредством решения неблагоприятных последствий за нарушение конституционно-правовых норм в негативном смысле [2, c.202].

Т. Д. Зражевская понимает под конституционной ответственностью «самостоятельный вид юридической ответственности, который выражается в установлении приоритетности защиты важнейших отношений, а также возможности наступления неблагоприятных последствий для субъектов конституционного права, нарушивших нормы конституционного законодательства» [3, c. 93].

С точки зрения Е. В. Корчиго, Д. Б. Каткова отличительными характеристиками конституционной ответственности как одним из особых видов ответственности является то, что данная ответственность может применяться как к государству, так и к отдельному человеку [4, c.50]. Государство выступает субъектом конституционно-правовой ответственности в случае ненадлежащего исполнения конституционных обязанностей или неисполнения, провозглашенных в ст. 2 Конституции РФ.

По мнению Н. М. Колосовой, конституционная ответственность применяется к субъектам права лишь в том случае ненадлежащего исполнения или неисполнения субъектом своих обязанностей, а также в случае злоупотребления ими [5, c.40].

Весьма интересной представляется точка зрения О. Е. Кутафина, Е. И. Козлова, по их мнению, конституционно-правовая ответственность представляет собой вид ответственности, санкционированный мерами государственного принуждения, базирующийся на общественном и юридическом осуждении правонарушения и выражающийся в установлении определенных отрицательных последствий [6, c.204].

В качестве отличительных признаков конституционно-правовой ответственности от, например, уголовной, гражданской является то, что, во-первых, она имеет самостоятельный объект защиты — это конституционные правоотношения и самостоятельные механизмы восстановления конституционного правопорядка.

Во-вторых, данный вид ответственности имеет комплексный характер, который заключается в том, что ответственность несет государство в целом, так и отдельные властные структуры, а также ответственность отдельной личности или группы лиц, которая наступает за невыполнение или ненадлежащее выполнение своих конституционных обязанностей, а также в случае злоупотребления правами.

В-третьих, отсутствие единой процедурной формы применения.

В-четвертых, основанием конституционно-правовой ответственности является нарушение норм конституционного права, выражающееся в ненадлежащем исполнении или неисполнении субъектом правоотношений своих конституционных обязанностей или злоупотреблении своими конституционными правами.

Следующей отличительной характеристикой выступает то, что Конституционно-правовая ответственность носит как правило, ярко выраженный политический характер и тесно соприкасается, в отдельных случаях даже сочетается политической ответственностью. В качестве примера, можно рассмотреть случай, когда отставка правительства может быть как мерой политической, так и конституционно-правовой видов ответственности [7, c.145].

Особенной характеристикой конституционно-правовой ответственности является латентный (скрытый) характер. Примером может быть статья 53 Конституции РФ, которая прямо не говорит о государстве как о субъекте конституционно-правовой ответственности, для отнесения государства к таковым требуется анализ нескольких правовых норм. Порой для решения того или иного вопроса конституционно-правовой ответственности требуется анализ целого комплекса правовых актов.

Таким образом, резюмируя вышеназванное, следует отметить, что в научнойлитературе нет единства мнений, о том, что необходимо понимать под конституционно-правовой ответственностью. Более того, ряд авторов нередко подменяют понятие «конституционно-правовая ответственность» под «конституционную ответственность». На наш взгляд, более целесообразным представляется использование термина «конституционно-правовая ответственность», так как, именно Конституция РФ регулирует общественные отношения, устанавливает общие принципы жизнедеятельности российского общества, которые детализируются и конкретизируются в других источниках конституционного права, в частности, в федеральных конституционных законах и федеральных законах, а также в силу того, что конституционное право не исчерпывается нормами Конституции РФ, включая в себя обширный перечень иных источников, поэтому термин «конституционно-правовая ответственность» в большей степени соответствует предмету исследования.

  1. Авдеенкова М. П. Конституционно-правовая ответственность в России: проблемы становления и реализации: Дис. канд. юрид.наук: Москва, 2003–200 c.
  2. Конюхова И. А. Конституционное право Российской Федерации. Общая часть: курс лекций. М.: ИНФРА-М, 2010. 324 с.
  3. Боброва Н. А., Зражевская Т. Д. Ответственность в системе гарантий конституционных норм. Государственно-правовые аспекты. Монография / Науч. ред.: Основин В. С. — Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1985. — 154 c.
  4. Хасмутдинов Р. Р. Конституционная ответственность как структурный элемент системы юридической ответственности / Р. Р. Хасмутдинов // Вестник МГОУ. Серия «Юриспруденция».- 2014. — № 3.- С. 49–54.
  5. Колосова Н. М. Конституционная ответственность в Российской Федерации: Ответственность органов государственной власти и иных субъектов права за нарушение конституционного законодательства Российской Федерации / Н. М. Колосова. — М.: Городец, 2000. — 190 с.
  6. Козлова Е. И., О. Е. Кутафин.Конституционное право России: учебник / Е. И. Козлова, О. Е. Кутафин. — М.: Проспект: Велби, 2006. — 603 с.
  7. Кондрашев, А. А. Теория конституционно-правовой ответственности / А. А. Кондрашев. — М.: Юрист, 2011.- 201 с.

Основные термины (генерируются автоматически): конституционно-правовая ответственность, конституционная ответственность, Конституция РФ, ненадлежащее исполнение, вид ответственности, неисполнение субъектом, обязанность, особый вид ответственности, публичная власть, случай злоупотребления.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: