Виды негосударственных субъектов обеспечения национальной безопасности

Обновлено: 28.04.2024

Основными объектами национальной безопасности законом установлены: личность — ее права и свободы; общество — материальные и духовные ценности; государство — его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.

Основным субъектом обеспечения национальной безопасности является государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной власти.

Закон определяет силы и средства обеспечения безопасности в структуре силовых ведомств, органов, обеспечивающих безопасное ведение работ в промышленности, энергетике, на транспорте и в сельском хозяйстве; службы обеспечения безопасности средств связи и информации, таможни, природоохранных органов, органов охраны здоровья населения и других государственных органов обеспечения безопасности, действующих на основании законодательства.

В законе говорится также, что граждане, общественные и иные организации и объединения, являясь субъектами безопасности, обладают правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством республик в составе Российской Федерации, нормативными актами органов государственной власти и управления краев, областей, автономных областей и автономных округов, принятыми в пределах их компетенции в данной сфере. Главным объектом и субъектом национальной безопасности сейчас мы считаем человека — самое ценное, но и наиболее опасное и для себя, и для окружающей среды существо на Земле. При этом человек присутствует во всех видах безопасности. Поэтому обеспечение безопасности личности становится условием обеспечения безопасности всех других ее видов и уровней. С другой стороны, положение личности определяется состоянием общества, государства.

Личную безопасность каждый человек может обеспечить себе лишь частично, действуя в рамках закона и не пренебрегая интересами общества и государства. Негосударственные организации, действующие на общественных началах, могут обеспечить в какой-то степени безопасность отдельных групп населения. Основным же инструментом обеспечения безопасности жизнедеятельности призвано быть государство. Это не только его основная задача, но и исключительная обязанность.

Однако, с одной стороны, имеются факты недостаточной ответственности государственных органов, в частности за жизнь и безопасность граждан. С другой стороны, значительная часть населения России не умеет или скорее не желает сочетать свои личные интересы с государственными. В результате растет правовой нигилизм, дискредитируются государственные начала в различных сферах жизни общества, забывается, что кроме прав у человека есть и обязанности. В связи с этим серьезную угрозу национальной безопасности России представляет несбалансированность интересов государства, общества, различных социальных групп и личности.

Принципы обеспечения национальной безопасности — это руководящие и наиболее важные идеи, направленные на реализацию национальных целей.

Негосударственная система обеспечения национальной безопасности является неотъемлемой составной частью целостной общей системы обеспечения национальной безопасности любой демократической страны. Исходной предпосылкой ее права на существование является политологическая истина, что гражданское общество не идентично государству и что государство призвано служить гражданскому обществу. Именно общество формирует и содержит государственные структуры и поэтому имеет все основания направлять и контролировать деятельность государства, исходя из ценностных ориентации и законов.

В качестве субъектов обеспечения национальной безопасности на уровне негосударственной системы в современной России можно рассматривать следующие:

· органы местного самоуправления;

· негосударственный (частный) нотариат;

· негосударственные охранные службы и детективные агентства;

· общественные объединения и отдельные граждане.

Социальные общности на муниципальном уровне наиболее чувствительны к деятельности государственных органов по повышению качества жизни граждан. На местном уровне реализуется большинство жизненно важных интересов личности, социальной общности.

Органы местного самоуправления создают необходимые условия для нормальной жизнедеятельности граждан, реализуют гибкую систему управления, приспособленную к местным особенностям и условиям безопасности, способствуют развитию инициативы и самостоятельности граждан.

Правовые основы местного самоуправления определяются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другими федеральными законами, конституциями, уставами и законами субъектов Российской Федерации.

Правовой статус органов местного самоуправления в самом общем виде характеризуется тем, что они отделены от государства и не входят в систему органов государственной власти, взаимодействуют с ними на основе права, их общий статус, принципы организации, основные варианты организационных форм, а также важнейшие полномочия установлены правом; органам местного самоуправления предоставлено право решать самостоятельно вопросы местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; общие принципы и гарантии местного самоуправления, установленные Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, не могут быть произвольно ограничены каким-либо органом государственной власти.

Органы местного самоуправления вправе создавать предприятия для осуществления хозяйственной деятельности. Они определяют цели, условия и порядок их деятельности, осуществляют регулирование цен и тарифов на их продукцию, утверждают их уставы, назначают руководителей. Они также координируют деятельность предприятий, не находящихся в муниципальной собственности, по их участию в комплексном социально-экономическом развитии их территорий (т.е. территорий муниципальных образований).

В вопросах обеспечения безопасности, несомненно, важное значение имеет отнесение к полномочиям местного самоуправления таких функций, как:

· получение от предприятий, расположенных на территории муниципального образования, необходимых сведений о проектах планов предприятий, обязательное согласование этих планов в соответствующих органах структуры местного самоуправления;

· внесение предложений по проектам планов промышленных предприятий по вопросам, связанным с удовлетворением потребностей населения: рассмотрение планов размещения, развития и специализации предприятий; создание за счет имеющихся средств промышленных предприятий смешанного типа;

· подготовка предложений о приватизации муниципальных предприятий; размещение предприятий на подведомственной территории; создание предприятий для осуществления хозяйственной деятельности, определение порядка их деятельности, утверждение их уставов; предоставление в пожизненное наследуемое владение, постоянное и временное пользование земельных участков; регистрирование права собственности на землю;

· планирование и контроль использования земель; взимание платы за пользование землей.

К ведению органов местного самоуправления отнесено содержание и использование муниципального жилищного фонда и нежилых помещений; регулирование планировки и застройки своих территорий; создание условий для жилищного и социально-культурного строительства; организация, содержание и развитие муниципальных энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения, канализации; организация снабжения населения и муниципальных учреждений топливом; благоустройство и озеленение своих территорий; организация утилизации и переработки бытовых отходов; организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения. Они же организуют работу городского транспорта, связи. К их ведению относится муниципальное дорожное строительство, содержание дорог местного значения. На местную администрацию возложены задачи выявления и учета лиц, которым необходима социальная поддержка, осуществляемая за счет местного бюджета. В целях социальной защиты граждан местная администрация формирует фонд социальной защиты населения, распоряжается его средствами с его целевым назначением. Одним из направлений деятельности местной администрации в данной области является работа по улучшению жилищных, материальных, бытовых условий семей, потерявших кормильца, инвалидов, престарелых граждан; принятие мер по оказанию помощи гражданам, нуждающимся в обслуживании на дому

Большая работа ведется муниципальными органами по созданию экологически безопасных условий жизни граждан.

Обобщая далеко не полный перечень функций органов местного самоуправления, можно сделать вывод, что они призваны прежде всего обеспечить витальные и социальные жизненно важные интересы личности.

Одним из негосударственных субъектов обеспечения безопасности личности выступает частный нотариат.

Правовые основы организации и деятельности нотариальной службы закреплены в Основах законодательства Российской Федерации о нотариате от 1993 г. Основные задачи нотариальной службы состоят в том, чтобы обеспечить защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц, охранять собственность путем совершенствования различных нотариальных действий; предупреждать правонарушения, укреплять законность.

Минюст РФ и его органы оказывают определенное организующее воздействие на деятельность негосударственных нотариусов, которое выражается в ведении реестра контор частных нотариусов; в установлении порядка выдачи лицензий на право нотариальной деятельности. При Минюсте образуется апелляционная комиссия, рассматривающая жалобы на решения квалификационных комиссий, которые создаются при органах юстиции для приема экзаменов у лиц, прошедших стажировку и желающих заниматься нотариальной деятельностью.

При совершении нотариальных действий частные нотариусы, с одной стороны, руководствуются законом, а также правовыми актами по вопросам нотариальной деятельности, издаваемыми Минюстом РФ. С другой стороны, объединения нотариусов, занимающихся частной нотариальной практикой, осуществляя нотариальные действия, активно участвуют в организации нотариальной службы.

Квалификационная деятельность частного нотариата как структурного компонента системы обеспечения национальной безопасности оказывает непосредственное влияние на материальное и духовное благополучие граждан, способствует укреплению безопасности как физических, так и юридических лиц в Российской Федерации.

Адвокатура призвана выполнять важнейшие функции, связанные с оказанием юридической помощи гражданам, предприятиям, учреждениям, организациям, общественным объединениям. Адвокаты дают консультации, разъяснения, справки, советы по правовым вопросам; составляют документы юридического характера; представляют в судах общей юрисдикции и арбитражных судах по гражданским делам и делам об административных правонарушениях ответчиков и истцов; осуществляют юридическое обслуживание учреждений, предприятий, организаций на договорной основе; ведут защиту граждан по уголовным делам и т.п.

Перечисленные выше функции адвокатуры свидетельствуют о том, что она своей деятельностью способствует охране прав и законных интересов физических и юридических лиц, объективному и справедливому отправлению правосудия, укреплению законности.

Согласно Положению об адвокатуре, она является общественным объединением, формируемым на добровольной основе из лиц, имеющих высшее юридическое образование и занимающихся адвокатской деятельностью. Она функционирует на принципах самоуправления, самостоятельно решая внутренние вопросы своей деятельности. Основной организационной формой и первичным звеном адвокатуры являются юридические консультации, образуемые в городах и районах. Юридические консультации объединяются в коллегии адвокатов, которые образуются в субъектах Российской Федерации. Высшим органом коллегии адвокатов является общее собрание или конференция членов коллегии, которые избирают президиум коллегии адвокатов, ревизионную комиссию; устанавливают численный состав, штаты коллегии, заслушивают и утверждают отчеты о деятельности президиума и ревизионной комиссии коллегии; рассматривают жалобы на постановления коллегии и т.д.

Основные не государственные субъекты обеспечения национальной безопасности

В качестве субъектов обеспечения национальной безопасности на уровне негосударственной системы в современной России можно рассматривать следующие:
органы местного самоуправления;
негосударственный (частный) нотариат;
адвокатура;
негосударственные охранные службы и детективные агентства;
общественные объединения и отдельные граждане.

Органы местного самоуправленияОрганы местного самоуправления вправе создавать.

Органы местного самоуправления
Органы местного самоуправления вправе создавать предприятия для осуществления хозяйственной деятельности. Они определяют цели, условия и порядок их деятельности, осуществляют регулирование цен и тарифов на их продукцию, утверждают их уставы, назначают руководителей. Они также координируют деятельность предприятий, не находящихся в муниципальной собственности, по их участию в комплексном социально-экономическом развитии их территорий (т.е. территорий муниципальных образований).

Частный нотариатОсновные задачи нотариальной службы состоят в том, чтобы обес.

Частный нотариат
Основные задачи нотариальной службы состоят в том, чтобы обеспечить защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц, охранять собственность путем совершенствования различных нотариальных действий; предупреждать правонарушения, укреплять законность.

АдвокатураАдвокатура призвана выполнять важнейшие функции, связанные с оказан.

Адвокатура
Адвокатура призвана выполнять важнейшие функции, связанные с оказанием юридической помощи гражданам, предприятиям, учреждениям, организациям, общественным объединениям.

Частные детективные и охранные службы Частные детективные и охранные службы о.

Частные детективные и охранные службы
Частные детективные и охранные службы оказывают физическим и юридическим лицам на основе взаимной договоренности услуги по защите интересов граждан, охране имущества собственников, поиску без вести пропавших лиц и др. Их деятельность дополняет работу правоохранительных органов государства по защите законных прав и интересов граждан, предприятии и организаций. Отличие их деятельности от деятельности органов МВД, ФСБ, ФСО и других состоит в том, что частная детективная и охранная деятельность является предпринимательской.

Услуги частных охранных предприятий:защита жизни и здоровья граждан от престу.

Услуги частных охранных предприятий:
защита жизни и здоровья граждан от преступных посягательств;
охрана имущества собственников, в том числе и при его транспортировке, физическими и техническими средствами;
проектирование, монтаж и эксплуатационное обслуживание средств пожарно-охранной сигнализации;
консультирование и подготовка рекомендаций по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств;
обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий (концертов, съездов партий и др.).

Частные детективные агентства (предприятия) осуществляют: сбор сведений по гр.

Частные детективные агентства (предприятия) осуществляют:
сбор сведений по гражданским и уголовным делам;
сбор информации о предпринимательской деятельности с целью выявления надежности партнера клиента; установления предприятий, осуществляющих недобросовестную конкуренцию;
сбор сведений об отдельных лицах при заключении с ними контрактов;
поиск без вести пропавших лиц и утраченного имущества.

Общественные объединения граждан в зависимости от организационно-правовых фор.

Общественные объединения граждан в зависимости от организационно-правовых форм их создания можно разделить на следующие виды:
общественные организации (функционируют на основе членства и совместной деятельности для защиты общих интересов объединившихся граждан);
общественные движения (состоят из участников без членства и преследуют социальные, политические и иные общественно-полезные цели);

общественные фонды (не имеющие членства общественные объединения, цель которы.

общественные фонды (не имеющие членства общественные объединения, цель которых заключается в накоплении имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использование данного имущества на общественно-полезные цели);
общественные учреждения (не имеют членства, ставят своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям);

органы общественной самодеятельности (не имеют членства; целью ставят совмест.

органы общественной самодеятельности (не имеют членства; целью ставят совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы);
союзы и ассоциации (создаются на основе учредительных договоров группами вышеуказанных общественных объединений).

Проверь себяИмеют ли право частные охранные предприятия защищать жизни и здор.

Проверь себя
Имеют ли право частные охранные предприятия защищать жизни и здоровье граждан от преступных посягательств?
Какую деятельность осуществляют частные детективные агентства?
На какие сферы деятельности подразделяются общественные объединения?
Какой закон определяет статус профсоюзов?
Назовите отдельную группу общественных объединений граждан.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Один из системных элементов гражданского общества, состоящий, в свою очередь из негосударственных предприятий, служб и организаций, предоставляющих на возмездной основе услуги по охране интересов граждан, предприятий и организаций, связанных с безопасностью, действующих в условиях рыночной экономики и являющихся реализацией частной предпринимательской инициативы граждан.

Негосударственная система обеспечения безопасности включает три основных типа субъектов: частные детективные бюро (агентства); частные охранные бюро (предприятия), собственные службы безопасности предприятий. Наряду с этими элементами в эту систему входит целый ряд элементов, взаимозависимость и взаимообусловленность функционирования и развития которых настолько сложна и многообразна, что они могут существовать как автономно, так и в тесной связи друг с другом.

Основные направления деятельности в сфере борьбы с преступностью.

Правоохранительные органы осуществляют координационную деятельность по следующим направлениям:

1) совместный анализ состояния преступности, ее структуры и динамики, прогнозирование тенденции развития, изучение практики выявления, расследования, раскрытия, предупреждения и пресечения преступлений;

2) выполнение Государственной программы по борьбе с преступностью;

3) разработка совместно с другими государственными органами, а также научными учреждениями предложений о предупреждении преступлений;

4) подготовка и направление в необходимых случаях информационных материалов по вопросам борьбы с преступностью Президенту, Национальному собранию, Совету Министров, исполнительным и распорядительным органам и органам местного самоуправления;

5) обобщение практики применения законов о борьбе с преступностью и подготовка предложений об улучшении правоохранительной деятельности;

6) разработка предложений о совершенствовании правового регулирования деятельности по борьбе с преступностью;

7) обобщение практики выполнения международных договоров и соглашений с зарубежными странами и международными организациями по вопросам сотрудничества в борьбе с преступностью и выработка соответствующих предложений;

8) изучение координационной деятельности правоохранительных органов, распространение положительного опыта.

Направления международного сотрудничества в борьбе с преступностью.

Международное сотрудничество в борьбе с преступностью — это объединение усилий государств и других участников международных отношений с целью повышения эффективности предупреждения преступлений, борьбы с ними и исправления правонарушителей.

Международное сотрудничество МВД России в этой области ведется по трем направлениям:

1) в рамках заключения межправительственных соглашений;

2) участие наших представителей в работе международных организаций;

3) непосредственное установление межведомственных контактов со специальными подразделениями других стран

Государство как социальный институт и основной субъект безопасности.

Наиболее крупным социальным институтом является го­сударство. В нем довольно четко осуществляется социальная стратификация, выявление со­циальных статусов и позиций, наличествует ярко выраженные признаки социаль­ного института.

В государстве уже четко разделяется управляющая и управ­ляемые подсистемы. Важнейшее место в структуре государства как социального института принадлежит государственному аппарату. Государст­венный аппарат — это тот необходимый комитет, который в силу разделения труда внутри публично-властной формы, организации классового общества осуществляет функции этой организации и классовой власти.

Главная функция государства состоит в формировании такой со­циальной среды, которая содержала бы в себе предпосылки развития господствующих производственных отношений и самого класса собст­венников.

Другой не менее важной функцией государства является по­давление сопротивления угнетенных классов, установление отно­шений господства и подчинения.

Основным же субъектом обеспечения национальной безопасности выступает государство, осуществляющее функции в этой области через органы власти.

Таким образом, сущность национальной безопасности определяется как состояние защищенности страны, которое возникает в процессе взаимодействия органов государственной власти, организаций и общественных объединений для защиты национальных интересов от угроз. Содержание же этого понятия образуют понятия «национальный интерес», «угроза национальной безопасности» и «система обеспечения национальной безопасности».

Функции государства и безопасность.

нутренние функции государства:

§ хозяйственная - организация и регулирование экономической жизни;

§ стабилизационная — поддержание стабильности и мира в обществе;

§ координационная - обеспечение общественного согласия и единства;

§ культурно-воспитательная

§ правовая -

§ экологическая - охрана природы, обеспечение здоровой окружающей среды.

Внешние функции государства.

§ Использование вооруженных сил для решения внешнеполитических задач государства.

§ Реализация геополитических и глобальных интересов страны посредством дипломатической деятельности. Геополитические интересы связаны с соседними государствами, глобальные касаются положения во всем мире (нераспространение ядерного оружия, экологические проблемы).

§ Стимулирование международной экономической деятельности, зашита и поддержка экономических интересов страны за рубежом.

§ Защита экономическою пространства от неблагоприятных внешних влияний на экономику (таможня; система мер, регулирующих импорт и экспорт).

§ Внешние функции — основные, так как их осуществляет только государство.

Через призму управления политикой и экономикой субъектами Федерации прослеживается неравномерность объемов экономических ресурсов, представляемых одним регионам в сравнении с другими; отсутствие политического управления и контроля в одних и гипертрофированность их форм и объемов в других, что создает угрозу для развития макро регионов России. Для обеспечения национальной безопасности государства необходима сбалансированность федеральных и региональных уровней государственного управления.

Подлежит пересмотру организационно-функциональное основание региональной безопасности. Как показывает анализ штатной сетки аппаратов исполнительной власти регионов, многие субъекты не имеют структур, которые обеспечивали бы безопасность на этом уровне. Лишь в немногих есть такой орган, который концентрирует, организует работу по исполнению комплексных функций защиты от угроз.

Одна из причин такого положения дел – недостаточное кадровое обеспечение стратегического планирования на региональном и муниципальном уровнях.[6]

Реализовывать положения КНБ в жизнь должна, в первую очередь, система обеспечения национальной безопасности России, которая включает в себя шесть основных элементов:

1) Президент, его аппарат, Совет безопасности, Госсовет.

2) Правительство и подчиненные ему министерства и ведомства.

3) Федеральное собрание (Совет Федерации и Государственная Дума).

4) Органы судебной власти.

5) Силы и средства обеспечения национальной безопасности.

6) Общественные, негосударственные организации и граждане.

Основные функции государственных органов управления по обеспечению национальной безопасности России.

Совет Безопасности Российской Федерации как важнейший орган государственной системы обеспечения национальной безопасности. Особенности и недостатки государственной системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации

Совет Безопасности Российской Федерации является конституционным органом, осуществляющим подготовку решений Президента Российской Федерации по вопросам стратегии развития Российской Федерации, обеспечения безопасности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз (далее - обеспечение национальной безопасности), проведения единой государственной политики в области обеспечения национальной безопасности.

Положение о Совете Безопасности утверждается Президентом Российской Федерации.

Правовую основу деятельности Совета Безопасности составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы, законы Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, а также само Положение.

Основными задачами Совета Безопасности являются:

- обеспечение условий для реализации Президентом Российской Федерации его конституционных полномочий по защите прав и свобод человека и гражданина, охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, организации взаимодействия органов государственной власти, определению основных направлений внутренней и внешней политики государства;

- определение жизненно важных интересов личности, общества и государства как основных объектов обеспечения национальной безопасности, выявление внутренних и внешних угроз безопасности этих объектов;

- разработка основных направлений стратегии развития государства, обеспечения национальной безопасности и конкурентоспособности Российской Федерации;

- подготовка предложений Президенту Российской Федерации для принятия главой государства решений по вопросам внутренней и внешней политики Российской Федерации в области обеспечения национальной безопасности;

- подготовка решений по нейтрализации внутренних и внешних угроз безопасности личности, общества и государства;

- подготовка оперативных решений по предотвращению чрезвычайных ситуаций, которые могут привести к существенным социально-политическим, экономическим, военным, экологическим и иным последствиям, и решений по организации ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

- подготовка предложений Президенту Российской Федерации о введении, продлении или об отмене чрезвычайного положения;

- подготовка предложений по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в процессе реализации принятых решений в области обеспечения национальной безопасности и оценка их эффективности;

- подготовка предложений Президенту Российской Федерации по реформированию существующих либо созданию новых органов обеспечения национальной безопасности;

- решение иных задач в сфере обеспечения национальной безопасности.

Основными функциями Совета Безопасности являются:

- рассмотрение вопросов внутренней, внешней и военной политики Российской Федерации в области обеспечения национальной безопасности;

- подготовка проектов решений Президента Российской Федерации по вопросам внутренней, внешней и военной политики в области обеспечения национальной безопасности;

- рассмотрение законопроектов по вопросам внутренней, внешней и военной политики в области обеспечения национальной безопасности;

- подготовка проектов указов Президента Российской Федерации по вопросам обеспечения национальной безопасности, контроля деятельности федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих обеспечение национальной безопасности;

- организация и координация разработки стратегии в области внутренней, внешней и военной политики Российской Федерации, оценка внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам личности, общества и государства;

- подготовка предложений по определению основных критериев обеспечения национальной безопасности и мониторинг показателей состояния национальной безопасности;

- подготовка предложений по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в процессе реализации принятых решений в области обеспечения национальной безопасности и оценка их эффективности;

- рассмотрение вопросов, касающихся создания, контроля, поддержания в готовности сил и средств обеспечения национальной безопасности;

анализ информации о функционировании системы обеспечения национальной безопасности, выработка рекомендаций по ее совершенствованию;

- рассмотрение вопросов в области оборонно-промышленной безопасности и военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами;

- принятие решений об образовании, реорганизации и упразднении межведомственных комиссий Совета Безопасности и научного совета при Совете Безопасности Российской Федерации (далее - научный совет при Совете Безопасности);

- организация работ по подготовке федеральных программ обеспечения национальной безопасности и осуществлению контроля за их реализацией;

В систему входят также в качестве функционального элемента соответствующие функции указанных выше структур и необходимая законодательно-нормативная база их деятельности.

Органы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации представляют министерства и другие федеральные органы исполнительной власти, соответствующие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органы местного самоуправления.

К силам обеспечения национальной безопасности относятся:

Вооруженные силы и другие войска Российской Федерации; воинские формирования федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законодательством предусмотрена военная служба; органы федеральной службы безопасности, органы внутренних дел Российской Федерации, органы внешней разведки; органы государственной охраны высших органов государственной власти Российской Федерации и должностных лиц; органы налоговой службы; органы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, формирования гражданской обороны; пограничные войска, внутренние войска; органы, обеспечивающие безопасное ведение работ в промышленности, энергетике, на транспорте и в сельском хозяйстве; службы обеспечения безопасности средств связи и информации, таможни, природоохранные органы, органы охраны здоровья населения и другие государственные органы обеспечения безопасности, действующие на основании федерального законодательства.

К средствам обеспечения национальной безопасности относятся материальные, технические, имущественные и ресурсные объекты, которые непосредственно используются для обеспечения национальной безопасности.

Федеральные органы исполнительной власти России подразделяются на федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти. По функциональным аспектам среди федеральных органов исполнительной власти можно вы делить органы, обеспечивающие безопасность в социально-политической сфере, экономике, в сфере охраны природы и сохранения здоровья населения, в области науки, просвещения и культуры, а также обеспечения личной, общественной и государственной безопасности.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти в целях обеспечения соблюдения законодательства Российской Федерации, выполнения решений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Совета Безопасности Российской Федерации, федеральных программ и планов; совместно с органами местного самоуправления проводят мероприятия по привлечению граждан, общественных объединений и иных организаций для оказания содействия в обеспечении национальной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации; вносят в федеральные органы исполнительной власти предложения по совершенствованию обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

Негосударственной системы обеспечения национальной безопасности в России

Современная наука содержит множество различных подходов к рассмотрению сущности и структуры гражданского общества. Большинство из указанных подходов связано с реализацией прав и свобод человека и гражданина, объединение гражданина , объединение граждан негосударственными средствами . Важнейшую роль при этом играет выполнение каждой сформировавшейся институцией гражданского общества определенной социально значимой функции и взаимодействие с другими институциями (структурами) общества, одновременно подразумевается наличие активной позиции как со стороны структур, так и от органов власти.[7]

Негосударственная система обеспечения национальной безопасности является неотъемлемой составной частью целостной общей системы обеспечения национальной безопасности любой демократической страны. Исходной предпосылкой ее права на существование является политологическая истина, что гражданское общество не идентично государству и что государство призвано служить гражданскому обществу. Именно общество формирует и содержит государственные структуры и поэтому имеет все основания направлять и контролировать деятельность государства, исходя из ценностных ориентации и законов.[8]

На протяжении длительной истории человеческих обществ по-разному оценивались роль и значение трех субъектов обеспечения безопасности: государства, общества и личности. Длительное время государство пыталось брать на себя абсолютно все заботы по обеспечению внешней и внутренней безопасности страны, принижая роль общества в создании безопасных условий жизни для отдельной личности, социальной группы, социальной общности, целого государства.

Новая система обеспечения национальной безопасности России, основные контуры которой обозначены в законе Российской Федерации «О безопасности», не ограничивается лишь государственным уровнем. В нее органично включаются и общество, и отдельные граждане. Под системой обеспечения национальной безопасности подразумевают широкий спектр государственных и негосударственных институтов, действующих в интересах достижения необходимого уровня защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства в различных сферах жизнедеятельности.

В каждой из сфер жизни российского общества сегодня происходят специфические преобразования. И в этих условиях, несомненно, возрастает роль негосударственной (общественной) системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

Негосударственная система обеспечения национальной безопасности является неотъемлемой составной частью целостной общей системы обеспечения национальной безопасности любой демократической страны. Исходной предпосылкой ее права на существование является политологическая истина, что гражданское общество не идентично государству и что государство призвано служить гражданскому обществу. Именно общество формирует и содержит государственные структуры и поэтому имеет все основания направлять и контролировать деятельность государства, исходя из ценностных ориентации и законов.

Наличие и одновременное функционирование государственной и негосударственной систем обеспечения национальной безопасности создает стабильность в стране и то необходимое «равновесие», которое способно уберечь общество и государство от раскола, социальных потрясений и бед.

В качестве субъектов обеспечения национальной безопасности на уровне негосударственной системы в современной России можно рассматривать следующие:

- органы местного самоуправления;

- негосударственный (частный) нотариат;

- негосударственные охранные службы и детективные агентства;

- общественные объединения и отдельные граждане.

Негосударственная система обеспечения национальной безопасности в Российской Федерации находится пока в стадии формирования и развития. Сегодня ей недостает единого методического и организационного центра. Пока лишь можно говорить о наличии возможностей для ее полнокровного функционирования с ростом политической культуры граждан и с формированием в стране зрелого гражданского общества. Современному гражданскому обществу не достает глубокого осознания национальных интересов, которые после признания на концептуальном уровне личностью, обществом и государством превратятся в мощный фактор ускорения социально-экономического развития России.

Однако уже сегодня выделить круг задач, которые призвана решать негосударственная система обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Среди них:

— методическое руководство деятельностью общественных структур, организация взаимодействия между ними и государством в целях защиты национальных интересов России в различных сферах безопасности;

— проведение независимых экспертиз источников опасностей и угроз, формирование банка информации о состоянии защищенности национальных интересов в целом и жизненно важных интересов личности;

— борьба с социальными и моральными пороками, служебной безответственностью и некомпетентностью государственных служащих;

— обеспечение личной безопасности граждан, безопасности предпринимательской деятельности негосударственных экономических структур;

— непосредственное реагирование на ситуации, угрожающие жизни и здоровью граждан, их собственности, природной и культурной среде обитания, правопорядку и т.д.;

— предоставление консалтинговых и иных услуг по организации служб безопасности на предприятиях негосударственного сектора;

— разработка предложений в законодательные акты по проблемам обеспечения безопасности личности и общества;

— участие в разработке новых технических средств и социальных технологий, ориентированных на обеспечение безопасности личности и общества;

— страхование жизни, здоровья, имущества, информации и интеллектуальной собственности граждан;

— формирование общественного мнения граждан, способствование росту их политической культуры и ответственности за судьбу России;

— развитие творчества, инициативы, сподвижничества, чувства патриотизма у граждан;

— популяризация правил безопасности поведения граждан в быту, на транспорте и в чрезвычайных ситуациях;

— вовлечение граждан через общественные объединения в практическую деятельность по обеспечению национальной безопасности;

— подготовка, переподготовка и повышение квалификации граждан для работы в негосударственных структурах обеспечения национальной безопасности;

— участие в реализации международных программ безопасности;

— выработка предложений по ограничению сферы прав и компетенции, а также по оптимизации организационных и управленческих структур госорганов путем делегирования ряда их функций и задач общественным структурам. Обе системы обеспечения национальной безопасности — государственная и негосударственная — должны работать в тесном взаимодействии, особенно в форме обмена соответствующей информацией.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: