Закон франции о правах и обязанностях государственных служащих

Обновлено: 25.04.2024

Во французской гражданской службы , то обязанность резерва определяется как обязанность государственных служащих, во время или вне их службы, чтобы выразить себя с определенной сдержанностью. Это, помимо прочего, не для того, чтобы дать своим функциям политические цели.

Эта обязанность понимается как исключение из общего принципа свободы выражения и мнения должностных лиц.

Эквиваленты этой обязанности сохранять секретность существуют и в других странах, например, в Законе о Хэтче от 1939 года , который ограничивает публичную активность американских должностных лиц при выполнении ими своих миссий.

Резюме

Основной принцип

Это обязательство проистекает из принципа нейтралитета государственной службы, который запрещает государственному служащему использовать свои функции в качестве инструмента любой пропаганды.

Принцип этой обязанности по усмотрению в рамках государственной службы состоит в том, чтобы не создавать плохого имиджа администрации, потому что это может нанести ей вред. Кроме того, несоблюдение обязательства конфиденциальности оценивается вышестоящим начальством сотрудника, которое может наложить на него административное наказание. Административный судья может оценить существо административной санкции.

Обязательство хранить тайну не фигурирует в Законе № 2016-483 от 20 апреля 2016 года об этике и правах и обязанностях государственных служащих. Однако эта обязанность закреплена в судебной практике Государственного совета.

Это традиционное ограничение свободы выражения и мнения государственных служащих, которое можно найти в статье 13 Постановления от 4 февраля 1959 года об общем статусе государственных служащих.

Это обязательство по измерению слов, тем не менее, ограничено, в частности, если иерархическая ответственность агента, который говорит, является слабой или если он говорит по поручению профсоюза. Эта обязанность не закреплена в законе, но касается способа выражения мнений, а не их содержания.

Обязанность резерва / обязанность резерва государственного служащего не следует путать с обязанностью профессионального усмотрения. Профессиональное усмотрение закреплено в статье 26 закона от 13 июля 1983 г .: «Государственные служащие должны проявлять профессиональное усмотрение в отношении фактов, информации и документов, которые им известны при исполнении своих обязанностей. За исключением этих случаев, прямо предусмотренных действующими нормативными актами, в частности, в отношении свободы доступа к административным документам, государственные служащие могут быть освобождены от этой обязанности профессионального усмотрения только по прямому решению органа, от которого они зависят ».

Точно так же и в отношении профессиональной тайны, это не вопрос секретности или профессионального усмотрения. Обычно это характерно для отношений между профессионалами и клиентами.

Развитие использования цифровых технологий и социальных сетей затрудняет контроль мнения и выражения государственных служащих. Объясняется это легкостью выражения своего мнения об этих интерфейсах. Однако эта свобода выражения мнения не является абсолютной и может противоречить обязанностям офицеров.

Юриспруденциальная конструкция

Понятие резервного права не существует в законодательных и нормативных документах, регулирующих французскую государственную службу . Например, в Законе № 83-634 от 13 июля 1983 г. о правах и обязанностях государственных служащих (закон Ле Порса) нигде не упоминается ни «резервная обязанность», ни «резервная обязанность».

Эта концепция была разработана административной юриспруденцией 1930-х годов с первого решения Государственного совета Бузанке, закрепившего ее (СЕ, раздел, 15 января 1935 г., Бузанке, № 40842). Это судебное решение касалось замечаний сотрудника главного инженерного управления Туниса, который сделал публичные заявления, которые были сочтены слишком критическими по отношению к политике правительства.

Вследствие решения по делу Бузанке Государственный совет рассмотрел обязанность резервирования в решении по делу Тесье (CE, ass., 13 марта 1953 г., Tessier, n ° 7423), которое является основополагающим решением административного права, фигурирующим в основных решениях по административным делам. прецедентное право и многие другие решения, такие как решение по делу Rouve (CE 25 мая 1966 г., Rouve, n ° 64013), решение Plenel от 8 марта 1968 г., решение Girot de Langlade от 24 сентября 2010 г. или решение по делу Matelly от января 12, 2011.

Обязательство, ограниченное основными правами и свободами

Обязанность резервирования сводится к ограничению различных индивидуальных свобод государственных служащих, установленных законом.

Первая свобода, на которую непосредственно влияет обязанность хранить тайну, - это свобода выражения мнения , но она также влияет на другие свободы, такие как свобода мнений .

Последнее, например, закреплено в статье 10 Декларации прав человека и гражданина 1789 года: «Никто не должен беспокоиться о своих мнениях, даже религиозных, при условии, что их проявление не нарушает общественный порядок. закон ".

Поскольку эти свободы имеют особенно важное значение во французском законодательстве, важно иметь возможность согласовать их с обязанностью сохранять усмотрение. Именно этот конфликт между априори противоречивыми правовыми стандартами приводит к многочисленным спорам перед административным судьей.

Применение обязанности конфиденциальности к государственной службе

Хотя применение обязанности хранить тайну должно соблюдаться в каждом конкретном случае административным судьей, «обязанность хранить тайну возлагается на всех государственных должностных лиц». Следовательно, он применяется к представителям трех государственных функций, а именно государственной гражданской службы, территориальной государственной службы и государственной службы больницы.

Гибкость, зарезервированная для профсоюзов

Государственные служащие с профсоюзными обязанностями пользуются большей свободой выражения мнения из-за своего статуса. В своем принципиальном решении от 18 мая 1956 г. под названием Bodaert Государственный совет признает, что государственные должностные лица, наделенные профсоюзными функциями, пользуются при исполнении своих полномочий и для защиты интересов персонала свободой выражения мнений. намного шире, чем у их коллег.

Даже без юридического текста эта ситуация подтверждена различными институтами, в частности исполнительной властью. Следовательно, заявление журналиста пожарного, профсоюзного должностного лица, разоблачающее профессиональные требования, не является нарушением обязанности сохранять сдержанность, даже если его тон считается «живым».

Тем не менее, обязанность сохранять конфиденциальность остается применимой к профсоюзным должностным лицам. В этом смысле Государственный совет напомнил, что «если государственные должностные лица, выполняющие профсоюзные функции, пользуются особой свободой выражения мнений, необходимой для выполнения своего мандата и защиты интересов персонала, который они представляют, эта свобода должна быть согласована с уважение к своим этическим обязательствам ». Следовательно, с того момента, как сделанные замечания перестанут быть профессиональными требованиями, представитель профсоюза может быть наказан. Общественный докладчик Пеллиссье объясняет это применение обязанности конфиденциальности к представителям профсоюзов необходимостью «не ставить под угрозу надлежащее функционирование службы».

Обязанность сохранения конфиденциальности в период выборов

Следует проявлять осторожность, чтобы не путать обязанность резерва с предвыборным резервным периодом:

  • Обязанность действовать по своему усмотрению не зависит от избирательных периодов: должностные лица могут думать, что хотят, но не могут свободно выражать это в свое рабочее время.
  • Период избирательного резерва вступает в силу с приближением выборов: ни в одном законодательном тексте этот резервный период не упоминается, это прежде всего республиканская традиция, возникшая в результате Третьей республики. Цель состоит в том, чтобы не допустить, чтобы определенные кандидаты на выборах рассматривались как имеющие право на государственную поддержку.

Избранные

Вы должны знать, как отделить избранного представителя, представителя его общины, от кандидата в избирательной кампании. У избранных должностных лиц нет резерва, потому что, даже если они являются кандидатами, они остаются избранными до конца своего мандата и сохраняют свободу выражения мнений. Таким образом, не существует положения, заставляющего избранное должностное лицо прекратить свои информационные действия в преддверии выборов.

Государственные служащие

На агентов постоянно действует обязательство о резерве, которое не позволяет им занимать должность или действовать от имени кандидата. Тем не менее, они сохраняют за собой право участвовать в избирательной кампании и отстаивать ее во имя свободы выражения мнений: это выражение должно быть сделано в соответствии с обязанностью по усмотрению, упомянутой выше, и может осуществляться только вне их служебных и служебных обязанностей. часы.

Срок избирательного резерва налагается, прежде всего, на руководителей отделов и любого государственного служащего, призванного участвовать в выполнении своих функций на публичных мероприятиях или церемониях.

Особые резервные обязанности

Это обязательство было отражено в конкретных текстах и ​​проблемах, в частности, магистратами, членами Государственного совета, почетными гражданскими служащими, полицейскими и солдатами. Это казуистическая оценка иерархической власти под контролем административного судьи. Эта оценка производится с учетом различных критериев, таких как: место государственного служащего в иерархии, обстоятельства, в которых он проявил себя, способы и формы этого выражения.

Обязанность запаса на военно-государственной службе

Военная концепция обязанности запасаться особенно ограничительна во Франции, несмотря на послабления, введенные новым общим статутом о вооруженных силах в 2005 году. Некоторые люди говорят, что в сочетании с запретом любой формы коллективного самовыражения это способствует тому, чтобы французская армия «Ла Гранд Мютт».

Именно из-за этих ограничений военные почти никогда не подходят к этой теме критически , за некоторыми исключениями , в том числе генерала Мориллон в Боснии и Герцеговине (где он привел в миротворцах в Сребренице в 1993 году ) и в жандармерии командира эскадрильи Жан-Хьюг Matelly автор многочисленных статей на эту тему и, по словам Ля Монд , настоящий активист либерализации военного выражения.

Недавний случай только что напомнил нам: 19 июня 2008 года в Le Figaro была опубликована колонка с критикой правительственных проектов, подписанная группой офицеров (среди которых, кажется, высокопоставленные офицеры), анонимно сгруппированных под псевдонимом Сюркуф. . Согласно депеше от Reuters агентства 11 июля 2008 ( [1] ), то министр обороны , Эрве Морен , вопрос о возможных санкциях против авторов этого форума, при условии довольно неоднозначную реакцию: «Там есть принцип простой . Солдаты имеют право выражения мнений после последней реформы. Но есть рамки, обязательство лояльности и право резервирования. Посмотрим на вещи в свете этих рамок » .

Как мы видим, сам министр, говоря о чиновниках из очень чувствительного сектора (армия) и высокопоставленных в иерархии, начинает с признания превосходства свободы слова. И только на втором этапе он пытается «оформить» это фундаментальное право, ссылаясь на несколько бессистемную ссылку на два принципа: «обязательство лояльности» и еще один принцип, который он называет «правом резервирования». Отсутствие ссылки на какой-либо конкретный нормативный текст здесь подкрепляется приближением, которое он обязывает: действительно, если «обязательство резервирования» (или «обязательство резервирования») часто обсуждалось и, несомненно, будет обсуждаться. в нем никогда не отражается, что как обязанность, а не как право, его намерение состоит в том, чтобы защитить управление свободным выражением мнения своих агентов, а не защитить самого агента или граждан. Эту путаницу иногда можно услышать на обыденном языке, тем не менее, это ерунда .

На экране появляется военные сборы , в Кодексе обороны в главе 1 - го : осуществление гражданских и политических прав, статьи L 4121-1 к L 4121-8.

Что касается мнений или убеждений, особенно философских, религиозных или политических, они свободны. Однако второй абзац статьи L 4121-2 предусматривает, что они могут быть выражены только вне службы и с оговорками, требуемыми военным государством. Это правило распространяется на все средства выражения. Это не препятствует свободному отправлению религиозных обрядов в военных помещениях и на борту судов флота.

В области политики военнослужащим, находящимся на действительной службе, запрещено вступать в политические группы или ассоциации. Статья L 4121-3 предусматривает исключение, при условии дисквалификации, предусмотренной законом, военнослужащие могут быть кандидатами на любую выборную государственную должность; в этом случае запрет на членство в политической партии, предусмотренный в первом абзаце, приостанавливается на время избирательной кампании. В случае избрания и принятия мандата это приостановление продлевается на срок действия мандата.

Осуществление права на забастовку несовместимо с военным государством.

Прецедентного права немного, и поэтому он лишь умеренно просвещает военных: верно, что до 1995 года санкции, нацеленные на них, считались внутренними мерами, пользующимися иммунитетом от юрисдикции (CE, Ass., 17 февраля 1995 г., Hardouin, p. 82) .

Обязанности судей по усмотрению.

Статья 10, касающаяся обязанности сохранять резерв, запрещает мировым судьям « любое политическое обсуждение », « любое проявление враждебности принципу или форме правления в Республике», «любые демонстрации политического характера, несовместимые с резервом, которым они налагают свои функции. », И« любые согласованные действия, которые могут остановить или воспрепятствовать работе судов ».

Статут судебной власти также предусматривает ряд несовместимых положений, таких как запрет заниматься любой другой профессиональной деятельностью государственного или частного характера или занимать выборную государственную должность.

Кроме того, в статье 43 статута магистратуры дисциплинарная вина определяется как « любое невыполнение магистратом своих государственных обязанностей, уважения, деликатности или достоинства ».

Установленные законом обязанности и обязанности дополняются теми, которые установлены прецедентным правом Высшего совета судебной власти, дисциплинарного органа магистратов места пребывания и Государственного совета, судьи кассационной инстанции по дисциплинарным решениям, вынесенным начальником. Совет магистратуры.

Например, что касается свободы слова магистратов, решение СЕ от 9 октября 1987 г. гласит: «Обязанность судей сохранять сдержанность, оправданная стремлением избежать того, чтобы их беспристрастность и нейтралитет были поставлены под сомнение. не служить для приведения магистрата к молчанию и конформизму; это должно быть согласовано с особым правом на независимость, которое принципиально отличает магистрата от государственного служащего и которое также распространяется на магистратов государственной прокуратуры ». Кроме того, в решении от 11 июня 1996 г. уточняется, что свобода выражения мнений магистратов дает им право критиковать, но что это должно «выражаться путем недопущения эксцессов, способных придать правосудию униженный или партийный имидж» .

Обязанности членов Государственного совета по усмотрению

Обязанность членов Государственного совета по усмотрению изложена в специальном тексте. Таким образом, последние должны воздерживаться от любых действий или действий публичного характера, несовместимых с ограничениями, налагаемыми на них их функциями. Это конкретное обязательство содержится в статье L. 131-2 Кодекса административной юстиции, которая гласит: «Члены Государственного совета выполняют свои функции с полной независимостью, достоинством, беспристрастностью, честностью и порядочностью и ведут себя таким образом, как чтобы предотвратить любые законные сомнения в этом отношении. Они должны воздерживаться от любых действий или действий публичного характера, несовместимых с ограничениями, налагаемыми на них их функциями. В поддержку политической деятельности они не могут претендовать на членство в Государственном совете ".

Дежурство в национальной, муниципальной и жандармской полиции.

Определенные категории государственных служащих подлежат усиленному резервному обязательству из-за суверенного характера миссий, на которые они направляются. Особенно это касается национальной полиции и жандармов.

Таким образом, это конкретное право на резервирование кодифицировано в статье R. 434-12 Кодекса внутренней безопасности, в которой говорится, что вне или при выполнении своих функций, в том числе через социальные сети, эти агенты должны воздерживаться от любых действий, заявлений или поведения, которые могут быть нанести ущерб вниманию, уделяемому национальной полиции и национальной жандармерии.

Это заявление относится к постановлениям Государственного совета от 10 июня 1983 г. по запросам № 34382 и № 89074 от 27 января 1992 г..

Кроме того, что касается национальной полиции, статья R. 434-29 добавляет, что "полицейский обязан соблюдать нейтралитет. Он воздерживается при исполнении своих функций от любого выражения или проявления своих религиозных, политических убеждений". или философские убеждения. Когда он не находится на службе, он свободно выражает себя в пределах, налагаемых обязанностью сдержанности и лояльностью к институтам Республики. В тех же пределах представители служащих пользуются большей свободой выражения в рамках своего мандата ».

Наконец, на территориальной государственной службе обязанность хранить тайну для сотрудников муниципальной полиции также предусмотрена в кодексе внутренней безопасности в статье R. 515-15 Кодекса внутренней безопасности.

Санкции

Дисциплинарные санкции, применяемые к постоянному государственному служащему, подразделяются на четыре группы от наименее серьезных до наиболее серьезных:

- Временное отстранение от функций от 1 до 3 дней

- Снижение шага до шага, расположенного непосредственно ниже, чем у официального лица.

- Временное отстранение от функций от 4 до 15 дней

- Временное отстранение от должности от 16 дней до 2 лет

Когда администрация проводит административное расследование для установления действительности обвинений против агента, отчет, составленный по окончании этого расследования, является одним из документов, которые необходимо передать агенту.

Подсудимый агент также имеет право на помощь одного или нескольких защитников по своему выбору.

Администрация обязана проинформировать его об этом праве.

Части его личного дела и подтверждающие документы должны быть пронумерованы.

Дисциплинарная процедура должна быть начата в течение 3 лет со дня, когда администрации стало известно о фактах, подлежащих наказанию.

В случае возбуждения уголовного дела против государственного служащего этот трехлетний период прерывается до окончательного решения об увольнении, увольнении, оправдании, оправдании или осуждении. После трехлетнего периода, который, возможно, был прерван возбуждением уголовного дела, указанные факты больше не могут быть использованы в контексте дисциплинарного производства.

Кадровая политика на государственной службе во Франции

Ответственность за проведение кадровой политики в области государственной службы несет премьер-министр. Он следит за исполнением положений Статута о государственных служащих. Координацией и выработкой политики занимается Генеральное управление администрации и государственной службы. Управление организует межведомственные конкурсы на замещение должностей, курирует региональные институты администрации. Национальную школу администрации, формирует кадровый резерв. Полномочиями в области государственной службы обладают соответствующие министры.

Ключевую роль в координации всей политики в области государственной службы и кадровой политики играет Министерство государственной службы, которое является одним из подразделений секретариата премьер-министра.

В данной сфере во Франции существует четыре категории консультативных органов: Высший совет государственной службы, который формируется на паритетной основе из представителей администрации и профсоюзов; паритетные административные комиссии; паритетные технические комиссии; советы по гигиене и охране труда.

Президент назначает на политические посты высшие гражданские и военные должности членов Государственного совета, префектов, послов, высших судебных чиновников и др. Правительство ведет кадровую политику в системе государственной службы принимает постановления, касающиеся отбора и расстановки чиновников. разрабатывает особые статуты административных служб. Министры наделены кадровыми полномочиями по руководству вверенной им администрации. Особая роль принадлежит министру финансов и экономики, который осуществляет контроль за всеми актами, затрагивающими финансовую сторону прохождения государственной службы.

Важной чертой кадрового состава французской государственной службы является его корпоративность, особенно высших чиновников. Помимо организационно-должностной структуры этот круг людей связывает сознание принадлежности к административной элите государства и долголетние неформальные связи. Принадлежность к высшей элите сохраняется и в том случае, если чиновник переходит на работу в частный сектор. Источниками пополнения государственной элиты являются, прежде всего, Национальная школа администрирования, а также ряд университетов.

Французское законодательство содержит полный перечень правовых оснований, по которым человеку может быть отказано в приеме на государственную службу. К ним относятся: отсутствие французского гражданства; недееспособность; лишение гражданских прав; судимость, исключающая возможность работы в государственных органах; несоответствие требований, предъявляемых Этическим кодексом государственной службы; физическое состояние, препятствующее выполнению функций.

Прием на государственную службу определяется принципом равенства, закрепленным в ст. 6 Декларации прав человека и гражданина, согласно которому все граждане в равной мере допускаются ко всем постам, публичным должностям и занятиям сообразно их способностям без каких-либо различий. Законодательно запрещается дискриминация при приеме на работу по признакам пола. Предпочтение мужчинам или женщинам отдается только исходя из специфики прохождения того или иного вида службы. Не допускаются также ограничения при приеме по политическим, религиозным или философским основаниям. Однако особые статуты, касающиеся специфики той или иной службы, могут вводить ограничения, которые, как правило, касаются возраста, образования и стажа работы. Так, например, для служащих категории «А» максимальный возраст при найме должен составлять 35 лет, для категорий «В» и «С» - 45 лет.

Важнейшим принципом приема и прохождения государственной службы является конкурс. Существует три основных вида конкурсов: «внешний» — для лиц со стороны, имеющих соответствующие дипломы; «внутренний» — для чиновников, имеющих стаж государственной службы; смешанный, совмещающий два предыдущих. Закон от 13 июля 1983 г. определяет конкурс как способ распределения ограниченного количества должностей на основании экзаменов или проверок.

Конкурс проводит независимый коллегиальный орган — жюри, который классифицирует кандидатов по их заслугам для последующего назначения на должности или в кадровый резерв. Жюри образует государственный орган, обладающий полномочиями назначать на должности. Жюри даст лишь рекомендацию для занятия той или иной должности, окончательное решение принимается органом или руководителем, объявившим конкурс.

Характерно, что лицо, получившее назначение, не приобретает автоматически статус чиновника, а получает должность стажера; лишь по истечении испытательного срока происходит назначение на постоянную службу, т.е., по сути, в течение испытательного срока лицо находится в действующем кадровом резерве. Законность проведения конкурсов контролирует административный судья. Любой участник конкурса может обжаловать его результаты в административном суде.

Принцип конкурсного отбора является основным на французской государственной службе, но не единственным. Возможны внеконкурсные процедуры отбора персонала. Они бывают следующие: по Перечню должностей правительства; из кадрового резерва после проведения профессиональных экзаменов. Декрет от 24 июля 1985 г. определяет перечень высших должностей, назначение на которые производится без конкурса по решению правительства. Это политические должности, они включают в себя должности Генерального секретаря правительства, директора центральной администрации, префекта, посла. Лицо, назначенное по политическим основаниям, не приобретает статуса чиновника, в случае изменения политической ситуации (прихода другого президента и правительства) он покидает свою должность.

Во Франции существует два вида карьеры обычная и исключительная. Определенное различие между обычной карьерой, при которой продвижение по службе касается в равной степени всех лиц, занимающих приблизительно равные позиции, и исключительной, когда происходит индивидуальное продвижение по службе. Оба вида карьеры завершаются при достижении предельного возраста.

Чиновник может быть назначен на любую должность, соответствующую присвоенному ему рангу (чину). Вопрос о назначении принимает администрация государственного органа. Продвижение по службе может заключаться либо в повышении жалованья без изменения должностного статуса, либо в переводе в более высокий ранг (чин). Правила устанавливают среднюю продолжительность времени нахождения в каждом ранге (чине). При этом существенную роль играет оценка деятельности чиновника (аттестация, экзамен).

Исключительная карьера - это ускоренное продвижение по службе. Существует два основных вида функционирования исключительной карьеры. В первом случае руководство администрации создаст для своих служащих исключительные условия, предоставляя им возможность подготовки к экзаменам, резервируя для них определенные должности и проводя специальные экзамены. Во втором случае практикуется прикомандирование служащих: служащий назначается на службу и международные организации, на правительственные должности, избирается в выборный государственный орган или профессиональный союз. При этом за ним сохраняется право на служебное продвижение.

Кроме «активной» государственной службы французское законодательство устанавливает иные состояния государственной службы: прежде всего перевод чиновника в кадровый резерв (а также предоставление в распоряжение, вывод за штат, несение военной или альтернативной службы). Существует официальное понятие «резервирование государственной службы», т.е. карьерное движение чиновника может быть прервано до того, как его служба государству будет завершена. Это может произойти в случае болезни или получения образования и носит название резервирования службы, т.е. перевода в кадровый резерв. Резервирование службы происходил тогда, когда работник временно уходит в частное предпринимательство.

Чиновник находится в кадровом резерве, лишается жалованья, стажа работы, но сохраняет право на восстановление своего наложения в прежнем статусе. Если по истечении срока резервирования он трижды отказался от предложенных должностей государственной службы, то с согласия паритетной административной комиссии он может быть уволен с должности государственной службы. На этот случай существует четко проработанные административные процедуры.

Для пребывания на государственной службе установлены возрастные ограничения. Для карьерных чиновников предельный возраст составляет 60 лет (в исключительных случаях — 58, 62, 63, и 65 лет). Для чиновников, занимающих «особые» должности, предел установлен в 63 года (в исключительных случаях 65, 67, 70 лет). Согласно концепции французской государственной службы карьера чиновника не должна прекращаться до того времени, пока он не получил права на пенсию. Пенсионный фонд чиновничества формируется за счет отчислений из жалованья (7%) и дотаций государства.

Чиновник продвигается по службе на основе оценки профессиональных качеств, которые периодически даются его непосредственным начальником в ходе аттестации по 20-бальной шкале. Руководитель кадровой службы обязан ежегодно сообщать чиновнику оценку служебной деятельности. Последний подписывает аттестационный лист (учетную карточку) и вправе вносить в личное дело свои замечания и объяснения. Вынесенная начальником оценка может быть обжалована чиновником в административном суде.

Сейчас в государственной службе Франции при подборе кадров происходит ориентация на работников, имеющих широкую подготовку, или на тех. кто получит глубокие знания в одной определенной области. Предпочтение чаще отдается подбору чиновников с широкой, в том числе управленческой, подготовкой.

В соответствии с этим каждый чиновник обучается в своем ведомстве, получая необходимый уровень профессиональных знаний. В каждом министерстве имеются курсы повышения квалификации. Особое место в создании высших кадров государственной службы принадлежит Национальной школе администрации, созданной в 1945 г., куда принимаются лица с высшим образованием не старше 26 лет и государственные служащие не старше 30 лет, имеющие стаж работы не менее пяти лет. После окончания Национальной школы выпускники получают должность государственной службы. Наряду с этим кадры для государственной службы подготавливают университеты, Высшее педагогическое училище и высшие инженерные училища.

Это страна с давними традициями государственной службы. Как организационный институт государственная служба появилась там еще при короле Людовике, пройдя затем многие этапы развития.

Современное французское законодательство достаточно полно регламентирует построение и организацию государственной службы в стране. Ее основные принципы закреплены в Конституции 1988 т. и Законе о государственной службе от 13 июля 1983 г. Конституция закрепляет разделение компетенции парламента и правительства по отношению к чиновникам. Статья 34 Конституции относит «установление категорий публичных учреждений» и «основных гарантий, предоставляемых гражданским и военным государственным служащим» к компетенции парламента. Декларация прав человека и гражданина провозглашает принцип равного доступа граждан к публичной службе.

Французское законодательство проводит различие между государственной и местной (муниципальной) службами.

Во французском административном праве существует определение понятия государственного служащего — это «лицо, которое назначено на постоянную должность и введено в штат с определенным званием в иерархии администраций, служб или административных публичных учреждений государства или местных коллективов».

Правовая доктрина и административная практика Франции различают понятия «служащий» и «чиновник». Государственными гражданскими служащими считаются следующие категории лиц:

  • лица, принятые администрацией на работу по контракту;
  • лица, принятые на работу в государственное учреждения, но положение которых регулируется нормами частного права (например, органы социального обеспечения);
  • лица, работающие на государственных предприятиях (в Национальной компании железных дорог, Эр-Франс).

Судьи, полицейские и военнослужащие имеют также особый статус государственных служащих.

Чиновник имеет более высокий государственный статус. Закон о государственной службе от 13 июля 1983 г. определяет круг лиц, обладающих статусом чиновника. К ним относятся служащие центральной государственной администрации и администрации регионов, департаментов, коммун и их учреждений, за исключением служащих палат парламента и судей общих судов. Правовое положение чиновников характеризуется включением их на постоянной основе в штат государственного административного органа на должность, соответствующую его рангу в административной иерархии. Таким образом, простые служащие, стажеры, а также служащие госпредприятий, публичных служб промышленного или торгового характера не рассматриваются в качестве чиновников.

В настоящее время во Франции насчитывается примерно 2,6 млн. чиновников, что составляет 12% всего занятого населения страны. 230 тыс. работников не входят в категорию чиновников, но относятся к государственным служащим. Свыше 1,1 млн. служащих работают на местном муниципальном уровне, из них около 900 тыс. - в общинных организациях, 160 тыс. — в департаментах. 24 тыс. — на уровне округов. Развитие численности служащих в сторону увеличения шло до 80-х годов XX в. В настоящее время количество государственных служащих постепенно сокращается.

Элементом организационной структуры государственного органа является должность как совокупность обязанностей, выполняемых одним должностным лицом. Однако само понятие «государственная должность» во французском праве законодательно не определено. Понятие «должность» перекрывается определением понятия «кадр», под которым понимаются должности, занятые лицами, начисленными на службу в одинаковых условиях и имеющие равные права на продвижение по службе. В официальном комментарии «кадр» толкуется как «объединение всех должностей, занятых публичными служащими одинакового ранга и должности». Таким образом, «кадр» означает наложение группы людей, занимающих аналогичные должности.

В зависимости от выполняемых функций и условий приема государственные служащие пал разделяются на три основные категории: А, В, С. Каждая категория определяется двумя критериями, уровнем образования и характером исполняемых функций:

  • категория «А» объединяет чиновников, имеющих диплом о высшем образовании и исполняющих функции по руководству и разработке концепций. К ним относятся атташе, гражданские администраторы, преподаватели среднего и высшего звена;
  • чиновники категории «В» занимаются исполнительными функциями и набираются из числа бакалавров или лиц, имеющих равноценный диплом;
  • категория «С» соответствует практической работе, куда принимаются лица со свидетельствами обучения первого цикла и сертификатом о начальном образовании.

При назначении на должность чиновнику присваивается чин (класс) — звание, которое даст его обладателю право занимать определенные должности. Присвоение ранга должно основываться на конкретной деятельности чиновника. Каждый чин охватывает несколько ступеней в должностной иерархии. Таким образом, чиновник продвигается по службе путем занятия определенной ступени и повышения в чине. Законодательство Франции установило единую табель классификации персонала, должностей и чинов как для центральной государственной службы, так и для местной службы. Чиновник имеет право перейти из центральной государственной службы в местную, с сохранением своего должностного положения.

Законодательство Франции закрепляет за государственными служащими их права обязанности и гарантии. Закон от 13 июля 1983 г. гарантирует чиновникам свободу мнений и запрещает проводить различия между чиновниками по политической, религиозной, этнической принадлежности. Запрещено регистрировать в личном деле чиновника сведения о его взглядах и принадлежности к какой- либо политической организации.

Свобода мнения может быть исключена в отношении ряда должностей, занимаемых по решению правительства. Свобода слот» признается только за служащими, выдвигающими кандидатуру на выборах или представляющими профсоюзные организации.

Закон от 13 июля 1983 г. гарантирует служащим права в отношении профсоюзов. Они могут создавать профсоюзные организации, вступать в них, представлять их интересы. Профсоюзы чиновников имеют право обжалования в судебном порядке нормативных актов, ущемляющих права чиновников. Профсоюзы могут также вести переговоры с правительством относительно оплаты труда, условий организации работы.

Право на забастовку регулируется законодательством. Преамбула Конституции 1946 г. устранила запрет на забастовки. Это положение подтверждено в Законе от 13 июля 1983 г. Однако некоторые категории госслужащих (чиновники, полицейские, сотрудники национальной безопасности) лишены права на забастовку.

При исполнении своих должностных обязанностей чиновники пользуются защитой государства. Оно обязано также защищать работников от угроз, насилия, оскорблений, насильственных действий. Публичная служба вправе представлять интересы чиновников в суде и требовать возмещения материального ущерба, нанесенного чиновнику.

Каждый служащий имеет право на вознаграждение, которое включает жалованье, выплату на содержание жилища, «семейную» надбавку, а также иные выплаты. Размер жалованья зависит от звания и занимаемой должности. На чиновников распространяются режимы социального страхования и пенсионного обеспечения. Чиновники имеют право на ежегодные отпуска (до 30 дней), отпуска по болезни, материнству (отцовству), отпуска на профессиональную и профсоюзную подготовку. Уровень заработной платы чиновников центральных и местных органов одинаков. Один раз в два года правительство рассматривает вопрос о размерах вознаграждения чиновников.

Закон от 13 июля 1983 г. фиксирует обязанности чиновников, профессиональная деятельность которых должна быть полностью посвящена выполнению служебных обязанностей. Им запрещается заниматься какой-либо иной деятельностью, связанной с получением дохода. Исключение из этого правила возможно с разрешения Государственного совета. Чиновники не могут сами или через своих посредников участвовать в деятельности предприятий, находящихся под контролем администрации, где они работают.

Закон предписывает чиновнику соблюдать профессиональную тайну, обязывает их удовлетворять запросы граждан на получение информации. В своей работе государственный служащий обязан строго следовать предписаниям своего руководства, быть беспристрастным и сдержанным.

Любые упущения чиновников при исполнении служебных обязанностей влекут за собой дисциплинарную и гражданскую ответственность, а в ряде случаев и уголовное наказание. Все дисциплинарные взыскания делятся на четыре группы: предупреждение, выговор и отстранение от должности до пяти дней; понижение в должности и временное отстранение от должности на срок до 15 дней; понижение в чине и временное отстранение от должности от шести дней до шести месяцев; увольнение, принудительный вывод на пенсию.

Дисциплинарной властью пользуется орган, назначивший чиновника на должность. При этом любое взыскание налагается только после консультации с дисциплинарным советом. Решение о взыскании может быть обжаловано чиновником в дисциплинарном апелляционном совете, при этом отстраненный от должности чиновник сохраняет право на жалованье и все прочие денежные доплаты. Служащий имеет право для обжалования взыскания обратиться в административный суд. Если в течение четырех месяцев решение о наказании чиновника не принято, он восстанавливается в своей прежней должности.

За некоторые проступки — взяточничество, коррупцию, подлог, превышение власти чиновник несет уголовную ответственность.

Если ущерб наносится чиновником вследствие его личной ошибки, он привлекается к гражданской ответственности.

Публичная служба Франции – это относительно закрытая система обеспечения кадрами центральных органов власти, местных исполнительных органов власти и системы медицинского обеспечения посредством привлечения на должности специалистов по результатам конкурсного отбора.

Правовое регулирование института публичной службы во Франции

Правовая регламентация функционирования института публичной службы во Франции осуществляется следующими нормативно-правовыми актами:

  • основным законам Франции;
  • законом о правах и обязанностях служащих;
  • законом о центральной государственной службе;
  • законом о местной государственной службе;
  • законом о больничной государственной службе.

Закон о правах и обязанностях служащих и о центральной государственной службы представляет собой фактически два раздела общего статута, регламентирующего вопросы функционирования публичной службы, остальные законы – это акты, содержащие положения специальных статусов об отдельных видах публичной службы.

Итак, в соответствии с действующим французским законодательством публичная служба во Франции представлена тремя видами:

  • публичная служба в центральных органах власти – государственная;
  • публичная служба в местных органов власти – местная;
  • публичная служба в сфере медицинского обеспечения – больничная.

Категории служащих во Франции

Служащие, привлекаемые на публичную службу во Франции, неоднородны и исходя из реализуемых функций и условий привлечения на службу делятся на четыре основные группы:

  • служащие А категории. Эти служащие обязательно должны иметь высшее образование, в состав их полномочий ходят вопросы разработки, принятия и организации исполнения управленческих решений. Оттого насколько эффективно такие служащие реализуют свои обязанности зависит непосредственно исполнение законодательных предписаний;
  • служащие категории B. Это служащие, деятельность которых направлена на исполнение управленческих решений. Такие служащие должны иметь образование не ниже бакалавриата, профиль образования определяется характером полномочий. Так, в частности к служащим B категории относятся инспекторы, секретари административных подразделений и др.;
  • служащие C и D категорий. Это служащие, которые выполняют вспомогательную, обслуживающую функцию для остальных специалистов.

Готовые работы на аналогичную тему

Специфика публичной службы во Франции связанна с тем, что государство дает чиновникам свободу действий, при этом возлагая на них важные управленческие задачи. Высокой ролью публичной службы в обществе и государстве обусловлено формирование и функционирование многочисленных центров подготовки служащих.

Профессиональная подготовка служащих во Франции

Профессиональная подготовка служащих во Франции предполагает следующие образовательные уровни:

  • базовая подготовка служащих, которая выступает основой для последующего профессионального развития служащих исходя из непосредственного направления деятельности;
  • экономическая и профильная подготовка.

Подготовкой служащих занимаются престижные французские вузы, например, Высшая экономическая школа, Национальная школа администрации. Это элитарные, относительно закрытые учебные заведения, из которых нередко напрямую осуществляется набор в корпус государственных служащих.

Таким образом, во Франции сформировалась закрытая система государственной службы, на руководящие должности привлекаются специалисты широкого профиля, высокой общей культуры, в том числе с глубокими экономическими познаниями.

Конкурс в публичной службе Франции

Необходимо отметить, что Декларация прав человека и гражданина не допускает какой-либо дискриминации при отборе лиц для замещения должностей публичной службы, гарантирует каждому гражданину равную возможность к занятию таких должностей. Поэтому одним из ключевых инструментов отбора на публичную службу и ее дальнейшего прохождения является конкурсный отбор. При этом во Франции в рамках института публичной службы реализуется несколько видов конкурсного отбора:

  • внешний конкурсный отбор, который предполагает, что к участию в конкурсе для замещения должностей привлекаются дипломированные специалисты, имеющие установленный опыт работы;
  • конкурс среди служащих, в котором могут принимать участие служащие, которые имеют определенный стаж служебной деятельности;
  • смешанный конкурс, который допускает к борьбе за замещение должностей, как лиц, не имеющих опыта государственной службы, так и служащих.

Использование в качестве инструмента отбора кадров для публичной службы во Франции конкурса среди служащих также подчеркивает закрытый характер указанного института.

Законодательством о государственной службе конкурс трактуется как инструмент распределения ограниченного количества должностей публичной службы путем испытаний, позволяющих независимому жюри классифицировать кандидатов по заслугам для последующего замещения должности.

Жюри проводит экзамен, по итогам которого дает рекомендации в отношении конкретных кандидатов для замещения соответствующей должности. При этом рекомендации жюри не гарантируют получение должности, итоговое решение остается за органом власти, который инициировал конкурс. В свою очередь, кандидат на замещение должности имеет возможность обжаловать принятое органом решение в административный суд.

При поступлении на должность публичной службы лицу присваивается статус стажера, устанавливается испытательный срок, по итогам которого стажер может быть назначен на постоянное замещение должности. При этом при назначении стажера на постоянную службу ему присваивается соответствующие ранг.

Кроме того, специальным декретом установлен перечень высших должностей, назначение на которые осуществляется без конкурсного отбора по решению правительства государства. К таким должностям относятся преимущественно должности политического характера, например, генеральный секретарь правительства, посол, префект.

Конкурсный отбор предусмотрен также для отдельных должностей, относящихся к специальной компетенции, например, государственные служащие, замещающие должности в контрольных органах могут назначаться без проведения конкурса.

Для экономии бюджетных ресурсов конкурсные испытания исключаются для отдельных младших должностей.

Государственная служба – это профессиональная деятельность людей в аппарате государственного управления.

Общий подход к организации государственной службы во Франции

Во Франции понятие «государственные служащие» выступает объединяющим по отношению к тем лицам, которые несут службу в центральных и муниципальных органах власти.

Четкое и полное регулирование организации государственной службы в стране обеспечивается французским законодательством, принципиальные основы которого закреплены в Конституции 1958 года, Декларации прав человека и гражданина 1789 года. Детальную регламентацию государственной службы обеспечивает Общий статут публичной службы, включающий в себя четыре закона, представляющих собой его разделы. К числу этих законов относятся:

  • во-первых, закон, регулирующий права и обязанности чиновников;
  • во-вторых, закон, регулирующий государственную публичную службу;
  • в-третьих, закон, регулирующей местную публичную службу;
  • в-четвертых, закон, регулирующий государственную медицинскую службу.

Формально только первые два закона можно отнести к нормативно-правовой базе государственной службы, однако статут рассматривается как единая правовая основа государственной службы во Франции и применяется ко всем лицам, занятым в системе управления государством или его частями.

Также отдельные вопросы несения государственной службы во Франции регулируются Особыми статутами, определяющими состав функциональных обязанностей государственных служащих, порядок и условия их принятия на службу, особенности продвижения по службе, порядок присвоения чинов и рангов, иные вопросы. Принятию Особых статутов осуществляется Декретом Государственного совета по результатам консультации с Высшим советом центральной государственной службы. Некоторые принципиальные положения, регулирующие порядок организации государственной службы, имеют место в решениях Государственного и Конституционного совета.

Готовые работы на аналогичную тему

Структура государственной службы во Франции

Организация государственной службы во Франции сочетает в себе следующие составляющие:

  • во-первых, систему найма, именуемую «открытой государственной службой»;
  • во-вторых, систему карьеры, именуемой «закрытой государственной службой».

По этому критерию всех государственных служащих можно разделить на следующие группы:

  • служащие, не имеющие статуса чиновников, осуществляющие работу в государственных учреждениях в соответствии с системой найма. К этой категории государственных служащих относят вспомогательный персонал, принимаемый на повременную работу, по контракту, на стажировку;
  • служащие, наделенные статусом чиновника, формирующие основы государственной службы в составе центральных органов власти, администраций регионального уровня, различных департаментов, коммун, учреждений. Эти служащие входят на постоянной основе в состав штата государственных органов власти.

Чиновником признается лицо, которое назначено на постоянную должность в штате или корпусе органов государственной власти и которое имеет определенный разряд или ранг в административной иерархии.

Корпус или штат выступает в качестве объединения чиновников, занятых выполнением одинаковой работы, к примеру учителей, служащих казначейства, канцелярских служащих и так далее. Центральной система государственной службы включает в себя более 1000 корпусов. Некоторые чиновники проводят всю свою профессиональную жизнь в составе одного корпуса. Порядок перемещения государственных служащих между корпусами регулируется специальными правилами.

Порядок отбора государственных служащих во Франции

Отбор государственных служащих во Франции отличается некоторой сложностью. Большинство должностей государственной службы замещается по результатам конкурса. Конкурс обеспечивает проверку общего культурного и профессионального уровня претендентов на должности государственной службы. Кроме того, конкурсных подход к отбору государственных служащих обеспечивает равенство кандидатов, исключает фаворитизм.

Исключение из конкурсной системы имеют некоторые должности государственной службы, замещение которых осуществляется на основании распоряжения правительства.

Также одним из вариантов отбора государственных служащих являются тесты и экзамены по специальности, которые проводятся в отношении исполнительно-технического персонала.

Проведение конкурса на замещение должностей государственной службы осуществляется в виде экзаменов или сравнения степеней и знаний по послужным спискам кандидатов. Конкурсы на замещение должностей государственной службы бывают внешними и внутренними. Первые проводятся для кандидатов извне системы государственной службы при наличии высшего образования, вторые – для лиц, уже являющихся государственными служащими, но желающими перейти на другую должность.

Проведение конкурса может осуществляться параллельно: один проводится для выпускников высших учебных заведений, второй – для государственных служащих, третий – для лиц, поступающих в Национальную административную школу.

Победа в конкурсе на замещение должности в системе государственной службы не гарантирует получение статуса государственного служащего, скорее она является основанием для включения кандидата в списки претендентов на замещение должности.

Оплата государственной службы во Франции

Государственные служащие за выполнение своих обязанностей получают жалование, назначаемое в соответствии с тарифной сеткой. Диапазон тарифных коэффициентов находится в пределах от 1 до 5. Жалование государственных служащих включает в себя основное жалование, дополнительное вознаграждение и социальные льготы.

В качестве примера социальных льгот государственных служащих можно обозначить предоставление ежегодного пятидневного оплачиваемого отпуска, отпуска по болезни, отпуска по родам и уходу за детьми и так далее.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: