Какие договоры заключало государство путем передачи облигаций гражданам в ссср

Обновлено: 27.03.2024

Все мы из учебников истории знаем, что под видом добровольного приобретения облигаций государственного займа у населения СССР на государственные нужды изымались значительные денежные суммы.

Внутренний государственный долг в Советском Союзе официально возник, когда государство начало выпускать облигации внутреннего займа. Для привлечения внимания населения к приобретению этих ценных бумаг, ежемесячно производился розыгрыш призов. При совпадении номера серии выплаты составляли 50 рублей. В случае совпадения номеров серии и билета, что случалось гораздо реже, выплаты были разными, но значительно превышали минимальные призовые суммы.

Азартная игра с участием государства и населения вскоре превратилась в обязательную процедуру и считалась гражданским долгом, но выглядела добровольной. Всенародную известность получило приобретение облигаций близкими родственниками М. Горького и писателя А. Фадеева на средства их авторских гонораров и госпремий. С 1927 года приобретение облигаций стало массовым общенародным почином.

На приобретение облигаций граждане тратили значительные суммы, равные половине заработка. В советской прессе это преподносилось как демонстрация патриотизма и приверженности советскому строю. Бо́льшим патриотом был тот, кто приобрел акций на бо́ льшую сумму.

Декларируемая властями добровольность приобретения акций была мнимой. Трагические последствия голода 1947 года в СССР были бы значительно слабее, если бы у населения остались денежные суммы, потраченные на облигации займа 1946 года.

Продовольственные нормы вследствие низкого урожая в 1947 году были снижены, а денег на покупку недостающего продовольствия в коммерческих магазинах у населения не было, поскольку, они были истрачены на облигации. Попытки сдать облигации и вернуть израсходованные на их приобретение деньги были обречены на провал.

В 1957 году, когда наступил срок платежей по облигациям первых выпусков 1927 года, Совет Министров СССР издал Постановление, в котором срок платежей по государственным облигациям был отсрочен на 20 лет.

Участникам ХХI Съезда КПСС Н.С.Хрущев доложил, что отсрочить выплаты по займам на 20 с лишним лет, предложили советские люди.

Срок выплат по облигациям выпуска 1982 года пришелся на 1996 год. Однако покупательная способность денег 1982 и 1996 года была несоизмерима. Деньги, потраченные на покупку облигаций в советское время, обесценились в сотни раз. После деноминации 1998 года за облигацию номиналом 10 000 рублей выдавали 10 рублей. То есть стоимость автомашины в советское время приравняли к стоимости буханки хлеба в 1998 году.

Теперь история внутреннего долга СССР представляет интерес только для исторической науки. А сами некогда ценные бумаги могут привлечь внимание лишь редких коллекционеров.

Спасибо за прочтение! Возможно, вас также заинтересуют эти статьи:

В соответствии с Федеральным законом "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации" настоящий Федеральный закон устанавливает порядок перевода государственных ценных бумаг СССР и сертификатов Сберегательного банка СССР в целевые долговые обязательства Российской Федерации.

Президент Российской Федерации

Устанавливается, что облигации Государственного внутреннего выигрышного займа 1982 года; Государственные казначейские обязательства СССР, приобретенные в период до 1 января 1992 года; сертификаты Сберегательного банка СССР, приобретенные в период до 1 января 1992 года, размещение которых производилось на территории РСФСР, могут быть переведены в целевые долговые обязательства РФ, единицей номинала которых является долговой рубль (дор). Величина номинала целевого долгового обязательства РФ определяется исходя из номинала переводимой в него восстанавливаемой ценной бумаги и с учетом неполученных доходов, причитающихся по данной ценной бумаге в соответствии с условиями договора займа по ней, действовавшими на 1 марта 1991 года. Облигации Государственного внутреннего выигрышного займа 1982 года переводятся в целевые облигации РФ. Государственные казначейские обязательства СССР переводятся в целевые казначейские обязательства РФ. Сертификаты Сберегательного банка СССР переводятся в целевые сертификаты РФ. Процедура перевода восстанавливаемых ценных бумаг в целевые долговые обязательства РФ устанавливается Правительством РФ. Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Федеральный закон от 12 июля 1999 г. N 162-ФЗ "О порядке перевода государственных ценных бумаг СССР и сертификатов Сберегательного банка СССР в целевые долговые обязательства Российской Федерации"

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования

Текст Федерального закона опубликован в "Российской газете" от 21 июля 1999 г. N 139, в Собрании законодательства Российской Федерации от 19 июля 1999 г. N 29 ст. 3683

В соответствии с Федеральным законом "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации" настоящий Федеральный закон устанавливает порядок перевода государственных ценных бумаг СССР и сертификатов Сберегательного банка СССР в целевые долговые обязательства Российской Федерации.

Статья 1. Имеющиеся в наличии у граждан Российской Федерации облигации Государственного внутреннего выигрышного займа 1982 года; Государственные казначейские обязательства СССР, приобретенные в период до 1 января 1992 года; сертификаты Сберегательного банка СССР, приобретенные в период до 1 января 1992 года (далее - восстанавливаемые ценные бумаги), размещение которых производилось на территории РСФСР, относятся к гарантированным сбережениям граждан, определенным Федеральным законом "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации".

Статья 2. Восстанавливаемые ценные бумаги могут быть переведены в целевые долговые обязательства Российской Федерации, единицей номинала которых в соответствии с Федеральным законом "О порядке установления долговой стоимости единицы номинала целевого долгового обязательства Российской Федерации" является долговой рубль (дор).

Статья 3. Перевод восстанавливаемых ценных бумаг в целевые долговые обязательства Российской Федерации производится путем нанесения непосредственно на восстанавливаемые ценные бумаги специальных отметок, удостоверяющих факт их перевода в целевые долговые обязательства Российской Федерации установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом видов, номиналов и доходов (причитающихся по данным целевым долговым обязательствам Российской Федерации).

Величины номиналов данных целевых долговых обязательств Российской Федерации определяются в соответствии с Федеральным законом "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации" и в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Статья 4. Величина номинала целевого долгового обязательства Российской Федерации определяется исходя из номинала переводимой в него восстанавливаемой ценной бумаги и с учетом неполученных доходов, причитающихся по данной восстанавливаемой ценной бумаге в соответствии с условиями договора займа по ней, действовавшими на 1 марта 1991 года.

Величины номиналов целевых долговых обязательств Российской Федерации, в которые переводятся восстанавливаемые ценные бумаги (за исключением облигаций Государственного внутреннего выигрышного займа 1982 года), приобретенные в период с 1 марта по 31 декабря 1991 года, определяются с учетом изменения покупательной способности денежных средств после 1 марта 1991 года.

Статья 5. Учет изменения покупательной способности денежных средств после 1 марта 1991 года при определении величин номиналов целевых долговых обязательств Российской Федерации осуществляется при помощи коэффициентов деноминации, устанавливаемых для каждого месяца, входящего в период с 1 марта по 31 декабря 1991 года.

Для периода до 1 марта 1991 года коэффициент деноминации устанавливается равным единице.

Коэффициенты деноминации для месяцев, входящих в период с 1 марта по 31 декабря 1991 года, рассчитываются с использованием необходимого социального набора и базовой стоимости необходимого социального набора, установленных Федеральным законом "О порядке установления долговой стоимости единицы номинала целевого долгового обязательства Российской Федерации" и Федеральным законом "О базовой стоимости необходимого социального набора".

Коэффициент деноминации для месяца, входящего в период с 1 марта по 31 декабря 1991 года, равен отношению базовой стоимости необходимого социального набора к стоимостной оценке (в валюте СССР) указанного набора, определенной исходя из цен розничной торговли и тарифов данного месяца в целом по РСФСР.

Коэффициенты деноминации для месяцев, входящих в период с 1 марта по 31 декабря 1991 года, устанавливаются федеральным законом.

Статья 6. Облигации Государственного внутреннего выигрышного займа 1982 года переводятся в целевые долговые обязательства Российской Федерации - целевые облигации Российской Федерации.

Датой перевода облигации Государственного внутреннего выигрышного займа 1982 года (далее - облигация 1982 года) в целевую облигацию Российской Федерации считается 1 января 1996 года независимо от фактической даты ее перевода.

Величина номинала целевой облигации Российской Федерации устанавливается равной произведению коэффициента 1,4 на величину номинала переводимой в нее облигации 1982 года.

Для выигравшей облигации 1982 года величина номинала соответствующей целевой облигации Российской Федерации устанавливается равной произведению коэффициента 1,4 на величину выпавшего на данную облигацию 1982 года выигрыша (включающего величину нарицательной стоимости данной облигации).

С 1 января 1996 года на целевые облигации Российской Федерации начисляются доходы, выражаемые в долговых рублях.

До даты введения свободного обращения целевых облигаций Российской Федерации в валюту Российской Федерации по долговой стоимости начисляемые на них доходы (в год) не могут быть меньше 9 процентов от номиналов целевых облигаций Российской Федерации.

Статья 7. Государственные казначейские обязательства СССР переводятся в целевые долговые обязательства Российской Федерации - целевые казначейские обязательства Российской Федерации. При этом неотделенные купоны Государственных казначейских обязательств СССР признаются купонами данных целевых казначейских обязательств Российской Федерации.

Величина номинала целевого казначейского обязательства Российской Федерации устанавливается равной произведению величины номинала переводимого в него Государственного казначейского обязательства СССР (далее - переводимое Государственное казначейское обязательство СССР) на коэффициент деноминации, установленный для периода, на который приходится дата приобретения данного Государственного казначейского обязательства СССР (далее - коэффициент деноминации переводимого Государственного казначейского обязательства СССР).

Единицей номинала купона целевого казначейского обязательства Российской Федерации является долговой рубль (дор).

Для купонов целевого казначейского обязательства Российской Федерации устанавливаются следующие величины их номиналов:

номиналы купонов с номерами с 1-го по 4-й численно равны величинам номиналов соответствующих купонов переводимого Государственного казначейского обязательства СССР, умноженным на коэффициент деноминации переводимого Государственного казначейского обязательства СССР;

номиналы купонов с номерами 5 и 6 численно равны величинам номиналов соответствующих купонов переводимого Государственного казначейского обязательства СССР, умноженным на коэффициент 4 и на коэффициент деноминации переводимого Государственного казначейского обязательства СССР;

номиналы купонов с номерами 7 и 8 численно равны величинам номиналов соответствующих купонов переводимого Государственного казначейского обязательства СССР, умноженным на коэффициент 2 и на коэффициент деноминации переводимого Государственного казначейского обязательства СССР.

Доходы, причитающиеся на данный момент времени по целевому казначейскому обязательству Российской Федерации, определяются суммой номиналов его действующих купонов.

Действующими купонами целевого казначейского обязательства Российской Федерации являются неотделенные от него купоны с номерами с 1-го по 6-й.

С 1 января 1997 года к действующим купонам целевого казначейского обязательства Российской Федерации причисляется купон с номером 7.

С 1 января 1998 года к действующим купонам целевого казначейского обязательства Российской Федерации причисляется купон с номером 8.

Причисление к действующим купонам целевого казначейского обязательства Российской Федерации купонов с номерами с 9-го по 16-й, а также установление величин их номиналов осуществляются в порядке, определяемом федеральным законом.

Статья 8. Сертификаты Сберегательного банка СССР переводятся в целевые долговые обязательства Российской Федерации - целевые сертификаты Российской Федерации.

Датой перевода сертификата Сберегательного банка СССР в целевой сертификат Российской Федерации (независимо от даты его фактического перевода) считается дата, приходящаяся на 1996 год и отстоящая от даты приобретения данного сертификата на целое число лет.

Величина номинала целевого сертификата Российской Федерации, в который переводится сертификат Сберегательного банка СССР, устанавливается равной произведению коэффициента деноминации (установленного для периода, на который приходится дата приобретения данного сертификата Сберегательного банка СССР) на величину выплаты, предназначавшейся в соответствии с действовавшими на 1 марта 1991 года условиями займа по данному сертификату Сберегательного банка СССР в случае его предъявления к оплате на установленную дату его перевода в целевой сертификат Российской Федерации.

С даты перевода сертификата Сберегательного банка СССР в целевой сертификат Российской Федерации на данный целевой сертификат Российской Федерации начисляются доходы, выражаемые в долговых рублях.

До даты введения свободного обращения целевых сертификатов Российской Федерации в валюту Российской Федерации по долговой стоимости начисляемые на них доходы (в год) не могут быть меньше 10 процентов от номиналов целевых сертификатов Российской Федерации.

Статья 9. Установленные настоящим Федеральным законом целевые долговые обязательства Российской Федерации являются государственными ценными бумагами на предъявителя.

На требования по целевым долговым обязательствам Российской Федерации исковая давность не распространяется.

Статья 10. Порядок начисления доходов на определенные настоящим Федеральным законом целевые долговые обязательства Российской Федерации и порядок их обслуживания устанавливаются федеральными законами.

Статья 11. Для восстанавливаемых ценных бумаг, не переведенных в целевые долговые обязательства Российской Федерации, гарантии государства по восстановлению и обеспечению сохранности их ценности, установленные Федеральным законом "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации", сохраняются.

На требования по восстанавливаемым ценным бумагам исковая давность не распространяется.

Статья 12. Процедура перевода восстанавливаемых ценных бумаг в целевые долговые обязательства Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации.

Восстанавливаемые ценные бумаги, приобретенные в период с 1 марта по 31 декабря 1991 года, могут переводиться в целевые долговые обязательства Российской Федерации со дня вступления в силу федерального закона, устанавливающего коэффициенты деноминации для указанного периода.

При переводе восстанавливаемых ценных бумаг в целевые долговые обязательства Российской Федерации производится учет суммы номиналов данных целевых долговых обязательств Российской Федерации и суммы доходов, причитающихся по ним на конец текущего года.

Статья 13. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Статья 14. Предложить Президенту Российской Федерации привести свои указы в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Статья 15. Правительству Российской Федерации:

в месячный срок со дня вступления в силу настоящего Федерального закона определить коэффициенты деноминации для каждого месяца в период с 1 марта по 31 декабря 1991 года и внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект соответствующего федерального закона;

в двухмесячный срок со дня вступления в силу настоящего Федерального закона установить и ввести в действие процедуру перевода восстанавливаемых ценных бумаг в целевые долговые обязательства Российской Федерации;

привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Облигации как финансовый инструмент пользовались большой популярностью в СССР: их регулярно выпускали на протяжение всего существования страны. Не последнюю роль в этом сыграло отсутствие возможности выбора для вложения денег. В 1982 году был выпущен последний советский заём, ставший одним из самых масштабных — его активы до сих пор остаются на руках. Главный вопрос, который давно волнует многих, — можно ли продать облигации 1982 года.

Облигация представляет собой долговую расписку, подтверждающую факт долга эмитента и дающую право своему владельцу на дополнительные бонусы при её погашении. Выпуск государственных ценных бумаг обычно преследовал несколько целей — привлечение накоплений граждан для реализации интересов экономики и производства, поддержка рубля и предоставление возможности населению приумножить средства ввиду отсутствия банковских депозитов.

Попытки наполнить государственный бюджет и удержать рубль в твёрдой позиции на мировом рынке привели к выпуску облигаций государственного внутреннего займа (ОГВВЗ) 1982 года. Добровольными условия приобретения ценных бумаг назвать сложно — в ход шли патриотические призывы и навязывание купонов, которыми выдавали часть зарплаты. Срок займа составлял 20 лет, датой окончания было 1 января 2002 года. Он также известен как «брежневский заём». Облигации бесконтрольно выпускались огромными тиражами, за что их стали называть второй валютой.

Бумаги оформлялись на предъявителя и предполагали доход в 3% годовых, а также участие в лотерее с ценными призами. Ожидалось, что выигрыш получат 32% владельцев купонов. Среди подарков указывались автомобили «Волга» и «Жигули», крупные денежные суммы. Купить можно было номинал трёх видов в рублях: 25; 50; 100.

Выплаты: ожидания и реальность

Эмитентом по облигациям являлось Министерство финансов СССР. После развала Союза Минфин России в качестве правопреемника получил огромный внутренний долг перед населением, потому что выплаты по займу в советское время так и не начались. Распад страны привёл людей к мысли, что все сбережения потеряны, а компенсации ждать не стоит.

Правительство РФ занялось стабилизацией этого вопроса и начало исполнять свои обязательства в 1992 году: первым шагом стало решение выкупать облигации. Предлагаемая цена — 160 новых российских рублей за номинал в 100 советских — показалась смехотворной, большинство владельцев предпочли оставить ценные бумаги у себя в ожидании лучших условий. Выкуп завершился в конце 1994 года. Больше никаких денежных компенсаций по ним до настоящего времени не было, и официальные данные о возобновлении финансирования этих целей отсутствуют.

Ещё одним возможным действием стала замена советских облигаций на новые российские, которые выпустили в том же 1992-м году. Из-за низкой стоимости покупки старых ценных бумаг многие предпочли обменять облигации, ожидая большей доходности. Но нестабильная ситуация в молодой стране не располагала к полноценному возмещению убытков.

В 1995 году Б. Ельцин подписал новый Федеральный закон № 73, по которому ценные бумаги СССР переводились в обязательства по внутреннему долгу преемника — им выступала Российская Федерация. Но размеры компенсаций снова не удовлетворили владельцев облигаций: рядовые граждане получали максимально 10 тысяч рублей, ветераны ВОВ — 50 тысяч. С учётом инфляции суммы являлись совсем мизерными. Затем даже эти деньги перестали выплачивать.

В июле 1999 года вступил в силу Федеральный Закон № 162, в котором облигации 1982 года были признаны гарантированными сбережениями и подлежали переводу в долговые рубли. Он регулировался Постановлением Правительства РФ № 82 от 29.01.2000 г. В настоящий момент действие данного Постановления приостановлено, компенсации не проводятся. Окончательная судьба законодательного акта пока не решена: он может как полностью прекратить действие, так и продолжить работать.

Выплаты по облигациям 1992 года продлились до 2005 года включительно с учётом корректировки в 1998 после деноминации — суммарная стоимость делилась на тысячу. Далее в судебном порядке можно было добиться продажи имеющихся ценных бумаг через кассы «Сбербанка», обозначив уважительные причины невозможности обналичивания в установленные законом сроки. Такая практика длилась до 2009 года. Сейчас обязательства по ним считаются исполненными.

В Минфине рассматривался законопроект о целевых выплатах, которые касались облигаций, выпущенных во время займа 1982 года. Было предложено не переводить ценные бумаги советских времен в государственный долг РФ и считать все обязательства по ним выполненными. Хотя он не был принят, исключать повторения подобных предложений не стоит.

В 2012 году общественность всколыхнула история пенсионера из Шуи: он обратился в Страсбургский суд по правам человека после многочисленных отказов в судах разных инстанций в России. ЕСПЧ встал на сторону Юрия Лобанова и присудил ему компенсацию, размер которой составлял около полутора миллионов рублей. Пример жителя Шуи послужил толчком для других подобных прецедентов. Но, хотя Россию признавали обязанной платить по долгам Советского Союза, в современных реалиях рассчитывать на такие серьёзные суммы не приходится — летом 2015 года Конституционный Суд опубликовал решение: в случае противоречия постановлений Европейского суда внутренним законам РФ интересы страны ставятся выше.

Что можно делать с облигациями в 2019 году

На просторах интернета встречается достаточно много информации о том, что в «Сбербанке» или в Агентстве по страхованию вкладов предлагают наличные деньги за облигации 1982 года, цена их составляет около 50 тысяч за купюру в 100 рублей и 25 тысяч — за 50. Стоимость больших объёмов рассматривается в индивидуальном порядке. Какой бы привлекательной ни казалась такая возможность, к сожалению, официальных данных о выкупе советских облигаций на сайтах АСВ и банка нет. «Сбербанк» покупает только государственные казначейские обязательства и сертификаты Сберегательного банка СССР.

Возможными вариантами действий с облигациями СССР сегодня по-прежнему остаются:

  • хранение ценных бумаг в надежде на возобновление выплат от Минфина России;
  • продажа хорошо сохранившихся купюр коллекционерам-бонистам за небольшие суммы.

Первый вариант с учётом того, что срока давности погашение государственной задолженности по ценным бумагам не имеет, кажется предпочтительнее. Хотя перспектива весьма туманна, ФЗ-162 всё ещё не утратил силу. Во втором случае ценность облигаций невелика из-за высокой конкуренции.

Можно долго гадать, что делать с облигациями уже несуществующего государства, а можно составить инвестиционный портфель из современных облигаций и получать доход. Получите прямо сейчас бесплатную консультацию по этому вопросу.

Понравилась статья? Поделитесь ею в соцсетях, чтобы рассказать другим!

А также подписывайтесь на Открытый журнал , чтобы не пропустить новые публикации на канале!

Государственные облигации для населения в СССР и РФ. Досье

ТАСС-ДОСЬЕ. 26 апреля 2017 г. в России в отделениях Сбербанка и "ВТБ 24" начнется продажа облигаций федерального займа (ОФЗ) для физических лиц.

Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила справку о том, какие государственные облигации для населения выпускались в СССР и как было решено начать выпуск ОФЗ в современной России.

В СССР

Советская власть начала проводить внутренние займы в 1922 г. при переходе к Новой экономической политике (НЭП). Рынок внешних заимствований для СССР был закрыт, поэтому выпуск государственных ценных бумаг для населения стал фактически главным способом сокращения дефицита денежных средств.

Гособлигации советского времени выпускались не только процентными, но и "выигрышными". То есть помимо выплаты по процентам их покупатели имели шанс получить крупный выигрыш (сведения о них публиковались в печати). Например, военный заем 1942 г. обещал выигрыши до 50 тыс. руб. (около 100 среднемесячных зарплат).

Первый советский госзаем 1922 г. был номинирован в пудах зерна. Общая сумма средств, вырученных государством за счет его продажи, составила около 25% средней массы бумажного обращения. В 1923 г. были выпущены первые принудительные займы, которые обязаны были покупать частные предприниматели, комиссионеры, подрядчики и т. д. С 1924 г. займы начали выпускать в денежном эквиваленте. Доходность по займам времен НЭПа достигала 12%.

До 1927 г. займы были добровольными, однако затем их начали распространять по подписке среди трудовых коллективов. Фактически это означало их принудительное распространение: рабочие всех госорганизаций и предприятий тратили 6,5%-7,6% своей годовой зарплаты на покупку облигаций.

Начиная с 1930 г. государство стало переносить сроки выплат по ранее реализованным займам, а затем уменьшать их доходность. Так, в 1936 г. ранее выпущенные восьмипроцентные займы были принудительно обменены на трехпроцентные, а их погашение было заморожено на 20 лет.

С 1938 г. приобретать гособлигации обязали работников колхозов. В 1930-х гг. выпускались займы "укрепления обороны Союза ССР", индустриализации, займы второй и третьей пятилеток. Во время Великой Отечественной войны были выпущены четыре государственных военных займа, обеспечивавших около 10% всех доходов госбюджета.

После войны выпускались государственные займы "восстановления и развития народного хозяйства". К 1956 г. госдолг по облигациям превысил 250 млрд руб. (почти половина доходов бюджета СССР).

19 апреля 1957 г. ЦК КПСС и Совет министров СССР приняли постановление "О государственных займах, размещаемых по подписке среди трудящихся Советского Союза", которое фактически заморозило все выплаты и выигрыши по ранее выпущенным облигациям. При этом власти утверждали, что это решение было "подсказано снизу" трудовыми коллективами. Фактически это означало дефолт по гособлигациям.

В 1959 г., выступая на XXI съезде КПСС, глава государства Никита Хрущев заявил: "Миллионы советских людей добровольно высказались за отсрочку на 20-25 лет выплат по старым государственным займам. Этот факт раскрывает нам такие новые черты характера, такие моральные качества нашего народа, которые немыслимы в условиях эксплуататорского строя". Впоследствии в СССР были выпущены только два госзайма: в 1966 и 1982 гг.

Часть старых советских облигаций начали погашать в 1971 г. После распада СССР выплаты по ним окончательно прекратились, за исключением займа 1982 г., который выкупался до 2013 г.

Всего за историю СССР было размещено 60 различных выпусков государственных займов.

В современной России

Массовых выпусков облигаций госзайма для населения после 1982 г. в СССР и России не проводилось.

В 1993-1998 гг. в России выпускались государственные краткосрочные облигации (ГКО). Эти ценные бумаги имели очень высокую доходность (в 1998 г. - до 140%), позволявшую за несколько месяцев полностью окупить их приобретение. Однако до 1998 г. они реализовывались на аукционах среди крупных банков и компаний. Населению их начали продавать только весной 1998 г. через коммерческие банки, при этом минимальная цена продажи составляла 10 тыс. руб. (около 10 среднемесячных зарплат), а комиссия - до 6%. Поэтому высоким спросом ГКО у рядовых граждан не пользовались. В августе 1998 г. по ГКО был объявлен дефолт.

В сентябре 2015 г. Минфин впервые сообщил о планах привлечения средств населения через облигации федерального займа (ОФЗ). Эти именные номинированные в рублях ценные бумаги выпускаются с 1995 г., однако до сих пор предназначались не для населения, а для реализации на бирже. ОФЗ выпускаются в бездокументарной форме, срок их обращения - более года.

27 февраля 2017 г. на инвестиционном форуме в Сочи министр финансов Антон Силуанов объявил о том, что в апреле Минфин может запустить продажу ОФЗ для физлиц.

Первый выпуск ОФЗ для физлиц

Доходность к погашению (29 апреля 2020 г.) составит 9,02% годовых, что на 14% больше максимальной ставки (7,9%) по рублевым вкладам физлиц в десяти крупнейших банках России по состоянию на середину апреля 2017 г.

Продавать ОФЗ будут банки-агенты (в настоящее время это ПАО "Сбербанк" и ПАО "ВТБ 24").

Приобрести ОФЗ могут только граждане РФ, минимальная сумма покупки - 30 штук (30 тыс. руб.). Максимальное число облигаций, которыми может владеть одно физическое лицо - 15 тыс. штук (15 млн руб.). Операции на вторичном рынке с ОФЗ не допускаются, за исключением передачи в наследство или обратного выкупа банком-агентом. В отличие от банковских депозитов, застрахованный объем которых не превышает 1,4 млн руб., ОФЗ будут полностью обеспечены и защищены государством.

Как и у остальных ОФЗ, стоимость бумаг подвержена рыночным колебаниям. По номинальной цене они будут продаваться только до 28 апреля. Владельцы ОФЗ могут получить обратно их номинальную стоимость в дату погашения (для текущего выпуска - 29 апреля 2020 г.). После 28 апреля 2017 г. и до 29 апреля 2020 г. их можно будет продать и купить по рыночной стоимости, которая может оказаться выше или ниже номинальной.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: