Вправе ли государство применять ядерное оружие в вооруженном конфликте международное право

Обновлено: 01.05.2024

Учитывая опустошительные последствия, которые имела бы для всего человечества ядерная война, и вытекающую из этого необходимость приложить все усилия для предотвращения опасности возникновения такой войны и принять меры для обеспечения безопасности народов,

Считая, что распространение ядерного оружия серьезно увеличило бы опасность ядерной войны,

В соответствии с резолюциями Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций, призывающими к заключению соглашения о предотвращении более широкого распространения ядерного оружия,

Обязуясь сотрудничать в целях содействия применению гарантий Международного агентства по атомной энергии в отношении мирной ядерной деятельности,

Выражая свою поддержку усилиям по исследованию, усовершенствованию и другим усилиям, направленным на содействие применению в рамках системы гарантий Международного агентства по атомной энергии принципа эффективных гарантий в отношении движения исходных и специальных расщепляющихся материалов посредством использования приборов и других технических способов в определенных ключевых местах,

Подтверждая тот принцип, что блага мирного применения ядерной технологии, включая любые технологические побочные продукты, которые могут быть получены государствами, обладающими ядерным оружием, от развития ядерных взрывных устройств, должны быть доступны для мирных целей всем государствам-участникам Договора, как обладающим, так и не обладающим ядерным оружием,

Будучи убежденными, что в осуществление этого принципа все Участники настоящего Договора имеют право участвовать в возможно самом полном обмене научной информацией для дальнейшего развития применения атомной энергии в мирных целях и вносить в это развитие свой вклад по отдельности или в сотрудничестве с другими государствами,

Заявляя о своем намерении по возможности скорее достигнуть прекращения гонки ядерных вооружений и принять эффективные меры в направлении ядерного разоружения,

Настоятельно призывая к сотрудничеству всех государств в достижении этой цели,

Напоминая о решимости, выраженной участниками Договора о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой 1963 г. в его преамбуле, стремиться достичь навсегда прекращения всех испытательных взрывов ядерного оружия и продолжать переговоры с этой целью,

Стремясь содействовать смягчению международной напряженности и укреплению доверия между государствами, с тем чтобы способствовать достижению прекращения производства ядерного оружия, уничтожению всех существующих его запасов и исключению ядерного оружия и средств его доставки из национальных арсеналов в соответствии с договором о всеобщем и полном разоружении под строгим и эффективным международным контролем,

Напоминая, что в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций государства должны воздерживаться в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с Целями Объединенных Наций, и что следует содействовать установлению и поддержанию международного мира и безопасности с наименьшим отвлечением мировых людских сил и экономических ресурсов для дела вооружения,

Согласились о нижеследующем:

Статья I

Каждое из государств-участников настоящего Договора, обладающих ядерным оружием, обязуется не передавать кому бы то ни было ядерное оружие или другие ядерные взрывные устройства, а также контроль над таким оружием или взрывными устройствами ни прямо, ни косвенно; равно как и никоим образом не помогать, не поощрять и не побуждать какое-либо государство, не обладающее ядерным оружием, к производству или к приобретению каким-либо иным способом ядерного оружия или других ядерных взрывных устройств, а также контроля над таким оружием или взрывными устройствами.

Статья II

Каждое из государств-участников настоящего Договора, не обладающих ядерным оружием, обязуется не принимать передачи от кого бы то ни было ядерного оружия или других ядерных взрывных устройств, а также контроля над таким оружием или взрывными устройствами ни прямо, ни косвенно; не производить и не приобретать каким-либо иным способом ядерное оружие или другие ядерные взрывные устройства, равно как и не добиваться и не принимать какой-либо помощи в производстве ядерного оружия или других ядерных взрывных устройств.

Статья III

1. Каждое из государств-участников Договора, не обладающих ядерным оружием, обязуется принять гарантии, как они изложены в соглашении, о котором будут вестись переговоры и которое будет заключено с Международным агентством по атомной энергии в соответствии с Уставом Международного агентства по атомной энергии и системой гарантий Агентства, исключительно с целью проверки выполнения его обязательств, принятых в соответствии с настоящим Договором, с тем чтобы не допустить переключения ядерной энергии с мирного применения на ядерное оружие или другие ядерные взрывные устройства. Процедуры гарантий, требуемых настоящей статьей, осуществляются в отношении исходного или специального расщепляющегося материала, независимо от того, производится ли он, обрабатывается или используется в любой основной ядерной установке или находится за пределами любой такой установки. Гарантии, требуемые настоящей статьей, применяются ко всему исходному или специальному расщепляющемуся материалу во всей мирной ядерной деятельности в пределах территории такого государства, под его юрисдикцией или осуществляемой под его контролем где бы то ни было.

2. Каждое из государств-участников Договора обязуется не предоставлять: а) исходного или специального расщепляющегося материала или b) оборудования или материала, специально предназначенного или подготовленного для обработки, использования или производства специального расщепляющегося материала, любому государству, не обладающему ядерным оружием, для мирных целей, если на этот исходный или специальный расщепляющийся материал не распространяются гарантии, требуемые настоящей статьей.

3. Гарантии, требуемые настоящей статьей, осуществляются таким образом, чтобы соответствовать статье IV настоящего Договора и избегать создания препятствий для экономического или технологического развития Участником Договора или международного сотрудничества в области мирной ядерной деятельности, включая международный обмен ядерным материалом и оборудованием для обработки, использования или производства ядерного материала в мирных целях в соответствии с положениями настоящей статьи и принципом применения гарантий, изложенным в преамбуле Договора.

4. Государства-участники Договора, не обладающие ядерным оружием, заключают соглашения с Международным агентством по атомной энергии с целью выполнения требований настоящей статьи либо в индивидуальном порядке, либо совместно с другими государствами в соответствии с Уставом Международного агентства по атомной энергии. Переговоры о таких соглашениях начинаются в течение 180 дней со времени первоначального вступления в силу настоящего Договора. Для государств, сдающих на хранение свои ратификационные грамоты или документы о присоединении по истечении периода в 180 дней, переговоры о таких соглашениях начинаются не позднее даты такой сдачи. Такие соглашения вступают в силу не позднее восемнадцати месяцев со дня начала переговоров.

Статья IV

1. Никакое положение настоящего Договора не следует толковать как затрагивающее неотъемлемое право всех участников Договора развивать исследования, производство и использование ядерной энергии в мирных целях без дискриминации и в соответствии со статьями I и II настоящего Договора.

2. Все Участники Договора обязуются способствовать возможно самому полному обмену оборудованием, материалами, научной и технической информацией об использовании ядерной энергии в мирных целях и имеют право участвовать в таком обмене. Участники Договора, которые в состоянии делать это, также сотрудничают в деле содействия, по отдельности или совместно с другими государствами или международными организациями, дальнейшему развитию применения ядерной энергии в мирных целях, особенно на территориях государств-участников Договора, не обладающих ядерным оружием, с должным учетом нужд развивающихся районов мира.

Статья V

Каждый из Участников настоящего Договора обязуется принять соответствующие меры с целью обеспечения того, чтобы в соответствии с настоящим Договором, под соответствующим международным наблюдением и посредством соответствующих международных процедур потенциальные блага от любого мирного применения ядерных взрывов были доступны государствам-участникам настоящего Договора, не обладающим ядерным оружием, на недискриминационной основе, и чтобы стоимость используемых взрывных устройств для таких Участников Договора была такой низкой, как только это возможно, и не включала расходы по их исследованию и усовершенствованию. Государства-участники настоящего Договора, не обладающие ядерным оружием, будут в состоянии получать такие блага в соответствии со специальным международным соглашением или соглашением через соответствующий международный орган, в котором должным образом представлены государства, не обладающие ядерным оружием. Переговоры по этому вопросу начнутся так скоро, как это возможно, после вступления в силу настоящего Договора. Государства-участники настоящего Договора, не обладающие ядерным оружием, которые пожелают этого, могут также получать такие блага в соответствии с двусторонними соглашениями.

Статья VI

Каждый Участник настоящего Договора обязуется в духе доброй воли вести переговоры об эффективных мерах по прекращению гонки ядерных вооружений в ближайшем будущем и ядерному разоружению, а также о договоре о всеобщем и полном разоружении под строгим и эффективным международным контролем.

Статья VII

Никакое положение настоящего Договора не затрагивает право какой-либо группы государств заключать региональные договоры с целью обеспечения полного отсутствия ядерного оружия на их соответствующих территориях.

Статья VIII

1. Любой Участник настоящего Договора может предложить поправки к этому Договору. Текст любой предложенной поправки представляется правительствам-депозитариям, которые рассылают его всем Участникам Договора. Затем, если этого потребует одна треть или более Участников Договора, правительства-депозитарии созывают конференцию, на которую они приглашают всех Участников Договора для рассмотрения такой поправки.

2. Любая поправка к настоящему Договору должна быть утверждена большинством голосов всех Участников Договора, включая голоса всех государств-участников настоящего Договора, обладающих ядерным оружием, и всех других Участников Договора, являющихся членами Совета управляющих Международного агентства по атомной энергии на дату рассылки такой поправки. Поправка вступает в силу для каждого Участника Договора, сдающего свою грамоту о ратификации поправки, после сдачи на хранение таких ратификационных грамот большинством всех Участников Договора, включая ратификационные грамоты всех государств-участников настоящего Договора, обладающих ядерным оружием, и всех других Участников Договора, являющихся членами Совета управляющих Международного агентства по атомной энергии на дату рассылки этой поправки. Впоследствии она вступает в силу для любого другого Участника Договора после сдачи им на хранение своей грамоты о ратификации поправки.

3. Через пять лет после вступления в силу настоящего Договора в Женеве (Швейцария) созывается конференция Участников Договора для рассмотрения того, как действует настоящий Договор, чтобы иметь уверенность в том, что цели, изложенные в преамбуле, и положения Договора осуществляются. Через каждые последующие пять лет большинство Участников Договора могут, путем представления предложения с этой целью правительствам-депозитариям, добиться созыва дальнейших конференций с той же целью рассмотрения того, как действует Договор.

Статья IX

1. Настоящий Договор открыт для подписания его всеми государствам. Любое государство, которое не подпишет Договор до вступления его в силу в соответствии с пунктом 3 данной статьи, может присоединиться к нему в любое время.

2. Настоящий Договор подлежит ратификации государствами, подписавшими его. Ратификационные грамоты и документы о присоединении сдаются на хранение правительствам Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии и Соединенных Штатов Америки и Союза Советских Социалистических Республик, которые настоящим назначаются в качестве правительств-депозитариев.

3. Настоящий Договор вступает в силу после его ратификации государствами, правительства которых назначены в качестве депозитариев Договора, и 40 другими подписавшими настоящий Договор государствами и сдачи ими на хранение ратификационных грамот. Для целей настоящего Договора государством, обладающим ядерным оружием, является государство, которое произвело и взорвало ядерное оружие или другое ядерное взрывное устройство до 1 января 1967 года.

4. Для государств, ратификационные грамоты или документы о присоединении которых будут сданы на хранение после вступления в силу настоящего Договора, он вступает в силу в день сдачи на хранение их ратификационных грамот или документов о присоединении.

5. Правительства-депозитарии незамедлительно уведомляют все подписавшие и присоединившиеся к настоящему Договору государства о дате каждого подписания, дате сдачи на хранение каждой ратификационной грамоты или документа о присоединении, дате вступления в силу настоящего Договора, дате получения любых требований о созыве конференции, а также о других уведомлениях.

Статья X

1. Каждый Участник настоящего Договора в порядке осуществления государственного суверенитета имеет право выйти из Договора, если он решит, что связанные с содержанием настоящего Договора исключительные обстоятельства поставили под угрозу высшие интересы его страны. О таком выходе он уведомляет за три месяца всех Участников Договора и Совет Безопасности Организации Объединенных Наций. В таком уведомлении должно содержаться заявление об исключительных обстоятельствах, которые он рассматривает как поставившие под угрозу его высшие интересы.

2. Через двадцать пять лет после вступления Договора в силу созывается конференция для того, чтобы решить должен ли Договор продолжать оставаться в силе бессрочно или действие Договора должно быть продлено на дополнительный определенный период или периоды времени. Это решение принимается большинством Участников Договора.

Статья XI

Настоящий Договор, английский, русский, французский, испанский и китайский тексты которого являются равно аутентичными, сдается на хранение в архивы правительств-депозитариев. Должным образом заверенные копии настоящего Договора препровождаются правительствами-депозитариями правительствам государств, подписавших Договор и присоединившихся к нему.

В УДОСТОВЕРЕНИЕ ЧЕГО нижеподписавшиеся, должным образом на то уполномоченные, подписали настоящий Договор.

СОВЕРШЕНО в трех экземплярах, в городах Лондоне, Вашингтоне и Москве, июля месяца, первого дня, тысяча девятьсот шестьдесят восьмого года.

Международный вооруженный конфликт

Международный вооруженный конфликт — это вооруженные боевые действия между двумя или более суверенными государствами, независимо от того, признают ли все стороны существование состояния войны. Данное определение, закрепленное в статье 2, общей для всех Женевских конвенций 1949 г., также распространяется на все случаи оккупации всей или части территории стороны конфликта, даже если эта оккупация не встречает никакого вооруженного сопротивления.

После принятия в 1977 году Дополнительного протокола I к Женевским конвенциям 1949 г. определение международного вооруженного конфликта расширилось и стало включать национально-освободительные войны, то есть вооруженные конфликты, в которых народы ведут борьбу против колониального господства, иностранной оккупации и против расистских режимов в осуществлении своего права на самоопределение.

Международный уголовный трибунал по бывшей Югославии в деле Тадича (1995 г.) предложил следующее обобщенное определение международного вооруженного конфликта: «вооруженный конфликт имеет место всегда, когда в отношениях между государствами используются вооруженные силы». С тех пор данное определение используется многими международными организациями.

Источники и нормы права, применимого в международных вооруженных конфликтах.

Кодификация современного права вооруженного конфликта началась во второй половине XIX века. Первым крупным международным договором, регулирующим вооруженные столкновения, была Конвенция 1864 года по улучшению участи раненных в армиях в поле («Женевская конвенция 1864 г.»). Согласно конвенции, воюющие государства в ходе сухопутной войны были обязаны проявлять заботу о захваченных в плен раненых и больных военнослужащих, признавать нейтралитет медицинского и духовного персонала, госпиталей, походных лазаретов, санитарного транспорта, для которых вводились отличительные эмблемы.

В 1868 году в Санкт-Петербурге была заключена Декларация об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль («Санкт-Петербургская декларация») – первый международно-правовой акт, запрещающий конкретные средства ведения войны. Декларация накладывала запрет на применение разрывных снарядов весом менее 400 гр., поскольку их употребление «без пользы увеличивает страдания людей или делает их смерть неизбежной».

На первой и второй мирных конференциях в Гааге в 1899 и 1907 гг. приняты многосторонние конвенции о законах и обычаях войны, включенные в комплекс норм международного гуманитарного права. Конвенции закрепляли важнейший принцип, согласно которому воюющие не пользуются неограниченным правом в выборе средств нанесения вреда противнику. Приложение к Конвенции содержит положения об обращении с военнопленными, больными и раненными, мирным населением, о добровольцах, осадах и бомбардировках, а также о военной власти на неприятельской территории.

После Первой мировой войны в 1929 году была созвана Дипломатическая конференция для пересмотра Женевских конвенций. Конференция завершилась подписанием Конвенции об обращении с военнопленными («Женевская конвенция 1929 г.»). Наиболее важные нововведения состояли в запрете репрессий и коллективных наказаний для военнопленных, правилах организации работы военнопленных, назначении представителей и контроле со стороны держав-покровительниц.

Женевские конвенции I-IV 1949 г.

Невиданная прежде жестокость и бесчеловечность Второй мировой войны, побудила международное сообщество к кардинальному пересмотру и расширению многих аспектов права вооруженных конфликтов. На состоявшейся в Женеве в 1949 году дипломатической конференции были выработаны четыре конвенции о защите жертв вооруженных конфликтов («Женевские конвенции»), являющиеся фундаментом современного международного гуманитарного права.

Женевские конвенции значительно расширили сферу применения права вооруженных конфликтов:

    • В отличие от Гаагских конвенций, нормы Женевских конвенций остаются обязательными для государств-участников, даже если их противники не являются подписантами конвенций.
    • Женевские конвенции распространили статус военнопленного на новые категории комбатантов: участников ополчений, добровольческих и партизанских отрядов, организованных движений сопротивления, при выполнении следующих условий: они находится в подчинении ответственного командира, имеют четко видимые знаки различия, открыто носят оружие и соблюдают законы и обычаи войны.
    • Женевские конвенции расширили и конкретизировали права и обязанности как военнопленных, так и держащей в плену державы. Женевская конвенция III устанавливает допустимые стандарты обращения с военнопленными, детализирует условия пленения, содержания в лагерях, связь с внешним миром и властями, уголовные и дисциплинарные наказания, завершения пленения, освобождение и репатриации.
    • Принципиально новым шагом в развитии международного гуманитарного права стали нормы, регулирующие отношения по защите гражданского населения от опасностей, возникающих в связи с военными действиями. Женевская конвенция IV устанавливает правовой статус и стандарты защиты гражданского населения, оказавшегося во власти противника или на оккупированных территориях.
    • Женевские конвенции также ввели концепцию универсальной юрисдикции: государства обязаны разыскивать и судить лиц, подозреваемых в военных преступлениях, вне зависимости от их гражданства или места совершения предполагаемого преступления.

    Дополнительные протоколы к Женевским конвенциям 1949 г.

    В течение двух десятилетий после принятия Женевских конвенций в мире значительно увеличилось число вооруженных конфликтов, участниками которых были негосударственные субъекты. В следствие этого, в 1977 году были приняты два Дополнительных протокола, которые усиливают защиту жертв международных (Протокол I) и немеждународных (Протокол II) вооруженных конфликтов и налагают ограничения на средства и методы ведения таких войн.

    Протокол I расширяет определение понятия «международный вооруженный конфликт», включая в него национально-освободительные войны, и определяет то, какие цели являются законными для военного нападения. Расширяя категории комбатантов, Протокол I прямо исключает из их числа наемников – лиц, специально завербованных для участия в вооруженном конфликте, которые делают это только по соображениям личной выгоды.

    Протокол II стал первым в истории международным документом, посвященным исключительно ситуациям, связанным с немеждународными вооруженными конфликтами.

    Дополнительные протоколы иллюстрируют растущее влияние международного права прав человека на право вооруженных конфликтов. Право вооруженных конфликтов стало более целостным и сконцентрированном на обеспечении баланса между требованиями военной необходимости и защитой наиболее уязвимых групп: раненых, больных и потерпевших кораблекрушение; военнопленных и задержанных; а также гражданских лиц на оккупированных территориях.

    Другие договоры, касающиеся права международных вооруженных конфликтов.

    Среди многосторонних договоров, касающихся права международных вооруженных конфликтов, наиболее значимыми являются следующие:

    • Гаагская конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 1954 г. — обязывает уважать культурные ценности, расположенные как на собственной территории, так и территории противника, и воздерживаться от враждебных действий против этих ценностей.
    • Конвенция по биологическому оружию 1972 г. — запрещает разработку и производство биологического и токсинного оружия. Примечательно, что конвенция не запрещает использование такого оружия.
    • Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1976 г. — запрещает использовать средства воздействия на природную среду, которые имеют серьезные, масштабные или долгосрочные последствия.
    • Конвенция ООН по конкретным видам обычного оружия 1980 г. и протоколы к ней — запрещают или ограничивают применение конкретных видов оружия, наносящего чрезмерные повреждения или имеющего неизбирательное действие, такие как боеприпасы с необнаруживаемыми осколками, мины-ловушки, зажигательное оружие, ослепляющие лазеры.
    • Конвенция по химическому оружию 1993 г. — запрещает разработку, производство, накопление и применение химического оружия.
    • Римский статут Международного уголовного суда 1998 г. На основании Римского статута был учрежден Международный уголовный суд, юрисдикция которого распространяется на преступления геноцида, преступления против человечности, военные преступления и преступления агрессии.
    • Оттавский договор 1997 г. — запрещает использование, производство и передачу противопехотных мин.
    • Конвенция по кассетным боеприпасам 2008 г. — запрещает использование, разработку и производство кассетных боеприпасов.

    Современное положение в области права, применимого в международных вооруженных конфликтах.

    Женевские конвенции 1949 г. стали первым международным договором, получившим универсальную ратификацию. Протокол I ратифицировали 174 государства; Протокол II – 168 государств (исключениями являются такие заметные страны, как США, Индия, Пакистан, Турция, Иран, Ирак, Сирия и Израиль). Высокие уровни ратификации получили также отдельные конвенции по оружию, в частности, Конвенция по химическому оружию, Оттавский договор и Конвенция по биологическому оружию.

    Ситуация с современным состоянием международного обычного гуманитарного права подробно изучалась Международным комитетом Красного Креста (МККК), опубликовавшим в 2005 году Исследование об обычном международном гуманитарном праве, которое с тех пор регулярно обновляется и дополняется. Исследование стало результатом, проводившегося более 10 лет изучения национального законодательства, руководств по ведению боевых действий и практики государств с целью установить, в какой степени договорное международное гуманитарное право внедрилось в практику государств и приобрело статус обычного. Исследование засвидетельствовало, что большинство положений основных договоров в настоящее время рассматриваются в качестве правового обычая.

    Еще одним заслуживающим внимания выводом МККК стало то обстоятельство, что, по-видимому, существует более единообразный подход к регулированию всех вооруженных конфликтов, вне независимости от того, являются ли эти конфликты международными или немеждународными по своему характеру. Действительно, из 161 норм обычного гуманитарного права, приведенных в Исследовании МККК, 142 нормы единообразно применимы ко всем вооруженным конфликтам. Основные нормы, не подлежащие такой конвергенции, имеют конкретное отношение к оккупации, репрессалиям воюющих, комбатантам, военнопленным и лицам, лишенным свободы за участие во внутренних вооруженных конфликтах.

    Похожие записи

    Химическое оружие — это любое химическое вещество, специально предназначенное для смертельного поражения или умышленного

    Военное преступление — это серьезное нарушение нормы международного гуманитарного права в контексте вооруженного конфликта,

    В первый и последний раз ядерное оружие было использовано в 1945 г. С тех пор международное сообщество пытается найти ответ на вопрос: как к такому оружию применяются нормы права войны? Несколько десятилетий о ядерном оружии говорили в основном с военной точки зрения, с точки зрения безопасности и опасений в связи с распространением такого оружия. Однако теперь обсуждения все чаще включают в себя оценку применения ядерного оружия в соответствии с нормами международного гуманитарного права (МГП) и затрагивают его катастрофические гуманитарные последствия.

    Хотя и до этого существовал ряд международных соглашений, ограничивавших разработку и распространение ядерного оружия, запрещено оно было только в 2017 г. с принятием Договора о запрещении ядерного оружия (ДЗЯО). Международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца с 1945 г. призывало к введению запрета на ядерное оружие и приветствовало принятие ДЗЯО как долгожданный исторический шаг на пути к уничтожению такого оружия. Из-за напряженности, существующей сегодня на международном уровне и в отдельных регионах, риск применения ядерного оружия никогда еще не был столь высок с момента окончания холодной войны. Чтобы ядерное оружие никогда не применялось вновь и было полностью уничтожено, Движение призывает государства присоединиться к договору о запрещении ядерного оружия и выполнить свои давние обязательства и обещания в области ядерного разоружения.

    Запрещение ядерного оружия обосновано гуманитарными, моральными и юридическими соображениями. Ядерное оружие — самое разрушительное оружие, которое когда-либо было создано, и его испытание и применение имеет катастрофические гуманитарные последствия. Эти последствия объясняются высокой температурой, взрывной волной и радиацией, которые являются результатом взрыва, а также тем, что воздействие этих поражающих факторов распространяется на обширную территорию. Как показала бомбардировка Хиросимы и Нагасаки в 1945 г., ядерный взрыв в населенном районе или рядом с ним может привести к огромным человеческим потерям и причинить значительный ущерб гражданской инфраструктуре. Он также может уничтожить медицинскую инфраструктуру и службы, в результате чего будет практически невозможно оказать людям помощь, — это говорит о том, что адекватное гуманитарное реагирование сразу после взрыва вряд ли возможно. Многие из тех, кто пережил взрыв, в последующие недели и месяцы станут жертвами лучевой болезни, другие подвергаются повышенному риску заболеть определенными видами рака в будущем.

    В 1996 г. Международный суд ООН пришел к выводу, что применение ядерного оружия по своей сути противоречит принципам и нормам МГП. Суд также заключил, что государства обязаны вести и завершить переговоры относительно ядерного разоружения. Благодаря недавнему принятию договора о запрещении ядерного оружия правовые основания для уничтожения ядерного оружия стали прочнее, чем когда-либо. Присоединяясь к данному договору, государства выполняют свой долг по защите человечества от ядерной катастрофы, воплощая в жизнь мечту об обеспечении безопасности без помощи ядерного оружия — безопасности более реальной и более гуманной.

    Ядерное разоружение - главная и вместе с тем наиболее сложная (наряду с контролем) проблема из всего комплекса вопросов разоружения.

    Как отмечал О. В. Богданов, только уничтожение ядерного оружия может решить главный во­прос современных международных отношений - вопрос об устранении угрозы истребительной войн. Данная позиция сохраняет актуальность и в наше время.

    Значение проблемы ядерного разоружения опреде­ляется рядом факторов. Использование ядерного оружия привело бы к далеко идущим последствиям военно-по­литического характера. Разрушительное действие этого вида оружия хорошо известно. Небывалого размаха до­стигло и совершенствование средств доставки ядерного оружия. В настоящее время ни одно государство не мо­жет считать свою территорию неуязвимой от ядерного удара. Это относится и к территории США, что является серьезным сдерживающим фактором. Вместе с тем это обстоятельство имеет чрезвычайно важное значение и с точки зрения перспектив решения проблемы разоруже­ния. Именно в силу данных причин при решении про­блемы разоружения упор необходимо делать именно на указанный вид оружия. Кроме того, значение запреще­ния ядерного оружия определяется также тем, что это оружие в силу своих специфических особенностей усили­вает опасность «случайной войны». Просчет, ошибка го­сударственных военных деятелей, неисправность техники, отклонение от нормальной психики может привести к не­поправимым последствиям. Указанные факторы выдвига­ют запрещение ядерного оружия на первый план общих мероприятий в области разоружения.

    По вопросам ядерного разоружения в доктрине меж­дународного права написано немало работ. Большинство авторов отмечают, что современное международное право не безразлично относится к вопросу о возможности при­менения ядерного оружия. Действующие ныне нормы международного права содержат на этот счет ряд положе­ний.

    Предмет регулирования большинства данных норм не непосредственно ядерное оружие, а определенный вид во­оружений, разновидностью которого является ядерное ору­жие. Однако в действующем международном праве уже имеются нормы, которые относятся к ядерному оружию непосредственно и несмотря на их ограниченный характер, они содержат ряд важных положений по ядерному разору­жению.

    Анализ международно-правовых норм, касающихся ядерного оружия, целесообразно начать с норм, относящих­ся к определенным видам вооружений, разновидностью ко­торых является ядерное оружие.

    Эта группа норм может быть подразделена на нормы, регулирующие использование определенных видов оружия, и на нормы, регулирующие сферу применения средств веде­ния войны.

    Как известно, международное право делит средства ведения войны на дозволенные и недозволенные. В между­народном праве нет перечисления дозволенных средств ве­дения войны поскольку применяется метод исключения - право указывает на те виды оружия, применение которых запрещено. К числу таковых относятся:

    • средства массового уничтожения;
    • ядовитые вещества и процессы;
    • все другие виды вооружения, которые причиняют лю­дям излишние страдания.

    Соответственно возникает вопрос, к какой категории от­носится ядерное оружие? Иными словами, насколько ядер­ное оружие подпадает под вышеуказанные категории.

    Перечень средств массового уничтожения приведен в ряде международно-правовых актов. На 1-ой мирной кон­ференции в Гааге в 1899 году была принята международ­ная декларация, запрещающая применения отравляющих веществ, удушливых и вредоносных газов в военных целях. Указанный документ относит к средствам массового уничто­жения удушливые и вредоносные газы. Протокол о запреще­нии применения на войне удушающих, ядовитых и других подобных газов и бактериологических средств от 17 июня 1925 года (Женевский протокол) распространяет понятие средств массового уничтожения на удушливые, ядовитые и другие подобные газы, аналогичные вещества и процессы, бактериологические средства ведения войны. Отсутствие в данных документах упоминания о ядерном оружии обуслов­лено его отсутствием вообще на тот период исторического развития.

    Декларация о запрещении применения ядерного и тер­моядерного оружия, принятая Резолюцией 1653 (XVI) от 24 ноября 1961 года, отмечает, что применение ядерного и тер­моядерного оружия причинит человечеству и цивилизации массовые разрушения и страдания еще в большей степени, чем-то оружие, упомянутое вышеуказанными деклараци­ями и соглашениями как противоречащим законам чело­вечности и преступлением с точки зрения международного права. Тем самым, свойства ядерного оружия полностью со­ответствуют смысловому значению термина «массовое унич­тожение».

    Кроме того, ядерное оружие в значительно большей мере, чем другая разновидность оружия, обладает свойства­ми уничтожения. Это касается как взрывной волны, так и радиоактивного и термического воздействия. Взрыв только одной бомбы опустошает территорию в сотни километров, поражая все живое на этой территории. Обозначенная выше характеристика ядерного оружия позволяет с полным осно­ванием отнести его к «ядовитым процессам и веществам». Данный термин употребляется в таких международно-пра­вовых актах, как Женевский протокол 1925 года, как поня­тие характеризующее вредоносное воздействие на организм газов, процессов и веществ. Такое вредоносное воздействие на живые организмы вызывает ядерный взрыв, при котором происходит ряд химических и физических процессов, свя­занных с выделением большого количества радиоактивно­сти. Вредоносное воздействие на организм радиоактивных процессов ядерного взрыва не меньше сильнодействующих ядов и газов.

    Таким образом, указанное свойство ядерное оружие полностью подпадает под такие понятия, как «ядовитые процессы», «ядовитые вещества», о которых говорится в международно-правовых актах. Ядерное оружие подпа­дает также под «оружие, причиняющее людям излишние страдания».

    Обозначенные выше свойства ядерного оружия по­зволяют с полной уверенностью утверждать, что оно яв­ляется разновидностью вооружений, применение кото­рых запрещено международным правом. Более того, как справедливо отмечал О. В. Богданов, современное между­народное право содержит ряд положений, преследую­щих цель оградить человечество от применения истреби­тельных видов оружия, в том числе и тех, которые могут быть изобретены впоследствии. В данном контексте мож­но вспомнить и о Петербургской декларации 1868 г. об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль, в преамбуле которой говорится о возможности запре­щения во время войны известного вида снарядов и уста­новления границ, в которых потребности войны долж­ны останавливаться перед требованием человеколюбия. Речь идет о том, что применение любого оружия, которое прямо не запрещено международными соглашениями, должно быть ограничено требованием человеколюбия. Очевидно, что обозначенные нами свойства ядерного ору­жия не соответствуют требованиям человеколюбия и на­ходятся за пределами тех границ, которые допустимы на основе критерия человеколюбия.

    Действующее международное право ограничивает не только выбор средств ведения войны, но и сферу их при­менения. Эта группа норм не указывает на определенную запрещенную разновидность вооружений, а уточняет те объекты, на которые не может быть распространенно действие вооружений. Получается, что если в силу спец­ифических свойств оружия невозможно оградить от его воздействия определенные объекты, пространство, то применение такого оружия недопустимо. В ходе воору­женного конфликта воюющие государства могут вести во­енные действия в определенных пространственных преде­лах, что составляет театр войны. В объем данного понятия входят сухопутная, воздушная и морская территория го­сударств, открытое море и воздушное пространство над ним. Не могут превращаться в театр войны территория нейтральных государств, а также нейтрализованные территории Очевидно, что применение ядерного оружия неизбежно нарушит неприкосновенность территории нейтральных государств, поскольку действие ядерного оружия распространяется на сотни километров и пред­ставляет реальную опасность для населения не участвую­щих в войне государств.

    Кроме того, международное гуманитарное право (да­лее по тексту - МГП) запрещает пользование любым видом оружия, способным причинить вред мирному населению, поскольку защита гражданского населения является одним из принципов МГП. Это прямо закреплено в Конвенции о законах и обычаях сухопутной войны 1907 года, Женевских конвенциях 1949 года. Так, в статье 3 Женевской Конвенции об улучшении участи раненных и больных в действующих армиях 1949 года говорится о том, что в отношении лиц, не принимающих участие в боевых действиях, включая тех лиц, которые сложили оружие, перестали принимать участие в военных действиях вследствие болезни, ранения, задержания или по любой другой причине, должны при всех обстоятель­ствах пользоваться гуманным обращением. В отношении указанных лиц запрещаются, в частности, пытки и истяза­ния, посягательство на человеческое достоинство. Использо­вание ядерного оружия неизбежно привело бы к нарушению указанных положений женевской Конвенции, поскольку ха­рактер действия ЯО не позволит оградить указанные катего­рии лиц от его воздействия и это также подтверждает недо­пустимость применения ядерного оружия.

    Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 1653 (XVII) «Декларация о запрещении применения ядерного и тер­моядерного оружия» от 24 ноября 1964 годасо всей опреде­ленностью относит ЯО к запрещенным средствам ведения войны. В статье 1 говорится, что применение ядерного и термоядерного оружия противоречит духу, букве и целям ООН и поэтому является прямым нарушением Устава ООН; применение данных видов оружия причинит челове­честву и цивилизации массовые разрушения и страдания и поэтому противоречит нормам международного права; применения данного вида оружия является войной про­тив всего человечества; любое государство, применяющее данные виды оружия, должно рассматриваться как нару­шившее Устав ООН и совершившее преступление против человечества и цивилизации.

    Говоря о роли резолюций Генеральной Ассамблеи ООН, как отмечает О. И. Ильинская, их не всегда легко привязать к тому или иному элементу формирования обычая 10 . В Консультативном заключении Международ­ного Суда ООН о законности угрозы или применения ядерного оружия, отмечается что в отдельных случаях резолюции могут представлять важные элементы дока­зательства для установления существования то или иной нормы или действия правила opiniojuris; чтобы выяснить, удовлетворяет ли таким условиям конкретная резолюция Генеральной Ассамблеи, необходимо исследовать её со­держание и условия принятия. При вынесении этого за­ключения Международный суд ООН исследовал вопрос о том, вытекает ли запрещение ядерного оружия из между­народно-правового обычая. В докладах, представленных Суду, государства утверждали, что с 1945 года существует последовательная практика неприменения ядерного ору­жия, и это является выражением opiniojuris со стороны государств, обладающих ЯО. Принятие Генеральной Ас­самблеей ООН ряда резолюций, начиная с резолюции 1653 (XVII) от 24 ноября 1964 года, подтверждает незакон­ность использования ядерного оружия. Однако Суд за­ключил, что приведенные резолюции свидетельствуют о серьёзной озабоченности относительно ядерного оружия, но их недостаточно для подтверждения существования opiniojuris в отношении незаконности применения тако­го оружия. Таким образом, в международном праве от­сутствует обычно-правовая норма, прямо запрещающая угрозу ядерным оружием или его применение.

    В том же Консультативном заключении Междуна­родного суда ООН, в котором Суд не может сделать окон­чательный вывод о правомерности или неправомерности угрозы ядерным оружием или его применения в условиях самообороны, как справедливо отмечает А. В. Мелешников, отсутствует анализ положений преамбул междуна­родно-правовых актов Обосновывая правовую позицию на основе толкования преамбул правовых актов, судья Международного суда ООН М. Шахабуддин приходит к выводу о том, что ядерное и термоядерное оружие, иные разновидности оружия массового поражения, которые могут появиться в перспективе, не подлежат применения ни при каких обстоятельствах.

    Что касается экологических аспектов недопустимо­сти применения ядерного оружия, Международный суд ООН в своем Консультативном заключении ссылался на Дополнительный протокол I к Женевским конвенциям 1949 года, касающийся жертв международных вооружен­ных конфликтов, который запрещает применять методы или средства ведения военных действий, которые имеют своей целью причинить или, как можно ожидать, причи­нят обширный, долговременный и серьёзный ущерб при­родной среде. Международный суд ООН также отметил общий принцип Стокгольмской декларации по окружа­ющей среде 1972 года и Рио-де-Жанейрской декларации по окружающей среде и развитию 1992 года, в соответ­ствии с которым государства несут ответственность за обеспечение того, чтобы деятельность в рамках их юрис­дикции или контроля не наносила ущерба окружающей среде других государств или районов за пределами дей­ствия национальной юрисдикции.

    Как было отмечено в начале нашего исследования, в действующем международном праве уже имеются нормы, которые относятся к ядерному оружию непосредственно и несмотря на их ограниченный характер, они содержат ряд важных положений по ядерному разоружению. Боль­шинство из них относятся к различным аспектам ядерной проблемы и не дают ядерному оружию квалификацию как запрещенному средству ведения войны. Одни нормы содержат требование о заключении международного со­глашения по запрещению ядерного оружия (Договор о нераспространении ядерного оружия), другие прямо за­крепляют положение о запрещении ЯО (Договор о запре­щении ядерного оружия), третьи - о нераспространении ЯО (Договор о нераспространении ядерного оружия), четвертые - осоздании безъядерных зон в различных ре­гионах мира (Договор Тлателолко, Договор Раротонга, Договор Пелиндаба, Бангкокский и Семипалатинский договоры), пятые - запрещают испытания ядерного ору­жия (Договор о всеобъемлющем запрещении испытаний ядерного оружия, Московский договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой).

    Таким образом, подводя итог проведенного здесь анали­за, ядерное оружие можно считать недозволенным средством ведения войны. Это запрещение также вытекает из Договора о запрещении ядерного оружия 2017 года. Необходимость принятия данного международно-правового акта вызвана рядом причин: такое запрещение должно иметь огромное значение и психологический аспект, вселив уверенность в предотвращении ядерной войны; запрещение ЯО должно внести вклад в прекращение гонки вооружений; договорная форма придает действенный и непосредственный характер запрещению ЯО.

    НУЦАЛХАНОВ Гамзат Нуцалханович
    кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного права Северо-Кавказского института Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России)

    НУЦАЛХАНОВА Патимат Вагабовна
    магистрант кафедры экономики труда и управления персоналом Дагестанского государственного университета

    Декларация о запрещении применения ядерного и термоядерного оружия

    Принята резолюцией 1653 (XVI) Генеральной Ассамблеи от 24 ноября 1961 года

    учитывая возложенную на нее Уставом Организации Объединенных Наций ответственность за поддержание международного мира и безопасности, а также за рассмотрение руководящих принципов в области разоружения,

    будучи серьезно озабочена тем, что, в то время как переговоры о разоружении до сих пор еще не привели к удовлетворительным результатам, гонка вооружений, в особенности в ядерной и термоядерной областях, достигла опасной стадии, требующей принятия всех возможных мер предосторожности для защиты человечества и цивилизации от угрозы ядерной и термоядерной катастрофы,

    напоминая, что применение оружия массового уничтожения, причиняющего людям ненужные страдания, в прошлом запрещалось, как противоречащее законам человечности и принципам международного права, такими международными декларациями и обязательными соглашениями, как Санкт-Петербургская Декларация 1868 года, Декларация Брюссельской конференции 1874 года, Конвенции Гаагских мирных конференций 1899 года и 1907 года и Женевский протокол 1925 года, в которых большинство государств все еще участвует,

    принимая во внимание, что применение ядерного и термоядерного оружия причинит человечеству и цивилизации массовые разрушения и страдания в еще большей степени, чем то оружие, применение которого было объявлено вышеупомянутыми международными декларациями и соглашениями противоречащим законам человечности и преступлением с точки зрения международного права,

    полагая, что применение такого оружия массового уничтожения, как ядерное и термоядерное оружие, является прямым отрицанием высоких идеалов и целей, для достижения которых — путем избавления грядущих поколений от бедствий войны и путем сохранения культуры и содействия ее развитию — была создана Организация Объединенных Наций,

    1. заявляет:

    a) что применение ядерного и термоядерного оружия противоречит духу, букве и целям Организации Объединенных Наций и, поэтому, является прямым нарушением Устава Организации Объединенных Наций;

    b) что применение ядерного и термоядерного оружия выйдет даже за рамки военных операций и причинит человечеству и цивилизации массовые разрушения и страдания и, поэтому, противоречит нормам международного права и законам человечности;

    c) что применение ядерного и термоядерного оружия является войной, направленной не только против того или иного противника или против тех или иных противников, но и против всего человечества в целом, так как народы мира, не участвующие в такой войне, подвергнутся всем бедствиям, вызванным применением такого оружия;

    d) что любое государство, применяющее ядерное или термоядерное оружие, должно рассматриваться как нарушившее Устав Организации Объединенных Наций, действующее вопреки законам человечности и совершающее преступление против человечества и цивилизации;

    2. предлагает Генеральному Секретарю проконсультироваться с правительствами государств — членов Организации, чтобы выяснить их точку зрения относительно возможности созыва специальной конференции для подписания конвенции о запрещении применения ядерного и термоядерного оружия для целей войны, и доложить Генеральной Ассамблее на ее семнадцатой сессии о результатах своих консультаций.

    Автор статьи

    Куприянов Денис Юрьевич

    Куприянов Денис Юрьевич

    Юрист частного права

    Страница автора

    Читайте также: