Тоталитарная модель взаимоотношения государства и права это когда

Обновлено: 27.03.2024

Тоталитарное государство является полной противоположностью идеального правового.
При наличии тех или иных отличий и специфических черт между тоталитарными режимами для них является характерным то, что они, используя привлекательные социальные мифы, желают мобилизовать население своих государств на исполнение изначально нереальных, то есть утопических, хоть и довольно благозвучных общественных проектов. В связи с этим основой почти каждого тоталитарного режима является обширная идеологическая доктрина, которая охватывает все жизненно значимые аспекты бытия человека.

Сущность идеологии в тоталитаризме

Идеологические доктрины тоталитарных режимов, зачастую включают в себя «единственно верные» ответы на все появляющиеся у членов социума вопросы. Широкая пропаганда данных доктрин является попутчиком каждого человека на протяжении всего его жизненного пути.

Она проявляется уже в детском саду, находит свое продолжение в образовательных учреждениях, контролирует все вариации СМИ: периодическую печать, радио и телепередачи, то есть от рождения до смерти человек пребывает под прицелом жесткого идеологического контроля.

Итогом данной деятельности становится формирование единой идеологии, которую, по идеи действующей власти, должны поддерживать все без исключений население страны. Данная идеология направляет социум на некое конечное и идеальное состояние: «коммунизм», «расово чистое общество», «исламское государство» – ради достижения которого нужны какие-то жертвы, а также стоит преодолеть временные неудобства и ограничения на настоящем этапе жизни.

Любая идеология тоталитаризма состоит из призыва, основанного на категорическом отрицании имеющегося положения вещей и направленного на завоевание мира с целью построения «светлого будущего».

Крайне важной составляющей тоталитарной идеологии стоит признать создаваемый ею «образ врага», помогающий текущему режиму объединить население страны перед лицом мифической угрозы со стороны врагов и диверсантов внутри социума либо со стороны внешнего окружения.

Ради анонсируемых им высоких целей и результатов тоталитарный режим не отрицает и даже практикует систематическое нарушение не только гражданских прав, но и прав человека. Центральная же идея тоталитаризма во всех существующих его вариациях - полное подчинение каждого отдельно взятого человека и всего социума в целом тотальному контролю со стороны государственной власти.

Однопартийная система

Краеугольный камень в основе тоталитарного режима есть однопартийная система. Формирование данной системы является первым шагом к тоталитаризму.

Политическая партия, которая стремится к провозглашению своего абсолютного господства, как правило, находит свое вдохновение в идее объединенной воли класса либо нации. Саму себя данная партия отождествляет с единственно истинным выразителем данной воли, наделяя себя, таким образом, монопольным правом действовать от лица всего класса либо нации.

В тактических целях, партия может сотрудничать и создавать союзы с иными политическими партиями, но настоящей ее целью является не сотрудничество, а монополия, в связи с этим при первом же удобном случае она без жалости ликвидирует всех политических оппонентов.

Тоталитарное правление не терпимо к любому виду оппозиции и инакомыслия, поэтому ключевая цель тоталитарных партий - достижение полного господства над аппаратом государственной власти в стране.

Формирование однопартийной системы – ключевая мера, которая влияет на само существование тоталитарного режима. В связи с этим, установившись один раз, однопартийная система будет защищаться всеми известными современному государству силами и средствами.

Любое требование уничтожить однопартийную систему и поспособствовать приходу демократии с характерной ей многопартийностью, тоталитарный режим рассматривает в качестве прямого посягательства на устои государственной безопасности. Более того, данные требования провозглашаются антинародными и антигосударственными и наказания за них крайне жестоки и беспощадны, ибо террористическая диктатура не в состоянии являться прочной, если будет разрушена ее фундаментальная основа – однопартийная система.

Соотношение партии и государства

Довольно важным аспектом в формировании тоталитарного режима можно признать полное объединение партийного аппарата с государственным. Получив господствующие позиции, партия трансформирует государственный аппарат в свое монопольное пользование, передавая все государственные посты и должности своим функционерам. В итоге государство трансформируется партийное, а партия в государственную.

Партийные вожди являются как руководителями государства, так зачастую и нескольких высших государственных должностей. Назначение на любую государственную должность является невозможным без получения согласия партийных инстанций, и в короткие сроки не остается ни одной должности, которая могла бы быть занята человеком, не являющимся членом правящей партии.

В государстве с тоталитарным режимом устанавливается система, согласно которой ни один закон, ни одно постановление государственной власти не могут быть приняты без предварительного согласования с партийным руководством. Формально законодательные акты принимаются государственными органами, но на самом деле их роль становится буквально номинальной. Точно так же любому постановлению местных органов власти нужно изначально получить предварительное одобрение партийной организации региона.

Итак, можно сказать, что не только исполнительная, но и законодательная власть целиком находится под партийным контролем, и в государстве не наблюдается ни одной сферы, которая была бы свободна от всепроникающего влияния правящей партии, как правило, называющей себя просто Партией (с прописной буквы). Формально имеющееся разделение властей теряет всякое практическое значение, так как в тоталитарном государстве и парламент, и правительство, и суд являются де-факто исполнительными органами той самой Партии.

Сращении партии и государства выражается в полном подчинении всех государственных структур партийным. Так, с помощью партийного контроля за назначением всех лиц офицерского состава армия из вооруженной силы страны становится вооруженной силой партии. Правоохранительные органы государства начинают выполнять функцию партийных, а все выступления против Партии возводятся в ранг государственных преступлений и становятся уголовно наказуемыми.

Государственный бюджет де-факто становится партийной кассой, а все ресурсы государства становятся, по существу, ресурсами партии и траты их происходят на усмотрение партийных функционеров без каких бы то ни было санкций государственной власти.

Характерные черты тоталитаризма

Имеющиеся совпадения в способах организации и функционирования власти дают нам возможность утверждать о том, что невзирая на различия в идеологиях, а порой и на принципиальную вражду между ними, тоталитарные государства похожи в своих политических структурах и методах управления. Данное сходство находит свое проявление в совокупности таких признаков:

  • насильственное насаждение однопартийной системы, когда все политические партии, помимо лидирующей, удаляются с политической арены, после чего монополия на государственную власть отходит одной единственной партии, зачастую, возглавляемой лидером с харизмой;
  • объединение господствующей партии и государства, когда партийные органы реализуют тотальный контроль над органами государственного управления или целиком подменяют их, перетягивая управление напрямую на себя;
  • унификация социальной жизни, когда все независимые общественные организации упраздняются, а остаются и формируются только такие, в которых гарантируется монопольное влияние правящей партии и ее идеологической доктрины;
  • насаждение авторитарного образа мышления, когда споры любого толка по социально-политическим вопросам являются запрещенными, идеология правящей партии провозглашается единственно истинным учением, а высшим авторитетом по всем без исключений вопросам объявляется партия и ее очередной лидер;
  • формирование сильного и обширного репрессивного аппарата, ориентированного на подавление любого реального и даже потенциального сопротивления режиму, массовое использование предупредительных репрессий, которые направлены не только на отдельно взятых личностей, но и на целые классы населения либо даже целые этносы;
  • установление всеобъемлющего контроля над всеми средствами массовой коммуникации и информации: печатными изданиями, радио, кинематографом, телевидением.

Государство-механизм и государство-организм

Исходя из своей структуры, тоталитарное государство – это самая совершенная и, в то же время, самая жестокая политическая система, которая предназначена для того, чтобы подавлять человеческую личность и народ, в общем и целом.

Она подобна хорошо выверенному механизму, который работает безотказно и точно до тех пор, пока его звенья исправные, а их взаимодействию ничего не препятствует. Но исключительно тесная взаимосвязь всех звеньев политической организации тоталитарного государства делает его крайне чувствительным даже к самым мелким сбоям и нарушениям.

Тоталитарное государство создает впечатление монолитного и твердого, но его твердость может являться обманчивой, как хрупкая твердость стекла. Посредством огромных внутренних напряжений и чрезмерно жесткого сцепления составляющих государственного механизма даже самые мелкие сбои в одном его звене ставят под угрозу целостность всей системы.

Это порождает перманентный страх и вызванную этим страхом беспощадную жестокость тоталитарного режима к любому проявлению инакомыслия. Это объясняет резкую нетерпимость к либерализму, многопартийности, плюрализму, так как для тоталитаризма смертельно опасным является все, что является основой адекватной жизни демократического и правового государства.

Самые простые в рамках либеральной демократии высказывания граждан по вопросам политики и права, хозяйственной деятельности и нравственности, с которыми можно выразить как согласие, так и несогласие, но за которые никого не осудят и не привлекут к ответственности, тоталитарным режимом рассматриваются в качестве тяжких политических преступлений, которые являются угрозой безопасности государства.

Практически все тоталитарный режим в состоянии наделить политическим значением, например, осуждая человека за длинные волосы или узкие брюки не потому, что они опасны сами по себе, а потому, что в самом факте самостоятельно принятого решения даже таких малозначительных вопросов власть видит политический акт – неповиновение системе.

В отличие от тоталитарного государства либеральная демократия напоминает, скорее, живой организм, нежели машину. Пусть его действия не наделены такой математически выверенной точностью, но с помощью гибкости и подвижности частей он в состоянии не только компенсировать те или иные отдельные дефекты, но и восстановить потерянные либо недостающие детали с помощью приспособления к перманентным изменениям условий жизни.

Сопоставляя две предложенные модели – правовое и тоталитарное государства можно отметить, что они составляют крайние противоположные точки некоего ряда. На одном его конце находится идеальная модель государства, в максимальной степени приспособленного для раскрытия индивидуальных особенностей каждого отдельного человека. На другом – столь же идеальная модель государственного механизма, полностью подавляющего личность, загоняющего ее в рамки «служения» какой-то великой идее.

Между данными двумя полюсами находится достаточно обширный спектр политических систем, которые приближаются к тому либо иному концу ряда, почти никогда не достигая его.

Истории не известны реальные государственные образования, которые были бы абсолютно правовыми либо абсолютно тоталитарными. Однако история любого государства – это развитие тенденций, которые приближают его к той или иной идеальной модели. И для каждого отдельно взятого человека его сознательное участие в политической жизни обусловлено способностью видеть данные тенденции и своими действиями помогать либо препятствовать их развитию.

В юридической литературе рассматриваются три возможные модели построения взаимоотношений государства и права:

– тоталитарная модель взаимоотношений государства и права: предполагает, что государство находится выше права и им никак не связано;

– либеральная модель взаимоотношений государства и права: исходит из того, что право расположено выше государства;

– прагматическая модель взаимоотношений государства и права: устанавливает, что государство создает право, но оно связано им.

Наиболее правильным решением вышеуказанного вопроса является не противопоставление государства и права, а их эффективное взаимодействие, что на современном этапе обычно и происходит. Выражения «государственное право» и «правовое государство» подчеркивают неразрывную связь указанных категорий.

С одной стороны, право является государственным регулятором для общественных отношений.

С другой стороны, деятельность государства имеет преимущественно правовой характер. Поэтому представляется неуместным вопрос о первичности и вторичности права или государства.

Для эффективного функционирования современных обществ необходимы оба института. Государство выступает как организация силы, а право – в качестве формы выражения воли общества.

Однако между государством и правом могут возникать противоречия и расхождения в целях и методах регламентации общественных отношений. Государство и право одновременно взаимосвязаны, но не во всем совпадают.

Представители марксистской школы отмечали, что право не способно действовать на равных с властью, поскольку оно выступает лишь её инструментом и орудием воздействия на соответствующий объект. При этом они не придают праву самостоятельного значения и отодвигают его на второй план. Право рассматривается как орудие в руках господствующего класса.

Указанные идеи получили широкое применение при создании СССР и сопровождали его деятельность в течение долгого периода времени. Подобный подход способствовал активному распространению правового нигилизма.

Однако впоследствии положение стало меняться. В праве стали видеть не только один из инструментов политики, но и общепризнанную социальную и культурную ценность.

Таким образом, в истории развития общества сложились различные подходы и модели взаимоотношений государства и права, которые отражают ключевые тенденции научной мысли прошлых лет.

Что такое право? Право - это система обязательных к исполнению нормативных актов, правил, а также предписаний, которые формально закреплены государством. Государство является как исполнителем, так и органом, который их устанавливает. Основные функции права заключаются в регулировке самых значимых общественных интересов, с помощью предоставления субъективного права личности. Оно же возлагает на личность обязанности и является голосом общества.

Право тесно взаимодействует с политической, экономической системами и государством. Исходя из принятых политических решений, общество решает, как ему реагировать в различных жизненных ситуациях. Поэтому смысл связи права и политики (равно государства) определяется в настоящем выражении интересов всего населения страны и в объективности функционирования политико-правовой системы.

Общая характеристика взаимосвязи и соотношения государства и права

В современном мире принято выделять три модели или подхода связи между государством и правом. Хорошо объясняет тему "Соотношение и взаимосвязь государства и права" Кулапов в учебнике "Теория государства и права".

  • Прагматический подход - поддержка права в лице государства, усиление мощи права, впоследствии неразрывная связь государства с правом.
  • Тоталитарный подход - тут все просто, нет никакой связи между государством и правом, более того, государство ставится выше по важности над правом.
  • Либеральный подход - все наоборот в сравнении с тоталитарным. Здесь право становится важнее государства.

Тоталитарная модель

Последователи этого подхода считают право продуктом государства, то есть оно появилось в результате деятельности государственной системы. Российская литература упоминает о том, что право подчинено государству.

соотношение и взаимосвязь государства и права

Почему именно так, а не иначе? В политической практике считается, что в праве содержится некая придаточная часть от государства. Ведь теоретически все нормативные акты в совокупности издаются государством. Но реалии современной жизни в Российской Федерации уже отвергают подобный подход к соотношению и модели взаимосвязи государства и права.

Либеральная модель

Нерушимость естественного закона и неотчуждаемость индивидуальных публичных прав человека есть основа модели либерального подхода в соотношении государства и права. В данном случае само значение государства было выведено из публичного соглашения. Исходя из позиции либеральной модели право берет пальму первенства и является приоритетным в позиции соотношения и взаимосвязи государства и права. Впрочем, такой подход обладает определенными преимуществами: он выступает как философская платформа, на которой утверждается практика идеи верховенства права. Правда, это скорее желанная идея, чем действительная.

Прагматическая модель

В понятии ТГП соотношение и взаимосвязь государства и права, рассматриваемые со стороны прагматического подхода, имеют государственнические и толерантные точки соприкосновения, одновременно с этим данный подход избегает крайности в оценке общей связи межу государством и правом. Прагматическая модель отвергает однозначный причинно-следственный характер, то есть факт того, что от чего зависит. В итоге мы получаем подход полной демократии. Государство = право, их соотношение и взаимосвязь - некое соединение, в котором они не смогут существовать по одиночке.

соотношение и взаимосвязь государства и права кратко

Именно данная модель выявляет гипогенные узы между государством и правом, с помощью нее страна избегает одностороннего суждения, предоставляя возможность понять настоящую роль государства в правовых гарантиях. Современная юридическая наука отдает предпочтение именно прагматическому подходу, ведь подобный анализ зависимости значителен для общественной практики в России.

Основные аспекты прагматической модели

Исходя из описания основных моделей соотношения и взаимосвязи государства и права Россия пользуется прагматической. Данный подход имеет свои три главных аспекта:

  • Различие.
  • Единство.
  • Взаимодействие.

Аспект различия

Все отличительные черты соотношения и взаимосвязи государства и права в вопросах их происхождения. Отличия видны уже из трактовки данных понятий. Если под словом "государство" подразумевают политическую и территориальную организацию одновременно, созданную для ведения публичных дел и являющуюся формой экзистенции общества, то право характеризуют как комплекс правил поведения, которые определяют границы личной свободы, а также человеческое равенство в возможности осуществлять защиту своих интересов. Свобода и равенство официально закреплены государственными органами и за их исполнением идет принудительный контроль властями.

соотношение и взаимосвязь государства и права тгп

То есть в этом случае государство является силой, а право - волей. Если говорить об этом кратко - соотношение и взаимосвязь государства и права имеют большие различия в форме, в структурном и элементном составах, а также содержании. Они являются частью разных сфер жизни общества. Отражение реальности, появление каких-либо потребностей происходит по-разному, поэтому и общественное сознание воспринимает и оценивает данные объекты неодинаково. Это значит, что при некоторых обстоятельствах, государство и право могут вести свои действия в совершенно диаметральной прогрессии. Соотношение и взаимосвязь государства и права выражаются в разностороннем воздействии друг на друга.

Аспект единства

Основные модели значительно разнятся между собой, но факт единства используется в более популярном прагматическом понятии. Сходная типология, одинаковая в определенной степени обусловленность экономической и культурной средой, общая историческая судьба, использование "кнопок", регулирующих социум, аккумуляция и баланс как общих, так и субъективных интересов, гарантия права - все это означает единство в соотношении и взаимосвязи государства и права. Несмотря на все перечисленное, и право, и государство обладает своими целями, задачами и методами. Это не значит, что свойства, присущие государству, также имеются и у права, наоборот, они достаточно автономны и самобытны.

Аспект взаимодействия

Главным смыслом данного аспекта является то, что государство само создает право, оно способно его изменять, совершенствовать, охранять и претворять в жизнь. Отсюда следует, что влияние государства на право непрерывное с момента создания до его внедрения в общество. Государство распространяет его в социуме и заставляет все субъекты, участвующие в общественных отношениях, поступать соответственно правовым нормам. Государство следит за исполнением недопущения противоправных действий для достижения каких-либо общественных результатов.

соотношение и модели взаимосвязи государства и права

Регулятивный потенциал права, то есть возможность государства обеспечить функциональность права, является пределом влияния государства на право. Если переоценить возможности государственного управления, то можно дойти до идеализации правового средства, что в итоге снизить важность права в социальном обществе. Государство не пользуется правом в своих личных целях, так как это будет являться противоречием его истинному назначению, оно просто не в силах таким заниматься.

Как влияет право на государство

История показала, что право необходимо для государства, для его жизнеспособности и в качестве управляющей организации. Влияние права на государство проявилось в деятельности последнего и в его внутренней организации.

Право закрепляет внутреннюю организацию государства, его структуру, аппарат управления, статус и компетенцию разных государственных органов, принципы деления власти и работу служебных лиц.

государство право демократия их соотношение и взаимосвязь

Создание гарантий в юридическом плане, которые противостоят захвату правления одной из веток власти - важнейшее значение роли права. Вся государственная машина, таким образом, кладется на правовой фундамент внутреннего функционирования страны. Это и есть эффективная работа звеньев всего государственного органа.

Плюсы правового вмешательства в жизнь государства

Осуществление задач и функций государства с помощью права, дает много положительных эффектов: закрепление конституционного строя на законодательном уровне, проведение внутренней и внешней политики, отсутствие возможности у государства навязывать свою волю как общеобязательную. То есть правовой язык - это инструмент для общения государства с народом. Поэтому государство, позиционирующее себя демократическим, не может регулировать свою деятельность вне правовых канонов.

соотношение и взаимосвязь государства и права в вопросах их происхождения

Более того, государство не может отказаться от такого влияния, оно вообще не имеет возможности игнорировать правовую форму, в противном случае управление обществом превратится в манипулирование и нанесет колоссальный ущерб социуму страны. Именно право делает государство зрелым и полноценным.

В современных реалиях взаимосвязь государства и права усилилась, и чем глубиннее право показывает действительные потребности развития общества, тем больше их связь скрепляется, и государство связывается оковами правовых норм. Предназначение государства - это действие в интересах общества и отдельной личности, пока право связано с государственной деятельностью, оно действует по-настоящему свободно.

Влияние права на государство в отношении субъекта

Право предписывает государству взаимодействовать с субъектом и обществом. Если будут соблюдаться условия равновесия, так называемой сольватации всех перечисленных участников, государство будет отвечать своему истинному назначению. Обеспечение справедливости в правовой среде, это и есть цель государства, то есть миссия государства - принятие права внутрь себя, именно оно регулирует работу власти в угоду общества.

Чтобы стать правовым государством, страна должна признать верховенство права над государственным аппаратом, то есть подчинить все свои органы непосредственно закону и законодательной власти. Главный аспект правового государства - не господствующее влияние права над государством, но именно взаимосвязь первого и второго для обеспечения свободной жизни человека. В прямом смысле, государство занимается служением субъекту, оно расширяет его свободы и способствует гармоничному существованию.

соотношение и взаимосвязь государства и права основные модели

Ценности права поставлены именно на сдерживание возможных государственных тоталитарных действий в отношении общества. Отсутствие права в стране грозит тем, что государство может беспрепятственно выступать против личности, даже не имея на то весомых оснований, подавлять свободное волеизъявление и в конечном итоге угнетает человека в социальном аспекте.


В современной литературе указываются три модели (подхода) взаимоотношений государства и права:

  • тоталитарная (государство выше права и им не связано);
  • либеральная (право выше государства);
  • прагматическая (государство поддерживает и усиливает мощь права, но связано им).

Тоталитарный подход

Тоталитарная модель предполагает, что право — продукт государственной деятельности, следствие государства. В отечественной юридической литературе еще недавно считалось, что право находится в подчиненном отношении к государству. Фактическим условием для данного этатистского подхода служила наша политическая практика видеть в праве некий придаток государства. Теоретической предпосылкой этому являлось формально-догматическое отношение к понятию права как совокупности норм, издаваемых государством. Однако для современной России данный подход уже не подходит.

Либеральный подход

Либеральный подход к соотношению государства и права утвердился в русле представлений, выводивших понятие государства из общественного договора, ограничения государства правом, что, как считалось, вытекало из нерушимости естественного закона и неотчуждаемости основанных на нем субъективных публичных прав индивида. С позиций данного подхода праву принадлежит безусловный приоритет в сравнении с государством. Такой либеральный подход имеет определенные преимущества. Он является философской платформой для утверждения в политической практике идеи господства права. Но данная идея выражает скорее желаемое, чем действительное.

Прагматический подход

Прагматический подход к рассматриваемой проблеме позволяет в определенной мере интегрировать статистские и либеральные взгляды и в то же время избежать крайностей в оценке связи права и государства. Согласно этому подходу связь между правом и государством не имеет столь однозначного причинно-следственного характера (государство порождает право, или наоборот). Связь видится более сложной, имеющей характер двусторонней зависимости: право и государство друг без друга не могут существовать, а значит, между ними имеется функциональная связь.

Рассматриваемый подход позволяет выявить глубинные связи между нравом и государством, избежать односторонности, понять, что дает право государству, выяснить истинную роль государства в обеспечении права. Он в настоящее время преобладает в нашей юридической науке. Кроме того, анализ такого рода зависимостей имеет принципиально важное значение для всей российской общественной практики.

Модели соотношения государства и права

Исходя из прагматической (третьей) модели соотношения государства и права можно остановиться на следующих трех ее главных аспектах:

  1. единство;
  2. различие;
  3. взаимодействие.

Единство

Единство выражается в их одновременном происхождении в силу одних и тех же причин; сходной типологии; одинаковой в определенной степени обусловленности экономическими, культурными и иными условиями; общей исторической судьбе; наконец, в том, что они выступают средством социальной регуляции и упорядочения, аккумулируют и балансируют общие и индивидуальные интересы, гарантируют права личности и т. д. Сказанное не означает, что все свойственное государству свойственно и праву, и наоборот. Они остаются достаточно автономными и самобытными образованиями. По образному выражению одного автора, государство и право ни на минуту не остаются наедине, с глазу на глаз. У каждого из них своя жизнь, свои цели, задачи, методы.

Взаимодействие

Различия вытекают уже из определений этих понятий. Государство есть особая политико-территориальная организация публичной власти, которая является формой существования общества. Право может быть охарактеризовано как совокупность правил поведения, определяющих границы свободы и равенства людей в осуществлении и защите их интересов, которые закреплены государством в официальных источниках и исполнение которых обеспечивается принудительной силой государства.

Государство осуществляет силу, а право — волю. Они не совпадают по форме, структуре, элементному составу, содержанию; они относятся к разным сферам общественной жизни. Они (каждое по-своему) отражают реальность, назревшие потребности, по-раз- ному воспринимаются и оцениваются общественным сознанием. При известных обстоятельствах государство и право могут действовать в противоположных направлениях.

Взаимодействие государства и права выражается в их многообразном влиянии друг на друга.

Воздействие государства на право

Воздействие государства на право состоит прежде всего в том, что первое создает второе, изменяет его, совершенствует, охраняет от нарушителей, претворяет в жизнь. Поэтому можно сказать, что воздействие государства на право осуществляется непрерывно — от создания права до его реализации в общественных отношениях. Государство, следовательно, способствует распространению права в социальном пространстве, обязывает участников общественных отношений действовать в соответствии с правом, исключать противоправные подходы в достижении общественно значимых результатов.

Существуют объективные пределы воздействия государства на право. Они обусловлены регулятивным потенциалом самого права, возможностями государства обеспечивать действие права в данных общественных условиях. Возможности государства не следует переоценивать, так как это всегда ведет к идеализации правовых средств, а в конечном счете снижает социальную ценность права. Государство не может использовать право в противоречии с его истинным назначением. Нужна научно обоснованная, эффективная юридическая политика государства, позволяющая наиболее рационально и в интересах общества применять правовой инструментарий.

Влияние права на государство

Не менее существенно многообразное обратное влияние права на государство. Исторический опыт показывает, что для своего существования государство как организация нуждается в праве не меньше, чем право в государстве. Зависимость государства от права проявляется:

  • во внутренней организации государства;
  • в его деятельности.

С помощью права закрепляются внутренняя организация государства, его форма, структура, аппарат (механизм) управления, статусы и компетенция различных органов и должностных лиц, принцип разделения властей.

Принципиально важное значение права во внутренней организации государства проявляется в том, что право создаст юридические гарантии против возможностей узурпации всей власти одной из ее ветвей. Тем самым ставится на правовую основу внутреннее функционирование государства, создаются юридические предпосылки для эффективной работы всех звеньев государственной машины.

В деятельностном плане посредством права осуществляются цели, задачи и функции государства, проводится его внутренняя и внешняя политика, законодательно определяются и закрепляются конституционный строй и положение личности в обществе. Без права воля государства не может стать общеобязательной. Образно говоря, основным языком, на кагором государство разговаривает со своими гражданами и поддерживает отношения с правовыми субъектами, является язык права. Следовательно, демократическое современное государство не может действовать вне и помимо права. Право «навязывается» государству в силу необходимости, поэтому оно в принципе не может пренебрегать правовой формой. Государство без ущерба для общества не может манипулировать правом или освободиться от него. Можно сказать, что право облагораживает государственность, делает ее зрелой и полноценной.

В современных условиях связующая роль права в отношении государства усиливается. При этом наблюдается следующая закономерность: чем точнее право отражает объективные потребности общественного развития, тем в большей мерс оно связывает государство. Активность государства в этом случае не подавляется, напротив, она расходуется результативно и исключительно в интересах общества и отдельной личности. Только будучи связанным правом, государство может действовать свободно, а значит, соответствует историческому предназначению.

Непреходящим общим началом любого правового государства является ею связанность правом. В своих началах, нормах и предписаниях право выражает взаимодействие в системе «индивид — общество — государство». Взаимная уравновешенность названных элементов есть необходимое равновесие свободы, условие обеспечения правовой справедливости, при котором возможно право, — государственное устройство, отвечающее своему назначению. Еще И. Кант обосновал идею о правовом государстве как о такой государственной власти, целью которой является право. С позиций современного анализа это означает, что, только будучи связанным правом, государство может действовать свободно.

Исходя из этой позиции, некоторые отечественные правоведы приходят к выводу, что правовой государственности вообще присущ особый характер взаимосвязи государства и права, так как главное в правовом государстве — это признание верховенства права над государством, безусловное подчинение всех его органов закону. Действительно, в правовом государстве государственные органы и должностные лица связаны нравом. Но нельзя забывать, что отношение «государство — право» есть отношение людей. И в правовом государстве в центре этой связи находится человек в его социальном аспекте. Отсутствие права в отношениях государства и личности оборачивается против самой личности, в конечном счете затрагивает человека и его свободу. Главное в право-государственном устройстве не господство права само по себе, а то, насколько взаимосвязь государства и права обеспечивает гармоничное и прогрессивное развитие личности, расширение ее свободы. Если ценность права и обусловлена связью с государством, то это имеет место лишь в той мере, в какой само государство поставлено на службу человеку.

Современная литература рассматривает 3 вероятные модели, которые характеризуют взаимосвязь государства и права:

  • тоталитарная (страна выше права и им не связана);
  • либерализм (право выше страны);
  • прагматическая (страна поддерживает и увеличивает силу права, но связана им).

Первая из рассмотренных моделей предполагает, что право является продуктом государственной деятельности, его следствием. В российской правовой литературе еще не так давно считалось, что право подчинено государству. Фактическое условие этого этатистского подхода представлено политической практикой, которая склонялась к рассмотрению права как некоего придатка государства.

В теории предпосылкой этой позиции можно считать формально-догматическое отношение к понятию права в качестве системы норм, которые издает государство. Тем не менее, Однако современная Россия уже не использует этот подход.

Либеральный подход, рассматривающий соотношение государства и права, утверждается в рамках представлений, которые вывели категорию государства из общественного договора, из ограничения его правом. Считалось, что это было основано на нерушимости естественного закона и неотчуждаемости субъективных публичных прав индивидов, основанных на нем. С точки зрения этого подхода право обладает безусловным приоритетом, если сравнивать его с государством. Рассматриваемый подход наделен определенными преимуществами. Он представляет собой философскую платформу для утверждения в политической практике идеи правового господства. Тем не менее, эта идея скорее выражает желаемое, чем действительное.

Прагматический подход к вопросу дает возможность в определенной мере произвести интеграцию этатистских и либеральных взглядов. Наряду с этим, он позволяет исключить крайности, оценивая связь права и государства. В соответствии с этим подходом связь права и государства не имеет однозначного причинно-следственного характера (оно порождает право или рождается из права), а становится более сложной. Эта связь имеет двустороннюю зависимость: право и государство друг без друга не существуют, следовательно, можно говорить о функциональной связи между ними.

Подход с точки зрения прагматичности дает возможность выявления глубинных связей государства и права, избегая односторонность. Он позволяет понять, что дает право государству, выясняя истинное значение государства в обеспечении права.

Сегодня прагматический подход является преобладающим в нашей юридической науке. Анализ подобных зависимостей играет принципиально важную роль для всей отечественной общественной практики.

Особенности прагматического подхода

Принято рассматривать 3 основные аспекты прагматической модели соотношения государства и права:

  • единство,
  • отличие,
  • взаимодействие.

Первое из них может выражаться одновременным происхождением государства и права по одинаковым причинам, типологии; одинаковой обусловленности экономических, культурных и иных условий; общей исторической судьбой; наконец в том, что право и государство выступают в качестве средства социальной регуляции и упорядочения. В этом аспекте они аккумулируют и создают баланс между общими и индивидуальными интересами, дают гарантию правам личности и др. Все это не означает, что то, что свойственно государству свойственно и праву, как и наоборот. Они могут оставаться достаточно автономными и самобытными образованиями. Образно выражаясь, государство и право ни на минуту не могут остаться наедине, с глазу на глаз, при этом каждый из них имеет свою жизнь, собственные цели, задачи, методы.

Различия происходят из определений понятий государства и права. Если первое является особой политико-территориальной организацией публичной власти, являющейся формой существования общества, то второе характеризуется в качестве совокупности правил поведения, которые определяют рамки свободы и равенства людей в их интересах. Исполнение интересов происходит за счет актов и принудительной силы государства.

Государство осуществляет силу, а право — волю. Таким образом, они не совпадают по своей форме, структуре, элементам, содержанию. Их необходимо относить к разным областям общественной жизни. Государство и право могут по-своему отражать реальную действительность, насущные потребности. Их по-разному воспринимает и оценивает общественное сознание. Наконец, при наступлении известных обстоятельств государство и право начинают работать в противоположных направлениях. Это способствует порождению коллизии между ними.

Взаимодействие права и государства

Взаимодействие права и государства выражено в их разностороннем влиянии друг на друга.

Государственное воздействие заключается, в первую очередь, в формировании, изменении, совершенствовании, охране от нарушителей, претворении права в жизнь. По этой причине можно говорить о непрерывном воздействии государства на право (начинается от создания права и заканчивается реализацией в общественных отношениях). Государство влияет на распространение права в социальном пространстве, обязывая членов общественных отношений действовать по праву, исключая противоправные подходы в процессе достижения результатов, значимых для общества.

Есть и объективные пределы в воздействии государства на право, обусловленные регулятивным потенциалом права, возможностями государства осуществлять обеспечение действие права в этих общественных условиях. Государственные возможности нельзя переоценить, поскольку это в любом случае приводит к идеализации правовых средств, снижая, в конечном счете, социальную ценность права. Государство не использует право в противоречии с его истинной ролью, так как необходима научно обоснованная, эффективная юридическая государственная политика, которая позволит максимально рационально и в интересах общества использовать инструменты права.

Не менее существенным и многообразным является обратное влияние права на государство. История показала, что для собственного существования государству в качестве организации право необходимо не меньше, чем праву государство. Проявление зависимости государства от права характеризуется внутренней организацией страны в ее деятельности.

Посредством права закрепляется внутренняя организация государства, включая его форму, структуру, аппарат (механизм) управления, статус и компетенцию органов и должностных лиц, принцип разделения властей. Принципиально важна роль права во внутренней организации государства. Она проявляется в создании юридических гарантий против возможностей узурпации власти одной из ветвей власти. Этим внутреннее функционирование государства может быть поставлено на правовую основу, происходит создание юридических предпосылок для эффективного действия всех элементов государственной машины.

В деятельностном плане с помощью права достигаются цели, решаются задачи, выполняются функции государства. Оно способствует проведению его внутренней и внешней политики, законодательному определению и закреплению конституционного строя, положения личности в обществе. Если не будет права, то воля государства не становится общеобязательной. Основной язык, на котором государство ведет разговор со своими гражданами и поддерживает отношения с правовыми субъектами, — это язык права. По этой причине демократическое государство современности не может действовать без и помимо права. Право как бы «навязывается» государству по причине необходимости. По этой причине последнее в принципе не способно пренебречь правовой формой. Государство, не причиняя ущерб обществу, не может манипулировать правом или освобождаться от него. Право определенным образом «облагораживает» государственность, делая ее полноценной и зрелой.

В современном мире связующее значение права в отношении государства усиливается с каждым днем. В этом процессе наблюдается определенная закономерность: чем более точно право отражает объективные потребности развития общества, тем в большей степени оно связывает государство. Активные действия государства в этом случае не подавляются, напротив, они результативны и направлены только на интересы общества и отдельного человека.

Общее начало любого правового государства представлено его связанностью правом. Право посредством своих начал, норм и предписаний способно выражать взаимодействие в системе «индивид — общество — государство». Взаимное равновесие этих частей представляет уравновешенность свободы, условие обеспечения правовой справедливости.

Еще И. Кант в свое время выдвинул концепцию правового государства как такой государственной власти, целью которой является именно право. С точки зрения современного анализа это значит, что государство, связанное правом, может действовать «свободно».

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: