Временные суды это в истории россии

Обновлено: 26.04.2024

Временное правительство не проводило кардинальных изменений судебной системы, оно скорее стремилось приспособить ее к своим целям и задачам. Для занятия судебных должностей в судах с назначаемым составом по-прежнему требовалось высшее юридическое образование, а для мировых судей — среднее образование и стаж чиновничьей службы. Функции судебных палат несколько уменьшились — был упразднен суд с сословными представителями. В окружных судах стал широко применяться суд с присяжными заседателями (он вводился даже на окраинах страны). Юрисдикция окружных судов значительно расширилась.

Серьезные изменения коснулись и мировой юстиции. 4 мая 1917 г. было издано постановление Временного правительства, согласно которому закон от 15 июня 1912 г. о преобразовании местного суда был распространен еще на 33 губернии. Закон расширил гражданскую (до 1000 рублей иска) и уголовную юрисдикцию мировых судей. В уголовных делах они имели право выносить выговоры, делать замечания, внушения, налагать денежные взыскания, производить арест на срок до трех месяцев, заключать в тюрьму до полутора лет.

Временное правительство воплотило в жизнь проект создания органов административной юстиции. Закон от 30 мая 1917 г. вводил суд по административным делам. В каждый уезд назначался административный судья. В губернских и областных городах при окружных судах были созданы особые административные отделения, а в Сенате высшей инстанцией для административных судов стал I департамент.

Административные судьи рассматривали конфликты между государственными органами, комиссарами правительства и общественными учреждениями (городского и земского самоуправления, военно-промышленными комитетами и т.п.). Законом от 7 сентября 1917 г. к ведению этих судов были отнесены земельные и продовольственные комитеты.

Временное правительство развито достаточно бурную деятельность в области нормотворчества. Свидетельством тому являются многотомные издания собраний узаконений и распоряжений правительства. Деятельность в области законотворчества развертывалась по трем главным направлениям.

Во-первых, законодательное оформление слома некоторых органов старого государственного аппарата, а именно: уничтожение или замена наиболее одиозных институтов — полиции, жандармерии, прокуратуры.

Во-вторых, законодательное оформление новых органов государственной и общественной власти: создание временных судов, института уездных и губернских комиссаров, комитетов общественных организаций. Третье направление в законодательной деятельности Временного правительства связано с провозглашением гражданских свобод. К нему можно отнести законы об амнистии, ликвидации национальных и вероисповедных ограничений, праве собраний и съездов.

События начала XX в. — две революции, участие в Первой мировой войне — безусловно повлияли на систему судоустройства и судопроизводства России. Она была вынуждена подстраиваться под те катаклизмы, которые переживало сначала самодержавие, а потом и Временное правительство. Только за период Первой мировой войны сменились четыре министра юстиции (И.Г. Щегловитов — 24 апреля 1906 г. — 6 июня 1915 г.; А.А. Хвостов — 6 июля 1915 г. — 7 июня 1916 г.; А.А.Макаров — 7 июля — 20 декабря 1916 г.; Н.А. Добровольский — 20 декабря 1916 г. — 27 февраля 1917 г.). Министерская чехарда продолжалась и при А.Ф. Керенском.

Политическая нестабильность, отсутствие четких ориентиров и разноплановость интересов привели к тому, что Временное правительство не смогло удержать власть. После Октябрьской революции 1917 г. большевистское правительство полностью разрушило правительственный аппарат, в том числе и судебную систему. Специальными актами Советской власти вся старая судебная система была упразднена (исключение составляла просуществовавшая незначительное время мировая юстиция). 12 декабря 1917 г. было отменено прежнее деление Министерства юстиции на департаменты и сознано шесть отделов Наркомата юстиции, который возглавила коллегия.

Григорьев О.В., преподаватель кафедры теории и истории государства и права Новосибирского института внутренних войск МВД РФ, кандидат юридических наук.

Одной из проблем в деятельности новой государственной власти являлось отсутствие законодательства, соответствующего буржуазному обществу, а также твердой исполнительной власти: многие вновь принятые нормативные акты длительное время не применялись либо вообще игнорировались на местах. Социально-классовая структура армии, неудовлетворительная мобилизационная политика министерств, ведомств, негативные последствия демократических процессов (особенно печально известного Приказа N 1 Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов по гарнизону Петроградского военного округа ) существенным образом отразились на состоянии дисциплины и законности в воинских частях. Низкий уровень грамотности солдат значительно затруднял проведение воспитательно-правовой работы среди них, что привело к разложению русской армии. Как в полевых, так и в тыловых частях начали происходить самосуды, расправы над офицерами, широко распространились пьянство и карточные игры.

См.: Февральская революция 1917 года. С. 89 - 90.

Анализ состояния армии в 1917 г. позволяет сделать следующие выводы: армия оказалась не готовой к длительной войне, что явилось следствием серьезного кризиса всей военно-административной системы; личный состав частей и подразделений использовался в войне крайне неэффективно, его большая часть находилась в тылу и на хозяйственных работах (по оценкам генерала А.И. Верховского, на каждого солдата передовой приходилось 4 человека тылового обеспечения). Неудовлетворительное материальное обеспечение, усталость приводили к росту преступности и дезертирству, что подрывало боеспособность частей, их моральный дух; серьезный раскол произошел в армии по социальному признаку как между солдатами и офицерами, так и среди самого командного состава. Упразднение Департамента полиции и Отдельного корпуса жандармов, необоснованно широкая политическая амнистия, в период которой получили свободу многие уголовные элементы, огромное количество бесконтрольно передвигающихся вооруженных людей создали идеальные условия для грабежей, погромов, самосудов. Согласно авторитетным подсчетам П.И. Люблинского, по амнистии было освобождено 4/5 всех заключенных .

Люблинский П.И. Мартовские амнистии. Пг., 1917. С. 73.

В этих условиях, несмотря на "инертность представителей различных юридических обществ" , правительство стремилось активнее привлекать юристов для разработки нового законодательства, выработки мер по поддержанию в войсках законности, воспитанию уважения к правосудию. В период революционных преобразований эффективность работы правоохранительной системы была крайне низкой. Революционная демократия сводила на нет все усилия органов принуждения, создавая атмосферу беззакония. Намного проще было осудить старшего офицера за грубость, нежели применить законные санкции к солдату-дезертиру. Законодательные инициативы буржуазных и военных кругов либеральных социалистов и большевиков расходились с их практическим воплощением.

Русская воля. 1917. 10 октября.

В этот период стихийно создавались судебные органы по инициативе различных организаций. Так, в Петрограде и некоторых уездных городах Петроградской губернии (Луге, Ямбурге, Нарве и др.) были образованы временные суды, которые состояли в равном числе из мировых судей, представителей армии и представителей от рабочих.

Активное участие в правотворчестве пытались принимать и непосредственно представители армейских коллективов. Приказом по Военному министерству N 213 от 16 апреля 1917 г. в действие было введено Положение о дисциплинарных судах, которое было разработано особой комиссией с участием представителей действующей армии и флота, а также делегатов от Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов и Всероссийского совещания советов рабочих и солдатских депутатов. По этому документу вся власть в наложении дисциплинарных взысканий на солдат принадлежала дисциплинарным судам. Ротные дисциплинарные суды учреждались в ротах и соответствующих подразделениях и командах независимо от их численного состава и, соответственно, именовались: ротный, эскадронный, сотенный, батарейный и т.д. дисциплинарный суд.

Ротный дисциплинарный суд имел право налагать следующие взыскания: воспрещать отлучки из казармы или со двора на срок до 1 месяца, назначать вне очереди на службу или на случающиеся по роте работы - до 8 нарядов, а также подвергать простому аресту с исполнением или без исполнения служебных обязанностей - до 5 суток, строгому аресту - до 5 суток и усиленному - до 2 суток. Унтер-офицеры на работу не назначались.

Дела о дисциплинарных проступках могли вносить в ротный суд все начальники, начиная от командира отделения, а также ротные и полковые комитеты. Разбор дела должен был производиться по возможности немедленно после его внесения, устно, при открытых дверях. Если суд усматривал, что публичное рассмотрение дела оскорбляло чувство нравственности или религию, то он мог принять решение о слушании дела в закрытом судебном заседании. Решение дисциплинарного суда считалось окончательным, и жалобы на него, по существу не допускались. Жалобы на неправильные действия ротных судей могли подаваться в полковой суд в 10-дневный срок, причем подача жалобы не останавливала приведения решения в исполнение. Дела, при рассмотрении которых ротный дисциплинарный суд признавал пределы своей власти недостаточными, должны были передаваться в полковой суд.

Необходимо отметить, что введение дисциплинарных судов было сначала положительно встречено в армии, о чем говорит, например, Постановление I Всероссийского съезда офицерских депутатов, состоявшегося в мае 1917 г. Заслушав доклад секции по реорганизации армии на демократических началах, съезд отметил, что введение полковых и дисциплинарных судов вполне соответствовало демократическим реформам и требованиям данного момента. Предлагалось немедленно ввести их в практику.

Также было заявлено, что это необходимо как мера, "ограничивающая преступную волю и произвол в армии, где в данный момент таких сдерживающих начал не имеется, и что принцип выборного начала в этих судах, где устранена единоличная дисциплинарная власть, вполне соответствует движению по пути демократических реформ" . Но высказывались и противоположные мнения.

Армия и флот Свободной России. 1917. 4 августа.

"Так что те части, которые станут на путь закона, которые создадут дисциплинарные суды, которые будут работать правильно, - для этих судов не будет надобности в единоличной власти начальников. Те же части, в которых анархические начала преобладают, - там должна будет создана новая власть, которая сделает невозможным безнаказанность анархических поступков. Должен быть создан институт штрафных полков. Полк, не исполняющий приказаний, объявляется штрафным, т.е. переводится на арестантский паек, лишается отпусков, денежного содержания. Это будет наказание целой части за поступок, совершенный целой частью" .

РГВИА. Ф. 9. Оп. 19/88. Ед. хр. 10. Л. 167.

Армия и флот Свободной России. 1917. 11 октября.

Временное правительство России вначале пыталось объединить с целью укрепления воинской дисциплины принципы единоначалия и принципы демократии, но в данных конкретных исторических условиях, при наличии экономического и политического кризиса в стране, эти попытки не увенчались успехом. В своем стремлении подавить демократическое и революционное движение в русской армии Временное правительство и Ставка опирались на органы военной юстиции. Устройство и деятельность многочисленных органов военной юстиции (Главного военно-судного управления, подчиненного военному министру; Главного военного суда, бывшего кассационной инстанцией для военных судов; военно-окружных и корпусных судов; военно-морских судов; полковых судов; дисциплинарных судов; судов по делам о задержанных дезертирах) показывают направленность этой юстиции.

Особые надежды Временное правительство возлагало на военно-полевые суды, восстановленные по требованию корниловцев и при поддержке ЦИКа 12 июля 1917 г. под маркой "военно-революционных". Проект Постановления Временного правительства, разработанный Главным военно-судным управлением, именовался "О судах полей сражений", однако в тексте проекта слова "суды полей сражений" были заменены словами "военно-революционные суды".

По замыслу инициаторов, военно-революционные суды учреждались "для немедленного суждения" за некоторые "тягчайшие преступления", влекущие за собой смертную казнь. Смертная казнь устанавливалась (со ссылкой на соответствующие статьи 23 книги Свода военных постановлений 1869 г.) за: 1) военную и государственную измену; 2) побег к неприятелю, бегство с поля сражения, самовольное оставление своего места во время боя и уклонение от участия в нем (ст. ст. 136, 137, 245, 245); 3) подговор, подстрекательство или возбуждение к сдаче, бегству или уклонению от сопротивления противнику (ст. 246); 4) сдачу в плен без сопротивления (ст. ст. 248 и 251); 5) самовольную отлучку с караула ввиду неприятеля; 6) насильственные действия против начальников из офицеров и солдат, сопротивление исполнению боевых приказаний и распоряжений начальников, явное восстание и подстрекательство к ним (ст. ст. 106, 107, 110); 7) нападение на часового или военный караул, вооруженное им сопротивление и умышленное убийство часового; 8) умышленное убийство, изнасилование, разбой и грабеж (лишь в войсковом районе армии); 9) шпионаж (со стороны неприятеля).

Учреждение таких чрезвычайных судов вызвало негативное отношение к ним у подавляющего большинства солдат. Справедливости ради следует отметить, что солдаты не питали доверия и к "демократизированному" военному суду, т.е. к институту военных присяжных заседателей, введенному 28 мая 1917 г. в корпусные и военно-окружные суды. Солдаты часто отказывались участвовать в выборах присяжных заседателей, а избранные из солдат присяжные не являлись на сессии суда.

В целом солдаты нередко питали враждебное отношение к военным судьям, прокурорам и следователям. В ряде случаев они отказывались от всяких сношений с военно-следственными властями, кое-где даже разгоняли состав военных судов, освобождая подсудимых из-под стражи. Так, оправдательный приговор, вынесенный военным судом с участием присяжных по делу 78 гвардейцев-гренадеров, был предопределен давлением революционно настроенных солдат Киевского гарнизона и рабочих Киева.

Процессуальные особенности рассмотрения уголовных дел с участием присяжных заседателей в военном суде сводились к следующим моментам. Военные присяжные заседатели по рассмотрении дела выносили немотивированный вердикт, содержавший в себе ответы на вопросы, поставленные на их разрешение в случае признания подсудимого виновным. Кроме того, в общем суде присяжных было 12, а в военном - 6 - 8 офицеров и солдат, избираемых по жребию в равном числе. Были созданы временные военно-морские суды в Петроградском, Свеаборгском, Ревельском, Севастопольском и Владивостокском портах для разбора дел о воинских преступлениях и преступлениях служебных, совершенных чинами флота и морского ведомства.

При этом если в пределах Европейской России, Прибалтики и Дальнего Востока военно-морским судам общеуголовные дела не были подсудны, то в Финляндии, где русских судебных установлений не было, в их компетенцию входило рассмотрение вообще всех уголовных дел (о кражах, грабежах, убийствах и др.). При рассмотрении каждого дела в состав присутствия кроме председательствующего (одного из постоянных судей военно-морского суда) и двух выборных судей (из матросов или солдат) входили 6 присяжных заседателей. Правительство учитывало революционность армии и, чтобы не вызвать недовольства, установило паритет: половина присяжных избиралась из числа офицеров, другая - из солдат и матросов. На 3 месяца советами депутатов соответствующих портов составлялись списки заседателей из 24 человек, из которых путем жеребьевки для конкретного дела выбирались двое судей, двое запасных и 6 присяжных заседателей.

Более четко было разработано Постановление о введении присяжных заседателей в состав военно-окружных и временных военных судов. Военно-морские суды создавались как временные, военно-окружные с присяжными - как постоянные, рассчитанные не только на военное, но и на мирное время. Подсудность сухопутных военных судов была такой же, как и морских, но в районе театра военных действий она расширялась - в их компетенцию переходило решение всех преступных деяний, совершенных как солдатами и офицерами, так и гражданским населением.

Для избрания военных заседателей составлялись два отдельных списка - офицерский и солдатский. В первый вносились генералы, штаб-офицеры и чиновники, находившиеся на службе в войсковых частях. Исключение составляли старшие и высшие строевые командиры, т.к. их было нецелесообразно отвлекать от исполнения прямых обязанностей. Во второй список вносились все солдаты, состоящие в списках выборщиков в полковые судьи.

Следует констатировать, что с формальной стороны свержение монархии в России не привело к существенным изменениям в военно-судебном устройстве. Реформирование военно-судебной системы (как и национальной судебной системы в целом) не рассматривалось тогдашним руководством страны как приоритетная задача. Вместе с тем революционные события февраля 1917 г., установление двоевластия способствовали падению в России правопорядка, глубокому кризису государственного аппарата, нарастанию анархических тенденций в общественной жизни. В полной мере это коснулось и армии. В подобных условиях функционирование военно-судебной системы оказалось в значительной мере парализовано.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Григорьев О.В., преподаватель теории и истории государства и права Новосибирского института ВВ МВД РФ, кандидат юридических наук.

В настоящее время подсистема военных судов является во многих странах существенным сегментом национальной судебной системы. Начиная с 1700-х гг. военно-судебные органы функционируют и в нашей стране. При всем том, что развитие военных судов России в последней трети XIX - начале XX в. уже освещалось в историко-правовой литературе , специальной работы на эту тему доныне не появилось.

Из современных работ, в которых затрагивалась названная тема, см.: Петухов Н.А. История военных судов России. М., 2003. С. 117 - 165; Григорьев О.В. Военно-судебные реформы России (середина XVI - конец XX в.): Учебное пособие. М., 2010. С. 102 - 127.

С 1867 г. организация и деятельность военных судов в России регулировались Военно-судебным уставом, который впоследствии изменялся в 1883 - 1885 гг.

С самого момента возникновения военные суды в России строились обособленно от общих судов, не были независимыми от военного и военно-морского командования, а находились в фактическом подчинении ему. В ст. 167 Военно-судебного устава 1867 г. прямо устанавливалось, что "военный министр осуществляет общий надзор за военными судами и должностными лицами военно-судебного ведомства, имея в своем подчинении Главного военного прокурора" . Военные власти имели право подвергать дисциплинарному взысканию лиц прокурорского надзора, военных судей и военных следователей за упущения и проступки по службе, "не касающиеся нарушения судейских обязанностей". Согласно ст. 188 Военно-судебного устава, дисциплинарные взыскания на военных судей и военных следователей могли налагать военный министр и командующие военными округами.

Военно-судебный устав. СПб., 1867.

Система военных судов в сухопутной армии состояла из Главного военного суда, военно-окружных судов и полковых судов. Все делопроизводство по заведованию личным составом военно-судебного ведомства было сосредоточено в Главном военно-судном управлении, входившем в структуру Военного министерства. Это управление было организовано в марте 1867 г. на базе бывшего Аудиторского управления военного ведомства. Указом императора от 30 марта того же года был назначен начальник Главного военно-судного управления. Всего в его штате было 77 человек. Круг обязанностей Главного военно-судного управления и его подразделений определяло Положение о Военном министерстве, утвержденное 1 января 1869 г.

Для подготовки к занятию военно-судебной должности в военно-окружных судах и у лиц прокурорского надзора занимались кандидаты на судебные должности, на которых председателем военно-окружного суда возлагалась защита подсудимых. Из среды кандидатов назначались также военные следователи и помощники военных прокуроров .

Бобровский П.О. Развитие способов для образования юристов военного и морского ведомств в России. СПб., 1879. Вып. 1. С. 28.

Менее важные дела, и только о нижних чинах, подсудны полковым судам, состоящим из председателя (штаб-офицера), двух членов и делопроизводителя (обер-офицеры). Право назначать состав полковых судов принадлежало строевому командованию. Председатель и члены полкового суда назначались командиром той воинской части, при которой учреждался суд. Полковой командир имел право надзирать над производством в полковом суде и разрешал жалобы на его действия и решения, а также утверждал его приговоры.

В Военно-судебном уставе 1867 г. предусматривалось учреждение полковых судов при каждом полку и других частях войск, командиры которых пользовались правами (полномочиями) полкового командира. К числу таких частей относились артиллерийские бригады, отдельные батальоны, местные губернские батальоны и другие части. Суды эти носили название тех частей войск, при которых они состояли, например, полковой суд 92-го пехотного Печерского полка, батальонный суд Боровичского резервного батальона.

Кроме военных судов сухопутных войск в 1872 г. на правах полковых были учреждены особые суды для "суждения нижних чинов" Санкт-Петербургской и Московской полиции, а в 1874 г. - Варшавской полиции. В начале 1880-х гг. были также организованы суды пограничной стражи на тех же основах и нормативах, что были установлены для полковых судов в войсках.

Полковым судам были подсудны дела о преступлениях только нижних чинов, за которые предусматривались исправительные наказания (не более одного года и четырех месяцев заключения в крепости или тюрьме, без лишения прав и преимуществ, а также денежные взыскания не свыше 100 руб.) .

Иллюстров И. Военные суды в русской армии за двадцатипятилетие (1867 - 1885 гг.). М., 1890. С. 100, 134.

Решения полкового суда в некоторых случаях переходили на рассмотрение военно-окружного суда. Кроме постоянно действующих военно-окружных судов Военно-судебный устав допускал создание временных военных судов, которые в рассмотрении дел имели равные права с военно-окружными судами. Временные военные суды открывались в тех или иных пунктах по усмотрению командующего войсками округа с учетом дислокации войск и наличия готовых к слушанию дел. В состав временных военных судов входили один постоянный и шесть временных членов.

Временные военные суды, по существу, являлись выездными сессиями военно-окружных судов. Они открывались, как правило, в тех местах, где накапливалось значительное количество нерассмотренных военно-судебных дел .

Баишев М.И. Военно-судебная реформа в России (60 - 70-е годы XIX в.). М., 1954. С. 33, 35.

Приговоры военно-окружных судов могли быть обжалованы в кассационном порядке Главному военному суду, состоящему из председателя и членов (постоянных и временных). Последние, которых по штату полагалось двое, назначались императором из числа генералов, командующих частями войск в Санкт-Петербурге или его окрестностях, или состоящих в штабах войск. При Главном военном суде состоял главный военный прокурор - глава органов военно-прокурорского надзора. При каждом военно-окружном суде имеется военный прокурор и его помощники. Обязанности военно-прокурорского надзора были аналогичны обязанностям прокурорского надзора при гражданских судах.

Для подготовки военных юристов из среды офицеров в августе 1866 г. был открыт при Аудиторском училище первый курс офицерских классов, в который были зачислены 25 штаб- и обер-офицеров Военного министерства, а также 5 штаб- и обер-офицеров Морского министерства. Сверх того, на этот курс были допущены вольнослушатели из числа военнослужащих . В начале следующего года указанные офицерские классы были преобразованы в Военно-юридическую академию, полный академический курс которой был рассчитан на два класса с изучением его в течение двух лет.

Хмара Н.И. Краткий очерк истории военно-юридического образования в России. М., 1999. С. 46. О развитии отечественного военно-юридического образования в последней трети XIX - начале XX в. см. также: Щербина Т.А. История и организация Александровской военно-юридической академии // Государство и право. 1992. N 5. С. 129 - 135; Захаров В.В. Как готовить юриста: очерки истории юридического образования в России второй половины XIX - начала XX в. Курск, 2006. С. 107 - 113.

Слушатели академии отбирались главным военным прокурором, а затем окончательно утверждались военным министром. 11 января 1868 г. были изданы временные правила о поступлении офицеров в Военно-юридическую академию, а 28 сентября того же года император утвердил Положение о Военно-юридической академии, согласно которому в нее могли принимать лишь офицеров, заслуживших особое доверие. Академия состояла при Главном военно-судном управлении и подчинялась главному военному прокурору. Руководил академией начальник, которого назначал военный министр.

Сокращались процессуальные сроки. Вызов свидетелей, находившихся вне места производства суда, предоставлен усмотрению суда. Сокращалась письменность. Защита предоставлялась самому подсудимому. Главнокомандующий наделялся полномочием устранять кассационные жалобы и протесты по делам, требующим немедленного исполнения наказания.

Кроме того, в военное время значительно расширялась юрисдикция военных судов, которым становились подсудны: 1) лица, принадлежащие к войску, безразлично, находились ли они в строю, в военном управлении или при войсках; 2) военнопленные (до обращения их в гражданское ведомство); 3) жители неприятельских областей, занятых российской армией, за преступления, означенные в прокламации главнокомандующего, а также в случае соучастия с лицами, подлежащими военному суду. Наряду с этим военному суду по законам военного времени подлежали гражданские лица в местностях, объявленных на военном положении, по преступлениям, указанным в высочайшем указе, которым местность объявлена на военном положении .

Шендзиковский Л. Сравнительный обзор порядка изменения и обжалования военно-уголовных приговоров по русскому и французскому праву. Харьков, 1880. С. 17 - 18.

Особо следует отметить о ревизионно-решающей стадии в пореформенном военно-уголовном судопроизводстве. В продолжение традиции, идущей с первой четверти XVIII в., согласно Военно-судебному уставу 1867 г., приговор (независимо от содержания), вынесенный полковым судом, подлежал утверждению строевым командованием в лице командира полка . Кроме того, ревизионно-решающая стадия дополнительно вводилась в военно-уголовное судопроизводство в последней трети XIX - начале XX в. либо для рассмотрения отдельных категорий дел, либо для временных военно-судебных органов. К примеру, в Законе от 19 августа 1906 г. об учреждении военно-полевых судов было оговорено, что вынесенные данными судами смертные приговоры должны направляться на утверждение командующему военным округом .

Петухов Н.А. Указ. соч. С. 124 - 125, 142.
Жильцов С.В. Смертная казнь в истории России. М., 2002. С. 205 - 206.

К моменту Февральской революции 1917 г. военно-судебная система, созданная в результате проведения военно-судебной реформы 1867 г., не претерпела особых изменений. В свою очередь, Временное правительство также почти не затронуло военные суды . Здесь стоит вспомнить разве что знаменитое распоряжение Министерства юстиции от 7 марта 1917 г. "Об образовании Временных судов в Петрограде" (распространенное вскоре на другие регионы). Согласно указанному распоряжению, в состав мирового суда включался "представитель армии и представитель рабочих" .

Об эволюции отечественного судоустройства и судопроизводства в период март - октябрь 1917 г. наиболее подробно см. во второй и третьей главах диссертационного исследования Е.А. Скрипилева (Скрипилев Е.А. Карательная политика Временного правительства и аппарат ее проведения: Автореф. дис. . д-ра юрид. наук. М., 1970. С. 18 - 23).
Сборник указов и постановлений Временного правительства. Пг., 1917. Вып. 1. Отд. VI. Ст. 3.

Зато весьма радикальным путем решился вопрос о военных судах после Октябрьской революции. Как известно, первым законодательным актом советской власти, специально посвященным вопросам правосудия, стал принятый Советом народных комиссаров 24 ноября 1917 г. Декрет о суде, вошедший в историю отечественного права как Декрет о суде N 1 . В ст. ст. 1 - 3 названного Декрета предусматривалась ликвидация как всей прежней судебной системы (заодно с прокуратурой, адвокатурой и органами предварительного следствия), так и всех норм прежнего судопроизводства.

СУ РСФСР. 1917. N 4. Ст. 50.

Что касается военных судов, то о них было упомянуто в ст. 1 Декрета: "Упразднить доныне существующие общие судебные установления, как то: . военные и морские суды всех наименований". Во исполнение Декрета о суде N 1 Народный комиссариат по военным делам отдал приказ о приостановлении деятельности всех военных судов. В военно-судебные органы были назначены комиссары для руководства ликвидацией этих учреждений. На флоте ликвидацией военно-морских судов занималась Верховная морская следственная комиссия, избранная 24 ноября 1917 г. на I съезде военного флота. Заодно в декабре 1917 г. была ликвидирована Военно-юридическая академия .

Щербина Т.А. Указ. соч. С. 135.

Однако отечественной судебной системе не суждено было долго оставаться без подсистемы военно-судебных органов. Уже весной - летом 1918 г. началось создание советских военных судов. Первые военно-судебные органы Советской России именовались в разных местах по-разному: военно-полевыми сессиями, чрезвычайными тройками, военно-революционными трибуналами. Наконец, 28 июля 1918 г. приказом Народного комиссариата по военным делам было утверждено Положение "О фронтовых полковых (отрядных) местных судах" - первый советский нормативный акт, специально посвященный военным судам. Но это был уже следующий этап развития военно-судебной системы России.

СУ РСФСР. 1918. N 55. Ст. 612.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Бабенко Р.В., начальник группы (по ведению судебной работы) юридической службы Дальневосточного военного округа, майор юстиции.

К началу XVII в. на Руси судов как таковых еще не существовало и в мирное время российских подданных судили за совершенные преступления в "приказах", то есть административных органах, выполнявших в государстве разнообразные функции, в том числе и судебные. Возглавляли их бояре или окольничьи, реже - дьяки. При каждом судебном приказе имелась "приказная изба" (канцелярия), где дьяки и подьячие чинили суд и расправу (в конце XVII в. эти дьяки станут называться судьями). За "убийственные" преступления (убийство, разбой и т.п.) виновных судили в "разбойном приказе", за измену, смуту - в "воровском приказе".

Регулярной, постоянной армии на Руси в то время не было, а имелись лишь два постоянных воинских формирования - стрелецкие и пушкарские полки. Служба в них была наследственной. За малозначительные правонарушения они отвечали перед "своими" военными приказами (стрелецким и пушкарским). Но за тяжкие преступления их судили, как и всех, в разбойных или воровских приказах. Так было в мирное время, но в случае объявления "сбора на войну" и с начала самой войны картина резко менялась: большая часть активного мужского населения рекрутировалась в армию, становилась ратниками. За совершенные правонарушения ратники отвечали теперь уже не перед приказами, а судились воеводским судом или назначенным им судом полковых судей (для стрельцов - судом стрелецких сотенных голов).

Воеводский суд и суды полковых судей, по существу, были первыми в России военными судами, которые руководствовались в своей деятельности в первой половине XVII в. Уставом ратных, пушкарских и иных дел (1603 г.). Это был акт иностранного происхождения, переведенный с латинского и немецкого языков. Он содержал нормы как материального, так и процессуального военного права. Его ведению подлежали ратные люди, а также все, кто исполнял какие-либо вспомогательные функции при войске . Согласно Уставу, высшая судебная власть принадлежала (в случае если при войске не было Государя) Большому полковому воеводе (сейчас главнокомандующему).

Муранов А.И. Военные суды - часть российской судебной системы // Российская юстиция. 1998. N 12. С. 11.

Наиболее распространенными преступлениями ратных людей в ту пору были уклонения от военной службы, особо жестокие насильственные действия в отношении потерпевших и преступления против дисциплины и порядка несения службы.

Со временем экономическое разорение страны, вызванное польско-шведской интервенцией, массовое бегство крестьян от помещиков и прокатившаяся по стране волна восстаний голытьбы потребовали укрепления государственного аппарата и, в частности, усиления судебной власти. Этим целям послужило Соборное уложение царя Алексея Михайловича (1649 г.) . Уложение внесло существенные изменения в организацию суда и судебного процесса, сыскного дела. Были повышены наказания за преступления против церкви, царя, за государственные преступления. Шире стал применяться в наказаниях принцип Талиона, например, виновные в поджогах наказывались сожжением. Уложение было с интересом встречено за границей и переведено на ряд иностранных языков. В России оно просуществовало вплоть до принятия в 1835 г. Свода законов Российской империи, однако серьезные изменения в системе военных судов произошли в эпоху Петра I.

Минаев Л.И. Первые суды на Руси // Независимое военное издательство. 1995. N 11. С. 42.

Петр I создал регулярную постоянную армию. Теперь для образования "правильных, самостоятельных военных судов" не хватало соответствующих военно-судебных законов . И Петр I посылает за границу (в Венгрию и Германию) князя Меньшикова и фельдмаршала Шереметьева с задачей подыскать подходящие для российских условий военно-судебные кодексы.

Муранов А.И. Военные суды - часть российской судебной системы // Российская юстиция. 1998. N 12. С. 12.

В результате в 1702 г. появилось Уложение Шереметьева (перевод с венгерского), а в 1706 г. - Краткий артикул Меньшикова (на базе немецкого военно-уголовного кодекса). Это были суровые, в духе времени, законы. Достаточно сказать, что смертная казнь предусматривалась Уложением в 52 случаях, а Кратким артикулом - в 65. Жестоко каралась трусость: за побег с поля боя виновного, независимо от чина, разрешалось убивать без суда. Как преступление рассматривалось пьянство офицеров. Краткий артикул содержал положения военного судоустройства и судопроизводства.

В 1716 г. был введен написанный лично Петром I Воинский устав, который без преувеличения стал эпохой в деле становления российской армии, а также создания новых военных судов и военно-судебных законов. Некоторые положения и формулировки Воинского устава не потеряли своего значения и в настоящее время. Устав представлял собой весьма объемный акт, состоящий из трех томов. Во втором томе Воинского устава помещались военно-уголовный устав, уставы военного судоустройства и военного судопроизводства .

Игнатьев Л.В. Суды на Руси // Армейский вестник. 1994. N 1. С. 51.

Согласно уставу, были предусмотрены коллегиальные военные суды трех видов: высший (генеральный) суд в составе председателя - фельдмаршала или старшего по чину генерала, а также четырех генералов и двух полковников, ему были подсудны дела о важных государственных преступлениях, совершенных высшими военными чинами или воинскими частями; низший (полковой) суд в составе председателя - полковника и шести офицеров, которому были подсудны все офицеры и нижние чины, совершившие любые преступления, кроме имеющих важное государственное значение; скорорешительный суд - для условий военного времени в случаях, не терпящих отлагательства, он был правомочен рассматривать все дела, подсудные полковому суду.

Несмотря на коллегиальность военных судов, в них, как и прежде, не было состязательности. Правда, исключение составляли дела, рассматривавшиеся по частным жалобам, как спор двух равных сторон - истца и ответчика. В качестве истцов выступали, наряду с потерпевшими, и фискалы - чиновники, наблюдавшие за законностью в деятельности должностных лиц и отдельных подданных в области финансов и судопроизводства. В 1722 г. фискалы были упразднены и заменены прокуратурой, которая осуществляла пока лишь общий надзор и в суде не появлялась. Первое выступление прокурора в суде в качестве государственного обвинителя состоялось только в 1864 г.

Петровские военные суды без сколько-нибудь серьезных изменений в структуре и судопроизводстве просуществовали 150 лет и "дожили" до Военно-судебной реформы 1867 года.

Те суды, о которых пойдет речь, были созданы в середине 60-х годов XIX в. в результате судебной и военной реформ, проведенных в царствование императора Александра II. Тогда в основу организации и деятельности судов были положены сформулированные в судебных уставах такие демократические принципы судопроизводства, как гласность, состязательность, непосредственность. В ходе реформ 15 мая 1867 г. царем был утвержден Военно-судебный устав .

Муранов А.И. Военные суды - часть российской судебной системы // Российская юстиция. 1998. N 12. С. 13.

Большинство этих принципов было воспринято и военными судами, хотя с некоторыми ограничениями и изъятиями, что объяснялось в первую очередь специфическими условиями армейской жизни. Так, на военных судей не распространялся принцип несменяемости, не действовали в военных судах институты суда присяжных и апелляции. Но, пожалуй, самой большой особенностью военных судов была определяющая роль военного командования в формировании судов, возбуждении уголовного преследования, предании суду и т.д.

Итак, военно-судебная власть в России в мирное время принадлежала: полковым судам; военным (военно-окружным и временным) судам; Главному военному суду с двумя отделениями в Сибири и на Кавказе. Кроме того, в каждом отдельном случае "С Высочайшего Соизволения" создавались: Верховный уголовный суд - для рассмотрения дел о преступлениях по должности высших военных чинов и Особый военный суд - для рассмотрения дел о государственных и некоторых других преступлениях.

Военно-судебные места (так обобщенно именовалась в России вся система военных судов) создавались соответствующими военачальниками: полковые суды - полковыми командирами, военные суды - командующими войсками военных округов, Главный военный суд - именными императорскими указами.

Общий надзор за военно-судебными местами лежал на военном министре, который был вправе за недостатки и упущения по службе (не в связи с судебной деятельностью) наложить на виновных чинов военно-судебного ведомства дисциплинарные взыскания в виде замечания или выговора. Он мог лично произвести ревизию в любом военном суде либо поручить это подчиненному ему Главному военному прокурору или одному из должностных лиц военно-судебного ведомства.

Военные суды комплектовались из офицеров, генералов и чиновников военного ведомства, "русского подданства, с безупречной репутацией", постоянные (коронные) судьи обязаны были иметь юридическое образование .

Муранов А.И. Судебная власть и армия // Право в Вооруженных Силах. 2000. N 3. С. 2.

Итак, в результате реформы были укреплены правовые и нравственные основы правосудия, суды стали функционировать более рационально и эффективно, обозначился прогресс в развитии правосознания и правовой культуры населения.

Военно-судебная реформа 1867 г., проводимая при императоре Александре II, последовала сразу после реформы крестьянской, и это не случайно . Вопрос о военных судах, подсудности им дел и принципах их деятельности получил нормативное регулирование на уровне европейских стандартов. При этом в основу реформы были положены базовые начала судебных уставов: состязательность и равноправие сторон, устность и гласность, которые по мере возможности были согласованы с военной спецификой .

Поляков Р.А. Военная история. М.: Воениздат, 2002. С. 47.
Владимир Путин, Президент РФ: компетенция суда распространяется на все дела государства // Российская юстиция. 2001. N 1. С. 3.

Такой подход в целом обеспечивал деятельность военных судов до 1917 г.

После Октябрьской социалистической революции большевистское правительство взяло курс на слом буржуазной правовой надстройки. Для сложившейся судебной системы это оказалось пагубным во многих отношениях. Прежде всего, был грубо нарушен принцип правопреемства: вместо постепенного и поэтапного приспособления привычных учреждений к новым условиям последовал решительный отказ от устоявшихся форм судопроизводства. Новые суды создавались спонтанно, с игнорированием основных принципов судебной деятельности; сразу утрачивались управляемость судебной системы, иерархическая соподчиненность ее звеньев и единство самой судебной власти. Совет Народных Комиссаров 22 ноября 1917 г. принял Декрет N 1 "О суде" , закрепивший начавшийся процесс упразднения царской судебной системы, составной частью которой являлась царская военная юстиция, возглавляемая Главным военным и Главным военно-морским судами, начали создаваться новые местные суды, для борьбы с контрреволюционными силами учреждались революционные трибуналы.

Ершов В.В. Судебная система России. М.: Дело, 2000. С. 9.

Развернувшаяся летом 1918 г. гражданская война и иностранная интервенция потребовали от Советского государства ускоренного создания регулярной массовой Красной Армии. В которой к осени 1918 г. для подавления преступности, в том числе и носившей контрреволюционный характер, были созданы специальные органы советской военной юстиции - революционные военные трибуналы: вначале в армиях и на фронтах, а затем их отделы при дивизиях и бригадах. Для трибуналов были разработаны первоначальные положения и инструкции, регламентирующие их деятельность.

8 декабря 1918 г. состоялось первое распорядительное заседание революционного военного трибунала при Революционном военном совете Республики. Эту дату принято считать днем образования революционных советских военных трибуналов. Так был создан и начал действовать первый высший военный суд революционной России.

Инструкция революционным военным трибуналам фронтов и армий от 8 января 1919 г., в которой были закреплены основы деятельности и состав революционных военных трибуналов, была первым нормативным документом, изданным революционным военным трибуналом при Революционном военном совете Республики . В Инструкции говорилось о том, что революционный военный трибунал является органом соответствующего Революционного военного совета, которому он политически подчинен и который покрывает все расходы трибунала. Приговоры революционных военных трибуналов были окончательными и обжалованию ни в апелляционном, ни в кассационном порядке не подлежали.

Лебедев В.М., Петухов Н.А. Комментарий к Федеральному конституционному закону "О военных судах РФ". М.: Норма, 2000. С. 4.

4 февраля 1919 г. Революционным военным советом Республики было принято Положение "О революционных военных трибуналах", которым была определена подсудность дел революционному военному трибуналу при Революционном военном совете Республики, а также революционным нижестоящим военным трибуналам: фронтов, армий, отделу революционного военного трибунала армии .

Максимов С.С. Военные трибуналы - органы правосудия в Вооруженных Силах СССР, 70 лет военным трибуналам. М.: Воениздат, 1988. С. 281.

Ефимов А.В. Из истории военных трибуналов // Ориентир. 1996. N 3. С. 11.

Созданная в сталинский период обстановка беззакония и репрессий пагубно отразилась на состоянии всей судебной системы, в том числе и военных трибуналов. Судьи, по существу, не выбирались населением в силу формального характера принципа выборности, а фактически назначались или, лучше сказать, внедрялись по усмотрению бюрократического партийного аппарата. Судебная процедура создавала предпосылки к "обвинительному уклону". В результате судьи военных трибуналов оказались в ряде случаев не в состоянии обеспечить гражданам необходимую судебную защиту.

Особый период в деятельности военных трибуналов связан с Великой Отечественной войной. В условиях военного времени к их подсудности был отнесен широкий круг преступных деяний и лиц, их совершивших (в 1941 г. было принято положение о военных трибуналах в местностях, объявленных на военном положении, и в районах военных действий). Они сурово карали вражеских лазутчиков, трусов и паникеров, защищали нерушимость командирского приказа, военной присяги, укрепляя тем самым дисциплину и порядок как на фронте, так и в тылу. Когда требовала обстановка, военные судьи, не щадя своей жизни, храбро сражались с врагом с оружием в руках, поднимали бойцов в атаку, с боями выходили из окружения, руководили партизанскими группами. Они внесли достойный вклад в общее дело победы над врагом. Большинство офицеров и служащих трибуналов за мужество и героизм были награждены орденами и медалями .

Муранов А.И. Военные суды - часть российской судебной системы // Российская юстиция. 1998. N 12. С. 11.

В период после развенчания культа личности Сталина и, несмотря на укоренившееся на практике давление со стороны партаппарата и существование "телефонного права", советские военные трибуналы, особенно низшие звенья, работали интенсивнее, чем это ныне принято считать.

К началу 90-х годов Положение о военных трибуналах 1958 г., на основании которого продолжали действовать военные суды, во многом устарело, перестало отвечать реалиям современной жизни. Значительная часть этого Положения в связи с противоречием российской Конституции и законам утратила силу, что приводило к возникновению противоречий и затрудняло их применение .

Лебедев В.М., Петухов А.Н. Комментарий к Федеральному конституционному закону Российской Федерации "О военных судах РФ". М.: Норма, 2000. С. 4 - 5.

Реформирование органов правосудия в российских Вооруженных Силах началось с возвращения им в апреле 1992 г. дореволюционного названия военных судов вместо военных трибуналов, что означало смену политической символики (Закон РСФСР от 21 апреля 1992 г.). Военные суды были включены в судебную систему РФ путем внесения изменений и дополнений в российскую Конституцию (ст. ст. 163 и 164 прежней Конституции РСФСР).

Большинство первостепенных проблем было разрешено после принятия 26 июня 1992 г. Закона РФ "О статусе судей в РФ" и полного распространения его положений на судей военных судов, которые получили все гарантии независимости, установленные законом. Были приняты также иные законодательные акты, регулирующие деятельность военных судов.

Кроме того, Законом РСФСР от 3 июля 1992 г. "О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный и Гражданский процессуальный кодексы РСФСР и Закон РСФСР "О судоустройстве РСФСР" указанные действующие Законы РФ были дополнены нормами, регулирующими деятельность военных судов, военные суды были законодательно включены в состав судов РФ, а Военная коллегия - в состав Верховного Суда РФ.

Таким образом, к началу демократических реформ в нашей стране вопросы нормативного обеспечения деятельности военных судов решались достаточно своевременно, что создавало необходимые условия для их работы.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

В мае 1917 года принято новое Временное положение о земских учреждениях. Компетенция земских органов самоуправления значительно расширялась в сравнении с Положением 1890 года. Надзор за земствами возлагался на губернского комиссара Временного правительства. Министерство внутренних дел утверждало договоры с частными лицами об устройстве ими земских сооружений, о переустройстве дорог и пристаней, о заключении займов под залог земского имущества. Исполнительным органом земств стала милиция.

Органами власти на местах были уездные земские собрания, составляемые на три года из гласных (представителей) от сельской местности и городов. Снимался возрастной ценз, от выборов отстранялись военнослужащие. Списки кандидатов подписывались десятью избирателями, ценза оседлости не требовалось. Контроль за выборами осуществлял Сенат. Губернские земские собрания выбирались уездными собраниями.

Компетенция земств значительно расширялась: к их ведению были отнесены охрана труда, создание бирж труда и общественных мастерских, оказание юридической помощи, устранение дороговизны.

После ликвидации на местах дореволюционных органов управления (губернаторов, градоначальников, полицмейстеров, земских начальников и др.) основными органами местного управления стали губернские, городские и уездные комиссары Временного правительства и их канцелярии. В начале марта обязанности комиссаров временно были возложены на председателей губернских и уездных земских управ и городских голов.

В марте Особое совещание по местным реформам при Министерстве внутренних дел разработало проект положения о комиссарах, обнародованное только в конце сентября. Назначение комиссаров осуществлялось по согласованию с «комитетами общественных организаций», в состав которых входили представители земств, городских органов самоуправления, общественных организаций и союзов.

Комиссары Временною правительства были представителями власти на местах, под их контролем действовали волостные комитеты.

Общее руководство земств осуществлял Всероссийский Земский Союз, деятельность городских (и районных) дум и управ возглавлял Совет дум. Положение о «Всероссийском Земском Союзе» было принято в июне 1917 г. Его деятельность заключалась в осуществлении мероприятий, вызванных потребностями общеземского характера, войной и ее последствиями. Для решения этих проблем Союз создавал фабрично-заводские, торговые и кредитные предприятия. Союзу предоставлялись права по приобретению имущества, вступлению в договоры права предъявлять иски и вступать в обязательства. Он оперировал средствами, формирующимися за счет ассигнований земских собраний, частных сборов, дотаций казны, доходов самого Союза.

Его органы: собрание уполномоченных, Главный комитет, ревизионная комиссия.

В мае 1917 года был принят Закон «О волостном земстве», упразднивший все другие волостные органы (комитеты). На волостные земства возлагались обязанности, ранее лежавшие на волостных правлениях и старшинах. В компетенцию волостного земства вошли следующие вопросы: о повинностях и капиталах земства, осуществление пожарных, санитарных и коммунальных мероприятий, устройство бирж труда.

Исполнительным органом стала волостная управа, она же заменила волостные продовольственные комитеты. В компетенцию волостной земской управы входило: созыв собраний, подготовка проектов решений объявление постановлений центральной власти, охрана порядка и продовольственные обязанности.

Волостное земское собрание состояло из волостных земских гласных избираемых на три года и работавших в нем безвозмездно. Уездное земское собрание утверждало сделки по отчуждению волостным земством недвижимости, установленные им сборы договоры и займы.

В ходе революции была расширена компетенция мировых судов (судебная система того периода включала окружные суды, судебные палаты, в которых ликвидировался институт сословных представителей, мировых судей и их съезды). Наиболее важные дела рассматривались в мировых присутствиях. В мае и июне 1917 года приняты акты, которыми устанавливались новые цензы для судей: для мировых — среднее образование и трехгодичный стаж чиновника, для окружных — высшее образование и определенный стаж работы в госаппарате.

В самом начале революции (в марте) постановлением правительства и по инициативе Петроградского совета стали учреждаться временные суды, состоявшие из мирового судьи и двух заседателей (рабочего и солдата). В их компетенцию входили дела местного масштаба. После июльских событий эти органы были упразднены.

В мае принят Закон «О временном устройстве местного суда», включивший в состав мирового суда участковых и добавочных мировых судей. Членов мирового суда избирали волостные земские собрания и городски думы, их список утверждался мировым съездом.

В мае 1917 года в стране возродилась система административной юстиции: в уездах стали действовать административные судьи, в губерниях открылись административные отделения окружных судов, административно-судебные функции были возложены на первый департамент Сената.

В апреле 1917 г. вместо полиции была создана милиция, на которую возлагались функции по охране общественного порядка, гражданской свободы, содействия органам власти. Кроме того, на милицию были возложены дополнительные функции по содействию органам судебного ведомства и военным органам. Милиция отчитывалась перед уездными, земскими и городскими управами, а через них — перед думами.

В Петрограде в июле создано Управление уголовного розыска, подчиненное прокурору окружного суда и контролируемое прокурором судебной палаты. Формирование органов розыска и дознания осуществлялось в рамках систем общего суда и местного самоуправления с целью усилить за ними контроль общественности и представительных органов.

В компетенцию органов административной юстиции входило разрешение конфликтов между государственными органами и общественными учреждениями. В сентябре в систему административной юстиции были включены земельные и продовольственные комитеты.

Земельные комитеты на губернском, уездном и волостном уровнях были образованы в апреле 1917 г. Цель, поставленная перед ними, — подготовить земельную реформу для ее окончательного утверждения на Учредитель ном собрании. В задачи земельных комитетов входил сбор сведений по земельным делам, надзор за эксплуатацией национализированных земель, урегулирование земельных споров.

К компетенции Главного земельного комитета относились: обобщение данных и составление проектов земельных реформ, руководство местными комитетами, отмена в случае необходимости их решений, созыв съездов земельных комитетов. Функции губернских и уездных комитетов — подготовка представлений о помехах на пути земельной реформы; ограничение действий частных лиц, связанных с бесхозяйственным владением; разрешение споров о владении.

Члены земельных комитетов избирались земскими собраниями, городскими думами, мировыми съездами и состояли из членов уездных или волостных земельных комитетов, окружных судов, представителей Министерства финансов и Министерства земледелия. Уездные земельные комитеты состояли из делегатов волостей, земств и городов, земельного агронома и статистика. Губернские комитеты — из представителей уездных комитетов, экономических отделов губернских земских управ, члена окружного суда и представителя Министерства земледелия.

В состав Главного комитета входили: министр земледелия, назначенные правительством члены, представители Всероссийского совета крестьянских депутатов, временного комитета Государственной думы, Всероссийского Совета рабочих депутатов, Всероссийского совета кооперативов, представители политических партий и научных экономических обществ.

В сентябре 1917 г. были созданы полевые земельные суды, призванные разрешить дела о земельных спорах и беспорядках.

В начале апреля создана сеть губернских, уездных, городских и волостных продовольственных комитетов (в составе Министерства земледелия), призванных бороться со спекуляцией, монополией хлебной торговли, спекулятивным ростом цен.

На местах действовали фабрично-заводские инспекторы и комиссары труда, возглавлявшие округ труда, охватывающий несколько губерний. В их ведении находились фабрично-заводские инспекторы, примирительные камеры, третейские суды и биржи труда. Третейские суды состояли из рабочих и предпринимателей; председатели бирж труда избирались органами городского самоуправления.

Для разрешения конфликтов на промышленных предприятиях в августе 1917 г. создавались примирительные камеры в территориальных районах или отраслях промышленности. Второй инстанцией для решения этих споров стали третейские суды.

Еще в апреле был создан институт комиссаров труда, возглавлявших трудовые округа из нескольких губерний. В их ведении находились биржи труда, закон о которых был принят в августе. В апреле специальным постановлением были закреплены функции фабрично-заводских комитетов, создававшихся явочным порядком на местах. В августе законодательно был установлен порядок найма рабочей силы, хозяевам предприятий предоставлялось право увольнять бастующих рабочих.

В конце занятия преподаватель отвечает на вопросы по материалу лекции и объявляет задание на самоподготовку:

1. Изучить самостоятельно следующие вопросы: свержение самодержавия. Отречение Николая II и его правовые последствия. Образование переходных органов власти. Временный комитет Государственной Думы. Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов.

2. Доработать конспект.

3. Повторить материал лекции. Подготовиться к семинарскому занятию по следующим вопросам: 1. Изменения в государственном строе России в феврале – октябре 1917 г.2. Законодательная политика Временного Правительства России. 3. Основные тенденции развития права.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: