Закон о судебной системе днр в списке литературы

Обновлено: 18.05.2024

Вступивший в силу осенью 2018 года Закон ДНР «О судебной системе» внес определенные изменения в существовавшую ранее судебную систему. Была образована Апелляционная палата Верховного Суда ДНР, которая в настоящее время, в соответствии с процессуальными законами, рассматривает уголовные дела в качестве суда первой инстанции, а также гражданские, арбитражные, уголовные дела и дела об административных правонарушениях в качестве суда второй (апелляционной) инстанции. Об этом рассказала и.о. председателя Апелляционной палаты Верховного Суда ДНР Людмила Стратейчук.

«Наша судебная система стала более гибкой и оперативной благодаря появлению апелляционного обжалования, которое существует уже полгода», — сказала она. Также и.о. председателя Апелляционной палаты подчеркнула важность такого решения, поскольку при сохранении права на пересмотр судебных решений в кассационном порядке граждане получили дополнительную возможность устранения ошибок, допущенных судами первой инстанции, ускорения и улучшения рассмотрения судебных дел.

Кроме того, она затронула целесообразность введения института апелляции в судебную систему, особенности подачи, приема апелляционных жалоб, пересмотра судебных решений в апелляционном порядке, ответственность судей в деле реализации запроса на справедливость, который существует сегодня в обществе.

«Если говорить о защите прав любого человека, то именно апелляционная инстанция даёт такую возможность, обеспечивая доступность правосудия, удовлетворяя спрос на справедливость, повторно рассматривая дело, тщательно проверяя решение первой инстанции, полноту установления обстоятельств, имеющих значение для дела, доказанность этих обстоятельств, правильность оценки доказательств, соответствие выводов, указанных в решении, обстоятельствам, которые суд счел установленными. Более того, апелляционная инстанция, осуществляя проверку решения суда первой инстанции в пределах апелляционной жалобы, способствует не только ускорению рассмотрения судебных дел, но и формированию единообразной практики, так как решения Апелляционной палаты служат ориентиром, своеобразным камертоном для судов первой инстанции, оберегая их от ошибок при рассмотрении других дел в аналогичных правоотношениях», — подчеркнула Людмила Стратейчук.

По данным статистики, в первом полугодии 2019 года из 3 486 судебных дел и материалов, находившихся в производстве Верховного Суда ДНР, к производству Апелляционной палаты было принято 2 224 судебных дела с апелляционными жалобами и представлениями (протестами).

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

РАЗДЕЛ I

СУДЕБНАЯ СИСТЕМА ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ: ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

В соответствии со статьей 80 Конституции Донецкой Народной Республики правосудие в Донецкой Народной Республике осуществляется только судом. В Донецкой Народной Республике действуют Верховный Суд Донецкой Народной Республики и иные суды, полномочия, порядок образования и деятельность которых определяются законом Донецкой Народной Республики. Статус, полномочия, порядок и гарантии деятельности судей определяются законом Донецкой Народной Республики.

Формирование судебной системы Донецкой Народной Республики начато в августе 2014 года с утверждения и введения в действие Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 17 августа 2014 года № 27-1 Положения о Военных Судах Донецкой Народной Республики.

В соответствии с пунктом 4 Положения предусматривалось создание системы военно-полевых судов в военное время из военно-полевых судов гарнизонов, воинских частей, соединений, объединений в качестве судов первой инстанции и Военного Трибунала Донецкой Народной Республики в качестве суда второй инстанции.

Постановлением Верховного Совета Донецкой Народной Республики от 23 сентября 2014 года № 35-1 Председателем Верховного Суда Донецкой Народной Республики был утвержден Якубовский Эдуард Николаевич.

Следующим этапом формирования судебной системы Донецкой Народной Республики стало принятие 22 октября 2014 года Советом Министров Донецкой Народной Республики постановлений № 40-1 «О создании судебной системы» и № 40-2 «О судебной системе». На основании последнего было утверждено Временное положение о судебной системе, которым закреплялись задачи и принципы правосудия; устанавливались требования к судье, народному заседателю, составу суда; предоставлено право на кассационное обжалование судебных решений и на внесение кассационного протеста на решения судов; регламентирован порядок наделения полномочиями судей; определены система судов, полномочия Председателя Верховного Суда и его заместителей, судебных палат Верховного Суда, состав и полномочия Президиума Верховного Суда, Пленума Верховного Суда, компетенция Судебного департамента при Верховном Суде.

В период с 1 декабря 2014 года по 21 апреля 2015 года приказами Председателя Верховного Суда Донецкой Народной Республики создано 15 судов общей юрисдикции и 2 специализированных суда.

До 1 января 2019 года судебная система Донецкой Народной Республики представляла собой следующие суды трёх инстанций (первой, кассационной и надзорной):

1) Верховный Суд;

2) суды общей юрисдикции – районные, городские, межрайонные суды Донецкой Народной Республики;

3) специализированные суды: Арбитражный суд Донецкой Народной Республики и Военно-полевой суд Донецкой Народной Республики.

В целях обеспечения нормального функционирования судебной системы Донецкой Народной Республики указами Главы Донецкой Народной Республики от 9 января 2015 года № 01, № 02, № 03, от 17 марта 2016 года № 71, от 19 мая 2017 года № 119 назначено 104 судьи в Верховный Суд Донецкой Народной Республики, Арбитражный суд Донецкой Народной Республики, Военно-полевой суд Донецкой Народной Республики и в суды общей юрисдикции Донецкой Народной Республики.

В то же время указами Главы Донецкой Народной Республики были досрочно прекращены полномочия 10 судей, в связи с чем на территории Донецкой Народной Республики осуществляло правосудие 94 судьи.

По состоянию на 17 марта 2020 года правосудие отправляют 115 судей, из которых 88 судей судов общей юрисдикции и 27 судей Верховного Суда. При этом в дальнейшем планируется увеличение судейского корпуса.

В 2018 году начался новый этап в развитии судебной системы Донецкой Народной Республики, ознаменовавшийся принятием Народным Советом Донецкой Народной Республики 31 августа 2018 года законов Донецкой Народной Республики № 241- IHC «О судебной системе Донецкой Народной Республики» и № 242- IHC «О статусе судей».

7 сентября 2018 года временно исполняющий обязанности Главы Донецкой Народной Республики Пушилин Денис Владимирович подписал Указ № 6 «О назначении», которым Председателем Верховного Суда Донецкой Народной Республики был назначен Ким Андрей Вилорьевич.

Вступившим с силу 1 января 2019 года Законом «О судебной системе Донецкой Народной Республики» предусматривается иная структура судебной системы Республики. Данный Закон предполагает создание Конституционного Суда Донецкой Народной Республики после внесения соответствующего изменения в Конституцию Донецкой Народной Республики. Вышеуказанным Законом были учреждены Военный суд Донецкой Народной Республики, который заменил Военно-полевой суд Донецкой Народной Республики, а также Апелляционная палата Верховного Суда Донецкой Народной Республики в качестве судебной палаты Верховного Суда Донецкой Народной Республики (до образования Апелляционного суда Донецкой Народной Республики).

По состоянию на 17 марта 2020 года судебная система Донецкой Народной Республики представлена судами четырёх инстанций: первой, апелляционной, кассационной и надзорной и фактически включает в себя следующие суды:

1) Верховный Суд Донецкой Народной Республики;

2) суды общей юрисдикции (17 единиц): районные, городские, межрайонные суды Донецкой Народной Республики; Арбитражный суд Донецкой Народной Республики; Военный суд Донецкой Народной Республики.

21 января 2019 года, в целях реализации положений Закона Донецкой Народной Республики от 31 августа 2018 года № 242- IHC «О статусе судей», Указом Главы Донецкой Народной Республики созданы Временная экзаменационная комиссия по приёму квалификационного экзамена на должность судьи Донецкой Народной Республики и Временная квалификационная коллегия судей Донецкой Народной Республики. Указом определены полномочия, порядок формирования и численный состав вышеуказанных органов судейского сообщества.

15 января 2020 года Народным Советом Донецкой Народной Республики приняты законы Донецкой Народной Республики № 92- IIHC «О Верховном Суде Донецкой Народной Республики» и № 93- IIHC «О Судебном департаменте при Верховном Суде Донецкой Народной Республики».

Во исполнение требований законов «О статусе судей» и «О Верховном Суде Донецкой Народной Республики» Пленумом Верховного Суда Донецкой Народной Республики была создана Судебная коллегия Верховного Суда Донецкой Народной Республики в составе четырёх судей Верховного Суда Донецкой Народной Республики. На указанную коллегию возложены обязанности по решению вопросов о привлечении судей к административной ответственности, об избрании в отношении судей меры пресечения в виде заключения под стражу, проведении оперативно-разыскных мероприятий и следственных действий в отношении судей.

РАЗДЕЛ II

ВЕРХОВНЫЙ СУД ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

До 17 января 2020 года правовой статус Верховного Суда Донецкой Народной Республики регламентировался Временным положением о судебной системе, утверждённым Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 22 октября 2014 года № 40-2, согласно частям 1 – 3 статьи 17 которого на высший судебный орган возлагались функции по осуществлению конституционного контроля посредством конституционного судопроизводства, а также осуществление надзорного и кассационного судопроизводства по гражданским, арбитражным, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в Донецкой Народной Республике в соответствии с законом. К компетенции Верховного Суда Донецкой Народной Республики также было отнесено рассмотрение отдельных дел в качестве суда первой инстанции в случаях, предусмотренных законодательством.

С целью организации деятельности Верховного Суда Донецкой Народной Республики приказом Председателя Верховного Суда Донецкой Народной Республики от 22 февраля 2016 года № 45-од был утверждён Административный регламент Верховного Суда Донецкой Народной Республики.

До 17 января 2020 года Верховный Суд Донецкой Народной Республики состоял из:

– Председателя Верховного Суда;

– первого заместителя Председателя Верховного Суда;

– заместителей Председателя Верховного Суда – глав судебных палат;

– заместителя Председателя Верховного Суда – Председателя Военного Трибунала.

Верховный Суд Донецкой Народной Республики действовал в следующем составе:

– Пленум Верховного Суда;

– Президиум Верховного Суда;

– судебная палата по уголовным делам;

– судебная палата по гражданским делам;

– судебная палата по арбитражным делам;

– Военный Трибунал на правах палаты Верховного Суда (с 1 января 2019 года – военная палата).

С 17 января 2020 года правовой статус Верховного Суда Донецкой Народной Республики регламентирован Законом «О Верховном Суде Донецкой Народной Республики». Верховный Суд Донецкой Народной Республики является высшим судебным органом по гражданским, арбитражным, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с Законом «О судебной системе Донецкой Народной Республики» и иными законами. Определена компетенция Верховного Суда Донецкой Народной Республики в качестве суда надзорной, кассационной, апелляционной и первой инстанций.

Законом «О Верховном Суде Донецкой Народной Республики» также установлены численный состав судей и структура Верховного Суда Донецкой Народной Республики.

По состоянию на 17 марта 2020 года Верховный Суд Донецкой Народной Республики действует в следующем составе:

- Пленум Верховного Суда;

- Президиум Верховного Суда;

- Апелляционная палата Верховного Суда – в качестве судебной палаты Верховного Суда;

- Судебная палата по гражданским делам Верховного Суда;

- Судебная палата по уголовным делам Верховного Суда;

- Судебная палата по арбитражным делам Верховного Суда;

- Военная палата Верховного Суда.

Законом «О Верховном Суде Донецкой Народной Республики» установлены сроки для образования Верховным Судом Донецкой Народной Республики Судебной палаты по административным делам Верховного Суда Донецкой Народной Республики и Дисциплинарной коллегии Верховного Суда Донецкой Народной Республики (в качестве судебной палаты Верховного Суда Донецкой Народной Республики).

Согласно положениям части 1 статьи 72 Конституции Донецкой Народной Республики Верховному Суду Донецкой Народной Республики по вопросам его ведения принадлежит право законодательной инициативы.

Верховным Судом Донецкой Народной Республики заключены международные соглашения о взаимном сотрудничестве и обмене правовой информацией с Верховным Судом Республики Южная Осетия (2018 год) и с Верховным Судом Луганской Народной Республики (2019 год).

Юридический адрес Верховного Суда: 283015, Донецкая Народная Республика, г. Донецк, ул. Челюскинцев, 163.

РАЗДЕЛ III

СТРУКТУРА, ПОЛНОМОЧИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУДЕБНОГО ДЕПАРТАМЕНТА ПРИ ВЕРХОВНОМ СУДЕ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

Начиная с 22 октября 2014 года деятельность Судебного департамента при Верховном Суде Донецкой Народной Республики регламентировалась Временным положением о судебной системе, утверждённым Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики № 40-2, Положением о Судебном департаменте при Верховном Суде Донецкой Народной Республики, утверждённым приказом Председателя Верховного Суда Донецкой Народной Республики от 29 декабря 2014 года № 31од, и Административным регламентом Судебного департамента при Верховном Суде Донецкой Народной Республики, утверждённым приказом Председателя Верховного Суда Донецкой Народной Республики от 10 марта 2016 года № 54-од.

Так, Судебный департамент при Верховном Суде наделялся функциями по осуществлению организационного обеспечения деятельности Верховного Суда, судов общей юрисдикции, специализированных судов. Руководитель Судебного департамента при Верховном Суде назначался на должность и освобождался от должности Председателем Верховного Суда. Аппарат Верховного Суда, судов общей юрисдикции, специализированных судов являлся составной частью Судебного департамента при Верховном Суде и подчинялся руководителю Судебного департамента.

Изменения, произошедшие в законодательстве, регламентирующем деятельность судебной системы Донецкой Народной Республики, в 2018 и 2020 годах, коснулись и Судебного департамента при Верховном Суде.

Согласно статье 26 Закона «О судебной системе Донецкой Народной Республики» Судебный департамент при Верховном Суде Донецкой Народной Республики организационно обеспечивает деятельность судов общей юрисдикции и органов судейского сообщества, предоставляет в их распоряжение необходимые ресурсы, а также осуществляет формирование единого информационного пространства судов Донецкой Народной Республики. Судебный департамент при Верховном Суде Донецкой Народной Республики является юридическим лицом. Структура, полномочия и порядок деятельности Судебного департамента при Верховном Суде Донецкой Народной Республики устанавливаются специальным законом.

Принятым 15 января 2020 года Народным Советом Донецкой Народной Республики Законом «О Судебном департаменте при Верховном Суде Донецкой Народной Республики» установлены полномочия Судебного департамента, иной порядок назначения на должность и освобождение от должности руководителя Судебного департамента и его полномочия, а также порядок назначения на должность и освобождения от должности руководителей аппаратов судов общей юрисдикции, а также их полномочия.

Юридический адрес Судебного департамента при Верховном Суде Донецкой Народной Республики: 283048, Донецкая Народная Республика, г. Донецк, ул. Артёма, 157.

В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен проект закона Донецкой Народной Республики «О судебной системе Донецкой Народной Республики» (далее – законопроект).

Избранный разработчиком подход, заключающийся в компиляции положений законодательства Российской Федерации и Украины, не может быть одобрен, поскольку законодательные системы вышеуказанных стран имеют существенные различия. Кроме того, апробация положений законопроекта в правоприменительной практике Донецкой Народной Республики неизбежно столкнётся с существующими проблемами, имеющимися в правовом поле Донецкой Народной Республики (сосуществование нормативных правовых актов Украины и собственного законодательства; коллизий, возникающих при их совместном применении; отсутствие правового регулирования либо фрагментарное урегулирование отдельных сфер общественных отношений; непоследовательность и низкий уровень юридической техники принимаемых нормативных правовых актов).

Также подобный подход разработчика не учитывает форму правления и особенности осуществления государственной власти в Донецкой Народной Республике, установленные Конституцией Донецкой Народной Республики, в связи с чем считаем необходимым высказать следующие замечания и предложения.

Согласно пункту 3 части 2 статьи 4 законопроекта Апелляционный суд Донецкой Народной Республики, Арбитражный суд Донецкой Народной Республики, районные, городские, межрайонные, Военный суд Донецкой Народной составляют систему судов общей юрисдикции.

Подобный подход к регламентации деятельности апелляционной инстанции противоречит сложившейся судебной системе Донецкой Народной Республики, а также системе судов Российской Федерации.

Так, в настоящее время согласно статье 1 Постановления Совета Министров Донецкой Народной Республики от 22.10.2014 № 40-2 «О судебной системе» (далее – Постановление № 40-2) «в соответствии с Конституцией Донецкой Народной Республики правосудие в Донецкой Народной Республике осуществляется Верховным Судом, судами общей юрисдикции, специализированными судами». В соответствии со статьей 29 Постановления № 40-2 к специализированным судам Донецкой Народной Республики отнесены военные суды и арбитражные суды (действует Военно-полевой суд Донецкой Народной Республики и Арбитражный суд Донецкой Народной Республики).

Кроме того, российский законодатель в части 1 статьи 4 Закона № 1-ФКЗ закрепил положения о том, что «правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных настоящим Федеральным конституционным законом, не допускается».

1) исключить из законопроекта нормы, содержащие положения касательно Апелляционного суда Донецкой Народной Республики и Апелляционной палаты Верховного Суда Донецкой Народной Республики;

2) часть 2 статьи 4 законопроекта изложить в следующей редакции: «Судебную систему Донецкой Народной Республики составляют:

«1) суды общей юрисдикции – районные, городские, межрайонные суды Донецкой Народной Республики, которые являются судами первой инстанции;

2) специализированные суды – арбитражный и военные суды Донецкой Народной Республики, которые являются судами первой инстанции;

3) Верховный Суд Донецкой Народной Республики – высший судебный орган по рассмотрению гражданских, арбитражных, уголовных дел, дел об административных правонарушениях и иных дел, подсудных судам Донецкой Народной Республики в соответствии с Конституцией Донецкой Народной Республики и законами Донецкой Народной Республики».

Следует обратить внимание на то, что по тексту законопроекта разработчик оперирует конструкциями «конституционное судопроизводство» (часть 3 статьи 1), «Конституционный Суд Донецкой Народной Республики» (пункт 1 части 2 статьи 4, часть 1 статьи 17, статья 18, часть 1 статьи 25, части 2-4 статьи 28), «Председатель Конституционного Суда Донецкой Народной Республики» (часть 1 статьи 13).

Так, Законом Донецкой Народной Республики от 24.06.2016 № 139-IНС «О внесении изменений в Закон Донецкой Народной Республики «О нормативных правовых актах» статья 59 Закона Донецкой Народной Республики от 07.08.2015 № 72-IHC «О нормативных правовых актах» (далее – закон № 72-IHC) была дополнена частью 4 следующего содержания: «решения о соответствии законов, нормативных правовых актов Главы Донецкой Народной Республики, Народного Совета Донецкой Народной Республики, Совета Министров Донецкой Народной Республики Конституции Донецкой Народной Республики принимаются исключительно Конституционным Судом Донецкой Народной Республики».

Кроме того, пунктом 2 главы 5 «Заключительных и переходных положений» законопроекта предусмотрено, что «положения настоящего Закона, касающиеся организации и осуществления полномочий Конституционного суда Донецкой Народной Республики, вводятся в действие со дня вступления в силу изменений в Конституцию Донецкой Народной Республики в части образования, определения состава, компетенции Конституционного суда Донецкой Народной Республики, а также статуса и порядка назначения судей Конституционного суда Донецкой Народной Республики».

В то же время на сегодняшний день приходится констатировать противоречие вышеуказанных положений конституционным предписаниям.

Так, Конституция Донецкой Народной Республики на данный момент не предполагает создание Конституционного Суда Донецкой Народной Республики как органа конституционного контроля. Более того, Конституция Донецкой Народной Республики частично предусматривает выполнение традиционных для конституционных судов полномочий другими органами государственной власти. В частности, согласно пункту 3 части 1 статьи 69 Конституции Донецкой Народной Республики к ведению Народного Совета Донецкой Народной Республики относится толкование Конституции Донецкой Народной Республики и законов Донецкой Народной Республики.

Согласно части 5 статьи 125 Конституции Российской Федерации, а также в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 3 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 № 1-ФКЗ (ред. от 28.12.2016) «О Конституционном Суде Российской Федерации» в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации дает толкование Конституции Российской Федерации. Создание органа конституционного контроля является немаловажным шагом, призванным реализовать конституционный принцип «разделения властей», предусмотренный статьей 6 Конституции Донецкой Народной Республики, а также эффективно и качественно гарантировать основополагающие конституционные права граждан Донецкой Народной Республики. Однако до момента закрепления правового статуса Конституционного Суда Донецкой Народной Республики в Основном законе является недопустимым закрепление полномочий органа конституционного контроля в законодательстве Донецкой Народной Республики, в частности, в законопроекте.

На основании изложенного предлагаем исключить из законопроекта нормы, содержащие положения касательно конституционного судопроизводства и Конституционного Суда Донецкой Народной Республики.

Далее, акцентируем внимание на использованной в части 3 статьи 1 законопроекта конструкции «административное судопроизводство», а также в статье 19 законопроекта – «административные дела». На данный момент правосудие в Донецкой Народной Республике осуществляется посредством гражданского, арбитражного, уголовного судопроизводства и производства по делам об административных правонарушениях. Отмечаем, что конструкции «административное судопроизводство», «административные дела» не отвечают реалиям Донецкой Народной Республики, поскольку в Донецкой Народной Республике не созданы административные суды.

1) в части 3 статьи 1 законопроекта конструкцию «административного и уголовного судопроизводства» заменить на «уголовного судопроизводства, производства по делам об административных правонарушениях»;

2) в части 1 статьи 19 законопроекта конструкцию «административным делам» заменить на «делам об административных правонарушениях»;

3) в части 2 статьи 19 законопроекта конструкцию «административные дела» заменить на «дела об административных правонарушениях».

Кроме того, предусмотренная законопроектом система военных судов не соответствует фактическому положению дел по данному вопросу в Донецкой Народной Республике. Так, в Донецкой Народной Республике создан Военно-полевой суд и Военный Трибунал на правах палаты Верховного Суда Донецкой Народной Республики. Военный суд Донецкой Народной Республики, предусмотренный в законопроекте (пункт 3 части 2 статьи 4, часть 2 статьи 20, статья 23) в судебной системе Донецкой Народной Республики отсутствует.

С учетом изложенного предлагаем пункт 3 части 2 статьи 4, часть 2 статьи 20, статью 23 законопроекта доработать.

Закрепление положения о том, что Судебный департамент при Верховном Суде Донецкой Народной Республики является юридическим лицом (часть 4 статьи 26 законопроекта) повлечет дополнительную неоправданную нагрузку на Республиканский бюджет Донецкой Народной Республики, в связи с чем предлагаем часть 4 статьи 26 законопроекта исключить.

Отдельного внимания заслуживает статья 19 законопроекта, регламентирующая правовой статус Верховного Суда Донецкой Народной Республики. Помимо уже указанных замечаний к данной статье, следует обратить внимание на несоответствие существующим реалиям правового поля Донецкой Народной Республики многих её положений (в частности, в законопроекте отсутствуют положения о том, что Верховный Суд Донецкой Народной Республики осуществляет надзор за законностью судебных решений, вступивших в законную силу путем рассмотрения протестов Председателя Верховного Суда Донецкой Народной Республики, его заместителей и Генерального прокурора Донецкой Народной Республики; имеет право законодательной инициативы и разрабатывает предложения по совершенствованию законодательства Донецкой Народной Республики и т.п.). В связи с этим предлагаем статью 19 законопроекта изложить в следующей редакции:

1. Верховный Суд Донецкой Народной Республики рассматривает кассационные жалобы и протесты на судебные решения по гражданским, арбитражным, уголовным делам, делам об административных правонарушениях и иным делам, подсудным судам Донецкой Народной Республики.

2. Верховный Суд Донецкой Народной Республики осуществляет надзор за законностью судебных решений, вступивших в законную силу, путем рассмотрения протестов Председателя Верховного Суда Донецкой Народной Республики, его заместителей и Генерального прокурора Донецкой Народной Республики.

3. Верховный Суд Донецкой Народной Республики рассматривает дела в качестве суда первой инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам в соответствии с процессуальным законодательством Донецкой Народной Республики.

4. Верховный Суд Донецкой Народной Республики имеет право законодательной инициативы и разрабатывает предложения по совершенствованию законодательства Донецкой Народной Республики.

5. Верховный Суд Донецкой Народной Республики в целях обеспечения единообразного применения законодательства Донецкой Народной Республики дает судам разъяснения по вопросам судебной практики.

6. Верховный Суд Донецкой Народной Республики в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Донецкой Народной Республики разрешает дела о соответствии Конституции Донецкой Народной Республики законов, нормативных актов Главы Донецкой Народной Республики, Народного Совета Донецкой Народной Республики, Совета Министров Донецкой Народной Республики.

Верховный Суд Донецкой Народной Республики по жалобам на нарушения конституционных прав и свобод граждан проверяет конституционность закона, примененного в конкретном деле, по запросам судов проверяет конституционность закона, подлежащего применению соответствующим судом в конкретном деле, дает толкование Конституции Донецкой Народной Республики.

7. Полномочия, порядок создания и деятельности Верховного Суда Донецкой Народной Республики устанавливаются специальным законом».

Законопроектом в части 2 статьи 24 законопроекта предусмотрена следующая структура органов судейского сообщества Донецкой Народной Республики: Республиканский съезд судей Донецкой Народной Республики; Совет судей Донецкой Народной Республики; Квалификационная коллегия судей Донецкой Народной Республики.

Отметим, что в Народном Совете Донецкой Народной Республики находится проект закона «Об органах судейского сообщества Донецкой Народной Республики», в котором предусмотрена иная структура указанных органов. Так, в законопроекте отсутствует такой орган как Экзаменационная комиссия по приёму квалификационного экзамена на должность судьи, Квалификационная комиссия судей переименована в Квалификационную коллегию судей.

Аналогичное замечание также относится и к иным структурным единицам законопроекта, содержащим наименования органов судейского сообщества.

Кроме того, поскольку законопроектом предусматривается функционирование Квалификационной коллегии судей Донецкой Народной Республики с наделением ее рядом полномочий (в частности, по прекращению полномочий судей Донецкой Народной Республики), учитывая то, что в настоящее время указанный орган не сформирован, а его полномочия не определены, считаем необходимым рассматривать законопроект в совокупности с иными законопроектами, регламентирующими деятельность судебной ветви власти Донецкой Народной Республики, в частности с законопроектом «Об органах судейского сообщества», в котором и должны быть закреплены полномочия Квалификационной коллегии судей Донецкой Народной Республики, а также с законопроектами «О Верховном Суде Донецкой Народной Республики», «О военных судах Донецкой Народной Республики», «Об Арбитражном Суде Донецкой Народной Республики», «О Судебном департаменте при Верховном Суде Донецкой Народной Республики».

Редакция части 2 статьи 29 законопроекта о том, что «при осуществлении правосудия судьи заседают в мантиях либо имеют другой отличительный знак своей должности» не в полной мере соответствует требованиям части 1 статьи 25 Закона № 72-IНС, согласно которым «текст нормативного правового акта излагается лаконично, простым и ясным языком, исключающим различное толкование норм, с соблюдением официально-делового стиля литературного языка и юридической терминологии». В связи с этим предлагаем часть 2 статьи 29 законопроекта изложить в следующей редакции:

«При осуществлении правосудия судьи надевают мантии. Ношение мантии в период, не связанный с осуществлением правосудия, запрещается».

Кроме того, статьей 29 законопроекта не в полной мере урегулированы отдельные процедурные моменты, связанные с осуществлением правосудия, в связи с чем предлагаем статью 29 законопроекта дополнить частью 3 следующего содержания:

«3. Судьям Донецкой Народной Республики выдаются удостоверения, которые подписываются Главой Донецкой Народной Республики, а судьям в отставке – Председателем Верховного Суда Донецкой Народной Республики».

На основании изложенного Верховный Суд Донецкой Народной Республики предлагает доработать данный законопроект с учётом указанных замечаний и предложений.

Сегодня, 8 июля, Председатель Правительства Виталий Хоценко принял участие в выездном совещании Главы ДНР Дениса Пушилина с сельхозпроизводителями освобожденных территорий. В ходе встречи, которая состоялась на одном из полей Володарского района Республики, обсуждались вопросы, которые особенно вол.

Глава ДНР Денис Пушилин назначил новых руководителей четырех министерств Республики. Соответствующие указы опубликованы на официальном сайте лидера государства. «Поблагодарил руководителей Министерства образования и науки Михаила Кушакова, Министерства здравоохранения — Александра Оприщенко, Минист.

Члены Правительства приняли участие в рабочей встрече Главы ДНР с первым заместителем Руководителя Администрации Президента РФ Сергеем Кириенко

Глава ДНР Денис Пушилин, Председатель Правительства ДНР Виталий Хоценко и члены российской делегации во главе с первым заместителем Руководителя Администрации Президента РФ Сергеем Кириенко посетили крупнейшее угольное предприятие Республики – шахту «Комсомолец Донбасса». Сегодня, несмотря на много.


В ходе рабочей поездки в г. Ростов-на Дону руководитель Росимущества Вадим Яковенко передал Министру МЧС ДНР Алексею Кострубицкому два автомобиля скорой медицинской помощи и школьные принадлежности для детей Донбасса, собранные собственными силами сотрудников агенства и подведомственных организаций в рамках акции «Дети Росимущества — детям Донбасса». На мероприятии также присутствовала заместитель Председателя Правительства ДНР Татьяна Переверзева.

«Республиканская лизинговая компания» продолжает предоставлять субъектам хозяйствования возможности обновления и модернизации материально-технической базы, переоснащения производственных мощностей и обновления основных фондов. Об промежуточных итогах и ближайших перспективах лизинговой деятельности в Республике рассказала директор департамента Министерства финансов Лилия Возняк.

Правительством утверждены мероприятия, направленные на обеспечение бесперебойной работы средств связи на 2022 год

Постановлением Правительства утверждены мероприятия, реализация которых позволит обеспечить стабильную и качественную работу средств и объектов связи, а также равный доступ потребителей к современным и универсальным телекоммуникационным услугам на территории Донецкой Народной Республики, в том числе в недавно освобожденных районах.


Правительство продолжает совершенствовать процедуры предоставления субсидий на поддержку сельхозпроизводителей

Правительством внесены коррективы в Порядок предоставления субсидий из Республиканского бюджета на возмещение части затрат на поддержку собственного производства молока.

Правительством оптимизирована процедура постановки на госучет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду

Постановлением Правительства внесены изменения в Порядок создания и ведения государственного реестра по учету объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в форму подачи заявки о постановке объекта на госучет.


МЧС ДНР наделяется полномочиями по утверждению порядка проведения инвентаризации существующих запасов средств радиационной и химической защиты.

Правительством установлены критерии отнесения субъектов электроэнергетики к числу тех, чьи инвестиционные программы (включая определение источников их финансирования) утверждаются Министерством угля и энергетики ДНР.


ГУП «Республиканская топливная компания» и ГП «Донтопливо» переданы в сферу управления Министерства угля и энергетики ДНР с осуществлением им права собственника имущества данных предприятий.

Виталий Хоценко назначил Олега Трофимова заместителем министра образования и науки ДНР. Соответствующее Распоряжение подписано сегодня Председателем Правительства.

Государство и экономика
Здравоохранение, социальная защита и экология
Строительство и городская среда
Агропромышленный комплекс
Образование и культура
Безопасность, право и юстиция






О значимых социально-экономических решениях, принятых Правительством Донецкой Народной Республики в июне

Правительством приняты меры поддержки субъектам предпринимательской деятельности – арендаторам госимущества

Принято Постановление Правительства Донецкой Народной Республики от 07 июля 2022 г. № 55-2 «О предоставлении льгот и внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Правительства Донецкой Народной Республики.

Правительством определены меры социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей

Принято Постановление Правительства Донецкой Народной Республики от 30 июня 2022 г. № 54-1 «О предоставлении мер социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, потерявшим в период обучения в возрасте от 18 до 23 лет обоих родителей или единственного родителя, обучающихся (воспитанников) государственных организаций Донецкой Народной Республики».

Принято Постановление Правительства Донецкой Народной Республики от 23 июня 2022 г. № 53-8 «О внесении изменений в Перечень предприятий, которые входят в сферу управления Министерства угля и энергетики Донецкой Народной Республики, утвержденный Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 26 сентября 2016 года № 11-31».

Правительство внесло в Народный Совет ДНР законопроект «О внесении изменений в статью 31 Закона Донецкой Народной Республики «О Бухгалтерском учете»

Утверждено Распоряжение Правительства Донецкой Народной Республики от 30 июня 2022 г. № 194 «О внесении проекта Закона в Народный Совет Донецкой Народной Республики».

Утверждено Распоряжение Правительства Донецкой Народной Республики от 30 июня 2022 г. № 193 «О внесении проекта Закона в Народный Совет Донецкой Народной Республики».

Правительство предлагает внести поправки в Закон ДНР «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, алкогольной продукции и табачных изделий»

Утверждено Распоряжение Правительства Донецкой Народной Республики от 30 июня 2022 г. № 192 «О внесении проекта Закона в Народный Совет Донецкой Народной Республики».

Правительство вносит в Народный Совет законопроект «О внесении изменений в Закон Донецкой Народной Республики «Об автомобильном транспорте»

Утверждено Распоряжение Правительства Донецкой Народной Республики от 30 июня 2022 г. № 191 «О внесении проекта Закона в Народный Совет Донецкой Народной Республики».


Верховный Суд Донецкой Народной Республики является высшим судебным органом по гражданским, арбитражным, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с Законом Донецкой Народной Республики «О судебной системе Донецкой Народной Республики» и иными законами.

ч. 1 ст. 2 Закона Донецкой Народной Республики № 92-IIHC от 15.01.2020 "О Верховном Суде Донецкой Народной Республики"

Верховный Суд Донецкой Народной Республики

Верховный Суд Донецкой Народной Республики запись закреплена

Верховный Суд Донецкой Народной Республики

Верховный Суд Донецкой Народной Республики запись закреплена

Верховный Суд разъяснил основания для признания права собственности по приобретательной давности

В суд первой инстанции обратился гражданин М. с иском к городской администрации и районной налоговой инспекции Министерства доходов и сборов Донецкой Народной Республики о признании права собственности на недвижимое имущество по приобретательной давности.
Показать полностью.

Свои исковые требования он мотивировал тем, что в 2000 году ему с семьёй было предоставлено в пользование служебное жильё на основании ордера, выданного исполнительным комитетом городского совета. В данный момент истец М. является пенсионером по выслуге лет. С 2000 года и по настоящее время он проживает в служебной квартире.

Суд первой инстанции, проверив материалы дела, признал право собственности гражданина М. на спорную квартиру по приобретательной давности на том основании, что гражданин М. открыто, добросовестно и непрерывно владеет спорной квартирой. У него нет задолженности по платежам за коммунальные услуги. За время пользования квартирой другие лица, претендующие на это имущество, не появились.

Ответчики по делу не обжаловали решение суда первой инстанции в апелляционном и кассационном порядках.

Председателем Верховного Суда Донецкой Народной Республики было внесено представление в Президиум Верховного Суда о пересмотре данного судебного решения в порядке надзора и его отмене в целях устранения фундаментальных нарушений норм материального и процессуального права.

Президиум Верховного Суда, проверив обстоятельства дела, пришёл к выводу об обоснованности внесённого протеста, поскольку решение суда первой инстанции не соответствует статьям 207, 208 Гражданского процессуального кодекса Донецкой Народной Республики – выводы суда не основаны на законе и обстоятельствах дела.

Пересматривая дело, Президиум Верховного Суда разъяснил, что в соответствии со статьями 277, 293 Гражданского кодекса Донецкой Народной Республики истец в иске о признании права собственности по приобретательной давности должен доказать в совокупности следующие обстоятельства:

– давность владения и его непрерывность согласно требованиям Гражданского кодекса Донецкой Народной Республики;

– отсутствие других лиц, претендующих на этом имущество;

– отсутствие основания у истца для владения имуществом и приобретения права собственности.

Президиум Верховного Суда также обратил внимание на то, что иск о признании права собственности по приобретательной давности не может заявлять лицо, которое всегда знало, кто является собственником имущества. Кроме того, по приобретательной давности можно приобрести право собственности лишь на то недвижимое имущество, которое не имеет собственника, собственник которого неизвестен или отказался от права собственности на принадлежащее ему недвижимое имущество.

Из обстоятельств данного дела усматривается, что истцу достоверно известно, что спорная квартира является служебной и была выделена ему в пользование из государственного жилищного фонда.

Эта позиция Президиума Верховного Суда закрепляет правоприменительную практику по гражданским делам, касающимся рассмотрения споров о признании права собственности по приобретательной давности.

Таким образом, Президиум Верховного Суда отменил решение суда первой инстанции, отказав гражданину М. в удовлетворении исковых требований о признании права собственности на недвижимое имущество по приобретательной давности.

Постановление Президиума Верховного Суда Донецкой Народной Республики вступило в законную силу и обжалованию не подлежит.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: