Виды военной безопасности государства и их правовая характеристика

Обновлено: 06.05.2024

Военная доктрина Российской Федерации

I. Общие положения

1. Военная доктрина Российской Федерации (далее - Военная доктрина) представляет собой систему официально принятых в государстве взглядов на подготовку к вооруженной защите и вооруженную защиту Российской Федерации.

2. В Военной доктрине на основе анализа военных опасностей и военных угроз Российской Федерации и интересам ее союзников сформулированы основные положения военной политики и военно-экономического обеспечения обороны государства.

3. Правовую основу Военной доктрины составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации в области обороны, контроля над вооружениями и разоружения, федеральные конституционные законы, федеральные законы, а также нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

4. В Военной доктрине учтены основные положения Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, а также соответствующие положения Концепции внешней политики Российской Федерации, Морской доктрины Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года и других документов стратегического планирования.

5. В Военной доктрине отражена приверженность Российской Федерации к использованию для защиты национальных интересов страны и интересов ее союзников военных мер только после исчерпания возможностей применения политических, дипломатических, правовых, экономических, информационных и других инструментов ненасильственного характера.

6. Положения Военной доктрины конкретизируются в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации и могут корректироваться в рамках стратегического планирования в военной сфере (военного планирования).

7. Реализация Военной доктрины достигается путем централизации государственного управления в области обороны и безопасности и осуществляется в соответствии с федеральным законодательством, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.

8. В Военной доктрине используются следующие основные понятия:

а) военная безопасность Российской Федерации (далее - военная безопасность) - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних военных угроз, связанных с применением военной силы или угрозой ее применения, характеризуемое отсутствием военной угрозы либо способностью ей противостоять;

б) военная опасность - состояние межгосударственных или внутригосударственных отношений, характеризуемое совокупностью факторов, способных при определенных условиях привести к возникновению военной угрозы;

в) военная угроза - состояние межгосударственных или внутригосударственных отношений, характеризуемое реальной возможностью возникновения военного конфликта между противостоящими сторонами, высокой степенью готовности какого-либо государства (группы государств), сепаратистских (террористических) организаций к применению военной силы (вооруженному насилию);

г) военный конфликт - форма разрешения межгосударственных или внутригосударственных противоречий с применением военной силы (понятие охватывает все виды вооруженного противоборства, включая крупномасштабные, региональные, локальные войны и вооруженные конфликты);

д) вооруженный конфликт - вооруженное столкновение ограниченного масштаба между государствами (международный вооруженный конфликт) или противостоящими сторонами в пределах территории одного государства (внутренний вооруженный конфликт);

е) локальная война - война, в которой преследуются ограниченные военно-политические цели, военные действия ведутся в границах противоборствующих государств и которая затрагивает преимущественно интересы только этих государств (территориальные, экономические, политические и другие);

ж) региональная война - война с участием нескольких государств одного региона, ведущаяся национальными или коалиционными вооруженными силами, в ходе которой стороны преследуют важные военно-политические цели;

з) крупномасштабная война - война между коалициями государств или крупнейшими государствами мирового сообщества, в которой стороны преследуют радикальные военно-политические цели. Крупномасштабная война может стать результатом эскалации вооруженного конфликта, локальной или региональной войны с вовлечением значительного количества государств разных регионов мира. Эта война потребует мобилизации всех имеющихся материальных ресурсов и духовных сил государств-участников;

и) военная политика - деятельность государства по организации и осуществлению обороны и обеспечению безопасности Российской Федерации, а также интересов ее союзников;

к) военная организация государства (далее - военная организация) - совокупность органов государственного и военного управления, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, создаваемых на военное время специальных формирований (далее - Вооруженные Силы, другие войска и органы), составляющих ее основу и осуществляющих свою деятельность военными методами, и оборонно-промышленный комплекс страны, совместная деятельность которых направлена на подготовку к вооруженной защите и вооруженную защиту Российской Федерации;

л) военное планирование - определение порядка и способов реализации целей и задач развития военной организации, строительства и развития Вооруженных Сил, других войск и органов, их применения и всестороннего обеспечения;

м) мобилизационная готовность Российской Федерации - способность Вооруженных Сил, других войск и органов, экономики государства, а также федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций к выполнению мобилизационных планов;

н) система неядерного сдерживания - комплекс внешнеполитических, военных и военно-технических мер, направленных на предотвращение агрессии против Российской Федерации неядерными средствами.

II. Военные опасности и военные угрозы Российской Федерации

9. Мировое развитие на современном этапе характеризуется усилением глобальной конкуренции, напряженности в различных областях межгосударственного и межрегионального взаимодействия, соперничеством ценностных ориентиров и моделей развития, неустойчивостью процессов экономического и политического развития на глобальном и региональном уровнях на фоне общего осложнения международных отношений. Происходит поэтапное перераспределение влияния в пользу новых центров экономического роста и политического притяжения.

10. Неурегулированными остаются многие региональные конфликты. Сохраняются тенденции к их силовому разрешению, в том числе в регионах, граничащих с Российской Федерацией. Существующая архитектура (система) международной безопасности не обеспечивает равной безопасности всех государств.

11. Наметилась тенденция смещения военных опасностей и военных угроз в информационное пространство и внутреннюю сферу Российской Федерации. При этом, несмотря на снижение вероятности развязывания против Российской Федерации крупномасштабной войны, на ряде направлений военные опасности для Российской Федерации усиливаются.

12. Основные внешние военные опасности:

а) наращивание силового потенциала Организации Североатлантического договора (НАТО) и наделение ее глобальными функциями, реализуемыми в нарушение норм международного права, приближение военной инфраструктуры стран - членов НАТО к границам Российской Федерации, в том числе путем дальнейшего расширения блока;

б) дестабилизация обстановки в отдельных государствах и регионах и подрыв глобальной и региональной стабильности;

в) развертывание (наращивание) воинских контингентов иностранных государств (групп государств) на территориях государств, сопредельных с Российской Федерацией и ее союзниками, а также в прилегающих акваториях, в том числе для политического и военного давления на Российскую Федерацию;

г) создание и развертывание систем стратегической противоракетной обороны, подрывающих глобальную стабильность и нарушающих сложившееся соотношение сил в ракетно-ядерной сфере, реализация концепции "глобального удара", намерение разместить оружие в космосе, а также развертывание стратегических неядерных систем высокоточного оружия;

д) территориальные претензии к Российской Федерации и ее союзникам, вмешательство в их внутренние дела;

е) распространение оружия массового поражения, ракет и ракетных технологий;

ж) нарушение отдельными государствами международных договоренностей, а также несоблюдение ранее заключенных международных договоров в области запрещения, ограничения и сокращения вооружений;

з) применение военной силы на территориях государств, сопредельных с Российской Федерацией и ее союзниками, в нарушение Устава Организации Объединенных Наций (ООН) и других норм международного права;

и) наличие (возникновение) очагов и эскалация вооруженных конфликтов на территориях государств, сопредельных с Российской Федерацией и ее союзниками;

к) растущая угроза глобального экстремизма (терроризма) и его новых проявлений в условиях недостаточно эффективного международного антитеррористического сотрудничества, реальная угроза проведения терактов с применением радиоактивных и токсичных химических веществ, расширение масштабов транснациональной организованной преступности, прежде всего незаконного оборота оружия и наркотиков;

л) наличие (возникновение) очагов межнациональной и межконфессиональной напряженности, деятельность международных вооруженных радикальных группировок, иностранных частных военных компаний в районах, прилегающих к государственной границе Российской Федерации и границам ее союзников, а также наличие территориальных противоречий, рост сепаратизма и экстремизма в отдельных регионах мира;

м) использование информационных и коммуникационных технологий в военно-политических целях для осуществления действий, противоречащих международному праву, направленных против суверенитета, политической независимости, территориальной целостности государств и представляющих угрозу международному миру, безопасности, глобальной и региональной стабильности;

н) установление в государствах, сопредельных с Российской Федерацией, режимов, в том числе в результате свержения легитимных органов государственной власти, политика которых угрожает интересам Российской Федерации;

о) подрывная деятельность специальных служб и организаций иностранных государств и их коалиций против Российской Федерации.

13. Основные внутренние военные опасности:

а) деятельность, направленная на насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в стране, дезорганизацию функционирования органов государственной власти, важных государственных, военных объектов и информационной инфраструктуры Российской Федерации;

б) деятельность террористических организаций и отдельных лиц, направленная на подрыв суверенитета, нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации;

в) деятельность по информационному воздействию на население, в первую очередь на молодых граждан страны, имеющая целью подрыв исторических, духовных и патриотических традиций в области защиты Отечества;

г) провоцирование межнациональной и социальной напряженности, экстремизма, разжигание этнической и религиозной ненависти либо вражды.

14. Основные военные угрозы:

а) резкое обострение военно-политической обстановки (межгосударственных отношений) и создание условий для применения военной силы;

б) воспрепятствование работе систем государственного и военного управления Российской Федерации, нарушение функционирования ее стратегических ядерных сил, систем предупреждения о ракетном нападении, контроля космического пространства, объектов хранения ядерных боеприпасов, атомной энергетики, атомной, химической, фармацевтической и медицинской промышленности и других потенциально опасных объектов;

в) создание и подготовка незаконных вооруженных формирований, их деятельность на территории Российской Федерации или на территориях ее союзников;

г) демонстрация военной силы в ходе проведения учений на территориях государств, сопредельных с Российской Федерацией и ее союзниками;

д) активизация деятельности вооруженных сил отдельных государств (групп государств) с проведением частичной или общей мобилизации, переводом органов государственного и военного управления этих государств на работу в условиях военного времени.

15. Характерные черты и особенности современных военных конфликтов:

а) комплексное применение военной силы, политических, экономических, информационных и иных мер невоенного характера, реализуемых с широким использованием протестного потенциала населения и сил специальных операций;

б) массированное применение систем вооружения и военной техники, высокоточного, гиперзвукового оружия, средств радиоэлектронной борьбы, оружия на новых физических принципах, сопоставимого по эффективности с ядерным оружием, информационно-управляющих систем, а также беспилотных летательных и автономных морских аппаратов, управляемых роботизированных образцов вооружения и военной техники;

в) воздействие на противника на всю глубину его территории одновременно в глобальном информационном пространстве, в воздушно-космическом пространстве, на суше и море;

г) избирательность и высокая степень поражения объектов, быстрота маневра войсками (силами) и огнем, применение различных мобильных группировок войск (сил);

д) сокращение временных параметров подготовки к ведению военных действий;

е) усиление централизации и автоматизации управления войсками и оружием в результате перехода от строго вертикальной системы управления к глобальным сетевым автоматизированным системам управления войсками (силами) и оружием;

ж) создание на территориях противоборствующих сторон постоянно действующей зоны военных действий;

з) участие в военных действиях иррегулярных вооруженных формирований и частных военных компаний;

и) применение непрямых и асимметричных способов действий;

к) использование финансируемых и управляемых извне политических сил, общественных движений.

16. Ядерное оружие будет оставаться важным фактором предотвращения возникновения ядерных военных конфликтов и военных конфликтов с применением обычных средств поражения (крупномасштабной войны, региональной войны).

III. Военная политика Российской Федерации

17. Основные задачи военной политики Российской Федерации определяются Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством, Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года и Военной доктриной.

18. Военная политика Российской Федерации направлена на сдерживание и предотвращение военных конфликтов, совершенствование военной организации, форм и способов применения Вооруженных Сил, других войск и органов, повышение мобилизационной готовности в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, а также интересов ее союзников.

Деятельность Российской Федерации по сдерживанию и предотвращению военных конфликтов

19. Российская Федерация обеспечивает постоянную готовность Вооруженных Сил, других войск и органов к сдерживанию и предотвращению военных конфликтов, к вооруженной защите Российской Федерации и ее союзников в соответствии с нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

20. Недопущение ядерного военного конфликта, как и любого другого военного конфликта, положено в основу военной политики Российской Федерации.

21. Основные задачи Российской Федерации по сдерживанию и предотвращению военных конфликтов:

а) оценка и прогнозирование развития военно-политической обстановки на глобальном и региональном уровне, а также состояния межгосударственных отношений в военно-политической сфере с использованием современных технических средств и информационных технологий;

б) нейтрализация возможных военных опасностей и военных угроз политическими, дипломатическими и иными невоенными средствами;

в) поддержание глобальной и региональной стабильности и потенциала ядерного сдерживания на достаточном уровне;

г) поддержание Вооруженных Сил, других войск и органов в заданной степени готовности к боевому применению;

1. Классификация видов военной безопасности и их правовая характеристика.

2. Характер вооруженной борьбы. Характеристика понятий «вооруженный конфликт» , «локальная война», «региональная война» , «крупно- масштабная война» .

3. Основы применения в вооруженных конфликтах войск (сил).


1. Классификация видов военной безопасности и их

В 1992 г. был принят Закон Российской Федерации «О безопасности» . В соответствии с данным Законом безопасность

рассматривается как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз . В 1995 г. в Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации» впервые использован термин «национальная безопасность», однако его правовое наполнение определено в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию «О национальной безопасности» 1996 г., согласно которому

национальная безопасность понимается как состояние защищенности национальных интересов от внутренних и


внешних угроз, обеспечивающее прогрессивное развитие личности, общества и государства .

Понятие «безопасность» содержит указание на минимальное, обязательное условие безопасности — защищенность указанных объектов . Каким бы ни было состояние конкретного объекта, главный исходный момент его безопасности состоит в защите того, то есть, от разрушения, чтобы создать возможность для его последующего восстановления и развития.

Вместе с тем рассматриваемое понятие нуждается в дополнительном расширительном толковании.

Во-первых, «безопасность» употребляется применительно не только к объекту защиты, но и к источнику опасности.

Во-вторых, в данном понятии говорится о защищенности не в целом личности, общества и государства, а их жизненно важных интересов.

Условия безопасности нарушаются не только тогда, когда ликвидируется сам объект (например, уничтожается государство), но и тогда, когда страдает, не удовлетворяется отдельный интерес объекта, причем по важности такой, что неудовлетворение этого интереса может привести к ликвидации объекта. Таковой, например, применительно к государству является военная безопасность .

Рассматривая военную безопасность через призму защищенности интересов от внутренних и внешних военных угроз, необходимо подчеркнуть, что системообразующим элементом такой безопасности выступает совокупность национальных интересов России в военной сфере, которые нуждаются в защите. Защищенность национальных интересов России в военной сфере состоит в защите ее независимости, суверенитета, государственной и территориальной целостности, в предотвращении военной агрессии против России и ее союзников, в обеспечении условий для мирного, демократического развития государства.

Структура военной безопасности может быть представлена в

- объекты военной безопасности — интересы личности, общества и государства, существование и жизнедеятельность которых могут подвергаться различным военным опасностям и военным угрозам;

- субъекты обеспечения военной безопасности — это конкретные лица, официальные и неофициальные институты, органы и организации, действующие в системе военной безопасности;

- предмет обеспечения военной безопасности — это ее цели, задачи и функции по предупреждению, пресечению и нейтрализации любых военных опасностей, угрожающих существованию личности, общества и государства, а также созданию условий для развития страны, отвечающих измерениям современной цивилизации;

- методы и средства обеспечения военной безопасности могут использоваться субъектом обеспечения военной безопасности в

процессе функционирования системы военной безопасности.

Правовой институт военной безопасности является юридически исходным правовым средством в системе построения национальной безопасности, ибо он включает в себя правовой материал, который

обеспечивает функционирование самого государства. Он состоит из первичных единичных юридических положений — правовых норм , устанавливающих многочисленные и разнообразные по характеру и значимости государственные, общественные и личностные отношения в сфере обеспечения военной безопасности.

Правовой институт военной безопасности включает в себя правовые нормы, которые устанавливают: объекты военной безопасности , субъектов военной безопасности , их правовой статус и функции , принципы обеспечения военной безопасности , методы обеспечения военной безопасности , правовые средства обеспечения военной безопасности , правовые режимы обеспечения военной безопасности и др.


Классификация правового института военной безопасности зависит от выбора критерия :

а) по сфере распространения — межотраслевой. Институт военной безопасности непосредственно связан с нормами военного права, затрагивает нормы конституционного, административного, служебного права и соприкасается с нормами уголовного, гражданского, трудового, земельного права и др.;

б) по кругу лиц — специальный. Правовой институт военной безопасности в мирное время затрагивает сугубо определенный круг специальных субъектов обеспечения

3.2. Виды военной безопасности государства и их правовая характеристика:

а) классификация видов военной безопасности;

б) правовая характеристика видов военной безопасности;

в) обстоятельства перерастания потенциальной военной опасности в реальную угрозу;

г) характер современных войн;

д) характеристика понятий "вооруженный конфликт", "локальная война", "региональная война" и "крупномасштабная война".

3.3. Полномочия органов государственной власти по обеспечению военной безопасности государства:

а) содержание полномочий органов государственной власти в области военной безопасности;

б) полномочия Президента Российской Федерации;

в) полномочия Федерального Собрания Российской Федерации;

г) полномочия Правительства Российской Федерации;

д) полномочия органов власти субъектов Федерации;

е) полномочия органов местного самоуправления.

Тема 4. Правовое положение военной организации государства

4.1. Понятие военной организации Российской Федерации и ее состав:

а) понятие и задачи военной организации государства;

б) основные критерии формирования военной организации государства;

в) состав военной организации государства;

г) Вооруженные Силы Российской Федерации в системе военной организации государства. Состав Вооруженных Сил и его законодательное закрепление;

д) другие войска, воинские формирования и органы, входящие в военную организацию государства, их правовая характеристика;

е) направления реформирования военной организации государства.

4.2. Применение военной организации государства, руководство и управление ею:

а) понятие и правовая природа военного управления в военной организации государства. Формы и методы военного управления;

б) принципы военного управления: централизация, единоначалие, воинская дисциплина, законность. Их значение для организации военного управления;

в) правовые основы организации Вооруженных Сил Российской Федерации, руководства и управления ими;

г) полномочия Президента Российской Федерации, Федерального Собрания и Правительства Российской Федерации в области руководства Вооруженными Силами;

д) система и правовое положение органов военного управления. Функции Министерства обороны и Генерального штаба Вооруженных Сил;

е) правовые основы организации других войск, воинских формирований и органов, входящих в военную организацию государства, руководства и управления ими.

4.3. Деятельность военной организации государства в особых условиях:

а) институт чрезвычайного положения, его назначение и сущность;

б) порядок использования военной организации при объявлении режима чрезвычайного положения;

в) институт военного положения, его назначение и сущность;

г) военное время;

д) особенности деятельности военной организации в условиях военного положения;

Ряд ученых рассматривают военную безопасность через призму категории антиподов «военная опасность» и «военная угроза».

Как военная опасность, так и военная угроза являются своеобразными характеристиками реально существующей или прогнозируемой в будущем военно-политической обстановки, отношений между коалициями государств, отдельными странами, различными политическими силами внутри них.

Военная опасность - состояние, характеризующееся существованием потенциальной возможности применения военной силы против государства для достижения политических и иных целей каким- либо субъектом военно-политических отношений. Отличие военной угрозы состоит в том, что она указывает не на потенциальную возможность, а на реально обозначившееся намерение одной из сторон применить военную силу.

Военная угроза представляет собой более высокую степень напряженности, которая характеризуется открытым противостоянием сторон, их намерениями разрешить существующие противоречия военно-силовыми методами.

  • пересечение политических интересов людей, социальных групп, классов, государств или коалиций стран;
  • противоречия на экономической, социальной, этнической или религиозной почве;
  • производство и накопление ядерных или обычных вооружений;
  • наличие и развертывание массовых армий;
  • угроза экологических катастроф в результате неосторожного обращения или преднамеренного использования боевых средств и многое другое.

Поскольку военная опасность предполагает возможность применения военной силы для решения возникающих противоречий и этим она отличается от других видов опасности государству, стране, главным ее признаком является наличие связи рассматриваемого явления с военно-силовыми методами разрешения возникающих противоречий.

  • наличие острых противоречий, разрешение которых возможно лишь с применением военной силы;
  • наличие у одной из сторон достаточного количества военных сил и средств для разрешения противоречия в свою пользу или способность государства создать такие силы в перспективе;
  • наличие у лидеров или правительств политической воли или решимости пойти на применение силы, способности использовать вооруженные силы для разрешения возможного конфликта;
  • наличие надежных союзников среди государств, их коалиций или иных субъектов военно-политических отношений;
  • благоприятные геополитические условия и реальная (либо прогнозируемая) военно-политическая обстановка для осуществления военных акций и т.д.
  • резкое обострение противоречий и вступление их в завершающую стадию подготовки к использованию силы (исчерпаны последние политические средства для разрешения конфликта);
  • создание противостоящей стороной необходимых группировок вооруженных сил и других военных формирований и средств, способных к выполнению задач;
  • решимость политического руководства противостоящей стороны использовать военную силу;
  • организация широкой поддержки массами избранного руководством курса на силовое разрешение конфликта;
  • резкая активизация психологической и информационной борьбы;
  • дипломатические демарши, ужесточение военноэкономической блокады;
  • проведение мобилизации (полной или частичной) в стране;
  • наличие благоприятной военно-политической обстановки для развязывания военного конфликта;
  • усиление активности вооруженных сил вблизи границ другого государства и т.д.

Система военной безопасности включает в себя два аспекта: наличие соответствующих структур и определенного процесса принятия и реализации решений в рассматриваемой области жизнедеятельности государства.

Наличие структур обеспечения военной безопасности не решает всех проблем военной безопасности в стране. Они могут быть решены лишь при условии деятельности этих структур в рамках единой системы. Законы РФ определяют и разграничивают полномочия органов государственной власти в системе безопасности, в том числе и военной безопасности.

В соответствии с Конституцией РФ, Законом РФ «О безопасности», Концепцией национальной безопасности, Военной доктриной РФ, Федеральным Законом РФ «Об обороне» всю деятельность по решению задач обеспечения военной безопасности России организует и контролирует Президент РФ.

Федеральное Собрание осуществляет законодательное регулирование в сфере безопасности, рассматривает и утверждает оборонный бюджет, принимает решение об использовании Вооруженных Сил за пределами России в соответствии с ее международными обязательствами, об объявлении состояния войны, прекращении войны и заключении мира.

Государственная Дума Федерального Собрания принимает федеральные законы о статусе и защите государственной границы, войне и мире, другие федеральные законы в области обороны, а также утверждает расходы на оборону при принятии закона о бюджете страны.

Координирующая роль в системе военной безопасности отводится Совету Безопасности. Данный орган объединяет вокруг себя все структуры системы с целью анализа и оценки военнополитической обстановки, ее дальнейшего прогнозирования, выработки предложений и рекомендаций руководству страны как в вопросах решения возникающих опасностей для государства, так и направлений по поддержанию и совершенствованию элементов системы военной безопасности.

  • оснащение ВС РФ и других войск вооружением, военной и специальной техникой, обеспечение их материальными средствами, ресурсами и услугами, общее руководство оперативным оборудованием территории России в интересах обороны;
  • развитие системы двусторонних и многосторонних договоренностей между государствами об отказе от силовой политики и исключении применения военной силы или угрозы ее применения;
  • вхождение России в коллективные структуры безопасности либо установление с такими структурами отношений сотрудничества;
  • совершенствование существующих и создание новых эффективных международных механизмов контроля за распространением оружия массового поражения и средств его доставки;
  • расширение мер доверия в военной области, в том числе включающих обмен информацией военного характера на взаимной основе;
  • недопущение нанесения ущерба военной безопасности России вследствие нарушения ранее достигнутых международных договоренностей в области ограничения и сокращения ядерных и обычных вооружений;
  • развитие взаимовыгодного сотрудничества с зарубежными государствами в военной области.

В современных условиях особая роль в области военной безопасности России отводится органам государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления. Именно они, во взаимодействии с органами военного управления, военными комиссариатами, в пределах своей территории призваны организовать и обеспечить выполнение законодательных и нормативных правовых актов РФ. Непосредственно через них должны осуществляться воинский учет и подготовка граждан России к военной службе, их призыв на военную службу, военные сборы и мобилизация, а также учет, мобилизационная подготовка и передача транспорта в состав Вооруженных Сил, то есть реальное выполнение плана с соблюдением установленных законами социально-правовых гарантий.

На эти же органы местной власти возлагаются задачи по планированию и претворению в жизнь мероприятий по гражданской и территориальной обороне. В своей деятельности они самым тесным образом опираются на руководителей предприятий, учреждений и организаций.

Конституционный Суд Российской Федерации разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти, между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, между высшими органами субъектов РФ в области обеспечения военной безопасности.

Верховный Суд Российской Федерации осуществляет надзор за деятельностью органов государственной власти и органами военного управления в области обеспечения военной безопасности и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Главная роль в системе обеспечения военной безопасности отводится силовым структурам государства и в первую очередь Вооруженным Силам. Именно они рассматриваются государством в качестве главного гаранта защиты суверенитета и территориальной целостности страны в условиях, когда все другие методы предотвращения войны исчерпаны. При этом необходимо не забывать и роль войск и воинских формирований других силовых структур России. Они обеспечивают военную безопасность внутри государства (борьба с незаконными вооруженными формированиями, представляющими угрозу государству и т.п.).

Вопрос о видах военной службы приобретает особое значение в связи с разнообразием военно-служебной деятельности, с различным объемом полномочий и решаемых задач в различных государственных организациях и органах, в которых она предусмотрена законом.

Таким образом, под видом военной службы понимается ее специализация, которая обусловливается задачами и функциями государственных организаций и органов, является их производной. Специализация реализуется в деятельности по исполнению полномочий отдельных государственных органов и выполнению специальных задач отдельными государственными организациями, наделенными для этого специальной компетенцией, которая предопределяет особенности правового статуса и фактической деятельности военнослужащих.

По критерию участия в решении задач обороны и безопасности военная служба может быть разделена на службу, предназначенную для непосредственного решения задач военной безопасности и обороны государства военными методами, и службу, предназначенную для обеспечения решения задач в сфере обороны и безопасности органами государственной власти, федеральными органами исполнительной власти, войсками и воинскими формированиями. Войсковая организация последних необходима, поскольку решаемые ими задачи обеспечения в целях обороны и безопасности также могут быть осуществлены в результате применения военных методов (применения в ходе боевых действий войскового оружия и военной техники).

Также военная служба может быть разделена по видам, исходя из критерия ведомственного признака, т.е. по видам государственных организаций и органов, в которых исполняется военная служба.

  • военная служба офицеров;
  • военная служба прапорщиков и мичманов;
  • военная служба солдат, матросов, сержантов и старшин (см. рис.

  • военную службу по призыву;
  • военную службу по контракту.
  • военнослужащие, проходящие службу по призыву;
  • военнослужащие, проходящие службу по контракту.
  • офицеры;
  • прапорщики и мичманы;
  • курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования;
  • сержанты, старшины, солдаты и матросы, поступившие на военную службу по контракту.

Военнослужащие, являющиеся судьями военных судов, сотрудниками аппаратов военных судов, а также сотрудниками военной прокуратуры проходят военную службу с учетом особенностей, установленных законодательными актами, регламентирующими деятельность военных судов и военной прокуратуры.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: