Является ли палестина государством с точки зрения международного права

Обновлено: 07.05.2024

Государство Палестина—частично признанное государство на Ближнем Востоке, находящееся в процессе создания.

При распаде Османской империи после Первой мировой войны победившие европейские государства разделили многие из её составляющих областей в политические единицы — согласно мандатам Лиги Наций — для их собственных целей, и, до намного меньшей степени, согласно соглашениям, которые были достигнуты с другими заинтересованными сторонами. На Ближнем Востоке Сирия (включая Османский автономный христианский Ливан и окружающие территории, которые стали Ливанской Республикой) перешла под французский контроль, в то время как Месопотамия, и Палестина (включая Трансиорданию) были переданы Англии.

Большинство этих территорий достигло независимости в течение следующих трех десятилетий без больших затруднений, хотя в небольшом количестве режимов, колониальное наследство продолжалось предоставлением исключительных прав на продажу и добычу нефти и сохранением вооруженных сил, чтобы защитить их. Однако, случай Палестины оставался проблематичным.

После войны возникли два новых движения, основанные на Европейском национализме: Арабский национализм, который основан на культурной общности всех арабских народов, и Панарабизм, который призывает к созданию объединенного государства для всех арабов.

Формирование палестинского государства предусматривается на территории Западного берега реки Иордан (или его части, в том числе на территории Восточного Иерусалима) и сектора Газа. Существуют различные предложения по его созданию в зависимости от мнения о палестинской государственности, а также различные его определения как территории.

Провозглашение Государства Палестина состоялось 15 ноября 1988 года в Алжире на сессии Палестинского национального совета — высшего совещательного органа Организации освобождения Палестины (ООП) — 253 голоса «за», 46 — «против» и 10 человек воздержались от голосования. При этом, ООП не контролировала какой-либо территории, на которую претендовала.

В 1994, в результате Соглашений в Осло между Израилем и ООП от 13 сентября 1993[11] была создана Палестинская национальная администрация (ПНА). Вопрос создания будущего государства Соглашениями не предусматривался; при этом, «обе стороны взяли на себя конкретное обязательство не принимать никаких односторонних действий по изменению статуса Западного берега реки Иордан и сектора Газа».

29 ноября 2012 г. по итогам голосования в Генеральной Ассамблеи ООН (138 голосов «за», 9 — «против», 41 страна воздержалась) «предоставила Палестине статус государства-наблюдателя при Организации Объединенных Наций, не являющегося её членом, без ущерба для приобретенных прав, привилегий и роли Организации Освобождения Палестины в Организации Объединенных Наций как представителя палестинского народа согласно соответствующим резолюциям и практике»

Арабо-израильский конфликт — противостояние между рядом арабских стран, а также арабскими военизированными радикальными группировками, поддерживаемыми частью коренного арабского населения подконтрольных (оккупированных) Израилем палестинских территорий, с одной стороны, и сионистским движением, а затем и Государством Израиль, с другой. Хотя Государство Израиль было создано только в 1948 году, фактически история конфликта охватывает около столетия, начиная с конца XIX века, когда было создано политическое сионистское движение, положившее начало борьбе евреев за собственное государство.

После распада Османской империи в результате её поражения в Первой мировой войне конфликт между евреями-сионистами и арабским населением Палестины сводился, главным образом, к территориальным притязаниям обеих сторон на подмандатную Палестину. В ходе накаления ситуации во второй четверти XX века к геополитической составляющей добавились также религиозная и культурная, усиливающие межнациональную рознь [источник не указан 1484 дня] . В 1948 году соседние арабские страны объявили войну вновь созданному еврейскому государству. Таким образом, конфликт вышел за пределы Палестины и перерос в конфликт между Израилем и всеми остальными арабскими государствами в регионе. С подписанием мирного договора с Египтом (в1979 году) и с Иорданией (в 1994 году) число враждебных Израилю государств сократилось. В рамках крупномасштабного арабо-израильского конфликта принято выделять региональный Палестино-израильский конфликт, обусловленный, в первую очередь, столкновением территориальных интересов евреев и арабов, проживающих в Палестине. В последние годы именно этот конфликт является источником политической напряжённости и открытых вооружённых столкновений в регионе.

Палестинская проблема является одной из «пороховых бочек», которая может взорвать весь регион. Уже сейчас Израиль находится в весьма сложном положении, имея не только традиционных уже противников, но и постоянную тенденцию к ухудшению отношений с Египтом и Турцией. Кроме того, со стороны ООН и из Западной Европы регулярно раздаются призывы признать Палестинское государство. Вскоре Израиль может оказаться в полной изоляции, особенно опасной, если Соединенные Штаты будут решать только свои проблемы и «забудут» своего союзника.

Во-первых, надо отметить, что Палестина – это географическое понятие, историческая географическая область на Ближнем Востоке, которая охватывает примерно территорию современных Израиля, Сектора Газа, Голанских высот, Западного берега реки Иордан и части Иордании. Это название происходит от слова «Филистия», земля заселённая племенами филистимлян-финикийцев (древний народ мореплавателей, купцов и воинов). Кроме того, эту землю называли «Ханаан», «Сирия Палестинская».

Во-вторых, палестинские арабы, как и евреи, не являются коренным населением этой территории, через которую прошла масса племён и народностей. Семиты (арабы и евреи) имели общую прародину – степи и пустыни Аравии. Словосочетание «палестинский народ», которое используют арабы – это глупость, вроде «кавказского народа». «Палестинцем» можно назвать любого обитателя этой географической территории – араба, еврея, черкеса, грека, русского и так далее. Нет ни «палестинского языка», ни «палестинской культуры». Арабы говорят на диалекте арабского языка («сирийский» диалект). На этом же языке говорят арабы Сирии, Ливана и Королевства Иордания. Таким образом, надо уяснить, что арабы не «коренной народ», «туземцы», земли которых поработили «коварные евреи». Они такие же пришельцы, как и евреи. Арабы-палестинцы не имеют больше прав на эти земли, чем евреи.

В-третьих, никакого особого «палестинского арабского государства» не было, его никто не «оккупировал». С древнейших времён в Палестине существовали города-государства, жили различные племена, народности, территория входила в состав различных империй древности. Во времена «семитизации» Ближнего Востока арабы не создали своих государств.

Госуда́рство Палести́на (араб. دولة فلسطين ‎‎, англ. State of Palestine ) [5] в настоящее время находится в процессе создания. Предусматривается формирование палестинского государства на части территории Западного берега, сектора Газа и Восточного Иерусалима. Существуют различные предложения по созданию Палестинского государства в зависимости от мнения о палестинской государственности, а также различные определения Палестины как территории.

Провозглашение Государства Палестина состоялось 15 ноября 1988 года в Алжире на сессии Палестинского национального совета (высшего совещательного органа Организации освобождения Палестины). С 1994, когда в соответствии с базовыми соглашениями палестино-израильских переговоров от 13 сентября 1993 в Осло была создана Палестинская автономия, руководство ООП соблюдает своего рода мораторий на независимость Палестины и официально именует себя Палестинской национальной администрацией. В то же время дипломатические представительства ООП действуют под вывеской посольств Государства Палестина.

Фактически Палестина по сегодняшний день не обладает реальным суверенитетом. Государственные структуры сформированы только частично (например, нет армии, хотя есть многочисленная полиция и при этом активно действуют всевозможные полувоенные организации). Значительная часть территории Западного берега реки Иордан и Восточный Иерусалим контролируются израильской армией. Сектор Газа и Западный берег реки Иордан представляют собой два анклава, разделённые территорией Израиля, первый контролируется сторонниками ХАМАС, а второй — ФАТХ. Организации находятся в состоянии вооружённого конфликта между собой. В каждом анклаве образовано своё правительство.

Содержание

Международно-правовое признание

Государство Палестина официально признано примерно сотней стран [6] , включая Россию, и входит в состав Лиги Арабских Государств, но не имеет статуса полноправного члена ООН, поскольку не признано некоторыми государствами-постоянными членами Совета Безопасности ООН: (США, Великобританией и Францией), а также большинством стран Евросоюза и Японией.

В связи с провозглашением «палестинской интифады» 9 декабря 1988 года Генеральная Ассамблея ООН в своей резолюции 43/177 от 15 декабря 1988 года приняла к сведению заявление Исполкома ООП от 13 декабря 1988 года о провозглашении Государства Палестина Национальным Советом Палестины, подтвердив резолюцию 181 (II) от 1947 года о разделе Палестины на два государства, а также резолюцию Совбеза ООН 242 1967 года об их границах, и постановила впредь именовать делегацию ООП, имеющую в ООН статус наблюдателя, делегацией Палестины «без ущерба для статуса наблюдателя и функций ООП в системе ООН». [7] Для полноправного членства в ООН как государству Палестине необходимо получение согласия всех постоянных членов Совета безопасности.

В марте 2002 года Совбез ООН, ссылаясь на свои предыдущие резолюции, в частности на резолюции 242 1967 года и 338 1973 года, подтвердил новой резолюцией 1397 (2002), что ООН стремится к созданию в регионе Палестины двух государств, Израиль и Палестина, которые бы жили бок о бок в пределах безопасных и признанных границ. [8] Следует отметить, что проект данной резолюции был представлен делегацией США, а постоянный представитель Израиля при ООН Иегуда Ланкри выразил по этому поводу своё удовлетворение. [9]

Начиная с Летних Олимпийских игр 1996 года Международный олимпийский комитет признал обособленный Палестинский Олимпийский Комитет и Палестинскую команду.

С 1998 года, мировое руководство футбола ФИФА признало Палестинскую национальную футбольную команду как отдельный объект. 26 октября 2008 года Палестина сыграла свой первый матч у себя дома со счётом 1-1 против Иордании на Западном берегу.

Историческая справка

При распаде Османской империи после Первой мировой войны победившие европейские государства разделили многие из ее составляющих областей в политические единицы — согласно мандатам Лиги Наций — для их собственных целей, и, до намного меньшей степени, согласно соглашениям, которые были достигнуты с другими заинтересованными сторонами. На Ближнем Востоке Сирия (включая Османский автономный христианский Ливан и окружающие территории, которые стали Ливанской Республикой) перешла под французский контроль, в то время как Месопотамия, и Палестина (включая Трансиорданию) были переданы Англии.

Большинство этих территорий достигло независимости в течение следующих трех десятилетий без больших затруднений, хотя в небольшом количестве режимов, колониальное наследство продолжалось предоставлением исключительных прав на продажу и добычу нефти и сохранением вооруженных сил, чтобы защитить их. Однако, случай Палестины оставался проблематичным.

После войны возникли два новых движения, основанные на Европейском национализме: Арабский национализм, который основан на культурной общности всех арабских народов, и Панарабизма, который призывает к созданию объединенного государства для всех арабов.

История создания

Период Британского мандата

План ООН 1947 года

Арабо-израильская война 1948—1949 годов

Шестидневная война

6 июня 1967 года ЦАХАЛ разгромил египетские войска удерживающие сектор Газа и заставил их отступить вглубь Синайского полуострова.
7 июня иорданские войска были отброшены Израилем за реку Иордан.
Так, захватив Газу и западный берег реки Иордан, Израиль, сам в тот момент не осознавая, создал первые предпосылки к созданию будущего палестинского государства.

ООП и Палестинское государство

30 марта 1989 на 20-й сессии Палестинского национального совета в Тунисе было утверждено решение Центрального совета Палестины об избрании Ясира Арафата президентом Государства Палестина [1].

13 сентября 1993 года Ясир Арафат и премьер-министр Израиля Ицхак Рабин после длительных переговоров подписали в Вашингтоне «Декларацию принципов о временных мерах по самоуправлению» (так называемое «соглашение Осло-1»), по условиям которого палестинцы признавали за Израилем право на существование, а Израиль принимал на себя обязательства содействовать поэтапному созданию Государства Палестина, первым шагом к которому являлось образование Палестинской автономии на части территорий, оккупированных Израилем. Соглашение предусматривало переходный период, не превышающий 5 лет, в течение которого должна была быть достигнута окончательная договорённость об урегулировании . Отсчёт переходного периода начался с Каирской Декларации «Газа-Иерихон» от 4 мая 1994 [2].

На 20-й сессии Центрального совета Палестины, проходившей в Тунисе 10-12 октября 1993, было дано поручение исполкому ООП сформировать Совет Палестинской национальной администрации на переходный период, а Ясир Арафат был избран президентом ПНА [3].

4 мая 1994 года в официальном письме Ицхаку Рабину [4] Ясир Арафат обязался после прибытия на палестинские территории не использовать титул «Президент (араб.:раис) Палестины», а именовать себя «Председателем (араб.: раис) Палестинской администрации» или «Председателем ООП». В совместных российско-палестинских дипломатических документах последних лет также упоминается Палестинская национальная администрация, а не Государство Палестина.

28 сентября 1995 в Вашингтоне было заключено Временное соглашение между ООП и Израилем по Западному берегу и сектору Газа («Осло-2»), предусматривавшее, в частности, избрание Палестинского законодательного совета в составе 82 человек на пятилетний переходный период.

В конце апреля 1999 палестинское руководство приняло решение не провозглашать независимость в одностороннем порядке 4 мая 1999 — в день окончания переходного периода.

4 сентября 1999 в египетском городе Шарм-эль-Шейх Эхуд Барак и Ясир Арафат подписали Меморандум, предусматривавший достижение договорённости об окончательном статусе палестинских территорий к сентябрю 2000.

После создания Палестинской автономии проект «Государство Палестина» был в некотором смысле «заморожен». Об этом свидетельствует и тот факт, что в августе 2000 Ясир Арафат заявил о намерении провозгласить независимость Палестины заново 13 сентября того же года (по истечении 7 лет со дня подписания Вашингтонской «Декларации принципов…»). Россия и США призвали палестинцев не делать этого до урегулирования территориального спора с Израилем, и 9-10 сентября на сессии в Газе Центральный совет Палестины отложил решение вопроса о независимости до 15 ноября, а потом и вовсе на неопределённый срок — из-за начавшейся 29 сентября 2000 Интифады аль-Акса.

28 января 2001 в Табе (Египет) была достигнута предварительная палестино-израильская договорённость об окончательном урегулировании, включая проблему Иерусалима и беженцев, но в связи с тем, что 8 февраля 2001 на прямых выборах израильского премьер-министра Ариэль Шарон нанёс поражение действующему премьер-министру Эхуду Бараку, переговоры с палестинцами не были возобновлены.

23 ноября 2008 Центральный совет ООП переизбрал Махмуда Аббаса президентом Государства Палестина на новый срок.

Границы



Согласно резолюции 181 Генеральной ассамблеи ООН от 29 ноября 1947 года о разделе британской мандатной территории Палестина на её территории должны были быть созданы два независимых государства — еврейское (Государство Израиль) и арабское, а также Большой Иерусалим — территория, подконтрольная ООН. Каждое из государств должно было состоять из трёх территорий, граничащих друг с другом лишь углами. Арабы отказались принять план ООН и не признали факт самопровозглашения еврейского государства. 15 мая 1948 года армии шести арабских стран: Ливана, Сирии, Саудовской Аравии, Трансиордании, Ирака и Египта вторглись на территорию, отведённую ООН будущему еврейскому государству, с севера, востока и юга. В результате арабо-израильской войны 1948 года около половины территорий, выделенных под арабское государство, а также Западный Иерусалим оказались под контролем государства Израиль. Остальные арабские территории, а также Восточный Иерусалим, оказались под контролем Иордании и Египта и оставались под их управлением до Шестидневной войны 1967 года, в результате которой Израиль захватил эти территории Палестины.

До начала 1980-х годов арабские государства (за исключением Египта) не признавали права государства Израиль на существование и поддерживали претензии палестинских арабов на территорию Израиля. Организация освобождения Палестины в конце 1980-х годов признала де-факто арабо-израильские границы по состоянию на 4 июня 1967 года. Победившее на парламентских выборах января 2006 года в Палестинской автономии движение «Хамас», в ряде стран признанное террористическим, до сих пор отвергает право Израиля на существование. Тем не менее, некоторые представители этого движения всё же считают возможным говорить о вероятности длительного перемирия в случае отхода Израиля к границам 1967 года, освобождения Израилем всех палестинских военнопленных и предоставления возможности беженцам вернуться на свои земли. Подобного мнения придерживаются и некоторые представители ФАТХ.

В частности, временный поверенный в делах Палестины в России Фаед Мустафа (представитель партии ФАТХ, проигравшей на парламентских на выборах в Палестинской Автономии в 2006 году, но удерживающией контроль над Западным берегом реки Иордан) утверждает: [10]

«
Это касается статуса Иерусалима, где позиция Палестины совпадает с точкой зрения международного сообщества: Восточный Иерусалим становится столицей Палестины, Западный — столицей Израиля. Это касается возвращения беженцев. Есть соответствующая резолюция Генассамблеи ООН 194 от декабря 1947 года, мы согласны с ней. Израилю остается только выполнить её — и вопрос будет решен. Если говорить коротко, то все зависит от воли Израиля - если Израиль прекратит оккупацию, разрешит эту главную проблему, думаю, все вопросы сразу решатся. »

Следует отметить, что интервью содержит неточности — по указанной резолюции Иерусалим переходит под контроль ООН, а не Палестины и Израиля (с чем Фаед, как видно из текста интервью, не согласен). Более того, с утверждением Фаеда не согласны как законно избранные представители Палестины от ХАМАС (не признающие Израиль вообще), так и представители израильского правительства.

Палестинцы вышли на улицы праздновать победу в Генассамблее ООН

29 ноября 2012 года Объединенные Нации сделали еще один шаг в направлении выполнения своего же изначального решения – создания и признания палестинского государства. Генассамблея ООН признала Палестину государством в статусе наблюдателя этой всемирной организации. Получили ли палестинцы то, что хотели?

Что именно признала Генассамблея

Палестина признана государством в статусе наблюдателя ООН. В принятой в четверг резолюции члены ГА ООН выразили надежду на то, что Совет Безопасности "положительно рассмотрит заявление, представленное 23 сентября 2011 года Государством Палестина, о приеме в полноправные члены Организации Объединенных Наций". "Генассамблея вновь подтверждает право палестинского народа на самоопределение и независимость в его Государстве Палестина на палестинской территории, оккупированной с 1967 года", – говорится в резолюции.

До настоящего времени статус государства-наблюдателя имел только Ватикан. Он обладает всеми правами страны-члена ООН, кроме права принимать участие в голосовании. При этом данный статус дает возможность государству вступать в международные организации, действующие под эгидой ООН, в том числе в Международный уголовный суд / МУС/.

Стало ли ближе урегулирование?

В Международном уголовном суде в Гааге Палестина сможет выдвигать обвинения в военных преступлениях против Израиля. Однако, как заявили палестинские дипломаты, они надеются, что эта победа в ООН ускорит переговоры с Израилем об урегулировании ближневосточной проблемы путем сосуществования двух независимых государств.

В Израиле же в этом совершенно не уверены. По словам израильских дипломатов в ООН, односторонние действия палестинцев будут иметь обратный эффект. США также утверждают, что палестинцам для обретения государственности сначала нужно добиться согласия на переговорах с Израилем. Как заявила в Вашингтоне в понедельник официальный представитель госдепартамента США Виктория Нуланд, урегулирование на Ближнем Востоке возможно лишь через прямые переговоры Израиля с ПНА. "Контрпродуктивной" назвала принятую ГА ООН резолюцию и постпред США при ООН Сьюзан Райс. Помимо Израиля и США, против признания Палестины голосовали Канада, Чехия, Панама и ряд крохотных островных государств – Микронезия, Науру, Палау, Маршалловы острова.

В свою очередь Россия поддержала палестинскую инициативу. После голосования в Генассамблее постпред РФ при ООН Виталий Чуркин сказал, что Россия получила заверения от палестинцев в том, что те "не будут использовать это событие для каких-либо попыток изолировать Израиль и будут стремиться к возобновлению палестино-израильских переговоров". По словам российского постпреда, Россия будет подталкивать стороны к диалогу и стараться активизировать "квартет" (Россия, США, ООН и Евросоюз) международных посредников ближневосточного урегулирования.

Независимость… от американских денег?

На палестинских территориях решение Генеральной Ассамблеи было встречено с восторгом. Палестинцы восприняли предоставление статуса государства-наблюдателя при ООН как "правильный, но недостаточный" шаг в сторону создания полностью независимого государства.

Однако, когда пройдет эйфория, руководству ПНА предстоит не только налаживание диалога с Израилем, но и решение других непростых проблем. Ведь американские законодатели еще до проведения голосования в ООН пригрозили прекратить финансовую помощь Палестинским территориям и даже закрыть офис Организации освобождения Палестины (ООП) в Вашингтоне. В настоящее время Соединенные Штаты являются самым крупным донором палестинцев.

Проблема, которую не решишь резолюциями

"Если в ООН случилось затишье, Генеральная Ассамблея ООН непременно соберется для обсуждения палестино-израильского противостояния" – такая невеселая шутка уже давно гуляет в кулуарах штаб-квартиры организации в Нью-Йорке. "Палестинский вопрос" стоит на повестке дня ООН практически со времени ее основания.

В ноябре 1947 года ГА ООН приняла резолюцию, согласно которой на территории Палестины рекомендовано было создать два государства – арабское и еврейское. Уже в мае 1948 года было провозглашено государство Израиль. Арабское государство так и не было создано. С 1967 года палестинские территории находятся под контролем Израиля.

Можно сказать, что ближневосточная проблема отнимает у ООН времени, ресурсов и сил, как ни одна другая проблема. Объединенными Нациями были одобрены сотни резолюций, в которых международное сообщество выражало "серьезную озабоченность" в связи с ситуацией в регионе палестино-израильского конфликта и призывало вернуть палестинцам их родину.

При этом США, пользуясь своим правом вето, заблокировали в Совете Безопасности ООН не менее 40 резолюций, критикующих действия Израиля. По данным Секретариата ООН, с 1947 года до окончания холодной войны более половины из 690 резолюций, принятых членами ГА ООН, касались ближневосточного конфликта. Однако они не способствовали урегулированию ситуации в регионе, так как не имеют силы международного закона и были проигнорированы Израилем, пользующимся поддержкой США.

Палестинцы вышли на улицы праздновать победу в Генассамблее ООН

Новый статус позволит этому государству обратиться в Международный суд в Гааге, чтобы выдвинуть обвинения в военных преступлениях против Израиля. Впрочем, палестинские дипломаты все же надеются, что "победа" в Генассамблее ускорит переговоры с Израилем об урегулировании ближневосточной проблемы путем сосуществования двух независимых государств.

До сих пор Палестина была представлена в ООН в качестве субъекта-наблюдателя. Радостное для палестинцев событие произошло в международный день солидарности с народом Палестины. Эта резолюция была принята после одобрения 138 из 193 стран-членов ООН, в то время как против получения Палестиной нового статуса проголосовали всего девять стран.

Новый статус позволит этому государству обратиться в Международный суд в Гааге, чтобы выдвинуть обвинения в военных преступлениях против Израиля. Впрочем, палестинские дипломаты все же надеются, что "победа" в Генассамблее ускорит переговоры с Израилем об урегулировании ближневосточной проблемы путем сосуществования двух независимых государств.

По ту сторону стены

Как многократно заявляли израильские дипломаты в ООН, односторонние действия палестинцев будут иметь обратный эффект. Вскоре после подведения итогов голосования Израиль обвинил палестинцев в нарушении двусторонних договоренностей и пообещал в ответ принять "соответствующие" меры, но пока не конкретизировал угрозу. Канцелярия главы израильского правительства назвала решение Генассамблеи "бессмысленным и ничего не меняющим в реалиях на местах".

Накануне голосования глава МИД Израиля Авигдор Либерман также обещал не оставить без ответа палестинский демарш, нарушающий, с точки зрения израильтян, основополагающий принцип двусторонних отношений — урегулирования взаимного конфликта путем прямых переговоров.

Мнения

США также утверждают, что палестинцам для обретения государственности сначала нужно добиться согласия на переговорах с Израилем. Как заявила официальный представитель госдепартамента США Виктория Нуланд, урегулирование на Ближнем Востоке возможно лишь через прямые переговоры Израиля с Палестиной. По словам государственного секретаря США Хиллари Клинтон, резолюция Генассамблеи ООН является "прискорбной и контрпродуктивной". Клинтон считает, что новый статус Палестины создает новые препятствия на пути к миру.

По словам президента Института Ближнего Востока РАН Евгения Сатановского, после голосования в Генассамблее у Палестины больше нет возможности мирного урегулирования конфликта с Израилем.

"Решать теперь, что именно будет происходить на палестинских территориях, будет армия. Она (ситуация на Ближнем Востоке) станет не просто хуже, это просто закрыло тему любых палестино-израильских мирных договоренностей. Все, после этого в любой момент, когда это будет необходимо, — военная операция, зачистка, изгнание палестинского руководства туда, откуда его израильтяне привезли — за границу, и контроль над территорией до того момента, пока не удастся найти тех, кому эту территорию можно передать со спокойной душой, нормальных лидеров Палестины", — считает эксперт.

В то же время, председатель Комитета Совета Федерации по международным делам Михаил Маргелов не исключает возможности возобновления переговоров между враждующими странами.

"Как известно, эти переговоры были прерваны два года назад, когда Палестина отказалась их вести "с нулевой точки" на фоне поселенческой деятельности Израиля. И Россия, которая поддерживает повышение статуса Палестины, считает, что решение Генассамблеи не может заменить переговорный процесс", — отметил Маргелов.

По словам Маргелова, вокруг ближневосточного конфликта накопилось "слишком много интересов", а события, происходящие в регионе, вносят в конфликт новые факторы, влияющие на позиции не только Израиля и Палестины, но и многих других стран.

Взгляд изнутри

Известный палестинский политик Мустафа Баргути не согласен с коллегами из других стран, называющих решение ГА ООН бессмысленным. Обретение Палестиной нового статуса, по его мнению, позволяет надеяться на возвращение палестинской проблематики в фокус международного внимания, подтверждает целевые параметры урегулирования, которые пытается торпедировать Израиль, расширяет арсенал средств борьбы с оккупацией, открывая перед палестинцами двери в специализированные учреждения ООН.

"Практическое значение велико. Во-первых, таким образом за территориями подтверждается статус оккупированных, а не спорных, как пытается повернуть Израиль. Во-вторых, у нас появляется возможность задействовать в отношении Израиля нормы четвертой женевской конвенции о защите населения оккупированных территорий", — сказал Баргути.


Государство Палестина было провозглашено 15 ноября 1988 года в городе Алжире на внеочередной сессии Национального совета Палестины. В качестве юридическо-правовой основы этого акта была объявлена резолюция Генеральной Ассамблеи ООН № 181 (II) от 29 ноября 1947 года о разделе Палестины на арабское и еврейское государства. Палестинская декларация о независимости имела символический характер, поскольку на тот момент Палестинский национальный совет не контролировал никакой территории.

При этом, 13 сентября 1993 года в результате Соглашений в Осло между Израилем и Организацией освобождения Палестины (ООП) была подписана Декларация о создании Временной Палестинской самоуправляемой администрации (ПНА).

Израиль и 54 государства-члена Организации Объединенных Наций (ООН) не признали его. Кроме того, Палестина является государством-наблюдателем в ООН с ноября 2012 года. Страны, не признавшие независимость государства Палестина, полагают, что вопрос о его создании должен быть решён лишь в результате прямых переговоров между Израилем и ПНА. Израиль обладает фактическим военным контролем над значительной частью даже той территории, где власть официально осуществляет Палестинская национальная администрация. При этом значительные территории на Западном берегу реки Иордан, а также Восточный Иерусалим являются предметом спора между израильтянами и палестинцами.

История вопроса

По результатам Первой мировой войны на Конференции в Сан-Ремо (1920) было принято решение об установлении на территории Палестины, до войны входившей в состав распавшейся Османской империи, режима управления Великобритании по мандату Лиги Наций. Помимо территории современного Израиля в состав Мандата входили территории современных Иордании, Иудеи и Самарии (Западного берега реки Иордан) и сектора Газа. Одной из целей мандата было «установление в стране политических, административных и экономических условий для безопасного образования еврейского национального дома».

В начале 1920-х гг. в рамках этого мандата Великобританией было создано зависимое от неё княжество Трансиордания, получившее около 3/4 от территории подмандатной Палестины. При этом, из мандатного соглашения были исключены пункты, разрешавшие евреям селиться на территории княжества. 25 мая 1946 года оно получило независимость.

За 25 лет британского управления оставшейся частью Палестины её население резко возросло: с 750 тыс. человек по переписи 1922 года, до около 1 млн. 850 тыс. человек по состоянию на конец 1946 года (прирост — почти 250 процентов). При этом, численность еврейского населения возросла с 84 тыс. в 1922 году до 608 тыс. в 1946 году (прирост — почти 725 процентов). Значительная часть этого прироста приходится на родившихся в Палестине, однако только легальная иммиграция дала прирост в 376 тыс. человек, а число нелегальных иммигрантов оценивается ещё в 65 тыс. человек, что в совокупности составляет 440 тыс. человек. Примерно 70-75 % еврейского населения проживало в таких городах, как Иерусалим, Яффа, Тель-Авив, Хайфа и в их пригородах. По окончании Второй мировой войны еврейское население Палестины составило 33 % по сравнению с 11 % в 1922 году.

Рост еврейского населения подмандатной Палестины сопровождался активным противодействием палестинских арабов, включающим террористические нападения и погромы, в результате, мандатные власти ограничивали иммиграцию евреев в Палестину. Таким образом, Великобритания оказалась вовлечена в арабо-еврейский конфликт, и в 1947 году её правительство заявило о своём желании отказаться от мандата, аргументируя это тем, что оно не способно найти решение, приемлемое для арабов и евреев.

Созданная незадолго до того Организация Объединённых Наций на Второй сессии своей Генеральной Ассамблеи 29 ноября 1947 года приняла Резолюцию № 181 о плане раздела Палестины на арабское и еврейское государства с предоставлением особого статуса району Иерусалима под управлением ООН. В отличие от руководства еврейского ишува, принявшего резолюцию, Верховный арабский комитет Палестины и Лига арабских государств (ЛАГ) в целом, её отвергли.

14 мая 1948 года, в день окончания Мандата, было провозглашено создание Государства Израиль, а 15 мая началось вторжение в Палестину регулярных частей армий пяти стран ЛАГ с целью уничтожения нового еврейского государства и, согласно декларации ЛАГ при вторжении, для защиты арабского населения и создания в Палестине «единого (арабского) государственного образования», «где все жители будут равны перед законом».

В результате этой войны арабское государство создано не было, Израиль увеличил территорию, планировавшуюся под создание еврейского государства, Иерусалим был разделен между Трансиорданией и Израилем, Сектор Газа и весь Западный берег реки Иордан перешли под контроль соответственно Египта и Трансиордании.

В сентябре 1948 года Лигой арабских государств в Газе было создано Всепалестинское правительство в изгнании. При этом, в декабре того же года на Иерихонской конференции король Трансиордании Абдалла ибн Хусейн был провозглашён «королём арабской Палестины». На конференции, призвавшей объединить арабскую Палестину и Трансиорданию, Абдалла объявил о своем намерении аннексировать Западный берег реки Иордан. Несмотря на возражения других членов ЛАГ, в 1950 году Абдалла в одностороннем порядке аннексировал Западный берег реки Иордан, включая Восточный Иерусалим, после чего Трансиордания была переименована в Иорданию.

Противоречия между Иорданией, Египтом и другими членами ЛАГ привели к тому, что вопрос о создании арабского государства в Палестине практически был снят с повестки дня, а большая часть территории, выделенной ООН под его создание, была разделена между Иорданией и Египтом вплоть до их поражения в Шестидневной войне (1967), когда она перешла под контроль Израиля.

«Всепалестинское правительство» в Газе было распущено Насером в 1959 году после политического объединения Египта и Сирии.

Позиция Израиля

Израиль считает, что Государство Палестина в действительности не существует по следующим причинам:

  • у заявленного государства отсутствуют определённая территория и действующее на ней эффективное правительство. Палестинская национальная администрация (ПНА) во главе с Махмудом Аббасом не контролирует ни сектор Газа, находящийся под властью радикального движения ХАМАС, ни Западный берег реки Иордан, около 60 процентов территории которого контролируются Израилем.
  • Остаются неясными вопросы с населением этого гипотетического государства. Палестинское руководство, претендуя на то, чтобы представлять интересы всех палестинцев, в то же время отказывается предоставлять гражданские права палестинским беженцам, в том числе живущим в секторе Газа и на Западном берегу реки Иордан.
  • Израиль ставит под сомнение, что палестинское руководство признаёт международные законы, соблюдает права человека и стремится к миру, что является необходимым условием принятия в ООН ПНА как государства.

Международно-правовое признание

Государство Палестина официально признано большинством государств мира, входит в состав Лиги Арабских Государств, но не признано большинством стран Евросоюза, Японией и некоторыми другими государствами.

Государство Палестина не имеет статуса полноправного члена ООН, поскольку не признано 3 государствами-постоянными членами Совета Безопасности ООН (США, Великобританией и Францией). Чтобы занять место в ООН, страна должна иметь поддержку 2/3 государств — членов ООН (в настоящее время это означает необходимость поддержки со стороны 129 из 193 государств) при голосовании в Генеральной Ассамблее ООН с предварительным одобрением своего членства в СБ ООН, в частности, необходимо отсутствие вето какого-либо постоянного члена Совета Безопасности.

Последовательность событий

В мае 1964 года Палестинский национальный совет (НСП) направил официальное уведомление Генеральному секретарю ООН о создании Организации освобождения Палестины (ООП). В октябре 1965 года некоторые арабские государства просили дать разрешение для делегации ООП присутствовать на заседаниях Специального политического комитета, и было решено, что она может представлять свои заявления, не подразумевая признание ООП. С 1963 по 1973 гг. ООП участвовала в обсуждениях Комитета по пунктам повестки дня Ближневосточного агентства ООН для помощи палестинским беженцам и организации работ (БАПОР).

В 1974 году, согласно резолюции Генеральной Ассамблеи 3237, ООП получила статус наблюдателя в ГА ООН.

2 апреля 1986 года ООП получила полноправное членство в группе азиатских государств ГА ООН.

15 декабря 1988 года Генеральная Ассамблея ООН в своих резолюциях 43/176 и 43/177, «учитывая продолжающуюся с 9 декабря 1988 года» палестинскую интифаду и подтвердив резолюцию 181 (II) от 1947 года о разделе Палестины на два государства и резолюцию Совбеза ООН 242 1967 года, приняла к сведению заявление Исполкома ООП от 13 декабря 1988 года о провозглашении Государства Палестина Национальным Советом Палестины, и постановила впредь именовать делегацию ООП, имеющую в ООН статус наблюдателя, делегацией «Палестины» «без ущерба для статуса наблюдателя и функций ООП в системе ООН».

В мае 1989 года Алжир, Индонезия, Мавритания, Нигерия и Сенегал обратились в ЮНЕСКО с просьбой признать статус Палестины как государства в этой организации. Такой статус руководством ЮНЕСКО в тот раз признан не был. Осенью 2011 года, однако, Палестина была принята в состав ЮНЕСКО.

В июле 1998 года Генеральная Ассамблея приняла новую резолюцию (52/250), наделившую «Палестину» дополнительными правами и привилегиями, включая право на участие в общих прениях, проходящих в начале каждой сессии Генеральной Ассамблеи, право на ответ, право на соавторство в резолюциях и право выступать во время обсуждения палестинского и Ближневосточного вопросов. Согласно этой резолюции, «место Палестины должны располагаться сразу же после не являющихся членами и перед другими наблюдателями». Эта резолюция была принята путём голосования 124 голосами «за», 4 против (Израиль, Маршалловы Острова, США, Федеративные Штаты Микронезии) и 10 воздержавшихся.

В сентябре 2010 года, выступая на сессии ГА ООН, президент США Б. Обама заявил, если удастся разрешить арабо-израильский конфликт, «независимое палестинское государство через год может войти в состав ООН».

В апреле 2011 года «Управление ООН по координации ближневосточного мирного процесса» в своём докладе заявило о готовности ПНА стать правительством независимого государства.

29 ноября 2012 года по итогам голосования (138 голосов «за», 9 — «против», 41 страна воздержалась) ГА ООН «предоставила Палестине статус государства-наблюдателя при Организации Объединённых Наций, не являющегося её членом, без ущерба для приобретенных прав, привилегий и роли Организации освобождения Палестина в Организации Объединённых Наций как представителя палестинского народа согласно соответствующим резолюциям и практике».

К 29 ноября 2012 года Государство Палестина признали 132 государства-члена ООН.

Государства, признающие независимость Государства Палестина

Государства — члены ООН

На 31 июля 2019 года независимость Государства Палестина признали 138 государств — членов ООН (71,5 %), а также Ватикан (Святой Престол), являющийся наблюдателем в ООН, и САДР. Признание нового государства, согласно традиционной практике в международных отношениях, как правило, сопровождается установлением с ним дипломатических отношений.

Следует также отметить, что некоторые государства (помечены в статье *) заявили о поддержке претензий и о праве (признав границы) Государства Палестина на установление границ 4 июня 1967 года — то есть на Сектор Газа, весь Западный берег реки Иордан и Восточный Иерусалим.

Полужирным шрифтом отмечены государства — постоянные члены Совета Безопасности ООН.

Отдельными цветами отмечены страны, не признающие государство Израиль, и не имеющие / прервавшие с ним дипломатические отношения (см. Внешняя политика Израиля).

Такие государства, как Чехия и Вануату, несмотря на формальное признание Государства Палестина, проголосовали в октябре 2011 года против её принятия в ЮНЕСКО.

Примечания к таблице

Примечания к государствам:

Примечания к государствам_2:

Наблюдатели ООН

Частично признанные государства

Позиция других государств

Ныне несуществующие государства, признававшие независимость

Ряд ныне несуществующих государств в своё время также признавали независимость Государства Палестина.

Отношения с международными организациями

Организация освобождения Палестины и Палестинская национальная администрация представлены в различных международных организациях, как член, ассоциированный член или наблюдатель. Из-за противоречивости в источниках, в некоторых случаях невозможно отличить участие представителей ПНА, ООП в качестве представителя палестинского государства или представителя ООП в качестве негосударственных лиц.

Кроме того Палестинская национальная администрация участвует в либерализации торговли:

  • имеет таможенный союз с Израилем
  • имеет соглашение о свободной торговле с, ЕС, ЕАСТ и др.
  • включена в соглашение о свободной торговле между Соединенными Штатами и Израилем
  • участвует в Большой арабской зоне свободной торговли и Совете арабского экономического единства
  • в переговорах по соглашению о свободной торговле с Меркосур

Организация освобождения Палестины и Палестинской национальной администрации совместно принимают участие в следующих международных договорах о транспорте на территории арабского Машрика: дорожных, железнодорожных и морских.

Лига арабских государств

Государства Палестина в настоящее время является членом Лиги арабских государств. Организация освобождения Палестины была представлена там с 1964 года, в качестве полноправного члена с 1976 года. После 1988 года Декларации о государственности, его статус был повышен до полноправного членства под названием «Государство Палестина» с Председателем Организации освобождения Палестины, выступающей в качестве «президента государства Палестина».

Организация Исламского сотрудничества

Государства Палестина в настоящее время является членом Организации Исламского сотрудничества. ООП является полноправным членом с 1969 года. После провозглашения Декларации о государственности 1988 года, её статус был повышен до полноправного членства под названием «Государство Палестина». Она является членом также и Исламского банка развития — международного финансового учреждения, созданного государствами-членами ОИК.

Представительство в ООН

Дипломатические отношения с другими государствами

Многие международно-признанные государства имеют дипломатические отношения с Палестинской администрацией, в некоторых из них действуют посольства Государства Палестина, ряд из них открыли или открывают свои дипломатические представительства при ПНА.

Дипломатические представительства Государства Палестина

Во многих государствах, признавших независимость Государства Палестина открыты различные дипломатические представительства и посольства Государства Палестина, например:

Дипломатические представительства Палестинской администрации

Палестинская национальная администрация имеет дипломатические миссии в следующих государствах, например:

Дипломатические миссии государств при Палестинской национальной администрации

В свою очередь некоторые многие государства, имеющие отношения с ПНА, также имеют дипломатические миссии при ПНА.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: