Являются ли государственные гражданские служащие субъектами трудового права

Обновлено: 26.04.2024

Конституционный суд РФ запретил увольнять госслужащих в том случае, если они не согласны с перераспределением обязанностей и понижением в должности.

Положения ФЗ "О государственной гражданской службе РФ" признаны не противоречащими Конституции России, поскольку они "не предполагают изменения по инициативе представителя нанимателя существенных условий заключенного с гражданским служащим служебного контракта" при внесении изменений в штатное расписание.

Однако дело заявительницы Ларисы Зарубиной при этом подлежит пересмотру - решил главный суд страны.

С жалобой в высшую юридическую инстанцию России Лариса Зарубина обратилась потому, что ей фактически предложили понижение в должности.

С 2008 года она занимала должность референта департамента бюджетной политики в отраслях социальной сферы и науки Министерства финансов РФ.

Но в 2019 году этот департамент был реорганизован. Должность Зарубиной сократили, ей предложили другую вакансию со сходными функциями, однако она от предложения отказалась. Аргументы заявительницы Ларисы Зарубиной были таковы.

Ее новая работа относилась бы к ведущей группе должностей, в то время как прежняя - к главной группе. То есть налицо было явное понижение статуса, а возможно, и зарплаты.

Из-за несогласия с условиями служебного контракта трудовой договор с Ларисой Зарубиной расторгли и оспорить это решение в судах, а также получить компенсацию за вынужденный прогул бывшей сотруднице минфина не удалось.

По мнению заявительницы Зарубиной, суды приравняли основание увольнения гражданского служащего в случае письменного отказа от замещения иной должности в связи с существенным изменением условий контракта к другому основанию - отсутствие согласия на замещение иной должности.

"Такое толкование приводит к неопределенности правовых норм, не способствует их единообразному пониманию всеми правоприменителями, допускает возможность произвольного применения данных положений закона, что не соответствует статье 19 Конституции РФ", - указала Зарубина в жалобе, имея в виду запрет различного отношения к гражданам, находящимся в одинаковом положении.

Судьи Конституционного суда РФ, принимая решение, отметили, что в деле Ларисы Зарубиной произошло смешение понятий. Однако это не связано с конституционностью нормы.

- Истолкование оспариваемых законоположений как позволяющих расценивать отсутствие согласия гражданского служащего на замещение вновь созданной должности гражданской службы в качестве его письменного отказа приводит к недопустимому смешению правил. И, как следствие, к выбору основания увольнения, не согласующегося с фактическими обстоятельствами, а тем самым - и к нарушению не только указанных конституционных предписаний, но и конституционных прав этого гражданского служащего, предусмотренных статьей 37 (часть 1) Конституции РФ, - указал КС РФ.

Статья 14. Основные права гражданского служащего

1. Гражданский служащий имеет право на:

1) обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей;

2) ознакомление с должностным регламентом и иными документами, определяющими его права и обязанности по замещаемой должности гражданской службы, критериями оценки эффективности исполнения должностных обязанностей, показателями результативности профессиональной служебной деятельности и условиями должностного роста;

3) отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков;

4) оплату труда и другие выплаты в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом;

5) получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей, а также на внесение предложений о совершенствовании деятельности государственного органа;

6) доступ в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение должностных обязанностей связано с использованием таких сведений;

7) доступ в установленном порядке в связи с исполнением должностных обязанностей в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации;

8) ознакомление с отзывами о его профессиональной служебной деятельности и другими документами до внесения их в его личное дело, материалами личного дела, а также на приобщение к личному делу его письменных объяснений и других документов и материалов;

9) защиту сведений о гражданском служащем;

10) должностной рост на конкурсной основе;

11) профессиональное развитие в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;

(в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 29.07.2017 N 275-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

12) членство в профессиональном союзе;

13) рассмотрение индивидуальных служебных споров в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;

14) проведение по его заявлению служебной проверки;

15) защиту своих прав и законных интересов на гражданской службе, включая обжалование в суд их нарушения;

16) медицинское страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом и федеральным законом о медицинском страховании государственных служащих Российской Федерации;

17) государственную защиту своих жизни и здоровья, жизни и здоровья членов своей семьи, а также принадлежащего ему имущества;

18) государственное пенсионное обеспечение в соответствии с федеральным законом.

2. Гражданский служащий вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов.


Государственная служба — это трудовой деятельности, заключающийся в практическом осуществлении государственных функций. Виды государственной службы: военная служба и правоохранительная служба. Правоотношения в системе государственно службы требуют регулирования законами в аспекте трудового права. Эффективная мотивация труда связана с формой труда.

Люди, которые работают в других трудовых отраслях, подвержены другими мотивациями, чем экономисты, а военные далеки от мотивов государственных служащих. Поэтому нужно разобрать подходящих методы мотивации в отличия труда государственных служащих от труда в других сферах.

В России в 90-е г. XX в начали отделять госслужащих в отдельную категорию рабочих с точки зрения правового статуса. Это обуславливается тем, что в советский период все трудоспособное население, были работниками, которые наняты государством прямо или косвенно. Только с началом в России политических и экономических преобразований произошли изменения в системе государственных служащих в особую правовую категорию.

Занятые в других трудовых сферах граждане работают «на себя», в то время как государственный служащий работает во «благо» государству, но и, исполняет государственные функции, обделяет себя в профессии, воплощает волю государства, а не свою собственную. В отличие от других граждан, ограничиваются не только его конституционные права, но и другие личные права и свободы. Например, существуют запреты на получение дополнительного заработка в других трудовых сферах, то есть на занятие другой оплачиваемой деятельностью, особенно нельзя заниматься предпринимательской деятельностью. Согласно действующему законодательству государственному служащему нельзя выполнять иную оплачиваемую работу, кроме научной, медицинской, преподавательской и творческой деятельности. Педагогическая, медицинская, научная и творческая деятельность здесь в расчет браться не может, так как она мало оплачивается и служит, в основном, удовлетворению творческих потребностей. В такой ситуации заработная плата госслужащего принимает особое значение.

Другим важными ограничением был запрет государственным служащим на участие в забастовках, в митингах в том числе в забастовках с целью защиты своих профессиональных прав. Ввиду того, что право на забастовку есть прекращение работы работниками отдельного предприятия, группы предприятий, отрасли одно из главных и законных средств, с помощью которых работники и их предприятия могут осуществлять и отстаивать свои социальные и экономические мнения. Такие ограничения прав и свобод в интересах занятых в государственной службе требуют вознаграждения, которые должны включать в себя комплекс мер, направленных:

1. на вознаграждение ограничений, обусловленных характером деятельности;

2. на реализацию социальных ожиданий, в основу профессионального выбора государственного служащего;

3. на устранение факторов, мешающих его служебной деятельности. Под этим могут рассматриваться меры по соединению частных интересов служащих с интересами службы.

При трудоустройстве на работу государственный служащий обязан предоставить полное сведения о доходах и имуществе на данное время. Такие требования, предшествуют при приеме на государственную службу, не принята в других трудовых деятельностях. Например, в банковской сфере изучается уголовное и политическое прошлое кандидата, а в сфере торговли и в других сферах — заслуги и успехи, но ни как не материальное положение человека.

Отличительная черта деятельности госслужащего состоит в следующем:

- государственные служащие непосредственно материальных ценностей не создают, но в то же время обеспечивают условия их нормального производства. Каждый госслужащий является вспомогательной частью для производства материальных благ;

- предметом труда является информация, которая в то же время выступает и средством воздействия на управляемых;

- права — все государственные служащие воздействуют на людей посредством исходящей от них информации, облаченной в форму актов, постановлений, приказов, законов и пр. документов, обязательных к выполнению соответствующими группами частных лиц или организаций. Особенность состоит в том, что эти права не могут быть использованы в собственных целях;

- государственные служащие занимают должности в государственных сферах, что означает, что они работают в государственных интересах, выполняя волю тех государственных органов, которые оплачивают их труд;

- оплата работы, которую получают государственные служащие, осуществляется из государственного бюджета;

- государственный служащий действует от имени государства или государственного органа со всеми вытекающими последствиями;

- государственные служащие выполняют свои деятельность на профессиональной и компетентной основе, а поэтому может занять свою должность только после соответствующих процедур, подтверждающей его опыт, навыки, знания.

Законодательство не разрешает государственным служащим заниматься предпринимательской деятельностью, оказывать содействие предпринимательским сферам, заключать с ними сделки, получать вознаграждение от других лиц за выполнение или невыполнение должностными лицами своих служебных обязанностей; заставлять их представлять декларации о доходах при назначении на должность, совершении имущественных сделок на сумму, превышающую стократную минимальную заработную плату, установленных федеральным законом, ценные бумаги, облигации, акции по которым может быть получен доход. В соответствии с законодательством нарушение правил государственных служащих, непредставление ими декларации о доходах или умышленное представление в ней недостоверной информации влечет снятие с назначенной должности.

Предвкушение государственных служащих в первую очередь связаны с удовлетворением потребностей — стремление к профессиональному росту по карьерной лестнице, уважению, получение достойных материальных благ. При этом остаются за пределами поля их внимания, но, должны удовлетворяться на достаточно высоком и достойном уровне. Они должны зависеть от общего благосостояния населения района, города, области, региона, республики, т.п. В этом проявлением, наряду с поднятием статуса государственной службы, видны проблема профессионального и личностного роста государственных служащих. Причем явно прослеживаются две стороны этого вопроса:

1) карьера служебная, то есть повышение профессионального и должностного статуса, связанное с расстановкой кадров;

2) карьера профессиональная, то есть профессионально-квалификационное развитие, связанное с обучением, желанием делать более сложную работу.

Различают четыре вида служебных направления госслужащих: на характер работы, на условия работы, на вознаграждение, на карьеру.

В жизни эти типы направления сочетаются в различных в видах. Для достижения максимальной эффективности отдачи труда нужно использовать конкретную направленность.

Удовлетворенность работой у госслужащих почти не существует с точки зрения первичных потребностей, точнее, эта деятельность остается в тени. Чаще всего их мотивация учитывается с точки зрения вторичных потребностей, в данном случае более существенных потребностей. Государственные служащие нанимаются не просто на заработную плату, а чтобы служить наивысшим национальным интересам. Деньги, роскошь для таких людей — не главное. Мотивация государственных служащих не должна ограничиваться их материальным обеспечением, но должна учитывать их психологий интерес, самоуважение и признание со стороны коллег, начальства, общества в целом. Здесь возникает первоочередная проблема создания положительного, делового стиля государственной службы на основе правдивой и оперативной информации. Денежное вознаграждение государственного гражданского служащего, будучи оплатой его трудовых возможностей, является составной частью системы зарплаты трудового права, исходя из прошедшего периода развития денежного содержания госслужащих, беспрерывно связанной с историей развития зарплаты, а также из того, что Закон о государственной гражданской службе предусматривается понятиями, присущими системе зарплаты в трудовом праве. У денежного содержания госслужащего одна правовая природа с зарплатой, одинаковые функции и гарантии. Многие пробелы в законодательстве о денежном содержании госслужащих восполняются при помощи норм трудового законодательства. Денежное содержание, как и зарплата, выплачивается систематически за производимую служебную деятельность. Денежное содержание, как и зарплата, делится на основную и дополнительную части. Вычеты из вознаграждения за труд государственного гражданского служащего возможны лишь по основаниям, указанным в Трудовом кодексе Российской Федерации. Материальное вознаграждение является основой, предопределяющим мотивом поведения государственного служащего, поэтому, материальные стимуляторы должны играть главную роль в мотивации труда государственных служащих. Например, статья 23 «Поощрение государственных служащих» говорит о единовременном денежном поощрении, которое выплачивается за выполнение служебных заданий особой важности или сложности. Такое поощрение, в зависимости от его размера, может подвигнуть служащего к проявлению своих лучших черт. Такую законодательно предусмотренную социальную и материальную поддержку имеет далеко не каждый негосударственный рабочий. Для рабочих в коммерческих сферах, такое просто невозможно. Так скажет любой опытный менеджер любой коммерческой организации, рассматривая обогащенный набор мотивационных механизмов, созданный для государственных гражданский служащих. В это время уровень активности рабочих намного выше, чем в государственных учреждениях. В чем причина такой разницы? Дело в том, что наличие мотивационных механизмов не предопределяет их эффективного использования руководителями государственных структур, которые являются объектами тех же мотивационных механизмов, которыми они благополучно не используют. Какие же методы мотивации предлагает современное государство для государственных гражданских служащих?

В России, в послереволюционное время у номенклатуры был очень мощный мотивационный фактор объединять, повышать свою значимость для того, чтобы не отпустится в «обычный» рабочий класс или же в крестьянство, избежать изнуряющего физического труда, не лишиться легко создаваемых силами «рабочего класса» льгот и преимуществ, магазины специального обслуживания, льготы на жилье, пособия и выплаты. На сегодняшний момент, служба в государственных органах власти всего лишь один из видов труда, к тому же, не особенно вознаграждаемый, и поэтому мотивация и стимулирования его труда требует тщательного подхода.

1. Корнийчук Г. А. Государственные служащие. Особенности регулирования труда государственных служащих РФ. — М.: Альфа-Пресс, 2006. — 109с.

2. Полетаев Ю. Н. Правовое положение государственных гражданских служащих в сфере труда. — М.: Городец, 2005. — 192с

3. О государственной гражданской службе в Российской Федерации: федер. закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2004. — N 31. — ст. 3215.

Основные термины (генерируются автоматически): служащий, государственная служба, время, денежное содержание, денежное содержание госслужащих, предпринимательская деятельность, рабочий класс, Россия, система зарплаты, творческая деятельность.


Согласно статье 13 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданский служащий — это гражданин Российской Федерации, принявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы [1]. В связи с этим, каждый государственный гражданский служащий, как гражданин Российской Федерации, обладает всеми правами и свободами, которые гарантируются ему Конституцией Российской Федерации.

Для осуществления своей служебной деятельности государственные гражданские служащие наделяются также служебными правами. Служебные права государственного гражданского служащего можно разделить на общие и специальные.

Общие, основные служебные права государственных гражданских служащих устанавливаются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, в частности, Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», законами субъектов Российской Федерации, например, законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 29 марта 2005 года № 26-ЗАО «О государственной гражданской службе Ямало-Ненецкого автономного округа, и иными нормативно правовыми актами.

Специальные права государственных гражданских служащих, зависят от специфики конкретного органа, в котором служит государственный гражданский служащий, и закреплены в положении этого государственного органа, а также в должностном регламенте государственного гражданского служащего.

Остановимся на некоторых основных правах государственного гражданского служащего, они закреплены в статье 14 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Так, гражданский служащий имеет право на:

1) обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей, т. е. рабочее место должно соответствовать санитарно-гигиеническим правилам, нормам охраны труда, при необходимости обеспечено средствами индивидуальной защиты;

2) ознакомление с должностным регламентом и иными документами, определяющими его права и обязанности по замещаемой должности гражданской службы, т. е. гражданский служащий реализует права и исполняет обязанности, только закрепленные в документах, регулирующих его деятельность;

3) отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков, т. е. закреплено конституционное право гражданского служащего на отдых;

4) оплату труда и другие выплаты в соответствии с… нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом, здесь необходимо отметить, что порядок исчисления заработной платы и ее размер закреплены в нормативно-правовых актах федерального уровня и уровня субъекта Российской Федерации соответственно;

5) получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей, т. е. гражданский служащий может получать необходимую информацию не только в своем государственном органе, но и в других государственных органах, а также органах местного самоуправления.

Отдельного внимания заслуживает право гражданского служащего на защиту своих жизни и здоровья, жизни и здоровья членов своей семьи, а также принадлежащего ему имущества. Это право гарантировано пунктом 17 части 1 статьи 14 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» всем гражданским служащим, однако механизм его реализации в настоящее время разработан только для отдельных групп должностных лиц [3]. Так, статьей 2 Федерального закона от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» предусмотрена государственная защита для:

1) судей всех судов общей юрисдикции и арбитражных судов, арбитражных заседателей, присяжных заседателей;

4) лиц, производящих дознание;

5) лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;

6) сотрудников федеральных органов внутренних дел, осуществляющих охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, а также исполнение приговоров, определений и постановлений судов (судей) по уголовным делам, постановлений органов расследования и прокуроров;

7) сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы;

8) военнослужащих внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, органов военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, принимавших непосредственное участие в пресечении действий вооруженных преступников, незаконных вооруженных формирований и иных организованных преступных групп;

9) военнослужащих войск национальной гвардии Российской Федерации, принимавших непосредственное участие в пресечении действий вооруженных преступников, незаконных вооруженных формирований и иных организованных преступных групп;

10) сотрудников Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, принимающих участие в осуществлении охраны общественного порядка и обеспечении общественной безопасности;

11) военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, принимавшие непосредственное участие в борьбе с терроризмом;

12) военнослужащих органов внешней разведки Российской Федерации, принимавших непосредственное участие в специальных операциях или выполнявшие специальные функции по обеспечению безопасности Российской Федерации;

13) сотрудников органов федеральной службы безопасности;

14) сотрудников Следственного комитета Российской Федерации;

15) сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации;

16) работников контрольных органов Президента Российской Федерации, осуществляющих контроль за исполнением законов и иных нормативных правовых актов, выявление и пресечение правонарушений;

17) сотрудников органов государственной охраны;

18) работников таможенных и налоговых органов, антимонопольных органов, федеральных органов государственного контроля, Федеральной службы по финансовому мониторингу, Счетной палаты Российской Федерации, а также иные категории государственных и муниципальных служащих по перечню, устанавливаемому Правительством Российской Федерации;

19) близких вышеуказанных лиц [2].

Вышеперечисленные лица подлежат государственной защите, так как ввиду исполнения своих должностных обязанностей у них имеется риск угрозы посягательства на жизнь, здоровье и имущество. В настоящее время перечень гражданских служащих, которым необходимо обеспечение государственной защиты является исчерпывающим и не нуждается в расширении, однако, учитывая специфику выполняемых ими должностных обязанностей, было бы целесообразно выделить их в категорию «особые гражданские служащие».

В заключение необходимо отметить, что законодательством Российской Федерации государственные гражданские служащие наделены достаточными правами для полноценного и надлежащего осуществления своей деятельности.

  1. Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 79-ФЗ (ред. от 16.12.2019) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [Консультант Плюс].
  2. Федеральный закон от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ (ред. от 01.03.2020) «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» [Консультант Плюс].
  3. Воробьев Н. И., Галкин В. А., Мокеев М. М., Осипова И. Н., Юдина А. Б. Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (постатейный) // СПС КонсультантПлюс. 2014 [Консультант Плюс].

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, служащий, государственная гражданская служба, непосредственное участие, орган, государственная защита, сотрудник органов, государственный орган, гражданская служба, Ямало-Ненецкий автономный округ.

Похожие статьи

Правовое положение государственных гражданских служащих.

Власюк Е. И. Правовой статус государственного гражданского служащего Российской Федерации: проблемы и рекомендации по их

государственная служба, государственная гражданская служба, государственный гражданский служащий, правовое положение.

Особенности государственной гражданской службы в судах.

В статье проанализированы правовые основы государственной гражданской службы в судах Российской Федерации, выявлен ряд особенностей в связи с прохождением гражданской службы в органах судейского сообщества.

Понятие и признаки государственной службы | Статья в журнале.

Государственная служба в Российской Федерации — постоянно развивающееся сложное явление, призванное выполнять функциональные назначения государства. Основная задача государственной службы — единение федеративного государства с помощью системного.

государственная служба, гражданское общество.

Ключевые слова: государственный служащий, государственная гражданская служба, проблемы регулирования, пути решения. За последнее десятилетие в Российской Федерации были произведены существенные изменения в сфере расширения нормативного.

Государственные гарантии как средство реализации принципа.

Российская Федерация, гражданская служба, государственная гражданская служба, государственная служба, служащий, принцип стабильности, пенсионный возраст, ежемесячная доплата, правовой статус.

Особенности прохождения государственной службы в органах.

В свою очередь государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации, а военная служба и государственная служба иных видов, которые.

Служба в правоохранительных органах как вид государственной.

Сергун П. П. Государственная служба в органах внутренних дел Российской Федерации

Ключевые слова: Правовой статус, сотрудник полиции, государственная служба

государственная служба, гражданское общество, государственная власть, Российская.

государственная служба, гражданское общество.

Ключевые слова: государственная служба, законодательство о государственной службе, государственный служащий. На протяжении долгих лет в России проводятся административные реформы, в том числе реформам подвергается и государственная служба.

Некоторые проблемы правового регулирования государственной.

государственная служба, гражданское общество, государственная власть, Российская Федерация, орган, РФ

федеральная противопожарная служба, Российская Федерация, Правовой статус, служебное поведение, внутренняя служба, внесение изменений, сотрудник.

Проблемы института государственной службы в России

Вопросы реформирования государственной службы в Российской Федерации были достаточно проработаны еще

При этом непосредственно государственные служащие также обращают внимание на отсутствие

Государственная служба Российской Федерации.

Трудовые взаимоотношения организаций-работодателей с сотрудниками, ранее служившими в государственных или муниципальных учреждениях, неоднозначны. О том, какие хлопоты ожидают кадровика при заключении трудового договора с бывшим госслужащим, рассказывает руководитель отдела экономики труда и материальной мотивации ЗАО «ПФ «СКБ Контур» Елена Булатова.

Каждое действие любого человека оставляет след, который влияет не только на его дальнейшую жизнь, но и на деятельность других людей. Круги прошлого расходятся по реке времени, воздействуя на ее течение. Особенно точно этот образ передает нюансы трудовых взаимоотношений организаций-работодателей с сотрудниками, ранее служившими в государственных или муниципальных учреждениях.

— Елена, что в обязательном порядке должен сделать работодатель, принимая в организацию бывшего государственного или муниципального служащего?

— Принимая на работу такого сотрудника, работодатель обязан в 10-дневный срок сообщить в госорганизацию. Напомню, как об этом написано в Трудовом кодексе РФ. В соответствии со ст. 64.1 ТК РФ «работодатель при заключении трудового договора с гражданами, замещавшими должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после их увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации».

— А как работодателю определить, относится ли принимаемый на работу сотрудник к категории бывших госслужащих?

— В теории обязанность сообщать о местах государственной службы в течение двух лет после увольнения с нее возложена на самого бывшего госслужащего. Это предусмотрено ст. 64.1 ТК РФ.

При этом если гражданин — бывший госслужащий устраивается в коммерческую организацию, а во время прохождения им госслужбы отдельные функции государственного управления этой организацией входили в его должностные обязанности, он имеет право устроиться туда на работу только с согласия комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов. Если такого согласия нет, то в дальнейшем трудовой договор с бывшим госслужащим может быть расторгнут по требованию надзорных органов.

Любые приказы о приеме на работу и увольнении составляйте в программе Контур-Персонал.

— Как показывает практика, бывшие государственные служащие не всегда осведомлены о своих обязанностях. Что делать работодателю в этом случае?

— Специалисту кадровой службы, который оформляет на работу новых сотрудников, в любом случае необходимо выполнить несколько действий.

Во-первых, внимательно просмотреть все записи в трудовой книжке принимаемого работника за последние два года, чтобы понять, состоял ли человек на государственной службе в этот период. Подсказкой может служить основание увольнения. Например, при увольнении с государственной гражданской службы запись об увольнении вносится в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», а не в соответствии с Трудовым кодексом.

И в-третьих, до заключения трудового договора порекомендуйте бывшему госслужащему (если он этого еще не сделал) обратиться в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению по месту прохождения госслужбы, чтобы получить согласие на право занимать должности в коммерческих организациях в случаях, предусмотренных законодательством.

— Какие ошибки и нарушения чаще всего допускают работодатели, заключая трудовой договор с бывшим госслужащим?

— И чем же чревато для работодателя нарушение порядка приема на работу бывшего госслужащего?

Как правило, при определении меры административного взыскания учитывается тяжесть нарушения и тот факт, первичное это нарушение или нет.

Если бывший госслужащий нарушил требования Закона № 273-ФЗ, не уведомил нового работодателя или не стал получать согласия специальной комиссии по прежнему месту службы, то трудовой договор с ним должен быть расторгнут, а бывший госслужащий — уволен (абз. 5 ч. 1 ст. 84 ТК РФ). Увольнение производится по п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК РФ. Причем при увольнении по данному основанию выходное пособие не выплачивается (ч. 3 ст. 84 ТК РФ).

Если же бывший госслужащий исполнил все требования законодательства, но согласия комиссии не получил, трудовые отношения прерываются согласно п. 13 ч. 1 ст. 83 ТК РФ.

В этом случае никаких штрафных санкций к работодателю не применят, но ему самому придется потратить дополнительные средства на поиск и обучение нового сотрудника.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: