Виды правового сотрудничества государств

Обновлено: 07.05.2024

Часть пятая УПК детально регламентирует международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства. В ней закреплены основные положения о порядке взаимодействия следователей и органов дознания с соответствующими компетентными органами и должностными лицами иностранных государств и международными организациями.

Так, в ст. 453 УПК установлено, что при необходимости производства на территории иностранного государства допроса, осмотра, выемки, обыска, судебной экспертизы или иных процессуальных действий, предусмотренных УПК, суд, прокурор, следователь вносят запрос об их производстве компетентным органом или должностным лицом иностранного государства в соответствии с международным договором РФ, международным соглашением или на основе принципа взаимности.

Правовую основу международного сотрудничества по уголовным делам составляют:

  • международные межгосударственные договоры (двусторонние и многосторонние): пакты, конвенции, договоры, соглашения;
  • межправительственные соглашения по отдельным вопросам, касающимся взаимодействия в борьбе с преступностью;
  • межведомственные договоры (соглашения);
  • национальное законодательство по вопросам оказания международной правовой помощи;
  • неписаные нормы (обычаи) международного права (международная вежливость, взаимность и др.).

1. Межгосударственные договоры.

Международное сотрудничество при выявлении и раскрытии преступлений затрагивает права и свободы человека. Поэтому правовой основой в данной сфере деятельности будут Всеобщая декларация прав и свобод человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Европейская конвенция и др.

К международно-правовым актам, регламентирующим вопросы оказания правовой помощи при расследовании преступлении, относится Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенная между странами СНГ в г. Минске 22 января 1993 г. (далее – Минская конвенция).

Минская конвенция содержит нормы, регулирующие различные стороны правовой помощи по уголовным делам. В частности, в ней предусмотрен определенный порядок сношений (ст. 5) и виды правовой помощи (ст. 6). Согласно положениям этих статей компетентные учреждения сторон сносятся через свои центральные органы по вопросам оказания правовой помощи путем выполнения процессуальных и иных действий, предусмотренных законодательством запрашиваемой стороны. Просьба об оказании правовой помощи может быть отклонена.

В ст. 19 Минской конвенции содержатся основания отказа: если оказание правовой помощи может нанести ущерб суверенитету или безопасности либо противоречит законодательству запрашиваемой стороны.

Поручения об оказании правовой помощи должны отвечать определенным требованиям. Статья 7 Минской конвенции закрепляет содержание и форму таких поручений. Поручение и все направляемые документы, в соответствии со ст. 17 рассматриваемого документа, выполняются на государственных языках Договаривающихся Сторон или русском языке.

Согласно рассматриваемому документу при исполнении поручения на территории Российской Федерации необходимо руководствоваться ее законодательством. Но по просьбе запрашивающего учреждения одной из стран СНГ могут быть применены процессуальные нормы этой страны, если они не противоречат законодательству России. Подробно в ст. 9 Минской конвенции регламентирован порядок вызова свидетелей, гражданских истцов, гражданских ответчиков, их представителей, экспертов, установлены гарантии для этих лиц.

Детально в разделе о правовой помощи по уголовным делам указанной Конвенции решен и вопрос о выдаче лиц, совершивших преступления. Статьей 56 установлены взаимные обязанности сторон по требованию выдавать друг другу лиц, находящихся на их территории, для привлечения к уголовной ответственности или для приведения приговора в исполнение. Также указаны содержание и форма требования о выдаче (ст. 58). Регламентированы механизм и процедура выдачи (ст. 60–71), установлены основания отказа в выдаче (ст. 57).


В рассматриваемом акте закреплена также обязанность осуществления уголовного преследования. Так, согласно ст. 72 Минской конвенции стороны обязуются осуществлять в соответствии со своим законодательством уголовное преследование собственных граждан, подозреваемых в том, что они совершили на территории запрашивающей

Стороны преступление. Поручение об осуществлении уголовного преследования должно быть оформлено в соответствии со ст. 73 Минской конвенции. В содержание документа включены обязательства сторон передавать друг другу предметы, которые были использованы при совершении преступления или которые могут иметь значение доказательств в уголовном деле (ст. 78).

Россией заключен ряд двусторонних договоров о правовой помощи со странами ближнего зарубежья. Такие договоры заключены, например, с Азербайджаном, Молдовой, Киргизией и др.

  • объем и виды правовой помощи при расследовании преступлений;
  • возможность применения процессуального законодательства запрашивающей стороны при выполнении поручения;
  • право каждой из договаривающихся сторон производить через свои дипломатические представительства допросы собственных граждан на территории другой стороны; условия, основания и порядок выдачи лиц для уголовного преследования и др.

Россия подписала Европейскую конвенцию о выдаче с двумя протоколами и Европейскую конвенцию о взаимной правовой помощи по уголовным делам с дополнительным протоколом, которые ратифицированы 25 октября 1999 г. и вступили в действие с 9 марта 2000 г.

В соответствии со ст. 1 Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам (далее – Европейская конвенция) Стороны оказывают друг другу самую широкую правовую помощь на взаимной основе в вопросах уголовного преследования за преступления, наказание за которые на момент просьбы о помощи подпадает под юрисдикцию судебных органов запрашивающей Стороны.

В ст. 2 указанного документа установлены основания отказа в правовой помощи. Так, просьба, касающаяся политического преступления, преступления, связанного с политическим преступлением или фискальным преступлением, а также просьба, выполнение которой может нанести ущерб суверенитету, безопасности, общественному порядку или другим существенно важным интересам, может быть не исполнена.

Согласно ст. 19 должны быть сообщены причины любого отказа в предоставлении взаимной помощи. Если же орган, получивший просьбу о взаимной помощи, не правомочен ее выполнить, то, исходя из положений ст. 18 Европейской конвенции, он передает запрос компетентному органу своей страны и информирует об этом запрашивающую сторону по прямым каналам, если просьба направлена по этим каналам.

Европейская конвенция предусматривает объем правовой помощи по уголовным делам. Статья 3 гласит: «Запрашиваемая сторона выполняет в порядке, установленном ее законодательством, любые судебные поручения, касающиеся уголовных дел и направленные ей судебными органами запрашивающей стороны, в целях получения свидетельских показаний или передачи вещественных доказательств, материалов или документов».

Согласно ст. 16 переводы запросов и прилагаемых документов не обязательны, если Стороной сохранено право требования направлять просьбы и документы вместе с переводом на ее родной язык или на один из официальных языков Совета Европы либо на один из языков, указанных ею.

Европейская конвенция в ст. 7–12 подробным образом регламентирует порядок вызова свидетелей, экспертов и обвиняемых, а также гарантии для указанных лиц и возмещение расходов.

В соответствии с Европейской конвенцией просьба о взаимной помощи должна быть надлежаще оформлена (ст. 14). Нарушение этих положений влечет отказ в правовой помощи. В ст. 15 предусмотрены соответствующие органы, на которые возложены обязанности по направлению и исполнению этих просьб. Однако в п. 7 ст. 15 говорится: «Если в двусторонних соглашениях, действующих между сторонами, предусмотрена прямая передача просьб о помощи между указанными ними органами, то этот порядок положения Европейской конвенции не затрагивают».

Право выбора каналов направления просьб о правовой помощи предоставлено п. 6 ст. 15 Европейской конвенции. Это правило распространяет свое действие и на предоставление информации в связи с судебным разбирательством.

Наряду с Европейской конвенцией РФ заключены и действуют двусторонние договоры об оказании правовой помощи со странами дальнего зарубежья:

  • Алжиром (от 23 февраля 1982 г.),
  • Вьетнамом (от 10 декабря 1981 г.),
  • Ираком (от 22 июня 1973 г.),
  • Ираном (от 5 марта 1996 г.),
  • Йеменом (от 6 декабря 1985 г.),
  • Канадой (от 20 октября 1997 г.),
  • Китаем (от 19 июня 1992 г.),
  • КНДР (от 16 декабря 1957 г.),
  • Кубой (от 25 ноября 1984г.),
  • Монголией (от 23 сентября Г988 г.),
  • Тунисом (от 26 июня 1984 г.),
  • Югославией (от 24 февраля 1962 г.) и Соглашение между Правительством РФ и Правительством США о сотрудничестве по уголовно-правовым вопросам от 30 июня 1995 г. (Договор между РФ и США о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 17 июня 1999 г. вступит в силу после ратификации его американской стороной и обмена ратификационными грамотами).

К сотрудничеству следственных аппаратов имеют отношение и ряд других авторитетных международных документов:

  • Декларация ООН о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1966 г.), Конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него (1973 г.), Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него (1948 г.), Конвенция о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества (1968 г.), Принципы международного сотрудничества в отношении обнаружения, ареста, выдачи и наказания лиц, виновных в военных преступлениях и преступлениях против человечества, Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г. (ратифицирована 26 июня 1987 г.);
  • Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания от 26 ноября 1987 г.;
  • Конвенция о правах ребенка от 1989 г.

Существует ряд международных документов, которые комплексно регулируют борьбу с определенными видами преступных деяний.

  • Единая конвенция о наркотических средствах (1961 г.);
  • Конвенция о предупреждении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой (1973 г.);
  • Монреальская конвенция (1971 г.) и Гаагская конвенция (1970 г.), которые предусматривают ответственность за угон воздушного судна и Дополнительный протокол к ним «О борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию» (1988 г.);
  • Конвенция о физической защите ядерного материала (1978 г.);
  • Международная конвенция по борьбе с захватом заложников (1979 г.);
  • Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов (1970 г.);
  • Конвенция о психотропных веществах (1979 г.);
  • Конвенция о борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими лицами (1950 г.);
  • Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, включая дипломатических агентов (1977 г.);
  • Конвенция ООН по морскому праву (1997 г.).

При расследовании преступлений необходимо опираться в некоторых случаях на положения консульских конвенций: Венской конвенции о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 г., Венской конвенции о консульских сношениях от 24 апреля 1963 г., Венской конвенции о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера от 14 марта 1975 г. и ряда других.

В международных договорах, регулирующих торговое судоходство, содержится ряд норм, знание которых необходимо при осуществлении сотрудничества правоохранительными органами. Эти соглашения обычно предусматривают исключение из юрисдикции государства пребывания экипажей иностранных судов.

2. Для успешного сотрудничества в борьбе с преступностью заключаются соглашения между правительствами государств – межправительственные соглашения.

3. Межведомственные соглашения.

После 1992 г. ведомства, в том числе и МВД России, начали «стихийно» оформлять в виде соглашений свои совместные действия с соответствующими органами, сначала стран СНГ, а потом и других государств. К ним относятся: Соглашение о сотрудничестве между МВД России и МВД Республики Молдова от 8 июля 1993 г.; Соглашение о сотрудничестве между МВД России и МВД Республики Таджикистан от 23 сентября 1993 г.; Соглашение о сотрудничестве между МВД России и МВД Литовской Республики от 18 ноября 1993 г.; Соглашение о сотрудничестве между МВД России и МВД Словацкой Республики от 29 мая 1994 г.; Соглашение о сотрудничестве между МВД России и МВД Республики Македония от 6 декабря 1994 г. и др.

В то же время МВД России был заключен ряд многосторонних соглашений о взаимодействии. Так, 24 апреля 1992 г. в Алма-Ате подписано Соглашение о взаимодействии министерств внутренних дел независимых государств в сфере борьбы с преступностью.

Документ устанавливает основные направления сотрудничества, среди которых: борьба с преступлениями в сфере экономики, с бандитизмом, терроризмом, международной преступностью, незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ и ряд других. Статья 3 предусматривает порядок оформления и реквизиты запросов и просьб. Также закреплен отказ в удовлетворении запросов, если их выполнение повлечет нарушение прав человека, суверенитета, безопасности или ряда других важных интересов.

По взаимной договоренности, согласно ст. 8, могут быть направлены в командировку сотрудники ОВД. При этом указанным лицам принимающая сторона оказывает необходимую помощь в выполнении запросов и просьб направляющей стороны, принимает меры к обеспечению правовой защиты в соответствии с законодательством своего государства.

Министерствами внутренних дел России, Армении, Белоруссии, Грузии, Казахстана, Молдавии, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана, Украины были подписаны Соглашение о взаимодействии министерств внутренних дел в сфере обмена информации и Соглашение о сотрудничестве в области обеспечения материально-техническими средствами и изделиями специальной техники.

МВД России были заключены и соглашения по отдельным вопросам борьбы с преступностью, например, Соглашение о сотрудничестве между министерствами внутренних дел в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

В этом Соглашении, помимо обычных форм сотрудничества, ст. 1 предусмотрены: осуществление согласованных операций по перекрытию каналов незаконного перемещения наркотиков, включая проведение «контролируемых поставок», и оказание помощи в области борьбы с «отмыванием» денег, полученных в результате преступной деятельности, связанной с нелегальным оборотом.

Решением Совета министров внутренних дел государств – участников СНГ от 17 февраля 1995 г. было одобрено Типовое соглашение о сотрудничестве ОВД приграничных районов. В ст. 3 Соглашения предусмотрен обмен оперативно-розыскной, криминалистической и иной информацией как на основе запросов, так и без них, если имеются основания полагать, что это представляет интерес для ОВД.

На данный момент МВД подписано свыше 50 межведомственных договоров. Количество заключаемых договоров растет из года в год. Тем не менее при осуществлении сотрудничества надо иметь в виду, что межправительственные и межведомственные договоры не проходят ратификацию. Поэтому содержащиеся в них нормы обладают правовой силой заключившего их органа и, следовательно, не имеют приоритета перед нормой закона.

Соглашения, заключенные руководителями прокуратуры, служат также правовой основой для международного сотрудничества при расследовании преступлений. Они направлены на повышение эффективности при осуществлении сотрудничества, на сохранение существующих связей и отношений. Для этого 18 февраля 1992 г. генеральными прокурорами государств – участников Содружества Независимых Государств было заключено Соглашение об общих принципах взаимодействия и сотрудничества между прокуратурами.

Однако наличие международного договора об оказании правовой помощи является правовым обоснованием для обращения с просьбой о производстве, например, того или иного следственного действия в иностранном государстве. Дальнейшее зависит только от национального законодательства.

Практика многих государств, в том числе и России, идет по пути включения в систему своего законодательства норм международных соглашений (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ). Помимо Конституции РФ международное сотрудничество в области раскрытия и расследования преступлений осуществляется на основе ряда законов и подзаконных нормативных актов.

К ним относятся: ФЗ от 16 июля 1995 г. «О международных договорах Российской Федерации», Закон РФ от 18 апреля 1991 г. «О милиции» (с последующими изменениями и дополнениями), УПК, УК, Указ Президента РФ от 30 июля 1996 г. «Об участии Российской Федерации в деятельности Международной организации уголовной полиции – Интерпола», Указ Президента РФ от 18 апреля 1996 г. «О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью» и др.

Международное сотрудничество в области расследования преступлений предполагает учет предписаний ведомственных правовых актов, например, приказа МВД России от 27 марта 2000 г. № 300 «О реализации положений Федерального закона от 25 октября 1999 г. № 193-ФЗ», который устанавливает полномочия МВД России в рамках осуществления международного сотрудничества при расследовании преступлений.

Международное уголовное право – отрасль международного публичного права, принципы и нормы которой регулируют сотрудничество государств и международных организаций в борьбе с преступностью.

Уголовное право как самостоятельная отрасль международного права образовалось после Второй мировой войны. Поводом для этого послужило уголовное наказание военных преступников, а также лиц, совершивших преступления против мира и международной безопасности путем развязывания войны.

Наиболее важная особенность системы современного международного уголовного права состоит в том, что она объединяет нормы, относящиеся не только к уголовному, но и к уголовно-процессуальному, уголовно-исполнительному праву, а также к судоустройству. Оно устанавливает состав преступлений, организацию международных уголовных судов и нормы международного процесса. Значительное место занимают нормы, регулирующие взаимодействие государств в области уголовного правосудия.

Однако следует отметить, что международное уголовное право, как и прочие отрасли, содержит, в первую очередь, нормы, направленные на регулирование сотрудничества государств. Это сотрудничество основывается на общих принципах международного права (суверенного равенства, неприменения силы, сотрудничества и др.), а также на специальных. Среди них можно выделить:

1) взаимность сотрудничества;

2) добровольность сотрудничества;

3) обеспечение безопасности сотрудничающих государств;

4) соблюдение прав и интересов третьих стран участниками договорных отношений;

5) принцип законности.

Взаимность и добровольность сотрудничества показывают, что вовлечение государств в сотрудничество в уголовно-правовой сфере может происходить только по их собственному желанию. Нет общей международно-правовой обязанности сотрудничать. Взаимность в сфере сотрудничества правоохранительных и судебных органов вообще приносит интересные результаты, когда даже при отсутствии обязывающего международного договора государства, например, оказывают друг другу правовую помощь или выдают преступника.

Обеспечение безопасности сотрудничающих государств, в свою очередь, означает принятие решения о сотрудничестве и реализацию своих международных обязательств в этой сфере без ущемления собственного суверенитета и безопасности, вплоть до отказа по этой причине от выполнения обязательств по сотрудничеству.

Интересы третьих стран также имеют важное значение. Появление этого принципа вытекает из общего принципа суверенного равенства государств и показывает, что двустороннее сотрудничество может затронуть и суверенные права третьих стран. Принимая решения и осуществляя сотрудничество, государства должны сообразовывать собственные цели и интересы с другими участниками международного сообщества.

Принцип законности можно поставить под сомнение, но следует помнить, что во внутреннем праве правоохранительные органы в первую очередь следуют принципу законности. Применительно к международному уголовному праву этот принцип подчеркивает важную роль национального законодательства сотрудничающих государств и необходимость его соблюдения.

Осуществляя взаимодействие в правоохранительной сфере, государства используют две основные правовые формы:

1) договорно-правовую, или конвенционную (заключение и реализация договоров, в которых регулируются отношения в данной сфере);

2) институционную (сотрудничество в рамках международных организаций, как всеобщего, так и регионального характера – ООН, Интерпол, Международной организации гражданской авиации, Совета таможенного сотрудничества, СНГ, Совета Европы, Совета государств Балтийского моря, Черноморского экономического сотрудничества и др.).

Характеризуя первую форму, можно отметить большой массив договоров в этой области при отсутствии единого универсального, кодифицирующего отрасль в целом. Возможно, это связано с большим разнообразием отношений, подвергающихся регулированию. Ведь это и сфера международных преступлений и преступлений международного характера, и сфера правовой помощи, и сфера международного уголовного преследования. Можно, тем не менее, отметить ряд источников.

В первую очередь международные договоры, устанавливающие ответственность за международные преступления и преступления международного характера. Это Международная кон­венция о пресечении преступления апартеида и наказании за него 1973 г., Конвенция ООН в борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г., Европейская конвенция об уголовной ответственности за коррупцию 1999 г., Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности 2000 г., Европейская конвенция о преступности в сфере компьютерной информации 2001 г., Конвенция ООН против коррупции 2003 г., Международная конвенция о борьбе с актами ядерного терроризма 2005 г. и многие другие. Особенностями этих документов является то, что они закрепляют нормы по организации совместных усилий в борьбе с отдельными видами преступности, а, с другой стороны, содержат составы уголовных преступлений, которые должны быть имплементированы в национальное право.

Вторая группа международных источников регулирует порядок оказания правовой помощи по уголовным делам. Среди этих договоров можно выделить два универсальных: Типовой договор ООН об оказании правовой помощи и Типовой договор ООН о выдаче, которые служат основой для заключения региональных и двусторонних договоров в этой области. В основном же сотрудничество осуществляется на региональной и двусторонней основе. Так, в рамках Совета Европы заключены конвенции о правовой помощи по уголовным делам 1959 г. и выдаче 1957 г., в рамках СНГ – Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях 1993 г. и 2002 г. Россия заключила более 30 двусторонних договоров с различными странами по вопросам правовой помощи по уголовным делам.

Третья группа международных договоров в области международного уголовного права на самом деле регулирует совершенно другие международные отношения, но в этих договорах содержатся несколько статей, применимых и к уголовно-правовой сфере. Как, например, Конвенция ООН по морскому праву 1982 г., устанавливающая ответственность за пиратство.

Не менее важную часть регулирования в международном уголовном праве составляют акты международных организаций. Иногда эти акты предшествуют принятию конвенций, а порой приобретают совершенно самостоятельное значение и применение. Например, одобренные резолюцией ГА ООН Минимальные правила и стандарты обращения с осужденными, Принципы равенства при отправлении правосудия и т.п.

Особого внимания требуют международные договоры в области международной уголовной ответственности индивидов. В 2002 году вступил в силу Статут Международного уголовного суда. Этот независимый международный орган призван привлекать к ответственности за серьезные нарушения международного права. В настоящее время в МУС находятся дела по событиям в Уганде, Конго, Судане. В основе Статута МУС лежат нормы, выработанные при создании и процессе работы Нюрнбергского и Токийского трибуналов, а также еще действующих ныне Международных трибуналов по Руанде и бывшей Югославии.

В литературе высказывается мнение, что источниками международного уголовного права является и национальное законодательство. Представляется, что этот подход не вполне верен. Сфера действия национального права определена совершенно четко. Оно, конечно, должно применяться и при международном сотрудничестве, но цели регулирования национального и международного уголовного права не совпадают. Кроме того, в случае противоречия, как известно, приоритет имеют нормы международного права.

Говоря о видах международного сотрудничества в борьбе с преступностью, можно выделить следующие:

1) гармонизация национального уголовного права;

2) совместное изучение проблем борьбы с преступностью, обмен опытом их решения;

3) обмен информацией (в том числе, оперативной, криминалистической, правовой);

4) оказание материальной, технической и экспертной помощи;

5) исполнение запросов о проведении оперативно-розыскных мероприятий;

6) оказание правовой помощи по уголовным делам;

8) передача для целей международного правосудия;

9) признание и исполнение приговоров и решений по административным делам

10) передача осужденных.

Все виды международного сотрудничества взаимосвязаны между собой и одинаково важны. Одни из них могут быть реализованы посредством межведомственного сотрудничества (например, изучение проблем преступности, обмен информацией, оказание технической помощи), другие требуют заключения межгосударственных или межправительственных договоров (правовая помощь, экстрадиция, передача осужденных). В реализации различных видов сотрудничества участвуют и полицейские органы государств, и прокуратуры, и суды, и таможенные и пограничные органы и т.п. Вместе с тем, порой требуется создание специальных органов для участия в международном сотрудничестве.

Направления сотрудничества государств по уголовным делам определяются наиболее актуальными вопросами, которые стоят перед ними. Чаще всего речь идет о борьбе с отдельными видами преступлений. Таким образом, можно выделить следующие направления:

1) борьба с международными преступлениями;

2) борьба с терроризмом;

3) борьба с преступлениями против человечности и массовым нарушением прав человека;

4) борьба с трансграничной организованной преступностью;

5) борьба с легализацией доходов от преступной деятельности;

6) борьба с коррупцией;

7) борьба с контрабандой оружия;

8) борьба с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

9) борьба с торговлей людьми;

10) борьба с фальшивомонетничеством.

Это далеко не полный перечень направлений сотрудничества государств. Как правило, по каждому из направлений начинается работа по принятию многостороннего международного договора, а также создаются специальные международные органы или организации либо вспомогательные тематические органы в рамках уже существующих.

Вопросы борьбы с преступностью относятся к сфере внутреннего законодательства каждого государства (однако, проблема борьбы с глобализацией преступности не может быть решена в рамках ограниченных национально-государственных средств и методов).

Принцип сотрудничества государств является императивной нормой, одним из принципов МП, закрепленных в Уставе ООН, Декларации о принципах МП 1970 и Заключительном акте СБСЕ 1975.

Факторы, обусловливающие сотрудничество государств в борьбе с преступностью:

1) особый характер определенных преступлений, посягающих на интересы нескольких государств либо представляющих опасность для международного сообщества;

2) потребности координации усилий по предотвращению и пресечению преступных деяний;

3) потребности по оказанию взаимной правовой помощи по УД.

Направления сотрудничества государств в борьбе с преступностью:

1) разработка многосторонних конвенций по регламентации отдельных отраслей или институтов МП, содержащих нормы, касающиеся определенных международных преступлений;

2) совмещение договорных и институционных форм межгосударственного сотрудничества с использованием потенциала специальных учреждений (пример: Интерпол) и универсальных международных организаций и органов системы ООН;

3) сочетание универсальных и локальных средств сотрудничества;

4) согласование международно-правовых и внутригосударственных норм и механизмов, охватывающих уголовно-правовые и уголовно-процессуальные аспекты сотрудничества.

Основные виды сотрудничества (в соответствии с его основными направлениями – сотрудничеством путем заключения международных договоров и сотрудничества в рамках международных организаций):

1) конвенционное (осуществляется в форме заключения многосторонних универсальных, региональных и двусторонних локальных соглашений);

2) институционное (осуществляется в рамках комитетов и комиссий, создаваемых в соответствии с международными договорами, международных универсальных организаций, специализированных учреждений ООН, Интерпола и Европола).

Результат реализации принципа сотрудничества (согласование квалификаций преступлений, представляющих опасность для нескольких государств; координация мер по предотвращению и пресечению таких преступлений; установление юрисдикции над преступлениями и преступниками; обеспечение неотвратимости наказания; оказание правовой помощи по УД, включая выдачу преступников).

Формы конвенционного сотрудничества:

1) Двустороннее сотрудничество (заключение двусторонних соглашений по вопросам оказания правовой помощи по УД, выдачи преступников, передачи осужденных лиц для отбывания наказания в стране, гражданами которой они являются).

Пример (соглашения о сотрудничестве в борьбе с преступностью РФ с Финляндией, Швецией, США и другими странами).

2) Региональные сотрудничество:

а) члены Организации американских государств приняли Конвенцию о предупреждении актов терроризма и наказании за него 1971;

б) государства – члены ЕС заключают соглашения о выдаче преступников, признании приговоров по УД, правовой помощи, борьбе с легализацией преступных доходов;

в) страны СНГ подписали Конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 (регламентирует сотрудничество по вопросам выдачи преступников, осуществления уголовного преследования, обмена информацией об обвинительных приговорах и судимости).

Двустороннее и региональное сотрудничество, ограничиваясь узким кругом участников, не позволяет в полной мере координировать деятельность государств в борьбе с преступлениями международного характера, затрагивающими интересы международного сообщества в целом.

3) Универсальное сотрудничество (осуществляется на основе многосторонних международных договоров, являющихся источниками международного уголовного права).

Характерные черты указанных договоров:

1) фиксация права всех без исключения государств быть их участниками;

2) определение состава преступления в качестве общего стандарта;

3) обязательства государств – участников обеспечить соответствие международной и национальной регламентации, гарантирующее законодательную квалификацию преступления международного характера как уголовно наказуемого;

4) решение вопроса о разделении юрисдикции государств – участников.

102. Международная уголовная ответственность ф/л. Международный уголовный суд: создание, компетенция, юрисдикция. Деятельность Международных трибуналов по бывшей Югославии и Руанде

Основание привлечения к уголовной ответственности ф/л – совершение ими международного преступления или уголовного преступления международного характера.

Ф/л (граждане государств и лица без гражданства), совершившие указанные преступления, могут быть привлечены к уголовной ответственности в соответствии с:

1) действующими международными договорами, предусматривающими наказания за такие правонарушения;

2) национальным законодательством государства, гражданами которого они являются или на территории которого они постоянно проживают.

За совершение отдельных преступлений (пиратство или угон воздушного судна) ф/л могут быть привлечены к уголовной ответственности по законам государства, захватившего пиратов или угонщиков воздушного судна.

К ф/л применимы положения:

1) Конвенции о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества 1968;

2) конвенций, предусматривающих выдачу преступников по отдельным видам преступлений;

3) конвенций, заключенных государствами по вопросам оказания правовой помощи по уголовным, семейным и гражданским делам.

Главный принцип – неотвратимость наказания за совершение указанных преступлений.

Международный уголовный суд (МУС) (Статут МУС принят в 1998 г. на Дипломатической конференции ООН, вступил в силу с 01.07.2002; Ассамблея государств – участников избрала 18 судей).

МУС учрежден как постоянный орган, уполномоченный осуществлять юрисдикцию в отношении лиц, ответственных за международные преступления, и дополняет национальные органы уголовной юстиции (обладает юрисдикцией в отношении преступлений геноцида; преступлений против человечества; военных преступлений и преступлений агрессии).

Принципы деятельности МУС:

1) принцип индивидуальной уголовной ответственности (не влияет на ответственность государств по МП);

2) принцип комплементарности (дополнительности) (уголовное преследование за совершение международных преступлений осуществляет национальная юстиция, а МУС дополняет ее в случаях, когда государство не желает или не способно вести расследование или возбудить уголовное преследование должным образом).

Полномочия МУС ограничены во времени и в пространстве:

1) уполномочен рассматривать только международные преступления, совершенные после 01.07.2002;

2) к суду привлекаются только граждане государств, ратифицировавших Статут, или те, кто соверши преступления на территории данных государств.

Лицо, совершившее преступление, подпадающее под юрисдикцию МУС, несет индивидуальную ответственность и подлежит наказанию, если это лицо:

1) совершает такое преступление индивидуально, совместно с другим лицом или через другое лицо;

2) приказывает, подстрекает или побуждает совершить такое преступление (если это преступление совершается или имеет место покушение на преступление);

3) с целью облегчить совершение такого преступления пособничает, подстрекает или иным образом содействует его совершению, включая предоставление средств для его совершения;

4) любым другим образом способствует его совершению или покушению на совершение группой лиц, действующих с общей целью (содействие должно оказываться умышленно или в целях поддержки преступной деятельности).

1) не применяется в отношении лиц, не достигших 18 лет на момент совершения преступления;

2) применяется в отношении всех лиц независимо от их должностного положения;

3) устанавливает ответственность командиров и других начальников за деяния подчиненных;

4) закрепляет отсутствие сроков давности по преступлениям, подпадающим под юрисдикцию МУС;

5) устанавливает, что лицо не подлежит уголовной ответственности, если в момент совершения деяния оно в момент совершения деяния (страдало психическим заболеванием; находилось в состоянии интоксикации; действовало разумно для защиты себя, другого лица или имущества, являвшегося особо важным для их выживания).

Органы МУС (Президиум, Апелляционное отделение, Судебная палата, Палата предварительного производства, Канцелярия прокурора, Секретариат).

В своей деятельности МУС применяет Статут, Элементы преступлений, Правила процедуры и доказывания, а там, где уместно – применимые договоры, принципы и нормы МП.

Международный трибунал для судебного преследования лиц, ответственных за серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории бывшей Югославии с 1991 г. (учрежден СБ ООН в 1993 г.; процессуальная деятельность определяется Статутом 1993 и Правилами процедуры и доказывания 1994).

Трибунал уполномочен осуществлять судебное преследование лиц:

1) нарушающих законы и обычаи войны (применение видов оружия, предназначенных для причинения излишних страданий; бессмысленное разрушение населенных пунктов; нападение на незащищенные населенные пункты или здания);

2) совершающих геноцид;

3) ответственных за следующие преступления, совершаемые в ходе вооруженного конфликта международного и внутреннего характера и направленные против гражданского населения (убийство; истребление; порабощение; депортация; заключение в тюрьму; пытки; изнасилование; преследование по политическим, расовым или религиозным мотивам).

Юрисдикция Трибунала (распространяется на ф/л и имеет приоритет по отношению к юрисдикции национальных судов (на любом этапе может попросить национальные суды передать ему производство по делу)).

Органы Трибунала (Судебные камеры (по 11 судей), Апелляционная камера, Обвинитель, Секретариат) (судьи Трибунала избираются ГА ООН из представляемого СБ ООН списка; обвинитель назначается СБ ООН по рекомендации Генерального секретаря ООН),

Государства сотрудничают с Трибуналом в вопросах расследования и судебного преследования лиц, обвиняемых в совершении серьезных нарушений международного гуманитарного права.

Международный уголовный трибунал для судебного преследования лиц, ответственных за геноцид и другие серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории Руанды, и граждан Руанды, ответственных за геноцид и другие подобные нарушения, совершенные на территории соседних государств, в период с 01.01.1994 по 31.12.1994 (Статут Трибунала утвержден резолюцией СБ ООН 1994; процессуальная деятельность определяется Статутом и Правилами процедуры и доказывания).

Трибунал уполномочен осуществлять судебное преследование лиц:

1) совершивших геноцид и другие международные преступления;

2) совершивших или отдавших приказ о совершении серьезных нарушений Женевских конвенций 1949 о защите жертв войны.

Юрисдикция Трибунала (распространяется на ф/л и имеет приоритет по отношению к юрисдикции национальных судов (на любом этапе может попросить национальные суды передать ему производство по делу)).

Органы Трибунала (две Судебные камеры (по 11 судей), Апелляционная камера, Обвинитель, Секретариат) (Обвинитель Трибунала по бывшей Югославии является также Обвинителем Трибунала по Руанде),

Международное сотрудничество в борьбе с преступностью осуществляется по различным направлениям, в определенных формах и видах.

Если рассматривать направления международного сотрудничества в борьбе с преступностью как пути развития, как определенные тенденции в этом развитии, то можно выделить:

- побуждение государств и способствование им в заключении договоров и соглашений в сфере борьбы с международной преступностью, включая ее предупреждение и обращение с правонарушителями;

- выработку международных стандартов в области предупреждения преступности, уголовного преследования и отбывания наказания за совершение международных преступлений и преступлений международного характера;

- разработку рекомендаций для борьбы национальных правоохранительных органов с общеуголовными преступлениями, информационную и консультативную помощь государствам (с учетом того, что каждое государство ведет эту борьбу в рамках суверенитета, в пределах своей территории и в соответствии с собственными социальными и экономическими условиями).

В зависимости от содержания (круга вопросов) международного сотрудничества в борьбе с преступностью целесообразно выделить следующие его направления (виды):

- договорно-правовую координацию усилий государств в борьбе с преступлениями, затрагивающими интересы всего мирового сообщества, многих или нескольких государств;

- правоприменительную и организационную деятельность компетентных международных организаций и соответствующих внутригосударственных органов в борьбе с такими преступлениями;

- научно-информационное обеспечение этой деятельности;

- материально-техническую помощь нуждающимся государствам для обеспечения эффективной борьбы с преступностью.

По другому критерию - с учетом характера преступности - такие направления можно классифицировать следующим образом:

- сотрудничество в борьбе с международными преступлениями;

- сотрудничество в борьбе с преступлениями международного характера (транснациональными преступлениями);

- сотрудничество в борьбе с общеуголовной преступностью.

В свою очередь каждое из названных направлений (видов) может быть структурировано в зависимости от опасности и распространенности того иди иного преступления (группы преступлений).

Соответственно этому критерию можно выделить направления международного сотрудничества в борьбе со следующими преступными деяниями:

- международным и внутригосударственным терроризмом;

- незаконным оборотом наркотических средств;

- незаконным оборотом химических и ядерных материалов;

- незаконной торговлей оружием и боеприпасами;

- незаконными операциями в сфере высоких технологий (прежде всего компьютерными преступлениями);

- международной и национальной коррупцией;

- незаконными банковскими операциями и фальшивомонетничеством;

- кражами автомобилей и их контрабандой;

- незаконным перемещением людей через границу;

- торговлей женщинами и детьми в целях их сексуальной эксплуатации;

- торговлей людьми в целях пересадки человеческих органов.

Приоритет того или иного направления международного сотрудничества определяется международным сообществом или отдельными государствами, отражается в международно-правовом и внутригосударственном законодательстве и соответствующих организационных структурах конкретных государств с учетом общественной опасности, характера и распространенности рассматриваемых преступлений, а также иных обстоятельств (политической конъюнктуры, экономического состояния, социального развития, религиозной ориентации, сложившихся традиций и т.п.).

Международное сотрудничество в борьбе с преступностью может осуществляться в следующих основных формах:

а) оказание взаимной правовой помощи по уголовным делам;

б) выдача лиц, совершивших преступления, для привлечения к уголовной ответственности или исполнения приговора;

в) передача осужденных к, лишению свободы для дальнейшего отбывания наказания в государства их гражданства или постоянного места жительства;

г) обмен оперативной, правовой и иной информацией;

д) выполнение поручений по международному розыску;

е) обеспечение прав и свобод граждан данного государства при осуществлении уголовного правосудия в другой стране;

ж) подготовка кадров, обмен опытом работы правоохранительных органов различных государств в борьбе с международной преступностью;

з) предоставление экспертных и консультативных услуг, специальных научно-технических средств и оказание иной материально-технической помощи;

и) совместное изучение проблем преступности и борьбы с ней, прогнозирование и программирование этой деятельности;

к) участие в официальных мероприятиях (конгрессах, совещаниях) и научно-практических конференциях (семинарах, симпозиумах), обсуждающих проблемы международного сотрудничества в предупреждении преступности, борьбе с ней и при обращении с правонарушителями.

В зависимости от масштабности и комплексности международного сотрудничества в борьбе с преступностью могут быть выделены такие его формы, как многостороннее и двустороннее сотрудничество. В свою очередь многостороннее сотрудничество подразделяется на глобальное и региональное. Примером глобального сотрудничества является подготовка, подписание и реализация Международной конвенции по борьбе с захватом заложников (1979 г.), принятой Генеральной Ассамблеей ООН. Региональное сотрудничество осуществляется, например, в рамках Совета Европы.

Основным объектом международно-правового регулирования в образовательной сфере традиционно является высшее образование (начальное и среднее образование в меньшей степени регулируются международными договорами). Большое регулятивное значение имеют здесь не только собственно международные соглашения, но и многочисленные акты рекомендательного характера (“мягкое право”).

Среди универсальных документов в этой области наиболее известны Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования 1960 года, Пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 года, Флорентийское соглашение о ввозе материалов, относящихся к образованию, науке и культуре 1950 года, Конвенция о техническом и профессиональном образовании 1989 года, Европейская конвенция об общей эквивалентности периодов университетского обучения 1990 года, а также принятая в 1998 году Всемирная декларация о высшем образовании для ХХI века: подходы и практические меры и ряд других актов, принятых под эгидой ЮНЕСКО.

Международно-правовое сотрудничество государств в области защиты культурного наследия человечества и международно-правовые акты в области защиты культурного наследия.

Сущность современной концепции международного культурного сотрудничества, базируется на представлениях о культуре как необходимом средстве международного общения.

В современном международном праве задача содействия международному сотрудничеству в области культуры была закреплена в Уставе ООН (п. “b” ст. 55).

Так, в Декларации принципов международного культурного сотрудничества, принятой в Париже 04.11.1966 на 14-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО, подчеркивается, что “мир должен основываться на интеллектуальной и нравственной солидарности человечества”, что “в их богатом многообразии, разнообразии и взаимном влиянии все культуры являются частью общего достояния человечества”.1 Согласно Декларации “культурное сотрудничество является правом и долгом всех народов и стран, поэтому они должны делиться друг с другом знаниями и опытом”.

Государства должны осознавать, что международное культурное сотрудничество, вне зависимости от того, осуществляется ли оно на двусторонней или многосторонней основе, неизбежно способствует делу мира, развитию мирных и дружественных отношений между государствами.

Международно-правовое сотрудничество в области защиты авторского права и прав, близких к авторскому праву

Международная защита авторских прав осуществляется на универсальном, региональном и двустороннем уровне. Благодаря функционированию Всемирной торговой организации на сегодняшний день сложилась единая универсальная система охраны авторских прав на основе Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведения 1886 года.

Конвенция охраняет литературные и художественные произведения, под которыми понимает все произведения в области литературы, науки и искусства, каким бы способом и в какой бы форме они ни были выражены. В перечень произведений конвенции вошли и книги, и лекции, и музыкальные произведения, и фотографии, и рисунки и т.п.

Конвенция ставит своей задачей в первую очередь защитить имущественные (исключительные) авторские права, однако упоминает и о защите произведения от искажения, праве авторства.

Нормы конвенции позволяют сделать вывод о том, что она распространяет свое действие на произведения, выпущенные в свет до вступления ее в силу, если такое произведение к тому времени не стало общественным достоянием в силу истечения срока охраны. В конвенции закреплен принцип национального режима для всех граждан государств-участников.

Конвенция охраняет авторские права на литературные, научные и художественные произведения, в том числе произведения письменные, музыкальные, драматические и кинематографические, произведения живописи, графики и скульптуры.

В отличие от Бернской конвенции она не охраняет устные произведения.

Конвенцией предусмотрен знак конвенционной охраны, состоящий из трех элементов:

  • ©;
  • имя правообладателя;
  • год первого издания.

Дополняя и расширяя условия охраны по Бернской конвенции, государства заключают региональные и двусторонние договоры.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: