Высший судебный орган ссср по конституции 1936 г это

Обновлено: 26.04.2024

Сталинская конституция - конституция СССР, принятая 5 декабря 1936 году. На момент принятия этот документ считался самой демократичной конституцией в мире. Те права и свободы, провозглашенные в главенствующем для страны документе, не были озвучены ни где. Другое дело, что большинство свобод в СССР были реализованы на бумаге, а по факту сразу после принятия этого документа начались репрессии. В любом случае конституция 1936 года закрепила факт существования СССР и заложила фундамент для дальнейшего развития страны.

Конституция 1936 года состояла из 13 глав, из которых:

  • 1 - регламентировала общие положения.
  • 2-8 - регламентировали государственное устройство, а также механизм работы органов власти: от высших до местных.
  • 9 - деятельность судебной системы и, контролирующей ее, прокуратуры.
  • 10 - гражданские права и свободы граждан.
  • 11 - основы избирательной системы.
  • 12 - государственная символика.
  • 13 - правила изменения конституции.

Сталинская конституция фиксировала факт победы социализма, но с одной оговоркой, применяемой в документе, - конституция в основном победившего социализма.

Сталинская конституция 1936 года в СССР

Форма государственности

СССР провозглашался страной, состоявшей из Союзных республик. Все республики сохраняли широкие полномочия по суверенитету за исключением только органов управления.Все органы управления прописывались в конституции СССР, а союзные республики обязаны были это исполнять. В остальном ограничений не было: каждая республика могла добровольно покинуть состав Советского Союза, доработать конституцию под местные нужды, содержать собственную армию, вести прямые переговоры с другими странами в обход Москвы, обмениваться послами и так далее. Конституция гарантировала, что границы отдельных республик не могут быть изменены, кроме как с согласия самой республики.

В 1936 году союзными республиками в составе СССР были:

  • Россия
  • Украина
  • Белоруссия
  • Казахстан
  • Грузия
  • Азербайджан
  • Латвия
  • Литва
  • Эстония
  • Молдавия
  • Киргизия
  • Таджикистан
  • туркменистан
  • Армения
  • Узбекистан

Итого, 15 республиканских государств.

Управление государством

Вся полнота законодательной власти передавалась Верховному Совету. Это был избирательный орган. Депутаты избирались на 4 года. Получилась забавная ситуация - с одной стороны конституция фиксировала, что ВС это главный орган в стране, но с другой стороны все знали и понимали, что реальная власть у ЦК партии. Это главное отличие конституции 1936 года от конституции 1924 года, где вся полнота власти передавалась съезду Советов. Теперь же система управления менялась кардинально, поскольку в 1924 году правление должно было быть экстренным (гражданская война), а в 1936 году оно должно было быть продуктивным (в СССР победил социализм и требовалось его развивать). Система управления СССР, сформировавшаяся после 1936 года, схематически может быть представлена следующим образом.

Управление СССР по сталинской конституции 1936 года

Верховный совет был двухуровневым. Он состоял из 2-ух палат, каждая их которых формировалась избранными депутатами:

  1. Совет Союзов. Занимался общегосударственными делами. Формировался из расчета на 300 тыс человек 1 депутат.
  2. Совет Национальностей. Занимался республиканскими вопросами. Формировался из 32 кандидатов от каждой республики. Дополнительно по 11 человек от каждой автономной республики и 5 от автономной области.

Каждая республика должна была сформировать свой, республиканский ВС, также избираемый на 4 года. Он решал все местные вопросы и подчинялся по иерархии Москве. В его непосредственном подчинении находились республиканское правительство и совет министров. Каждый из этих органов был подконтрольным и сосредотачивал в своих руках исполнительную власть.

Судебная система

Сталинская конституция Советского союза 1936 года систематизировала суды. Вводилась иерархия, когда дела, разделенные по приоритетам, рассматривались в определенных учреждениях. Например, незначительные происшествия рассматривали суды в городе и селах, более значимые происшествия разбирались на областном уровне, а преступления государственного масштаба и значимости разбирались в Москве, в Верховном суде. Судебная иерархия снизу вверх представлена в виде судов:

Конституция наделяла Верховный Совет правом формировать особые суды для разбирательства с важнейшими делами. В дальнейшем, например, такие суды формировались для изучения деталей Чернобыльской катастрофы.

Вне зависимости места проведения заседания, все суды в СССР должны были стать открытыми и прозрачными. Каждый судья должен был действовать объективно. Судья избирался на 5 лет, назначаясь «сверху». Проведение судебных заседаний было запрещено без привлечения народных заседателей. Причем они привлекались вне зависимости от типа судебного учреждения. Заседатели были простыми трудящимися, выдвигаемыми от коллективов. Каждый заседатель выбирался на свой пост на 2 года, частично освобождаясь от своих трудовых обязанностей на время работы в суде.

Плакат - выборы судей и народных заседателей

Судебная система СССР в целом фиксировала свою независимость и самостоятельность. На бумаге заявлялось о принципах прозрачности и объективности, но реально вводился еще 1 орган, который контролировал суды - прокуратура. Прокуратуры также действовали по иерархии: Генеральная прокуратура в Москве, региональная, областная, народная. Генеральный прокурор назначался решением Верховного Совета на 5 лет. В функции прокуратуры входил контроль за соблюдением законности действий судов. Если о судах нельзя говорить о независимости, поскольку над ними был контрольный орган, то о прокуратуре можно говорить как о полностью независимом органе. Они не подчинялись никаким органам власти, неся ответственность только перед Генеральным прокурором.

Гражданские свободы и права

Сталинская конституция стала передовым документом своей эпохи именно благодаря «гражданским» положениям из 10-ой главы. Можно сколько угодно рассуждать, что права и свобод, провозглашенные конституций, чаще всего не выполнялись, но факт заключается в другом - до 1936 года ни в одной стране мира подобный права и свободы не были официально закреплены за всеми гражданами. Это была победа социализма над капитализмом, и этого западные страны не простят никогда. Даже если рассматривать современную конституцию США, то там, с учетом всех поправок, у граждан очень мало прав и они сильно урезаны по сравнению с тем, что было в СССР. Что касается разговоров, что свободы остались на бумаге, то это сравни разговорам, что СССР спровоцировал Германию на атаку. За этим нет ничего, кроме сильного желания других стран принизить историю России и СССР. Ни в одной стране мира конституция не выполнялась на 100%. Но претензия сегодня к СССР не столько из-за того, что гражданские права и свободы умилялись, а в том, что они оказались записанными в официальный документ.

Основные права граждан СССР по конституции:

В конституции указывалось, что каждый гражданин СССР является неприкосновенным и получает гарантии безопасности. Также ему предоставляется гарантия неприкосновенности и целостности жилища. Важная особенность конституции СССР 1936 года - в стране устанавливались равные одинаковые права для мужчин и женщин. Сегодня это кажется обыденным и логичным, но до середины 20 века случай СССР был уникальным. В других странах женщинам гражданские права давали крайне ограниченно.

Каждый гражданин был обязан:

  1. Защищать Родину. Служба в армии была обязательной и почетной обязанностью каждого.
  2. Соблюдать законы. Это требование относилось не только к Конституции и Кодексам, но и к дисциплине на производстве, правилам совместного проживания. Последнее было крайне актуальным, поскольку подавляющая часть населения проживала в общежитиях.
  3. Защищать и оберегать социалистическую собственность. Любой человек, восхищавший государственную собственность, или наносящий серьезный вред производству, приравнивался к изменнику. По законам того времени это была смертная казнь.

Избирательные права

Сталин на выборах в СССР в 1937 году

На роль депутата мог претендовать любой человек старше 23 лет. Других ограничений не было. Но их не было на бумаге. В действительности же депутатом мог быть только член партии.

Отдельно обращаю внимание на Пункт 142 Сталинской конституции, где устанавливались обязанности депутатов. Он должен был ежеквартально и ежегодно отчитываться перед избирателями о проделанной работе. Это вводило систему ответственности депутата перед избирателями. тем более, что чаще всего депутаты избирались заводами, отчитывались перед своими коллегами. У депутатов не было неприкосновенности. Каждый мог лишиться депутатского статуса в любую минуту. Для этого большинство избирателей должны были проголосовать. Делалось это довольно легко, поскольку депутат выдвигался от трудового коллектива, перед которым нес ответственность и отчитывался.

Государственная символика

Столицей СССР утверждался город Москва. Флаг: на красном знамени серп, молот и красная звезда из 5-ти лучей, располагающиеся в углу у флагштока.

Флаг СССР по конституции 1936 года

Герб СССР установилась: изображается Земля с нанесенными на ней серпом и молотом. Земля оформляется пшеничными колосьями в лучах солнца. Над ними располагается красная звезда. Надпись «Пролетарии всех стран объединяйтесь» наносилась на всех «союзных» языках.

Принципы организации и деятельности органов суда и прокуратуры были закреплены XI главой Конституции СССР 1936 г., которая так и называлась: «Суд и прокуратура».

По Конституции, правосудие в СССР осуществляется Верховным Судом СССР, Верховными Судами союзных республик, краевыми и областными судами, судами автономных республик и автономных областей, окружными судами, специальными судами СССР, создаваемыми по постановлению Верховного Совета СССР, народными судами.

Народные суды должны избираться гражданами района на основе всеобщего, прямого и равного избирательного права при тайном голосовании сроком на 3 года.

Все остальные звенья судебной системы избираются соответствующими Советами депутатов трудящихся сроком на 5 лет.

Конституция закрепила важные принципы организации и деятельности судебных органов:

— рассмотрение дел во всех судах с участием народных заседателей (кроме случаев, специально предусмотренных законом);

— открытое разбирательство дел (поскольку законом не предусмотрены исключения);

— обеспечение права обвиняемому на защиту;

— ведение судопроизводства на языке союзной или автономной республики или автономной области с обеспечением для лиц, не владевших этим языком, полного ознакомления с материалами дела через переводчика, а также право выступать на суде на родном языке.

Конституция провозгласила принцип независимости судей и подчинения их только закону, который на практике нередко нарушался.

Высший надзор за точным исполнением законов всеми народными комиссариатами и подведомственными им учреждениями, равно как отдельными должностными лицами, а также гражданами СССР, Конституция возлагала на Прокурора СССР.

Республиканские, краевые, областные прокуроры, а также прокуроры автономных республик и автономных областей назначались Прокурором СССР сроком на пять лет.

Окружные, районные и городские прокуроры назначались прокурорами союзных республик с утверждения Прокурора СССР сроком на пять лет.

Органы прокуратуры, по Конституции, должны осуществлять свои функции независимо от каких бы то ни было местных органов, подчиняясь только Прокурору СССР.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

91. Конституция 1936 г

91. Конституция 1936 г Новая Конституция СССР была утверждена 5 декабря 1936 г.Политической основой СССР в ней названы Советы депутатов трудящихся, экономической основой — социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства

92. Высшие органы СССР по Конституции 1936 г

92. Высшие органы СССР по Конституции 1936 г Высшим органом государственной власти в СССР является Верховный Совет СССР, избиравшийся на 4 года.Верховный Совет СССР осуществляет все права, присвоенные Союзу ССР, если только они не входят в компетенцию подотчетных

97. Особенности национально-государственного строительства в 1936–1945 гг

97. Особенности национально-государственного строительства в 1936–1945 гг Процесс национально-государственного строительства заставил пересмотреть статус ЗСФСР: она перестала существовать, и в 1936 г. образовались Грузинская ССР, Армянская ССР, Азербайджанская

46. Военная прокуратура

46. Военная прокуратура Военная прокуратура – один из видов специализированных прокуратур РФ; военные прокуроры осуществляют свои полномочия в Вооруженных силах РФ, а также всех прочих войсках, воинских формированиях и органах, которые созданы в соответствии с

Прокуратура

Прокуратура Прокурор вправе привлекать к ответственности лиц, нарушивших закон при выполнении работ и оказании услуг, не соответствующих предъявляемым к ним обязательным требованиям, а также нарушающих права потребителей.Прокурор обязан[28]:— рассматривать и

59. Генеральная прокуратура РФ

59. Генеральная прокуратура РФ Генеральная прокуратура РФ является центральным органом, руководящим всеми органами прокуратуры на территории РФ. Возглавляется она Генеральным прокурором Российской Федерации, назначаемым на должность и освобождаемым от нее Советом

51. Транспортная прокуратура

51. Транспортная прокуратура Существуют специализированные прокуратуры двух типов.Первый тип – прокуратуры военные, транспортные и войсковых частей, а ко второму типу относятся природоохранные прокуратуры.Транспортная прокуратура – осуществляет расследование

83. Конституция СССР 1936 г

83. Конституция СССР 1936 г Проект новой Конституции СССР был подготовлен к середине мая 1936 г. конституционной комиссией, избранной на VII съезде Советов СССР. К концу 1936 г. Конституция СССР была принята.Предпосылки создания Конституции 1936 г.:1) СССР все более превращался в

Суд и прокуратура

Суд и прокуратура В соответствии с конституцией (ст. 24) судебная власть в Индонезии осуществляется Верховным судом и другими судебными органами в соответствии с законом.В настоящее время судебная система состоит из следующих основных элементов:1. Верховный суд

Суд и прокуратура

Суд и прокуратура Как отмечалось, разделы конституции, регулирующие статус этих органов, подверглись изменениям после падения социалистического режима в наименьшей степени. Сохранили свое действие с рядом изменений закон IV 1972 года о судах и закон V 1972 года о прокуратуре

3. Прокуратура

3. Прокуратура Задачей Прокуратуры РФ является контроль и надзор за выполнением законов, нормативно-правовых актов, соблюдением прав и свобод граждан. В соответствии со ст. 10 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в органах и учреждениях прокуратуры

3. Понятие и сущность конституции, виды конституции

3. Понятие и сущность конституции, виды конституции Термин «конституция» имеет два значения:Фактическая конституция – реально существующие основы общественно-политического строя, действительное положение личности в той или иной стране.Юридическая конституция –

Емельянов Сергей Андреевич (1936–1995), государственный советник юстиции I класса

Емельянов Сергей Андреевич (1936–1995), государственный советник юстиции I класса * * *Родился 11 августа 1936 в Велижском районе Смоленской обл. После получения в 1954 аттестата зрелости поступил на юридический факультет МГУ. С 1959 стажировался в Вяземской межрайонной

Высшим органом государственной власти в СССР является Верховный Совет СССР, избиравшийся на 4 года.

Верховный Совет СССР осуществляет все права, присвоенные Союзу ССР, если только они не входят в компетенцию подотчетных Верховному Совету органов СССР.

Исключительно Верховный Совет СССР осуществляет законодательную власть.

Верховный Совет СССР состоит из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей, которым в одинаковой мере принадлежит законодательная инициатива.

Законы считаются утвержденными, если они приняты обеими палатами простым большинством голосов.

Верховный Совет СССР может назначать, когда сочтет нужным, следственные и ревизионные комиссии по любому вопросу, причем все учреждения и должностные лица обязаны выполнять требования этих комиссий и представлять им необходимые материалы и документы.

Конституция гарантировала неприкосновенность депутатов Верховного Совета СССР: их нельзя было привлечь к судебной ответственности или арестовать без согласия Верховного Совета СССР.

Конституция установила сессионный порядок работы Верховного Совета СССР.

Высшим органом власти Союза ССР в период между сессиями Верховного Совета СССР являлся подотчетный ему Президиум Верховного Совета СССР.

Президиум Верховного Совета СССР обладал широчайшими правами: созывал сессии, давал толкование действовавших законов, издавал указы, распускал Верховный Совет и назначал новые выборы; производил всенародный опрос (референдум); осуществлял право помилования; назначал и сменял высшее командование Вооруженных Сил СССР; объявлял состояние войны в случае военного нападения на СССР или в случае необходимости выполнения международных договорных обязательств по взаимной обороне от агрессии; объявлял общую и частичную мобилизацию; ратифицировал международные договоры и т. п.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

41. Высшие органы управления после смерти Петра Первого

41. Высшие органы управления после смерти Петра Первого После смерти Петра, в начале 1726 г., для решения вопросов внутренней и внешней политики был создан Верховный тайный совет. Сенат перестал играть роль главного органа государства и превратился в одну из коллегий. В

49. Высшие органы управления в начале XIX в.

49. Высшие органы управления в начале XIX в. Россия в первой половине XIX в. оставалась по форме правления абсолютной монархией. Для управления государством абсолютный монарх использовал разветвленный чиновничий аппарат.До 1801 г. высшим совещательным органом был Совет при

87. Высшие государственные органы СССР по Конституции 1924 г

87. Высшие государственные органы СССР по Конституции 1924 г Высшим органом власти СССР объявлялся съезд Советов СССР.В период между съездами высшим органом власти был Центральный Исполнительный Комитет СССР (ЦИК СССР).ЦИК состоял из Союзного Совета, который избирался

94. Суд и прокуратура по Конституции 1936 г

94. Суд и прокуратура по Конституции 1936 г Принципы организации и деятельности органов суда и прокуратуры были закреплены XI главой Конституции СССР 1936 г., которая так и называлась: «Суд и прокуратура».По Конституции, правосудие в СССР осуществляется Верховным Судом СССР,

40. Высшие органы власти и управления в первой четверти XVIII В

40. Высшие органы власти и управления в первой четверти XVIII В В первой четверти XVIII в. произошли многочисленные реформы высших органов власти и управления. Эти реформы принято подразделять на три этапа:1) 1699–1710 гг. – частичные преобразования;2) 1710–1719 гг. – ликвидация

83. Конституция СССР 1936 г

83. Конституция СССР 1936 г Проект новой Конституции СССР был подготовлен к середине мая 1936 г. конституционной комиссией, избранной на VII съезде Советов СССР. К концу 1936 г. Конституция СССР была принята.Предпосылки создания Конституции 1936 г.:1) СССР все более превращался в

Высшие органы государства

Высшие органы государства Конституция США подробно регламентирует порядок выборов, формирования и деятельности высших государственных органов — Конгресса, президента республики. Верховного суда. Их конституционные взаимоотношения определяются принципом разделения

Высшие органы государства

Высшие органы государства Япония по форме правления — парламентарная монархия, поэтому деятельность и взаимоотношение центральных органов имеют черты, свойственные этой форме правления.Парламент в соответствии со ст. 41 конституции является «высшим органом

Высшие органы законодательной и исполнительной власти Союза

Высшие органы законодательной и исполнительной власти Союза Индийский парламент, подобно британскому, состоит из трех частей: президента. Совета штатов и Народной палаты (ст. 79). Предполагается, что Народная (нижняя) палата выражает интересы федерации в целом, а Совет

Высшие органы штатов, союзных территорий и местное самоуправление

Высшие органы штатов, союзных территорий и местное самоуправление Высшими органами власти каждого из 25 штатов являются: губернатор, легислатура штата. Совет министров и Высший суд штата.Губернатор возглавляет в штате высшую впасть. Он назначается президентом

Высшие органы власти Польши

Высшие органы власти Польши Малая конституция в основу организации высших органов государственной власти кладет принцип разделения властей, провозглашая, что носителями законодательной власти являются Сейм и Сенат Республики, исполнительной власти — Президент и

40. Высшие органы государственной власти и управления Испании

40. Высшие органы государственной власти и управления Испании Высшие органы государственной власти Испании представлены Королем, Генеральными кортесами, Правительством и Конституционным судом.Король обладает полномочиями главы государства, Генеральные кортесы

63. Высшие органы государственной власти и управления Испании

63. Высшие органы государственной власти и управления Испании Полномочия главы государства принадлежат Королю, законодательная власть – Генеральным кортесам, исполнительная – правительству, Конституционный суд – орган конституционной юстиции.Установленная

Проект новой Конституции СССР был подготовлен к середине мая 1936 г. конституционной комиссией, избранной на VII съезде Советов СССР. К концу 1936 г. Конституция СССР была принята.

Предпосылки создания Конституции 1936 г.:

1) СССР все более превращался в мощную промышленную державу, утрачивались черты аграрно-индустриального государства;

2) капиталистические черты экономики были заменены социалистическими;

3) социалистическая собственность на орудия и средства производства окончательно утвердилась;

4) исчезли эскплуататорские классы;

5) образовалось колхозное крестьянство;

6) наметилась дальнейшая демократизация избирательной системы.

Особенности Конституции СССР 1936 г. (в сравнении с Конституцией 1924 г.):

1) это более широкая по содержанию Конституция, которая включала новые главы: об общественном устройстве; о местных органах государственной власти; о суде и прокуратуре; об основных правах и обязанностях граждан; об избирательной системе;

2) нормами Конституции 1936 г. подробно регулировалось государственное устройство СССР, система высших органов власти СССР и союзных республик:

а) высший орган власти – Верховный Совет, его Президиум (формировался на основе всеобщего избирательного права и прямого тайного голосования на 4 года, избирательное право возникало с 18 лет);

б) Совет народных Комиссаров (СНК – высший исполнительный и распорядительный орган), наркомат (подотчетны Верховному Совету);

в) система судов и прокуратуры (Верховный Суд СССР, верховные суды союзных республик, краевые, областные, окружные суды; народные суды были выборными органами, срок полномочий – 3 года);

3) в общественном устройстве устанавливалось наличие в обществе двух дружественных классов: рабочих и крестьян;

4) закреплялась политическая основа СССР – советы депутатов трудящихся, т. е. законодательно оформилась единая политическая идеология;

5) экономической основой Конституция называла социалистическую систему хозяйства и социалистическую собственность на орудия и средства производства; закреплялись две формы собственности: государственная (земля, воды, шахты, транспорт, средства связи) и кооперативно-колхозная (общественные предприятия в колхозах и кооперативных организациях с их инвентарем, продукцией, общественными постройками), а также личная собственность колхозников на приусадебный участок (дом, скот, мелкий инвентарь);

6) хозяйственная жизнь страны была подчинена государственному народно-хозяйственному плану;

7) труд конституционно объявлялся обязанностью и делом чести каждого трудоспособного гражданина СССР;

8) принципы государственного устройства: советский и социалистический федерализм; добровольность и объединение республик, их равноправие и суверенитет;

9) центральные органы власти СССР обладали наибольшим объемом полномочий:

а) представительство страны в международных отношениях;

б) решение вопросов войны и мира;

в) принятие в состав СССР новых республик;

г) составление народно-хозяйственных планов СССР и др.;

10) статус граждан по данной Конституции включал: право собственности на трудовые доходы; трудовую обязанность; право на отдых, на материальное обеспечение в старости, болезни, при потере трудоспособности и т. д.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

80. Конституция СССР 1924 г. и Конституция РСФСР 1925 г

80. Конституция СССР 1924 г. и Конституция РСФСР 1925 г Конституция СССР 1924 г. состоит из двух разделов: Декларации об образовании СССР и Договора об образовании СССР. В основу Конституции были положены документы, принятые I съездом Советов СССР. Именно поэтому она мало

91. Конституция 1936 г

91. Конституция 1936 г Новая Конституция СССР была утверждена 5 декабря 1936 г.Политической основой СССР в ней названы Советы депутатов трудящихся, экономической основой — социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства

92. Высшие органы СССР по Конституции 1936 г

92. Высшие органы СССР по Конституции 1936 г Высшим органом государственной власти в СССР является Верховный Совет СССР, избиравшийся на 4 года.Верховный Совет СССР осуществляет все права, присвоенные Союзу ССР, если только они не входят в компетенцию подотчетных

94. Суд и прокуратура по Конституции 1936 г

94. Суд и прокуратура по Конституции 1936 г Принципы организации и деятельности органов суда и прокуратуры были закреплены XI главой Конституции СССР 1936 г., которая так и называлась: «Суд и прокуратура».По Конституции, правосудие в СССР осуществляется Верховным Судом СССР,

97. Особенности национально-государственного строительства в 1936–1945 гг

97. Особенности национально-государственного строительства в 1936–1945 гг Процесс национально-государственного строительства заставил пересмотреть статус ЗСФСР: она перестала существовать, и в 1936 г. образовались Грузинская ССР, Армянская ССР, Азербайджанская

113. Съезд народных депутатов СССР и Верховный Совет СССР

113. Съезд народных депутатов СССР и Верховный Совет СССР Съезд народных депутатов СССР был высшим органом государственной власти в стране. Съезд имел всю полноту власти, имея право принять к рассмотрению любой вопрос.Съезд состоял из 2250 депутатов, треть избиралась — по

ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НЕЗАКОННОЕ НАГРАЖДЕНИЕ ОРДЕНАМИ И МЕДАЛЯМИ СССР И НАГРУДНЫМИ ЗНАКАМИ, ЗА ПРИСВОЕНИЕ ОРДЕНОВ, МЕДАЛЕЙ И НАГРУДНЫХ ЗНАКОВ И ПЕРЕДАЧУ ИХ НАГРАЖДЕННЫМИ ЛИЦАМИ ДРУГИМ ЛИЦАМ Указ Президиума Верховного Совета СССР от 2 мая 1943 г. («Ведомости Верховного Совета СССР» 1943 г. Л» 18) (Из

ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НЕЗАКОННОЕ НАГРАЖДЕНИЕ ОРДЕНАМИ И МЕДАЛЯМИ СССР И НАГРУДНЫМИ ЗНАКАМИ, ЗА ПРИСВОЕНИЕ ОРДЕНОВ, МЕДАЛЕЙ И НАГРУДНЫХ ЗНАКОВ И ПЕРЕДАЧУ ИХ НАГРАЖДЕННЫМИ ЛИЦАМИ ДРУГИМ ЛИЦАМ Указ Президиума Верховного Совета СССР от 2 мая 1943 г. («Ведомости Верховного

О ДОСРОЧНОМ ОСВОБОЖДЕНИИ ГЕРМАНСКИХ ГРАЖДАН, ОСУЖДЕННЫХ СУДЕБНЫМИ ОРГАНАМИ СССР ЗА СОВЕРШЕННЫЕ ИМИ ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ НАРОДОВ СОВЕТСКОГО СОЮЗА В ПЕРИОД ВОЙНЫ Указ Президиума Верховного Совета СССР от 28 сентября 1955 г. («Ведомости Верховного Совета СССР» 1955 г. № 17, ст. 351)

О ДОСРОЧНОМ ОСВОБОЖДЕНИИ ГЕРМАНСКИХ ГРАЖДАН, ОСУЖДЕННЫХ СУДЕБНЫМИ ОРГАНАМИ СССР ЗА СОВЕРШЕННЫЕ ИМИ ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ НАРОДОВ СОВЕТСКОГО СОЮЗА В ПЕРИОД ВОЙНЫ Указ Президиума Верховного Совета СССР от 28 сентября 1955 г. («Ведомости Верховного Совета СССР» 1955 г. № 17, ст.

80. Конституция СССР 1924 г

80. Конституция СССР 1924 г Конституция СССР 1924 г. – следствие образования СССР.Планы союзного объединения:1) Ленин считал, что СССР должен основываться на конфедеративных началах, революция пойдет на Запад, и любое государство сможет присоединиться к

88. Конституция СССР 1977 г

88. Конституция СССР 1977 г Подготовка проекта новой союзной Конституции началась в 1962 г. Проект готовился специальной конституционной комиссией. Окончательный проект был разработан к маю 1977 г. По этому проекту было проведено всенародное обсуждение.Конституция СССР была

§ 1. Договор об образовании СССР 1922 года как орудие разрушения СССР и правовая база «суверенизации» и «возрождения» государственности наций, национальностей и национальных меньшинств

§ 1. Договор об образовании СССР 1922 года как орудие разрушения СССР и правовая база «суверенизации» и «возрождения» государственности наций, национальностей и национальных меньшинств С конца 80-х годов Украина в одностороннем порядке стала стремиться расширить и

Емельянов Сергей Андреевич (1936–1995), государственный советник юстиции I класса

Емельянов Сергей Андреевич (1936–1995), государственный советник юстиции I класса * * *Родился 11 августа 1936 в Велижском районе Смоленской обл. После получения в 1954 аттестата зрелости поступил на юридический факультет МГУ. С 1959 стажировался в Вяземской межрайонной

УТВЕРЖДЕНА
Постановлением Чрезвычайного
VIII Съезда Советов Союза ССР
от 5 декабря 1936 года

Глава I

Статья 1. Союз Советских Социалистических Республик есть социалистическое государство рабочих и крестьян.

Статья 2. Политическую основу СССР составляют Советы депутатов трудящихся, выросшие и окрепшие в результате свержения власти помещиков и капиталистов и завоевания диктатуры пролетариата.

Статья 3. Вся власть в СССР принадлежит трудящимся города и деревни в лице Советов депутатов трудящихся.

Статья 4. Экономическую основу СССР составляют социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства, утвердившиеся в результате ликвидации капиталистической системы хозяйства, отмены частной собственности на орудия и средства производства и уничтожения эксплуатации человека человеком.

Статья 5. Социалистическая собственность в СССР имеет либо форму государственной собственности (всенародное достояние), либо форму кооперативно-колхозной собственности (собственность отдельных колхозов, собственность кооперативных объединений).

Статья 6. Земля, ее недра, воды, леса, заводы, фабрики, шахты, рудники, железнодорожный, водный и воздушный транспорт, банки, средства связи, организованные государством крупные сельскохозяйственные предприятия (совхозы, машинотракторные станции и т.п.), а также коммунальные предприятия и основной жилищный фонд в городах и промышленных пунктах являются государственной собственностью, то-есть всенародным достоянием.

Статья 7. Общественные предприятия в колхозах и кооперативных организациях с их живым и мертвым инвентарем, производимая колхозами и кооперативными организациями продукция, равно как их общественные постройки составляют общественную, социалистическую собственность колхозов и кооперативных организаций.

Каждый колхозный двор, кроме основного дохода от общественного колхозного хозяйства, имеет в личном пользовании небольшой приусадебный участок земли и в личной собственности подсобное хозяйство на приусадебном участке, жилой дом, продуктивный скот, птицу и мелкий сельскохозяйственный инвентарь - согласно устава сельскохозяйственной артели.

Статья 8. Земля, занимаемая колхозами, закрепляется за ними в бесплатное и бессрочное пользование, то-есть навечно.

Статья 9. Наряду с социалистической системой хозяйства, являющейся господствующей формой хозяйства в СССР, допускается законом мелкое частное хозяйство единоличных крестьян и кустарей, основанное на личном труде и исключающее эксплуатацию чужого труда.

Статья 10. Право личной собственности граждан на их трудовые доходы и сбережения, на жилой дом и подсобное домашнее хозяйство, на предметы домашнего хозяйства и обихода, на предметы личного потребления и удобства, равно как право наследования личной собственности граждан - охраняются законом.

Статья 11. Хозяйственная жизнь СССР определяется и направляется государственным народнохозяйственным планом в интересах увеличения общественного богатства, неуклонного подъема материального и культурного уровня трудящихся, укрепления независимости СССР и усиления его обороноспособности.

Статья 12. Труд в СССР является обязанностью и делом чести каждого способного к труду гражданина по принципу: "кто не работает, тот не ест".

В СССР осуществляется принцип социализма: "от каждого по его способности, каждому - по его труду".

Глава II

Статья 13. Союз Советских Социалистических Республик есть союзное государство, образованное на основе добровольного объединения равноправных Советских Социалистических Республик:

Российской Советской Федеративной Социалистической Республики,

Украинской Советской Социалистической Республики,

Белорусской Советской Социалистической Республики,

Узбекской Советской Социалистической Республики,

Казахской Советской Социалистической Республики,

Грузинской Советской Социалистической Республики,

Азербайджанской Советской Социалистической Республики,

Литовской Советской Социалистической Республики,

Молдавской Советской Социалистической Республики,

Латвийской Советской Социалистической Республики,

Киргизской Советской Социалистической Республики,

Таджикской Советской Социалистической Республики,

Армянской Советской Социалистической Республики,

Туркменской Советской Социалистической Республики,

Эстонской Советской Социалистической Республики.

(Статья в редакции Закона СССР от 16 июля 1956 года. - См. предыдущую редакцию)

Статья 14. Ведению Союза Советских Социалистических Республик в лице его высших органов государственной власти и органов государственного управления подлежат (абзац в редакции Закона СССР от 25 февраля 1947 года - см. предыдущую редакцию):

а) представительство СССР в международных сношениях, заключение, ратификация и денонсация договоров СССР с другими государствами, установление общего порядка во взаимоотношениях союзных республик с иностранными государствами (пункт в редакции Закона СССР от 1 февраля 1944 года; в редакции Закона СССР от 25 февраля 1947 года - см. предыдущую редакцию);

б) вопросы войны и мира;

в) принятие в состав СССР новых республик;

г) контроль за соблюдением Конституции СССР и обеспечение соответствия Конституций союзных республик с Конституцией СССР (пункт в редакции Закона СССР от 25 февраля 1947 года - см. предыдущую редакцию);

д) утверждение изменений границ между союзными республиками;

е) утверждение образования новых краев и областей, а также новых автономных республик и автономных областей в составе союзных республик (пункт дополнен Законом СССР от 25 февраля 1947 года - см. предыдущую редакцию);

ж) организация обороны СССР, руководство всеми вооруженными силами СССР, установление руководящих основ организации войсковых формирований союзных республик (пункт в редакции Закона СССР от 1 февраля 1944 года - см. предыдущую редакцию);

з) внешняя торговля на основе государственной монополии;

и) охрана государственной безопасности;

к) установление народнохозяйственных планов СССР;

л) утверждение единого государственного бюджета СССР и отчета о его исполнении, установление налогов и доходов, поступающих на образование бюджетов союзного, республиканских и местных (пункт в редакции Закона СССР от 25 февраля 1947 года - см. предыдущую редакцию);

м) управление банками, промышленными и сельскохозяйственными учреждениями и предприятиями, а также торговыми предприятиями - общесоюзного подчинения; общее руководство промышленностью и строительством союзно-республиканского подчинения (пункт в редакции Закона СССР от 10 мая 1957 года - см. предыдущую редакцию);

н) управление транспортом и связью;

о) руководство денежной и кредитной системой;

п) организация государственного страхования;

р) заключение и предоставление займов;

с) установление основных начал землепользования, а равно пользования недрами, лесами и водами;

т) установление основных начал в области просвещения и здравоохранения;

у) организация единой системы народнохозяйственного учета;

ф) установление основ законодательства о труде;

х) установление основ законодательства о судоустройстве и судопроизводстве, основ гражданского, уголовного и исправительно-трудового законодательства (пункт в редакции Закона СССР от 11 июля 1969 года N 4073-VII - см. предыдущую редакцию);

ц) законодательство о союзном гражданстве; законы о правах иностранцев (пункт в редакции Закона СССР от 25 февраля 1947 года - см. предыдущую редакцию);

ч) установление основ законодательства о браке и семье (пункт дополнительно включен Законом СССР от 25 февраля 1947 года);

Пункт "ч" предыдущей редакции считается пунктом "ш" настоящей редакции - Закон СССР от 25 февраля 1947 года.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: