Зачем троекурову был нужен суд и какую цель он преследовал

Обновлено: 25.04.2024

Авторы: Конькова Марина Юрьевна, Монева Оксана Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ Манушкинская СОШ
Населённый пункт: Чехов
Наименование материала: Конспект урока литературы
Тема: "Разрешение литературного конфликта в современном медиативном пространстве по роману А.С. Пушкина "Дубровский"
Раздел: полное образование

Тема: Разрешении литературного конфликта в современном

медиативном пространстве по изучаемому в 6 классе роману А.С.

Пушкина «Дубровский».

Тип урока: урок общеметодической направленности

Цель: Анализ литературного конфликта и его медиативное разрешение.

Задачи: конкретизировать предмет литературного конфликта, выявить

интересы сторон, осуществить совместный поиск решения.

Планируемые результаты:

Научиться выявлять характерные художественные приемы повествования,

анализировать эпизод, владеть терминологией по теме и навыками устной

Выделять и формулировать познавательную цель.

Уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа.

Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать;

аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров

при выработке общего решения в совместной деятельности.

1. Вступительное слово. Объявление темы.

Всё сложно в отношеньях донельзя,

Вмиг ураган штиль превратит в цунами,

Недавно были близкие друзья,

Но стали неожиданно врагами.

Был добрым уважительным сосед,

Но малое по делу замечанье

Затмило добрых отношений свет,

И вместо доброты в душе страданье.

К сожалению, в жизни не бывает все гладко и благополучно. Любой из нас

может обидеться или обидеть другого.

И если в жизни мы понимаем под конфликтом ссору, то конфликт в

литературе – это противоречие, образующее сюжет.

Писатель должен не просто показать какой-то конфликт, а объяснить его

происхождение, развитие и только тогда становится ясным, как он

Сегодня мы хотим предложить Вам принять участие в разрешении

литературного конфликта в современном медиативном пространстве по

изучаемому в 6 классе роману А.С. Пушкина «Дубровский».

2. Анализ эпизода. Завязка романа. Конфликт Троекурова и Дубровского.

Практическая работа по группам.

пространство, давайте представим в виде кластера паутину конфликта двух

героев: Андрея Гавриловича Дубровского и Кирила Петровича Троекурова.

Завязка романа. Случай на псарне.

Происшествие в лесу Дубровского. Воровство покровскими мужиками

Месть Троекурова. Суд.

Поездка Троекурова к бывшему другу.

Каждая группа рассказывает свой вариант кластера.

Кто из героев, по-вашему мнению, мог решить конфликт на начальном

этапе? Почему?

Выбирая, сядьте за левый стол –Троекуров, за правый – Дубровский.

Сегодня в роли медиатора мы представляем ученицу 8б класса,

участницу школьной службы медиации.

Кто согласится взять на себя роль Дубровского, Троекурова и сесть в

медиативную тройку?

МЕДИАТИВНАЯ РАБОТА С ЛИТЕРАТУРНЫМ КОНФЛИКТОМ

МЕДИАТИВНЫЙ ТРЕУГОЛЬНИК: ДУБРОВСКИЙ И ТРОЕКУРОВ

Здравствуйте. Как вы знаете, меня зовут СОФЬЯ.

Как бы Вы хотели, чтобы к Вам обращались на этой встрече? / К

каждому из участников /

Я бы хотела поблагодарить вас за то, что вы пришли сюда. Сегодня мы

обсудить вашу проблему, но не собираюсь выяснять, кто прав, а кто

Давайте договоримся, что будем держать в тайне все, что услышим.

Согласны вы слушать друг друга и не перебивать?

Согласны вы говорить с уважением?

Согласны вы говорить только правду?

Согласны вы приложить все усилия, чтобы решить проблему?

Кто первый хотел бы рассказать о том, что произошло?

Дубровский: Во время экскурсии по псарне слуга Троекурова сказал мне, что

иные помещики живут хуже, чем слуги и собаки Троекурова. Это оскорбило

меня, поэтому я уехал и не попрощался с Троекуровым.

Правильно ли я поняла, что вас задели слова слуги?

Дубровский: ДА

Какие чувства вызвала у вас эта ситуация?

Дубровский:: Случай на псарне оскорбил меня, я - человек гордый и не

желаю становиться шутом, у меня есть чувство собственного достоинства.

Правильно ли я поняла, что слова задели вашу дворянскую честь?

Дубровский: ДА.

Дадим слово другому участнику (Троекурову).

замечательный

псарне, мой холоп сказал что-то смешное, я засмеялся и дальше пошел

знакомить своих гостей с поместьем. А за столом я заметил , что моего

друга нет. Он уехал и не попрощался.

Правильно ли я вас поняла, что вы не обратили внимание на слова

своего слуги и не заметили, что обидело вашего друга?

Троекуров: ДА.

Какие чувства вызвала у вас эта ситуация?

Троекуров: Я не понял, что произошло.

Правильно ли я вас поняла, что вы переживали из-за отъезда друга?

Троекуров: Да, я привык всегда охотиться с другом.

Хочет кто-то из участников спора еще что-то добавить о том, что

Петровича, а Троекуров не заметил ничего обидного в этих словах.

Какой была Ваша реакция во время этого события?

Дубровский: Я расстроился и негодовал.

Троекуров: Я недоумевал и негодовал.

Вы оба переживаете из-за этого происшествия?

Дубровский: ДА.

Троекуров: ДА.

Что для Вас сейчас является главным?

Троекуров: Я хочу вернуть друга. Мы вместе служили, живем рядом

Дубровский: Я тоже ценю нашу дружбу. Нас многое объединяет, мы

вдовцы, дети одного возраста. Но его слуга должен извиниться.

Медиатор: Правильно ли я поняла, что вы оба хотите сохранить вашу

урегулирования,

определенных условиях?

Что бы Вы хотели сказать другому участнику?

Дубровский: Я готов примириться, если слуга извиниться. Дворянам не

Троекуров: Я готов примириться, мы еще детей поженим.

Медиатор: Спасибо за работу, давайте подпишем МИРНЫЙ ДОГОВОР.

4. Анализ эпизода. Сцена суда.

В романе А.С. Пушкина на этом конфликт не разрешился и не закончился. А

даже получил своё продолжение, перейдя на новый виток – судьбу детей.

Следующим этапом в паутине конфликта является суд.

отобрать имение своего приятеля)

-Кто сыграл решающую роль в судебной тяжбе? (Шабашкин)

-Почему Дубровский не предпринимает ответных мер? (Уверен в своей

-Зачем Троекурову был нужен суд и какую цель он преследовал? (Троекуров

хотел наказать своего непокорного соседа. Кистеневка ему была не нужна.

Но самое главное, что двигало им, — это желание сломить гордость и

независимость А. Г. Дубровского, растоптать его человеческое

— Как встретили члены суда А. Г. Дубровского и К. П. Троекурова? (При

появлении Дубровского «никто не обратил на него внимания». Он «стоя

прислонился к стенке». Когда же приехал Троекуров, «писаря встали и

заложили перья за ухо. Члены встретили его с изъявлениями глубокого

подобострастия, подвинули ему кресло из уважения к его чину, летам и

— Как вели себя чиновники после оглашения решения суда? («Заседатель

встал и с низким поклоном обратился к Троекурову, приглашая его

подписать предлагаемую бумагу»; Троекуров вышел, «сопровождаемый всем

судом»; «Секретарь поднес ему [Дубровскому] бумагу».)

— Как вели себя герои? («Торжествующий Троекуров. подписал под

решением суда совершенное свое удовольствие»; «Дубровский стал

неподвижен, потупя голову». Несправедливое решение суда привело А. Г.

Дубровского к внезапному сумасшествию.)

— Как вы понимаете выражение: «Внезапное сумасшествие Дубровского

сильно подействовало на его воображение и отравило его торжество»? (В

Троекурове проснулся человек, обнаружилась совесть.)

Неожиданно возникшая ссора привела двух бывших друзей в судебный зал.

Желая доказать свое превосходство, Троекуров с помощью Шабашкина и

других нечестных чиновников, выигрывает судебную тяжбу. Дубровский

теряет имение, здоровье… Троекуров теряет друга…

Этот литературный конфликт показал нам, читателям, что в подобных

ситуациях победителей нет.

5. Анализ эпизода. «Троекуров едет мириться».

В паутине конфликта романа мы выделили ещё один важный момент –

приезд Троекурова к Дубровскому в Кистеневку.

Человек с таким непростым характером решается на примирение!

- Как этот поступок характеризует Троекурова?

- Какие чувства испытывают герои в этом эпизоде?

- Почему примирение не состоялось? (Троекуров не учел состояние

Дубровского, опоздал с раскаянием, конфликт зашел уже слишком далеко)

- Какой вывод можно извлечь из этой ситуации? (Иногда раскаяние приходит

слишком поздно; нельзя доводить конфликт до момента, когда примирение

В чем же тогда состоит победа Троекурова, если он потерял больше, чем

Вывод: когда ссорятся между собой люди, победителей не бывает,

бывают только побежденные. Кто-то теряет больше, как, например,

Дубровский, кто-то меньше, как Троекуров, но невосполнимые потери

несут все участники конфликта.

Самое главное в такой ситуации –найти пути примирения.

Роман «Дубровский» - произведение не только о событиях века 19, но и о

нашем времени. Читая его, можно извлечь для себя много нравственных

уроков. Помните, к чему приводят ссоры. Мы вам желаем никогда не

допускать подобного в отношениях с близкими и друзьями.

В романе А.С. Пушкин, в соответствии авторской задумки, не решает

конфликт, но свою жизнь мы определяем сами, а значит можем и должны

6. Рефлексия.

Как вы думаете, какими качествами должен обладать человек, готовый

Зачем Троекурову нужен был суд, и какую цель Троекуров приследовал?


Зачем Троекурову был нужен суд и какую цель он преследовал?

Троекуров хотел наказать своего непокорного соседа.

Кистеневка ему была не нужна.

Но самое главное, что двигало им, — это желание сломить гордость и независимость А.

Г. Дубровского, растоптать его человеческое достоинство.

Владимир Дубровский ради своей любви простил Троекурова : «Первый мой кровавый подвиг должен был совершиться над ним… в ту минуту вы прошли мимо меня… я понял, что дом, где обитаете вы, священ, что ни единое существо, связанное с вами узами крови, не подлежит моему проклятию.

Я отказался от мщения, как от безумства».


Цитаты троекурова после суда?

Цитаты троекурова после суда.


Сочинение на тему Троекуров русский барин план 1)В каком времени происходит действия романа?

Сочинение на тему Троекуров русский барин план 1)В каком времени происходит действия романа?

Кто такой Троекуров?

2)Что мы узнаем о его жизни до конца ссоры с Дубровским?

3)Каким человеком был Троекуров в отношении с слугами дочью и помещиками?

4)Как окружающие относятся к Троекурову ?

5) Как автор относится к Троекурову) 6)Какие чувства вызывает Троекуров и люди такого типа?


Как проводил время троекуров?

Как проводил время троекуров?

Кто был соседом троекурова?

Почему троекуров уважал дубровского?

Как характеризует дубровского случай на псарне?

Как троекуров отнесся к исчезнавению дубровского?

Характеризующие поступки траекурова)хотел ли он обидеть приятиля?

Какой способ мести избирает троекуров?

Как были встречены в суде дубровский и троекуров?

Как вели себя чиновники после оглашения решения суда?

Как вели себя герои?

Почему судьи не получили от траекурова ожидаемой благодарности?

Зачем троекурову нужен был суд?

Какую цель он приследовал?

Как изменился дубровский со времени суда?

Что му узнаем о сыне дубровского в питере?

Каким были отношения дубровского и сына?

Как воспринимал владимир известие о болезни отца?

Как крепостные дубровского и троекурова относятся к своим хозяевам?

Как сами дубровский и троекуров относятся к крепостным?

Какими предстают имения троекурова и дубровского?

Как встретились отец и сын?

ОТВЕТЬТЕ ПОЖАЛУЙСТА , КАК МОЖНО БЫСТРЕЕ.


1) Как действует Шабашкин выполняя желание Троекурова?

1) Как действует Шабашкин выполняя желание Троекурова?

2) Как были встречены в суде Дубровский и Троекуров 3) Зачем Троекурову нужен был суд?

Какую цель он преследовал ?

4) Почему судьи не получили от Троекурова ожидаемой благодарности ?

5)При каких обстоятельствах мы познакомились с Владимиром Дуброовским ?


Зачем Троекурову нужен суд?

Зачем Троекурову нужен суд?


Как ведёт себя на суде и до суда Троекуров и Дубровский?

Как ведёт себя на суде и до суда Троекуров и Дубровский?

(Роман Дубровский, опишите кратко).


О чем думает Троекуров во время суда?

О чем думает Троекуров во время суда?

Выпишите цитаты, характерующие состояние Троекурова после суда.


Как вел себя Троекуров на суде?

Как вел себя Троекуров на суде.


Вопросы по роману Пушкина "Дубровский" 1)Встреча в суде Троекурова и Дубровского?

Вопросы по роману Пушкина "Дубровский" 1)Встреча в суде Троекурова и Дубровского.

Как ведут себя судьи?

Зачем Троекурову нужен был суд?

2)Как изменился Дубровский после суда?

3)Расскажите о Владимире Дубровском.

Встреча отца и сына 4)Почему Владимир велел выгнать Троекурова?

5)Смысл эпиграфа к 4 главе.


О чём думает троекуров во время суда?

О чём думает троекуров во время суда.


Школе дорогой уже 80 лет И всё такая молодая не стареешь, нет. Люблю тебя одну родную, Люблю тебя одну такую, Не постареешь никогда. Воспоминания о тебе останутся всегда Как воспитала ты меня Как учила ты меня науке Не забуду никогда Школа дорогая ..



Честь — это достойные уважения и гордости моральные качества человека ; его соответствующие принципы. Честь может восприниматься как относительное понятие, вызванное к жизни определёнными культурными или социальными традициями, материальными причина..


Жирный глаза зелёные а волосы так себе.


Плохое, он не мог заснуть из - за недосыпа же умер потом в своей холодной постели.



Постоянная доброта может творить чудеса. Подобно тому как солнце может растопить лед, так и доброта изгоняет непонимание, недоверие и враждебность.


Вільфрел Айвенго — головний герой твору. 1. Походження героя. (Айвенго належав до шанованого старовинного роду саксів. Його батько — Седрік Сакс — представник тієї частини знаті, яка не бажає коритися норманам і мріє про відродження своєї незалежн..


И так представляем вашему вниманию самую классную сказку колобок. Здесь вы узнаете что с ним случилось и у нас есть продолжение сказки. Так что не пропустите. Ждём всех.


Бородинская битва была главным сражением в войне 1812 года. Впервые была развеяна легенда о непобедимости армии Наполеона, и внесен решающий вклад в изменении численности французской армии за счет того, что последняя, из - за масштабных жертв, перес..

© 2000-2022. При полном или частичном использовании материалов ссылка обязательна. 16+
Сайт защищён технологией reCAPTCHA, к которой применяются Политика конфиденциальности и Условия использования от Google.


Троекурову нужен суд для того чтобы через него отобрать у Дубровского Кистенёвку.

Хотя суд это формальность т.

К. Троекуров подкупил суд.


Как характеризует Андрея Дубровского и Троекурова поведение в суде?

Как характеризует Андрея Дубровского и Троекурова поведение в суде?


Отношения людей в суде к Дубровскому и к Троекурову?

Отношения людей в суде к Дубровскому и к Троекурову.


Суд между Троекуровым и Дубровским и его последствия?

Суд между Троекуровым и Дубровским и его последствия.


Сцена суда поведение троекурова и дубровского?

Сцена суда поведение троекурова и дубровского.


Выпишите цитаты характеризующие состояние троекурова после суда дубровский?

Выпишите цитаты характеризующие состояние троекурова после суда дубровский.


1) Как действует Шабашкин выполняя желание Троекурова?

1) Как действует Шабашкин выполняя желание Троекурова?

2) Как были встречены в суде Дубровский и Троекуров 3) Зачем Троекурову нужен был суд?

Какую цель он преследовал ?

4) Почему судьи не получили от Троекурова ожидаемой благодарности ?

5)При каких обстоятельствах мы познакомились с Владимиром Дуброовским ?


Отношения троекурова к дубровскому в суде (2 - 3 глава)?

Отношения троекурова к дубровскому в суде (2 - 3 глава).


Вопросы по роману Пушкина "Дубровский" 1)Встреча в суде Троекурова и Дубровского?

Вопросы по роману Пушкина "Дубровский" 1)Встреча в суде Троекурова и Дубровского.

Как ведут себя судьи?

Зачем Троекурову нужен был суд?

2)Как изменился Дубровский после суда?

3)Расскажите о Владимире Дубровском.

Встреча отца и сына 4)Почему Владимир велел выгнать Троекурова?

5)Смысл эпиграфа к 4 главе.


Разговор Дубровского и Троекурова в суде?

Разговор Дубровского и Троекурова в суде.


Как в суде принимают дубровского и троекурова ?

Как в суде принимают дубровского и троекурова ?


Школе дорогой уже 80 лет И всё такая молодая не стареешь, нет. Люблю тебя одну родную, Люблю тебя одну такую, Не постареешь никогда. Воспоминания о тебе останутся всегда Как воспитала ты меня Как учила ты меня науке Не забуду никогда Школа дорогая ..



Честь — это достойные уважения и гордости моральные качества человека ; его соответствующие принципы. Честь может восприниматься как относительное понятие, вызванное к жизни определёнными культурными или социальными традициями, материальными причина..


Жирный глаза зелёные а волосы так себе.


Плохое, он не мог заснуть из - за недосыпа же умер потом в своей холодной постели.



Постоянная доброта может творить чудеса. Подобно тому как солнце может растопить лед, так и доброта изгоняет непонимание, недоверие и враждебность.


Вільфрел Айвенго — головний герой твору. 1. Походження героя. (Айвенго належав до шанованого старовинного роду саксів. Його батько — Седрік Сакс — представник тієї частини знаті, яка не бажає коритися норманам і мріє про відродження своєї незалежн..


И так представляем вашему вниманию самую классную сказку колобок. Здесь вы узнаете что с ним случилось и у нас есть продолжение сказки. Так что не пропустите. Ждём всех.


Бородинская битва была главным сражением в войне 1812 года. Впервые была развеяна легенда о непобедимости армии Наполеона, и внесен решающий вклад в изменении численности французской армии за счет того, что последняя, из - за масштабных жертв, перес..

© 2000-2022. При полном или частичном использовании материалов ссылка обязательна. 16+
Сайт защищён технологией reCAPTCHA, к которой применяются Политика конфиденциальности и Условия использования от Google.

Сегодня на уроке мы продолжаем работу над произведением А.С.Пушкина “Дубровский”.

Начать наш сегодняшний урок я хотела бы с небольшого литературного эксперимента.

Прослушайте отрывки из произведения, восстановите пропущенные слова и определите, о ком из героев идет речь:

  • “Его богатство, знатный род и _____ (связи) давали ему _____ (большой вес в губерниях), где находилось его имение. Принимал знаки _____ (подобострастия) как надлежащую дань. В домашнем быту выказывал все ____ (пороки) человека необразованного” (К.П.Троекуров)
  • “С расстроенным состоянием принужден был ______ (выйти в отставку) и поселиться в ______ (остальной) своей деревне. Владел ______ (семьюдесятью душами). Остался беден и ____ (независим)”. (А.Г.Дубровский)

Как вы думаете, почему именно эти цитаты я взяла в качестве эксперимента? Какова их роль в 1-й и 2-й главе?

Какова сюжетная линия 1-й и 2-й главы? Какие события являются центральными? (ссора, конфликт К.П.Троекурова и А.Г.Дубровского).

К сегодняшнему уроку вы должны были еще раз перечитать эпизоды “Шабашкин у Троекурова” и “Суд”.

3.Формулировка темы и цели урока

Исходя из домашнего задания и литературного эксперимента, подумайте, о чем пойдет речь сегодня на уроке, попробуйте самостоятельно сформулировать тему урока, цель урока.

4. Постановка проблемного вопроса

Зачем Троекурову нужен был суд, какую цель он преследовал?

5. 1-й этап рефлексии

Я предлагаю вам сейчас подумать над проблемным вопросом урока и свое мнение, основанное на первоначальном прочтении глав, зафиксировать в тетради (учащиеся фиксируют свое первоначальное мнение по заданному проблемному вопросу “Зачем Троекурову нужен был суд, какую цель он преследовал?” Затем работа с данными записям будет организована в конце урока, на 2-м этапе рефлексии).

Мы вернемся к данному проблемному вопросу в конце уроках, когда проанализируем эпизоды “Шабашкин у Троекурова” и “Сцену суда”.

6. Словарная работа (опережающее домашнее задание)

Дома вам было предложено поработать со словарем и определить значения слов:

Честь, бесчестие, произвол, судебный произвол, беззаконие, притеснить, притеснение, гордость, гордыня.

Что обозначают эти слова? В чем, на ваш взгляд, разница между словами “гордость”, “гордыня”? Приведите примеры употребления данных слов.

Слова, с которыми мы сейчас работали, будут ключевыми при анализе характеров героев, постарайтесь использовать их в своих ответах.

7. Актуализация ЗУНов.

Прежде чем начать анализ эпизодов, кратко вспомним материал 1-й главы.

На столах карточка, в которой указаны слова, словосочетания, отражающие разные качества:

пылкий нрав, грубость, своенравие, избалованность, гордость, независимость, достоинство, верен свои правилам, решениям, твердость в исполнении решенного, прямота, честность, бесцеремонность, грубость, властность, стремление к независимости

Распределить данные качества в таблице:

Вспомните, в каких эпизодах герои проявляют данные качества характера.

Что мы знаем о положении в обществе, материальном положении героев?

Понять характеры героев помогают их поступки, их речь, также в романе дается описание поместий Троекурова и Дубровского.

Работа в парах: Сравните описания Покровского и Кистенёвки, данные в произведении (гл.3), подчеркните ключевые слова в описаниях. Подумайте, что нового в характеристику героев добавляют эти описания?

Почему Пушкин дает имениям героев именно такие названия? Какие ассоциации у вас возникают? К какому слову близко слово Покровское? (Покровское – что-то большое, солидное значительное, как и сам Троекуров. Соотносится со словом “покрывать”, что неслучайно, ведь Троекуров - покровитель всей губернии).

Какой ассоциативный ряд возникает при произнесении названия имения А.Г.Дубровского? (Кистенёвка – маленькое, незначительное).

Таким образом, случаен ли выбор названий поместий?

Говорящими являются и имена героев.

Запись на доске: Кирилл (греч.) – господин, владыка, повелитель

Петр - скала, утес, камень.

Андрей (древнееврейское) – сильный муж, крепость.

О чем говорят имена героев?

Таким образом, К.П.Троекуров и А.Г.Дубровский занимают различное социальное положение.

Как вы думаете, а есть ли что-то, что сближает героев, они совершенно разные по характеру?

На чем основывается их дружба?

Что стало причиной ссоры героев?

8. Работа с новым материалом. Анализ эпизодов.

Какой способ мести избирает Троекуров, оскорбившийся поведением А.Г.Дубровского, его отказом приехать в Покровское?

Кто сыграл решающую роль в судебной тяжбе? (Шабашкин)

Открываем учебники, найдите в 1-й главе эпизод “Шабашкин у Троекурова”.

Прочитайте портретное описание Шабашкина.

Каким показан этот герой, найдите ключевые слова, выражения, характеризующие его.

Каково значение имени этого героя, какие родственные слова можно подобрать? (шабашить, то есть недобросовестно работать. В образе героя подчеркивается ничтожность, незначительность, его раболепство)

Как ведет себя Шабашкин у Троекурова?

С какими интонациями он говорит? (приниженно, льстиво, словно в полупоклоне)

В чем особенность его речи?

Какое выражение обязательно употребляет в каждой своей фразе? (“Ваше превосходительство”) Почему? (Хочет подчеркнуть значимость Троекурова, угодить ему, льстит, боится его гнева)

Обратите внимание, как он предлагает Троекурову возможные варианты: с какой целью в фразе “Ваше превосходительство, коли есть какие- либо документы…” использовано многоточие? (боится сказать лишнее)

Когда меняется тональность его речи, появляются восклицательные интонации? (когда узнает, что бумаги сгорели, и понимает, что теперь может угодить Троекурову)

Как вы понимаете слова “Шабашкин поклонился почти до земли, с того же дня стал хлопотать по замышленному делу, и, благодаря его проворству, ровно через две недели Дубровский получил из города приглашение”

Почему “хлопотать”, а не работать, заниматься этим делом?

Почему по “замышленному делу”, а не начатому? Какие оттенки в характеристику поведения героя вносят эти слова?

Как ведет себя в этом эпизоде Троекуров? (с пренебрежением, говорит Шабашкину “ты”, несколько раз “как бишь тебя зовут”, что подчеркивает его небрежение, для него Шабашкин – маленький человечек, недостойный внимания).

Как желает действовать Троекуров в этом деле? (“В том – то и сила, чтобы безо всякого права отнять имение”). О чем говорят эти слова?

Мы видим, что образы героев создаются не только описанием их поведения, но и точными речевыми характеристиками. Зачастую достаточно одного слова, чтобы понять характер героя.

Проведем исследовательскую работу (работа в парах)

Сравнить черновой и окончательный вариант произведения. Какие изменения были внесены писателем, чем они, на ваш взгляд, были вызваны?

Октябрь уж наступил — уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад — дорога промерзает.
Журча еще бежит за мельницу ручей,
Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает
В отъезжие поля с охотою своей,
И страждут озими от бешеной забавы,
И будит лай собак уснувшие дубравы.

Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

3. Литературный эксперимент

Сегодня на уроке мы продолжаем работу над произведением А.С.Пушкина “Дубровский”.

Начать наш сегодняшний урок я хотела бы с небольшого литературного эксперимента.

Прослушайте отрывки из произведения, восстановите пропущенные слова и определите, о ком из героев идет речь:

Ø “Его богатство, знатный род и _____ (связи) давали ему _____ (большой вес в губерниях), где находилось его имение. Принимал знаки _____ (подобострастия) как надлежащую дань. В домашнем быту выказывал все ____ (пороки) человека необразованного”

(К.П.Троекуров)

Ø “С расстроенным состоянием принужден был ______ (выйти в отставку) и поселиться в ______ (остальной) своей деревне. Владел ______ (семьюдесятью душами). Остался беден и ____ (независим)”.

(А.Г.Дубровский)

Как вы думаете, почему именно эти цитаты я взяла в качестве эксперимента?

3 .Формулировка темы и цели урока

Исходя из домашнего задания и литературного эксперимента, подумайте, о чем пойдет речь сегодня на уроке, попробуйте самостоятельно сформулировать тему урока, цель урока.

Почему поссорились герои?Была ли их дружба настоящей?

4. Постановка проблемного вопроса

Зачем Троекурову нужен был суд, какую цель он преследовал?

5. Словарная работа (опережающее домашнее задание)

Дома вам было предложено поработать со словарем и определить значения слов:

Честь, бесчестие, произвол, судебный произвол, беззаконие, притеснить, притеснение, гордость, гордыня. Слайд:

Из словаря И.С.Ожегова:

Конфликт - столкновение, серьёзное разногласие, спор.

Крепостник – помещик , сторонник и защитник крепостного права.

Крепостной – крестьянин, находящийся в крепостной зависимости и эксплуатации у крепостника.

Холоп, 1. В крепостной России - крестьянин, слуга.

2.перен. Человек, готовый на всё из подхалимства

Что обозначают эти слова?

В чем, на ваш взгляд, разница между словами “гордость”, “гордыня”?

Слова, с которыми мы сейчас работали, будут ключевыми при анализе характеров героев, постарайтесь использовать их в своих ответах.

6.Анализ героев Образы К.П.Троекурова и А.Г.Дубровского

7 . Актуализация ЗУНов. ПОРТРЕТЫ

Работа в парах:

На столах карточка, в которой указаны слова, словосочетания, отражающие разные качества:

пылкий нрав, грубость, своенравие, избалованность, гордость, независимость, достоинство, верен свои правилам, решениям, твердость в исполнении решенного, прямота, честность, бесцеремонность, грубость, властность, стремление к независимости

Распределить данные качества в таблице:

Вспомните, в каких эпизодах герои проявляют данные качества характера.

Что мы знаем о положении в обществе, материальном положении героев?

Понять характеры героев помогают их поступки, их речь, также в романе дается описание поместий Троекурова и Дубровского.

Запись на доске:

Кирилл (греч.) – господин, владыка, повелитель

Петр - скала, утес, камень.

Андрей (древнееврейское) – сильный муж, крепость.

1. Практическая работа по группам

Учитель: Пользуясь описанием жизни и быта помещиков, мы можем в полной мере выявить их сходства и различия

- Попробуйте представить сходство К.П. и А.Г. в виде кластера

женились по любви

родились в одном сословии

характеры и наклонности

Вывод: Много общего, поэтому дружили

4. Составление сопоставительной таблицы

- Используя цитат Работа в парах :

Сравните описания Покровского и Кистенёвки, данные в произведении (гл.3), подчеркните ключевые слова в описаниях.

Подумайте, что нового в характеристику героев добавляют эти описания?

Он (Дубровский) ехал берегом широкого озера, из которого вытекала речка, вдали извивалась между холмами; на одном из них над густою зеленью рощи возвышалась зеленая кровля и бельведер огромного каменного дома; на другом – пятиглавая церковь и старинная колокольня; около разбросаны были деревенские избы с огородами и колодезями

Владимир увидел березовую рощу и влево в открытом месте серенький домик с красной кровлею; сердце в нем забилось. Перед собой видел он Кистенёвку и бедный дом своего отца… Двор, некогда украшенный тремя правильными цветниками, меж коими шла широкая дорога, тщательно выметаемая, обращен был в некошеный луг, на котором паслась опутанная лошадь.

Почему Пушкин дает имениям героев именно такие названия? Какие ассоциации у вас возникают?

К какому слову близко слово Покровское? (Покровское – что-то большое, солидное значительное, как и сам Троекуров. Соотносится со словом “покрывать”, что неслучайно, ведь Троекуров - покровитель всей губернии).

Какой ассоциативный ряд возникает при произнесении названия имения А.Г.Дубровского? (Кистенёвка – маленькое, незначительное).

Таким образом, случаен ли выбор названий поместий?

ы из 1 и 2 глав, расскажите о К.П.Троекурове и А.Г. Дубровском

(каждая группа получает распечатанную таблицу, которую необходимо заполнить цитатами из 1-2 глав произведения)

Кирила Петрович Троекуров

Андрей Гаврилович Дубровский

Как назывались поместья?

Описание дома и двора

«…в одном из своих поместий…», «…пространных его владений…»

Поселился «в остальной своей деревне», домишко

Как автор определяет социальный статус Троекурова и Дубровского-старшего?

«старинный русский барин»

Нам известно, что Троекуров и Дубровский служили. До какого чина каждый из них дослужился?

Генерал-аншеф (высший генеральский чин)

Отставной поручик гвардии

Опишите материальное положение и черты характера героев, используя цитаты.

«Его богатство, знатный род, связи давали ему большой вес в губерниях…»

«Выказывал пороки человека необразованного», «привык давать волю всем порывам пылкого своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума», «надменный … с людьми самого высшего звания», «с крестьянами и дворовыми обходился строго и своенравно».

«нетерпеливость и решительность характера», «беден и независим», горд – отказался от предложения Троекурова поженить Машу и Владимира.

Троекуров выказывал все пороки человека необразованного.

Несмотря на бедность, Дубровский не теряет человеческого достоинства.

8. Работа с новым материалом. Анализ эпизодов.

Какой способ мести избирает Троекуров, оскорбившийся поведением А.Г.Дубровского, его отказом приехать в Покровское?

Кто сыграл решающую роль в судебной тяжбе? (Шабашкин)

Открываем учебники, найдите в 1-й главе эпизод “Шабашкин у Троекурова”.

Прочитайте портретное описание Шабашкина. Каким показан этот герой, найдите ключевые слова, выражения, характеризующие его.

Каково значение имени этого героя, какие родственные слова можно подобрать? (шабашить, то есть недобросовестно работать. В образе героя подчеркивается ничтожность, незначительность, его раболепство)

Как ведет себя Шабашкин у Троекурова?

С какими интонациями он говорит? (приниженно, льстиво, словно в полупоклоне)

Какое выражение обязательно употребляет в каждой своей фразе? (“Ваше превосходительство”) Почему? (Хочет подчеркнуть значимость Троекурова, угодить ему, льстит, боится его гнева)

Обратите внимание, как он предлагает Троекурову возможные варианты: с какой целью в фразе “Ваше превосходительство, коли есть какие- либо документы…” использовано многоточие? (боится сказать лишнее)

Когда меняется тональность его речи, появляются восклицательные интонации? (когда узнает, что бумаги сгорели, и понимает, что теперь может угодить Троекурову)

Как вы понимаете слова “Шабашкин поклонился почти до земли, с того же дня стал хлопотать по замышленному делу, и, благодаря его проворству, ровно через две недели Дубровский получил из города приглашение”

Почему “хлопотать”, а не работать, заниматься этим делом?

Почему по “замышленному делу”, а не начатому? Какие оттенки в характеристику поведения героя вносят эти слова?

Как ведет себя в этом эпизоде Троекуров? (с пренебрежением, говорит Шабашкину “ты”, несколько раз “как бишь тебя зовут”, что подчеркивает его небрежение, для него Шабашкин – маленький человечек, недостойный внимания).

Как желает действовать Троекуров в этом деле? (“В том – то и сила, чтобы безо всякого права отнять имение”). О чем говорят эти слова?

Мы видим, что образы героев создаются не только описанием их поведения, но и точными речевыми характеристиками. Зачастую достаточно одного слова, чтобы понять характер героя.

Благодаря чему дело в суде продвинулось очень быстро?

Как ведет себя Шабашкин, улаживая дела в суде? (“Шабашкин хлопотал, стращая и покупая судей, толкуя вкривь и вкось всевозможные указы”)

Что значит “толкуя вкривь и вкось”, “всевозможные указы”?

Почему Дубровский не предпринял ответных мер?

Как были встречены в суде К.П. Троекуров и А.Г. Дубровский?

Анализ эпизода “Суд”.

Работа в группах:

Выписать ключевые слова, характеризующие образ Дубровского в сцене суда, заполнив таблицу:

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: