Военно морская подготовка экипажей гражданских судов в вопросах и ответах

Обновлено: 25.04.2024

ВОЕННО-МОРСКАЯ ПОДГОТОВКА является составной частью государственных мероприятий по обеспечению безопасности судоходства при возникновении военной угрозы и в мирное время.

Основным содержанием ВМП экипажей судов является:

– подготовка судов к производственной деятельности в военное время;

– подготовка экипажей к выполнению мероприятий по защите от сил и оружия противника для предотвращения или уменьшения ущерба от его применения.

Военно-морская подготовка проводится во всех судоходных компаниях не зависимо от форм собственности на судах под российским флагом.

Основанием для ее проведения являются: Постановление правительства Российской федерации, Директива главнокомандующего ВМФ РФ, согласованная с Министерством транспорта РФ, Приказ министра транспорта, положение по ВМП, курс подготовки гражданских судов (КПГС-2004).

1.1 Основные документы по ВМП.

Рекомендуемые материалы

1. Организационные:

– «Курс Военно-морской подготовки экипажей гражданских судов РФ » (КПГС-2004), который определяет содержание задачи, цели подготовки командного состава и судовой команды, предлагает методику ее отработки и оценки, а также содержит программы подготовки должностных лиц к самостоятельному несению ходовой вахты.

– Приказ Генерального директора о постановке задач судам с указанием сроков их отработки.

– План-календарь ВМП, который определяет сроки и последовательность отработки комплексной курсовой задачи на судне.

– Приказ капитана судна об организации ВМП на судне.

2. Руководящие:

– «Руководство для гражданских судов при одиночном плавании и в составе конвоя » (РГС).

– «Указание капитану судна по действиям с возникновением военной угрозы судоходству » .

– «Свод эволюционных сигналов гражданского флота » (СЭС).

– «Наставление по перевозке войск » .

– «Наставление по борьбе за живучесть » (НБЖС).

– «Наставление по предотвращению заражения и спец.обработке судов » .

– «Правила плавания и рейдовой службы на флоте » .

– «Руководство по организации технической эксплуатации дополнительного оборудования и снабжения судов.

3. Справочные и учебные пособия:

– «Основы ВМП гражданских судов » , учебники, справочники, описания приборов, методические разработки, настоящее пособие и др.

4. По планированию и учету:

– План-календарь отработки задачи ВМП, месячный план ВМП, тетради по ВМП, планы общесудовых учений, судовой номерник.

Курсовая задача и сроки ее отработки.

Комплексная курсовая задача по ВМП «ГС » - « Подготовка экипажа судна к плаванию и производственной деятельности в военное время » отрабатывается в сроки установленные Генеральным директором в течение одного контракта капитана (4 месяца). Сроки отработки задачи указываются на титульном листе Плана-календаря.

В ходе задачи отрабатываются следующие элементы:

– общесудовая организация судна на военное время;

– плавание и производственная деятельность в условиях вооруженных конфликтов, непосредственной угрозы агрессии или агрессии против Российской Федерации;

– плавание судов при введении вариантов особого режима плавания, отзыв и укрытие судов;

– совместное плавание судов в составе группы, отряда, конвоя;

– погрузка (выгрузка), перевозка грузов, военной техники и людей;

Элементы комплексной курсовой задачи для отработки, расчет времени на их отработку, перечни тем подготовки командного состава и судовой команды определяются капитаном наставником по ВМП судоходной компании.

1.2.1 Учебные цели задачи:

1. Изучить с командным составом судна руководящие документы по обеспечению безопасности российского морского судоходства..

– общесудовую организацию, обеспечивающую плавание судна в военное время.

– действия по защите и обороне судна от обычного оружия, оружия массового поражения (ОМП), заражения судна радиоактивными веществами (РВ), ядовитыми сильно действующими веществами (СДЯВ) отравляющими (ОВ) и бактериологическими средствами (БС) при стоянке судна в порту, на рейде, на переходах при одиночном и совместном плавании.

– действия ГКП при уклонении судна от боевых средств флота и авиации противника.

– организацию опознавания, оповещения и донесений, связи взаимодействия.

– действия с получением сигналов свертывания судоходства из удаленных районов морей и океанов.

– управление судном при плавании в составе группы, отряда судов, а также при совместном плавании с кораблями ВМФ.

1.2.2 Отработка элементов задачи

Мероприятия комплексной курсовой задачи отрабатываются по решению капитана в любое время суток, без отрыва от производственной деятельности на переходе морем, при стоянках в порту и на рейде. ВМП не проводится при проведении ремонтных работ и грузовых операций, при ремонте в иностранном государстве, при стоянке в иностранном порту. При ремонте в российских портах отрабатывается элемент задачи №1.

В ходе отработки элементов комплексной курсовой задачи обращается внимание на практическое освоение личным составом судна обязанностей по судовым расписаниям.

Мероприятия по обеспечению безопасности судоходства отрабатываются в ходе проведения занятий, тренировок и общесудовых учений с командным составом, которые должны предусматривать отработку организации и правил обнаружения, классификации и опознавания воздушных и надводных целей наблюдателями открытых постов, операторами радиолокационных станций.

Действия по отзыву и укрытию судов, выход судна в район рассредоточения и стоянка его в этом районе отрабатываются на занятиях и групповых упражнениях, на которых изучаются и отрабатываются требования руководящих документов, а также на внезапных учениях по экстренному выходу из порта (совмещенных с плановыми выходами).

Оборона судна в море и на якоре отрабатывается на судовых учениях, которые должны предусматривать правила наблюдения, опознавания, классификацию воздушных и надводных целей, отработку маневрирования в целях уклонения от атак самолетов, ракет, р/акт. облака, ПЛ, мин, катеров.

Подготовка судна по борьбе за живучесть проводиться в ходе отработки всей задачи на ходу, при стоянке у причала и на якоре и должна заканчиваться зачетным судовым учением. В результате отработки задачи экипаж должен быть подготовлен к борьбе за живучесть судна на ходу при получении боевых и других повреждений.

Проводят мероприятия по ВМП, ведут их учет на судне:

– руководители групп занятий по ВМП;

– командиры командных пунктов и судовых постов;

– второй помощник капитана или другое назначенное лицо ведет судовую документацию.

В ходе отработки курсовой задачи на судне разрабатываются и ведутся следующие документы:

– Приказ об организации ВМП (приложение 1).

– Приказ об итогах отработки комплексной задачи (приложение 2).

– План - календарь отработки задачи (приложение 3).

– Месячные планы (приложение 4).

– Планы общесудовых учений (приложение 5).

– Судовой номерник (заполняется ежемесячно) (приложение 6).

– Тетради по ВМП у руководителей занятий (приложение 7).

– Документы по эксплуатации доп. оборудования.

Тетрадь по ВМП – это документ, в котором планируется и учитывается подготовка командных пунктов, судовых постов и всего личного состава.

Состоит из разделов:

– документы по организации и учету подготовки;

– планы занятий, тренировок и учений.

Тетради ведутся всеми командирами командных пунктов и судовых постов в соответствии с рекомендациями изложенными в их начале по темам указанным в месячных планах ВМП

1.2.3 Что должен знать и уметь командный состав и судовая команда в итоге отработки

Командный состав должен уметь:

– нести ходовую вахту при обеспечении безопасности судоходства;

– производить уклонение судна от атак и оружия противника;

– руководить действиями подчиненных при ликвидации последствий применения ОМП;

– пользоваться индивидуальными средствами защиты и дозиметрической аппаратурой;

– организовывать наблюдение за воздушной, береговой и морской обстановкой;

– правильно составлять донесения, оповещения о противнике и его действиях;

– производить зрительное и техническое опознавание;

– руководить борьбой за живучесть судна при боевых повреждениях;

– организовывать и оказывать первую медицинскую помощь раненым и пораженным;

– руководить погрузкой /выгрузкой/ военной техники, эвакуируемого населения, производить необходимые расчеты по определению вместимости судна при воинских перевозках и эвакуации населения.

Судовая команда должна уметь:

– практически выполнять обязанности по судовым расписаниям на военное время;

– пользоваться индивидуальными средствами защиты от ОМП;

– проводить дезактивацию, дегазацию и дезинфекцию судна;

– вести борьбу за живучесть судна при боевых повреждениях;

– оказывать первую медицинскую помощь при ранениях и поражениях;

– осуществлять связь с кораблями, РТП ВМФ и летательными аппаратами;

– опознавать и классифицировать корабли и самолеты иностранных государств.

Порядок допуска судоводителей к самостоятельному управлению судном и несению ходовой вахты в военное время:

– приказ о допуске капитана и старшего помощника капитана к плаванию при обеспечении безопасности судоходства издает судовладелец после приема задачи и зачетов по специальным программам;

– приказ о допуске командного состава судна (штурмана, механики) к самостоятельному несению ходовой вахты издает капитан судна на основании принятых зачетов на судне;

– периодичность проверки и подтверждения допуска устанавливается 1 раз в два года;

– сдавшим на допуск выдается свидетельство установленного образца.

1.2.4 Прием и оценка задачи.

Комплексную курсовую задачу «ГС » принимает и оценивает капитан судна. Она оценивается как «отработано » или « не отработано » . Задача «ГС » оценивается как «отработано » , если все элементы задачи, назначенные к отработке, оценены положительно, судно и экипаж подготовлены:

– практически выполнять обязанности по судовым расписаниям на военное время;

– использовать индивидуальные и коллективные средства защиты от ОМП, проводить радиационную и химическую разведку, специальную обработку судна и санитарную обработку людей;

– осуществлять борьбу за живучесть судна при боевых и других повреждениях;

– оказывать первую медицинскую помощь раненым и пораженным.

Прием задачи капитаном осуществляется в ходе проведения зачетного учения с максимальным использованием имеющегося спецоборудования и средств защиты. После проведения зачетного учения капитан проводит разбор учения и объявляет оценку принятой задачи.


Судоводители


Судомеханики

Судоводители

    — 72 час. — 72 час. – 108 часов — 72 час. — 72 час. 108 час. — 72 час. 108 час.


OLYMPUS DIGITAL CAMERA
moryaki-2
moryaki-3

  • Предрейсовая подготовка офицеров судоводителей – 16 час.(только по заказу компаний) (МУТЦ)


Суда с системами ДП

Подготовка по VI Главе ПДНВ 78 с поправками (БЖС):


Судомеханики

Курсы для продления диплома

  • Программа повышения квалификации по должности вахтенного механика морского судна с главной двигательной установкой мощностью 750 кВт и более
    Продолжительность обучения: 12 дней (90 часов)
    Стоимость обучения: 38 000 рублей
    Особые условия: реализуется с применением ЭО и ДОТ
  • Программа повышения квалификации по должности второго механика морского судна с главной двигательной установкой 3000 кВт и более
    Продолжительность обучения: 12 дней (96 часов)
    Стоимость обучения: 38 000 рублей
    Особые условия: реализуется с применением ЭО и ДОТ
  • Программа повышения квалификации по должности старшего механика морского судна с главной двигательной установкой 3000 кВт и более
    Продолжительность обучения: 12 дней (96 часов)
    Стоимость обучения: 38 000 рублей
    Особые условия: реализуется с применением ЭО и ДОТ
  • Программа повышения квалификации по должности второго механика морского судна с главной двигательной установкой от 750 до 3000 кВт
    Продолжительность обучения: 12 дней (96 часов)
    Стоимость обучения: 38 000 рублей
    Особые условия: реализуется с применением ЭО и ДОТ
  • Программа повышения квалификации по должности старшего механика морского судна с главной двигательной установкой от 750 до 3000 кВт
    Продолжительность обучения: 12 дней (96 часов)
    Стоимость обучения: 38 000 рублей
    Особые условия: реализуется с применением ЭО и ДОТ

Курсы повышения разряда

  • Программа дополнительного профессионального образования в соответствии с требованиями раздела A-III/2 Кодекса ПДНВ, для второго механика морского судна с главной двигательной установкой 3000 кВт и более (пункт 2.2 Правила III/2 Конвенции ПДНВ)
    • Для лиц имеющих высшее образование
      Продолжительность обучения: 15 дней (118 часов)
      Стоимость обучения: 44 000 рублей
    • Для лиц имеющих среднее профессиональное образование
      Продолжительность обучения: 29 дней (231 час)
      Стоимость обучения: 86 000 рублей
    • Для лиц имеющих диплом судового механика уровня управления
      Продолжительность обучения: 15 дней (118 часов)
      Стоимость обучения: 44 000 рублей
    • Для лиц имеющих высшее образование
      Продолжительность обучения: 15 дней (118 часов)
      Стоимость обучения: 44 000 рублей
    • Для лиц имеющих среднее профессиональное образование
      Продолжительность обучения: 29 дней (231 час)
      Стоимость обучения: 86 000 рублей
    • Для лиц имеющих высшее образование
      Продолжительность обучения: 19 дней (150 часов)
      Стоимость обучения: 57 000 рублей
    • Для лиц имеющих среднее профессиональное образование
      Продолжительность обучения: 30 дней (239 часов)
      Стоимость обучения: 94 000 рублей
    • Для лиц имеющих диплом судового механика уровня управления
      Продолжительность обучения: 10 дней (80 часов)
      Стоимость обучения: 38 000 рублей
    • Для лиц имеющих высшее образование
      Продолжительность обучения: 19 дней (150 часов)
      Стоимость обучения: 57 000 рублей
    • Для лиц имеющих среднее профессиональное образование
      Продолжительность обучения: 30 дней (239 часов)
      Стоимость обучения: 94 000 рублей
    • Для лиц имеющих диплом судового механика уровня управления
      Продолжительность обучения: 10 дней (80 часов)
      Стоимость обучения: 38 000 рублей

    Курсы при длительном перерыве в работе

    • Подготовка судового механика уровня эксплуатации при длительном перерыве в работе по должности
      Продолжительность обучения: 15 дней (116 часов)
      Стоимость обучения: 44 000 рублей
    • Подготовка судового механика уровня управления при длительном перерыве в работе по должности
      Продолжительность обучения: 15 дней (118 часов)
      Стоимость обучения: 44 000 рублей
    • Восстановительная подготовка для работы на судах без ограничения «только не суда с паросиловой главной двигательной установкой»
      Продолжительность обучения: 10 дней (80 часов)
      В настоящее время идет аккредитация программы
    • Подготовка вахтенного механика морского судна с главной двигательной установкой мощностью 750 кВт и более (пункт 2.2 Правила III/1 Конвенции ПДНВ), имеющего военно-морское образование
      Продолжительность обучения: 15 дней (116 часов)
      Стоимость обучения: 44 000 рублей

    Дополнительные курсы

    • Управление ресурсами машинного отделения
      Продолжительность обучения: 4 дня (32 часа)
      Стоимость обучения: 14 000 рублей
      Особые условия: реализуется с применением ЭО и ДОТ
      Продолжительность обучения: 4 дня (32 часа)
      Стоимость обучения: 24 900 рублей
      Особые условия: реализуется с применением ЭО и ДОТ
    • Обслуживание и поиск неисправностей в судовом гидравлическом оборудовании
      Продолжительность обучения: 3 дня (24 часа)
      Стоимость обучения: 14 000 рублей
      Особые условия: не менее 8 человек в одной группе

    OLYMPUS DIGITAL CAMERA
    OLYMPUS DIGITAL CAMERA

    Электромеханики

    • Программа повышения квалификации по должности электромеханика морского судна с главной двигательной установкой более 750 кВт
      Продолжительность обучения: 12 дней (92 часа)
      Стоимость обучения: 38 000 рублей
      Особые условия: реализуется с применением ЭО и ДОТ
    • Подготовка электромеханика морского судна с главной двигательной установкой более 750 кВт при длительном перерыве в работе
      Продолжительность обучения: 10 дней (80 часов)
      Стоимость обучения: 38 000 рублей
    • Подготовка электромеханика морского судна с главной двигательной установкой более 750 кВт (Правило III/6 Конвенции ПДНВ), имеющего военно-морское образование
      Продолжительность обучения: 10 дней (80 часов)
      Стоимость обучения: 38 000 рублей
    • Подготовка по обслуживанию и поиску неисправностей судового электрооборудования
      Продолжительность обучения: 5 дней (40 часов)
      Стоимость обучения: 24 000 рублей
      Особые условия: не менее 8 человек в одной группе

    Радиоэлектроники

    Подготовка по VI Главе ПДНВ 78 с поправками (БЖС):

    Экипажи специальных типов судов


    • Начальная подготовка по проведению грузовых операций на газовозах
      и Повышение квалификации специалистов по начальной подготовке по проведению грузовых операций на газовозах — 40 и 24 час
    • Начальная подготовка по проведению грузовых операций на нефтяных танкерах, танкерах-химовозах и газовозах и Повышение квалификации специалистов по начальной подготовке по проведению грузовых операций на нефтяных танкерах, танкерах-химовозах — 80 и 48 час — 60 и 20 час.грузовых операций на газовозах по расширенной программе— 60 и 24 час.
    • Подготовка по проведению грузовых операций на нефтяных танкерах и танкерах-химовозах по расширенной программе и Повышение квалификации специалистов по проведению грузовых операций на нефтяных танкерах и танкерах-химовозах по расширенной программе — 120 и 40 час.
    • Подготовка персонала танкеров-газовозов, перевозящих сжиженный природный газ — 30 час.
    • Специализированная подготовка на тренажере грузобалластных операций (нефтяные танкера / танкера-химовозы / танкера-газовозы) — 30 — 48 часов в зависимости от численности группы

    Борьба с пиратством. Ораганизация борьбы с пиратством.

    Неправомерные действия на море носят характер пиратства, морского разбоя или морского терроризма. Пиратство относится к числу самых древних видов преступлений, по¬сягающих на интересы всех государств при использовании ими морских пространств. В соответствии со ст. 101 Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, пиратством является любой неправомерный акт насилия, задержания или любой грабеж, совершаемый в личных целях экипажем или пассажирами какого-либо частновладельческого судна или частновладельческого лета¬тельного аппарата, направленный в открытом море или в ином месте вне юрисдикции какого бы то ни было государства против другого судна или летательного аппарата, а также против лиц или имущества, находящихся на борту. Пиратством является также любой акт добровольного участия в использовании какого-либо судна или летательного аппарата в целях пират-ства, а также подстрекательство и пособничество в совершении указанных действий. Современное международное право рассматривает пиратство в качестве уголовного преступления международного характера, направленного против осуществления свободы судоходства как составной части свободы открытого моря. Помимо пиратства (морского разбоя) серьезную угрозу безопасности мо¬реплавания представляет также морской терроризм. По методикам и спо-собам осуществления эти преступления похожи. Разница в целях нападения для пиратов (морских грабителей) главное — личная нажива, а целью морских террористов является захват судна и заложников с последующим шантажом запугиванием властей и попытками принуждения их к выполнению своих, как правило, Читать дальше …

    Устройство и боевые свойства АК-74

    Автомат АК создал советский конструктор М.Т. Калашников. В начале 70х годов автомат Калашникова АК-74 поступил на вооружение. Автомат прост по устройству и безотказен в действии, является надежным и грозным оружием для противника. Модернизированный 5.45мм автомат Калашникова является индивидуальным оружием, Он предназначен для уничтожения живой силы противника и поражения огневых средств. Для поражения противника в рукопашном бою к автомату присоединяется штык-нож. Для стрельбы и наблюдения в условиях естественной ночной освещенности присоединяется ночной стрелковый прицел. Таблица 1: Боевые свойства АК-74, (АК-74/У). Характеристика АК-74 / У Калибр (мм) 5.45 5.45 Прицельная дальность (м) наиболее действительный огонь 500 500 Дальность прямого выстрела: — по грудн. фигуре (м) — по бегущей фигуре (м) — по цели высотой 2м 440 625 — 360 Боевая скорострельность (выстр/мин) одиночн./очеред. 40/100 40/100 Начальная скорость пули (гранаты) м/сек 900 735 Дальность убойного действия пули (м) 1350 1100 Масса: — со снаряженным магазином (кг) — с оптическим прицелом (кг) 3,6 — 3,0 5,2 Вес: патрона (гр) гранаты с пороховым зарядом (кг) 10,2 — 10,2 — Емкость магазина (сумки) 30 30 Длина АК-74/У: — с откинутым прикладом — 730мм; — в походном состоянии- 490мм. Автоматическое действие автомата Читать дальше …

    Защита судов от оружия массового порожениямя

    В военное время на гражданских судах в целях самообороны могут устанавливаться отдельные образцы вооружения, а также специальные технические средства, предназначенные для снижения эффективности применяемой по судну оружия противника. В зависимости от предназначения и типа судов, на них могут быть установлены (размещены): 1) Вооружение: переносные зенитные ракетные комплексы (ПЗРК) «Иг¬ла», «Игла-С»; артиллерийские комплексы малого калибра АК-630М; крупнокалиберные тумбовые пулеметные установки 2М-1, морские тумбовые пулеметные установки МТПУ; оружие борьбы с подводными диверсантами (многоствольные реактивные гранатометы МРГ-1, ДП-65; ручные реактивные гранатометы ДП-61, ДП-64; ручные осколочные гранаты РГ-42, РГД-5, РГН). Для защиты судовых водолазов при осмотре подводной части корпуса судна в условиях диверсионной угрозы, могут использоваться специальные автоматы АПС и пистолеты СПП-1 для подводной стрельбы; 2) Специальные технические средства: постановщики радиолокационных и оптико-электронных помех ПК-16; надувные уголковые отражатели (НУО); буксируемые акустические охранители (БАО); буксируемые отводители торпед (БОТ); гидроакустические приборы помех ГИП-1 и МГ-34.

    Организация наблюдения и связи на переходе морем в военное время

    В военное время гражданский флот работает в условиях особого режима плавания, предусматривающего отмену свободы судоходства и соблюдение судами правил, устанавливаемых военно-морским командованием. Производя коммерческие, воинские и иные перевозки для государственных нужд, все суда должны быть готовы к отражению нападения на них подводных лодок, надводных кораблей и самолетов противника, к плаванию в условиях минной опасности, а также к ликвидации последствий их нападения. Как правило, защита морского судоходства осуществляется системой конвоев или прикрытием с моря районов движения судов, а также силами и средствами приморского соединения войск ПВО при нахождении их в зоне прикрытия. Однако в ряде случаев, особенно в начале военных действа переходы морем могут осуществляться и одиночными судами. Для плавания в условиях военного времени судно должно быть полностью укомплектовано командным и рядовым составом, подготовленным к обороне и защите от всех видов морского оружия, в том числе и оружия массового поражения, к борьбе за живучесть судна при боевых и аварийных повреждениях. Т.е. личный состав судна должен отработать специальную задачу в соответствии с Курсом военно-морской подготовки экипажей гражданских судов. При подготовке судна к выходу в море, кроме мероприятий, предусмотренных уставами и наставлениями, должно быть уделено особое внимание:

    Комплектация и принцип использования КДУ-2М-1

    КДУ рассчитаны на длительную работу непрерывно в широком диапазоне изменения температуры и влажности воздуха. КДУ-2М-1 устанавливают на кораблях 2, 3, 4 ранга и имеет следующие приборы: — сигнально-измерительный пульт; — блок питания; — сигнально-измерительные датчики (2 шт.); — измерительные датчики (4 шт.). Сигнально-измерительный пульт является пультом управления КДУ-2М, позволяющим производить подключение схемы к сигнально-измерительным и измерительным датчикам и дистанционно измерять их показания. Пульт имеет электрический звонок и красную сигнальную лампочку, которые, работая в прерывистом режиме, дают звуковой и световой сигналы о наличии радиоактивной зараженности.

    Ударная волна и световое излучение

    С макроскопической точки зрения ударная волна представляет собой воображаемую поверхность, на которой термодинамические величины среды (которые, как правило, изменяются в пространстве непрерывно) испытывают устранимые особенности: конечные скачки. При переходе через фронт ударной волны меняются давление, температура, плотность вещества среды, а также скорость её движения относительно фронта ударной волны. Все эти величины изменяются не независимо, а связаны с одной-единственной характеристикой ударной волны, числом Маха. Математическое уравнение, связывающее термодинамические величины до и после прохождения ударной волны, называется ударной адиабатой, или адиабатой Гюгонио. Ударные волны не обладают свойством аддитивности в том смысле, что термодинамическое состояние среды, возникающее после прохождения одной ударной волной нельзя получить последовательным пропусканием двух ударных волн меньшей интенсивности.

    Способы дегазации судна.

    Дегазация — один из видов обеззараживания, представляющий собой уничтожение (нейтрализацию) отравляющих веществ (боевых отравляющих веществ) или удаление их с зараженной поверхности, местности, сооружений, одежды и т. д. в целях снижения заражённости до допустимой нормы или полного исчезновения. Дегазация проводится физическим, химическим и механическим способами. Механический способ предполагает удаление аварийно химических опасных веществ с поверхности, территории, отдельных предметов. Физический способ предполагает обработку зараженных предметов и материалов горячим воздухом, водяным паром. При применении этих двух способов сильно действующие ядовитые вещества не разрушаются, а только удаляются. К числу Д. в. могут быть отнесены различные органические растворители (моторные топлива, спирт и др.) и растворы моющих веществ. Однако при их использовании происходит только «физическая» дегазация (удаление ОВ в результате его растворения или эмульгирования). Такая дегазация не обеспечивает полного удаления ОВ и в ряде случаев оказывается недостаточной. Химический же способ уничтожает (нейтрализует) сильно действующие ядовитые вещества посредством их разложения и перевода в другие, нетоксичные соединения с помощью специальных дегазирующих веществ окислительно-хлорирующего и щелочного действия.

    Командные посты и командные пункты

    Согласно Корабельному уставу ВМФ РФ Главе 1 п.16, командный пункт (КП) — место, оборудованное необходимыми средствами управления, откуда командир руководит действиями личного состава подчиненных ему подразделений, применением оружия, использованием технических средств и борьбой за живучесть, а также поддерживает связь со старшим командиром и взаимодействующими подразделениями. Командный пункт командира корабля является главным командным пунктом корабля и именуется ГКП, а на кораблях 4 ранга, где имеется только один командный пункт — КП. На случай выхода из строя ГКП создается запасной командный пункт (ЗКП), который оборудуется дублирующими средствами управления кораблем и средствами связи. Для этих же целей в боевых частях (службах) могут оборудоваться запасные пункты (ЗП). На определенных проектах кораблей создается центральный команд-ный пункт (ЦКП), предназначенный для сбора, обработки и анализа данных обстановки и возглавляемый старшим помощником командира корабля. Боевой пост (БП) — место на корабле с находящимися на нем оружием и (или) техническими средствами, имеющими определенное боевое назначе-ние, где личный состав использует и обслуживает их (п.17 Устава ВМФ). Боевой пост возглавляет командир боевого поста. Все командные пункты и боевые посты на кораблях должны иметь наименования, обозначения и порядковые номера, приводятся в Приложении 1 к Уставу. На подводных лодках командные пункты нумеруются в каждой боевой части (службе) по порядку номеров с носа в Читать дальше …

    Военно-морская подготовка (ВМП) гражданского флота является составной и неотъемлемой частью общегосударственных мероприятий, проводимых в целях обеспечения безопасности плавания и производственной деятельности российских гражданских судов с возникновением военной угрозы судоходству, в условиях вооруженных конфликтов и в военное время, в том числе с учетом угроз со стороны международного терроризма, пиратства и морского разбоя.
    Основным руководящим программно-методическим документом для проведения ВМП в судовладельческих организациях, независимо от форм собственности, имеющих в ведении и эксплуатирующих морские и речные суда под Государственным флагом Российской Федерации, является «Курс военно-морской подготовки экипажей гражданских судов РФ» (КПГС)
    Капитан судна непосредственно руководит ВМП своего экипажа, организует планирование и несет ответственность за полноту отработки и качество ВМП, а также за поддержание судна в готовности к плаванию и произ-водственной деятельности в условиях военных угроз судоходству.
    Старший помощник капитана судна осуществляет планирование ВМП на судне и ведет учет ее проведения.
    Основным содержанием ВМП на судах является:
    — отработка общесудовой организации, обеспечивающей плавание, стоянку и производственную деятельность судов, как в угрожаемый период, так и в военное время;
    — отработка действий судов при возвращении из удаленных районов мирового океана;
    — освоение специальных устройств, вооружения, приборов и средств защиты;
    — отработка обороны и защиты одиночного судна (группы судов) на переходе морем, в районах рассредоточения и пунктах базирования;
    — отработка организации погрузки (выгрузки) войск, раненных и поражен-ных, гражданского населения (при эвакуации), вооружения, техники в порту и на рейде с использованием транспортных средств;
    — выработка у командного состава судов навыков совместного плавания в составе конвоя, десантного отряда, отряда (группы) судов, плавания за тралами;
    — отработка организации выхода (входа) судов из пунктов (в пункты) бази-рования и экстренного выхода в районы рассредоточения;
    — отработка организации встречи, связи и опознавания судов с кораблями и судами обеспечения ВМФ, с судами других министерств и ведомств, а также с летательными аппаратами и береговыми постами;
    — отработка в море и на рейде способов передачи на военные корабли грузов, топлива и воды;
    — отработка приемов борьбы за живучесть судна при воздействии оружия противника и ликвидации его последствий, а также оказания помощи поврежденному кораблю, судну, самолету в условиях применения противником оружия.
    Общая организация и сроки отработки мероприятий по ВМП устанавливаются ежегодными приказами руководителей судовладельческих организаций. В целях планомерной подготовки экипажей судов по ВМП издаются соответствующие приказы капитанов судов и составляются планы-календари отработки необходимых мероприятий на год, либо на период плавания экипажа на данном судне.
    ВМП в полном объеме проводится согласно КПГС с экипажами судов под Государственным флагом РФ водоизмещением 1000 тонн и более или с силовой установкой 300 л.с. и более, а также на всех судах заграничного плавания.
    На судах специальной постройки (земснаряды, кабелеукладчики, мор-ские платформы, бункеровщики и т.п.) под Государственным флагом РФ объем и содержание отрабатываемых элементов по ВМП и мероприятий по ОБС зависят от предназначения судов, специфики их производственной деятельности и районов плавания.
    Капитаны-наставники по ВМП судовладельческих организаций разрабатывают специальные программы отработки элементов курсовой задачи по ВМП с экипажами этих судов и согласовывают их с главными капитанами-наставниками по ВМП на бассейнах.
    На судах под Государственным флагом РФ, экипажи которых частично укомплектованы гражданами других государств, отрабатываются только отдельные элементы курсовой задачи ВМП под видом тренировок и учений по борьбе за живучесть судна, безопасного плавания в сложных метеорологических и навигационных условиях, защите судна от радиоактивного заражения, подводных диверсантов (террористов) и т.п.
    Судовые специалисты гражданского флота при каждой очередной замене рабочих документов индивидуально или в составе экипажей проходят ВМП (аттестацию) в учебно-методических центрах (кабинетах) ВМП выдачей соответствующих свидетельств.
    Экипаж судна, полностью отработавший программу по ВМП и подго-товленный к плаванию и производственной деятельности в условиях военной угрозы судоходству и в военное время, получает соответствующее Свидетельство. Свидетельство единого образца о прохождении экипажем судна ВМП выдается капитаном-наставником по ВМП судовладельческой организации после контрольной проверки. При расформировании экипажа или замене 30 % личного состава экипажа свидетельство утрачивает силу.
    Помимо Свидетельства о прохождении экипажем ВМП на судне постоянно должен находиться комплект документов, регламентирующих вопросы ОБС и проведения ВМП:
    — выписка из приказа руководителя судовладельческой организации и приказ капитана судна об организации ВМП на текущий год;
    — приказ капитана судна по результатам отработки комплексной курсовой задачи «ГС» и допуске командного состава к самостоятельному исполнению должности при плавании в условиях вооруженных конфликтов и в военное время;
    -КПГС;
    — план-календарь отработки ВМП на год (на период плавания экипажа на данном судне) с отметками о выполненных мероприятиях;
    — планы проведенных занятий, тренировок, учений, групповых упражнений по ВМП с отметками и выводами руководителей;
    — сборник судовых расписаний, вводимых в действие при плавании в условиях военных угроз и в военное время;
    — комплект заполненных книжек «Судовой номер», выдаваемых членам судовой команды при плавании в условиях военных угроз и в военное время;
    — таблица звуковых сигналов судовых тревог, вводимых в действие при плавании в условиях военных угроз и в военное время;
    — совместная Директива «О военно-морской подготовке экипажей российских судов»;
    — Положение об организации проведения ВМП гражданского флота РФ в интересах обеспечения безопасности российского морского судоходства;
    — руководящие и учебно-методические документы по ВМП экипажей гражданских судов (РГС, СЭС, документы для организации связи с кораблями, летательными аппаратами и РТП ВМФ, учебники, справочники и методики по ВМП);
    — акт инвентаризации имеемого специального оборудования, приборов дозиметрического контроля и химического имущества.
    Все мероприятия по ВМП проводятся без отрыва судна от производственной деятельности.

    В военное время гражданский флот работает в условиях особого режима плавания, предусматривающего отмену свободы судоходства и соблюдение судами правил, устанавливаемых военно-морским командованием.
    Производя коммерческие, воинские и иные перевозки для государственных нужд, все суда должны быть готовы к отражению нападения на них подводных лодок, надводных кораблей и самолетов противника, к плаванию в условиях минной опасности, а также к ликвидации последствий их нападения.
    Как правило, защита морского судоходства осуществляется системой конвоев или прикрытием с моря районов движения судов, а также силами и средствами приморского соединения войск ПВО при нахождении их в зоне прикрытия. Однако в ряде случаев, особенно в начале военных действа переходы морем могут осуществляться и одиночными судами.
    Для плавания в условиях военного времени судно должно быть полностью укомплектовано командным и рядовым составом, подготовленным к обороне и защите от всех видов морского оружия, в том числе и оружия массового поражения, к борьбе за живучесть судна при боевых и аварийных повреждениях. Т.е. личный состав судна должен отработать специальную задачу в соответствии с Курсом военно-морской подготовки экипажей гражданских судов.
    При подготовке судна к выходу в море, кроме мероприятий, предусмотренных уставами и наставлениями, должно быть уделено особое внимание:
    1) состоянию и готовности основных и резервных средств связи;
    2) проверке исправности оружия и специальных технических средств;
    3) проверке наличия и исправности всех средств химического имущества;
    4) состоянию размагничивающего устройства и срокам очередного размагничивания.
    Выход в море судна допускается только в том случае, если не выявлено нарушений при:
    — проверке герметичности водонепроницаемых переборок и закрытий судна; — проверке средств полного затемнения судна;
    — подготовке средств для спасения особо ценных грузов и важных документов;
    — выдаче экипажу индивидуальных средств защиты и индивидуальных дозиметров.
    Наличие запасов на судне, включая индивидуальные средства защиты, дегазирующие и дезактивирующие вещества, индивидуальные перевязочные и противохимические пакеты, оружие и боезапас к нему должно быть не ниже установленных норм.
    Перед выходом в море капитан судна обязан получить от представителя военно-морского командования или судовладельца инструктаж и необходимые документы. На инструктаже капитан судна должен уточнить:
    — время выхода, порядок съемки с якоря (швартовов) и выхода из порта (из базы) и скорость на переходе;
    — рекомендации по маршруту и обстановку в районах перехода судна;
    — участки маршрута перехода, наиболее опасные от воздействия противника;
    — пункт назначения, промежуточные пункты захода, укрытия и порядок входа (выхода) в них; порядок движения на переходе;
    — организацию и порядок использования средств связи;
    — организацию зрительного и технического наблюдения и опознавания;
    — действия судна при встрече с противником в условиях малой видимости, шторма, при получении боевых повреждений или авариях;
    — организацию обороны и защиты судна на переходе, при стоянке на открытом рейде, в промежуточных пунктах, пунктах укрытия и меры маскировки;
    — порядок донесений об обнаруженных силах и средствах противника и других изменениях обстановки.
    Цель и маршрут перехода судна должны быть известны лишь ограниченному кругу лиц. Экипаж судна информируется (при необходимости) о цели перехода после выхода судна в море.
    При нахождении судов в районе рассредоточения, из числа наиболее опытных и авторитетных капитанов судов назначается старший капитан, на которого возлагается координация действий с военно-морским командованием и судовладельцами по вопросам обороны и защиты, безопасности стоянки и материального обеспечения судов, а также руководство рейдовой службой. Если в районе рассредоточения находятся корабли ВМФ, то в этом случае старшим в районе является командир соединения или командир корабля.
    Старший капитан подчиняется судовладельцу, а по вопросам обороны района рассредоточения — военно-морскому командованию, в зоне которого находится район рассредоточения. При организации рейдовой службы старший капитан обязан:
    — перед выходом в район рассредоточения получить у судовладельца (у военно-морского командования) схему якорных стоянок судов в районе;
    — избрать в районе рассредоточения и занять точку, обеспечивающую наибольшую надежность и удобство управления судами в районе, а также связь с берегом зрительными и плавучими средствами;
    — получить от судовладельца (от военно-морского командования) данные по направляемым в район рассредоточения судам и с их прибытием назна¬чить точки якорных стоянок в соответствии со схемой, сообразуясь с обстановкой и тактико-техническими данными судов;
    — контролировать соблюдение судами дислокации и безопасности стоянки. В случае изменения обстановки принимать решение о перемене судами точек якорной стоянки в пределах района рассредоточения;
    — принимать меры к оказанию необходимой помощи судам, стоящим в данном районе;
    — организовывать связь с военно-морским командованием, судовладельцем и с судами, находящимися в районе якорной стоянки;
    — обеспечить прием указаний по средствам связи от военного командовав и судовладельцев и передачу этих указаний на суда в части, их касающейся;
    — вести учет обстановки в районе рассредоточения и информации, получаемой от военного командования и судовладельцев;
    — следить за соблюдением судами свето- и радиомаскировки. Радиосвязь с судами и береговыми радиотехническими постами (РТП), используются зрительные средства, а в необходимых случаях — радиостанции. В ночное время разрешать использовать для связи свето — сигнальные средства направленного действия и инфракрасную аппаратуру, если не было других указаний от военно-морского командования.
    — организовывать наблюдение за морем и воздухом в районе рассредоточения, передачу данных обстановки военному командованию, для чего суда назначить ответственные секторы наблюдения и установить по расписанию на судах круглосуточные сигнально-наблюдательные посты. Особое внимание должно быть уделено наблюдению за ПДСС и противоминному наблюдению;
    — данные о местах постановки мин противником немедленно сообщать военному командованию;
    — режим использования радиотехнических средств (РТС) наблюдения и опознавания устанавливается в соответствии с указаниями военного командования;
    — назначать дежурные суда и при необходимости инструктировать капитанов этих судов о порядке выполнения обязанностей. Количество назначенных дежурных судов определяется исходя из состава рассредоточенных судов и размеров района;
    — организовать оповещение судов об изменениях обстановки, режима пла-вания, штормовых предупреждениях и устанавливать соответствующую готовность для судов;
    — при получении указаний от судовладельцев на переход судов получить разрешение военного командования, проинструктировать капитанов уходящих судов и принять меры к выходу назначенных судов в установленное время;
    — устанавливать очередность материального обеспечения.
    Капитан судна при подходе к району рассредоточения зрительными средствами дает опознавательные сигналы и запрашивает разрешение у старшего капитана (старшего в районе) стать на якорь.
    Получив от старшего в районе координаты точки стоянки и назначенную готовность к выходу, капитан судна производит постановку на якорь в указанной точке. Количество отданных якорей и якорных цепей определяется капитаном судна с учетом условий стоянки, требований морской практики и назначенной готовности к выходу.

    Автор статьи

    Куприянов Денис Юрьевич

    Куприянов Денис Юрьевич

    Юрист частного права

    Страница автора

    Читайте также: