Какие органы государства осуществляют государственную административную деятельность

Обновлено: 28.04.2024

Государственный орган - часть государственного аппарата, наделенная государственно-властными полномочиями и осуществляющая определенные задачи и функции государства в установленном законом порядке.

Высшими государственными органами, осуществляющими государственную власть в РФ, являются:

- Федеральное Собрание - парламент РФ (Совет Федерации и Государственная Дума) - представительный и законодательный орган РФ (ст. 94 Конституции);

- Правительство РФ - высший исполнительный орган государственной власти РФ (ст. 1 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", далее - Закон о Правительстве РФ);

- суды РФ осуществляют судебную власть (ст. 1 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации").

Надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ, осуществляет Прокуратура РФ, представляющая собой единую федеральную централизованную систему органов (ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации").

Статус, функции и полномочия государственных органов определяются Конституцией РФ, Федеральными конституционными законами, Федеральными законами.

Структура федеральных органов исполнительной власти утверждается Президентом РФ на основании представленного Председателем Правительства РФ предложения (ст. 112 Конституции РФ, ст. 24 Закона о Правительстве РФ).

В настоящее время действует структура федеральных органов исполнительной власти, утвержденная Указом Президента РФ от 21.05.2012 N 636 (далее - Структура).

Президент РФ распределяет функции между федеральными органами исполнительной власти, руководство которыми он осуществляет. Распределение функций между иными федеральными органами исполнительной власти осуществляет Правительство РФ (ст.ст. 12 и 32 Закона о Правительстве РФ, Раздел I Структуры). Функции и полномочия определяются в положениях о федеральных органах исполнительной власти, а в некоторых случаях федеральными законами (например, Федеральный закон от 10.01.1996 N 5-ФЗ "О внешней разведке").

Положения о федеральных министерствах и об иных федеральных органах исполнительной власти (службах, агентствах) утверждает Правительство РФ и, соответственно, Президент РФ в отношении органов, руководство которыми он осуществляет (ст.ст. 12 и 32 Закона о Правительстве РФ).

Гражданско-правовой статус государственных органов устанавливается нормативным правовым актом о статусе конкретного органа. Орган власти регистрируется в качестве юридического лица, если это предусмотрено нормативным правовым актом о данном органе.

Пример

Верховный Суд РФ обладает правами юридического лица, в том числе правом распоряжаться от имени РФ закрепленным за ним федеральным имуществом, правом выступать от имени РФ в соответствии с законодательством РФ учредителем федеральных государственных бюджетных учреждений и иных организаций, подведомственных Верховному Суду РФ*(1).

В положениях о министерствах РФ, федеральных службах, федеральных агентствах устанавливается, что они являются юридическими лицами*(2).

Система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами РФ самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом. В пределах ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в РФ (ст. 77 Конституции РФ).

Систему органов государственной власти субъекта РФ составляют:

- законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ;

- высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ;

- иные органы государственной власти субъекта РФ, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ.

Конституцией (уставом) субъекта РФ может быть установлена должность высшего должностного лица субъекта РФ (ст. 2 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", далее - Закон N 184-ФЗ).

В субъекте РФ устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ (п. 1 ст. 17 Закона N 184-ФЗ).

Законодательный (представительный) и высший исполнительный органы государственной власти субъекта РФ обладают правами юридического лица (п. 7 ст. 4, п. 4 ст. 20 Закон N 184-ФЗ).

Органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (ст. 2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", далее - Закон N 131-ФЗ).

Структуру органов местного самоуправления согласно ч. 1 ст. 34 Закона N 131-ФЗ составляют:

- представительный орган муниципального образования;

- глава муниципального образования;

- местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования);

- контрольно-счетный орган муниципального образования;

- иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Внимание

Органы местного самоуправления, которые в соответствии с Законом N 131-ФЗ и уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальными казенными учреждениями , образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц (ч. 2 ст. 41 Закона N 131-ФЗ).

Особенности правового положения казенных учреждений устанавливаются:

- Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях";

Внимание

Положения ст. 161 БК РФ, регулирующие особенности правового положения казенных учреждений в бюджетных правоотношениях, распространяются и на органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления (муниципальные органы) и органы управления государственными внебюджетными фондами с учетом положений бюджетного законодательства РФ, устанавливающих полномочия указанных органов (п. 11 ст. 161 БК РФ). Иными словами, на эти органы положения БК РФ, установленные для казенных учреждений, распространяются только при исполнении бюджетной сметы (см. также письмо Минфина России от 02.06.2014 N 02-01-10/26423).

Кроме того, перечисленными выше органами могут применяться иные правовые акты, устанавливающие особенности правового положения казенных учреждений. Так, например, согласно письму Минэкономразвития России от 21.06.2011 N 12702-АЛ-Д08 действие Положения об осуществлении федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального казенного учреждения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 N 537, распространяется на федеральные органы исполнительной власти и их территориальные управления.

*(1) ст. 21 Федерального конституционного закона от 05.02.2014 N 3-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации".

*(2) п. 12 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 329); п. 22 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 21 декабря 2016 г. N 699); п. 13 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 16.08.2004 N 1082) и другие.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Информационный блок " Бюджетная сфера: учет, отчетность, финконтроль " - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы.

Материалы приводятся по состоянию на май 2022 года.

См. содержание Энциклопедии решений.

Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.

Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.

Перечень сокращений, используемых в информационном блоке :

Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"

Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н

Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н

Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н

Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н

Указания N 65н - Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н

Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н

Порядок N 85н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 06.06.2019 N 85н

Порядок N 132н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 08.06.2018 N 132н

Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"

Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н

Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н

КБК - коды бюджетной классификации

КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления

КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)

План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности

ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств

ПБС - получатель бюджетных средств

Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения

Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты и эксперты ГАРАНТа

Бычков С.С., заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России

Семенюк А.А., заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России), государственный советник РФ 3 класса

Пименов В.В., руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ)

Панкратова Г.А., заместитель директора ГКУ Камчатского края "Центр финансового обеспечения", с 2013 по 2020 год - главный бухгалтер Министерства здравоохранения Камчатского края

Крохина Ю.А., заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор

Железнева Ю.С., главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России, профессиональный бухгалтер

Кулаков А.С., начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер

Янчарин Е.А., ведущий аналитик, с 2016 по 2018 год - заместитель начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России

Жуковский Д.В., начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы

Все административные органы, действующие в настоящее время в нашей стране и осуществляющие внешнюю административно-публичную деятельность, могут быть классифицированы на виды по следующим основным критериям.

1. В зависимости от места в механизме публичной власти и особенностей организационно-правовой формы:

1) органы исполнительной власти, в том числе должностные лица, действующие от имени этих органов, например Правительство РФ, федеральные министерства и действующие от их имени федеральные министры и т.п.

2) органы государственного управления, непосредственно не входящие в систему органов исполнительной власти, в том числе должностные лица, действующие от имени этих органов, например органы военного управления (штабы округов и флотов, армий, дивизий и т.п.);

3) иные государственные органы, не входящие в систему органов исполнительной власти, но осуществляющие внешнюю административно-публичную деятельность, например органы прокуратуры, Счетная палата РФ, избирательные комиссии всех уровней;

4) государственные должностные лица, не представляющие какие-либо государственные органы, действующие непосредственно от имени государства (Российской Федерации или субъекта Российской Федерации) и самостоятельно осуществляющие внешнюю административно-публичную деятельность, например Президент РФ, Уполномоченный по правам человека РФ, президенты республик в составе РФ, губернаторы и главы администраций иных субъектов РФ;

5) государственные учреждения, наделенные полномочиями по осуществлению внешней административно-публичной деятельности, например учреждения Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Государственные регистры морских и речных судов, бассейновые управления по охране, воспроизводству водных биологических ресурсов и регулированию рыболовства, государственные администрации морских рыбных портов;

6) исполнительно-распорядительные и юрисдикционные органы местного самоуправления, в том числе должностные лица, действующие от имени этих органов, в частности, главы местных администраций, административные комиссии городов, районов и других муниципальных образований, районные и городские комиссии по делам несовершеннолетних;

7) должностные лица местного самоуправления не представляющие какие-либо органы местного самоуправления, действующие непосредственно от имени муниципальных образований и, самостоятельно осуществляющие внешнюю административно-публичную деятельность, в частности главы муниципальных образований;

8) должностные лица и иные работники как государственных, так и негосударственных организаций, уполномоченные действующим законодательством на осуществление административно-публичной деятельности в ограниченном объеме с предоставлением им отдельных административных полномочий, например командиры воздушных, речных и морских судов, капитаны морских и речных портов, начальники железнодорожных станций, контролеры-ревизоры пассажирских поездов.

2. В зависимости от выполняемых функций в механизме административно-публичной деятельности, то есть от видов этой деятельности:

1) административно-регулятивные органы — это органы, осуществляющие преимущественно внешнюю административно-регулятивную деятельность, например органы управления в различных сферах экономики, сельского хозяйства, транспорта

2) административно-наблюдательные (контролирующие, надзорные) органы — это органы, осуществляющие преимущественно функции административного наблюдения (административного контроля, надзора), например различн

3) административно-охранительные органы — это органы, осуществляющие преимущественно функции охраны общественного порядка, обеспечения государственной и общественной безопасности,

4) административно-арбитражные органы — это органы, осуществляющие преимущественно или в том числе функции разрешения в административном порядке споров и разногласий (ФСТ, согл комиссии палаты)

3. В зависимости от объема и содержания компетенции (круга подведомственных органу вопросов):

1) административные органы общей компетенции — это органы, определяющие основы государственной политики во всей административно-публичной сфере (пр-ва)

2) административные органы отраслевой компетенции — это органы, осуществляющие текущую административно-публичную деятельность в определенной части административно-публичной сферы

(отрасли) (минтр минобр МВД)

3) административные органы межотраслевой компетенции — это органы, осуществляющие текущую административно-публичную деятельность и координацию деятельности других субъектов по вопросам межотраслевого характера (Федеральная таможенная служба и ее территориальные органы, Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы, Федеральная служба по труду и занятости и ее территориальные органы)

4) административные органы специальной компетенции — это органы, осуществляющие административно-публичную деятельность и координацию по специальным, в том числе временно возникающим в административно-публичной сфере , вопросам, которые не имеют сквозного, межотраслевого значения (Федеральное космическое агентство, Федеральное агентство по атомной энергии)

4. В зависимости от порядка разрешения подведомственных административным органам вопросов:

1) единоначальные органы — это административные органы, в которых подведомственные им вопросы рассматриваются и решаются единолично руководителями этих органов(федеральные министерства, федеральные службы, органы прокуратуры, управления и департаменты в субъектах РФ)

2) единоличные органы — это административные органы, состоящие из одного государственного должностного лица или должностного лица местного самоуправления, имеющего собственную компетенцию, действующего непосредственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования и самостоятельно принимающего властные решения (Президент РФ, президенты республик в составе РФ, губернаторы (главы администраций) в других субъектах РФ, главы муниципальных образований)

3) коллегиальные органы — это административные органы, в которых подведомственные им вопросы рассматриваются и решаются коллегиально (Правительство РФ, правительства субъектов РФ, избирательные комиссии, административные комиссии)

5. В зависимости от территориальных границ, в пределах которых действуют административные органы:

1) федеральные административные органы — это органы, образуемые на федеральном уровне публичной власти (Правительство РФ, федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти, органы прокуратуры, органы военного управления)

2) административные органы субъектов РФ — это органы, образуемые на уровне публичной власти субъектов РФ

3) административные органы муниципальных образований — это органы, образуемые на уровне местной публичной власти (местного самоуправления)

6. В зависимости от временного периода (срока), в течение которого действуют административные органы:

1) административные органы, образуемые для решения постоянно существующих задач в административно-публичной сфере без ограничения срока их функционирования. К числу таких органов можно отнести Правительство РФ, федеральные министерства, органы прокуратуры;

2) административные органы, образуемые для решения временно возникающих задач в административно-публичной сфере и функционирующие только в соответствующий период до окончания решения этих задач.

Понятие и система органов
исполнительной власти в России

К сожалению, до настоящего времени не принят федеральный закон, регламентирующий общие правовые начала деятельности органов исполнительной власти. В связи с этим отсутствует легальное законодательное определение органа исполнительной власти, не определены виды этих органов и их организационно-правовые формы. Это обстоятельство существенно затрудняет правовое регулирование деятельности этих органов.

ст. 77 Конституции РФ употребляется термин органы исполнительной власти, в ст. 1 Федерального закона «О Правительстве РФ» Правительство РФ именуется высшим исполнительным органом государственной власти РФ. В Федеральном законе «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» понятия «орган исполнительной власти» и «исполнительный орган государственной власти» используются как равнозначные.

С нашей точки зрения, более приемлемым является термин «орган исполнительной власти», поскольку он закреплен основным законом России — Конституцией РФ

Анализ действующего законодательства, регулирующего организацию функционирования органов исполнительной власти, в частности указов Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 09.03.2004 г. № 314 и «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» от 12.05.2008 г. № 724, с учетом внесенных в них изменений и дополнений свидетельствует о том, что перечень федеральных органов исполнительной власти определяется исчерпывающим образом и не может быть расширен за счет других государственных органов, выполняющих функции государственного управления и не включенных в этот перечень.

Таким образом, под органом исполнительной власти следует понимать входящую в систему органов исполнительной власти государственную организацию, специально созданную для осуществления от имени Российской Федерации или соответствующего субъекта Российской Федерации внешневластной административно-публичной деятельности в пределах определенной для нее компетенции и территории и с использованием предоставленных ей административных полномочий нормотворческого, регулятивного или охранительно-защитного характера.

Рассмотрим основные признаки органов исполнительной власти, по которым их можно отграничить от иных административных органов.

1. Любой орган исполнительной власти, являющейся одной из ветвей государственной власти в Российской Федерации, представляет собой государственную организацию, образуемую и финансируемую государством и действующую от его имени (ОМСУ неявл)

2.Любой орган исполнительной власти является административным органом, но в отличие от иных административных органов обязательно входит в установленную законодательством систему федеральных органов исполнительной власти или органов исполнительной властисубъектов РФ (Центральная избирательная комиссия и Счетная палата РФ, к органам исполнительной власти не относятся, поскольку не включены в их систему. Кроме того, как указал в определении от 03.02.2005 г. № ГКПИ04-1480 Верховный суд РФ, не является органом исполнительной власти и прокуратура РФ, которая не входит в систему и структуру федеральных органов исполнительной власти, утвержденную Президентом РФ.

3. Любой орган исполнительной власти осуществляет в пределах предоставленной ему административной компетенции внешнюю административно-публичную деятельность, то есть деятельность, направленную на не подчиненных ему организационно индивидуальных субъектов и организаций

4. Любой орган исполнительной власти действует в пределах всей или определенной части территории Российской Федерации, на которую распространяется его административная компетенция и внешневластные административные полномочия

5. Любой орган исполнительной власти в целях реализации предоставленной ему компетенции наделяется необходимым объемом внешних административных полномочий, в частности правом издания нормативных и (или) индивидуальных правовых актов, правом совершения внешневластных юридически значимых действий(наделены такие органы, как Правительство РФ, федеральные министерства, правительства субъектов РФ.)

Правом издания внешних индивидуальных правовых актов и совершения внешних юридически значимых властных действий, в частности разрешительных, контрольно-надзорных, принудительных, в рамках своей компетенции наделены такие органы исполнительной власти, как органы внутренних дел, налоговые и таможенные органы, лицензирующие органы.

В то же время многие административные органы, не входящие в систему органов исполнительной власти, не вправе издавать не только нормативные, но и внешние индивидуальные правовые акты. К таким органам относятся, например, Администрация Президента РФ, Счетная палата РФ, органы, осуществляющие управление внутри государственных органов и учреждений.

Основные подходы к пониманию правового статуса координационных органов, образуемых в системе исполнительной власти, определены в Постановлении Конституционного суда РФ от 28.02.2006 г. № 2-П.

Осуществление государственной власти в Российской Федерации происходит с помощью ее распределения на 3 ветви. Эти ветви разделяют все органы государства на органы законодательной, исполнительной и судебной власти.

Административно-правовой статус органов исполнительной власти включает механизм государственной власти. Его составляющие элементы имеют специфическое устройство и выполняют только функции, которые присущи для них.

Исполнительная власть включает ветвь систему органов исполнительной власти. Они производят государственное управление с помощью реализации властных полномочий государства. Они имеют исполнительно-распорядительный характер.

Исполнительная деятельность (управленческая деятельность) заключается в реализации органами государственной власти функций государства в области культуры, экономики, социального обеспечения и здравоохранения, транспорта и связи, государственной безопасности и охраны порядка в обществе. Положения статей Конституции содержат информацию о субъектах в сфере выражения исполнительной власти. Они представлены субъектами, в состав компетенции которых включена реализация власти.

Теоретически органы исполнительной власти представляют собой самостоятельные структурные единицы, включенные в систему исполнительной власти. С их помощью происходит реализация функции управления в стране в рамках предоставленных полномочий. В число признаков органов исполнительной власти необходимо включить следующие действия:

  • выполняют публичные, государственные функции, основанные на властных полномочиях (состоят в исполнительных, регулятивных, координационных, контрольных и надзорных форм управленческой деятельности в некоторой отрасли, районе, сфере;
  • оформляется правовой статус органа с помощью положения, утвержденного вышестоящими органами или законодателем;
  • наделены правом принятия в ходе исполнительной и распорядительной деятельности управленческих решений в виде правовых актов, соответствующих действующим законам и обязательных к исполнению в области ведения этого органа;
  • обладают сложной внутренней структурой;
  • д) финансируются из бюджета страны (федеральный, бюджет субъекта РФ), при этом ни орган, ни его служащие не вправе вести хозяйственную и коммерческую деятельность;
  • включены в систему соподчинения в рамках исполнительной власти, должны вести отчетность перед органом власти, который его учредил.

Черты органов исполнительной власти

Орган исполнительной власти представляет собой орган власти в государстве, которые юридически и организационно обособлен и наделен властными полномочиями. Это необходимо для достижения целей, решения задач и выполнения функций государства в разных жизненных областях.

Органы исполнительной власти отличаются несколькими характерными чертами:

  1. Они могут являться составным элементом единой системы органов власти в нашей стране. Конституционные положения установили, что федеративное устройство России основано на единстве государственной власти. Каждый из органов имеет государственно-властные полномочия. Они дают возможность решать определенные вопросы, находящиеся в рамках предоставленных прав. Органы занимаются изданием актов, обязательных для исполнения прочими государственными органами, физическими и должностными лицами. Также орган обеспечивает исполнение данных актов.
  2. Для всех органов присущи государственно-властные полномочия, которые выражены в рамках компетенции. Компетенция представляет собой систему предметов ведения и полномочий, которыми органы наделяются в отношении своего предмета ведения. Ее определяют Конституционные положения, уставы субъектов РФ, федеральные законы и законы субъектов страны, президентские указы, постановления Правительства РФ и исполнительных органов и др.
  3. Их формирование происходит в порядке, который установлен законом. Например, порядок создания Правительства РФ установлен положениями Конституции и Закона о Правительстве. Любой орган государства уполномочивается для осуществления соответствующих задач и функций. Формирование, реорганизацию и ликвидацию федеральных органов исполнительной власти осуществляет по законодательству РФ Президентом. В субъектах РФ создание, реорганизация и ликвидация органов исполнительной власти происходит по законам субъектов РФ. Это осуществляют главы субъектов или их законодательные органы.
  4. Они работают в установленном государством порядке. Так, Конституция в 114 статье определяет порядок работы Правительства РФ.

Что касается полномочий органов исполнительной власти, то они, в первую очередь, выражены изданием правовых актов управления и обеспечением их исполнения с помощью организационных и юридических средств. С одной стороны акты органов являются подзаконными, то есть их издание происходит по закону и для его исполнения. С другой стороны они концентрируются на регулировании отношений в обществе. По этой причине для актов таких органов характерен исполнительно-распорядительный характер.

Классификация органов исполнительной власти

Правовая литература использует несколько критериев для классификации органов исполнительной власти.

В соответствии с территорией деятельности они могут быть:

В зависимости от оснований образования:

  • основанные на законодательстве РФ;
  • основанные на законодательстве субъектов РФ.

В соответствии с характером компетенции:

  • общая компетенция (органы функционируют в отношении всех сфер и отраслей управления в государстве, включая правительство, административные единицы и др.);
  • отраслевая компетенция (органы ведают определенной отраслью управления, включая министерства и прочие отраслевые органы исполнительной власти);
  • межотраслевая компетенция (органы координируют работу других органов исполнительной власти, включают федеральные министерства);
  • специальная компетенция (органы выполняют регулятивную, разрешительную, контрольную и надзорную функцию в разных областях управления, включая федеральные службы).

В зависимости от порядка разрешения подведомственных вопросов:

  • коллегиальные (например, правительство);
  • единоначальные (например, министерство).

По организационно-правовой форме:

  • министерство;
  • прочие федеральные органы (агентства, службы);
  • органы исполнительной власти субъектов РФ.

Статья 77 Конституции гласит, что в пределах ведения и полномочий РФ, касающихся предметов совместного ведения государства и его субъектов, федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ объединены в единую систему исполнительной власти нашей страны.

Система органов исполнительной власти представляет собой систему органов, которые имеют компетенции в сфере управления государством, человеческими, материальными и другими ресурсами, которые требуются для исполнительной и распорядительной деятельности.

Система исполнительной власти, в первую очередь, является подсистемой государственной власти, ветвь которой в структуре разделения властей представлена единым целым в организационном механизме государственной организации общества и ведения его дел. Она обладает соответствующим структурным строением, которое включает несколько уровней (выстраиваются по иерархии, вертикально); звеньев (выстраиваются на одном уровне формирования однородных органов); виды и формы.

Орган исполнительной власти представляет собой первичную и основную структурную единицу в рассматриваемой системе. Орган в качестве структурной единицы обладает сложнейшим внутренним строением, включающим структурные подразделения аппаратного назначения. Такие подразделения не наделены полномочиями власти.

Система исполнительной власти нашей страны включает элементы:

  • федеральные органы;
  • органы субъектов РФ, включая республики, края, области, города федерального значения, автономные области и округа.

Обеспечение единства этой системы происходит с помощью верховенства Конституции и федеральных законов; обязательности для исполнения в рамках государства президентских, правительственных указов и распоряжений. Большую роль играют и федеральные суды, которые подчиняются Конституции и федеральным законам и имеют полномочия в оценке решений и действий органов исполнительной власти и их должностных лиц. В рамках рассматриваемых органов действует и Прокуратура. С ее помощью производится контроль исполнения законов.

Особенное значение в поддержке единой системы исполнительной власти имеет Президент РФ. По положениям Конституции он занимается обеспечением согласованной работы и связи между органами государственной власти. Он же имеет полномочия федеральной власти государства на всей территории, может приостанавливать работу актов органов исполнительной власти субъектов РФ при наличии противоречий Конституции, федеральному законодательству, международным обязательствам РФ и др.

Государственная административная власть и ее элементы

Государственная административная власть включает в себя 2 основные составляющие:

  1. исполнительную власть;
  2. власть администрации госорганов и организаций (предприятий, учреждений).

Регулированию 1-ой из них принадлежит в административном праве ведущая роль.

Понятие, содержание и организационная основа государственной исполнительной власти

Советское законодательство с целью обозначения интересующей области властной деятельности использовало понятие государственного управления. Конституция России от 1993-го г. применила другую правовую конструкцию, которой было присвоено официальное название «исполнительная власть». В соответствии с Конституцией России государственная власть в РФ разделяется на законодательную, исполнительную и судебную ветви (статья 10, 18).

Наряду с принятием Конституции в России была официально признана доктрина разделения властей.

Все 3 ветви государственной власти (законодательная, исполнительная и судебная) образно можно представить как ветви одного древа (государства), поэтому они тесно взаимодействуют друг с другом. Законодательная власть занимается законодательством, результат ее деятельности воплощается в законах и законодательном регулировании общественных отношений. Исполнительная власть выполняет деятельность по осуществлению законов, в процессе чего происходит основанное на законодательстве административно-правовое регулирование и административное управление, то есть властное нормативное и индивидуально правовое регулирование, правоустановительная и правоприменительная деятельность совместно с фактической управленческой деятельностью. Судебная власть осуществляет правосудие, как правило, в качестве индивидуального правового регулирования, то есть правоприменительной деятельности.

Основные виды органов, реализующих исполнительную власть в России

Субъекты государственной власти (неважно, к какой ветви они принадлежат) должны действовать в соответствии с конституционным строем, на основании законодательства и права, для чего они наделены государством и законами юридическими властными полномочиями. Параллельно с этим они выполняют многочисленные обязанности, тесно взаимосвязанные с властными полномочиями и обусловливаемые ими.

Совокупность властных полномочий органов госвласти, должностных лиц и соответствующих данным полномочиям юр. обязанностей в специальной литературе называется компетенцией.

При выполнении компетенции все субъекты госвласти в своей совокупности реализуют государственное управление. Причем, если рассматривать государственное управление с позиции теории разделения властей, тогда и его следует разделить на соответствующие разновидности. Органы законодательной/представительной власти выполняют законодательно-представительное управление, органы исполнительной власти находятся в системе госадминистрации и под мощным воздействием административного права и осуществляют административное управление, а органы судебной власти – судебное управление. Учитывая наличие в реальных странах других ветвей власти и имеющих отношение к ним госорганов, не вписывающихся в классическую триаду властей, ряд разновидностей госуправления можно продолжить. По отношению к России имеются основания говорить также о президентском и контрольном управлениях.

Суть государственной исполнительной власти выражается в ее возможностях и способностях оказывать ключевое воздействие не только на собственную систему субъектов (органы, должностные лица исполнительной власти).

Она также наделена властными полномочиями решать вопросы в интересах других, включая и тех, что не обладают властью, субъектов, находящихся по законодательству под ее юрисдикцией. Сюда относятся граждане и организации.

Государственная исполнительная власть основана и функционирует согласно законам и действующему праву. Как раз законы и право дают правовые возможности для органов исполнительной власти подчинять себе поведение определенного круга субъектов, разрешать в их интересах конкретные вопросы, учитывая публичные интересы общества и страны. Заметим, что осуществление государственной исполнительной власти небезупречно. На практике наблюдается нарушение законодательства и права. Тут же предусматриваются пути и методы предупреждения/превенции подобного нарушения и восстановления нарушенного порядка.

Государственная исполнительная власть рассматривается в качестве подсистемы госвласти. В Конституции России не указывается наименование органа/должностного лица государства, который возглавляет систему государственной исполнительной власти. Если провести анализ особенностей правового статуса Президента России в качестве главы государства и некоторых его полномочий, устанавливаемых Конституцией России, то можно предположить, что Президент – это главное должностное лицо страны, определяющее политику исполнительной власти. К таким полномочиям Президента России относятся следующие:

  • определять основные направления внутренней и внешней политики страны;
  • назначать с согласия ГосДумы Председателя Правительства России;
  • председательствовать на заседаниях Правительства России;
  • принимать решения об отставке Председателя Правительства;
  • назначать по предложению Председателя Правительства России на должность и освобождать от должности заместителей и федеральных министров (статья 80, 831).

Государственная исполнительная власть осуществляется Правительством России. В Федеральном конституционном законе, посвященном Правительству России, установлено, что Правительство России выступает органом, который возглавляет единую систему исполнительной власти в России (статья 110, часть 1; статья 1).

Государственная исполнительная власть является самостоятельной, как впрочем и остальные ветви госвласти, что вытекает из Конституции России. Тут сказано, что органы законодательной, исполнительной и судебной ветви власти являются самостоятельными (статья 10). Причем самостоятельность исполнительной власти не исключает основывающегося на законодательстве и праве ее конструктивного единства с остальными ветвями госвласти.

Государственная исполнительная власть наделена определенной политико-правовой, организационно-функциональной, компетенционной и государственно-управленческой природой. С позиции политики и права, государственная исполнительная власть является одной из ветвей единой госвласти. Используя организационно-функциональный подход, мы можем обнаружить в ней конкретную организационную субъектную основу в качестве системы специальных субъектов (органов с должностными лицами), обладающих властными полномочиями. Причем важно осознавать, что исполнительная власть это не одно и тоже, что и собственная система субъектов. Органы с должностными лицами, обладающими полномочиями исполнительной власти, – это еще не собственно исполнительная власть. Если рассматривать исполнительную власть с организационно-функциональной точки зрения, то это дает возможность видеть в ней сразу функциональные, организационно-деятельностные начала, которые выражаются в целях, задачах, функциях и видах деятельности, полномочиях (властных правах и обязанностях) ее субъектов.

Если рассматривать содержание и объем юридически властных полномочий, которыми наделены по законодательству и праву субъекты государственной исполнительной власти, то мы можем проанализировать ее с компетенционных позиций (означает выделение уровней и объемов компетенции, содержания властных прав и корреспондирующих им обязанностей, исследования их количественных и качественных характеристик).

Государственная исполнительная власть в Российской Федерации может рассматриваться и с административно-управленческой точки зрения. Как раз процесс ее осуществления в специальной литературе описывается как административное управление. Система исполнительных органов госвласти все также включает огромное число подведомственных, подчиненных организаций и объектов, имущественных комплексов, которые требуют реализации управления со стороны перечисленных органов.

Государственная исполнительная власть (как впрочем и остальные ветви власти) основана и осуществляется на конституционном принципе федерализма. Это, значит, что:

  • ее исполнительные органы находятся на федеральном уровне и в субъектах России;
  • предметы ведения и компетенция между федеральными и региональными (субъекты России) органами исполнительной власти разделяются на основании Конституции России, Федеративного и других договоров о разграничении предметов ведения и полномочий, федеральных законов;
  • споры между уровнями и исполнительными органами госвласти в России можно решить с помощью правовых процедур.

Своеобразие форм, методов и процедур деятельности государственной исполнительной власти в отличие от законодательной и судебной

Государственная исполнительная власть имеет собственные формы, методы и процедуры деятельности. Представительная власть занимается законотворческой деятельностью и законодательным процессом, судебная власть порядком судебного производства и судебного процесса, которое может быть конституционным, гражданским, уголовным, арбитражным, административным. Исполнительная власть осуществляется в порядке исполнительной распорядительной деятельности, административного процесса и производства, административных правовых процедур. Поэтому такая деятельность называется подзаконной и несудебной.

Особенности власти администрации государственных органов и организаций (предприятий, учреждений)

Государственная исполнительная власть обладает огромной сложной и организационной системой, которая регулируется множеством отраслей права, а не только лишь конституционным и административным. То есть конституционное право определяет фундаментальные начала для ее формирования и деятельности, а административное право – ее организационно-функциональные начала и порядок реализации специфических административных правовых видов деятельности (к примеру, административное управление и административно правовое регулирование, административное принуждение, административная ответственность, административное производство, административный надзор).

Другими отраслями и подотраслями права устанавливается и регулируется порядок осуществления исполнительной власти по конкретным сферам, направлениям деятельности.

Государственная исполнительная власть характеризуется тем, что в прямом ведении и распоряжении ее субъектов сосредоточены важные ресурсы и институты страны (к примеру, госфинансы, природные и информационные ресурсы, коммуникационные средства, госсобственность, армия и прочие воинские структуры, полиция, служба внутренней и внешней безопасности, учреждения исполнения наказания и пр.).

Единоличные или коллегиальные органы, наделенные властными полномочиями, уполномоченные государством осуществлять его задачи и функции и действующие в установленном порядке. Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Государственную власть в РФ осуществляют Президент РФ, ФС (СФ и ГД), Правительство РФ, суды РФ. Государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ осуществляется Конституцией РФ, федеративными и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Порядок формирования О. г. в. устанавливается Конституцией РФ и законодательством РФ. Все О. г. в. представляют часть единой системы. Каждый из них имеет свое функциональное назначение и действует на основе собственной компетенции, в которой находят выражение присущие этому органу властные полномочия, позволяющие ему решать в пределах предоставленных прав определенные вопросы, издавать обязательные для исполнения акты и обеспечивать их исполнение. Властные полномочия всех О. г. в. взаимосвязаны. Президент РФ является главой государства. Он обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие О. г. в. ФС — парламент РФ — является представительным и законодательным О. г. в. РФ. ФС имеет двухпалатную структуру и состоит из СФ и ГД. Правительство РФ осуществляет исполнительную власть в РФ. Судебная власть в РФ осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Органами судебной власти являются Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, др. федеральные суды. В совокупности они образуют судебную систему РФ.

В структуру О. г. в. входят О. г. в. субъектов РФ. Система О. г. в. субъектов РФ устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и Федеральным законом от 6 окт. 1999 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти Российской Федерации», который устанавливает ответственность О. г. в. субъектов РФ за нарушение Конституции РФ, федерального законодательства. О. г. в. субъектов РФ обеспечивают соответствие принимаемых ими нормативных актов и осуществляемой ими деятельности Конституции РФ и федеральному законодательству. Принципами деятельности О. г. в. субъектов РФ являются единство системы государственной власти, верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории РФ, разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную и др. Систему О. г. в. субъекта РФ составляют: законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ, высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ, иные О. г. в. субъекта РФ, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ. Конституцией (уставом) субъекта РФ может быть установлена должность высшего должностного лица субъекта РФ. К судам субъектов РФ относятся конституционные (уставные) суды субъектов РФ, которые вправе создавать субъекты РФ, а также мировые судьи. Полномочия, осуществляемые О. г. в. субъекта РФ по предметам ведения субъектов РФ, определяются конституцией (уставом), законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами субъекта РФ. Полномочия, осуществляемые О. г. в. субъекта РФ по предметам совместного ведения, определяются Конституцией РФ, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями. Полномочия, осуществляемые О. г. в. субъекта РФ по предметам ведения РФ, определяются федеральными законами, издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ, а также соглашениями. В РФ органы местного самоуправления не входят в систему О. г. в.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: