Особенности проведения прокурорских проверок исполнения законов судебными приставами

Обновлено: 25.04.2024

Переход к новым рыночным отношениям диктует все более актуальную проблему, связанную с исполнением судебных актов и актов иных органов в области имущественных, семейных, трудовых, административных и прочих правонарушений. Из-за низкой исполнительной дисциплины страдают отдельные лица, а также общество в целом, так как снижается эффективность функционирования судебной системы.

Сущность прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами

В период 1990-х гг. проводился комплекс мероприятий, направленных на реформирование исполнительного производства в государстве. Был признан недействительным институт судебных исполнителей и образована новая государственная служба судебных приставов. Также Правительство решило обновить правовую основу исполнительного производства. Для этой цели приняли Федеральные законы от 21 июля 1997-го г. касаемо судебных приставов, от 21 июля 1997-го г. относительно исполнительного производства, внесли соответствующие изменения в действующее законодательство и прочие нормативно-правовые акты.

Данные изменения затронули и Закон о прокуратуре, дополненный в 1999-м г. новой отраслью прокурорского надзора (надзор за исполнением законов судебными приставами). Но, к несчастью, закон не определяет конкретное содержание этой отрасли, ее предмет, функции прокурора (по образу остальных отраслей надзора).

В ходе раскрытия сущности и содержания этой отрасли надзора, как правило, исходят из общих положений Закона о прокуратуре, затрагивающих виды прокурорского надзора, предмет и объекты прокурорского надзора, функции прокуроров при реализации надзора за исполнением законодательства.

В правовую основу изучаемой отрасли прокурорского надзора, помимо Закона о прокуратуре, входят:

  • Федеральный закон, касающийся судебных приставов;
  • Федеральный закон от 02 октября 2007-го г. относительно исполнительного производства;
  • Положение о Федеральной службе судебных приставов, подписанное Указом Президента России от 13 октября 2004-го г.;
  • Положение, касающееся территориального органа федеральной службы судебных приставов, подписанное приказом Министерства юстиции России от 09 апреля 2007-го г.;
  • Указание Генеральной прокуратуры России от 12 мая 2009-го г. касаемо организации прокурорского надзора за исполнением законодательства судебными приставами.

Некоторые вопросы исполнения решений суда регулируются с помощью ГПК, УПК, АПК, УИК и других законодательных актов РФ.

Содержание рассматриваемой отрасли надзора заключается в том, чтоб при помощи способов и средств прокурорского реагирования обеспечивать законность в работе судебных приставов, своевременное совершение исполнительных действий и применение мер принудительного характера, уважение чести и достоинства граждан, связанных со сферой деятельности судебных исполнителей.

Объекты прокурорского надзора за выполнением законов судебными исполнителями – это Федеральная служба судебных приставов (ФССП РФ), подчиняющаяся Министерству Юстиции России, территориальные органы с должностными лицами – судебными приставами.

Территориальные органы ФССП России являются единой централизованной системой, возглавляемой Федеральной службой судебных приставов. Она состоит из территориальных органов (управления, отделов), действующих на территории субъектов России, районов, городов, межрайонных и специализированных подразделений ФССП РФ.

К должностным лицам, поднадзорных прокурорам, относятся:

  • Главный судебный пристав России (он же директор ФССП РФ) со своими заместителями;
  • главные судебные приставы субъектов России (это руководители территориальных органов ФССП, которые действуют на территории субъектов России) со своими заместителями;
  • старшие судебные приставы с судебными приставами.

Задачи судебных приставов

Служба судебных приставов выполняет следующие задачи:

  • обеспечивает установленный порядок деятельности высших судебных органов (Конституционный Суд России, Верховный Суд России, Высший Арбитражный Суд России, суды общей юрисдикции и арбитражные суды);
  • осуществляет принудительное исполнение судебных актов, актов иных органов и должностных лиц (например, нотариально удостоверенные соглашения, связанные с уплатой алиментов, акты по делам об административных нарушениях и пр.);
  • исполнение закона об уголовном судопроизводстве по делам, которые УПК относит к подследственности органов ФССП РФ.

Две группы судебных приставов

Судебные исполнители зависимо от выполняемых обязанностей делятся на судебных приставов по осуществлению установленного порядка деятельности судов и судебных приставов-исполнителей.

Судебные исполнители 1-ой группы обеспечивают установленный порядок работы следующих органов:

  • суды общей юрисдикции и арбитражные суды;
  • Конституционный Суд России;
  • Верховный Суд России;
  • Высший Арбитражный Суд России.

Они осуществляют общественный порядок в зданиях и помещениях судов, предупреждение и пресечение преступлений и иных правонарушений.

Осуществление принудительного исполнения судебных актов, а также актов иных органов и должностных лиц является задачей судебных приставов-исполнителей.

Эти две группы судебных приставов существенно различаются по правовому статусу. Если работа судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов в общем-то является правоохранительной, то работа судебных приставов-исполнителей имеет обеспечительное значение, направленное на принудительное выполнение решений, выносимых судами, решений иных органов и должностных лиц.

Задачи и предмет прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами

К задачам прокурорского надзора за исполнением законодательства судебными приставами относится:

  • обеспечение законных действий в деятельности судебных приставов;
  • защита прав и законных интересов физических и юр. лиц, по отношению к которым возбудили исполнительное судопроизводство;
  • обеспечение установленного законодательством порядка деятельности судебных органов и справедливого исполнения их решений.

Предмет надзора исследуемой отрасли в Законе о прокуратуре не обозначен. Определяя его содержание, необходимо опираться на общие положения о предмете надзорной прокурорской деятельности, которые изложены в Законе о прокуратуре. Следует принимать к сведению задачи, реализация которых возложена на службу судебных исполнителей и правовое положение судебных исполнителей.

Учитывая вышеизложенный материал надо отметить, что предмет надзора в рамках рассматриваемой отрасли – это исполнение законов судебными исполнителями.

Прокурорский надзор за выполнением законодательства осуществляется в таких направлениях:

  • соблюдать установленный порядок принудительного выполнения судебных актов, актов иных органов и должностных лиц;
  • исполнять законы в процессе обеспечения установленного законного порядка деятельности судебных органов;
  • соблюдать права и законные интересы физических и юр. лиц;
  • соответствовать законодательству правовых актов, которые издают должностные лица службы судебных приставов.

Исполнительное производство

Под исполнительным производством понимается установленный законодательством порядок принудительного осуществления судебных актов, актов иных органов и должностных лиц с целью защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц.

Это касается актов, в которых возлагаются на граждан, организации либо бюджеты всех уровней обязанности передавать иным гражданам, организациям либо в соответствующие бюджеты денежных средств и прочего имущества или совершать в их пользу конкретные действия или воздержаться от совершения данных действий.

Исполнительное производство является довольно сложным производством. Оно включает в себя 3 стадии:

  • возбуждение исполнительного производства;
  • осуществление исполнительного производства;
  • окончание исполнительного производства.

У судебного пристава-исполнителя после того, как вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства, имеется право на осуществление комплекса исполнительных действий, которые направлены на принудительное выполнение судебных актов и актов иных органов и должностных лиц. В частности, судебный пристав-исполнитель может осуществлять:

  • вызов стороны исполнительного производства и иных лиц;
  • запрос необходимых сведений, проведение проверок;
  • проникновение в жилые и нежилые помещения, хранилища;
  • наложение ареста на имущество и пр.

При неисполнении должником добровольным путем требований, которые содержатся в исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель имеет право на применение мер принудительного характера, в частности:

  • обратить взыскание на имущество, деньги и ценные бумаги должника;
  • наложить арест и изъять у должника имущество, присужденное взыскателю;
  • принудительным путем вселить взыскателя в жилое помещение;
  • принудительным путем выселить должника из жилого помещения и пр.

Порядок деятельности судов всех уровней обеспечивается согласно Закону о судебных приставах. Данная функция возложена на судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов. Содержание данной деятельности состоит, главным образом, в осуществлении правоохранительной функции. Судебный пристав несет обязанности касаемо:

  • поддержания общественного порядка;
  • предупреждения и пресечения преступлений и правовых нарушений в здании и помещениях судебных органов;
  • обеспечения безопасности судей, присяжных заседателей и иных сторон судебного процесса и пр.

Помимо этого, судебные приставы выполняют отдельные поручения суда (судьи), связанных с безопасной доставкой уголовных дел и вещественных доказательств к месту проведения судебного заседания, приводом лиц, которые уклоняются от явки в суд, и пр.

Судебный исполнитель имеет широкие права при исполнении своих обязанностей. Например, в процессе привода лиц, которые уклоняются от явки в судебный орган, он вправе входить на территории, в помещения, в т.ч. жилые, осуществлять проверку документов, удостоверяющих личность у лиц, которые находятся в зданиях, помещениях суда, досматривать людей и их вещи и пр.

Требования судебного исполнителя обязательны для лиц, которые присутствуют в зале заседания суда. В законодательном порядке он вправе применить физическую силу со специальными средствами и огнестрельным оружием.

Согласно положениям Закона о прокуратуре, Закона о судебных приставах (статья 18), исполнение законодательства судебными приставами при реализации ими вышеуказанных функций является предметом прокурорского надзора исследуемой отрасли.

Пределы прокурорского надзора

Если полномочия судебных приставов-исполнителей в области исполнительного производства в полном объеме охватываются изучаемой отраслью, то о полномочиях судебных приставов по обеспечению деятельности судов такое сказать невозможно. Таким образом, к компетенции судебных приставов по обеспечению деятельности судебных органов, как мы уже отмечали, относится выполнение поручений судьи по вопросам обеспечения порядка в залах и помещениях суда, по принудительному доставлению лиц, которые уклоняются от явки по вызовам в суд, и пр.

Законность данных действий судебных исполнителей не относится к предмету надзора прокурора, так как прокуратура не реализует надзор за законностью деятельности судебных органов..

Не относится к предмету исследуемой отрасли надзор за законностью производства дознания органами ФССП РФ по уголовным делам, относящимся УПК к их компетенции (пункт 4 части 3 статьи 151 УПК), так как процессуальная деятельность – это предмет другой отрасли надзора, который отвечает за исполнение законодательства органами дознания и предварительного следствия.

В целях повышения эффективности осуществления прокурорского надзора за исполнением законодательства, регламентирующего деятельность судебных приставов, в связи с вступлением в силу Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», а также внесением изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, руководствуясь ст. 17 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»,

О Б Я З Ы В А Ю :

1. Заместителей Генерального прокурора Российской Федерации, начальников главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуроров субъектов Российской Федерации, городов, районов и иных территориальных прокуроров обеспечить надлежащий прокурорский надзор за исполнением законов судебными приставами.

1.1. Мерами прокурорского реагирования добиваться неукоснительного соблюдения судебными приставами-исполнителями требований действующего законодательства об исполнительном производстве.

1.2. В ходе проверок исполнения законов в деятельности судебных приставов особое внимание обращать на соблюдение принципов:

законности принимаемых решений;

своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения;

уважения чести и достоинства гражданина;

неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи;

соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.

1.3. Осуществляя прокурорский надзор, в частности при проверке жалоб на неправомерные действия (бездействие) судебных приставов-исполнителей, изучать неоконченные исполнительные производства в подразделениях службы судебных приставов по месту их нахождения. Исключить факты их изъятия и истребования в прокуратуру.

1.4. При рассмотрении обращений о нарушениях законодательства об исполнительном производстве тщательно проверять все доводы заявителей, шире использовать полномочия главных и старших судебных приставов по отмене незаконных постановлений подчинённых приставов. В тех случаях, когда главными и старшими судебными приставами не проверялась законность обжалуемых решений и действий (бездействия) подчинённых судебных приставов-исполнителей, направлять в их адрес жалобы граждан, поступившие в органы прокуратуры, контролируя результаты рассмотрения.

1.5. Не допускать направления в службу судебных приставов жалоб, подлежащих рассмотрению в порядке ст. 124 УПК РФ. По результатам рассмотрения каждой такой жалобы выносить постановление о её полном или частичном удовлетворении либо об отказе в её удовлетворении.

1.6. В целях восстановления нарушенных прав граждан применять исчерпывающие меры прокурорского реагирования как к судебным приставам-исполнителям, так и к лицам, не исполняющим их законные требования, препятствующим реализации судебных решений.

1.7. Обращать внимание на соблюдение законодательства при организации территориальными органами Росимущества и специализированными организациями реализации арестованного судебными приставами-исполнителями имущества должников, проведении конкурсного отбора лиц, осуществляющих продажу арестованного имущества, заключении с ними договоров.

1.8. При осуществлении прокурорского надзора за организациями, реализующими арестованное имущество, проверять соблюдение налоговыми органами установленной ст. 77 Налогового кодекса Российской Федерации обязанности по получению санкции прокурора на арест имущества, а также установленных условий наложения ареста.

1.9. При выявлении нарушений вносить представления об их устранении главным судебным приставам субъектов Российской Федерации с постановкой вопроса о привлечении виновных судебных приставов-исполнителей к дисциплинарной ответственности.

1.10. На незаконные постановления судебных приставов-исполнителей приносить протесты вышестоящим должностным лицам.

1.11. В случае неисполнения законных требований прокурора:

применять предоставленные ст. 45, 254, 441 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации полномочия по обращению в суды общей юрисдикции и арбитражные суды с заявлениями о признании незаконными решений и действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей и возмещении причинённого ими ущерба;

возбуждать дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ (невыполнение законных требований прокурора).

1.12. При выявлении признаков преступления в действиях судебных приставов для решения вопроса об уголовном преследовании в соответствии с положениями п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ выносить мотивированное постановление о направлении материалов общенадзорной проверки в следственный орган.

1.13. Обеспечить надлежащий прокурорский надзор за неукоснительным соблюдением дознавателями службы судебных приставов требований уголовно-процессуального законодательства. Во всех случаях выявления нарушений добиваться восстановления законности и решать вопрос об ответственности виновных лиц. В своей деятельности руководствоваться приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 06.09.2007 № 137 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания».

1.14. Информировать Генеральную прокуратуру Российской Федерации о состоянии надзора за исполнением законодательства о судебных приставах и исполнительном производстве в докладах по результатам работы за год.

2. В Генеральной прокуратуре Российской Федерации прокурорский надзор в указанной сфере возложить:

на Главное управление по надзору за исполнением федерального законодательства – в части соблюдения законов при осуществлении судебными приставами своих функций по обеспечению установленного порядка деятельности судов, по исполнению судебных актов и актов других органов и должностных лиц, а также правоприменительных функций по контролю и надзору в установленной сфере деятельности;

на Главное управление по надзору за следствием – в части соблюдения законов в ходе предварительного следствия по уголовным делам, возбужденным в отношении судебных приставов;

на управление по надзору за производством дознания и оперативно-розыскной деятельностью – в части соблюдения приставами уголовно-процессуального законодательства в ходе дознания по уголовным делам;

на управление по надзору за расследованием особо важных дел – в части соблюдения уголовно-процессуального законодательства центральным аппаратом Федеральной службы судебных приставов.

В указанных подразделениях Генеральной прокуратуры Российской Федерации ежегодно обобщать состояние законности и прокурорского надзора в своей части.

3. Признать утратившим силу указание Генерального прокурора Российской Федерации от 06.01.1999 № 1/7 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении полномочий судебными приставами».

4. Контроль за исполнением настоящего указания возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по направлениям деятельности.

В целях повышения эффективности осуществления прокурорского надзора за исполнением законодательства, регламентирующего деятельность судебных приставов, в связи с вступлением в силу Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», а также внесением изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, руководствуясь ст. 17 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»,

О Б Я З Ы В А Ю :

1. Заместителей Генерального прокурора Российской Федерации, начальников главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуроров субъектов Российской Федерации, городов, районов и иных территориальных прокуроров обеспечить надлежащий прокурорский надзор за исполнением законов судебными приставами.

1.1. Мерами прокурорского реагирования добиваться неукоснительного соблюдения судебными приставами-исполнителями требований действующего законодательства об исполнительном производстве.

1.2. В ходе проверок исполнения законов в деятельности судебных приставов особое внимание обращать на соблюдение принципов:

законности принимаемых решений;

своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения;

уважения чести и достоинства гражданина;

неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи;

соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.

1.3. Осуществляя прокурорский надзор, в частности при проверке жалоб на неправомерные действия (бездействие) судебных приставов-исполнителей, изучать неоконченные исполнительные производства в подразделениях службы судебных приставов по месту их нахождения. Исключить факты их изъятия и истребования в прокуратуру.

1.4. При рассмотрении обращений о нарушениях законодательства об исполнительном производстве тщательно проверять все доводы заявителей, шире использовать полномочия главных и старших судебных приставов по отмене незаконных постановлений подчинённых приставов. В тех случаях, когда главными и старшими судебными приставами не проверялась законность обжалуемых решений и действий (бездействия) подчинённых судебных приставов-исполнителей, направлять в их адрес жалобы граждан, поступившие в органы прокуратуры, контролируя результаты рассмотрения.

1.5. Не допускать направления в службу судебных приставов жалоб, подлежащих рассмотрению в порядке ст. 124 УПК РФ. По результатам рассмотрения каждой такой жалобы выносить постановление о её полном или частичном удовлетворении либо об отказе в её удовлетворении.

1.6. В целях восстановления нарушенных прав граждан применять исчерпывающие меры прокурорского реагирования как к судебным приставам-исполнителям, так и к лицам, не исполняющим их законные требования, препятствующим реализации судебных решений.

1.7. Обращать внимание на соблюдение законодательства при организации территориальными органами Росимущества и специализированными организациями реализации арестованного судебными приставами-исполнителями имущества должников, проведении конкурсного отбора лиц, осуществляющих продажу арестованного имущества, заключении с ними договоров.

1.8. При осуществлении прокурорского надзора за организациями, реализующими арестованное имущество, проверять соблюдение налоговыми органами установленной ст. 77 Налогового кодекса Российской Федерации обязанности по получению санкции прокурора на арест имущества, а также установленных условий наложения ареста.

1.9. При выявлении нарушений вносить представления об их устранении главным судебным приставам субъектов Российской Федерации с постановкой вопроса о привлечении виновных судебных приставов-исполнителей к дисциплинарной ответственности.

1.10. На незаконные постановления судебных приставов-исполнителей приносить протесты вышестоящим должностным лицам.

1.11. В случае неисполнения законных требований прокурора:

применять предоставленные ст. 45, 254, 441 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации полномочия по обращению в суды общей юрисдикции и арбитражные суды с заявлениями о признании незаконными решений и действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей и возмещении причинённого ими ущерба;

возбуждать дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ (невыполнение законных требований прокурора).

1.12. При выявлении признаков преступления в действиях судебных приставов для решения вопроса об уголовном преследовании в соответствии с положениями п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ выносить мотивированное постановление о направлении материалов общенадзорной проверки в следственный орган.

1.13. Обеспечить надлежащий прокурорский надзор за неукоснительным соблюдением дознавателями службы судебных приставов требований уголовно-процессуального законодательства. Во всех случаях выявления нарушений добиваться восстановления законности и решать вопрос об ответственности виновных лиц. В своей деятельности руководствоваться приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 06.09.2007 № 137 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания».

1.14. Информировать Генеральную прокуратуру Российской Федерации о состоянии надзора за исполнением законодательства о судебных приставах и исполнительном производстве в докладах по результатам работы за год.

2. В Генеральной прокуратуре Российской Федерации прокурорский надзор в указанной сфере возложить:

на Главное управление по надзору за исполнением федерального законодательства – в части соблюдения законов при осуществлении судебными приставами своих функций по обеспечению установленного порядка деятельности судов, по исполнению судебных актов и актов других органов и должностных лиц, а также правоприменительных функций по контролю и надзору в установленной сфере деятельности;

на Главное управление по надзору за следствием – в части соблюдения законов в ходе предварительного следствия по уголовным делам, возбужденным в отношении судебных приставов;

на управление по надзору за производством дознания и оперативно-розыскной деятельностью – в части соблюдения приставами уголовно-процессуального законодательства в ходе дознания по уголовным делам;

на управление по надзору за расследованием особо важных дел – в части соблюдения уголовно-процессуального законодательства центральным аппаратом Федеральной службы судебных приставов.

В указанных подразделениях Генеральной прокуратуры Российской Федерации ежегодно обобщать состояние законности и прокурорского надзора в своей части.

3. Признать утратившим силу указание Генерального прокурора Российской Федерации от 06.01.1999 № 1/7 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении полномочий судебными приставами».

4. Контроль за исполнением настоящего указания возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по направлениям деятельности.

Подборка наиболее важных документов по запросу Надзор прокуратуры за приставами (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика: Надзор прокуратуры за приставами

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Кассационное определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 08.04.2022 N 88а-17810/2022, 9а-1357/2021
Процессуальные вопросы: Принято определение об отказе в принятии иска.
Решение: Определение оставлено без изменения. Отказывая в принятии административного искового заявления, судом первой инстанции указано, что аналогичные обстоятельства ранее являлись предметом рассмотрения Октябрьского районного суда г. Краснодара, по результатам которого 18 мая 2021 года принято решение об отказе С. в удовлетворении административного иска об оспаривании решений, действий (бездействия) прокуратуры Краснодарского края, начальника отдела по надзору за соблюдением прав и свобод граждан, законностью правовых актов управления по надзору за соблюдением федерального законодательства прокуратуры Краснодарского края П. по факту обращения С. к судебным приставам и нарушения его прав на общение с несовершеннолетними детьми.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 9 "Обязанность государственных и муниципальных служащих уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений" Федерального закона "О противодействии коррупции" "В ходе проведения служебной проверки установлено, что в декабре 2018 года к Б.Д.П. обратился гражданин с предложением об оказании за денежное вознаграждение содействия в снятии ограничений на работу торгового центра "Центральный" в городе Тюмени. Б.Д.П. согласился оказать помощь в решении указанного вопроса незаконными методами. В этих целях он провел переговоры с должностными лицами Главного управления МЧС России по Тюменской области и Управления Федеральной службы судебных приставов, а также с отдельными собственниками торгового центра. При этом, в должностные обязанности Б.Д.П. не входили полномочия по осуществлению надзора за соблюдением правил пожарной безопасности на указанном объекте. В нарушение требований части 1 статьи 9 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273 "О противодействии коррупции" Б.Д.П. не уведомил руководство Главного управления МЧС России по Тюменской области, органы прокуратуры о факте обращения к нему лиц в целях склонения его к совершению коррупционного нарушения."

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Надзор прокуратуры за приставами

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Частное определение в арбитражном процессе
(Мирошниченко М.Н., Гладышева Е.В.)
("Законность", 2021, N 2) В соответствии с ч. 3 ст. 188.1 АПК неисполнение частного определения арбитражного суда влечет ответственность, предусмотренную ст. 17.4 КоАП РФ. Привлечение к ответственности лиц не освобождает их от обязанности сообщить о мерах, принятых по частному определению арбитражного суда. Составление протоколов об административных правонарушениях по ст. 17.4 КоАП в соответствии с п. 77 ч. 2 ст. 28.3 КоАП уполномочены осуществлять должностные лица Федеральной службы судебных приставов, надзор за деятельностью которых также осуществляется органами прокуратуры , что также свидетельствует о необходимости для прокурора обладать сведениями в этой сфере.

Нормативные акты: Надзор прокуратуры за приставами

Постановление Правительства РФ от 16.07.2007 N 447
(ред. от 25.12.2021)
"О совершенствовании учета и контроле за использованием федерального имущества"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 29.06.2022) б) правоохранительным органам, судам, судебным приставам-исполнителям по находящимся в производстве уголовным и гражданским делам, органам прокуратуры Российской Федерации в целях осуществления надзора за исполнением законодательства Российской Федерации, органу, осуществляющему государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав, или подведомственному ему федеральному государственному бюджетному учреждению, наделенному соответствующими полномочиями в соответствии с решениями такого органа, территориальным органам федеральных органов исполнительной власти, территориальным органам государственных внебюджетных фондов, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченным по защите прав предпринимателей в субъектах Российской Федерации, полномочным представителям Президента Российской Федерации в федеральных округах, арбитражному управляющему в деле о банкротстве в отношении принадлежащих соответствующему должнику объектов федерального недвижимого имущества, нотариусам в связи с совершаемыми нотариальными действиями, а также иным определенным федеральными законами органам, организациям и правообладателям в отношении принадлежащего им федерального имущества.

Постановление Правительства РФ от 16.06.2015 N 590
(ред. от 23.06.2021)
"О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в целях повышения эффективности учета федерального имущества" б) правоохранительным органам, судам, судебным приставам-исполнителям по находящимся в производстве уголовным и гражданским делам, органам прокуратуры Российской Федерации в целях осуществления надзора за исполнением законодательства Российской Федерации, органам, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органам, осуществляющим кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости, территориальным органам федеральных органов исполнительной власти, территориальным органам государственных внебюджетных фондов, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченным по защите прав предпринимателей в субъектах Российской Федерации, полномочным представителям Президента Российской Федерации в федеральных округах, арбитражному управляющему в деле о банкротстве в отношении принадлежащих соответствующему должнику объектов федерального недвижимого имущества, нотариусам в связи с совершаемыми нотариальными действиями, а также иным определенным федеральными законами органам, организациям и правообладателям в отношении принадлежащего им федерального имущества.

Методика проведения проверок исполнения законов судебными приставами-исполнителями, как и любая иная методика в прокурорском надзоре, определяет процедуру, порядок проведения прокурорами различных проверочных действий, направленных на выявление нарушений законов, установление способствующих им обстоятельств и лиц, нарушивших законы.

Методика охватывает комплекс (систему) методов и приемов, которые прокурор может применить в целях достижения той или иной задачи. Учитывая изложенное, под методикой прокурорского надзора предлагается понимать совокупность методов и приемов, применяемых прокурорами в целях выявления, устранения и предупреждения нарушений законов и способствующих им обстоятельств1.

Методика прокурорской проверки исполнения законов судебными приставами-исполнителями включает в себя подготовительные мероприятия, непосредственное осуществление проверочных мероприятий в подразделениях службы судебных приставов, анализ результатов проверки, принятие мер прокурорского реагирования.

Подготовительные действия заключаются в ознакомлении прокурора с законодательством, регламентирующим деятельность судебных приставов-исполнителей, а также правоотношения в сфере исполнительного производства, приказами и указаниями Генерального прокурора Российской Федерации, приказами и указаниями прокурора субъекта Российской Федерации, информационными письмами и обобщениями, направляемыми на места вышестоящими органами прокуратуры, приказами, методическими указаниями и инструкциями Министерства юстиции Российской Федерации, материалами прокурорской и судебной практики, иными материалами, имеющими отношение к проводимой проверке.

1 Более подробно о методике прокурорского надзора см.: Винокуров А.Ю. Прокурорский надзор: учебник. М.: Юрайт, 2011. С. 112.

Перед проведением проверки необходимо проанализировать статистические сведения о деятельности подразделения службы судебных приставов за проверяемый период и сравнить их с аналогичным периодом прошедшего года.

Кроме того, нужно проанализировать обращения граждан, поступившие в органы прокуратуры, по вопросам нарушения законодательства об исполнительном производстве судебными приставами- исполнителями. Целесообразно использовать результаты предыдущих прокурорских проверок, а также сведения о нарушении законодательства судебными приставами-исполнителями, установленные в процессе рассмотрения гражданских и уголовных дел.

В ходе проверки следует использовать информацию, полученную из органов административной юрисдикции (налоговая инспекция, территориальные ОВД, ГИБДД, МЧС и др.), об исполнении судебными приставами-исполнителями постановлений указанных органов, а также информацию территориального органа Федерального казначейства Российской Федерации о своевременности и полноте перечисления районными подразделениями службы судебных приставов отчислений исполнительского сбора в федеральный бюджет.

Названные подготовительные мероприятия позволяют более точно определить характер предстоящей проверки, правильно выбрать тактику ее проведения, поскольку каждая проверка носит индивидуальный характер.

При проведении проверки следует учитывать требования пп. 1.2, 1.3 указания Генерального прокурора РФ № 155/7 о необходимости в ходе проверок исполнения законов в деятельности судебных приставов особое внимание обращать на соблюдение принципов:

законности принимаемых решений;

своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения;

уважения чести и достоинства гражданина;

неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи;

соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.

Осуществляя прокурорский надзор, в частности при проверке жалоб на неправомерные действия (бездействие) судебных приставов-исполнителей, следует изучать неоконченные исполнительные производства в подразделениях службы судебных приставов по месту их нахождения.

В начале проверки нужно ознакомиться с реестром дел, ведущимся в соответствующей службе судебных приставов в соответствии с Инструкцией по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов, утвержденной приказом ФССП России от 10.12.2010 № 682, и истребовать документы, которые надлежит изучить. Это могут быть следующие книги (журналы): учета исполнительных документов; учета сводных исполнительных производств; учета арестованного имущества; зональные книги учета исполнительных производств; учета жалоб на постановления, действия (бездействие) должностных лиц ФССП России, поданных в порядке подчиненности;

выдачи документов исполнительных производств; регистрации постановлений должностных лиц ФССП России, вынесенных по результатам рассмотрения жалоб, поданных в порядке подчиненности, и др.

Проверке также подлежат жалобы и заявления участников исполнительного производства и других заинтересованных лиц, переписка по ним. В соответствующих случаях прокурор вправе затребовать отчетно-статистические документы, различные постановления и акты.

Учитывая, что весь ход принудительного исполнения фиксируется в материалах исполнительных производств, полагаем необходимым выделить те категории исполнительных производств, на которые прокурору в первую очередь надлежит обратить внимание в ходе проведения проверки: о взыскании алиментов; о восстановлении на работе; о взыскании заработной платы, пенсий, пособий; о взыскании налогов или сборов за счет имущества налогоплательщика или налогового агента;

о взыскании административных штрафов; о возмездном изъятии или о конфискации вещи, явившейся предметом или орудием совершения административного правонарушения;

об административном приостановлении деятельности;

о взыскании штрафа, назначенного в качестве наказания за совершение преступления;

о конфискации имущества;

исполнительные производства, возбужденные на основании решений судов, которыми удовлетворены иски (заявления) прокуроров;

прекращенные и оконченные в связи с невозможностью взыскания исполнительные производства перечисленных категорий.

В ходе проведения проверки путем изучения перечисленных и других материалов, опроса работников служб судебных приставов, в том числе путем получения от них объяснений, прокурор, в частности, выясняет:

налажен ли в службе надлежащий учет исполнительных документов, т.е. судебных актов и актов других органов, подлежащих принудительному исполнению;

соблюдается ли трехдневный срок вынесения постановления о возбуждении исполнительного производства и нет ли фактов уклонения судебных приставов от возбуждения исполнительных производств;

своевременно ли (не позднее следующего дня) направляются копии постановлений о возбуждении исполнительного производства взыскателю, должнику, а также в суд или другой орган, выдавший исполнительный документ (исполнительный лист, судебный приказ, постановление и т.д.);

все ли предусмотренные законом меры предпринимаются судебными приставами в целях обеспечения исполнения исполнительного документа, включая опись имущества должника, наложение ареста на его имущество;

принимаются ли меры и какие конкретно к розыску скрывшихся должников и розыску имущества должников;

соблюдается ли двухмесячный срок, отведенный законом на совершение исполнительных действий (здесь необходимо учитывать, что исполнение отдельных решений осуществляется в иные сроки);

соответствуют ли закону принимаемые судебными приставами решения и не ущемляют ли они права соответствующих физических и юридических лиц, и, в частности, не превышают ли они свои полномочия при наложении ареста на имущество, реализации арестованного имущества, применении штрафных санкций;

правомерно ли устанавливаются временные ограничения на выезд должника за пределы России;

на законном ли основании приостанавливаются, прекращаются и оканчиваются исполнительные производства и откладываются исполнительные действия;

регистрируются ли поступившие в службу судебных приставов жалобы и заявления, своевременно ли они рассматриваются и разрешаются и соответствуют ли закону принимаемые по ним решения.

Перечень приведенных вопросов, выясняемых прокурорами в ходе проверок подразделений службы судебных приставов, является неполным и определяется он исходя из целей и задач проводимой проверки, ее специфики.

В процессе надзорных проверок прокурор особое внимание должен уделять охране прав и законных интересов лиц, участвующих в исполнительном производстве. В связи с этим в ходе проверки надлежит выяснять:

было ли сделано должнику предложение о добровольном исполнении решения;

соблюдается ли срок (не более пяти дней), предоставленный Законом об исполнительном производстве для добровольного исполнения (следует учитывать, что установление сокращенного (менее пяти дней), но разумного срока не является нарушением требований закона);

своевременно ли исполняются судебные решения о защите трудовых прав граждан (восстановление на работе, взыскание заработной платы), а также исполнительные документы, предусматривающие немедленное их исполнение (ч. 10 ст. 30 Закона об исполнительном производстве);

обоснованно ли возвращаются исполнительные документы взыскателю (ст. 46);

имеют ли место нарушения в части наложения ареста или обращения взыскания на вновь поступающие на счет должника денежные средства (ст. 69-70);

насколько правомерны наложенные на должника взыскания за неисполнение решений суда, были ли такие взыскания соответствующим образом мотивированы;

насколько уважительны причины, по которым исполнение не было произведено в установленный срок;

не было ли обращено взыскание на имущество должника, которое в соответствии с федеральным законодательством не может быть арестовано, изъято и принудительно реализовано;

соблюдается ли очередность удовлетворения требований взыскателей (ст. 111);

не допускаются ли нарушения в части привлечения виновных граждан и должностных лиц к ответственности за невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя (ст. 113, 114);

соблюдаются ли требования закона при взыскании исполнительского сбора (ст.

каковы результаты рассмотрения заявлений и жалоб граждан, должностных лиц, организаций по оспариванию постановлений должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) в арбитражном суде либо в суде общей юрисдикции по исполнению исполнительного документа и др.

Указание Генерального прокурора Российской Федерации № 155/7 (пп. 1.7, 1.8) обязывает прокуроров при проведении проверок обращать внимание на соблюдение законодательства при организации территориальными органами Росимущества и специализированными организациями реализации арестованного судебными приставами-исполнителями имущества должников, проведении конкурсного отбора лиц, осуществляющих продажу арестованного имущества, заключении с ними договоров.

При осуществлении прокурорского надзора за исполнением законов в организациях, реализующих арестованное имущество, проверять исполнение налоговыми органами обязанности по получению санкции прокурора на арест имущества, а также соблюдение условий наложения ареста (ст. 77 НК РФ).

Специфика проверочных действий в региональных управлениях ФССП России предопределяет необходимость истребования и оценки приказов, указаний и распоряжений главного судебного пристава субъекта Российской Федерации на предмет их законности и обоснованности.

В тех случаях, когда главными и старшими судебными приставами не проверялась законность обжалуемых решений и действий (бездействия) подчиненных судебных приставов- исполнителей, прокурору необходимо направлять в их адрес жалобы граждан, поступившие в органы прокуратуры, и осуществлять соответствующий контроль за результатами рассмотрения этих жалоб (п. 1.4 указания Генерального прокурора Российской Федерации № 155/7). Данная норма предполагает, что обращения иных лиц (например, организаций) должны рассматриваться в прокуратуре. То же относится и к жалобам на действия (бездействие) и решения старших судебных приставов.

Установив факты нарушения законов в деятельности судебных приставов-исполнителей, прокурор принимает меры, направленные на устранение выявленных нарушений, используя для этого предоставленные ему Законом полномочия.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: