Виды военных судов государств участников снг

Обновлено: 26.04.2024

Экономический Суд Содружества Независимых Государств является одним из уставных постоянно действующих органов СНГ, который обеспечивает единообразное применение соглашений государств – участников Содружества и основанных на них экономических обязательств и договоров путем разрешения споров, вытекающих из экономических отношений.

Организация, порядок деятельности, компетенция Экономического Суда СНГ определяется межгосударственными соглашениями и Положением о нем. Процедура разрешения споров устанавливается Регламентом, утверждаемом Пленумом Экономического Суда Содружества.

Экономический Суд СНГ был образован согласно ст. 5 Соглашения Совета глав государств Содружества Независимых Государств о мерах по обеспечению улучшения расчетов между хозяйственными организациями стран – участниц Содружества от 15 мая 1992 г.

6 июля того же года Совет глав государств – участниц СНГ утвердил Соглашение о статусе Экономического Суда и Положение о нем. 5 июля 1994 г. был утвержден Регламент этого суда. В 1995 г. принят Закон о статусе судей Экономического Суда Содружества.

В соответствии со ст. 3 Положения к ведению Экономического Суда СНГ относится разрешение межгосударственных экономических споров: возникающих при исполнении экономических обязательств, предусмотренных соглашениями, решениями Совета глав государств, Совета глав правительств Содружества; о соответствии нормативных и других актов государств-участников Содружества, принятых по экономическим вопросам, соглашениям и иным актам Содружества.

Соглашениями государств-участников Содружества к ведению Экономического Суда могут быть отнесены другие споры, связанные с исполнением соглашений и принятых на их основе иных актов Содружества. В частности, Экономический Суд СНГ разрешает споры о толковании межгосударственных и межправительственных договоров, соглашений государств-участников Содружества.

Экономический Суд СНГ образуется из равного числа судей (по два) от каждого государства-участника.

Судьи избираются (назначаются) в порядке, установленном в государствах-участниках для избрания (назначения) судей высших хозяйственных, арбитражных судов государств-участников Содружества, сроком на 10 лет, на строго профессиональной основе из числа судей хозяйственных, арбитражных судов и иных лиц, являющихся специалистами высокой квалификации в области экономических правоотношений, имеющих высшее юридическое образование (ст. 7 Положения об Экономическом Суде СНГ).

Председатель названного суда и его заместители избираются судьями этого суда большинством голосов и утверждаются Советом глав государств Содружества сроком на пять лет.

Каждый судья обязан при вступлении на должность на заседании Экономического Суда принять присягу следующего содержания: “Торжественно клянусь честно и добросовестно исполнять свои обязанности, быть беспристрастным и справедливым, как велят долг судьи и моя совесть” (п.2.8. Регламента).

Правовой статус всех судей данного суда, включая председателя и его заместителей, характеризуется тем, что они не могут быть досрочно отозваны, а также отстранены от должности любым иным способом, за исключением отзыва избравшими (назначившими) их органами в случаях злоупотребления служебным положением, совершение преступного деяния, болезни.

На судей Экономического Суда Содружества по истечении их полномочий, при уходе в отставку, в том числе по болезни, распространяются гарантии, предусмотренные законодательством государств-участников для судей в этих государствах.

Судьи этого суда независимы и неприкосновенны; они не подпадают под юрисдикцию государства пребывания. Судьи не могут быть привлечены к уголовной и административной ответственности в судебном порядке, арестованы, подвергнуты приводу без согласия Экономического Суда.

Вместе с тем судья этого Суда не является представителем государства, избравшего (назначившего) его. Он также не может представлять интересы государства, его избравшего (назначившего) в силу специального поручения, невзирая на уровень органа (должностного лица), давшего такое поручение.

Экономический Суд как судебный орган включает в себя: состав Суда (коллегии), полный состав Суда, Пленум Суда.

Коллегии Суда формируются в количестве пяти судей и назначаются Экономическим судом сроком на один год.

В необходимых случаях может быть образована коллегия Суда в составе трех судей. Дело, начатое одной коллегией Суда, должно быть рассмотрено этой же коллегией.

Коллегиальным органом является Экономический Суд в составе избранных (назначенных) в установленном порядке судей, разрешающий споры и осуществляющий толкование актов, принятых Советом глав государств и правительств, решающий организационные, кадровые и другие вопросы, а также вопросы, связанные с судопроизводством, но не входящие в компетенцию Пленума или Председателя Суда. Решение Экономического Суда правомочно, если в его заседании участвуют и принимают участие в голосовании более половины избранных (назначенных) и приступивших к исполнению своих обязанностей судей.

Высшим коллегиальным органом Экономического суда является Пленум, который состоит из Председателя суда, его заместителей и судей этого Суда. В него входят также председатели высших хозяйственных, арбитражных судов и иных высших государственных органов, разрешающих в государствах-участниках экономические споры.

Пленум наделен следующей компетенцией: рассматривает жалобы на решения Экономического Суда в порядке, установленном регламентом. Пленум проводит свои заседания не реже одного раза в квартал. Его решения принимаются большинством участников Пленума и являются окончательными; принимает рекомендации по обеспечению единообразной практики применения соглашений, других актов Содружества и его институтов при разрешении экономических споров; разрабатывает и вносит на рассмотрение государств – участников, институтов Содружества предложения по устранению коллизий в законодательстве государств-участников.

Председатель суда осуществляет процессуальные, организационно-распорядительные функции в соответствии с Положением об Экономическом Суде Содружества и его Регламентом.

Решения Экономического Суда и постановления его Пленума подлежат обязательному опубликованию в изданиях Содружества и средствах массовой информации государств-участников.

В штате аппарата Суда имеется также должность Генерального секретаря и Генерального советника. Генеральный секретарь суда организует делопроизводство, связанное с работой суда, выполняет определенные административные и иные функции. Генеральный советник по поручению суда может проводить расследование, составляет заключение по материалам дела и проведенному им расследованию.

Генеральный секретарь и Генеральный советник суда назначаются на три года из лиц, имеющих высшее юридическое образование и не менее пяти лет стажа по специальности.

При суде действует Научно-консультативный совет.

Экономический суд СНГ работает на постоянной основе и является юридическим лицом. Имеет печать со своим наименованием.

В настоящее время идет, как известно, процесс совершенствования организации и деятельности СНГ и его органов, в том числе Экономического Суда Содружества. В частности, обсуждается вопрос о расширении компетенции этого суда и круга субъектов, имеющих право обратиться в этот суд.

Договором Республики Беларусь и Российской Федерации о создании Союзного государства, заключенным 8 декабря 1999 г. и ратифицированным Парламентами обеих стран, предусмотрено образование Суда этого государства. В соответствии со ст. 50 Договора этот Суд призван обеспечить единообразное толкование и применение Договора, нормативно-правовых актов Союзного государства.

В состав Суда входят девять судей, назначаемых Парламентом Союзного государства по представлению Высшего Государственного Совета.

Судьи назначаются и действуют в личном качестве из граждан Союзного государства, обладающих высокими профессиональными и моральными качествами, удовлетворяющих требованиям, предъявляемым для назначения на высшие судебные должности в государствах-участниках.

В составе Суда не должно быть более 5 судей, являющихся гражданами одного государства. Судьи независимы. Каждое государство-участник, органы Союзного государства могут передавать на рассмотрение Суда любые вопросы, связанные с толкованием и применением указанного Договора, нормативно-правовых актов Союзного государства.

Решения Суда имеют обязательную юридическую силу и подлежат официальному опубликованию. Они принимаются двумя третями голосов от общего числа судей в соответствующем судебном заседании.

Вопросы организации и компетенции Суда союзного государства регулируются ст.ст. 50-54 Гл. IV Договора о создании Союзного государства Республики Беларусь и Российской Федерации. Составляется программа обобщения, куда включаются вопросы о качестве предварительного следствия и дознания, недостатках и ошибках судебной деятельности по данной категории дел, причинах и условиях, способствующих совершению преступлений и т.п. Наметив период (квартал, полугодие, год и т.д.) и программу обобщения, изучается каждое дело избранной категории и даются ответы на поставленные вопросы.

В заключении формулируются выводы и разрабатываются предложения по устранению выявленных недостатков и улучшению деятельности суда и правоохранительных органов на территории района (города).

Для подготовки обобщения используется и статистическая отчетность, которая постоянно ведется в районном (городском) суде. Она включает ежеквартальные отчеты о работе суда по рассмотрению гражданских, уголовных и административных дел, отчет о работе судебных исполнителей. Основой этих статистических отчетов служит первичный учет, который заключается в ведении учетно-статистической карточки на каждое дело, исполнительное производство и статистический карточки на подсудимого.

Организация повышения квалификации судей и работников аппарата районного (городского) суда возложена на его председателя. Формы повышения квалификации разнообразны и зависят от профессионального уровня работника: стажировка в вышестоящих судах, обучение на краткосрочных курсах, в средних и высших юридических учебных заведениях, производственные совещания и семинары.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Понятие судебной системы и принципы ее построения в Республике Беларусь.

2. Понятие и виды звеньев судебной системы Республики Беларусь.

3. Понятие, виды и полномочия судебных инстанций в Республике Беларусь.

4. Суды первой инстанции в Республике Беларусь, их виды и полномочия.

5. Суды второй (кассационной) инстанции в Республике Беларусь, их виды и полномочия.

6. Суды надзорной инстанции в Республике Беларусь, их виды и полномочия.

7. Суды феодальной Беларуси.

8. Судебная система России после реформы 1864 года.

9. Основные этапы истории суда в РБ (БССР) и бывшем СССР.

10. Действующая судебная система Республики Беларусь. Общая характеристика.

11. Районный (городской) суд. Место в судебной системе, полномочия, организация.

12. Судебный исполнитель. Задачи и порядок назначения.

13. Минский городской суд и областные суды. Место в судебной системе, полномочия, структура, порядок формирования.

14. Верховный Суд Республики Беларусь. Место в судебной системе, полномочия, структура.

15. Состав и полномочия Президиума и Пленума Верховного Суда Республики Беларусь.

16. Военные суды Республики Беларусь. Их задачи и подсудность.

17. Система военных судов Республики Беларусь. Состав и порядок формирования.

18. Конституционный Суд Республики Беларусь. Задачи, порядок формирования и полномочия.

19. Хозяйственные суды Республики Беларусь. Задачи, порядок формирования и полномочия.

В соответствии с конституциями стран СНГ правосудие в них осуществляется конституционными судами, верховными судами общей юрисдикции, высшими арбитражными судами, а также местными судами и военными судами. Соответствующие главы в конституциях этих стран закрепляют общепризнанные принципы правосудия, на которых строится судебная система в каждой конкретной стране. Организационная структура судебной системы в странах СНГ примерно одинакова.

Однако в некоторых государствах она имеет существенные отличия. Так, к органам судебной власти в РеспубликеАрмения отнесен Конституцией Совет правосудия, председателем которого является президент Республики, а его заместителями - министр юстиции и генеральный прокурор.

Данный орган выполняет в основном функции, относящиеся к подбору и расстановке кадров, присвоению классных чинов судьям и работникам прокуратуры и т. д. (ст. 94, 95 Конституции). Помимо Конституционного суда судебную систему Республики Армения составляют суды первой инстанции, которые являются судами общей юрисдикции, апелляционные суды и Кассационный суд (ст. 92 Конституции).

Имеются также особенности в структуре судебной системы Республики Молдова. Так, в соответствии с п. 1, 2 ст. 115 Конституции правосудие в Республике осуществляется Высшей судебной палатой, Апелляционной палатой, трибуналами и судами, а для отдельных категорий дел в соответствии с законом могут действовать специализированные суды. Кроме того, по Конституции к судебной власти отнесен Высший совет магистратуры, который в соответствии со ст. 123 Конституции обеспечивает, согласно правилам судоустройства, назначения, перемещения, повышения судей и применение к ним дисциплинарных мер. Аналогичный орган примерно с такими же полномочиями есть и на Украине - Высший совет юстиции (ст. 131 Конституции). Все конституции стран СНГ запрещают создание чрезвычайных судов.

Конституционные положения о судебной системе развиваются и конкретизируются в текущем законодательстве каждой из стран СНГ: Закон Республики Беларусь № 3514-ХИ "О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь" 1995 года; Закон Республики Молдова "О судоустройстве" № 514 от б июля 1995 г.; Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу Закона, "О судах Республики Казахстан" от 20 октября 1995 г. № 2581, а также Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу Закона, "О судах и статусе судей в Республике Казахстан" от 20 декабря 1995 г. № 2694 и др. Однако следует заметить, что судебные системы ряда государств СНГ в настоящее время находятся в начальной стадии реформирования. Там еще не приняты новые законодательные акты о судоустройстве.

Особое место в конституционном законодательстве стран СНГ уделяется правовому регулированию организации и деятельности органов конституционного контроля. Наименование органов конституционного контроля в странах Содружества в основном одинаково - это Конституционный суд. Исключение составляют такие страны, как Республика Казахстан и Туркменистан. В Казахстане органом конституционного контроля является Конституционный совет (раздел VI Конституции Республики Казахстан). В Туркменистане функции органа конституционного контроля выполняет, в соответствии с п. 8 ст. 67 Конституции Туркменистана, Меджлис - Парламент Туркменистана.В указанной статье говорится: "К ведению Меджлиса относится: . 8. определение соответствия Конституции и законам нормативных актов органов государственной власти и управления".

Порядок формирования, структура и порядок деятельности конституционных судов в странах СНГ, в зависимости от государства, могут в значительной степени отличаться. Однако в большинстве государств СНГ эти судебные органы формируются парламентом по представлению президента. Так, например, в Азербайджанской Республике члены Конституционного суда назначаются Мили Меджлисом по представлению президента (ст. 152 Конституции); в Республике Армения из 9 членов Конституционного суда четверых назначает президент, а пять членов - Национальное Собрание (ст. 99 Конституции); по Конституции Республики Беларусь председатель и пять членов Конституционного суда назначаются президентом и шесть судей - Сенатом (ст. 116 Конституции); в Грузии трех членов Конституционного суда назначает президент, трех избирает Парламент и трех назначает Верховный суд (п. 2 ст. 88 Конституции); в Республике Казахстан два члена Конституционного совета назначаются президентом, два -Председателем Сената и два - Председателем Мажилиса, президентом также назначается председатель Конституционного совета (п. 3 ст. 71 Конституции); в Кыргызской Республике судей Конституционного суда избирают Законодательное собрание и Собрание народных представителей и т. д.

Как правило, органы конституционного контроля в странах СНГ осуществляют свои контрольные полномочия по проверке конституционности нормативно-правовых актов по запросам граждан(Конституция Грузии, ст. 89), организаций и госу-дарственных органов (Конституция Республики Армения, ст. 101; Конституция Республики Беларусь, ст. 116; Конституция Азербайджанской Республики, ст. 152 и др.). Вместе с тем в некоторых государствах, таких, как Кыргызская Республика, Республика Таджикистан, Республика Узбекистан, конституционные суды этих государств самостоятельно по собственной инициативе осуществляют надзор за конституционностью нормативно-правовых актов.

Законодательство ряда государств СНГ устанавливает для кандидатур на должность члена конституционного суда специальный возрастной ценз. Как правило, 35 лет нижний и 65-75 лет верхний предельный возраст. Однако в Азербайджанской Республике Конституция не устанавливает специального возрастного ценза для судей Конституционного суда и на них распространяется общий для всех судей возрастной ценз - не моложе 25 лет (ст. 143 Конституции).

Срок полномочий судей и членов конституционного суда, в зависимости от страны, колеблется от 5 до 15 лет. В некоторых государствах СНГ, как, например, в Армении, судья и член Конституционного суда несменяемы и занимают свою должность до достижения 65 лет (судья) и 70 лет (член Конституционного суда) — ст. 96 Конституции. В отдельных странах СНГ экс-президенты автоматически становятся пожизненными членами органа конститу-ционного надзора (например, п. 1 ст. 71 Конституции Республики Казахстан). Члены конституционного суда обладают неприкосно-венностью на весь срок своих полномочий.

В государствах СНГ применяется в основном последующий конституционный контроль. Однако относительно международных договоров в большинстве стран осуществляется предварительный конституционный контроль. Так, в соответствии с п. 2 ст. 100 Конституции Республики Армения Конституционный суд устанавливает соответствие Конституции международных договоров до их ратификации. Предварительный конституционный контроль осуществляется в Республике Казахстан. Согласно подп. 2 и 3 п. 1 ст. 72 Конституции Республики Казахстан Конституционный совет рассматривает до подписания президентом принятые Парламентом законы, а также рассматривает до ратификации международные договоры на соответствие их Конституции.

К основным полномочиям органа конституционного надзора в странах СНГ относятся: решение вопроса о соответствии конституции законов и других нормативных актов, а также международных договоров; официальное толкование норм конституции; решение вопроса о правильности проведения выборов президента; дача заключения по вопросу об отрешении президента от должности; принятие решения о конституционности правоприменительной практики, которая затрагивает конституционные права граждан; рассмотрение споров по разграничению компетенции между государственными органами и др.

Назначение и полномочия верховных судов, высших арбитражных судов в странах СНГ во многом схожи. Как правило, в конституциях и законодательных актах о судебной системе этих государств закреплено, что верховный суд является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и другим делам, отнесенным к ведению судов общей юрисдикции, осуществляет надзор за работой нижестоящих судов общей юрисдикции, а также дает разъяснения по практике деятельности этих судов.

К компетенции высших арбитражных судов национальное законодательство в странах СНГ относит разрешение споров между хозяйствующими субъектами (например, ст. 84 Конституции Кыргызской Республики).

Структура прокуратуры и ее функции в своей основе одинаковы во всех странах СНГ. Конституции предписывают органам прокурорского надзора следить за точным и единообразным исполнением законов и других нормативно-правовых актов государственными органами и должностными лицами, органами местного самоуправления и местными исполнительными органами, а также предприятиями, организациями, учреждениями, общественными объединениями и гражданами. Во всех упомянутых странах это централизованная система органов прокуратуры, возглавляемая генеральным прокурором.

Генеральный прокурор назначается, как правило, главой государства с согласия парламента или одной из его палат. В ряде конституций стран СНГ срок полномочий генерального прокурора не оговаривается, а в остальных странах срок полномочий прокурора равняется 5 годам.

Развитие военного сотрудничества государств - участников СНГ осуществляется на основе принципов:

  • уважения суверенитета государств - участников СНГ и неукоснительного соблюдения их национального законодательства, принципов и норм международного права;
  • укрепления доверия в военной сфере, координации усилий в соблюдении международных договоренностей в вопросах разоружения и контроля над вооружениями в соответствии с изменениями геостратегической обстановки;
  • координации позиций в решении вопросов сокращения и ограничения вооружений, нераспространения оружия массового поражения и технологий его изготовления;
  • координации усилий в борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма;
  • оказания помощи государствам - участникам СНГ при разработке проектов национальных законодательных актов в области борьбы с международным терроризмом;
  • совместного предотвращения и урегулирования конфликтов;
  • устранения возможных противоречий во взаимоотношениях, обеспечения мирного и добрососедского развития государств - участников СНГ.

Основные направления развития военного сотрудничества:

а) в военно-политической области:

информационно-консультативный обмен между министерствами обороны государств - участников СНГ по вопросам разработки нормативной базы развития национальных вооруженных сил, сближения и унификации национальных нормативных правовых баз;

создание единого оборонного пространства в рамках СНГ;

сотрудничество в области контроля за соблюдением международных договоров о сокращении и ограничении вооружений;

б) в военной области:

  • взаимодействие министерств обороны государств - участников СНГ в решении вопросов строительства и развития национальных вооруженных сил, повышения их боеспособности, боевой и мобилизационной готовности;
  • совершенствование форм и методов организации и проведения совместных мероприятий оперативной подготовки вооруженных сил государств - участников СНГ;
  • проведение мероприятий по совершенствованию объектов военной инфраструктуры, планируемых к совместному использованию в интересах обеспечения военной безопасности государств - участников СНГ;
  • подготовка военных кадров и специалистов вооруженных сил в высших военных учебных заведениях (далее - ВВУЗы) государств - участников СНГ;
  • проведение мероприятий по созданию и развитию совместных (объединенных) военных систем (кроме объединенной системы противовоздушной обороны государств - участников СНГ);
  • совершенствование системы совместного боевого дежурства по противовоздушной обороне (далее - ПВО), управления воздушным движением и контроля за порядком использования воздушного пространства государств - участников СНГ;
  • совершенствование объединенной системы ПВО на основе развития соответствующих национальных систем, объединенных единой системой управления, формирование региональных систем ПВО с переходом от координации применения сил и средств ПВО к управлению ими с единого регионального командного пункта, а также единства требований к боевой готовности, боевой и оперативной подготовке органов управления и войск;
  • взаимодействие в области топографического и гидрометеорологического обеспечения вооруженных сил государств - участников СНГ;
  • взаимодействие в области совершенствования системы информационно-аналитического обеспечения безопасности полетов авиации вооруженных сил государств - участников СНГ;
  • дальнейшее совершенствование объединенной системы ПВО, организация охраны воздушного пространства, управления воздушным движением, контроля за порядком использования воздушного пространства государств - участников СНГ;
  • совместное развитие военной науки;

в) в военно-технической области:

  • разработка и реализация совместных научно-технических и исследовательских программ и проектов;
  • создание системы межгосударственной каталогизации предметов снабжения вооруженных сил государств - участников СНГ;
  • содействие в создании, дооборудовании и модернизации специальных объектов, предназначенных для размещения, ремонта, эксплуатации и боевого применения или уничтожения (утилизации) вооружения и военной техники (далее - ВВТ);
  • создание условий для упрощения военно-технического сотрудничества государств - участников СНГ, взаимное предоставление льгот и привилегий для поставки продукции военного назначения в рамках объединенной системы ПВО государств - участников СНГ;
  • оснащение войск и органов управления, выполняющих задачи противовоздушной обороны (контроль за порядком использования воздушного пространства и управление воздушным движением), ВВТ на основе согласованной военно-технической политики;
  • использование единых критериев при оценке боевой готовности ВВТ;
  • использование единых технических нормативных правовых актов при разработке, производстве и ремонте вооружения и техники;
  • совместное использование полигонов вооруженных сил государств - участников СНГ для проведения испытаний образцов ВВТ;
  • создание системы обмена военно-технической информацией;
  • военно-техническое сопровождение поставок продукции военного назначения;
  • дальнейшая интеграция в области создания совместных предприятий по ремонту ВВТ, находящихся в эксплуатации в государствах - участниках СНГ, а также центров (лабораторий) для метрологического обеспечения эксплуатации и ремонта ВВТ;
  • взаимное признание протоколов испытаний и сертификатов соответствия оборонной продукции государств - участников СНГ;

г) в военно-научной области:

  • проведение консультаций по вопросам формирования и реализации военно-научной политики в министерствах обороны договаривающихся государств - участников СНГ, организации научной работы в военных научно-исследовательских организациях (далее - НИО), в ВВУЗах, на полигонах другого государства - участника СНГ, включая совместные эксперименты и испытания;
  • разработка (координация разработки) и участие в осуществлении совместных научно-исследовательских программ и проектов;
  • обеспечение создания совместных военно-научных творческих коллективов на временной и долгосрочной основе;
  • привлечение отдельных военных ученых и специалистов одного государства - участника СНГ к выполнению работ другого;
  • создание системы обмена военно-научной информацией;
  • обмен опытом подготовки научно-педагогических и научных кадров;
  • обмен научной и научно-технической литературой, учебниками, пособиями, научными трудами и другими материалами;
  • обмен опытом разработки нормативных документов, регламентирующих научную работу в военной сфере;
  • проведение совместных семинаров, научных конференций, рабочих встреч и выставок, изучение по взаимной двусторонней договоренности возможностей участия ученых, экспертов НИО и ВВУЗов третьих государств или международных организаций в программах и проектах, реализуемых в данной форме сотрудничества;
  • разработка нормативной правовой базы сотрудничества в военно-научной сфере;
  • подготовка научных и научно-педагогических кадров в адъюнктурах, докторантурах ВВУЗов и других научных подразделениях министерств обороны государств - участников СНГ путем очного (заочного) обучения и соискательства;
  • унификация основополагающих уставных документов вооруженных сил государств - участников СНГ;

д) в области миротворческой и антитеррористической деятельности:

  • определение порядка финансирования, содержания и материально-технического обеспечения деятельности групп военных наблюдателей и Коллективных сил по поддержанию мира в СНГ, а также социальной защищенности их персонала;
  • совершенствование форм и способов применения групп военных наблюдателей и Коллективных сил по поддержанию мира в СНГ в целях повышения эффективности операций по поддержанию мира;
  • согласованное развитие системы подготовки военного, гражданского и полицейского (милицейского) персонала, предназначенного для комплектования групп военных наблюдателей и Коллективных сил по поддержанию мира в СНГ;
  • обобщение и распространение опыта подготовки и применения воинских контингентов, гражданского, полицейского (милицейского) персонала в операциях по поддержанию мира под эгидой ООН, ОБСЕ, НАТО и других международных организаций;
  • совершенствование финансового, технического, психологического и тылового обеспечения персонала Коллективных сил по поддержанию мира в СНГ;
  • обобщение опыта в организации и проведении учений, командно-штабных тренировок, научно-практических конференций, семинаров и т.д. по вопросам борьбы с международным терроризмом;
  • подготовка аналитических обзоров о фактах терроризма и иных проявлениях экстремизма, причинах этих явлений и значении борьбы с ними в целях национальной безопасности государств - участников СНГ;

е) в области военно-исторической работы и геральдического обеспечения:

  • разработка совместных военно-исторических трудов, подготовка сборников документов и материалов по военно-исторической тематике;
  • обмен военно-исторической информацией и архивными материалами;
  • обобщение и распространение опыта организации военно-исторической работы и геральдического обеспечения;
  • проведение мероприятий по увековечению памяти погибших воинов и жертв войны;
  • разработка военной символики, наград за укрепление военного сотрудничества между государствами - участниками СНГ;

ж) в социально-правовой и гуманитарной областях:

  • взаимодействие министерств обороны государств - участников СНГ в вопросах социально-правовой защиты военнослужащих и членов их семей, взаимного культурного обмена и обмена опытом организации воспитания военнослужащих (морально-психологического обеспечения);
  • выработка согласованных предложений, подготовка проектов модельных нормативных документов в целях сближения нормативно-правовых актов государств - участников СНГ, регламентирующих социально-правовую защищенность военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей;

з) в области военно-промышленной кооперации и интеграции оборонных предприятий:

  • создание единого Классификатора и Каталога оборонной продукции, производимой государствами - участниками СНГ;
  • восстановление и развитие военно-промышленной кооперации и интеграции оборонных предприятий государств - участников СНГ, в том числе в области разработки, производства, ремонта, модернизации и последующего технического обслуживания ВВТ;
  • совершенствование форм и методов межгосударственных связей в области военно-промышленной кооперации и интеграции государств - участников СНГ;
  • привлечение производственных мощностей предприятий государств - участников СНГ в целях совершенствования и модернизации объединенной системы ПВО СНГ;
  • создание межгосударственных финансово-промышленных групп по разработке, производству, ремонту и техническому обслуживанию ВВТ;
  • привлечение научного потенциала государств - участников СНГ к совместной разработке новых образцов военной техники и техники двойного назначения, военной техники 5 - 6 поколений;

и) в области экспорта ВВТ:

  • выработка согласованных правил взаимодействия на мировом рынке оружия, координация действий при экспорте продукции военного назначения в третьи страны в целях предотвращения подрыва позиций государств - участников СНГ;
  • обеспечение взаимодействия и сотрудничества государственных фирм-экспортеров в вопросах экспортной политики.

Организация взаимодействия:

  • в информационно-пропагандистском обеспечении военного строительства в государствах - участниках СНГ и их военного сотрудничества;
  • культурно-досуговых учреждений министерств обороны в целях приобщения военнослужащих к культурным ценностям, истории, духовному наследию и традициям народов государств - участников СНГ, их вооруженных сил;
  • военно-патриотических учреждений государств - участников СНГ в целях укрепления доверия, взаимного уважения и добрососедских отношений между народами государств - участников СНГ;
  • в обмене опытом реабилитационных и психологических служб министерств обороны государств - участников СНГ;
  • военно-медицинских, санаторно-курортных, туристических и спортивно-оздоровительных учреждений министерств обороны государств - участников СНГ;
  • в области страхования жизни военнослужащих государств - участников СНГ;
  • в морально-психологическом обеспечении мероприятий совместной боевой и оперативной подготовки.

Перспективные уровни и форматы военного сотрудничества государств - участников СНГ:

а) участие в деятельности уставных органов СНГ по вопросам военной политики и военного строительства;

б) участие в деятельности комитетов Совета министров обороны государств - участников СНГ;

в) участие в организации миротворческой деятельности и развитии объединенной системы ПВО и других объединенных систем военного назначения государств - участников СНГ;

г) участие в мероприятиях совместной боевой и оперативной подготовки (на межрегиональном и региональных уровнях).

Основные формы развития военного сотрудничества:

а) официальные визиты и рабочие встречи;

б) совместные мероприятия по подготовке вооруженных сил государств - участников СНГ;

в) согласование вопросов проведения инспекционной деятельности и участия в них представителей государств - участников СНГ в рамках международных договоров в области контроля над вооружением;

г) участие в разработке и реализации совместных программ и проектов разработки, производства, ремонта, модернизации и утилизации ВВТ, технического обеспечения национальных вооруженных сил, совместных региональных группировок войск, миротворческих и коалиционных сил, объединенных военных систем;

д) совместные военно-научные исследования, в том числе по созданию новейших военных технологий;

е) обучение военнослужащих в военно-учебных заведениях, подготовка военно-научных и научно-педагогических кадров;

ж) обмен военно-научной, военно-правовой, военно-технической и другой информацией;

з) участие в составе миротворческих контингентов и в миротворческих операциях;

и) проведение совместных культурных, спортивных и других мероприятий в рамках военного сотрудничества;

к) информационно-аналитическое обеспечение развития военного сотрудничества;

л) информационно-оперативное обеспечение военного сотрудничества;

м) информационно-правовое обеспечение развития военного сотрудничества.

Материально-техническое, финансовое и иное ресурсное обеспечение совместных мероприятий осуществляется заинтересованными государствами - участниками СНГ по договоренности в рамках финансовых средств, ежегодно предусматриваемых в национальных бюджетах на соответствующие цели, а также за счет внебюджетных источников.

Финансирование целевых программ осуществляется в соответствии с Порядком разработки, реализации и финансирования межгосударственных целевых программ Содружества Независимых Государств, утвержденным Решением Совета глав правительств СНГ от 16 апреля 2004 года.

Координация выполнения решений о развитии военного сотрудничества предусматривает:

выработку согласованных подходов к вопросам обеспечения совместной и национальной безопасности государств - участников СНГ;

разработку целевых государственных (межгосударственных) комплексных программ по формированию и развитию систем национальной безопасности государств - участников СНГ;

выполнение положений международных договоров, межгосударственных программ по вопросам военного сотрудничества государств - участников СНГ;

анализ реализации ранее принятых решений о развитии военного сотрудничества на многосторонней основе.

Контроль исполнения решений осуществляется на национальном уровне государств - участников СНГ.

14 февраля 1992 был создан и по настоящее время активно работает Совет министров обороны государств – участников СНГ.

При изучении данной темы студентам следует исходить из следующих установок. Судебную систему Молдовы возглавляет Высшая судебная палата, следующий уровень – апелляционная палата, далее – трибуналы второй инстанции, суды первой инстанции. Также действуют военные суды, экономические суды. Вопросы судейского самоуправления отнесены к компетенции Высшего совета магистратуры. Функционирует Конституционный суд.

Судебную систему Украины возглавляет Верховный суд, следующий уровень – Высший уголовный, гражданский, коммерческий, военный суд, высший суд по интеллектуальной собственности. Вопросы судейского самоуправления входят в компетенцию Высшего совета юстиции.

Судебная система Казахстана состоит из Верховного суда, областных и районных судов. Кроме того, действуют Военный суд республики и военные суды войсковых соединений. По своему статусу Высший судебный совет является консультативным органом при главе государства. Судейское самоуправление в некотором роде существует лишь в качестве Квалификационной коллегии юстиции, представляющей кандидатуры на судейские должности в районные суды.

В названных странах также существует практика первоначального назначения судей на непродолжительные сроки с возможностью последующего назначения на постоянной основе.

При изучении этой темы студентам следует контролировать свои знания, отвечая на следующие вопросы и выполняя предлагаемые задания:

1. Какие принципы предусматривает Конституция Республики Молдова в области осуществления правосудия?

2. Сколько уровней насчитывает судебная система Республики Молдова?

3. Какова структура Высшей судебной палаты Молдовы?

4. Назовите основные функции Высшей судебной палаты Молдовы.

5. Какими полномочиями обладают Апелляционная палата и трибуналы второй инстанции в Молдове?

6. Охарактеризуйте структуру и компетенцию специализированных судов в Республике Молдова.

7. Назовите основные принципы украинского правосудия.

8. Какова структура судебной системы Украинской Республики?

9. Каков статус судей в Украине? В чём состоит порядок назначения судей в Украине?

10. Охарактеризуйте статус и компетенцию Высшего совета юстиции Украины.

11. Какие должностные лица входят в Высший совет юстиции Украины помимо его членов?

12. Какова роль Конституции Республики Казахстан в регулировании судебной власти?

13. Как Конституция Казахстана определяет задачи Верховного суда Республики?

14. Каковы состав и компетенция Высшего судебного совета Республики Казахстан?

15. Назовите основные полномочия Квалификационной коллегии юстиции Республики Казахстан.

16. Охарактеризуйте статус судей в Казахстане.

17. Является ли на Ваш взгляд порядок организации и деятельности судебной системы в Казахстане более демократичным, чем в Российской Федерации? Обоснуйте свое мнение.

В переходный, постсоциалистический период в странах СНГ-бывших союзных республиках - в той или иной мере осуществляются судебно-правовые реформы. Они являются составной частью общего реформаторского процесса, с помощью которого формируется правовая государственность, обеспечивается социальный прогресс.

Раньше, чем в других суверенных государствах (24 октября 1991 г.), была принята Концепция судебной реформы в Российской Федерации. В целях успешного проведения реформы Указом Президента Российской Федерации осенью 1994 г. был образован Совет по судебной реформе при Президенте, куда вошли руководители высших судов, правоохранительных органов и видные ученые-юристы. 14 октября 1997 г. в целях улучшения

взаимодействия Президента с федеральными органами судебной власти и органами судейского сообщества Совет был преобразован в Совет по вопросам совершенствования правосудия. Являясь консультативным органом при Президенте, он призван содействовать выработке согласованной позиции федеральных органов государственной власти по основным вопросам судебной реформы, совершенствованию взаимодействия Президента с федеральными органами судебной власти и органами судейского сообщества, обеспечивать оперативное информирование главы государства о состоянии, проблемах и перспективах развития судебной системы в Российской Федерации.

Основополагающим правовым актом по обновлению российского судоустройства является Конституция Российской Федерации 1993 г. Анализ конституционных основ судебной власти в России показывает, что в основном они совпадают с руководящими началами, закрепленными в Конституции Республики Беларусь. И те, и другие отражают общепризнанные принципы и нормы международного права, зафиксированные во Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и др.

Вместе с тем Конституция Российской Федерации закрепила те начала судоустройства, которые не нашли отражения в Основном Законе нашей страны, а именно: судебная власть в РФ осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного законодательства; несменяемость и неприкосновенность судей; осуществление правосудия с участием присяжных заседателей; финансирование судов из федерального бюджета.

В отличие от Конституции Республики Беларусь в Основном Законе РФ сформулированы требования к кандидатам в судьи, определены место, полномочия и порядок формирования не только Конституционного, но и Верховного и Высшего арбитражного судов Российской Федерации. Всем этим высшим органам судебной власти принадлежит право законодательной инициативы по вопросам их ведения.

Таким образом, нужно признать, что в Конституции России по сравнению с Конституцией Республики Беларусь основы организации судебной власти и ее осуществления регулируются более полно и последовательно.

31 декабря 1996 г. Президентом Российской Федерации был подписан и начал действовать с 1 января 1997 г. федеральный конституционный Закон «О судебной системе Российской Федерации» - базовый закон для всего российского судоустройства. Этим законодательным актом закрепляется единство судебной системы Российской Федерации и указываются гарантии, его обеспечивающие:

1. Установление судебной системы Российской Федерации

Конституцией и федеральным конституционным законом;

2. Соблюдение всеми судами установленных федеральным законом правил судопроизводства;

3. Применение всеми судами Конституции,федеральных

конституционных законов, федеральных законов, общепризнан ных принципов и норм международного прав а и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Российской Федерации;

4. Признание обязательности исполнения на всей территории государства судебных постановлений, вступивших в законную силу;

5. Законодательное закрепление единства статуса судей;

6. Финансирование федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

К федеральным судам относятся:

1. Конституционный Суд Российской Федерации;

2. Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции.

3. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов Российской Федерации, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

Суды субъектов Российской Федерации: конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, мировые судьи, которые считаются судами общей юрисдикции субъектов Российской Федерации. Высший орган судейского сообщества -Всероссийский съезд судей, который формирует Совет судей Российской Федерации и Высшую квалификационную коллегию судей Российской Федерации.

Органами судейского сообщества Российской Федерации являются также:

• собрания судей Верховного Суда и Высшего Арбитражного

• съезды (конференции) судей республик в составе Российской

Федерации, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области и автономных округов, военных судов и арбитражных судов, а в период между съездами (конференциями) - избираемые ими Советы судей.

Полномочия органов судейского сообщества:

• обсуждение вопросов судебной практики и совершенствования

• общественная экспертиза проектов законов и других норма

тивных актов, касающихся деятельности судов и статуса судей;

• рассмотрение актуальных проблем работы судов, их кадрового, организационного и ресурсного обеспечения, правового и

социального положения судей;

• представление интересов судей в государственных органах и

общественных объединениях, избраниесоотв етствую щих квалификационных коллегий судей и т.д. В соответствии со ст. 1 Закона « О прокуратуре Российской Федерации», прокуратура Российской Федерации - единая централизованная система государственных органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов.

Основные направления (функции) прокурорской деятельности:

1.Надзор за исполнением законов федеральными министерствами

и ведомствами, представительными (законодательными) и

исполнительными органами субъектов Российской Федерации,

органами местного самоуправления, органами военного управления, контроля, их должностными лицами, а также за соответствием законом издаваемых ими правовых актов;

2. Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина вышеперечисленными органами и должностными лицами,органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

3. Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

4. Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющими наказание и применяющими назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;

5. Уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством

6. Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

Прокуроры участвуют в рассмотрении дел судами и опротестовывают их решения, принимают участие в правотворческой деятельности.

Систему прокуратуры Российской Федерации составляют: Генеральная прокуратура Российской Федерации; прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и специализированные прокуратуры; научные и образовательные учреждения, являющиеся юридическими лицами; прокуратуры городов и районов; другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры.

Органы предварительного расследования в РФ — это система специально уполномоченных на то государственных органов и должностных лиц по установлению фактических обстоятельств преступления и виновности лица его совершившего. К органам предварительного расследования относятся органы дознания и предварительного следствия.

Систему органов дознания образуют: милиция; командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений; органы федеральной службы безопасности; начальники исправительных учреждений, следственных

изоляторов; органы государственного пожарного надзора; органы пограничной службы; капитаны морских судов дальнего плавания, начальники зимовок; федеральные органы налоговой полиции; таможенные органы.

Предварительное следствие по уголовным делам осуществляют следователи прокуратуры, органов внутренних дел, федеральной службы безопасности, федеральной налоговой полицией. Во всех этих ведомствах функционируют специализированные структурные подразделения, следственные аппараты, следственные части.

Адвокатура в Российской Федерации - самоуправляющаяся организация юристов-профессионалов, оказывающих квалифицированную юридическую помощь гражданам и организациям, содействующая охране их прав и законных интересов.

Правовые основы организации и деятельности российской адвокатуры закреплены в Конституции и Положении об адвокатуре РСФСР 1980 г.

Нотариат в Российской Федерации - это система государственных органов, должностных лиц и граждан, которые от имени РФ уполномочены законом на совершение нотариальных действий в целях обеспечения защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц. Организация и деятельность нотариата регулируются Основами законодательства Российской Федерации о нотариате, принятыми 11 февраля 1993 г.

Как и в России, на Украине в 1992 г. была принята Концепция судебной реформы, однако изменения в законодательстве, принятые в конце 80-х - начале 90-х годов, были направлены на частичное совершенствование системы юстиции, способствовали усилению гарантии охраны прав и законных интересов личности. Процесс реформирования правовой системы особенно активизировался после принятия новой Конституции.

Конституция Украины содержит самостоятельные разделы, посвященные правосудию прокуратуре и Конституционному Суду, которые отличаются достаточно детальной регламентацией вопросов судоустройства и прокурорского надзора.

Не перечисляя все виды судов, действующих в стране, Конституция указывает, что правосудие осуществляется Конституционным Судом Украины и судами общей юрисдикции. Конституционный Суд Украины действует отдельно как гарант Конституции, точного соблюдения и реализации всех ее положений.

Система судов общей юрисдикции на Украине строится по принципам территориальности и специализации. Судебную систему общей юрисдикции образуют Верховный Суд Украины, Верховный Суд Республики Крым, областные, Киевский и Севастопольский городские суды, межрайонные (окружные) и районные (городские) суды. В систему общих судов входят и военные суды.

К специализированным судам относятся: Высший Арбитражный Суд Украины, арбитражный суд Республики Крым, арбитражные областные,

Киевский и Севастопольский арбитражные городские суды. Предполагается создание местных, апелляционных, специализированных и иных судов, что должно найти отражение в новом законе о судоустройстве Украины.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: