Внутригосударственное право это тгп понятие

Обновлено: 28.04.2024

Уже на протяжении длительного времени было сформировано два вида права: международное и внутригосударственное. Их взаимодействие развивается по двум направлением – монистическое и дуалистическое. И тот, и другой вид обладают внутренней неоднородностью. Например, монистическое течение рассредотачивается на теории примата международного и внутригосударственного. Если рассматривать дуалистический подход, то его суть заключается в установке границ между национальным и межнациональным, причем друг другу они не подчиняются.

Понятие международного права

Межнациональное право – это совокупность юридических норм, которые регламентируют взаимодействие между странами и прочими участниками международных отношений. Эти нормы формируются методом согласования позиций субъектов данных взаимоотношений и обеспечиваются при надобности индивидуального или коллективного принуждения.

Межнациональное право (М-Н П) – это отдельная структура права, которая отличается от внутригосударственной. Суть системы состоит в том, что она объясняет особенности объекта регулирования, рассматривает его субъектов и функционирование норм. М-Н П по его первоначальным характеристикам представляет собой комплекс норм юридической направленности и регулятор конкретных взаимоотношений государства, которое служит участником юриспруденции.

На видео-соотношение международного и внутригосударственного права:

Международное право (МП) согласно терминологической категории имеет определенную степень условности. На протяжении всей истории этот термин сложился и был принят в государственных и международных договорах, документах. Характерной особенностью остается то, что оно не содержит судебные, исполнительные органы с полномочиями, которые схожи с теми, которые преобладают в различной внутригосударственной системе. В роли основных принципов реализации его норм остаются качественное выполнение всех обязательств и факультативная судебная юрисдикция. А в данной статье можно узнать всё про государство как субъект международного права.

Понятие внутригосударственного права

Национальное право – это главный источник международного права. В основе положены те законы, которые служат для регулирования отношений с зарубежным элементам. Несмотря на это, стоит понимать, что самым главным законом любой страны остается ее Конституция. Если рассматривать на примере источник российского международного права, то первым делом сюда входит Конституция РФ. Именно этот документ и устанавливает только самые общие начала регулирования межнациональных отношений между гражданами.

Соотношение между ними

соотношение международного и внутригосударственного права


Как уже упоминалось выше, имеется две теории взаимодействия межнационального и национального права: монистическая и дуалистическая. Для дуалистической теории характерной остается такая особенность, как разграничение национального и межнационального. Монистическая теория гласит, что эти два права соединены между собой в единую систему.

Механизм соотношения межнационального и национального права имеет следующий вид:

  1. Трансформация. Этот термин подразумевает под собой выполнение страной норм международного, благодаря изданию национальных нормативных законов.
  2. Рецепция. В данном случае подразумеваются нормы внутригосударственного права, которые текстуально дублируют нормы межнационального права, конкретизирую их, принимая во внимание черты социального строя страны.
  3. Инкорпорация. Подразумевает внедрение норм межнационального в национальное право.
  4. Отсылка. Внутренний акт страны может предпринять отсылку к межнациональному договору.

В данной статье указаны принципы экологического права и всё про данную систему отношений.

Формы взаимодействия

как соотносится международное и внутригосударственное право

Принимая во внимание независимость двух систем, не стоит открывать одну систему от другой и отделять их. Очень важным считается признание их соотношения. Термин взаимодействие в рассматриваемом случае ассоциирует такую форму сотрудничества, при которой каждая из представленных систем не будет заменять, подчинять другую, а будет способствовать работоспособности каждой.

Взаимосвязь между национальным и межнациональным представлена координацией, взаимосогласованностью и взаимодополнимостью.

В качестве примера может выступать Венская конвенция 1969 г. Она считается главным документом, который регламентирует порядок заключения, действия и приостановления влияния межнациональных соглашений. Именно Венская конференция основана на рассмотрении вопросов о взаимосвязи межнационального и национального права. Если эти существенные нормы не будут соблюдаться в одновременном порядке, то заключить подлинное международное соглашение или его приостановить уже будет невозможно.

Кроме этого, придерживаясь Венской конвенции, только Н-Н П регламентируется порядок признания юридической силы каждого межнационального соглашения, а также его ратификация. Также происходит регулирование порядка выхода из него одной из страны.

Совершенно неудивительно, что страны мира в разных формах способны выражать форму соотношения национального и М-Н П. Например, Конституция США указывает: все акты, которые были подписаны или будут заключены США, считаются основными законами государства. Судьи каждого штата должны неукоснительно их выполнять, несмотря на то, что в Конституции и законах отдельных штатов имеются противоречащие постановления.

Еще одним примером, подтверждающим взаимоотношение (М-Н и Н-Н П), считается Конституция Австрии. Она основана на том, что общепринятые нормы межнационального являются составной частью федерального права.

На видео – взаимодействие национального внутригосударственного и международного права:

Проблемы взаимодействия

Проблемы взаимоотношений международного и национального на сегодняшний день обладает принципиальным значением, если рассматривать относительно укрепления международной законности и безопасности. Кроме этого, проблема такого взаимодействия не считается новой для доктрины М-Н П и межнациональной практики.

Если рассматривать проблемы взаимодействия национального и (М-Н П) на более широком уровне, то удается получить совершенно разные теоретические концепции, о которым речь шла в самом начале – монистическая и дуалистическая.

Порой определенные организационные и правовые меры, которые предпринимают страны в их внутринациональной области, объективно не могут дать ответ высшим интересам мирового общества, являются побудительным импульсом для уточнения, пересмотра и смене подхода к формулировке конкретных норм межнационального. В качестве примера стоит привести договор об Антарктике, заключенный в 1959 году.

Рассматривая межнациональное и национальное, необходимо четко понимать, что это совершенно два разных направления. Но, несмотря на это они могут существовать вместе, что и объясняет их эффективное соотношение.

Право — это система общеобязательных фор­мально определенных норм, выражающих меру свободы человека, принятых или санкционированных государством и охраняемых им от нарушений.

Главными признаками права выступают сознательно-во­левой характер, нормативность, формальная определенность, обеспеченность государством, системность.

Принципы права — это руководящие идеи, характеризую­щие содержание права, его сущность и назначение в обществе. С одной стороны, они выражают закономерности права, а с другой — представляют собой наиболее общие нормы, которые действуют во всей сфере правового регулирования и распрост­раняются на всех субъектов. Эти нормы либо прямо сформули­рованы в законе, либо выводятся из общего смысла законов.

Содержание действующей Конституции РФ позволяет выде­лить следующие принципы права: демократизм, федерализм, приоритет прав и свобод человека, непосредственное действие общепризнанных принципов и норм международного права, законность, равноправие, равенство всех форм собственности, правосудие.

Правовые отрасли — основные, наиболее крупные структурные подразделения системы права, регулирующие соответствен­но и наиболее обширные сферы (области) общественных отно­шений.

1. Конституционное право. Это первая и ведущая отрасль, оп­ределяемая как совокупность юридических норм и институтов, опосредующих наиболее важные, исходные государственные от­ношения. В круг ее «ведения» входят такие вопросы, как форми­рование и структура представительной, исполнительной и судеб­ной власти, принципы их деятельности; политическая система, экономическая основа, формы собственности, федеративное устройство, административно-территориальное деление, изби­рательная система, правовое положение (статус) граждан, их права, свободы и обязанности, общественный строй и др.

Главным нормативным актом этой отрасли, естественно, яв­ляется Конституция (Основной Закон) государства, выступаю­щая основополагающей базой для всего текущего правотворчест­ва. Это предмет данной отрасли. Методом же выступает главным образом учредительно-закрепительный в сочетании с общим (ба­зовым) регулированием без установления конкретных санкций за нарушения, хотя многие конституционные нормы имеют пря­мое действие.

2. Административное право. Регулирует сферу управленческой, исполнительно-распорядительной деятельности государствен­ных органов, общественных организаций и должностных лип (правительства, министерств, ведомств, президентских структур: предприятий, учреждений, местных администраций). Для осу­ществления своих оперативных функций все субъекты указанной деятельности наделяются необходимыми полномочиями, компетенцией. Объектами управления выступают экономика, наука, культура, образование, здравоохранение, оборона, правопоря­док, охрана прав граждан и т.д. Основной метод — власть и подчинение, императивные приказы, указания, иерархия и суборди­нация по службе, ответственность за порученный участок.

3. Финансовое право. Предмет данной отрасли — финансовые отношения, формирование и исполнение госбюджета, денежное обращение, банковские операции, кредиты,, займы, налоги. Субъектами этих отношений выступают все юридические и фи­зические лица. Нормы финансового права тесно связаны с госу­дарственным правом и административным, так как сферы этих трех отраслей во многом переплетаются. Финансовая деятель­ность в значительной мере носит исполнительно-распорядитель­ный характер. Методы регулирования — контроль, ревизии, властные предписания. Однако в условиях перехода к рынку все более раздвигаются рамки самостоятельности, возникла система коммерческих банков.

4. Земельное право. Отрасль призвана регулировать вопросы землепользования и землеустройства, сохранения и распределе­ния земельного фонда, определения правового режима различ­ных видов земли в соответствии с их административно-хозяйст­венным назначением (государственные, колхозные, совхозные, фермерские, арендные, городские и т.д.). Подотраслями данной отрасли выступают лесное право, водное и горное. Основной нормативный акт — Земельный кодекс. Методы регулирова­ния — дозволения, разрешения, запреты.

5. Трудовое право. Предмет данной отрасли — сфера трудовых отношений (формы рациональной организации труда, его оценка и оплата, определение тарифных ставок, разрядов, ок­ладов, норм выработки; рабочее время, отпуска; прием на работу и увольнение; порядок заключения трудовых соглашений) Субъектами трудовых отношений выступают рабочие и служа­щие, государственные, общественные и кооперативные органи­зации, профсоюзы. Метод регулирования — поощрение, стиму­лирование, придание соответствующим договорам нормативного значения.

7. Гражданское право. Наиболее крупная отрасль, регулирую­щая обширную область имущественных и личных неимущест­венных отношений (имя, честь, достоинство, авторство). Весь гражданский оборот, хозяйственная деятельность предприятий, организаций, учреждений и граждан осуществляются на основе норм гражданского права (владение, пользование и распоряже­ние собственностью, ее приобретение и отчуждение, купля, про­дажа, дарение, наследование, передача в аренду, на хранение, в залог; пересылка, транспортировка, взаимные поставки сырья и продукции производителями и потребителями).

Однако не все имущественные отношения регулируются гражданским правом, а только такие, в которых стороны юриди­чески равны (истец — ответчик; должник — кредитор; заказ­чик — подрядчик) и которые не строятся по принципу власти и подчинения, как это имеет место в административном, финансо­вом, земельном праве. Последние также регламентируют в из­вестных пределах имущественные отношения, но с помощью иных методов.

В силу своей обширности и комплексности гражданское право как отрасль имеет многочисленные подотрасли: наследст­венное право, изобретательское, авторское, патентное, жилищное, транспортное и т.д. Основной нормативный акт — Граждан­ский кодекс РФ. Некоторые подотрасли также кодифицированы (Кодекс торгового мореплавания, Воздушный кодекс, Устав же­лезных дорог). В условиях становления рыночных отношений роль гражданского права возрастает. Главный метод регулирова­ния — диспозитивный.

8. Семейное право. Примыкает и тесно связано с гражданским правом. Тем не менее это самостоятельная отрасль, регулирующая порядок заключения и расторжения брака, отношения между супругами, родителями и детьми, вопросы патронирова­ния, усыновления, опеки и попечительства, имущественного положения членов семьи, их взаимных прав и обязанностей. Основ­ной нормативный акт — Семейный кодекс. Ведущие методы — равенство сторон и диспозитивный.

9. Уголовное право. Совокупность норм, определяющих, какие общественно опасные (вредные) действия и поступки следует читать уголовно наказуемыми; правомочия компетентных орга­нов по отношению к лицам, совершившим преступления, осно­вания и условия привлечения их к ответственности; принципы карательной политики государства, виды и систему санкций, со­ставы конкретных деяний, формы и степень вины и т.д. Основ­ной нормативный акт — Уголовный кодекс. Метод регулирова­ния — императивно-запретительный.

10. Уголовно-исполнительное право. Включает в себя нормы, регламентирующие порядок отбывания наказания лицами, осуж­денными судом к лишению свободы, а также деятельность соот­ветствующих государственных органов и учреждений по перевос­питанию правонарушителей в местах заключения. Уголовно-ис­полнительное право является как бы продолжением уголовного права, что дает основание некоторым ученым считать УИП под­отраслью уголовного права. Однако, по мнению большинства специалистов в данной области, это все же самостоятельная от­расль, имеющая свой предмет, своих субъектов и свой специфи­ческий метод регулирования — воспитание, поощрение в сочета­нии с методом власти и подчинения. Основной нормативный акт — Уголовно-исполнительный кодекс.

11. Уголовно-процессуальное право. Отрасль, регулирующая деятельность суда, прокуратуры, органов предварительного след­ствия и дознания по раскрытию и рассмотрению уголовных дел, определяет процессуальные формы этой деятельности, права и обязанности участвующих в ней субъектов (подследственных, подсудимых, свидетелей, потерпевших, экспертов, представите­лей обвинения и защиты), их правовое положение. Основопола­гающий нормативный акт — Уголовно-процессуальный кодекс. Ведущие методы регулирования — императивный и метод равен­ства сторон, которые тесно взаимосвязаны между собой.

12. Гражданско-процессуальное право. Совокупность норм, ре­гулирующих деятельность органов правосудия и других участни­ков процесса при разрешении споров о праве гражданском, а также по трудовым, семейным, личным, финансовым и иным Делам. В гражданском процессе действуют в основном те же субъекты, что и в уголовном. Различия заключаются в предмете и м етодах регулирования. В состав данной отрасли входят также нормы, регламентирующие работу арбитражных и нотариальных органов. Главный нормативный акт — Гражданско-процессуаль­ный кодекс. Строгое соблюдение всех процессуальных норм слу­жит важной гарантией реализации материальных.

В литературе выделяются также комплексные отрасли: хозяй­ственное право, природоохранительное (экологическое), воен­ное, торговое, прокурорско-надзорное и другие, соединяющие в себе разнородные нормы и институты, регулирующие соответст­венно сложные, «конгломеративные» отношения. Кроме того, в настоящее время формируются новейшие правовые отрасли, вы­званные развитием современного научно-технического прогрес­са: космическое право, атомное, компьютерное и др.

Международное право не входит ни в одну национальную сис­тему права, поэтому ни одно государство мира не может считать его своим. Оно занимает особое (наднациональное) место, по­скольку регулирует не внутригосударственные, а межгосударст­венные отношения. В нем выражается коллективная воля наро­дов, выступающих субъектами данного права. Его нормы и ин­ституты закрепляются в различных международных договорах, соглашениях, уставах, конвенциях, декларациях, документах ООН. Эти акты определяют взаимные права и обязанности госу­дарств — участников мирового сообщества, принципы их взаи­моотношений, поведение на международной арене.

Международное право — сложный комплекс юридических норм, создаваемых государствами посредством согла­сования своих интересов, формирующих самостоятельную право­вую систему, которая функционирует во взаимодействии с право­выми системами государств.

Внутригосударственное право как система национального права устанавливается конкретными государствами, но в основном в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права. Процессы глобализации правосознания и права приобретают все большую значимость, хотя этот процесс протекает неравномерно и зависит как от внутренних, так и от международных факторов.

Международное право представляет собой систему юридических принципов и норм, выражающих согласованную волю участников международных отношений и регулирующих их взаимодействие. Конституция Российской Федерации закрепляет приоритет общепризнанных принципов и норм международного права перед национальным законодательством. Данное положение закреплено также в большинстве отраслевых кодексов. Но необходимо учитывать, что согласно Конституции РФ нормы международного права являются составной частью ее правовой системы, но не системы права. Таким образом, данные принципы и нормы не объявляются частью российского права. Кроме того, международные договоры ратифицируются федеральными законами, а значит, юридическая сила международного договора связана с его надлежащей ратификацией и она не более юридической силы федерального закона. Таким образом, приоритет Конституции РФ и федеральных конституционных законов над международными договорами очевиден.

Кроме того, ни в одной стране мира, не говоря уже о Российской Федерации, не определен конкретный механизм приведения в соответствие национальных норм с общепризнанными принципами и нормами международного права. Юридическая сила данных принципов и сила норм совершенно различны соответственно актам, в которых они сформулированы (декларации, конвенции, соглашения). Прямого применения этих принципов и норм не происходит. Их действие связано часто с ратификацией государством определенной конвенции. Сами иностранные государства не в полной мере применяют указанное правило. Эти нормы лишь обладают чаще всего обшерегулятивным и информационным характером. Но среди этих норм есть нормы, непосредственно регулирующие отношения внутри определенного государства. В этом случае само государство провозглашает, что некоторые международные нормы являются составной частью системы законодательства. Существуют различные способы имплементации (трансформации) международных норм (общий, индивидуальный, прямой, опосредованный, отсылочный).

Институты международного права формируются путем согласования позиций участников международных отношений. Международное право не входит в систему внутригосударственного права, оно занимает наднациональное положение. С другой стороны, международное и внутреннее право взаимосвязаны между собой. Международные принципы и нормы, международные договоры в соответствии с Конституцией Росси иском Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены внутренним законодательством, то применяются правила международного договора. Конституции многих государств содержат нормы, в соответствии с которыми любое лицо может обратиться в межгосударственные органы по защите прав человека, при этом вступают в действие принципы международного процессуального права. «Существует два основных подхода к решению вопроса о соотношении международного права и внутригосударственного: монистический, согласно которому международное и внутригосударственное право рассматриваются как части единой системы, и дуалистический, согласно которому международное и внутригосударственное право — это две различные правовые системы».

Международное право делится на международное (публичное) и международное частное право. Первое регулирует отношения между государствами и международными организациями, второе — гражданско-правовые отношения с участием иностранного элемента (иностранных физических и юридических лиц).

Отраслями международного права являются:

  • право международных договоров;
  • право внешних связей;
  • право международных организаций;
  • международное гуманитарное право;
  • право международной помощи;
  • международное уголовное право;
  • право международной безопасности;
  • международное морское право;
  • международное воздушное право;
  • международное космическое право и др.

Например, Особенная часть международного частного права включает в себя определение следующих правовых режимов: гражданско-правовое положение физических лиц и правовое положение юридических лиц, режим наибольшего благоприятствования, вещные права, иностранные инвестиции, договорные обязательства в международном гражданском обороте, обязательства вследствие причинения вреда и иные внедоговорные обязательства, право интеллектуальной собственности, право наследования, семейные и трудовые отношения, правила международного гражданского процесса и международного коммерческого арбитража.

В мире существуют международное право и внутреннее право отдельных государств. Они являются самостоятельными системами права и имеют как общие четы, так и отличия, а также тесно взаимосвязаны и взаимодействуют в процессе правового регулирования общественных отношений.

Международное право – это особая система права, представляющая собой совокупность международно-правовых норм, создаваемых субъектами международного права и регулирующих отношения между ними, а также, в некоторых случаях, отношения с участием физических и юридических лиц.

Общие черты внутригосударственного и международного права:

1. Они представляют собой совокупность правовых норм, реализация которых обеспечивается принуждением.

2. Они обладают сходной структурой: подразделяются на отрасли и институты права.

3. Они используют во многом одни и те же юридические понятия и конструкции.

Отличия внутригосударственного и международного права:

1. По предмету правового регулирования и сфере действия. Внутригосударственное право регулирует общественные отношения, ограниченные пределами территории государства и рамками его внутренней компетенции. Международное право регулирует общественные отношения, которые выходят за пределы территории государства и рамки его внутренней компетенции.

2. По субъектам права. Основными субъектами внутригосударственного права являются физические и юридические лица, а также государство, государственные образования, муниципальные образования.

Субъектами международного права являются государства, государствоподобные образования, международные организации, народы, борющиеся за независимость. Однако в некоторых случаях международно-правовые нормы регулируют отношения физических и юридических лиц, но правосубъектность этих лиц производна от воли основных субъектов международного права. Поэтому они не являются субъектами права международных договоров и не могут рассматриваться в качестве субъектов международного права.

3. По способу создания правовых норм. Нормы внутригосударственного права создаются, как правило, в результате одностороннего волеизъявления уполномоченных субъектов правотворчества. Субъекты права, чьи отношения регулируются этими нормами, как правило, не принимают участия в их создании.

Нормы международного права создаются самими субъектами международного права на основе их свободного волеизъявления.

4. По основным источникам права. Основными источниками внутригосударственного права являются нормативные правовые акты и правовые прецеденты. Основные источники международного права – международные договоры, являющиеся видом нормативных договоров, а также международные обычаи.

5. По способу обеспечения реализации норм права. Реализация норм внутригосударственного права обеспечивается государственным принуждением, которое осуществляют уполномоченные органы и должностные лица. Реализация норм международного права обеспечивается самими субъектами международного права (индивидуально или коллективно), так как в международных отношениях отсутствует образование, стоящее над всеми субъектами международного права («надгосударство»).

Соотношение международного и внутригосударственного права

В практике международных отношений и внутреннем праве отдельных государств встречаются различные способы решения вопроса о соотношении международного и внутригосударственного права. Можно выделить две монистические и одну дуалистическую концепции соотношения международного и внутригосударственного права.

Монистические концепции исходят из приоритета какой-либо одной системы права: международного или внутригосударственного.

Дуалистическая концепция рассматривает международное и внутригосударственное право как самостоятельные и равнопорядковые системы права, которые тесно взаимосвязаны и взаимодействуют как в сфере правотворчества, так и в сфере реализации права.

Отечественная международно-правовая наука и российское законодательство в целом придерживаются дуалистической концепции: Конституция РФ (ч. 4 ст. 15) устанавливает, что «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрено законом, то применяются правила международного договора».

Федеральный закон 1995 г. «О международных договорах Российской Федерации» конкретизирует конституционную норму: «Положения официально опубликованных международных договоров Российской Федерации, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в Российской Федерации непосредственно. Для осуществления иных положений международных договоров Российской Федерации принимаются соответствующие правовые акты».

Таким образом, положения международных договоров Российской Федерации реализуются в России в двух формах:

· в форме принятия внутригосударственных актов, детально регулирующих те же общественные отношения, что и международно-правовые нормы;

· в форме непосредственной реализации норм международного права для регулирования общественных отношений.

Взаимосвязь международного и внутригосударственного права проявляется как в сфере правотворчества, так и в сфере реализации права.

Правовые системы стран мира

Познание сущности и социального назначения права, его роли в жизни общества требует широкого подхода к правовым явлениям во всем их разнообразии и взаимодействии, а также учета функциональных свойств правовых явлений по отношению к человеку, обществу, государству. В юридической науке утвердилось и получило широкое распространение понятие «правовая система».

Существуют два основных подхода в понимании правовой системы общества:

1) узкий (под правовой системой понимается национальное право конкретного государства);

2) широкий (под правовой системой понимается совокупность всех правовых явлений, существующих в обществе).

Большинство ученых использует это понятие в широком значении. Оно охватывает широкий круг правовых явлений (включая нормативные, функциональные, культурно-идеологические), существующих в каком-либо государстве.

Правовая система общества – это совокупность всех правовых явлений данного общества.

По причине объемности этого понятия за ним не закрепилось достаточно конкретного содержания. В российской юридической науке преобладает понимание правовой системы как правовой действительности, состоящей из совокупности взаимосвязанных элементов.

Элементы правовой системы:

1. Право как совокупность правовых норм (нормативная сторона).

2. Юридическая практика как совокупность различных видов юридической деятельности (функциональная сторона).

3. Господствующая правовая идеология как совокупность правовых взглядов, идей, теорий, наиболее распространенных в данном обществе (культурно-идеологическая сторона).

Каждое государство имеет собственную правовую систему, которая сложилась под воздействием совокупности экономических, социальных, политических, культурных, религиозных и иных факторов. В каждом государстве эти факторы проявлялись в различном их сочетании, выражая как общие закономерности, так и специфические особенности.

Наличие общих черт правовых систем нескольких государств позволяет объединять сходные правовые системы в большие группы правовых систем – правовые семьи.

Правовая семья – это совокупность правовых систем, имеющих сходные юридические признаки и исторические пути их формирования.

По мнению французского юриста Р. Родьера, классификаций правовых систем существует почти столько, сколько и компаративистов, так как каждый исследователь использует разные факторы в качестве критериев типологии.

В науке в качестве оснований объединения правовых систем в правовые семьи и различения правовых семей используются следующие:

1. Общность происхождения и развития (правовые системы одной правовой семьи имеют общее происхождение, общие исторические формы, общие принципы формирования).

2. Общность основных источников (форм) права (например, в странах континентальной Европы основным источником права является нормативный правовой акт).

3. Сходство структуры (это выражается в выделении одних и тех же отраслей права, в определенном соотношении публичного и частного права, если такое деление вообще признается).

4. Общность принципов, типов и методов правового регулирования общественных отношений определенных видов (в том числе их соотношение).

5. Общность юридической терминологии в рамках правовой семьи и в то же время ее некоторое отличие от терминологии других правовых семей (например, в странах англо-саксонской правовой семьи используется понятие траста, которое не получило распространения в государствах других правовых семей).

6. Сходство юридической техники, в том числе правотворческой, правореализационной, правоинтерпретационной (например, особенностями англо-саксонской правовой семьи являются отсутствие кодексов, техника двойных наименований законов – полных и кратких).

Активизация в последние годы различных форм межгосударственного общения и сотрудничества поставила проблему соотношения национального и международного права.

Конституцией РФ установлено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью российской правовой системы (ч. 4 ст. 15). Важно подчеркнуть, что международное право становится частью правовой системы, которая представляет собой более широкое понятие, чем система права, но это не часть системы права и не часть системы законодательства России, так как международное право не является отраслью национального права или отраслью национального законодательства.

Данное конституционное положение существенно расширяет и усложняет структуру правовой системы Российской Федерации, создавая дуализм ее активных центров: таким центром для внутригосударственной правовой системы служит Конституция РФ, но вместе с тем и международные договоры и соглашения.

Более того, в сфере законодательства Конституция РФ устанавливает, что если международным договором предусмотрены иные правила, чем закрепленные законом, то применяются нормы международного договора (ч. 4 ст. 15).

Приоритет международных норм объясняется следующими обстоятельствами:

1) международное право представляет собой общечеловеческую ценность, поскольку аккумулирует достижения человеческой цивилизации, совокупный опыт всех или многих стран за многовековой период существования;

2) по содержанию международное право является общедемократическим, так как основным способом создания международных норм и принципов выступает согласование воль государств с различным общественным строем, с различными правовыми системами. Международные акты носят наднациональный характер;

3) межгосударственное право служит фактором сближения различных правовых систем и, следовательно, расширения рамок правового пространства для общения различных народов.

Вместе с тем нормы международного права занимают подчиненное положение по отношению к конституции любого государства как к высшему акту страны;

4) признанием субъектом международного права личности. Из этого вытекает возможность личности обращаться в международные судебные органы за защитой своих прав и свобод человека, если исчерпаны внутригосударственные средства защиты этих прав.

Законодатель должен ориентироваться при принятии новых законов на важнейшие международные акты в области прав и свобод человека. Суды и другие правоприменительные органы при рассмотрении споров или иных конфликтов должны ссылаться прямо на нормы международных актов, подписанных и ратифицированных Российской Федерацией. Конституционный суд РФ в ряде своих решений использует такого рода ссылки. Например, при проверке конституционности некоторых норм ранее действовавшего Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобами граждан Конституционный Суд в постановлениях от 2 февраля 1996 г., от 16 марта 1998 г., от 15 января 1999 г. ссылался на Международный пакт о гражданских и политических правах (1966), а также на Конвенцию о защите прав человека и основных свобод 1950 г.

В печати приводились также случаи, когда нижестоящие суды, рассматривая иски физических лиц, ссылались на международные конвенции. Например, один из судов Свердловской области при рассмотрении иска рабочего к заводу по поводу выплаты ему вместо заработной платы талонов сослался на Конвенцию МОТ, которая устанавливает защиту заработной платы и запрещает использовать различные формы оплаты труда работников (купоны, векселя и др.) вместо выплаты исключительно денег, имеющих хождение в стране.

Обращает на себя внимание тот факт, что международное право используется для решения глобальных проблем, имеющих общепланетарное значение.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

60. Международное таможенное право

1. Понятие и функции международного права. Система международного права Международное право — система норм, регулирующих межгосударственные отношения, созданные их участниками. Эта специфическая система отличается от системы, которая образуется нормами

32. Как соотносятся между собой право Европейского Союза, международное право и национальное право государств-членов?

32. Как соотносятся между собой право Европейского Союза, международное право и национальное право государств-членов? Система внутригосударственного права разных стран и система международного права долгое время развивались как два различных, мало между собой

60. Международное право

1. Понятие, предмет и метод правоведения Согласно Конституции РФ мы все живем в демократическом правовом государстве. Одним из основных принципов является то, что незнание закона не освобождает от ответственности . Правоведение предназначено для студентов, обучающихся

47. Международное космическое право

47. Международное космическое право Международное космическое право – это совокупность международных принципов и норм, устанавливающих правовой режим космического пространства, включая небесные тела, и регулирующих права и обязанности участников космической

84. МЕЖДУНАРОДНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРАВО

84. МЕЖДУНАРОДНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРАВО Международное экономическое право – отрасль международного права, принципы и нормы которого регулируют экономические отношения, возникающие между государствами и иными субъектами международного права.Предметом международного

86. МЕЖДУНАРОДНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ ПРАВО

86. МЕЖДУНАРОДНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ ПРАВО Международное транспортное право – совокупность международных принципов и норм, регламентирующих вопросы перевозки грузов и пассажиров по территории двух или нескольких государств.Международные перевозки морским, воздушным,

87. МЕЖДУНАРОДНОЕ ТАМОЖЕННОЕ ПРАВО

87. МЕЖДУНАРОДНОЕ ТАМОЖЕННОЕ ПРАВО Международное таможенное право – отрасль международного права, регулирующая таможенные отношения, возникающие между государствами, а также их объем и качество международно-правового регулирования.Существуют следующие основные

ПРАВО ЕВРОСОЮЗА И МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

ПРАВО ЕВРОСОЮЗА И МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО Согласно своим учредительным документам интеграционные объединения признают общепризнанные нормы и принципы международного права и обязуются им следовать. Однако реальное участие этих образований в международных делах и

2.1. Международное право

2.1. Международное право 2.1.1. Международно-правовые стандарты равноправия и недискриминации применительно к сексуальной ориентации и гендерной идентичности В настоящее время Российская Федерация не участвует ни в одном международном договоре, который бы прямо

15.6 Международное и национальное (внутригосударственное) право

15.6 Международное и национальное (внутригосударственное) право Активизация в последние годы различных форм межгосударственного общения и сотрудничества поставила проблему соотношения национального и международного права.Конституцией РФ установлено, что

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: