Виды воздушных судов и их классификация

Обновлено: 01.05.2024

Классификация самолётов может быть дана по различным признакам — по назначению, по конструктивным признакам, по типу двигателей, по лётно-техническим параметрам и т. д. (см. также Классификация самолётов). Ниже приводится развёрнутая классификация самолётов по конструктивным признакам и по силовой установке.

Содержание

Классификация самолётов по конструктивным признакам

По аэродинамической схеме

  • Нормальная
  • «Бесхвостка»
  • «Утка»
  • «Летающее крыло»
  • С передним и хвостовым оперением
  • Интегральная схема (крыло плавно переходит в фюзеляж)
  • Продольный интегральный триплан (название схемы С-37)

По типу и количеству крыльев

По количеству крыльев

  • Полиплан
  • Полутораплан
  • «Чайка»

По расположению крыла (для монопланов)

По внешнему набору крыла (для монопланов)

  • Свободнонесущий
  • Парасоль
  • Подкосный моноплан
  • Расчалочный моноплан

По внешнему набору крыла (для бипланов)

  • Свободнонесущий
  • Стоечный
  • Расчалочно-стоечный

По форме крыла в плане

  • Прямое
  • Эллиптическое
  • Стреловидное
    • Изменяемой в полете стреловидности

    По хвостовому оперению

    • Нормальное
    • Нормальное со среднерасположенным горизонтальным оперением
    • Коробчатое
    • Двухбалочное
    • Многокилевое
    • Разнесенное двухкилевое
    • П-образное
    • V-образное
    • T-образное
    • Y-образное
    • Крестообразное
    • Двухкилевое

    По конструкции фюзеляжа

    • Однофюзеляжный (нормальный)
    • Гондола (бесфюзеляжный)
    • Двухбалочный с гондолой
    • Двухфюзеляжный
    • Несущий фюзеляж

    По типу и расположению опор шасси

    По расположению опор шасси

    • Двухопорный (велосипедный)
    • Трехопорный
      • с хвостовой опорой
      • с носовой опорой

      По типу взлётно-посадочных опор

      • Колёсный
      • Лыжный
      • Колёсно-лыжный
      • Чашечный
      • Гусеничный
      • Воздушная подушка

      Классификация самолётов по силовой установке

      По типу двигателей

      • мускульные
      • паровые
      • поршневые (внутреннего сгорания, в том числе дизельные)

      по числу двигателей

      • однодвигательные
      • двухдвигательные
      • трёхдвигательные
      • четырёхдвигательные
      • шестидвигательные
      • восьмидвигательные

      по расположению двигателей

      в фюзеляже

      • в носовой части (отсеке)
      • в средней части
        • над фюзеляжем
        • под фюзеляжем
        • в хвостовой части по бортам фюзеляжа и в отсеке
        • в хвостовой части по бортам фюзеляжа
        • в хвостовой части сверху фюзеляжа

        в или на крыле

        • в корне крыла
        • в средней части крыла
        • на законцовках крыла
        • над крылом
          • на пилонах над крылом
          • на пилонах под крылом

          Wikimedia Foundation . 2010 .

          Полезное

          Смотреть что такое "Классификация самолетов по конструктивным признакам и силовой установке" в других словарях:

          Классификация самолётов по конструктивным признакам и силовой установке — Классификация самолётов может быть дана по различным признакам по назначению, по конструктивным признакам, по типу двигателей, по лётно техническим параметрам и т. д. (см. также Классификация самолётов). Ниже приводится развёрнутая классификация… … Википедия

          Классификация самолетов — Запрос «Аэроплан» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Самолёт (аэроплан) аэродинамический летательный аппарат для полётов в атмосфере при помощи двигателя и неподвижных крыльев (крыла). Самолёт способен перемещаться с высокой… … Википедия

          Классификация самолётов — Запрос «Аэроплан» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Самолёт (аэроплан) аэродинамический летательный аппарат для полётов в атмосфере при помощи двигателя и неподвижных крыльев (крыла). Самолёт способен перемещаться с высокой… … Википедия

          Самолет — Запрос «Аэроплан» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Самолёт (аэроплан) аэродинамический летательный аппарат для полётов в атмосфере при помощи двигателя и неподвижных крыльев (крыла). Самолёт способен перемещаться с высокой… … Википедия

          Самолёт — Запрос «Аэроплан» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Самолёт (он же аэроплан) летательный аппарат (ЛА) тяжелее воздуха для полётов в атмосфере с помощью силовой установки, создающей тягу и неподвижного относительно других… … Википедия

          время — 3.3.4 время tE (time tE): время нагрева начальным пусковым переменным током IА обмотки ротора или статора от температуры, достигаемой в номинальном режиме работы, до допустимой температуры при максимальной температуре окружающей среды. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

          Аналоговый компьютер — Запрос «АВМ» перенаправляется сюда; для просмотра других значений см. АВМ (значения). Аналоговый компьютер аналоговая вычислительная машина (АВМ), которая представляет числовые данные при помощи аналоговых физических переменных (скорость,… … Википедия

          система — 4.48 система (system): Комбинация взаимодействующих элементов, организованных для достижения одной или нескольких поставленных целей. Примечание 1 Система может рассматриваться как продукт или предоставляемые им услуги. Примечание 2 На практике… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

          средства — 3.17 средства [индивидуальной, коллективной] защиты работников: Технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных или опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения [2].… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

          группа — 1.3.2 группа : Лампы с одинаковыми электрическими параметрами и характеристиками катода, физическими размерами и методом зажигания. Источник: ГОСТ Р МЭК 61195 99: Лампы люминесцентные двухцокольные. Требования безопасности … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации


          В соответствии с кодексом Международной авиационной федерации летательные аппараты делятся на классы, например:

          - класс А - свободные аэростаты;

          - класс В - дирижабли;

          - класс С - воздушные суда, вертолеты, гидросамолеты и т.д;

          - класс S - космические модели.

          Помимо этого, класс С делится на четыре группы, в зависимости от силовой установки. Также, все гражданские воздушные суда группируют по классам в зависимости от их взлетной массы:

          - класс первый - 75 т и более;

          - класс второй - 30-75 т;

          - класс третий - 10-30 т;

          - класс четвертый - до 10 т.

          В данной работе проводим классификацию по типам воздушных судов.

          Тип воздушного судна - это категория, объединяющая определенные классы воздушных судов обусловленных технико-экономическими характеристиками.

          Воздушное судно - летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет его взаимодействия с воздухом, отличным от взаимодействия с воздухом, отраженным от земной поверхности.

          Самолет - летательный аппарат тяжелее воздуха для полетов в атмосфере с помощью силовой установки создающей тягу и неподвижного крыла, на котором при движении в воздушной среде образуется аэродинамическая подъемная сила.

          Самолеты можно классифицировать по множеству признаков, однако они взаимосвязаны и образуют единую систему воздушных судов, которая находится в постоянном движении под воздействием множества рыночных факторов.

          В зависимости от характера эксплуатации воздушные суда гражданской авиации можно классифицировать на:

          1) воздушные суда авиации общего назначения (АОН);

          2) воздушные суда авиации коммерческого назначения.

          Воздушные судна, находящиеся в регулярной эксплуатации, то есть в сфере деятельности коммерческих авиакомпаний, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов по расписанию относятся к коммерческой авиации. Использование же воздушного судна в личных или деловых целях относит его к категории авиации общего назначения.

          Последние годы наблюдается рост популярности воздушных судов общего назначения, так как они способны выполнять задачи, несвойственные коммерческой авиации - перевозку небольших грузов, сельскохозяйственные работы, патрулирование, обучение пилотированию, авиационный спорт, туризм и т.д., а также существенно экономят время для пользователей. Последнее достигается за счет возможности летать вне расписания, способности использовать для взлета и посадки небольшие аэродромы и пользователь не тратит время на оформление и регистрацию авиабилетов и имеет возможность выбора прямого маршрута до места назначения. Как правило, воздушные суда АОН - воздушные суда, имеющие взлетную массу до 8,6 т. Однако возможно и использование большего воздушного судна.

          В зависимости от назначения можно выделить две основные группы воздушных судов, не зависимо от условий эксплуатации - многоцелевые и специализированные воздушные суда.

          Многоцелевые воздушные суда предназначены для решения широкого круга задач. Это достигается за счет переоборудования и переоснащения воздушного судна для решения конкретной задачи при минимальных конструктивных изменениях или без таковых. В зависимости от способности взлетать и садиться не только на аэродромы с искусственным покрытием, но и использовать для этих целей водную поверхность многоцелевые воздушные суда бывают наземного базирования и амфибийными.

          Специализированные воздушные суда, ориентированы на выполнение какой-либо одной задачи.

          Классификация воздушных судов возможна в зависимости от характеристики аэродинамической схемы, под которой понимают некоторую систему несущих поверхностей воздушного судна. В системе несущих поверхностей имеются главные поверхности - крылья, создающие основную долю аэродинамической подъемной силы, и вспомогательные поверхности - оперение, предназначенное для стабилизации воздушного суда и управления его полетом. Различают следующие виды аэродинамических схем, в соответствии с рисунком 2.10.

          Рисунок 2.10 - Аэродинамические схемы воздушных судов

          Воздушные суда по отдельным признакам аэродинамической схемы классифицируются в первую очередь по конструктивным характеристикам крыла, в соответствии с рисунком 2.11.

          Также воздушные судна, возможно, классифицировать по схеме фюзеляжа - в зависимости от типа силовых элементов, в зависимости от конструктивных характеристик шасси - которые различают по расположению опор шасси, по силовой установке - в зависимости от типа двигателя, количества двигателей и их расположения.

          p

          Рисунок 2.11 - Конструктивные характеристики крыла воздушных судов

          Особое значение для гражданской авиации имеет классификация воздушных судов в зависимости от их дальности полета, в соответствии с рисунком 2.12:

          - ближнее магистральное (основных авиалиний) воздушное судно, с дальностью полета - 1000-2500 км;

          - среднее магистральное воздушное судно, с дальностью полета - 2500-6000 км;

          - дальнее магистральное воздушное судно, с дальностью полета свыше 6000 км.

          Рисунок 2.12 - Классификация воздушных судов
          в зависимости от зон дальности

          Россия - страна протяженностью почти 10 000 км, и конечно необходимы дальние магистральные, средние магистральные и региональные воздушные суда. Модельный ряд выпускаемых российскими авиапредприятиями воздушных судов выглядит следующим образом.

          Дальние магистральные воздушные суда типа Ил-96-300, Ил-96-400М, Ту-204-300 позволяющие перевозить от 164-436 пассажиров в зависимости от компоновки пассажирского салона на расстояние до 6500 км.

          Средние магистральные воздушные суда типа Ту-134, Ту-204-100, Ту-204СМ, Ту-214, SSJ-100, а также приоритетная программа по выпуску МС-21-200 (до 150 пассажиров), МС-21-300 (до 180 пассажиров) и МС-21-400 (210 пассажиров) и Ан-148 позволяют перевозить 160-210 пассажиров, дальность полета до 4300 км [26, 27, 28, 29, 30. 31, 32, 33].

          В ближнем магистральном сегменте имеется машина «Гражданских Самолетов Сухого» (ГСС) в основной размерности 95 кресел.

          Региональная авиация располагает воздушными судами, типа Ан-140 с вместительностью 50-ти кресел, Ан-38 - 30-ти местное воздушное судно.

          С начала девяностых годов прошлого столетия гражданское авиастроение в России пребывало в глубоком кризисе, прежде всего из-за значительного снижения уровня авиаперевозок и, соответственно, снижения заказов авиакомпаний на воздушные суда, что замедляло процесс интеграции. Интеграционные процессы в гражданском секторе стали возможны в ходе создания ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация». В рамках корпорации идет разработка продуктового ряда, в котором предполагается совместить реальные возможности заводов и потребности авиакомпаний. В результате создания Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) под контроль государства перешли основные заводы гражданской авиации: «Авиастар-СП», ВАСО, ЗАО «Гражданские самолеты Сухого», ФГУП КАПО. Это стало необходимо в связи с ростом объема пассажирских перевозок и падением провозных возможностей существующего парка гражданских воздушных судов при действующих рамочных решениях об индивидуальных продлениях ресурсов обуславливается сокращением численности воздушных судов в результате их списания. Существующий парк воздушных судов России устарел физически и морально, его основу составляют воздушные суда разработки 30-40 летней давности. В составе парка в настоящий момент находится только 2 % судов нового поколения [110]. В связи со сложившейся ситуацией на основании прогнозных данных в период до 2010 года потребуется закупить несколько сот воздушных судов. Примерные объемы закупок магистральных воздушных судов показаны в натуральном выражении в таблице 2.3 (по данным ООО «РЭА центр «Перспектива») [50, 52, 55, 56,113].

          Ожидаемый объем закупок по пассажирским воздушным судам до 1000-1200 млн. условных единиц.

          Таблица 2.3 - Объем закупок ВС различных классов авиаперевозчиками России

          Воздушные суда гражданской авиации

          Воздушное судно это летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды. В гражданской авиации России применяются два типа воздушных судов — самолеты и вертолеты.

          Справочник «Воздушные суда гражданской авиации» — самый полный справочник пассажирских и грузовых самолетов и вертолетов России и мира, включающий подробное описание современных российских, СССР и зарубежных воздушных судов.

          Справочник воздушные суда

          Твердый переплет, цветная печать, 320 стр., формат 17х24,5 cм
          Цена 1900 рублей
          Издательство: ООО «Авиатека»
          Бланк заявки на литературу.doc

          Выбраны типы транспортных воздушных судов эксплуатируемые в гражданской авиации России, принимаемые российскими аэропортами и выполняющие транзитные полеты в воздушном пространстве Российской Федерации. Из новых, находящихся в процессе сертификации, воздушных судов, в справочник самолетов и вертолетов включены выполнившие первый полет. В справочник не включены беспилотные и сверхлегкие воздушные суда авиации общего назначения.

          Для каждого воздушного судна, предназначенного для перевозки пассажиров, грузов, выполнения авиационных работ и воздушного судна деловой авиации, справочные сведения размещены на одной странице и содержат:

          • Летно-технические характеристики самолетов и вертолетов
          • Эксплуатационные характеристики, описание, коды ИКАО и ИАТА
          • Проекции воздушного судна и эскиз поперечного сечения фюзеляжа с размерами

          В приложениях собраны справочные таблицы, коды ИАТА и ИКАО, классификации воздушных судов (airplanes и helicopters), используемые при организации воздушных перевозок пассажиров и грузов.

          Приложения к справочнику

          Примеры страниц

          (кликните для увеличения)

          Самолет Airbus-A320

          Boeing-B737

          Вертолет Mil-Mi8

          Sukhoi-Superjet-SSJ100

          Agusta-Westland-AW139

          Antonov-An148

          Введение

          При подготовке справочника были использованы кодификаторы ИАТА и ИКАО, РЛЭ (Руководство по летной эксплуатации), AHM (Airport Handling Manual) . Другие авторизованные материалы разработчиков авиационной техники и справочная литература.

          Отечественные и иностранные воздушные суда приведены в порядке названий фирм, конструкторских бюро (ОКБ) разработчиков и сокращенного обозначения ВС. Описание воздушного судна состоит из обозначения его типа ВС, категории ИКАО по турбулентности, кодов ИКАО, названия и страны разработчика, общих летно-технических характеристик (ЛТХ), полного наименования, кодов ИАТА, числа членов летного экипажа и количества пассажирских мест, кратких сведений о воздушном судне и его модификациях.

          Представлены чертежи трех проекций и сечение фюзеляжа с основными размерами. Площадь крыла. Высота порогов дверей и люков, клиренс двигателей указаны для максимальной взлетной массы. Размеры указаны в метрах. На эскизах выделены размеры (объем, габариты, параметры) грузовых отсеков самолетов и вертолетов, указана максимальная грузовая нагрузка и грузовместимость по типам и количеству авиаконтейнеров.

          Характеристики самолетов и вертолетов относятся к конкретной модели, как правило, самой последней.

          • Полное наименование воздушного судна на русском и английском языке. Тип воздушного судна по ИКАО, класс самолета или вертолета, категория турбулентности, коды ИАТА, ИКАО и обозначения. Страна разработки и производства.
          • История разработки и описание модификаций. Каким комплексом авионики оснащен. Начало выпуска и количество выпущенных экземпляров.
          • Дальнемагистральный, среднемагистральный, ближнемагистральный, региональный или самолет местных воздушных линий.
          • Широкофюзеляжный, среднефюзеляжный, узкофюзеляжный или транспортный (грузовой) самолет.
          • Легкий, средний или тяжелый вертолет.
          • Крейсерская и максимальная скорость полета в километрах в час и числе Маха от скорости звука.
          • Потолок (максимальная высота полета и максимальный эшелон полета) самолетов. Потолок вертолетов указан динамический и статический с учетом влияния земли.
          • Дальность полета. Дальность указывается с резервами топлива для максимальной нагрузки, типовой нагрузки и без нагрузки.
          • Количество членов летного экипажа, включая командира воздушного судна.
          • Количество пассажирских мест в салоне самолета указано для различных типовых комбинаций компоновки: «F» — первый класс, «С» — бизнес класс, «W» — улучшенный экономический класс, «Y» — экономический (туристический, лоукост) класс. В скобках указано предельно допустимое эвакуационное (exit limit) количество мест.
          • Максимальная полезная нагрузка в килограммах. Для вертолетов, в скобках, указана максимальная нагрузка на внешней подвеске,
          • Из весовых характеристик воздушного судна приведены полезная нагрузка максимальная взлетная масса (MTOW — Maximum take-off weight) и масса пустого снаряженного (OEW — Operational empty weight).
          • Максимальный запас топлива в килограммах и литрах. Расход топлива в килограммах в час и в граммах на пассажирокилометр.
          • Какими двигателями оснащен и их тип (реактивный, турбореактивный, турбовинтовой, поршневой), взлетные тяга или мощность. Количество двигателей — однодвигательный, двухдвигательный, трехдвигательный или четырехдвигательный самолет (вертолет). Вспомогательная силовая установка (ВСУ). Тип и производитель винтов (пропеллера).
          • Длина ВПП для самолетов (разбег/пробег) указывается с учетом резерва на случай отказа двигателей при взлете. Взлетно-посадочные характеристики приведены для стандартных условий (ISA, Sea level, +15°С).
          • Максимальная обеспечиваемая категория метеоминимума ИКАО самолета для инструментального захода на посадку и посадки.
          • Для малых самолетов укороченного взлета и посадки (СУВП или самолет УВП, аналогично англ. STOL — Short take-off and landing) указывается дистанция для взлета и посадки без препятствий, а в скобках дистанция при наличии препятствий до 15 метров (50 футов).

          Каталог самолетов и вертолетов предназначен для специалистов занимающимся организацией, планированием и наземным обеспечением перевозок воздушным транспортом и для тех, кто интересуется современной гражданской авиацией.

          Самолёт (аэроплан) — аэродинамический летательный аппарат для полётов в атмосфере при помощи двигателя и неподвижных крыльев (крыла). Самолёт способен перемещаться с высокой скоростью, используя подъёмную силу крыла для поддержания себя в воздухе. Неподвижное крыло отличает самолёт от махолёта, а наличие двигателя — от планера.

          Приведенное определение является «классическим» и актуальным для самолетов, существовавших на заре авиации. По отношению к современным и перспективным разработкам в авиационной технике (интегральные и гиперзвуковые аэродинамические компоновки, использование изменяемого вектора тяги и др.) понятие «самолет» требует уточнения:

          Самолёт — летательный аппарат плотнее воздуха для полётов в атмосфере (и космическом пространстве (напр. Орбитальный самолёт)), использующий аэродинамическую подъёмную силу планера для удержания себя в воздухе (при полёте в пределах атмосферы) и тягу силовой (двигательной) установки для маневрирования и компенсации потерь полной механической энергии на лобовое сопротивление.

          Содержание

          Классификация самолётов

          Классификация самолётов может быть дана по различным признакам - по назначению, по конструктивным признакам, по типу двигателей, по лётно-техническим параметрам и т.д и т.п.

          По назначению


            — перевозка пассажиров
          • почтовые — доставка почты
          • сельскохозяйственные — обработка сельскохозяйственных угодий
          • специальные:
            • экспериментальные — проведение лётных экспериментов
            • санитарные — оказание срочной медицинской помощи
            • геологоразведочные — воздушная разведка недр
            • пожарные — для тушения в основном лесных пожаров
            • и др.

            По взлётной массе


            • 1-го класса (75 т и более)
            • 2-го класса (от 30 до 75 т)
            • 3-го класса (от 10 до 30 т)
            • 4-го класса (до 10 т)
            • легкомоторные
            • сверхлегкие ( до 495 кг)

            Класс самолёта связан с классом аэродрома, способного принять самолёт данного типа.

            По типу и числу двигателей

            • По типу силовой установки:
                (ПД) (Ан-2) (ТВД) (Ан-24) (ТРД) (Ту-154)
              • с ракетными двигателями
              • с комбинированной силовой установой (КСУ)
              • однодвигательные (Ан-2)
              • двухдвигательные (Ан-24)
              • трёхдвигательные (Ту-154)
              • четырёхдвигательные (Ан-124 "Руслан")
              • пятидвигательные (He-111Z)
              • шестидвигательные (Ан-225 "Мрия")
              • семидвигательные (К-7)
              • восьмидвигательные (АНТ-20, Boeing B-52)
              • десятидвигательные (Боинг-36)
              • двенадцатидвигательные (Do-X)

              По компоновочной схеме

              Классификация по данному признаку является наиболее многовариантной (см. также Классификация самолётов по конструктивным признакам и силовой установке). Предлагается часть основных вариантов:

              • По числу крыльев:
              • полуторопланы
              • нормальной схемы (оперение сзади)
              • бесхвостка
              • типа «утка» (оперение спереди);
              • однофюзеляжные;
                • узкофюзеляжные;
                • широкофюзеляжные;

                По скорости полёта

                • дозвуковые (до 0,7-0,8 Маха)
                • трансзвуковые (от 0,7-0,8 до 1,2 М)
                • сверхзвуковые (от 1,2 до 5 М)
                • гиперзвуковые (свыше 5 М)

                По роду посадочных органов

                По типу взлёта и посадки

                • вертикального (ВВП)
                • короткого (КВП)
                • обычного взлёта и посадки

                По роду источников тяги

                По надёжности

                • экспериментальные
                • опытные
                • серийные

                По способу управления

                Конструкция самолётов

                История самолётов


                Первые попытки построить самолёт предпринимались ещё в девятнадцатом веке, в частности, самолёт был построен русским инженером Можайским. Однако ни одна из этих конструкций не смогла подняться в воздух. Причинами этого служили: слишком высокая масса и неприспособленность тогдашних двигателей (паровых машин) к условиям авиации, отсутствие теории полёта, в связи с чем самолёты строились «наобум» и отсутствие инженерного опыта у многих пионеров авиации.

                Первым самолётом, который смог самостоятельно оторваться от земли и совершить горизонтальный полёт, стал «Флайер», построенный братьями Орвилом и Уилбуром Райт в США. Первый полёт самолёта в истории был осуществлён 17 декабря 1903-го года. «Флайер» продержался в воздухе 59 секунд и пролетел 260 метров. Детище Райтов было официально признано первым в мире аппаратом тяжелее воздуха, который совершил пилотируемый полет с использованием двигателя.

                Их аппарат представлял собой биплан типа «утка» — пилот размещался на нижнем крыле, руль направления сзади, руль высоты спереди. Двухлонжеронные крылья были обшиты тонким небелёным муслином. Двигатель «Флайера» был четырёхтактный, со стартовой мощностью 16 лошадиных сил и весил всего(или целых, если оценивать с современной точки зрения) 80 килограмм.

                Аппарат имел два деревянных винта. Вместо колёсного шасси Райты использовали стартовую катапульту, состоящую из пирамидальной башни и деревянного направляющего рельса. Привод катапульты осуществлялся с помощью падающего массивного груза, связанного с самолётом тросом через систему специальных блоков.

                В России практическое развитие авиации задержалось из-за ориентации правительства на создание воздухоплавательных летательных аппаратов. Основываясь на примере Германии, русское военное руководство делало ставку на развитие дирижаблей и аэростатов для армии и не оценило своевременно потенциальные возможности нового изобретения — самолёта.

                Свою отрицательную роль в отношении летательных аппаратов тяжелее воздуха сыграла и история с «Аэромобилем» В. В. Татаринова. В 1909 г. изобретатель получил 50 тысяч рублей от Военного министерства для постройки вертолёта. Кроме того, было много пожертвований от частных лиц. Те, кто не мог помочь деньгами, предлагали бесплатно свой труд для воплощения замысла изобретателя. Россия возлагала большие надежды на это отечественное изобретение. Но затея закончилась полным провалом. Опыт и знания Татаринова не соответствовали сложности поставленной задачи, и большие деньги были выброшены на ветер. Этот случай отрицательно повлиял на судьбы многих интересных авиационных проектов — русские изобретатели не могли больше добиться государственных субсидий.

                В 1909 году русское правительство наконец проявило интерес к самолётам. Было решено отклонить предложение братьев Райт о покупке их изобретения и строить самолёты своими силами. Конструировать самолёты поручили офицерам-воздухоплавателям М. А. Агапову, Б. В. Голубеву, Б. Ф. Гебауеру и А. И. Шабскому. Решили строить трёхместные самолёты различных типов, чтобы потом выбрать наиболее удачный. Никто из проектировщиков не только не летал на самолётах, но даже не видел их в натуре. Поэтому не приходится удивляться, что самолёты терпели аварию ещё во время пробежек по земле.



                Первые успехи русской авиации датируются 1910 г. 4 июня профессор Киевского политехнического института князь Александр Кудашев пролетел несколько десятков метров на самолёте-биплане собственной конструкции.

                16 июня молодой киевский авиаконструктор Игорь Сикорский впервые поднял свой самолёт в воздух, а ещё через три дня состоялся полет самолёта инженера Якова Гаккеля необычной для того времени схемы биплан с фюзеляжем (бимоноплан).

                История авиации знает очень большое количество летательной техники различных типов и видов. Все названия самолетов вряд ли удастся даже перечислить. Впрочем, основные модели охватить вполне реально. Давайте узнаем, как производится классификация самолетов, их виды, типы, названия тоже рассмотрим.

                названия самолетов

                Наименования

                Давайте взглянем на перечень наименований основных иностранных производителей самолетов по алфавиту. В списке представлены как ныне существующие компании, так и упраздненные:

                • Aérospatiale (Франция).
                • Airbus (ЕС).
                • Boeing (США).
                • British Aerospace (Великобритания).
                • British Aircraft (Великобритания).
                • Heinkel (Германия).
                • Junkers (Германия).
                • McDonnell Douglas (США).
                • Messerschmitt (Германия).

                Названия самолетов по алфавиту, выпускавшихся в СССР и странах постсоветского пространства, приведены ниже:

                • Ан (Антонов).
                • И (Поликарпов).
                • Ла (Лавочкин).
                • ЛаГГ (Лавочкин, Горбунов, Гудков).
                • Ли (Лисунов).
                • МиГ (Микоян и Гуревич).
                • По (Поликарпов).
                • Су (Сухой).
                • Ту (Туполев).
                • Як (Яковлев).

                Как классифицируют самолеты?

                Прежде всего, узнаем, какие бывают самолеты. Названия летательной техники могут рассказать о многом, но классификация поведает нам ещё больше. Как же классифицируются самолеты? Делают это по следующим параметрам:

                • по назначению;
                • скорости;
                • числу двигателей;
                • типу двигателей;
                • типу шасси;
                • массе;
                • числу крыльев;
                • размеру фюзеляжа;
                • типу управления;
                • форме взлета.

                На некоторых из вышеперечисленных моментов мы сейчас остановимся подробнее.

                Классификация по назначению

                Она считается самой распространенной. По этому показателю все самолеты деялся на два крупных вида: военные и гражданские. Кроме того, у каждой из перечисленных групп существует собственное подразделение на более мелкие категории.

                В соответствии с конкретной функциональной принадлежностью военные самолеты классифицируются по следующим профильным категориям: бомбардировщики, самолеты-перехватчики, авиационные истребители, штурмовики, военно-транспортные суда, истребители-бомбардировщики, а также разведчики.

                В гражданской авиации аппараты для полетов разделяют на следующие категории: пассажирские, сельскохозяйственного назначения, транспортные, почтовые, экспериментальные и т. д.

                Бомбардировщики

                В задачи бомбардировщика входит поражение целей, находящихся на земле. Делают они это с помощью бомб и ракет.

                Теперь давайте выясним названия военных самолетов. Среди бомбардировщиков можно выделить такие модели отечественного производства: Су-24, Ту-160, Су-34. В годы ВОВ особой известностью пользовался отечественный бомбардировщик Пе-2. Но самым первым можно назвать знаменитого «Илью Муромца» – творение великого конструктора Игоря Сикорского. Этот аппарат взлетел впервые в воздух ещё в 1913 году. В эпоху Первой мировой войны его переоборудовали под бомбардировщик. Самолеты «Илья Муромец» также использовались во время Гражданской войны.

                Среди иностранных аппаратов можно выделить современные американские стратегические бомбардировщики Northrop B-2 Spirit, XB-70 Valkyrie, Rockwell B-1 Lancer, B-2, B-52 Stratofortress, самолеты производства США 30-х годов Boeing B-17 и Martin B-10, германские бомбардировщики эпохи Второй мировой войны Junkers Ju 86 и Heinkel He 111.

                Истребители

                Главной задачей этих аппаратов является уничтожение самолетов и других объектов, которые находятся в воздухе.

                Названия самолетов-истребителей знатоку военного дела тоже скажут о многом. Наиболее известные советские модели периода Второй мировой войны - ЛаГГ-3, И-15 бис, МиГ-3, И-16, И-153, Як-1. В эту же эпоху мировую известность завоевали немецкие самолеты Bf.109, Bf.110 и Fw 190, а также реактивные Me.262, Me.163 Komet и He 162 Volksjager.

                названия военных самолетов

                Среди советских истребителей более поздней эпохи следует выделить МиГ-31, Су-27 и МиГ-29. В настоящее время небо заполняют современные российские самолеты. Названия их прекрасно известны специалистам авиатехники. Это истребители поколения 4++ Су-35 и Миг-35.

                Из современных американских моделей выделяются первый в мире истребитель поколения номер пять Boeing F-22, а также более ранние модели F-4 и F-15 Eagle.

                Истребители-бомбардировщики

                Они совмещают функции первых двух описанных нами категорий самолетов. То есть уничтожают как воздушные, так и наземные цели.

                Первыми истребителями-бомбардировщиками считаются немецкий Me.262, модифицированная модель британского истребителя Supermarine Spitfire, De Havilland Mosquito, а также советский Як-9.

                Среди современных реактивных самолетов нужно выделить отечественные МиГ-23Б, Су-17М, МиГ-27 и американскую модель F-105.

                Перехватчики

                Они являются отдельным подвидом истребителей, предназначенных для уничтожения бомбардировщиков противника. В отличие от обычных истребителей, снабжены мощным радиолокационным оборудованием.

                Среди советских перехватчиков известны следующие названия самолетов: Су-15, Су-9, Ту-128, Як-28, МиГ-25. Из американских моделей можно обозначить F-16 и Grumman F-14. Также миру известны японский самолет Mitsubishi F-2 и британский перехватчик Panavia Tornado ADV.

                Штурмовики

                В их задачи входит поддержка наземных вооруженных сил с воздуха.

                Наиболее известным штурмовиками эпохи ВОВ считаются самолеты Ил-2 и Ил-10. В то же время в аналогичных целях противник применял аппараты Hs 129 и Ju 87. Среди современных штурмовиков следует выделить названия самолетов Су-25, F/A-18, A-10.

                Военно-транспортные аппараты

                Основными задачами военно-транспортных самолетов является доставка военных грузов и личного состава.

                Самолетами этого класса, находящимися в данный момент на эксплуатации ВС Российской Федерации, являются Ил-76, Ан-26, Ан-124 и Ан-12. Среди американских аналогов следует выделить Douglas YC-15, Boeing C-17, Boeing C-97 и Boeing E-8.

                Пассажирские самолеты

                Обзор моделей гражданской авиации начнем именно с них. Данный тип воздушных транспортных средств, как понятно из названия, предназначен для перевозки пассажиров.

                Первым серийным самолетом, перевозившим гражданских лиц, считается все тот же отечественный «Илья Муромец», который в будущем был переоборудован под бомбардировщик. Первый свой полет из Санкт-Петербурга в Киев с шестнадцатью пассажирами он совершил в далеком 1914 году.

                Популярнейшим авиалайнером за время существования авиации считается американский аппарат Douglas DC-3, совершивший первый авиационный полет ещё в 1935 году. Различные его модификации используются и поныне. Например, советским вариантом данного самолета был Ли-2.

                Выше были описаны первые самолеты. Названия главных конкурентов на современном рынке пассажирской авиации - Boeing и Airbus.

                "Боинг"

                Американская компания Boeing возникла ещё в далеком 1916 году. С тех пор она занимается производством самолетов, главным образом, для гражданской авиации, хотя присутствуют и военно-транспортные модели. Наиболее известные названия пассажирских самолетов данной компании - Boeing 737, Boeing 747, Boeing 747-8, Boeing 777 и Boeing 787.

                классификация самолетов их виды типы названия

                Первая из указанных выше моделей была выпущена в 1968 году, и к сегодняшнему дню является самой массовой из всех пассажирских летательных аппаратов. Boeing 747, произведенный годом позже, является пионером среди широкофюзеляжных авиалайнеров. Boeing 747-8 – пассажирский самолет с самой большой длиной. Он был выпущен в 2010 году. Сегодня на рынке пассажирской авиации наибольшую массовость обрел Boeing 777, выпускаемый с 1994 года. Самая новая модель корпорации на данный момент – Boeing 787 2009 года создания.

                "Аэробус"

                Как говорилось ранее, главным конкурентом Boeing на мировом рынке является европейская компания Airbus, центральный офис которой находится во Франции. Основана она была гораздо позже своего американского соперника – в 1970 году. Самые известные названия самолетов этой фирмы – A300, A320, А380 и A350 XWB.

                Выпущенный в 1972 году, A300 является самым первым широкофюзеляжным самолетом на двух моторах. На A320 1988 года изготовления впервые в мире была применена электродистанционная форма управления. Самолет А380, который впервые взметнулся в небо в 2005 году, является самым крупным в мире. Он способен взять на свой борт до 480 пассажиров. Последней разработкой компании является A350 XWB. Его главной задачей было составить конкуренцию выпущенному ранее Boeing 787. И с этой задачей данный авиалайнер успешно справляется, обоходя своего соперника по экономичности.

                Советские пассажирские самолеты

                На достойном уровне была представлена и советская пассажирская авиационная промышленность. Большинство моделей – это самолеты "Аэрофлота". Названия главных марок: Ту, Ил, Ан и Як.

                самолеты аэрофлота названия

                Первым отечественным реактивным авиалайнером является выпущенный в 1955 году Ту-104. Ту-154, первый взлет которого был совершен в 1972 году, считается самым массовым советским пассажирским воздушным аппаратом. Ту-144 1968 года выпуска обрел легендарный статус, так как является первым в мире авиалайнером, который сумел пробить звуковой барьер. Он мог развивать скорость до 2,5 тыс. км/ч, и этот рекорд к нашему времени не побит. На данный момент последней действующей моделью авиалайнера, разработанной конструкторским бюро Туполева, является самолет Ту-204 1990 года выпуска, а также его модификация Ту-214.

                Естественно, что кроме Ту существуют и другие самолеты "Аэрофлота". Названия самых популярных: Ил-18, Ил-114, Ил-103, Ан-24, Ан-28, Як-40 и Як-42.

                Авиалайнеры других стран мира

                Кроме указанных выше существуют достойные внимания модели и других производителей пассажирских самолетов.

                Британский авиалайнер De Havilland Comet, выпущенный в 1949 году, является первым в мировой истории реактивным авиалайнером. Широкую известность приобрел французско-британский авиалайнер Concorde, разработанный в 1969 году. Он вошел в историю благодаря тому, что является второй удачной попыткой (после Ту-144) создания сверхзвукового пассажирского летательного аппарата. Причем до сих пор эти два авиалайнера в данном плане уникальны, так как пока больше никто не смог выпустить пригодный для массовой эксплуатации пассажирский самолет, способный перемещаться быстрее звука.

                Транспортники

                Главным предназначением самолетов транспортной авиации является перевозка грузов на большие расстояния.

                Среди аппаратов данного вида нужно обозначить западные модели пассажирских самолетов, модифицированные под транспортные нужды: Douglas MD-11F, Airbus A330-200F, Airbus A300-600ST и Boeing 747-8F.

                самолеты виды и названия

                Но больше всех в производстве транспортных самолетов прославилось советское, а теперь украинское конструкторское бюро имени Антонова. Оно выпускает самолеты, которые постоянно бьют мировые рекорды по грузоподъемности: Ан-22 1965 г. (грузоподъемность - 60 т), Ан-124 1984 г. (грузоподъемность - 120 т), Ан-225 1988 г. (берет на борт 253,8 т). Последней модели принадлежит до сих пор не побитый рекорд по грузоподъемности. Кроме того, её планировали использовать для транспортировки советских шаттлов "Буран", но с развалом СССР проект так и остался нереализованным.

                В Российской Федерации с транспортной авиацией все не так уж радужно. Названия самолетов России следующие: Ил-76, Ил-112 и Ил-214. Но проблема в том, что выпускаемый ныне Ил-76 был разработан ещё в советское время, в 1971 году, а остальные планируют запустить только в 2017-м.

                Сельскохозяйственные самолеты

                Существуют летательные аппараты, в задачи которых входит обработка полей пестицидами, гербицидами и другими химикатами. Данный тип авиационной техники называется сельскохозяйственным.

                Из советских образцов этих аппаратов известны У-2 и Ан-2, которые из-за специфики применения в народе называли «кукурузниками».

                Подразделение по скорости

                Кроме классификации самолетов по назначению, которую мы подробно изучили выше, существуют и другие виды ранжирования. К ним относится и классификация по скорости полета. По данному признаку самолеты делятся на следующие категории: дозвуковые, трансзвуковые самолеты, сверхзвуковые воздушные суда и гиперзвуковые.

                Нетрудно разобраться, что дозвуковые самолеты перемещаются медленнее звука. Трансзвуковые самолеты летают на скорости, приближенной к звуковой, сверхзвуковые преодолевают звуковой барьер, а гиперзвуковые превышают этот показатель более чем в пять раз.

                какие бывают самолеты названия

                На данный момент самым скоростным в мире считается экспериментальный гиперзвуковой аппарат из США X-43A 2001 года. Он может набрать скорость 11 200 км/ч. На втором месте его соотечественник X-15, выпущенный ещё в далеком 1959 году. Скорость составляет 7273 км/ч. Если же говорить не об экспериментальных аппаратах, а о тех самолетах, которые выполняют конкретные задачи, то тут первенство у американца SR-71, способного развить скорость до 3530 км/ч. Среди отечественных аппаратов следует выделить сверхзвуковой МиГ-25. Его максимальный показатель скорости может добраться до 3000 км/ч.

                В пассажирской авиации дела со скоростью обстоят намного хуже. На сегодняшний день выпущено всего два сверхзвуковых авиалайнера: отечественный Ту-144 (1968 год) и франко-английский Concorde (1969 год). Первый из них может развить скоростные показатели до 2,5 тыс. км/ч, что является рекордом гражданской авиации, но из самолетов всех назначений это только десятое место. Нужно также отметить, что на данный момент не существует ни одного сверхзвукового авиалайнера, который находится в эксплуатации, так как от использования Ту-144 отказались ещё в далеком 1978 году, а использование Concorde было остановлено в 2003 году.

                Гиперзвуковых пассажирских самолетов вообще никогда не существовало. Правда, сейчас имеется несколько проектов как отечественных, так и зарубежных конструкторских бюро по производству гиперзвукового авиалайнера. Среди них наибольшей известностью пользуется европейский ZEHST. Данный самолет способен будет развивать скорость до 5,0 тыс. км/ч, но сроки его создания неясны. В России существует два подобных проекта – Ту-244 и Ту-444, но на данный момент оба они заморожены.

                Другие виды классификации

                По количеству двигателей у самолетов существует ранжирование от одно- до двенадцатидвигательных.

                По типу двигателя самолеты делятся на следующие категории: с электрическим двигателем, поршневые, турбовинтовые, реактивные, ракетные, а также аппараты с комбинированным двигателем.

                По типу шасси классификация у самолетов следующая: колесные, лыжные, на воздушной подушке, гусеничные, поплавковые, амфибии. Естественно, что наибольшее распространение имеют самолеты с колесным шасси.

                По массе самолеты делятся на суперлёгкие, легкие аппараты, самолеты средней массы, тяжелые и супертяжелые.

                По числу крыльев, в сторону уменьшения их количества, самолеты подразделяются на полипланы, трипланы, бипланы, полуторапланы и монопланы.

                Существует также классификация по размеру фюзеляжа: узкофюзеляжные и широкофюзеляжные.

                По классификации типа управления летательные аппараты подразделяются на пилотируемые и беспилотники.

                По форме взлета все самолеты можно подразделить на следующие категории: с вертикальным взлетом, горизонтальным и коротким.

                Многообразие

                Мы узнали, что представляет собой классификация самолетов, их виды, типы, названия тоже рассмотрели. Как видим, представлено очень большое количество моделей, выполняющих различные функции, имеющих очень разные технические характеристики. Мир авиации действительно многогранен, и в одном обзоре не получится описать абсолютно все его стороны.

                названия самолетов по алфавиту

                Тем не менее общее представление мы по данному вопросу дать можем, описав наиболее известные вошедшие в историю самолеты. Виды и названия, несмотря на свою многочисленность, все-таки реально систематизировать определенным образом, чтобы внести ясность в суть этой темы.

                Автор статьи

                Куприянов Денис Юрьевич

                Куприянов Денис Юрьевич

                Юрист частного права

                Страница автора

                Читайте также: