За какую вещь шемяка принял камень который убогий крестьянин показывал ему на суде за золото

Обновлено: 26.04.2024

В период борьбы с Василием Тёмным Шемяка ненадолго захватил власть в Москве. Объясните, почему в народной речи после этого возникло выражение «Шемякин суд», ставшее синонимом неправедного суда. Подумайте, каким образом отношение народа к Шемяке сказалось на результатах борьбы за московский престол.

Судил Шемяка не по справедливости, раз закрепилось такое выражение. Но воля простых москвичей вряд ли сыграла большую роль – восстания народа с дубинами и рогатинами не было. Василию II помогла победить поддержка именно бояр, которые располагали большими богатствами и верными им людьми.

Выражение «Шемякин суд» в смысле «несправедливый, пристрастный, лживый суд с откровенно преднамеренным приговором в пользу не правой, а той стороны, которая дала большую взятку», существует в русском языке уже более шести веков, потому что, к сожалению, в течение всего этого времени не переводились ситуации, провоцирующие его применение. Своим значением поговорка обязана внуку Дмитрия Донского Дмитрию Юрьевичу (1420–1453), который имел прозвище Шемяка и принимал самое активное участие в междоусобной борьбе за московский великокняжеский престол.

Вся более чем двадцатилетняя борьба Дмитрия Шемяки за великокняжеский престол представляет собою бесконечную череду то примирений с Василием II, то военных нападений на его земли. Во всех действиях Шемяки проявлялись главные черты его характера: жадность, жестокость и вероломство. Он грабил горожан и крестьян, у бояр, как у своих, так и у чужих, отбирал села, дома, нарушал законы и свои собственные обещания. Обиженных им было много, а княжеский суд — в те времена высший гарант справедливости — превратился в поношение правосудия. «От сего убо времени, — говорится в летописи, — в велицей Руссии на всякого восхитника во укоризнах прозвался Шемякин суд».

Митрополит Московский и всея Руси Иона в своем послании Шемяке, призывая его одуматься, дает такую характеристику его жизни и деяниям: «Когда великий князь пришел из плена на свое государство, то дьявол вооружил тебя на него желанием самоначальства: разбойнически, как ночной вор, напал ты на него, будучи в мире, и поступил с ним не лучше того, как поступили древние братоубийцы Каин и Святополк Окаянный. Но рассуди, какое добро сделал ты православному христианству или какую пользу получил самому себе, много ли нагосподарствовал, пожил ли в тишине? Не постоянно ли жил в заботах, в переездах с места на место, днем томился тяжелыми думами, ночью дурными снами? Ища и желая большего, ты погубил и свое меньшее».

Дмитрий Шемяка кончил свою жизнь в Новгороде, куда он убежал, спасаясь от гнева великого князя. Со временем память об историческом князе Шемяке и его деяниях изгладилась из народной памяти, но поговорка осталась. А два века спустя, во второй половине XVII столетия, в России среди многих других литературных произведений, распространявшихся в рукописях, появилась сатирическая «Повесть о Шемякином суде», главному герою которой — судье — автор дал имя Шемяка.

Путешествие в ЛитературиюИгровой итоговый урок-проект

Портретинск
А.С. Пушкин Д.И. Фонвизин И.А. Крылов К.Ф. Рылеев М.Ю. Лермонтов
Л.Н. Толстой Н.С. Лесков М.Е. Салтыков-Щедрин А.П. Чехов Н.В. Гоголь
А.И. Куприн А.А. Блок И.А. Бунин С.А. Есенин А.Т. Твардовский

Биографическая Комедия «Недоросль». Все его поэмы так или иначе затрагивают.

Биографическая
Комедия «Недоросль».
Все его поэмы так или иначе затрагивают историческую тему.
Ссылка на Кавказ.
Басни.
Остался сиротой, его воспитывала бабушка.
Восстание под предводительством Емельяна Пугачёва.
Лауреат Нобелевской премии.
Служба на Кавказе.
Немая сцена.
Родина была для него всем.
Профессия врача.
Пробовал себя в разных профессиях.
Восстание декабристов 14 декабря 1825 года.
Считал, что главное бедствие русской действительности – крепостное право.
Обращался к истории во многих своих произведениях.

Д.И. Фонвизин
К.Ф. Рылеев
И.А. Крылов
А.С. Пушкин
М.Ю. Лермонтов
Н.В. Гоголь
Л.Н. Толстой
М.Е. Салтыков-Щедрин
А.П. Чехов
И.А. Бунин
А.И. Куприн
А.А. Блок
С.А. Есенин
В.П. Астафьев
А.Т. Твардовский

Жанровская «Обоз»БАСНЯ – краткий иносказательный рассказ поучительного характ.

Жанровская
«Обоз»
БАСНЯ – краткий иносказательный рассказ поучительного характера. Действующими лицами часто выступают животные, предметы, в которых проявляются человеческие качества.
«К***…»
«Куст сирени»
«Капитанская дочка»
Русские народные песни, предания
«Смерть Ермака»
«Мцыри»
«Ревизор»
«Ромео и Джульетта»
ЛИРИЧЕСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ – произведение, в котором автор выражает своё душевное состояние, свои мысли о мире и человеке.
РАССКАЗ – небольшое эпическое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях в жизни человека.
РОМАН – большое повествовательное произведение, обычно отличающееся многообразием действующих лиц и разветвлённостью сюжета.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО – словесное поэтическое творчество народа.
ДУМА – эпико-лирический жанр украинского словесно-музыкального народного творчества.
ПОЭМА – один из видов лироэпических произведений, для которых характерны сюжетность, событийность и выражение автором или лирическим героем своих чувств.
КОМЕДИЯ – один из жанров драматургических произведений, предназначенных для постановки на сцене.
ТРАГЕДИЯ – вид драмы, противоположный комедии, произведение, изображающее борьбу, личную или общественную катастрофу, обычно оканчивающуюся гибелью героя.

Персонажная Софья Ермак 1. Она в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» «после от.

Персонажная
Софья
Ермак

1. Она в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» «после отца осталась она младенцем. Тому с полгода, как её матушке, а моей сватьюшке, сделался удар…»
3. Кто в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка» «…в молодости своей служил при графе Минихе и вышел в отставку премьер-майором в 17.. году. С тех пор жил он в своей Симбирской деревне, где и женился на девице Авдотье Васильевне Ю., дочери бедного тамошнего дворянина»?
2. Кто сидел «на диком бреге Иртыша, …объятый думой»?
Андрей Петрович Гринёв

Персонажная Маша Миронова Емельян Пугачёв 4. Кто в романе А.С. Пушкина «Капи.

Персонажная
Маша Миронова
Емельян Пугачёв

4. Кто в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка» «девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши, которые у неё так и горели»?
6. Кто в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка» «…молодой офицер невысокого роста, с лицом смуглым и отменно некрасивым, но чрезвычайно живым»?
5. «Черты лица его, правильные и довольно приятные, не изъявляли ничего свирепого».
Алексей Швабрин

Персонажная Иван Кузмич Миронов Мцыри 7. «…старик бодрый и высокого роста, в.

Персонажная
Иван Кузмич Миронов
Мцыри

7. «…старик бодрый и высокого роста, в колпаке и китайчатом халате…»
9. Кто из персонажей комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» соответствует этой характеристике? «Человек, прочитавший пять или шесть книг и потому несколько вольнодумен. Охотник большой на догадки, и потому каждому слову своему дает вес. Представляющий его должен всегда сохранять в лице своем значительную мину. Говорит басом с продолговатой растяжкой, хрипом и сапом – как старинные часы, которые прежде шипят, а потом уже бьют».
8. Кто «был, казалось, лет шести;//Как серна гор, пуглив и дик// И слаб и гибок, как тростник»?
Аммос Фёдорович Ляпкин-Тяпкин

Персонажная городничий Акакий Акакиевич Башмачкин 10. «Уже постаревший на слу.

Персонажная
городничий
Акакий Акакиевич Башмачкин

10. «Уже постаревший на службе и очень неглупый по-своему человек. Хотя и взяточник, но ведёт себя очень солидно; довольно серьёзен, несколько даже резонёр; говорит ни громко, ни тихо, ни мало».
12. «…была прелестна: высокая, стройная, грациозная и величественная, именно величественная»
11. «…низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щёк и цветом лица что называется геморроидальным».
Варенька

Персонажная Отец Вареньки Героиня рассказа А.И. Бунина «Кавказ» 13. «Очень к.

Персонажная
Отец Вареньки

Героиня рассказа А.И. Бунина «Кавказ»

13.«Очень красивый, статный, высокий и свежий старик. Лицо у него было очень румяное, с белыми… подвитыми усами…»
15. «…насупившееся лицо со сдвинутыми бровями и нервно закушенной нижней губой…»
14. «Она была бледна прекрасной бледностью любящей взволнованной женщины, голос у неё срывался…»
Николай Алмазов

Авторская «Мцыри»» «Тучи» «Обоз» «Утёс»«Левша» «Старый гений» «Кавказ»«Ос.

Авторская
«Мцыри»»
«Тучи»
«Обоз»
«Утёс»
«Левша»
«Старый гений» «Кавказ»
«Осенний вечер»
«Обоз»
«Люблю грозу в начале мая»
«Старый гений»
«Толстый и тонкий»
«О любви»
«Хирургия»
«На поле Куликовом» «Пугачёв»
«Россия»
«Капитанская дочка» «Мцыри»
«Барышня-крестьянка»
«Узник»

Стихосложная Ямб Амфибрахий 1. Какой стихотворный размер использован в сти.

Стихосложная
Ямб
Амфибрахий

1. Какой стихотворный размер использован в стихотворении А.С. Пушкина «19 октября»: «Роняет лес багряный свой убор,//Сребрит мороз увянувшее поле…»?
3. Какой стихотворный размер использовал М.Ю.Лермонтов в поэме «Мцыри»: «Ты видишь на груди моей//Следы глубокие когтей»?
2. Какой стихотворный размер использован в стихотворении А.С. Пушкина «Туча»: «Последняя туча рассеянной бури!//Одна ты несёшься по ясной лазури…»?
Ямб

Стихосложная Хорей Амфибрахий 4. Какой стихотворный размер использовал Н. М.

Стихосложная
Хорей
Амфибрахий

4. Какой стихотворный размер использовал Н. Майков в стихотворении «Поле зыблется цветами…»: «Поле зыблется цветами…//В небе льются света волны…//Вешних жаворонков пенья//Голубые бездны полны»?
6. Какой стихотворный размер использован А.А. Блоком в приведённом отрывке из цикла «На поле Куликовом»: «Река раскинулась. Течёт, грустит лениво//И моет берега.//Над скудной глиной жёлтого обрыва//В степи грустят стога»?
5. Какой стихотворный размер использован А.А. Блоком в приведённом отрывке из цикла «На поле Куликовом»: «Пригнулись к земле ковыли.//Опять за туманной рекою//Ты кличешь меня издали…»?
Хорей

Стихосложная Хорей Ямб 7. Какой стихотворный размер использовал А.Т. Твардо.

Стихосложная
Хорей
Ямб

7. Какой стихотворный размер использовал А.Т. Твардовский в следующем отрывке из поэмы «Василий Тёркин»: «Как плоты, пошли понтоны,//Громыхнул один, другой//Басовым, железным тоном,//Точно крыша под ногой»?
9. Какой стихотворный размер использовал Дон-Аминадо в стихотворении «Бабье лето»: «Русское лето в России.//Запахи пыльной травы.//Небо какой-то старинной//Тёмной, густой синевы»?
8. Какой стихотворный размер использовал Н. Рубцов в стихотворении «По вечерам»: «С моста идёт дорога в гору.//А на горе – какая грусть! – //Лежат развалины собора,//Как будто спит былая Русь»?
Дактиль

Фольклорно-историческая Пётр I Емельян Пугачёв.

Фольклорно-историческая
Пётр I Емельян Пугачёв хан Кучум Пётр III
Степан Разин Иван Грозный Наполеон

Геройская 1. Кто в «Повести о Шемякином суде» едет в город подавать иск в суд.

Геройская
1. Кто в «Повести о Шемякином суде» едет в город подавать иск в суд за испорченную лошадь: а) богатый крестьянин; б) убогий крестьянин; в) поп.

2. Кто в комедии Д.И. Фонвизина никогда не читал писем без позволения тех, к кому они написаны: а) Стародум; б) Правдин; в) Скотинин.

3. Кто обыграл Петра Гринёва в бильярд в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка»: а) Савельич; б) Алексей Швабрин; в) Иван Зурин.

Геройская 4. Кто вывел кибитку Петра Гринёва к жилью во время бурана в романе.

Геройская
4. Кто вывел кибитку Петра Гринёва к жилью во время бурана в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка»: а) Савельич; б) Пугачёв; в) сам Пётр Гринёв.

5. Кому А.С. Пушкин посвятил стихотворение «К***…»: а) Анне Петровне Керн; б) Наталье Гончаровой; в) Марии Волконской.

6. Что было в голове у Дементия Брудастого, градоначальника Глупова: а) электрический самовар; б) механическое устройство; в) микроволновая печь.

Геройская Кто в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» вскрывал и читал чужие письма.

Геройская
Кто в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» вскрывал и читал чужие письма «из любопытства»: а) городничий; б) слуга Осип; в) почтмейстер Шпекин.

Какой танец отбил у Ивана Васильевича, героя рассказа Л.Н. Толстого «После бала» «препротивный инженер Анисимов»: а) мазурку; б) вальс; в) кадриль.

Кто в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» по ошибке высек унтер-офицерскую вдову: а) Лука Лукич Хлопов; б) городничий; в) Земляника.

Изобразительно-выразительная 1. Какое изобразительно-выразительное средство и.

Изобразительно-выразительная
1. Какое изобразительно-выразительное средство использовано в следующем отрывке:
Уж ты, ночка, ты, ноченька тёмная,
Ты, тёмная ночка осенняя!
Нет у ноченьки светлого месяца,
Светлого месяца, ни частых звёздочек…

а) постоянный эпитет; б) метафора; в) сравнение.

2. Какие изобразительно-выразительные средства использованы в следующих строках:
Красота твоя с ума меня свела,
Сокрушила добра молодца меня.

а) сравнение и гипербола; б) метафора и постоянный эпитет; в) эпитет и гипербола.

3. Какое изобразительно-выразительное средство использовано в следующем отрывке: «Рост его был больше других людей, а голос его – как труба в народе, лицо же его – как лицо Иосифа…» («Повесть о житии Александра Невского»):
а) эпитет; б) сравнение; в) метафора.

Изобразительно-выразительная 4. Какие изобразительно-выразительные средства и.

Изобразительно-выразительная
4. Какие изобразительно-выразительные средства использованы в следующем отрывке: «Александр же, услышав слова эти, разгорелся сердцем…» («Повесть о житии Александра Невского»): а) антитеза, сравнение; б) оксюморон, эпитет; в) инверсия, метафора.

5. Что означает устаревшее слово «изволить» в следующем контексте «а завтра, коль изволишь, я и сам охотно помогу»: а) желать, хотеть; б) надеяться, мечтать; в) думать, предполагать.

6. Какие изобразительно-выразительные средства использованы в следующем отрывке: «В одно мгновение тёмное небо смешалось со снежным морем» (А.С. Пушкин. «Капитанская дочка»): а) сравнение, метафора; б) метафора, эпитет; в) эпитет, сравнение.

Изобразительно-выразительная Какие изобразительно-выразительные средства исп.

Изобразительно-выразительная
Какие изобразительно-выразительные средства использованы в следующем отрывке: «Мне казалось, буран ещё свирепствовал и мы ещё блуждали по снежной пустыне…» (А.С. Пушкин. «Капитанская дочка»): а) олицетворение, эпитет; б) гипербола, сравнение; в) литота, метафора.

Какие изобразительно-выразительные средства использованы в следующем отрывке: «Увы, наш круг час от часу редеет;//Кто в гробе спит, кто, дальний, сиротеет;//Судьба глядит, мы вянем…»: а) сравнение, гипербола; б) метафора, олицетворение; в) эпитет, анафора.

9.Какие изобразительно-выразительные средства использованы в следующем отрывке: «Приди; огнём волшебного рассказа//Сердечные преданья оживи»: а) олицетворение, гипербола; б) сравнение, литота; в) метафора, эпитеты.

Изобразительно-выразительная 10. Какие изобразительно-выразительные средства.

Изобразительно-выразительная
10. Какие изобразительно-выразительные средства использованы в следующем отрывке: «Там, где, сливаяся, шумят,//Обнявшись, будто две сестры,//Струи Арагвы и Куры,//Был монастырь.»: а) метафора, сравнение; б) метафора, эпитет; в) сравнение, эпитет.

11. Какие изобразительно-выразительные средства использованы в следующем отрывке: «Пышные поля,//Холмы, покрытые венцом//Дерев, разросшихся кругом…»: а) метафора, сравнение; б) метафора, эпитет; в) сравнение, эпитет.

12. Какие изобразительно-выразительные средства использованы в следующем отрывке: «На лице его не видно никаких вопросов; напротив того, во всех чертах выступает какая-то солдатски-невозмутимая уверенность, что все вопросы давно уже решены»: а) метафора, сравнение; б) метафора, эпитет; в) сравнение, эпитет.

Изобразительно-выразительная 13. Какие изобразительно-выразительные средства.

Изобразительно-выразительная
13. Какие изобразительно-выразительные средства использованы в следующем отрывке: «В этом смутном опасении утопали всевозможные предчувствия таинственных и непреодолимых угроз»: а) метафора, сравнение; б) метафора, эпитет; в) сравнение, эпитет.

14. Какие изобразительно-выразительные средства использованы в следующем отрывке: «Пышные поля,//Холмы, покрытые венцом//Дерев, разросшихся кругом…»: а) метафора, сравнение; б) метафора, эпитет; в) сравнение, эпитет.

15. Какие изобразительно-выразительные средства использованы в следующем отрывке: «Ведь в таком случае человечество могло пойти дальше: брюнеты резали бы блондинов, высокие – маленьких, умные – глупых…»: а) метафора, антитеза; б) метафора, эпитет; в) сравнение, эпитет.

Предметно-вещевая 1. Кому принадлежали высокая соболья шапка с золотыми кистя.

Предметно-вещевая
1. Кому принадлежали высокая соболья шапка с золотыми кистями и красивый казацкий кафтан, обшитый галунами: а) Емельяну Пугачёву; б) Александру Невскому; в) Василию Тёркину.

2. За какую вещь Шемяка принял камень, который убогий крестьянин показывал ему на суде: а) за кисет с хорошим табаком; б) за золото; в) за каравай хлеба.

3. За чем собирается в лес убогий крестьянин в «Шемякином суде»: а) за шишками; б) за ягодами; в) за дровами.

Предметно-вещевая 4. Что, по мнению госпожи Простаковой в комедии Д.И.Фонвизи.

Предметно-вещевая
4. Что, по мнению госпожи Простаковой в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль», испортил слуга Тришка: а) рубашку; б) штаны; в) кафтан.

5. Что подарил Пётр Гринёв Пугачёву в романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка»: а) заячий тулуп; б) шинель; в) кафтан.

6. Что украли у Акакия Акакиевича Башмачкина в повести Н.В. Гоголя: а) кафтан; б) шинель; в) тулуп.

Предметно-вещевая 7. Что помог вернуть старушке Иван Иванович в рассказе Н.С.

Предметно-вещевая
7. Что помог вернуть старушке Иван Иванович в рассказе Н.С. Лескова «Старый гений»: а) деньги; б) квартиру; в) вещи.

8. Чем пожертвовала Верочка в рассказе А.И. Куприна «Куст сирени», чтобы спасти мужа: а) деньгами; б) драгоценностями; в) домом.

9. Что потерял рассказчик в произведении М. Осоргина и уверял, что это само исчезло: а) кошелёк; б) шинель; в) пенсне.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Ø учить находить решение учебной задачи в игровой форме.

Участники: 3 команды 8 класса.

Предварительная подготовка: восьмиклассникам предлагается повторить пройденный материал, перечитать изученные произведения, вспомнить определения литературоведческих терминов, двух- и трёхсложных размеров стиха, содержание вступительных статей о писателях; разделить всех обучающихся на три команды (можно на две, четыре и т.д.).

Что необходимо приготовить заранее: компьютерную презентацию, мультимедиапроектор, экран путешествия, карточки-задания, карточки с буквами А, Б, В, Г, маршрутные листы для выставления результатов путешествия, грамоты, дипломы, благодарности.

Организаторы-помощники: старшеклассники, родители.

Награждение: команде-победительнице – грамота-пропуск в следующий пункт назначения (9 класс), команде, занявшей 2 место, – диплом-билет в библиотеку, команде, занявшей 3 место, – благодарность за активное путешествие по стране Литературии.

Работа с презентацией. Слайды 4-9, 11-13 содержат триггеры. Чтобы увидеть ответ, следует кликнуть по вопросу левой кнопкой мыши.

Ход заключительного урока-путешествия

Вступительное слово учителя о целях урока-проекта, результатах изучения учебного предмета «Литература» в 8 классе, организации путешествия в Литературию; представление команд-участниц, членов жюри, помощников-ассистентов.

Слайд 2

I. Станция «Портретинск»

На экране появляется галерея портретов русских и зарубежных писателей.

Учитель или его помощники-ассистенты зачитывают вопросы, связанные с биографией, творчеством писателей, литературными местами; команды-участницы должны назвать фамилию, имя, отчество писателя.

1. Он родился в Москве, рос в семье, о которой сам сказал: «В доме нашем дурных людей не было». (Д.И. Фонвизин)

2. Вступил в самостоятельную жизнь с широким кругом интересов, разносторонними знаниями, с удивительной начитанностью в истории, философии, словесности. (И.А. Крылов)

3. После окончания кадетского корпуса участвовал в заграничных походах русской армии, позже стал членом Северного тайного общества, ратовал за установление в России республиканского строя. (К.Ф. Рылеев)

4. История была неотъемлемой частью жизни и творчества этого поэта. Ему органически присущ историзм, включающий память его собственных предков, прошлое народа, место и роль России в мировой цивилизации и раздумья о её будущем. (А.С. Пушкин)

5. В начале своего творчества был убеждён, что история представляет собой арену борьбы свободы и тирании, добра и зла. Однако такой взгляд на историю во второй половине 1830-х годов утрачивает для поэта свою притягательность. (М.Ю. Лермонтов)

6. С детства испытывал глубокий интерес к истории. Хорошо знал не только русскую и украинскую, но и всемирную историю, был сведущ в истории мировой культуры, изобразительного искусства, европейской архитектуры. (Н.В. Гоголь)

7. Детские годы провёл в помещичьей усадьбе, где и познакомился с ужасами крепостного права. После окончания Царскосельского лицея занимал крупные и важные должности в русском государстве. (М.Е. Салтыков-Щедрин)

8. Родился в семье мелкого чиновника, выходца из духовного сословия, в селе Горохово Орловской губернии. Первоначальное образование получил в семье богатых родственников. (Н.С. Лесков)

9. Принадлежал к старинному дворянскому роду, который давно вошёл в историю России и много сделал для её блага. Сам писатель прославил свой род не только как великий писатель, но и гражданин, на военном, общественном и педагогическом поприще. (Л.Н. Толстой)

10. Этот писатель вошёл в литературу совсем молодым. Он начал писать рассказы, когда учился в Московском университете, готовясь стать врачом. В молодости ему жилось очень трудно, семья была большой, всё время преследовало безденежье, но жизнелюбие, избыток творческих сил побеждали все невзгоды. (А.П. Чехов)

11. Этот писатель заслужил признание как даровитейший художник слова, писатель, который умел передать тончайшие чувства человека, как наблюдатель жизни, обладавший острейшей зоркостью глаза. (И.А. Бунин)

12. Этот писатель родился в небольшом городке Наровчате, детские годы его прошли в Москве в сиротском пансионе, затем кадетский корпус, военное училище, офицерская служба в армии, в возрасте двадцати четырёх лет уходит в отставку. (А.И. Куприн)

13. Впервые интерес к истории пробудился у него в семье деда, ректора Петербургского университета А.Н. Бекетова. Россия для него – это прежде всего родина, а родина для поэта – это «огромное, родное, дышащее существо, подобное человеку, но бесконечно более уютное, ласковое». (А.А. Блок)

14. Самый популярный русский поэт XX века. Известен прежде всего как поэт-лирик. Самая главная тема его поэзии – Россия, любовь к родному краю. В своей поэзии часто обращается к истории родины. (С.А. Есенин)

15. Основное содержание творчества этого поэта – жизнь народа на крутых переломах и поворотах его истории. Поэт всюду идёт по горячим следам современности. В его «простых и грешных» героях проступают черты характера народа. (А.Т. Твардовский)

Слайд 3

II. Станция «Биографическая»

На экране появляются портреты русских писателей и названия литературных мест, связанных с их жизнью и творчеством, названия произведений этих авторов. Задание – соотнести писателя с правильным фактом, относящимся к жизни и творчеству данного писателя.

1. Д.И. Фонвизин – комедия «Недоросль»

2. К.Ф. Рылеев – восстание декабристов 14 декабря 1825 года

3. И.А. Крылов – басни

4. А.С. Пушкин – восстание под предводительством Емельяна Пугачёва

5. М.Ю. Лермонтов – ссылка на Кавказ

6. Н.В. Гоголь – немая сцена

7. Л.Н. Толстой – служба на Кавказе

8. М.Е. Салтыков-Щедрин – считал, что главное бедствие русской действительности – крепостное право

9. А.П. Чехов – профессия врача

10. И.А. Бунин – лауреат Нобелевской премии

11. А.И. Куприн – пробовал себя в разных профессиях

12. А.А. Блок – родина была для него всем

13. С.А. Есенин – обращался к истории во многих своих произведениях

14. В.П. Астафьев – остался сиротой, его воспитывала бабушка

15. А.Т. Твардовский – все его поэмы так или иначе затрагивают историческую тему

Слайд 4

III. Станция «Жанровская»

Команды-участницы должны определить жанр каждого из изученных произведений, представленных в задании, и дать определение этого жанра.

1. «Обоз» – БАСНЯ – краткий иносказательный рассказ поучительного характера. Действующими лицами часто выступают животные, предметы, в которых проявляются человеческие качества.

2. К***(«Я помню чудное мгновенье…» – ЛИРИЧЕСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ – произведение, в котором автор выражает своё душевное состояние, свои мысли о мире и человеке.

3. «Куст сирени» – РАССКАЗ – небольшое эпическое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях в жизни человека.

4. «Капитанская дочка» – РОМАН – большое повествовательное произведение, обычно отличающееся многообразием действующих лиц и разветвлённостью сюжета.

5. Русские народные хороводные, лирические, исторические песни, предания – УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО – словесное поэтическое творчество народа.

6. «Смерть Ермака» – ДУМА – эпико-лирический жанр украинского словесно-музыкального народного творчества.

7. «Мцыри» – ПОЭМА – один из видов лироэпических произведений, для которых характерны сюжетность, событийность и выражение автором или лирическим героем своих чувств.

8. «Ревизор» – КОМЕДИЯ – один из жанров драматургических произведений, предназначенных для постановки на сцене.

9. «Ромео и Джульетта» – ТРАГЕДИЯ – вид драмы, противоположный комедии, произведение, изображающее борьбу, личную или общественную катастрофу, обычно оканчивающуюся гибелью героя.

Слайды 5-9

IV . Станция «Персонажная»

Учитель зачитывает описание внешности (портрет) литературного персонажа, его отличительные черты, команды-участницы должны назвать героя.

1. Она в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» «после отца осталась она младенцем. Тому с полгода, как её матушке, а моей сватьюшке, сделался удар…» (Софья)

2. Кто сидел «на диком бреге Иртыша, …объятый думой»? (Ермак, К.Ф. Рылеев, «Смерть Ермака»)

3. Кто в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка» «…в молодости своей служил при графе Минихе и вышел в отставку премьер-майором в 17. году. С тех пор жил в своей Симбирской деревне, где и женился на девице Авдотье Васильевне Ю., дочери бедного тамошнего дворянина»? (Андрей Петрович Гринёв)

4. Кто в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка» «девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши, которые у неё так и горели»? (Маша Миронова)

5. «Черты лица его, правильные и довольно приятные, не изъявляли ничего свирепого». (Пугачёв, А.С. Пушкин. «Капитанская дочка»)

6. Кто в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка» «…молодой офицер невысокого роста, с лицом смуглым и отменно некрасивым, но чрезвычайно живым»? (Алексей Швабрин)

7. «…старик бодрый и высокого роста, в колпаке и китайчатом халате…» (Иван Кузмич Миронов, роман А.С. Пушкина «Капитанская дочка»)

8. Кто «был, казалось, лет шести;//Как серна гор, пуглив и дик// И слаб и гибок, как тростник»? (Мцыри, поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри»)

9. Кто из персонажей комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» соответствует этой характеристике? Человек, прочитавший пять или шесть книг и потому несколько вольнодумен. Охотник большой на догадки, и потому каждому слову своему дает вес. Представляющий его должен всегда сохранять в лице своем значительную мину. Говорит басом с продолговатой растяжкой, хрипом и сапом – как старинные часы, которые прежде шипят, а потом уже бьют. (Судья Аммос Фёдорович Ляпкин-Тяпкин)

10. Уже постаревший на службе и очень неглупый по-своему человек. Хотя и взяточник, но ведёт себя очень солидно; довольно серьёзен, несколько даже резонёр; говорит ни громко, ни тихо, ни мало. (Городничий, Н.В. Гоголь. «Ревизор»)

11. «…низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щёк и цветом лица что называется геморроидальным…» (Акакий Акакиевич Башмачкин, Н.В. Гоголь, «Шинель»)

12. «…была прелестна: высокая, стройная, грациозная и величественная, именно величественная» (Варенька, Л.Н. Толстой, «После бала»)

13. «Очень красивый, статный, высокий и свежий старик. Лицо у него было очень румяное, с белыми… подвитыми усами…» (Отец Вареньки, Л.Н. Толстой, «После бала»)

14. «Она была бледна прекрасной бледностью любящей взволнованной женщины, голос у неё срывался…» (героиня рассказа И.А. Бунина «Кавказ»)

15. «…насупившееся лицо со сдвинутыми бровями и нервно закушенной нижней губой…» (Николай Алмазов, рассказ А.И. Куприна «Куст сирени»)

Слайд 10

V. Станция «Авторская»

Учитель показывает на экране портрет писателя и заглавия его произведений, одно из которых этому автору не принадлежит. Команды-участницы должны назвать «лишнее» произведение и его автора.

1. Александр Сергеевич Пушкин – «Капитанская дочка», «Мцыри», «Барышня-крестьянка», «Узник». («Мцыри», М.Ю. Лермонтов)

2. Михаил Юрьевич Лермонтов – «Мцыри»», «Тучи», «Обоз», «Утёс». (И.А. Крылов, «Обоз»)

3. Н.С. Лесков – «Левша», «Старый гений», «Кавказ». (И.А. Бунин, «Кавказ»»)

4. Ф.И. Тютчев – «Осенний вечер», «Обоз», «Люблю грозу в начале мая» (И.А. Крылов, «Обоз»)

5. Антон Павлович Чехов – «Старый гений», «Толстый и тонкий», «О любви», «Хирургия». (Н.С. Лесков, «Старый гений»)

6. Александр Александрович Блок – «На поле Куликовом», «Пугачёв», «Россия» (С.А. Есенин, «Пугачёв»)

Слайды 11-13

VI . Станция «Стихосложная»

Команды-участницы получают карточки с отрывками из стихотворных произведений, на экране появляются названия двух- и трехсложных стихотворных размеров: ХОРЕЙ, ЯБМ, ДАКТИЛЬ, АМФИБРАХИЙ, АНАПЕСТ.

Команды поочерёдно зачитывают отрывки и определяют стихотворный размер.

1. Какой стихотворный размер использован в стихотворении А.С. Пушкина «19 октября»: «Роняет лес багряный свой убор,//Сребрит мороз увянувшее поле…»? (Ямб)

2. Какой стихотворный размер использован в стихотворении А.С. Пушкина «Туча»: «Последняя туча рассеянной бури!//Одна ты несёшься по ясной лазури…»? (Амфибрахий).

3. Какой стихотворный размер использовал М.Ю. Лермонтов в поэме «Мцыри»: «Ты видишь на груди моей//Следы глубокие когтей»? (Ямб)

4. Какой стихотворный размер использовал Н. Майков в стихотворении «Поле зыблется цветами…»: «Поле зыблется цветами…//В небе льются света волны…//Вешних жаворонков пенья//Голубые бездны полны»? (Хорей)

5. Какой стихотворный размер использован А.А. Блоком в приведённом отрывке из цикла «На поле Куликовом»: «Пригнулись к земле ковыли.//Опять за туманной рекою//Ты кличешь меня издали…»? (Амфибрахий)

6. Какой стихотворный размер использован А.А. Блоком в приведённом отрывке из цикла «На поле Куликовом»: «Река раскинулась. Течёт, грустит лениво//И моет берега.//Над скудной глиной жёлтого обрыва//В степи грустят стога»? (Хорей)

7. Какой стихотворный размер использовал А.Т. Твардовский в следующем отрывке из поэмы «Василий Тёркин»: «Как плоты, пошли понтоны,//Громыхнул один, другой//Басовым, железным тоном,//Точно крыша под ногой»? (Хорей)

8. Какой стихотворный размер использовал Н. Рубцов в стихотворении «По вечерам»: «С моста идёт дорога в гору.//А на горе – какая грусть! – //Лежат развалины собора,//Как будто спит былая Русь»? (Ямб)

9. Какой стихотворный размер использовал Дон-Аминадо в стихотворении «Бабье лето»: «Русское лето в России.//Запахи пыльной травы.//Небо какой-то старинной//Тёмной, густой синевы»? (Дактиль)

Слайд 14

VII . Станция «Фольклорно-историческая»

1. Иван Грозный, Степан Разин, Емельян Пугачёв были героями каких лирических песен: а) исторических; б) любовных; в) плачей; г) семейных.

2. Этот исторический герой стал известным персонажем исторических песен, преданий, романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка», одноимённой поэмы С.А. Есенина. (Емельян Пугачёв)

3. Этот исторический герой остался в преданиях русского народа, стал персонажем думы К.Ф. Рылеева и центральным образом известной картины В.И. Сурикова. (Степан Разин)

4. Каким именем, согласно преданию «О Пугачёве», назывался главный герой: а) Пётр Великий; б) Пётр III ; в) Наполеон; г) Иван Грозный.

5. К какому жанру относится произведение «Пугачёв в темнице»: а) частушка; б) историческая песня; в) колядка; г) сказка.

6. Как звали хана, которого царь приказал изловить Ермаку («О покорении Сибири Ермаком»): а) Тохтамыш; б) Кучум; в) Чингисхан; г) Тамерлан.

Слайд 15-17

VIII . Станция «Геройская»

Команды-участницы определяют героя художественного произведения по какой-либо особенности, детали, один из представителей команды поднимает карточку с буквой, соответствующей выбранному варианту ответа.

1. Кто в «Повести о Шемякином суде» едет в город подавать иск в суд за испорченную лошадь: а) богатый крестьянин; б) убогий крестьянин; в) поп.

2. Кто в комедии Д.И. Фонвизина никогда не читал писем без позволения тех, к кому они написаны: а) Стародум; б) Правдин; в) Скотинин.

3. Кто обыграл Петра Гринёва в бильярд в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка»: а) Савельич; б) Алексей Швабрин; в) Иван Зурин.

4. Кто вывел кибитку Петра Гринёва к жилью во время бурана в романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка»: а) Савельич; б) Пугачёв; в) сам Пётр Гринёв.

5. Кому А.С. Пушкин посвятил стихотворение «К***…»: а) Анне Петровне Керн; б) Наталье Гончаровой; в) Марии Волконской.

6. Что было в голове у Дементия Брудастого, градоначальника Глупова: а) электрический самовар; б) механическое устройство; в) микроволновая печь.

7. Кто в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» вскрывал и читал чужие письма «из любопытства»: а) городничий; б) слуга Осип; в) почтмейстер Шпекин.

8. Какой танец отбил у Ивана Васильевича, героя рассказа Л.Н. Толстого «После бала» «препротивный инженер Анисимов»: а) мазурку; б) вальс; в) кадриль.

9. Кто в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» по ошибке высек унтер-офицерскую вдову: а) Лука Лукич Хлопов; б) городничий; в) Земляника.

Судья из повести "Суд Шемякин" обрадовался тому, что .

A) получил награду от бедняка B) не был ушиблен камнем C) наказал богатых D) вынес справедливый приговор

Если прочитать эту сказку, то может возникнуть сомнение, какой же ответ выбрать - судил справедливо, или не был бит камнем, поэтому попробуем решить, а был ли суд справедливым. какой приговор вынес судья - оставить коня бедняку, пока у коня не вырастет оторванный хвост. Справедливо такое решение? Скорее курьезно. А предложение судью купцу прыгнуть с моста на бедняка чтобы задавить его, как он задавил его отца. Тоже курьез, а не серьезное судебное решение. поэтому радоваться справедливости своего суда судья не мог, разве что был полным идиотом. А вот, когда бедняк признался, что если бы судья засудил его, он бы убил судью камнем, в тот момент судья обрадовался, что не был бит.

Верный ответ В - Не бит камнем.

"Повесть о Шемякином суде" дошла до нас в виде устойчивого выражения, которое обозначает суд и приговор неправый, не по справедливости, а путем подтасовки законов под нужный вердикт.

Это сатирическая повесть 17 века, которая посвящена судьям-мздоимцам, но события в ней излагаются таким образом, что несчастный бедняк, которому, казалось бы, не отвертеться от неправого наказания, вышел победителем в судебном споре. Не иначе, как бог вмешался и встал на его защиту, когда валились на него все беды и несчастья.

Но нас в данном случае интересует не сам бедняк, а неправый судья Шемяка, который судил его.

В повести фигурирует камень, который бедняк, завернув, всякий раз клал перед судьей. Судья думал, что это взятка за решение в пользу бедняка, и выносил именно такое решение. Бедняк выходит победителем из всех трех судебных исков и получает даже то, на что и надеяться не мог.


Думаю, что верный ответ в данном случае находится под буквой В - не был ушиблен камнем. Вряд ли можно сказать, что судья стал в единый миг честным, и узрев свою неправоту и алчность, вдруг переменился. Это сатирическая повесть, а не сказка.

В русской народной сказке описан некий суд между бедняком и богатым и называется эта сказка:

Шемякин суд

Но что это за суд такой, Почему Шемякин?

Есть "Повесть о Шемякином суде". Произведение 17 - начала 18 века. Там речь о двух братьях. Богатом и бедном. И вот бедному все время не везет. Богатый уже устал ему помогать. Однажды дал ему лошадь, а хомута не дал. (Свой нужно иметь). Ну брат привязал лошадь за хвост. Хвост по дороге и оторвался. Тогда брат потащил бедного к судье. По дороге остановились у попа. Бедный спать лег, а богатый с попом выпивать сели. Брат решил на них посмотреть, упал с печи и придавил насмерть поповского ребенка. Теперь к судье пошел и поп с братом. Бедный совсем загрустил и решил бросится с моста. А под мостом некий горожанин вез старика мыться в баню. Брат упал на старика и убил его. Теперь к судье отправился и третий, горожанин. Пришли к судье. Бедный брат совсем отчаялся. И чтобы хоть как-то пригрозить судье, что побьет его за неправедное решение, завернул камень в платок и во время слушания все время сверток показывал судье Шемяке. Судья решил, что там деньги и все три дела решил в пользу бедного брата. Ну,а когда спросил, что же там за сверток. брат рассказал, что "хотел сим камнем его зашибить". Судья и этому был рад, что не убили его камнем на этом заседании.

Вот такой юмористический рассказ почти 400-летней давности. С тех пор и пошла молва о Шемякином суде.

С тех пор все суды, когда дело решается за взятку или по корысти судьи называют Шемякиными.

Словосочетание "Шемякин суд" это лживый, несправедливых и часто просто абсурдный суд, выражение пошло от одноименного произведения и в нем рассказывается о вынесенном очень странном и гротескном приговоре.

Вся история начинается с двух братьев, один богатый другой бедный, бедный случайно совершает три проступка: отрывает у одолженного старшим братом коня хвост, у попа упав с печи убивает сына и решив покончить жизнь самоубийством прыгая с моста убивает дедушку.

Но попав в суд, где судил судья Шемяка, он посулил ему взятку и все решилось в его пользу.

Старшему брату присудили отдать лошадь бедняку и ждать пока у нее не отрастет хвост, попу отдать свою попадью, пока она не родит сына, все решения доведены до абсурда.

Читать русскую народную сказку "Шемякин суд" конечно интересно, хотя в историческом произведении, народной повести " О шемякином суде" сюжет закручен еще более лихо.

Само выражение "Шемякин суд" означает суд несправедливый, подкупленный одной из сторон, но видится мне не только в этом мораль сей сказки-повести. Посмотрите, сперва случилась с бедняком одна беда - оторвался хвост у коня, которого ему одолжил богатый братец. Потом вторая - зашиб он поповского сына, когда пускал слюнки на угощение, которого ему не предложили. Затем с моста упал и на старичка, которого в баня везли. Семь бед свалилось на бедняка, а он не приуныл и решил, что ответ все равно один будет, так что задумал еще и судью убить.

Судья же предположил, что его подкупают и, купиться рад, присудил дело в пользу бедняка. Вроде как сказка советует нам не терять надежды ни при каких обстоятельствах.

Ну а был ли реальный Шемяка злодеем и мздоимцем не столь и важно.

Словосочетание "шемякин суд" используют в тех случаях, когда хотят подчеркнуть судебный произвол и абсурдность вынесенного судьей решения. Корни этого выражения уходят в такой далекий от нас 17 век, когда было написано шутливое, но очень поучительное произведение с одноименным названием. В его основе - рассказ о некоем судье, который вынес свое решение не на основе представлений о справедливости, а в надежде на прибыль.

Интересный факт: ученые полагают, что прототипом судьи был галисийский принц Шемяка, который правил в первой половине 15 века. Он был известен своей хитростью, жестокостью, пристрастностью и несправедливостью. Считается, что устные легенды о нем были переработаны неизвестными авторами и приобрели форму сатирической сказки.

Выражение "шемякин суд" пришло из народной сказки о двух братьях, богатом и бедном.

Со вторым одно за другим случаются приключения, результат которых - гибель людей, утрата чужого имущества.

В результате бедняк, по вине которого произошла череда бед, предстал перед судьей Шемякой, слывущим человеком хитрым и жадным. Зная это, подсудимый посулил взятку и даже видимо на нее намекнул - свертком (на самом деле это был завернутый камень).

Судья обрадовался и решил спор в пользу бедного крестьянина. Абсурдность вынесенных решений (оставить коня у подсудимого, пока у животного не отрастет оторванный хвост; прыгнуть с моста и т.д.) и объясняет смысл современного устойчивого выражения "шемякин суд": это суд несправедливый, пристрастный.

В пятнадцатом столетии, после того как не стало великого князя Василия I, в Москве развернулась ожесточённая борьба за великое княжение. В итоге московский престол занял Дмитрий Шемяка. Его правление запомнилось жестокими расправами и неправыми судами.

О произволе, творимом в судах того времени, была написана сатирическая повесть, которая и способствовала популяризации выражения "шемякин суд". Когда говорят "Шемякин суд", подразумевают несправедливый суд.

Действительно идиома "шемякин суд" вышла из из одноименной сатирической сказки(повести) и означает пристрастный, корыстный и несправедливый суд.

Официозный историк Карамзин пытался увязать название этой сказки и происхождение идиомы с реальной исторической фигурой, одним из главных участников русских междоусобных войн середины 15 века, князем Угличским и Галицким, сумевшем некоторое время побыть и Великим князем Московским, Дмитрием Юрьевичем Шемякой.

На самом деле мнение Карамзина о несправедливости Шемяки не имеет документальных подтверждений и является еще одним примером того, что история трактуется в угоду победителей.

Князь Шемяка боролся за независимость Руси а потому выступал против Василия II (Темного), который за освобождение из плена в 1445 году привел на Русь татарские войска. Единственным инкриминируемым и документально подтвержденным "преступлением" Шемяки является приказ ослепить Василия II, при этом ни сам Василий ни члены его семьи не были убиты, а на "кормление" им был пожалован город Вологда. Стоит заметить что незадолго до этого по приказу самого Василия был ослеплен брат Шемяки, князь Звенигородский - Василий Юрьевич (Косой). Сам же Василий Темный, вскоре после возвращения на великокняжеский престол, решил больше не размениваться на членовредительство и по его приказу Шемяка был отравлен. При этом Темный с одной стороны, и Шемяка с Косым с другой, доводились друг другу двоюродными братьями.

Поэтому менее официозные историки, с которыми я солидарен, считают что князь Шемяка не имеет к пресловутой идиоме никакого отношения. Сказка "шемякин суд" по своему сюжету удивительно похожа на немецкую песню "Суд Карла Великого", изданную аж в 1493 году

текст при наведении

Стоит учесть что по французски Карл Великий произносится как Шарлемань и лично я думаю что русская сказка "Шемякин суд" является переработанным пересказом "Шарлеманева суда". Скорее всего "пропутешествовав" в пересказах через несколько стран и языков француз "Шарлемань" в конечном итоге "превратился" в знакомого и привычного русскому уху "Шемяку". Имя "Шемяка" было довольно распространено на Руси и по одной версии являлось сокращением от "Шеемяка", означавшего физически сильного забияку, любящего и умеющего "намять шею" ближнему своему.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: