Юридическая наука это наука о закономерностях процесса развития государства и права и их сущности

Обновлено: 28.04.2024

Юридическая наука (или правоведение) - это обширное направление в общем массиве научных знаний, накопленных человечеством. Для того чтобы определиться, что же представляет юридическая наука вообще и изучаемая нами теория государства права в частности, необходимо выяснить, что же такое наука вообще.

Наука - это система обобщенных знаний, в пределах и посредством которых изучаются и осваиваются разнообразные предметы и явления в целях их познания и практического использования в деятельности людей.

Юридическая наука сформировалась в связи с необходимостью познания такого явления действительности как право. В переводе с латинского языка "юрис" означает право, отсюда и пошли названия "юриспруденция", "юридическая наука".

Юридическую науку можно определить как систему обобщенных специальных знаний о праве, правовых явлениях в целом, о тех общественных явлениях, которые непосредственно взаимодействуют с правом.

Объектом юридической науки является государство и право.

Важнейшим социальным институтом, который наиболее тесным образом связан с правом, является государство. Связь государства и права неразрывна.

Понять сущность права и механизма правового регулирования невозможно без знания основ устройства государственной власти, сущности и функций современного государства. Поэтому первая специальная юридическая дисциплина, с которой начинается юридическое образование, - теория государства и права - включает в себя составной частью теорию государства.

Юридическая наука включает в себя три комплекса знаний:

- происхождение государства и права, т. е. познание общих закономерностей развития государственно-правовых явлений, а также их функционирования, сущности и глубинных связей;

- непосредственно правовая материя или, как иногда говорят, догма права.
Догма - это "азбучные истины" права, устоявшиеся и общепринятые положения, из которых исходит и юридическая теория, и юридическая практика;

- техника юридической науки. Это вопросы законодательной стилистики, язык закона, вопросы толкования права в деятельности правотворческих и правоприменительных органов. Юридическая наука пользуется своими собственными понятиями и категориями, в которых закрепляются добытые ею знания.

Все юридические науки в зависимости от стороны научного познания можно разделить на несколько блоков.

1) Историко-теоретические (или фундаментальные) науки. Они дают знания о развитии и чертах государства и права вообще, безотносительно к конкретным государствам или праву, действующему на отдельной территории. Фундаментальные науки содержат обобщенные знания о государстве и праве. На основе этих знаний разрабатывается понятийный аппарат и система отраслевых и прочих юридических наук.

Например, существуют уголовная ответственность, административная, гражданско-правовая, дисциплинарная и др. Все эти виды ответственности имеют свои особенности, однако при этом они имеют общие черты - то, что образует общее понятие юридической ответственности. Вот такие общие понятия и изучаются фундаментальными науками.

К фундаментальным наукам относятся:

- теория государства и права;

- история государства и права (России и зарубежных стран);

- история политических и правовых учений.

2) Отраслевые науки. Они представляют собой основной и самый крупный блок в системе юридических наук. Эти науки изучают отдельные отрасли права. Они призваны выявить специфику той или иной отрасли, ее особенности, характерные черты, отличия от других отраслей права. Важным моментом здесь является соотношение науки и отрасли права. Эти понятия различны. Наука изучает государственно-правовые явления, а отрасль права регулирует общественные отношения определенного вида.

Отрасль права (уголовное, гражданское права и т. д.) состоит из норм права, которые регулируют определенные отношения, т. е. устанавливают правила поведения в той или иной ситуации. Эти нормы содержатся в различных источниках, например, в кодексах, законах, подзаконных актах (указах президента, постановлениях правительства и др.). А отдельная юридическая наука (наука уголовного права, наука гражданского права и т. д.) изучает соответствующие нормы, обобщает их, разрабатывает правила их применения, учит юристов пользоваться нормативным материалом.

Кроме знания о самих правовых нормах, наука содержит теоретические положения, выявляет недостатки тех или иных норм, разрабатывает пути для совершенствования отрасли права как системы правовых норм. Например, отрасль гражданского права регулирует имущественные и личные неимущественные отношения граждан, т. е. устанавливает правила поведения в той или иной ситуации, определяет права и обязанности лиц. А наука гражданского права изучает как само гражданское право (как отрасль, как совокупность правовых норм), так и связанные с ним гражданско-правовые явления.

К отраслевым юридическим наукам относятся, например : наука государственного права, наука административного права, наука уголовного права, наука гражданского права, наука трудового права.

3) Прикладные науки. Они не изучают какие-либо отрасли права, не связаны непосредственно с исследованием определенных правовых норм. Однако они изучают явления, связанные с правом, используя при этом знания не только из области правоведения, но и из области других наук (медицины, химии, статистики и др.). Эти науки стоят на стыке юридических и не-юридических наук.

Определение. Три аспекта понимания. Юриспруденция как наука. Объект. Предмет. Метод. Науки в системе юриспруденции. Государство. Право. Норма права. Отрасли права. Источники права. Законность. Правопорядок.

Знание законов заключается не в том, чтобы помнить их слова, а в том, чтобы постигать их смысл.

Цицерон

В результате изучения гл. 1.1 студент должен:

знать определение юриспруденции, основные понятия государства и права;

уметь раскрывать сущность юриспруденции как науки;

владеть навыками оперирования понятиями юриспруденции.

Для понимания рассматриваемого курса необходимо определиться, что такое юриспруденция, каков ее предмет и метод, основные понятия.

Толковый словарь С. Ю. Ожегова и Н. В. Шведовой определяет юриспруденцию как совокупность юридических наук, а также практическую деятельность юристов. В словаре Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона юриспруденция – это наука о праве.

Согласно другому определению юриспруденция (лат. jurisprudentia – знание права) – 1) профессиональная практическая деятельность юристов; 2) наука о государстве и праве (юридическая наука, правоведение), то есть теоретическая деятельность в области права или отрасль обществоведения, предметом изучения которой является право, его нормы, институты и отрасли, взаимосвязь права и государства, их роль, социальное назначение и ценность в обществе, общие и частные закономерности возникновения и развития государства и права в их структурном разнообразии 1 .

Наконец, приведем еще одно определение: юриспруденция (правоведение) – это наука о праве и государстве, теоретическая форма и способ производства и организации юридических знаний, представляет собой совокупность общественных знаний о праве.

Как видим, прослеживаются два основных значения этого термина: наука о праве и практическая деятельность юристов.

Но для целей настоящего пособия имеет смысл выделить еще одно значение юриспруденции – это также учебная дисциплина, система образования по направлению подготовки «Юриспруденция» согласно федеральным государственным образовательным стандартам, уровням обучения и программам, утвержденным вузом, которая дает основание для занятия профессиональной юридической деятельностью.

На данный момент содержание образовательного процесса юристов описано в федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень)«бакалавр»), утв. приказом Минобрнауки России от 04.05.2010 № 464 (далее – Стандарт образования бакалавра).

Именно данный стандарт является ориентиром для базового высшего юридического образования в качестве необходимого и достаточного для работы юристом. Поэтому и учебное пособие составлено с учетом требований в первую очередь этого стандарта.

Для углубленной подготовки предусмотрен федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень)«магистр»), утв. приказом Минобрнауки России от 14.12.2010 № 1763 (далее – Стандарт образования магистра).

Следует признать, что система образования по направлению подготовки «Юриспруденция» и система науки юриспруденции по большей части совпадают, поскольку образование – это собственно процесс изучения науки юриспруденции, однако в вузе прибавляется ряд дисциплин, необходимых для общего развития и работы юристом (типа экономики, безопасности жизнедеятельности, иностранного языка), но не входящих в науку юриспруденцию.

Таким образом, юриспруденция предстает перед нами в трех основных значениях, которые мы и будем изучать:

– род деятельности (прикладная деятельность юриста);

– система обучения по направлению подготовки «Юриспруденция».

Юриспруденция как наука (отрасль знаний). Перед началом изложения предупредим, что обо всех параметрах юриспруденции как науки и составляющих ее наук, в том числе об истории юриспруденции, будет подробно сказано в конкретных дисциплинах, которые студент пройдет в вузе. Наша задача – дать лишь вводный курс, позволяющий в целом понять, что представляет собой юриспруденция как наука, оставив основное место для описания образовательного процесса и профессии юриста.

Чтобы понять существо науки, следует определиться с ее объектом и предметом. Объект – это то, на что направлена деятельность исследователя (часть окружающего мира, общественные отношения), а предмет науки – это то, какие аспекты этого объекта она изучает. К примеру, объект – человек, но можно изучать строение человека (предмет анатомии), душу (предмет психологии), поведение в группах (предмет социологии) или возможность своими действиями приобретать права и обязанности (дееспособность) (предмет уже различных правовых наук).

Объектом юриспруденции является государственное устройство и правовое регулирование.

Предметом юриспруденции является право, его нормы, институты и отрасли, взаимосвязь права и государства, их роль, социальное назначение и ценность в обществе, общие и частные закономерности возникновения и развития государства и права в их структурном разнообразии.

В конструкции объект-предмет есть и третий элемент – метод, а именно совокупность приемов, средств, принципов и правил, с помощью которых через призму соответствующего предмета изучается объект, получаются знания.

Методы юриспруденции можно разделить на два вида:

– общенаучные (применяются во всех науках): анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение, аналогия, моделирование, абстрагирование, системно-структурный подход, эксперимент и др. Особо следует отметить использование в юриспруденции методов социальных и гуманитарных наук, к которым относится юриспруденция, характеризующихся тем, что объектом управления являются люди и отношения между ним (а не абстракции или предметы неживой природы): анкетирование, социальный эксперимент и т. д.;

– частноправовые (применяются только в юриспруденции): формально-логический метод толкования права, сравнительно-правовой метод.

Юриспруденция состоит из совокупности наук (научных дисциплин), изучающих право и государство во всех проявлениях и образующих систему юриспруденции. Науки можно разделить на теоретические, отраслевые и прикладные (табл. 1) 2 .

Система юриспруденции




В вышеприведенном перечне наук мы привели определения только тех наук, которые прямо предписываются к изучению в вузе в качестве дисциплин Стандартом образования бакалавра. Это действительно основные науки, входящие в систему юриспруденции, но их перечень можно дополнить, например, философией права (теоретическая наука), семейным правом (отраслевая), криминологией, юридической техникой, юридической психологией, юридической социологией, сравнительным правоведением, юридической статистикой (прикладные науки). Вуз, как правило, в рамках вариативной части образовательной программы добавляет к изучению ряд дополнительных дисциплин.

Для понимания юриспруденции следует раскрыть основные термины этой науки: государство, право, норма, отрасль права, источник права, законность, правопорядок.

Государство – это особая организация общества, обладающая суверенитетом, специальным аппаратом управления и принуждения, а также устанавливающая правовой порядок на определенной территории.

Право – это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных отношений.

Для понимания роли регламентации государственного устройства и верховенства правового регулирования в обществе приведем статьи Конституции РФ: «Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления» (ч. 1 ст. 1). Как видим, государству и праву посвящена первая статья Основного закона.

Норма права – это общеобязательное правило поведения, установленное или санкционированное государством и обеспеченное его принудительной силой. Не каждое правило поведения является нормой права, например не являются таковыми «неписаные» нормы морали, дружбы.

Нормы, регулирующие однородные общественные отношения, объединяются в отрасли (части) права — например, конституционное, административное, гражданское. Принято делить право на частное (регулирует отношения между равными субъектами, как гражданское право) и публичное (регулирует отношения власти и подчинения, как административное право, уголовное право).

Источник права – это способ фиксации норм права. Выделяют такие источники права, как нормативно-правовой акт (закон и подзаконные акты), нормативный договор, правовой прецедент, правовой обычай, правовой принцип, правовая доктрина. Отметим, что в России судебная практика не является источником права, основным источником является закон, поскольку наша страна относится к романо-германской системе права. В странах англосаксонской системы права основным источником права является судебный прецедент (решение суда по конкретному делу, обязательное при решении аналогичных дел в последующем).

Но одно дело в стране «хорошие» нормы, а другое – насколько они исполняются. Поэтому важно дать еще два термина.

Законность – политико-правовой режим, характеризующийся точным и неуклонным соблюдением правовых предписаний всеми субъектами права. Как говорит известная латинская поговорка, «Закон суров, но он закон». Согласно Конституции РФ «Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации». Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Правопорядок – состояние упорядоченности регулируемых правом общественных отношений в результате последовательного осуществления законности, характеризующееся реальным обеспечением прав и свобод личности, неукоснительным соблюдением юридических обязанностей всеми лицами, органами и организациями, правомерной деятельностью всех индивидуальных и коллективных субъектов права.

Указанные два понятия являются одними из важнейших для дальнейшего понимания профессии юриста, поскольку именно на юристов в первую очередь возложена обязанность обеспечивать правопорядок и законность. Обязанность обеспечивать законность и правопорядок прямо прописана в задачах юриста в Стандарте образования бакалавра. Остальные граждане также обязаны это делать, но это уже вопрос уровня правосознания населения, который пока еще низок. С юриста же спрос больше, поскольку юрист обладает профессиональными знаниями о правопорядке и законности.

Наука - это область общественной жизни, которая занимается изучением объективных закономерностей существования и развития природы и общества. Одновременно это и система достигнутых человечеством на протяжении своей длительной истории объективных знаний о наиболее существенных свойствах изучаемых явлений прошлого и настоящего. Объективные закономерности как объект науки - это знание о наиболее значимых, глубинных качествах явлений, их связях между собой, взаимодействии, тенденциях развития. Научные знания существуют во взаимосвязанной, упорядоченной системе, они логически обоснованы, доказаны, последовательно изложены.

Подлинная наука всегда в непрерывном поиске истины. Это не нечто неизменное, статическое, а постоянное углубление и развитие наших представлений о мироздании, накопление знаний.

В настоящее время наука - это важнейшая производительная сила, двигатель прогресса человечества, социальный институт, оказывающий существенное влияние на развитие мировой цивилизации.

Наука подразделяется на целый ряд отраслей. Обычно выделяют три самостоятельные отрасли. Это естественные, технические и гуманитарные науки. Естественные науки изучают закономерности развития живой и неживой природы. В нее входят астрономия, физика, химия, биология и ряд других наук. Объектом естественной науки является также и человек как биологическое существо, его природные качества. Предметом технических наук является создание предметов, объектов в процессе трудовой деятельности человека для удовлетворения его потребностей, продукты творчества людей. В качестве примеров можно привести также отрасли технической науки, как строительное дело, металловедение, сопротивление материалов и др. Третья отрасль науки - гуманитарная (общественная). Ее предмет - это отношения между людьми, закономерности становления и развития общества, общественное бытие и общественное сознание.

Будучи в своей основе единой, гуманитарная наука распадается на ряд отраслей знания, имеющих специфический предмет. Так, экономическая наука исследует производственные отношения между людьми, закономерности развития экономики общества. История определяет этапы развития человеческого общества с момента его создания, анализирует основные события, имевшие место в мире в целом и в отдельных государствах. Среди других наук, входящих в гуманитарную науку, можно назвать также социологию (науку об обществе как целостной системе, отдельных социальных институтах, процессах, группах), политологию (науку о политической системе, власти), этику (науку о морали), эстетику (науку о прекрасном) и ряд других.

Кроме того, отдельно существует еще одна отрасль - это философия, стоящая над всеми науками. Она изучает наиболее общие закономерности развития природы, общества и человеческого познания, направлена на выработку мировоззрения, системы взглядов на мир и место в нем человека. Главные проблемы философии - это отношение материи и духа, бытия и сознания, познаваемость мира, методология познания. Она служит методологической базой, мировоззренческой основой для всех наук, объединяет их общими принципиальными положениями и выводами.

Юридическая наука (правоведение) является одной из отраслей, входящих в систему гуманитарных (общественных) наук. Ее предметом является такое важное для жизни общества социальное явление, как право в качестве регулятора отношений между людьми и их коллективами, взаимоотношений государства и личности. Она изучает этапы становления и развития права, социальное назначение и роль в жизни общества в целом и отдельной личности в частности, содержание и направление совершенствования отдельных составных частей права (отраслей, юридических институтов, конкретных норм и т.д.).

В юридическую науку включаются также те проблемы теории государства, которые непосредственно связаны с правом, без которых право не может быть глубоко и всесторонне понято и проанализировано как эффективный инструмент государственного руководства обществом. Учение о государстве в целом включается в особую науку - политологию, но изучать многие основные закономерности создания и развития государства признано также и правоведение, учитывая тесную и непосредственную связь между этими общественными явлениями, тот факт, что государство является тем инструментом, который создает право, организует и обеспечивает исполнение юридических норм. В юридической литературе правильно отмечается, что правоведение изучает правовые свойства государства, что ее предмет - это понятие права и соответствующее правовое понятие государства[1].

Юридическая наука - эффективный инструмент познания права и его роли в жизни общества, а также совершенствование правовой системы в целом и отдельных ее элементов, ее изменения в соответствии с динамикой, постоянного преобразования общественной жизни. При этом эффективность юридической науки во многом зависит от установления тесных связей и взаимодействия с другими отраслями гуманитарной, а также и естественной науки в творческом познании государственно-правовой действительности.

Юридическая наука имеет древние корни. Еще величайшие мыслители Древней Греции - Платон и Аристотель много говорили о государстве и праве. Большой вклад в правоведение внесли римские юристы (Гай, Ульпиан, Цицерон и др.), а также средневековые схоласты - Блаженный Августин и Фома Аквинский.

Следующий этап развития этой науки связан с разложением феодализма и борьбой нарождающейся буржуазии за власть, с обоснованием идей естественного права и критикой деспотизма феодального государства и "кулачного" права (Руссо, Вольтер Монтескье, Гобсс, Локк и др.).

Огромное влияние на развитие юридической теории оказали идеи великих немецких мыслителей - Г. Гегеля и И. Канта, а также классиков марксизма-ленинизма (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин), обосновавших классовую природу государства и права, а также определяющее влияние экономики на их возникновение и развитие.

Исследованием научных проблем государства и права занималась также плеяда выдающихся юристов-теоретиков дореволюционной России - С.А. Муромцев, П.И. Новгородцев, Л.И. Петражицкий, Н.М. Коркунов, Ф.В. Тарановский и др. (более подробно об этом см. § 5 настоящей главы).

В современных условиях и в западных странах, и в нашей стране продолжаются серьезные исследования по общим вопросам правоведения, а также по отдельным его дисциплинам. Изучаются философские проблемы права, практические аспекты его развития и совершенствования, вопросы правопонимания, правового государства, гражданского общества, национальной безопасности, охраны природы и др.

В юридической науке существует довольно сложный комплекс наук, который можно было бы разбить на несколько самостоятельных частей. Одна из них - это теория государства и права, изучению которой посвящен настоящий учебник. Это основополагающая для юриспруденции наука, изучающая наиболее общие фундаментальные проблемы государства и права, имеющие методологическое значение для всех других отраслей правовой науки и практики. Именно поэтому ее часто называют общей теорией государства и права.

Следующая часть - это историко-правовые науки, изучающие последовательные этапы становления и развития государства и права, юридической идеологии, государственные институты, законодательные памятники, правовые ученые и теории в их историческом, хронологическом развитии. Это отечественная и зарубежная история государства и права, а также история политических и правовых учений, раскрывающая этапы развития правовой науки, взгляды ученых прошлого и современности на государство и право.

Наиболее значительная группа юридических наук - это отраслевые науки, изучающие закономерности создания и развития той или иной отрасли (части) права, регулирующей конкретную широкую сферу однородных общественных отношений. Это конституционное (государственное), административное, гражданское, трудовое, уголовное право и другие отрасли. Перечень таких наук постоянно расширяется и обновляется в силу развития регулируемых правом общественных отношений, специализации и дифференциации научных направлений. Совсем недавно в качестве самостоятельных отраслевых наук выделились, например, арбитражный процесс, экологическое, космическое право и др.

Уместно выделить также науки, изучающие организацию юридической деятельности. Это судоустройство, прокурорский надзор, организация работы адвокатуры, нотариата, органов местного самоуправления.

Особое место в системе наук занимает международное право. Если остальные отраслевые науки исследуют отдельные отрасли внутригосударственного (национального) права, то международное право занимает особое место, поскольку, регулируя отношения не внутри государства, а между государствами и другими участниками международного общения, оно имеет свои специфические закономерности регулирования.

В юридическую науку включаются и так называемые технико-прикладные науки, которые находятся на стыке правоведения и других отраслей знания (технические науки, математика, статистика, химия, медицина, психология, кибернетика и др.), данные которых используются для решения правовых задач. Это криминалистика, судебная медицина, судебная психиатрия, бухгалтерский учет и экспертиза, судебная статистика и др.

Ряд теоретиков выделяют в качестве самостоятельной части юридической науки также сравнительное правоведение (компаративистику), назначение которого состоит в сравнении между собой правовых систем разных государств, их институтов и отдельных норм для определения общих закономерностей и особенностей развития права в различных регионах, частях нашей планеты, использования опыта правотворчества и применения юридических норм других государств.

По-разному учеными-юристами определяются функции правоведения. Это понятие обычно трактуется как основные направления научной деятельности, ее воздействия на общественную жизнь в целях ее прогрессивного преобразования. В учебниках по юриспруденции и монографической литературе нет единства в перечислении функций. Среди них называются теоретическая, методологическая, эвристическая, познавательная, идеологическая, воспитательная, прогностическая, гносеологическая, онтологическая, практически-организационная и др.

Представляется целесообразным выделить три основные функции, которые в обобщенном виде определяют основные направления научной деятельности в сфере права. Это гносеологическая (познавательная), прогностическая и идейно-воспитательная (идеологическая). Гносеологическая функция - это выработка и оформление научных знаний о государстве и праве. Правоведение аккумулирует и приводит в систему идеи о государственно-правовой надстройке, объясняет, когда и почему возникли те или иные юридические категории, явления, факты, каково их социальное назначение, структура, в какой связи они находятся между собой, создавая тем самым научную основу для формирования политической идеологии, правосознания и юридической культуры.

Эта функция направлена на изучение и анализ фактического материала об органах государственной власти, их структуре, формах и методах работы, правовых нормах, порядке их создания, упорядочения и применения, правосознании общества и отдельных социальных групп, о состоянии борьбы с правонарушениями и обеспечении законности и правопорядка в стране и т.д.

Научное познание помогает выработать понятийный аппарат категорий государственно-правовой действительности, обеспечивает высокий профессионализм работников правотворческих, судебных и иных правоприменительных органов, взаимодействие между различными отраслями юриспруденции, единообразие в понимании и оценке правовых фактов, процессов, отдельных норм и способов их реализации. Такой понятийный аппарат используется не только для объяснения тех или иных юридических процессов, явлений, но и для выработки общих теоретических выводов, обобщающих закономерностей функционирования всей государственно-правовой надстройки, а также отдельных отраслей права и конкретных юридических институтов. Правоведение не только анализирует и обобщает проблемы государства и права, но и объясняет объективные процессы их развития, выявляет закономерности, лежащие в основе этих процессов, определяет их сущность и социальную роль.

На основе познания и объяснения основных закономерностей государственно-правовой действительности юридическая наука призвана давать глубокую и обоснованную оценку изучаемых явлений, определять их положительные и негативные черты, обосновывать степень демократизма форм правления и политических режимов в той или иной стране, степень обеспеченности и защиты прав и свобод личности, справедливости права и отдельных его институтов и т.д.

Гносеологические функции являются основой для показа недостатков в работе государственного аппарата, своевременного выявления малоэффективных и устаревших правовых положений, пробелов и противоречий в действующем законодательстве, определения эффективности работы государственного аппарата и правового регулирования. Творчески-критический характер научной деятельности в сфере юриспруденции - необходимая ее черта, способствующая определению путей дальнейшего совершенствования государственно-правовых институтов, формирования гражданского общества и правового государства.

Вторая основная функция юридической науки - прогностическая, определяющая в теоретическом плане пути дальнейшего развития государства и права, их будущую судьбу, формирующая научно обоснованные предложения о совершенствовании аппарата государства, его функций и методов работы, действующего правового регулирования. Правоведение как бы встает на плечи юридической практики и с учетом ее достижений и недостатков на современном этапе определяет пути ее дальнейшего движения и развития.

Научное предвидение распространяется как на усовершенствование отдельных государственно-правовых институтов, актов, норм, так и на общие тенденции развития политической и правовой жизни страны и всего мира. Ученые-юристы много внимания уделяют разработке обоснованных предложений по укреплению законности и правопорядка в стране, по закреплению в законах принципов народовластия, основ рыночной экономики, по закреплению прав и свобод граждан, обеспечению их охраны и защиты, ликвидации пробелов и противоречий в действующем законодательстве, борьбе с преступностью и другими правонарушениями и т.д. Они являются непременными участниками подготовки всех наиболее значительных законов и иных правовых актов, осуществляют научную экспертизу разрабатываемых правотворческих решений, участвуют в работах по упорядочению, систематизации законодательства, являются авторами разработки многих инициативных законопроектов.

Наконец, третья основная функция юридической науки - идейно-воспитательная (идеологическая). Правоведение воздействует на общественную жизнь, деятельность органов и организаций, поведение людей не только через посредство тех или других государственно-правовых институтов, но и прямо, непосредственно, как важный идеологический фактор, пропагандирующий идеи справедливости, демократии, гуманизма, правового государства, естественных, неотъемлемых прав личности, которые должны найти отражение в практике государственной жизни, действующем законодательстве. Юридическая наука активно воздействует на правосознание должностных лиц и отдельных граждан, создает научную основу для формирования в стране политической и правовой культуры.

В юридической литературе неоднократно отмечается, что такая функция призвана обеспечивать глубокое знание студентами правовых и ряда других учебных заведений (вузов, техникумов, колледжей) основных понятий юриспруденции, принципов права, действующих норм, пропаганду правовых знаний среди населения, повышение квалификации работников правоохранительных органов и иных звеньев государственного аппарата, предпринимательских структур. Она способствует также повышению авторитета, социальной значимости закона, воспитанию уважения к его установлениям, формирования высокого уровня общественной, групповой и индивидуальной юридической культуры.

Правоведение обосновывает идеи законопослушания граждан и должностных лиц, необходимость строгого соблюдения и исполнения правовых норм, активного участия в общественно-политической жизни, вырабатывает правила научного толкования юридических предписаний, формирования психологических установок на правомерное поведение и активную жизненную позицию.

Формы воздействия правоведения на юридическую практику весьма разнообразны. В их числе можно отметить создание крупных, фундаментальных работ по общим и отраслевым проблемам юриспруденции (монографии, ученые записки, статьи в теоретических журналах), сравнительное изучение зарубежного законодательства и практики его осуществления, научное комментирование вновь принимаемых законов, внесение в правотворческие органы научно обоснованных предложений о совершенствовании действующего законодательства и перспективах его развития, непосредственное участие в подготовке важнейших законопроектов, их научной экспертизе, инициативная разработка такого рода актов, составление разного рода методических правил, рекомендаций законопроектной и правоприменительной деятельности и т.д.

Термин «теория» греческого происхождения и означает «рассмотрение», «исследование». Под теорией понимается тот уровень познания, на котором обобщаются и систематизируются знания о предмете исследования, вырабатываются и формулируются понятия, категории, суждения, умозаключения об этом предмете. Иначе говоря, теория — это система понятий, в которых научно отражена природа, сущность, закономерности, тенденции функционирования и развития познаваемого предмета. Таким образом, теория:

во-первых, всегда есть определенная система научных знаний;

во-вторых, отличается от действительности, так как отражает ее не с абсолютной точностью;

в-третьих, ее содержание изменяется с изменением предмета познания, условий существования и функционирования общественных и государственных явлений;

в-четвертых, объясняет и оценивает реальную государственно-правовую действительность, способна оказывать преобразующее воздействие на практику через деятельность людей.

Определить предмет теории государства и права — значит установить, что изучает данная наука, каков круг общественных отношений, явлений, институтов, учреждений, которые она исследует. Это та область познания, на которую направлена данная наука, т. е. вопросы, которые она изучает.

Как следует из названия теории государства и права, она изучает такие явления, как государство и право. Но эти явления изучаются и другими общественными науками, например философией, социологией, политологией, антропологией. Традиционно к предмету теории государства и права относят наиболее общие специфические закономерности существования, функционирования и развития государственно-правовых явлений, т. е. общее, закономерное, устойчивое, что наблюдается в развитии государства и права. Опираясь на другие отрасли знаний, теория государства и права формулирует понятия, категории, конструкции, модели отдельных юридических явлений, ставя своей задачей изучение не всех, а наиболее общих закономерностей функционирования государства и права.

Обычно в учебниках перечисляются те стороны и процессы государственно-правовой жизни, которые изучаются теорией государства и права. Например, проф. М. Н. Марченко называет примерно семь блоков общественных отношений, исследуемых теорией государства и права:

общие закономерности процесса возникновения, становления и развития государства и права;

взаимосвязь государства и права;

их характерные признаки, формы, сущность, содержание и черты;

место и роль государства и права в жизни общества и в его политической системе;

право, правосознание, законность, конституционность;

правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность.

Несколько иначе формулирует этот предмет проф. В. М. Сырых. Он выделяет три вида закономерностей, изучаемых теорией государства и права:

закономерности становления, развития и функционирования государства и права как относительно самостоятельных компонентов общества;

социально-экономические, политические, нравственные и иные закономерности, которые способствуют развитию и функционированию государства и права;

специфические закономерности познания государства и права.

Проф. В. К. Бабаев определяет предмет теории государства и права как общие закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права, их сущность, структура, основные элементы, принципы, институты. Таким образом, он дает более развернутое определение, но его позиция по вопросу о предмете теории государства и права не расходится с позицией других ученых.

Есть и иные точки зрения, но предмет теории государства и права определяется в юридической науке единообразно.

Предмет теории государства и права характеризуется сложным взаимодействием объективных и субъективных элементов. Он объективен, поскольку наука теории государства и права познает объективно существующую государственно-правовую действительность, но он одновременно субъективен, так как отличается от этой реальности, создавая ее модель как идеализированную, усредненную категорию государственно-правовых явлений. В процессе познания участвуют субъекты, обладающие своим мировоззрением, философскими и научными предпочтениями, образовательным уровнем, накопленным опытом. Поэтому исследователи всегда вносят элементы субъективности в процесс изучения государства и права.

Наряду с предметом выделяют и объект изучения теории государства и права. Эти категории различаются. Критерием разграничения служит включенность государственно-правовой действительности в познавательный процесс.

Объектом науки признается существующая вне и независимо от сознания человека абстрактная реальность, включенная в познавательный процесс. Объект — более широкое понятие, чем предмет науки. Предмет — это конкретизированная часть объекта. Объект практически у всех общественных наук один и тот же — государство и право. Предмет же у них разный: те или иные стороны государственно-правовой действительности.

Совпадение объекта, а отчасти и предмета объясняется тем, что все сферы жизни общества — экономическая, политическая, духовная — лишь относительно самостоятельны, в реальной жизни они переплетаются, взаимодействуют и поэтому трудно различимы. Отсюда вытекает, что в закономерностях развития и функционирования государства и права проявляются общие закономерности развития общества.

Итак, каждая общественная наука имеет в общем объекте свой предмет, т. е. определенный участок, сферу, проблематику. В. М. Сырых рассматривает объект как основу, начальный пункт научного познания и относит к объекту все политико-правовые явления — государство, право, правоотношения, правонарушения, а также конкретно-исторические условия их существования, реальное поведение субъектов права, психологию граждан, их оценки своего поведения, действующего права, деятельности государственных органов.

Проф. А. В. Поляков, разграничивая объект и предмет науки, исходит из того, что объект науки составляет то, на что направлена познавательная деятельность, а предмет науки — совокупность знаний об объекте, которые определяются специфическим ракурсом его рассмотрения.

Предмет теории государства и права не является застывшим, с течением времени он изменяется и развивается. Он зависит от многих факторов, в том числе от исторических, социокультурных, от обстоятельств времени и места. Отсюда некоторые ученые приходят к выводу, что вряд ли целесообразно исчерпывающим образом определять предмет теории государства и права как раз и навсегда данный. С развитием общества, уровня общественного сознания, культуры, идеологии меняются представления о государстве и праве, отдельных их сторонах, месте и роли в развитии общества.

В литературе к предмету теории государства и права предлагалось относить не только закономерное, но и случайное (проф. А. Б. Венгеров). Мотивировалось это тем, что на развитие конкретного государства и права оказывают влияние и элементы случайности, в том числе случайное стечение обстоятельств, появление на политической арене отдельных личностей и др. Однако нельзя абсолютизировать и переоценивать влияние на государственно-правовые явления элементов случайного, хаотичного и непредсказуемого. Они играют второстепенную, а не ключевую роль в развитии общества.

Большинство теоретиков полагают, что наука тем и отличается от простого описания, что она призвана выявлять в развитии государства и права не отдельные факты и единичные события, а общие, повторяющиеся, регулярно возникающие, а также исчезающие связи, зависимости, действия, которые образуют закономерности. Элементы же случайного, единичного, уникального необходимо учитывать при изучении государства и права, но они не входят в состав закономерностей и, следовательно, не составляют предмет специального изучения государства и права.

Говоря о теории государства и права, следует различать ее как науку и учебную дисциплину. Как наука теория государства и права представляет собой систему знаний о государстве и праве, их глубинных свойствах, о соотношении с другими социальными явлениями и науками. Как учебная дисциплина теория государства и права — это система знаний, необходимых для дальнейшего изучения государственно-правовых явлений.

В любой науке, в том числе в теории государства и права, принято выделять два уровня — эмпирический и теоретический. Эмпирический уровень связан с получением конкретных фактов в результате научных исследований (эмпирия — это знания о мире и его внешних проявлениях). Не любые факты приобретают научное значение, а лишь те, которые истолкованы, интерпретированы в категориях определенной теории. Следовательно, эмпирический уровень не существует без теоретического. Последний представляет собой систему знаний о закономерностях, глубинных, стабильных свойствах и связях изучаемых объектов, обобщаемых в научных понятиях и категориях. Теоретическое познание есть творческий процесс изучения сущностных свойств государственно-правовой действительности и формирование в результате системы понятий, категорий, конструкций и т. д.

Между эмпирическим и теоретическим уровнями существует тесная связь. Только в интересах научного анализа их можно условно разделять, чтобы определить специфику деятельности и выявить ее эффективность.

Для теории государства и права как учебной дисциплины характерно:

а) она уже, чем наука, но базируется на науке, хотя включает лишь часть материала науки;

б) более субъективна, чем наука, так как зависит от составителей учебной программы.

В юридических вузах изучается учебная дисциплина.

Государство и право рассматриваются в теории государства и права в единстве, во взаимодействии. Однако в науке высказывалось мнение о необходимости выделения отдельно теории государства и теории права, о переименовании данной науки в теорию права и государства, подчеркивая тем самым приоритетное значение в жизни общества права. В целом возобладала позиция, рассматривающая теорию государства и права как единую науку и учебную дисциплину. Это обусловлено неразрывным существованием государства и права в реальной жизни: во-первых, государство и право возникают в силу одних и тех же причин; во-вторых, по своей сущности и типу они соответствуют друг другу; в-третьих, тесно связаны между собой в процессе функционирования, не могут существовать раздельно.

В последнее время было высказано предложение переименовать теорию государства и права в теорию юриспруденции. При этом под юриспруденцией понимается совокупность юридических наук, всех правовых дисциплин, необходимых для подготовки юристов, специалистов в области создания и применения законодательства в широком смысле слова (проф. Ф. М. Раянов). Представляется, что теория государства и права по существу и является той наукой, которая создает фундамент для всей юридической науки. Отождествлять же теорию государства и права со всей юридической наукой нецелесообразно. Это размывает ее специфику, превращает в своеобразную супернауку, что не соответствует реальному месту теории государства и права в системе юридических наук.

Проф. А. С. Пиголкин отождествлял юридическую науку с правоведением, считая, что главный предмет ее изучения — право как самостоятельное общественное явление. Но это значительно сужает предмет теории государства и права. Кроме того, название данной науки уже устоялось и закреплено в Государственном образовательном стандарте.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Глава 2. Предмет науки теории государства и права

Глава 2. Предмет науки теории государства и права Объект научного изучения отличается от предмета науки. Один и тот же объект может изучаться разными науками, причем каждая наука изучает данный объект с позиций своего особого предмета и метода. В общем виде можно сказать,

§ 3.2. Методология теории государства и права

§ 3.2. Методология теории государства и права Теория государства и права располагает определенным арсеналом методов познания[79] для изучения интересующих ее явлений. Методы познания - это принципы, способы, приемы познания, совокупность которых принято именовать

Глава 2. Теории происхождения государства и права. Типология государства

Глава 2. Теории происхождения государства и права. Типология государства Существует множество теорий происхождения государства. Они возникали в разные периоды исторического развития у разных народов, и их изучение дает ключ к пониманию закономерностей зарождения и

§ 2.1. Теории происхождения государства и права

§ 2.1. Теории происхождения государства и права Вопрос о происхождении государства и права свидетельствует о том, что в мировой и отечественной науке нет единообразного представления о происхождении государства и права. Мыслители различных времен и народов по- разному

Понятие теории государства и права (ТГП), ее объект и предмет

Понятие теории государства и права (ТГП), ее объект и предмет Как известно, в зависимости от объекта выделяют три вида наук: технические, естественные и гуманитарные. Теория государства и права, как и правоведение в целом, относится к гуманитарным. Ее объектом являются

Функции теории государства и права

Функции теории государства и права Под функциями следует понимать основные направления исследовательской деятельности. В связи с этим принято выделять следующие функции теории государства и права, да и всего правоведения:? онтологическая (онтология – учение о бытие) –

Методология теории государства и права

Методология теории государства и права Методология – это совокупность методов, применяемых в той или иной науке. Поэтому в теории государства и права (в правоведении в целом) методом является совокупность приемов и способов, с помощью которых изучается государство и

Глава 1. Предмет теории государства и права

Глава 1. Предмет теории государства и права § 1. Теория государства и права – фундаментальная наука Проблемы возникновения, природы, сущности государства и права, их функционирования, роли и значения в жизни общества, государственно-правовой действительности и

§ 4. Функции теории государства и права

§ 4. Функции теории государства и права Теория государства и права как фундаментальная наука выполняет ряд важных функций.Онтологическая функция – первая и отправная. Онтология – учение о бытии, в котором исследуются основы, принципы бытия, его структура,

1.3 Функции теории государства и права

1.3 Функции теории государства и права Значение теории государства и права наиболее полно раскрывается в ее функциях. В учебной литературе обычно называется несколько функций общей теории как науки — от трех-четырех до пяти-восьми. Чаще всего выделяют следующие

1.4 Структура теории государства и права

1.4 Структура теории государства и права Изучаемый в юридических вузах курс теории государства и права дает соответствующий фундамент правовых знаний, который позволяет овладеть специальными отраслевыми дисциплинами, выработать у студентов, а в дальнейшем и у лиц,

1.5 Методология теории государства и права

1.5 Методология теории государства и права Особенности теории государства и права как науки определяются не только предметом, но и методом. Следовательно, свой предмет теория государства и права изучает при помощи определенных методов, которые сформировались в ходе

Медиация — предмет изучения теоретико-правовых дисциплин

Медиация — предмет изучения теоретико-правовых дисциплин В. В. АРХИПОВ, адвокат Санкт-Петербургского адвокатского бюро «Егоров. Пугинский, Афанасьев и партнеры», аспирант кафедры теории и истории государства и права Юридического факультета СПбГУ Медиация — самый

1. ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ И СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫХ НАУК

1. ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ И СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫХ НАУК Совокупность явлений, которые изучает наука, представляет собой ее объект, предметом же является то, что интересует данную науку в конкретном объекте изучения.В зависимости от объекта выделяют три основных

совокупность общественных знаний о праве. История Ю.н. уходит в глубокую древность. Еще Платон и Аристотель пытались разрешить некоторые юридические проблемы. Однако формирование юриспруденции как науки началось благодаря стараниям римских юристов (Гая, Павла, Ульпиана, Цицерона). Одним из первых преподавателей права был Гварне-рий (Ирнерия), который начал обучать студентов в Болонье в 1087 г. Первоначально учебный процесс сводился к чтению и толкованию (глоссированию) текстов Кодификации Юстиниана. Позже римские юристы, используя греческую философию, могли уже на гораздо более глубокой основе уточнить юридически важные понятия.

Сплав римского права и греческой философии способствовал окончательному формированию Ю.н. Значительную роль в этом процессе играли европейские университеты. Их влияние на развитие Ю.н. заключалось в том, что они:

а) установили транснациональный характер правоведения на Западе, способствовали тому, что само право приобрело единую терминологию и метод, который позволил строить правовые системы из обычаев и законов; б) возвысили роль ученого в формировании права; в) способствовали отделению права от богословия, риторики, этики и политики;

г) подняли анализ права на уровень науки путем концептуализации правовых институтов и систематизации права как единого свода знаний; д) создали класс профессиональных юристов.

Развитие отечественной Ю.н. тесно связано с учреждением в 1755 г. Московского и в 1819 г. Санкт-Петербургского университетов. Основным источником познания права в период слабого развития издательского дела становились лекции, прочитанные профессорами,поэтому история развития Ю.н. в России, по существу, неотделима от развития этих университетов.

Первоначально российская Ю.н. основывалась на зарубежных исследованиях, преподавание велось иностранными профессорами; но со временем были подготовлены и отечественные специалисты. Одним из первых русских профессоров права был С.Е. Десницкий, внесший весомый вклад в развитие российской Ю.н. Он считал, что Ю.н. включает в себя 4 части: а) о происшествии правлений в разные века и у разных народов;

б) о правах, происходящих в обществе от различного состояния людей; в) о правах, происходящих от различных и взаимных дел между обывателями; г) о полиции или благоустройстве гражданском.

Формирование теоретических основ отечественной Ю.н. происходило под влиянием идей С.А. Муромцева, П.И. Новгородцева,Л.И.. Петражицко-го, Б.А. Кистяковского, Ф.В. Таранов-ского и др. Развитию отраслевых Ю.н. способствовали труды Н.М. Коркунова.

Предметом Ю.н. выступает право как социальное явление. Однако оно изучается и другими науками, поэтому возникает необходимость в чистом учении о праве.

Вопрос о предмете Ю.н. решался и отечественными правоведами. Так, по мнению советского исследователя права О.А. Красавчикова, в предмет Ю.н. включаются регулируемые правом общественные отношения, нормы и институты, источники юридических норм, юридическая техника, опыт применения норм права, правоотношения и юридические факты.

Известный ученый-юрист С.С. Алексеев считает, что предмет Ю.н. может быть рассмотрен в 2 плоскостях: а) с точки зрения процесса правового регулирования его составляют право как система юридических норм: общественные отношения как предмет правового регулирования; нормативные юридические акты, правоотношения, индивидуальные акты, правосознание и правовая культура;

формирование и действие права, эффективность его норм: б) с точки зрения содержания правового регулирования в него включаются закономерности права, догма права, техника юриспруденции.

На заре науки ученые использовали преимущественно схоластический метод, который был разработан в начале XII в. В праве этот метод принял форму анализа и синтеза доктрин, часто противоречащих друг другу, взятых из Кодификации Юстиниана и у светских авторитетов.

Платона) представлял собой измененный метод диалектического рассуждения, характерный для древнегреческой философии, классического и постклассического римского права.

Отечественный юрист Г.Ф. Шерше-невич, разрабатывая методологию Ю.н. (1912 г.), анализировал 4 метода: догматический, исторический,социологический и критический. Российский ученый В.М. Сырых выделяет 4 вида методов Ю.н.: а) метод материалистической диалектики; б) общие приемы (анализ и синтез, индукция и дедукция и др.); в) специальные методы (статистический, кибернетический, социально-психологические приемы); г) частноправовые методы (формально-логический, сравнительно-правовой).

В обобщенном виде методологическую базу Ю.н. составляют общенаучные и собственно юридические методы. Главными функциями Ю.н. являются: а) теоретико-познавательная (с помощью которой осмысливается сущность права, познаются его объективные закономерности); б) практически-прикладная (дает возможность Ю.н. вырабатывать рекомендации, направленные на совершенствование законодательства и практики его применения); в) идеологическая, воспитательная функция (заключается в том, что юридические знания влияют на сознание людей, оказывают на них воспитательное воздействие). Вопрос о содержании идеологической функции Ю.н. является дискуссионным в отечественном правоведении. Одни ученые отрицают эту функцию, другие считают, что, поскольку Ю.н. весьма политизирована, без идеологической функции не обойтись.

Ю.н. способствует формированию такого общественного сознания, в котором будут господствовать идеи законности и правопорядка, защиты прав и свобод человека и гражданина.

Система Ю.н. есть совокупность наук. изучающих право во всех его проявлениях. Причем эти науки образуют определенную структуру. Схематично ее можно представить следующим образом:

а) общетеоретические науки (теория государства и права, история государства и права России и зарубежных стран, история политических и правовых учений);

б) отраслевые науки (конституционное, административное, гражданское, уголовное, трудовое,уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное право и др.);

в) межотраслевые науки (экологическое право, судоустройство и др.); г) науки международного права (международное публичное, международное частное,

космическое право); д) наука сравнительного права; е) прикладные Ю.н. (криминалистика, криминология, юридическая психология, судебная медицина, судебная психиатрия). В России Ю.н. развивается в научных учреждениях (Институт государства и права РАН, Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, Научно-исследовательский институт проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ, НИИ МВД и др.) и учебных заведениях (юридических академиях, институтах и юридических факультетах университетов).

Лит.: Алексее в С.С. Проблемы теории права. Курс лекций в 2-х т. Свердловск, 1972; Аннерс Э. История европейского права. М., 1994; Берман Г. Западная традиция права: эпоха формирования. М., 1994; Таганцев Н.С. Русское уголовное право. В 2-х т. СПб., 1902;

Кельзен Г. Чистое учение о праве. Вып. 1-2. М., 1987, 1988; Красавчиков О.А. Советская наука гражданского права. Ученые труды Свердловского юридического института. Т. 6. Свердловск, 1961;Ко р кун о в Н.М. История философии права. СПб., 1908; его же: Русское государственное право. В 2-х т. СПб., 1893;

его же: Лекции по международному праву. СПб., 1884; Кузнецов Э.В. Философия права в России. М., 1989: Связь юридической науки с практикой/Отв. ред. В.Н. Ку.-дрявцев. М., 1988; Сырых В.М. Метод правовой науки. М., 1980; Теория государства и права/Под редакцией А.Б. Венгерова.М., 1995;Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права. М., 1907; его же: Учебник торгового права. М., 1914;

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: