Восстановление резерва на возможные потери по ссудам при погашении задолженности

Обновлено: 26.04.2024

от 28 июня 2017 года N 590-П

О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности

(с изменениями на 15 февраля 2022 года)

Документ с изменениями, внесенными:

Настоящее Положение на основании статей 62, 69, 72 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 28, ст.2790; 2003, N 2, ст.157; N 52, ст.5032; 2004, N 27, ст.2711; N 31, ст.3233; 2005, N 25, ст.2426; N 30, ст.3101; 2006, N 19, ст.2061; N 25, ст.2648; 2007, N 1, ст.9, ст.10; N 10, ст.1151; N 18, ст.2117; 2008, N 42, ст.4696, ст.4699; N 44, ст.4982; N 52, ст.6229, ст.6231; 2009, N 1, ст.25; N 29, ст.3629; N 48, ст.5731; 2010, N 45, ст.5756; 2011, N 7, ст.907; N 27, ст.3873; N 43, ст.5973; N 48, ст.6728; 2012, N 50, ст.6954; N 53, ст.7591, ст.7607; 2013, N 11, ст.1076; N 14, ст.1649; N 19, ст.2329; N 27, ст.3438, ст.3476, ст.3477; N 30, ст.4084; N 49, ст.6336; N 51, ст.6695, ст.6699; N 52, ст.6975; 2014, N 19, ст.2311, ст.2317; N 27, ст.3634; N 30, ст.4219; N 40, ст.5318; N 45, ст.6154; N 52, ст.7543; 2015, N 1, ст.4, ст.37; N 27, ст.3958, ст.4001; N 29, ст.4348, ст.4357; N 41, ст.5639; N 48, ст.6699; 2016, N 1, ст.23, ст.46, ст.50; N 26, ст.3891; N 27, ст.4225, ст.4273, ст.4295; 2017, N 1, ст.46; N 14, ст.1997; N 18, ст.2661, ст.2669) (далее - Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"), статьи 24 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" (в редакции Федерального закона от 3 февраля 1996 года N 17-ФЗ) (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, N 27, ст.357; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 6, ст.492; 1998, N 31, ст.3829; 1999, N 28, ст.3459, ст.3469; 2001, N 26, ст.2586; N 33, ст.3424; 2002, N 12, ст.1093; 2003, N 27, ст.2700; N 50, ст.4855; N 52, ст.5033, ст.5037; 2004, N 27, ст.2711; N 31, ст.3233; 2005, N 1, ст.18, ст.45; N 30, ст.3117; 2006, N 6, ст.636; N 19, ст.2061; N 31, ст.3439; N 52, ст.5497; 2007, N 1, ст.9; N 22, ст.2563; N 31, ст.4011; N 41, ст.4845; N 45, ст.5425; N 50, ст.6238; 2008, N 10, ст.895; 2009, N 1, ст.23; N 9, ст.1043; N 18, ст.2153; N 23, ст.2776; N 30, ст.3739; N 48, ст.5731; N 52, ст.6428; 2010, N 8, ст.775; N 27, ст.3432; N 30, ст.4012; N 31, ст.4193; N 47, ст.6028; 2011, N 7, ст.905; N 27, ст.3873, ст.3880; N 29, ст.4291; N 48, ст.6730; N 49, ст.7069; N 50, ст.7351; 2012, N 27, ст.3588; N 31, ст.4333; N 50, ст.6954; N 53, ст.7605, ст.7607; 2013, N 11, ст.1076; N 19, ст.2317, ст.2329; N 26, ст.3207; N 27, ст.3438, ст.3477; N 30, ст.4084; N 40, ст.5036; N 49, ст.6336; N 51, ст.6683, ст.6699; 2014, N 6, ст.563; N 19, ст.2311; N 26, ст.3379, ст.3395; N 30, ст.4219; N 40, ст.5317, ст.5320; N 45, ст.6144, ст.6154; N 49, ст.6912; N 52, ст.7543; 2015, N 1, ст.37; N 17, ст.2473; N 27, ст.3947, ст.3950; N 29, ст.4355, ст.4357, ст.4385; N 51, ст.7243; 2016, N 1, ст.23; N 15, ст.2050; N 26, ст.3860; N 27, ст.4294, ст.4295; 2017, N 14, ст.2000; N 18, ст.2661, ст.2669; N 25, ст.3596) (далее - Федеральный закон "О банках и банковской деятельности") и в соответствии с решением Совета директоров Банка России (протокол заседания Совета директоров Банка России от 29 мая 2017 года N 12) устанавливает порядок формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности (далее - ссуды), к которым относятся денежные требования и требования, вытекающие из сделок с финансовыми инструментами, перечень которых приведен в приложении 1 к настоящему Положению, а также особенности осуществления Банком России надзора за соблюдением кредитными организациями порядка формирования резервов на возможные потери по ссудам.

Глава 1. Общие положения

1.1. Кредитные организации обязаны формировать резервы на возможные потери по ссудам (далее - резерв) в соответствии с порядком, установленным настоящим Положением.

1.2. Классификация (реклассификация) ссуд и формирование (уточнение размера) резерва осуществляются на основании следующих принципов:

соответствие фактических действий по классификации ссуд и формированию резерва требованиям настоящего Положения и внутренних документов кредитной организации по вопросам классификации ссуд и формирования резерва, принимаемых уполномоченным органом (уполномоченными органами) кредитной организации (далее - внутренние документы);

комплексный и объективный анализ всей информации, относящейся к сфере классификации ссуд и формирования резервов;

своевременность классификации (реклассификации) ссуды и (или) формирования (уточнения размера) резерва и достоверность отражения изменений размера резерва в учете и отчетности.

1.3. Резерв формируется кредитной организацией при обесценении ссуды (ссуд), то есть при потере ссудой стоимости вследствие неисполнения либо ненадлежащего исполнения заемщиком обязательств по ссуде перед кредитной организацией либо существования реальной угрозы такого неисполнения (ненадлежащего исполнения) (далее - кредитный риск по ссуде).

1.5. Резерв формируется по конкретной ссуде либо по портфелю однородных ссуд, то есть по группе ссуд со сходными характеристиками кредитного риска, соответствующих требованиям, установленным настоящим Положением, и обособленных в целях формирования резерва (далее - портфель однородных ссуд) в связи с кредитным риском, обусловленным деятельностью конкретного заемщика либо группы заемщиков, предоставленные которым ссуды включены в портфель однородных ссуд.

1.6. При формировании резерва кредитные организации определяют в соответствии с порядком, установленным пунктом 1.7 и главой 3 настоящего Положения, размер расчетного резерва, то есть резерва, отражающего величину потерь кредитной организации по ссуде, которые должны быть признаны при соблюдении предусмотренного настоящим Положением порядка оценки факторов кредитного риска по ссуде без учета обеспечения по ссуде.

При наличии обеспечения по ссуде, предусмотренного главой 6 настоящего Положения, размер формируемого резерва определяется в порядке, установленном указанной главой.

При отсутствии обеспечения по ссуде, предусмотренного главой 6 настоящего Положения, резерв формируется в размере расчетного резерва.

Формирование портфелей однородных ссуд, определение размера резерва по портфелям однородных ссуд осуществляются в соответствии с порядком, установленным главой 5 настоящего Положения.

1.7. В целях определения размера расчетного резерва в связи с действием факторов кредитного риска ссуды (за исключением ссуд, сгруппированных в портфель однородных ссуд) классифицируются на основании профессионального суждения в одну из пяти категорий качества:

I (высшая) категория качества (стандартные ссуды) - отсутствие кредитного риска (вероятность финансовых потерь вследствие неисполнения либо ненадлежащего исполнения заемщиком обязательств по ссуде равна нулю);

II категория качества (нестандартные ссуды) - умеренный кредитный риск (вероятность финансовых потерь вследствие неисполнения либо ненадлежащего исполнения заемщиком обязательств по ссуде обусловливает ее обесценение в размере от 1 процента до 20 процентов);

III категория качества (сомнительные ссуды) - значительный кредитный риск (вероятность финансовых потерь вследствие неисполнения либо ненадлежащего исполнения заемщиком обязательств по ссуде обусловливает ее обесценение в размере от 21 процента до 50 процентов);

IV категория качества (проблемные ссуды) - высокий кредитный риск (вероятность финансовых потерь вследствие неисполнения либо ненадлежащего исполнения заемщиком обязательств по ссуде обусловливает ее обесценение в размере от 51 процента до 100 процентов);

V (низшая) категория качества (безнадежные ссуды) - отсутствует вероятность возврата ссуды в силу неспособности или отказа заемщика выполнять обязательства по ссуде, что обусловливает полное (в размере 100 процентов) обесценение ссуды.

Ссуды, отнесенные ко II-V категориям качества, являются обесцененными.

Кредитная организация формирует резервы по портфелям однородных ссуд в соответствии с применяемой ею методикой оценки риска по соответствующим портфелям однородных ссуд. Кредитная организация распределяет сформированные портфели однородных ссуд по следующим категориям качества:

I категория качества - портфели однородных ссуд с размером сформированного резерва в размере, равном нулю (0) (потери по портфелю однородных ссуд отсутствуют);

II категория качества - портфели однородных ссуд с размером сформированного резерва не более 3 процентов совокупной балансовой стоимости ссуд, объединенных в портфель;

III категория качества - портфели однородных ссуд с размером сформированного резерва свыше 3 и до 20 процентов включительно совокупной балансовой стоимости ссуд, объединенных в портфель;

IV категория качества - портфели однородных ссуд с размером сформированного резерва свыше 20 и до 50 процентов включительно совокупной балансовой стоимости ссуд, объединенных в портфель;

V категория качества - портфели однородных ссуд с размером сформированного резерва свыше 50 процентов совокупной балансовой стоимости ссуд, объединенных в портфель.

1.8. Резерв формируется в отношении требований кредитной организации к заемщику по ссуде, отражаемых на соответствующих балансовых счетах (далее - основной долг). В сумму основного долга не включаются остатки на счетах по учету начисленных расходов и прочих доходов по финансовому активу, начисленных процентов по ссуде, затрат по сделке (далее - проценты по ссуде), корректировок и переоценки, увеличивающих или уменьшающих стоимость финансового актива, формирующих в соответствии с нормативными актами Банка России о порядке бухгалтерского учета в кредитных организациях балансовую стоимость финансового актива.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2019 года указанием Банка России от 27 ноября 2018 года N 4986-У. - См. предыдущую редакцию)

1.9. Резерв формируется в валюте Российской Федерации независимо от валюты ссуды.

1.10. Требования настоящего Положения не распространяются на:

(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2019 года указанием Банка России от 27 ноября 2018 года N 4986-У. - См. предыдущую редакцию)

требования к Банку России;

Глава 2. Общие требования по оценке кредитных рисков по ссудам

2.1. Оценка кредитного риска по ссуде и портфелям однородных ссуд осуществляется на постоянной основе начиная с момента выдачи ссуды. Классификация и оценка ссуды (портфелей однородных ссуд), определение (уточнение размера) резерва по ссуде и портфелям однородных ссуд производятся с периодичностью, установленной главами 3 и 5 настоящего Положения.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2019 года указанием Банка России от 27 ноября 2018 года N 4986-У. - См. предыдущую редакцию)

2.2. Оценка ссуды и определение размера расчетного резерва и резерва осуществляются кредитными организациями самостоятельно на основе профессионального суждения, за исключением случаев, когда оценка ссуды и (или) определение размера резерва производится на основании оценки Банка России в соответствии со статьей 72 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и с главой 7 настоящего Положения.

2.3. Внутренние документы должны соответствовать требованиям настоящего Положения и иных нормативных актов по вопросам кредитной политики кредитных организаций и (или) методов ее реализации, а также содержать полный перечень существенных факторов, используемых кредитной организацией при классификации ссуд в соответствии с настоящим Положением. Состав внутренних документов определяется кредитной организацией самостоятельно с учетом требований настоящего Положения.

Кредитная организация отражает во внутренних документах:

порядок оценки ссуд, в том числе критерии оценки ссуд, порядок документального оформления и подтверждения оценки ссуд;

порядок принятия и исполнения решений по формированию резерва;

порядок принятия решений о признании задолженности по ссудам безнадежной. Задолженность по ссудам признается безнадежной и подлежит списанию кредитными организациями в порядке, установленном главой 8 настоящего Положения;

описание правил (методов, процедур), используемых для определения реальности деятельности заемщика - юридического лица в сфере производства продукции, выполнения работ и оказания услуг, включая перечень обстоятельств, свидетельствующих о возможном отсутствии у заемщика - юридического лица реальной деятельности или об осуществлении ее в незначительных объемах в денежном выражении, не сопоставимых с размером ссуды (совокупности ссуд, предоставленных данному заемщику), перечень основных используемых источников информации по данному вопросу, характеризующих сведения, необходимые для выявления таких заемщиков, полномочия работников кредитной организации, участвующих в проведении указанной работы, порядок принятия решений о реальности деятельности заемщика (о признании деятельности заемщика реальной). При оценке деятельности заемщика - юридического лица как реальной кредитной организации должны исходить из того, что результаты данной деятельности могут быть реализованы (проданы) на рынке, при том что оплата со стороны потребителей (покупателей) осуществляется ими не за счет систематического и существенного использования денежных средств и (или) иного имущества, предоставленных им кредитной организацией - кредитором прямо либо косвенно (через третьих лиц) с принятием на кредитную организацию - кредитора кредитных рисков. Минимальный перечень обстоятельств, каждое из которых свидетельствует о возможном отсутствии у заемщика - юридического лица реальной деятельности или об осуществлении ее в незначительных объемах в денежном выражении, не сопоставимых с размером ссуды (совокупности ссуд, предоставленных данному заемщику), который включается во внутренние документы, содержится в приложении 4 к настоящему Положению. Кредитная организация вправе предусмотреть во внутренних документах иные дополнительные обстоятельства, свидетельствующие о возможном отсутствии у заемщика - юридического лица реальной деятельности или об осуществлении ее в незначительных объемах в денежном выражении, не сопоставимых с размером ссуды (совокупности ссуд, предоставленных данному заемщику);

описание правил (методов, процедур), используемых при оценке финансового положения заемщика, перечень основных используемых источников информации по данному вопросу, круг сведений, необходимых для оценки финансового положения заемщика, полномочия работников кредитной организации, участвующих в проведении указанной оценки, а также порядок принятия решения об оценке финансового положения заемщика;

критерии существенности оборотов денежных средств по банковским счетам заемщика, открытым в кредитной организации;

критерии существенности сумм и сроков текущей картотеки неоплаченных расчетных документов к банковским счетам заемщика, задолженности перед федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации, местными бюджетами и внебюджетными фондами, просроченных денежных обязательств перед Банком России по привлеченным денежным средствам, порядок осуществления анализа причин возникновения текущей картотеки неоплаченных расчетных документов к банковским счетам заемщика, задолженности перед указанными бюджетами, внебюджетными фондами и Банком России в целях оценки финансового положения заемщика - юридического лица в соответствии с подпунктом 3.4.1 пункта 3.4 настоящего Положения;

критерии оценки представляемой заемщиком информации (в том числе ее полноты, актуальности, достоверности), а также меры по получению информации о заемщике, в том числе о его финансовом положении, состоянии его производственной и финансово-хозяйственной деятельности, цели, на которую ссуда предоставлена заемщику и использована им, планируемых источниках исполнения заемщиком обязательств по ссуде и об обеспечении по ссуде;

порядок осуществления контроля за правильностью оценки и определения размера резервов по ссудам, указанным в пункте 3.6 настоящего Положения;

критерии существенности для заемщика его просроченной дебиторской задолженности в целях применения абзаца восьмого пункта 3.6 настоящего Положения;

порядок составления и дальнейшего ведения досье заемщика;

порядок документального оформления и составления профессионального суждения;

порядок и периодичность определения справедливой стоимости залога, то есть такой его цены, по которой залогодатель в случае, если бы он являлся продавцом имущества, предоставленного в залог, имея полную информацию о стоимости имущества и не обязанный его продавать, согласен был бы его продать, а покупатель, имеющий полную информацию о стоимости указанного имущества и не обязанный его приобрести, согласен был бы его приобрести в разумно короткий срок, не превышающий 365 календарных дней;

порядок и периодичность оценки ликвидности залога, а также порядок определения (уточнения) размера резерва с учетом обеспечения по ссуде;


Формирование резервов на возможные потери по ссудам банк выполняет в соответствии с нормативами ЦБ РФ. Основная цель создания этих резервов — компенсация рисков невозврата ссуд. В свою очередь, резервирование обеспечивает, с одной стороны, равномерное отнесение на финансовый результат возможных потерь по ссудам, а с другой — создает стабильные условия для деятельности банка. О нюансах формирования банковских резервов расскажем в этом материале.

Пять категорий качества банковских ссуд

Как уже отмечалось выше, создание резерва под невозврат выданных ссуд (кредитов) и аналогичных выплат является обязательным действием для любого банка в России, осуществляющего ссудные операции. Основным регулирующим документом в этой сфере является Положение ЦБ РФ о порядке формирования резервов на возможные потери по ссудам кредитными организациями от 28.06.2017 № 590-П (далее — Положение № 590-П).

По указанным нормативам для определения размера резерва необходимо проанализировать имеющийся ссудный портфель и классифицировать выданные кредиты по указанным ЦБ критериям качества.

Все ссуды, таким образом, делятся на 5 категорий — в зависимости от присущих им критериев. Каждой категории присвоен тот или иной уровень риска:

Оценка риска невозврата

Расчетная величина резерва

Оценка выносится на основании профессионального суждения банковского специалиста. Основными критериями оценки являются:

  • финансовое положение заемщика (и изменения в этом положении);
  • добросовестность обслуживания заемщиком его долгов.

Умозаключения специалиста при этом подчиняются примерно такой логике:

Обслуживание долга заемщиком

Для целей анализа и формирования резерва можно объединять незначительные по суммам, но схожие по критериям ссуды в группу — портфель однородных ссуд. В таком случае расчеты можно производить по портфелю.

Как можно заметить, процесс формирования оценочных значений резервов по ссудам в части оценки рисков и величины резерва похож на процесс формирования страховых резервов. Порядок оценки и рекомендуемые Центробанком величины рисков и резервов тоже определены на основе статистико-математических методов.

Больше о формировании резервов в страховании вы узнаете из статьи «Правильное формирование страховых резервов (нюансы)».

Как банку формировать резервы на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности и учете сумм резерва в целях налога на прибыль, узнайте в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа, получите пробный демо-доступ бесплатно.

Порядок применения банками норм положения ЦБ РФ о создании резерва по ссудам

Прежде всего, всегда нужно помнить, что процесс формирования резервов на возможные потери по ссудам является перманентным: вчерашнее значение резерва постоянно уточняется и корректируется на текущий день. Это связано с тем, что постоянно изменяются основные критерии, взятые в расчет:

  • погашаются существующие и выдаются новые кредиты;
  • изменяется ситуация у заемщиков, в результате чего они перемещаются из одной категории в другую.

По тем же причинам корректировке подлежит и применяемая ставка резерва. Ее допускается уточнять реже — 1 раз в квартал.

Процесс формирования и уточнения резервов подчиняется нескольким основным правилам (глава 4 Положения № 590-П):

  1. В случае если у одного и того же заемщика имеется несколько долгов по кредитным продуктам и по ним получаются разные оценочные значения качества, все долги нужно оценивать по самому низкому из значений.

У заемщика два своевременно погашаемых кредита, которые относились к категории «хорошо-хорошо» (см. таблицу оценки). Заемщик взял еще один кредит, при этом из предоставленных им сведений видно, что его финансовое положение несколько ухудшилось. Таким образом, новый кредит следует оценить «хорошо-средне» и определить в категорию «нестандарт» с вероятностью невозврата 0,01–0,2 и созданием резерва. И следом за третьим кредитом надо переместить в «нестандарт» оба уже имеющихся и создать по ним резерв (несмотря на то что до сих пор заемщик погашал их без проблем).

  1. При предоставлении банковских гарантий, если имеются суммы, не взысканные с принципала (должника), к оценке принципала применяются те же правила и подходы, что и к обычным заемщикам банка. Соответственно, в случае наличия рисков формируется резерв.
  2. При оценке риска по ссудам, обеспеченным закладными, критерии оценки дополняются еще анализом возможного изменения стоимости залогового имущества.
  3. По сделкам с финансовыми активами, по которым предоставляются отсрочки платежей (или передачи активов), формируются дополнительные резервы, покрывающие стоимость этого финансового актива.
  4. Если ссуда является синдицированной (по одной ссуде фактически несколько заемщиков), резерв рассчитывается по каждому участнику синдиката, в соответствии с правилами, закрепленными в Инструкции Банка России от 28.06.2017 № 180-И.
  5. Если осуществляется финансирование клиента банка под уступку денежного требования, то:
  • до фактического перехода требования банк оценивает риски (и формирует резервы) в отношении клиента;
  • после факта уступки банк начинает аналогично обсчитывать уже должника.
  1. Наличие страховки — жизни, здоровья, потери трудоспособности и т. п. — может рассматриваться как влияющий на оценку резерва факт, а может и не рассматриваться. Критерием для суждений тут будет то, какой размер страхового возмещения будет причитаться банку и насколько он покрывает собой сумму, которая требуется заемщику для дальнейшего обслуживания долга. Если причитающаяся банку сумма по страховке не закроет долг заемщика, рассматривать наличие страховки как фактор для уменьшения резерва нецелесообразно.
  2. По умолчанию в пятую (наихудшую) категорию относятся ссуды:
  • по которым у банка отсутствуют подтверждающие отношения по ссуде документы;
  • выданные кредитным организациям, которые лишились лицензии.

Напомним, что по ссудам категории V формируется резерв в размере 100% задолженности.

Нюансы формирования резервных отчислений по портфелям

Большинство нюансов связаны с заемщиками — физическими лицами.

Для правильного формирования резервов физлиц следует подразделять на:

  • «просто» физических лиц;
  • предпринимателей.

Выдаваемые физлицам ссуды классифицируются на:

  • обеспеченные (залогом недвижимости, автомобиля, иного ценного имущества);
  • необеспеченные (соответственно, по которым нет обеспечения).

Ну и, разумеется, ссуды могут быть погашаемыми вовремя (без просрочек) и не погашаемыми вовремя (с просрочками).

По трем изложенным критериям формируются портфели однородных ссуд для случаев, когда резерв можно формировать в целом по портфелю (не в отдельности по каждому кредиту).

Установленные размеры отчислений в резервы приведены в таблицах 3, 3.1, 3.2, 4, 4.1 Положения № 590-П. Допускается выбор из трех вариантов для «просто» физлиц и двух вариантов для предпринимателей.

Критериями для выбора того или иного норматива для создания резерва являются:

  • применяемый банком порядок классификации ипотеки (например, банк может выделять при формировании портфелей ипотечные кредиты с пониженным уровнем рисков, а может не выделять);
  • применяемый банком порядок объединения ссуд в портфели (например, банк может выделять в отдельную группу ссуды с небольшими просрочками (до 30 дней), а может объединять их в одну группу со ссудами без просрочек).

Применяемый банком порядок формирования резервов на возможные потери по ссудам должен быть закреплен в локальных нормативных актах, а также обязательно раскрыт в представляемой банком отчетности.

Типовые проводки по формированию резерва по ссудам

Проводки в кредитных учреждениях формируются на основе плана счетов, утвержденного Положением Банка России от 27.02.2017 № 579-П. Согласно этому плану резервирование на потери по ссуде происходит по кредиту субсчета, открытого к тому же счету, на котором учитывается и сама ссуда. При этом аналитика в разрезе видов ссуд обеспечивается применением того или иного счета из плана счетов. Дебетуется счет расходов банка. То есть с технической точки зрения сформированный резерв уменьшает объем сомнительной задолженности на балансе, равномерно во времени относя разницу на финансовый результат.

Банковские организации обязаны создавать резервы, обеспечивающие компенсацию денежного выражения рисков деятельности. Одним из главных рисков является вероятность невозврата выданных кредитов. Для равномерного переноса возможных финансовых потерь на результаты работы необходимо формировать резерв на потери по ссудам. Он образуется в размере, который рассчитывается на базе нормативов ЦБ РФ.

Какие существуют проблемы и ошибки банков при формировании резерва на возможные потери по ссудам с учетом обеспечения?

Резерв на возможные потери по ссудам

Резерв создается для сглаживания негативного влияния ситуаций с обесцениванием выданных ссудных средств. Произойти это может под влиянием внешних факторов и по причине невозврата денег должником. Благодаря резерву предотвращаются значительные колебания показателя прибыльности. Формирование резервного фонда осуществляется посредством регулярных отчислений, которые по учету проводятся в составе затрат. Регламентация вопросов резервирования денег под вероятные невозвраты ссуд относится к сфере действия Положения ЦБ от 28.06.2017 под № 590-П.

ВАЖНО! Оценка выданных ссуд и их распределение по категориям качества осуществляется банками самостоятельно. Закладываемая в резерв сумма потенциальных потерь определяется величиной возможного обесценивания кредитных ресурсов.

Объем вероятных потерь равен разности между показателями балансовой стоимости кредита (непогашенным остатком долга) и справедливой оценочной стоимости. Резервы могут создаваться обособленно по каждой ссуде или применительно к комплексу однородных кредитных обязательств. Оценка ссуды по уровню ее качества осуществляется регулярно с момента выдачи ссудных денег клиенту.

ЗАПОМНИТЕ! В роли оценочных критериев для кредитов используют такие условия, как финансовое положение должника и динамика его изменения, добросовестность, проявленная заемщиком при исполнении обязательств по погашению ссуды.

Формирование резерва

В расчете общего объема резервных средств банковские организации учитывают категории ссуд. Их по нормативам качества ЦБ РФ выделяют пять:

  1. Для первой категории кредитов резервные отчисления равны 0%. Это стандартные займы, причисляемые к высшей категории качества. По ним отсутствует явный кредитный риск.
  2. Для второй группы характерно регулярное зачисление в фонд резерва до 20% сумм задолженностей перед банком. Это нестандартные кредитные обязательства клиентов, которым присваивается умеренный уровень риска обесценивания.
  3. По долгам третьей категории отчисления составляют 21-50% от объема таких ссуд. Это портфель, формируемый сомнительными задолженностями. Вероятность возникновения материального ущерба при их обслуживании высокая.
  4. В четвертую группу входят задолженности, возврат которых сомнителен. По ним резервы создаются в размере 51-100%. Такие проблемные кредитные средства обладают высоким риском невозврата или просрочки платежей.
  5. Пятую категорию составляют безнадежные долги, по ним резервные отчисления равны сумме кредитных средств.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Величина резерва напрямую зависит от качества займов.

Центральный банк рекомендует рассматривать кредиты из 2-5 категорий как источники риска. Их называют частично или полностью обесцененными. Ресурсы резервных фондов зачисляются на открытый беспроцентный счет. Этот счет является беспроцентным, его предназначение – накопление средств и обеспечение их сохранности.

Формирование резервных фондов осуществляется в национальной валюте. Система резервирования должна применяться всеми банками, выдающими кредиты (независимо от валюты ссуды). При реализации гарантийных отчислений рекомендуется предварительно проводить классификацию кредитов и составлять из них однородные ссудные портфели. Распределение займов по портфелям осуществляется по нескольким критериям:

  • отдельно показываются задолженности физических, юридических лиц и ИП;
  • разделяются кредиты на группы обеспеченных и необеспеченных;
  • дополнительное деление производится по степени дисциплинированности должников.

Профессиональное оценочное суждение выносится на основании мероприятий по комплексному анализу деятельности должника и его материального положения. Оформленные результаты должны содержать информацию:

  • об имеющемся уровне риска неплатежеспособности клиента;
  • о проведенных аналитических процедурах и примененной методике;
  • по оценке качества обслуживания ссуды;
  • расчетные данные по резерву для конкретной задолженности.

По юридическим лицам в качестве источника информации для анализа платежеспособности выступают бухгалтерская документация, налоговые декларации, отчетность, содержание статистических форм.

ЗАМЕТЬТЕ! Порядок формирования резервного фонда и методика оценки платежеспособности заемщиков должны быть прописаны во внутренних документах банка.

Бухгалтерский и налоговый учет

В ситуациях, когда расчетная величина резервного фонда оказалась меньше, чем объем фактически произведенных в резерв отчислений, разница в значениях выделяется и переносится на доходные статьи деятельности. При очередной операции по оценке уровня риска ссуды категория кредита может быть изменена. В этом случае осуществляется реклассификация долга. Она является основанием для доначисления резерва или уменьшения его размера. Альтернативный способ – списать всю сумму резервного фонда по конкретной задолженности на доходы банка и сформировать гарантийный запас денег в обновленном объеме.

К СВЕДЕНИЮ! Способ отражения корректировок по величине резервов должен быть закреплен локальными документами финансового учреждения.

В отчетных формах банковскими структурами должна раскрываться информация о выданных новых кредитах, фактах списания безнадежных долгов, уровне погашения действующих обязательств клиентами, случаях реклассификации ссуд. Размер резервных фондов определяется в целом по банку, включая ресурсы филиальных подразделений.

Отображение информации о резервах по ссудам в бухгалтерском учете осуществляется по правилам, утвержденным Положением от 27.02.2017 г. под № 579-П. Планом счетов предусмотрено несколько субсчетов для систематизации данных о резервных средствах. Движение по этим счетам оказывает комплекс операций по начислению, увеличению резервов, восстановлению внесенных в них ранее сумм с последующим отнесением на доходные статьи.

Счета, на которых систематизируются данные по резервам возможных ссудных потерь, относятся к группе пассивных. Процесс формирования резерва отображается при помощи кредитовых оборотов, дебетовое движение показывает уменьшение созданного фонда за счет переоценки качества кредитов или списания безнадежных долгов. При помощи аналитического учета банки создают информационную базу по резервам, формируемым в разрезе каждого клиента и с разбивкой на договоры или портфели однородных обязательств.

Ст. 297.3 НК РФ регламентированы вопросы налогового учета этого типа резервов кредитных структур. Производимые отчисления записываются в расходы организации. Эти затраты признаются как часть внереализационных издержек. После списания с баланса признанного безнадежным долга проценты по кредиту прекращают начисляться. Если величина зарезервированных средств по итогам налогового периода не была использована банком в полном объеме, то остаток переносится на следующий год. Размер нового резерва должен корректироваться на остатки предыдущих лет, которые могут входить в состав текущих резервных фондов.

Типовые проводки

Формирование резерва отражается корреспонденций с дебетованием счета затрат и кредитованием субсчета, выделенного для резервных средств:

  • Д70606 – К32015 (32115, 32505, 32211 и др.) – при резервировании ресурсов под возможные потери по ссудам, выданным другим кредитным организациям;
  • Д70606 – К44115 – резерв по кредитам, предоставленным государственным органам и внебюджетным фондам;
  • Д70606 – К45215 – создание резерва по ссудам юридических лиц;
  • Д70606 – К45415 – резервирование для покрытия вероятных убытков вследствие обесценивания оформленных ИП кредитов;
  • Д70606 – К45515 – резервирование средств по обязательствам клиентов из категории физических лиц.

При условии, что кредит погашается должником, резервные ресурсы утрачивают свою актуальность. Они должны быть восстановлены на доходы. Делается это проводкой между дебетом субсчета по резерву и кредитом счета 70601.

26 июля, 27 ноября, 26 декабря 2018 г., 18 июля, 16 октября 2019 г., 11 января, 18 августа 2021 г., 15 февраля 2022 г.

ГАРАНТ:

Настоящее Положение на основании статей 62, 69, 72 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 28, ст. 2790; 2003, N 2, ст. 157; N 52, ст. 5032; 2004, N 27, ст. 2711; N 31, ст. 3233; 2005, N 25, ст. 2426; N 30, ст. 3101; 2006, N 19, ст. 2061; N 25, ст. 2648; 2007, N 1, ст. 9, ст. 10; N 10, ст. 1151; N 18, ст. 2117; 2008, N 42, ст. 4696, ст. 4699; N 44, ст. 4982; N 52, ст. 6229, ст. 6231; 2009, N 1, ст. 25; N 29, ст. 3629; N 48, ст. 5731; 2010, N 45, ст. 5756; 2011, N 7, ст. 907; N 27, ст. 3873; N 43, ст. 5973; N 48, ст. 6728; 2012, N 50, ст. 6954; N 53, ст. 7591, ст. 7607; 2013, N 11, ст. 1076; N 14, ст. 1649; N 19, ст. 2329; N 27, ст. 3438, ст. 3476, ст. 3477; N 30, ст. 4084; N 49, ст. 6336; N 51, ст. 6695, ст. 6699; N 52, ст. 6975; 2014, N 19, ст. 2311, ст. 2317; N 27, ст. 3634; N 30, ст. 4219; N 40, ст. 5318; N 45, ст. 6154; N 52, ст. 7543; 2015, N 1, ст. 4, ст. 37; N 27, ст. 3958, ст. 4001; N 29, ст. 4348, ст. 4357; N 41, ст. 5639; N 48, ст. 6699; 2016, N 1, ст. 23, ст. 46, ст. 50; N 26, ст. 3891; N 27, ст. 4225, ст. 4273, ст. 4295; 2017, N 1, ст. 46; N 14, ст. 1997; N 18, ст. 2661, ст. 2669) (далее - Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"), статьи 24 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" (в редакции Федерального закона от 3 февраля 1996 года N 17-ФЗ) (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, N 27, ст. 357; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 6, ст. 492; 1998, N 31, ст. 3829; 1999, N 28, ст. 3459, ст. 3469; 2001, N 26, ст. 2586; N 33, ст. 3424; 2002, N 12, ст. 1093; 2003, N 27, ст. 2700; N 50, ст. 4855; N 52, ст. 5033, ст. 5037; 2004, N 27, ст. 2711; N 31, ст. 3233; 2005, N 1, ст. 18, ст. 45; N 30, ст. 3117; 2006, N 6, ст. 636; N 19, ст. 2061; N 31, ст. 3439; N 52, ст. 5497; 2007, N 1, ст. 9; N 22, ст. 2563; N 31, ст. 4011; N 41, ст. 4845; N 45, ст. 5425; N 50, ст. 6238; 2008, N 10, ст. 895; 2009, N 1, ст. 23; N 9, ст. 1043; N 18, ст. 2153; N 23, ст. 2776; N 30, ст. 3739; N 48, ст. 5731; N 52, ст. 6428; 2010, N 8, ст. 775; N 27, ст. 3432; N 30, ст. 4012; N 31, ст. 4193; N 47, ст. 6028; 2011, N 7, ст. 905; N 27, ст. 3873, ст. 3880; N 29, ст. 4291; N 48, ст. 6730; N 49, ст. 7069; N 50, ст. 7351; 2012, N 27, ст. 3588; N 31, ст. 4333; N 50, ст. 6954; N 53, ст. 7605, ст. 7607; 2013, N 11, ст. 1076; N 19, ст. 2317, ст. 2329; N 26, ст. 3207; N 27, ст. 3438, ст. 3477; N 30, ст. 4084; N 40, ст. 5036; N 49, ст. 6336; N 51, ст. 6683, ст. 6699; 2014, N 6, ст. 563; N 19, ст. 2311; N 26, ст. 3379, ст. 3395; N 30, ст. 4219; N 40, ст. 5317, ст. 5320; N 45, ст. 6144, ст. 6154; N 49, ст. 6912; N 52, ст. 7543; 2015, N 1, ст. 37; N 17, ст. 2473; N 27, ст. 3947, ст. 3950; N 29, ст. 4355, ст. 4357, ст. 4385; N 51, ст. 7243; 2016, N 1, ст. 23; N 15, ст. 2050; N 26, ст. 3860; N 27, ст. 4294, ст. 4295; 2017, N 14, ст. 2000; N 18, ст. 2661, ст. 2669; N 25, ст. 3596) (далее - Федеральный закон "О банках и банковской деятельности") и в соответствии с решением Совета директоров Банка России (протокол заседания Совета директоров Банка России от 29 мая 2017 года N 12) устанавливает порядок формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности (далее - ссуды), к которым относятся денежные требования и требования, вытекающие из сделок с финансовыми инструментами, перечень которых приведен в приложении 1 к настоящему Положению, а также особенности осуществления Банком России надзора за соблюдением кредитными организациями порядка формирования резервов на возможные потери по ссудам.

Председатель
Центрального банка
Российской Федерации

Утверждено новое положение о порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности.

В частности, в нем урегулированы вопросы оценки кредитного риска по выданной ссуде, процедура формирования резерва с учетом обеспечения по ссуде, порядок определения размера расчетного резерва. Закреплены правила списания безнадежной задолженности по ссудам. Установлены особенности надзора за порядком формирования резерва.

Классификация ссуд не изменилась. Как и ранее, они подразделяются на стандартные, нестандартные, сомнительные, проблемные и безнадежные. Также сохранены категории качества, по которым распределяются сформированные портфели однородных ссуд.

Прежнее положение (с учетом вносимых изменений) признано утратившим силу.

Положение вступает в силу с 14 июля 2017 г.

Положение Банка России от 28 июня 2017 г. N 590-П "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности"

Вправе ли банк использовать в качестве документа, подтверждающего доход физического лица, выписку о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования, в которой информация о доходах отражается с задержкой, и при этом не применять пункт 3.12 Положения №

Да. Выписка о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования, полученная кредитной организацией в электронном виде из информационной системы ПФР с согласия заемщика, является документом, сопоставимым со справкой о доходах, так как содержит суммы выплат в пользу застрахованного лица с указанием работодателей и периодов выплат, и может быть использована для оценки финансового положения.

При этом используемая в целях оценки финансового положения заемщика информация должна также отвечать критериям актуальности и достаточности. Поэтому может потребоваться дополнительная проверка стабильности уровня доходов и сохранения места работы.

В части документов, которые могут рассматриваться в качестве источников информации для оценки финансового положения заемщика в целях применения Положения № предлагаем руководствоваться письмом Банка России от 10.12.2021 № 03-23-2/11959.

Может ли кредитная организация оценивать финансовое положение заемщика — физического лица как хорошее на основании того, что заемщик направил предоставленную ему ссуду на покупку недвижимости и предоставил данную недвижимость в залог банку? Возможно ли при оценке ссуды на индивидуальной основе не запрашивать документы, подтверждающие доходы физического лица, и не применять п. 3.12 Положения №

Нет, предоставление заемщиком в залог недвижимости, в том числе приобретенной за счет предоставленной ему ссуды, не является достаточной информацией для оценки финансового положения заемщика.

При оценке ссуды на индивидуальной основе необходимо руководствоваться требованиями главы 3 Положения № в том числе пп. 3.1.5 и п. 3.12 данного Положения. При этом недопустимо заменять оценку достаточности доходов заемщика для обслуживания ссуды оценкой стоимости имущества, переданного в залог.

Информация о наличии материального имущества заемщика, как было отмечено в письме Банка России от 10.12.2021 № 03-23-2/11959, может использоваться при оценке финансового положения в качестве дополнительной информации, но не отменяет необходимости получения документов, подтверждающих доходы физического лица, и расчета кредитоспособности, исходя из текущих фактических доходов заемщика.

Имущество, переданное в залог кредитной организации, при соответствии его требованиям главы 6 Положения № следует учитывать не в оценке финансового положения заемщика, а в качестве обеспечения по ссуде в целях минимизации размера формируемого резерва в соответствии с требованиями главы 6 Положения №

— должна ли осуществляться корректировка доходов заемщика на величину прожиточного минимума и расходов на иждивенцев, если данное требование не отражено в нормативных актах Банка России?

— возможно ли применение различных коэффициентов для расходов на иждивенцев в зависимости от статуса и иных индивидуальных характеристик иждивенцев?

Да, несмотря на то, что финансовое положение заемщиков оценивается в соответствии с методикой, утвержденной внутренними документами кредитных организаций, и Положение № не содержит конкретного требования об учете величины прожиточного минимума заемщика и его иждивенцев при оценке финансового положения заемщиков-физических лиц, полагаем, что при оценке кредитоспособности заемщиков-физических лиц целесообразно исходить из величины доходов, уменьшенных на величину прожиточного минимума на заемщиков и лиц, находящихся на их иждивении, на которую существуют ограничения по взысканию.

Дополнительное снижение величины прожиточного минимума на корректирующий коэффициент не оправдано с точки зрения его малой величины и консервативного подхода при оценке кредитного риска.

Верно ли, что финансовое положение заёмщика — физического лица рассчитывается как разница между фактически полученными доходами и фактически уплаченными налогами за минусом прожиточного минимума на заемщика и его иждивенцев?

Оценка финансового положения предполагает комплексный анализ информации о заемщике. Предложенный подход позволяет оценить величину «брутто» дохода заемщика, но не финансовое положение в целом. Необходим анализ обязательств и долговой нагрузки заемщика (по данным БКИ и других доступных источников), а также иных факторов, оказывающих влияние на его финансовое положение. При этом исключение из состава доходов заемщика только величины прожиточного минимума не представляется консервативным, поскольку она не отражает реальную стабильную величину его расходов.

Как понимает кредитная организация оценка качества обслуживания долга до даты платежа, предусмотренной договором, в соответствии с п. 3.7 Положения № возможна, если заемщик осуществляет платежи в размере, равном или превышающем величину, установленную пп. 3.13.3 Положения № образом следует определять необходимый размер платежа, если период до даты расчета резерва составляет не месяц(ы), а несколько дней?

Для оценки достаточности платежа по ссуде и возможности его учета для обслуживания долга следует сопоставлять сумму фактически произведенных платежей с минимально допустимой величиной, установленной пп. 3.13.3 Положения № суммы платежей с величиной, предусмотренной пп. 3.13.3 Положения № следует исходить из фактической суммы задолженности по ссуде и срока пользования ей.

При периоде пользования ссудой, исчисляемом в днях, размер платежа для целей оценки качества обслуживания долга по п. 3.7 Положения № должен составлять не менее суммы, рассчитанной как произведение остатка ссудной задолженности, 1/365 величины, установленной пп. 3.13.3 Положения № (например, 2/5 ключевой ставки Банка России), и количества календарных дней с даты выдачи ссуды заемщику до даты расчета резерва.

Таким образом, размер платежа должен составлять не менее суммы, рассчитанной как:

(ссуда * (2/5 ключевой ставки Банка России * 1/365) * количество дней.

По кредиту на реализацию инвестиционного проекта часть процентной ставки субсидируется государством, а часть уплачивается заемщиком после окончания инвестиционной стадии проекта. Допустимо ли в течение инвестиционной стадии не применять требования п. 3.8 Положения № а учитывать поступающие из бюджета в уплату процентов субсидии для оценки качества обслуживания долга по п. 3.7 Положения №

Качество обслуживания долга по ссуде должно оцениваться с учетом полноты и своевременности исполнения обязательств, установленных условиями кредитного договора. Если непосредственно заемщиком платежи в погашение основного долга и (или) процентов не производятся, основания осуществлять оценку качества обслуживания долга без учета требований п. 3.8 Положения № отсутствуют.

Вместе с тем получение средств государственной поддержки в виде субсидий на уплату процентов по кредитам может быть учтено при оценке кредитного риска как иной существенный фактор для уточнения категории качества ссуды в соответствии с пп. 3.9.3 Положения №

Считать ли реструктуризацией однократное или периодическое изменение даты платежа по кредиту внутри платежного периода?

В целях признания ссуды, реструктурированной в соответствии с пп. 3.7.2.2 Положения № предлагаем исходить из того, насколько при изменении даты платежа внутри платежного периода заемщик получает право исполнять обязательства по ссуде в более благоприятном режиме (учитывая при этом цели обращения заемщика за данной услугой, финансовое состояние заемщика, порядок начисления процентов за пользование ссудными средствами, объем требований к заемщику, сроки переноса даты платежа).

Возможно ли приравнять временный специализированный механизм предоставления ликвидности, созданный Банком России в целях поддержки кредитования МСП, к акту Правительства Российской Федерации и использовать право, предусмотренное пп. 3.10.1 Положения № о принятии решения по совокупности ссуд, независимо от оценки финансового положения?

Нет, временные специализированные механизмы предоставления ликвидности, созданные Банком России, не являются актами Правительства Российской Федерации. Таким образом, при реструктуризации в рамках реализации временных специализированных механизмов предоставления Банком России ликвидности нормы пп. 3.10.1 Положения № не применимы.

Уточнить, что последний абзац пп. 3.9.2 Положения № «ухудшение экономического положения страны, резидентом которой является заемщик и (или) в которой заемщик осуществляет свою деятельность» — не применяется к резидентам Российской Федерации.

Да, может не применяться.

Представляется, что применение данного существенного фактора к каждой ссуде, выданной резиденту Российской Федерации (независимо от оценки заемщика и влияния на его деятельность экономического положения страны), не является обоснованным.

При применении рассматриваемого иного существенного фактора необходимо обоснование того, что ухудшение экономического положения страны, в том числе Российской Федерации, резидентом которой является заемщик и (или) в которой заемщик осуществляет свою деятельность влияет на качество ссудной задолженности заемщика.

Возможно ли, в связи со значительным ростом ключевой ставки Банка России, при классификации ссудной задолженности не применять требования пп. 3.9.2 и не признавать ссуды как выданные на льготных условиях при сохранении прежнего уровня ставок для новых выдач?

Возможно в случае, если уровень процентных ставок по ссудам является для всех заемщиков аналогичным.

Предоставление отдельным заемщикам ссуд на льготных условиях (по сравнению с условиями предоставления сопоставимых (по срокам, суммам и целям) ссуд другим заемщикам) следует рассматривать в качестве иного существенного фактора, предусмотренного абз. 2 пп. 3.9.2 Положения № При этом обращаем внимание, что в данных целях льготность условий по ссуде определяется исходя из условий по сопоставимым ссудам других заемщиков кредитной организации.

В связи с единовременным существенным ростом значения ключевой ставки Банка России и с учетом роста ставок по вновь выдаваемым ссудам возможно ли сопоставлять ссуды в целях пп. 3.9.3 (положительная кредитная история) Положения № только по сроку и сумме, без учета процентной ставки?

Предлагаем исключить из критериев сопоставимости ссуд для целей применения данного иного существенного фактора критерий сопоставимости по процентной ставке для тех ссуд, по которым ставка зависит от ключевой ставки Банка России.

Предложение не поддерживается.

В целях применения иных существенных факторов в части учета положительной/отрицательной кредитной истории необходимо сопоставление оцениваемых и ранее выданных ссуд с точки зрения возможности исполнять обязательства по оцениваемой ссуде исходя из качества исполнения обязательств по иным ссудам с сопоставимыми периодическими платежами по обслуживанию долга, которые определяются с учетом сроков, сумм и процентных ставок.

Можно ли не проверять на реальность деятельности заемщиков — субъектов МСП, включенных в единый реестр субъектов МСП?

Включение заемщика в единый реестр субъектов МСП не является безусловным подтверждением осуществления заемщиком реальной деятельности.

Перечень исключений, в том числе ссуд заемщиков — субъектов МСП, на которые требования об оценке реальности заемщика не распространяются, содержится в п. 3.12.2 Положения №

В отношении ссуд, которые не относятся к данным исключениям, кредитные организации обязаны проводить оценку реальности деятельности заемщиков и при выявлении обстоятельств, свидетельствующих о наличии признаков нереальности деятельности, классифицировать ссуды в соответствии с требованиями п. 3.12 Положения №

При этом в соответствии с п. 3.12.3 Положения № в случае наличия достаточных обоснований кредитные организации вправе принять решение о признании деятельности заемщиков реальной.

Может ли КО не проверять на целевое использование потребительские кредиты, которые по своей величине несущественны?

Положение № не содержит критериев существенности, позволяющих не отслеживать целевое использование кредитных средств, полученных заемщиком, в случае выдачи ссуды на определенные цели.

Пунктом 2.3 Положения № предусмотрено, что кредитная организация самостоятельно разрабатывает документы по кредитной политике, в которых отражает порядок оценки ссуд, в том числе критерии оценки ссуд, порядок документального оформления и подтверждения оценки ссуд. Порядок оценки ссуд может и должен зависеть от специфики кредитного продукта и размера ссуд. Учет специфики кредитного продукта предполагает разный набор документов, представляемых заемщиком на этапах кредитования, в том числе для подтверждения целевого использования ссуды, и соответствующие сроки представления. Полагаем, что в целях исполнения требований Положения № кредитной организации необходимо закреплять в кредитных договорах обязанность заемщика по представлению документов, подтверждающих целевое использование заемных средств, возможный перечень таких документов, а также сроки их представления.

Обращаем внимание, что контроль расходования заемщиками кредитных средств необходим, в том числе в целях применения требований пп. 3.9, 3.13.6, 3.13.7, 3.14.1 Положения №

Качество соблюдения заемщиками условий кредитных договоров в части соблюдения потребительских, инвестиционных или предпринимательских целей следует учитывать в качестве фактора, влияющего на уровень принимаемого кредитного риска.

Контроль в отношении потребительских кредитов, предоставляемых заемщикам в целях, не связанных с осуществлением ими предпринимательской деятельности, необходим в целях соблюдения требований законодательства к условиям предоставления, использования и возврата потребительского кредита (займа).

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: