За что несет ответственность судовладелец по договору тайм чартера

Обновлено: 27.04.2024

Пункт 2 § 3 главы 34 ГК РФ посвящен аренде транспортного средства без предоставления услуг по управлению и технической эксплуатации. В то же время ГК устанавливает (ст. 649), что особенности аренды отдельных видов транспортных средств без экипажа, помимо тех, которые предусмотрены § 3, могут содержаться и в транспортных уставах и кодексах. Такие особенности установлены главой XI КТМ.

Согласно ст. 642 ГК по договору аренды транспортного средства без экипажа арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное пользование без оказания услуг по управлению им и его технической эксплуатации.

Как и при тайм-чартере, правила, установленные главой XI КТМ, применяются, если соглашением сторон не установлено иное, т.е. они носят диспозитивный характер. В соответствии со ст. 642 ГК к договору бербоут-чартера не применяются правила ст. 621 о преимущественном праве арендатора на заключение договора аренды на новый срок и о возобновлении договора аренды на определенный срок. Не применяются к этому договору и правила о регистрации договоров аренды, предусмотренные п. 2 ст. 609 ГК.

Как ГК (ст. 643), так и КТМ (ст. 214) предусматривает, что бербоут-чартер должен быть заключен в письменной форме, причем ст. 643 ГК содержит уточнение о том, что такая форма не зависит от срока договора.

Хотя количество проформ договора бербоут-чартера не столь велико, как проформ тайм-чартера, тем не менее при заключении бербоут-чартера стороны, как правило, применяют эти проформы, в которых подробно регламентированы их права и обязанности. В связи с этим правила главы XI КТМ применяются сравнительно редко. В настоящее время широкое распространение получила проформа чартера "Barecon 89" (одобренные БИМКО и "Barecon 200").

Согласно ст. 213 КТМ в бербоут-чартере должны быть указаны наименование сторон, наименование судна, его класс, флаг, технические и эксплуатационные данные (грузоподъемность, грузовместимость, скорость и другие), количество расходуемого им топлива, район плавания, цель фрахтования, время и место передачи и возврата судна, ставка фрахта, срок действия бербоут-чартера. Реквизиты договора бербоут-чартера мало отличаются от реквизитов тайм-чартера, предусмотренных в ст. 200 КТМ. Однако, учитывая специфику бербоут-чартера, некоторые реквизиты проформы бербоут-чартера являются более подробными. Например, наряду с указанием класса судна приводятся данные о последнем специальном обследовании, осуществленном классификационным обществом; о минимальном сроке действительности свидетельств; данные о страховании, осуществленном как за счет судовладельца, так и за счет фрахтователя, и т.д.

Судно, находящееся в бербоут-чартере, должно использоваться в законных рейсах для перевозки законных грузов, при этом ядерное топливо или радиоактивные материалы к перевозке не допускаются (п. 5 чартера "Barecon 89"). В то же время проформа содержит уточнение, согласно которому судно не должно использоваться в перевозках, которые не покрыты условиями страхования, если только предварительно не получено разрешение страховщика и не оплачена дополнительная страховая премия. Если то необходимо, фрахтователи должны информировать судовладельца и залогодержателей о предполагаемом использовании судна.

Положения ст. 216 КТМ о мореходном состоянии судна, передаваемого в бербоут-чартер, существенно отличаются от соответствующих положений, содержащихся в главе VIII (ст. 124) и главе X (ст. 203 КТМ). Во-первых, судовладелец обязан принять меры только по обеспечению технической годности судна (его корпуса, двигателя и оборудования) для целей, предусмотренных бербоут-чартером. Согласно п. 2 чартера "Barecon 89" судовладелец обязан до и в момент сдачи судна проявить должную заботливость, чтобы судно было подготовлено в отношении корпуса, механизмов и оборудования к использованию по назначению, включая наличие соответствующих документов. Сдача судна фрахтователям и прием ими судна рассматривается как полное выполнение судовладельцем всех своих обязательств по бербоут-чартеру.

Во-вторых, обязанность поддерживать судно в мореходном состоянии в течение срока действия бербоут-чартера лежит не на судовладельце, а на фрахтователе. Это положение соответствует ст. 644 ГК, согласно которой арендатор в течение срока договора обязан поддерживать в надлежащем техническом состоянии транспортное средство, принятое в аренду без экипажа, включая осуществление текущего и капитального ремонта. Это положение детально разработано в проформе "Barecon 89", согласно п. 9 которой судно в течение срока действия договора находится в полном владении и абсолютном распоряжении фрахтователя и во всех отношениях находится под его полным контролем. Фрахтователь обязан содержать судно, его механизмы, котлы, устройства и запасные части в хорошо отремонтированном состоянии, соответствующем обычной коммерческой и эксплуатационной практике. Он также обязан предпринимать немедленные меры по производству необходимого ремонта, который производится в разумные сроки. При несоблюдении этих сроков судовладелец имеет право изъять судно из эксплуатации у фрахтователя.

Как установлено п. 2 ст. 216 КТМ, устранение скрытых недостатков судна является обязанностью судовладельца. Это правило более предпочтительно для фрахтователя по сравнению с соответствующим положением проформы "Barecon 89" - согласно п. 2 проформы, судовладелец несет ответственность за ремонт, вызванный скрытыми недостатками судна, его механизмов или оборудования, существовавших в момент сдачи судна, при условии что такие недостатки были обнаружены в течение 18 месяцев после сдачи судна. Стороны бербоут-чартера могут установить и иные сроки.

В соответствии со ст. 645 ГК арендатор (фрахтователь) своими силами осуществляет управление арендованным транспортным средством, для чего он осуществляет укомплектование его экипажем. Согласно ст. 217 КТМ фрахтователь вправе укомплектовать экипаж судна лицами, ранее не являвшимися членами экипажа данного судна, или в соответствии с условиями бербоут-чартера лицами, ранее являвшимися членами экипажа данного судна. В последнем случае такой договор, в отличие от бербоут-чартера, называют димайз-чартером, хотя российское морское законодательство не проводит различия между этими договорами. Независимо от способа комплектования экипажа судна капитан судна и другие члены экипажа судна являются работниками фрахтователя и подчиняются ему во всех отношениях. При комплектовании экипажем судна, плавающего под Государственным флагом Российской Федерации, должны соблюдаться правила ст. 56 КТМ о гражданстве членов экипажа судна.

Фрахтователь несет расходы не только на содержание членов экипажа судна, но и все связанные с его эксплуатацией расходы, уплачивает взимаемые с судна сборы, а также возмещает расходы на страхование судна и своей ответственности (ст. 218 КТМ). Последнее положение учитывает лишь исключение из общепринятых условий, применяемых в морском судоходстве при фрахтовании судна без экипажа. Согласно ст. 646 ГК, если сторонами договора не предусмотрено иное, расходы на страхование, включая страхование ответственности, несет арендатор (фрахтователь). И в качестве общего подхода подп. "а" п. 12 проформы "Barecon 89" предусмотрено, что на срок аренды судно страхуется фрахтователем за свой счет от морских, военных рисков и рисков P and I с тем, чтобы защитить интересы как судовладельца, так и фрахтователя. Лишь в том случае, если стороны особо об этом договорились, распределение обязанностей по страхованию может быть иным (подп. "а" п. 13): в период аренды судно должно быть застраховано от морских и военных рисков судовладельцем за свой счет, и ни судовладелец, ни страховщики не имеют права на возмещение или суброгацию против фрахтователя. В то же время фрахтователь должен застраховать за свой счет риски P and I. Таким образом, если применяются общепринятые условия, на которых заключаются договоры бербоут-чартера, довольно трудно представить себе положение, при котором указанное выше правило ст. 218 получило бы применение.

По окончании срока действия бербоут-чартера фрахтователь обязан возвратить судно судовладельцу в том состоянии, в каком оно было получено им, с учетом нормального износа судна (п. 2 ст. 218 КТМ). Условия возврата судна подробно регламентированы в п. 14 проформы "Barecon 89": судно возвращается в безопасном порту с предварительным уведомлением за 30 дней и не менее чем за 14 дней с указанием ожидаемой даты и порта (портов) возврата судна. Если судно вышло в рейс, после окончания которого период чартера может быть превышен, фрахтователь может использовать судно для завершения этого рейса, если разумный расчет позволяет установить, что судно может быть возвращено примерно в сроки окончания чартера. Судно должно быть возвращено судовладельцу в том же хорошем виде, состоянии и с классом, в каком оно было при сдаче, исключая естественный износ, не влияющий на класс судна.

Фрахтователь судна по бербоут-чартеру вправе использовать его для любых целей, предусмотренных договором, и поэтому несет ответственность перед третьими лицами по любым требованиям, возникающим в связи с эксплуатацией судна. Как и при фрахтовании на условиях тайм-чартера, фрахтователь вправе заключать договоры перевозки, подписывать чартеры, выдавать коносаменты, морские накладные и иные перевозочные документы. Его ответственность в этих случаях наступает в соответствии с правилами главы VIII КТМ. Согласно п. 20 проформы чартера "Barecon 89" фрахтователи обязаны следить за тем, чтобы коносаменты, выдаваемые на грузы, содержали оговорку "Парамаунт", включающую любое законодательство относительно ответственности перевозчика за груз, обязательно применяемое в морских перевозках, а также содержать пересмотренную новую оговорку Джейсона и оговорку о взаимной ответственности при столкновении. Коносаменты, одобренные Союзом российских судовладельцев, содержат указанные оговорки.

В отличие от правила ст. 207 КТМ, согласно которому фрахтователь не несет ответственности за убытки, причиненные спасанием, гибелью или повреждением судна, если не доказано, что убытки причинены по вине фрахтователя, ст. 220 КТМ устанавливает обратное правило: ответственность несет фрахтователь, если не докажет, что убытки причинены не по его вине. Появление такого правила вполне оправданно, поскольку судно поступает в полное распоряжение фрахтователя, который укомплектовывает его экипажем и осуществляет эксплуатацию судна во всех отношениях. Исходя из этого спасательное вознаграждение полностью поступает в распоряжение фрахтователя, что прямо предусмотрено в п. 17 проформы "Barecon 89", согласно которому все вознаграждение за спасание и плата за буксировку идут в пользу фрахтователя. Однако и стоимость ремонта повреждений, причиненных в ходе спасательных операций, относится за счет фрахтователей.

Согласно п. 1 ст. 221 КТМ фрахтователь уплачивает судовладельцу фрахт за месяц вперед по ставке, согласованной сторонами, и освобождается от уплаты фрахта и расходов по судну за время, в течение которого судно было непригодно к эксплуатации вследствие немореходного состояния, если только непригодность судна не наступила по вине фрахтователя.

Таким образом, согласно КТМ фрахтователь освобождается от уплаты фрахта лишь в одном случае - непригодности судна к эксплуатации вследствие немореходности, наступившей не по вине фрахтователя. Договором могут быть предусмотрены случаи, когда подлежит оплате время, в течение которого судно было немореходным не по вине фрахтователя. Так, согласно п. 12 проформы "Barecon 89" время, затраченное на устранение скрытых дефектов, не обнаруженных в течение 18 месяцев, должно считаться как время аренды.

В соответствии с п. 2 ст. 221 судовладелец в случае просрочки уплаты фрахта свыше четырнадцати календарных дней имеет право без предупреждения изъять судно у фрахтователя и взыскать с фрахтователя причиненные такой просрочкой убытки. Пунктом 10 чартера "Barecon 89" предусмотрена возможность изъятия судна при неуплате арендной платы в течение семи текущих дней. Как и при фрахтовании судна в тайм-чартер, судовладелец может осуществить залоговое право на грузы и субфрахт, принадлежащий фрахтователям, и на фрахт по коносаментам в удовлетворение всех требований, вытекающих из бербоут-чартера.

В случае гибели судна фрахт подлежит уплате со дня, предусмотренного бербоут-чартером, по день гибели судна или, если этот день установить невозможно, по день получения последнего известия о судне.

По бербоут-чартеру с условием выкупа судна фрахтователем по истечении срока действия бербоут-чартера судно переходит в собственность фрахтователя, если фрахтователь исполнил свои обязательства по бербоут-чартеру и произвел последнюю уплату фрахта (ст. 223 КТМ). Положения указанной статьи основаны на ст. 624 ГК, согласно которой в договоре аренды может быть предусмотрено, что арендованное имущество переходит в собственность арендатора по истечении срока аренды или до его истечения при условии внесения арендатором всей обусловленной договором выкупной цены. Если условие о выкупе не предусмотрено договором аренды, оно может быть установлено дополнительным соглашением сторон, которые при этом вправе договориться о зачете ранее выплаченной арендной платы в выкупную цену. Таким образом, возможен выкуп судна фрахтователем по бербоут-чартеру, в котором первоначально отсутствовало условие о выкупе.

Часть IV проформы "Barecon 89" посвящена договору бербоут-чартера, содержащему условие о выкупе судна. Согласно этой части, если уплата фрахта задерживается менее чем на семь дней или по причине, не зависящей от фрахтователя, право изъятия судна не применяется. Однако любая задержка очередного взноса дает судовладельцу право на получение процентов по ставке, согласованной сторонами, а если она не согласована, то по текущей рыночной ставке. В соответствии со ст. 222 КТМ по бербоут-чартеру с условием выкупа судна судовладелец не вправе изъять судно у фрахтователя в случае просрочки уплаты фрахта свыше 14 календарных дней, если такая просрочка вызвана обстоятельствами, не зависящими от фрахтователя, но вправе взыскать с фрахтователя причиненные просрочкой убытки. Как видно из содержания ст. 222 КТМ, при ее формулировании имелись в виду соответствующие положения проформы "Barecon 89", которые претерпели некоторые изменения. Во-первых, срок увеличен до 14 дней. Во-вторых, согласно КТМ могут быть взысканы причиненные просрочкой убытки, а не только проценты. Судовладелец несет ответственность за любые недостатки выкупленного фрахтователем судна, в том числе за скрытые недостатки, если фрахтователь докажет, что такие недостатки возникли до передачи ему судна или по возникшим до его передачи причинам (ст. 224 КТМ). Хотя приведенное правило соответствует п. 1 ст. 476 ГК, на практике эти вопросы решаются в договоре бербоут-чартера. Так, согласно проформе "Barecon 89" продавец (судовладелец) обязан во время передачи вручить покупателю (фрахтователю) все классификационные сертификаты. Судно со всем имуществом остается на риске продавца до тех пор, пока оно не будет передано покупателю в соответствии с условиями договора, и судно со всем его имуществом должно быть сдано и принято в том состоянии, в котором находится в момент передачи, после чего продавец освобождается от любой ответственности за возможные ошибки или недостатки в его описании.

Что такое договоры бербоут-чартера и тайм-чартера и в чем разница

Бербоут-чартер (bareboat charter) – это договор фрахтования между судовладельцем и фрахтователем, по которому судно сдается в аренду без экипажа и снаряжения (судовых запасов). В этом случае фрахтователь становится временным владельцем судна и несет полную ответственность за его эксплуатацию. Это удобно, если у арендатора уже есть свой экипаж или же он набирает его со стороны, при этом являясь его непосредственным руководителем.

Тайм-чартер (time charter) — это договор фрахтования, согласно которому судно сдается в аренду на определенный срок вместе с экипажем. При этом экипаж исполняет указания фрахтователя касательно коммерческой эксплуатации судна, но подчиняется распоряжениям судовладельца, относящимся к управлению судном (судовождение, внутренний распорядок, состав экипажа). Контроль над технической эксплуатацией судна остается за судовладельцем.

Фрахтование судов по договорам бербоут-чартера и тайм-чартера практикуют торговые и транспортные компании для коммерческих пассажирских и грузовых перевозок.

Права и обязанности судовладельца и фрахтователя в период действия договоров бербоут-чартера и тайм-чартера

При заключении договора бербоут-чартера судовладелец обязан:

  • Предоставить судно в мореходном состоянии, пригодном для осуществления прописанной в договоре деятельности.
  • Выявить и устранить скрытые недостатки — в случае возникновения на судне аварийной ситуации, вызванной скрытыми неисправностями, судовладелец несет материальную ответственность перед фрахтователем.
  • Ликвидировать ущерб, причиненный природным ресурсам в случае аварии судна.

Фрахтователь как временный владелец судна в течение срока действия договора бербоут-чартера обязан:

  • Своевременно выплачивать фрахт (арендную плату)
  • Сохранять рабочие характеристики судна и регулярно выполнять его техническое обслуживание.
  • Не менять цели аренды или регион плавания.
  • Нести все связанные с эксплуатацией судна издержки, в том числе расходы на содержание экипажа.
  • Оплачивать региональные торговые сборы.
  • Оплачивать страховые расходы на период эксплуатации судна (при наличии страховки).
  • Возместить судовладельцу ущерб в случае аварийной ситуации, возникшей в результате действий фрахтователя.
  • По окончании срока действия бербоут-чартера возвратить судно судовладельцу в том состоянии, в каком оно было им получено (с учетом износа).

Что указывается в договорах бербоут-чартера и тайм-чартера

Договоры фрахтования судов регулируются Кодексом торгового мореплавания (в России - Кодексом торгового мореплавания РФ).

В бербоут-чартере указываются:

  • наименования сторон договора,
  • сведения о названии, классе и флаге судна,
  • его технические и эксплуатационные характеристики (грузоподъемность, грузовместимость, скорость и пр.),
  • количество расходуемого топлива,
  • цель заключения договора фрахтования,
  • район плавания,
  • размер фрахта (арендной платы),
  • срок действия аренды,
  • время и место передачи/возврата судна.

Дополнительно в бербоут-чартере могут быть прописаны условия выкупа судна.

В тайм-чартере должны быть указаны:

  • наименования сторон,
  • название судна,
  • его технические и эксплуатационные характеристики ,
  • район плавания,
  • цель фрахтования,
  • время и место передачи/возврата судна,
  • ставка фрахта,
  • срок действия тайм-чартера.

Также в договорах прописывают штрафные санкции за нарушение сторонами соглашения, включая действия судовладельца в случае неуплаты фрахта.

Сократить издержки на эксплуатацию судна поможет автоматизированная система мониторинга топлива и оборудования.
Запросить решение

Бербоут-чартер – это особый тип договора фрахтования, по которому владелец судна сдает его в аренду без экипажа и снаряжения. С английского bareboat так и переводится – «пустая» или «голая» лодка.

Обычно корабли без команды арендуют в целях торгового мореплавания, перевозок грузов, пассажиров. Для судовладельцев это один из наиболее популярных способов получения прибыли от судов, тем более что в отличие от других договорных форм, бербоут-чартер жестко регулируется КТМ – Кодексом торгового мореплавания.

Зачем нужен бербоут-чартер

Фрахтование «пустого» корабля – распространенная форма аренды торговыми и коммерческими организациями, которым удобнее держать собственный экипаж, чем брать команду на время вместе с судном. Даже если у фрахтователя нет своего экипажа, по условиям договора bareboat charter для нанятых третьих лиц непосредственным начальником будет именно наниматель, а не фактический владелец судна.

Договор bareboat charter временно передает все права по эксплуатации и снаряжению судна фрахтователю, одновременно возлагая на него большую ответственность. В период аренды фактический судовладелец не может влиять на навигационные, технические и административные решения фрахтователя, зато получает арендную плату без вложений в содержание и обслуживание корабля.

Таким образом, возможность сделать по-своему – главное, что отличает бербоут-чартер от другой популярной формы договора, тайм-чартера. В последнем случае судно сдают в аренду вместе с полной корабельной командой. Команда при тайм-чартере исполняет указания фрахтователя, в первую очередь она несет ответственность перед своим прямым начальством – судовладельцем. Хотя такая форма аренды эффективна для многих типов коммерческих заказов, она неудобна для крупных торговцев, которые не смогут переучить команду под себя или получить высшую форму авторитета на время аренды судна.

Что входит в договор бербоут-чартера

Нормы договора bareboat-charter близки в большинстве стран мира, различаются лишь формулировки. В России такой договор определяет статья 213 Кодекса торгового мореплавания РФ. Соглашение включает:

  • сведения о классе и флаге судна,
  • эксплуатационные характеристики,
  • причина заключения договора фрахтования – цель эксплуатации,
  • регион плавания,
  • сумма арендной платы – фрахты,
  • срок действия аренды.

Также в договор включают пени и штрафы в случае нарушения соглашения любой из сторон, включая действия арендодателя в случае неуплаты фрахта и невозвращения судна в оговоренные сроки.

Обязанности судовладельца

Судовладелец обременен минимальной ответственностью при заключении договора бербоут-чартера, так как после передачи судна временным «владельцем» становится фрахтователь. Тем не менее, реальный владелец все же несет прямую ответственность за соблюдение своей части соглашения, а именно:

  1. Предоставить судно в «мореходном» состоянии. Это означает, что корабль должен быть пригоден для выполнения задач, прописанных в договоре – перевозке пассажиров, грузов и т.д. В обязательном порядке проверяется и фиксируется состояние двигателя и мореходного оборудования, корпус инспектируется на целостность.
  2. Выявить скрытые недостатки и своевременно устранить их. Скрытыми считаются неисправности, которые нельзя выявить при поверхностном осмотре. Если судно отправляется в плавание по договору фрахтования, и в процессе эксплуатации происходит аварийная ситуация из-за скрытых неисправностей, судовладелец несет полную материальную ответственность перед фрахтователем, и помимо компенсации, выплачивает фиксированный штраф.
  3. Ликвидировать ущерб природным ресурсам. В случае аварии и загрязнения природного объекта при транспортировке вредных веществ ответственность по регуляции последствий экологической катастрофы или денежном возмещении ущерба возлагается на фактического владельца судна.

Если договор бербоут-чартера включает условие выкупа, после покупки бывший владелец все еще несет ответственность за изъяны корабля, обнаруженные после заключения сделки.

Обязанности арендатора

Хотя фрахтователь становится временным владельцем судна, он не имеет права принимать решения, которые могут навредить кораблю, а в случае аварийной ситуации он обязан восстановить судно до окончания сроков договора аренды.

Область ответственности фрахтователя может незначительно меняться в зависимости от типа торговой деятельности и соглашения обеих сторон. Обычный договор бербоут-чартера требует от арендатора:

  1. Своевременно выплачивать фрахту – обычно хотя бы за месяц вперед.
  2. Сохранять рабочие характеристики судна. Корабль должен оставаться в мореходном состоянии, для чего проводятся регулярные проверки, техническое обслуживание и т.д.
  3. Придерживаться условий договора по эксплуатации судна. Фрахтователь не может произвольно менять цели аренды или регион плавания. Любые такие изменения требуют пересмотра договора, причем арендодатель имеет право поднять фрахту или отказать в перезаключении договора без объяснения причин.
  4. Полностью покрывать расходы на оплату услуг и содержание экипажа, своевременно уплачивать региональные торговые сборы.
  5. Полностью оплачивать страховые расходы на период эксплуатации судна, если договор этого требует. Некоторые судовладельцы сдают корабли уже со страховкой за небольшую надбавку к фрахте, но такие условия доступны не для всех видов торговой деятельности.
  6. Обеспечить комплектацию команды судна. Это может быть как полностью новый экипаж, так и команда со стороны судовладельца. В обоих случаях на весь арендный срок команда, включая капитана, будет полностью подчинена арендатору.
  7. Возместить ущерб в случае аварийных ситуаций и нести другие формы ответственности перед третьими лицами. Исключение – экологические катастрофы, загрязнение природных объектов.

За естественный износ конструкции, соответствующий установленным нормам для судна, фрахтователь ответственности не несет. Таким образом, чинить приходится только срочные поломки – причем в ряде случаев расходы оказываются в зоне ответственности судовладельца. Это сокращает расходы на техобслуживание и делает бербоут-чартер выгодной формой договора для торговых и транспортных компаний.

судовладельцы оплачивают постоянные издержки (заработная плата, страхование и т. д.), а фрахтователи— переменные издержки (топливо, различные сборы, пошлины и т. д.). Так как коммерческая эксплуатация судна находится под контролем фрахтователя, он, как правило, несет связанные с этим расходы и обязан возместить судовладельцу убытки, возникшие у судовладельца в связи с выполнением указании фрахтователя. Технические характеристики судна влияют на финансовый результат фрахтования. Поэтому в преамбуле тайм-чартера содержится развернутая характеристика судна — его скорость, грузовместимость, потребление топлива. В правовом плане эта информация оценивается по-разному. Арбитры Нью-Йорка относят скорость и потребление топлива к числу условий, сохраняющих свою значимость на протяжении всего чартера. В понимании английских судов — это простое условие договора о состоянии судна в момент его передачи. Срок сдачи судна в тайм-чартер определяется соглашением сторон. Устанавливается в днях, месяцах, годах. Судно также может быть сдано на время выполнения определенных рейсов или определенных работ. Последний рейс судна не всегда можно спланировать так, чтобы судно пришло в место своей передачи точно в срок. Оно приходит либо раньше, либо позже. Если условие о задержке отсутствует в тайм-чартере, то может возникнуть спор. В такой ситуации английские суды допускают 5%-ную степень отклонения от указанного в договоре срока. Фрахтователь обязан вносить соответствующую плату за пользование судном в течение всего срока действия договора. Независимо от того, было или нет судно в эксплуатации. Одновременно в договоре предусматривается, что если судно нельзя эксплуатировать по вине судового экипажа, то вызванные этими обстоятельствами убытки несет судовладелец. Также могут быть предусмотрены положения, наделяющие фрахтователя правом удерживать очередную сумму взноса при внесении платы за наём судна. Плата за пользование судном устанавливается соглашением сторон. Обычно она рассчитывается на основе фиксированных ставок за тонну дедвейта судна или месячной ставки за все судно. Как правило, плату вносят авансом. Обычной практикой является наличие в договоре условия, позволяющего судовладельцу изъять судно из эксплуатации фрахтователя за просрочку платежа очередного взноса. Прежде это положение широко применялось для получения выгод от колебаний ставок фрахтового рынка. За допущенную фрахтователем просрочку платежа судовладельцы изымали судно из эксплуатации фрахтователя. Затем возвращали судно тем же фрахтователям на оставшийся срок тайм-чартера, но уже по более высокой фрахтовой ставке, существующей в тот момент на фрахтовом рынке. Со временем было найдено компромиссное решение в форме anti-technicality clause. Ее смысл: при просрочке фрахтователем очередного взноса, судовладелец дает ему уведомление с указанием срока внесения про- сроченного платежа прежде чем реализовать свое право на изъятие судна из эксплуатации фрахтователя. Объем прав фрахтователя по эксплуатации судна зависит в каждом отдельном случае от условий тайм-чартера. На объем его прав может оказать воздействие характер груза и географический район работы судна. Тайм-чартеры часто наделяют фрахтователя правом выдавать коносаменты, подписанные капитаном судна. Сюда относятся и случаи, когда условия таких коносаментов существенно отличаются от условий заключенного тайм-чартера. Достаточно очевидно, что право фрахтователя осуществлять коммерческую эксплуатацию судна в сочетании с его правом выдавать коносаменты могут привести к резкому увеличению ответственности судовладельца. Для решения этой проблемы в тайм-чартер включается условие, обязывающее фрахтователя освободить судовладельца от любой дополнительной ответственности, возложенной на него в результате реализации фрах- тователем своих прав. Даже если в тайм-чартере и нет такого условия, суды некоторых стран толкуют его таким образом.


Не всегда судовладелец, предоставляющий судно в пользование по договору чартера, заинтересован в его полном выводе из распоряжения фрахтователя. Такой вывод полностью прекращает действие договора чартера, приводя к его досрочному расторжению. Если судовладелец имеет сведения об общей платежеспособности фрахтователя, задержавшего оплату фрахта, или о возможности получить оплату от поручителя или третьих лиц, действенным механизмом понуждения фрахтователя к оплате может служить временное прекращение работы судна в чартере.

В период прекращения расходы на содержания судна могут быть уменьшены, а фрахтователь испытывает реальное давление в связи с необходимостью изыскать средства и оплатить фрахт для продолжения коммерческой эксплуатации судна.

Право приостановить работу судна должно быть предусмотрено договором, с указанием случаев, когда такая приостановка будет считаться законной и обоснованной. Судовладельцу рекомендуется изучить условия чартера, а также оценить риски, которые могут быть сопряжены с остановкой работы. В случае признания остановки неправомерной, убытки и расходы, связанные с отказом в исполнении коммерческих инструкций фрахтователя, могут быть отнесены на счет судовладельца. К таким убыткам относятся, например, дополнительные портовые сборы в связи с отменой доступного причала для разгрузки.

Стороны имеют право согласовать приостановку работы судна без уведомления, что является значительно более выгодным для судовладельца.

В случае, если оплата фрахта не производится фрахтователем преднамеренно и осознанно, а не по ошибке, третейские суда встают на сторону судовладельца, освобождая его от необходимости подавать какие-либо уведомления, даже если они предусмотрены договором (London Arbitration 17/14). Между тем, такие дела всегда сопряжены с необходимостью доказать злонамеренность действий фрахтователя, а также его осознанное уклонение от уплаты, в том числе при наличии у него денежных средств. Таким образом, рекомендуется подавать уведомление, если оно предусмотрено договором, во избежание последующих споров.

Принимая решение о приостановке работы судна, судовладелец так же должен оценить риски предъявления к нему требований третьими лицами – грузовладельцами. Остановка работы подразумевает так же прекращение любых грузовых операций на судне. Грузовладельцы могут расценивать это, как неправомерное удержание их имущества, в результате чего судно может быть арестовано по морским требованиям собственников груза на борту.

Необходимо отметить, что остановка выгрузки груза, признанная удержанием груза, так же должна быть подкреплена договорным правом на такое удержание. Договор чартера может содержать условие о наличии у судовладельца залога в отношении любого груза на борту. Однако в случае, если данное условие не привнесено в коносамент, выданный в отношении удерживаемого груза, грузовладелец им не связан и имеет право оспаривать удержание, как не соответствующее договору перевозки, подтвержденному коносаментом.

Наконец, право на удержание груза, в том числе в связи с прекращением работы судна на время, должно поддерживаться по праву юрисдикции, в которой находится судно. Например, в Китае запрещается удержание или залог имущества иного, чем находящегося в собственности должника. Таким образом, если груз на борту не принадлежит фрахтователю, грузовладельцы имеют право потребовать его выгрузки вне зависимости от права судовладельца приостановить работу судна.

Таким образом, судовладельцу рекомендуется осуществлять всестороннее планирование приостановки работы судна в чартере, внимательно изучив не только положения договора, но и уточнить нормы права, которое применяется в юрисдикции нахождения судна в момент прекращения работы.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: