Когда казахстан провозгласил декларацию о государственном суверенитете

Обновлено: 02.05.2024

16 декабря в Казахстане отмечают День Независимости. Zakon.kz рассказывает, каким был 1991 год – год, когда страна обрела независимость.

29 лет назад Верховный Совет Казахстана принял закон о Независимости и суверенитете страны. Таким образом Казахстан стал последней страной на постсоветском пространстве, которая объявила о независимости.

Рассказываем, что предшествовало этому событию.

Создание новых партий

В начале 1991 года Казахстан еще входил в СССР. В марте в Советском Союзе прошел референдум. Граждан спрашивали, считают ли они необходимым сохранение и обновление Союза. Большинство населения было за.

Создание Союза Суверенных Государств (ССГ) уже считалось делом решенным, пока в Москве не произошел Августовский путч. По версии организаторов переворота, главной целью путча было не допустить создания ССГ. Переворот в итоге не удался.

Путч ускорил распад Союза. После него прекратил свое существование Центральный комитет Коммунистической партии Казахстана. Вместо него в республике появились новые партии: Социалистическая партия, Республиканская партия, Народный Конгресс Казахстана. Таким образом в стране образуется многопартийность.

Официальное возвращение Наурыза

В 1926 году советские власти объявили Наурыз "пережитком прошлого" и запретили его праздновать. Праздник вернули в 1989 году. Но официально его учреждают в 1991 году указом "О народном празднике весны - "Наурыз мейрамы". С тех пор 22 марта казахстанцы могут праздновать Наурыз.

Независимые СМИ

Весной 1991 года появляются первые в стране коммерческие СМИ. Это телеканалы КТК и Тан. Потом появляется газета Караван.

Семипалатинский полигон

В августе власти Казахстана закрывают Семипалатинский полигон. Такое решение было принято благодаря работе антиядерного движения "Невада-Семипалатинск", лидером которой был поэт, депутат Верховного Совета Олжас Сулейменов.

Интересно, что дата открытия и закрытия полигона совпадают – 29 августа. В 2010 году этот день ООН объявляет "Международным днем действий против ядерных испытаний".

Байконур возвращается Казахстану

Космодром Байконур входил в структуру Министерства обороны СССР (впоследствии находился в ведении Минобороны России). В августе 1991 года Байконур становится собственностью Казахстана.

В 1994 году Нурсултан Назарбаев и Борис Ельцин подписали договор об аренде космодрома на 20 лет. Потом аренду продлили до 2050 года.

Первый казахский космонавт

В октябре в космос отправляется первый казахский космонавт Тохтар Аубакиров. На старте корабля "СоюзТМ-13" присутствовали Нурсултан Назарбаев, руководители суверенных республик, канцлер Австрии и председатель Верховного Совета СССР.

Космонавты провели в космосе 7 часов. После приземления Аубакиров – национальный герой.

Сердечно поздравляю славный космический экипаж с успешным завершением космической программы. Казахстанцы гордятся подвигом первого казахского космонавта Тохтара Аубакирова, его космических братьев Анатолия Арцебарского и Франца Фибека, - говорится в телеграмме президента, адресованного космонавтам.

Постановление Веpховного Совета Казахской ССР от 25 октябpя 1990 г. № 307-XII.

Верховный Совет Казахской Советской Социалистической Республики ПОСТАНОВЛЯЕТ:

Принять Декларацию о государственном суверенитете Казахской Советской Социалистической Республики.

Председатель
Верховного Совета
Казахской ССР
Е.Асанбаев

Верховный Совет Казахской Советской Социалистической Республики,

выражая волю народа Казахстана, стремясь к созданию достойных и равных условий жизни для всех граждан Республики,

считая первостепенной задачу консолидации и укрепления дружбы народов, проживающих в Республике,

признавая Всеобщую декларацию прав человека и право наций на свободное самоопределение,

осознавая ответственность за судьбу казахской нации, исходя из решимости создания гуманного демократического правового государства,

провозглашает государственный суверенитет Казахской Советской Социалистической Республики и принимает настоящую Декларацию.

1. Казахская Советская Социалистическая Республика есть суверенное государство, которое добровольно объединяется с другими республиками в Союз Суверенных Республик и строит взаимоотношения с ними на договорной основе.

Казахская ССР сохраняет за собой право свободного выхода из Союза.

2. Казахская ССР принимает меры по охране, защите и укреплению национальной государственности.

Возрождение и развитие самобытной культуры, традиций, языка и укрепление национального достоинства казахской нации и других национальностей, проживающих в Казахстане, являются одной из важнейших задач государственности Казахской ССР.

3. Территория Казахской ССР в существующих границах является неделимой и неприкосновенной и не может быть использована без ее согласия.

Любые насильственные действия против конституционного строя Казахской ССР, публичные призывы к нарушению целостности ее территории, а также разжигающие национальную рознь со стороны политических партий, общественных организаций, массовых объединений, иных группировок или отдельных лиц преследуются по закону.

4. Граждане Республики всех национальностей составляют народ Казахстана, и он является единственным носителем суверенитета и источником государственной власти в Казахской ССР, осуществляет государственную власть как непосредственно так и через представительные органы на основе Конституции Казахской ССР.

Право выступать от имени всего народа Республики принадлежит Верховному Совету Казахской ССР.

5. Казахская ССР имеет свое гражданство и гарантирует каждому гражданину право на сохранение гражданства СССР.

Гражданам, проживающим на территории Республики, гарантируются все права и свободы, предусмотренные Конституцией СССР и Конституцией Казахской ССР, безотносительно к их национальной и партийной принадлежности, происхождению, социальному и имущественному положению, полу и вероисповеданию, роду занятий, месту жительства. Посягательство на гражданское и национальное равноправие карается по закону.

Казахская ССР гарантирует общественным, политическим и религиозным организациям, массовым движениям, действующим в рамках Конституции Казахской ССР, равные правовые возможности участвовать в государственной и общественной жизни.

Казахская ССР регулирует миграционные процессы внутри Республики, между Республикой и другими республиками.

6. Государственная власть Казахской ССР обладает верховенством, самостоятельностью, полнотой внутри Республики, а также во внешних сношениях в рамках, определенных Союзным договором.

Казахская ССР самостоятельно решает все вопросы, связанные с политическим, экономическим, социальным и национально-культурным строительством в Республике, ее административно-территориальным устройством, определяет структуру и компетенцию органов государственной власти и управления, а также символы Республики.

7. Государственная власть в Республике осуществляется по принципу ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

Законодательная власть осуществляется Верховным Советом Казахской ССР.

Президент является главой Республики и обладает высшей распорядительно-исполнительной властью.

Высшая судебная власть принадлежит Верховному Суду Казахской ССР.

Надзор за точным и единообразным исполнением законов Казахской ССР на ее территории осуществляется ее Генеральным прокурором. Кандидатура Генерального прокурора Казахской ССР вносится Президентом Республики по согласованию с Генеральным прокурором СССР и утверждается Верховным Советом Казахской ССР.

8. На территории Казахской ССР за исключением вопросов, добровольно делегированных ею Союзу, устанавливается верховенство Конституции и законов Казахской ССР, которые подлежат соблюдению и исполнению всеми государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями, гражданами и лицами без гражданства.

Казахская ССР вправе приостанавливать на своей территории действия законов и других актов высших органов Союза, нарушающих суверенные права и Конституцию Республики.

9. В исключительной собственности Республики, составляя основу ее суверенитета, находятся земля и ее недра, воды, воздушное пространство, растительный и животный мир, другие природные ресурсы, культурные и исторические ценности народа, весь экономический, научно-технический потенциал - все национальное богатство, имеющееся на ее территории.

В Казахской ССР обеспечивается многообразие и равенство форм собственности и гарантируется их защита.

Казахская ССР гарантирует охрану имущественных прав Союза, других союзных республик, иностранных государств, их граждан и организаций.

10. Казахская ССР вправе образовать государственный национальный банк, подчиненный Верховному Совету Республики, свою финансово-кредитную систему, самостоятельно формирует государственный бюджет, организует налоговую и союзно-республиканскую таможенную системы.

Казахская ССР имеет право на свою долю в общесоюзном имуществе соответственно вкладу Республики, в том числе в алмазном, валютном фондах и золотом запасе.

11. Казахская ССР самостоятельно устанавливает порядок, организации охраны экологической среды Республики, использования природных ресурсов, обеспечивает народу экологическую безопасность и имеет право запретить строительство и прекратить функционирование на своей территории любых предприятий, учреждений, организаций, других объектов, являющихся источником экологической опасности.

На территории Республики запрещаются испытание ядерного оружия, строительство и функционирование испытательных полигонов для иных видов оружия массового уничтожения (химического, бактериологического, биологического и других).

Казахская ССР имеет право на возмещение ущерба, причиненного здоровью населения, природной среде и экономике Республики действиями союзных органов, союзных республик и иных государств, а также деятельностью на ее территории ядерных и других полигонов, объектов военнопромышленного комплекса.

12. Представителям наций и народностей, проживающим в Казахской ССР за пределами своих национально-государственных и автономных образований или не имеющим их на территории Союза, гарантируются правовое равенство и равные возможности во всех сферах общественной жизни.

Казахская ССР проявляет заботу об удовлетворении национально-культурных, духовных и языковых потребностей казахов, проживающих за пределами Республики.

13. Казахская ССР обладает правом на собственные внутренние войска, органы государственной безопасности и внутренних дел, подчиненные и подконтрольные Верховному Совету Казахской ССР и Президенту Казахской ССР.

Республика имеет право по соглашению с Правительством Союза определять порядок и условия прохождения ее гражданами воинской службы, решать вопросы размещения войск и вооружений на своей территории.

14. Казахская ССР обладает правом выступать самостоятельным субъектом международных отношений, определять внешнюю политику в своих интересах, обмениваться дипломатическими и консульскими представительствами, участвовать в деятельности международных организаций, в том числе ООН и ее специализированных учреждений.

Республика строит экономические и торговые связи с зарубежными государствами на основе взаимовыгодных договоров с соблюдением принципов добровольности и равноправия, самостоятельно решает вопросы внешнеэкономической деятельности.

15. Охрана суверенных прав Республики осуществляется Казахской ССР и Союзом. Любое вмешательство в решение вопросов, составляющих неотъемлемое право Республики, расценивается как нарушение ее суверенитета.

16. Символы государственного суверенитета Казахской ССР - герб, флаг, гимн - являются священными и всякое надругательство над ними наказуемо законом.

17. Декларация является основой для заключения Союзного договора, разработки новой Конституции Казахской ССР, законодательных актов, реализующих статус Республики как суверенного государства.

Конституционный закон Республики Казахстан от 16 декабpя 1991 года.

Верховный Совет Республики Казахстан, выражая волю народа Казахстана, признавая приоритет прав и свобод личности, закрепленных во Всеобщей декларации прав человека, иных общепризнанных нормах международного права, подтверждая право казахской нации на самоопределение, исходя из решимости создания гражданского общества и правового государства, осуществляя миролюбивую внешнюю политику, заявляя о своей приверженности принципу нераспространения ядерного оружия и процессу разоружения, торжественно провозглашает государственную независимость Республики Казахстан.

Глава 1.
РЕСПУБЛИКА КАЗАХСТАН - НЕЗАВИСИМОЕ ГОСУДАРСТВО

Статья 1. Республика Казахстан - независимое, демократическое и правовое государство. Она обладает всей полнотой власти на своей территории, самостоятельно определяет и проводит внутреннюю и внешнюю политику.

Статья 2. Республика Казахстан строит свои взаимоотношения со всеми государствами на принципах международного права.

Статья 3. Республика Казахстан открыта для признания ее государственной независимости другими государствами.

Статья 4. На всей территории Республики Казахстан действует Конституция и законы Республики Казахстан, а также признанные ею нормы международного права.

Статья 5. Территория Республики Казахстан в существующих границах является целостной, неделимой и неприкосновенной.

Глава 2.
НАРОД И ГРАЖДАНИН РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Статья 6. Граждане Республики всех национальностей, объединенные общностью исторической судьбы с казахской нацией, составляют вместе с ней единый народ Казахстана, который является единственным носителем суверенитета и источником государственной власти в Республике Казахстан, осуществляет государственную власть как непосредственно, так и через избираемые им государственные органы на основе Конституции и законов Республики Казахстан.

Граждане Республики независимо от их национальности, вероисповедания, принадлежности к общественным объединениям, происхождения, социального и имущественного положения, рода занятий, места жительства обладают равными правами и обязанностями.

Лица, находящиеся на территории Республики Казахстан и не являющиеся ее гражданами, пользуются правами и свободами, а также несут обязанности, установленные Конституцией, законами и межгосударственными договорами Республики Казахстан, за исключением изъятий, установленных законами и межгосударственными договорами Республики.

Посягательство на гражданское равноправие преследуется по закону.

Статья 7. Республика Казахстан имеет свое гражданство. За всеми казахами, вынужденно покинувшими территорию Республики и проживающими в других государствах, признается право иметь гражданство Республики Казахстан наряду с гражданством других государств, если это не противоречит законам государств, гражданами которых они являются.

Республика Казахстан регулирует миграционные процессы.

Республика Казахстан создает условия для возвращения на ее территорию лиц, вынужденно покинувших территорию Республики в период массовых репрессий, насильственной коллективизации, в результате иных антигуманных политических акций, и их потомков, а также для казахов, проживающих на территории бывших союзных республик.

Статья 8. Возрождение и развитие культуры, традиций и языка, укрепление национального достоинства казахской нации и представителей других национальностей, проживающих в Казахстане, являются одной из важнейших обязанностей государства.

Республика Казахстан проявляет заботу об удовлетворении национально-культурных, духовных и языковых потребностей казахов, проживающих за ее пределами, защищает их интересы на основе договоров, заключаемых с теми государствами, гражданами которых они являются.

Глава 3.
ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Статья 9. Государственная власть в Республике Казахстан строится и осуществляется исходя из принципа ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

Право выступать от имени народа Республики принадлежит Верховному Совету и Президенту Республики Казахстан.

Статья 10. Законодательная власть осуществляется Верховным Советом Республики Казахстан.

Главой Республики Казахстан и ее исполнительной власти является Президент.

Судебная власть принадлежит Верховному Суду и Высшему арбитражному суду Республики Казахстан.

Высшим органом судебной защиты Конституции является Конституционный Суд Республики Казахстан.

Глава 4.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
НЕЗАВИСИМОСТИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Статья 11. В исключительной собственности Республики Казахстан, составляя основу ее государственной независимости, находятся земля и ее недра, воды, воздушное пространство, растительный и животный мир, другие природные ресурсы, экономический и научно-технический потенциал.

Республика Казахстан обладает самостоятельной экономической системой, соответствующей статусу независимого государства и основывающейся на многообразии и равенстве всех форм собственности.

Республика Казахстан обеспечивает охрану имущественных прав других государств, их граждан и организаций, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность на территории Республики в соответствии с законодательством Республики.

Статья 12. Республика Казахстан имеет Государственный национальный банк, вправе создать свою финансово-кредитную, денежную системы, организует республиканские налоговую и таможенную системы.

Республика Казахстан формирует свои золотой запас, алмазный и валютный фонды.

Глава 5.
РЕСПУБЛИКА КАЗАХСТАН - ЧЛЕН МИРОВОГО
СООБЩЕСТВА

Статья 13. Республика Казахстан является субъектом международного права, обменивается дипломатическими и консульскими представительствами, может входить в международные организации, системы коллективной безопасности и участвовать в их деятельности.

Статья 14. Республика Казахстан самостоятельно решает вопросы внешнеэкономической деятельности.

Глава 6.
ОХРАНА ГОСУДАРСТВЕННОЙ НЕЗАВИСИМОСТИ
РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Статья 15. Республика Казахстан принимает меры по охране своей независимости и укреплению национальной государственности.

Любое вмешательство в решение вопросов, составляющих неотъемлемое право Республики, расценивается как посягательство на ее государственную независимость.

Статья 16. Республика Казахстан в целях охраны своей независимости и территориальной целостности имеет право на создание собственных вооруженных сил. Республика самостоятельно определяет порядок и условия прохождения ее гражданами воинской службы, решает вопросы размещения войск, вооружений и техники на своей территории.

Глава 7.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 17. Республика Казахстан имеет свои государственные символы - герб, флаг, гимн.

Столица Республики Казахстан - город Алма-Ата.

Статья 18. Настоящий Закон наряду с Декларацией о государственном суверенитете Казахской ССР служит основой для разработки новой Конституции Республики.

Нормы Конституции и иных законодательных актов Республики Казахстан действуют, поскольку они не противоречат настоящему Закону.

Декларация о суверенитете. Часть 2

30 лет назад, 25 октября 1990 года депутаты Верховного Совета Казахской ССР приняли «Декларацию о государственном суверенитете Казахской ССР». О том, какую роль сыграл этот юридический документ, как он возник порталу Qazaqstan Tarihy рассказал известный правовед, кандидат юридических наук, доцент, экс-депутат Сената Парламента Республики Казахстан, член-корреспондент Академии социальных наук РК, академик Академии естественных наук РК Нурпеисов Еркеш Калиевич.

- Какова была задача Декларации? Ускорить процесс децентрализации власти? Решить экономические проблемы, переложив их на регионы? Или все-таки независимость республик?

- Декларация должна была выполнить роль децентрализации общесоюзной власти. Республикам надоело, что все решения принимались в союзном центре. Поэтому вот эти проблемы децентрализации связаны с тем, чтобы хотя бы дать свободу в области экономики, в области социально-культурной жизни. В социально-культурной сфере, казалось бы, можно было дать свободу, но была цензура со стороны партийных органов.

Декларация о суверенитете просуществовала с октября 1990 года до декабря 1991 года. Документ был ориентирован на сохранение Союза ССР, но с минимальными полномочиями. В союзном подчинении сохранялись сферы, во-первых, оборона страны, во-вторых, национальная безопасность в рамках всего союза, в-третьих, защита суверенитета союза и союзных республик и, в-четвертых, внешнеполитические связи. Эти вопросы как раз должны были решать союзные органы, все остальные вопросы должны были решать союзные республики. При этом, при решении вопросов союзные республики должны были вступать между собой в договорные отношения. Это была попытка к расширению полномочий. Можно сказать, что Декларация о государственном суверенитете свою задачу, историческую миссию не смогла выполнить потому что Казахстан оказался в другой политической реальности.

- Общественность активно включилось в процесс. В СМИ был представлен альтернативный проект «Декларация о суверенитете» группы «Демократический Казахстан». Почему его не приняли?

- Я думаю, что альтернативный проект не приняли, потому что эта Декларация о государственном суверенитете в политическом отношении была документом умеренным, рассчитанным на нахождение Казахстана в составе союза суверенных республик, и особых суверенных прав Декларация не предусматривала. По логике следовало, что надо принимать не декларацию, а закон о государственной независимости. На одном из заседаний рабочей группы, которая проводилась в Верховном совете под руководством председателя Верховного совета Серикболсына Абдильдина, я предложил отказаться от принятия Декларации. Я, как юрист, сказал, что декларация – это не обязательный документ, а лишь выражение намерений. Поэтому я предложил принять закон о государственной независимости, как это сделали другие союзные республики. Потом я говорил, что после этой декларации статус Казахстана в международно-правовом плане никак не изменится, мы не станем субъектом международных отношений, хотя уже со всех сторон к нам было пристальное внимание, особенно со стороны зарубежных бизнес-структур. Декларация, в этом варианте, в котором в последний раз обсуждали, не давала Казахстану оснований решать вопросы в суверенном порядке. На это С. Абдильдин мне возразил, что у нас уже решение почти принято, мы обсуждаем сегодня последний вариант, назад хода нет, закон о независимости мы пока принимать не будем. В этой ситуации в дискуссию вступать было бесполезно, но во время голосования я проголосовал против принятия Декларации. Подождав немного и убедившись, что Декларация в нашу политическую жизнь ничего нового не внесла, я начал работать над проектом закона о государственной независимости. Я работал не один, а совместно с Талгатом Данаковым, в то время мы с ним работали в Институте государства и права, сейчас он председатель Высшего судебного совета. Мы начали эту работу самостоятельно. В августе закончили работу. После августовского путча было ясно, что никакого нового союза суверенных республик не будет. Проект закона о государственной независимости был передан депутату Верховного совета С. Сартаеву. Он, как депутат обладал законодательной инициативой, и законопроект внес в Парламент. Этот проект в свое время не был рассмотрен, его затянули, процедуры. Сартаев обещал, но время пока не подошло, его надо еще доработать. Мы так и думали, что это не последний вариант, когда депутаты начнут его обсуждать, мы конечно подключимся. Весь казус заключался в том, что Нурсултан Назарбаев слышал про наш законопроект и, вернувшись после Беловежской пущи в Алма-Ату, сразу истребовал и предложил вынести его в повестку дня. Законопроект был поставлен в повестку дня Верховного совета, и он был принят в том виде, в котором мы его дали. Мы-то ожидали что будем обсуждать но это не потребовалось. Самое главное в этом законе было то, что Казахстан является самостоятельным, суверенным, независимым государством который строит свои отношения с другими государствами на основе международных правовых норм.

В тот же день Казахстан был принят в мировое сообщество как субъект международного права, Турция первым признала Казахстан как суверенное государство. Вот что нам нужно было!

- В ноябре 1990 года на основе Декларации был принят Закон «О совершенствовании структуры государственной власти и управления в Казахской ССР». Президент стал главой исполнительной власти, Совет Министров был преобразован в Кабинет Министров. Изменилось ли содержание власти?

- Декларация подтолкнула серьезным изменениям в конституцию. Декларация развязала руки президента или верховного совета, освободив от пут союзных органов. Мы же заявили о своем суверенитете пусть и умеренном, ограниченном, но заявили. Поэтому в рамках этого суверенитета начали перестраивать свои государственные органы. Правда эта перестройка началась еще до принятия декларации, в апреле 1990 года, когда был учрежден пост президента. Это было очень серьезное изменение в структуре государственной власти. С этим законом в первую очередь правительство было переименовано в кабинет министров. Раньше был Совет министров, но мы в своем желании отказаться от всего советского переименовали правительство в кабинет министров. Объединили аппараты президента и правительства. Президент уже здесь был обозначен главой государства и главой исполнительной власти.

По поводу термина «кабинет министров» замечу, что это было не очень удачное переименование Совета министров. В некоторых странах кабинет министров – это не тоже самое что правительство, где-то так называют совет министров, комитет министров так далее. Но в правительстве бывает группа ключевых министров, вот их называют кабинет министров. Этим законом практически начался процесс десоветизации. Полномочия президенту Верховный совет давал очень порционно в то время. Но тем не менее здесь уже наметилась тенденция выстраивания президентской вертикали. В чем это выразилось? На местах областные советы, Алматинский городской совет находились в подчинении Верховного совета, президент к ним отношения не имел. У этих советов широкая сеть исполнительных органов, следовательно, эти исполнительные органы тоже были отсечены от президента. Если раньше назначение премьера, формирование состава правительства делалось по инициативе и по решению Верховного совета, то тут уже инициатива формирования принадлежала президенту, но утверждение его предложения всё-таки оставалась за Верховным советом. Происходила постепенная трансформация управленческих структур. И, самое главное, Президенту было представлено право освобождать от должности председателя областных советов. Это была уже очень весомая альтернатива: если он обладает правом освобождать председателя любого областного совета, следовательно, он через них может проводить свою политику. Таким образом, по крайней мере, косвенное влияние оказать может. Это было начало процесса десоветизации. Но нужно иметь в виду что в то время это было актуально. Во время разрухи, неопределённости, отсутствия перспективы, разделяющих противоречий в обществе такое усиление единоличной власти было не вполне объяснимо. С установлением поста президента коммунистическая партия лишилась своего привилегированного положения ядра политической системы, став с другими политическими объединениями на равных.

- Указом Президента Республики Казахстан от 18 октября 1995 года «О праздничных днях в Республике Казахстан» 25 октября был объявлен Национальным праздником Республики Казахстан – Днем Республики. Однако 22 апреля 2009 года в Закон Республики Казахстан «О праздниках в Республике Казахстан» были внесены изменения, согласно которым празднование Дня Республики было отменено. Как видно, не являясь государственным праздником, это событие постепенно теряет историческое свое значение. Может быть восстановить его статус, учитывая значение документа в становлении государственности Казахстана?

- Я с самого начала согласен с тем, чтобы праздник «День республики» отменили. Что такое республика? Республика – это суверенное государство. На самом деле согласно Декларации никакого суверенного государства не было. В Америке штат называется штатом, Техас не называют республика Техас, потому что он субъект федерации, а это уже организация, которая не обладает суверенитетом. Во-первых, раз оно не обладает суверенитетом – это уже не государство, хотя некоторые атрибуты есть. Во-вторых, принятие закона о государственной независимости, тем более принятие закона Конституции 1995 года действительно имеет в виду другой облик республики. Не той республики, которая закладывалась в Декларации о суверенитете. Поэтому привязывать республику к тому акту смысла нет. Я думаю, если с политической правовой точки зрения, когда принимались новые законы, которые дублируют или уточняют предыдущий закон, то тот закон утрачивает свою силу. Поэтому с принятием Закона о независимости Декларация о суверенитете утратила свою юридическую силу. Поэтому такая привязка, даже историческая, мне кажется, неуместна.

- Большое спасибо, Еркеш Калиевич, желаем вам дальнейших творческих успехов!

Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал Qazaqstan tarihy обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». mail@e-history.kz 8 (7172) 57 14 08 (вн - 1163)

Декларация о суверенитете. Часть 1

30 лет назад, 25 октября 1990 года депутаты Верховного Совета Казахской ССР приняли «Декларацию о государственном суверенитете Казахской ССР». О том, какую роль сыграл этот юридический документ, как он возник порталу Qazaqstan Tarihy рассказал известный правовед, кандидат юридических наук, доцент, экс-депутат Сената Парламента Республики Казахстан, член-корреспондент Академии социальных наук РК, академик Академии естественных наук РК Нурпеисов Еркеш Калиевич.

- Здравствуйте, Еркеш Калиевич. 30 лет назад, 25 октября 1990 года депутаты Верховного Совета Казахской ССР приняли исторический документ, который лег в основу независимости нашей республики - «Декларация о государственном суверенитете Казахской ССР». Хотелось бы знать историю этого документа?

- К 1990 году распад СССР из области предположений уже перешел в область реальности. Прибалтийские республики уже вышли из состава Советского Союза. На съезде народных депутатов СССР этот вопрос тоже поднимался, предполагалось даже принять закон о выходе из состава СССР. Дело в том, что в Конституции ССР, начиная даже с Конституции СССР 1924 года, была такая запись, что союзные республики имеют право выхода из состава СССР. Но никаких законодательных актов, регулирующих этот выход, не было. Здесь уместно вспомнить саркастическое замечание Иосифа Сталина, который возглавлял комиссию по разработке Конституции 1924 года. Сталин считал эту запись неуместной: «Куда этим республикам выходить, когда кругом империалистическое окружение?». Но В.И. Ленин настоял на этой формулировке. Запись была сделана, но она имела больше политический смысл, чем юридический.

Поэтому с юридической точки зрения постановка вопроса о праве выхода из состава федерации была вполне закономерной. Но с выходом возникала проблема собственности на все то, что на этой территории находится и собственность на саму территорию.

С политической стороны СССР показал свою полную несостоятельность. Основная вина здесь лежит на коммунистической партии с ее тоталитарным режимом. СССР трудно назвать государством, так как над государством, над государственным аппаратом была еще одна надгосударственная сила – Коммунистическая партия. Именно партия решала, какую политику государство должно проводить. Таким образом в управлении обществом сложился симбиоз. С одной стороны, обществом должно управлять государство, оно для этого и возникло на исторической арене, чтобы регулировать общественные противоречия с государством. Но в Советском Союзе руководящей и направляющей силой стала коммунистическая партия. Этот дуализм был решен не в пользу государства, а в пользу партии. Партия решала что и как делать. Как раз к 90-м годам ХХ века коммунистическая партия доказало свою полную несостоятельность управлять обществом. Нужно иметь в виду, что к тому времени общественное сознание населения, СССР в целом, и каждой из республик в отдельности, поднялось на совершенно другой уровень, чего коммунистическая партия как раз и не заметила. Для всех народов было главным национальное самосознание, национальное достоинство. Это фактор тоже имел немаловажною роль. Система экономических связей, созданных административно-командной системой, уже полностью доказала свою несостоятельность, страна жила в условиях тотального материального дефицита. Советский Союз – страна с огромными природными ресурсами, и вдруг у нее не хватает средств для обеспечения собственного народа элементарными продуктами питания, бытовой химией, не говоря уже о бытовых электроприборах и технике. Поэтому началось активное движение к суверенизации.

- Процесс суверенизации союзных республик начался еще в 1988 году. В ноябре 1988 года Эстония первой заявила о своем суверенитете. Что послужило катализатором процесса борьбы советских республик за независимость, или, так называемый, «парад суверенитетов»?

- Прибалтийские республики вошли в состав Советского Союза перед Великой Отечественной войной, летом 1940 года. Потом началась война. Во время войны они находились в оккупации, то есть опять вне Советского Союза. Поэтому здесь нужно отметить, идеология коммунистической партии, которая очень прочно вошла в общественное сознание населения других советских республик, не впиталась в общественное сознание Латвийской, Литовской, Эстонской республик. Уклад жизни, который они вели до вхождения в состав СССР, был другой, они тогда жили в условиях так называемых рыночных отношений, которые мы сейчас считаем своим величайшим достижением. Поэтому там к концу восьмидесятых годов, я думаю, еще были живы представители старшего поколения, которые все это на себе ощутили, которые вели другой образ жизни. Они сохранили тот дух. В общественном сознании могут произойти скачки как эволюционные, так и революционные, как крутой перелом. Некоторые элементы общественного сознания по инерции тяжело подвергаются изменениям. В данном случае идеология компартии оказала не столь такой заметное влияние на них и поэтому они в душе сохранили приверженность тому образу жизни, который они вели. Я это на себе ощутил, когда проходил срочную службу в Латвийской ССР. Там как раз я и заметил, во-первых, уровень жизни другой и, во-вторых, бытовое поведение латышей резко отличалось от бытового поведения, допустим, населения других советских республик. При этом чувствовалось их отчужденное отношение к людям в советской военной форме. Конечно, в лицо никак не угрожали, но не шли даже на речевой контакт. Причины этого поведения не столько экономического, сколько политического характера. Также причины кроются в общественном сознании, в неприятии того образа жизни, который был в Советском Союзе. Конечно, идеи либерализма, которых в Советском Союзе не было. Либерализм предполагает свободу человека, а этой свободы в СССР не было. А у них было по-другому, поэтому они пошли на путь суверенитета. У них в этом плане руководство не оказалось отчужденным от населения.

- До октября 1990 года практически все республики СССР, кроме Казахстана и Кыргызстана, приняли Декларации о суверенитете. В этом движении Казахстан оказался в конце колонны. Почему Верховный Совет Казахской ССР поднял этот вопрос только в конце октября 1990 года?

- Опять вернемся к уровню общественного сознания. В марте 1991 года был проведен референдум о сохранении СССР и, что интересно, на этом референдуме за сохранение СССР голоса по республикам распределились следующим образом: Украина – 70%, Белоруссия – 82%. В тюркоязычных республиках, начиная с Узбекистана, диапазон голосов за сохранение СССР был значительно выше и в диапазоне от 93% до 97%. Казахстан занял среднее положение - 94%. Это говорит о том, что общественное сознание тюркоязычных республик не было готово к выходу из состава СССР и даже, надо признать, не были готовы к самостоятельной суверенному развитию. В отношении Казахстана картина смазана еще тем фактом, что в то время доля казахов в населении республики составляла всего 44%, поэтому необходимо учитывать, что тут преобладали голоса представителей других этносов. Вообще у себя не проводили референдум Грузия, Латвия, Литва, Молдавия, Армения, Эстония. Ими уже был взят курс на выход из состава СССР и суверенное развитие.

Для руководства Казахстана, политических сил, творческой интеллигенции, деятелей науки встала другая явная проблема. Они осознавали, что, если Советский Союз развалится, то в Казахстане будет очень сложная ситуация, которая вытекала из особенностей экономики. В Казахстане преобладала добывающая промышленность, перерабатывающая промышленность была слабо представлена. Казахстан много давал в союзный бюджет в виде сырья. Весь цветной металл уходил в западные области Советского Союза, железная руда, уголь уходили в Россию. Пока были потребители, предприятия могли работать.

Экономисты предвидели, что если эти связи разорвутся, то предприятия будет сложно удержать на плаву. Если поддерживать угольную отрасль, то столько угля казахстанцам не нужно. Неслучайно из этих соображений Нурсултан Назарбаев до последнего отстаивал политику сохранении Союза. При этом каких-то серьезных политических сил, общественных организаций, которые не поддерживали бы этот курс, в Казахстане не было. Значит Президент сумел убедить всех, что Союз надо сохранить. Поэтому Декларация о государственном суверенитете была принята в таком виде.

Сама Декларация с первой же статьи устанавливает, что Казахская Советская Социалистическая Республика – есть суверенное государство в составе Союза Суверенных Республик. Исходя из этого выстраивалась вся дальнейшая идея документа.

проект союзного договора.JPG

Нужно иметь в виду, что к этому времени шла интенсивная работа по заключению Союзного договора. В декабре 1990 года проект Союзного договора даже был опубликован в СМИ для общественного обсуждения. Таким образом, шла работа по сохранению Советского Союза, много говорилось об обновленном Союзе, но исторический процесс неумолим.

Принятие Декларации о суверенитете – это была вынужденная мера, и как вынужденная мера декларация отразила всю половинчатость и нерешительность политики того времени, это надо признать. Хотя, как идеологический документ, Декларация оказала большое влияние на самосознание людей. Она провозглашала равноправие наций, равноправие людей независимо от их социального, религиозного положения, защиту прав человека. Были многообещающие декларации о своей казахстанской налоговой, финансовой системах, отмечалось, что Казахстан будет иметь долю в общесоюзной собственности, будут свои внутренние войска и т.д. Поэтому в этом плане, Декларации оказало свое политическое, идеологическое воздействие на сознание людей.

Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал Qazaqstan tarihy обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». mail@e-history.kz 8 (7172) 57 14 08 (вн - 1163)

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: