Государство увеличивает подоходный налог и налог на прибыль это борьба

Обновлено: 19.04.2024

Фискальная политика состоит в изменении налогов и государственных расходов с целью стабилизации производства, уровня занятости и цен, т.о. инструментами фискальной политики являются налоги и государственные расходы (закупки).

Для осуществления государственных расходов государство формирует с помощью налоговых поступлений централизованный денежный фонд, называемый государственным бюджетом.

Таблица 12. Структура государственного бюджета

Доходы Расходы
Налоги (ТA) Государственные закупки (расходы) (G)
Государственные трансферты (TR)
Баланс Баланс

Баланс величины расходов и доходов государственного бюджета означает что бюджет сбалансирован. Однако бюджет не всегда является сбалансированным. При превышении доходов над расходами возникает бюджетный излишек. При превышении расходов над его доходами создается бюджетный дефицит.

Различают следующие виды бюджетного дефицита:

1) Пассивный дефицит – это дефицит бюджета, вызванный непосредственно автономным движением национального дохода (т.е. без государственного маневрирования государственными расходами и налогами);

2) Активный дефицит – это дефицит бюджета, вызываемый оперативным маневрированием ставками налогов и уровнем расходов;

3) Структурный дефицит – это дефицит, определяемый как разность между доходами и расходами при определенной фискальной политике и заданном уровне безработицы;

4) Циклический дефицит – это дефицит, определяемый как разность между фактически наблюдаемым дефицитом и структурным дефицитом. Когда экономическая система входит в период спада, а уровень безработицы увеличивается выше базового, реально наблюдаемый дефицит бюджета превышает уровень структурного дефицита, что происходит из-за роста трансфертных выплат и падения налогов.

Для анализа того, каким образом манипулирование государственными расходами и налогами позволяет реализовать стабилизационную функцию государства используют кейнсианскую макромодель, включив в нее государственный сектор.

Наличие государственного сектора влечет два важных изменения в данной модели. Во-первых, следует принять во внимание, что государственные закупки являются компонентой планируемых расходов: AЕ = C+I+G. Во-вторых, появляется различие между доходом и личным располагаемым доходом, поскольку государство собирает налоги и осуществляет трансфертные платежи. В результате располагаемый доход будет равен: YD = Y+TR-TA. Соответственно, потребление можно записать как функцию располагаемого дохода:

Предположим, что госзакупки и государственные трансфертные платежи задаются экзогенно и . В дальнейшем мы будем рассматривать два вида налогов: аккордные, то есть, фиксированные налоги, не зависящие от уровня дохода () и пропорциональные зависящие от дохода. Это налоги умноженные на ставку подоходного налога t (, где 0£t<1). Рассмотрим обобщенный случай, когда одновременно существую аккордные и пропорциональные налоги, то есть . Обозначив, сумму всех автономных планируемых расходов через , получим следующее выражение для функции совокупных планируемых расходов:

Влияние государственных закупок на совокупный спрос

Государство, осуществляя государственные закупки, воздействует на изменение совокупного спроса. Чем выше величина государственных закупок, тем больше увеличивается совокупный спрос, и, следовательно, растет национальный продукт.

Графически рост государственных закупок сдвигает вверх кривую совокупного спроса на величину , в результате при прежнем уровне выпуска мы наблюдаем избыточный спрос, что ведет к росту выпуска (рисунок 79).

Изменения государственных расходов подвержены действию эффекта мультипликатора. Мультипликатор государственных расходов показывает насколько изменяется объем национального продукта при изменении величины государственных расходов. Формула изменения выпуска пропорционально мультипликатору государственных расходов имеет следующий вид.

Изменение объема государственных расходов приводит в движение процесс мультипликации национального дохода, идентичный тому, который осуществляется при изменении частных инвестиций.

Следует отметить, что при рассмотрении влияния государственных закупок на национальный доход в предыдущей формуле мы абстрагировались от существования пропорциональных налогов, допустив существование только аккордных налогов. Если же в анализе учесть одновременное существование аккордных и пропорциональных налогов, то мультипликатор налогов примет иной вид. Мультипликатор государственных расходов уменьшается в связи с уменьшение предельной склонности к потреблению на множитель (1 – t). В результате приращение выпуска национального продукта будет определятся следующей формулой: .

Влияние налогов на совокупный спрос.

Изменяя налоги, государство, оказывает воздействие на изменение совокупного спроса и национального продукта. С ростом налогов сокращаются потребительские расходы, совокупный спрос и объем выпуска.

Итак, наличие подоходного налога, приводит к уменьшению эффекта мультипликатора. Это связано с величиной косвенных эффектов. Действительно прямой эффект не зависит от налогов: увеличение автономных расходов на единицу ведет при неизменном доходе к такому же росту совокупных планируемых расходов и требует адекватного увеличения выпуска. Однако когда выпуск растет на единицу, то при наличии пропорциональных налогов это означает, что располагаемый доход увеличится лишь на (1-t), то есть, меньше, чем на единицу, а значит, и изменения в спросе и выпуске будут также меньше. Итак, тот факт, что часть дохода на каждом шаге уходит от потребителя к государству и не оказывает дальнейшего влияния на выпуск, приводит к снижению величины мультипликатора.

Влияние на равновесие увеличения государственных трансфертных платежей.

Увеличение трансфертов на единицу влечет увеличение автономных расходов лишь на величину предельной склонности к потреблению mpc, которая меньше единицы. Это объясняется тем, что трансферты влияют на планируемые расходы не непосредственно, как государственные закупки, а опосредованно через потребление. Количественная оценка изменения объема выпуска при изменении трансфертных платежей выражается формулой .

Пропорциональные налоги выполняют роль автоматического стабилизатора экономики. Под автоматическим стабилизатором понимается механизм, который ослабляет реакцию выпуска на изменения в автономных расходах. При наличии подоходного налога, уменьшается величина мультипликатора автономных расходов, и потому, следует ожидать меньшего роста/падения выпуска в ответ на такое же увеличение/падение автономных расходов.

Фискальная (налогово-бюджетная) политика может использоваться для стабилизации экономики. В частности, когда наблюдается спад производства, то следует уменьшать ставку подоходного налога или увеличивать государственные расходы, причем эффект от увеличения государственных закупок будет выше, чем при таком же увеличении государственных трансфертов. В случае, когда, напротив, наблюдается “перегрев” экономики (экономика на подъеме), то, повышая налоги или сокращая государственные расходы, можно вернуть экономику в состояние полной занятости.

Существует три основных типа фискальной политики:

1) политика неравновесного бюджета (бюджетного дефицита и профицита);

2) политика равновесного бюджета;

3) политика встроенных стабилизаторов.

Первый и второй типы фискальной политики относятся к дискреционной фискальной политике, под которой понимается сознательное манипулирование налогами и государственными расходами с целью изменения реального объема производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста.

В зависимости от направления воздействия на совокупный спрос различают:

1) стимулирующую фискальную политику – она применяется в период спада в целях повышения занятости. Стимулирующая фискальная политика приводит к бюджетному дефициту.

2) сдерживающую фискальную политику, которая реализуется в период подъема с целью ограничения роста совокупного спроса и уровня инфляции. Сдерживающая фискальная политика приводит к бюджетному излишку.

Политика неравновесного бюджета

Данная политика предполагает варьирование:

1) государственными расходами при постоянстве уровня налогообложения;

2) изменение налогов при постоянстве государственных расходов;

3) разнонаправленное изменение налогов и государственных расходов.

Результаты применение этих вариантов политики в случае, когда целью государства является снижение безработицы представлены в таблице.

Таблица.13. Результаты фискальных мероприятий на экономику

Варьирование инструментами Состояние сальдо бюджета Изменение совокупного спроса Изменение национального продукта и занятости
Увеличение государственных расходов Дефицит Растет Увеличивается
Снижение налогов Дефицит Растет Увеличивается
Снижение налогов и увеличение государственных расходов Дефицит Растет Увеличивается

Из таблицы видно, что, и увеличение государственных закупок, и снижение налогов ведет к дефициту государственного бюджета. Таким образом, стимулирующая фискальная политика или, как ее называют фискальная экспансия, негативно влияет на состояние бюджета. И, наоборот, фискальная политика, направленная на снижение выпуска (жесткая фискальная политика) ведет к росту профицита бюджета.

Величина изменения налогов или государственных расходов фиксирует сумму, необходимую для ликвидации дефляционного или инфляционного разрыва.

Политика равновесного бюджета

Политика равновесного бюджета предполагает одновременное изменение как государственных расходов, так и государственных доходов. Применение данной политики оказывает воздействие на изменение уровня национального дохода в связи с тем, что эффект роста государственных расходов превышает эффект действия налогообложения. Это обусловлено разной величиной мультипликаторов государственных расходов и налогов. Результаты от проведения данной политики, если целью государства является снижение безработицы представлены в таблице.

Таблица.14. Результаты фискальных мероприятий на экономику

Однонаправленное и одновременное изменение государственных расходов и налогов Состояние сальдо бюджета Изменение совокупного спроса Изменение национального продукта и занятости
Увеличение государственных расходов Доходы равны расходам, сальдо равно нулю Растет Увеличивается
Увеличение налогов Сокращается Снижается
Общее изменение спроса и выпуска Растет Увеличивается

Данная политика отражает стремление правительства проводить нейтральную фискальную политику по отношению к состоянию бюджета. Это значит, что увеличение государственных закупок должно финансироваться за счет роста налоговых поступлений. Но при этом, известно, что рост государственных закупок приводит к увеличению равновесного выпуска, а снижение налогов – к уменьшению равновесного дохода. Увеличение государственных закупок на единицу ведет к такому же увеличению совокупных планируемых расходов, а снижение налогов на единицу приведет к сокращению планируемых расходов лишь на mpс, поскольку налоги влияют на планируемые расходы опосредованно через потребление. Таким образом, величина совокупных планируемых расходов при каждом уровне дохода увеличится на величину, равную mp, поскольку .

В результате кривая совокупных планируемых расходов сдвинется вверх и равновесный выпуск увеличится. Рост налогов и государственных расходов на одинаковую величину вызывает рост национального дохода, равный изменению уровня бюджета на туже самую величину, т.е. .

Отсюда, можно определить мультипликатор сбалансированного бюджета. Общая величина прироста выпуска будет определятся как сумма двух ниже представленных выражений:

Итак, мультипликатор сбалансированного бюджета равен единице, то есть рост государственных закупок на единицу (при одновременном повышении налогов) ведет к увеличению равновесного выпуска ровно на такую же величину.

Политика встроенных стабилизаторов

Данная политика рассматривает налоги и расходы как автоматически действующие механизмы, способные компенсировать колебания национального дохода: смягчать падение и тормозить бум.

Политика встроенных стабилизаторов реализуется без дискретного вмешательства государства. Автоматизм достигается за счет самого факта существования налогов и трансфертов. Основными автоматическими стабилизаторами являются налоги и пособия по безработице.

Постоянство налоговых ставок ведет в периоды подъема к росту налоговых поступлений, что способствует снижению стимула к росту производства и сдерживает черезмерный спрос. В период спадов постоянство налоговых ставок ведет к снижению налоговых поступлений в бюджет и снижению налоговых изъятий у частных лиц, что приводит к созданию нового спроса.

Применение прогрессивной ставки налога усиливает регулирующие возможности подоходного налога, т.к. темпы изменения налоговых изъятий опережают темпы изменения национального дохода.

Применение данной фискальной политики позволяет оперативно воздействовать на колебания национального дохода, без проблем коллективного согласования выбора времени и объема воздействия на совокупный спрос. Но в тоже время, эта политика не в состоянии вызвать действительный, кардинальный подъем национального производства и занятости.

Проблема бедности населения является одной из тех, которые в выступлениях по телевидению поднимаются представителями власти особенно часто. Но, несмотря на то что каждый из них заявляет о необходимости решительных и безотлагательных действий для исправления ситуации, острые углы в данной теме искусно обходятся.

Обходят их, как кажется многим гражданам, не потому, что не могут осуществить, а потому, что не хотят использовать такие способы, стараясь подменить их на сомнительные эксперименты, которые якобы могут сократить число бедных.

Какие же эффективные способы борьбы с бедностью населения применяются другими государствами, и почему их не используют в России?

Основные способы борьбы с бедностью

Существует всего четыре основных способа борьбы с бедностью, которые применяются во всем мире — как в самых развитых государствах, так и в странах, находящихся на низком уровне социального развития:

  • Социальные пособия
  • Помощь в натуральной форме
  • Минимальная заработная плата
  • Отрицательный подоходный налог

Социальные пособия

Обеспечение денежными средствами нуждающиеся слои населения. Чем сильнее экономика страны, тем больше суммы социальных выплат и длиннее списки тех, кто может за ними обратиться (ведь прожиточный минимум растет).

Понятно, что российская экономика в современном своем состоянии неспособна обеспечить большие социальные пособия всем нуждающимся. Но зачастую средства из бюджета распределяются в ущерб данному направлению на совсем другие цели, среди которых есть откровенно бесперспективные и не являющиеся необходимыми. Так что система пособий в России существует, но ей уделяется очень мало внимания..

Помощь в натуральной форме

Да, при определенных обстоятельствах гражданин может получить помощь от государства медикаментами, одеждой, топливом, продуктами и так далее, но добиться ее бывает очень проблематично, и полагается она лишь в исключительных случаях.

Если же взять пример из других стран — на всей территории США расположены две сотни банков еды, в которых каждый нуждающийся может бесплатно взять необходимые продукты — без заявлений, справок о доходах и бюрократических проволочек.

Минимальная заработная плата

Далеко не везде МРОТ установлен на уровне физического выживания — во многих государствах на минимальную заработную плату можно неплохо жить и при необходимости позволять себе дорогостоящие покупки. В нашей же стране проблема не только в маленьком размере МРОТ, но и в плохом контроле за соблюдением трудовых прав граждан — далеко не всегда работник может защитить свои права, даже если обратится в контролирующие органы.

Отрицательный подоходный налог

Эта мера борьбы с бедностью является самой эффективной. Если все перечисленные до этого способы так или иначе применяются в России, то эта отсутствует у нас в стране вовсе. И разговоров именно о ней стараются избегать граждане, находящиеся у власти.

Вводится прогрессивная шкала — процент налога зависит от доходов: чем больше гражданин зарабатывает, тем больший процент он должен перечислить государству. Те, кто зарабатывает меньше определенного порога, вовсе освобождаются от уплаты налога.

Почему не используется самая эффективная мера?

Интересный факт: в рядах стран большой двадцатки есть только одно государство, в котором не применяется прогрессивная система налогообложения. Эта страна — Россия.

Несмотря на то что правительство не любит разговоров о данной системе, в Государственную Думу РФ регулярно вносятся законопроекты о введении данной системы. Но их сразу же отклоняют.

Чаще всего объясняется это беспокойством за то, что граждане с высоким уровнем доходов полностью уйдут в тень, или вовсе покинут страну со своими деньгами, и бюджет от этого только потеряет. Однако сложно найти развитую страну, в которую можно было бы уехать из России для спокойной жизни и ведения дела, и в которой при этом были бы низкие налоги. Практически в любом европейском государстве максимальная ставка находится на уровне около 50%, в США — 37%, а в Японии — 55,95%.

А если увезти деньги в менее развитую страну, в которой, тем не менее, можно обеспечить себе хорошую жизнь? Тоже не получится. Например, в Аргентине, Турции, Мексике, Вьетнаме и Индии граждане с высоким доходом отдают государству 35%.

Так стоит ли бояться, что при введении прогрессивной системы налогообложения граждане с самыми большими доходами уедут в другие страны? Расскажите о своем мнении в комментариях.

Неинвестируемые личные доходы состоятельных россиян и лежащие на счетах прибыли компаний надо обложить повышенными налогами, считают экономисты ВШЭ. Такой штраф за накопление капитала может не сработать, возражают их оппоненты

Фото: Максим Коротченко / ТАСС

Высшая школа экономики (ВШЭ) предложила существенно поднять налоги на неинвестируемые личные доходы состоятельных граждан и неинвестируемые средства корпораций. Инициатива содержится в отзыве ВШЭ на проект федерального бюджета на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов.

Речь идет о ставке налога 20–24% для доходов физлиц свыше 12 млн и 24 млн руб. в год и о возвращении к ставке 24% или даже к 30% по налогу на прибыль (сейчас 20%) в сочетании с установлением эффективного инвестиционного вычета, отмечается в заключении ВШЭ. Достигнутый налоговыми органами уровень контроля и современная внешнеэкономическая ситуация «существенно ограничивают возможности бегства национального капитала» и вывода денег за рубеж, поэтому повышение налогов не приведет к массовой эмиграции налогоплательщиков, считают экономисты.

С 2021 года в России впервые за 20 лет будет введен прогрессивный элемент при налогообложении доходов физических лиц: по поручению президента НДФЛ вырастет с 13 до 15% для граждан с доходами выше 5 млн руб. в год (больше 416 тыс. руб. в месяц). Повышенным налогом будет облагаться часть доходов, превышающая 5 млн руб. При расчетах будут учитываться только периодические и активные доходы, например зарплата, дивиденды, доходы от продажи ценных бумаг, а разовые доходы, например от продажи личного имущества, из базы для повышенного налога будут исключены. За счет этой меры бюджет рассчитывает получить 60 млрд руб. дополнительных доходов в 2021 году, 64 млрд — в 2022 году и 68,5 млрд — в 2023 году. Средства будут направляться на лечение детей с редкими тяжелыми (орфанными) заболеваниями.

Минфин сообщил РБК, что другие варианты изменений по НДФЛ и налогу на прибыль сейчас не разрабатываются.

Тем не менее вероятность повышения НДФЛ в будущем есть, прокомментировал РБК партнер КПМГ Донат Подниек: «Это наглядно демонстрирует весь период действия плоской 13-процентной ставки — сразу после ее введения с 2001 года регулярно появлялись инициативы по возвращению к прогрессивной шкале, и 20 лет спустя эти инициативы концептуально реализовались. Как говорится, вода камень точит».

Запланированное повышение налогов хотя и затронет незначительную долю россиян, имеет большой потенциал расширения в будущем, отмечали ранее опрошенные РБК экономисты. После «тренировки» на небольшой группе граждан в дальнейшем возможно повышение НДФЛ и/или снижение планки доходов для применения повышенной ставки, допускали они.

Из стран с прогрессивной шкалой налогообложения самая высокая максимальная ставка подоходного налога установлена в Швеции — 61,85%. В Дании она составляет 55,8%, в Германии — 47,5%, в Китае, Великобритании, Испании, Франции и ЮАР — 45%, в США — 37%. Из стран ЕАЭС прогрессивную шкалу ввела Армения с максимальной ставкой 36%. В Белоруссии ставка НДФЛ равна 13%, в Казахстане и Киргизии — 10%.

Целесообразно ли повышать НДФЛ для состоятельных россиян

Поскольку ВШЭ предлагает облагать повышенным налогом только неинвестируемые доходы, такой подход «представляет собой своего рода штраф за накопление капитала», указывает Подниек. Подтолкнуть физлица вкладывать деньги может только повышение привлекательности таких инвестиций. «Стимулирование «кнутом» может сработать в краткосрочной перспективе, но в долгосрочной перспективе эффективным не станет», — уверен партнер КПМГ.

«При цели увеличить налогообложение доходов богатейших лиц бессмысленно повышать НДФЛ: они получают основные доходы не в виде зарплат, а в виде дивидендов», — считает заведующая лабораторией развития налоговой системы Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Наталья Корниенко. В связи с этим, по ее мнению, нужно вернуться к идее ужесточить правила налогового резидентства.

Сейчас платить налоги в России обязаны лица, находящиеся на ее территории 183 дня в год и более. Поэтому часть состоятельных бизнесменов покидают страну в сумме более чем на полгода, чтобы не платить здесь налоги. Минфин предлагал сократить лимит для признания налоговым резидентом до 90 дней и ввести критерий «центра жизненных интересов»: даже если гражданин находился в стране меньший срок, но у него остались недвижимость, бизнес и личные связи, он все равно будет обязан заплатить налоги в России. Позже Минфин отказался от этой идеи.

По мнению Подниека, более жесткие правила налогового резидентства логично вводить по мере роста привлекательности России для ведения бизнеса, совершенствования судебной системы, защиты предпринимателей от административного давления. В таком случае значительное улучшение условий ведения бизнеса должно компенсировать рост налогов. Сейчас Россия «проигрывает борьбу за налоговых резидентов многим странам, у которых шире арсенал средств для сбора налогов с доходов физлиц, получаемых за пределами страны резидентства», отмечает эксперт.

Уже состоявшееся повышение НДФЛ для граждан с доходами выше 5 млн руб. затронет средний класс, а не сверхбогатых, отмечала ранее РАНХиГС. При этом на фоне повышения НДФЛ для них государство вводит налоговую льготу для лиц со сверхвысокими доходами. С 2021 года владельцы зарубежных активов (в низконалоговых странах и офшорах) вместо налога 13% смогут платить фиксированный платеж 5 млн руб. в год без дополнительной отчетности за все контролируемые иностранные компании (КИК).

Инициатива направлена на то, чтобы создать в России выгодный налоговый режим для бизнесменов с зарубежными активами и вывести их доходы из тени. За 2019 год в бюджет пришло лишь 4,1 млрд руб. НДФЛ с доходов бенефициаров КИК и налога на прибыль КИК, следует из данных ФНС. Причем большую часть выплат обеспечил один российский миллиардер — Владимир Лисин (бенефициар НЛМК), писал РБК.

При этом россияне держат за рубежом более $400 млрд активов, оценивала консалтинговая фирма BCG. Причина низких поступлений налогов от КИК — в том числе сложные правила налогообложения. Поэтому часть российских бизнесменов отказались от налогового резидентства России, чтобы не декларировать прибыль контролируемых офшорных компаний.

Подтолкнет ли инвестиции рост налога на прибыль

Помимо повышения подоходного налога для богатых ВШЭ выступает за повышение до 24% или даже до 30% ставки налога на прибыль на свободные неинвестированные средства корпораций. Компании в России накопили на корпоративных счетах и банковских депозитах более 31,8 трлн руб., следует из данных ЦБ на 1 октября 2020 года, что на 10%, или почти на 3 трлн руб., больше, чем год назад (28,9 трлн руб.). Сложно сказать, какую их часть можно отнести к неинвестируемым и по каким критериям.

В 1995–2001 годах базовая ставка налога на прибыль в России составляла 35%, а для банков, страховых компаний и ряда других организаций была еще выше. В 2002–2008 годах была введена единая ставка 24%, с 2009 года она снижена до 20%.

Счетная палата указывала в недавнем заключении на проект бюджета, что «значительные объемы средств, предоставленные государственным корпорациям и государственной компании [«Автодор»] в прошлые годы, используются не в полном объеме и размещаются на депозитах и счетах в кредитных организациях, по которым государственные корпорации (государственная компания) получают проценты». Общий объем временно свободных средств госкорпораций (их в России шесть) аудиторы оценили в 182 млрд руб. на 1 сентября 2020 года.

В общем случае повышать налоги, изымая деньги у производителей в пользу бюджета, когда сам бизнес должен искать пути выхода из кризиса, нецелесообразно, говорит Миронов. Но нынешняя ситуация — не обычная циклическая рецессия: кризис не связан со сменой технологического уклада или производственными шоками. На фоне пандемии нужно расширять вложения в здравоохранение и поддержку наиболее проигравших секторов: предприятия пострадали не в результате проигрыша в конкурентной борьбе, а из-за ограничений, введенных самим государством, и бизнесу нужно компенсировать затраты и потери, объясняет эксперт. В такой ситуации повышение налогов на неинвестируемые средства с эффективным инвестиционным вычетом может быть оправданной мерой, полагает Миронов. Это, по его мнению, могло бы активизировать инвестиционный процесс, подтолкнуть компании «не почивать на лаврах», а вкладываться и в основной бизнес, и в сопряженные отрасли.

Хотя в этом году прибыли корпораций не растут такими темпами, как в предыдущие годы (в первом полугодии упали в два раза), определенные средства заморожены на счетах крупных игроков, напоминает Миронов. «Если на Западе корпорации инвестировали в ценные бумаги и на этом фоне фондовые рынки росли, то в России ситуация иная из-за высоких рисков санкций; деньги «не работают» в полной мере. Предприятия продолжают осторожничать — накапливать ресурсы на черный день», — заключает Миронов.

Инвестиции в основной капитал в России упали на 7,6% (год к году, до 4,03 трлн руб.) во втором квартале 2020 года, на который пришелся пик первой волны пандемии, оценил Росстат. За первое полугодие инвестиции в основной капитал снизились на 4% по сравнению с первым полугодием 2019 года. Правительство в базовом варианте прогноза ожидает рост инвестиций на 3,9% в 2021 году после спада на 6,6% в текущем году.

В России впервые за 20 лет появятся элементы прогрессивной шкалы подоходного налога: россияне с заработком более ₽5 млн в год начнут платить НДФЛ по ставке 15 вместо 13%. Будет начисляться и налог с доходов по вкладам от ₽1 млн

Фото: Владимир Гердо / ТАСС

С 1 января 2021 года в России вступает в силу закон о налогообложении доходов граждан с депозитов, если сумма их сбережений превышает 1 млн руб., а также вводится повышенная ставка налога на доходы физических лиц (НДФЛ) в размере 15% для россиян с доходами от 5 млн руб. в год (соответствует 416,7 тыс. руб. в месяц). В течение 20 лет в стране действовала единая ставка подоходного налога в размере 13%. Решения об увеличении налоговой нагрузки были приняты на фоне падения бюджетных доходов, вызванного пандемией. Власти оценивают совокупный эффект от этих мер примерно в 160 млрд руб., но если деньги от роста НДФЛ (60 млрд руб.) должны поступить в бюджет уже в 2021 году, то платежи по начисленным за год налогам с доходов по вкладам начнутся только в 2022-м.

Как минимум последние десять лет чиновники кулуарно обсуждали возможность возвращения к прогрессивной шкале НДФЛ, отмененной в 2001 году. В пользу этой идеи говорили заметно повысившееся качество налогового администрирования и растущее социально-экономическое неравенство в России. В 2017 году Credit Suisse оценивал, что половина наиболее обеспеченных россиян владеет 83% национального дохода — ситуация, сопоставимая с дореволюционным, 1905 годом. Опрос ЦСР в мае (до объявления о повышении) показал, что 61% россиян выступает за прогрессивную шкалу НДФЛ.

Фото:Максим Стулов / Ведомости / ТАСС

Учитывая, что 60 млрд руб. можно было легко изыскать и без повышения налога, эксперты допускают, что это пробный шаг, за которым могут последовать дальнейшие изменения подоходного налога. Для сравнения: в США действует семь диапазонов налогооблагаемого дохода, для каждого из которых установлена своя ставка — от 10 до 37%. Власти также обсуждали идею освобождению от НДФЛ малоимущих россиян, но в начале 2020 года Силуанов сообщил, что правительство решило пойти по другому пути — адресной поддержки бедных.

Налог на состоятельных

Кто будет платить. Министр финансов Антон Силуанов приводил верхнюю оценку количества россиян, которые будут платить 15% с заработка свыше 5 млн руб., — 1% всех работающих, или около 700 тыс. человек. Исходя из данных Росстата о распределении доходов между гражданами, налог может затронуть меньше — 200–300 тыс. человек. По мнению экспертов РАНХиГС, состоятельные граждане, которых коснется повышение налога, проживают в основном в столичных агломерациях (Москве, Петербурге, Казани) и нефтяных регионах (ЯНАО, ХМАО).

Насколько вырастет платеж. Если у человека зарплата составляет, например, 500 тыс. руб. в месяц (до уплаты НДФЛ), то в сумме за год работодатель при повышенной ставке удержит с нее лишние 20 тыс. руб. Чем выше доход, тем дополнительный платеж будет выше.

Амбиции падают: CFO готовы менять работу даже без повышения оклада

Фото: Joe Raedle / Getty Images

Приятели с первого нюха: как мы находим друзей и почему это так сложно

Фото: Kevin Dietsch / Getty Images

«Я нынешний был бы противен себе в 20 лет»: как отдыхает Билл Гейтс

Фото: Oli Scarff/Getty Images

В Москве может освободиться 1,5 млн кв. м офисов: что с ними делать

Фото: Shutterstock

Вас здесь знать не знают: как компании выстроить репутацию в новой стране

Фото: Scott Barbour / Getty Images

На чужой стороне: как сохранить свои активы за рубежом

Фото: Dimitrios Kambouris / Getty Images

Любит колу и ненавидит спорт: как живет антизожник Илон Маск

Фото: Kevin Dietsch / Getty Images

Фастфуд и зарядка для мозга: как держит себя в форме Уоррен Баффетт

Фото:Дмитрий Феоктистов / ТАСС

Какие доходы освобождаются от 15-процентного НДФЛ. Повышенная ставка будет применяться только к «периодическим и активным» доходам сверх 5 млн руб. в год, включая зарплату, дивиденды и продажу ценных бумаг, и не будет применяться к разовым или нерегулярным доходам, например от продажи личного имущества, включая недвижимость.

На что пойдут деньги. НДФЛ с состоятельных россиян, в отличие от общего правила, не будет поступать в региональные бюджеты — средства целевым образом пойдут на лечение детей от редких и тяжелых болезней. Отбирать пациентов и распределять эти средства на лечение будет специальный некоммерческий фонд.

Налог на сбережения

Кто будет платить. В России 5,9 млн счетов с остатками свыше 1 млн руб. (1% всех счетов), сообщало в марте Агентство по страхованию вкладов. Общий объем средств на таких счетах составляет 17,95 трлн руб. (57% от всей суммы вкладов россиян). Если у человека несколько вкладов в разных банках (каждый из которых меньше 1 млн руб.), но в сумме они превышают пороговое значение, то НДФЛ в размере 13% все равно будут облагаться полученные за год доходы за вычетом необлагаемого дохода с 1 млн руб. Поэтому дробить сбережения по разным банкам ради ухода от налога нет смысла. Уплатить налог должны будут даже вкладчики, не являющиеся налоговыми резидентами России. «Ожидаемые доходы бюджета в 2022 году от этой меры составят 100 млрд руб.», — сообщила РБК пресс-служба Минфина.

Как было раньше. Доходы по депозитам формально подлежали налогообложению, но только в том случае, если процентная ставка по вкладу превышала ключевую ставку ЦБ плюс 5 п.п. Такие ставки на рынке практически отсутствовали, поэтому налоги не платились.

Как будет рассчитывать платеж. Когда был открыт вклад, неважно: налогом будет облагаться процентный доход по вкладам за год. Но из него будет вычитаться сумма, равная произведению 1 млн руб. и ключевой ставки ЦБ на 1 января года, за который взимается налог (сейчас это 42,5 тыс. руб.). Например, у физлица один рублевый вклад на 1,5 млн руб. со ставкой 5% годовых, а проценты выплачиваются в конце срока действия — 1 декабря. Такой вклад принесет 68 750 руб. дохода в год. При ключевой ставке ЦБ на 1 января 2021 года — 4,25% необлагаемый доход составляет 42,5 тыс. руб. В результате налог к уплате равен (68 750 — 42 500) х 13% = 3 412,5 руб.

Если счет в валюте, то процентный доход будет пересчитываться в рубли по официальному курсу ЦБ на день фактического получения дохода. Курсовая разница налогом не облагается.

Когда платить. Банки будут выплачивать проценты по вкладам в полном объеме без вычета налога. Уплатить налог вкладчики должны будут самостоятельно. Но подавать декларации о доходах по вкладам не нужно: все российские банки должны будут не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным, сообщить в налоговую о процентах, выплаченных физлицам. Налоговая сама рассчитает сумму налога и направит гражданину уведомление (как в случае с транспортным, земельным налогами или налогом на имущество). Уплатить налог за 2021 год нужно будет до 1 декабря 2022 года.

Какие счета выводятся из-под налогообложения. От налога освобожден доход по рублевым счетам со ставкой ниже 1% годовых, в частности текущие, зарплатные счета. Также не будут облагаться налогом процентные доходы по счетам эскроу (специальный счет в банке, на котором замораживаются средства граждан на недвижимость до окончания строительства). Когда по вкладу установлена плавающая процентная ставка в зависимости от срока действия (например, 4–11 месяцев — 0,6% годовых, с 12 месяцев — 1,1% годовых), налог будет взиматься со всех процентных доходов (даже полученных по ставке меньше 1%), если в период действия вклада ставка превысит это пороговое значение.

Куда пойдут деньги от налога. Доходы государства поступят в федеральный бюджет, хотя по общему правилу НДФЛ идет в бюджеты субъектов. Средства будут направлены целевым образом на выплаты семьям с детьми и безработным.

Налог на доходы с вложений в ценные бумаги. С 2021 года также отменены налоговые льготы с доходов по некоторым видам облигаций. В результате все купоны любых облигаций (ОФЗ, облигаций регионов, корпоративных бумаг) будут облагаться налогом по ставке 13% для резидентов и 30% для нерезидентов, независимо от суммы инвестиций. Налоги удержит брокер, как это происходит и сейчас. Налог с купонов облигаций не должны будут взимать с резидентов России, если их облигации находятся на индивидуальном инвестиционном счете типа Б с вычетом на доход.

Спустя 20 лет после прихода к власти Владимир Путин отменил одну из своих первых реформ. С 2021 г. перестанет действовать единая 13%-ная ставка подоходного налога и Россия вернется к прогрессивной шкале, объявил президент. Для доходов свыше 5 млн руб. в год ставка вырастет до 15%.

Дополнительные поступления – 60 млрд руб. в год – будут «окрашены» в бюджете: их потратят на лечение детей с редкими заболеваниями, пообещал Путин. Вероятнее всего, эти деньги поступят в федеральный бюджет (НДФЛ – региональный налог. – «Ведомости») и затем будут распределены между регионами, рассказывает федеральный чиновник. Но главная цель не деньги, говорит другой чиновник, повышая нагрузку на состоятельных людей, власти рассчитывают удовлетворить запрос общества на социальную справедливость.

При таких параметрах налоговая нагрузка серьезно не вырастет, замечает Александра Суслина из Экономической экспертной группы. Доходы свыше даже 3 млн руб., по данным Росстата, получает около 0,7% работающего населения, или 500 000 человек. У скольких из них доход превышает 5 млн руб., Росстат не раскрывает. По оценкам директора Института социальной политики Высшей школы экономики Лилии Овчаровой, дополнительный налог должны будут заплатить около 100 000 человек.

Как собрать

Введение прогрессивной шкалы НДФЛ Путин объяснил тем, что сейчас стало проще собирать такой налог. Механизм уже реализован с введением налога с доходов от депозитов, говорит партнер «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Сергей Калинин. Банки информируют ФНС о полученном человеком доходе, а налоговики, собрав всю информацию, требуют от него уплаты налога.
Было бы лучше, если бы работодатель продолжал удерживать только 13% с зарплаты, а человек по итогам года сам подавал бы декларацию, считает Калинин. Тогда ФНС будет рассчитывать налог за год и в случае необходимости требовать от человека доплаты в бюджет, согласен партнер Taxology Алексей Артюх. Пока окончательного решения, как именно будет собираться дополнительный налог, нет, рассказывает один из чиновников. Минфин разработает механизм в соответствии с поручениями президента, лаконичен представитель министерства. Его коллега в ФНС не ответил на запрос «Ведомостей» в среду вечером.

В России есть запрос на прогрессивное налогообложение, показал опрос Центра стратегических разработок (в начале мая его эксперты опросили 1600 человек): за него высказался 61% респондентов. Но одно только повышение ставки до 15% справедливости не прибавит, неравенство не снизит, указывает Суслина, для этого стоило бы снизить нагрузку на бедных, что могло бы стимулировать рост потребления и экономики. Это была бы более социально справедливая мера, согласна Овчарова, хотя не обязательно снижение НДФЛ для бедных приведет к росту их доходов, а не работодателей. Поэтому НДФЛ не лучший инструмент для поддержки малоимущих, говорит она.

По расчетам Экономической экспертной группы за 2017 г., для снижения неравенства доходов в стране нужно было бы втрое увеличить налог на людей с доходами выше среднего, одновременно освободив от него малообеспеченных. Последнюю идею чиновники обсуждали в конце 2019 г. – ввести для таких людей вычет из НДФЛ в размере прожиточного минимума.

Одним из вариантов реформы был вычет в 1,5 прожиточного минимума для всех людей при повышении ставки НДФЛ до 16%.

Власти постепенно поднимают нагрузку на людей с относительно высокими доходами. Весной Путин предложил ввести налог на процентные доходы от вкладов и инвестиций в ценные бумаги, если они превышают 1 млн руб. Но запросы людей куда сложнее, чем просто повышение нагрузки на богатых, им нужна система, учитывающая индивидуальные особенности налогоплательщиков – их расходы на пожилых членов семьи, благотворительность и даже на место жительства, выявило исследование экономистов Центра европейских экономических исследований, проведенное на базе опроса German Internet Panel.

Конец деофшоризации

Повышая нагрузку на относительно обеспеченных людей, власти решили сделать подарок наиболее обеспеченным – тем, кто использовал офшорные схемы и контролируемые иностранные компании (КИК). С 2017 г. люди, владеющие более 25% КИК, чья нераспределенная прибыль превышает 10 млн руб. в год, платят с нее налог в 13%. Путин предложил предоставить таким людям возможность заплатить фиксированный налог в 5 млн руб. без дополнительной отчетности. Жалоб на сложную отчетность было очень много, говорит один из чиновников, мера коснется именно людей, а не компаний, владеющих КИК. Очевидно, будет выгодно не раскрывать слишком много информации и воспользоваться упрощенным вариантом, это будет стимулом для выхода из тени, считает партнер «Кроу экспертизы» Рустам Вахитов. Хотя полное отсутствие отчетности не совсем укладывается в стандарты прозрачности, кроме того, ее все равно нужно направлять банкам для автоматического обмена налоговой информацией между разными странами, отмечает он.

В 2019 г., по данным ФНС, бюджет получил 1,26 млрд руб. НДФЛ с иностранных компаний, контролируемых россиянами. Новый подход поможет предпринимателям существенно сэкономить, говорит директор департамента налогового и юридического консультирования KPMG Александр Токарев. Если у человека налог с КИК окажется меньше 5 млн руб., скорее всего, он сможет подать отчетность и заплатить меньшую сумму, отмечает чиновник. Вариант с фиксированным платежом в 5 млн руб. становится выгодным, если прибыль КИК превышает 38 млн руб., т. е. около $500 000, что относительно немного, отмечает Вахитов.

Неясно, насколько государству мера может быть выгодна, считает партнер Deloitte Наталья Кузнецова. Сейчас правила КИК призывают возвращать капитал в Россию, этому способствовует, в том числе, льгота, по которой прибыль КИК уменьшается на суммы выплаченных дивидендов, объясняет она. Предложенный же механизм упрощает и делает более привлекательным вывод средств за рубеж, удивляется Кузнецова. Но многих людей, которые решили покинуть Россию, чтобы не платить налоги с КИК, новый режим может побудить вернуться, рассуждает Вахитов, особенно в совокупности с новыми льготами для IT-сектора и возможным повышением налоговой нагрузки на выплаты на Кипр. У тех же, кто не хотел переводить прибыль КИК в Россию, и раньше были инструменты, чтобы избежать репатриации капитала, заключает он.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: