Соглашение между государствами участниками снг от 14 февраля 1992 г

Обновлено: 25.04.2024

Экономический Суд Содружества Независимых Государств в составе:
председательствующего - Председателя Экономического Суда Керимбаевой А.Ш.,
судей Экономического Суда: Абдуллоева Ф., Жолдыбаева С.Ж., Жороева К., Мирошник В.И., Молчановой Т.Н., Симоняна Г.В.,
при секретаре судебного заседания Медведевой Т.Е.,
с участием Генерального советника Экономического Суда Павловой Л.В.,
представителя Исполнительного комитета Содружества Независимых Государств Вежновца В.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по запросу Исполнительного комитета Содружества Независимых Государств о толковании,

УСТАНОВИЛ:

Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств обратился в Экономический Суд Содружества Независимых Государств с запросом о толковании применения пункта 2 статьи 6 Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года.

Основанием для запроса послужило заявление гражданки Туркменистана Мыкыртычян А.С. о том, что при назначении пенсии по возрасту не был учтен стаж ее работы до 1989 года в Азербайджанской ССР.

Исполнительный комитет СНГ просит разъяснить, должны ли государства-участники Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года для установления права на пенсию, в том числе пенсию на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения учитывать трудовой стаж, приобретенный ими на территории государств, входивших в состав СССР и в последующем не ставших участниками вышеуказанного Соглашения.

Заслушав судью-докладчика Жолдыбаева С.Ж., представителя Исполнительного комитета СНГ Вежновца В.Н., обсудив заключение Генерального советника Павловой Л.В. и изучив имеющиеся в деле материалы, Экономический Суд пришел к следующим выводам.

Соглашение о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения подписано 13 марта 1992 года Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной и вступило в силу с момента подписания. Республика Молдова при подписании Соглашения сделала оговорку о том, что вопросы пенсионного обеспечения граждан будут регулироваться в рамках двусторонних соглашений. Азербайджанская Республика и Грузия не подписали указанное Соглашение.

Данное Соглашение по своему характеру является рамочным, устанавливающим принципы пенсионного обеспечения граждан государств-участников Содружества.

Соглашение , как следует из его названия и преамбулы, имеет целью выполнение имеющихся у государств-участников Содружества обязательств "в отношении нетрудоспособных лиц, которые приобрели право на пенсионное обеспечение на их территории или на территории других республик в период их вхождения в СССР и реализуют это право на территории государств-участников Соглашения". Такие обязательства основываются как на Соглашении о создании Содружества Независимых Государств от 8 декабря 1991 года ( статья 2), так и на международных договорах, заключенных СССР по вопросам пенсионного обеспечения.

Соглашение от 13 марта 1992 года устанавливает приоритет национального законодательства в области пенсионного обеспечения. Это вытекает из статьи 1 данного Соглашения, определяющей, что пенсионное обеспечение граждан государств-участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают, а также из положения преамбулы Соглашения о непосредственной ответственности каждого государства-участника Содружества за пенсионное обеспечение своих граждан.

В качестве гарантии права граждан государств-участников Содружества на пенсионное обеспечение в пункте 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 года закреплена норма, согласно которой "для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого их этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения".

Из содержания данной нормы следует, что при определении трудового стажа граждан государств-участников Соглашения должны учитываться: во-первых, трудовая деятельность на территории любого государства-участника Соглашения; во-вторых, трудовая деятельность на территории бывшего СССР до вступления в силу Соглашения , то есть до 13 марта 1992 года. Указанные положения различаются по их действию в территориальной, субъектной и временной сферах.

По мнению Суда, действие первого положения, касающегося учета трудового стажа, приобретенного гражданами на территории государства-участника Соглашения, ограничивается только территориями государств-участников Соглашения. Это согласуется со статьей 29 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года, устанавливающей обязательную силу договора для каждого участника в отношении всей его территории, и статьей 34, закрепляющей, что договор не создает обязательств или прав для третьего государства без его на то согласия.

В качестве субъектов толкуемого Соглашения выступают как государства-участники Соглашения, так и государства-участники Содружества.

Из смысла пункта 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 года, рассматриваемого в контексте с преамбулой и другими статьями Соглашения, вытекает, что правило пункта 2 действует в полном объеме только в отношении государств-участников Соглашения и их граждан. Временные рамки действия Соглашения для этих субъектов определены статьями 12 и 13, согласно которым Соглашение вступает в силу с момента его подписания каждым из государств-участников и действует до выхода государств из Соглашения путем письменного уведомления депозитария о его денонсации.

Что касается государств-участников Содружества, то в соответствии со статьями 9, 10, 11 Соглашения от 13 марта 1992 года указанные государства должны рассматривать вопросы, не урегулированные Соглашением, а также связанные с его применением, путем переговоров; информировать друг друга о действующем пенсионном законодательстве, последующих его изменениях; осуществлять необходимые меры по установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера; принимать на своих территориях без легализации необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств-участников Содружества и государств, входивших в состав СССР до 1 декабря 1991 года.

Экономический Суд отмечает, что при назначении пенсии гражданам всех государств-участников Содружества, в том числе не ставших участниками Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный ими за время трудовой деятельности на территории государств, входивших в состав СССР. При этом трудовой стаж граждан исчисляется с учетом конкретных временных рамок, установленных законодательством государств-участников Содружества или двусторонними международными договорами.

Вывод Суда подтверждается положениями преамбулы Соглашения от 13 марта 1992 года, нормами пенсионного законодательства государств-участников Содружества и их двусторонними международными договорами.

Как следует из преамбулы , государства-участники Соглашения при его подписании руководствовались статьями 2 и 4 Соглашения о создании Содружества Независимых Государств от 8 декабря 1991 года. Так, в соответствии со статьей 2 указанного Соглашения договаривающиеся стороны гарантируют своим гражданам, а также гражданам других сторон и лицам без гражданства, проживающим на их территории, независимо от национальной принадлежности или иных различий, гражданские, политические, социальные, экономические, культурные права и свободы в соответствии с общепризнанными международными нормами о правах человека.

Протокол от 21 декабря 1991 года к Соглашению о создании Содружества Независимых Государств от 8 декабря 1991 года, подписанный Азербайджанской Республикой, Республикой Армения, Республикой Казахстан, Российской Федерацией, Республикой Узбекистан, Республикой Кыргызстан, Республикой Таджикистан, Республикой Беларусь, Республикой Молдова, Туркменистаном и Украиной, а также Алма-Атинская декларация от 21 декабря 1991 года, принятая ими, закрепили статус государств как участников Содружества Независимых Государств, а также их приверженность целям и принципам Соглашения о создании Содружества Независимых Государств. Это касается и Грузии, которая присоединилась к Соглашению о создании Содружества Независимых Государств 3 декабря 1993 года.

Следовательно, Соглашение о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года было принято с целью реализации статьи 2 Соглашения о создании Содружества Независимых Государств от 8 декабря 1991 года.

В преамбуле Соглашения от 13 марта 1992 года подчеркивается особый статус нетрудоспособных лиц в отношении прав на пенсионное обеспечение, которые они приобрели на территории государств-участников Содружества или территориях других республик за период их вхождения в СССР и реализуют на территории государств-участников Соглашения. Пенсионное обеспечение таких лиц рассматривается как обязательство всех государств-участников Содружества.

Указанное положение преамбулы нашло свое закрепление в законодательстве и двусторонних международных договорах государств-участников Содружества и в том числе государств, не являющихся участниками Соглашения от 13 марта 1992 года (Азербайджанская Республика, Грузия), либо применяющих его с учетом оговорки (Республика Молдова).

В соответствии со статьей 70 Закона Азербайджанской Республики "О пенсионном обеспечении граждан" от 23 сентября 1992 года с последующими изменениями и дополнениями в случаях, когда для назначения пенсии требуется определенный стаж, период работы граждан на территории бывшего СССР до 1 января 1992 года включается в стаж работы на общих основаниях.

В статье 3 Соглашения между Правительством Украины и Правительством Азербайджанской Республики о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 28 июля 1995 года предусматривается, что при установлении права на пенсию, в том числе на льготных условиях и за выслугу лет, сохраняется трудовой стаж, приобретенный на территории Украины или Азербайджанской Республики, а также государств, которые входили ранее в состав СССР до 1 января 1992 года.

На запрос Экономического Суда СНГ Министерство труда и социальной защиты Республики Молдова сообщило, что аналогичные положения содержатся в Соглашении между Азербайджанской Республикой и Республикой Молдова.

Согласно статье 3 Закона Республики Молдова "О пенсиях государственного социального страхования" от 14 октября 1998 года положения соглашений о пенсионном обеспечении между Республикой Молдова и другими государствами применяются лишь в случае, если они содержат иные, чем предусмотренные Законом, нормы.

По информации Министерства труда и социальной защиты Республики Молдова, для установления права на пенсию в республике учитывается трудовой стаж, приобретенный гражданами на территориях государств, ранее входивших в состав СССР. С момента установления Республикой Молдова государственного суверенитета, то есть после 27 августа 1991 года, учитывается только трудовой стаж, приобретенный на территориях государств, с которыми Республика Молдова подписала двусторонние договоры, а именно с Азербайджанской Республикой, Республикой Беларусь, Российской Федерацией, Республикой Узбекистан и Украиной.

Экономический Суд констатирует, что законодательные и иные нормативные правовые акты государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 года содержат правила, обеспечивающие применение в полном объеме в отношении граждан этих государств положения пункта 2 статьи 6, касающегося учета трудового стажа, приобретенного ими в период трудовой деятельности на территории государств-участников Соглашения, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.

Так, в Республике Армения данное положение закреплено в Постановлении Правительства Республики Армения от 29 мая 2003 года N 793-Н.

В пункте 5 статьи 8 Закона Кыргызской Республики "О государственном пенсионном социальном страховании" от 21 июля 1997 года предусматривается, что лицам, прибывшим в Кыргызскую Республику из государств-участников Содружества Независимых Государств, в трудовой стаж засчитываются периоды их трудовой деятельности, выработанные на территории любого из этих государств до 31 декабря 1995 года, при условии уплаты страховых взносов по месту прежнего жительства. Пенсия за выслугу лет Законом не предусмотрена.

В отличие от законодательных актов вышеупомянутых государств-участников Соглашения Закон Туркменистана "О пенсиях" от 17 июля 1998 года N 295-1 не содержит положений, касающихся условий назначения пенсии и исчисления трудового стажа для граждан, осуществлявших трудовую деятельность в период их проживания на территории любой из республик СССР. Согласно пункту 2 статьи 35 назначение пенсии лицам, прибывшим на постоянное место жительства в Туркменистан, определяется Кабинетом Министров Туркменистана.

Экономический Суд считает, что отсутствие в Законе Туркменистана "О пенсиях" норм, имплементирующих пункт 2 статьи 6 Соглашения, не исключает их обязательности для Туркменистана. Об этом свидетельствует статья 3 данного Закона, устанавливающая, что "если международным договором Туркменистана предусмотрены иные положения, чем содержащиеся в настоящем Законе, то применяются положения международных договоров".

Приоритетность правил международного договора в области пенсионного обеспечения перед нормами национального законодательства закрепляется в статье 1 Закона Республики Беларусь "О пенсионном обеспечении" от 17 апреля 1992 года с последующими дополнениями и изменениями, в статье 2 Закона Украины "О пенсионном обеспечении" от 5 ноября 1991 года, в статье 3 Закона Республики Молдова "О пенсиях государственного социального страхования" от 14 октября 1998 года, в статье 3 Закона Республики Казахстан "О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан" от 20 июня 1997 года, в статье 1 Закона Кыргызской Республики "О государственном пенсионном социальном страховании" от 21 июля 1997 года, в статье 6 Закона Республики Узбекистан "О государственном пенсионном обеспечении граждан" от 3 сентября 1993 года, в пункте 2 статьи 1 Закона Российской Федерации "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 года.

Примером закрепления правила об учете трудового стажа граждан, приобретенного на территории государств, входивших в состав бывшего СССР, в двусторонних международных договорах может служить Соглашение между Правительством Украины и Правительством Республики Молдова о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 29 августа 1995 года. Статьей 8 данного Соглашения предусмотрено, что исчисление трудового стажа, приобретенного в соответствии с законодательством этих государств, в том числе и до вступления в силу заключенного между ними Соглашения, а также на территории государств, входивших в состав СССР до 1 января 1992 года, производится по законодательству государства, устанавливающего пенсию. Аналогичное положение содержится и в статье 6 Соглашения между Правительством Украины и Правительством Республики Беларусь о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 14 декабря 1995 года.

Таким образом, анализ законодательства государств-участников Содружества и их договорной практики позволяет Суду сделать вывод о том, что трудовой стаж граждан, приобретенный на территории государств в период их вхождения в состав бывшего СССР, учитывается при назначении пенсии как в государствах-участниках Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года, так и в государствах Содружества, не являющихся его участниками. Правовыми основаниями для такого учета являются: нормы национального законодательства, имплементирующие пункт 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 года; правила, устанавливающие приоритетность норм международного договора перед национальным законодательством; положения двусторонних международных договоров.

На основании изложенного и руководствуясь пунктами 5, 16 Положения об Экономическом Суде Содружества Независимых Государств, пунктами 143, 148 Регламента Экономического Суда Содружества Независимых Государств, Экономический Суд

РЕШИЛ:

Дать по запросу Исполнительного комитета СНГ следующее толкование применения пункта 2 статьи 6 Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года.

В соответствии с положениями пункта 2 статьи 6 Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года для установления права на пенсию гражданам государств-участников Соглашения, включая пенсию на льготных основаниях и за выслугу лет, учитываются:
трудовой стаж, приобретенный гражданами на территории любого из государств-участников Соглашения;
трудовой стаж, приобретенный гражданами на территории бывшего Союза ССР за время до вступления в силу Соглашения.

Положение пункта 2 статьи 6 Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года, касающееся учета трудового стажа, приобретенного гражданами на территории любого из государств-участников Соглашения, действует только в отношении государств-участников Соглашения, устанавливающих право на пенсию.

Учет трудового стажа, приобретенного гражданами на территории государств, не подписавших Соглашение от 13 марта 1992 года, регулируется двусторонними соглашениями, заключенными соответствующими государствами-участниками Содружества.

Государства-участники Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года в соответствии с положением пункта 2 статьи 6 должны учитывать трудовой стаж, приобретенный гражданами на территории государств, входивших в состав бывшего Союза ССР и впоследствии не ставших участниками указанного Соглашения.

Государства-участники Содружества, не являющиеся участниками Соглашения от 13 марта 1992 года, должны учитывать трудовой стаж, приобретенный гражданами на территории бывшего Союза ССР, в силу обязательств, принятых ими при подписании Соглашения о создании Содружества Независимых Государств от 8 декабря 1991 года и Протокола к нему от 21 декабря 1991 года, Алма-Атинской декларации от 21 декабря 1991 года, а также на основе принципов международного права и практики, сложившейся в государствах-участниках Содружества.

Опубликовать настоящее решение в изданиях Содружества и средствах массовой информации государств-участников Соглашения о статусе Экономического Суда Содружества Независимых Государств от 6 июля 1992 года.

Протокол
к Соглашению между государствами - участниками Содружества Независимых Государств о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей от 14 февраля 1992 года
(Москва, 25 января 2000 г.)

ГАРАНТ:

Согласно распоряжению Президента РФ от 15 июля 2011 г. N 490-рп принято предложение Правительства РФ о направлении депозитарию уведомления о намерении Российской Федерации не становиться участником настоящего Протокола

См. статус настоящего Протокола

Государства-участники Соглашения между государствами-участниками Содружества Независимых Государств о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей от 14 февраля 1992 года, далее - Государства Содружества,

исходя из необходимости дальнейшего проведения согласованных действий в вопросах обеспечения социальной и правовой защищенности военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей,

согласились о нижеследующем:

Совершено в городе Москве 25 января 2000 года в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Исполнительном комитете Содружества Независимых Государств, который направит каждому государству, подписавшему настоящий Протокол, его заверенную копию.

Оговорка Украины
к вопросу 2 пункта VII повестки дня заседания Совета глав государств СНГ

"О Протоколе к Соглашению между государствами-участниками Содружества Независимых Государств о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей от 14 февраля 1992 года"

"С учетом законодательства Украины".

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Протокол к Соглашению между государствами - участниками Содружества Независимых Государств о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей от 14 февраля 1992 года (Москва, 25 января 2000 г.)

Протокол вступил в силу 21 сентября 2001 г.

Согласно распоряжению Президента РФ от 15 июля 2011 г. N 490-рп принято предложение Правительства РФ о направлении депозитарию уведомления о намерении Российской Федерации не становиться участником настоящего Протокола

СОГЛАШЕНИЕ
между государствами - участниками Содружества
Независимых Государств о статусе
Стратегических сил*

(с изменениями на 22 января 1993 года)

______________
* Соглашение прекратит свое действие с даты вступления в силу Протокола от 01.12.2000.

____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Соглашением государств-участников СНГ от 22 января 1993 года
____________________________________________________________________

Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Кыргызстан, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан и Украина, именуемые далее - "государства - участники Содружества",

руководствуясь Соглашением по Стратегическим силам между государствами - участниками Содружества Независимых Государств,

учитывая роль Стратегических сил Содружества в дел обеспечения безопасности государств - участников Содружества,

подтверждая свою приверженность принципам и нормам международного права,

согласились о нижеследующем:

Статья 1
Употребление терминов

Для целей настоящего Соглашения нижеуказанные термины означают:

1. "Стратегические силы" - воинские формирования и объекты, имеющие на своем вооружении или хранении стратегическое ядерное оружие; части, обеспечивающие их функционирование, а также иные части по согласованию заинтересованных сторон.

Состав Стратегических сил определяется каждым государством и оформляется совместным протоколом Главнокомандующего Объединенными Вооруженными Силами Содружества Независимых Государств и полномочным представителем соответствующего государства Содружества. По согласованию государств Содружества Независимых Государств состав Стратегических сил может быть определен на основе двустороннего соглашения с участием Главнокомандующего Объединенными Вооруженными Силами Содружества.

(Пункт в редакции Соглашения государств-участников СНГ от 22 января 1993 года. - см. предыдущую редакцию)

2. Пункт исключен Соглашением государств-участников СНГ от 22 января 1993 года. - см. предыдущую редакцию)

3. "Государство пребывания" - государство - участник Содружества, на территории которого дислоцируются Стратегические силы.

4. "Место дислокации (базирования)" - территория, выделенная в пользование Стратегическим силам.

5. "Недвижимое имущество Стратегических сил" - расположенные на предоставленных во временное пользование земельных участках военные городки, аэродромы, военно-морские базы, порты, подъездные железнодорожные пути, сооружения боевых позиций, учебные поля, полигоны, стрельбища, стационарные пункты управления и средства связи, жилые здания и другие сооружения, находящиеся в пользовании Стратегических сил и обеспечивающие их функционирование.

6. "Движимое имущество Стратегических сил" - все виды вооружения, боеприпасов, военной техники, включая необходимые транспортные средства и другие материально-технические средства, находящиеся в пользовании Стратегических сил.

7. "Лица, входящие в состав Стратегических сил" - военнослужащие и гражданские лица, проходящие службу или работающие в формированиях Стратегических сил.

8. "Члены семей лиц, входящих в состав Стратегических сил" - супруги, дети, а также находящиеся на их иждивении другие родственники.

Статья 2
Общие положения

1. Участником настоящего Соглашения может быть любое государство - участник Содружества вне зависимости от того, дислоцируются ли на его территории воинские формирования и объекты Стратегических сил.

2. Стратегические силы предназначены для обеспечения безопасности всех государств - участников Соглашения и содержатся за счет фиксированных взносов этих государств. [Имущество Стратегических сил является совместной собственностью всех государств-участников Соглашения - особое мнение Армении].

3. Каждое из государств - участников Содружества выражает согласие на постоянное или временное размещение и функционирование воинских формирований и объектов Стратегических сил в местах дислокации /базирования/, в которых они размещались и функционировали на момент подписания настоящего Соглашения. Изменение мест дислокации осуществляется по договоренности между участниками настоящего Соглашения.

4. Дислокация воинских формирований и объектов Стратегических сил на территории государства - участника Содружества ни в чем не затрагивает суверенитет этого государства. Стратегические силы не вмешиваются во внутренние дела государства пребывания.

Воинские формирования и объекты Стратегических сил, дислоцирующиеся на территории государства - участника Содружества, лица, входящие в их состав, обязаны уважать и соблюдать законы этого государства.

5. Государства - участники Содружества не допускают действий, затрудняющих выполнение Стратегическими силами своих функций, если они не противоречат законодательству суверенного государства.

Статья 3
Комплектование стратегических сил

Стратегические силы комплектуются личным составом на основании принципов, определенных отдельным соглашением.

Статья 4
Руководство стратегическими силами

1. Стратегические силы функционируют как самостоятельное стратегическое объединение.

2. Руководство Стратегическими силами Содружества осуществляет Командующий Стратегическими силами, подчиненный Совету глав государств и Главнокомандующему Объединенными Вооруженными Силами Содружества Независимых Государств.

3. Командование Стратегических сил:

разрабатывает планы боевого применения объединений, соединений и частей Стратегических сил;

организует боевое дежурство (боевую службу), планирует и проводит оперативную и боевую подготовку, выполняет другие мероприятия по поддержанию Стратегических сил в необходимой боевой готовности;

осуществляет непосредственное боевое управление объединениями, соединениями и частями Стратегических сил; организует и проводит мероприятия по обеспечению безопасности ядерного оружия в районах его базирования и на маршрутах перемещения, гражданского населения и охране окружающей среды;

выполняет предписанные им функции в общей системе мер по исключению несанкционированных действий с ядерным оружием;

размещает на договорной основе в научных и промышленных организациях государств - участников Содружества заказы на разработку и поставку Стратегическим силам вооружения и военной техники в соответствии с утвержденными программами вооружения, разработку и поставку Стратегическим силам вооружения и военной техники в соответствии с утвержденными программами вооружения, осуществляет финансирование выполняемых работ в пределах выделяемых на эти цели бюджетных ассигнований;

осуществляет меры по соблюдению международных договоров по ядерному оружию и другим видам оружия массового уничтожения.

4. Решение о необходимости применения ядерного оружия принимается в порядке, предусмотренном статьей 4 Соглашения между государствами - участниками Содружества Независимых Государств по Стратегическим силам от 30 декабря 1991 г.

Статья 5
Правовое положение лиц, входящих в состав
стратегических сил, и членов их семей

Правовое положение лиц, входящих в состав Стратегических сил, и членов их семей регулируется Соглашением между государствами - участниками Содружества Независимых Государств о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей.

Статья 6
Взаимоотношения стратегических сил с государственными
органами, предприятиями и организациями государств - участников содружества

1. Органы военного управления Стратегических сил Содружества осуществляют свою деятельность во взаимодействии с государственными органами, предприятиями и организациями государств - участников Содружества.

2. Стратегические силы Содружества заключают с предприятиями и организациями государств - участников Содружества договоры на выполнение работ по созданию, модернизации и ликвидации образцов вооружения и военной техники и по другим вопросам обеспечения деятельности Стратегических сил. Государства - участники Содружества содействуют заключению таких договоров.

3. Передвижение соединений и частей Стратегических сил, учения, маневры, другие мероприятия оперативной и боевой подготовки Стратегических сил вне пределов мест их постоянной дислокации (базирования) проводятся в соответствии с планами, согласованными с органом, уполномоченным правительством государства - участника Содружества, на территории которого планируется проведение этих мероприятий, либо с согласия в каждом случае этого правительства или уполномоченного им органа.

Государства - участники Содружества предоставляют воинским формированиям и объектам Стратегических сил для передвижения в соответствии с указанными планами необходимые средства транспорта, наземное, воздушное и морское пространство.

4. Строительство в местах дислокации Стратегических сил новых дорог, мостов, зданий, постоянных радио- и радиотехнических сооружений с определением их частот и мощностей, а также строительство других объектов недвижимого имущества Стратегических сил осуществляется с согласия компетентных органов государства - участника Содружества, на территории которого предполагается строительство новых объектов.

5. При освобождении земельных участков, находящихся в пользовании Стратегических сил, они возвращаются государству пребывания. Вопрос о построенных на них на средства Стратегических сил объектов недвижимого имущества решается в соответствии с законодательством государства пребывания или с соответствующим Соглашением.

Статья 7
Финансирование стратегических сил и их
материально-техническое обеспечение

1. Государства - участники Содружества принимают долевое участие в финансировании Стратегических сил, в выполнении международных обязательств по их сокращению и ликвидации. Объемы расходов на указанные цели и порядок финансирования определяются отдельным Соглашением.

2. Порядок материально-технического обеспечения Стратегических сил и расчетов в валюте государства пребывания определяется Советом глав правительств участников Содружества.

Статья 8
Имущество стратегических сил

1. Государства пребывания сохраняют за Стратегическими силами недвижимое имущество, которое они имели к моменту подписания настоящего Соглашения, а также обеспечивают их электроэнергией, коммунальными и другими услугами. Порядок и условия пользования Стратегическими силами выделенными им земельными участками, а также предоставления Стратегическим силам всякого рода услуг определяются в соответствии с законодательством государства пребывания.

2. Движимое имущество Стратегических сил находится в их владении и пользовании. Порядок распоряжения им определяется Советом глав правительств Содружества.

Государства - участники Содружества обязуются не препятствовать перемещению движимого имущества Стратегических сил за пределы государства по согласованию со стороной пребывания.

3. Автотранспортные средства воинских формирований Стратегических сил имеют регистрационные номера и отличительные знаки. Единые регистрационные номера и знаки устанавливаются Главным командованием Объединенных Вооруженных Сил Содружества.

Статья 9
Вопросы юрисдикции

По делам о преступлениях и проступках, совершенных лицами, входящими в состав Стратегических сил, или членами их семей, применяется законодательство, действующее на территории государства - участника Содружества, где совершены преступления или проступки.

Статья 10
Порядок выхода из соглашения

Каждое государство - участник Содружества в порядке осуществления своего суверенитета имеет право выйти из настоящего Соглашения. Государство - участник Содружества, намеревающееся выйти из Соглашения, уведомляет в письменной форме государство депозитария и все другие государства-участники о своем решении поступить таким образом. Такое уведомление дается по меньшей мере за один год до предполагаемого выхода из настоящего Соглашения.

Статья 11
Вступление соглашения в силу

1. Настоящее Соглашение подлежит ратификации каждым государством - участником Содружества в соответствии с его конституционными процедурами. Ратификационные грамоты передаются на хранение Правительству Республики Беларусь, которое настоящим Соглашением назначается в качестве депозитария.

2. Настоящее Соглашение вступает в силу через 10 дней после сдачи на хранение ратификационных грамот всеми государствами - участниками Содружества.

3. Депозитарий незамедлительно сообщает всем государствам - участникам Содружества:

а) о сдаче на хранение каждой ратификационной грамоты;

б) о вступлении в силу настоящего Соглашения;

в) о любом уведомлении государства - участника Содружества о выходе в соответствии со статьей 10 из настоящего Соглашения и дате выхода;

г) о любом вопросе, требующем пересмотра или уточнения положений настоящего Соглашения.

Соглашение вступает в силу с момента его подписания.

Совершено в г. Минске 14 февраля 1992 года в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в архиве Правительства Республики Беларусь, которое направит государствам, подписавшим настоящее Соглашение, его заверенную копию.

Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Кыргызстан, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан и Украина, именуемые в дальнейшем "государства-участники Содружества",

исходя из необходимости принятия согласованных мер для обеспечения социальной и правовой защиты военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей,

учитывая права военнослужащих перевестись для прохождения военной службы или уволиться в запас (отставку) из одного государства Содружества в другое,

в целях создания военнослужащим надлежащего уровня жизни и условий для выполнения обязанностей военной службы, а также правовой основы для осуществления этих мер

согласились о нижеследующем:

За военнослужащими, лицами, уволенными с военной службы и проживающими на территории государств-участников Содружества, а также членами их семей сохраняется уровень прав и льгот, установленных ранее законами и другими нормативными актами бывшего Союза ССР.

Односторонние ограничения указанных прав и льгот военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей не допускаются.

Государства-участники Содружества вправе принимать меры по усилению социальной защиты военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей.

Государства Содружества своим законодательством устанавливают и обеспечивают всю полноту политических, социально-экономических и личных прав и свобод военнослужащим, лицам, уволенным с военной службы, и членам их семей в соответствии с нормами международного права и положениями настоящего Соглашения, в том числе следующие права:

сохранять гражданство государства-участника Содружества, которое они имели до призыва (поступления) на военную службу;

иметь в собственности принадлежащее им имущество и распоряжаться по своему усмотрению этим имуществом;

проживать в занимаемых ими жилых помещениях;

получать пенсию, установленную законодательством. Порядок пенсионного обеспечения военнослужащих устанавливается межправительственными соглашениями;

при пересечении Государственной границы государства Содружества провозить личное имущество без взимания пошлин, налогов и оплат, за исключением предметов, вывоз (ввоз) которых запрещен законодательством соответствующего государства;

получать образование в высших, средних и средне-специальных учебных заведениях государства Содружества, пользоваться дошкольными детскими учреждениями;

пользоваться медицинским и другими видами социального обеспечения;

на трудоустройство в государственные органы, предприятия, учреждения и организации после увольнения с военной службы.

Кроме того военнослужащие после увольнения с военной службы, а также члены их семей имеют право принимать гражданство государства пребывания, оставаться на постоянное жительство на его территории или избрать другое место жительства.

Государства Содружества обеспечивают жилыми помещениями военнослужащих и членов их семей, не имеющих жилья или нуждающихся в улучшении жилищных условий, в соответствии с законодательством государства пребывания.

Государства-участники Содружества берут на себя обязательство в 1992 году разработать и принять взаимосогласованные законодательные акты о социальной защите военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей.

Соглашение вступает в силу с момента его подписания.

Совершено в г.Минске 14 февраля 1992 года в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в архиве Правительства Республики Беларусь, которое направит государствам, подписавшим настоящее Соглашение, его заверенную копию.

За Азербайджанскую Республику

За Республику Армения

За Республику Беларусь

За Республику Казахстан

За Республику Кыргызстан

За Республику Молдова

За Российскую Федерацию

За Республику Таджикистан

За Республику Узбекистан

В Молдове гарантии военнослужащих определяются
законодательством республики
М.Снегур

Текст документа сверен по:
"Бюллетень международных договоров",
N 1, март 1993 года


ПРОТОКОЛ
к Соглашению между государствами - участниками Содружества
Независимых Государств о социальных и правовых гарантиях
военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы,
и членов их семей

Государства - участники Содружества Независимых Государств,

руководствуясь Соглашением между государствами - участниками Содружества Независимых Государств о социальных и правовых гарантиях военнослужащих лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей от 14 февраля 1992 года,

исходя из гуманных принципов по организации похорон погибших (умерших) военнослужащих, членов их семей, проживавших совместно с ними на территории других государств - участников Содружества Независимых Государств, и лиц, уволенных с военной службы,

согласились о нижеследующем:

1. Установить в 1996 году законодательными актами государств - участников Содружества Независимых Государств, где это еще не осуществлено, порядок погребения погибших (умерших) военнослужащих, перечень ритуальных услуг, оказываемых государством, нормы и порядок оплаты расходов денежных средств на перевозку тела, погребение, изготовление и установку памятников погибшим (умершим) или выплаты компенсаций их родственникам или лицам, взявшим на себя организацию похорон.

2. Оказывать содействие в перевозке по территории государств - участников Содружества Независимых Государств тел погибших (умерших) военнослужащих, членов их семей, проживавших совместно с ними и являвшихся гражданами других государств - участников Содружества Независимых Государств.

3. Государства - участники Содружества Независимых Государств обеспечат отдание воинских почестей при погребении на их территории погибших (умерших) военнослужащих, являвшихся гражданами других государств - участников Содружества Независимых Государств, в соответствии с национальным законодательством.

4. Указанные в настоящем Протоколе положения распространяются на лиц, уволенных с военной службы по достижению предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющих общую продолжительность военной службы 25 лет и более, а также на участников Великой Отечественной войны и лиц, приравненных к ним, независимо от общей продолжительности военной службы.

Совершено в городе Москве 19 января 1996 года в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Исполнительном секретариате Содружества Независимых Государств, который направит каждому государству, подписавшему настоящий Протокол, его заверенную копию.

Примечание. Протокол не подписан Грузией, Республикой Молдова, Туркменистаном.

Текст документа (раздел 2) сверен по:
"Бюллетень международных
договоров" N 6, июнь
1996 года

Государственная Дума Российской Федерации обратилась в Экономический Суд Содружества Независимых Государств с запросом о толковании статьи 3 Соглашения между государствами-участниками СНГ о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей от 14 февраля 1992 года; статьи 1 и части первой статьи 2 Соглашения об обеспечении жилыми помещениями военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в государствах СНГ от 28 марта 1997 года.

Государственная Дума Российской Федерации просит разъяснить, имеет ли право военнослужащий, состоящий ранее на военной службе в Вооруженных Силах СССР и продолживший службу в вооруженных силах одного из государств-участников СНГ, на обеспечение жилой площадью в государстве, на территорию которого он переехал на постоянное место жительства после увольнения его с военной службы.

Исследовав материалы дела и в соответствии с пунктом 127 Регламента, Экономический Суд дает следующее заключение.

Соглашение между государствами-участниками Содружества Независимых Государств о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей от 14 февраля 1992 года является рамочным Соглашением, устанавливающим общие принципы обеспечения социальной защиты указанной категории лиц.

Согласно статье 1 правовой базой данного Соглашения являются законы и другие нормативные акты бывшего Союза ССР, закрепляющие определенный уровень прав и льгот за военнослужащими, лицами, уволенными с военной службы, и членами их семей. Соглашением не допускается ограничение прав и льгот, установленных нормативными актами Союза ССР, но предоставляется право государствам-участникам Содружества принимать меры по усилению социальной защиты военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей.

В соответствии со статьей 3 Соглашения государства-участники Содружества обеспечивают жилыми помещениями военнослужащих, членов их семей, не имеющих жилья или нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с законодательством страны пребывания. Данная статья носит ограниченный характер как по своему содержанию, так и по кругу субъектов, права на обеспечение жилыми помещениями которых она регламентирует. В субъектной сфере она ориентирована на применение только в отношении военнослужащих и членов их семей, не имеющих жилья или нуждающихся в его улучшении. В содержательном плане она не налагает на государства международные обязательства, отдавая вопрос о жилищном обеспечении на усмотрение национального законодательства. Причем в статье не содержится ни форм, ни гарантий обеспечения жилыми помещениями военнослужащих. Ограниченный характер указанных положений подчеркивается и в статье 2 Соглашения. В ней в качестве международного обязательства государств-участников Содружества устанавливается обеспечение в соответствии с национальным законодательством всей полноты политических, социально-экономических и личных прав военнослужащих, членов их семей и лиц, уволенных с военной службы. Однако в числе перечисленных социальных прав в области жилищного обеспечения указывается только право на проживание в занимаемых жилых помещениях.

В Соглашении нет специальной статьи относительно жилищного обеспечения лиц, уволенных с военной службы. Статья 4 Соглашения в общей форме обязывает государства разработать к 1992 году согласованные законодательные акты о социальной защите указанной категории лиц.

Соглашение об обеспечении жилыми помещениями военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в государствах-участниках Содружества Независимых Государств от 28 марта 1997 года является договором специального характера, дополняющим и конкретизирующим Соглашение от 14 февраля 1992 года, что вытекает из преамбулы Соглашения от 28 марта 1997 года.

Статья 1 Соглашения устанавливает круг субъектов, на которых распространяются положения Соглашения. К ним относятся: 1) военнослужащие, проходящие военную службу на профессиональной основе (кроме военнослужащих срочной службы) в вооруженных силах и иных воинских формированиях государств-участников Содружества, ранее состоявших на военной службе в Вооруженных Силах и других воинских формированиях бывшего Союза ССР, в Объединенных Вооруженных силах Содружества; 2) граждане из числа указанных военнослужащих, которые являлись либо иностранными гражданами по отношению к стране их пребывания, либо имеющими право на получение гражданства на территории государства, избранного для постоянного места жительства. Термин "иностранные граждане" распространяется на бывших военнослужащих, состоявших на военной службе в Вооруженных Силах бывшего Союза ССР и автоматически получивших гражданство союзной республики, на территории которой они ранее проживали, либо лица, состоявшие на военной службе в Объединенных Вооруженных силах Содружества и также получившие гражданство другого государства. К лицам, имеющим право на получение гражданства государства-участника Содружества, избранного ими для нового места постоянного проживания, относятся бывшие военнослужащие, состоявшие на службе в Вооруженных Силах или иных воинских формированиях бывшего Союза ССР и утративших союзное гражданство после распада СССР, став лицами без гражданства.

Их статус иностранного гражданина либо лица без гражданства, имеющего право на получение гражданства, устанавливается в отношении государства, на территорию которого они переехали в связи с увольнением с военной службы после 31 декабря 1991 года. Это вытекает из анализа всех последующих статей Соглашения ( статьи 3 , 4, 6), включающих их в единую категорию граждан, переезжающих на постоянное место жительства с территории одного государства на территорию другого государства.

В Соглашении наиболее полную регламентацию получило право на обеспечение жильем граждан, уволенных с военной службы, при переезде их на постоянное место жительства в другое государство Содружества. Причем в Соглашении не только устанавливается право таких граждан на обеспечение жилыми помещениями, но оно и гарантируется рядом мер, осуществляемых государствами их прежнего места службы (жительства).

В соответствии со статьей 3 Соглашения граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей при переезде на постоянное место жительства с территории одного государства на территорию другого государства-участника Содружества обеспечиваются по избранному месту жительства жилыми помещениями по нормам, установленным для граждан государства, на территорию которого они прибыли. Абзацы второй и третий той же статьи устанавливают, что государство-участник, в вооруженных силах которого указанные граждане проходили военную службу, заблаговременно приобретает для них жилые помещения по избранному ими постоянному месту жительства как при условии сдачи занимаемых этими гражданами помещений по прежнему месту жительства, так и в случае отсутствия таковой, если жилые помещения им не предоставлялись. Порядок и сроки приобретения жилых помещений устанавливаются на основе двусторонних соглашений между правительствами государств.

В развитие вышеизложенных положений статья 4 того же Соглашения предоставляет гражданам, уволенным с военной службы, при переезде на постоянное место жительства с территории одного государства на территорию другого право на обмен занимаемых ими жилых помещений независимо от ведомственной принадлежности с гражданами другого государства-участника, а также на продажу приватизированных ими жилых помещений на основе норм и в порядке, установленном законодательством государств-участников, а в случае отсутствия такого законодательства до его принятия - по нормам и в порядке, установленном законодательством бывшего Союза ССР.

В статье 6 закрепляется выдача таким гражданам уполномоченными органами государств-участников документов, подтверждающих факт сдачи, приватизации, обмена, продажи или других действий, совершенных с занимаемыми ими жилыми помещениями.

Соглашение от 28 марта 1997 года подписано Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан. Не подписано Азербайджанской Республикой, Республикой Узбекистан, Туркменистаном, Украиной, являющимися участниками Соглашения от 14 февраля 1992 года. Среди государств, подписавших Соглашение от 28 марта 1997 года, являющихся участниками Соглашения от 14 февраля 1992 года, только Республика Армения, Республика Беларусь, Кыргызская Республика и Республика Таджикистан депонировали свои уведомления и, таким образом, Соглашение от 28 марта 1997 года вступило в силу 19 апреля 2001 года и применяется относительно данных государств.

Однако Республика Армения и Республика Беларусь при подписании Соглашения сделали оговорки к статьям 3 и 4. Республика Армения заявила об исключении абзацев второго и третьего из статьи 3, касающихся обязанности государств-участников приобретать заблаговременно для граждан, проходивших военную службу в их вооруженных силах, жилые помещения по избранному ими постоянному месту жительства и заключать по этому вопросу двусторонние соглашения правительствами государств-участников, а также абзаца первого из статьи 4, закрепляющего право граждан, уволенных с военной службы, при переезде на постоянное место жительства на территорию другого государства-участника на обмен занимаемых ими жилых помещений с гражданами другого государства-участника независимо от их ведомственной принадлежности. Однако следует иметь в виду, что Республика Армения 25 января 2000 года подписала Протокол к Соглашению от 14 февраля 1992 года, статья 5 которого воспроизводит положение абзаца первого статьи 4 Соглашения от 28 марта 1997 года. Учитывая то, что в статье 5 Протокола воспроизводится положение абзаца первого статьи 4 Соглашения от 28 марта 1997 года, применительно к которому Республика Армения ранее заявила оговорку, можно сделать вывод, что депонированием уведомления о подписании Протокола 19 апреля 2001 года Республика Армения признала юридически обязательным для себя право граждан, уволенных с военной службы, на обмен занимаемыми жилыми помещениями с гражданами других государств Содружества при переезде на новое место жительства, означающее, что указанная оговорка утратила юридическую силу.

Республика Беларусь сделала аналогичную оговорку об исключении вышеизложенных абзацев второго и третьего из статьи 3 Соглашения от 28 марта 1997 года.

Руководствуясь статьей 21 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года, следует сделать вывод, что Соглашение от 28 марта 1997 года является юридически обязательным для Республики Армения после вступления в силу для нее Протокола к Соглашению от 14 февраля 1992 года, за исключением положений статьи 3, в отношении которых сохраняет силу сделанная ею оговорка, и Республики Беларусь, за исключением положений статьи 3, в отношении которых ею также заявлена оговорка.

Таким же образом Соглашение действует в отношениях государств, сделавших оговорки с другими его участниками, в частности Кыргызской Республикой и Республикой Таджикистан. В отношениях между Кыргызской Республикой и Республикой Таджикистан Соглашение 1997 года применяется в полном объеме.

Что касается действия Соглашений от 14 февраля 1992 года и от 28 марта 1997 года в отношениях между государствами-участниками только Соглашения 1992 года и государствами-участниками двух соглашений - 1992 года и 1997 года, то следует руководствоваться статьей 30 Венской конвенции 1969 года. В соответствии с пунктом 4 "б" статьи 30 Конвенции в отношениях между государствами-участниками двух соглашений (Республика Армения, Республика Беларусь, Кыргызская Республика, Республика Таджикистан) и государствами-участниками одного Соглашения (Азербайджанская Республика, Республика Казахстан, Российская Федерация, Республика Узбекистан, Украина) применяется Соглашение от 14 февраля 1992 года, участниками которого являются все государства. Согласно пункту 3 статьи 3 Конвенции для государств, являющихся участниками обоих соглашений (Республика Армения, Республика Беларусь, Кыргызская Республика, Республика Таджикистан), положения Соглашения от 14 февраля 1992 года применяются только в той мере, в какой они совместимы с положениями Соглашения от 28 марта 1997 года.

Протоколом к Соглашению от 14 февраля 1992 года, подписанным Республикой Армения, Республикой Беларусь, Кыргызской Республикой, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан и Украиной 25 января 2000 года и вступившим в силу 21 сентября 2001 года, было закреплено за гражданами, уволенными с военной службы, по аналогии с Соглашением от 28 марта 1997 года право на обмен занимаемых жилых помещений с гражданами других государств Содружества в связи с переездом на постоянное место жительства в другое государство Содружества (абзац третий статьи 5). Протокол, внесший поправки в Соглашение от 14 февраля 1992 года, признан юридически обязательным для Республики Армения, Кыргызской Республики, Республики Таджикистан и Украины.

В соответствии с пунктом 4 "б" статьи 30 и пунктом 4 статьи 40 Венской конвенции 1969 года Соглашение от 14 февраля 1992 года действует в первоначальном варианте в отношении Азербайджанской Республики, Республики Казахстан, Российской Федерации, Республики Узбекистан, Туркменистана; в отношении Республики Беларусь - Соглашение от 28 марта 1997 года; в отношении Украины - Соглашение от 14 февраля 1992 года с учетом изменений, внесенных Протоколом от 25 января 2000 года; в отношении Кыргызской Республики и Республики Таджикистан - Соглашение от 28 марта 1997 года и Протокол от 25 января 2000 года; в отношении Республики Армения - Соглашение от 28 марта 1997 года и Протокол от 25 января 2000 года к Соглашению от 14 февраля 1992 года.

Анализ национального законодательства государств-участников Содружества показал, что в них отсутствуют согласованные национально-правовые нормы по вопросу обеспечения жилыми помещениями лиц, уволенных с военной службы, как это предполагает статья 3 Соглашения от 14 февраля 1992 года.

На основании вышеизложенного и принимая во внимание существо запроса, Экономический Суд Содружества Независимых Государств пришел к следующим выводам.

Соглашение между государствами-участниками Содружества Независимых Государств о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей от 14 февраля 1992 года является рамочным договором, закрепляющим общие принципы социальной защиты данной категории лиц и базирующимся на законах и других нормативных актах бывшего Союза ССР. Статья 3 Соглашения, закрепляющая право военнослужащих и членов их семей, не имеющих жилья или нуждающихся в улучшении жилищных условии на обеспечение их жилыми помещениями, в соответствии с нормами и порядком, установленным законодательством страны пребывания, имеет ограниченный характер как в субъектной сфере, так и в содержательном плане. В субъектной сфере она применяется только в отношении военнослужащих и членов их семей. В содержательном плане статья не налагает обязательства на государства обеспечить указанную категорию граждан жилыми помещениями, а отдает приоритет нормам и порядку, установленному в законодательстве страны пребывания.

Соглашение об обеспечении жилыми помещениями военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в государствах-участниках Содружества Независимых Государств от 28 марта 1997 года является специальным договором, дополняющим, развивающим и конкретизирующим положения Соглашения от 14 февраля 1992 года, а также закрепляющим правовые гарантии реализации права на жилье в отношении указанной категории лиц.

В статье 1 устанавливается круг субъектов, на которых распространяется Соглашение. К ним относятся военнослужащие, находящиеся на профессиональной военной службе в вооруженных силах и иных воинских формированиях государств Содружества, при условии, что они ранее состояли на военной службе в Вооруженных Силах Союза ССР или в Объединенных Вооруженных силах СНГ, и граждане из числа указанных военнослужащих при условии, что они: а) уволены с военной службы после 31 декабря 1991 года (то есть после распада СССР); б) являются иностранными гражданами по отношению к стране пребывания; в) имеют право на получение гражданства в государстве, которое они выбрали постоянным местом жительства. Термин "иностранные граждане" применяется в отношении лиц, ранее состоявших на военной службе в Объединенных Вооруженных силах СНГ и являющихся иностранными гражданами в отношении государства, которое они избрали местом своего проживания после увольнения с военной службы. Лицами, имеющими право на получение гражданства в государстве нового места постоянного жительства, являются бывшие военнослужащие Вооруженных Сил Союза ССР, утратившие союзное гражданство после распада СССР и ставшие лицами без гражданства.

Право на обеспечение жилой площадью военнослужащих, ранее состоявших на военной службе в Вооруженных Силах СССР и продолживших службу в вооруженных силах государств-участников СНГ, а затем уволившихся с военной службы и переехавших на территорию одного из государств СНГ на постоянное жительство, гарантируется Соглашением от 28 марта 1997 года, а именно предоставлением таким лицам прав на обмен, продажу жилого помещения, в котором они проживали, включая жилье в ведомственных домах и приватизированное жилое помещение. Однако Соглашение в этой части признали только четыре государства-члена СНГ (Республика Армения, Республика Беларусь, Кыргызская Республика и Республика Таджикистан). Что касается правовых гарантий обеспечения указанных лиц жилым помещением со стороны государства места прохождения его службы, то в этой части Соглашение действует только в отношении двух государств - Кыргызской Республики и Республики Таджикистан, и оно предполагает наличие между ними специальной договоренности.

Соглашение между государствами-участниками СНГ о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей от 14 февраля 1992 года, участниками которого является большинство государств-участников Содружества, за исключением Республики Молдова и Грузии, не регулирует вопрос об обеспечении жилыми помещениями лиц, уволенных с военной службы, государством места их постоянного проживания. Соглашение только подтверждает их право проживать в занимаемых ими помещениях.

Национальное законодательство государств-участников Содружества, касающееся обеспечения прав на жилье лиц, уволенных с военной службы, не содержит согласованных идентичных положений по данному вопросу, а в содержательном плане зависит от его регламентации в соглашениях от 14 февраля 1992 года или 28 марта 1997 года, участниками которых государства являются.

Отсутствие в национальных законодательствах государств-участников Соглашения от 14 февраля 1992 года норм, регулирующих вопросы обеспечения жилой площадью лиц, уволенных с военной службы, либо уравнение их прав в этой области с гражданами государств, на территории которых проживают военнослужащие, является невыполнением положений статьи 1 Соглашения от 14 февраля 1992 года.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: