Виды государственных органов в рф их система и конституционно правовой статус

Обновлено: 25.04.2024

Государственный орган – гражданин (индивид) или коллектив граждан, наделенный государственно-властными полномочиями на осуществление задач и функций государства и действующий в установленном порядке.

Признаки государственных органов:

? государственные органы наделены государственно-властными полномочиями. Они имеют право издавать акты, обязательные для исполнения другими госорганами, должностными лицами и гражданами;

? каждый государственный орган образуется в установленном государством (то есть законодательством) порядке;

? государственный орган уполномочивается государством осуществлять его задачи и функции;

? каждый орган является составной частью единой системы органов государственной власти.

Единая система органов государственной власти в РФ включает в себя органы законодательной, исполнительной и судебной власти.

Органы законодательной власти: Федеральное Собрание (Совет Федерации и Госдума), парламенты республик в составе РФ, краевые, областные, городские думы и другие законодательные органы.

Органы исполнительной власти: Правительство РФ, правительства республик РФ, министерства, администрации субъектов федерации. По характеру полномочий органы исполнительной власти делятся:

? на органы общей компетенции (например, правительство);

? органы специальной компетенции (например, министерство).

Органы судебной власти: Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд, суды субъектов федерации.

Ни в одну из ветвей власти не входят органы прокуратуры, осуществляющие надзор за исполнением законов, счетные палаты, контролирующие использование бюджетных средств, уполномоченные по правам человека (омбудсмены).

В систему органов государственной власти не включены органы местного самоуправления. Они независимы и имеют право действовать в рамках своих полномочий, установленных законодательством. Система местного самоуправления значительно отличается в разных регионах, поскольку детально регламентируется не федеральным законодательством, а законами субъектов федерации.

Конституционные принципы организации и деятельности государственных органов в РФ:

? принцип разделения властей (ст. 10 Конституции);

? принцип участия граждан в управлении государством (через референдум и выборы) (ст. 3);

? принцип законности (п. 2 ст. 15);

? принцип федерализма (п. 3, 4 ст. 5).

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

107. Система государственных органов по Конституции 1977 г

107. Система государственных органов по Конституции 1977 г Высшим органом государственной власти (законодательным органом), по Конституции, считается Верховный Совет СССР, высшим исполнительным и распорядительным органом — Совет Министров, или Правительство

7. Система и принципы деятельности таможенных органов в Российской Федерации

7. Система и принципы деятельности таможенных органов в Российской Федерации Таможенный орган – это федеральный орган исполнительной ветви власти, наделенный особыми функциями, который является основным претворите-лем таможенной политики РФ.Система таможенных

5. Система государственных и муниципальных органов управления образованием и их компетенция

5. Система государственных и муниципальных органов управления образованием и их компетенция Федеральное Собрание Российской Федерации создает законодательную базу в области образования, утверждает соответствующие статьи бюджета и контролирует выделение

6. Вече и князь в древнерусском государстве – высшие органы власти. Система государственных органов власти

6. Вече и князь в древнерусском государстве – высшие органы власти. Система государственных органов власти Система государственных органов власти Киевской Руси:1) Великий киевский князь;2) удельные князья;3) представительный орган – всенародное вече;4) совещательный

Система государственных органов КНР

Система государственных органов КНР По Конституции КНР высшим органом государственной власти является ВСНП. Число депутатов ВСНП не должно превышать 3000 человек. Срок полномочий ВСНП — пять лет. ВСНП работает в сессионном порядке, очередные сессии проводятся один раз в

28. Система государственных органов Великобритании

28. Система государственных органов Великобритании Система государственных органов Великобритании, в частности парламент, действует на основании конституционных соглашений и правовых обычаев. Такое положение существует со времени принятия самой

31. Система государственных органов Франции, избирательное право и избирательная система

31. Система государственных органов Франции, избирательное право и избирательная система Во Франции существует смешанное (или полупрезидентское) республиканское правление. Система органов власти во Франции построена на принципе разделения властей.Современная Франция

38. Система государственных органов Японии

38. Система государственных органов Японии Систему государственных органов Японии представляет глава государства – Император, Парламент, Кабинет министров и Верховный суд.Власть переходит по наследству только по мужской линии – от отца к старшему сыну, женщины

48. Система государственных органов стран СНГ

48. Система государственных органов стран СНГ Система государственных органов стран СНГ основана на конституционном принципе разделения государственной власти.Все страны СНГ условно подразделяются по форме государственного правления на две основные

39. Система государственных органов Великобритании

39. Система государственных органов Великобритании Особенностью функционирования британского Парламента является отсутствие в государстве писаной конституции, поэтому многие Нормы парламентской жизни, взаимоотношений с правительством остаются урегулированными

44. Система государственных органов Франции, избирательное право и избирательная система

44. Система государственных органов Франции, избирательное право и избирательная система Франция является смешанной (полупрезидентской) республикой, система органов власти которой основана на принципе разделения властей.Франция сегодня – это республика с сильной

59. Система государственных органов Японии

59. Система государственных органов Японии Главой государства является Император. Монарший трон переходит по наследству от отца к старшему сыну. Женщины полностью исключены из системы престолонаследия. Согласно конституционным нормам, Император является только

76. Система государственных органов СНГ

76. Система государственных органов СНГ Принцип разделение властей – основополагающий принцип осуществления государственной власти. Этот принцип заложен в организацию и деятельность высших органов государства.По форме правления государства – участники Содружества

7.2 Виды органов государства. Принципы их организации и деятельности

7.2 Виды органов государства. Принципы их организации и деятельности В юридической науке используются различные критерии для классификации органов государства. Наиболее универсальной считается классификация по принципу разделения властей, т. е. деление органов

Понятие органа государственной власти, его конституционные признаки. Система, основные виды органов государственной власти, закреплённые в Конституции РФ. Их конституционно-правовой статус. Федеральные органы государственной власти с особым статусом.

Конституционно-правовые принципы организации и деятельности органов государственной власти в РФ: народовластие, приоритет прав человека, разделение властей, федерализм, законность, деидеологизация, политическая нейтральность государственных служащих.

Разделение властей, как система «сдержек и противовесов» и её реализация в законодательстве и практике деятельности органов государства в РФ.

Способы образования органов государственной власти в РФ: избрание, формирование, назначение, конституционно-правовое закрепление.

Проблемы совершенствования конституционной системы государственных органов в Российской Федерации. Тема. Президент РФ

Понятие главы государства. Виды президентских республик. Место и роль Президента РФ в конституционной системе органов государственной власти.

Порядок избрания и вступления в должность Президента РФ. Срок полномочий. Символы президентской власти.

Конституционно-правовой статус Президента РФ. Президент РФ – гарант Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Роль Президента в охране суверенитета РФ, её независимости и государственной целостности, обеспечении согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти, определении основных направлений внутренней и внешней политики государства.

Полномочия Президента РФ как главы государства: функции представительства, государственной власти, судебной сфере, согласительные и чрезвычайные полномочия.

Взаимоотношения Президента РФ с палатами Федерального собрания, с Правительством РФ, с судами РФ. Роль в законодательном процессе. Права Президента в федеративных отношениях, в отношении органов власти субъектов РФ.

Правовые акты Президента РФ. Ежегодные послания Федеральному Собранию. Советы и комиссии при Президенте. Совет Безопасности РФ. Государственный Совет РФ.

Администрация Президента и её статус, структура. Институт полномочных представителей Президента РФ в федеральных государственных органах и субъектах РФ.

Ответственность главы государства, его неприкосновенность. Досрочное прекращение полномочий Президента РФ: добровольная отставка, неспособность по состоянию здоровья исполнять обязанности, отрешение от должности.

Единоличные или коллегиальные органы, наделенные властными полномочиями, уполномоченные государством осуществлять его задачи и функции и действующие в установленном порядке. Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Государственную власть в РФ осуществляют Президент РФ, ФС (СФ и ГД), Правительство РФ, суды РФ. Государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ осуществляется Конституцией РФ, федеративными и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Порядок формирования О. г. в. устанавливается Конституцией РФ и законодательством РФ. Все О. г. в. представляют часть единой системы. Каждый из них имеет свое функциональное назначение и действует на основе собственной компетенции, в которой находят выражение присущие этому органу властные полномочия, позволяющие ему решать в пределах предоставленных прав определенные вопросы, издавать обязательные для исполнения акты и обеспечивать их исполнение. Властные полномочия всех О. г. в. взаимосвязаны. Президент РФ является главой государства. Он обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие О. г. в. ФС — парламент РФ — является представительным и законодательным О. г. в. РФ. ФС имеет двухпалатную структуру и состоит из СФ и ГД. Правительство РФ осуществляет исполнительную власть в РФ. Судебная власть в РФ осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Органами судебной власти являются Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, др. федеральные суды. В совокупности они образуют судебную систему РФ.

В структуру О. г. в. входят О. г. в. субъектов РФ. Система О. г. в. субъектов РФ устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и Федеральным законом от 6 окт. 1999 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти Российской Федерации», который устанавливает ответственность О. г. в. субъектов РФ за нарушение Конституции РФ, федерального законодательства. О. г. в. субъектов РФ обеспечивают соответствие принимаемых ими нормативных актов и осуществляемой ими деятельности Конституции РФ и федеральному законодательству. Принципами деятельности О. г. в. субъектов РФ являются единство системы государственной власти, верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории РФ, разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную и др. Систему О. г. в. субъекта РФ составляют: законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ, высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ, иные О. г. в. субъекта РФ, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ. Конституцией (уставом) субъекта РФ может быть установлена должность высшего должностного лица субъекта РФ. К судам субъектов РФ относятся конституционные (уставные) суды субъектов РФ, которые вправе создавать субъекты РФ, а также мировые судьи. Полномочия, осуществляемые О. г. в. субъекта РФ по предметам ведения субъектов РФ, определяются конституцией (уставом), законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами субъекта РФ. Полномочия, осуществляемые О. г. в. субъекта РФ по предметам совместного ведения, определяются Конституцией РФ, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями. Полномочия, осуществляемые О. г. в. субъекта РФ по предметам ведения РФ, определяются федеральными законами, издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ, а также соглашениями. В РФ органы местного самоуправления не входят в систему О. г. в.

телефон нейтральное герб

В РФ есть три ветви власти — законодательная, исполнительная и судебная. Органы власти делятся на федеральные и региональные.

К федеральным относятся:

Федеральное Собрание Российской Федерации (Совет Федерации и Государственная Дума) — федеральный орган законодательной власти;

Правительство Российской Федерации во главе с Председателем — федеральный орган исполнительной власти (также федеральными органами исполнительной власти считаются Министерства России, федеральные службы и федеральные агентства России, управляемые Президентом или подведомственные и управляемые Правительством России);

Верховный Суд Российской Федерации, Конституционный суд, кассационные суды общей юрисдикции, апелляционные суды общей юрисдикции, верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции, а также арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации и специализированные арбитражные суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов — федеральные органы судебной власти.

Региональные — это органы власти субъектов Федерации, они также делятся на законодательные, исполнительные и судебные.

Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ осуществляется Конституцией РФ, законами, федеративными и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Президент РФ является главой государства. Он обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц.

Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

Органы государственной власти могут участвовать в формировании органов местного самоуправления, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления в порядке и случаях, установленных федеральным законом.

Палаты ФС РФ, Правительство РФ, законодательные органы субъектов РФ могут вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции.

Федеральное Собрание

Федеральное Собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы.

Совет Федерации состоит из сенаторов Российской Федерации, по два от каждого субъекта: по одному от законодательного и исполнительного органов государственной власти — на срок полномочий соответствующего органа. Семь из них могут быть назначены пожизненно. Государственная Дума состоит из 450 депутатов, избирается на пять лет. Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами.

К ведению Совета Федерации относятся:

утверждение изменения границ между субъектами РФ;

утверждение указов Президента РФ о введении военного положения и чрезвычайного положения;

решение вопроса о возможности использования Вооруженных сил РФ за пределами территории нашей страны;

назначение выборов Президента РФ и его отрешение от должности;

лишение неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий;

назначение на должность по представлению Президента РФ Председателя Конституционного суда РФ, его заместителя и судей КС РФ, Председателя Верховного Суда РФ, его заместителей и судей ВС РФ;

проведение консультаций по предложенным Президентом кандидатурам на должность Генерального прокурора РФ, его заместителей, прокуроров субъектов РФ, прокуроров военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов РФ;

назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента;

проведение консультаций по предложенным Президентом кандидатурам на должность руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности;

прекращение по представлению Президента в соответствии с федеральным конституционным законом полномочий Председателя Конституционного суда, его заместителя и судей КС РФ, Председателя Верховного Суда, его заместителей и судей ВС РФ, председателей, заместителей председателей и судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий;

заслушивание ежегодных докладов Генерального прокурора.

К ведению Государственной Думы относятся:

утверждение по представлению Президента кандидатуры Председателя Правительства РФ;

утверждение по представлению Председателя Правительства РФ кандидатур его заместителей и федеральных министров, за исключением тех, что указаны в пункте «д1» статьи 83 Конституции;

решение вопроса о доверии Правительству РФ;

заслушивание ежегодных отчетов Правительства РФ;

назначение на должность и освобождение от должности Председателя ЦБ РФ, заслушивание ежегодных отчетов ЦБ;

назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента РФ;

назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека;

выдвижение обвинения против Президента РФ в целях отрешения его от должности или против Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, в целях лишения его неприкосновенности.

Государственная Дума может быть распущена Президентом РФ в случаях, предусмотренных статьями 111, 112 и 117 Конституции.

Совету Федерации, сенаторам Российской Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации принадлежит право законодательной инициативы. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

Федеральные законы принимаются Государственной Думой. Принятые законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации для одобрения. Принятый ГД и одобренный СФ федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.

Правительство РФ

Исполнительную власть РФ осуществляет Правительство РФ под общим руководством Президента РФ. Правительство состоит из Председателя, его заместителей и федеральных министров.

Правительство руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, за исключением тех, руководство деятельностью которых осуществляет Президент.

разрабатывает и представляет ГД федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, представляет ГД отчет о его исполнении и ежегодные отчеты о результатах своей деятельности;

обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики, единой социально ориентированной госполитики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, поддержки, укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей, а также в области охраны окружающей среды;

обеспечивает господдержку научно-технологического развития РФ, сохранение и развитие ее научного потенциала;

обеспечивает функционирование системы социальной защиты инвалидов, основанной на полном и равном осуществлении ими прав и свобод человека и гражданина, их социальную интеграцию без какой‑либо дискриминации, создание доступной среды для инвалидов и улучшение качества их жизни;

осуществляет управление федеральной собственностью и меры по обеспечению обороны страны, госбезопасности, реализации внешней политики РФ;

осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

осуществляет меры по поддержке институтов гражданского общества, в том числе НКО, обеспечивает их участие в выработке и проведении государственной политики;

осуществляет меры по поддержке добровольческой (волонтерской) деятельности, содействует развитию предпринимательства и частной инициативы;

обеспечивает реализацию принципов социального партнерства в сфере регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений;

осуществляет меры, направленные на создание благоприятных условий жизнедеятельности населения, снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранение уникального природного и биологического многообразия страны, формирование в обществе ответственного отношения к животным;

создает условия для развития системы экологического образования граждан, воспитания экологической культуры;

осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией, федеральными законами, указами Президента.

Порядок деятельности Правительства РФ определяется федеральным конституционным законом.

Судебная власть

Правосудие в РФ осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства.

Судебную систему РФ составляют Конституционный суд РФ; Верховный Суд РФ; федеральные суды общей юрисдикции; арбитражные суды; мировые судьи субъектов РФ. Создание чрезвычайных судов не допускается.

Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону.

Конституционный суд — высший судебный орган конституционного контроля в РФ. Он состоит из 11 судей, включая Председателя и его заместителя. Конституционный суд разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных актов, конституций республик, уставов, не вступивших в силу международных договоров РФ и т. д.

Конституционный суд разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, высшими государственными органами субъектов РФ.

Конституционный суд дает толкование Конституции Российской Федерации. По запросу Президента КС РФ проверяет конституционность проектов законов о поправке к Конституции РФ, проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также принятых в порядке, предусмотренном частями 2 и 3 статьи 107 и частью 2 статьи 108 Конституции РФ законов до их подписания Президентом Российской Федерации.

КС РФ также разрешает вопрос о возможности исполнения решений межгосударственных органов, принятых на основании положений международных договоров РФ в их истолковании, противоречащем Конституции РФ, а также о возможности исполнения решения иностранного или международного (межгосударственного) суда, иностранного или международного третейского суда (арбитража), налагающего обязанности на РФ, в случае если это решение противоречит основам публичного правопорядка РФ.

Верховный Суд РФ — высший судебный орган по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции и арбитражным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом и осуществляющим судебную власть посредством гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства. Верховный Суд РФ осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции и арбитражных судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики.


Конституционное право: понятие, предмет. Предметом конституционного права являются такие отношения, которые можно назвать базовыми, основопола­гающими. Они образуют как бы фундамент всего здания сложной системы социальных связей, подлежащих правовому воздейст­вию. Эти базовые отношения — системообразующие, оформляю­щие целостность общества, его единство как организованной и функционирующей структуры, основанной на общих началах по­литического, экономического и социального устройства. В силу такого всеобъемлющего характера общественных отношений, яв­ляющихся предметом конституционного права, они отличаются большим многообразием, представляют сложную систему.

По содержанию, функциональному назначению можно выде­лить четыре основных группы таких отношений. Рассмотрим их.

1. Нормы конституционного права регулируют общественные отношения, определяющие принципы, на которых основано уст­ройство государства и общества.

В этих отношениях выражается, прежде всего, качественная ха­рактеристика государства; суверенитет, форма правления, форма государственного устройства, субъекты государственной власти и способы ее реализации, т.е. общие основы функционирования всей политической системы общества.

2. Предметом конституционного права являются такие общест­венные отношения, которые определяют основы взаимоотноше­ний человека с государством, т.е. главные принципы, характери­зующие положение человека в обществе и государстве, гражданст­во, а также основные неотъемлемые права, свободы и обязанности человека и гражданина.

3. Поскольку Россия является федеративным государством, то объективно существует широкая сфера отношений между Федера­цией и ее субъектами. Урегулирование этих общественных отно­шений составляет важное условие обеспечения целостности и единства государства, обоснованного реальными потребностями разграничения предметов ведения и полномочий между Федера­цией и ее субъектами. Данные отношения тоже входят в предмет конституционного нрава. Нормы, регулирующие их, содержатся в гл. 3 Конституции России «Федеративное устройство».

4. Нормы конституционного права закрепляют основные принци­пы системы органов государственной власти и системы органов местного самоуправления: виды органов государственной власти, правовой статус главы государства, органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядок их образования, компе­тенцию, формы деятельности, издаваемые ими акты, систему органов местного самоуправления.

К предмету конституционного права относится практически вся сфера общественных отношений, связанных с установлением правового статуса представительных, законодательных органов государственной власти, как федеральных, так и субъектов Рос­сийской Федерации.

Полно охватываются конституционно-правовым регулирова­нием и общественные отношения, связанные с функционированием института главы государства — Президента Российской Феде­рации.

Что касается сферы общественных отношений, связанных с ор­ганами исполнительной власти, то к предмету отрасли конститу­ционного права относятся только те отношения, в которых выра­жаются конституционные основы, главные принципы, опреде­ляющие порядок формирования, статус исполнительных орга­нов — главным образом Правительства РФ, правительств и высших должностных лиц субъектов Российской Федерации.

Более детально компетенция правительства, всех остальных органов исполнительной власти регулируется нормами отрасли административного права.

Аналогичным образом решается вопрос о пределах конституци­онно-правового регулирования судебных органов. Предмет отрасли конституционного права в этой сфере включает только те отношения, в которых определяются основы системы судебных органов, принци­пы правосудия. Детально структура, полномочия судебных органов, порядок судопроизводства регулируются нормами уголовно-процессуального и гражданского процессуального права. Однако от­ношения в сфере конституционного судопроизводства, связанные с деятельностью Конституционного Суда Российской Федерации, Конституционных, уставных судов субъектов Федерации, полнос­тью охватываются предметом конституционного права.

Что касается органов местного самоуправления, то предмет конституционного права охватывает отношения, определяющие основы их правового статуса, главные принципы их организации и деятельности, взаимоотношений с органами государственной власти. В целом отношения, возникающие в сфере деятельности органов местного самоуправления, входят в предмет такой ком­плексной отрасли как муниципальное право.

Итак, можно сделать следующий вывод.

Конституционное право — ведущая отрасль права России, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляю­щих и регулирующих общественные отношения, которые опреде­ляют организационное и функциональное единство общества: ос­новы конституционного строя Российской Федерации, основы правового статуса человека и гражданина, федеративное устрой­ство, систему государственной власти и систему местного самоуп­равления.

Понятие, юридические свойства и структура Конституции РФ. Конституцию как нормативный правовой акт, занимающий самостоятельное и особое место в правовой системе современного демократического государства, от всех других правовых актов тра­диционно отличают следующие черты:

1) особый субъект, который устанавливает конституцию или от имени которого она принимается;

2) учредительный, первичный характер конституционных установлений;

3) всеохватывающий характер конституционной регламен­тации, т.е. тех сфер общественных отношений, воздействие на которые она распространяет;

4) особые юридические свойства: верховенство, высшая юридическая сила, порядок принятия, внесения поправок, специфичес­кие формы охраны и др.

Под структурой конституции понимается принятый в ней порядок, посредством которого устанавливаются определенная система группировки однородных конституционных норм в разделы, главы и последовательность их расположения.

По своей структуре Конституция 1993 г . состоит из преамбулы и двух разделов. Раздел первый содержит собственно Конститу­цию и включает девять глав. Они называются:

1) Основы конституционного строя;

2) Права и свободы человека и гражданина;

3) Федеративное устройство;

4) Президент Российской Федерации;

5) Федеральное Собрание;

6) Правительство Российской Федерации;

7) Судебная власть:

8) Местное самоуправление;

9) Конституционные поправки и пересмотр Конституции.

Раздел второй именуется «Заключительные и переходные по­ложения».

В структуре действующей Конституции России отражаются те концептуальные идеи, на которых она основана:

1) первый раздел называется «Основы конституционного строя» (в прежней Конституции он назывался «Основы обществен­ного строя и политики»), что представляет собой не простую заме­ну терминов «общественный» на «конституционный», а качественное изменение характеристики строя;

2) зафиксирован переход на парламентскую систему (в Конституции 1978 г . существовал раздел четвертый «Советы народных депутатов Российской Федерации и порядок их избрания», причем Советы рассматривались как антипод парламенту);

3) перечень глав об органах государственной власти открывает глава о Президенте РФ. В этом проявляется статус Президента как главы государства;

4) последовательно и четко проведен принцип разделения властей. Логично располагаются главы о Федеральном Собрании, Пра­вительстве, судебной власти (в прежней Конституции последняя глава именовалась «Правосудие, прокурорский надзор», что не оп­ределяло суд как орган государственной власти);

5) закреплены новые начала федеративного устройства, определяющие статус субъектов Российской Федерации, принципы разграничения полномочий (в прежней Конституции выделялись раз­делы, посвященные высшим органам государственной власти и управления республики в составе России, органам государствен­ной власти и управления края, области, автономной области, авто­номного округа и города федерального значения);

6) отсутствует раздел о государственном плане экономического и социального развития России (этот раздел уже и в прежней Кон­ституции в последние годы был неоправданным);

7) название главы «Права и свободы человека и гражданина» показывает самоценность личности как таковой, без увязки ее статуса непосредственно с государством (в прежней Конституции права и свободы человека и гражданина были включены в раздел «Государство и личность»).

Положения Федеративного договора в необходимой мере нашли непосредственное отражение в Конституции и отпала необ­ходимость его включения в качестве составной ее части.

В целом по своей структуре Конституция 1993 г . в отличие от Конституции 1978г. является более компактной, четкой и юриди­чески строгой по последовательности расположения ее глав.

Раздел второй Конституции «Заключительные и переходные положения» в истории российской конституции появился впе­рвые. В конституциях зарубежных стран такой раздел - явление нередкое.

В разделе втором Конституции РФ закрепляются положения о введении новой Конституции в действие, фиксируются прекраще­ние действия прежней Конституции, соотношение Конституции и Федеративного договора, порядок применения законов и иных нормативных правовых актов, действовавших до вступления в силу настоящей Конституции, основания, на которых продолжа­ют действовать ранее образованные органы.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: