Правовой статус кредитных организаций как участников отношений государственных расходов

Обновлено: 05.05.2024

Статьей 75 Конституции Российской Федерации установлен особый конституционно—правовой статус Центрального банка Российской Федерации, определено его исключительное право на осуществление денежной эмиссии (часть 1) и в качестве основной функции — защита и обеспечение устойчивости рубля (часть 2). Статус, цели деятельности, функции и полномочия Банка России определяются также Федеральным законом 10 июля 2002 года № 86—ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» целями деятельности Банка России являются: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации; обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы; развитие финансового рынка Российской Федерации; обеспечение стабильности финансового рынка Российской Федерации.

Ключевым элементом правового статуса Банка России является принцип независимости, который проявляется прежде всего в том, что Банк России выступает как особый публично—правовой институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения. Он не является органом государственной власти, вместе с тем его полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения. Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Банк России осуществляет независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Независимость статуса Банка России отражена в статье 75 Конституции Российской Федерации, а также в статьях 1 и 2 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Нормотворческие полномочия Банка России предполагают его исключительное право по изданию нормативных актов, обязательных для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц, по вопросам, отнесенным к его компетенции Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами. Банк России в соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации не обладает правом законодательной инициативы, однако его участие в законодательном процессе, помимо издания собственных правовых актов, обеспечивается также и тем, что проекты федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, касающиеся выполнения Банком России своих функций, должны направляться на заключение в Банк России.

Банк России является юридическим лицом. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью, при этом Банк России наделен имущественной и финансовой самостоятельностью. Полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России, осуществляются самим Банком России в соответствии с целями и в порядке, которые установлены Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без его согласия не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом. Финансовая независимость Банка России выражается в том, что он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов. Банк России вправе защищать интересы в судебном порядке, в том числе в международных судах, судах иностранных государств и третейских судах.

Государство не отвечает по обязательствам Банка России, так же, как и Банк России — по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами. Банк России не отвечает по обязательствам кредитных организаций и некредитных финансовых организаций, за исключением случаев, когда Банк России принимает на себя такие обязательства, а кредитные организации и некредитные финансовые организации не отвечают по обязательствам Банка России, за исключением случаев, когда кредитные организации и некредитные финансовые организации принимают на себя такие обязательства.

В своей деятельности Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации (далее — Государственная Дума), которая назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России (по представлению Президента Российской Федерации) и членов Совета директоров Банка России (по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации); направляет и отзывает представителей Государственной Думы в Национальном финансовом совете в рамках своей квоты, а также рассматривает основные направления единой государственной денежно—кредитной политики и годовой отчет Банка России и принимает по ним решения. На основании предложения Национального финансового совета Государственная Дума вправе принять решение о проверке Счетной палатой Российской Федерации финансово—хозяйственной деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений. Кроме того, Государственная Дума проводит парламентские слушания о деятельности Банка России с участием его представителей, а также заслушивает доклады Председателя Банка России о деятельности Банка России при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно—кредитной политики.

Функции Банка России

Банк России осуществляет свои функции в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и иными федеральными законами. Согласно статье 75 Конституции Российской Федерации, основной функцией Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля, а денежная эмиссия осуществляется исключительно Банком России. В соответствии со статьей 4 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Банк России выполняет следующие функции:

Кредитная организация — юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основе специального разрешения (лицензии) Центрального банка РФ имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные Законом о банках

Кредитные организации могут образовываться на базе любой формы собственности как хозяйственное общество.

Законом о банках предусмотрено создание кредитных организаций двух видов: банков и небанковских кредитных организаций.

Банк — кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц; размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности; открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

В отличие от банка,небанковская кредитная организация имеет право осуществлять отдельные банковские операции, допустимые сочетания которых устанавливаются Банком России. К небанковским кредитным организациям, в частности, относятся организации, созданные для осуществления расчетов на рынке ценных бумаг, а также клиринговые учреждения.

Фирменное наименование кредитной организации должно содержать указание на характер деятельности этого юридического лица посредством использования слов «банк» или «небанковская кредитная организация», а также указание на его организационно-правовую форму.

Банк России обязан при рассмотрении заявления о государственной регистрации кредитной организации запретить использование на именования кредитной организации, если предполагаемое наименование уже содержится в Книге государственной регистрации кредитных организаций.

Кредитные организации являются одним из элементов банковской системы РФ, в которую входят также Банк России, филиалы и представительства иностранных банков.

Являясь одним из видов предпринимательской деятельности, банковская деятельность представляет собой систему постоянно осуществляемых сделок и операций, направленных на извлечение прибыли. Перечень банковских операций и других сделок, которые имеют право осуществлять кредитные организации, определен ст. 5 Закона о банках. К банковским операциям относятся:

1) привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады;

2) открытие и ведение банковских счетов

3) купля-продажа иностранной валюты

4) выдача банковских гарантий

5) инкассация денежных средств, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;

6) осуществление переводов денежных средств физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов).

Помимо перечисленных банковских операций, кредитная организация вправе осуществлять следующие сделки:

1) выдача поручительства за третьих лиц, предусматривающая исполнение обязательств в денежной форме;

2) осуществление операций с драгоценными металлами и камнями в соответствии с законодательством Российской Федерации;

3) предоставление в аренду специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей;

Кредитной организации запрещается заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью. Таким образом, законодательством для кредитных организаций предусмотрена исключительная хозяйственная компетенция.

Государственная регистрация кредитных организаций и лицензирование банковской деятельности осуществляются в порядке, установленном Законов о регистрации, Законом о банках,

В Банк России учредители кредитной организации представляют документы, перечень которых приведен в ст. 14 Закона о банках. На основании этих документов Банк России принимает решение о государственной регистрации кредитной организации и выдаче ей лицензии или об отказе в этом.

После принятия решения о государственной регистрации Банк России направляет в уполномоченный регистрирующий орган (ФНС России) сведения и документы, необходимые для регистрации.

При предъявлении документов, подтверждающих оплату 100 процентов объявленного уставного капитала этой организации, Банк России в трехдневный срок выдает кредитной организации лицензию на осуществление банковской деятельности. Срок действия лицензии не ограничен. Кредитная организация имеет право осуществлять банковские операции с момента получения лицензии.

Банк России определяет рублевый эквивалент минимального размера уставного капитала создаваемых банков и небанковских кредитных организаций 300 миллионов рублей

Законом также определены меры контроля и надзора за деятельностью кредитных организаций, осуществляемые Банком России, средства обеспечения стабильности банковской системы, защиты прав и интересов вкладчиков и кредиторов кредитных организаций. Так, в целях обеспечения финансовой надежности кредитная организация обязана:

1) создавать резервы

2) осуществлять классификацию активов, выделяя сомнительные и безнадежные долги и создавать резервы (фонды) на покрытие возможных убытков;

Кредитные организации обязаны публиковать бухгалтерскую отчетность, иную финансовую отчетность о своей деятельности. Бухгалтерская отчетность кредитной организации подлежит ежегодной аудиторской проверке.

Кредитные организации можно условно разделить на три неравные группы.

Во-первых, Банк России формально не считается кредитной организацией, хотя выполняет большинство банковских операций, в том числе выдает кредиты, и составляет первый уровень банковской системы.

Во-вторых, следует выделить те кредитные организации, которые входят в банковскую систему Российской Федерации, составляя ее второй уровень. Они поднадзорны и подконтрольны Банку России, на них распространяется Закон о банках и нормативные акты Банка России, они легально признаются кредитными организациями.

В-третьих, имеется достаточно большое число различных организаций, которые по экономической сути своей деятельности являются кредитными, но действуют вне банковской системы Российской Федерации. С точки зрения своего правового статуса, они ничем не отличаются от обычной некредитной организации, их деятельность регулируется не Законом о банках, а иными общими и специальными нормативными актами, они не подконтрольны Банку России и официально не рассматриваются законодателем в качестве кредитных. В эту группу можно отнести, например, кредитные кооперативы, действующие на основании общих норм ГК РФ и занимающиеся деятельностью по предоставлению займов своим членам. Сюда же необходимо отнести ломбарды, которые, как известно, специализируются на предоставлении кредитов гражданам под заклад принадлежащего им движимого имущества, различные фонды и т.п.

Кредитная организация - юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные Федеральным законом «О банках и банковской деятельности». Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество.

Банк- кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

Небанковская кредитная организация - кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные Федеральным законом «О банках и банковской деятельности». Допустимые сочетания банковских операций для небанковских кредитных организаций устанавливаются Банком России.

Рассмотрим, как российское банковское право характеризует основных субъектов банковской деятельности.

Термин "кредитная организация" является родовым. Он определяется как такое юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Банка России имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные Законом о банках. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество. Таким образом, для определения кредитной организации российский Закон о банках предлагает традиционные признаки кредитной организации (банка) - это: юридическое лицо, которое занимается предпринимательской деятельностью в виде банковских операций, перечисленных законодателем в специальном законе, и имеет лицензию Банка России

Банком, согласно российскому закону, признается такая разновидность кредитной организации, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц. Таким образом, российский законодатель закрепил за банками монополию на совмещение этих трех видов банковских операций. Отдельные виды банковских операций могут осуществлять и небанковские кредитные организации, допустимые сочетания которых устанавливает Банк России. Отсюда следует, что банки и небанковские кредитные организации сохраняют все признаки кредитной организации, перечисленные в законе. Это их объединяет. Они различаются определенным законодателем или Банком России сочетанием тех банковских операций, которые они вправе осуществлять в качестве основного предмета своей деятельности.

Кредитная организация - юридическое лицо. Из ч. 1 ст. 1 Закона о банках следует, что кредитная организация является юридическим лицом. Соответственно у кредитных организаций имеются все пять признаков юридического лица с особенностями, установленными Законом о банках.

Организационное единство юридического лица выражается в наличии у него системы существенных социальных взаимосвязей, посредством которых люди объединяются в единое целое, внутренней структурной и функциональной дифференциации; определенной цели образования и функционирования. Организационное единство кредитных организаций отражено в ее учредительных документах, и прежде всего в уставе (ст. 11 Закона о банках). Закон о банках устанавливает специальные требования к содержанию устава кредитной организации в виде перечня дополнительных сведений, которые должны включаться в него наряду со сведениями, предусмотренными федеральными законами для уставов юридических лиц соответствующей организационно-правовой формы. Устав кредитной организации должен содержать:

1) фирменное (полное официальное) наименование, а также все другие наименования;

2) указание на организационно-правовую форму;

3) сведения об адресе (месте нахождения) органов управления и обособленных подразделений;

4) перечень осуществляемых банковских операций и сделок в соответствии со ст. 5 Закона о банках;

5) сведения о размере уставного капитала;

6) сведения о системе органов управления, в том числе исполнительных органов, и органов внутреннего контроля, о порядке их образования и об их полномочиях.

Помимо устава кредитная организация может иметь иные учредительные документы, установленные законом для соответствующей организационно-правовой формы. Например, другим учредительным документом кредитной организации, созданной в форме общества с ограниченной ответственностью, является учредительный договор (п. 1 ст. 89 ГК РФ).

В соответствии со ст. 11.1 Закона о банках органами управления кредитной организации наряду с общим собранием ее учредителей (участников) являются совет директоров (наблюдательный совет), единоличный исполнительный орган и коллегиальный исполнительный орган. Текущее руководство деятельностью кредитной организации осуществляется единоличным исполнительным органом и коллегиальным исполнительным органом. На практике единоличный исполнительный орган банка чаще всего носит название "Председатель правления" или "Президент банка", а коллегиальный исполнительный орган - "Правление банка".

Закон о банках устанавливает следующие специальные требования к органам управления кредитной организацией и ее руководящим должностным лицам. Во-первых, единоличный исполнительный орган, его заместители, члены коллегиального исполнительного органа (далее - руководитель кредитной организации), главный бухгалтер кредитной организации, руководитель ее филиала не вправе занимать должности в других организациях, являющихся кредитными или страховыми организациями, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, а также в организациях, занимающихся лизинговой деятельностью или являющихся аффилированными лицами по отношению к кредитной организации, в которой работают ее руководитель, главный бухгалтер, руководитель ее филиала. Во-вторых, кандидаты на должности членов совета директоров (наблюдательного совета), руководителя кредитной организации, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера кредитной организации, а также на должности руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера филиала кредитной организации должны соответствовать квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и нормативными актами Банка России.

Наличие у юридического лица обособленного имущества, принадлежащего ему на соответствующем вещном праве, приводит к учету этого имущества на самостоятельном балансе. Принимая во внимание, что кредитные организации должны быть созданы только в форме соответствующего хозяйственного общества, их имущество может принадлежать им только на праве собственности. Участники кредитной организации не имеют вещных прав на имущество кредитной организации..

Имущество кредитной организации состоит из собственных и привлеченных (в основном вклады, деньги на счетах) средств, которые должны быть отражены на ее самостоятельном балансе. Если кредитная организация имеет филиалы, указанное имущество отражается на ее сводном балансе, который также является самостоятельным.

Статьей 11 Закона о банках установлены специальные правила формирования уставного капитала кредитной организации.

Юридическое лицо обладает способностью от своего имени приобретать, иметь и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности. Из ст. 5 Закона о банках вытекает, что кредитные организации вправе совершать перечисленные в ней операции и другие сделки. Эти действия совершаются кредитной организацией от своего имени.

Юридическое лицо обладает способностью быть истцом и ответчиком в суде общей компетенции, арбитражном и третейском суде. Юридическое лицо несет самостоятельную имущественную ответственность по своим обязательствам.

Кредитные организации являются юридическими лицами, на которые возложена обязанность публичной отчетности. В соответствии со ст. 8 Закона о банках кредитная организация обязана ежеквартально публиковать бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, информацию об уровне достаточности капитала, о величине резервов на покрытие сомнительных ссуд и иных активов, а ежегодно - бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках с заключением аудиторской фирмы (аудитора) об их достоверности. Кредитная организация, имеющая лицензию Банка России на привлечение во вклады денежных средств физических лиц, обязана раскрывать информацию о процентных ставках по договорам банковского вклада с физическими лицами (в целом по кредитной организации без раскрытия информации по отдельным физическим лицам) и информацию о задолженности кредитной организации по вкладам физических лиц.

Особенностью кредитных организаций, входящих в банковскую систему, является осуществление ими банковской деятельности на основании лицензии Банка России (ст. 1 Закона о банках).

Банковская лицензия - это разрешение в форме индивидуально определенного документа Банка России, выданное банку или небанковской кредитной организации в подтверждение их соответствия требованиям, предъявляемым для осуществления указанных в нем банковских операций, и обязывающее к проведению этих операций. Признаками банковской лицензии являются: официальность, обязательность, бессрочность, индивидуальная определенность (персонифицированный характер лицензии); непередаваемость, единообразность

Виды банков. В определении банка, содержащемся в ст. 1 Закона о банках, выделены следующие три главных признака банка.

Во-первых, банк - это кредитная организация.

Во-вторых, только банку предоставлено право привлекать во вклады денежные средства физических и юридических лиц, размещать их от своего имени и за свой счет, а также открывать и вести банковские счета физических и юридических лиц.

В-третьих, указанные операции банк вправе осуществлять в совокупности. Если хотя бы один из указанных признаков отсутствует, организация не может рассматриваться как банк.

Анализ законодательства и банковской практики позволяет выделить следующие виды банков.

1. Универсальные (осуществляющие широкий круг банковских операций) и специализированные (оказывающие преимущественно какой-то один вид банковских услуг).

2. Банки, имеющие филиалы и бесфилиальные банки.

3. Акционерные и паевые банки. Паевыми называются банки, созданные в организационно-правовой форме общества с ограниченной ответственностью. Такое название не носит правового характера, а является исторически сложившимся.

4. Характер инвестиций в уставные капиталы банков позволяет различать государственные (муниципальные) и частные банки, а также банки с иностранными инвестициями.

Виды небанковских кредитных организаций.В соответствии со ст. 1 Закона о банках небанковской кредитной организацией названа кредитная организация, которая имеет право осуществлять только отдельные банковские операции. Допустимые сочетания банковских операций для отдельных видов небанковских кредитных организаций устанавливаются Банком России.

Таким образом, деление небанковских кредитных организаций на виды осуществляется по российскому законодательству волей Банка России путем издания им нормативных актов, определяющих круг банковских операций, предписанных для того или иного вида небанковских кредитных организаций.

В настоящее время Банк России установил допустимые сочетания банковских операций для трех видов небанковских кредитных организаций (НКО): расчетных НКО, организаций инкассации и небанковских депозитно-кредитных организаций.

Правовой статус как один из основополагающих элементов кредитных организаций

Правовой статус кредитной организации представляет собой доктринальную категорию, необходимую для определения отличительных признаков кредитной организации как субъекта права, а также обязанностей и прав, которые она приобретает.

Иными словами, определяется то, что можно и то, что нельзя делать кредитной организации.

Кредитная организация, в зависимости от правовых отраслей, подразделяется на такие виды правовых статусов:

  • Конституционный;
  • Банковский;
  • Гражданско-правовой.

Определение и правовой статус кредитной организации являются взаимосвязанными и имеют множество сходств. Главным отличием является только их назначение. Определение кредитной организации позволяет ориентироваться в банковском праве и правильно применять на практике основные положения. Поскольку кредитная организация является совокупностью всех признаков кредитной организации и позволяет отличать ее от иных организаций, которые кредитными не являются.

Понятие кредитной организации – краткая формулировка этого определения. В состав понятия входит более широкий спектр признаков содержания кредитной организации, а в определение входят наиболее важные признаки.

Статьей 1 Федерального Закона о банках регламентировано понятие кредитной организации.

Помимо вышеуказанной статьи, и в иных статьях закона содержатся признаки, присущие кредитной организации.

Кредитная организация отличается от иных хозяйственных обществ спецификой уставного капитала, размером и порядком его формирования.

Но сама специфика уставного капитала не регламентирована в Федеральном Законе о банках. Она отражена в положениях иных статьей этого Закона

Статьей 11 Закона о банках установлен размер уставного капитала для вновь созданных организаций, а также порядок его формирования и иные вопросы, касающиеся уставного капитала

Обширное определение кредитной организации с указанием всех, присущих ей, признаков, является основой ее правового статуса. В нем акцентируется внимание на главных отличительных особенностях правового статуса кредитной организации от иных хозяйственных обществ.

Критерии правового статуса кредитной организации

В состав правового статуса кредитной организации входят такие составляющие, как:

  • Основные свойства организации как субъекта права, образующие понятие и определение кредитной организации;
  • Способность кредитной организации выступать в качестве участника правовых отношений, то есть ее правоспособность;
  • Права и обязанности, которые возлагаются на кредитную организацию, а также запреты и ограничения, адресованные ей.

Первый элемент – свойства организации как субъекта права, образующие понятие и определение кредитной организации – раскрывает сущность признаков, которые предусматриваются для нее законом.

В качестве примера следует привести такой аспект, как организационно-правовая форма кредитной организации, которым предоставляется возможность только данной организации указывать в своем наименовании слово «банк»; на повышенные требования, предъявляемые ей и ее учредителям.

Вторым элементом раскрывается способность кредитной организации выступать в качестве участника правовых отношений, предусмотренная законодательством и согласно принятых нормативно-правовых актов Банков Российской Федерации.

Третьим элементом правового статуса кредитной организации является то, что кредитная организация вправе вступать в правовые отношения и возлагать на себя определенные права и обязанности.

Федеральным законодательством также предусмотрен перечень запретов, предъявляемых кредитной организации.

Кредитная организация не имеет право осуществлять производственную, страховую деятельность, при некоторых обстоятельствах – торговую деятельность.

Также возможны запреты и ограничения, являющиеся санкциями согласно статье 74 Закона о Банке России. Некоторые запреты и ограничения, предъявляемые кредитным организациям, могут выступать возможными и вводимыми Центральным Банком Российской Федерации мерами предупреждения банкротства, которые предусмотрены Законом о банкротстве кредитных организаций.

Существуют также исключения. Право на привлечение вкладов физических лиц может быть предоставлено вновь регистрируемому банку или банку, с даты государственной регистрации которого прошло менее двух лет, в случае:

  • Если размер уставного капитала вновь регистрируемого банка или размер капитала действующего банка составляет не менее 3 млрд 600 млн рублей;
  • Если банком соблюдена обязанность, установленная нормативными документами Центрального Банка Российской Федерации, о рассекречивании неопределенному кругу лиц информации о лицах, под контролем которых находится банковская организация.

Правоспособность кредитных организаций

Правоспособность подразумевает собой:

Между правоспособностью, которая предусматривается учредительными документами организации и банковскими лицензиями, выдаваемыми Центральным Банком Российской Федерации имеются несовпадения.

При объединении банков срок предоставления лицензии рассчитывается по тому банку, который имеет более раннюю дату государственной регистрации; при преобразовании банка указанный срок не прерывается.

Правовой статус Банка России (Центрального банка РФ, ЦБ России, Центробанка) необходимо рассматривать в его статусе посредника, который объединяет государство и субъекты экономической деятельности. Банк является проводником финансовой политики публичного субъекта с помощью регулирования денежных и кредитных потоков и посредством законодательных инструментов.

Центробанк представляет собой орган регулирования, который сочетает черты банка и государственного органа. Этот орган помимо решения задач обеспечения покупательной способности и устойчивости национальной денежной валюты в государстве и на международном рынке, эффективного развития кредитной системы государства, имеет право вести банковские операции и сделки с международными и национальными организациями.

Правовой статус Центрального Банка РФ регулирует Закон о Банке России. Во второй статье этого закона указано, что сумма уставного капитала и иного имущества ЦБ РФ является федеральной собственностью.

Центробанк работает в процессе осуществления своих функций в соответствии с конституционными нормами, нормами Закона о Банке России и другими ФЗ. Статья 75 Конституции РФ в качестве основной функции этого учреждения рассматривает защиту и обеспечение устойчивого положения российской валюты. При этом исключительной прерогативой рассматриваемого учреждения является денежная эмиссия.

Правовое регулирование работы ЦБ РФ

Если рассматривать основные направления работы ЦБ РФ, то их закрепляет ст. 4 Закона о Банке России. Некоторые полномочия отражены в других статьях этого закона. Так, ст. 7 закрепляет нормотворческую функцию Центробанка.

Также Закон о Банке России рассматривает ЦБ РФ в качестве органа банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций и их объединений. Он должен осуществлять непрерывный контроль соблюдения ими банковского законодательства, нормативно-правовых актов Банка России, нормативов ЦБ РФ. Это необходимо для стабильной работы системы банков и защиты потребительских интересов как государства в целом, так и кредитных организаций в частности. Это является проявлением основной публичной функции Центробанка. Ее реализация происходит за счет норм финансового права.

Рассматривают 2 группы законодательных полномочий ЦБ РФ. Это полномочия, которые связаны с:

  1. исполнением функций государства, включая разработку и осуществление вместе с Правительством РФ единой государственной денежно-кредитной политики; эмиссию наличности, организацию движения наличных денежных средств и рефинансирование кредитных предприятий; установку правил проведения расчетов и операций банков в государстве, управление золотовалютными резервами, регистрацию кредитных организаций и контроль их работы;
  2. ведением операций и сделок банка, включая предоставление кредитов, покупку и реализацию ценных бумаг государства, зарубежной валюты, драгоценных металлов на открытом рынке, осуществление расчетов, кассовых и депозитных операций и др.

Центральный банк РФ наделяется и полномочиями, которые характерны только для органов власти в государства. Центробанк вправе по вопросам, которые отнесены к его компетенции, издавать указания, положения, нормативные акты, инструкции. Они обязательны к исполнению федеральными органами государственной власти, органами субъектов РФ и местного самоуправления, а также всеми физическими и юридическими лицами.

ЦБ РФ занимается осуществлением надзора в банковской сфере, проверяя кредитные организации и их филиалы, направляя в их адрес обязательные для исполнения предписания, касающиеся устранения нарушений их работы, применяет санкции в отношении нарушителей.

Закон о Банке России установил и определенные аспекты изъятия имущества Центробанком, включая положение, что изъятие и обременение обязательствами имущества ЦБ РФ недопустимо без его согласия. Эта норма представляет собой средство права, которое способно обеспечить соблюдение устанавливаемых запретов на предоставление ЦБ РФ кредитов Правительству РФ с целью финансировать бюджетный дефицит, а также кредитов для финансирования дефицитов бюджетов субъектов РФ, бюджетов государственных внебюджетных фондов и местных бюджетов (ст. 22 Закона о Банке Российской Федерации). Это установление считается правовой гарантией, которая позволяет соблюдать конституционную норму о проведении эмиссии денег в качестве базовой функции исключительно Центробанком, вне зависимости от других органов власти в государстве.

Установление нормативов ЦБ РФ

В число важных правомочий ЦБ РФ необходимо включить установку обязательных нормативов, включая:

  1. минимум уставного капитала для созданной, сумму собственных средств для действующей кредитной организации как условие создания на территории зарубежных стран их дочерних организаций (открытие филиалов), получение небанковскими кредитными организациями статуса банка и статуса дочернего банка для зарубежного банка;
  2. максимальную сумму имущественного (неденежного) вклада в уставный капитал кредитных организаций;
  3. предельный размер риска по одному заемщику или группе связанных заемщиков;
  4. максимум крупных кредитных рисков;
  5. норматив ликвидности для кредитных организаций;
  6. нормативы достаточной суммы собственных средств;
  7. сумму валютного, процентного и прочих типов финансовых рисков;
  8. минимум резервов, формируемых под риски;
  9. норматив использования собственных средств кредитных организаций с целью покупки акций (долей) прочих юридических лиц;
  10. предельную сумму кредитов, банковских гарантий и поручительств, которые предоставляет кредитная организация (банковская группа) своим участникам (акционерам).

Все нормы права, которые устанавливают рассмотренные нормативы, обладают финансово-правовым характером.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: