Военно морская подготовка экипажей гражданских судов в вопросах и ответах
Обновлено: 25.04.2024
ВОЕННО-МОРСКАЯ ПОДГОТОВКА является составной частью государственных мероприятий по обеспечению безопасности судоходства при возникновении военной угрозы и в мирное время.
Основным содержанием ВМП экипажей судов является:
– подготовка судов к производственной деятельности в военное время;
– подготовка экипажей к выполнению мероприятий по защите от сил и оружия противника для предотвращения или уменьшения ущерба от его применения.
Военно-морская подготовка проводится во всех судоходных компаниях не зависимо от форм собственности на судах под российским флагом.
Основанием для ее проведения являются: Постановление правительства Российской федерации, Директива главнокомандующего ВМФ РФ, согласованная с Министерством транспорта РФ, Приказ министра транспорта, положение по ВМП, курс подготовки гражданских судов (КПГС-2004).
1.1 Основные документы по ВМП.
Рекомендуемые материалы
1. Организационные:
– «Курс Военно-морской подготовки экипажей гражданских судов РФ » (КПГС-2004), который определяет содержание задачи, цели подготовки командного состава и судовой команды, предлагает методику ее отработки и оценки, а также содержит программы подготовки должностных лиц к самостоятельному несению ходовой вахты.
– Приказ Генерального директора о постановке задач судам с указанием сроков их отработки.
– План-календарь ВМП, который определяет сроки и последовательность отработки комплексной курсовой задачи на судне.
– Приказ капитана судна об организации ВМП на судне.
2. Руководящие:
– «Руководство для гражданских судов при одиночном плавании и в составе конвоя » (РГС).
– «Указание капитану судна по действиям с возникновением военной угрозы судоходству » .
– «Свод эволюционных сигналов гражданского флота » (СЭС).
– «Наставление по перевозке войск » .
– «Наставление по борьбе за живучесть » (НБЖС).
– «Наставление по предотвращению заражения и спец.обработке судов » .
– «Правила плавания и рейдовой службы на флоте » .
– «Руководство по организации технической эксплуатации дополнительного оборудования и снабжения судов.
3. Справочные и учебные пособия:
– «Основы ВМП гражданских судов » , учебники, справочники, описания приборов, методические разработки, настоящее пособие и др.
4. По планированию и учету:
– План-календарь отработки задачи ВМП, месячный план ВМП, тетради по ВМП, планы общесудовых учений, судовой номерник.
Курсовая задача и сроки ее отработки.
Комплексная курсовая задача по ВМП «ГС » - « Подготовка экипажа судна к плаванию и производственной деятельности в военное время » отрабатывается в сроки установленные Генеральным директором в течение одного контракта капитана (4 месяца). Сроки отработки задачи указываются на титульном листе Плана-календаря.
В ходе задачи отрабатываются следующие элементы:
– общесудовая организация судна на военное время;
– плавание и производственная деятельность в условиях вооруженных конфликтов, непосредственной угрозы агрессии или агрессии против Российской Федерации;
– плавание судов при введении вариантов особого режима плавания, отзыв и укрытие судов;
– совместное плавание судов в составе группы, отряда, конвоя;
– погрузка (выгрузка), перевозка грузов, военной техники и людей;
Элементы комплексной курсовой задачи для отработки, расчет времени на их отработку, перечни тем подготовки командного состава и судовой команды определяются капитаном наставником по ВМП судоходной компании.
1.2.1 Учебные цели задачи:
1. Изучить с командным составом судна руководящие документы по обеспечению безопасности российского морского судоходства..
– общесудовую организацию, обеспечивающую плавание судна в военное время.
– действия по защите и обороне судна от обычного оружия, оружия массового поражения (ОМП), заражения судна радиоактивными веществами (РВ), ядовитыми сильно действующими веществами (СДЯВ) отравляющими (ОВ) и бактериологическими средствами (БС) при стоянке судна в порту, на рейде, на переходах при одиночном и совместном плавании.
– действия ГКП при уклонении судна от боевых средств флота и авиации противника.
– организацию опознавания, оповещения и донесений, связи взаимодействия.
– действия с получением сигналов свертывания судоходства из удаленных районов морей и океанов.
– управление судном при плавании в составе группы, отряда судов, а также при совместном плавании с кораблями ВМФ.
1.2.2 Отработка элементов задачи
Мероприятия комплексной курсовой задачи отрабатываются по решению капитана в любое время суток, без отрыва от производственной деятельности на переходе морем, при стоянках в порту и на рейде. ВМП не проводится при проведении ремонтных работ и грузовых операций, при ремонте в иностранном государстве, при стоянке в иностранном порту. При ремонте в российских портах отрабатывается элемент задачи №1.
В ходе отработки элементов комплексной курсовой задачи обращается внимание на практическое освоение личным составом судна обязанностей по судовым расписаниям.
Мероприятия по обеспечению безопасности судоходства отрабатываются в ходе проведения занятий, тренировок и общесудовых учений с командным составом, которые должны предусматривать отработку организации и правил обнаружения, классификации и опознавания воздушных и надводных целей наблюдателями открытых постов, операторами радиолокационных станций.
Действия по отзыву и укрытию судов, выход судна в район рассредоточения и стоянка его в этом районе отрабатываются на занятиях и групповых упражнениях, на которых изучаются и отрабатываются требования руководящих документов, а также на внезапных учениях по экстренному выходу из порта (совмещенных с плановыми выходами).
Оборона судна в море и на якоре отрабатывается на судовых учениях, которые должны предусматривать правила наблюдения, опознавания, классификацию воздушных и надводных целей, отработку маневрирования в целях уклонения от атак самолетов, ракет, р/акт. облака, ПЛ, мин, катеров.
Подготовка судна по борьбе за живучесть проводиться в ходе отработки всей задачи на ходу, при стоянке у причала и на якоре и должна заканчиваться зачетным судовым учением. В результате отработки задачи экипаж должен быть подготовлен к борьбе за живучесть судна на ходу при получении боевых и других повреждений.
Проводят мероприятия по ВМП, ведут их учет на судне:
– руководители групп занятий по ВМП;
– командиры командных пунктов и судовых постов;
– второй помощник капитана или другое назначенное лицо ведет судовую документацию.
В ходе отработки курсовой задачи на судне разрабатываются и ведутся следующие документы:
– Приказ об организации ВМП (приложение 1).
– Приказ об итогах отработки комплексной задачи (приложение 2).
– План - календарь отработки задачи (приложение 3).
– Месячные планы (приложение 4).
– Планы общесудовых учений (приложение 5).
– Судовой номерник (заполняется ежемесячно) (приложение 6).
– Тетради по ВМП у руководителей занятий (приложение 7).
– Документы по эксплуатации доп. оборудования.
Тетрадь по ВМП – это документ, в котором планируется и учитывается подготовка командных пунктов, судовых постов и всего личного состава.
Состоит из разделов:
– документы по организации и учету подготовки;
– планы занятий, тренировок и учений.
Тетради ведутся всеми командирами командных пунктов и судовых постов в соответствии с рекомендациями изложенными в их начале по темам указанным в месячных планах ВМП
1.2.3 Что должен знать и уметь командный состав и судовая команда в итоге отработки
Командный состав должен уметь:
– нести ходовую вахту при обеспечении безопасности судоходства;
– производить уклонение судна от атак и оружия противника;
– руководить действиями подчиненных при ликвидации последствий применения ОМП;
– пользоваться индивидуальными средствами защиты и дозиметрической аппаратурой;
– организовывать наблюдение за воздушной, береговой и морской обстановкой;
– правильно составлять донесения, оповещения о противнике и его действиях;
– производить зрительное и техническое опознавание;
– руководить борьбой за живучесть судна при боевых повреждениях;
– организовывать и оказывать первую медицинскую помощь раненым и пораженным;
– руководить погрузкой /выгрузкой/ военной техники, эвакуируемого населения, производить необходимые расчеты по определению вместимости судна при воинских перевозках и эвакуации населения.
Судовая команда должна уметь:
– практически выполнять обязанности по судовым расписаниям на военное время;
– пользоваться индивидуальными средствами защиты от ОМП;
– проводить дезактивацию, дегазацию и дезинфекцию судна;
– вести борьбу за живучесть судна при боевых повреждениях;
– оказывать первую медицинскую помощь при ранениях и поражениях;
– осуществлять связь с кораблями, РТП ВМФ и летательными аппаратами;
– опознавать и классифицировать корабли и самолеты иностранных государств.
Порядок допуска судоводителей к самостоятельному управлению судном и несению ходовой вахты в военное время:
– приказ о допуске капитана и старшего помощника капитана к плаванию при обеспечении безопасности судоходства издает судовладелец после приема задачи и зачетов по специальным программам;
– приказ о допуске командного состава судна (штурмана, механики) к самостоятельному несению ходовой вахты издает капитан судна на основании принятых зачетов на судне;
– периодичность проверки и подтверждения допуска устанавливается 1 раз в два года;
– сдавшим на допуск выдается свидетельство установленного образца.
1.2.4 Прием и оценка задачи.
Комплексную курсовую задачу «ГС » принимает и оценивает капитан судна. Она оценивается как «отработано » или « не отработано » . Задача «ГС » оценивается как «отработано » , если все элементы задачи, назначенные к отработке, оценены положительно, судно и экипаж подготовлены:
– практически выполнять обязанности по судовым расписаниям на военное время;
– использовать индивидуальные и коллективные средства защиты от ОМП, проводить радиационную и химическую разведку, специальную обработку судна и санитарную обработку людей;
– осуществлять борьбу за живучесть судна при боевых и других повреждениях;
– оказывать первую медицинскую помощь раненым и пораженным.
Прием задачи капитаном осуществляется в ходе проведения зачетного учения с максимальным использованием имеющегося спецоборудования и средств защиты. После проведения зачетного учения капитан проводит разбор учения и объявляет оценку принятой задачи.
Судоводители
Судомеханики
Судоводители
-
— 72 час. — 72 час. – 108 часов — 72 час. — 72 час. 108 час. — 72 час. 108 час.
- Предрейсовая подготовка офицеров судоводителей – 16 час.(только по заказу компаний) (МУТЦ)
Суда с системами ДП
Подготовка по VI Главе ПДНВ 78 с поправками (БЖС):
Судомеханики
Курсы для продления диплома
- Программа повышения квалификации по должности вахтенного механика морского судна с главной двигательной установкой мощностью 750 кВт и более
Продолжительность обучения: 12 дней (90 часов)
Стоимость обучения: 38 000 рублей
Особые условия: реализуется с применением ЭО и ДОТ - Программа повышения квалификации по должности второго механика морского судна с главной двигательной установкой 3000 кВт и более
Продолжительность обучения: 12 дней (96 часов)
Стоимость обучения: 38 000 рублей
Особые условия: реализуется с применением ЭО и ДОТ - Программа повышения квалификации по должности старшего механика морского судна с главной двигательной установкой 3000 кВт и более
Продолжительность обучения: 12 дней (96 часов)
Стоимость обучения: 38 000 рублей
Особые условия: реализуется с применением ЭО и ДОТ - Программа повышения квалификации по должности второго механика морского судна с главной двигательной установкой от 750 до 3000 кВт
Продолжительность обучения: 12 дней (96 часов)
Стоимость обучения: 38 000 рублей
Особые условия: реализуется с применением ЭО и ДОТ - Программа повышения квалификации по должности старшего механика морского судна с главной двигательной установкой от 750 до 3000 кВт
Продолжительность обучения: 12 дней (96 часов)
Стоимость обучения: 38 000 рублей
Особые условия: реализуется с применением ЭО и ДОТ
Курсы повышения разряда
- Программа дополнительного профессионального образования в соответствии с требованиями раздела A-III/2 Кодекса ПДНВ, для второго механика морского судна с главной двигательной установкой 3000 кВт и более (пункт 2.2 Правила III/2 Конвенции ПДНВ)
- Для лиц имеющих высшее образование
Продолжительность обучения: 15 дней (118 часов)
Стоимость обучения: 44 000 рублей - Для лиц имеющих среднее профессиональное образование
Продолжительность обучения: 29 дней (231 час)
Стоимость обучения: 86 000 рублей - Для лиц имеющих диплом судового механика уровня управления
Продолжительность обучения: 15 дней (118 часов)
Стоимость обучения: 44 000 рублей
- Для лиц имеющих высшее образование
Продолжительность обучения: 15 дней (118 часов)
Стоимость обучения: 44 000 рублей - Для лиц имеющих среднее профессиональное образование
Продолжительность обучения: 29 дней (231 час)
Стоимость обучения: 86 000 рублей
- Для лиц имеющих высшее образование
Продолжительность обучения: 19 дней (150 часов)
Стоимость обучения: 57 000 рублей - Для лиц имеющих среднее профессиональное образование
Продолжительность обучения: 30 дней (239 часов)
Стоимость обучения: 94 000 рублей - Для лиц имеющих диплом судового механика уровня управления
Продолжительность обучения: 10 дней (80 часов)
Стоимость обучения: 38 000 рублей
- Для лиц имеющих высшее образование
Продолжительность обучения: 19 дней (150 часов)
Стоимость обучения: 57 000 рублей - Для лиц имеющих среднее профессиональное образование
Продолжительность обучения: 30 дней (239 часов)
Стоимость обучения: 94 000 рублей - Для лиц имеющих диплом судового механика уровня управления
Продолжительность обучения: 10 дней (80 часов)
Стоимость обучения: 38 000 рублей
Курсы при длительном перерыве в работе
- Подготовка судового механика уровня эксплуатации при длительном перерыве в работе по должности
Продолжительность обучения: 15 дней (116 часов)
Стоимость обучения: 44 000 рублей - Подготовка судового механика уровня управления при длительном перерыве в работе по должности
Продолжительность обучения: 15 дней (118 часов)
Стоимость обучения: 44 000 рублей - Восстановительная подготовка для работы на судах без ограничения «только не суда с паросиловой главной двигательной установкой»
Продолжительность обучения: 10 дней (80 часов)
В настоящее время идет аккредитация программы - Подготовка вахтенного механика морского судна с главной двигательной установкой мощностью 750 кВт и более (пункт 2.2 Правила III/1 Конвенции ПДНВ), имеющего военно-морское образование
Продолжительность обучения: 15 дней (116 часов)
Стоимость обучения: 44 000 рублей
Дополнительные курсы
- Управление ресурсами машинного отделения
Продолжительность обучения: 4 дня (32 часа)
Стоимость обучения: 14 000 рублей
Особые условия: реализуется с применением ЭО и ДОТ
Продолжительность обучения: 4 дня (32 часа)
Стоимость обучения: 24 900 рублей
Особые условия: реализуется с применением ЭО и ДОТ - Обслуживание и поиск неисправностей в судовом гидравлическом оборудовании
Продолжительность обучения: 3 дня (24 часа)
Стоимость обучения: 14 000 рублей
Особые условия: не менее 8 человек в одной группе
Электромеханики
- Программа повышения квалификации по должности электромеханика морского судна с главной двигательной установкой более 750 кВт
Продолжительность обучения: 12 дней (92 часа)
Стоимость обучения: 38 000 рублей
Особые условия: реализуется с применением ЭО и ДОТ - Подготовка электромеханика морского судна с главной двигательной установкой более 750 кВт при длительном перерыве в работе
Продолжительность обучения: 10 дней (80 часов)
Стоимость обучения: 38 000 рублей - Подготовка электромеханика морского судна с главной двигательной установкой более 750 кВт (Правило III/6 Конвенции ПДНВ), имеющего военно-морское образование
Продолжительность обучения: 10 дней (80 часов)
Стоимость обучения: 38 000 рублей - Подготовка по обслуживанию и поиску неисправностей судового электрооборудования
Продолжительность обучения: 5 дней (40 часов)
Стоимость обучения: 24 000 рублей
Особые условия: не менее 8 человек в одной группе
Радиоэлектроники
Подготовка по VI Главе ПДНВ 78 с поправками (БЖС):
Экипажи специальных типов судов
- Начальная подготовка по проведению грузовых операций на газовозах
и Повышение квалификации специалистов по начальной подготовке по проведению грузовых операций на газовозах — 40 и 24 час - Начальная подготовка по проведению грузовых операций на нефтяных танкерах, танкерах-химовозах и газовозах и Повышение квалификации специалистов по начальной подготовке по проведению грузовых операций на нефтяных танкерах, танкерах-химовозах — 80 и 48 час — 60 и 20 час.грузовых операций на газовозах по расширенной программе— 60 и 24 час.
- Подготовка по проведению грузовых операций на нефтяных танкерах и танкерах-химовозах по расширенной программе и Повышение квалификации специалистов по проведению грузовых операций на нефтяных танкерах и танкерах-химовозах по расширенной программе — 120 и 40 час.
- Подготовка персонала танкеров-газовозов, перевозящих сжиженный природный газ — 30 час.
- Специализированная подготовка на тренажере грузобалластных операций (нефтяные танкера / танкера-химовозы / танкера-газовозы) — 30 — 48 часов в зависимости от численности группы
Борьба с пиратством. Ораганизация борьбы с пиратством.
Неправомерные действия на море носят характер пиратства, морского разбоя или морского терроризма. Пиратство относится к числу самых древних видов преступлений, по¬сягающих на интересы всех государств при использовании ими морских пространств. В соответствии со ст. 101 Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, пиратством является любой неправомерный акт насилия, задержания или любой грабеж, совершаемый в личных целях экипажем или пассажирами какого-либо частновладельческого судна или частновладельческого лета¬тельного аппарата, направленный в открытом море или в ином месте вне юрисдикции какого бы то ни было государства против другого судна или летательного аппарата, а также против лиц или имущества, находящихся на борту. Пиратством является также любой акт добровольного участия в использовании какого-либо судна или летательного аппарата в целях пират-ства, а также подстрекательство и пособничество в совершении указанных действий. Современное международное право рассматривает пиратство в качестве уголовного преступления международного характера, направленного против осуществления свободы судоходства как составной части свободы открытого моря. Помимо пиратства (морского разбоя) серьезную угрозу безопасности мо¬реплавания представляет также морской терроризм. По методикам и спо-собам осуществления эти преступления похожи. Разница в целях нападения для пиратов (морских грабителей) главное — личная нажива, а целью морских террористов является захват судна и заложников с последующим шантажом запугиванием властей и попытками принуждения их к выполнению своих, как правило, Читать дальше …
Устройство и боевые свойства АК-74
Автомат АК создал советский конструктор М.Т. Калашников. В начале 70х годов автомат Калашникова АК-74 поступил на вооружение. Автомат прост по устройству и безотказен в действии, является надежным и грозным оружием для противника. Модернизированный 5.45мм автомат Калашникова является индивидуальным оружием, Он предназначен для уничтожения живой силы противника и поражения огневых средств. Для поражения противника в рукопашном бою к автомату присоединяется штык-нож. Для стрельбы и наблюдения в условиях естественной ночной освещенности присоединяется ночной стрелковый прицел. Таблица 1: Боевые свойства АК-74, (АК-74/У). Характеристика АК-74 / У Калибр (мм) 5.45 5.45 Прицельная дальность (м) наиболее действительный огонь 500 500 Дальность прямого выстрела: — по грудн. фигуре (м) — по бегущей фигуре (м) — по цели высотой 2м 440 625 — 360 Боевая скорострельность (выстр/мин) одиночн./очеред. 40/100 40/100 Начальная скорость пули (гранаты) м/сек 900 735 Дальность убойного действия пули (м) 1350 1100 Масса: — со снаряженным магазином (кг) — с оптическим прицелом (кг) 3,6 — 3,0 5,2 Вес: патрона (гр) гранаты с пороховым зарядом (кг) 10,2 — 10,2 — Емкость магазина (сумки) 30 30 Длина АК-74/У: — с откинутым прикладом — 730мм; — в походном состоянии- 490мм. Автоматическое действие автомата Читать дальше …
Защита судов от оружия массового порожениямя
В военное время на гражданских судах в целях самообороны могут устанавливаться отдельные образцы вооружения, а также специальные технические средства, предназначенные для снижения эффективности применяемой по судну оружия противника. В зависимости от предназначения и типа судов, на них могут быть установлены (размещены): 1) Вооружение: переносные зенитные ракетные комплексы (ПЗРК) «Иг¬ла», «Игла-С»; артиллерийские комплексы малого калибра АК-630М; крупнокалиберные тумбовые пулеметные установки 2М-1, морские тумбовые пулеметные установки МТПУ; оружие борьбы с подводными диверсантами (многоствольные реактивные гранатометы МРГ-1, ДП-65; ручные реактивные гранатометы ДП-61, ДП-64; ручные осколочные гранаты РГ-42, РГД-5, РГН). Для защиты судовых водолазов при осмотре подводной части корпуса судна в условиях диверсионной угрозы, могут использоваться специальные автоматы АПС и пистолеты СПП-1 для подводной стрельбы; 2) Специальные технические средства: постановщики радиолокационных и оптико-электронных помех ПК-16; надувные уголковые отражатели (НУО); буксируемые акустические охранители (БАО); буксируемые отводители торпед (БОТ); гидроакустические приборы помех ГИП-1 и МГ-34.
Организация наблюдения и связи на переходе морем в военное время
В военное время гражданский флот работает в условиях особого режима плавания, предусматривающего отмену свободы судоходства и соблюдение судами правил, устанавливаемых военно-морским командованием. Производя коммерческие, воинские и иные перевозки для государственных нужд, все суда должны быть готовы к отражению нападения на них подводных лодок, надводных кораблей и самолетов противника, к плаванию в условиях минной опасности, а также к ликвидации последствий их нападения. Как правило, защита морского судоходства осуществляется системой конвоев или прикрытием с моря районов движения судов, а также силами и средствами приморского соединения войск ПВО при нахождении их в зоне прикрытия. Однако в ряде случаев, особенно в начале военных действа переходы морем могут осуществляться и одиночными судами. Для плавания в условиях военного времени судно должно быть полностью укомплектовано командным и рядовым составом, подготовленным к обороне и защите от всех видов морского оружия, в том числе и оружия массового поражения, к борьбе за живучесть судна при боевых и аварийных повреждениях. Т.е. личный состав судна должен отработать специальную задачу в соответствии с Курсом военно-морской подготовки экипажей гражданских судов. При подготовке судна к выходу в море, кроме мероприятий, предусмотренных уставами и наставлениями, должно быть уделено особое внимание:
Комплектация и принцип использования КДУ-2М-1
КДУ рассчитаны на длительную работу непрерывно в широком диапазоне изменения температуры и влажности воздуха. КДУ-2М-1 устанавливают на кораблях 2, 3, 4 ранга и имеет следующие приборы: — сигнально-измерительный пульт; — блок питания; — сигнально-измерительные датчики (2 шт.); — измерительные датчики (4 шт.). Сигнально-измерительный пульт является пультом управления КДУ-2М, позволяющим производить подключение схемы к сигнально-измерительным и измерительным датчикам и дистанционно измерять их показания. Пульт имеет электрический звонок и красную сигнальную лампочку, которые, работая в прерывистом режиме, дают звуковой и световой сигналы о наличии радиоактивной зараженности.
Ударная волна и световое излучение
С макроскопической точки зрения ударная волна представляет собой воображаемую поверхность, на которой термодинамические величины среды (которые, как правило, изменяются в пространстве непрерывно) испытывают устранимые особенности: конечные скачки. При переходе через фронт ударной волны меняются давление, температура, плотность вещества среды, а также скорость её движения относительно фронта ударной волны. Все эти величины изменяются не независимо, а связаны с одной-единственной характеристикой ударной волны, числом Маха. Математическое уравнение, связывающее термодинамические величины до и после прохождения ударной волны, называется ударной адиабатой, или адиабатой Гюгонио. Ударные волны не обладают свойством аддитивности в том смысле, что термодинамическое состояние среды, возникающее после прохождения одной ударной волной нельзя получить последовательным пропусканием двух ударных волн меньшей интенсивности.
Способы дегазации судна.
Дегазация — один из видов обеззараживания, представляющий собой уничтожение (нейтрализацию) отравляющих веществ (боевых отравляющих веществ) или удаление их с зараженной поверхности, местности, сооружений, одежды и т. д. в целях снижения заражённости до допустимой нормы или полного исчезновения. Дегазация проводится физическим, химическим и механическим способами. Механический способ предполагает удаление аварийно химических опасных веществ с поверхности, территории, отдельных предметов. Физический способ предполагает обработку зараженных предметов и материалов горячим воздухом, водяным паром. При применении этих двух способов сильно действующие ядовитые вещества не разрушаются, а только удаляются. К числу Д. в. могут быть отнесены различные органические растворители (моторные топлива, спирт и др.) и растворы моющих веществ. Однако при их использовании происходит только «физическая» дегазация (удаление ОВ в результате его растворения или эмульгирования). Такая дегазация не обеспечивает полного удаления ОВ и в ряде случаев оказывается недостаточной. Химический же способ уничтожает (нейтрализует) сильно действующие ядовитые вещества посредством их разложения и перевода в другие, нетоксичные соединения с помощью специальных дегазирующих веществ окислительно-хлорирующего и щелочного действия.
Командные посты и командные пункты
Согласно Корабельному уставу ВМФ РФ Главе 1 п.16, командный пункт (КП) — место, оборудованное необходимыми средствами управления, откуда командир руководит действиями личного состава подчиненных ему подразделений, применением оружия, использованием технических средств и борьбой за живучесть, а также поддерживает связь со старшим командиром и взаимодействующими подразделениями. Командный пункт командира корабля является главным командным пунктом корабля и именуется ГКП, а на кораблях 4 ранга, где имеется только один командный пункт — КП. На случай выхода из строя ГКП создается запасной командный пункт (ЗКП), который оборудуется дублирующими средствами управления кораблем и средствами связи. Для этих же целей в боевых частях (службах) могут оборудоваться запасные пункты (ЗП). На определенных проектах кораблей создается центральный команд-ный пункт (ЦКП), предназначенный для сбора, обработки и анализа данных обстановки и возглавляемый старшим помощником командира корабля. Боевой пост (БП) — место на корабле с находящимися на нем оружием и (или) техническими средствами, имеющими определенное боевое назначе-ние, где личный состав использует и обслуживает их (п.17 Устава ВМФ). Боевой пост возглавляет командир боевого поста. Все командные пункты и боевые посты на кораблях должны иметь наименования, обозначения и порядковые номера, приводятся в Приложении 1 к Уставу. На подводных лодках командные пункты нумеруются в каждой боевой части (службе) по порядку номеров с носа в Читать дальше …
Военно-морская подготовка (ВМП) гражданского флота является составной и неотъемлемой частью общегосударственных мероприятий, проводимых в целях обеспечения безопасности плавания и производственной деятельности российских гражданских судов с возникновением военной угрозы судоходству, в условиях вооруженных конфликтов и в военное время, в том числе с учетом угроз со стороны международного терроризма, пиратства и морского разбоя.
Основным руководящим программно-методическим документом для проведения ВМП в судовладельческих организациях, независимо от форм собственности, имеющих в ведении и эксплуатирующих морские и речные суда под Государственным флагом Российской Федерации, является «Курс военно-морской подготовки экипажей гражданских судов РФ» (КПГС)
Капитан судна непосредственно руководит ВМП своего экипажа, организует планирование и несет ответственность за полноту отработки и качество ВМП, а также за поддержание судна в готовности к плаванию и произ-водственной деятельности в условиях военных угроз судоходству.
Старший помощник капитана судна осуществляет планирование ВМП на судне и ведет учет ее проведения.
Основным содержанием ВМП на судах является:
— отработка общесудовой организации, обеспечивающей плавание, стоянку и производственную деятельность судов, как в угрожаемый период, так и в военное время;
— отработка действий судов при возвращении из удаленных районов мирового океана;
— освоение специальных устройств, вооружения, приборов и средств защиты;
— отработка обороны и защиты одиночного судна (группы судов) на переходе морем, в районах рассредоточения и пунктах базирования;
— отработка организации погрузки (выгрузки) войск, раненных и поражен-ных, гражданского населения (при эвакуации), вооружения, техники в порту и на рейде с использованием транспортных средств;
— выработка у командного состава судов навыков совместного плавания в составе конвоя, десантного отряда, отряда (группы) судов, плавания за тралами;
— отработка организации выхода (входа) судов из пунктов (в пункты) бази-рования и экстренного выхода в районы рассредоточения;
— отработка организации встречи, связи и опознавания судов с кораблями и судами обеспечения ВМФ, с судами других министерств и ведомств, а также с летательными аппаратами и береговыми постами;
— отработка в море и на рейде способов передачи на военные корабли грузов, топлива и воды;
— отработка приемов борьбы за живучесть судна при воздействии оружия противника и ликвидации его последствий, а также оказания помощи поврежденному кораблю, судну, самолету в условиях применения противником оружия.
Общая организация и сроки отработки мероприятий по ВМП устанавливаются ежегодными приказами руководителей судовладельческих организаций. В целях планомерной подготовки экипажей судов по ВМП издаются соответствующие приказы капитанов судов и составляются планы-календари отработки необходимых мероприятий на год, либо на период плавания экипажа на данном судне.
ВМП в полном объеме проводится согласно КПГС с экипажами судов под Государственным флагом РФ водоизмещением 1000 тонн и более или с силовой установкой 300 л.с. и более, а также на всех судах заграничного плавания.
На судах специальной постройки (земснаряды, кабелеукладчики, мор-ские платформы, бункеровщики и т.п.) под Государственным флагом РФ объем и содержание отрабатываемых элементов по ВМП и мероприятий по ОБС зависят от предназначения судов, специфики их производственной деятельности и районов плавания.
Капитаны-наставники по ВМП судовладельческих организаций разрабатывают специальные программы отработки элементов курсовой задачи по ВМП с экипажами этих судов и согласовывают их с главными капитанами-наставниками по ВМП на бассейнах.
На судах под Государственным флагом РФ, экипажи которых частично укомплектованы гражданами других государств, отрабатываются только отдельные элементы курсовой задачи ВМП под видом тренировок и учений по борьбе за живучесть судна, безопасного плавания в сложных метеорологических и навигационных условиях, защите судна от радиоактивного заражения, подводных диверсантов (террористов) и т.п.
Судовые специалисты гражданского флота при каждой очередной замене рабочих документов индивидуально или в составе экипажей проходят ВМП (аттестацию) в учебно-методических центрах (кабинетах) ВМП выдачей соответствующих свидетельств.
Экипаж судна, полностью отработавший программу по ВМП и подго-товленный к плаванию и производственной деятельности в условиях военной угрозы судоходству и в военное время, получает соответствующее Свидетельство. Свидетельство единого образца о прохождении экипажем судна ВМП выдается капитаном-наставником по ВМП судовладельческой организации после контрольной проверки. При расформировании экипажа или замене 30 % личного состава экипажа свидетельство утрачивает силу.
Помимо Свидетельства о прохождении экипажем ВМП на судне постоянно должен находиться комплект документов, регламентирующих вопросы ОБС и проведения ВМП:
— выписка из приказа руководителя судовладельческой организации и приказ капитана судна об организации ВМП на текущий год;
— приказ капитана судна по результатам отработки комплексной курсовой задачи «ГС» и допуске командного состава к самостоятельному исполнению должности при плавании в условиях вооруженных конфликтов и в военное время;
-КПГС;
— план-календарь отработки ВМП на год (на период плавания экипажа на данном судне) с отметками о выполненных мероприятиях;
— планы проведенных занятий, тренировок, учений, групповых упражнений по ВМП с отметками и выводами руководителей;
— сборник судовых расписаний, вводимых в действие при плавании в условиях военных угроз и в военное время;
— комплект заполненных книжек «Судовой номер», выдаваемых членам судовой команды при плавании в условиях военных угроз и в военное время;
— таблица звуковых сигналов судовых тревог, вводимых в действие при плавании в условиях военных угроз и в военное время;
— совместная Директива «О военно-морской подготовке экипажей российских судов»;
— Положение об организации проведения ВМП гражданского флота РФ в интересах обеспечения безопасности российского морского судоходства;
— руководящие и учебно-методические документы по ВМП экипажей гражданских судов (РГС, СЭС, документы для организации связи с кораблями, летательными аппаратами и РТП ВМФ, учебники, справочники и методики по ВМП);
— акт инвентаризации имеемого специального оборудования, приборов дозиметрического контроля и химического имущества.
Все мероприятия по ВМП проводятся без отрыва судна от производственной деятельности.В военное время гражданский флот работает в условиях особого режима плавания, предусматривающего отмену свободы судоходства и соблюдение судами правил, устанавливаемых военно-морским командованием.
Производя коммерческие, воинские и иные перевозки для государственных нужд, все суда должны быть готовы к отражению нападения на них подводных лодок, надводных кораблей и самолетов противника, к плаванию в условиях минной опасности, а также к ликвидации последствий их нападения.
Как правило, защита морского судоходства осуществляется системой конвоев или прикрытием с моря районов движения судов, а также силами и средствами приморского соединения войск ПВО при нахождении их в зоне прикрытия. Однако в ряде случаев, особенно в начале военных действа переходы морем могут осуществляться и одиночными судами.
Для плавания в условиях военного времени судно должно быть полностью укомплектовано командным и рядовым составом, подготовленным к обороне и защите от всех видов морского оружия, в том числе и оружия массового поражения, к борьбе за живучесть судна при боевых и аварийных повреждениях. Т.е. личный состав судна должен отработать специальную задачу в соответствии с Курсом военно-морской подготовки экипажей гражданских судов.
При подготовке судна к выходу в море, кроме мероприятий, предусмотренных уставами и наставлениями, должно быть уделено особое внимание:
1) состоянию и готовности основных и резервных средств связи;
2) проверке исправности оружия и специальных технических средств;
3) проверке наличия и исправности всех средств химического имущества;
4) состоянию размагничивающего устройства и срокам очередного размагничивания.
Выход в море судна допускается только в том случае, если не выявлено нарушений при:
— проверке герметичности водонепроницаемых переборок и закрытий судна; — проверке средств полного затемнения судна;
— подготовке средств для спасения особо ценных грузов и важных документов;
— выдаче экипажу индивидуальных средств защиты и индивидуальных дозиметров.
Наличие запасов на судне, включая индивидуальные средства защиты, дегазирующие и дезактивирующие вещества, индивидуальные перевязочные и противохимические пакеты, оружие и боезапас к нему должно быть не ниже установленных норм.
Перед выходом в море капитан судна обязан получить от представителя военно-морского командования или судовладельца инструктаж и необходимые документы. На инструктаже капитан судна должен уточнить:
— время выхода, порядок съемки с якоря (швартовов) и выхода из порта (из базы) и скорость на переходе;
— рекомендации по маршруту и обстановку в районах перехода судна;
— участки маршрута перехода, наиболее опасные от воздействия противника;
— пункт назначения, промежуточные пункты захода, укрытия и порядок входа (выхода) в них; порядок движения на переходе;
— организацию и порядок использования средств связи;
— организацию зрительного и технического наблюдения и опознавания;
— действия судна при встрече с противником в условиях малой видимости, шторма, при получении боевых повреждений или авариях;
— организацию обороны и защиты судна на переходе, при стоянке на открытом рейде, в промежуточных пунктах, пунктах укрытия и меры маскировки;
— порядок донесений об обнаруженных силах и средствах противника и других изменениях обстановки.
Цель и маршрут перехода судна должны быть известны лишь ограниченному кругу лиц. Экипаж судна информируется (при необходимости) о цели перехода после выхода судна в море.
При нахождении судов в районе рассредоточения, из числа наиболее опытных и авторитетных капитанов судов назначается старший капитан, на которого возлагается координация действий с военно-морским командованием и судовладельцами по вопросам обороны и защиты, безопасности стоянки и материального обеспечения судов, а также руководство рейдовой службой. Если в районе рассредоточения находятся корабли ВМФ, то в этом случае старшим в районе является командир соединения или командир корабля.
Старший капитан подчиняется судовладельцу, а по вопросам обороны района рассредоточения — военно-морскому командованию, в зоне которого находится район рассредоточения. При организации рейдовой службы старший капитан обязан:
— перед выходом в район рассредоточения получить у судовладельца (у военно-морского командования) схему якорных стоянок судов в районе;
— избрать в районе рассредоточения и занять точку, обеспечивающую наибольшую надежность и удобство управления судами в районе, а также связь с берегом зрительными и плавучими средствами;
— получить от судовладельца (от военно-морского командования) данные по направляемым в район рассредоточения судам и с их прибытием назна¬чить точки якорных стоянок в соответствии со схемой, сообразуясь с обстановкой и тактико-техническими данными судов;
— контролировать соблюдение судами дислокации и безопасности стоянки. В случае изменения обстановки принимать решение о перемене судами точек якорной стоянки в пределах района рассредоточения;
— принимать меры к оказанию необходимой помощи судам, стоящим в данном районе;
— организовывать связь с военно-морским командованием, судовладельцем и с судами, находящимися в районе якорной стоянки;
— обеспечить прием указаний по средствам связи от военного командовав и судовладельцев и передачу этих указаний на суда в части, их касающейся;
— вести учет обстановки в районе рассредоточения и информации, получаемой от военного командования и судовладельцев;
— следить за соблюдением судами свето- и радиомаскировки. Радиосвязь с судами и береговыми радиотехническими постами (РТП), используются зрительные средства, а в необходимых случаях — радиостанции. В ночное время разрешать использовать для связи свето — сигнальные средства направленного действия и инфракрасную аппаратуру, если не было других указаний от военно-морского командования.
— организовывать наблюдение за морем и воздухом в районе рассредоточения, передачу данных обстановки военному командованию, для чего суда назначить ответственные секторы наблюдения и установить по расписанию на судах круглосуточные сигнально-наблюдательные посты. Особое внимание должно быть уделено наблюдению за ПДСС и противоминному наблюдению;
— данные о местах постановки мин противником немедленно сообщать военному командованию;
— режим использования радиотехнических средств (РТС) наблюдения и опознавания устанавливается в соответствии с указаниями военного командования;
— назначать дежурные суда и при необходимости инструктировать капитанов этих судов о порядке выполнения обязанностей. Количество назначенных дежурных судов определяется исходя из состава рассредоточенных судов и размеров района;
— организовать оповещение судов об изменениях обстановки, режима пла-вания, штормовых предупреждениях и устанавливать соответствующую готовность для судов;
— при получении указаний от судовладельцев на переход судов получить разрешение военного командования, проинструктировать капитанов уходящих судов и принять меры к выходу назначенных судов в установленное время;
— устанавливать очередность материального обеспечения.
Капитан судна при подходе к району рассредоточения зрительными средствами дает опознавательные сигналы и запрашивает разрешение у старшего капитана (старшего в районе) стать на якорь.
Получив от старшего в районе координаты точки стоянки и назначенную готовность к выходу, капитан судна производит постановку на якорь в указанной точке. Количество отданных якорей и якорных цепей определяется капитаном судна с учетом условий стоянки, требований морской практики и назначенной готовности к выходу.Автор статьи
Читайте также:
- Супруги ждановы имеющие шестимесячного сына ваню обратились в суд с заявлением о расторжении брака
- Можно ли на основании аудиторской проверки подать в суд
- Принцип состязательности и равноправия сторон при активной роли суда кас
- Как законодательная власть влияет на судебную статьи
- Виды решений принимаемых председательствующим в суде присяжных соотношение вердикта и приговора
- Для лиц имеющих высшее образование