Закономерна ли судьба каждого из братьев в финале романа отцы и дети

Обновлено: 01.05.2024


В 1861 году Иван Сергеевич Тургенев написал роман «Отцы и дети», в котором людям либеральных взглядов противопоставил главного героя романа — нигилиста Евгения Базарова. Главными представителями дворян-либералов в романе являются братья Кирсановы: Павел Петрович и Николай Петрович.

Происхождение, воспитание, образование

Дворяне Павел Петрович и Николай Петрович Кирсановы были сыновьями боевого генерала 1812 года, службу он постоянно нёс в провинции, и сыновья его родились на юге России. Мать их «принадлежала к числу „матушек-командирш“ допускала детей утром к ручке, на ночь их благословляла». До 14-летнего возраста братьев воспитывали дешёвые гувернёры, адъютанты и прочие штабные и полковые личности.

Затем старшего сына, Павла, генерал отдал в пажеский корпус, и, когда пришло время, юноша был произведён в офицеры и стал служить в гвардии.

Николай, как и его брат, должен был стать военным, но он сломал ногу и на всю жизнь остался хромым. Когда ему исполнилось 18 лет, отец отвёз его в Петербург и определил в университет. Закончив учиться, Николай «вышел из университета кандидатом».

Портрет: внешность, манера поведения, характеристика речи


Павлу Петровичу на вид лет 45. С детства он отличался замечательной красотой, и сейчас правильные черты его лица являли следы этой красоты. Особенно красивы были «светлые, чёрные, продолговатые глаза». Павел Петрович среднего роста, его седые коротко остриженные волосы отливали тёмным блеском. Весь облик этого человека был породистый, изящный и сохранил юношескую стройность и стремление вверх. У него безукоризненные аристократические манеры, одевался он прекрасно, в английском вкусе. Голос Павла Петровича приятный, с братом и племянником старший Кирсанов говорит мягко, а с Базаровым ведёт споры с подчёркнутой вежливостью и непримиримостью.

Его младший брат, Николай Петрович, не похож на него внешне. Несмотря на то, что ему 44 года, он уже немного сгорблен. Николай Петрович — пухленький, прихрамывающий барин с мелкими, приятными, несколько грустными чертами лица, с небольшими чёрными глазами и мягкими жидкими седыми волосами. Он обращается с людьми вежливо, деликатно, не любит конфликтовать. Николай Петрович немногословен, внимательно и с интересом слушает собеседников.

Семейное положение, отношение к семье

Николай Петрович был женат на дочери чиновника Преполовенского Марии, у них родился сын Аркадий. В браке Николай Петрович был счастлив, но через 10 лет его жена скончалась. Он долго был вдовцом, затем влюбился в молоденькую девушку Фенечку, у них родился сын Митя. В конце романа Николай Петрович женится на Фенечке, несмотря на социальное неравенство. Своих сыновей он очень любит.

Павел Петрович, в отличие от брата, никогда не был женат. После пережитой любовной трагедии он утратил всякую надежду на личное счастье и поселился в имении брата. К Николаю Петровичу и Аркадию Павел Петрович испытывает самые тёплые чувства. Хорошо он относится и к Фенечке и её сыну Мите. Павел Петрович высоко ценит семейную честь и готов её защищать.

Между братьями царит взаимопонимание и уважение друг к другу.

Характер


По качествам характера братья Кирсановы отличаются друг от друга. Павел Петрович — гордый, самолюбивый человек. Он силён духом, но опустошён, ничем не увлекается. Несмотря на то, что Павел Петрович очень любил княгиню Р., он не был романтиком, «не умела мечтать его щегольски сухая и страстная, на французский лад мизантропическая душа» (глава XI).

Николай Петрович, в отличие от брата, любил мечтать, был в душе романтиком. По натуре это спокойный, уравновешенный человек. Брат даже упрекал Николая Петровича в том, что он «чересчур благодушен и скромен» по отношению к дерзкому и самонадеянному Базарову.

Общие черты характера братьев — это доброта и честность.

Род занятий, образ жизни

Своё имение помещик Николай Петрович Кирсанов преобразовал в ферму после того, как размежевался с крестьянами. Он старательно, но не очень успешно постигает сельскохозяйственную науку. В свободное время читает и играет на виолончели.

Павел Петрович в имении ничем не занимается, но, когда дела по хозяйству идут плохо, помогает брату деньгами. Он выезжает из имения только на местные выборы. Павел Петрович — англоман, книги читает, в основном, на английском языке.

Отношение к нигилистическим взглядам Базарова и Аркадия

Когда Аркадий приехал после окончания университета домой, его дядя заметил, что он стал развязнее, а отец почувствовал «своё разъединение с сыном».

Павел Петрович и Николай Петрович поняли, что Аркадий попал под влияние Базарова и стал разделять его нигилистические взгляды. Николай Петрович не мог согласиться с отношением сына и его друга к поэзии, искусству, природе, но чувствовал, что преимущество молодого поколения в том, что в них меньше следов барства, чем у него с братом.

Павел Петрович спорил с Базаровым по очень многим вопросам, особенно его задело пренебрежительное отношение этого молодого человека к аристократизму. У некоторых литературных критиков есть мнение, что Павел Петрович бросается защищать «принципы», которые отрицает Базаров, не потому, что они ему так дороги, а потому, что Базаров относится к нему без уважения и презирает за безделье и аристократические манеры.

Сравнительная характеристика братьев Кирсановых (таблица)

Вывод


В романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» Павел Петрович и Николай Петрович Кирсановы олицетворяют собой отживающее поколение либералов. Эти «люди 40-х годов» не приемлют новых радикальных нигилистических взглядов, которые распространялись среди молодёжи в конце 50-х – начале 60-х годов 19 века. Сравнительная характеристика братьев Кирсановых показывает два типа либералов. Если Павел Петрович испытывает бессильную злобу против нигилиста Базарова, то Николай Петрович смиряется со своей участью «отставного человека».

Основное повествование романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» оканчивается смертью главного героя, Евгения Базарова, летом 1859 года (глава 27) . Убедившись в невозможности отношений с его возлюбленной, Анной Одинцовой, и навсегда расставшись со свои другом Аркадием Кирсановым, Базаров возвращается в родительский дом. Здесь он, как и его отец, занимается лекарской работой, и однажды порезавшись при вскрытии трупа, заражается тифом. Тяжело заболев он вызывает к себе Анну, и простившись с нею умирает.

Далее следует последняя, 28 глава, в который автор описывает дальнейшую судьбу героев романа.

Свадьбы Кирсановых

Прошло шесть месяцев. Наступил январь 1860 года. Аркадий Кирсанов и его отец Николай Петрович в один день женятся на любимых девушках в маленькой деревенской церкви: Николай Петрович на Фенечке, а Аркадий на Кате Локтевой (сестре Одинцовой).

«Январский день уже приближался к концу; вечерний холод еще сильнее стискивал недвижимый воздух, и быстро гасла кровавая заря. В окнах марьинского дома зажигались огни; Прокофьич, в черном фраке и белых перчатках, с особенною торжественностию накрывал стол на семь приборов. Неделю тому назад, в небольшой приходской церкви, тихо и почти без свидетелей состоялись две свадьбы: Аркадия с Катей и Николая Петровича с Фенечкой»
— «Отцы и дети». Глава 28

Все четверо поселяются в имении Кирсановых, в Марьино. Фенечка и Павел Петрович полюбили невестку без памяти.

Аркадий Кирсанов

Со временем Аркадий становится отцом семейства и трудолюбивым хозяином. У них с Катей рождается сын Коля. Через некоторое время, благодаря его усилиям, имение Кирсановых начинает приносить значительный доход:

«Кирсановы, отец с сыном, поселились в Марьино. Дела их начинают поправляться. Аркадий сделался рьяным хозяином, и «ферма» уже приносит довольно значительный доход.»
— «Отцы и дети». Глава 28

Николай Петрович

Николай Петрович Кирсанов становится мировым посредником (чиновник улаживающий поземельные споры в период Крестьянской реформы 1861 года) , хотя и слишком мягок для этой работы:

«Николай Петрович попал в мировые посредники и трудится изо всех сил; он беспрестанно разъезжает по своему участку; произносит длинные речи (он придерживается того мнения, что мужичков надо «вразумлять», то есть частым повторением одних и тех же слов доводить их до истомы) и все-таки, говоря правду, не удовлетворяет вполне ни дворян образованных, говорящих то с шиком, то с меланхолией о манципации (произнося ан в нос), ни необразованных дворян, бесцеремонно бранящих «евту мунципацию». И для тех и для других он слишком мягок.»
— «Отцы и дети». Глава 28

Павел Петрович

После женитьбы брата и племянника, в тот же день, Павел Петрович отправляется по делам в Москву. Позже он уехал за границу для поправления здоровья и остался на жительство в Дрездене (Германия), «где знается больше с англичанами и с проезжими русскими». Англичане «находят его немного скучным, но уважают в нем совершенного джентльмена», а «наши туристы очень за ним волочатся».

Он придерживается славянофильских воззрений. Ничего русского не читает, но на письменном столе у него находится серебряная пепельница в виде мужицкого лаптя. Но все же живется Павлу Петровичу не легко:

«Он все делает добро, сколько может; он все еще шумит понемножку: недаром же был он некогда львом; но жить ему тяжело. тяжелей, чем он сам подозревает. Стоит взглянуть на него в русской церкви, когда, прислонясь в сторонке к стене, он задумывается и долго не шевелится, горько стиснув губы, потом вдруг опомнится и начнет почти незаметно креститься. »
— «Отцы и дети». Глава 28

Анна Одинцова

Одинцова вновь выходит замуж, но «не по любви, но по убеждению», «за одного из будущих русских деятелей»:

«Анна Сергеевна недавно вышла замуж, не по любви, но по убеждению, за одного из будущих русских деятелей, человека очень умного, законника, с крепким практическим смыслом, твердою волей и замечательным даром слова, — человека еще молодого, доброго и холодного как лед. Они живут в большом ладу друг с другом и доживутся, пожалуй, до счастья. пожалуй, до любви. Княжна Х. я умерла забытая в самый день смерти.»
— «Отцы и дети». Глава 28

Тетка Одинцвой, Княжна Х, «умерла забытая в самый день смерти».

Кукшина

Евдоксия Кукшина тоже уезжает в Германию, в город Гейдельберг, где «по-прежнему якшается с студентами»:

«И Кукшина попала за границу. Она теперь в Гейдельберге и изучает уже не естественные науки, но архитектуру, в которой, по ее словам, она открыла новые законы. Она по-прежнему якшается с студентами, особенно с молодыми русскими физиками и химиками, которыми наполнен Гейдельберг и которые, удивляя на первых порах наивных немецких профессоров своим трезвым взглядом на вещи, впоследствии удивляют тех же самых профессоров своим совершенным бездействием и абсолютною ленью.»
— «Отцы и дети». Глава 28

Ситников

Виктор Ситников женился и живет в Петербурге, утверждая, что продолжает «дело Базарова»:

«Ситников, тоже готовящийся быть великим, толчется в Петербурге и, по его уверениям, продолжает «дело» Базарова. Говорят, его кто-то недавно побил, но он в долгу не остался: в одной темной статейке, тиснутой в одном темном журнальце, он намекнул, что побивший его — трус. Он называет это иронией. Отец им помыкает по-прежнему, а жена считает его дурачком. и литератором.»
— «Отцы и дети». Глава 28

Слуга Петр

Слуга Николая Петровича, Петр, тоже «выгодно» женился на дочери городского огородника и стал респектабельным человеком:

«Упомянем кстати о Петре. Он совсем окоченел от глупости и важности, произносит все е как ю: тюпюрь, обюспючюн, но тоже женился и взял порядочное приданое за своею невестой, дочерью городского огородника, которая отказала двум хорошим женихам только потому, что у них часов не было: а у Петра не только были часы — у него были лаковые полусапожки.»
— «Отцы и дети». Глава 28

Родители Базарова

Евгений Васильевич и Арина Власьевна по прежнему живут в своем имении в одном из отдаленных уголков России. Они горюют о сыне и часто приходят к нему на кладбище, «долго и горько плачут, и долго и внимательно смотрят на немой камень»:

«. овцы безвозбранно бродят по могилам. Но между ними есть одна, до которой не касается человек, которую не топчет животное: одни птицы садятся на нее и поют на заре. Железная ограда ее окружает; две молодые елки посажены по обоим ее концам: Евгений Базаров похоронен в этой могиле. К ней, из недалекой деревушки, часто приходят два уже дряхлые старичка — муж с женою. Поддерживая друг друга, идут они отяжелевшею походкой; приблизятся к ограде, припадут и станут на колени, и долго и горько плачут, и долго и внимательно смотрят на немой камень, под которым лежит их сын; поменяются коротким словом, пыль смахнут с камня да ветку елки поправят, и снова молятся, и не могут покинуть это место, откуда им как будто ближе до их сына, до воспоминаний о нем. »
— «Отцы и дети». Глава 28

Братья Кирсановы, Павел Петрович и Николай Петрович, живут в одном доме.

Николай Петрович добрый и сентиментальный человек. Читает Пушкина, играет на виолончели. Жил душа в душу со своей женой, пока та не умерла. Сейчас у Николая любовь с Фенечкой, она родила ему сына Митеньку. Николай Петрович имеет мягкий характер, чем пользуются его крестьяне. Для него большое значение имеет мнение других людей. Готов выгнать из своей комнаты свою любимую женщину Фенечку, так как ему неудобно перед гостем Базаровым. Николай Петрович занимается хозяйством. Лоялен к молодёжи.

Павел Петрович аристократ и эстет. К хозяйству не прикасается, ему это скучно. Читает английские книги, очень следит за собой, всегда одет по моде и "с иголочки", манерен. После безответной любви к княгине Р. бросил карьеру, остался холостяком.

Объединяет братьев любовь к традициям, одновременная разлука с любовью (Николай потерял жену, Павел - воспоминания о княгине Р.)


Братья Кирсановы не очень похожи друг на друга, у них больше отличий, нежели сходства.

Объединяет братьев их тёплое отношение к "институту брака", к семье. Они ценят семейные отношения и трепетно относятся к близким.

Николай Петрович очень сильно любил свою жену, скучает по ней. Спустя время, он женится вновь на девушке по имени Фенечка. Николай добрый человек, который заботится обо всех. Ему важно, чтобы другие думали о нём хорошо, он готов подстраиваться под других.

Николай Петрович увлекается музыкой и стихами.

Павел Петрович в отличие от брата больше заботится о себе, о своём внешнем виде. Он аристократ.

Павел Петрович не увлекается хозяйством, не проявляет никакого интереса, так как оно вызывает в нём скуку.

Не смотря на то, что он чтит семейные отношения, после безответной любви жалает остаться холостяком.

Старшие Кирсановы являются братьями, это можно проверить, внимательно прочитав "Отцов и детей".

Николай Петрович отличается чрезвычайной сентиментальностью, поскольку он настоящий трепетный романтик. Он охотно говорит об искусстве и тревожится за то, что некоторые не понимают его. А вот Павел Петрович как раз его и не понимает, хотя думает иначе. Можно сказать, что по своему понимает, если говорить мягче. Он готов порассуждать о нём как-то отстранённо.

Ещё одно различие к отношении к хозяйству. Павел Петрович не обнаруживает успеха в хозяйствовании и более внешне аристократичен, а Николай Петрович даже ферму преобразовал.

Общее то, что они порядочны и готовы стать защитниками и своей семьи, и своих традиций.

Более личное впечатление: Павел Петрович более близок к "белоручкам".

У старших Кирсановых больше различий, чем сходства.

Так Николай Петрович очень деликатный человек, у него ранимая душа, он любит поэзию, очень уважает творчество. По характеру он довольно мягкий, любит трудиться не только умственно, но и физически. Он сентиментален и мягок.

Павел Петрович по характеру более резче, не сильно ценит искусство. Очень любит блистать в обществе, всегда одет с иголочки, порой совершает необдуманные поступки, горячий и порывистый.

Что касается общего, то оба Кирсановы пережили любовную трагедию, у Николая Петровича умерла жена, а Павел Петрович пережил безответную любовь.

Два брата из мужчин- Кирсановых романа И.С.Тургенева "Отцы и дети",казалось бы, совершенно разных.

Николай Петрович- мягкий, деликатный, очень чувствительный. Человек познал,что такое истинное счастье с браке со своей женой, которую любил и вспоминает о онкй с нежностью. Сейчас имеет внебрачного сына от Фенечки и стесняется этого, ждёт одобрения их связи от посторонних. Не зверствует с крестьянами и они этим пользуются. Пытается привнести в свое имение что-то новое, современное , но все же он далек от этого, а потому не всегда получает желаемое. Перевел крестьян с поденщины на оброк. Любит и Фенечку и своего Митеньку и старшего-Аркадия. Очень хочет быть гостеприимным и для Базарова, очень огорчается от его взглядов.

Павел Петрович- поклонник всего английского, много читает, ему не интересны дела брата, хотя живёт у него. Но брата и племянников он любит, очень переживает за них, одалживает брату денег, блистает в местном обществе и имеет успех у женщин. Павел Петрович имеет опыт несчастной любви, разочарован. Но для него важна честь семьи и своя, а потому готов ее отстаивать. Потому и вызывает на дуэль Базарова, но никому не говорит об истинных причинах дуэли. Представитель либеральных взглядов, поругивает современную молодежь. Безразличен к искусству.

Объединяет братьев любовь к своим близким, порядочность и честность, постоянство и стремление защитить свое гнездо.

Помогите ответить на 4 вопроса по роману:
1.Что характеризует историческую ситуацию, отражённую в романе "Отцы и дети"? Чем объясняется обилие точных дат в романе?

2.Что объединяет и что отличает старших Кирсановых? Закономерна ли судьба каждого из братьев в финале романа? Как вы понимаете авторских тезис "Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса"?

3.Что составляет основу нигилистической философии Базарова и как осуществляется ее проверка на жизненность? В чём трагизм фигуры главного героя "Отцов и детей"?

4. Охарактеризуйте два "круга" движения тургеневского героя в романе. Что меняется в Базарове при втором посещении Марьина? Почему так нелепа, неестественная дуэль Базарова с П. Кирсановым?

1.Роман
написан в 1861 году. Время действия 1855 – 1861 годы – период сложный для
России, в 1855 году закончилась проигранная Россией война с Турцией, поражение
для нашей страны было позорно. Произошло и важнейшее событие во внутренней
политике: смена царствования. Умер Николай I, его
смерть закончила эпоху репрессий, эпоху подавления общественной либеральной
мысли. В правление Александра II в России
процветает образованность различных слоев населения. Разночинцы становятся
реальной общественной силой, аристократия же свою передовую роль утрачивает.
Разумеется, образование, которое получили разночинцы, принципиально отличалось
от дворянского.

Суть трагического конфликта романа удивитель­но точно сформулировал
сотрудник журнала До­стоевского «Время» Н. Н. Страхов: «Глядя на картину романа
спокойнее и в некотором отдале­нии, мы легко заметим, что, хотя Базаров головою
выше всех других лиц, хотя он величественно проходит по сцене, торжествующий,
поклоняемый, уважаемый, любимый и оплакиваемый, есть, однако же, что-то, что в
целом стоит выше Базарова. Что же это такое? Всматриваясь вни­мательнее, мы
найдем, что это высшее - не ка­кие-нибудь лица, а та жизнь, которая их
воодушевляет. Выше Базарова - тот страх, та любовь, те слезы, которые он
внушает. Выше Базарова - та сцена, по которой он проходит. Обаяние при­роды,
прелесть искусства, женская любовь, любовь семейная, любовь родительская, даже
религия, все это - живое, полное, могущественное, - составля­ет фон, на котором
рисуется Базаров.. . Чем даль­ше мы идем в романе. тем мрачнее и напря­женнее
становится фигура Базарова, но вместе с тем все ярче и ярче фон картины» .

Братья Кирсановы - аристократы. Тургенев писал: «Они лучшие из дворян - именно поэтому они выбраны мною, чтобы доказать их несостоятельность». Очень горько, что их жизнь проходит столь никчемно, хотя они обладают несомненными достоинствами. Павел Петрович очень благородно относится к брату, к Фенечке, он честный, постоянный в любви, понимает искусство. Николай Петрович, его брат, очень чуткий человек, он доброжелателен, мягкосердечен, увлекается музыкой, но жизнь его однообразна и скучна. Базаров вносит свежий воздух в «родовое гнездо» Кирсановых. Евгений предстает перед нами как человек нового поколения, которое пришло на смену «отцам», не способным решить основные проблемы эпохи.Добролюбов писал о людях базаровского типа еще до появления образа Базарова, утверждая, что они решаются «ступить на дорогу беспощадного отрицания для отыскания чистой истины». Их конечная цель - это «принесение возможно большей пользы человечеству». Формирование их идеологии не обходилось без крайностей, они верили исключительно в науку, но именно они двигали прогресс в России. Закончить сочинение мне хотелось бы словами:Конфликт «отцов» с «детьми»Залог тех непрерывных изменений,В которых что-то ищет Бог,Играя сменой поколений.

У меня закончились уроки, решил погулять около школы, подождать своих друзей. Я иду по школьному двору во время листопада, листья красиво кружатся около моих ног, дует легкий ветерок, я прохожу а ветер перед моими ногами стелет "Коврик - из листьев". Школьный двор очень красив осенью.
Я иду а листья падают. падают. падают. Буд-то их бесконечно. Деревья с каждым днем все лысеют. :DDD Наш школьный двор очень красив особенно осенью когда листопад.

Кот-очень мудр и добр. Хорошо воспитан и умеет развлекать публику. Очень хорошо привлекает слушателей.

Игорь-Робинзон или простой мальчик Игорь, который приплыл на лодке на неизведанный остров как Робинзон Крузо.

Ответ:

Антитеза-сопоставление двух противоположных мыслей или образов для большей силы и яркости выражения.

Этот прием автор использует в описании событий ни один раз:

1.Контраст благополучия и счастья в каютах и на палубах "Атлантиды" с описанием "подводной утробы парохода", которая уподоблена здесь "мрачным и знойным недрам преисподней, ее последнему, девятому кругу", где "глухо гоготали исполинские топки, пожиравшие раскаленными зевами груды каменного угля, с грохотом ввергаемого в них облитыми едким, грязным потом и по пояс голыми людьми, багровыми от пламени".

2.Именно здесь, в этом аду суждено было совершить обратный путь, но уже не уважаемому и знатному господину из Сан-Франциско, а "телу мертвого старика", в которое он превратился так неожиданно. Его обратное путешествие в просмоленном гробе в черном трюме парохода, скрытое от глаз "хозяев жизни" на палубах, символизирует уход под воду его личной "Атлантиды", что грозит и другим, еще не подозревающим об этом, эталонам видимого благополучия.

3.Но жизнь продолжается, и поэтому рассказ не заканчивается смертью миллионера. Вечное обладает неоспоримой властью над преходящим, и поэтому "бесчисленные огненные глаза корабля были за снегом едва видны Дьяволу, следившему со скал Гибралтара, с каменистых ворот двух миров, за уходившим в ночь.. . кораблем. Дьявол был громаден, как утес, но громаден был и корабль, многоярусный, многотрубный, созданный гордыней Нового Человека со старым сердцем". .

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: