Возведенная в закон государственная воля это права

Обновлено: 25.04.2024

2) Революционно-диалектический метод – только для блага револиции и ее достижений.

3) Материальные общественные отношения как базис для объяснения и понимания правовой надстройки. Ведущая роль государства

Либертарная теория права (Нерсесянц) - понятие свободы

Право - нормативная форма свободы, а государство - институциональя форма свободы.

§ Теории права.
1.Теория естественного права.
В основе данной теории права лежит симбиоз естественного и позитивного права. Наряду с позитивным правом существует высшийнормативный порядок, именуемый естественным правом, которое принадлежит человеку с момента рождения и до момента смерти и существует независимо от государства (не требует признания государством) и самостоятельно регулирует человеческие отношения.
Естественное право формируется из природы самого человека, человеческого разума, ведущих нравственных принципов. Позитивное право в свою очередь базируется на естественных законах и обеспечивает реализацию естественного права. К естественным правам, принадлежащими человеку от рождения (а не по воле государства) относят права на жизнь, честь и достоинство, безопасность, собственность и др. Законы только тогда действительны, если они соответствуют естественному праву. (Ж.Маритен, Д.Локко - представители)

2.Юридический позитивизм.
Право — это установление официальной власти, т.е. позитивное (писаное) право создается государством и выражается в законах и иных нормативно-правовых актах и действует в его пределах.
Позитивное право возникает вместе с государством и сведено исключительно к закону. Возникшее государство навязывает с помощью обязательных нормативных актов обществу волю господствующего класса. Совокупность указанных нормативных актов образует позитивное право, обеспеченное принудительной силой государства. Характерный признак права — его принудительность. В связи с чем неправовое впервые становится правом. При таком подходе стирается всякое различие между правом и произволом, а сам закон из правового явления превращается в средство противоправного нормотворчества и инструмент насилия.
Нередко государство позитивно закрепляет уже существующее естественное право. Термины "позитивное право" и "объективное право"- синонимы, означающие систему норм, исходящих от государства. (Г.Шерешеневич, Дж.Остин - представители)

3.Марксисткая теория права (Материалистическая теория права).
Право это выражение и закрепление в законе воли экономически господствующего класса в обществе, т.е. воли государства. Право возникает для нормативного регулирования общественных отношений в интересах экономически господствующего класса, т.е. право возникло в результате деления общества на классы. С помощью права господствующий класс устанавливает себе привилегии, защищает свои интересы. Однако, воля господствующего класса обусловлена экономическим базисом (материальной жизнью господствующего класса), т.е. способом производства, свойственным данному обществу, структурой общественных отношений в конкретное время. Право носит классовый характер и материалистическую обусловленность. (К.Маркс - представитель)

4.Социологическая теория права (Теория социологической юриспруденции).
Право возникло из социальных норм и обычаев. Общество - целостный организм, все части которого между собой взаимосвязаны.

Право как часть общественной жизни неразрывно связано с моралью, этикой, психологией и т.д., и подлежит рассмотрению в тесной взаимосвязи с ними. При этом все теоретические разработки должны быть оценены с точки зрения практики, т.е. изучать следует не только нормы права, а их функциональность в реальной жизни, воздействие на поведение людей и факторы, способствующие и обеспечивающие данное воздействие. Право следует искать в реальной жизни. Термин право не соответствует термину закон, поскольку закон трактуется как писаное право, а право раскрывается как реализация закона, включая правопорядок, юридическую практику, правоприменение. (Р.Паунд, Е. Эрлих - представители)

5.Психологическая теория права.
Причиной возникновения права являются психические человеческие переживания, т.е. правовые эмоции людей, которые носят императивно-атрибутивный характер, т.е. представляют собой переживания чувства правомочия на что-то (атрибутивная норма) и чувство обязанности сделать что-то (императивная норма). При этом, все правовые переживания делятся на два вида: переживания позитивного (установленного государством) и интуитивного (личного) права.

Таким образом, право делится на интуитивное и позитивное. Первостепенное значение несет интуитивное право. Интуитивное право (исходящее из личных переживаний) побуждает человека к самостоятельным и волевым действиям. (Л.Петражицкий - представитель)

6.Нормативисткая теория права (Чистая теория права).
Юриспруденция должна заниматься нормативным содержанием права, а не социальными, нравственными и иными его предпосылками. Чистота юриспруденции предполагает исключение из права идеологических мотивов.

Право - прежде всего совокупность норм, которые расположены ступенями в виде пирамиды, образуя иерархию (соподчиненность). Возглавляет пирамиду Конституция (основная суверенная норма), далее следуют законы, ниже располагаются подзаконные акты. Все то право, что находится в кодифицированных юридических нормах, вне нормы - права не существует. Правом, другими словами, можно назвать государственную волю, которая зафиксирована в общеобязательном нормативном акте, обеспеченном принудительной силой государства. Право черпает силу в самом себе. (Г.Кельзен - представитель)

7.Историческая теория права.
Право зарождается и развивается подобно языку и нравам постепенно в ходе исторического процесса, вытекает из народного сознания (духа народа) и не декретируется законодателем.

Право формируется из устоявшихся сложившихся правовых обычаев, а официальные законы являются юридической оболочкой этих обычаев. Единого права для всех народов не может быть. Каждому народу характерно свое право. Обычай - основной источник права, в связи с чем законы производны. Необходимость реформирования права отвергалась. (Г.Гугго, Ф.Савиньи, Г.Пухта - представители)

8.Либертарная теория права.
Право объясняется через понятие свободы.

Право – это нормативное выражение принципа формального равенства, который, в свою очередь, включает единство трех компонентов: равной для всех нормы и меры, свободы и справедливости.
Понимание права как формального равенства включает в себя, наряду со всеобщей равной мерой и свободой, также и справедливость.

Право и государство – необходимые формы свободы. Право – нормативная форма свободы, государство – институциональная форма свободы. (В.С. Нерсесянца - представитель)

Термины «государство» или «право» имеют различное содержание в зависимости от контекста их употребления.

Например, в Конституции России 1993 г. термин «государство» используется в следующих значениях:

  • Конкретная страна: «Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.» (статья 1).
  • Организация политической власти, рассматриваемая как один из субъектов общества и в этом смысле вступающая с другими субъектам общества (например, с гражданами) в определенные отношения: «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.» (статья 19).
  • Определенная часть организации политической власти, которая по отделяется от других частей по признакам территории и компетенции: «Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство.» (статья 5); «Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.» (статья 12).

В Конституции России 1993 г. термин «право» также имеет различное содержание:

  • Возможность определенного поведения или действия (юристы называют это «право в субъективном смысле»): «Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.» (статья 27).
  • Система правовых норм, в том числе по определенному кругу вопросов (юристы называют это «право в объективном смысле»): «В ведении Российской Федерации находятся:…п) федеральное коллизионное право;» (статья 71).
  • Совокупность субъективных прав, связанных с некоторым социальным или экономическим институтом: «Право частной собственности охраняется законом.» (статья 35).

Любопытно, что совпадение слов для понятия права в субъективном и в объективном смыслах характерно именно для русского языка, где в одном лексическом ряду находятся слова «право, правда, правильный, справедливый». Древнейшая кодификация русских правовых норм называлась «Русская Правда». В других языках это не так. Например, в английском языке право в объективном смысле будет «law», а в субъективном — «right».

В то же время, удивительно совпадение корней в совершенно разных языках для значений «возможность правомерного поведения» и «находящийся с правой стороны»: в русском — «право, правый», в английском — «right», во французском — «droit». Интересно, как это можно рационально объяснить?

Для целей теории государства и права — науки, изучающей наиболее общие закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права — эти термины употребляются в значениях: государство — организация политической власти; право — система правовых норм (подробнее см. разделы 1.1.2 и 1.1.3).

Для уяснения содержания понятий государства и права надо рассмотреть их соотношение с более общими понятиями: общество и правила поведения.

1.1.2. Общество и государство. Признаки государства

Общество — это совокупность людей, их взаимоотношений, способов их организации (на данной территории, в данное время, данного типа и пр. — в зависимости от контекста).

Понятие «общество» шире понятия «государство» со многих точек зрения. Существовали догосударственные формы организации человеческого общества, например: первобытное стадо, род, племя.

В современных странах, помимо государственных форм организации общества, существуют многочисленные внегосударственные формы организации (или институты) общества, например: семья, общественные организации, церковь, предприятия.

Приведем несколько примеров, раскрывающих отличие понятия «общество» от более узкого понятия «государство».

Важнейшим общественным явлением, которое существовало и в догосударственных обществах, но особенно существенно для государства, является власть — возможность одних людей подчинять своей воле поведение других людей.

Власть может носить очень личный характер — например, власть родителей над детьми. Власть может иметь более широкий характер — например, власть вождя племени над соплеменниками.

Государственная власть имеет наиболее отвлеченный от личности, как говорят юристы — публичный характер. Например, Президент России может издать указ, обязывающий всех граждан России, достигших 18 лет, служить в армии. При этом никакие личные отношения Президента с этими гражданами не возникают — в указе нет никаких конкретных фамилий призывников; любой другой человек, занимающий должность Президента России, издал бы точно такой же указ.

Другой важнейшей особенностью государства является специальный аппарат управления, отделенный от общества.

Аппарат управления существовал и в догосударственных формах организации общества, однако носил более личный, близкий к членам общества характер. Например, управление вождем племени своими соплеменниками осуществлялось лично, либо через своих ближайших родственников или друзей. Если в результате каких-либо событий (поглощение племени более сильными соседями, гибель вождя) вождем племени становился другой человек, происходила полная замена «аппарата управления» на родственников или друзей нового вождя.

Разумеется, элементы такой ситуации имеют место и в государствах. Однако степень смены аппарата при смене «вождей» гораздо меньше. Например, даже при таких глобальных сменах верховной власти в России, как в результате революции 1917 года или в результате распада СССР в 1991 году, непосредственно сразу сменился относительно небольшой слой высших руководителей — всего порядка нескольких тысяч человек. Однако миллионы чиновников так или иначе продолжали выполнять свои функции. Политика государства при этом радикально менялась, но инструмент ее осуществления — государственный аппарат — продолжал выполнять примерно те же по форме действия, что и раньше: армия воевала, милиция следила за порядком, суды выносили приговоры, фискальные органы собирали налоги и пр. Именно это означает отделение аппарата управления от общества: общество меняется, аппарат остается.

Вышеприведенные примеры иллюстрируют некоторые из признаков государства, то есть черт, отличающих государство от других институтов общества.

Примерный список традиционно выделяемых в научной и учебной литературе наиболее существенных признаков государства выглядит следующим образом:

  • Публичный характер власти.
  • Наличие специального аппарата управления, отделенного от общества.
  • Издание общеобязательных правил поведения — правовых норм (подробнее см. раздел 1.1.3).
  • Осуществление власти в рамках определенной территории.
  • Суверенитет, т.е. полновластие внутри страны и независимость от всякой иной власти внутри страны и на международной арене.
  • Общеобязательные материальные поборы для выполнения своих задач, например: дань, пошлины, налоги.

Отметим, что в конкретном государстве (в смысле — конкретной стране) в конкретный период времени некоторые из вышеприведенных признаков государства могут фактически отсутствовать; либо, наоборот, присутствовать у негосударственных структур.

Например, у Сербии в 1999 году не было фактического суверенитета на территории Косово; в СССР фактически общеобязательные правила поведения могла определять КПСС, формально являвшаяся общественной организацией.

Исходя из существенных признаков государства, можно дать, например, такое определение государства:

Государство — это организация публичной власти на определенной территории, обладающая специальным аппаратом и регулирующая общественные отношения путем издания правовых норм.

1.1.3. Правила поведения и правовые нормы. Признаки права

Перейдем теперь к обсуждению соотношения понятий «правила поведения» и «правовые нормы».

Правило поведения — это способ возможных или необходимых действий в определенной ситуации.

По критерию универсальности применения все правила поведения можно разделить на индивидуальные и общие.

Пример индивидуального правила поведения: родителей Пети Иванова вызвали в школу в связи с плохим поведением Пети. Необходимое действие родителей состоит в том, чтобы явиться в школу.

Пример общего правила поведения: все обязаны платить налоги.

Норма — это общее правило поведения, которое действует в отношении неопределенного круга лиц и неограниченного количества случаев.

Не всякая норма является правовой.

Существовали доправовые нормы, например: биологические, религиозные. В частности, биологические нормы определяют поведение не только людей, но и животных — например, инстинкты самосохранения или размножения.

В современном обществе, помимо правовых норм, люди руководствуются и внеправовыми, например: этическими, корпоративными, партийными. Ни в каком законе не сказано, что беременным женщинам надо уступать место в общественном транспорте, однако такое поведение безусловно признается обществом необходимым.

Приведем несколько примеров, раскрывающих отличие понятия «правовые нормы» от более широкого понятия «общие правила поведения».

Важнейшей особенностью правовых норм является то, что их устанавливает и обеспечивает их исполнение именно государство (в лице своих органов), а не другие институты общества.

Например, в России правовые нормы содержатся в принимаемых Государственной Думой федеральных законах, в издаваемых Президентом России указах, в других актах государственных органов. Попытка нарушить правовые нормы может привести к преследованиям нарушителя со стороны правоохранительных органов государства — в частности, прокуратуры, милиции, суда.

Разумеется, правила поведения могут устанавливаться и другими институтами общества — например, Православная Церковь может определить детали соблюдения Великого поста; однако эти правила не будут правовыми нормами, и нарушителей поста не будут преследовать государственные правоохранительные органы.

Другой особенностью правовых норм является их общеобязательный характер. Под действие правовых норм попадают все лица, находящиеся под юрисдикцией данного государства, вне зависимости от их пола, возраста, места жительства, отношения к религии, места работы и других признаков. Разумеется, есть правовые нормы, адресованные не всем лицам, а только конкретным категориям лиц; но это всегда специально оговаривается в самой правовой норме, либо очевидно из ее содержания.

Например, обязанность уплатить земельный налог возникает у каждого, кто имеет в собственности земельный участок. Избежать уплаты налога, например, договорившись с налоговым инспектором, нельзя — при попытке это сделать государство накажет и налогоплательщика, и инспектора.

Напротив, обязанность платить партийные взносы возникает только у членов данной партии. При этом член партии может не платить членские взносы или даже вообще выйти из партии — государство это не интересует (разумеется, в этом примере речь идет не о тоталитарном государстве, где партия может играть особую роль — см. раздел 1.2.7).

Вышеприведенные примеры иллюстрируют некоторые из признаков права, то есть черт, отличающих правовые нормы от других правил поведения.

Примерный список традиционно выделяемых в научной и учебной литературе наиболее существенных признаков права выглядит следующим образом.

Общеобязательность для всех лиц.

Особый, установленный государством порядок создания правовых норм.

Право охраняется принудительной силой государства.

Право носит формально-определенный и структурированный характер. Исходя из существенных признаков права, можно дать, например, такое определение права (в объективном смысле):

Право — это система общеобязательных правил поведения, установленных и охраняемых государством.

1.1.4. О «сущности» государства и права

Вышеприведенные определения государства и права являются, так сказать, «технологическими», то есть построенными на некоторых формальных признаках, отличающих явления государства и права от других общественных явлений. Такого типа определения адекватны для основных целей классической теории государства и права — построения системы юридических понятий, анализа взаимодействия и развития государственно-правовых явлений.

В то же время государство и право можно рассматривать в рамках других подходов, с другими целями. В частности, государство и право рассматривали философы, историки, политики, психологи, религиозные деятели.

Понятно, что их в меньшей степени интересует чисто юридическая проблематика, а в большей — та, которая им близка в силу их научных, политических или религиозных интересов.

Отсюда, в частности, интерес философов и политиков к «сущности» государства и права — то есть к тому, что, по их мнению, стоит за внешней стороной этих явлений.

Чтобы проиллюстрировать отличие подходов, приведем несколько других определений государства и права из трудов некоторых философов и политиков:

И. Кант: Государство — «Соединение некоего множества людей под господством права». Г. Гегель: Право — «Мир духа, порожденный им самим как некая вторая природа». К. Маркс: Право — «Возведенная в закон воля господствующего класса». В. Ленин: Государство — «Машина для угнетения одного класса другим». М. Вебер: Государство — «Организация внутри общества, владеющая монополией на законное насилие». В. Соловьев: Право — «Некоторый минимум нравственности, равно для всех обязательный».

Совершенно очевидно, что при одном объекте исследований — государстве и праве — у вышеуказанных деятелей был совершенно разный предмет исследований — одних интересовала политическая сторона, других — этическая, третьих — общефилософская.

По этой причине весьма отвлеченными и вообще малопонятными — во всяком случае, для юриста — являются вопросы типа «какова сущность государства и права?» или «кто из философов или политиков верно раскрыл суть государства и права, а кто нет?». Это примерно то же самое, что выяснять, чье понимание понятия «кошка» более верно: хозяина кошки, соседского кота или мыши?

К сожалению, в трудах юристов советского периода (в том числе и действительно выдающихся юристов) всякого рода рассуждениям о «сущности» или о «единственно верном подходе» по понятным причинам отводилось много места. Поэтому при чтении этих трудов надо всегда понимать, где обсуждается чисто юридическая проблематика, а где автор вынужден уходить в политические или философские рассуждения.

В то же время, в силу специфики государства и права, политические и философские воззрения так или иначе влияют на позицию практически любого автора, который берется рассуждать о государстве и праве, отражаясь даже на таких, казалось бы, сугубо технических вопросах, как формальные определения, структура изложения материала, соотношение объема изложения различных вопросов.

С древности, как возникло право, до настоящего времени спорят юристы, философы, другие ученые: «Что такое право? Какими признаками обладает Ваше право?» Единого мнения нет. Тем не менее можно выделить основные признаки права, описать формы проявления правового начала, исследовать его функции и роль.

Право - система возведенных, в закон общеобязательных правил поведения субъектов права, выражающих волю политически господствующих социальных групп или всего общества, обеспеченных силой государственного принуждения, сознательностью граждан и направленных на регулирование правоотношений. Это - одна из нормативных систем, регулирующая отношения в обществе, действия и поведение людей, функционирование объединений и государственных органов. Право закрепляется в официальных документах государства. Направлено на обеспечение устойчивости, организованности, оптимальных условий функционирования общества.

Общество, для того чтобы нормально развиваться, должно быть организованным. Нужно, чтобы поведение отдельных людей, их групп и коллективов каким-то образом направлялось, ставилось в известные рамки, так или иначе поощрялось или, наоборот, ограничивалось. Такое упорядочение поведения осуществляется при помощи общих правил - норм. Норма (от латинского слова norma) - образец, правило поведения. Она установлена людьми и обращена к людям. Этот образец поведения распространяется на неопределенный круг случаев и позволяет установить в жизни людей общий для всех порядок. Различаются правовые, моральные, политические, экономические, корпоративные (это нормы общественных организаций) нормы, а также нормы обычаев, традиций. Главное место среди них занимают нормы права и морали. Рассмотрим их более подробно.

Государство и право возникли одновременно, это два взаимосвязанных социальных явления. Государство без права представляло бы собой корабль, на котором каждый делает то, что ему заблагорассудится: один крутит штурвал, второй поднимает паруса, а третий опускает якорь. Никто при этом не смотрит на карту и компас. Что стало бы с таким кораблем, вы прекрасно понимаете. Главное предназначение права - воздействие на общество, его совершенствование и развитие. Именно поэтому право является фактором общественного прогресса.

По мнению историков, первые правовые акты появились в IV - III вв. до н. э. За долгую историю своего существования право меняло внешнее выражение, форму. Право Древней Греции и, особенно Древнего Рима, считается классическим, то есть образцовым, достойным подражания. Законы устанавливались, исходя из представлений о необходимости соблюдения определенной меры, общественных норм поведения. Большое влияние на развитие последующей мировой юридической мысли оказало римское право. В буржуазную эпоху в жизнь вошли юридические аксиомы: нельзя применять не предусмотренные законом наказания, осуждать дважды за одно и то же преступление, судить за действия, не предусмотренные уголовным законом, лишать человека правовой защиты и др.

Рассмотрим как формировалось право. Было два пути. Первый путь, когда первобытные обычаи перерастали в нормы права, государство делало их общеобязательными для исполнения. Французский писатель Жозеф Жубер (1754 - 1824) очень метко подметил: «Лучшие законы рождаются из обычаев». Правила поведения, заключенные в обычаях, проходили как бы проверку временем, изменялись в соответствии с потребностями жизни и были готовой правовой нормой. Второй путь, когда оно устанавливалось государством в виде принятия нормативно-правовых актов, т.е. установления норм, правил поведения, которых до этого в обществе не было. Таковы почти все законы Петра I.

Почему право называется «правом»? Прежде всего потому, что право неотделимо от важнейшего морального принципа - справедливости (например, слова «право», «правое», «справедливое»). Но не только поэтому. Главное в том, что право всегда действует через права, то есть через предоставляемые отдельным людям и целым коллективам, организациям юридические возможности. Право определяет, является ли их поведение правомерным либо неправомерным, незаконным, и потому наказуемым.

Нередко в одинаковом значении используются слова «право» и «закон». Право исходит от государства в форме закона. Именно в нем содержатся нормы - правила поведения. Законами называются такие правовые акты, которые принимаются высшими органами государственной власти и являются главными, ведущими. А среди них высшей юридической силой обладает Конституция (Основной Закон). На ее основе и в соответствии с ней издаются все остальные законы. Наряду с законами существуют и другие правовые акты, хотя и подчиненные законам, но также содержащие определенные правила поведения: постановления, инструкции, правила, приказы и т. п. Эти нормы соединены друг с другом смысловыми узами, являются звеньями одной цепи законодательства. Вместе с законами они составляют источники права - документы, в которых содержатся правовые нормы.

Право используется в трех значениях. Первое - совокупность норм, которые регулируют наиболее важные отношения в обществе и за нарушение которых взыскивает государство. Другое значение - личная возможность. Эта возможность гарантируется законом. Речь идет о таких правах человека, как право на свободу совести, религии, на труд, образование, социальное обеспечение и т. д. И наконец, мы часто используем слово «право» в неюридическом значении. Это тоже личная возможность, но не зафиксированная в законах. Мы говорим: «Я имею право на внимание, на свою точку зрения». И эти права достойны такого же уважения, как и обеспеченные поддержкой закона. Для нас важно первое значение, оно и поможет ним сформулировать понятие права.

Сущность права выражается в том, что оно выступает и качестве регулятора общественных отношений. Регулировать отношения - значит направлять поведение людей, вводить его в определенные рамки, предупреждать совершения действий, опасных для общества. В этом ценность права для общества. Можно выделить два основных направления правового воздействия. Во-первых, это регулятивная функция, т.е. устанавливающая правила поведения в целях стабилизации и развития отношений, соответствующих интересам людей, общества и государства. Во-вторых, охранительная функция, т.е. охраняющая общественно полезные и пресекающая общественно опасные, вредные для людей, общества и государства отношения.

На схеме изображено, какие же признаки определяют понятие «право». Рассмотрим их.

Признаки права:

  • общеобязательность
  • формальная определенность
  • обеспеченность исполнения принудительной силой государства
  • многократность применения норм
  • справедливость содержания норм

В отличие от морали и других неправовых социальных норм правовые нормы являются обязательными для всего населения, проживающего на территории данного государства. Например, Уголовный кодекс Российской Федерации принят Государственной Думой 24 мая 1996 года и одобрен Советом Федерации 5 июня 1996 года, а Президентом Российской Федерации 13 июня 1996 года введен в действие с 1 января 1997 года. С этого времени он приобрел силу закона, то есть распространил свое действие на всю территорию Российской Федерации, стал общеобязательным для всех.

Нормы права необходимо исполнять всем. В этом деле не должно быть преимуществ ни у кого. Не существует исключений, связанных с должностью, национальностью, образованием и т. д. Таким путем достигаются единые, устойчивые руководящие начала в общественной жизни.

Даже если общество разделено на сословия, правовые нормы в равной мере затрагивают интересы и тех, кто «наверху», и тех, кто «внизу». Родовитый дворянин А.В. Сухово-Кобылин (1817 - 1903), например, по недоказанному обвинению в причастности к убийству много лет пребывал в цепких лапах неправедного правосудия, что дало ему материал для сатирических пьес «Свадьба Кречинского», «Дело», «Смерть Тарелкина».

В нетоталитарных государствах право всегда оказывается на стороне истины. Это свидетельствует о его самоценности. Хорошо известен результат слушания в царском суде дела Веры Засулич, стрелявшей в петербургского градоначальника Трепова. Суд присяжных оправдал ее.

В правовых нормах точно, в деталях отражаются требования, предъявляемые к поведению людей. Правовые нормы являются границами дозволенного, предписанного, либо запрещенного поведения. Словом, правовые нормы не просто идеи, мысли, а строго формально изложенные в правовых актах предписания. Такая формальная определенность позволяет понимать правила поведения однозначно и применять их на всей территории однообразно, она препятствует распространению насилия и произвола.

Правовые нормы не всегда исполняются добровольно, тогда их применение обеспечивается принудительной силой государства - виновные привлекаются к юридической ответственности. Юридическая ответственность осуществляется в зависимости от конкретной ситуации компетентными государственными органами (судом, прокуратурой, органами следствия и дознания и т. д.). Существование и действие правовых норм связаны с деятельностью государственных органов. Без принудительной силы право стало бы набором никому не нужных правил.

Правовые нормы рассчитаны на неограниченное количество случаев применения. Правило поведения действует до тех пор, пока оно не отменено.

Нормы права - это не застывшие раз и навсегда догмы, они постоянно совершенствуются в соответствии с особенностями эпохи, как правило, становятся гуманнее, демократичнее. Право, выражая общую и индивидуальную волю граждан, утверждает в обществе принцип справедливости. Древнеримский оратор Цицерон говорил: «Законы должны искоренять пороки и насаждать добродетели».

Сделаем краткие выводы. Государство и право появились в результате развития человеческого общества и должны служить его интересам.

Государство стало особой политической организацией, осуществляющей управление обществом, его охрану и обеспечивающей его экономическое и социальное развитие. Для этого у государства имеется аппарат принуждения и управления. Своим велениям оно придает обязательную силу для населения всей страны. Велика роль государства в защите прав человека, управлении экономикой, борьбе с преступностью, развитии науки, культуры, образования.

Право - многогранное явление, призванное регулировать общественные отношения. Право - средство (инструмент) для разрешения практически значимых задач общества, для удовлетворения Вашего права. Одновременно с этим право несет идею справедливости и гуманизма.

Государство и право должны уважать и охранять права личности.

Лучшие адвокаты нашего бюро "Сайфутдинов и партнеры" оказывают юридические услуги на всей территории Республики Татарстан.


Напоминаем, что адвокаты нашего бюро проводят бесплатную юридическую консультацию по уголовным, семейным, гражданским делам, жилищным и другим вопросам каждую пятницу с 9 до 12 часов в нашем офисе по адресу: Набережные Челны, проспект Мира, дом 22, офис 255 (7/02, подъезд 8)

Важное значение имеет положение о том, что право это воля, «возведенная в закон».

Возведенная в закон – значит, прежде всего государственная воля.

Что такое закон? – ставил вопрос В.И.

Ленин и отвечал: «Выражение воли классов, которые одержали победу и держат в своих руках государственную власть»3. Право – явление в широком смысле государственное. «Чтобы запрещать или предписывать,– писал В.И. Ленин, – надо быть властью в государстве»4. Право исходит от государства, воплощает его волю, в которой заключена воля экономически господствующего класса (трудящихся во главе с рабочим классом в социалистическом обществе). Государственные органы непосредственно издают или санкционируют юридические нормы. Государственный аппарат гарантирует эти нормы, обеспечивая их реальное, фактическое проведение в жизнь.

Объективирование воли экономически господствующего класса в праве оказывается возможным лишь после придания ей характера государственной воли. «. Воля, – подчеркивал В.И. Ленин, – если она

Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. С. 322.

Объективированный характер выраженной в праве воли объясняет своеобразие действия юридических норм. «Закон как общее правило поведения действует, «гласит» и тогда, когда словесный и логический смысл, вложенный в него, позволяет суду или администрации регулировать те охраняемые государственной властью отношения, которые первоначально не предусматривались законодателем или возникли уже после издания закона» (Марксистско-ленинская общая теория государства и права: Основные институты и понятия. М.: Юрид. лит., 1970. С. 367).

Приведенную формулировку классово-волевого содержания права, казалось бы,

можно упростить, указав в единой формуле на то, что право, как полагают М.И. Байтин, В.В. Борисов, А.М. Витченко, Н.И. Матузов, В.А. Шебалин, выражает «возведенную в закон волю класса, осуществляющего политическую власть (Советское государство и право.

1971. № 6. С. 142). Однако такое «упрощение», если его принять, усложнило бы задачу по раскрытию классово-волевого содержания права: все равно пришлось бы расшифровывать формулировку «класс, осуществляющий политическую власть» и, стало быть, возвращаться к исходному – к указанию на то, что в праве выражается воля экономически господствующего класса (трудящихся во главе с рабочим классом – в социалистическом обществе).

Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 16. С. 306.

Там же. Т. 32. С. 340.

государственная, должна быть выражена как закон, установленный властью; иначе слово «воля» пустое сотрясение воздуха пустым звуком»1. Однако формула «возведение в закон» указывает не только на то, что объективированная в праве воля является государственной. В этой формуле содержится и другой глубинный смысл, выражающий, в част-

ности, нравственные начала права.

Право – это не вся и не всякая государственная воля. Политическая диктатура экономически господствующего класса может в принципе осуществляться и вне права, неправовыми методами политического господства (мерами непосредственного принуждения, фактическими организационными действиями и др.). И вот как раз для того, чтобы стать правом, государственная воля должна быть «возведена в закон». А последнее означает не только придание определенным нормам властной, общеобязательной силы. Слово «возвести» дает представление о праве как о нечто таком, что «приподнято», перемещено в специфическую плоскость.

Право является такой системой классового регулирования, в соответствии с которой участники общественных отношений обладают известной самостоятельностью, имеют комплекс субъективных прав, должны действовать в согласии с началами господствующей справедливости. Здесь государственная воля приобретает то, что присуще именно

«закону», – всеобщность и устойчивость юридических предписаний.

Иными словами, формула «возведенное в закон» выражает правовое содержание, свойственное праву как классовому регулятору.

На это правовое содержание указывал К. Маркс, когда писал, что в борьбе с необузданными, алчными интересами нужно «уделять . главное внимание правовому содержанию, чтобы у нас в конце концов не осталась одна только пустая маска»2. И в связи с этим К. Маркс подчеркивал: «Форма лишена всякой ценности, если она не есть форма содержания»3.

Наличие специфического правового содержания дает возможность понять, почему возведенная в закон государственная воля экономически господствующего класса называется «правом». Это обусловлено именно тем, что правовая форма общественного регулирования, во-первых, предполагает наличие гарантированной системы субъективных прав и, во-вторых, воплощает в себе господствующие моральные принципы, начала справедливости. Отсюда и близость по смысловому значению слов – «правовое», «правое», «справедливое».

Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 32. С. 340.

Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 1. С. 158–159.

Раздел первый. Право в социалистическом обществе

Таким образом, право представляет собой не «просто» выражение воли экономически господствующего класса, а его государственную волю, возведенную в закон.



Мы много слышим умных разговоров про воров и жуликов и как должна гореть земля у них под ногами. Весь вопрос в том, кому зажигать искру, чтобы она горела? Уповают на государство. Однако придётся вкратце напомнить некоторые правовые положения, касающиеся роли государства и права в капиталистическом устройстве общества, для отвода глаз называемом демократическим. Что такое право?

Согласно распространённой теории, «право – это воля правящего класса, возведённая в закон и принуждаемая к исполнению государственными механизмами». А кто у нас правящий класс? А он и есть та самая современная воровская и криминальная буржуазия, в руках которой ныне сосредоточены все средства производства и собственность страны. Это также её продвинутые детишки, родня, сватья и зятья, потому что им тоже принадлежат активы страны.

А, значит, принадлежит и само государство, стыдливо признанное демократическим («демос», дескать, по-гречески означает народ, а «демократия», соответственно, – власть народа), хотя народ в этом государстве полностью отстранен от управления своей страной и от решения любых вопросов.


«Не имеет смысла говорить о чистой демократии в обществе, разделённом на классы, — утверждал Ф.Энгельс. — «Государство есть не что иное, как машина для подавления одного класса другим, и в демократической республике ничуть не меньше, чем при монархии». А по Марксу, современная (демократическая) государственная власть – это не структура для защиты общества, а только комитет, управляющий общими делами всего класса буржуазии, которая и выступает реальным правящим классом.

У кого средства производства, тот и хозяин. Доказательством того, что в нашей стране правит буржуазия, а не народ, и уж, тем более, не те, кого народ якобы выбрал, является полная беспомощность нынешних властей что-либо изменить в стране к лучшему. Сплошная говорильня. Те, кто считаются правителями в стране (президент, правительство, чиновники), на самом деле таковыми не являются. Они лишь изображают, хотя иногда правдоподобно, что руководят страной.

Если бы действительно правили, результаты, а именно: благополучие народа, людей, подданных, были бы видны. Их-то как раз и нет, народ живет всё хуже, хуже и хуже. Откуда же взяться благополучию, если страна на глазах растаскивается сворой присосавшихся к ней чиновничьих и олигархических ура-патриотов, а также капиталистами, буржуазией, феодалами-латифундистами новой волны?

Что же касается понятия так называемой демократии, которому придали в нашей стране расплывчатый и совершенно декларативный смысл, то еще В.И.Ленин охарактеризовал её следующим образом:«Чистая демократия есть лживая фраза либерала, одурачивающего трудящихся … биржа и банкиры тем больше подчиняют себе буржуазные парламенты, чем сильнее развита демократия». Альфред Нобель вообще низвёл эту форму правления до самых низших нравственных величин, дав ей такое научное определение, за которое сам вполне заслужил бы Нобелевскую премию: «Любая демократия приводит к диктатуре подонков».

О какой демократии может идти речь в нашей стране, когда все её закоулки охвачены сплошным криминалом. Вспомним о трагедия станицы Кущёвской, где люди годами жили в полной власти бандитской группировки. Но местные жители, даже когда у них работали лучшие столичные следователи, лишь безнадёжно махали руками, повторяя: «Вы уедете, а у нас всё вновь приберут к рукам бандиты». Так оно и есть.

Неверие в то, что в жизни может воцариться закон, давно охватило все уголки России. И даже в Подмосковье, от которого до Кремля рукой подать, не верят в то, что есть сила, способная победить закрепившиеся у власти на местах чиновно-криминальные кланы. Ныне страна крепко-накрепко повязана преступной сетью этих кланов, которую уже, кажется, не в силах разрубить никто на свете.

На сегодняшний день в стране выросло поколение бандитов, которых полностью устраивает существующий режим власти, основанный на корпоративных, криминальных, коррупционных и бандитских связях. В масштабах страны это огромное число нелюдей которым платят все от палаточников до крупных фирм. Несколько десятков человек в среднем на город. Умножим на количество городов и получим целую боеготовную и боеспособную армию буржуазно-феодальной криминальной власти.

И эти господа уже никогда не будут работать во имя своей Родины, так как они познали совершенно иные прелести праздной жизни. И они искренне не понимают, почему им не платит или платит мало, например, фермер, мелкий или даже средний предприниматель, а то и более серьёзные люди или целое государство. Например, совсем недавно ряд депутатов Госдумы, даже не осознавая всего кощунства совершаемого, открыто и цинично во весь голос потребовали существенного увеличения им заработной платы. Чем не грабёж?

А вот — другая цифра. На начало 2013 года, как сообщил на встрече с президентом России Уполномоченный по защите прав предпринимателей БорисТитов, в стране полностью прекратили свою деятельность свыше 300 тысяч индивидуальных предпринимателей.

Прекратили по различным причинам, в совокупности которые характеризуют непосильное налоговое бремя, абсолютную невозможность работать, незащищённость властью, которая сама же и является главным притеснителем, опасение за свою жизнь и жизнь своих детей, которые ставятся на карту в условиях с одной стороны торжества чиновно-бандитского криминала, а с другой – отсутствия элементарной защиты от него. Побеждают, таким образом, капиталистические монополии.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: