Какими исключительными правами пользовались дворяне какие обязанности перед государством они несли

Обновлено: 28.04.2024

Все дворяне обязательно должны служить военной или гражданской службой. Поместье стало передаваться по наследству. При Петре выходит указ о единонаследии. По нему земля передается только одному наследнику. В 1722 году появляется табель о рангах. Была выстроена четкая пирамида последовательности чинов по гражданской и военной службе. Нельзя было переходить через ступень. Служебная лестница состояла из 14 рангов. Коллежский асессор и прапорщик – 14-й ранг. С 8го ранга по гражданской службе присваивалось потомственное дворянство. Бремя Петра было бременем дворянской мелкоты. Перед ними открылась необходимость карьерного роста в перспективе. Сменилась налоговая система, была введена подушная подать.

При Петре государство вспоминает, что оно верховный собственник всего. Власти на местах мобилизует крестьян на строительство (дорог, каналов, городов). Была проведена финансовая реформа, начеканена новая монета с меньшим содержанием серебра. Курс рубля уменьшился, цены вдвое увеличились. Однако, в результате введения подушной подати доход государства с 1710 по 1725 увеличился в 2 раза.

Промышленность и торговля

Петр заботился о развитии экономики. Горнодобывающая промышленность получила развитие. За казенный счет строились фабрики, за тем государство передавало их в пользование частным лицам на льготных условиях.

На Урале в 1723 году строится Екатеринбург. К концу царствования Петра насчитывалось 233 завода. Промышленность развивается, а капитализм нет. Тяжелая промышленность России развивается на крепостном народе. Государство приписывает свободные деревни к заводам. Заводчикам дано право по всей стране покупать людей. Петр насильственно принуждал купцов открывать торговые компании.

Реформа церковного управления

Иерархи церкви находились в глубокой оппозиции реформ Петра. В 1700 году умирает очередной патриарх, и Петр своей волей приостанавливает выборы нового. Вместо этого он назначает исполняющим обязанности патриарха Киевского священника. Это длится 20 лет. За то время Петр садит своих людей (украинцев) на церковные посты. В 1721 году выходит указ об отмене патриаршества в России. Вместо этого осуществляется орган коллективного управления церковью – священный синод. Происходит полное подчинение церкви государству. Церковь становится государственной коллегией по духовным делам.

Права и обязанности дворянства - это свод законодательно закрепленных норм и правил, определяющих права и обязанности дворянства на разных этапах его исторического развития.

В XVII веке высшее сословие и дворяне имели право владеть холопами, землями, скотом как личной собственностью. Власть дворянства над холопами была безграничной, над людьми допускались любые действия. Права дворянства могли ограничить только представители царской семьи или их собственного сословия. Дворяне и боярские дети относились к низшим слоям аристократов, холопов и земель имели немного, подчинялись боярам.

  • дворянства - отбытие военной службы на благо государства, в том числе занятие государственных постов, осуществление управленческой, дипломатической и военной деятельности (служилые люди - министры, послы в крупных державах, генералы, генерал-губернаторы);
  • дворян и боярских детей - отбытие обязательной службы на благо государства (послы мелких княжеств, офицеры, губернаторы и градоначальники малозначительных провинций).

Права и обязанности дворянства в XVIII веке

Роль дворянства как господствующего сословия усиливается. Происходит внутренняя консолидация дворянского сословия, наблюдается постепенное стирание различий между разными группами служилых, категориями дворянства, владевшими землей на поместном и вотчинном праве (Указ о единонаследии 1714 г.). После Указа все дворяне, владеющие землей, имели земли на основе недвижимой собственности (единого права собственности).

Повышался правовой статус и расширялись привилегии дворянства. Указ 1718 г. резко отделил правовой статус дворян от статуса податных, которые обязаны были платить подушную подать и нести определенные повинности.

Основная привилегия дворянства 18 в. - монопольное право владеть землей, на которой проживали крепостные крестьяне. Появляется новый тип безземельного дворянина. Владение землей означало право вотчинной юстиции в отношении крестьян (Указ 1765 г.). У дворян появилось право владеть крепостными без земли, продавать их без земли, включая разлучение семей.

Готовые работы на аналогичную тему

Привилегией и одновременно обязанностью дворян было право на замещение чиновничьих и офицерских должностей в бюрократическом государственном аппарате и в армии. Дворянскую службу контролировала Герольдмейстерская контора при Сенате.

Дворянство имело такие права и привилегии, как:

  • преимущественное право на образование;
  • право беспрепятственно выезжать за рубеж (и возвращаться обратно);
  • право на торговлю хлебом (включая экспортные продажи);
  • право владеть фабриками, заводами, рудниками.

В 1736 г. срок службы у дворян ограничивался 25 годами. А в 1762 г. Петр III Указом о вольностях дворянских отменил обязательную службу для дворян.

Указ 1782 г. установил для дворян право собственности на землю и ее недра.

В 18 в. правительство провело ряд мероприятий, направленных на подтверждение и расширение дворянских привилегий, усиление контроля за крестьянами: 1775 г. - Учреждение для управления губерний и Губернская реформа; 1785 г. - Жалованная грамота дворянству. Местное управление было практически отдано в руки местного дворянства.

Дворянство имело право выбирать кандидатов из своей среды на множество должностей в уездах: заседателей нижнего земского суда, капитан-исправников, уездных судей, верхнего земского суда, членов совестного суда.

Жалованная грамота 1785 г. закрепляла и предоставляла следующие льготы и привилегии: право собственности на поместья и крепостных; право вотчинной юстиции; право на оптовую продажу всего, что родится в деревне; право покупки недвижимости в городах; право заводить заводы и фабрики; освобождение от обязательной службы, монопольное право на чиновничьи и офицерские должности в госаппарате и вооруженных силах; исключительное право на награждение орденами; освобождение от телесных наказаний, от повинностей, податей, военного постоя в помещичьих усадьбах и др.

Права и обязанности дворянства в XIX веке

Дворяне XIX века представляли собой привилегированное сословие. Дворянин мог принадлежать к духовенству.

В России до 1861 года дворяне главным образом были помещиками, которые владели землями и крестьянами. После отмены крепостничества право владеть людьми было отменено, но большая часть угодий и земель осталась во владении помещиков. Дворяне имели собственное сословное самоуправление, обладали исключительным правом покупать в стране землю, полностью были освобождены от телесных наказаний.

С 1785 года государственная и военная служба стала не обязательна. Но офицеры по-прежнему набирались из числа дворян.

Городское самоуправление осуществлялось исключительно дворянами. Большинство дворян заседало в земствах.

Все дворянство подразделяли на личное и потомственное. Личное дворянство предоставлялось за заслуги перед Отечеством, оно не передавалось по наследству.

Духовенство освобождалось налогов и повинностей, от службы и армии, от телесных наказаний. Внутри духовенства существовало сословное самоуправление.

Духовенство выполняло определенные обязанности – представители духовенства служили в церквях. Некоторые представители духовенства могли свое сословие наследовать, некоторые – приобретали только на время своей жизни. Когда священник снимал с себя сан, он возвращался в сословие, к которому относился до принятия сана.

Права и привилегии дворянства:

  • право владеть населенными землями;
  • освобождение от земских повинностей и налогов;
  • сословное самоуправление;
  • освобождение от обязательной службы;
  • получение образования;
  • поступление на государственную службу.

Нужны еще материалы по теме статьи?

Воспользуйся новым поиском!

Найди больше статей и в один клик создай свой список литературы по ГОСТу

Автор этой статьи Дата написания статьи: 12.08.2019

Наталья Николаевна Чувелева

Эксперт по предмету «Политология» , преподавательский стаж — 20 лет

Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.

- недостаток европейски образованных людей, что сказывалось на эффективности государственного и военного управления.

2. Что такое «регулярное» государство? Какие его черты воплотились в государственном устройстве Российской империи в XVIII в.?

«Регулярное государство» - это государство, в котором абсолютная власть монарха путем строгой регламентации всех сторон общественной и частной жизни должна была привести подданных к «общему благу».

Принцип «регулярного государства» воплотился в:

- перестройке системе центрального и местного управления (замена приказов Сенатом);

- жестком контроле за всеми чиновниками (для надзора за подчиненными была введена должность обер-фискала);

- строгой регламентации общественной жизни;

- подчинении церкви государству (Святейшему Синоду), что давало право государству контролировать совесть, мысли и убеждения подданных.

3. Охарактеризуйте основные направления государственной деятельности Екатерины II. Можно ли говорить, что в своей политике Екатерина Великая была продолжательницей дел Петра Великого?

Основными направлениями государственной политики Екатерины II было:

- создание унифицированной системы управления, передача власти на местах в руки дворян;

- лояльное отношение к иноверцам (старообрядцы получили право на публичное богослужение, мусульмане могли сооружать мечети и т.д.);

- расширение прав дворянства, как опоры самодержавия;

Таким образом, Екатерина II была прямой продолжательницей Петра I. Как и при Петре I развивалось образование, медицина, строились новые города, подавлялись восстания (самое известное - Пугачевское), росла численность армии, флота и доходы государства. Была проведена губернская реформа.

4. В чем состояли особенности российского варианта политики «просвещенного абсолютизма»?

Екатерина II свое видение «просвещенного абсолютизма» изложила в «Наказе» Уложенной комиссии. Она отвергала идею «естественного права» и «общественного договора» и считала, что в России главным способом самоорганизации общества может быть только власть неограниченного монарха (но не простого, как это было и прежде, а «просвещенного монарха», «философа на троне»), который разработает идеальную систему законов. Помощь в управлении государством «просвещенному монарху» должны были оказывать дворяне. В «Наказе» императрицы цитаты из сочинений просветителей использовались для обоснования крепостного права и сильной самодержавной власти, хотя и были сделаны определенные уступки развивающимся буржуазным отношениям.

1. Объясните смысл слов С.М. Соловьева, назвавшего Петра Великого «революционером на троне».

Такая характеристика Петра Великого определяется тем, что он провел кардинальные преобразования во всех сферах общества: государственном управлении, армии, экономике, моде, образовании, медицине и т.д.

Петр Великий дал России науку, развитую промышленность, регулярную армию, флот, культуру Европы, вывел ее из политической и культурной самоизоляции.

2. Прочитайте выдержки из «Жалованной грамоты дворянству».

9-е. Без суда да не лишится благородный чести.

10-е. Без суда да не лишится благородный жизни.

11-е. Без суда да не лишится благородный имения.

12-е. Да не судится благородный, окроме смети равными.

13-е. Долю благородного, впадшего в уголовное преступление и по законам достойного лишения дворянскаго достоинства, или чести, или жизни, да не вершится без внесения в Сенат и конфирмации императорского величества.

15-е. Телесное наказание да не коснется до благородного.

20-е. Но как благородное дворянское название и достоинство изстари, ныне, да и впредь приобретается службою и трудами империи и престолу полезными. всякой благородной дворянин обязан по первому позыву от самодержавной власти не щадить ни труда, ни самого живота для службы государственной».

Какими исключительными правами пользовались дворяне? Какие обязанности перед государством они несли?

Дворян не мог лишится своего звания, жизни без суда, дворянин не подвергался телесным наказаниям, мог уволится со службы по заявлению.

В России дворянство было исторически настолько слито со службой государству, что этого факта не могли игнорировать даже те из сословников, кто в наибольшей мере попал под обаяние заимствованного на Западе XVIII в. идеала дворянской жизни. А большинство сословников и не намеревались игнорировать эту историческую связь. Для громадного большинства традиционалистов поместье было единственным подобающим местом жизни для настоящего дворянина, но служба государству была все-таки основной причиной существования дворянства и его сословных привилегий. Перед сословниками соответственно стояли две главных задачи: остановить процесс растущего обезземеливания дворянства и восстановить тождественность дворянского статуса службе государству. К решению проблемы они подошли с двух сторон: прямые ограничения для недворян и привилегии для дворян на государственной службе плюс обучение и подготовка дворянской молодежи к службе.

Ни военная, ни гражданская служба никогда не были исключительной территорией дворянства. Тем не менее государство постоянно оказывало дворянам предпочтение при выдвижении на ответственные должности. Вполне определенная форма была задана этой традиции еще Петром Великим, который, стремясь обеспечить казенные потребности в людских ресурсах без привлечения низших сословий, сделал дворянскую службу пожизненной повинностью. Даже постановление Петра, что все служащие в определенных классах Табели о рангах «имеют оных законные дети и потомки в вечныя времена, лучшему старшему Дворянству во всяких достоинствах и авантажах равно почтены быть, хотя бы они и низкой породы были…» , не имело целью стимулировать приток простонародья на службу государству. Скорее это была попытка сохранить за службой ее идентификацию с дворянством за счет включения в состав первого сословия любого, кто сумел добиться известных чинов в армии, на флоте или в бюрократическом аппарате. Фактически указом 1724 г. Петр запретил назначать недворян — во всех случаях, кроме совершенно исключительных, — на должности, привязанные даже к низшему чину Табели о рангах .

Не успело государство освободить дворян от принудительной службы, как прибегло к целому ряду мер, рассчитанных и на ограничение доступа к государственной службе выходцам из низших сословий, и на обеспечение дворянству формального преимущества перед простолюдинами, которые осмелились конкурировать с ними. В офицерском корпусе, где выходцы из низших сословий в XVIII в. встречались относительно редко, унтер-офицеры дворянского происхождения, начиная с 1764 г., получили преимущественные права на производство в низший обер-офицерский чин, и минимальный срок ожидания производства в обер-офицеры был для них значительно короче, чем для недворян. В начале XIX в производство недворян в обер-офицерский чин было запрещено в принципе; при Николае I им опять был открыт доступ в офицерский корпус, но, как правило, только после двенадцати лет службы по сравнению с двумя годами для дворян.

Гражданская служба, если не считать дипломатического корпуса, всегда была для дворян менее привлекательна, чем военная. Даже до освобождения дворянства от обязательной службы половина всех чиновников были простого происхождения. До царствования Екатерины Великой служба по гражданской части была открыта для всех, кроме крепостных, но в последней четверти XVIII и в первой четверти XIX в. социальная база, поставлявшая чиновников, постепенно уменьшалась. Начиная с 1827 г. служба в гражданских ведомствах, как правило, была доступна только для потомственных дворян, а также для сыновей личных дворян, офицеров и чиновников, православных служителей, коммерц-советников и купцов первой гильдии, обладателей ученых степеней, художников и канцелярских служащих. Но нужда в обученном персонале перевесила пристрастие государства к привилегированным сословиям, и законом 1827 г. образованию было позволено компенсировать недостаток низкого происхождения. За исключением евреев, любой, не имевший доступа на государственную службу по причине низкого происхождения, теперь получал это право, если у него было высшее, а в некоторых случаях — среднее образование .[82]

Обладатели дипломов университетов или медицинских факультетов, а также окончившие с отличием гимназический курс обучения автоматически зачислялись на службу с присвоением надлежащего чина; все прочие начинали в качестве канцелярских служащих. С начала царствования Николая I канцелярские служащие были разделены согласно социальному происхождению. Потомственные дворяне имели право на повышение в низший чин Табели о рангах после значительно более короткого периода ученичества, чем выходцы из низших сословий, — два года при наличии начального и год при наличии среднего образования. Чиновники дворянского происхождения быстрее продвигались по служебной лестнице, чем простолюдины. Начиная с 1834 г. от представителей низших классов требовалось примерно вдвое дольше прослужить в девятом чине до продвижения в восьмой. Это была именно та ступенька, которая до 1845 г. давала право на звание потомственного дворянина. Однако преобладание дворян на высших и средних этажах чиновничьей иерархии в середине столетия объясняется не столько этими формальными преимуществами, сколько тем фактом, что, «если не считать низших ступеней губернской администрации, дворяне больше были ориентированы на государственную службу и начинали служить с более высоких ступеней, чем недворяне» .

Эпоха Великих реформ покончила практически со всеми правовыми преимуществами, которые были у дворян при поступлении на военную и гражданскую службу и при продвижении от чина к чину. Производство в низший офицерский чин отныне основывалось только на результатах экзаменов. Гражданская служба осталась закрытой для мещанства и крестьян, но с 1861 г. на нее начали принимать евреев, имевших диплом об окончании университета или медицинского факультета. А с 1856 г. правила повышения в чинах стали едиными для всех чиновников, независимо от сословия. Единственные привилегии, сохраненные за потомственными дворянами, были следующие: (1) более быстрое производство из канцелярских служителей в низший чин гражданской службы для дворян, не имевших диплома университета или медицинского факультета либо аттестата об окончании гимназии с отличием; (2) автоматическое повышение при переходе с военной службы на гражданскую и в случае ухода в отставку, если выслуга лет в последнем чине перед уходом в отставку была не менее года; и (3) право на переход с гражданской службы на военную с сохранением чина .[83]

Защитники традиций предлагали целый ряд мер, способных вернуть высшее сословие к исполнению его исторического призвания. Примером крайней позиции могут служить Фадеев и Елишев, которые в 1870-х и 1890-х гг. соответственно настаивали на восстановлении обязательной службы для дворянства. Они утверждали, что только такая радикальная мера способна вырвать контроль над гражданской службой из рук разночинцев — людей, не имеющих корней ни в одном традиционном сословии. Такого рода люди якобы могут получить формальное образование, необходимое для выполнения служебных обязанностей, но им недоступны нравственная высота, самодисциплина, бескорыстная преданность благу государства, которые передаются исключительно по наследству и могут быть воспитаны только в лоне дворянской семьи. Даже среди сословников предложение Фадеева и Елишева широкой поддержки не получило. Более популярна была другая идея — не принуждать дворян к государственной службе, а защитить их на службе от конкуренции низших сословий. В 1890-х гг. Плансон агитировал в пользу восстановления ощутимых служебных привилегий для дворянства. «Московские ведомости» и «Гражданин» пошли еще дальше и призывали к установлению монополии дворянства на государственную службу, которой не было у первого сословия даже в безмятежном XVIII в.

По этому аспекту дворянского вопроса самодержавие и сословники не соглашались. Настоятельную потребность государственной власти в квалифицированных служащих больше не удавалось удовлетворить только за счет первого сословия. К концу XIX в. большинство взрослых дворян мужского пола выбирали карьеру, далекую от службы в государственном аппарате, и изменить эту тенденцию можно было только путем восстановления принудительной службы; но у этой идеи не было сильной поддержки ни в обществе, ни в правительстве. В правительстве Александра III споры шли преимущественно по вопросу, нужно ли сохранять или уменьшать далее еще сохранявшиеся дворянские привилегии по службе . К согласию прийти не удалось, и в первые годы нового царствования вопрос о пересмотре закона о государственной службе был доверен комиссии, которую до самой своей смерти возглавлял бывший секретарь Государственного совета Е. А. Перетц. Чтобы избежать дублирования, этот вопрос был исключен из круга проблем, рассматривавшихся Особым совещанием по делам дворянского сословия. Это не помешало ряду членов этого Совещания, включая Сипягина и Стишинского, открыто заявить об опасностях, подстерегающих общество в случае полного упразднения дворянских привилегий в гражданской службе. Компромиссный проект закона, переданного в 1901 г. Комиссией Перетца в Государственный совет, открывал низшие должности государственной службы для всех получивших среднее образование без различия сословия, но «для должностей высших и вообще влиятельных необходимы люди не только серьезно образованные, но и хорошо воспитанные», т. е. дворяне . Законопроект обсуждали в течение пяти лет, и только революционные потрясения убедили правительство в именном указе в октябре 1906 г. «предоставить всем российским подданным безразлично от их происхождения, за исключением инородцев, одинаковые в отношении государственной службы права, применительно к таковым правам лиц дворянского сословия, с упразднением всех особых преимуществ на занятие по определению от Правительства некоторых должностей в зависимости от сословного происхождения» .

Окончательный триумф правового равенства над сословными привилегиями в гражданской службе завершил процесс, длящийся весь XIX в. и зашедший к концу XIX в. уже очень далеко. Мешать этому процессу государство явно не желало. С другой стороны, офицерский корпус оставался по преимуществу дворянским, и казалось, что доминирование это удастся сохранить. Здесь дворянство занимало более прочные позиции, чем на гражданской службе, и государство в большей степени было склонно оказать ему поддержку. Наилучшим инструментом для этого представлялись учебные заведения, готовившие молодежь к военной службе.

«Оттоновские привилегии»

«Оттоновские привилегии» В борьбе с герцогами Оттон во многом использовал свою позицию в церковной организации. Его политика была прямым следствием итогов каролингской христианизации Германии. Церковные земли рассматривались как королевские лены (вне данного статуса

Привилегии

Привилегии 1 Система привилегий в блокадном Ленинграде ни для кого не являлась тайной. Принципы, на которых она основывалась, новыми не были. Преимуществом пользовались люди, находившиеся у власти и «нужные» специалисты (директора предприятий и учреждений,

Служебные льготы дворянства

Служебные льготы дворянства Так крестьянский вопрос, столь живо возбужденный, сворочен был с социально-политического пути, малодоступного разумению правительственной толпы, на путь фискально-полицейский, который привел к важным переменам в положении не крестьянства, а

Привилегии и светская жизнь

Привилегии и светская жизнь Весталок сближали с мужчинами и некоторые привилегии: они могли составлять завещания и вести свои дела без опекуна; могли свидетельствовать и сами себя защищать перед судом понтификов; при «взятии» они, согласно Титу Ливию, получали

Дела служебные

Дела служебные Выше мы говорили об истории создания тайного сыска, его аппарате и методах деятельности. Пришла пора познакомиться – насколько позволяют документы почти трехвековой давности – с рутинной работой сыскного ведомства. Мы выбрали для этого 1732 год. Именно

Служебные собаки Охранной агентуры

Служебные собаки Охранной агентуры Вряд ли кому теперь известно, что возникновением служебного собаководства наша страна обязана дворцовому коменданту В. А. Дедюлину и начальнику Охранной агентуры А. И. Спиридовичу. Это историческое событие произошло 10 ноября 1907 года,

Привилегии в загробном мире

Привилегии в загробном мире Менгарелли уже в 1927 году выделил в этих усыпальницах два типа похоронных лож, высеченных в туфе, на которые клали тела усопших. Одни представляли собой точное изображение этрусского или греческого ложа (клине) с четырьмя круглыми резными

СОСЛОВИЯ И ПРИВИЛЕГИИ

СОСЛОВИЯ И ПРИВИЛЕГИИ С правовой точки зрения, европейское общество XVIII в. оставалось сословным: юридический статус индивида, гражданские и политические права, которыми он обладал, зависели от его происхождения и принадлежности к тому или иному сословию. Определенные

Частная собственность и привилегии

Частная собственность и привилегии Относительно низкая продуктивность экономики Европы на протяжении XVI и XVII вв. помогала сохранить ее социальную структуру резко расслоенной. Разделения между классами были формализованы до крайностей. Каждый ранг социальной лестницы

«Оттоновские привилегии»

«Оттоновские привилегии» В борьбе с герцогами Оттон во многом использовал свою позицию в церковной организации. Его политика была прямым следствием итогов каролингской христианизации Германии. Церковные земли рассматривались как королевские лены (вне данного статуса

Привилегии дворянства

Привилегии дворянства Правовые привилегии, обретенные российским дворянством во второй половине XVIII в., включали гражданские права, принадлежавшие каждому из членов сословия, и политические права, бывшие достоянием дворянского сословия как корпорации. Гражданские

Глава 9 «Служебные будни»

Глава 9 «Служебные будни» День в казармах начинался с утренней зарей и заканчивался с вечерней. Барабанная дробь, звуки флейты или кавалерийской трубы, ранний подъем, умывание, построение на молитву и завтрак были преддверием к служебным занятиям. Долгий служебный день

1. Привилегии для элиты

1. Привилегии для элиты В то самое время, когда поднялась вторая волна американизма, когда инженеры в газетных статьях не могли скрыть восхищения Соединенными Штатами, партия и правительство решили обратить особое внимание на удовлетворение материальных и культурных

Служебные марки

Служебные марки В 1909 было установлено, что судебные учреждения могут устанавливать связь с тяжущимися сторонами с помощью почты, причем кроме обычной платы за пересылку почтовых отправлений с получателя взыскивалось еще 15 коп. в пользу почтальона с помощью специальной

Служебные марки

Служебные марки В 1909 было установлено, что судебные учреждения могут устанавливать связь с тяжущимися сторонами с помощью почты, причем кроме обычной платы за пересылку почтовых отправлений с получателя взыскивалось еще 15 коп. в пользу почтальона с помощью специальной

Петр устанавливает новые обязанности для дворян: с 10 до 15 лет дворянин обязан обучаться «грамоте, цифири и геометрии». С 15 лет он шел служить. Прохождение несложного курса науки было обязательным, без справки о «выучке» дворянину не давали разрешения жениться.
Указами царя был установлен порядок, по которому «родовитость» не принималась во внимание при назначении на должность и прохождении службы. И наоборот, наиболее одаренные и деятельные выходцы из народа имели возможность получить любой военный или гражданский чин. Этот порядок был закреплен в «Табели о рангах», принятой в 1722 году, по которой все должности в армии, во флоте и в гражданских учреждениях были разделены на 14 рангов или чинов. Все чины можно было получить только за свои личные качества и за службу.
«Табель о рангах», закрепившая принцип продвижения по служебной лестнице в зависимости от личных достоинств, безусловно, была шагом вперед от феодализма к созданию основ буржуазного государства. Вместе с тем, «Табель о рангах» защищала интересы господствующих классов.
Петр уничтожил существовавшее в ту эпоху внутри господствующего класса деление на окольничих, бояр, дворян, на наследственно владевшее землей боярство и на служилое дворянство. Все стали дворянами. Указом 1714 года о единонаследии было уничтожено различие между поместьями и вотчинами. Все земли стали полностью собственностью дворян, их имениями. Петр запретил дворянам дробить земельные владения между всеми сыновьями и приказал завещать недвижимое имение лишь одному сыну по выбору. Когда не было завещания, поместье наследовал старший сын. Это предотвращало дробление дворянских земель, падение платежеспособности крестьян, побуждало дворян нести «государеву службу», заниматься торговлей. Те, кто не получал имений, вынуждены были «хлеба своего искать службою, учением, торгами и прочим».
***
1701 — Указ о пожизненной службе — все дворяне обязаны служить государству и государю, на гражданских или военных должностях.
1704 — Указ о вотчинах — объединение понятий боярской вотчины (земельного надела переданного во временное пользование) и дворянского поместья (личной недвижимости)
1714 — Указ о единонаследии — предотвращение множественного дробления дворянских поместий через запрет для дворян передавать наследство более чем одному из детей.
1714 — Указ о правилах производства в офицеры — запрещал повышать до офицерского звания дворян не служивших в лейб-гвардии
1714 — Указ о необразованных — запрещал жениться детям дворян не получившим минимальных знаний.
1722 — Табель о рангах — уравнивала в правах чины гражданской и военной службы, открывала возможность любому свободному человеку получить дворянство

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: