Виды судебной автотехнической экспертизы

Обновлено: 01.05.2024

Разбирательство в судебных делах гражданского характера по факту ДТП требует использования определенных знаний в технической сфере, которые в свое время охватывают все сферы взаимодействующих элементов «водитель — автомобиль — дорога — среда» данные элементы обозначаются термином (ВАДС), из которых собственно и образовывается процесс движения на дороге в целом. По большей своей части рассмотрение в судах данной категории дел возможно только после производства определенной судебно-автотехнической экспертизы.

Поэтому абсолютно без преувеличения можно говорить: эффективность разбирательства арбитражных, а также гражданских дел, и административного материала данной находится в прямой зависимости от своевременного проведения автотехнической экспертизы, верных вопросов, которые были поставлены перед экспертом, их соответствия дорожно-транспортной ситуации, достоверности и полноты исследования, а также относимости, достоверности, допустимости, и полноты данных исходного характера и материалов, представляемых на исследование.

Автотехническая экспертиза

В роли научной автотехнической экспертизы выступает судебная автотехника определенная и своеобразная, отрасль интеграционного характера судебного транспортоведения, в состав которой входят транспортно-инженерные, и криминалистические знания в сфере закономерностей ДТС, процесс их исследования, о методах решения автотехнических задач экспертизой.

Автотехническая экспертиза судебного характера представляет собой род судебной инженерно-транспортной экспертизы, суть которой кроется в экспертном исследовании, а также установлении механизма ДПТ и следовательно, его обстоятельств, технического состояния транспортного средства (ТС), и самой дороги.

Рассмотрению подвергаются материалы дела, включающие также и определенные отдельные версии участников ДТП, а также результаты осмотра места происшествия и, конечно, транспортного средства, следы на них, сами средства передвижения, их узлы, детали, агрегаты, системы, действия участников ДТП, и другие данный исходного характера.

Предмет автотехнической экспертизы

Предметом автотехнической экспертизы являются данные фактической направленности свидетельствующие о техническом состоянии средства передвижения, дорожной обстановке на месте происшествия, деяний участников происшествия и их возможностях, включая также, и отдельные версии участников ДТП, механизм ДТП, учитывая обстоятельства, способствующие совершению данного преступления, которые устанавливают эксперт-автотехник на основе своих определенных специальных познаний в данной сфере, и материалов гражданского или арбитражного дела, а также материалы административного характера.

Объекты общей направленности автотехнической экспертизы: ТС (их узлы, детали, системы, механизм и фрагменты), место ДТП, дорога, оставшиеся следы, водитель, материалы имеющие прямое отношение к уголовному делу, не требующие правовой оценки.

Вместе с общей характеристикой объекты каждого отдельного вида автотехнической экспертизы могут быть несколько конкретизированы.

Экспертиза автотехнической направленности, как род инженерно транспортной экспертизы подразделяется на подвиды и виды, которые в свое время различаются по объектам, предметам, задачам, частным методикам, и литературе используемой во время данного процесса.

Виды экспертизы

Учитывая предмет содержания, а также доказывания определенных познаний в экспертизе автотехнического характера можно выделить такие виды:

  • рассмотрение дорожного транспортного происшествия, чтобы понять при каких обстоятельствах оно произошло;
  • рассмотрение транспортного средства, чтобы оценить в каком оно состоянии в техническом плане;
  • рассмотрение следов на средстве передвижения, а также на месте самого дорожно транспортного происшествия и технического состояния дороги, условия на месте дорожно транспортного происшествия;
  • рассмотрение средства передвижения для того чтобы понять стоимость восстановительного ремонта.

Каждый из вышеперечисленных видов экспертизы автотехнического характера имеет свой определенный круг задач, который обычно решаются экспертизой данного вида самостоятельно или в комплексе с иными авто техническими видами экспертизы, или с экспертизами, которые не имеют отношения к классу транспортных — трасологической, медицинской и криминалистической экспертизой материалов, изделий и веществ.

Ни один водитель, даже тщательно соблюдающий Правила дорожного движения, не застрахован от дорожно-транспортных происшествий. Как минимум, из-за того, что на дорогах, как и в жизни, хватает невнимательных, халатных, да и просто неадекватных людей.

Последствия ДТП могут быть самыми разными: начиная механическими повреждениями и заканчивая летальным исходом участников. Юридическими последствиями ДТП являются дела об административных правонарушениях или уголовные дела, в зависимости от обстоятельств и нанесенного ущерба.

Во всех случаях ключевым фактором в деле является установление вины каждого из участников. Это имеет значение, как для привлечения к ответственности, так и для получения компенсации нанесенных убытков. Если речь идёт о столкновении транспортных средств, то страховая компания виновника ДТП возмещает ущерб потерпевшему только в случае установления вины в деле об административном правонарушении или уголовном деле.

Установление вины, так же как и других обстоятельств ДТП, должно иметь под собой доказательную базу. Весомыми доказательствами в подобной категории дел являются заключения экспертов. Проведение экспертизы автомобиля после ДТП имеет множество нюансов, которым и посвящена данная статья.

ЭКСПЕРТИЗА ДТП: ВИДЫ

Экспертизы автомобиля после ДТП называются инженерно-транспортными экспертизами и делятся на такие виды, как:

  1. транспортно-трасологическая экспертиза;
  2. автотехническая экспертиза автомобиля;
  3. железнодорожно-транспортная экспертиза;
  4. экспертиза состояния дороги, дорожных условий на месте ДТП.

Наиболее часто используются первые два вида экспертиз.

ЧТО ТАКОЕ ТРАСОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА

Трасологическая экспертиза – это экспертиза, целью которой является:

  1. идентификация автомобиля (типа, модели) по следам, оставленным на месте ДТП;
  2. установление взаимного расположения или расположения на проезжей части, места столкновения автомобилей в момент контакта, места наезда на препятствие или пешехода.

Данная экспертиза является особенно важной и даже необходимой, если после ДТП виновник скрылся.

Судебно-трасологическая экспертиза поможет ответить на такие вопросы, как:

  • оставлены ли определенные следы колесами, шинами конкретного автомобиля;
  • к какой марке принадлежит автомобиль, чьи следы обнаружены на месте ДТП;
  • каким было взаимное расположение автомобилей или автомобиля и препятствия (пешехода), когда произошло столкновение и в каком месте оно произошло и так далее.

Поскольку данная экспертиза исследует следы, обнаруженные на месте ДТП и повреждения транспортных средств, проводить её можно только в случае, если после ДТП сохранились объекты, на которых есть такие следы или же следы были зафиксированы в материалах дела.

Эксперту предоставляются либо сами предметы, на которых сохранились следы, либо их слепки и масштабные фотоснимки, а также протоколы осмотра места происшествия (при наличии — акт судебно-медицинского исследования повреждений на теле потерпевшего).

СУДЕБНО-АВТОТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА

Автотехническая экспертиза ДТП ставит перед собой другие задачи и отвечает на другие вопросы, а именно позволяет установить механизм ДТП (скорость и траекторию движения автомобилей, расстояние, которое преодолел автомобиль за определенный отрезок времени), наличие технических неисправностей и их связь с ДТП, соответствие действий водителей техническим требованиям правил дорожного движения (далее — ПДД).

Так, примерами вопросов, которые могут быть поставлены эксперту, являются следующие:

  1. имел ли автомобиль технические неисправности до ДТП, которые могли стать его причиной;
  2. была ли у водителя возможность обнаружить неисправности или предотвратить ДТП при их наличии;
  3. каким образом неисправности повлияли на происшествие, если повлияли;
  4. какой была скорость автомобиля с учетом повреждений, которые он получил при столкновении или же следов, оставленных на месте ДТП;
  5. какой была максимально допустимая скорость или безопасная дистанция между автомобилями (расстояние для безопасного обгона) в условиях дорожной обстановки, которая имела место;
  6. как должен был действовать водитель в конкретных условиях, чтобы его действия соответствовали техническим требованиям ПДД;
  7. имел ли водитель техническую возможность предотвратить столкновение или наезд с момента возникновения опасности для движения или с момента обнаружения препятствия для движения;
  8. были ли, с технической точки зрения, действия водителя в причинной связи с ДТП и т.д.

Особого внимания требует вопрос о причинно-следственной связи между нарушениями ПДД и ДТП, поскольку в случаях нарушение ПДД обоими водителями, действия одного из них могут и не быть причиной ДТП. Если протоколы составлены в отношении нескольких участников, то именно данный вопрос может стать решающим в том, кто же из них является виновником.

КАК ПРОВОДИТСЯ АВТОТЕХНИЧЕСКАЯ И ТРАСОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА ДТП В УГОЛОВНОМ ДЕЛЕ

В уголовном деле на стадии досудебного расследования экспертиза может быть инициирована следователем, прокурором или адвокатом. Потерпевшая сторона или же сторона защиты имеют право подать ходатайство о привлечении эксперта, если следователь не делает этого по собственной инициативе. Естественно, такое ходатайство должно быть обоснованным.

Также сторона защиты может обратиться к эксперту в частном порядке (то есть не через следователя).

Если следователь или прокурор отказывают в назначении экспертизы, то сторона защиты обращается к следственному судье с ходатайством. В таком ходатайстве необходимо правильно изложить обстоятельства, которыми обосновываются необходимость экспертизы и перечень вопросов, которые необходимо поставить перед экспертом. Сторона защиты должна, помимо прочего, доказать невозможность самостоятельного привлечения эксперта.

При составлении ходатайства и формулировке вопросов необходимо обратить внимание на ряд тонкостей, таких как:

  • момент возникновения опасности для движения;
  • данные о состоянии дорожного покрытия;
  • и обстоятельства относительно действий участников события, из которых должен исходить эксперт при проведении исследований.

Вместе с документом о назначении экспертизы эксперту предоставляются все материалы уголовного производства.

ПРОВЕДЕНИЕ ЭКСПЕРТИЗЫ В ДЕЛЕ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ

В деле об административном правонарушении (если ему не предшествовало возбуждение уголовного дела, в котором проводилась экспертиза), экспертиза проводится либо в частном порядке либо уже в суде по ходатайству стороны.

При этом нужно учитывать, что некоторые судьи критично относятся к экспертизам, проведенным во внесудебном порядке.

КАК ВЫИГРАТЬ В СУДЕ: ВИНОВНИК ДТП ИЛИ ПОТЕРПЕВШИЙ

По опыту можем сказать, что проведение технической экспертизы автомобиля после ДТП может стать решающим фактором в защите участника ДТП, в деле об административном правонарушении, и особенно в уголовном деле.

Вне зависимости от того, насколько вы уверены в своей правоте по делу и даже при наличии свидетелей и других доказательств, недооценивать роль экспертизы не стоит, поскольку для следователя или судьи ваша правота в деле может не быть очевидна.

Для того чтобы выиграть дело (защититься от обвинения или же привлечь реального виновника к ответственности) необходимо знать:

  1. как заказать или инициировать проведение экспертизы, как настоять на её проведении;
  2. какие материалы необходимо передать эксперту для проведения экспертизы;
  3. как правильно сформулировать вопросы с учётом конкретной ситуации;
  4. как правильно выбрать эксперта (если экспертиза проводится в частном порядке);
  5. как действовать, если второй участник ДТП также провёл экспертизу (можете не сомневаться, что результаты такой экспертизы будут прямо противоположны вашей экспертизе).

Это лишь некоторые из вопросов, с которыми сталкиваются участники при проведении экспертизы и решение, которых требует участие в деле опытного защитника.

В уголовных делах проведение повторной автотехнической экспертизы, в отличие от гражданского процесса, законодательством не предусмотрено.

Если в ходе рассмотрения дела по ДТП вина не установлена, то впоследствии взыскать материальный ущерб с виновника можно в том случае, если речь идёт о наезде на пешехода или же причинение вреда столкновением автомобилей третьим лицам – пешеходам, пассажирам.

Количество транспортных средств различного вида, находящихся в собственности граждан и юридических лиц в нашей стране, неуклонно возрастает с каждым годом. Соответственно острой проблемой остаются дорожно-транспортные происшествия, которые подлежат расследованию и рассмотрению в уголовном и гражданском порядке. В большинстве случаев автотехническая экспертиза является основным источником данных об обстоятельствах и причинах происшествия, определения ущерба.

Проведение экспертизы может назначаться судебными и следственными органами, с целью выяснения обстоятельств ДТП и сбора доказательной базы. Однако во многих случаях требуется независимая автотехническая экспертиза, которая проводится по инициативе участников происшествия для аргументированной защиты своей позиции и интересов по делу.

Виды судебной автотехнической экспертизы

Целью осуществления судебной автотехнической экспертизы после ДТП является установление фактических данных о состоянии машин, выяснение точной дорожной обстановки в месте происшествия, определение действий участников ДТП и их возможности не допустить аварии, а также установление данных о других факторах, способствовавших происшествию. Учитывая весьма разнообразный характер факторов, может потребоваться выполнение нескольких видов экспертиз.

Основными видами судебной автотехнической экспертизы являются:

  • Экспертиза обстоятельств дорожно-транспортного происшествия (механизма ДТП).
  • Экспертиза состояния транспортного средства, участвовавшего в ДТП.
  • Транспортно-трассологическая экспертиза.
  • Экспертиза дорожных условий.

Экспертиза обстоятельств ДТП

Данный вид исследований проводится для установления фактических обстоятельств аварии. В том числе эксперт должен установить скорости транспортных средств, величины тормозных путей и другие параметры, установить наличие физической возможности предотвращения аварии.

Также автотехническая экспертиза обстоятельств ДТП выносит определение относительно того, какими пунктами Правил дорожного движения должны были в данных обстоятельствах руководствоваться водители, и насколько были соблюдены требования правил.

Экспертиза обстоятельств ДТП является наиболее востребованным видом автотехнической экспертизы. Она позволяет получить значительный объем фактических данных, необходимых следственным органам или суду для объективного установления виновника происшествия.

Задачи экспертизы обстоятельств ДТП

Автотехническая экспертиза ДТП решает следующие основные задачи:

  • Определение скорости, с которой ехал автомобиль, до применения торможения водителем.
  • Определение длины тормозного и остановочного пути транспортного средства.
  • Определение, имел ли водитель техническую возможность предотвращения аварии при определенных условиях.
  • Установление пунктов ПДД, обязательных для соблюдения в конкретной ситуации.
  • Оценка соответствия действий водителя требованиям Правил дорожного движения.
  • Определение взаимного расположения транспортных средств в разные моменты времени, предшествующие ДТП, и в процессе развития ДТП. В том числе определяется крайнее положение, в котором водитель имел техническую возможность предотвратить аварию.
  • Определение момента возникновения угрозы ДТП, требующей от водителя принятия экстренных мер.
  • Определение порядка действий водителя, необходимых для предотвращения аварии и оценка соответствия фактических действий данному порядку.
  • Установление технической возможности предотвращения ДТП различными способами.
  • Оценка факторов организации дорожного движения, которые могли способствовать аварии.

Экспертиза состояния транспортного средства

Автотехническая экспертиза автомобиля осуществляется для выявления фактов наличия неисправностей транспортного средства, которые могли спровоцировать аварию. В ходе проведения экспертизы не только выявляется наличие таких неисправностей, но и выясняются причины их возникновения. Работы проводятся с применением инструментальных, материаловедческих и других методик исследования состояния авто.

Основные задачи экспертизы состояния автомобиля

Независимая автотехническая экспертиза автомобиля решает следующие основные задачи:

  • Определение фактического технического состояния транспортного средства, а также отдельных его агрегатов и узлов.
  • Выявление причин неисправности, а также времени, когда она возникла. Ответ на вопрос, имел ли возможность владелец транспортного средства своевременно выявить и устранить неисправность.
  • Ответ на вопрос, в какой степени неисправность автомобиля способствовала ДТП.
  • Определение, имел ли водитель техническую возможность, исходя из состояния авто, предотвратить аварию.

Транспортно-трассологическая экспертиза

Транспортно-трассологическая экспертиза является важной частью автотехнической экспертизы. В ходе ее проведения исследуются следы на дорожном покрытии и на транспортных средствах. Целью является точное определение взаимного расположения и траектории движения автомобилей до столкновения и после столкновения. В большинстве случаев она назначается совместно с проведением других видов экспертиз для получения комплексной картины дорожно-транспортного происшествия.

Задачи судебной транспортно-трассологической экспертизы

При проведении транспортно-трассологической экспертизы перед экспертом ставятся следующие основные задачи:

  • Определение точного места происшествия.
  • Установление характера взаимного расположения машин в момент ДТП.
  • Установление точного расположения автомобилей относительно проезжей части.
  • Точное установление траектории движения машин перед столкновением и после момента столкновения.
  • Определение механизма столкновения.
  • Определение, какие именно повреждения, из перечня документально зафиксированных, были получены в результате аварии.
  • Определение, между какими частями транспортных средств произошел контакт в момент ДТП.
  • Установление факта движения или неподвижности автомобилей, участвовавших в аварии, в момент контакта.
  • Определение неисправностей, полученных транспортными средствами в результате ДТП.

Экспертиза дорожных условий

Одним из важных факторов, способствующих ДТП, может быть низкое качество дорожного покрытия или существующие недостатки в состоянии дорожной инфраструктуры. Поэтому в комплекс судебных автотехнических экспертиз очень часто включается экспертиза дорожных условий. Ее целью является определение, насколько дорожные условия в месте аварии оказали влияние на совершение ДТП и его развитие. Данный вид исследований также часто называют дорожной экспертизой.

Задачи экспертизы дорожных условий

При выполнении дорожной экспертизы перед специалистами ставятся следующие основные задачи:

  • Определение состояния дорожного покрытия на месте ДТП в части его соответствия требованиям стандарта.
  • Установление степени влияния недостатков дорожного покрытия на развитие ДТП.
  • Определение соответствия дорожной разметки и дорожных знаков на участке ДТП требованиям стандартов и Правил дорожного движения.
  • Установление исправности светофоров регулирующих движение на участке ДТП в момент совершения аварии.
  • Оценка организации дорожного движения на исследуемом участке дороги и выявление возможных недостатков, которые могли способствовать аварии.

Перечень основных нормативных актов:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации.
  2. Федеральный закон от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации».
  3. Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
  4. Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
  5. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.12.2008 N 25 (ред. от 24.05.2016) «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения».

Часто задаваемые вопросы

Вопрос: Сколько времени займет проведение автотехнической экспертизы?

Ответ: Судебная автотехническая экспертиза может иметь обширный перечень вопросов и объектов. Для составления заключения может потребоваться проведение различных видов исследований с привлечением нескольких специалистов. Поэтому сроки проведения автотехнической экспертизы определяются для каждого случая индивидуально, в зависимости от многих факторов. Более конкретные сроки вам сможет назвать эксперт после ознакомления с материалами вашего дела. На практике экспертиза в большинстве случаев занимает от 5 до 20 рабочих дней.

Вопрос: Кто может заказать проведение автотехнической экспертизы?

Ответ: Назначить судебную автотехническую экспертизу может суд или следственные органы. Ходатайствовать о проведении независимой автотехнической экспертизы имеют возможность любые лица, являющиеся сторонами или участники дела о ДТП.

Вопрос: Кто проводит автотехническую экспертизу?

Ответ: Проведение судебной автотехнической экспертизы может быть поручено государственному инспектору (сотруднику государственного учреждения судебных экспертиз). Для проведения независимой экспертизы вы можете обратиться к любому эксперту, который имеет соответствующую лицензию.

Вопрос: Кто выбирает организацию для проведения автотехнической экспертизы?

Ответ: Организацию выбирает суд или следственный орган назначивший экспертизу. При этом, оформляя ходатайство, вы можете указать организацию, в которой вы бы хотели заказать проведение экспертизы, а также указать перечень вопросов эксперту. Необходимо отметить, что орган, назначающий экспертизу, не обязан руководствоваться этими пожеланиями. Однако в большинстве случаев назначение экспертизы осуществляется в соответствии с ними.

Вопрос: Могу ли я следить за проведением экспертизы?

Ответ: Стороны дела имеют право принимать участие в осуществлении судебной автотехнической экспертизы. При этом эксперт обязан уведомлять стороны о проведении основных действий по экспертизе. Например, он должен сообщить о дате и времени осмотра места происшествия, о дате, времени и месте осмотра транспортных средств, участвовавших в ДТП и т.д.

В зависимости от объектов исследования и применяемых специальных методов судебная автотехническая экспертиза имеет следующие виды:

  1. Исследование обстоятельств дорожно-транспортного происшествия.
  2. Исследование технического состояния транспортных средств.
  3. Исследование следов на транспортных средствах и месте дорожно-транспортного происшествия (транспортно-трасологическая диагностика).

Основные вопросы автоэкспертизы по исследованию обстоятельств ДТП:

  1. С какой скоростью двигалось транспортное средство перед началом торможения при данной длине следов торможения?
  2. Каков остановочный путь транспортного средства в данных дорожных условиях?
  3. На каком расстоянии от места наезда (столкновения) находилось транспортное средство в момент возникновения опасности для движения?
  4. Располагал ли водитель технической возможностью предотвратить наезд (столкновение) при указанных исходных данных?
  5. На каком расстоянии от места наезда находился пешеход (препятствие), когда водитель еще располагал технической возможностью для предотвращения наезда (столкновения) путем торможения?
  6. Какова максимальная скорость транспортного средства, допустимая при указанном расстоянии видимости дороги?
  7. Какова критическая скорость транспортного средства при движении на повороте заданного радиуса по условиям заноса (опрокидывания)?
  8. На какое расстояние в поперечном направлении можно сместить полосу движения транспортного средства при известных значениях времени или удаления от препятствия?
  9. Каково минимальное значение безопасной дистанции при движении транспортных средств с заданной скоростью?
  10. Требованиями каких пунктов Правил дорожного движения должен был руководствоваться водитель в данной дорожной ситуации?

Исходные данные, общие для всех видов ДТП:

  1. Проезжая часть: покрытие (асфальтобетонное, щебеночное грунтовое и т.п.) и его состояние (сухое, мокрое, обледенелое, укатанный снег), продольный уклон (горизонтальная, спуск или подъем в градусах).
  2. Видимость в направлении движения и видимость конкретного препятствия в условиях времени и места происшествия.
  3. Транспортное средство: модель, техническое состояние, количество груза (пассажиров), результаты контрольного торможения на месте ДТП.
  4. Длина и характер следов колес (торможения, заноса, волочения), до каких колес (передних или задних) замерены следы.
  5. Скорость транспортного средства при полном или частичном отсутствии следов торможения.
  6. Время реакции водителя для данной дорожно-транспортной ситуации.
  7. Расположение места происшествия (столкновения, наезда) относительно границ проезжей части.
  8. Обустройство дороги: наличие светофоров, разметки, дорожных знаков (зона их действия) и т.д.

Дополнительные исходные данные:

а) Наезд на пешехода, двигавшегося в поперечном направлении:

  1. Время (или путь и скорость) движения пешехода с момента возникновения
    опасности для движения до момента наезда.
  2. Какой частью транспортного средства произведен наезд (если не передней, то
    на каком расстоянии от нее).
  3. Путь транспортного средства в заторможенном состоянии до или после наезда.

б) Наезд на пешехода, двигавшегося в продольном направлении:

  1. Направление движения пешехода (попутное или встречное).
  2. Скорость пешехода.
  3. На каком расстоянии от края проезжей части двигались транспортное средство и пешеход.
  4. Расстояние между транспортным средством и пешеходом, на котором водитель
    мог обнаружить пешехода.

в) Столкновение транспортных средств на перекрестке:

  1. Значимость перекрестка (равнозначный, неравнозначный), главная и второстепенная дороги.
  2. Наличие светофоров, длительность работы каждого сигнала (необходима соответствующая справка ГИБДД).
  3. Время (либо путь и скорость) движения транспортного средства, не имеющего преимущества, с момента возникновения опасности для движения до момента столкновения.

г) Столкновение транспортных средств вне перекрестка:

  1. Расположение транспортных средств по ширине дороги до и в момент столкновения (удаления от края проезжей части или от середины).
  2. Расстояние, преодоленное транспортным средством, не имеющим преимущества, с момента возникновения опасности для движения до момента столкновения либо время этого движения.
  3. Расстояния, преодоленные транспортными средствами с момента изменения направления движения до момента столкновения (продольное или поперечное перемещение).

д) Занос и опрокидывание транспортного средства:

  1. Величина поперечного уклона от центра к краю дороги.
  2. Радиус поворота дороги (транспортного средства).
  3. Наличие и расположение следов юза (заноса, волочения).

Основные вопросы экспертизы технического состояния транспорта:

  1. Каково техническое состояние транспортного средства (тормозной системы, рулевого управления, ходовой части и т.д.).
  2. Каковы технические причины неисправности системы, узла (разрушения детали)?
  3. В какой момент произошло образование неисправности (разрушения детали) относительно момента ДТП?

Для решения данных вопросов в распоряжение экспертов предоставляется транспортное средство или его разрушенные узлы (детали).

Вопросы о причинах разрушения деталей решаются в рамках комплексной автотехнической и металловедческой экспертизы.

Основные вопросы транспортно-трасологической экспертизы:

  1. С учетом имеющихся на транспортных средствах повреждениях определить механизм столкновения (последовательность контакта)
  2. Под каким углом столкнулись транспортные средства (расположение продольных осей транспортных средств в момент первичного контакта) ?
  3. На стороне (полосе движения) какого из транспортных средств находилось место столкновения?

Для решения этих вопросов на экспертизу предоставляются не восстановленные транспортные средства (либо их качественные цветные фотографии на электронных носителях), а также протоколы осмотра места ДТП и транспорта со схемами и фототаблицами.

Приведенный перечень вопросов не является исчерпывающим, перед автотехнической экспертизой могут быть поставлены и другие вопросы, соответствующие пределам компетенции эксперта и современному состоянию научно-методических основ автотехнической экспертизы.

Выходит за пределы компетенции автотехнической экспертизы решение вопросов, имеющих правовой (юридический) характер либо не требующих применения специальных технических познаний, в частности:

  • о нарушении водителем (соответствии его действий требованиям) Правил дорожного движения;
  • о непосредственной (основной, главной) причине ДТП;
  • о моменте возникновения опасности для движения;
  • о возможности предвидения (обнаружения) препятствия водителем;
  • о причинно-следственной связи между действиями водителей и наступившими последствиями;
  • о действиях пешеходов, должностных лиц и т.п.

Содержащиеся в постановлении исходные данные для решения вопросов должны быть достоверными и достаточными. При затруднении в постановке вопросов и выборе исходных данных возможна консультация с экспертами-автотехниками.


Оценка причиненного автомобилю ущерба после ДТП — распространенное явление, с которым может столкнуться любой водитель. Нередко виновники уклоняются от возмещения полной стоимости восстановления имущества пострадавшего. Чтобы грамотно урегулировать конфликт, проводится судебная экспертиза автомобиля.

  • установление факта участия транспортного средства в ДТП;
  • установление размера ущерба;
  • установление обстоятельств ДТП.

Зачем назначается судебная экспертиза автомобиля

Независимая экспертиза для суда необходима во всех ситуациях, когда собственнику автомобиля полагаются компенсационные выплаты. Классифицировать причины проведения можно следующим образом:

  • Судебная экспертиза автомобиля после ДТП. Зачастую на проведении такого рода мероприятия настаивают страховые компании и потерпевшие участники аварии для установления размера ущерба. Реже в суд обращается виновник при несогласии с соответствием суммы возмещения реальным повреждениям авто.
  • Судебная автотехническая экспертиза для суда в ходе уголовного расследования. Необходима при наличии пострадавших или неправомерных действий третьих лиц. Итогом разбирательства станет не только определение размера компенсации, но и выяснение дополнительных обстоятельств происшествия.

В любой из перечисленных ситуаций судебная автотехническая экспертиза позволяет установить точный размер причиненного транспортному средству ущерба. Инициировать проведение экспертизы могут сами участники ДТП, страховые компании, следственные органы и суд.

Объекты исследования при судебной экспертизе автомобиля

Судебная автоэкспертиза: виды и особенности

В зависимости от того, какое обстоятельство аварии необходимо установить, назначается определенный вид направления исследования авто. Независимая экспертиза для суда может быть проведена тремя основными способами.

Автотехническая экспертиза транспортного средства

Судебная/ несудебная автотехническая экспертиза ДТП позволяет выявить все явные и скрытые повреждения ТС и установить причину появления дефектов. К наиболее распространенным обоснованиям наличия недостатков относятся:

  • ДТП;
  • длительное использование автомобиля;
  • недобросовестный ремонт механизмов;
  • брак при производстве ТС.

Опытный специалист с легкостью установит причину повреждения. Также автотехническая экспертиза устанавливает, могло ли повреждение привести к дорожно-транспортному происшествию. Данная оценка позволяет установить степень виновности участников аварии.

Оценочная независимая автоэкспертиза для суда

Главная цель этого вида экспертизы — установление положенного размера компенсации. В ходе подсчета суммы ущерба эксперты учитывают не только повреждения, полученные в результате ДТП, но и естественный износ автомобиля.

Страховые компании нередко по итогу оценочной экспертизы занижают реальный размер страховых выплат. В подобных ситуациях автомобилисты обращаются к независимому оценщику и при существенном расхождении сумм подают заявление в суд.

Наиболее распространенный перечень вопросов эксперту/специалисту

Какова стоимость транспортного средства с учетом его текущего технического состояния, года выпуска, износа, особенностей комплектации, наличия дополнительного оборудования?

Соответствует ли техническое состояние транспортного средства техническим нормам и требованиям безопасности дорожного движения и эксплуатации транспорта?

Имеет ли транспортное средство технические недостатки (неисправности, дефекты)? Если имеет, то какие? Какова была дорожная обстановка на месте дорожно-транспортного происшествия?

Какие обстоятельства, связанные с дорожной обстановкой, способствовали возникновению дорожно-транспортного происшествия?

Мог ли водитель в данной дорожной ситуации выполнить действия, которые необходимо было совершить для предотвращения дорожно-транспортного происшествия?

Трасологическая независимая судебная экспертиза после ДТП

Данный вид позволяет оценить действия сторон дорожно-транспортного происшествия с целью установления степени виновности участников. Трасологическая экспертиза предполагает изучение:

  • следов на дорожном покрытии;
  • следов краски на кузовах автомобилей;
  • остатков покрытия кузова на различных объектах дороги.

Перечисленные последствия аварии позволят специалисту определить, предпринимали ли стороны попытки избежать столкновения.

Таким образом, независимая оценка автомобиля для суда позволяет грамотно оценить размер компенсационных выплат. По итогу судебного разбирательства суд вынесет объективное решение по делу и обяжет виновника выплачивать установленную сумму возмещения убытков.

Стоимость проведения судебной экспертизы автомобиля в Москве

Итоговая сумма зависит от количества и содержания поставленных вопросов перед экспертом, от вида объекта и наличия обязательной документации, масштаба, конструктивной сложности здания и территориальной удаленности. В АНО «МСЭБ» установлено единое ценообразование экспертного времени (часа), в зависимости от сложности исследования определены категории сложности по каждому из видов экспертиз с учетом затраченного экспертного времени.

Преимущества сотрудничества с АНО «МСЭБ»



Экспертное учреждение



Штат высококвалифицированных специалистов



Исследовательский центр



Методический центр



Разумные сроки

Похожие виды экспертиз

Для разрешения споров или получения объективного заключения по интересующему вопросу заказывается независимая судебная экспертиза в специализированных учреждениях. Среди них есть государственные и негосударственные учреждения.

Все они обязаны иметь соответствующую регистрацию и допуски. Выбор организации зависит от решения уполномоченных органов - судов в зависимости от категории рассматриваемых судебных дел.

В случае внесудебных процедур инициаторами экспертиз/исследований являются заинтересованные лица, не обладающие специальными знаниями.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: