Когда включается автоматика швартовных лебедок и для каких судов она особенно важна

Обновлено: 24.04.2024

По принципу действия делятся на простые и автоматические, по роду привода — гидравлические и электрические.

Отличительной особенностью автоматических швартовных лебедок является способность поддерживать натяжение швартовного каната перед барабаном лебедки в заранее установленных пределах. При увеличении нагрузки лебедка автоматически включается на режим травления, а при уменьшении нагрузки — на режим выбирания. Выбирание каната производится до тех пор, пока нагрузка не превысит пределы, установленные для данной лебедки. У некоторых лебедок длина вытравленного каната может быть не более установленной при помощи специального устройства. Это делается для предотвращения возможности «угона» судна от причала под действием ветра и столкновения с другими судами, расположенными на акватории порта.

Автоматические швартовные лебедки имеют сигнализацию по предельному натяжению каната и по его предельно допустимой вытравленной длине. Простые швартовные лебедки не имеют устройства для автоматического поддержания натяжения каната и, следовательно, непригодны для работы в тех условиях, когда его необходимо обеспечить. Кроме традиционной компоновки узлов простых швартовных лебедок (барабан с многослойной навивкой, турачка и канатоукладчик), встречаются механизмы, конструкция которых подчинена местным условиям размещения на судне.

Общий вид автоматической швартовной лебедки ЛЭША2М с электроприводом показан на рис. 4.12. Турачка закреплена на грузовом валу, выходящем из редуктора. Швартовный барабан может быть заторможен ленточным тормозом при помощи маховика. Электродвигатель соединен с редуктором упругой муфтой, закрытой кожухом. Под открытой крышкой пульта управления находятся маховики, при помощи которых задаются величина натяжения каната в автоматическом режиме и величина допустимого «угона», т. е. длины вытравленного каната.

Рис. 4.12. Швартовная автоматическая лебедка ЛЭША2М

Характеристики лебедки ЛЭША2М
Тяговое усилие (регулируемое), кН. 20—80
Скорость, м/мин:
ненагруженного каната. 110
выбирания в автоматическом режиме . 3,5
» в ручном режиме номинальная. 24
Размера каната на барабане:
диаметр, мм. 29
длина (при навивке в четыре слоя), м 200
Размеры каната на турачке, мм:
диаметр (стального) . 30
окружность (синтетического) . 175
Масса лебедки, кг. 6000

Несмотря на то что применение автоматических швартовных лебедок обеспечивает высокую степень механизации и автоматизации швартовных операций, их нельзя рекомендовать к установке на судах всех типов и назначений по следующим причинам.

Автоматическая швартовная лебедка представляет собой довольно сложный и дорогостоящий механизм, требующий для размещения много места на палубе и квалифицированного ухода в эксплуатации. На судне нецелесообразно устанавливать менее двух, а иногда и четырех лебедок, поэтому рекомендуется применять их на крупных грузовых судах, где есть мощная энергетическая установка, высококвалифицированный штат команды и достаточно места для размещения лебедок. К таким судам относятся танкеры большой и средней грузоподъемности, контейнерные суда, рудовозы.

На этих судах широко внедряют скоростные методы погрузки, разгрузки и сокращают стояночное время. Для них характерно быстрое изменение осадки в процессе погрузки и разгрузки. Все это оправдывает применение автоматических швартовных лебедок. К тому же эти суда снабжаются швартовными канатами большого диаметра, с которыми работать вручную трудно.

Простые швартовные лебедки также облегчают труд швартовной команды, но их целесообразно устанавливать на судах, осадка которых не изменяется столь резко.

Якорно-швартовный механизм

Швартовные механизмы служат для подтягивания судна на заведенных швартовах к причалу, к борту другого судна, швартовной бочке и т. д., для перетягивания судна вдоль причала, а также для автоматического регулирования натяжения швартовных тросов при колебаниях уровня воды вследствие приливо- отливных явлений или при изменении осадки судна во время грузовых операций.

Судовыми швартовными механизмами являются: брашпиль, якорно-швартовные или швартовные шпили, якорно-швартовные лебедки, простые и автоматические швартовные лебедки.

Брашпили и якорно-швартовные шпили имеют швартовные барабаны (турачки), которые и используются для выбирания швартовных тросов. На судах, не имеющих кормового якорного устройства, на корме устанавливается швартовный шпиль, не имеющий цепного барабана.
Вертикальное расположение оси вращения швартовного барабана шпиля позволяет выбирать швартов с любого направления.

Вогнутая наружная поверхность швартовного барабана шпиля может быть гладкой или иметь вертикальные вельпсы — закругленные ребра. Вельпсы препятствуют скольжению троса по барабану, однако за счет перегибов на них трос быстрее повреждается.
Поэтому при широком применении на судах синтетических тросов, сильно подверженных истиранию о шероховатые поверхности, предпочтительнее иметь шпили с гладкими барабанами.

рис. 44 Простая швартовная лебедка

Простая швартовная лебедка

Якорно-швартовные лебедки , устанавливаемые на некоторых судах вместо брашпиля, используются при швартовных операциях так же, как и брашпиль.

Простая швартовная лебедка (рис. 44) имеет приводной механизм — электродвигатель 4, вращение которого через редуктор 5 передается на рабочий вал 3, уложенный в подшипники 2 на стойках 6. На обоих концах вала насажены турачки 1.

Лебедка может работать в двух режимах:

1) швартовный барабан соединен с приводным механизмом и трос выбирается или потравливается последним;

2) швартовный барабан разобщен с приводным механизмом и трос может либо травиться, либо удерживаться на барабане при помощи ленточного стопора. Перевод лебедки с одного режима работы на другой производится ручным управлением. Лебедка имеет длинный рабочий вал с широко разнесенными турачками. Это позволяет при наличии направляющих роульсов выбирать тросы, идущие с любого направления.

Автоматическая швартовная лебедка выгодно отличается от простой тем, что она может работать в ручном и автоматическом режимах. В ручном режиме лебедка используется для подтягивания судна к причалу и для выбирания отданных тросов.

После того как при подтягивании судна швартовный трос будет обтянут втугую, он остается на барабане и лебедку переводят на автоматический режим, для чего на автомате устанавливают нужное натяжение швартова.
При отклонении по какой- либо причине нагрузки на тросе от установленной лебедка будет автоматически подбирать или потравливать швартовный трос, обеспечивая постоянное заданное натяжение.
Длину швартовного троса, которую может автоматически стравить лебедка при нагрузке, превышающей установленную, ограничивают некоторыми пределами. При этом исходят из наибольших возможных изменений в положении судна относительно причала.
Если, например, при сильном отжимном ветре натяжение троса будет превышать установленное на автомате, то лебедка стравит заданное количество троса, после чего автомат зажмет барабан тормозом и на лебедке включится световой или звуковой сигнал, свидетельствующий об аварийном режиме работы лебедки.

При работе в ручном режиме автоматическая лебедка имеет большую скорость выбирания троса, чем шпили и брашпили, что позволяет сократить время швартовных операций.

Швартовной устройство на корме судна

Швартовное устройство служит для крепления судна к причалу, борту другого судна, рейдовым бочкам, палам, а также перетяжки вдоль причалов.

В состав швартовного устройства входят:

швартовные тросы;кнехты;швартовные клюзы и направляющие роульсы;киповые планки (с роульсами и без них);вьюшки и банкеты;

швартовные механизмы (турачки брашпиля, шпиль, лебедки);

вспомогательные приспособления (стопора, кранцы, скобы, бросательные концы).

Швартовная лебедка

Швартовное устройство

Швартовное устройство на судне

Швартовные тросы. В качестве швартовных концов используются растительные, стальные и синтетические тросы.Количество и размер тросов определяются согласно характеристики снабжения данного судна.

Стальные тросы применяются все реже, так как они плохо воспринимают динамические нагрузки, требуют больших физических усилий при передаче с борта судна на причал. Наиболее распространенными на морских судах являются стальные швартовы диаметром от 19 до 28 мм.

Широкое распространение получили швартовы, изготовленные из синтетических тросов. Они легче равнопрочных им стальных и растительных швартовов,обладают хорошей гибкостью, которая сохраняется при относительно низких температурах.

Наиболее удобны швартовы из полипропиленового или териленового тросов. Они по прочности уступают нейлоновым, но из-за меньшей упругости лучше фиксируют положение судна у причала и менее опасны в работе при использовании швартовых механизмов.
Особенно удобны полипропиленовые швартовы при заводке на большие расстояния, так как они плавают. В то же время они обладают небольшой устойчивостью к истиранию и оплавляются при трении. Не разрешается использовать синтетические тросы, не прошедшие антистатическую обработку и не имеющие сертификатов.

Чтобы использовать положительные качества синтетических тросов различных видов выпускаются комбинированные синтетические тросы. На швартовых лебедках, где швартовы стальные, та его часть, которая идет на берег, изготовляется из синтетического троса в виде так называемой «пружины».

Для своевременного обнаружения дефектов швартовы должны не реже 1 раза в 6 месяцев подвергаться тщательному осмотру. Осмотр также необходимо производить после стоянки на швартовых в экстремальных условиях.

На одном конце швартовного троса имеется петля − огон, который надевают на береговую тумбу или крепят скобой к рыму швартовной бочки. Другой конец троса закрепляют на кнехтах, установленных на палубе судна.

Крепление швартовного троса на кнехте

Крепление швартовного троса на кнехте

Кнехты представляют собой парные чугунные или стальные тумбы, расположенные на некотором расстоянии друг от друга, но имеющие общее основание. Кроме обыкновенных кнехтов, в некоторых случаях, особенно на низкобортных судах, применяются крестовые кнехты, которые могут быть как двойные, так и одинарные.

1 - основание; 2 - тумба; 3 - шляпка; 4 - прилив; 5 - стопор; 6 - обух

Кнехты на судне

Швартовные тросы на кнехтах закрепляют наложением ряда шлагов в виде восьмерки таким образом, чтобы ходовой конец троса находился сверху. Обычно накладывают две-три полные восьмерки и только в исключительных случаях доводят число шлагов до 10. Чтобы не происходило самосбрасывания троса, на него накладывают схватку. Для крепления каждого швартова,поданного на берег, должен быть отдельный кнехт.

Клюзы на судне

Клюзы. Для пропуска швартовов с судна на берег в фальшборте делают швартовный клюз — круглое или овальное отверстие, окаймленное литой рамой с гладкими закругленными краями. В настоящее время все более широкое применение находят универсальные клюзы, имеющие поворотную обойму и роульсы. Такие клюзы предохраняют трос от перетирания.

Клюз универсальный на морском судне

Киповые планки. В тех местах, где фальшборта нет, вместо швартовных клюзов устанавливают киповые планки, предохраняющие трос от перетирания и придающие ему необходимое направление. Имеется несколько типов киповых планок. Киповые планки без роульсов обычно применяют только на небольших судах при малом диаметре швартовного троса. Роульсы уменьшают износ тросов и снижают усилие, необходимое для их выбирания.

а) – с тремя роульсами; б) – с двумя роульсами; в) – без роульсов

Киповые планки на судне

Кроме киповых планок, для изменения направления троса применяют такженаправляющие роульсы, которые располагают на палубе у швартовных механизмов.

Направляющие роульсы на судне

Вьюшки и банкеты. Для хранения швартовных тросов используют банкеты и вьюшки.

Судовая банкета

Последние представляют собой горизонтальный барабан, вал которого закреплен в подшипниках станины. По бокам барабан имеет диски, препятствующие сходу троса.

Судовая вьюшка

Бросательные концы (выброски) и кранцы. К деталям швартовного устройства относятся также бросательные концы и кранцы. Бросательный конец изготовляют из линя длиной около 25 м. На одном его конце имеется легость - парусиновый мешочек, наполненный песком.

Подготовленное для швартовки рабочее место:

1 - трос; 2 - выброска; 3 - переносной цепной стопор

Подготовленное для швартовки рабочее место

Кранцы применяют для предохранения корпуса судна от повреждения при швартовке. Мягкие кранцы чаще всего делают плетеными из старого растительного троса.

Кранцы на правом борту танкера

Применяют также пробковые кранцы, представляющие собой небольшой шаровидный мешок, заполненный мелкой пробкой. В последнее время все более широкое применение находят пневматические кранцы.

Швартовые механизмы. В качестве швартовных механизмов для выбирания и обтягивания швартовов используются шпили, швартовные простые и автоматические лебедки, брашпили (для работы с носовыми швартовыми).

Судовой швартовный шпиль

Швартовые шпили устанавливаются для работы с кормовыми швартовыми.

Они занимают мало места на палубе, привод шпиля располагается под палубой.

Для выбирания швартовных тросов на баке используют швартовные турачки брашпиля.

Использование турачки брашпиля

Турачка брашпиля на судне

Автоматические швартовные лебедки могут устанавливаться для работы с кормовыми и носовыми швартовами. Швартов постоянно находится на барабане лебедки, не требуется его предварительной подготовки перед подачей и переноса на кнехты после обтягивания. Автоматическая лебедка самостоятельно потравливает швартов при его чрезмерном натяжении или подбирает, если швартов получил слабину.

Автоматические лебедки на морском судне

Переносные стопоры. Выбранный с помощью механизма швартовный трос переносят на кнехты и закрепляют. Чтобы при переносе троса он не потравливался, на него предварительно накладывают стопор.

Переносные стопоры: а) – цепной; б) – растительный

Переносные стопоры

Стопор крепится к рыму у основания кнехта или за обух на палубе судна. При работе со стальными швартовыми следует использовать цепные стопоры с длиной цепочки не менее 2 м, калибра 10 мм и растительным тросом длиной не менее 1,5 м на ходовом конце. Применение цепных стопоров для растительных и синтетических тросов недопустимо.

Крепление переносного стопора к кнехту

Кнехт и крепление к нему переносного стопора

Стопор вытягивают вдоль швартова по направлению натяжения. Когда швартов взят на стопор, не следует резко сбрасывать с турачки или шпиля трос,чтобы рывком не оторвать стопор. Швартов следует сначала осторожно потравить обратным ходом шпиля или брашпиля, не снимая шлагов с барабана, и только убедившись, что стопор надежно держит швартов, последний быстро переложить на кнехт.

На больших судах могут применяться стационарные винтовые стопоры, в которых трос зажимается винтом между щеками.

Удержание швартовного троса стопором

Удержание швартовного конца стопором

Стационарные стопоры установлены на палубе между клюзом или киповой планкой и кнехтом. Выбирание и закрепление швартовных тросов значительно упрощается при использовании кнехтов с вращающимися тумбами, которые начали применять в последнее время.
Швартов накладывают «восьмерками» на тумбу кнехта и подают на турачку брашпиля. При выбирании троса тумбы кнехта проворачиваются, свободно пропуская трос. После снятия троса с турачки брашпиля он не будет потравливаться, так как тумбы имеют стопор, который препятствует их повороту в обратном направлении.

Турачка брашпиля

Швартовное устройство предназначено для крепления судна к причалу, швартовным бочкам и палам или к борту другого судна.

В состав устройства входят: швартовные тросы, кнехты, клюзы, киповые планки, роульсы, вьюшки, швартовные механизмы,

а также вспомогательные приспособления - стопоры, бросательные концы, кранцы, швартовные скобы.

Швартовные тросы , (швартовы) могут быть стальные, растительные и синтетические. Количество швартовных тросов на судне, их длина и толщина определяются Правилами Регистра.
Основные швартовные тросы подаются с носовой и кормовой оконечностей судна в определенных направлениях, исключающих. как перемещение судна вдоль причала, так и отход от него.

В зависимости от направлений, по которым они поданы, швартовные тросы получили свое название (рис. 39). Тросы 1 и 2, поданные с носа и с кормы, удерживают судно от перемещения вдоль причала и называются соответственно носовым и кормовым продольными.
Тросы 3 и 4 называются шпрингами (носовым и кормовым соответственно). Шпринг работает в направлении, противоположном своему продольному концу, а в паре с другим шпрингом он» выполняют ту же работу, что и продольные.
Наконец, тросы 5 и 6, поданные по направлению, перпендикулярному к причалу, называются соответственно носовым и кормовым прижимными. Они препятствуют отходу судна от причала при отжимном ветре.

Кнехты (рис. 40) представляют собой литые или сварные пустотелые вертикальные тумбы, установленные на палубе, и служат для крепления швартовных тросов. На транспортных судах обычно устанавливают парные кнехты с двумя стальными или чугунными тумбами на общем основании.
Тумбы имеют обычно приливы, которые удерживают нижние шлаги троса, и шляпки, не позволяющие верхним шлагам соскакивать с тумбы. Устанавливаются также кнехты с тумбами без приливов и кнехты с крестовиной. Последние удобны для крепления швартовных тросов, направленных сверху под углом к палубе.
Кнехты устанавливаются в носовой и в кормовой частях судна по обоим бортам симметрично. Имеющиеся на крупнотоннажных судах кнехты в средней части используются в основном для швартовки к борту судна мелких плавсредств. Кнехты надежно крепят к коробчатым, закрытым со всех сторон фундаментам, приваренным к палубе.

рис. 39 Швартовные тросы

Швартовные тросы

Иногда на транспортных судах устанавливаются однотумбовые кнехты - битенги, которые используются при буксировке. Битенги представляют собой массивные тумбы, основания которых крепятся к верхней палубе или пропускаются через нее и крепятся к одной из нижних палуб. Для лучшего удержания троса на битенгах имеются краспицы.

Большое удобство для производства швартовных операций представляют специальные кнехты с вращающимися в подшипниках тумбами, снабженными стопорным устройством. Закрепленный на причале швартов кладут «восьмеркой» двумя-тремя шлагами на тумбы кнехта, а затем на турачку брашпиля. При выборке троса тумбы вращаются и свободно пропускают трос. В нужный момент снимают трос с турачки и накладывают дополнительные шлаги на тумбы кнехта. При этом стопорное устройство удерживает тумбы от вращения.

а - простые парные; б - парные с приливами; в - парные с крестовиной;

г - с вращающимися тумбами; д - битенг

Кнехты

а - круглой формы; б - овальной формы, в - овальные с рогами; г - панамский;

д - универсальный, е - универсальный поворотный

Клюза

Клюзы (рис. 41) - устройства, через которые пропускаются швартовные тросы при швартовных операциях. Они представляют собой стальные или чугунные отливки с отверстиями круглой или овальной формы, окаймляющие такие же отверстия в фальшборте судна.
Рабочая поверхность клюзов имеет плавные закругления, исключающие резкие перегибы швартовных тросов. Клюзы устанавливают в фальшборте на болтах или заклепках.
Для обеспечения швартовки к борту судна мелких плавсредств клюзы могут иметь приливы—рога. Для этой же цели в непосредственной близости от клюзов к фальшборту или к его стойкам привариваются утки.
В местах, где вместо фальшборта сделано леерное ограждение, применяются специальные клюзы, прикрепленные к палубе у кромки борта. Для подачи швартовов могут использоваться прочно закрепленные на носовом козырьке и на корме судна буксирные клюзы, предназначенные в основном для заводки буксирного троса.
Киповые планки имеют то же назначение, что и швартовные клюзы. Они обычно устанавливаются в тех местах, где имеется леерное ограждение, и крепятся к палубе у кромки наружного борта.

Киповые планки (рис. 42) по конструкции бывают простые, с битенгом, с одним или несколькими роульсами. Для проводки швартовов, подаваемых на высокие причалы, высокооборотные суда и т. п., применяются закрытые киповые планки.
Наибольшее распространение получили киповые планки с роульсами, при вращении которых во время выбирания троса значительно уменьшается трение и усилие на швартовный механизм. Для обеспечения нужного направления троса от киповой планки к турачке брашпиля на палубе устанавливают направляющие роульсы.

рис. 42 Киповые планки

а - простая, б - с битенгом, в - с одним роульсом; г - с двумя роульсами;

д - с тремя роульсами, е - закрытая с двумя роульсами

Киповые планки

Вьюшки предназначены для хранения швартовных тросов. Они имеют стопорные приспособления. Вьюшки устанавливают в носовой и кормовой частях судна не слишком далеко от кнехтов.
Стопоры, служат для удержания швартовных тросов при переносе их с барабана швартовного механизма на кнехты. Стопоры бывают цепные, растительные или синтетические.
Цепной стопор представляет собой отрезок такелажной цепи диаметром 10 мм, длиной 2-4 м, с длинным звеном для крепления скобой к палубному обуху на одном конце и растительным тросом длиной не менее 1,5 м - на другом. Стопоры для растительных и синтетических тросов изготавливают из того же материала, что и трос, но вдвое меньшей толщины.

Бросательные концы служат в качестве проводника для подачи швартовных тросов на берег при подходе судна к причалу. Бросательный конец это растительный линь или плетеный капроновый шнур диаметром 25 мм и длиной 30 - 40 м с заделанными на концах небольшими огонами. Один из них служит для крепления легости - маленького парусинового мешочка, туго наполненного песком и оплетенного шкимушгаром, другой - для удобства пользования бросательным концом.
Бросательный конец, изготовленный из нового растительного троса, предварительно вытягивают, чтобы на нем не образовались калышки. Для этого трос, намоченный в соленой воде, натягивают между двумя вертикальными стойками и к его середине подвешивают груз.
Кранцы предназначены для предохранения корпуса судна от повреждения при швартовке, стоянке у причала или у борта другого судна. Они бывают мягкие и жесткие.

Мягкие кранцы - это парусиновые мешки, туго набитые каким-нибудь упругим недеформирующимся материалом (например, пробочной крошкой) и оплетенные прядями растительного троса.

рис. 43 Крепление огона швартова за рым скобой

Крепление огона швартова за рым скобой

Кранец имеет огон с коушем для крепления к нему растительного троса, длина которого должна обеспечивать крепления кранца за бортом при низких причалах и наименьшей осадке.

Жесткие кранцы — деревянные бруски (бревна) длиной до 2м, подвешиваемые на тросах к борту судна. Для придания кранцу эластичности его оклетнёвывают по всей длине старым растительным тросом. При стоянках судна у причала жесткие кранцы подвешивают горизонтально так, чтобы кранец опирался не менее чем на два смежных шпангоута.

Швартовные скобы применяются для крепления швартовного троса за береговой рым или рым швартовной бочки. Во избежание деформации скобы или ее штыря при сильном натяжении швартовного троса рекомендуется заводить скобу не непосредственно за рым и огон троса, а так, как показано на рис. 43.

Швартовное устройство предназначено для удержания судна у берегового или плавучего причального сооружения. Кроме этого, швартовное устройство позволяет перемещать судно вдоль причала на ограниченное расстояние.

В состав швартовного устройства входят:

  • швартовы - канаты, с помощью которых судно крепится к причалу или другому судну;
  • кнехты - цилиндрические тумбы, служащие для закрепления швартовов и передачи их натяжения на элементы корпуса судна;
  • киповые планки, роульсы, клюзы - устройства, дающие возможность изменять направление швартовов, а также предохраняющие швартовы и корпусные конструкции от повреждений;
  • стопоры для швартовных канатов - приспособления для переноса швартовов под нагрузкой с барабанов швартовных механизмов на кнехты;
  • вьюшки - приспособления, обеспечивающие хранение и выбирание ненагруженного швартовного каната;
  • банкеты - деревянные решетчатые площадки для хранения растительных и синтетических канатов в бухтах;
  • кранцы - амортизаторы, предохраняющие корпус от повреждений при проведении швартовных операций.

Швартовные операции и удержание судна у причального сооружения обеспечиваются швартовными механизмами. Иногда для этой цели используются механизмы других устройств.

Обычную швартовную операцию можно разделить на три этапа: подход судна к месту швартовки на безопасное расстояние; сближение судна с причалом и гашение инерции его движения; швартовка и стоянка судна у причала. По району проведения швартовные операции делятся на портовые, рейдовые и морские.

На судах морского флота для выполнения швартовных операций применяют механизмы, конструктивная классификация которых приведена на рис. 15.57. По типу привода механизмы швартовных устройств разделяются на паровые, пневматические, электрические и гидравлические.

Шпиль (механизм)

Шпили. Это- швартовные механизмы с вертикальным барабаном, дающим возможность принимать горизонтальный швартовный канат с любого направления. Шпили, устанавливаемые на судах любых размеров и назначений, служат для выбирания стальных, растительных и синтетических канатов. Обычно швартовные шпили имеют две или три скорости выбирания швартовного каната (малую, номинальную, наибольшую), что позволяет варьировать тяговые усилия и продолжительность работы. Швартовный шпиль имеет автоматический нормально замкнутый тормоз с устройством для ручного растормаживания (для безопасного выполнения работы). При прекращении подачи энергии к приводному двигателю тормоз должен удерживать турачку в неподвижном состоянии при действии в канате статического усилия, равного не менее 1,5 номинального тягового усилия шпиля.

Тормоз швартовного барабана должен удерживать швартов, натяжение в котором составляет не менее 0,8 разрывной нагрузки каната, закрепленного на первом слое навивки на барабане. Для удобства обслуживания общая высота швартовного барабана шпиля от фундамента до наивысшей точки должна быть не более 1350 мм, а наибольший диаметр турачки - не более 1400 мм. Высота нижней реборды турачки над палубой должна составлять не менее 200 мм.

Проверка прочности деталей швартовных шпилей должна проводиться при номинальном тяговом усилии на турачке и при действии стояночного момента двигателя. В первом случае расчетные напряжения в деталях шпилей не должны превосходить 0,4, а во втором - 0,95 предела текучести.

Узлы крепления швартовных шпилей, баллеры и их опоры должны выдерживать разрывное усилие расчетного стального каната, приложенное к середине турачки. При этом расчетные напряжения не должны превышать 0,95 предела текучести материала.

У электрических швартовных безбаллерных шпилей (рис. 15.58) электродвигатель и приводной механизм, состоящий из трех пар цилиндрических зубчатых передач, смонтированы внутри барабана шпиля. Такая конструкция позволила уменьшить габариты, повысить надежность конструкции и КПД шпиля (из-за отсутствия червячных передач). Кроме того, сократилась трудоемкость монтажа шпилей на судне.

Баллерный швартовный электрический шпиль ШЭ52 (рис. 15.59, а) двигатель и редуктор которого смонтированы на одной фундаментной раме, позволяет осуществлять простой и быстрый монтаж шпиля на судне, а в случае необходимости - быструю замену агрегатов. Главный недостаток такого шпиля - возможность задевания швартовного каната за электродвигатель. Даже при относительно небольшом тяговом усилии на турачке он занимает много места на палубе, затруднено также и его обслуживание из-за сложности подхода к барабану.

Классификация механизмов швартовных устройств

Швартовный безбаллерный шпиль

Однопалубные швартовные баллерные шпили

Баллерные однопалубные электрические шпили с подпалубным расположением двигателя и червячного редуктора (рис. 15.59, б) позволяют освободить палубу от механизмов и обеспечить удобную работу со швартовами. Однако неудобство эксплуатации ограничивает применение таких шпилей.

Двухпалубные швартовные баллерные шпили

Этого недостатка лишены баллерные двухпалубные электрические шпили типов ШД (рис. 15.60, а) К (рис. 15.60, б) и гидравлических КН (рис. 15.61). Они обеспечивают хорошую защиту механизмов от атмосферных воздействий; трудоемкость их монтажа значительно снижена. Вертикально расположенный двигатель шпилей типов К и КН смонтирован на корпусе круглого в плане редуктора. В отличие от механизма с горизонтальным электродвигателем и червячным редуктором такое решение позволяет применить цилиндрический редуктор и повысить КПД передачи. Промежуточный баллер таких шпилей соединяется с баллером швартовного барабана и вертикальным валом редуктора с помощью фланцевых муфт.

Гидравлический двухпалубный шпиль типа КН

Автоматический баллерный швартовный шпиль (рис. 15.62) снабжен устройством для автоматического контроля натяжения в швартовном тросе при изменении осадки судна или отливах-приливах. Часть шпиля предусмотрена для хранения каната. Она состоит из двух или трех турачек конической формы с общим баллером. Канат при выбирании наматывается в один ряд сначала на нижнюю турачку. При достижении верхней части конуса канат по специальной канавке переходит на следующую турачку и наматывается на нее. Для плотной укладки швартовного каната на турачки предусмотрен прижимной ролик.

Баллерный автоматический швартовный шпиль

При использовании автоматических швартовных шпилей канаты практически не подвержены воздействию внешней среды; снижается численность экипажа, участвующего в швартовных операциях; уменьшается площадь палубы, отводимая под швартовное устройство, так как отпадает необходимость во вьюшке для швартовного каната.

Швартовные лебедки

Швартовные лебедки предназначены:

  • обеспечивать выбирание швартовного каната с заданной скоростью как под нагрузкой, так и без нагрузки;
  • удерживать при отключенном приводе ленточным тормозом швартовный канат, натяжение которого равно 0,8 его разрывной нагрузки;
  • обеспечивать травление ненагруженного каната при отключенном от основного привода барабане лебедки;
  • предотвращать повреждения лебедки при резком возрастании натяжения швартова.

Швартовные лебедки делятся на автоматические и неавтоматические.

Автоматические швартовные лебедки также должны:

  • иметь при работе в неавтоматическом режиме характеристики не хуже характеристик соответствующих неавтоматических лебедок;
  • поддерживать в автоматическом режиме натяжение швартова в заранее заданных пределах;
  • предотвращать отход судна от причала при повышении нагрузки сверх заданного предела путем торможения барабана при вытравливании заданной допустимой длины каната;
  • иметь приборы для указания вытравленной длины каната и фактической величины усилия, действующего в швартовном канате при автоматическом режиме работы;
  • иметь звуковую предупредительную сигнализацию, срабатывающую при вытравливании максимально допустимой длины каната.

В конструкции автоматических швартовных лебедок должна предусматриваться возможность использования их с брашпильной приставкой для выполнения якорно-швартовных операций.

Необходимо проверять на прочность детали лебедок, находящихся в потоке силовых линий, при действии на швартовный барабан номинального натяжения и усилия, соответствующего максимальному моменту привода, а также разрывной нагрузки швартовного каната; в первых двух случаях приведенные напряжения не должны превышать 0,4, а в третьем - 0,95 предела текучести материала.

По сравнению с традиционными швартовными механизмами швартовные лебедки сокращают количество подаваемых канатов и использование ручного труда, а также повышают безопасность швартовных операций.

Электрогидравлическая автоматическая швартовная однобарабанная лебедка ЛЭГША-6 (рис. 15.63, а и 15.64, а) имеет два канато-укладчика. Конструкция лебедки позволяет использовать ее в комбинации с брашпильной приставкой, а также производить динамическое торможение судна. Лебедка ЛЭГША-6 снабжена автономным гидроприводом, обеспечивающим плавную бесступенчатую регулировку скорости выбирания каната, бесшумность работы, надежное предохранение механизма от перегрузок. Однако опыт эксплуатации лебедки ЛЭГША-6 показал, что ее конструкция сложна и требует высокой квалификации обслуживающего персонала. Гидравлические автоматические швартовные однобарабанные лебедки MV показаны на рис. 15.63, б и 15.64, б, в.

Гидравлические автоматические швартовные однобарабанные лебедки

Электрическая автоматическая швартовная лебедка ЛЭША-2 (рис. 15.65, а) не позволяет производить динамическое торможение при швартовке судна из-за возможных разрывов канатов. Кроме того, из-за высоких скоростей работы лебедки ЛЭША-2 без нагрузки требуется установка дополнительного гидропривода с насосом, работающим от самостоятельного электродвигателя. Указанные недостатки лебедки ЛЭША-2 снижают эффективность применения ее на судах.

Конструкция лебедки SMV (рис. 15.65, 6) в отличие от лебедки ЛЭША-2, позволяет эксплуатировать ее с брашпильными приставками. Для ускорения швартовных операций применяют двухбарабанные швартовные лебедки MV, в которых один привод используется для механизации работ с двумя канатами. При этом только один швартовный барабан может работать в автоматическом режиме. На лебедках MV и SMV могут применяться как стальные, так и синтетические канаты.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: