Виды судов в днр

Обновлено: 01.05.2024

2. Первый заместитель Председателя Верховного Суда ДНР,заместители Председателя Верховного Суда – главы палат Верховного ДНР назначаются Председателем Верховного Суда ДНР из числа судей Верховного Суда ДНР.

3. Судьи Верховного Суда ДНР назначаются Народным Советом ДНР по представлению Председателя Верховного Суда ДНР

4. Составы судебных палат Верховного Суда ДНР утверждает Председатель Верховного Суда ДНР по представлению заместителей Председателя Верховного Суда - глав палат Верховного Суда ДНР.

ПОЛНОМОЧИЯ ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА ДНР.

Пленум Верховного Суда – это общее собрание всех судей Верховного Суда .

Пленум Верховного Суда РФ наделен следующими полномочиями:

1) рассматривать материалы изучения и обобщения судебной практики и судебной статистики, а также представления Генерального прокурора и Министра юстиции и давать руководящие разъяснения судам по вопросам применения законодательства

2) утверждать по представлению Председателя Верховного Суда составы судебных коллегий и секретаря Пленума Верховного Суда из числа судей Верховного Суда;

3) утверждать по представлению Председателя Верховного Суда Научно-консультативный совет при Верховном Суде ;

4) рассматривать и решать вопросы о внесении представлений Собрания в порядке осуществления законодательной инициативы, и о толковании законов ;

6) рассматривать представления Председателя Верховного Суда РФ о несоответствии руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда РФ законодательству РФ;

7) осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

СОСТАВ И ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СУДА ДНР.

Первый заместитель Председателя Верховного Суда, заместители Председателя Верховного Суда - главы палат Верховного Суда назначаются Председателем Верховного Суда. Первый заместитель Председателя Верховного Суда, заместители Председателя Верховного Суда - главы палат Верховного Суда наряду с полномочиями судьи осуществляют предусмотренные законодательством полномочия заместителей Председателя Верховного Суда. Первый заместитель Председателя Верховного Суда осуществляет права и обязанности Председателя Верховного Суда на период его отсутствия, также выполняет другие функции, определенные Председателем Верховного Суда. Заместитель Председателя Верховного Суда - глава палаты Верховного Суда осуществляет руководство деятельностью возглавляемой им палаты и выполняет другие функции, определенные Председателем Верховного Суда.

СОСТАВ И КОМПЕТЕНЦИЯ СУДЕБНЫХ ПАЛАТ ВЕРХОВНОГО СУДА ДНР.

Председатель Первый заместитель

· Суд.палата по гражданским делам

· Суд. Палата по уголовным делам

· Суд.палатал по арбитражным делам

Полномочия судебной палаты по гражданским делам ВС:

Суд.палата ВС по гражданским делам рассматривает граждан дела, отнесенные законом к ее ведению, а также жалобы и протесты на решения и определения судов общей юрисдикции.

Полномочия судебной палаты по уголовным делам ВС рассматривает уголовные дела, отнесенные законом к ее ведению, а также жалобы и протесты на процессуальные решения принятые судами общей юрисдикции.

Полномочия Военного Трибунала на правах палаты рассматривает дела, отнесенные законом к его ведению, а также протесты на приговоры военных судов.

Полномочия судебной палаты по арбитражным делам Верховного Суда рассматривает арбитражные дела, отнесенные законом к ее ведению, а также жалобы и протесты на решения и определения арбитражных судов.

СУДЕБНЫЙ ДЕПАРТАМЕНТ ПРИ ВЕРХОВНОМ СУДЕ ДНР.

Судебный Департамент при Верховном Суде осуществляет организационное обеспечение деятельности Верховного Суда, судов общей юрисдикции, специализированных судов. Под организационным обеспечением дея-сти судов понимаются мероприятия кадрового, финансового, материально-технического, информационного и иного характера, направленные на создание и обеспечение условий для независимого осуществления правосудия. Руководитель Судебного Департамента при Верховном Суде назначается на должность и освобождается от должности Председателем ВС. Структура, полномочия и порядок деятельности Судебного департамента при Верховном Суде и входящих в его систему органов определяются Положением, которое утверждается Председателем ВС.

Проведение судебных заседаний по уголовным делам с участием подсудимых, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, осуществляется Дебальцевским городским судом Донецкой Народной Республики в административном здании Центрально-Городского межрайонного суда г. Горловки Донецкой Народной Республики, расположенном по адресу: г. Горловка, ул. Горловской дивизии, 79 на основании распоряжения Председателя Верховного Суда Донецкой Народной Республики от 9 февраля 2022 года № 27-р

Расположение суда по обслуживанию территории

ул. Советская,35 г.Дебальцево, 284701

284701 г.Дебальцево, ул. Мокиевской, 80

Енакиевский городской суд

Енакиевский городской суд Донецкой Народной Республики обслуживает территорию городов: Енакиево, Кировское, Ждановка

Согласно приказу Председателя Верховного Суда Донецкой Народной Республики от 6 июля 2022 года № 91-од «Об организации работы Енакиевского городского суда Донецкой Народной Республики» до создания организационных, материально-технических и иных условий, необходимых для надлежащей работы Краснолиманского городского суда, юрисдикция Енакиевского городского суда также распространяется на территорию города Красный Лиман и Краснолиманского района.

Расположение суда по обслуживанию территории

ул. Свердлова, 118, г.Енакиево, 86429

ул. Комсомольская, 11, г.Ждановка, 86391

ул. Пионерская, 3, г.Кировское, 86300

Арбитражный суд Донецкой Народной Республики

Арбитражный суд Донецкой Народной Республики

ул. 50 Гвардейской дивизии 17, г. Донецк, 83052

Городские и Районные суды

Согласно приказу Председателя Верховного Суда Донецкой Народной Республики от 29 марта 2022 года № 47-од «Об организации работы Докучаевского городского суда Донецкой Народной Республики» до создания организационных, материально-технических и иных условий, необходимых для надлежащей работы Волновахского районного суда, юрисдикция Докучаевского городского суда также распространяется на территорию Волновахского района в границах, существовавших на 11 мая 2014 года.

Амвросиевский районный суд

ул. Кирова, 4, г.Амвросиевка, 87300

Докучаевский городской суд

ул. Центральная, 44-а, г.Докучаевск, 85740

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

РАЗДЕЛ I

СУДЕБНАЯ СИСТЕМА ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ: ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

В соответствии со статьей 80 Конституции Донецкой Народной Республики правосудие в Донецкой Народной Республике осуществляется только судом. В Донецкой Народной Республике действуют Верховный Суд Донецкой Народной Республики и иные суды, полномочия, порядок образования и деятельность которых определяются законом Донецкой Народной Республики. Статус, полномочия, порядок и гарантии деятельности судей определяются законом Донецкой Народной Республики.

Формирование судебной системы Донецкой Народной Республики начато в августе 2014 года с утверждения и введения в действие Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 17 августа 2014 года № 27-1 Положения о Военных Судах Донецкой Народной Республики.

В соответствии с пунктом 4 Положения предусматривалось создание системы военно-полевых судов в военное время из военно-полевых судов гарнизонов, воинских частей, соединений, объединений в качестве судов первой инстанции и Военного Трибунала Донецкой Народной Республики в качестве суда второй инстанции.

Постановлением Верховного Совета Донецкой Народной Республики от 23 сентября 2014 года № 35-1 Председателем Верховного Суда Донецкой Народной Республики был утвержден Якубовский Эдуард Николаевич.

Следующим этапом формирования судебной системы Донецкой Народной Республики стало принятие 22 октября 2014 года Советом Министров Донецкой Народной Республики постановлений № 40-1 «О создании судебной системы» и № 40-2 «О судебной системе». На основании последнего было утверждено Временное положение о судебной системе, которым закреплялись задачи и принципы правосудия; устанавливались требования к судье, народному заседателю, составу суда; предоставлено право на кассационное обжалование судебных решений и на внесение кассационного протеста на решения судов; регламентирован порядок наделения полномочиями судей; определены система судов, полномочия Председателя Верховного Суда и его заместителей, судебных палат Верховного Суда, состав и полномочия Президиума Верховного Суда, Пленума Верховного Суда, компетенция Судебного департамента при Верховном Суде.

В период с 1 декабря 2014 года по 21 апреля 2015 года приказами Председателя Верховного Суда Донецкой Народной Республики создано 15 судов общей юрисдикции и 2 специализированных суда.

До 1 января 2019 года судебная система Донецкой Народной Республики представляла собой следующие суды трёх инстанций (первой, кассационной и надзорной):

1) Верховный Суд;

2) суды общей юрисдикции – районные, городские, межрайонные суды Донецкой Народной Республики;

3) специализированные суды: Арбитражный суд Донецкой Народной Республики и Военно-полевой суд Донецкой Народной Республики.

В целях обеспечения нормального функционирования судебной системы Донецкой Народной Республики указами Главы Донецкой Народной Республики от 9 января 2015 года № 01, № 02, № 03, от 17 марта 2016 года № 71, от 19 мая 2017 года № 119 назначено 104 судьи в Верховный Суд Донецкой Народной Республики, Арбитражный суд Донецкой Народной Республики, Военно-полевой суд Донецкой Народной Республики и в суды общей юрисдикции Донецкой Народной Республики.

В то же время указами Главы Донецкой Народной Республики были досрочно прекращены полномочия 10 судей, в связи с чем на территории Донецкой Народной Республики осуществляло правосудие 94 судьи.

По состоянию на 17 марта 2020 года правосудие отправляют 115 судей, из которых 88 судей судов общей юрисдикции и 27 судей Верховного Суда. При этом в дальнейшем планируется увеличение судейского корпуса.

В 2018 году начался новый этап в развитии судебной системы Донецкой Народной Республики, ознаменовавшийся принятием Народным Советом Донецкой Народной Республики 31 августа 2018 года законов Донецкой Народной Республики № 241- IHC «О судебной системе Донецкой Народной Республики» и № 242- IHC «О статусе судей».

7 сентября 2018 года временно исполняющий обязанности Главы Донецкой Народной Республики Пушилин Денис Владимирович подписал Указ № 6 «О назначении», которым Председателем Верховного Суда Донецкой Народной Республики был назначен Ким Андрей Вилорьевич.

Вступившим с силу 1 января 2019 года Законом «О судебной системе Донецкой Народной Республики» предусматривается иная структура судебной системы Республики. Данный Закон предполагает создание Конституционного Суда Донецкой Народной Республики после внесения соответствующего изменения в Конституцию Донецкой Народной Республики. Вышеуказанным Законом были учреждены Военный суд Донецкой Народной Республики, который заменил Военно-полевой суд Донецкой Народной Республики, а также Апелляционная палата Верховного Суда Донецкой Народной Республики в качестве судебной палаты Верховного Суда Донецкой Народной Республики (до образования Апелляционного суда Донецкой Народной Республики).

По состоянию на 17 марта 2020 года судебная система Донецкой Народной Республики представлена судами четырёх инстанций: первой, апелляционной, кассационной и надзорной и фактически включает в себя следующие суды:

1) Верховный Суд Донецкой Народной Республики;

2) суды общей юрисдикции (17 единиц): районные, городские, межрайонные суды Донецкой Народной Республики; Арбитражный суд Донецкой Народной Республики; Военный суд Донецкой Народной Республики.

21 января 2019 года, в целях реализации положений Закона Донецкой Народной Республики от 31 августа 2018 года № 242- IHC «О статусе судей», Указом Главы Донецкой Народной Республики созданы Временная экзаменационная комиссия по приёму квалификационного экзамена на должность судьи Донецкой Народной Республики и Временная квалификационная коллегия судей Донецкой Народной Республики. Указом определены полномочия, порядок формирования и численный состав вышеуказанных органов судейского сообщества.

15 января 2020 года Народным Советом Донецкой Народной Республики приняты законы Донецкой Народной Республики № 92- IIHC «О Верховном Суде Донецкой Народной Республики» и № 93- IIHC «О Судебном департаменте при Верховном Суде Донецкой Народной Республики».

Во исполнение требований законов «О статусе судей» и «О Верховном Суде Донецкой Народной Республики» Пленумом Верховного Суда Донецкой Народной Республики была создана Судебная коллегия Верховного Суда Донецкой Народной Республики в составе четырёх судей Верховного Суда Донецкой Народной Республики. На указанную коллегию возложены обязанности по решению вопросов о привлечении судей к административной ответственности, об избрании в отношении судей меры пресечения в виде заключения под стражу, проведении оперативно-разыскных мероприятий и следственных действий в отношении судей.

РАЗДЕЛ II

ВЕРХОВНЫЙ СУД ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

До 17 января 2020 года правовой статус Верховного Суда Донецкой Народной Республики регламентировался Временным положением о судебной системе, утверждённым Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 22 октября 2014 года № 40-2, согласно частям 1 – 3 статьи 17 которого на высший судебный орган возлагались функции по осуществлению конституционного контроля посредством конституционного судопроизводства, а также осуществление надзорного и кассационного судопроизводства по гражданским, арбитражным, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в Донецкой Народной Республике в соответствии с законом. К компетенции Верховного Суда Донецкой Народной Республики также было отнесено рассмотрение отдельных дел в качестве суда первой инстанции в случаях, предусмотренных законодательством.

С целью организации деятельности Верховного Суда Донецкой Народной Республики приказом Председателя Верховного Суда Донецкой Народной Республики от 22 февраля 2016 года № 45-од был утверждён Административный регламент Верховного Суда Донецкой Народной Республики.

До 17 января 2020 года Верховный Суд Донецкой Народной Республики состоял из:

– Председателя Верховного Суда;

– первого заместителя Председателя Верховного Суда;

– заместителей Председателя Верховного Суда – глав судебных палат;

– заместителя Председателя Верховного Суда – Председателя Военного Трибунала.

Верховный Суд Донецкой Народной Республики действовал в следующем составе:

– Пленум Верховного Суда;

– Президиум Верховного Суда;

– судебная палата по уголовным делам;

– судебная палата по гражданским делам;

– судебная палата по арбитражным делам;

– Военный Трибунал на правах палаты Верховного Суда (с 1 января 2019 года – военная палата).

С 17 января 2020 года правовой статус Верховного Суда Донецкой Народной Республики регламентирован Законом «О Верховном Суде Донецкой Народной Республики». Верховный Суд Донецкой Народной Республики является высшим судебным органом по гражданским, арбитражным, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с Законом «О судебной системе Донецкой Народной Республики» и иными законами. Определена компетенция Верховного Суда Донецкой Народной Республики в качестве суда надзорной, кассационной, апелляционной и первой инстанций.

Законом «О Верховном Суде Донецкой Народной Республики» также установлены численный состав судей и структура Верховного Суда Донецкой Народной Республики.

По состоянию на 17 марта 2020 года Верховный Суд Донецкой Народной Республики действует в следующем составе:

- Пленум Верховного Суда;

- Президиум Верховного Суда;

- Апелляционная палата Верховного Суда – в качестве судебной палаты Верховного Суда;

- Судебная палата по гражданским делам Верховного Суда;

- Судебная палата по уголовным делам Верховного Суда;

- Судебная палата по арбитражным делам Верховного Суда;

- Военная палата Верховного Суда.

Законом «О Верховном Суде Донецкой Народной Республики» установлены сроки для образования Верховным Судом Донецкой Народной Республики Судебной палаты по административным делам Верховного Суда Донецкой Народной Республики и Дисциплинарной коллегии Верховного Суда Донецкой Народной Республики (в качестве судебной палаты Верховного Суда Донецкой Народной Республики).

Согласно положениям части 1 статьи 72 Конституции Донецкой Народной Республики Верховному Суду Донецкой Народной Республики по вопросам его ведения принадлежит право законодательной инициативы.

Верховным Судом Донецкой Народной Республики заключены международные соглашения о взаимном сотрудничестве и обмене правовой информацией с Верховным Судом Республики Южная Осетия (2018 год) и с Верховным Судом Луганской Народной Республики (2019 год).

Юридический адрес Верховного Суда: 283015, Донецкая Народная Республика, г. Донецк, ул. Челюскинцев, 163.

РАЗДЕЛ III

СТРУКТУРА, ПОЛНОМОЧИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУДЕБНОГО ДЕПАРТАМЕНТА ПРИ ВЕРХОВНОМ СУДЕ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

Начиная с 22 октября 2014 года деятельность Судебного департамента при Верховном Суде Донецкой Народной Республики регламентировалась Временным положением о судебной системе, утверждённым Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики № 40-2, Положением о Судебном департаменте при Верховном Суде Донецкой Народной Республики, утверждённым приказом Председателя Верховного Суда Донецкой Народной Республики от 29 декабря 2014 года № 31од, и Административным регламентом Судебного департамента при Верховном Суде Донецкой Народной Республики, утверждённым приказом Председателя Верховного Суда Донецкой Народной Республики от 10 марта 2016 года № 54-од.

Так, Судебный департамент при Верховном Суде наделялся функциями по осуществлению организационного обеспечения деятельности Верховного Суда, судов общей юрисдикции, специализированных судов. Руководитель Судебного департамента при Верховном Суде назначался на должность и освобождался от должности Председателем Верховного Суда. Аппарат Верховного Суда, судов общей юрисдикции, специализированных судов являлся составной частью Судебного департамента при Верховном Суде и подчинялся руководителю Судебного департамента.

Изменения, произошедшие в законодательстве, регламентирующем деятельность судебной системы Донецкой Народной Республики, в 2018 и 2020 годах, коснулись и Судебного департамента при Верховном Суде.

Согласно статье 26 Закона «О судебной системе Донецкой Народной Республики» Судебный департамент при Верховном Суде Донецкой Народной Республики организационно обеспечивает деятельность судов общей юрисдикции и органов судейского сообщества, предоставляет в их распоряжение необходимые ресурсы, а также осуществляет формирование единого информационного пространства судов Донецкой Народной Республики. Судебный департамент при Верховном Суде Донецкой Народной Республики является юридическим лицом. Структура, полномочия и порядок деятельности Судебного департамента при Верховном Суде Донецкой Народной Республики устанавливаются специальным законом.

Принятым 15 января 2020 года Народным Советом Донецкой Народной Республики Законом «О Судебном департаменте при Верховном Суде Донецкой Народной Республики» установлены полномочия Судебного департамента, иной порядок назначения на должность и освобождение от должности руководителя Судебного департамента и его полномочия, а также порядок назначения на должность и освобождения от должности руководителей аппаратов судов общей юрисдикции, а также их полномочия.

Юридический адрес Судебного департамента при Верховном Суде Донецкой Народной Республики: 283048, Донецкая Народная Республика, г. Донецк, ул. Артёма, 157.

Несмотря на молодость Донецкой Народной Республики, история которой началась 11 мая 2014 года[54], государство успело не только восстановить инфраструктуру после военных действий, сформировать государственность, но и четко обозначить, функции, рамки и схему действия судебной системы и ее органов.

При формировании судебных органов был учтен передовой опыт современных государств.

Структура органов судебной власти Донецкой Народной Республики включает в себя в соответствии с Законом ДНР «О судебной системе»[55]:

1) Конституционный Суд Донецкой Народной Республики, который является высшим органом судебн6ой власти и контролирует законность и соответствие конституционным принципам ДНР издаваемых нормативно -правовых актов Народным Советом.

2) Верховный Суд Донецкой Народной Республики – решает наиболее сложные судебные разбирательства.

3) Апелляционный суд Донецкой Народной Республики – проводит разбирательство по принятым решениям судов первой инстанции, в случаях поступления жалоб.

4) Арбитражный суд Донецкой Народной Республики и суды первой инстанции, в которые входят: районные, городские, межрайонные суды Донецкой Народной Республики.

5) Военный суд Донецкой Народной Республики – специализированный судебный орган, который проводит разбирательства в отношении военнослужащих ДНР.

Конституционный Суд Донецкой Народной Республики

В соответствии со ст. 18 закона ДНР «О судебной системе»[56], Конституционный Суд Донецкой Народной Республики выполняет функции контролирующего органа конституционных норм, а также самостоятельно выполняет судебные полномочия при помощи конституционного судопроизводства.

Верховный Суд Донецкой Народной Республики

Данный судебный орган, согласно ст. 19 упомянутого выше нормативно-правового акта[57] определен как высший орган, который вправе рассматривать судебные споры в следующих сферах: гражданской, арбитражной, уголовной, административной, которые переданы подсудным делам судам и сформированы в соответствие с нормативно-правовой базой ДНР. Также данная статья определяет, что Верховный Суд ДНР должен осуществлять надзор, процессуально четко определенный, за принятыми решениями в гражданские, арбитражные, уголовные, административные дела. А также выполняет свои функции, как апелляционный и кассационный суд.

Характерной особенностью является то, что Верховный Суд ДНР рассматривает дела своей подсудности как суд первой инстанции, если в данном деле обнаружены новые или вновь открывшиеся обстоятельства. Также, для однообразного применения нормативно-правовых актов в судебной практике на территории Донецкой Народной Республики, Верховный Суд ДНР дает объяснения и разрабатывает инструкции (постановления пленума Верховного Суда ДНР), которые касаются особенностей судебной практики.

Апелляционный суд Донецкой Народной Республики

Функционирование Апелляционного суда определено требованиями ст. 20 Закона ДНР «О судебной системе»[58]. В рамках данной статьи указано, что Апелляционный суд ДНР вправе принимать решения по делам, которые входят в его юрисдикцию, как суд первой инстанции, а в случае появления новых и вновь открывшихся обстоятельств как вторая инстанция. Следует рассматривать орган Апелляционного суда, как вышестоящую инстанцию для Арбитражного суда ДНР, районных, городских, межрайонных судов ДНР, а также для военного суда ДНР.

Арбитражный суд Донецкой Народной Республики

Суть данного заключается в том, что его полномочия, как судебного органа первой инстанции, распространяются на дела, в которых были открыты новые или вновь открывшиеся обстоятельства, данные функции изложены в ст.21 упомянутого выше Закона ДНР[59].

Районные, городские, межрайонные суды Донецкой Народной Республики

Полномочия районных, городских и межрайонных судов ДНР изложены в ст. 22 Закона ДНР «О судебной системе»[60], которые выступают судами первой инстанции при рассмотрении большинства судебных споров.

Как было указано автором работы ранее, помимо функций правопорядка суды осуществляют не только правосудие, но и надзор, тем самым ограничивая сферу влияния двух других (законодательной и исполнительной) ветвей власти. В современном информационном пространстве цивилизованного общества судебная власть постепенно расширяет свои полномочия, решая спорные вопросы между органами различных ветвей государственной власти.

Для успешного функционирования государства в целом все ветви власти должны иметь самостоятельность, влияние в обществе, иметь хорошую кадровую подготовку и обеспечение, а также функционировать в соответствии процессуальным порядком, а также действовать в рамках правосудия. Также, для нормальной деятельности судебная власть должна использовать самостоятельные механизмы воздействия на социальные отношения и эффективное государственное регулирование организации судебной системы[42].

В связи с тем фактом, что образование Донецкой Народной Республики произошло менее 5 лет назад формирование судебной системы в республике происходит и по сей день. На момент написания работы, основополагающими документами, которые регламентируют функционирование судебной системы в ДНР являются Конституция Донецкой Народной Республики[43] и закон ДНР «О судебной системе», принят постановлением Народного Совета ДНР 31.08.2018 г.[44], необходимо отметить, что данный нормативный документ вступает в законную силу с 1 января 2019 года. Также, деятельность судов Донецкой Народной Республики не должна противоречить Конституции ДНР, а также требованиям нормативно-правовых актов, действие которых распространяется на территории республики.

В соответствии с нормами Конституции ДНР и другими правовыми актами республики решения судебных споров в Донецкой Народной Республике осуществляется исключительно судами через судей, с возможным привлечением народных заседателей в установленном законом порядке. Что обозначает, что иные организации или лица не вправе принимать на себя функции осуществления правосудия на территории ДНР в соответствие со ст. 80 Конституции ДНР[45] и ст. 4 закона ДНР «О судебной системе»[46].

Также, при в Донецкой Народной Республике позиционируется независимость судебной власти от законодательной и исполнительной.

Основополагающим принципом в мировой практике является единство судебной власти, которое в ДНР обеспечивается:

- установление судебной системы в соответствии с требованиями Конституции и других нормативно-правовых актов, принятых в Донецкой Народной Республике, а также применения требований указанных норм в судебной практике.

- суды обязаны строго придерживаться всех процессуальных процедур, которые предусмотрены законодательством ДНР;

- обязательность выполнения органами и гражданами, которые находятся на территории Донецкой Народной Республики решений суда вступивших в законную силу закреплены в ст.6 закона ДНР «О судебной системе». Также данная статья указывает на то, что выполнение решений судебных инстанций иностранных государств и международных судов обусловлено действием международных договоров на территории Донецкой Народной Республики.

Принцип самостоятельности судебной системы в Донецкой Народной Республике реализуется в ст. 5 закона ДНР «О судебной системе», которая гласит, что правосудие осуществляемое судами ДНР не зависит от чьей-либо воли и выполняет требования исключительно нормативно-правовых документов, которые действуют на территории Донецкой Народной Республики. Независимость суда подкрепляется тем, что согласно закону[47] не могут быть приняты законодательные акты уменьшающие значимость независимости судов или судей.

Следует отметить, что при несоответствии актов государственных органов или органов местного самоуправления, или отдельных должностных лиц Конституции ДНР, нормативно-правовым актам ДНР или документам права международного уровня судьи ДНР обязаны принимать решение в соответствии с требования правового акта, который имеет наибольшую юридическую силу на территории Донецкой Народной Республики.

Следующим характерным принципом, который должен быть основополагающим для судебной системы цивилизованного государства, и также присущ судебной системе республике - это «принцип равенства». Данный принцип предполагает, что при судебном разбирательстве не должно быть предпочтения по каким-либо признакам, которые не прописаны на законодательном уровне. Равенство каждого человека перед законом прописано в ст. 13 Конституции ДНР[48].

Немаловажным принципом, реализованным на территории ДНР является публичность и присутствие граждан при осуществлении правосудия. Граждане принимают участие в судебном процессе на территории Донецкой Народной Республики в качестве народных заседателей, в соответствии с порядком установленным законом, что является для таковых граждан выполнением гражданского долга. Данное положение закреплено в ст. 5 закона ДНР «О судебной системе»[49].

Важный принцип судебной власти ДНР – это гласность в правосудии, который предусмотрен ст. 5 закона ДНР «О судебной системе»[50]. Гласность, с точки зрения законодательной базы Республики предусматривает открытый доступ в зал заседания суда, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Также, следует отметить, что судопроизводство в Донецкой Народной Республике осуществляется на русском языке и тем, кто не владеет должно быть обеспечено право использовать услуги переводчика.

Если рассматривать принадлежность судебной системы ДНР в соответствии с классификацией предложенной в предыдущей главе, то наиболее близкой по числу особенностей является романо-германская модель судебной системы. Автором работы был сделан данный вывод при помощи метода исключения. Было полностью исключено соответствие мусульманской модели[51], в связи с недоминирующим распространением исламской веры на территории Донецкой Народной Республики. Социалистическая модель не может быть основополагающей ввиду невыборности судей и присяжных. Судебную систему также не стоит относить к англосаксонской модели, несмотря на тот факт, что в судебной системе ДНР есть единая системой судов, которую возглавляет Верховный суд ДНР, однако, в судебной системе ДНР прецедент не является основополагающим фактором при принятии судебного решения по делу. В результате проведенного анализа автор работы пришел к точке зрения, что наиболее соответствующей моделью судебной системы в мировой практике, которая имеет наибольшее количество схожих особенностей функционирования, является наиболее распространенная континентальная модель. Общими характеристиками для указанных судебных систем следует считать[52]:

- имеют место специализированные суды судов, у которых есть высшие органы контроля и обжалования решений судов низшей инстанции;

- судебный прецедент не имеет юридического значения, и в ряде случаев может быть даже запрещен;

- Судья принимает участие, как в оценке, так и сборе доказательств.

При этом в отличие, от классической модели романо-германской судебной системы у которой, обычно нет четко выраженной единой судебной системы, организация судебной системы в Донецкой Народной Республике имеет единую и четкую структуру, которая на сегодняшний день проходит этап формирования и налаживания нормативно правовой основы судебной системы Донецкой Народной Республики

Таким образом, принципы судебной системы Донецкой Народной Республики отвечают требованиям цивилизованного демократического государства, которое ставит в приоритет права и блага людей, которые проживают на его территории[53]. Необходимо обратить внимание на то, что в судопроизводстве ДНР закреплены все принципы обеспечивающие объективность решения судебных споров, а именно: равенство, гласность, единство, публичность, самостоятельность. Несмотря на тот факт, что судебная система Донецкой Народной Республики была сформирована и функционирует достаточно недавно ее нормативно-правовая составляющая разработана на примере передовых систем современных государств.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: