Юридическая ответственность и правовое государство

Обновлено: 25.04.2024

С самых далеких времен прошлого, когда образовалось право, появился и неразлучный спутник правомерного поведения – правонарушение.
Правонарушения, или деликты, - постоянно находятся в центре общественного внимания, притягивают интересы окружающих своею жестокостью, цинизмом, низменными побуждениями.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ 4
1.1. Понятие и виды юридической ответственности. 4
Многообразие подходов к пониманию юридической ответственности. 4
1.2. Признаки юридической ответственности. 11
1.3. Принципы осуществления юридической ответственности. 13
ГЛАВА 2. ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ-ВИД СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ 18
2.1. Функции юридической ответственности. 19
2.2. Условия, исключающие юридическую ответственность. 20
2.3. Основания юридической ответственности. 22
2.4. Основание освобождения от юридической ответственности 23
2.5. Презумпция невиновности 25
2.6. Осуждение правонарушения и его субъекта. 25
ГЛАВА 3. РОЛЬ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В УКРЕПЛЕНИИ ЗАКОННОСТИ 28
3.1. Государственное принуждение. 31
3.2. Юридическая ответственность как обязанность. 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….40

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

Если в этом и подобных случаях руководствоваться теорией, допускающей невиновную ответственность, то приходится рассуждать следующим образом: причинитель вреда не виновен, но он все-таки причинитель, и потому обязан возместить вред (убытки) потерпевшему (кредитору), который тем более невиновен. Между тем, как справедливо отмечает Малеин, сравнивать можно степень виновности, но не степень невиновности. В данном случае мы сталкиваемся с коллизией интересов двух равноправных невиновных участников правоотношения. И именно в силу того, что оба участника правоотношения равноправны и невиновны в одинаковой степени, было бы социально несправедливо жертвовать интересами одного в пользу другого . Причинение вреда общественным и личным интересам в результате воздействия стихийных сил природы, невменяемых, недееспособных граждан, так же как и случайное невиновное причинение, пишет Н.С.Малеин, характеризуется опасностью, которая, однако, лишена социального качества. Здесь нет деяния как такового, т.к. отсутствует сознание, обусловливающее вредные последствия, отсутствует психическое отношение (вина) к ним. Вследствие этого право бессильно влиять на такое состояние, где нет сознания и воли, не может квалифицировать его в качестве правонарушения и возлагать ответственность.

Тем не менее, образовавшиеся убытки - объективная реальность, нуждающаяся в определенном решении. Правовое решение вне рамок ответственности, считает Н.С.Малеин, вполне возможно. Существуют нормы, по-разному определяющие судьбу случайно (невиновно) возникших убытков: они могут покрываться за счет общества, государства, отдельных организаций или граждан. Любое из этих решений является не ответственностью, а возмещением случайно возникших убытков.

Н.С.Малеин называет четыре основания обязанности компенсации вреда: ответственность, риск, договор (страхования, например) и единство хозяйственной системы (при правопреемстве юридических лиц). Гражданское законодательство не сможет обойтись без установления ответственности без вины до тех пор, пока общество не возьмет на себя обязанность полного возмещения случайных убытков. Безвиновная ответственность - зло, способное не столько дисциплинировать и укреплять правопорядок, сколько разлагать дисциплину и стимулировать беззаконие, т.к. если ответственность не зависит от вины, то какой смысл в стремлении соблюдать закон. Образно говоря, единственный вывод, который может сделать для себя привлеченный к ответственности без вины - это не заниматься предпринимательской деятельностью, не ездить в машине, не строить самолеты и вообще закрыть все двери дома и не выходить на улицу. Безвиновная ответственность прямо противоречит целям, функциям, принципам ответственности и потому должна быть со временем изжита из законодательства.
ГЛАВА 3. РОЛЬ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В УКРЕПЛЕНИИ ЗАКОННОСТИ

В общественном сознании юридическая ответственность рассматривается в качестве меры наказания за совершенное правонарушение. Причем определенные юридические факты в составе данного преступления учитываются не, всегда в полном объеме. Однако, юридическая ответственность (далее юр. отв.) наиболее действенный метод борьбы с правонарушениями и обеспечение правомерного поведения граждан. Уже один этот факт делает рассмотрение вопроса юридической ответственности актуальным и важным как с теоретической, так и с практической точки зрения.

С теоретической точки зрения предмета «Общая теория права» юридическая ответственность наступает лишь после полного рассмотрения всех юридических фактов, их полного анализа. Законность же определяется как неукоснительное соблюдение и выполнение законодательных актов, принятых на их основе подзаконных нормативно - правовых актов, всеми органами государства. (4. стр.,432)

В правоведческой литературе юридическая ответственность определяется, как особая правовая обязанность правонарушителя претерпеть предусмотренные законодательством неблагоприятные меры воздействия за совершенное им противоправное, виновное деяние. (4. стр.,643). Наиболее распространенным в юриспруденции является мнение, что юр. отв.- это правовая реакция государства на правонарушение, предполагающая компетентное воздействие государственного органа на правонарушителя. Но недостаточно только факта правонарушения и виновного лица. Для точной деятельности законодательства требуется выделять основные черты юридической ответственности:

1.- личная обязанность правонарушителя отвечать за содеянное. Предусмотрено законодательством любого государства, независимо от степени наказания за правонарушение.

2. - также обязательным является наличие факта правонарушения, содержащего все элементы состава правонарушения и наличие норм права, предусматривающих наказание за правонарушение. Но следует помнить, что юридическая ответственность не сводится лишь к наказанию. Наказание - это форма реализации ответственности

3. - наличие доказательств вины правонарушителя, без этого аргумента невозможно наступление юр. отв.

Также установление юр. отв. должно осуществляться на научно - обоснованных и практически выверенных принципах, вытекающих из концепции правового государства. Исходным и самым важным является принцип законности. Его суть в том, что юридическая ответственность возникает лишь на основе правовой нормы и в случае совершения противоправно - виновного деяния. Данные нормы должны осуществляться всеми субъектами права, всеми органами государства. Также закону, устанавливающему юр. отв., не может придаваться обратная сила, поскольку здесь люди соизмеряют свои поступки с действующим правом и могут быть наказаны лишь за это противоправное деяние, которое было признано таковым на момент совершения. По той же причине правонарушитель должен быть проинформирован о мере наказания за данное правонарушение. Причем, данная мера наказания не может выходить за рамки санкции соответствующей правовой нормы. Также по принципу законности, исследование состава правонарушения, его реализация осуществима строго в процессуальной форме, предусматривающей правовые гарантии объективного рассмотрения дела, его решение с интересом прав лица, привлеченного к ответственности.

В современное время можно говорить о том, что принцип законности распространяется на все субъекты права от Президента до обычного гражданина и юридическую ответственность несут все субъекты права. Это подкрепляется многими положениями Конституции Республики Беларусь. Нарушение данных санкций и положений не мене опасно для общества, как и правонарушения.

Все вышеперечисленные аргументы, дают основания полагать, что юридическая ответственност ь в укреплении законности играет одну из существенных ролей. Юридическая ответственность очень тесно контактирует с понятием законности. Так как в современном законодательстве любой вид ответственности основан, прежде всего, на нормативно - правовых актах, определяющих суть правонарушения с точки зрения законодательства, а после этого назначается мера наказания за противоправно - виновное деяние.

Юридическая ответственность вбирает в себя суть законности, опирается на ее положения. Ведь основа законности - это соблюдение всех правовых актов всеми субъектами государства. Принципы законности научно-обоснованы, устойчивы, происходят из концепции правового государства.

Именно поэтому, юридическая ответственность возникает лишь на основе законодательных норм, правовых актов. Юридическая ответственность регулирует правосознание граждан; предупреждает о наказании за совершение противоправного деяния, регулирует жизнь общества. Юридическая ответственность функционирует в системе государства только потому, что опирается не только на правосознание людей, но и на жесткие принципы закона, которые должны развиваться в любом правовом государстве.

3.1. Государственное принуждение.

Для выяснения соотношения и взаимосвязи юридической ответственности и

государственного принуждения нужно чётко подчеркнуть их общие признаки.

Юридическая ответственность чаще всего определяется через различные формы

государственного принуждения. Это объясняется тем, что правовая

ответственность, как правило, рассматривается лишь в негативном аспекте. В

результате вся проблема ответственности сводится в основном к борьбе с

В государстве, где законы имеют конструктивную силу, способствуют развитию

свободы, предприимчивости, инициативы, граждане заинтересованы в созданном и

добровольном их соблюдении, проявляют действительно ответственное отношение к

правовым предписаниям. И чем полнее отражены в законах интересы граждан, и

чем надежнее они защищены, тем меньше совершается правонарушений, а стало

быть, снимается сама необходимость привлечения к ответственности.

Юридическая ответственность — это не всегда реакция госу­дарства на

противоправное деяние. Свидетельством, что ответственность и государственное

принуждение — несовпадающие понятия, служит тот факт, что момент привлечения

г ности правонарушителя и применение к нему мер государственного принуждения

расходятся во времени. Установление вины и привлечение к ответственности

предшествуют государственному принуждению.

Принуждение к соблюдению норм права есть следствие при­нудительного

привлечения к ответственности, метод воздействия на правонарушителя,

свойственный ретроспективному аспекту рассматриваемой проблемы. Личность и

степень ее вины устанавливаются ранее, затем определяется вид

ответственности, к которому привлекается правонарушитель, и только после

этого следуют меры государственного принуждения.

При рассмотрении соотношения правовой ответственности и государственного

принуждения можно сделать выводы:

во-первых, они могут совпадать на определ енных этапах реализации, но

ставить между ними знак равенства нельзя;

во-вторых, в правовой ответственности демократического общества

государственное принуждение не является главным элементом. Таковым выступает

осознанная убежденность большинства граждан в необходимости соблюдения

законов, глубокая личная ответственность за состояние законности и правопорядка

в стране, за перспективу общественного развития, создание правового

в-третьих, правовая ответственность в ее позитивном и ретроспективном

проявлениях находится под зашитой государства. И если позитивная расширяется и

укрепляется, то вторая — в дальнейшем будет сужаться.

Ответственность за правомерное поведение каждого субъекта права есть не

только нравственно- политическая, но и правовая категория, которую необходимо

развивать, совершенствовать и укреплять. Преувеличение роли принуждения в

30—40-е годы нашло отражение и в правоведении. Свидетельством этого является

господствующий в юридической науке долгое время взгляд на принуждение при

определении права как на совокупность норм, реализация которых обеспечивается

принудительной силой государства.

Необходимо иметь в виду, что в условиях демократизации го­сударственно-

правовой и общественной жизни страны, совершенствования законодательства,

механизма его действия значение позитивной ответственности возрастает, в то

время как сфера использования принуждения сужается.

3.2. Юридическая ответственность как обязанность.

Многие исследователи полагают, что неким сущностным элементом, первоосновой ответственности является именно юридическая обязанность. Думается, в основе этой позиции лежит следующее рассуждение. Государство, как гарант существующего правопорядка, наделяется правом подвергнуть наказанию любое лицо, нарушившее закон. По отношению же к лицу, действующему правомерно, этого права у государства нет, и любые действия наказательного толка в отношении этого лица являются незаконными (См., например, ст. 58.1 УПК РСФСР, устанавливающую правовые последствия незаконных процессуальных действий, которыми были нарушены права личности.). А так как субъективное право не может существовать без корреспондирующей ему юридической обязанности, то именно эта вновь возникшая в связи с совершением правонарушения обязанность, как нечто новое в правовом статусе лица, и именуется ответственностью.

Взгляд на ответственность как обязанность получил развитие в трудах С.Н.Братуся. Юридической ответственностью он называет состояние государственного принуждения к исполнению нарушенной обязанности или же исполнение новой обязанности под воздействием того же принуждения.

Как известно, ответственность может наступать лишь вследствие нарушения юридической обязанности, в случае чего, как пишет Братусь, полностью раскрывается содержание нормы, которое выражается не только в требовании о надлежащем поведении обязанного лица, но и (при невозможности осуществить это требование или при отпадении в нем интереса) в требовании о возмещении убытков, поскольку речь идет об имущественных отношениях. В этом случае наступает трансформация правоотношения. Хотя новая обязанность и именуется ответственностью, но по своей юридической природе это обязанность, содержанием которой является необходимое должное поведение.

Согласно взглядам С.Н.Братуся, в результате правонарушения не возникает нового правоотношения. Ответственность, считает он, не правоотношение, а атрибут, свойство обязанности на той стадии ее реализации, когда она не исполняется добровольно даже при желании обязанного лица (что характерно для уголовных и административных правонарушений), и поэтому применяется государственное принуждение. Конструкцию охранительного правоотношения С.Н.Братусь считает искусственной, не вызванной необходимостью, аргументируя это тем, что нового правоотношения при наступлении ответственности не возникает, а реализуется правоотношение, содержанием которого является либо ранее существовавшая обязанность, либо обязанность, вновь возникшая в связи с правонарушением.

С данной позицией согласен Д.А.Липинский. Именно обязанность, считает он, является сущностью ответственности. Обязанность непременно присутствует в государственно-принудительной форме ответственности, т.к. может и не быть наказания, может отсутствовать осуждение, судимость (наказанность), но обязанность понести неблагоприятные последствия будет иметь место независимо от того, выявлен правонарушитель или нет. Кроме того, понятие ответственности должно включать как обязанность правонарушителя подвергнуться неблагоприятным последствиям, так и само претерпевание этих последствий. Иначе, пишет он, пришлось бы признать, что правовая ответственность существует и тогда, когда нарушитель не установлен.

Правовое государство — это такое объединение, в котором верховенствуют конституция, законы, право, справедливость, законность и правопорядок По мнению Л.С Мамута, идея правового государства, ее возникновение, как и реальные проявления правовой государственности, обусловлены развитием его общественной составляющей в результате вызревания гражданского общества как способа организации человеческого общежития1 Идея утверждения права, господства закона в общественной жизни имеет древнее происхождение.

О необходимости подчинения законам в разной интерпретации говорили еще Платон и Аристотель (закон — ориентир, устанавливаемый для граждан и их правителей), софисты и Эпикур (полнтическое управление должно осуществляться на основе закона, который одобрен народом). В характеристике конечных целей построения правового государства первостепенно утверждение правовых начал и правовых форм во взаимоотношениях публичной власти с субъектами права, правового равенства всех индивидов, прав и свобод человека и гражданина. Сущность правового государства — в подчиненности государственной власти праву8 9 Все это реальные, прозрачные ориентиры. Приближающие нас к пониманию и реальному осознанию проблематики юридической ответственности в правовом государстве. В частности, это такие существенные характеристики, как признаки правового государства (нормативные, к которым можно отнести верховенство закона и особое место конституции как основного закона), законность как принцип создания и реализации норм права Институционные признаки характеризуют публичную природу правового государства, его особенности и полномочия по урегулированию коллизий общих и частных интересов, а также охватыва- ют аспекты системы разделения власти на три соответствующие ветви, их взаимодействие, что обусловливает специфику ответственности в каждой из ветвей власти, законодательной, исполнительной и судебной. В этом многосложном процессе участвует и прокурорская власть, обладающая существенными особенностями В характеристике признаков правового государства называется также группа личностио-обшественных признаков, однако такая характеристика применима к феномену демокрчтического государства.

Потенциал народа, граждан, объединенных в государственные структуры и общественные ассоциации, союзы, блоки, палаты, советы, уставы, т.е. во все формализованные структуры и на разных уровнях, способен проявить неисчерлвемые созидательные качества народа как субъекта ответственности. Пе бесконечные демагогические словопрения о правах человека, а реальное и решающее участие всех слоев народа в акциях и процессвл жизнеустройства, политического, экономического и социокультурного строительства — вот действенное осуществление идеала, принципа и признака правового государства, одним из существенных проявлений которого яаляется ответственность народа, населения, гражданина. Активизация роли гражданина, личности в государстве неразрывно связаны с проблемой ответственности, ее всенародной реализацией в жизни Проявлением ответственного отношения людей, человека, гражданина к своему личному бытию и общественному жизнеустройству является забота о безопасности, правовой упорядоченности, правопорядка Всемерное развнтие и поощрение разных общественных форм, институтов, структур и тл. призваны быть инструментом ответственности каждого человека и гражданина


Жить в современном обществе — значит жить в государстве. Быть гражданином — значит соблюдать правила и законы этого государства. В этом материале расскажем, какие признаки характеризуют государство как правовое.

Теория правового государства

Правовое государство — это такая форма организации политической власти, в которой государство ограничено в своих действиях законом, подчинено воле народа и призвано обеспечить права и свободы граждан. Деятельность такого государства подчинена нормам права.

Правовое государство основывается на принципах:

закон — прежде всего, и все граждане обязаны ему следовать;

права граждан защищены государством;

держава и субъект права взаимно ответственны друг перед другом.

Другими словами, правовое государство — это государство, которое соблюдает нормы права: законы и решения судов.

Главная задача власти — защита прав и свобод своих граждан. То есть, если смотреть глобально, то цель правового государства — обеспечить верховенство закона.

Этапы формирования правового государства:

Государство, в которым сложились предпосылки для обеспечения верховенства права. Эти предпосылки не только экономического, но и социального, культурного характера, например, готовность граждан отстаивать свои права.

Государство, которое принимает меры, чтобы обеспечить верховенство права. При этом не важно, что стало мотивом — добрая воля власть предержащих или широкое гражданское неповиновение, острые социальные конфликты.

Государство, в котором достигнуто и поддерживается верховенство права.

Мы разобрались с определением и узнали принципы правового государства. Рассмотрим отличительные признаки правового государства, которые изучают на обществознании.

Основные характеристики правового государства

Выделяют несколько основных принципов правового государства:

верховенство закона на всей территории страны;

соблюдение принципа разделения властей;

взаимная ответственность личности и государства;

гарантии прав и свобод личности.

Разберем каждый из этих принципов более подробно.

Верховенство закона на всей территории страны

Требования закона распространяются на всех субъектов правоотношений в равной степени. То есть все органы государства и должностные лица, все граждане и социальные институты подчиняются государственным законам.

Наивысший закон — конституция, в ней закреплены основные права, свободы и обязанности граждан страны. Все остальные законы и правовые акты должны ей соответствовать.

Принципы верховенства закона:

Перед законом несут равную ответственность органы государственной власти, должностные лица и граждане.

Законы должны быть стабильными, ясными, вовремя оглашенными, применяться в равной мере ко всем членам общества, защищать основные права и свободы, безопасность и имущество граждан.

Процесс принятия и исполнения законов должен быть справедливым, доступным и эффективным.

Правосудие должно осуществляться своевременно и достаточным количеством независимых, компетентных и беспристрастных представителей, имеющих необходимые ресурсы и отражающих состав общества, которому они служат.

Соблюдение принципа разделения властей

Государственная власть разделяется на независимые друг от друга политические институты, у которых есть свои права и обязанности в определенной отрасли власти, а также своя система сдержек и противовесов. Таких ветвей власти — три:

Ветви власти не зависят друг от друга в рамках компетенции. Ни одна из них не должна сочетать в себе все полномочия по управлению государством.

Принцип разделения властей позволяет контролировать законность деятельности парламента, правительства и судебных инстанций. С помощью системы сдержек и противовесов законодательная и исполнительная ветви власти ограничивают друг друга и не позволяют выходить за рамки законных полномочий. Судебные органы контролируют соответствие принимаемых нормативно-правовых актов положениям конституции страны.

Разделение нужно, чтобы власть не концентрировалась в одних руках. Если разделения властей нет, это может привести к злоупотреблению политической силой — диктатуре, деспотизму, насилию, подавлению прав и свобод человека.

Соблюдение принципа разделения властей — основа правового государства, а также неотъемлемая часть демократического режима политической власти в любом правовом государстве.

Взаимная ответственность личности и государства

Граждане и властные структуры должны строго исполнять обязанности, которые возложены на них законом. Суть этого признака в том, что у каждой стороны правовых отношений есть как права, так и обязанности. Государство не только контролирует, насколько граждане законопослушны, но и само несет ответственность перед обществом за свою деятельность.

От каждого гражданина требуется соблюдение правовых предписаний и исполнение его обязанностей перед государством и обществом. Государство вправе требовать от него действия, которые установлены законом, и принуждать к ним — в рамках установленных норм.

При нарушении законодательства в действие приводятся механизмы, которые отвечают за соблюдение правопорядка, и наступает ряд последствий, который предусмотрен нормами права. Правовое государство должно, со своей стороны, исполнять обязанности по защите гражданских прав и свобод, неприкосновенности личности и имущества, обеспечивать общественную безопасность.

Принцип взаимной ответственности государства и личности проявляется

в установлении государством законодательных ограничений своей активности по отношению к личности;

в принятии государством конкретных обязательств, которые направлены на обеспечение интересов граждан;

в наличии реальной ответственности должностных лиц за неисполнение их обязанностей перед обществом и личностью.

Свобода личности при этом не может быть безграничной, так как она ограничена и регламентирована правом, интересами и правами других лиц.

Гарантии прав и свобод личности

Этот принцип означает, что интересы каждого конкретного гражданина занимают ведущее место в системе приоритетов общества.

В первую очередь речь идет о праве на свободу и независимость личности. Она означает признание гражданина свободным в выборе вида деятельности, территории для проживания, обустройства своей жизни. Свобода ограничивается самими гражданами, чтобы не ущемлять интересы других людей.

Принцип равенства всех жителей страны перед судом и законом позволяет гарантировать защиту интересов каждой личности, группы или организации, не причиняя при этом вреда или неудобства остальным членам общества. В правовом государстве должны быть созданы все условия, которые не ограничивают права человека: право на получение образования, право на получение квалифицированной медицинской помощи, обеспечение социальных слоев населения с низким уровнем жизни.

Организация власти в правовом государстве

У организации власти в правовом государстве есть свои особенности, основные из которых:

идеологический и политический плюрализм;

принцип выборности органов власти и должностных лиц;

стабильность законности и обеспечение общественного правопорядка;

недопущение монополизма в политике и экономике.

Раскроем суть каждого из этих принципов.

Идеологический и политический плюрализм

Плюрализм — это принцип устройства общества, при котором множество различных взглядов, позиций, идей и интересов сосуществуют друг с другом. Этот принцип подразумевает обязательное наличие в органах власти противоположных точек зрения. В правовом государстве не может быть одной господствующей идеологии или политической партии. Даже внушительная победа на выборах какого-то конкретного движения не должна означать запрета на законную деятельность других партий.

Плюрализм мнений, независимость средств массовой информации, наличие оппозиционных сил — все это признаки правового общества. Допускается возможность свободно критиковать деятельность руководства исполнительной и законодательной власти, не прибегая при этом к насильственным методам свержения действующего политического строя.

Принцип выборности органов власти и должностных лиц

Все основные органы власти в правовом государстве избираются на демократичных выборах. Глава страны, депутаты, руководители региональных администраций и органов местного самоуправления занимают свои должности в течение определенного срока в рамках избирательного законодательства, таким образом власть не сосредотачивается в одних руках. Сменяемость и выборность лиц, наделенных властными полномочиями, обеспечивает соблюдение гражданских прав и свобод населения.

Стабильность законности и обеспечение общественного правопорядка

Правовое государство гарантирует своим гражданам правопорядок и безопасность. Все преступные посягательства на жизнь, здоровье, свободу и имущество людей должны пресекаться. А в своей работе правоохранительные органы обязаны руководствоваться исключительно принципами законности и равноправия всех граждан, вне зависимости от их социального положения или других различий.

Основные способы обеспечения законности и правопорядка:

контроль над законностью решений судов;

надзор специализированными органами власти за соблюдением прав и свобод граждан, которые прописаны в конституции;

создание соответствующего интересам граждан законодательства, которое регулирует общественные отношения на справедливом уровне;

надзор за законностью деятельности исполнительных органов власти;

предотвращение правонарушений органами защиты правопорядка, привлечение виновных к ответу и осуществление наказания, возрождение справедливости.

Недопущение монополизма в политике и экономике

Всякий монополизм вреден для правового государства, так как ограничивает свободу и независимость людей, например, право на отстаивание своего мнения в обществе или возможность заниматься предпринимательской деятельностью. Монополия способна замедлять экономическое развитие государства, способствует увеличению классового разрыва между бедными и богатыми. Она захватывает себе власть, и монополисты господствуют на территории страны, как короли.

Рейтинг правовых государств за 2021 год

Рассмотрим ТОП-20 правовых государств и их показатели по разным критериям, согласно данным портала World Justice Project.


У каждого поступка есть последствия, причем некоторые из них регулирует закон. Сегодня мы разберем как раз такие случаи. В этой статье вас ждут понятие юридической ответственности в РФ, ее виды, основные признаки и примеры из реальной жизни.

11 класс, ЕГЭ/ОГЭ

Что такое юридическая ответственность

Юридическая ответственность — это меры государственного принуждения, которые применяют к нарушителю за противоправные поступки.

У механизма юридической ответственности две задачи. Во-первых, правонарушитель должен осознать свой поступок и понять, что в будущем нельзя его повторять. Во-вторых, нужно компенсировать ущерб пострадавшим от правонарушения. Какие поступки можно назвать таким термином, мы уже писали в статье о видах правонарушений.

Разберемся, какие черты одинаково характерны для видов юридической ответственности. Все они:

наступают только тогда, когда правонарушение уже произошло — мысли и чувства нельзя считать нарушениями;

отражают осуждение нарушителя государством за его поступок;

несут неблагоприятные последствия — материальные, моральные, физические и т. д.;

наступают за то, что человек нарушил правила, а не соблюдал их;

заранее установлены в рамках права и принудительны;

могут быть применены к нарушителю только компетентными органами и по процедуре закона.

Функции юридической ответственности

Время разобраться, зачем обществу нужна система юридической ответственности. Всего можно выделить 5 основных функций, рассмотрим их.

Карательная функция. Государство реагирует на нарушение правовой нормы и наказывает за него.

Превентивная функция. Наказание демонстрирует виновному, что будет, если совершать новые правонарушения.

Воспитательная функция. Закон наказывает виновных и этим укрепляет правопорядок, повышает ответственность и дисциплину среди граждан.

Правовосстановительная функция. Наказание помогает восстановить общественные отношения и возместить ущерб, который нанес нарушитель.

Организующая функция. То, что наказание за правонарушения существует и его нельзя избежать, хорошо организовывает общество.

Принципы юридической ответственности

Все виды юридической ответственности подчиняются общим принципам, которые предусмотрены законом.

Накладывать юридическую ответственность вправе лишь компетентные органы на основаниях, которые регулируются законом.

За правонарушение отвечает тот, кто его совершил. Наказание зависит от того, насколько тяжко правонарушение. Закон, в котором указана ответственность, не имеет обратной силы. Если ущерб можно обратить, юридическая ответственность предусматривает это.

Нарушителя правовой нормы нельзя освободить от наказания без законных оснований.

Нарушителя нельзя освободить от ответственности по правовым мотивам, если это не предусматривает закон.

Орган может учитывать личность нарушителя, смягчающие или отягчающие обстоятельства, чтобы выбрать наказание.

Ответственность за вину

Нарушитель попадает под юридическую ответственность, если его вина доказана.

Удвоенное наказание недопустимо

За одно правонарушение нарушителя можно наказать только один раз.

Какие бывают виды юридической ответственности

Всего существует 5 типов юридической ответственности. Для каждого из них характерны свои правонарушения, форма наказания и черты. Разберем их в таблице.

С самых далеких времен прошлого, когда образовалось право, появился и неразлучный спутник правомерного поведения – правонарушение.
Правонарушения, или деликты, - постоянно находятся в центре общественного внимания, притягивают интересы окружающих своею жестокостью, цинизмом, низменными побуждениями.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ 4
1.1. Понятие и виды юридической ответственности. 4
Многообразие подходов к пониманию юридической ответственности. 4
1.2. Признаки юридической ответственности. 11
1.3. Принципы осуществления юридической ответственности. 13
ГЛАВА 2. ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ-ВИД СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ 18
2.1. Функции юридической ответственности. 19
2.2. Условия, исключающие юридическую ответственность. 20
2.3. Основания юридической ответственности. 22
2.4. Основание освобождения от юридической ответственности 23
2.5. Презумпция невиновности 25
2.6. Осуждение правонарушения и его субъекта. 25
ГЛАВА 3. РОЛЬ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В УКРЕПЛЕНИИ ЗАКОННОСТИ 28
3.1. Государственное принуждение. 31
3.2. Юридическая ответственность как обязанность. 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….40

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ТАГАНРОГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИМЕНИ

Кафедра государственно-правовых дисциплин

Курсовая работа на тему

“Юридическая ответственность в условиях

формирования правового государства”

студентка 1 курса 13 группы

Дата сдачи «___» ______________ 20___г.

Дата защиты «___» ______________ 20___г.

Научный руководитель __________________ / _________________ /

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….40

ВВЕДЕНИЕ.

С самых далеких времен прошлого, когда образовалось право, появился и неразлучный спутник правомерного поведения – правонарушение.
Правонарушения, или деликты, - постоянно находятся в центре общественного внимания, притягивают интересы окружающих своею жестокостью, цинизмом, низменными побуждениями. Вслед за правонарушением наступает юридическая ответственность, т. е. применение к лицу, совершившему правонарушение, предусмотренных законом мер принуждения.
Вопросы относительно природы, особенностей и принципов юридической ответственности исследовались не одно столетие и продолжают вызывать интерес в настоящее время.
В юридической литературе юридическая ответственность понимается, признается как неотъемлемый спутник противоправного поведения, то есть правонарушения. Юридическая ответственность «карающий меч» права.
Противоправное поведение в социальном смысле подрывает правовой режим в той или иной сфере жизни общества, способно причинить вред правам и интересам граждан, их коллективам, дезорганизует развитие общественных отношений. То есть представляют собой нарушение запретов, содержащихся в законах, в подзаконных актах, либо невыполнение юридической обязанности, предопределяемой нормативно-правовым актом или актом применения права. Поэтому правонарушение порицается правом, а, следовательно, к нему в обязательном порядке применима правовая категория юридической ответственности, как стабилизатора общественных отношений.
Знания о понятии, признаках, видах юридической ответственности имеют исключительно важное значение для формирования правосознания юриста и его последующей практической деятельности.
Таким образом, на сегодняшний момент, данная тема является весьма актуальной для изучения.
Объектом данной работы служит – юридическая ответственность по российскому законодательству.
Предметом же является – понятие, основные признаки, принципы и виды юридической ответственности.
Цель работы заключается в том, чтобы показать развернутую картину представлений о такой правовой категории как юридическая ответственность, ее признаках, принципах и видах.
Реализация данной цели подразумевает выполнение ряда задач:
1.Изучить научные труды известных ученых-юристов в области исследования юридической ответственности.
2.Раскрыть содержание понятия «юридическая ответственность».
3.Обозначить основные черты и признаки юридической ответственности.
4.Раскрыть правовые принципы юридической ответственности.
5.Исследовать механизм применения тех или иных видов юридической ответственности.
В основу курсовой работы были положены публикации составляющие изученность темы.
Прежде всего, при изучении данной темы основное значение имели источники, включенные в структуру российского законодательства, регулирующие вопросы юридической ответственности. Это такие акты как: Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, Уголовный кодекс РФ.
Источниковедческой значимостью отличаются работы Базылева Е.Г., Малеина Н.С., и Лейст О.А. в которых подробно рассмотрены общие вопросы юридической ответственности. Труды этих авторов составили методологическую основу курсовой работы. Наиболее перспективным автору представляется комплексный подход к исследуемой теме.
Следующим важным источником служит труд Братуся С.Н. «Юридическая ответственность и законность» 1976 г., в котором автор уделяет наибольшее внимание общетеоретическим вопросам юридической ответственности, связанные с исследованием природы гражданско-правовой ответственности. Отдельные главы посвящены юридической обязанности и юридической ответственности, санкции и особенности видов юридической ответственности.
В монографии Денисова Ю.А. «Общая теория правонарушения и ответственности» 1983 г. исследуются понятие и сущность юридической ответственности, раскрываются основные вопросы общей теории ответственности.
Учитывая то, что основной упор в работе делается на изучение теоретических аспектов исследования понятия, принципов и видов юридической ответственности основным источником данном случае служила монография Базылева Б.Т. «Юридическая ответственность: теоретические вопросы» 1985 г.
Также источниками исследования послужили статьи современных отечественных специалистов, сфера научных интересов которых максимально приближены к знанию о юридической ответственности – Д.А. Липинского , А.А. Иванова ,И.Н. Барциц , Н.М. Колосова , Н.А.Духно и В.И. Ивакина.
Перечисленные источники были в той или иной мере использованы при написании курсовой работы.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, и научного аппарата, включающего в себя – список используемых источников и литературы, таблицы в тексте курсовой.

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

1.1. Понятие и виды юридической ответственности.

Многообразие подходов к пониманию юридической ответственности.

Каждый из видов имеет специфическое основание (вид правонарушения), особый

порядок реализации, специфические меры принуждения.

Юридическая ответственность — это применение мер государст венного принуждения к виновному лицу за совершенное правонарушение. Юридическая ответственность — правоотношение, в которое вступает государство, в лице его компетентных органов, и правонарушитель, на которого возлагается обязанность претерпевать соответствующие лишения за совершенное им правонарушение. Юридическая ответственность-последствия, которые наступают после правонарушения, совершенного юридическим или физическим лицом.

В правовой литературе нет единства мнений по поводу понятия юридической ответственности. Отсутствие легального (установленного законом) определения и не всегда продуманное использование правовых терминов в актах текущего законодательства создают объективные сложности для анализа данной правовой категории и не способствуют развитию как юридической науки, так и отечественной правовой системы. Вследствие этого категория ответственности трактуется исследователями по-разному. Каждый из них акцентирует внимание на той стороне этого многогранного по своей природе явления, которую считает наиболее значимой; каждый имеет собственное представление о функциях, целях, социальном назначении института. Отсюда множество точек зрения, которые зачастую имеют очень мало общего, хотя направлены на решение одной и той же проблемы.

Любое доктринальное определение вырабатывается на основе существующего нормативного материала. Между тем, в законодательстве царит хаос. Термин ответственность употребляется в различных значениях. С развитием права появляются новые явления, которые также называют ответственностью; формируются новые отрасли, имеющие иной предмет, метод правового регулирования и, как следствие, особые охранительные институты, своеобразие которых размывает грани устоявшегося уже понятия юридической ответственности.

Под правовой ответственностью обычно понимают:

-наказание, кару правонарушителя;

-реализацию санкции правовой нормы;

-меру государственного принуждения, которая выражается в отрицательных последствиях для правонарушителя;

-обязанность претерпевать определенные лишения личного или имущественного характера;

-результат основанного на законе порицания ( отрицательной оценки) совершенного правонарушения и его субъекта;

-особое охранительное правоотношение, возникающее в связи с совершенным правонарушением;

-определенную стадию развития возникшего в момент совершения правонарушения охранительного правоотношения.

Ответственность - одна из основных юридических категорий, широко используемая в правоприменительной деятельности. Однако сам термин "ответственность" многозначен и употребляется в различных аспектах. Можно различать социальную, моральную, политическую, юридическую ответственность. Социальная ответственность - обобщающее понятие, включающее все виды ответственности в обществе. С этой точки зрения моральная и юридическая ответственность - разновидности (формы) социальной ответственности.

Весьма широким является и понятие моральной ответственности. Им охватывается ответственность лица не только перед другими членами общества или социальными образованиями, но и нравственная ответственность перед самим собой, рассматриваемая как чувство долга, как "ответственное поведение", как моральная обязанность и готовность дать отчет в своих действиях. Она выражается в форме морального осуждения соответствующего поведения и обращена прежде всего на формирование будущего поведения лица. Поэтому моральную ответственность обычно именуют позитивной или перспективной ответственностью. В отличие от этого юридическая ответственность всегда связана с определенной оценкой последствий прошлого, имевшего место поведения. Поэтому ее называют также ретроспективной ответственностью. Вместе с тем юридическая ответственность - всегда следствие правонарушения, т.е. нарушения правовых предписаний, но не моральных запретов или велений нравственности (хотя последние в ряде случаев и лежат в основе юридических норм).

Юридическую ответственность нередко ошибочно отождествляют с другими, близкими категориями. Так, говоря о том, что кто-то "отвечает" за то или иное направление деятельности, в действительности имеют в виду его обязанности и их должное исполнение. Высказано и мнение о том, что юридическая ответственность - "регулируемая правом обязанность дать отчет в своих действиях". В таком понимании юридическая ответственность прямо становится исполнением некой заранее предусмотренной обязанности, по существу тесно сближенной с моральной ("позитивной") ответственностью.

Иногда указывается, что юридическая ответственность есть не что иное, как реализация санкции нормы права, ибо содер жание санкции сводится к установлению определенных юридических последствий поведения. Но далеко не всякая санкция устанавливает меру юридической ответственности, не говоря уже о том, что большинство действующих правовых норм не имеет классической трехчленной структуры (гипотеза - диспозиция - санкция) и санкцией может быть даже норма в целом, а во многих нормах санкции отсутствуют, что само по себе еще не означает отсутствия юридической ответственности за их нарушение. Иное дело понимание санкции как установленной законом (или договором) конкретной меры ответственности за правонарушение.

Юридическая ответственность устанавливает последствия ненадлежащего (неправомерного) поведения, нарушающего права и интересы других лиц. Следовательно, ее применение становится одним из способов защиты нарушенных прав и интересов. Важнейшая особенность этого способа состоит в применении мер ответственности с помощью государственного, в том числе судебного, принуждения, т.е. с помощью публичной власти (уполномоченных на то государственных органов или должностных лиц). Это отличает его от самозащиты и других мер воздействия, применяемых к правонарушителям непосредственно управомоченными (потерпевшими) лицами. В некоторых случаях меры ответственности могут использоваться и добровольно, а не с помощью публичной власти (например, правонарушитель добровольно уплачивает штраф). Это обстоятельство не меняет их природы как государственно-принудительных мер, содержание и порядок применения которых установлены законом. Поэтому юридическую ответственность нередко рассматривают как государственно-принудительное применение к правонарушителю любых неблагоприятных для него мер .

Юридическая ответственность, безусловно, всегда связана с государственным принуждением, однако далеко не всякая мера государственно-принудительного воздействия на правонарушителя одновременно является и мерой ответственности. Так, принудительное исполнение имеющейся у лица обязанности, например возврат взятой им взаймы суммы по решению суда, едва ли можно считать мерой его ответственности перед заимодавцем, ибо нарушитель в данном случае лишь принудительно обязывается к исполнению своей обязанности и не несет никаких неблагоприятных последствий своего ненадлежащего поведения.

Таким образом, юридическая ответственность представляет собой одну из форм государственно-принудительного воздействия на нарушителей норм права, заключающуюся в применении к ним предусмотренных законом санкций - мер ответственности, влекущих для них дополнительные неблагоприятные последствия.

Виды юридической ответственности

В зависимости от отраслевой принадлежности юридических норм, закрепляющих такую ответственность, различаются:

Дисциплинарная ответственность — Заключается в наложении на виновное лицо дисциплинарного взыскания за неисполнение или ненадлежащее исполнение лицом своих трудовых или служебных обязанностей властью руководителя. Основные нормативно-правовые акты в Российской Федерации — Трудовой кодекс, Дисциплинарный Устав Вооруженных Сил, Дисциплинарный Устав Органов Внутренних Дел. Дисциплинарная ответственность применяется за нарушение трудовой, служебной, учебной, воинской дисциплины. За совершение дисциплинарного проступка, т. с. неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные

-вольнение по соответствующим основаниям.

Федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены и другие дисциплинарные взыскания.

Не допускается применение дисциплинарных взысканий, не предусмотренных федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине (ст. 192 Трудового кодекса РФ (ТК РФ)).

Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано работником в государственную инспекцию труда и (или) органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров (ст. 193 ТК РФ).

Дисциплинарный проступок как вид правонарушения выражается в том, что работник по своей воле не исполняет свои трудовые обязанности, нарушая тем самым правовые нормы. Дисциплинарная ответственность наступает исклю­чительно в рамках трудового законодательства и является одной из правовых форм воздействия на нарушителей трудовой дисциплины.

Дисциплинарная ответственность наступает в случае нарушения правил поведения, установленных различными уставами, положениями, правилами и т.п., которая может быть как общей, так и специальной. Общая дисциплинарная ответственность устанавливается в кодексе законов о труде, правилах внутреннего трудового распорядка, а специальная — в дисциплинарных уставах и предусмотрена для отдельных категорий работников, занимающих выборные должности, должностных лиц, пользующихся правом приема и увольнения сотрудников, отдельных руководящих работников. Дисциплинарная ответственность заключается в наложении дисциплинарных взысканий на работника администрацией предприятия, учреждения или организации.

При наложении дисциплинарных взысканий должны учитываться тяжесть совершенного проступка, обстоятельства, при которых он был совершен, предшествующая работа и поведение работника. За каждый проступок может быть наложено только одно дисциплинарное взыскание.

За дисциплинарное правонарушение в законодательстве преду­сматриваются такие меры наказания: предупреждение; выговор; строгий выговор; лишение премии или иных материальных поощрений; понижение в должности или перевод на нижеоплачиваемую работу на определенный или неопределенный срок; отстранение от должности, увольнение как крайняя и исключительная мера.

Кроме того, законодательством установлена материальная ответственность рабочих и служащих за ущерб, причиненный предприятию при исполнении ими трудовых обязанностей.

Административная ответственность — Применение органами исполнительной власти мер воздействия к виновным лицам. Основной нормативно- правовой акт — Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. В рамках административной отве тственности выделяют собственно административную, а также финансовую, налоговую ответственность и другие. Административная ответственность применяется за административный проступок. В гл. 3 «Административное наказание» Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) заявлено, что административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами (ст. 3.1).

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: